Что означают буквы в именах людей. Значения букв в имени и их влияние на характер

Азбука старославянского языка - это собрание письменных знаков в определенном порядке, выражающих конкретные звуки. Эта система достаточно самостоятельно развивалась на территории проживания народов.

Краткая историческая справка

В конце 862-го года князь Ростислав обратился к Михаилу (византийскому императору) с просьбой отправить в свое княжество (Великую Моравию) проповедников с целью распространить на славянском языке христианство. Дело в том, что читалось оно в то время на латыни, которая была незнакома и непонятна народу. Михаил отправил двух греков - Константина (имя Кирилл он получит позже в 869 при принятии монашества) и Мефодия (старшего его брата). Этот выбор не был случаен. Братья были родом из Солуни (Салоники по-гречески), из семьи военачальника. Оба получили хорошее образование. Константин проходил обучение при дворе императора Михаила Третьего, хорошо владел разными языками, в том числе, арабским, еврейским, греческим, славянским. Кроме того, он преподавал философию, за что его и называли - Константин Философ. Мефодий сначала был на военной службе, а затем управлял несколько лет одной из областей, в которой проживали славяне. Впоследствии старший брат ушел в монастырь. Это была не первая их поездка - в 860-м году братья совершали поход с дипломатической и миссионерской целью к хазарам.

Как создавалась система письменных знаков?

Для того чтобы проповедовать на нужно было перевести Священное писание. Но системы письменных знаков в то время не существовало. Константин принялся за создание азбуки. Мефодий активно помогал ему. В итоге, в 863-м году старославянская азбука (значение букв из нее будет приведено ниже) была создана. Система письменных знаков существовала в двух видах: глаголица и кириллица. По сей день ученые расходятся во мнениях, какой из этих вариантов был создан Кириллом. С участием Мефодия были переведены некоторые греческие богослужебные книги. Так у славян появилась возможность писать и читать на своем языке. Кроме того, народ получил не только систему письменных знаков. Старославянская азбука стала основой для литературного словарного запаса. Некоторые слова и сейчас можно встретить в украинском, русском, болгарском наречии.

Первые символы - первое слово

Первые буквы старославянской азбуки - "аз" и "буки" - сложили, собственно, название. Они соответствовали "А" и "Б" и начинали систему знаков. Как же выглядела старославянская азбука? Картинки-граффити были сначала нацарапаны прямо на стенах. Первые знаки появились приблизительно в 9-м веке, на стенах в церквях Переславля. А в 11-м столетии старославянская азбука, перевод некоторых знаков и их толкование появились в Киеве, в Новому витку развития письменности поспособствовало событие, произошедшее в 1574-м году. Тогда появилась первая напечатанная "Старославянская азбука". Создателем ее был Иван Федоров.

Связь времен и событий

Если оглянуться назад, то можно не без интереса отметить, что старославянская азбука была не просто упорядоченным набором письменных символов. Эта система знаков открыла народу новый, ведущий к совершенству путь человека на земле и к новой вере. Исследователи, глядя на хронологию событий, разница между которыми всего 125 лет, предполагают непосредственную связь утверждения христианства с созданием письменных символов. За одно столетие практически народ смог искоренить прежнюю архаичнюю культуру и принять новую веру. У большинства историков нет сомнений в том, что появление новой письменной системы непосредственно связано с последующим принятием и распространением христианства. Старославянская азбука, как уже было выше сказано, была создана в 863-м, а в 988-м Владимир заявил официально о введении новой веры и уничтожении примитивного культа.

Тайна системы знаков

Многие ученые, изучая историю создания письменности, приходят к выводу, что буквы старославянской азбуки являли собой некую тайнопись. Она имела не только глубокий религиозный, но и философский смысл. Вместе с этим, старославянские буквы составляют сложную логико-математическую систему. Сравнивая находки, исследователи приходят к выводу, что первое собрание письменных символов создано было как некое целостное изобретение, а не как структура, которая формировалась частями, путем добавления новых форм. Интересны знаки, из которых состояла старославянская азбука. Большинство из них представляют собой символы-числа. В основе кириллицы лежит греческая унциальная письменная система. В старославянской азбуке было 43 буквы. 24 символа заимствованы были из греческого унциала, 19 - были новыми. Дело в том, что в не было некоторых звуков, которые были в то время у славян. Соответственно, буквенного их начертания не было тоже. Поэтому часть символов из новых, 19-ти, была заимствована из других письменных систем, а часть - была создана Константином специально.

"Высшая" и "низшая" часть

Если посмотреть на всю эту письменную систему, то можно достаточно явно выделить две ее части, в корне отличающиеся друг от друга. Условно первую часть называют "высшей", а вторую, соответственно, "низшей". В 1-ю группу входят буквы А-Ф ("аз"-"ферт"). Они представляют собой перечень символов-слов. Их смысл был понятен любому славянину. "Низшую" часть начинала "ша" и заканчивала "ижица". Эти символы не имели числового значения и несли негативный подтекст в себе. Чтобы понимать тайнопись, недостаточно просто просмотреть ее бегло. Следует вчитываться в символы - ведь в каждый из них Константин вкладывал смысловое ядро. Что же символизировали знаки, из которых состояла старославянская азбука?

Значение букв

"Азъ", "буки", "веди" - эти три символа стояли в самом начале системы письменных знаков. Первой буквой была "азъ". Употреблялась она в "Я". Но коренным смыслом этого символа являются такие слова, как "начало", "начинать", "изначально". В некоторых письменах можно найти "азъ", обозначавший цифру "один": "Поеду азъ ко Владимиру". Либо этот символ интерпретировался как "начинать с азов" (сначала). Этой буквой, таким образом, славяне обозначали философский смысл своего бытия, указывая на то, что нет конца без начала, нет света без тьмы, нет зла без добра. При этом основной акцент ставился на двойственности устройства мира. Но и сама старославянская азбука, собственно, составлена по тому же принципу и разделена на 2 части, как уже было выше сказано, "высшую" (положительную) и "низшую" (отрицательную). "Азъ" соответствовала цифре "1", которая, в свою очередь, символизировала начало всего прекрасного. Изучая нумерологию народа, исследователи говорят о том, что все числа уже тогда разделялись людьми на четные и нечетные. Причем первые ассоциировались с чем-то негативным, а вторые символизировали что-то доброе, светлое, положительное.

"Буки"

Эта буква следовала за "азъ". "Буки" не имела цифрового значения. Тем не менее, философский смысл этого символа был не менее глубок. "Буки" - это "быть", "будет". Как правило, ее использовали в оборотах в будущем времени. Так, например, "боуди" - это "пусть будет", "будущий" - "предстоящий", "будущий". Этим славяне выражали неизбежность предстоящих событий. При этом, они могли быть как ужасными и мрачными, так и радужными и хорошими. Неизвестно точно, почему второй букве Константин цифрового значения не дал. Многие исследователи полагают, что это может быть связано с двойственностью значения самой буквы.

"Веди"

Этот символ представляет особый интерес. "Веди" соответствует цифра 2. Переводится символ, как "владеть", "знать", "ведать". Вкладывая такой смысл в "веди", Константин подразумевал знание - как божественный высший дар. И если сложить первые три знака, то выйдет фраза "Я буду знать". Этим Константин хотел показать, что человек, который откроет азбуку, получит впоследствии знание. Следует сказать и о смысловой нагрузке "веди". Цифра "2" - двойка, пара принимала участие в различных магических ритуалах, а в целом указывала на двойственность всего земного и небесного. "Два" у славян обозначало объединение земли и неба. Кроме того, эта цифра символизировала двойственность самого человека - присутствие добра и зла в нем. Другими словами, "2" - это постоянное противоборство сторон. Необходимо отметить также, что "двойка" считалась числом дьявола - ей были приписаны многие негативные свойства. Считалось, что именно она открывала ряд отрицательных чисел, несущих смерть человеку. В связи с этим, появление на свет близнецов, например, считалось дурным знаком, несущим болезни и несчастья всему роду. Плохой приметой считалось качать колыбель вдвоем, вытираться одним полотенцем двум людям, да и вообще делать что-то вдвоем. Однако даже при всех отрицательных качествах "двойки" люди признавали ее магические свойства. И во многих ритуалах принимали участие близнецы или использовались одинаковые предметы для изгнания злых духов.

