Экстремальный … монастырь – храм горы Хэншань в Китае. Ближе к Богу - десять горных монастырей

Горы прежде, чем любое другое место на Земле, касаются неба. Здесь иные цвета, иные запахи и звуки. Здесь не задумываешься – чувствуешь - как скоротечна жизнь, как зачастую мелки, никчемны наши земные заботы и тревоги. И небо здесь выглядит по-другому: не как шатер, раскинувшийся над нашими головами, а как бездна, насквозь пронизывающая этот мир. Страсти, волнения, воспоминания растворяются сами собой, и ты ощущаешь, что стоит тебе захотеть, и ты полетишь, вверх, вверх, еще выше - если не телом, то душой. Днем солнце согревает твои замерзшие руки, а ночью звезды ведут с тобой разговор о самом сокровенном. Горный источник слаще любого вина – ты пьешь из него и крепнешь духом и телом. Каждый звук, произнесенный здесь еле слышно, громко и отчетливо звучит в душе. Сюда приходят искатели божественной красоты, сюда приходят монахи, чтобы избавиться от страстей, принять этот мир и себя в нем, почувствовать на вкус каждое слово молитвы и слиться духом с чистым светом.

Монастыри Метеоры

Вершины этих скал отшельники облюбовали задолго до 10 века. Спали они в пещерах, а для молитв выкладывали себе площадки, которые так и назывались - «молельные места».
Время от времени отшельники собирались для проведения совместных богослужений, поскольку в христианстве есть виды таинств, которые провести в одиночку или трудно, или невозможно. Для этого они спускались церкви, расположенные в городах Фессалии (это историческая область Греции, где, в частности, по преданию, родился Ахилл) или в скитах у подножий скал.
В 13 веке после захвата Фессалии турками, спускаться в города стало опасно. Постепенно горные отшельники начали объединяться в горные общины. Одна из них состояла из 14 человек. Возглавляемые монахом Афанасием (беженец с горы Афон), они поселились на столпе Стаги (Капель), высотой в 613 метров над уровнем моря или 413 метров над городком Каламбака, занялись строительством, завели монастырские законы, которых монахи в целом придерживаются до сих пор, и назвали свою и около тысячи местных скал «Метеорами», что значит «парящие в воздухе».
Сегодня монастырь не один, их тут несколько. Самый богатый из них – большой монастырь Святого Стефана, добираться до которого и раньше было проще, чем до других монастырей, сегодня он преобразован в женский. Вообще забраться в монастыри Метеоры еще в первые десятилетия прошлого века было непросто: по шатким переставным тридцатиметровым лестницам, по канату, или в веревочной сетке. Эти сетки до сих пор нередко используются для снабжения монастырей, хотя почти сразу после второй мировой войны тут была построена дорога-серпатин – не автобан, но подобраться можно. А уж дальше – по подвесным мосткам, переброшенным через пропасти.
Вот почему сегодня аскетический образ местной жизни время от времени нарушается вторжением суетного, мирского. А потому настоящему отшельнику в полумонастырях - полумузеях делать нечего. Нужно искать новые места. Видимо, оттого из двадцати четырех монастырей Метеоры сегодня действует только шесть.

Ронгбук

У подножия ледника Ронгбук на высоте 5100м над уровнем моря – всего на 200 метров ниже, чем северный базовый лагерь на склоне Эвереста - находится самый высокий в мире монастырь. Альпинисты, которые хотят подняться на Эверест с северной стороны, обязательно пройдут через Ронгбук, откуда открывается панорама на вершины Шишапангмы, Эвереста, Чо-Ойю и Гьячунг-Кан.
Как и монастыри Метеоры, этот монастырь был основан не на пустом месте. На протяжении четырех веков монахи и отшельники ставили здесь хижины, чтобы было где отдохнуть между медитациями. На стенах пещер, расположенных в окрестностях этой точки медитации - выше, ниже и в долине - можно увидеть вырезанные слова молитв, священных стихов и знаки.
Монастырь в 1902 году был основан ламой тибетской школы Ньингма, которая отличается тем, что в ней присутствуют элементы шаманства. Сегодня в нем обитает по разным подсчетам то ли тридцать монахов и тридцать монахинь, то ли двадцать монахов и десять монахинь. Чтобы это проверить, нужно сюда подняться. Сегодня это можно сделать и на автомобиле, который всего за три часа поднимет путешественников из долины от шоссе Дружбы до монастыря.
С давних пор и по сей день монастырь весьма активно посещается учениками и паломниками, в том числе из Непала и Монголии, проводятся здесь и специальные буддийские церемонии, хотя монастырь был разрушен дважды – в 1974 и 1989 году. После последнего пожара сейчас ведутся восстановительные работы, обновляется роспись, функционируют монастырские помещения и гостевой дом, есть даже небольшой, но уютный ресторанчик.
Монахи не очень рады тому, что альпинисты беспокоят дух гор, но всегда готовы помочь им, а также помолиться за их грешные души.

