Филарет милостивый о чем просят. Значение филарет милостивый в православной энциклопедии древо

Значение ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо

ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Филарет Милостивый (+ 792 г.), праведный.

Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (Мф. 25 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно роздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь".

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина (797 - 802) искала невесту для сына - будущего соправителя Константина Багрянородного (780 - 797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Филарет со всей семьей отправился в Константинополь, где в 788 г. и был совершен брак Марии с Константином. Прав. Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: "Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов".

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжатсльности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Тропарь прав. Филарету Милостивому

Аврааму в вере подражая, / Иову же в терпении последуя, / отче Филарете, / благая земли разделял еси неимущим / и лишение сих терпел еси мужественне. / Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, / Егоже моли спастися душам нашим.

Житийные источники

Несмотря на то, что житие св. Филарета Милостивого существует во многих греческих списках, оно ни разу не было издано в оригинальной и полной редакции, а было известно в печати только по сокращенным пересказам на новогреческом языке или же в кратких выдержках из различных рукописей византийского происхождения. Впервые новогреческое переложение жития св. Филарета было издано Агапием Критянином, монахом святогорским, в его книге "Новый Рай или различные слова и жития святых, извлеченные из Симеона Метафраста" (Венеция, 1806), откуда оно перепечатано и в новейшей греческой Чeтьи-Mинеи Константина Дукакиса "Μέγας Συναξαριστής" (Афины, 1896). Это переложение жития Филарета Милостивого можно признать наиболее полным и содержательным.

Что касается извлечений из рукописных греческих редакций рассматриваемого памятника, то немногие из них были опубликованы Лопаревым в его "Описании некоторых греческих житий святых" , где даны выдержки из рукописи XV в., принадлежащей Каракалльскому монастырю на Афоне.

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.

А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития св. Филарета в брошюре "Житие Филарета Милостивого" (Одесса, 1900). Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820—842 гг., т.е. к эпохе, довольно близкой ко времени св. Филарета Милостивого. В предисловии к своему изданию А. Васильев уясняет значение подлинной редакции, жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.

Литература

"Церковные ведомости". 1901, №№ 13—14, стр. 504—506.

Источники, использованные при подготовке статьи

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/107/107027.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3048.htm