Символы как тайное послание потомкам

Все старославянские буквы - заглавные. Впервые две разновидности письменных символов - строчные и прописные - были введены Петром Первым в 1710-м году. Если посмотреть на старославянский алфавит - значение букв-слов, в частности, - то можно понять, что Константин не просто составлял письменную систему, а пытался донести особый смысл до потомков. Так, например, если складывать те или иные символы, можно получить фразы назидательного характера:

"Веди Глаголь" - ведай учение;

"Твердо Оукъ" - укрепляй закон;

"Рцы Слово Твердо" - изрекай слова истинные и т.д.

Порядок и стиль начертания

Исследователи, занимающиеся изучением азбуки, рассматривают порядок первой, "высшей" части с двух позиций. В первую очередь каждый символ складывается с последующим в осмысленную фразу. Это можно считать неслучайной закономерностью, которая, вероятно, была придумана для более легкого и быстрого запоминания алфавита. Кроме этого, систему письменных знаков можно рассматривать с точки зрения нумерологии. Ведь буквам соответствовали и цифры, которые расположены были по возрастанию. Так, "азъ" - А - 1, В - 2, затем Г - 3, потом Д - 4 и далее до десяти. Десятки начинались от "К". Перечислены они были аналогично порядку единиц: 10, 20, затем 30 и т.д. до 100. Несмотря на то, что писались старославянские буквы с узорами, они были удобны и просты. Все символы превосходно подходили для скорописи. Как правило, люди не испытывали затруднений в изображении букв.

Развитие системы письменных знаков

Если сопоставить старославянский и современный алфавит, можно увидеть, что 16 букв утеряно. Кириллица и сегодня отвечает звуковому составу русской лексики. Это объясняется в первую очередь не таким резким расхождением самой структуры славянского и русского языков. Немаловажно и то, что при составлении кириллицы Константин тщательно учел фонемный (звуковой) состав речи. В старославянской азбуке присутствовало семь греческих письменных символов, изначально ненужных для передачи звуков старославянского языка: "омега", "кси", "пси", "фита", "ижица". Кроме того, в составе системы присутствовало по два знака, для обозначения звука "и" и "з": для второй - "зело" и "земля", для первой - "и" и "иже". Такое обозначение было несколько лишним. Включение этих букв в состав азбуки должно было обеспечивать правильное произношение звуков греческой речи в заимствованных из нее словах. Но звуки произносились на старорусский лад. Поэтому необходимость употреблять указанные письменные символы со временем отпала. Немаловажно было изменение применения и значения букв "ер" ("ъ") и "ерь" (ь). Изначально они использовались для обозначения ослабленного (редуцированного) глухого гласного: "ъ" - приближенного к "о", "ь" - приближенного к "э". Со временем слабые глухие гласные стали исчезать (данный процесс назвали "падение глухих"), а указанные символы получили другие задачи.

Заключение

Многие мыслители усматривали в цифровом соответствии письменных символов принцип триады, духовного равновесия, которого достигает человек в своем стремлении к истине, свету, добру. Изучая азбуку с самых ее азов, многие исследователи делают вывод, что Константин оставил потомкам бесценное творение, призывающее к самосовершенствованию, мудрости и любви, учению, обходя темные тропы вражды, зависти, злобы, зла.

Имя, как и любое слово, состоит из отдельных звуков. Звуки – это волны различной, но строго определенной частоты. Каждая звуковая волна воздействует на человеческий организм по-своему. Когда окружающие называют человека по имени, он испытывает воздействие одних и тех же звуковых волн, способных сформировать в нем определенные качества – твердость, нежность, раздражительность, дерзость и т.д.

Влияние каждой буквы в имени неравноценно: наибольшее значение имеет первая, а затем -самая звучная и повторяющаяся не один раз.

Расшифровываем имя

А – символизирует старт, начало в самом широком смысле. Хорошо сочетается с другими звуками, не создает сложностей в произношении. Звук «А» в имени человека внушает ему бодрость, придает силы для борьбы с трудностями.

Б – означает «пробивные» способности, премление к прочной материальной базе. Впрочем, некоторая расчетливость, присущая людям, в чьем имени присутствует буква «Б», компенсируется стремлением к духовному общению.

В – говорит о коммуникабельности, умении жить в гармонии с природой и людьми, а также о некоторой лености. Человек с именем, начинающимся на эту букву, наделен стремлением к возвышенным чувствам, ко всему прекрасному.

Г – предопределяет стремление к знаниям, практичность, умение правильно оценивать ситуацию и быстро реагировать на происходящее. Но также «Г» означает и обидчивость, ранимость и тонкую душевную организацию.

Д – говорит не только о склонности к размышлениям, обдумыванию как философских, так и житейских проблем, но и об упрямстве, гордости и независимости. Вследствие этого – допущение ошибок, не всегда правильная оценка своих сил и возможностей.

Е – символизирует потребность в самовыражении, в обмене идеями, а также дипломатические способности и проницательность. Эта буква предполагает возможность нервных срывов на почве взаимоотношений с близкими людьми. «Е» говорит о легкой приспосабливаемое и сексуальности.

З – символизирует стремление отгородиться от внешнего мира, высокую интуицию, развитое воображение, болезненную чувствительность. Но одновременно означает и преданность, доброжелательность, религиозность.

И – придает человеку утонченность, романтичность, сентиментальность. Некоторая отрешенность и неуверенность, заключенная в «И», мешает быстро принимать решения и замедляет реакцию. Буква «И» в имени сообщает характеру дипломатичность как защитную реакцию на грубость, давление со стороны.

К – символизирует выносливость, проницательность, скрытность в личных делах, а также стремление к власти. Чрезмерная гордыня носителей имени с «К» мешает им осуществлять намеченные планы. От душевного мятежа многие приходят к религии.

Л – придает натуре артистизм, богатую фантазию, литературные способности. Расположенность к лени и созерцательности затрудняет поиск своего жизненного предназначения. Но стремление к материальному достатку подстегивает, побуждает к действию.

М – говорит о заботливости, готовности помочь, некоторой застенчивости, мягкости. Наиболее распространенный порок, которому подвержен человек с буквой «М» в имени, – это жадность. Только подавив в себе стремление к накопительству, он сможет полностью реализовать свой потенциал.

Н – означает протест, внутреннюю установку не принимать все происходящее без разбора, умение “фильтровать» полученную информацию. Такие люди всегда имеют свое мнение и умеют его отстаивать.

О – сообщает обладателю имени, в котором есть эта буква, развитую интуицию, умение испытывать глубокие чувства, а также способность ставить перед собой цели и двигаться к ним. Присутствие этой буквы в имени говорит о постоянном стремлении к самосовершенствованию и самореализации, желании наиболее полно использовать свои способности.

Значение букв в жизни человека

П – определяет такие качества личности как уверенность в собственных силах и склонность к философским размышлениям. Обладатели буквы «П» в имени – смелые и настойчивые. Они умеют отстоять свои взгляды, но стараются избегать конфликтов.