Сигирия

В середине 19 века на Цейлоне английский охотник на вершине 200-метровой горы обнаружил руины каменной постройки. Никто точно не знал, что это было за строение, но путешественники тех лет рассказывали, что своими глазами видели сохранившийся мраморный фонтан, окруженный садами и водоемами и выложенный драгоценными камнями. По преданиям и индийское достояние – дворец Тадж Махал, тоже был почти полностью выложен несметным количеством драгоценных камней, которые размеренно отколупывали злобные англичане и увозили к себе на родину. Правда это или нет - никто не знает, фотографий не сохранилось, но идея красивая.
Еще одно предание «открыло» нам историю легендарной Сигирии: Кассапа, старший сын царя, лишенный отцом власти, полагавшейся ему по праву, разгневался и убил несправедливого предка, и захватил власть в свои руки. И построил новую столицу, дворец-крепость на горе, напоминающей по форме спящего льва – символ Цейлона, где жил-поживал, добра наживал и врагов не боялся. Строил долго – целых 18 лет. Кстати, столько же - восемнадцать - осталось до наших дней и древних фресок, которых, предположительно, изначально было почти полтысячи. Когда из Индии с войны вернулся младший брат Кассапы, которому отец отписал престол, Кассапа решил с ним сразиться. Армия его не поддержала, и Кассапа перерезал себе горло, а его брат разрушил цитадель и вернул столицу на старое место. Эта версия сегодня числится официальной. Увы, она не отвечает на вопрос: где же в этом дворце были комнаты, спальни, туалеты? Почему во дворце, центральной частью которого является прямоугольная платформа размером 13х7 м, нет никаких признаков остатков крыши - и это в регионе, где 8 месяцев в году господствуют ветер и муссонные дожди? Археологи утверждают, что во 2 веке н.э. тут был монастырь, на территории которого по сей день сохранились остатки пещерных храмов, с остаткам росписей и надписей религиозного характера. Скорее всего, жившие в нем монахи были последователями учения Махаяна, в котором Будда из совершенного человека (таким его считали более старые течения буддизма) превратился в сверхъестественное существо, кроме того монах-махаянец мог прийти в монастырь на пару-тройку лет, а потом вернуться в мир - это совершенный нестандарт для ортодоксальных буддистов.
Кассапа поддерживал монастырь политически и финансовым образом, конечно же, бывал здесь, но жил в столице, которая оставалась на том же месте, что и при его отце. Смуту в описание его жизни и деятельности, а именно в хроники Махавамса, по-видимому, внесли авторы-летописцы, которые были приверженцами ортодоксального буддизма, что вполне объяснимо.
В пользу этой версии говорит и то, что во времена Кассапы Храм Зуба Будды оставался на своем месте – в старой столице, мало того, Кассапа построил в ней еще несколько значительных храмов, и, скорее всего, в ней же и жил, иногда наезжая в Сигирию. Также в рамки версии вписываются изображение на фресках Сигирии богини Тары, матери всех Буд, одной из самых почитаемых теми, кто исповедует Махаяну.

Гереме

На высоте 1000 м над уровнем моря на Анатолийском плато в Турции находится Каппадокия. Извержения вулканов, которые происходили здесь десятки миллионов лет тому назад, превратили эти места в сказочный пейзаж: причудливые горы, холмистые долины, скалы необычных форм. Породы здесь мягкие, поэтому человеку было не сложно строить себе жилища внутри скал. Когда-то в этих сооружениях жили Симон, Георгий Победоносец, Василий Великий, Григорий Богослов – христианские святые. Область Каппадокии площадью примерно в 300 кв.км, называемая национальным парком Гореме, это настоящий музей под открытым небом.
Не всегда ясно, в честь какого именно праздника были освящены алтари местных храмов, поскольку их народные названия, как правило, отражают только внешнюю подробность сооружений. В «Змеином Храме» Григорий Победоносец с Феодором Стратилатом копьями поражают большого змея, в «Храме с сандалиями» можно увидеть две выемки в форме человеческих ног, находящихся у входа, в «Темном Храме» царит полумрак – тут всего одно крохотное окошко.
Гереме – крупнейший монастырский комплекс Каппадокии, куда в первые века христианства верующие бежали из Иерусалима и из других мест, спасаясь от преследований официальных властей. Именно из этих мест происходили сорок севастийских мучеников-христан, принявших мученическую смерть за веру во Христа в Севастии - эта часть территории бывшей Малой Армении сегодня принадлежит Турции.
Чтобы заставить их принести жертву языческим богам, и тем самым отречься от Христа, римский военачальник Агрикола поставил их в ледяное озеро. Сломавшийся имел шанс отгреться в бане, поставленной на берегу озера. Не выдержал только один каппадокиец, но умер он сразу, как только вбежал в баню. Один из римских солдат, пораженный силой веры мучеников, присоединился к христианам, их снова стало сорок, и все они погибли.
Сегодня в Гереме 10 церквей и часовен, построенных в 900-1200 годы в византийском стиле, а украшенных в уникальном каппадокийском.

Таксанг-лакханг

В восьмом столетии Гуру Ринпоче трижды посещал Бутан. В третий раз он прилетел в Бутан на Таксанг на тигрице, в которую превратилась его жена, и благословил его, как второй Кайлас. Чтобы подчинить злые духи тех мест, Ринпоче принял форму страшного Джордже Дролло – одной из восьми своих эманаций – и освятил бутанский Таксанг, как место для защиты Драхм, то есть нематериальных частиц, составляющих основу жизни.
«Таксанг» переводится, как «Тигриное Логово» и это была одна из тринадцати священных пещер, в которых в Тибете и Бутане проводились медитации. Ринпоче провел в пещере Таксанга четыре месяца, и не только укротил гневными мантрами злых духов, но и наполнил пещеру своими глубинными сокровенными мыслями.
Первый маленький храм был поставлен тут в 13 веке, а сегодняшний монастырский комплекс состоит из 10 гомп, то есть храмов для духовного обучения и медитаций, и так же расположен на той самой священной пещере. Монастырь находится на скале высотой 3120 м, на 700 м над долиной Паро. Место это священное, наполненное драхмами, мыслями и эмоциями великих буддистов, таких как Миларепа или Шадбрунг, который сумел отделить бутанскую культуру от тибетской и фактически считается основателем Бутана, как государства. В 1998 году монастырь почти полностью сгорел, но уже на следующий день сюда пешком пришел король Бутана - поскольку другим образом сюда не добраться - чтобы узнать, какая именно нужна помощь.
Монастырь быстро и скрупулезно восстановили. Каждый бутанец считает, что раз в жизни должен побывать в Таксанге, когда будет к этому готов. Но не чаще – ни к чему беспокоить эти места. Кстати, это посещение достаточно опасное: последний километр пути проходит над краем пропасти. Редко, но, бывает, кому-то выпадает судьба так и не дойти до Таксанга.

