Что объединяет аскетизм альтруизм. Эвдемонизм - это что? Примеры эвдемонизма
Гедонизм (от греч. hdouh - наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Гедонизм противоположен аскетизму.
В Др. Греции одним из первых представителей Гедонихма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств, удовольствия. В ином плане идеи Гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, французике материалисты 18 в. в борьбе против религии понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль).
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее и этике - принцип истолкования и обоснования морали, счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного Эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Хотя Эвдемонизм возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы, в особенности Спиноза, который с исключительной остротой поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»).
Аскетизм (от греч. aschthV - упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в христианстве - соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного, неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из характерных черт ранних крестьянских движений.
Утилитаризм (от лат. utilitas - польза, выгода):
принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой либо цели.
Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам, основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд. лиц
Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль попытался сгладить эгоистические моменты этики Утилитаризма. и пришёл в итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.
Контрольные вопросы для СРС
1.Понятие аксиологии?
2.Что такое гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, утилитаризм?
Темы рефератов
Ценности в современном мире.
Ценности: творчество, красота, любовь, творчество, искусство (на выбор).
1. Введение в философию: Учебник для вузов. 2ч. – М.:
Политиздат, 1989 (ч.2).
2. Вундт В. Введение в философию. М., 2001.
3. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2004.
4. Канке В.А. Философия. –М. 1997.
Гедонизм (от греч. hdouh - наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Гедонизм противоположен аскетизму.
В Др. Греции одним из первых представителей Гедонихма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств, удовольствия. В ином плане идеи Гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, французике материалисты 18 в. в борьбе против религии понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль).
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее и этике - принцип истолкования и обоснования морали, счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного Эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Хотя Эвдемонизм возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы, в особенности Спиноза, который с исключительной остротой поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»).
Аскетизм (от греч. aschthV - упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в христианстве - соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного, неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из характерных черт ранних крестьянских движений.
Утилитаризм (от лат. utilitas - польза, выгода):
принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой либо цели.
Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам, основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд. лиц
Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль попытался сгладить эгоистические моменты этики Утилитаризма. и пришёл в итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.
Контрольные вопросы для СРС
1.Понятие аксиологии?
2.Что такое гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, утилитаризм?
Темы рефератов
1. Ценности в современном мире.
2. Ценности: творчество, красота, любовь, творчество, искусство (на выбор).
1. Введение в философию: Учебник для вузов. 2ч. – М.:
Политиздат, 1989 (ч.2).
2. Вундт В. Введение в философию. М., 2001.
3. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2004.
4. Канке В.А. Философия. –М. 1997.
Гедонизм возник в IV веке до н.э. в Древней Греции, его представителями были Аристипп и Гегесий. Гедонисты считали, что основа человеческой жизнедеятельности - наслаждения, удовольствия. Страдание воспринималось как очевидное зло, которое необходимо избегать. Высшее наслаждение человек может получить в ходе научного познания окружающего мира. В эпоху средних веков западноевропейская мысль, имевшая по преимуществу религиозный характер, относилась к гедонизму отрицательно из-за его ярко выраженного натурализма, то есть гедонисты видели истоки нравственности в природе, а не в божественной воле. В эпоху Возрождения и Нового времени принципы гедонизма вновь становятся популярными, но он начинается трактоваться, в первую очередь, как удовлетворение чувственных влечений В оппозиции гедонизму находится аскетизм, цель которого - подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринимающих чувственную жизнь как греховную. Эвдемонизм - этическое направление, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в естественном стремлении к счастью. Однако счастье не есть чувственное удовольствие. Счастье было объявлено целью всех стремлений. Но счастье отдельного человека не должно зависеть от изменчивого внешнего мира. Эвдемонический принцип присутствует в этике Юма, особенно большое значение он приобретает у Вольтера, Дидро, Руссо и Гельвеция. Ригоризм означает подчинение воли нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обуздывать естественное стремление к счастью: «человек живет не для радости, а для совести». Мыслители-ригористы утверждали, что истинная нравственность никоим образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противостоит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные проблемы - прежде всего, материальные. Этика ригоризма - это, в первую очередь, этика долга. В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую школы. В Новое время учение Канта выделяется своим ярко выраженным ригоризмом. В основе утилитаризма лежит частный интерес, и главной нравственной ценностью считается польза. Утилитаризм пропагандировали древнегреческие софисты, видя в пользе основание и конечную цель нравственных поступков. В Новое время возникло стремление связывать нравственность с реальными интересами людей. Однако существует противоречие между частным интересом и интересом общим. Чтобы решить данное противоречие, была разработана теория разумного эгоизма, суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках руководствуется только собственными интересами, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы разумно, соотносил с общественной пользой. В этом случае интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих, а наоборот, будут сочетаться с ними. Идеализм обосновывает нравственность божественными, сверхъестественными причинами. Сверхъестественное обоснование нравственности имеет богатую традицию в истории этики. На первых этапах своего развития этика была настолько тесно связана с религией, что можно говорить об их неразрывности. Представители идеализма воспринимали Бога и мир как нечто, существующее независимо от человеческого сознания. Они утверждали, что нравственные законы, данные Богом, существуют вечно, независимо от развития человеческого общества.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
В истории этической мысли «стремление к удовольствиям» зачастую объявлялось главным истоком всей морали (нравственности), причиной ее происхождения и конечной целью ее развития. Такой подход принято называть гедонизмом (от древнегреческого «удовольствие»).