Р – символизирует решительность, высокую работоспособность, умение правильно анализировать ситуацию. Очень часто человек с этой буквой в имени бывает резок и невоздержан в высказываниях. Ему трудно подниматься по служебной лестнице, и потому он порой ищет возможность реализоваться в свободном творчестве.

С – говорит прежде всего о стремлении к стабильности и материальной обеспеченности. Но также свидетельствует о неуравновешенности, частой смене настроений, чрезмерной требовательности к себе и окружающим. Жизнь сулит таким людям много испытаний, но здравый смысл и позитивный настрой помогают им легко переживать невзгоды.

Т- свидетельствует о натуре чувствительной, творчески одаренной, с хорошо развитой интуицией, но заносчивой и амбициозной. Имя с буквой «Т» делает человека завистливым и злопамятным, эти люди не терпят конкуренции. Женщинам эта буква внушает уверенность в неотразимости собственных чар и нередко превращает их в кокеток.

У – означает развитое воображение, великодушие, доброжелательность и, может быть, излишнюю прямолинейность. Люди с именем на «У» аккуратны и педантичны, расчетливы и бережливы.

Ф – говорит о потребности быть первым, блистать в высшем обществе, пользоваться всеми жизненными благами, всегда быть в центре внимания. Но противоречивость характера мешает простодушному обладателю имени с буквой «Ф» осуществить и половину задуманных им авантюр. Тем не менее такие люди гибки и дипломатичны, до мелочей продумывают каждое свое действие.

Х – говорит о стремлении завоевать всеобщее признание окружающих, а значит -строгом следовании принятым законам в обществе, моральным устоям. Между тем упрямство и завышенная самооценка мешают обладателю буквы «X» в имени правильно оценивать свои взаимоотношения с окружающими, а предрасположенность к депрессиям приводит к нервным срывам.

Ц – в имени является символом лидера, целеустремленного человека, говорит о неординарной личности, особо одаренной в области точных наук. Как правило, у обладателей имен с «Ц» сложно складываются отношения с родителями.

Ч – символизирует чувство долга, верность принципам, заботливое отношение к окружающим. Звук благоприятно воздействует на подсознание, ассоциируясь со словами «дочь», «честь», «честность».

Ш – говорит о спокойствии и стабильности, тонком чувстве юмора, аналитическом складе ума. Люди с «шипящими» именами одарены в области изящных искусств, имеют хорошие артистические данные, обладают врожденным чувством такта. Любят путешествовать, предпочитая при этом поездки на автомобиле.

Ь – означает мягкость и даже некоторую бесхарактерность натуры, повышенную ранимость, но в то же время добронравие и альтруизм по отношению к близким. Люди, в имени которых есть мягкий знак, обладают редким талантом избегать ссор и конфликтов, часто они вообще не имеют врагов.

Э – говорит о хорошо развитой интуиции, любознательности, умении выделять из набора разрозненных фактов главное. Буква «Э» в имени делает людей темпераментными, энергичными, сексуальными. Из них получаются хорошие бизнесмены и журналисты.

Ю – символизирует упрямство и настойчивость, взрывной темперамент, непредсказуемость, желание выделиться из толпы. Этим людям свойственна склонность к самолюбованию. В личной жизни они не слишком удачливы, у них может не быть согласия в семье.

Я – символизирует чувство превосходства, говорит о самовлюбленности, стремлении завоевать всеобщую любовь, уважение и признание. Его носители иногда раздражают окружающих чрезмерными амбициями.

Применяем на практике

Как же связать воедино характеристики букв в имени? Проанализируем женский характер на примере имени Марина.

В детстве и юности она отличается добротой и любознательностью. Порой застенчива (буква «М»), не склонна к лени, охотно выполняет любое поручение (буква «А»). Второй слог образуют буквы «Р» и «И». Повзрослев, Марина становится смелой и самоуверенной. Не витает в облаках, а старается вникнуть в суть дела, довести его до конца. Верна своему слову (буква «Р»). Вторая буква слога наделяет ее изысканным вкусом, чувством гармонии. Согласная «Н» делает ее осмотрительной, избирательной в словах и поступках. Марина способна на многое во имя поставленной цели. Вторая гласная «А» усиливает эту черту характера работоспособностью. В итоге Марина достигает желаемого духовного комфорта и материального благополучия.

Буква, как и руна , таит в себе огромный смысловой и энергетический репертуар возможностей. Она, по сути, есть код, сакральный знак присутствия непроявленного потустороннего в проявленном посюстороннем, своеобразный канал взаимодействия между ними. Ее влияние реализуется сразу на всех смысловых уровнях от микро до макро, включая генетический и событийный, что позволяет наиболее полно осуществлять управление семантическими контурами нашего мира, сопряженными с соответствующими слоями реальности.

Весь смысловой ряд, как единый и многомерный образ, возможно усвоить только в процессе занятий, а затем - ежедневной практики работы с буквами, . Опыт показывает, что безграмотный и поверхностный подход к Букве и Слову – фатален: по меньшей мере, чреват проблемами на событийном уровне. Поэтому к знанию о Букве и Слове (ключам доступа к Силе) необходимо относиться с максимальной ответственностью и осознанностью. Как говорил Козьма Прутков: “С буквами лучше не шутить. Мало ли, в какое они соберутся слово”.