Эмей-Шань

Эмей-Шань – одна из четырех наиболее священных для буддиста гор Китая. На ней было построено невероятное количество монастырей и храмов, как буддистских, так и дао, которые жили в мире согласии многие века. Годы культурной революции нанесли монашеским братствам серьезный урон и сегодня действуют только двадцать храмов, большинство из которых в удручающем состоянии.
Бодхистаттвой (то есть существом, который встало на путь превращения в Будду) здешних мест считается Самантабхадра, легендарный сподвижник исторического Будды, которого изображают верхом на трехголовом белом слоне и с цветком лотоса в руках. Улетел на своем белом слоне Самантабхадра именно с вершины Эмея, а потому гора Эмей-Шань стала местом его вечного пребывания. И потянулись сюда паломники-буддисты, и стали подниматься на Эмей китайские императоры, совершая ритуалы поклонения Небу и Земле, чтобы жизнь в Поднебесной была долгой и счастливой.
На вершине Эмея, на высоте 3077 м стоит прекрасно отреставрированный «Храм десяти тысяч лет»), построенный тут в первом веке, и реконструированный в девятом. Веками буддисты совершали сюда паломничество, и путь паломника был не близким около пятидесяти километров, пройти его нужно было, в частности, мимо обязательно мимо самой большой в мире каменной статуи Будды (71 метр), поставленной еще в 719 – 803 годах около городка Лешань в 30 км от Эмея. Сегодня туристы поднимаются на высоту 2500 м автобусе, и дальше на подъемнике. Но тот, кто у кого есть время не только на магазины и рестораны, кто хочет прочувствовать красоту этого места, по-прежнему поднимается на гору пешком.
Местные леса до сих пор полны обезьян. Наблюдая за ними, монахи из разных храмов придумывали свои стили борьбы, их много, но все они объединяются под названием школа Emei Wushu. Но монаха-воина сейчас тут увидеть трудно, зато по-прежнему несколько раз в год тут можно увидеть «ореол Будды» - это оптический феномен.
Сначала вокруг солнца возникает радужная корона, а потом человек, смотрящий на неё сторону вдруг начинает «видеть» Будду, принимая за него свою собственную тень с нимбом вокруг головы. Говорят, в прошлом, паломники, не знакомые даже с понятием «оптика», считали, что Будда зовет их за собой и прыгали вниз с отвесного склона.

Сюанькунсы в ущелье Хэн-Шань

С вершины самого высокого пика массива Хэн-Шань открывается вид, который создает впечатление, как будто вы достигли неба. На половине пути к вершине стоит павильон, на котором написано: «Упорно продолжайте путь, вы пока на половине пути. Исполнение ваших заветных чаяний близко, но вы должны принять вызов гор, чтобы добраться до их вершины». По теории дао пять первоэлементов, из которых состоит всё - металл, дерево, вода, огонь и земля – соответствуют и пяти направлениям на которых расположены Пять Священных гор, одна из которых Хэн-Шань.
Но не только даосисты почитают гору - внутри монастыря можно увидеть рядышком скульптуры Сакьямуни (Будды), Конфуция и Лаоцзы: тут мирно уживаются сразу три религии - буддизм, даосизм и конфуцианство. У подножья горы Хэншань находится храм Нанью площадью 9800 кв. м. Восемь даосских храмов на восточной стороне расположены симметрично восьми буддийским храмам на западной, что символизирует равенство этих двух религий.
В ущелье Хэншаньских гор находится знаменитый «висячий» монастырь Сюанькун-сы, прикрепленный к горе всего несколькими столбами. Со времени постройки, 491 года, он несколько раз был перестроен, реконструирован и, наконец, отремонтирован. Последний серьезный ремонт тут был проведен в 1900 году. Поэтому не все из более 40 залов и павильонов монастыря находятся в хорошем состоянии. Здания соединены друг с другом системой коридоров, проходов и мостов. На горе Хэнь-Шань находилась пещера совершенствования великого божества времени Тай-Суй, которого называют еще и Великий князь года, Великий герцог или Великий князь Юпитер, противодействовать которому, как и искать его покровительства – прямой путь к несчастью. А следовать указаниям Великого герцога в повседневной суете очень сложно: «Не иметь мыслей и не прилагать усилий - первый шаг к постижению Дао. Не идти никуда и не делать ничего - первый шаг к обретению покоя в Дао. Не иметь точки отсчета и не следовать никаким путем - первый шаг к обретению Дао». А потому самый популярный амулет у даосиста – талисман, защищающий от гнева Тай-Суй.
Хэнь-Шань – символ долголетия, так почитаемого в Китае, поскольку оно было одной из целей совершенствования, поэтому мест для совершенствования тут было великое множество. До сих пор тут можно то здесь, то там наткнуться на надписи на камнях, отдельно стоящие скульптуры или стелы. Городские жители летом часто приезжают сюда на выходные просто погулять и отдохнуть, а осенью – посмотреть: правда ли дикие гуси, которые в Китае символизируют ян, мужественность, свет, святой дух, надолго задерживаются тут перед своим дальним перелетом.