Если обобщить определения из разнообразных словарей и энциклопедий, то Гедонизм
– это система взглядов и (или) образ жизни, основанные на убеждении, что стремление к наслаждению и избавление от страданий – главная причина (движущее начало) человеческих действий, а также основой путь к людскому счастью.
Прямой противоположностью гедонизма считается аскетизм , присущий различным религиозным и этическим доктринам, проповедующим воздержание от удовольствий вплоть до полного отказа от мирских благ и подавления всех чувственных устремлений.
Обычно гедонисты сосредотачивают внимание на удовольствиях, но есть и такие, что вслед за древним философом Гигесием Александрийским призывают ограничиться уклонением от страданий, ибо иные удовольствия все равно обманчивы и сулят «тяжкое похмелье». Отсутствие же страданий обеспечивает подлинное и длительное удовольствие. Такие «гедонисты-уклонисты» придумывают и распространяют среди приверженцев различные «методы ухода от страданий» («уклонения от реальности»): от возвышенных наслаждений собственным или чужим творчеством и погружения в нирвану до пьянства и наркотиков.
Принимая во внимание принципиальное различие между телесными и духовными удовольствиями, в особое этическое учение выделяют «эвдемонизм
» (от древнегреческого - счастье), где в качестве благ, к которым нужно стремиться в погоне за счастьем, фигурируют только возвышенные душевные наслаждения. Естественно, такое учение всегда предназначалось исключительно для узкого круга избранных, так как интеллектуальные наслаждения недоступны всем или многим. Но даже там, где эвдемонизм не считается одной из разновидностей гедонизма, «стремление к счастью» в качестве духовной ценности (душевного блаженства) продолжает противопоставляться телесным удовольствиям.
Как пишет российский философ Апресян, детально исследовавший взгляды гедонистов: «Гедоническое мироощущение органично человеческому естеству и биологически оправданно».
С этим можно согласиться: действительно, удовольствие и неудовольствие, – очень распространенные, присущие любому из нас ощущения (чувства). Они помогают рассортировать наши впечатления на положительные и отрицательные эмоции, и в последующем сориентироваться в окружающем мире. По ним каждый индивид определяет, что благоприятно для его нормальной жизнедеятельности, а что нет; что хорошо сочетается с потребностями организма, а что наоборот губительно или разрушительно.
Видимо, поэтому самый распространенный вид гедонизма – бытовой. Те, что придерживаются гедонизма в быту, зачастую и не подозревает о существовании правильного научного названия, заимствованного из древнегреческого языка. Да и вообще «любители сладкой жизни» легко обходятся без слов, если не считать приправленного сочными междометиями «смакования» прошлых, нынешних или будущих «удовольствий». Даже «Благом» такие люди зачастую называют то, что им приятно и желательно, а «злом» - нечто неприятное (противное) для них лично. «Парадигму морали» или «жизненное кредо» приверженцев такого «гедонизма» можно выразить тремя словами: «Насладись по полной».
И что удивительно: даже самоотверженный искатель высшей мудрости Спиноза шел на поводу у такой гиперболизации «личных капризов», утверждая: «Мы ничего не желаем потому, что оно добро, но, наоборот, называем добром то, что желаем ради собственных удовольствий и, следовательно, то, к чему чувствуем отвращение, называем злом " 2 .