Буква Образное название Значение образа
А Азъ Бог, живущий и созидающий на земле, есть творец. Изначально, начало, начинать, исток, единый, единственная форма, то, что было прежде всего, человек, человеческое Я. Сверх существующего. Один. Начало всех начал, то есть АЗЫ. Рождение. Форма подобия.
Б Боги (Буки) Множество, превосходящая форма, которая преобладает над чем-то. Преобладающее, большее. Божественное, единый исток. Строго упорядоченное расширение, рост, совершенство. Быть, будет, будущие, высшие. Всеобъемлющий, всеохватывающий.
В Веди Познал мудрость, знания внутри и снаружи, на Земле и Небесах, множество собранное воедино, определенность, направленность, направление, связующие звено, взаимосвязь, наполненность всего всем. Мудрость, находящаяся за гранью понимания. Направление внутрь, линия, связь. Ведать, знать и владеть. Движение.
Г Глаголи Движение, действия, истечение, поток, направление, передаю, поведал, тройственность передаваемой информации: мысль + образ + звук = СЛОВО. Совершать действия, произносить речь. Стихия огня, жара. Главный.
Д Добро Символ чистоты, добродетель. Дух, животворящая сила во Вселенной с которой началось творение. Рост, приобретение, накопление, множество, умножение, достаток, сверх того, что есть, создание, находящиеся над чем-то, возвещающееся, полнота и гармония созданного, поднятие, преуспевание, целостность. Изначальный Божественный Дух, то есть то, что исходит из центра Вселенной и обозначает давание и нисхождение. Делать, данность.
Е Есть Достаток, присутствие, существо, естество, природа. Это Знак Триединства, Форма существования бытия, быть это связывающий образ, сила, нахождение в данной реальности, нахождение в проявленном состоянии, то, что имеет объем и восприятие, зримое и чувственное. Земная жизнь. пять элементов жизни: Вода. Металл, Огонь, Земля, Древо. Энергия.
Ё Есмь Множество, разнообразие, многоплановость, , рассуждение, связь, соединение.
Ж Живот Жизнь, существование различных форм жизни, взаимосвязь множества, преобразование, создание, изменение, зарождение и рост, движение, достижение определенного предела, за которым появляется новый путь к новому пределу. Живой, живущий, имеющий Жизнь.
З Земля Знания, то, что входит в определенную систему как составная часть, то с чем жизнь контактирует, соприкасается, все само в себе порождающая, многомерная, многогранная форма существования жизни. Очень, сверх. Искра, запал, тонкий, быстрый, пронзительный, острый. Он передает миг начала разлета Вселенной и разворачивания творения, начало времени как чреды событий появления жизни. Пронзительность. Источник вовне. Крепко, сильно. Локализация, граница, завершение, отделение.
И Иже Начало всему, центр Вселенной, стремление вверх, , принадлежность, иметь. Соединение, союз, единство, гармония, равновесие, союзная форма, уравновешивающая, гармонизирующая жизнь бытия. Состояние. Ежели, если и когда.
Й Инить Малая часть, просвет, вспышка, пробуждение.
К Коло, Како Объем, объединение трехмерное в человеке. Как, подобие, сходство, похожесть, родственность. Как он. Суть, Связь, единение, пространство.
Л Люди Принадлежность, Сфера человека, которая ограничивает часть пространства, взаимосвязь между небесным и земным. Соприкосновение с определенной частью пространства, направленность, устремленность, размеренность.
М Мыс-лить Рождение, проявление Всего, думать, размышлять, общаться, движение, определенная последовательность движения, обработка информации, преобразования каких либо форм, превращение одного в другое, изменение, улучшение, порождает другое. Общение с Богом. Обращение к кому-нибудь, передача, источник преображения.
Н Наш Нами воплощенный образ, , наше, то есть то, что существует при нас, с нами, внутри нас, не за пределами нашего восприятия. Все известное. То, что было известно нашим Предкам. Родство и близость по Духу. Начинать.
О Он Лицо, личность, сфера, объединение, некто, нечто, что-то, оболочка, основа находящаяся в особом состоянии отделенная от земного, но для нас уже проявленная. Данная сфера сотворена и проявлена. Принадлежит, подобие, направление вовне, снаружи. Появление, проявление, форма, структура.
П Покой в котором Вселенная пребывает, основа (мироздания), покоиться – основываться на чем-то, подвешенное состояние, бездействие, неподвижность, устойчивое равновесие, опора. Само Мироздание. Охрана.
Р Рци Говорить, изрекать речь, разграничение, разделяющая, четко определяющая система, разграничивающая понятия по однородности, структуре, форме. Исток силы, изначальная энергия, божья сила. Повторение, цикличность.
С Слово Передающее знание. Структура передачи звуковой информации, соединение, вибрация, проникающая в различные сферы мировосприятия, материализован-ная мысль, то есть мысль воплотившаяся вибрацией для существования. Процесс собирания, оседания, совокупность и концентрацию. Получить свое название. Получение информации. Материальная сущность, существующее.
Т Твердо Творение, уверенно, убежденно, истинный. Мера утверждения, определенный порядок, незыблемость положения, указание, определение. Опора, основание, утверждение, последовательность.
У Ук После буквы послание, зов, устои, связь; перед буквой – взаимодействие с кем или с чем либо, местонахождение рядом с чем либо, форма приближения к кому или чему- либо, чувствовать.Основа знания, доктрина, направление вовне, снаружи. Нечто выходящие наружу из источника. Указ, скреплять, указывать, крепить. Падение вниз.
Ф Ферть Значимость, сама суть, гордость, воля, свобода, благородство. Слава, вершина, верх.
Х Хиер Сила. Вселенная. Пересечение, линия определяющих значений, взаимосвязывающая небесные и земные структуры для речения во временной протяженности, мировое равновесие пути, соединяющее. Хранение.
Ц Ци Цель, целеустремленность, наивысшие предельное,
Ч Червль Рубеж, Черта ведомая людям созидающим, разграничение определенных порядков, создание рубежа, границы, определенной черты, преграда, красота, грань, разделение.
Ш Ша Выходящий за определенные рубежи, за определенные образы восприятия, Тишина, покой, простор, определенная широта, ширина, структура, пространство.
Щ Шта Защита, ограждение, пространство, ограниченное каким-то рубежом, пределом, плотность, разнообразие.
Ъ Ер Твердость в понятии утверждения какого-то действия, созидание. Процесс создания, сотворения, не оконченное действие.
Ы Еры Единство, соединение, множество, взаимодействие.
Ь Ерь Сотворенное, созданное, существующее, природное. Богом данная жизнь. Уже созданное, законченное действие.
Э Эдо Прикосновение к целому, с целью познания. Но при этом получаем только какую-то часть. Форма познания части целого. Затухающее, истекающее движение.
Ю Юнь Свет, Движение в определенной сфере вне взаимосвязи с основным потоком, соприкосновение, взаимосвязь касательная, имеющие отношение к чему-либо целому, либо находящегося за приделами определенного круга вещей, знаний, традиций. Вращение, юный, новый.
Я Ять Постичь, иметь. Образ. Божественная связь, взаимодействие небесных и земных структур.

Разные имена - разные наборы звуков и, соответственно, неодинаковые раздражители, которые, в свою очередь, воздействуют на разные структуры мозга. Звуки одного имени вызывают чувство лёгкости и мягкости, как говорят, «ласкают слух», тогда как звуки другого имени могут вызвать напряжение и беспокойство. Это так называемая «мелодия имени», а поскольку музыкальное воздействие происходит подсознательно, то оказывает на психику наибольшее влияние.
И то, какой характер имеет эта музыка, во многом определяет отношение окружающих к обладателю имени, как следствие, вырабатывая у него определённые качества. Таким образом, люди, имеющие одинаковые буквы в составе своих имён, а, следовательно, и одинаковые черты характера, охотно тянутся друг к другу вследствие явления волнового резонанса.
Следует отметить, что чем ближе к началу имени буква, тем сильнее её воздействие на человека. К концу влияние слабее. Кроме того, повторяющиеся буквы, как правило, усиливают своё значение.

А - Символ начала, желания что-то делать, стремление к физическому и духовному комфорту, трудолюбие. В какой области будут применены эти качества, можно судить по остальным буквам имени. Люди, чьё имя начинается с этой буквы, - лидеры в любви. Рутина в отношениях - не для них. Инициативны во всём. Труд - их природная потребность. Но не любой, а лишь на той ниве, которую они самостоятельно выберут.

Б - Стабильность, прочность, способность добиваться цели, стремление к финансовому благополучию, а также романтизм. Кроме того, наличие этой буквы говорит о высшем покровительстве и защите человека, в чьём имени она присутствует. Эта согласная вносит в характер человека потребность в острых ощущениях. Головокружительная любовь, риск в коммерции - вот колорит его жизни.

В - Способность к высшим проявлениям души, а также общительность, стремление к риску и экстремальным ситуациям. Согласная В заставляет человека сначала тщательно планировать своё будущее, а затем биться за скрупулезное выполнение собственной своей фантазии. Им присущи мощные любовные инстинкты и неумение обманывать. Жизнелюб и оптимист во всём, в любви - тоже. Поэтому всех и тянет к нему. Будучи страстным партнёром, он, однако, можете любить всю жизнь одного человека.

Г - Педантизм, стремление к совершенству, умение жертвовать ради близких и ради продвижения к цели, жажда знания, понимание всего происходящего в жизни в тесной взаимосвязи, внимание даже к незначительным мелочам, добросовестность во всех делах, некоторая зависимость от мнения окружающих. Не хочет связывать себя узами брака. Он инициатор необычных фантазий в любви. Его оружие - улыбка, способная развеять мрачное настроение партнера. От других его отличает такая черта, как брезгливость. Но многие прощают его за это, поскольку данная черта органично сочетается с врожденным аристократизмом и интеллигентностью.

