Дивеево: воспоминания о посещении Четвертого Удела Богородицы. Палаточный городок наполняется постояльцами

Очищаем сердце в Великий пост! К сегодняшнему духовному чтению предлагаем Вам назидательное слово протоиерея Григория Дьяченко «О средствах к приобретению чистоты сердца». У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны. 1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа. “Именем Моим бесы ижденут” (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11). Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром. 2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва. “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших свое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению). Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом». 3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей. «Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего». 4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т.п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте. Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный». 5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца. «Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются». 6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели. Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов. Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы(Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик)». Помоги всем нам Господи провести дни Великого поста в духовных трудах над собой!

0

Чуть в сторону от Москвы - Дивеево

Поездка в Нижегородскую область по маршруту: Москва - Муром - Навашино - Ардатов - Дивеево - Сасово - Шацк - Рязань - Кашира - Москва.
Когда хочется покататься, а времени на дальние расстояния нет.

Трансальп. Где еще сказать несколько добрых слов о нем, как не в Трансальп-клубе. К японскому слонику я долго шел, просчитывая альтернативные варианты во время прошивания московских пробок тайваньским скутером о 250 кубах. Познание, что скутер надо поменять, пока он не убит дальняками окончательно - последний на 7000 км был уже за гранью здравого смысла (все же, скутер - для урбан-девочек, чтобы им ногу не задирать), привело меня к открытию сезона 2014 на своем Трансальпе. Менять чекушку на другую эндуро-чекушку показалось странно, от 400-ки отговорили, остался Транс. Который за свою 14-летнюю историю наверняка наездил побольше тех 40 тысяч, что у него в окошке одометра.
Договор подписан, деньги уплачены. Транс легко доехал из старого калужского стойла в новое московское, это 250 км, заодно он получил заветную московскую «прописку». Первые и безотлагательные мероприятия: замена резины (Anakee 3) вместо стертого в мясо Туранса, на перед Anakee «просто» без номера, замест потрескавшегося Dunlop, мучение с задними колодками, рассыпавшимися в пыль при снятии суппорта... Заодно были перебраны и смазаны передние суппорта, один оказался подкисшим, что добавило печали. Конечно, мелочи, но они давали понять, что мот не новый, его необходимо выгулять на малой дистанции, чтобы понять возможности шасси и слабые места.