http://www.hramvsr.by/Filaret.php

"Византийский временник", 1897, стр. 348—352

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ
    святой, род. в 702 г.; сын богатого византийского земледельца, жил среди довольства в малоазийской провинции Пафлагонии, в мст. Амнии. Отличался …
  • ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? святой; род. в 702 г.; сын богатого византийского земледельца, жил среди довольства в малоазийской провинции Пафлагонии, в мcт. Амнии. …
  • ФИЛАРЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867) церковный деятель. С 1826 Московский митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного …
  • ФИЛАРЕТ ПЕТУХОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Фортунат Иванович Петухов (1789—1872), архимандрит енисейского Спасского м-ря; образование получил в Тобольской дух. семинарии. В течение 20 лет был миссионером …
  • ФИЛАРЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Филарет - патриарх российский, в мире Феодор, старший сын бояринаНикиты Романовича. Предполагают, что он родился от второго брака НикитыРомановича, между …
  • ФИЛАРЕТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФИЛАРЕТ в Энциклопедическом словарике:
    (в миру - Романов Федор Никитич) (около 1554/55 - 1633), русский патриарх (1608 - 10 и с 1619), боярин (с …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -ив (устар.). Проявляющий, выражающий милость (в 3 знач.). Милостиво (нареч.) поступить с кем-н. М. …
  • ФИЛАРЕТ
    ФИЛАР́ЕТ (Романов Фёд. Никитич) (ок. 1554/ 1555-1633), патриарх (1608-10 и с 1619), отец царя Михаила Фёдоровича, боярин (с 1587). Приближённый …
  • ФИЛАРЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛАР́ЕТ (в миру Вас. Мих. Дроздов) (1783- 1867), митрополит Московский с 1826, проповедник, богослов, поч. ч. Петерб. АН (1827). Ректор …
  • ФИЛАРЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛАР́ЕТ (в миру Дм. Григ. Гумилевский) (1805-66), историк Церкви, богослов. Архиепископ Черниговский с 1859. Основатель ряда церк.-ист. изданий. Автор "Истории …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ми"лостивый, ми"лостивая, ми"лостивое, ми"лостивые, ми"лостивого, ми"лостивой, ми"лостивого, ми"лостивых, ми"лостивому, ми"лостивой, ми"лостивому, ми"лостивым, ми"лостивый, ми"лостивую, ми"лостивое, ми"лостивые, ми"лостивого, ми"лостивую, ми"лостивое, ми"лостивых, …
  • ФИЛАРЕТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    благосклонный, благорасположенный, добрый, доброжелательный, ласковый, снисходительный. Ср. . См. …
  • ФИЛАРЕТ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИЛОСТИВЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    благорасположенный, благосклонный, …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: милость, связанный с ним. 2) Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ФИЛАРЕТ
    Филарет, (Филаретович, …
  • ФИЛАРЕТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    филарет, -а …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ФИЛАРЕТ в Орфографическом словаре:
    филар`ет, -а …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Орфографическом словаре.
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    проявляющий, выражающий милость N3 Милостиво (нареч.) поступить с кем-н. М. …
  • ФИЛАРЕТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805-66), русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    милостивая, милостивое; милостив, милостива, милостиво (книжн.). Снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный. Судьба была к ней милостива. Милостиво (нареч.) обойтись с кем-н. || Снисходительно-благосклонный …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    милостивый прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: милость, связанный с ним. 2) Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. устар. 1. соотн. с сущ. милость, связанный с ним 2. Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I прил. 1. соотн. с сущ. милость, связанный с ним 2. Снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный. II прил. Употребляется при обращении к …
  • ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет Московский, имя двух Московских епископов: Филарет (Романов) , патриарх Московский и всея Руси (+ …
  • ФИЛАРЕТ (РОМАНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Романов-Юрьев) (+ 1633), Патриарх Московский и всея Руси (1619 - 1633). В миру Романов-Юрьев …
  • ФИЛАРЕТ (МИЧЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Мичевич) (род. 1947), епископ Милешевский (Сербская Православная Церковь). В миру Мичевич Еленко …
  • ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Дроздов) (1782 - 1867), митрополит Московский и Коломенский, святитель. Память 5 …
  • ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Гумилевский) (1805 - 1866), архиепископ Черниговский и Нежинский, святитель. Память 9 …
  • ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Вознесенский) (1903 - 1985), митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом …
  • ФИЛАРЕТ (ВАХРОМЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Вахромеев) (род. 1935), митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, постоянный …
  • ФИЛАРЕТ (АМФИТЕАТРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Амфитеатров) , в схиме Феодосий (1779 - 1857), митрополит Киевский и Галицкий, …
  • ФЕОФАН МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Милостивый, Газский, преподобный. Память 29 сентября. Жил в сирийском городе Газы. …
  • ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Милостивый (+ ок. 619) патриарх Александрийский, святитель. Память 12 ноября в день …
  • ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский (Флорентийский), святитель. Память 19 декабря . С детства отличался …
  • УБИЙЦА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:04:17 Цитаты из рассказа "Убийца", 1953 (автор Рэй Брэдбери) ""Перевод с английского: Нора Галь "" * …
  • ТОРЧВУД в Цитатнике Wiki.
  • СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki.

5 сильных молитва святому праведному Филарету Милостивому

5 (100%) 5 голос.

Молитва святому Филарету Милостивому о деньгах и благополучии

«О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!»

Молитва об удачном замужестве дочери праведному Филарету Милостивому

«О святый угодниче Божий, праведне Филарете! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»

Молитва праведному Филарету Милостивому от нищеты

«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Филарета воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.»

Молитва святому Филарету Милостивому об укреплении веры

«К вам, о святии вси и святый праведный Филарете, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.»

Благодарственная молитва праведному Филарету Милостивому

«О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому праведному Филарету, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!»

Святой Филарет Милостивый как герой сбывшейся Божьей сказки.

Жизненные трудности появились не в XXI веке – они совечны человечеству после падения Адама и Евы. Бытовые неурядицы и семейные ссоры мучают людей едва ли не больше, чем глобальные беды и войны.

Вдалеке от больших городов Византийской империи жил человек, о котором знали немногие. Его пилила жена, его часто не понимали дети, а он упорно верил, что самое важное – это вызвать улыбку у того, кому сейчас больно и грустно. Для этого он раздавал то, что имел. Он не скупился делать подарки, и бывало так, что давал даже необходимое. В конце концов он раздал всё. Жена и дети теперь каждый день устраивали ему скандалы, обвиняя в том, что своей добротой он оставил их всех без средств. Но он верил, что Господь сумеет проявить заботу о нём, так как он, простой человек, всю жизнь заботился обо всех, кто рядом. И его надежда не была напрасной. Далее всё было как в сказке. Послы императора искали подходящих девушек для свадьбы принца. Из числа многих выбрали и его дочь, и именно на ней женился будущий император.