Д - Основательность, продуманность действий, чувство меры, долга; умение держать слово, ориентация на семью, готовность помочь, некоторая капризность в отношениях, склонность к экстрасенсорике. Люди с буквой Д смелы, обаятельны и жестоки. Правда, бросаясь в бой, редко думают о последствиях. За что бывают наказаны. У них много шансов, что любовь разобьётся о быт. Романтики, надежны в любви, и в сексе затейники. Не любят признавать вину, сваливая её на партнера и обстоятельства.

Е - Общительность, потребность к обмену идеями, проницательность, склонность к посреднической деятельности в конфликтных ситуациях, интуитивное понимание мира тайного и непонятного, иногда болтливость. Эта буква придаёт характеру сразу две взаимно противоположные особенности: бесхитростность и стремление к власти. Настойчиво добиваются желаемого, но и не тяготятся одиночеством. Они интересные партнеры, как в обычном общении, так и в сексе. Однако очень независимы и покорить их нелегко, поэтому им может грозить одиночество. стремление к самовыражению, потребность к взаимному обмену идеями, склонность к роли посредника, проницательность.

Ё - Амбициозность, эмоциональность натуры, яркие проявления чувств, энергичное самовыражение, не всегда сдерживаемые бурные страсти.

Ж - Стремление к внешним эффектам, педантизм, импульсивность, а также некоторая мелочность, богатый внутренний мир, некоторая скрытность, желание как импульс к действию. Их жизнь протекает словно на сцене - реплики взвешены, в костюме всё продумано. Стремятся к эстетической завершенности. Основательный партнер с большой долей сентиментальности. Будучи честны и преданны, они того же ждут от партнера, а он (она) может разочаровать их, не вписываясь в созданный образ. Пытаются управлять другими под видом заботы о них.

З - Высокая интуиция, богатое воображение, стремление отгородиться от внешней действительности и жить в своём замкнутом мире, в сложных ситуациях самоустранение от решения проблем, некоторое занудство. Они постоянно пилят сами себя или окружающих. Всё зависит от наличия в имени других букв. Беспокойны и любят покрасоваться. Часто не могут остановиться на одном партнере. Честолюбивы в жизни, могут шокировать родных. В супружестве верны избраннику.

И - Любовь к искусству, тонкая духовность, чувствительность, утончённость, изящество, доброта, умение гармонизировать отношения и среду около себя, романтическая мягкая натура, деловитость и практичность чаще всего являются ширмой для скрытия своей истинной сути. Обладают прекрасным чувством гармонии, здоровым скептицизмом, чувством иронии и юмора Они прямы и честны, но это не всегда достоинство: нередко, «рубя правду-матку в глаза», можно обидеть любимого человека. Деловиты и энергичны. Их ждёт или утомительная цепь свадеб и разводов, или восхитительная череда любовных связей.

Й - Непредсказуемость реакций, импульсивность, порывистость и буйный темперамент, страсть и безмятежность.

К - Проницательность, умение хранить тайну, дипломатичность, выносливость благодаря силе духа, некоторая скрытность, загадочность, исключительная проницательность, главный жизненный принцип - всё или ничего. От природы тактичны, очаровательны, наделены изящными манерами, обладают большой сексуальностью.

М - Миротворчество, миролюбие, тонкая ирония, любовь к природе, уюту, принятие чужих недостатков, некоторая отчуждённость. Стремление везде побывать и всё испробовать на собственном опыте вносит в характер человека согласная М. Это заботливые натуры, стремятся оказать помощь, иногда застенчивы. Любят планировать грядущее. У них горячее сердце и безупречное воображение, а улыбка - просто чарующая.

Н - Острый критический ум, избирательность в общении, интерес к собственному здоровью, дух противоречия, знак протеста, неприятие всего подряд без разбора, внутренняя сила, стремление к духовному и физическому здоровью, старательность и усердие в работе, неприятие монотонного и неинтересного труда. Согласная Н делает личность ответственной, строго избирательной в сердечных привязанностях, в словах и в поступках. Они честны, обаятельны и разносторонне развиты, но могут и ощетиниться. Им нужна дружеская поддержка второй половины. Могут стать замечательным родителем и этим укрепить своё счастье, забыв о своих слабых сторонах.

О - Наличие определённого призвания, умение глубоко чувствовать, богатая интуиция, сильные и глубокие чувства, умение обращаться с деньгами, необходимость в самопознании, стремление к пониманию своего предназначения, способность выделить самое главное и существенное из всей суеты жизни. В гласной О слышится вечная тайна Космоса и влекущая сила безграничного Океана. Вам никогда не удастся разгадать лиц, в чьих именах есть эта буква. Они видят свою счастливую жизнь в замкнутом мире.

П - Аккуратность, граничащая с педантизмом, богатство идеями, бережливость, щепетильность, озабоченность производимым впечатлением, сложившиеся устойчивые мнения, забота о своём внешнем виде, способность ума к обобщениям, стремление к постижению действительности в её целостности. Натиск, напор, риск, стремление к самоутверждению - вот отличительная черта тех, в чьих именах есть буква П. Сильный азарт, тяга к секретам и запретным партнёрам.

Р - Прозорливость, способность к ремеслу, ответственность, способность не обманываться внешними представлениями, умение вникать в сущность, самоуверенность, стремление к активным действиям, храбрость, увлечённость, иногда необдуманный риск и авантюрность, склонность к догматизму в суждениях. Верность слову, а также выбранной цели - их отличительная черта. Нередко дерзки, решительны. Самые терпеливые и уступчивые. Однако не до бесконечности. Их нельзя поставить на колени. Чтобы избежать семейных неприятностей, им нужно выбирать партнёра из своих друзей.

С - Желание выделиться из серой массы, стремление к удовольствиям, здравый смысл, умение «блеснуть», стремление к материальной обеспеченности и благополучию, хороший работник, здравый смысл в суждениях, раздражительность, склонность к властности, иногда капризность, важность осознания своего истинного предназначения в жизни. Блеск, экстравагантность, искрометность - вот впечатление, которое оставляет после себя человек с буквой С в имени. Вся его жизнь в ожидании принца (принцессы). К сожалению, его требования чересчур завышены, поэтому-то и романы оканчиваются ничем.

Т - Чувствительная, творческая личность, стремление к разнообразию, выдумщик и изобретатель, жертвенность, высокая интуиция, страстность и сексуальность. Страсть к разнообразию, неординарности в поступках и мышлении, особенно в мелочах, - лейтмотив его жизни. Ему свойственны увлечения с первого взгляда, стремление к постоянному поиску правды, но желания не всегда соизмеряются с возможностями. Эти люди очень часто и долго болеют.

У - Развитое воображение, стремление к высшим ценностям, экстрасенсорные способности, умение сопереживать, великодушие. Буква У в имени вносит в характер коварность, хитрость и лицемерие. Эти люди могут обмануть и довольно часто принимать ошибочные решения. Они неконфликтные и спасают положение, идя на компромиссы, но должны бороться с подозрительностью в отношении своей половины.

Ф - Уверенность в своих силах, способность выстоять в любой ситуации, дружелюбие, а также некоторая эксцентричность. Несомненно, крепкими орешками являются те, у кого есть в имени согласная Ф. Свой интерес они отстоять смогут. Инициативны. Свойственно сильное напряжение и возбуждение, с такими трудно, но никогда не бывает скучно. Им не позавидуешь, их ждут драматическая страсть с постоянными расставаниями и примирениями Это связано с тем, что они привыкли больше брать, чем отдавать. Стремятся быть всегда в центре внимания, поражать окружающих своим блеском. Этим людям присуще дружелюбие, оригинальность идей, содержащих иногда очень ценные зерна истины, желание делать людей счастливыми и получать удовольствие от этого самому, способность преподнести якобы необходимую ложь с самыми лучшими намерениями, противоречивое внутреннее мировоззрение, порожденное причудливой смесью самых разных философских учений.