Фактически я снова первосезонник, оседлавший большого слона. Привыкать, учиться и вкатываться мне было даже нужнее, чем чуду японских инженеров.
Столь долгожданный отпуск, по меркам мототуриста, пропал, как молоко на жаре. Большую часть золотых 14 дней я откисал с семьей в Средиземном море, просеивая крупный песок сквозь пальцы, вместе с которым истекала моя свобода. И уже вернувшись в Москву, в последние дни отпуска я решился катнуть. Чуть-чуть. В Дивеево. Причем решение пришло в среду вечером, а в четверг утром я проснулся позднее необходимого, случайно вспомнил про поездку, и немедленно начал собираться. Не смотря особо в карту, не записывая телефонов «служб спасения» и прочей подготовительной канители. У меня же Трансальп, настоящий боевой конь, который бьет копытом в гараже и зовет куда угодно!
Собрав все вещи и набор юного выживальщика, я уложил их в боковые сумки Givi, купленные для другой поездки и для другого транспортного средства. Места оставалось просто вагон, даже с учетом палатки и спальника, гаджетов, зарядок, газовой горелки с двумя баллонами. В гараже я загрузил инструментальный отсек всеми ключами, что могли мне пригодиться в пути. В суете я забыл про монтажки, зато взял две камеры (смайл), молодец. Вышла возня и с прикуривателем. Его я тут же сымпровизировал из автоудлинителя прямо в кофре, но с гнездом прикуривателя, оказалось, несовместим штекер компрессора, пришлось по-шустрому перепаять штекер газовой горелкой. Компрессор - очень желательная штука в безлюдной местности. На руль повешена сумка Givi, но питание на GPS (старый КПК ASUS A696 c Навителом) не выведено, так что пользоваться им пришлось недолго, по необходимости. За всей возней время проскочило очень быстро, да так, что к отъезду я стал готов только в шестом часу.
Вечерний МКАД еще не насытился клерками, несколько типовых пробок не омрачили жизнь. Никогда не катался с таким боковым габаритом и много внимания уделил тому, чтобы не зацепить никого широкими «бедрами» в междурядье. Тащился медленно, меня обгоняли всякие 125-кубовые дришпаки, которым я по-д`Артаньянски вежливо уступал полосу асфальта. Калужские номера делали меня бедным крестьянином, приехавшим в большой город и растерямшись. Ну, никто не сгонял с позором и на том спасибо.
А вот и первая «учебка», Балашиха. Первая пробища перед мостом и на мосту, потом светофор, еще светофор. Но я еду! И было лучше, чем думал, даже в межрядье. Веса поклажи не ощущалось, жара не такая, как днем. Мир был прекраснее самых смелых предположений. Радиоцентр, Ногинск - все проезжаемо.
Отъехал 60 км от Капотни и заправился. Особенность моего указателя топлива: стрелка долго висит справа за пределами шкалы, а вот если она вернулась, то топлива надолго не хватит, нужно смотреть внимательно. Лампочки почему-то нет. Подключил к делу и одометр, по нему смотрел, насколько прожорлив слоник. Карбы в неизвестном состоянии, вдруг он 10 литров скушает, тогда придется вернуться.
Лечу себе 100 - 130 км/ч, шикарная дорога М7 с разделительной полосой, в деревнях сбавляю до 80-90. Плохо стало перед Киржачом. В левые ряды набились фуры и встали там мертво. Обочины вспылились маршрутками и другими Газелями. Межрядья тесные, не пролезть. Ногу жарит от трубы. Вентилятор загоняет раскаленный воздух в куртку. От отчаянья лезу на обочину, там рыхлый песок и пыль - ничего не видно, возвращаюсь в ряд, там нет движения. Остановился, попил воды с песком и дальше, выживать. Вспомнился фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», в котором Рауль Дюк пил пиво с песком или песок с пивом на соревнованиях в пустыне. Сколько продолжалось это измывательство над техникой и надо мной - не знаю. В середине пробки я уже был готов ставить палатку и раскладываться на ночлег. Отчаянно и стремительно влез в песчаную колею и на потеху дальнобойщикам мучительно отлавливал рулем газом Трансальп в вертикальном положении. Тяжелая атлетика в мои планы не входила. Обошлось.
По планам, мне нужно было допилить до Мурома. Изначально у меня там была железобетонная «вписка» в самом городе, так что приедь я туда к 11 или 12 ночи, меня бы уложили с комфортом. «Бы» мешает. Хозяин вписки был не дома, так что временем я связан уже был, ночевать все равно на трассе, так что я и не гнал особо.
Пикантный момент - палатку я свою в глаза не видел, так что ставить ее было лучше посветлу. Включаю GPS (на улице активно темнеет), «Песчаный карьер» - пролетел случайно мимо, но посмотрел, там ночуют фуры, а значит проститутки и прочий криминал цветет и пахнет, едем дальше. Болота, леса, болота. Муром, одним словом. Засадить 200-килограммовую тушку по сиденье? Спасибо, не надо. Сворачиваю с основной дороги на боковую, проезжаю километров пять и смотрю съезды «в поля» без указания населенных пунктов. Есть! И даже знаков пересечения со второстепенной дорогой не имеется. Правый мне не понравился, слишком наезжен, справа-слева канава, сразу отмел его, а вот левый и стал мне домом на ночь. Большая поляна, проезжая. Есть кусты спрятать мот. Есть трава, чтобы спрятать палатку. Есть сухая земля, чтобы не утонуть. И тьма комаров!
Палатку ставил больше часа. Время перевалило заполночь. Сначала неправильно состыковал внутренний шатер с тентом. Потом долго наощупь искал бретельки, чтобы состегнуть их в единую конструкцию. Потом натягивал и перетягивал. Потом перетаскивал пожитки с мота и укутывал его в тент. Потом раскладывал пенку и спальник. Потом варил доширак, пока горела антикомариная спираль. И вот я сплю, в одних труселях в спальнике, тепло, блаженство. До Мурома примерно 70 км.
Думал, утром комары не будут так злы.