Сумела

Современный турецкий городок Трабзон во временя Трапезундской империи при греках назывался Трапезундом, так его до сих пор и называют православные христиане. Неподалеку от Трапезунда со времен византийской империи сохранился скальный монастырь пресвятой Богородицы или Сумела (ударение на последнюю букву), что значит «на горе Мелас». В 5 веке монахи Варрава и Софроний в пещере горы Зигана наш чудотворную икону Божией Матери Панагию Сумелу, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при земной жизни Пресвятой Богородицы. Икона первоначально хранилась в Афинах, отчего называлась «Atheniotissa», но под угрозой уничтожения и была спрятана в пещере Зигана.
Сегодня эта икона называется также и Богоматерь Черной горы. В 412 году по просьбе тетки Варравы, Марии, был построен скальный монастырь, в котором каждый год 15 августа отмечался праздник иконы Панагии Сумелы, на который стремились попасть паломники. Монастырь был четырехэтажным с 72-мя кельями и с пристроенным пятым этажом - галереей, несущей охранную функцию, в монастыре была большая библиотека. Это был крупный, но не единственный монастырь в этих местах. Огромное их количество в окрестностях Трапезунда выполняли также и функции пограничных крепостей.
Когда в середине 15 века Трапезунд был занят султаном Фатих Мехметом, этот монастырь, как и церковь Святой Софии в Стамбуле он взял под свое личное покровительство, дарил им земли и золото.Другой султан, Явуз Селим, охотился в местных горах, и серьезно заболел, но был излечен монахами монастыря. Вернувшись в Стамбул в знак благодарности он подарил Сумеле земли, золото и золотой подсвечник в 1.5 м высотой. Султанs Ахмет III и Махмуд I, правившие поочередно в первой половине 18 века, оплачивали реставрацию уникальных фресок монастыря, которые, к слову сказать, не соответствуют каноническим. В 19 веке, когда число братьев было около ста, милостью очередного султана монастырю были переданы в собственность близлежащих деревень. Османские правители понимали уникальность монастыря и сами совершали сюда паломничество, причем по обычаю того времени к этой святыне подниматься в гору паломнику нужно было на коленях.
В 1919 году Греция объявила войну туркам, которые постепенно захватывали её земли, и в этой войне проиграла. Христиан массово истребляли, и чтобы прекратить эту бойню, было решено переселить турков из Греции в Турцию, а греков из Турции в Грецию – по религиозному принципу. История называет это «Малоазиатской катастрофой». Монастыь в те годы опустел, а икона Богоматери была вывезена в Грецию, сначала в музей, а позже передана в Каламбаку, селение, находящееся у подножия Метеорских скал, в храм Успения Пресвятой Богородицы, куда и едут паломники.
Но в несколько последних лет паломники снова стремятся попасть в Сумелу 15 августа. Местные власти дают на это официальное разрешение, но мелко пакостят, то затягивая выдачу разрешения позже 15 числа, то запрещая священнослужителям свершать паломничество в соответствующем одеянии. И, хотя тут ведутся реставрационные работы, проводятся они спустя рукава, и нередко глаза христианских святых на фресках выколоты ножом, как, впрочем, и в Гереме. И всё же нужно помнить, что за свою долгую историю монастырь несколько раз был разрушен до основания, и снова восставал из руин, и, по-прежнему, в месте, намоленном веками, бьет из земли святой источник.

Тенгбоче

Это еще один тибетский монастырь по дороге к Эвересту, находящийся на высоте 3860 м. Он стал известен миру благодаря сэру Эдмунду Хилари и шерпу Тензин Ногрею, первым людям, совершившими восхождение на Эверест в 1953 году. С тех пор монастырские места стали очень оживленными: примерно 30 тысяч человек в год бывают тут, чтобы насладиться красотами гор Тенгбоче.
А в 16 веке тут медитировал только лама Сангва Дорже, который прилетел отсюда по воздуху из монастыря Ринпоче и предсказал, что и тут когда-нибудь будет монастырь. На одном из камней монастыря до сих пор сохранились отпечатки его ног. Первые постройки были сделаны из дерева под руководством ламы Гулу, но землетрясение 1934 года их разрушило.Монастырь был восстановлен. Но электричество которое провели сюда в 1989 году стало причиной пожара, который снова уничтожил монастырь. На средства международных организаций новые здания монастыря были сделаны уже из камня и расписаны Тарке Ла, известным тибетским художником, на работы ушло всего четыре года.
Особенность монастыря Тенгбоче еще и в том, что здесь исповедуется особое течение буддизма, Ваджраяну, которая в Тибете считается венцом учения Будды. Это некая оккультная модификация буддизма, в которой достичь просветления можно не через достоинства человека, а посредством тайных мантр. Возможности этих мантр настолько серьезны, что к занятиям Ваджраяной монаху можно приступать только после того, как он овладеет Махаяной (смотри выше), чтобы свою силу использовать исключительно на просветление, а не на злоупотребление своими возможностями.
Темная история произошла тут холодной зимой 1962 года: монахи увидел, что вокур монастыря бродит холодный-голодный йети, которого совместными усилиями затащили на кухню и накормили. Как в результате от большого йети остался только его череп, который хранится в соседнем монастыре Кхумджунг, история умалчивает – может, еда не подошла, может, старый был. Скептики утверждают, что все шкуры йети при детальном обследовании оказываются шкурами с шеи гималайской горной козы, которые используются местными монахами как зимние шапки.
Тем, кто свой юбилей решит отметить не в ресторане, а в каком-нибудь горном буддийском монастыре, стоит не забывать, что все святыни нужно обходить по часовой стрелке. Тогда только от этого будет толк, а путешествие завершится удачно и в срок.

Таунг Калат

Гора Попа (потухший вулкан Таунг Калат высотой 737 метров) в Бирме – самое мощное святилище местных духов (натов). Наты не безымянны, у каждого своя история, и когда-то давным-давно это были вполне живые люди. Теперь их духи живут на высоте 1520 метров над уровнем моря. Гора эта – настоящий оазис, здесь находится более сотни источников окруженных зелеными зарослями (неспроста «Попа» - на местном языке означает «цветущая»), из которых с удовольствием пьют воду толпы местных макак.
Тот, кто хочет подняться в монастырь, который находится на вершине Таунг Калата, должен сказать спасибо буддийскому монаху У Кханди, построившему лестницу с 777 ступенями, и не роптать, что она не в самом лучшем состоянии – когда-то не было никакой. У Кханди также известен своим оригинальным способом подвижничества: летом он лежал в горячей воде, зимой – в холодной.
На Попу нельзя приносить с собой мясо, чтобы не злить натов, которым в средние века во время праздников полнолуния дважды в год приносили в жертву огромное количество животных, но не теперь, хотя паломники по-прежнему стекаются сюда оба раза в те же дни, не нарушая в этом семисотлетнюю традицию.
Кроме того, нельзя надевать на себя красное или черное, и нельзя ступать на священную землю в обуви. К монастырю поднимаются босиком.
Монастырь со стороны выглядит впечатляюще, как корона на вершине горы, но сам по себе находится в состоянии средней запущенности - для Бирмы это нормально, разве что Шведагон и Баган сказочно ухожены, но они не расположены на горе. С высоты, на которой расположен монастырь, видимость в хорошую погоду достигает 60 км, с одной стороны с высоты птичьего полета виден древний Баган, хотя рассмотреть отсюда больше пяти тысяч храмов и пагод-ступ, конечно, трудно, с другой – завораживающе глубокий каньон.
Несколько лет тому назад на Рождество мы с мужем поехали в древний горный монастырь, в котором живёт чуть больше десятка монахов. Паломников было примерно столько же, и когда после службы мы встретились в трапезной монастыря, уже узнавали друг друга в лицо. Откуда-то «нарисовалась» парочка бутылок красного вина, конфеты, другие сладости, мы угощали друг друга, смеялись – получился настоящий праздник. Среди нескольких паломников из Греции был священнослужитель, который объяснял нам какие-то тонкости прошедшей службы. Я спросила его: «Вот интересно, ребята, которые служат в этом монастыре, почти все, как на подбор – молодые, крепкие, красивые. В обычной жизни у них всё могло сложиться прекрасно. Что их заставило уйти от жизни мирской? Как они решились на это? Что, каждый ищет свою истину?». Священник сказал мне: «Идем». Мы вышли из трапезной, и он подвел меня к старинной часовне. «Вот на этом самом месте с четвертого века и по сей день люди непрерывно обращаются к Богу с молитвами. Просят дать им веру. Любовь. Дать возможность быть ближе к истине – не своей, персональной, а твоей, моей, общей Истине. Ну, ты же понимаешь, что значит «намоленное место». И если сегодня не было бы здесь этих молодых ребят, связь времен могла бы прерваться. Вот почему они приходят сюда из Мира, вот почему незаметно для мира несут свое послушание. И вот почему у тебя есть возможность приезжать сюда – не в пустыню, не в чащу леса, а в монастырь, где тебя всегда примут. Для этих ребят такая служба Господу не тяжкий крест, а гордость и радость». Для меня тот разговор был серьезным поводом подумать о Жизни и Боге.