Х - Опора на себя и свои силы, желание преуспеть в жизни, уважение к чужому мнению, отзывчивость, стремление завоевать авторитет, склонность к независимой позиции в жизни, повышенная чувствительность к оценкам, которые дают окружающие, некоторая религиозность. Человека более отзывчивого, чем обладатель согласной X, Вы не встретите. Он сострадателен и милосерден. Эта буква - напоминание о соблюдении законов морали. Он материалист по природе и свою привязанность проявляет щедрыми подарками. Его погоня за достатком может задушить любовь, поскольку она нуждается в человеческом внимании, а не только в деньгах. Нужно уметь быть не только сильным, но и… слабым, больше общаться с предметом своей любви, даря ему внимание.

Ц - Амбициозность, иногда на пустом месте, лидер, склонность к заносчивости и самомнению, наличие притязаний, спаянность с целым, приверженность традициям, отсутствие способности существовать в одиночестве, зависимость от окружения. Буква Ц вносит в жизнь человека особенность: в тяжелой ситуации олицетворять собой надежду на лучшее. Это - мечтатель и романтик, которому присущи деспотичность и упрямство. Его избранник (ца) должен смириться с тем, что жизнь его (её) пройдет «под каблуком» или «в золотой клетке». Многие ищут таких как он, чтобы быть словно за каменной стеной. Своим упорством люди этого типа, как правило, добиваются высоких постов и достатка.

Ч - Способность к бескорыстному участию и помощи, а также борьба с оппонентами и недоброжелателями, ощущает себя неразрывной принадлежностью единого и целого. Эта буква привносит в характер стремление оказывать помощь ближнему бескорыстно, исключительно из рыцарского великодушия. Романтический идеализм и крепкая семья - вот его кредо. Его воспитали в твёрдых моральных устоях. Единственный совет: не быть таким доверчивым, не брать на себя роль лани - жертвы тигра.

Ш - Высокая интуиция, скромность, самообладание, умение по самому маленькому намеку оценивать происходящее, умение устраивать свои дела без шума, развитое чувство юмора. Согласная Ш делает человека хладнокровным. В экстремальной ситуации он не поддаётся панике, сохраняет ясность мысли. В то же время им кажется, что они смотрят на мир чужими глазами, проживают чужую жизнь. Отсюда - склонность к мечтательности и депрессиям. Они привлекают своей необычностью, тайной. Обретут счастье с персоной, подобной им. У них особенная внимательность к жизни.

Щ - Щедрость, великодушие, способность к проникновению в суть вещей, устремлённость вперёд, движущая сила.

Ъ - Мягкость, умение сгладить в отношениях острые углы, опасность попасть под влияние сильного и волевого партнера.

Ы - Экстравагантность, желание произвести впечатление, тяготение к материальному, практичность, сопричастность к сопереживанию, приземленность духовного, практическая сметка. Эта буква порождает стремление к справедливости. Ради её торжества человек может совершить любое зло и любое насилие.

Ь - Мягкий, отходчивый характер, способность к анализу, детализировать, расчленять и раскладывать по полочкам. В самый уравновешенный характер эта буква вселяет элемент неуверенности, застенчивости, робости и обаяния.

Э - Способность убеждать, снобизм, желание оригинальничать, кокетство, способность увидеть скрытую сущность событий, умение увидеть изнанку людей, хорошее владение языком в устной речи и в письме, склонность к чрезмерному любопытству, стремление показать свою причастность к хорошему обществу. Их нельзя заставить сделать что-либо в интересах постороннего или ради собственного духовного прогресса. Каприз, завышенная самооценка. Умеет страстно любить, ждать и узнавать новости раньше всех. Они основательны, несуетливы, способны ловить момент. Это человек страстный, хотя и умеет ждать. Надёжны в семейной жизни.

Ю - Романтизм, самообман, склонность к идеалам всеобщего равенства и братства, стремление к истине, способность к самопожертвованию и, одновременно, к жестоким поступкам, необходимость которых определяется высшими соображениями. Ю придаёт целеустремлённость, но одновременно наделяет её обладателя излишне романтизированным представлением, как о себе, так и об окружающих людях. Они обворожительны и неотразимы, но боятся новой любви как носительницы перемен. Однако решившись на серьёзный шаг (брак), становятся нежными и внимательными, способными сделать избранника (цу) счастливым.

Я - Самодостаточность, высокий уровень сознания, постоянство, развитое чувство собственного достоинства, стремление добиться любви и уважения у окружающих, способность получить желаемое. Человеку с гласной Я в имени наибольшее наслаждение доставляют собственные мысли, переживания. Романтичность. Он скрывает немало тайн. Слишком любит острить и ехидничать. В то же время он очень страстен, с богатой сексуальной фантазией. Если найдётся человек, который притерпится к его злому языку, у него есть все шансы создать интересную пару.

Б уква «Ё, ё» является 7-ой буквой русского и белорусского алфавитов и 9-ой - русинского. Употребляется также в ряде неславянских алфавитов, основанных на гражданской кириллице (напр., монгольском, киргизском, удмуртском и чувашском).

Если это возможно, означает мягкость согласных, находясь после них, и звук [o]; во всех иных случаях - звучит как .
В исконно русских словах (помимо слов, имеющих приставки трёх- и четырёх-) находится всегда под ударением. Случаи безударного употребления редки, в основном, это заимствованные слова - напр., кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты, сложные слова - лёссови́дный или слова с приставками трёх- и четырёх- - напр., четырёхча́стный. Здесь буква фонетически эквивалентна безударным «е», «и», «я» либо обладает побочным ударением, но может также отражать характерные особенности написания в языке-первоисточнике.

В русском языке (т. е., в русской письменности) буква «ё» стоит, прежде всего, там, где звучание [(j)o] произошло от [(j)e], этим и объясняется происходящая от «е» форма буквы (заимствована из западных письменностей). В русской письменности, в отличие от белорусской, согласно правилам употребления буквы, простановка точек вверху над «ё» является факультативной.

В прочих славянских кириллицах буквы «ё» нет. Для обозначения на письме соответствующих звуков в украинском и болгарском языках после согласных пишут «ьо» и в прочих - случаях «йо». Сербская письменность (и базирующаяся на её основе македонская) вообще не имеют особых букв для йотированных гласных и/или смягчающих предшествующую согласную, поскольку для различения слогов с твёрдой и мягкой согласной в них используются разные согласные, а не разные гласные буквы, а йот пишется всегда отдельной буквой.

В церковно- и старославянской азбуках нет буквы, эквивалентной «ё», так как отсутствуют такие сочетания звуков; русское «ёканье» - распространённая ошибка во время чтения церковнославянских текстов.

Надстрочный элемент и его название

Общепринятого официального термина для имеющегося в букве «ё» выносного элемента нет. В традиционном языкознании и педагогике использовалось слово «двоеточие», но чаще всего в сто последних лет употребляли менее формальное выражение - «две точки», либо вообще старались избегать отдельно упоминать этот элемент.

Применять иноязычные термины (диалитика, диерезис, трема или умляут) в данной ситуации считают некорректным, поскольку они относятся к диакритическим знакам и обозначают, прежде всего, конкретную фонетическую функцию.

Исторические аспекты

Введение Ё в употребление

Долгое время звуковое сочетание (а после согласных мягких - [o]), появившееся в русском произношении, никак не выражалось на письме. С середины XVIII в. для них ввели обозначение посредством букв IO, находящихся под общей крышечкой. Но, такое обозначение было громоздким и его применяли редко. Употребляли варианты: знаки о, iô, ьо, ио, ió.