Вся семья теперь жила в столичном дворце, но человек всё так же до самой смерти раздавал, что имел, и знал: из всех приобретений самое большее – это вызвать радость в сердце того, кто грустит. Перед смертью он собрал родных и просил понять, что никакое добро не будет забыто Господом, хотя награда за него придёт и не сразу, но так надо, потому что без этого мы не узнаем, как важно верить, что в свой срок все утешающие будет утешены...

Наш мир создан Богом, и Господь в мире постоянно присутствует. Это значит, что мир красив и добро в нём не может быть напрасным. Сказка – это образ нашего мира. Мир существует по духовным законам, а потому добро в нём побеждает, хотя и проходит через многие испытания. Точно так и в сказке. Сказка так дорога нам именно потому, что мы сердцем ощущаем: в ней заключена правда о нашем мире. Зло может торжествовать, но не может победить. Добрый человек знает боль, но в конце его ждёт награда.

Через сказку можно в наибольшей мере сказать правду о мире, потому что весь мир чудесен.

Сказка только выражает то, что и так есть в нашем мире, но выражает столь ярко, что тогда больше не сомневаемся: как бы ни было трудно, но помощь приходит к каждому, кто оказывал помощь сам. Никакая слеза, никакая боль не бывают напрасны – они только готовят приход рассвета.

Люди проживают всю жизнь и приходят к тому же, о чём сказка говорит им в начале пути: никакое добро не будет забыто Богом и никакое зло не будет торжествовать до конца.

То особое чувство, когда ты терпишь скорбь, но всю душу твою греет мысль, что сегодня ты помог человеку, который без твоей помощи был бы несчастен.

Всякой боли придёт конец, но об этом знаешь, только когда творишь добро.

Тебе трудно, но ты сделал в жизни другого Господне дело. И теперь ты сообщник Божий, который зажег свечу до того, как пришел рассвет.

Важные аспекты жизни святого

В житии святого Филарета Милостивого есть такой эпизод: святой уже роздал все свои богатства, и дети с женой обращаются к нему с упрёками. Филарет отвечает, что точно знает, что всё у них скоро будет хорошо, как впоследствии и случается.

Автор жития усматривает в этом дар прозорливости Филарета, однако сами события жизни святого не подтверждают эту точку зрения. Уверенность Филарета в том, что всё будет хорошо, исходит не из дара прозорливости, но из предощущения им хорошего конца для всего добра. Именно это чувство, породившее все на свете волшебные сказки, и является надеждой праведных.

И действительно, в истории не было ни одного случая, чтобы Бог подвёл доверившихся Ему и служащих Ему.

Святой Филарет – пример доброго семьянина. Все же житие до сих пор хранит отголоски его конфликтов с женой. Причина ссор заключалась в том, что святой желал раздавать всё своё имущество, а жена хотела, чтобы он копил для семьи и детей. Несомненно то, что соседи святого и знакомые жены именно копили. И жену ранило несоответствие поведения её мужа и её соседей, которые всё несли в дом. Святой же желал отдавать и в этом испытывал подлинное блаженство. Он мог бы вслед за Максимом Исповедником повторить: «Твоё только то, что ты отдал».

Не бывает святости без испытаний. Испытуется же, как правило, то, что нам дороже всего. Филарет ценил семью, а семья его не понимала. А ведь самое тяжелое – это быть непонимаемым теми, кого ты любишь. Но блажен тот, кто в таком непонимании изберёт Бога.

Был случай, когда некий неверующий муж, злящийся на свою верующую жену, сказал ей: «Выбирай – Бог или я». Она выбрала Бога. Муж её тотчас бросил, но Господь её не бросил. Она воспитала чудного сына. Женщины моего поколения почти всегда одиноки, их бросали мужья, когда те приходили к вере.

Всегда трудно и тяжело, когда в семье один желает счастья по горизонтали, а другой по вертикали. Но именно об этом Христос говорит: «Кто любит отца или мать более Меня не достоин Меня».

Конечно, Бог всегда будет поддерживать избравшего Его человека. Но эта поддержка не отменяет боль, которую человек понесёт из-за непонимания близкими. Можно только догадываться, как мучился Филарет, когда родная жена, а затем и дети ругали его за его бывшую милостыню. Ведь именно они были теми, от кого он хотел бы в первую очередь услышать слова одобрения. Такая боль для сердца – это мученичество.