С незапамятных времен человек поднимается в горы и строит в совершенно немыслимых, труднодоступных местах жилища, церкви, монастыри. Одних ведет к такому уединению вера, других - гонения, третьих - испытание, самопознание. Но, какой бы ни была причина, в основе ее, думаю, стремление подняться над землей, над обыденностью и суетностью жизни, ближе к небу. А что там, в небе? Для одних это Бог, для других Космос, Абсолют, Неведомое. А, может быть, где-то среди звезд затеряна забытая Родина, смутная, но неодолимая память о которой еще живет где-то в генах...

Предлагаю моим читателям обзор "парящих храмов" на нашей планете. Их на самом деле очень много, я попыталась выделить самые-самые невероятные.

Гора Тайшань в Китае расположена в окрестности города Тайань и входит в число пяти священных гор даосизма. Традиционно гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора. Храм на вершине горы - цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет.
На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.
Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.


Мост бессмертных, природный ландшафт

Горы Уданшань также знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора, а во время династии Тан (618-907) был открыт первый храм - Храм Пяти Драконов.
Запретный город, построенный на самой вершине горы Тяньчжу ("колонна, подпирающая Небо"), окружён толстой каменной стеной и имеет четыре входа. За стеной - несколько храмов и на самой вершине - Золотой павильон.



Монастырь Монсеррат - бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии и центр паломничества католиков со всего мира.
Монастырь, расположившийся на высоте 725 м над уровнем моря, получил своё название по горной местности Монсеррат («Разрезанные горы») в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве в 10 х 5 км высятся тысячи известняковых скал причудливой формы. Человеческая фантазия дала отдельным скалам столь же занимательные имена: Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда.


Первое упоминание о монастыре Монсеррат датируется 880 годом. В IX веке здесь находилось четыре скита, один из которых был посвящён Деве Марии. В 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь.

Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь) - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив). Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря, в основном, являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины.

Монастыри Метеоры ("парящие в воздухе") - один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. Шесть действующих православных монастырей расположены на вершинах грандиозных скал в горах Фессалии на севере Греции.


Монастырь Святой Троицы

Монастырь Русану или святой Варвары


Монастырь Варлаама


Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь Шулдан в Крыму расположен в обрывах скалы Шулдан (Отдающая эхо), нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20, которые расположены в два яруса.
Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Шулдан, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однако, в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х - ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV - третья четверть ХV вв.).

Буддийский монастырь Таунг Калат (Taung Kalat) является одним из самых красивых храмов мира, который расположен на вершине одноимённой горы в Мьянме. Гора эта - потухший сотни лет тому назад вулкан (последнее извержение датируется аж 442 годом нашей эры).

Мало того, что храм сам находится на вершине вулкана, высота которого достигает 737 метров, так и сами окрестности очень красивы. Неподалёку находится ещё одна гора под названием Попа (Mount Popa) высотой 1518 метров, и эта вершина также является некогда потухшим вулканом.

Церковь Воскресения Христова - церковь над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе - Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
Храм на горе был возведён через 4 года после страшного крушения поезда, в котором чуть не погиб император Александр III с семьёй, - в память об этом знаменательном событии. Освятили Форосскую церковь 4 октября 1892 года, а ещё через 6 лет, в десятую годовщину спасения императорской семьи, церковь посетил Николай II с женой.


Вид на Форос со смотровой площадки церкви Воскресения Христова

Боробуду́р - буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны, расположенный на острове Ява в Индонезии. Его еще называют "храм тысячи Будд".
У ступы имеются восемь ярусов, ее высота - 34 метра, и сооружена она из 2 000 000 каменных блоков.
На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.

Предполагают, что храм был возведён в VII-IX вв. До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье.



Святогорская Лавра - храм на меловой горе.
В Донецкой области на живописном берегу реки Северский Донец, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположен Святогорский Успенский монастырь.
Одна из существующих версий его основания связана с Византией. Произошло это в YIII-IX вв. Большая часть гонимых императорами-еретиками православных иконопочитателей, переправившись через Черное море, нашла приют в Крыму, а часть из них поднялась по рекам Дону и Северскому Донцу далее на север.

Храм Святого Георгия на горе Шоана (Карачаево-Черкессия) - воздвигнутый в Х веке древнейший в России памятник, сложенный из местного камня, где раствором служила гашеная известь, замешанная на куриных яйцах. По свидетельству грузинского географа и исследователя ХVIII века Вахушты тут была кафедра Хумаринского епископа. Впоследствии здесь своё пристанище нашли монахи…
Шоана в своем роде тоже памятник, рукотворный или природный – скрыто толщей лет. Скала стоит совершенно обособленно от горной гряды, будто Творец, начиная с вершины, обтесал ее слева и справа, выточил на широком основании горы каменную башню. Вышедшая из самого чрева Шоаны, она тянется в небо. Раньше на вершину можно было взобраться по висячей лестнице, испить из колодца холодной воды. Дивное место.