Конечно, между людьми, склонными к удовольствиям, имеются принципиальные различия. Кто-то предпочитает телесное, а кто-то – духовное. Кто-то выбирает приятное окружающим, а кто-то ‑ весьма неприятное и вредное для всех, кроме него самого, наслаждающегося чужими страданиями. И это неудивительно. Когда о четкости (конкретности) этического принципа мало задумываются, то этот принцип может стать очень расплывчатым названием, объединяющим псевдо единомышленников – людей, совершенно непохожих друг на друга: героя и негодяя, яркую личность и жалкую посредственность.
Кроме чисто физиологических обоснований ныне в ходу целый ряд умозрительных аргументов в пользу гедонизма, сводящихся к следующему:
Удовольствие сопровождает любое исполнение желаний и реализацию человеческой воли в целом;
Удовольствие свидетельствует о полноте насыщения подлинной жизненной потребности;
Удовлетворенный человек ни от чего и ни от кого не зависит, то есть по-настоящему свободен;
Сладость наслаждения имеет столь притягательную силу, что противиться ей могут только лица, изуродованные болезненным пристрастием к «мазохизму» или «аскетизму», мало отличающемуся от садомазохистской схимы.
Эвдемони́зм (греч. ευδαιμονία - процветание, блаженство, счастье) - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого». Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни.
Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Эпикура, Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утонченные духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.
Одним из критиков эвдемонизма в этике был Иммануил Кант, полагавший, что мотивом по-настоящему морального поступка может быть только долг, но не стремление к счастью.
В современной психологии такое направление как позитивная психология ведёт свою историю от учений древнегреческих философов об эвдаймонии.
В восточной философии к эвдемонистическому учению можно отнести буддизм с его постулатом об избавлении от всех страданий с целью достижения нирваны. По словам Далай-Ламы XIV «Основная цель человеческой жизни - счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы - атеисты или верующие, буддисты или христиане, - все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни - это движение к счастью…» .
Представители эвдемонизма: Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Сенека, стоики, Спиноза, Фома Аквинский, Эпикур, и др.
В этике и теории ценности, перфекционизм - постоянство желания в получении оптимального качества духовного, умственного, физического, и материального существа. Неоаристотелевский Томас Херка описывает перфекционизм следующим образом:
Перфекционист не обязательно полагает, что можно достигнуть прекрасной жизни или состояния проживания. Скорее перфекционистские методы устойчивая настойчивость в получении самой лучшей жизни или состояния проживания.
Совершенство означает больше, чем - или что-то другое от - счастье или удовольствие, и перфекционизм отличен от утилитаризма во всех его формах. Общество, преданное перфекционистским принципам, может не произвести счастливых граждан - отнюдь нет. Кант расценил такое общество как правительственный патернализм, в котором он отрицал ради «патриотического» государства. В то время как человек ответственен за то, что жил добродетельной жизнью, государство должно быть ограничено регулированием человеческого сосуществования.
Альфред Нэкет написал в этом отношении:
Истинная роль коллективного существования... должна учиться, чтобы обнаружить, знать. Еда, выпивая, спя, живя, одним словом, является простым соучастником. В этом отношении нас не отличают от скота. Знание- цель. Если я был осужден выбрать между человечеством, существенно счастливым, насыщенным после манеры стада овец в области и человечеством, существующим в страдании, но от которого выделяемый, тут и там, некоторая вечная правда, это находится на последнем, мой выбор упал бы.
Нет никаких универсальных параметров совершенства. Люди и культуры выбирают те ценности, которые, для них, представляют идеал совершенства. Например, один человек может рассмотреть образование как ведущее совершенство, в то время как другой красоте самый высокий идеал.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Принцип этической жизни - это тот более или менее четко сформулированный и рационально выраженный способ, каким человек определяет свою жизненную позицию, свое отношение к другим людям и к важнейшим проблемам человеческого бытия. Принципы иногда совпадают по названию с этическими концепциями. Например, гедонизм - это и этическая концепция, и принцип, которым руководствуются в своей жизни некоторые люди, чаше всего и не подозревающие, что существует целая концепция, обосновывающая и оправдывающая стиль их поведения. Можно сказать, что этический принцип характеризует стиль жизни человека.
Мы расскажем здесь о некоторых основных принципах. Это альтруизм, эгоизм, гедонизм, аскетизм, нигилизм, утилитаризм, прагматизм, гуманизм, аморализм, имморализм.
Выше мы разбирали гедонизм как этическую концепцию, и сам принцип гедонизма - жить так, чтобы получать от жизни удовольствие, стремиться к максимуму удовольствий (не обязательно чувственных, удовольствия могут быть и интеллектуальными) - непосредственно вытекает из соответствующей этической концепции.