В 1783 г. вместо имеющихся вариантов предложили литеру «ё», заимствовав из французского, где у неё другое значение. Однако, впервые в печати она была использована только через 12 лет (в 1795 г.). Предполагалось также влияние шведской азбуки.

В 1783 г. 29 ноября (по ст. стилю - 18 ноября) дома у руководителя Петербургской академии наук, княгини Дашковой Е. Р. - прошло одно из 1-х заседаний недавно образовавшейся Российской академии, где присутствовали Фонвизин Д. И. , Княжнин Я. Б. , Державин Г. Р. , Лепёхин И. И. , митрополит Гавриил и др. Обсуждали проект полного варианта толкового словаря (славяно-российского), впоследствии - знаменитого 6-томника «Словаря Академии Российской».

Уж было академики собрались разойтись по домам, как Е.Р. Дашкова спросила, может кто-либо из них написать слово «ёлка». Ученые мужи подумали, что княгиня пошутила, но та написала слово «іолка», произнесённое ею, и задала вопрос: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметила ещё: «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит». Екатерина Дашкова «новорожденную» букву «ё» предложила употреблять «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож, іол».

Она в своих доводах оказалась убедительной, и оценить рациональность введения новой литеры предложили Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, являющемуся членом Академии наук. Так, в 1784 году 18 ноября и состоялось официальное признание буквы «ё».

Новаторская идея княгини была поддержана рядом передовых деятелей культуры того периода, в т.ч. и Державиным, который начал первым применять «ё» для личной переписки. А 1-м печатным изданием, где замечено появление буквы «ё», в 1795 г. стала книга «И мои безделки» И. Дмитриева, выпущенная Московской университетской типографией Х. А. Клаудия и Х. Ридигера (в этой типографии с 1788 года печатали газету «Московские ведомости», а располагалась она на месте теперешнего здания Центрального телеграфа).

Первое слово, отпечатанное с буквой «ё», стало - «всё», потом - «василёчикъ», «пенёкъ», «огонёкъ», «безсмёртна». Впервые фамилия с данной буквой («Потёмкинъ») была напечатана у Державина Г. Р. в 1798 году.

Известность получила буква «ё» благодаря Карамзину Н. М., поэтому он до последнего времени считался автором её, пока не получила широкую огласку история, изложенная выше. В 1796 г., в 1-ой книжке альманаха стихотворений «Аониды», издаваемого Карамзиным, который выходил из всё той же типографии университета, с буквой «ё» печатались слова: «зарёю», «мотылёкъ», «орёлъ», «слёзы», и 1-й глагол - «потёкъ».

Только не понятно, это была личная идея Карамзина или инициатива какого-то сотрудника издательства. Нужно заметить, что Карамзин в научных работах (к примеру, в известной «Истории государства Российского» (1816 - 1829 гг)) не использовал букву «ё».

Проблемы распространения

Хотя литеру «ё» предложили ввести в 1783 г., а употребили в печати в 1795 г., долгое время её не считали отдельной буквой и в азбуку она официально не была введена. Это очень характерно для вновь вводимых литер: таким же был статус и символа «й», он (по сравнению с «ё») стал обязателен к применению ещё в 1735 г. В своём «Русском правописании» академик Я. К. Грот отметил, что эти буквы обе «должны бы также занимать место в азбуке», но это ещё длительное время оставалось только благим пожеланием.

В XVIII-XIX вв. помехой распространению буквы «ё» было и тогдашнее отношение к подобному «ёкающему» произношению, как к мещанской речи, говору «подлой черни», в то время как «е́кающий» «церковный» выговор считали более благородным, интеллигентным и культурным (с «ёканьем» боролись, например, В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков).

23.12.1917г. (5.01.1918) был опубликован (без даты) декрет, подписанный советским Наркомом просвещения А. В. Луначарским, который вводил в качестве обязательной реформированную орфографию, в нём, среди прочего, сказано: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы „ё“».

Таким образом, буквы «ё» и «й» формально вошли в алфавит (получив при этом порядковые номера) лишь в советские времена (если не принимать во внимание «Новую азбуку» (1875) Льва Толстого, где была буква «ё» между «э» и ятем, на 31-ом месте).

24.12.1942 применение буквы «ё» по приказу наркома просвещения РСФСР было введено в обязательную школьную практику, и с этих пор (порой, правда, вспоминают 1943 и даже 1956 год, когда впервые опубликовали орфографические нормативные правила) её считают вошедшей официально в русский алфавит.

Следующие 10 лет научная и художественная литература выпускалась с почти сплошным употреблением буквы «ё», а потом издатели возвратились к старой практике: употреблять букву только при крайней необходимости.

Имеется легенда, что Иосиф Сталин оказал влияние на популяризацию буквы «ё». Она гласит, что в 1942 году 6 декабря И.В. Сталину принесли на подпись приказ, где фамилии ряда генералов напечатали не с буквой«ё», а с «е». Сталин разгневался, и на следующий день все статьи газеты «Правда» вышли, вдруг, с буквой «ё».

9.07.2007 г. министр культуры России А. С. Соколов, давая интервью радиостанции «Маяк», высказал мнение о необходимости в письменной речи применять букву «ё».

Основные правила применения буквы «ё» /Законодательные акты

24.12.1942 нарком просвещения РСФСР В. П. Потёмкин приказом № 1825 ввел букву «Ё,ё» в обязательную практику употребления. Незадолго до издания приказа произошел инцидент, когда Сталин обошёлся грубо с управделами Совнаркома Я.Чадаевым за то, что он 6 (или 5) декабря 1942 г. принёс на подпись ему постановление, где фамилии ряда генералов оказались напечатанными без буквы «ё».

Чадаев известил редактора «Правды» о том, что вождь желает видеть «ё» и в печати. Таким образом, уже в 7.12.1942 номер газеты, вдруг, вышел с этой буквой во всех статьях.

Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. в части 3 ст. 1 гласит, что при использовании русского современного литературного языка как государственного, Правительство РФ определяет порядок утверждения правил и норм русской пунктуации и орфографии.

Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ, правил русской орфографии и пунктуации» от 23.11.2006 г. № 714 устанавливается, что на основе рекомендаций, даваемых Межведомственной комиссией по русскому языку, перечень справочников, грамматик и словарей, в которых содержатся нормы русского современного литературного языка, при его употреблении в РФ в качестве языка государственного, а также правила русской пунктуации и орфографии утверждается Министерством образования и науки РФ.

Письмо № АФ-159/03 от 03.05.2007 г. «О решениях Межведомственной комиссии по русскому языку» Министерства образования и науки РФ предписывает писать букву «ё» обязательно при вероятности неправильно прочесть слова, напр., в именах собственных, так как в этом случае игнорирование буквы «ё» нарушает требования ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

По действующим сейчас правилам русской пунктуации и орфографии, в текстах при обычной печати букву ё употребляют выборочно. Но, по желанию редактора или автора, любую книгу можно напечатать с применением последовательно буквы ё.

Звучание «Ё»

Букву «ё» употребляют:

Чтобы передать ударный гласный [o] и одновременно указать на мягкость предыдущего согласного: молодёжь, гребёнка, ползём, овёс, лёжа, днём, мёд, пёс, всё, брёл, Фёдор, тётя (после г, к, х это применяется только для заимствований: Хёглунд, Гёте, ликёр, Кёльн, исключение - единственное собственно русское слово ткёшь, ткём, ткёт, ткёте с производными, и образованное в русском языке от заимствованного слова паникёр);

Чтобы передать ударное [o] после шипящих: шёлк, жжём, щёлкать, чёрт (в данной позиции условия выбора между написанием через «о» или через «ё» задаёт достаточно сложная система списков слов-исключений и правил);

Чтобы передать сочетание [j] и ударного звука [o]:

В начале слов: ёмкость, ёж, ёлка;

После согласных (применяется разделительный знак): объём, вьёт, бельё.