Смотрите также: Древние храмы в горах (южные районы Ставропольского края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики)

Висячий храм горы Кенг - один из самых удивительных монастырей в мире, Китай.
Свисающий над обрывом на высоте в 246 футов, храм был построен 1500 лет назад. Проходы в скалах связывают между собой более 40 комнат и залов. Начал строить храм всего лишь один монах. Спустя столетия другие продолжили его начинания. Интересной особенностью свисающего храма является своя особая религия, объединяющая буддизм с даосскими и конфуцианские религиозные элементы.

Наша земля – источник вдохновения не только из-за обилия храмов и монастырей, но также и потому, что мы считаем священными даже природные образования. Особенно знаменита гора Кайлас в западном Тибете.

Кайлас – это священная гора уникальной пирамидальной формы, которая по поверьям буддистов, индусов и джайнистов располагается в центре Вселенной и является ее энергетическим очагом. Считается, что высота горы составляет 6666 метров, хотя ученые и спорят сначала говоря 6638 метрах, а потом настаивая на 6714.

Эта одна из немногих гор в мире, которая до сих пор не была покорена. Гора просто не пускает наверх, заставляя экспедиции развернутся, даже еще не начав подъема. Здесь, на труднодоступных высотах скрываются мировые сакральные места, которые давно уже вызывают священный трепет у представителей многих религий и ищущих сердец.



Кайласанатха - скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре. деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С 1983 года система пещер и многочисленные замки причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию.
Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры.
Храм Кайласанатха высечен в монолитной, одиноко стоящей скале, скальный массив при строительстве храма обтёсывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м². Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой, что своеобразно выделяло его на фоне скал, и назывался Ранга Махал.

Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма. Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством.

Монастырь Джвари ,что в переводе означает-крест.
Монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ г.Мцхета - там, где, согласно историческим источникам воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари - по совершенству архитектурных форм -один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.
К 545 году на "крестовой" горе уже стоял храм малого размера. Сейчас он в руинах. Более крупная церковь в форме тетраконха (22 на 18,4 метров) была воздвигнута в 590-604 годы.

Монастырь Острог , Черногория.
Монастырь был основан в 17 веке архиепископом Герцеговинским Василием. После его смерти, в 1678 году, епископ Василий был провозглашен святым и получил имя св. Василия Острожского.
Ныне это действующий православный мужской монастырь, крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества.
Считается, что хранящиеся в монастыре останки святого имеют чудотворную силу.
Монастырь находится в горах, на высоте около 900 метров над уровнем моря. Практически он даже не построен, а вырублен в горе, на почти вертикальной большой скале Острошка Греда.

Знаменитый монастырский комплекс Гегард , Армения - расположен на склоне отвесной скалы, расположенной в живописнейшей котловине ущелья реки Гарни.
По сведениям историков, еще в IV веке, в ущелье находился пещерный монастырь Айриванк. Однако ни одна постройка этого монастыря не сохранилась. Лишь у летописцев можно найти сведения о величественных храмах монастыря, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках, в которых путники всегда находили пристанище. Однако в Х - ХI веках монастырь неоднократно подвергался нападению захватчиков, а в 923 году был разграблен и сожжен. Погибли все первоначальные строения монастыря, но на их месте в последующие века строились новые сооружения.
У самого входа в котловину находится полупещерная часовня, посвященная первому христианскому проповеднику и католикосу Армении ГРИГОРУ ЛУСАВОРИЧУ (Григорию Просветителю), высеченая в 1177 году.
Существующий ансамбль относится к ХII-XIII векам. Название Гегард церковные легенды связывают с хранившимся здесь копьем, которым пронзили Христа на кресте. Сейчаc наконечник этого копья хранится в Эчмиадзинском музее.

Татев (арм. Տաթեվ, с древнеармянского: «дай крылья» или «лети») - монастырский комплекс 10 века в Сюникском марзе Армении, в 25 км от города Сисиан. В комплекс входят монастырь Татеви Анапат (Татевская пустынь) , канатная дорога "Крылья Татева", природный мост с пещерой - "Сатани Камурдж" (мост сатаны).
Монастырь основан в 895--906 гг. сюзеренным князем Сюника Ашотом и, начиная с IX века, являлся религиозным центром Сюникского царства.

16 октября 2010 открыта самая длинная в мире пассажирская канатная дорога без промежуточных остановок, получившая название «Крылья Татева», длиной 5.7 км, проходящая через Воротанское ущелье к монастырю. Занесена в книгу рекордов Гиннесса.


Дорога к храму

Такцанг-лакханг ­­- знаменитый монастырь (лакханг) в Бутане. Он расположен рядом с городом Паро и висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.
Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял.
Монастырь (в его современном виде) был основан в 1692 году, хотя пещеры использовались для медитаций с ранних времён.


19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен. Полностью монастырь был восстановлен в 2005 году.

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎‎, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь).В 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука.


Вид сверху

Ма́чу-Пи́кчу (кечуа: Machu Pikchu, в переводе - «старая вершина») - город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света. Также Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков».


Храм солнца


Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Нам неизвестны ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.


Священный город инков Мачу-Пикчу стараниями фотографа и турагента Джеффа Кремера превратился в 15,9-гигапиксельное фото (с разрешением 297 тыс. на 87,5 тыс. пикселов). Теперь у вас стало намного меньше причин туда ехать, что не может не радовать защитников этого исторического места, - на

Легендарная гора Удан, увековеченная в многочисленных романах, была колыбелью даосизма более 1000 лет и, согласно легендам, местом возникновения боевых искусств. Монастыри на пиках Уданшань, "первой знаменитой горы в Поднебесной", занесены в список культурного наследия ЮНЕСКО как лучшие достижения традиционной .

Уданшань – горный хребет в провинции Хубэй, недалеко от города Шиянь, состоящий из 72 пиков, 36 скал и 24 долин. Основной пик - Тяньчжуфэн («колонна, подпирающая Небо»), высотой 1612 м, окутанный туманом, создает мистическое зрелище. И хотя путь к Уданшань не близкий (более 1000 км от Пекина), его природная красота, изящные пагоды, монастыри и храмы на протяжении веков привлекают паломников и туристов. Это второй по популярности монашеский комплекс после .