Гедонизм и его разновидность эвдемонизм являются антиподами аскетизма.
Аскетизм
Аскетизм (от греческого «аскет» - отшельник, монах) - это пренебрежение чувственным миром или даже полное его отрицание ради мира духовного. Часто это добровольное перенесение страданий, боли, отказ от общества, от семьи, уход из мира в монастырь и т. д. Цель аскетизма - развитие духа, достижение максимальной духовной концентрации, обретение сверхъестественных способностей. Все это свойственно и последователям йоги, и христианским мистикам, и идейным коммунистам, которые готовы были голодать сами и обречь на голод и мучения целые народы во имя скорейшего достижения светлого будущего. Всем известен предшественник таких коммунистов, герой романа «Что делать?» Рахметов, который спал на гвоздях, готовя себя к будущим испытаниям, и отказывался от минимальных удобств жизни для того, чтобы закалить свое тело.
Часто аскетизм как стиль индивидуальной жизни есть для аскета лишь способ достижения более высоких духовных ценностей. Русский философ и богослов П. Флоренский отмечал, что святые отцы называли аскетику не наукой и даже не нравственной работой, а искусством, художеством, мало того - самым главным искусством, художеством по преимуществу. Теоретическое знание - философия - есть любовь к мудрости. Созерцательное знание, даваемое аскетикой, есть филокалия - любовь к красоте. «...Аскетика создает не «доброго» человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых подвижников - вовсе не их «доброта», которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной светоносной личности...»63 "
Святой подвижник, реально приобщаясь к жизни в безусловной красоте, фактически еще при жизни преодолевает границу между двумя мирами, делая из себя «просиянную тварь».
В аскетизме различается телесное и плотское. Тело - это храм духа, тела могут быть духовными, сквозь оболочку тела, сквозь лицо и глаза может просвечивать дух. А плоть - это животное начало в человеке, выходящее из своих пределов, перестающее служить основой духовному началу. Плоть, согласно Вл. Соловьеву, - это бытие, не владеющее собой, всецело обращенное наружу - пустота, голод и ненасытность, - расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением. А дух - это бытие, вошедшее в себя, самообладающее. Дух требует ослабления плоти, переведения ее из действующего состояния в потенциальное. Таков нравственный смысл настоящего аскетизма.
Соловьев даже формулировал аскетический нравственный принцип, которому должен следовать любой человек: «Подчиняй плоть духу, насколько это нужно для его достоинства и независимости. Имея окончательной, уповаемой целью быть полным господином физических сил своей и общей природы, ближайшею, обязательной своей целью ставь: не быть по крайней мере закабаленным слугой бунтующей материи, или хаоса»64.
Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека. Принцип истинного аскетизма есть принцип духовного самосохранения. Но внутреннее самосохранение отдельного человека, существа хотя бы и духовного, считал Вл. Соловьев, не может быть безусловным добром, или высшею и окончательною целью жизни. Рабство человека у плотских влечений, то есть у всего противоразумного, бессмысленного, превращающего его в худший вид животного, есть, без сомнения, зло. И в этом смысле никто не может возразить против аскетизма, то есть возведенного в принцип воздержания. Всякий согласен, что неспособность к сопротивлению животным инстинктам есть бессилие духа - нечто для человека постыдное и, следовательно, дурное. Значит, способность к такому сопротивлению есть добро и должна быть принята как норма, из которой могут вытекать определенные правила жизни. В этом пункте нравственная философия только уясняет и развивает то, что утверждается простым человеческим сознанием. Помимо всяких принципов, - обжорство, пьянство, распутство непосредственно вызывают отвращение и презрение, а воздержание от этих пороков пользуется невольным уважением, то есть признается добром.
Эгоизм
Эгоизм (от латинского «ego» - Я) - принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм - это забота о себе даже за счет блага других. По самой своей природе человеческая воля направляется не на всеобщее, а на собственное индивидуальное благополучие. «Любовь к самому себе, - писал О. Уайльд, - это единственный роман, длящийся пожизненно». Нужны достаточно высокий уровень развития культуры, специфическое воспитание, чтобы человек научился больше думать о других, чем о себе. Чем больше культуры, тем меньше эгоизма.
Если нравственно воспитанный человек руководствуется правилом «Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами», то для эгоиста главный принцип: «Поступайте с людьми так, как они поступают с вами».