Все верно. Но на смену им прилетели маленькие мухи или мошки, кто их разберет? Также у меня было воды в обрез, так что я очень оперативно попил чаю пустого, собрал пожитки и буквально пулей выстрелил в сторону Мурома. Утро прекрасно, на спидометре 120-130, машин немного, и я далеко от стоящей Москвы!
На въезде перед Муромом «у Камня» останавливаюсь. Ищу GPS-трек на улицу XXX, там где у меня вписка была. Электронная сигарета заблокировалась, я решил этот вопрос на месте, откусив пару жилок от провода компрессора. Мушки и тут донимали меня нещадно, облепляя заодно и мот.
На улицу XXX мне надо было, чтобы найти могилку одной доброй бабушки, что преставилась недавно, но как назло там дома никого не было. Бдительная соседка пригрозила милицией, запретила фотографировать, но немного успокоилась, когда я назвал ей массу знакомых имен. И рассказала, что кладбище недалеко, за переездом. На переезд я не попал. Его закрыли, длинный хвост я объехал, но поняв, что стоять еще долго, уехал в тень. Времени у меня много, а черный фулл-экип на солнцепеке откликается струями пота по спине. Стоял в тени я долго. Выпил много воды, связался в чате с внуком той бабули, и он предупредил, что могилу я могу вообще не найти. Как оказалось, рядом еще одно кладбище, так что без проводника бесполезно и пытаться. Скрепя сердце выезжаю на Московскую улицу и дую по ней в центр. В Муроме я уже бывал, но некоторые уголки приятно объехать сколько угодно раз.
Во-первых монастырь с мощами Февроньи - очень милый и уютный, набережная Оки и она же городской пляж, рядом с пляжем истукан Ильи Муромца с мечом. И Никольская церковь с источником у подножья холма.


На мостике через ручей встретил дедулю, занимавшегося тем, что я сам собирался сделать: медитированием на Никольскую церкву. Поговорили. Он тоже мотоциклист, у него сейчас Альфа, ездит по грибы-ягоды, на рыбалку. Ранее укатал Яву до неремонтопригодности. Приятный провинциальный дедушка 65 лет, глухой, как пень. Степаныч. Говорит, Никольская - самая сильная в городе и окрестностях и я охотно соглашаюсь.
Планы искупаться в Оке нарушили рыбаки. На бывшей пристани парома - единственное знакомое мне место, где можно поставить мот и вещи на виду и незаметно переодеться. А им именно там, днем, приспичило рыбалить. Что же, время к обеду, пора выдвигаться дальше. Выхожу на новый мост в сторону Навашино и Арзамаса. Очень красивый вантовый мост, хотя бы раз по нему проехать стоит. Блестящие опоры и вместе с величием, он кажется еще и очень ажурным. Дальше Оки я еще не заезжал.
Перед Навашино дал знать о себе бензин. 300 км по одометру и стрелка ниже красной зоны. К счастью, городок немалый, и в конце имеется Лукойл, где охотно берут «пластик». 17 литров исчезают в чреве запылившегося слоника.
Безлюдно


Дорога очень красивая. Трудная при прохождении «на скорость» из-за обилия поворотов и деревень. Но она очень «русская», тут и поля, и смешанные леса, и хвойники. А машин немного.


В почти каждой деревне есть колодец или колонка, магазин с продуктами, а в некоторых еще и объекты искусства
В Кулебаках