Мифы и факты

Монастыри Уданшань были центром учения и практики медитации, боевых искусств. Здесь находился древний даосский университет, в котором исследовалась традиционная китайская медицина и фармакология.

Еще во время правления Восточной Династии Хань (I-III вв.) Уданшань, где обитали монахи-отшельники, привлек внимание императора, который основал на вершине первый даосский храм для поклонения священной горе - Храм Пяти Драконов.

В XV веке император Юнлэ, насильственно свергший своего племянника, чтобы завоевать народную популярность и умилостивить духов, объявил, что он действовал по повелению божества Чженъу - Совершенного воина, обитающего в Уданшань. Император развернул масштабное строительство и храмового комплекса в Уданшань, хотя сам его так ни разу и не посетил.

Всего в горах было построено 72 храма, 36 монастырей, 12 павильонов и 39 мостов, образующих 33 архитектурных комплекса.

Что посмотреть

Сегодня в Уданшань действуют несколько школ боевых искусств. В октябре здесь проводится ежегодный международный фестиваль мастерства кун-фу. А в начале октября и апреля на реке Хань проходят красочные гонки на драконовых лодках.

Мы уже смотрели на необычные и красивейшие монастыри планеты, давайте продолжим искать уникальное...

На Юго-Востоке от Датуна, недалеко от города Хуньюань на скалах возле священной горы Хэншань разместилось самое настоящее чудо архитектуры. Это Сюанькун-сы (Висячий монастырь, кит. 懸空寺, пиньинь Xuánkong Sì, палл. Сюанькун-сы), который вырезан прямо в скалах над каньоном Цзиньлун. Ему уже более 1400 лет, он построен в 491 году, при династии Северная Вэй, и аналогов подобного великолепия строительного искусства так и не найдено. Именно здесь полная изоляция и спокойное окружение, которое так ценится в духовном мире. Сюанькун-сы находится всего в нескольких стах метрах от того места, где река Хунь вырывается из узкого и короткого ущелья Цзиньлун (Jinlong, Золотой дракон), ныне перегороженного плотиной гидроэлектростанции.

Комплекс расположен на высоком утесе на левом, западном берегу реки, а священная гора Хэншань - на правом. Сюанькун-сы построен на пути паломников из столицы империи Пинчена (ныне Датон), к священной горе Хэншань. От монастыря вверх по почти отвесной скале раньше шли мостки, которые сейчас уже убраны. Видимо они вели к мосту, по которому можно было перейти через бурную реку. Для того чтобы спастись от разлива реки Хунь и сделать строение подспорьем для паломников, пришлось действовать единственным допустимым способом - разместиться как можно выше от земли.

Датун (Datong) - город в центральной части Китая, в провинции Шаньси, на лёссовом нагорье (высота 1090 м) у заставы Великой Китайской стены, отделяющей Внутренний Китай от Внутренней Монголии. Население - 1 276 000 человек (2003).

Он как бы зажат между двумя грядами Великой стены. Это один из важных культурно-исторических городов Китая, был столицей династии Северная Вэй и «второй столицей» во времена династий Ляо и Цзинь.


Внутри монастыря находится более сорока помещений, залов и павильонов. Больших секций всего три, расположены они одна выше другой и соединены коридорами и переходами. Самая низкая отметка - 26 метров над уровнем земли, самая высокая - около 50 метров. Стоит учесть, что главная особенность монастыря в том, что все площади выстроены на лице скалы с использованием малейших углублений, а также поддержкой балок и опор. Единственное исключение - первая, главная секция. Она держится на фундаменте из кирпичей. Перед ней находятся входные ворота с двумя традиционными колокольными/барабанными башнями. Все павильоны и здания соединены между собой целой системой всевозможных переходов, коридоров и проходов. Внутри помещений располагаются статуи Будд и других богов. Вообще этот храмовый комплекс объединяет сразу буддийские, даосские и конфуцианские алтари.


С точки зрения нумерологии, каждая из секций Суанькун-сы имеет свой сакральный смысл.

Первая (главная) секция с кирпичным основанием - даосская и соответственно здесь расположены образы, относящиеся к пантеону даосизма. Называется она «Сань гуань», что переводится примерно как «три повелителя». Сань гуань - это триада божеств даосского пантеона, являющихся повелителями трех главных стихий: неба, земли и воды.

Вторая секция является буддистской и называется «Сань шен», что означает «три времени», соответственно на санскрите - «трикала». Это буддистский термин, обозначающий прошлую, настоящую и будущую эпохи, то есть кальпы. В буддистской скульптуре Китая была очень популярна композиция «Трикала будда»: Будда прошлого Прабхутаратна, Будда настоящего Шакьямуня и Будда будущего Майтрея.


Третья, самая верхняя секция называется «Сань цзяо» - «три учения» (т.е. даосизм, буддизм и конфуцианство) и соответственно содержит скульптурные изображения Лао Цзы, Конфуция и Будды Шакьямуни.

Нумерология же во всем этом проста: сумма всех троек дает число «9», которое является суммой цифр высшего сакрального числа многих религий «108».


Не стоит, правда, обольщаться, ведь прогуляться по всему монастырю вряд ли удастся. Некоторые секции уже подреставрированы, и радуют глаза первозданными красками, узкими мосточками и лесенками, а также низкими перилами. Однако часть переходов перекрыта из-за возможного обрушения. Но даже если бродить по тем коридорам, что открыты для посетителей, вид на лежащие вдали горы и на равнину под монастырем открывается просто уникальный.

Шири Ириарте

Всего в монастыре стоят 80 статуй из разных материалов. Самое крупное рельефное изваяние - Татхаты. Монастырь с 1982 охраняется как Национальный Памятник КНР.





Горы занимают особое место в китайской культуре: это и места обитания богов, и источники вдохновения для художников и поэтов, и места активных действий в политическом и религиозном дискурсе. В наши дни многие из знаменитых китайских гор превратились в пункты назначения массового туризма, некоторым удалось сохранить сакральный ореол. И хотя лучше гор могу быть только горы, Магазета попыталась разобраться, чем примечательны самые знаменитые из них в Китае.