Конечно, ни один человек не бывает эгоистом в чистом виде в том смысле, что стремится исключительно к собственному благополучию и совершенно нечувствителен к положению других. Всегда существует хотя бы небольшое число лиц, например родственники
и друзья, которым человек всегда готов помогать. Принцип эгоизма был признан в Новое время в качестве универсального мерила деятельности, прежде всего деятельности хозяйственной. Сам термин «эгоизм» возник в XVIII веке. Предполагалось, что человек, стремясь к собственной выгоде, например, строя завод, тем самым помогает развитию общества.
Очень ярко вскрыл сущность эгоизма английский философ и врач (француз по происхождению) Бернард Мандевиль (1670-1733). В своем сатирическом произведении «Басня о пчелах» он писал, что социальное поведение основано на себялюбии. Себялюбие как разгул эгоизма является мощным стимулом, движущей силой поступков, подлинным базисом всего общества. Себялюбие есть не что иное, как самосохранение, борьба индивида за жизненные средства и против противостоящих ему интересов других людей. Себялюбие создает общую атмосферу тщеславия, которая цементирует общество. Каждый стремится к тому, чтобы заслужить признание остальных. Потребность индивида в признании других людей порождает моральное притворство и условности моральной жизни. Забота о благе других, любовь к другим, благотворительность - все это только вывеска, за которой скрывается любовь к себе, чистый и последовательный эгоизм.
Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и возрастных группах и во всех сферах бытия. Он причиняет своим жертвам боль и страдания, моральный и материальный ущерб, порой даже ломает судьбы людей, разрушает коллективы и организации. Разве мы не слышим жалобы на чрезмерное себялюбие и своекорыстие наших детей, родителей, стариков, руководителей, бизнесменов? Разве не сталкиваемся с беззастенчивым игнорированием наших чувств, нужд, желаний? Разве не встречаем циничное корыстолюбие в области распределения благ и вознаграждений? Нередко упрекают партнеров, коллег, родственников и даже друзей в том, что они думают лишь о себе, дружат только по соображениям пользы, тянут все на свою сторону и пр. Эгоизм по своей природе безграничен, писал А. Шопенгауэр, человек безусловно желает сохранить свое существование, желает, чтобы оно было свободно от страданий, желает возможно большего благосостояния и всякого наслаждения, к какому он способен. Все, что этому противодействует, вызывает неудовольствие, гнев, ненависть. Человек желает все иметь, но так как это невозможно, то он желает хотя бы всем повелевать. «Эгоизм колоссален - он возвышается над миром, - не без основания писал пессимист А. Шопенгауэр. - Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор».
Это качество точно описано Э. Фроммом: «Быть эгоистом - означает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше...»
Эгоизм - крайняя форма индивидуализма. Этика эгоизма, в отличие от этики заботы, полностью игнорирует чувства и интересы окружающих. В этом смысле этику заботы можно назвать социальной, а этику эгоизма - антисоциальной. Таким образом, мотивы своекорыстной личности отражают лишь ее собственные потребности, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все свои способности только на собственных чувствах и потребностях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. Для себялюбивого человека, как правило, единственная реальность - лишь его собственное Я. Один из апологетов эгоизма, Макс Штирнер, писал: «Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него».
Эгоизм возрастает в угрожающих масштабах именно в периоды социальных катаклизмов, экономических кризисов, войн, когда в обществе острее ощущается скудность ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расширены границы дозволенного.
Эгоизм очень часто, если не всегда, порождается чувством собственной неполноценности. Эгоисты чаще других приписывают окружающим предубежденность, агрессивность, злобу, завистливость, эгоизм и мстительность - весь набор деструктивных качеств. Онипроецируют собственные отрицательные наклонности на окружающих, желая, быть может, такой проекцией оправдать собственные недостатки. В отличие от эгоистов, нравственный человек приписывает окружающим прежде всего нравственные черты: трудолюбие, вежливость, отзывчивость, патриотичность, честность, неподкупность, порядочность и совестливость и т. д.
Французские философы XVIII века выступили с теорией «разумного эгоизма», согласно которому основой добродетели является правильно понятый собственный интерес. Последователем этой теории французских философов в России был Н. Чернышевский. Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с общим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский изложил свою этическую теорию в романе «Что делать?». Один из персонажей этого романа, Лопухов, жертвуя собой ради блага других, говорит: «Не такой я человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва - сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь».
Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности гедонических теорий этики. В действительности это не так. Целью всякого нашего действия является реальная или воображаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, которое нами переживается, - это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты, подобные Чернышевскому, не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объективным ценностям, как правда или красота, и поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятившие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто было следствием скромности, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д.