И Шилокше

В последней деревне, когда вышел фотографировать медведей, снимался с места очень резко, мешал выехать со двора «Газели». Думал, потерял фотик. А он просто завалился в подкладку. Деревню проехал от и до раз шесть, с потерей фото уже смирился. Но снимки здесь, значит, обошлось.
Городок Ардатов. На въезде собралась большая туча, и как только я пересек табличку, по моту забарабанили первые капли и стало заметно холоднее. К своему ужасу я увидел, что асфальт положен чуть ли не вчера, на солнце он обильно вспотел маслом. И вот теперь дождь! На 90-градусном повороте я немало почертыхался, задняя часть ехала сама по себе, тормозил я исключительно мотором, а про передние тормоза забыл, будто их и не было. Причалил у «Спара», купил попить газировки, а когда вышел на улицу, дождя и не было.
С Ардатова можно уехать или в Арзамас, или в Саров (Дивеево), или в Выксу. Я пошел на Дивеево, благо оставалось чуть-чуть. Лес сменился огромными лугами, по горизонту тянулись длинные горельники 2010 года, но уроки огня не прошли даром. В деревнях построены или восстановлены вышки, на них дежурят, а когда в одном месте задымило, туда тут же отправились «разведчики» на внедорожниках. Некоторые деревни окопаны, думаю, шланги и помпы там тоже наготове.
30 км от Ардатова до Дивеево пролетели незаметно.


На въезде в Дивеево меня настигла весть от жены, что в квартире потоп. Надавал советов по телефону, что я еще мог предпринять? Созвонился с Саровскими мотоциклистами, Леха ехал из Липецка, был недоступен, Саша наплел что-то про реорганизацию, какую-то чушь - встречи не получалось никак. Ну и ладно. Если не хотят люди общаться, заставлять не будем.
Дивеево - место обязательное к посещению для любого человека с русской душой. Первая благодать еще на въезде: красивейший вид на село, с множеством куполов и маковок. Жалею, что не сфотографировал. Вторая благодать незаметна, она разлита в воздухе. Настроение само собой улучшается, птички поют песни прямо в полете, какие-то пастельные краски всего, что тебя окружает. В селе есть огромный монастырь - четвертый удел Богородицы, старейшая Казанская церковь со старейшим источником. Источников, целительных и чудотворных в окрестности неприлично много, какой-то Водный Мир.
Покоробила заметная коммерциализация прибыльного места. «Паломничество - люкс номера в центре Дивеево». Ну е-мое, я все понимаю, 21 век, комфорт. Но паломничество предполагает некую аскезу, умеренность в потреблении. Серафим Саровский, чьи мощи лежат в монастыре, сам вел предельно аскетичный образ жизни в Саровских лесах. В Дивеево никакой аскезы, кругом кафе-рестораны для паломников, VIP-места для паломников. Немного южнее монастыря - Палаточный городок, хоть что-то. В самом монастыре ходят весьма упитанные служители РПЦ, румяные тетки в черных одеждах следят за порядком. Я попал на какой-то православный курорт. К мощам доступ до 17:00, а я приехал на полчаса позже. Охрана церкви очень подозрительно меня осматривала, я не крещен, креститься на входе и разбивать себе лоб о ступени не обязан. Божья канавка доведена монахинями до какого-то версальско-гламурного вида, а вообще-то ее цель задержать Антихриста в Судный день, по преданиям.
Но место сильное. От цивилизации и деловитости служителей культа легко отстраниться, присев на лавочку и закрыв глаза. Свежайший воздух, благодать, разлитая вокруг - сидел бы так и сидел, но мне уже пора думать о будущем. Погулял по монастырю, мотанул последний круг по Дивеево и выехал в сторону Сарова. Да, магнитик купил на память.
В самый засекреченный атомный город меня, конечно, никто не пустит. Мысли поехать на КПП и поснимать тоже, скрепя сердце, оставил - выкинут фотик в ручей и не подумают извиняться. Пропуск сделать тоже малореально, он делается пару месяцев, через Москву, причем будут изучать и биографию визитера, и приглашающего. Но рядом есть место, где можно без пропуска, прямо на границе с Мордовией. д. Цыгановка. По преданию, охрана Сарова, рассыпанная в лесах вокруг, как-то увидела сгорбленного старца, сидящего на камне. «Не положено» - они его пытались прогнать. Осерчал старец, стукнул посохом в землю и оттуда пробился ключ. Старец был, понятное дело Серафим Саровский, а источник сейчас самый известный и самый посещаемый. ГБ-шникам сильно повезло, если они после этого жили долго и счастливо, но это легенда. Туда я и направился.
Первые таблички: «зона ограниченного пребывания иностранных граждан». Первые указатели «Саров туда», до сих пор ни единого упоминания «города ядреных бомб» по дороге не было. Ехать очень близко. Коммерсанты себя показали и здесь, открыли жральню «Источник» прямо на дороге, люди сюда заезжают, а источник дальше. Вечер, народу было немного. На территории есть много того, что не благословляется: курить, громко орать, вести себя как свинья - всё по правилам святого места. Есть купальни для мирян и для братии, на территории есть закрытая часовня, внутри которой фотографировать не дозволяется.