После букв гласных: её, заём, боёк, остриё, плюём, куёт;

В исконно русских словах возможен только ударный звук «ё» (пусть ударение и побочное: лёссовидный, четырёхэтажный, трёхместный,); в случае же, если во время словообразования или словоизменения ударение переходит на иной слог, то «ё» будет заменяться на «е» (берёт - вы́берет, мёд - медо́вый - на меду́ , о чём - не́ о чем (но: ни о чём)).

Наряду с буквой «ё» в заимствованиях то же звуковое значение могут передавать после согласных - сочетания ьо и в прочих случаях - йо. Также в заимствованиях «ё» может быть безударной гласной.

Ё и Е

В § 10 действующих официально с 1956 г. «Правил русской орфографии и пунктуации» определяются случаи, когда применяется «ё» на письме:

«1. Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное) и т. п.

2. Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.

3. В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения
Примечание. В иноязычных словах в начале слов и после гласных вместо буквы ё пишется йо, например; йод, район, майор.».

Более подробно регламентирует эти вопросы § 5 новой редакции данных правил (опубликованной в 2006 г. и одобренной Орфографической комиссией РАН):

«Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:

а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения;

б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;

в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

Примечание 1. Последовательное употребление ё принято для иллюстративной части настоящих правил.

Примечание 3. В словарях слова с буквой ё размещаются в общем алфавите с буквой е, напр.: еле, елейный, ёлка, еловый, елозить, ёлочка, ёлочный, ель; веселеть, веселить(ся), весёлость, весёлый, веселье.

В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять её в следующих случаях.

1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем).

2. Для указания правильного произношения слова - либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространённое неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.

3. В собственных именах - фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма».

«Ё», «ьо» и «йо» в заимствованных словах и передаче иностранных имён собственных

Букву „ё“ часто используют для передачи звуков [ø] и [œ] (напр., обозначаемых при помощи буквы „ö“) в иноязычных именах и словах.

В словах-заимствованиях для записи сочетания таких фонем, как /jo/ обычно применяют буквосочетания „ьо“ или „йо“:

После согласных, одновременно их смягчая („бульон“, „батальон“, „миньон“, „гильотина“, „сеньор“, „шампиньон“, „павильон“, „фьорд”, „компаньон“ и др.) - в романских языках обычно на местах после палатализованных [n] и [l] пишется „ьо“.

В начале слов („йота“, „йод“, „йогурт“, „йога“, „Йорк“ и др.) либо после гласных („район“, „койот“, „мейоз“, „майор“ и др.) пишется „йо“;

Однако в последние десятилетия все шире употребляется в этих случаях «ё». Оно стало уже нормативным элементом в системах передачи названий и имён (транслитерационного толка) с ряда азиатских языков (напр., система Концевича для языка корейского и система Поливанова для языка японского): Ёсихито, Сёгун, Ким Ённам.

В европейских заимствованиях звук передается буквой «ё» очень редко; она чаще всего встречается в словах из языков Скандинавии (Ёрмунганд, ётун), но, как правило, существует наряду с привычной передачей через «йо» (напр., Йормунганд) и зачастую её считают ненормативной.

«Ё» в заимствованных словах часто бывает безударным и в данной позиции её произношение неотличимо от букв «я», «и» либо «е» (Э́рдёш, сёгуна́т и т. д.), т. о., теряется её первоначальная ясность и она превращается, порой, всего лишь в указание на определенное произношение в исходном языке.

Последствия необязательности использования буквы «ё»

Медленность вхождения буквы «ё» в практику письма (которое, кстати, так до конца и не состоялось) объясняется её неудобной формой для скорописи, которая противоречит основному её принципу - слитности (без отрывания пера от листа бумаги) начертания, а также техническими сложностями технологий издательства докомпьютерных времен.

Помимо этого, у людей с фамилиями, имеющими букву «ё», зачастую появляются трудности, иногда непреодолимые, во время оформления разных документов, так как некоторые работники безответственно относятся к написанию этой буквы. Особенно заострилась эта проблема после введения системы ЕГЭ, когда существует опасность различия в написании имени в паспорте и в Сертификате о результатах сдачи ЕГЭ.

Привычная необязательность использования привела к ошибочному прочтению ряда слов, которое постепенно становилось общепринятым. Этот процесс затронул всё: и огромное число имён личных, и многочисленные имёна нарицательные.

Стабильную неоднозначность вызывают написанные без буквы ё такие слова, как: желёзка, всё, лён, передохнём, минёт (пролетит, не задев, мимо), совершённый, посажённый, лётом, узнаём, нёбо, солитёр, признаётся и др. всё более широко применяется ошибочное произношение (без ё) и смещение ударений в словах свёкла, новорождённый и др.

«е» превращается в «ё»

Неоднозначность способствовала тому, что порой букву «ё» стали употреблять на письме (и, естественно, читать [`о]) в тех словах, где её быть не должно. Напр., вместо слова «гренадер» - «гренадёр», а вместо слова «афера» -«афёра», также вместо слова«опека» - «опёка» , а вместо слова «бытие» - «бытиё» и т.п. Иногда подобное неверное произношение и написание делается общеупотребимым.

Так, известный шахматист Александр Алёхин, чемпион мира, был, в действительности, Алехиным и сильно возмущался, если его фамилию произносили и писали неверно. Фамилия его относится к дворянскому роду Алехиных и не является производной от фамильярного вариативна «Алёха» от имени Алексей.

В тех позициях, где необходимо быть не ё, а е, рекомендуют проставлять ударение, чтобы предупреждать неправильное опознавание слов (все́, бере́т) либо ошибочное произношение (гренаде́р, афе́ра, Кре́з, дебе́лый, Оле́ша).

Из-за написания слов без ё в 20-30-е гг. XX в. возникло множество ошибок произношения тех слов, которые людьми усваивались из газет и книг, а не из разговорной речи: мушкетёр, молодёжь, шофёр (в этих словах говорилось «е» вместо «ё»).


Орфоэпия: возникновение новых вариантов

По причине необязательности использования буквы «ё» появились слова в русском языке, допускающие возможность написания и с буквой «е», и с «ё», и соответствующего произношения. Напр., блеклый и блёклый, маневр и манёвр, белесый и белёсый, желчь и жёлчь и пр.

Постоянно подобные варианты появляются в языке из-за действия противоречивых аналогий. К примеру, слово надсекший имеет варианты произношения с ё/е благодаря двойной мотивации: надсёк/надсечь. Применение или неприменение буквы «ё» здесь не играет роли. Но, развиваясь естественно, литературный язык, как правило, стремится изживать варианты: либо один из них станет нелитературным, неверным (голо[л`о]дица, из[д`э]вка), либо различные значения приобретут варианты произношения (ис[т`о]кший - ис[т`э]кший) .

Преимущественно произносится не «планёр», а «планер» (ударный 1-й слог), поскольку следующие тенденции имеются в русском языке: в названиях механизмов, машин, разных устройств предпочтительнее ударение на 1-ом слоге, а если точнее, то на предпоследнем, т. е., глиссер, триер, планер, танкер, и на последнем - при указании действующего лица: комбайнёр, шофёр, вахтёр.

Непоследовательность в употреблении буквы «ё» - быстрее искусственный, чем естественный фактор. И он способствует замедлению естественного развития языка, рождая и поддерживая не обусловленные внутриязыковыми причинами варианты произношения.

Loading...Loading...