В «Книге гор и морей», классическом трактате, создаваемом в течение нескольких веков в конце прошлой и в начале нашей эры, упоминается 447 гор. Трактат лишь до 10-го века рассматривался как источник географической информации, а после — скорее как сборник мифов. Тем не менее, как минимум в течение двух тысячелетий в китайской культуре горам придавалось особое значение, а мифы и реальные истории настолько в ней перемешались, что уже неважно, как оно было на самом деле, а имеет значение, во что верили и верят в Китае.

Если отойти от сакрального значения и взглянуть на горы как на предмет культурного и экологического туризма, то за века китайские горы были облагорожены проложенными маршрутами, а за последние десятилетия и туристической инфраструктурой. Даже в самых отдаленных местах трудно рассчитывать на «дикую» природу, что с одной стороны может показаться большим недостатком (тебя лишают ощущения первооткрывателя), но с другой стороны — посещение даже 3099-метровой Эмэйшань не требует ни какой-либо подготовки, ни даже запаса еды.

5 великих гор (五岳)

Самая древняя группа знаменитых гор связана с мифами о сотворении мира и известна с периода Борющихся царств. По легенде, они были образованы из тела первого человека — Паньгу. И действительно, если взглянуть на карту, то точки гор на карте образуют крест. В последующие века они стали местом поклонения китайских императоров — сыновьям Неба было важно прикоснуться к истокам человеческой цивилизации. И хотя на территории Пяти великих гор за последующие тысячелетия появились и буддийские храмы, и конфуцианские академии, традиционно в них сильно присутствие даосов.

#1 Великая северная вершина — Хэншань (恒山, 2017 м, Шаньси)

Висячий монастырь, Хэншань. Источник: Amusing Planet

Гора Хэншань, почитаемая в Китае со времен династии Чжоу (11 век — 221 г. до н.э.), в древности имела военно-стратегическое значение: здесь находят останки древних крепостей и следы активных боевых действий.

Ближайший город: Датун (大同) — 6 часов на поезде или 1 час на самолете от Пекина.

Среди основных культурных достопримечательностей — храм Северной вершины (北岳庙), первоначально построенный при династии Хань, и Висячий монастырь (悬空寺), построенный в 6-ом веке и сохраняющий влияние трех основных религий Китая: даосизма, буддизма и конфуцианства.

#2 Великая восточная вершина — Тайшань (泰山, 1545 м, Шаньдун)


6660 ступеней к вершине Тайшань. Источник: UNESCO World Heritage Centre

Самая-самая гора в китайской культуре и истории. Религиозные поклонения горе можно проследить на протяжении более двух тысяч лет. Именно сюда направился первый император Китая Цинь Шихуан после объединения государства, чтобы отдать дань богам.

Ближайший город — Тайань (泰安) — 2 часа на скоростном поезде от Пекина.

У подножия горы находится один из древнейших храмов Китая — храм бога горы Тайшань (岱庙), основанный еще во времена первого императора. А к восточному пику ведет каменная лестница из 6 660 ступеней.

#3 Великая южная вершина — Хэншань (衡山, 1290 м, Хунань)


Пик Чжужун, Хэншань. Источник: 360doc

Со времен династии Мин бытовало мнение, что именно в этом регионе располагалась колыбель китайской цивилизации. Как и другие четыре великие горы, Хэншань была центром даосов и буддистов. Южная вершина со времен династии Хань была известна как гора долголетия, а также была популярным местом паломничества поэтов и художников.

Ближайший город — Хэнъян (衡阳) — 40 минут на поезде от Чанши или 6 часов от .

Основные культурные объекты: у подножия расположен крупнейший храмовый комплекс в Южном Китае — Большой храм Южной вершины (南岳大庙), первоначально построенный при династии Тан (618-907). На пике Чжужун (祝融峰) расположен одноименный храм, посвященный богу огня.

#4 Великая западная вершина — Хуашань (华山, 2154 м, Шэньси)


Опасные тропы Хуашань. Источник: Being In Awe

Самая экстремальная из знаменитых китайских гор: хотя большая часть маршрутов рассчитана на массового туриста, некоторые из них по-прежнему проходят вокруг отвесных скал. Даже с установкой канатной дороги и открытием новых более безопасных троп, до сих пор путешествия с фатальным исходом не так редки.

4 священных буддийских горы

Хотя эти четыре горы почитались в китайской культуре до того, как они были признаны святыми в буддийской традиции, сейчас они прежде всего связаны с учением Будды и почитаются его последователями в соседних государствах, в том числе Японии, Корее, Монголии.

#6 Утайшань (五台山, 2058 м, Шаньси)


Утайшань. Источник: Trip China Guide

Утайшань считается местом пребывания бодхисатвы Манджушри — воплощения высшей мудрости. В первую очередь Утайшань представляет интерес с точки зрения буддийского искусства в Китае: здесь можно проследить развитие буддийской архитектуры и скульптуры со времен династии Тан вплоть до падения династии Цин (1644-1911), а в монастырских библиотеках можно найти древнейшие рукописи и переводы.

Добраться до Утайшань можно за 6 часов на поезде от Пекина и за 4 часа от Тайюаня.

В числе важнейших культурных достопримечательностей — монастырь Наньшань (南山寺), основанный при династии Юань (1271-1368), крупнейший в горах Утайшань, а также храмы Наньчань (南禅寺) и Фогуан (佛光寺), древнейшие залы в которых были построены при династии Тан.

#7 Эмэйшань (峨眉山, 3099 м, Сычуань)


Эмэйшань. Источник: China Discovery

К подножию Эмэйшань можно добраться на поезде из Чэнду за час-полтора.

Помимо 71-метрового Будды в Лэшань (乐山大佛), особый интерес представляет храм Ваньнянь (万年寺), основанный при династии Цзинь (266-420), и храм Хуацзан (华藏寺), расположенный на вершине самого высокого пика Эмэйшань. Впервые там буддийский храм был построен в 1-ом веке н.э.

#8 Цзюхуашань (九华山, 1341 м, Аньхуэй)


Цзюхуашань.
Loading...Loading...