Мостик через речку закрыт на ремонт. Тихо и спокойно у Серафима. Набрал водицы, посмотрел на прихожан.


Есть и загорелые южане, и семьи южан - странно, они наливают воду 20-литровыми бутылями, наверное на продажу? Совсем рядом еще наливная станция, где воду бутилируют, коммерция и здесь цветет и пахнет.
На этом мое путешествие можно было считать оконченным. Впереди Ермишь, Сасово, Шацк. Трасса М5 проезжена столько раз, что я могу ночью зачитать ее «легенду» со всеми населенными пунктами. Но мне надо было туда, потому что завтра днем в Серпухов. Да и возвращаться той же дорогой не в моих правилах.
До Шацка заправок считай что нет. «Змей Горыныч»? ЗмейГорынычская нефтеналивная станция? Пипец. Что это? Видел еще пару таких.

Заправился в Шацке. Причем заехал в сам город, зная, что заправка на въезде со стороны Рязани, ТНК. Дорог как не было так и не появилось. На объездной бензина тоже нет, но в сторону Москвы есть Газпромнефть. Ехать ночью не получилось. Вокруг масса пятничных дачников, встречная забита, а попутные фуры так и норовили снести меня, даже со световозвращающим жилетом. В 50 км после Шацка остановился на берегу р. Нетрожь, разбил лагерь. Видно река и правда нехорошая, проснулся разбитый, с больной головой. Хоть и место отличное, поляна с кустами, на сухом месте, песочек.
В сторону Серпухова выехал уже в 11 утра почти. Дорога лечит - и голова прошла, и поскольку гнал 140-150, тут и внимательность повысилась. Через час уже проезжал Рязань.
После Рязани просвистел левый поворот и догнал до Луховиц. У памятника огурцу ушёл налево, в сторону Озер и Зарайска. Эти «автобаны» мной очень любимы - полиционеров нет, прямая дорога, отличный асфальт и нулевой трафик - рекомендую. В полвторого уже был в Кашире (снова без бензина!). Одна колонка закрыта на реконструкцию, вторая на обед, третья хрен знает где. А еще в Серпухов мне оказалось не надо. Так что тихо доехал «на парах» по М4 до какого-то дермолива, залил там 6 литров. Перед Москвой начали собираться тучи, а мотоцикл просто заглох. Видимо, заправляться лучше на проверенных колонках.
Но я по пробке дотянул до гаража, чумазый, но счастливый. Тут и дом, и ужин и все блага цивилизации. Вернулся без потерь, падений и прочих ужасов, довольный и счастливый. Мало!
Путешествие получилось очень позитивным. Минусы - наездил много лишних километров из-за Серпухова, в который и не надо было. Знай заранее, разбил бы палатку на берегу реки рядом с Дивеево и наслаждался бы жизнью. В следующий раз, который обязательно будет, так и сделаю. Путешествия это же не только Европы, но и наш, родной русский край!
Тем кто поедет в сторону Дивеево - Арзамаса, а особенно потом в сторону Шацка - Касимова, рекомендую максимум внимания уделить бензину: заправок немного, те что есть пугают своей обветшалостью или экстравагантностью, и что там заливают непонятно. Насекомые не просто раздражают - они реально снижают качество жизни. Можно попробовать намазаться какой-нибудь дрянью, может, отстанут? В палатках спирали и аэрозоли от комаров необходимы, иначе сожрут до костей. Жарким летом 2014 этой летающей сволочи особенно много.

26 июля в Дивееве открылся палаточный городок. Находится он в поле за Иверским источником, на берегу реки Вичкинза ниже плотины. К городку можно подъехать, свернув с улицы Октябрьской напротив Районного Дома культуры.

Городок, установленный силами МЧС и подразделения внутренних войск г. Саров, расчитан на 3000 человек с резервом в 500 человек. Невооруженным взглядом видно, что построен городок основательно, по всем правилам. Сказывается 25-летний опыт.

Заселение в лагерь начинается с регистрации. На сегодняшний день числится уже более 200 паломников, среди них есть семьи с детьми.

В отдельной палатке находится столовая. Здесь кормят обедом с 13:00 до 15:00 и ужином с 18:00 до 20:00. Пища готовится из расчета количества зарегистрированных паломников.

Обслуживает столовую Ардатовское райпо при активной помощи волонтеров.

Пища готовится в полевых кухнях, обустроенных военными, рядом с палаткой-столовой.

Так выглядит палатка изнутри. Кстати, пенки или надувные матрасы необходимо привозить с собой — в лагере выдают только оделяла. Матрасы могут получить только старики и дети, поскольку их количество ограничено.

Волонтеры — главные помощники администрации лагеря. Они помогают при регистрации участников, выдают одеяла и воду, следят за порядком и помогают с размещением.

Всего лагерь обслуживают 40 волонтеров, прибывших из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Шатков и других районов от «Молодой гвардии Единой России». Местные ребята придут на помощь 30-го числа. Всего в торжествах примут участие 250 добровольцев, большинство из которых будут помогать во время Патриаршего богослужения 1 августа в монастыре.

Для питания в неурочное время круглосуточно работает летнее кафе от Ардатовского райпо.

Кроме того, в любое время можно набрать кипятка для приготовления чая или полуфабрикатов.

Особое внимание уделено пожарной безопасности городка. Лагерь бдительно охраняется силами МЧС и Внутренних войск.

Медицинская служба при необходимости готова оказать первую помощь. Кстати, организаторы не забыли и о духовном здоровье. В часовне на окраине городка с утра до вечера дежурит исповедующий священник.

Текст и фото: Павел Сушков

Побывав однажды в Дивеево, испытываешь непреодолимое желание сюда вернуться. Такое испытала и я. Уже третий год подряд свой день рождения провожу у батюшки Серафима, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Первого августа грандиозный праздник в Дивеевской обители- обретение мощей великого старца и пророка Серафима Саровского.

Крестный ход по всей Нижегородской области в честь праздника Серафима Саровского

На торжество съезжаются высокопоставленные священнослужители, даже из-за рубежа, а также известные публичные люди, в тои числе и политики. Каждый год приезжает и режиссер Н. Михалков. Литургия на площади, праздничная трапеза, купание в источниках, посещение канавки и особая благодать.

Дивеево - небольшое село в Нижегородской области, недалеко от Сарова. Я выбираю программу паломнической поездки, куда обязательно входит посещение этой обители. Очень удобно. Потому что до монастыря заезжаем на дальний источник Серафима Саровского. В Дивеево целительных источников много: несколько в самом селе. Но этот особенный: он больше других по размерам, и можно окунуться сразу всей группе. Вода в нем 3-4 градуса даже летом. Удобно организованно ехать и потому, что не надо беспокоиться о ночлеге: место забронировано.


Источник Серафима Саровского


Дождь- не помеха для посещения Дивеево

Да, еще в праздники - особый паспортный режим. Как обычно, когда приезжает особая персона. Проверяют документы у въезда в село. Организованные группы проходят эту процедуру быстрее.

Но мои знакомые добираются до Дивеево поездом, из Москвы (с Казанского вокзала) до Арзамаса, а оттуда маршруткой - в Дивеево. Некоторые добираются автомобилем. В любом случае - остановиться в селе есть где. Можно заранее забронировать место в гостиницах: все они находятся напротив монастыря. Или остановиться у частников - объявления развешаны на столбах. Цены - от 300 рублей в сутки. Но есть и настоящие паломники: они проводят ночь на площади или спят на полу в Соборах. В самом селе и рядом с ним разбиты палаточные городки. Проживание в них - самое дешевое.


Дивеево. Палаточный городок

Ночь перед праздником особая. На большой площади, у Преображенского и Свято-Троицкого Соборов, несколько десятков прибывших из разных епархий священников исповедуют желающих. А таких много - все хотят причаститься именно в праздник. За священнослужителями интересно наблюдать. Исповедуется мальчик лет десяти. Священник поднимает голову и строго произносит: «Мать здесь?» Кивнувшей в ответ женщине грозит кулаком. Исповедуется она на коленях. Нагрешила... Присев на лавочку, осмысливаешь свои проблемы. Кажутся они здесь и не такими уж не разрешаемыми.

Четвертый удел Богородицы - Дивеево. Известно особое отношение ее к Серафиму Саровскому - «он из роду нашего». И люди здесь по-особому приветливые. Попросила у трудяги, поливающего цветы, воды. Он ответил по-серафимовски: «На, радость моя».


Храм в Дивеево

Через площадь к канавке Богородицы направляются монахини. Канавка Богородицы - знаковое место обители. Еще Серафим Саровский указал сестрам особое место, которое выбрала Богородица, и сам стал копать канавку. По ней ежедневно ходит сама Матерь Божья. Кто ступает на эту канавку, а точнее на проложенную рядом дорожку, непрерывно читая молитвы, получает особую благодать от самой Богородицы. По обе стороны дорожки - цветы, кустарники, деревья, дом для престарелых, теплицы. Пройдя канавку, в часовенке покупают освященные на мощах Серафима Саровского сухарики и масло.


Монахини идут на вечернюю службу


Канавка Богородицы

Во дворе обители зеленые холмики - могилы монахов. Такие умиротворенные я встречала только в Дивеево. У одной из них все время толпятся паломники. Какая-то женщина рассказывает о том, кто здесь захоронен. Оказывается бывший журналист В.Шикин. Изучая тему православия, принял священнический сан, потом служил в Дивеево, был очень скромным и трудолюбивым до самопожертвования, за что и любили прихожане. Но... Спрашиваю у нашего экскурсовода о нем - молчание. Не прореагировала на мой вопрос и монахиня. Оказывается, не признан кем-то.... Покупаю книгу о нем «Пасхальная память»: уж очень не вяжется паломничество к могиле и отторжения... Действительно, личность. Что ж, по-видимому, батюшка Серафим сам все обустроил, кто должен быть рядом с ним.


Могила Владимира Шикина

Утром все стекаются к монастырю. Многолюдно на подходах к нему. Проходим мимо торговых рядов. Звучат русские народные и православные песни. Прямо на траве, у забора, разместились с гуслями солисты фольклорного ансамбля «Живая вода». Это сейчас я хорошо их знаю. А то было первое знакомство, поразившее меня чистотой голоса. Покупаем диски и идем к центральным воротам. Войти на территорию монастыря можно только сквозь строгую охрану: здесь уже сам Патриарх.


солисты фольклорного ансамбля «Живая вода»

После литургии отправляемся на дальние источники - хотя всего полкилометра ходу. Считаются они лечебными, особенно святой матушки Александры, для страдающих болезнями ног.


Источник святой матушки Александры

У источника Иверской иконы Божией Матери возмущенные голоса. Оказывается, без очереди прошла старая женщина, одетая в грязную шубу, повязанная теплым платком. С криком «Горим!» бросилась в купель.

Позже я вспомнила о ней. Не раз слышала, что в районе Дивеево много блаженных, юродивых даже в наши дни. История обители знает такие имена, сейчас уже прославленные. Не зря, по-видимому, бывал здесь с семьей Николай П. Ему дивеевская блаженная старица Паша предсказала страшную судьбу. Раки с мощами дивеевских стариц Александры, Марфы, Елены находятся в нижней части обители, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.



Источник целителя Пантелеимона


Источник Богородицы

После обеда в воздухе стала ощущаться гарь, небо постепенно заволокло чем-то серым. Поползли слухи. Вспомнилось слово Патриарха по окончании службы, а ведь мы не придали значения этому. А вот и он во главе крестного хода. Затем со священнослужителями - на канавке. За ним устремляются все паломники. Оказывается, горят леса. Вечером молебен с просьбой ко Всевышнему о помиловании.


Крестный ход во время пожаров

На обратном пути заезжаем еще на источники, но это уже вдали от Дивеева. Но в каждой часовенке - иконы Серафима Саровского и его любимый образ Богородицы «Умиление».

Loading...Loading...