Помню, когда я, блестяще окончив университет, стал сторожем в храме, чтобы жить рядом с духовником и учиться у него христианству, в моём доме начался настоящий ад. Никто меня не понимал и не хотел понимать. Родитель гневно ругался, а мама была огорчена, что я отказался от успешной мирской карьеры учёного. Что меня укрепляло? Тайная благодатная уверенность, что я поступил правильно. Позднее я найду слова старца Иоанна Крестьянкина, что Святой Дух невидимо укрепляет правое сердце. Но даже это не уменьшает боль, когда ты хочешь быть понятым родными, но твоя жизнь по вере для них есть юродство и они желают, чтобы ты жил так, как все.

Однако, человек, пожелавший научиться любить, не может быть церковным обывателем. Он желает только подвига как выражения своей любви. Таков был Филарет, но никто из окружавших его людей этого не понимал. Уже потом, обретя мирскую славу, почести и богатство, он вернёт утраченную приязнь родных. Филарет ни в чём не осудит их, ведь они всегда жили в его большом сердце, том сердце, которое хотело считать своей семьёй не только родных по крови, но и весь род человеческий. Филарет – пример того, что христоподобная любовь ко всем возможна и для монаха, и для всякого, кто служит другому ради неё.

Человеку тяжело не только оттого, что он страдает, но больше оттого, что не знает, когда окончится его страдание. Само переживаемое мучение заполняет собою всю душу, и каждая секунда бытия причиняет боль. Тем не менее из опыта многих людей мы знаем, что любое страдание конечно. Раз есть Христос, то страдание наше не может не окончиться, ибо Богу неугодно, чтоб мы страдали.

Милосердие

Святой Иоанн Златоуст говорит, что «одежда милостивого светлее одежды священнической». В этом он созвучен с другими святыми отцами, которые отводили важнейшее место делам милосердия. Даже апостолу Павлу другие апостолы, кроме дела проповеди, заповедуют помогать сиротам и вдовам.

Только милость исцеляет мир. Святой Филарет не знал этого на уровне богословия, но неизменно чувствовал сердцем.

Вот строки из его жития: «Если кто лишался быка, лошади или другого животного, он шел к блаженному, чтобы пожаловаться ему, и всякий по своему выбору получал из его стаи скотину, которая была ему нужна, но сколько блаженный ни отдавал, стадо его вдвое приумножалось».

Исцеление мира милостью есть тайна, известная добрым. Помню, как во время одной из моих волонтёрских поездок в психбольницу произошел такой случай.

Ко мне подошел агрессивный больной. Он размахивал кулаками и громко рассказывал о том, кто и как его обижает. Я заговорил с ним, стал разбирать его ситуацию, давал советы, а потом предложил вместе помолиться. Когда я читал молитвы, он уткнулся мне в плечо и зарыдал. И я подумал, что это образ отношения многих мужчин к своим женам. Мужья агрессивны и злобны, но знают, что никому, кроме Бога и жен, не нужны.

Сердце человека расцветает только в любви. А любовь, в свою очередь, не может не выражаться в делах. Служить любимому – потребность доброго человека. Она столь же сильна, как жажда эгоиста служить себе.

Известный миссионер Ник Вуйчич говорит: «Нет ничего лучше в этом мире, чем помощь кому-то ещё». Эту истину он понял жизнью. Мы ощущаем полноту бытия только тогда, когда заботимся о другом человеке. На этом построены и брак, и монашество, и девство, и любая праведность.

Святой Филарет раздал всё своё имущество, но сделал он это не сразу, а постепенно. В этом была его мудрость, рост добрых дел соответствовал тайному росту души. Чем больше добра в душе, тем больше добра в делах. Чем больше он давал, тем больше ему хотелось отдать. Это состояние новомученик оптинский Трофим выразил так: «У меня настроение, что всё бы из кельи вынес и раздал».

Неверно думать, что Филарет никогда не испытывал чувства жалости, когда отдавал своё имущество. Житие об этом не пишет, но это, несомненно, было, хоть иногда. Но он преодолевал искушение чувством милости, которое разгоралось в его сердце при виде нуждающихся.

Григорий Богослов говорит, что человек может быть богом для тех, кто страдает. И все соседи Филарета воспринимали его как последнюю надежду. Он был тем, к кому можно всегда прийти. В мире должен быть кто-то, для кого чужие проблемы и боль важнее собственных. Филарет был именно таков. Встретить в жизни даже одного такого человека – это знать, что ты никогда уже не будешь один.

Помню, как однажды моя подруга сказала мне, что если мне грустно, то я могу позвонить ей даже в полночь, и она утешит меня. Я, конечно, никогда не звонил ей так поздно, но её слова на всю жизнь меня согрели и утешили. Когда я вспоминаю их, моё сердце обливается нежностью к бытию, где, несмотря ни на что, живут любящие…

Филарет же был таковым для всех. Каждый находил в нём и поддержку, и утешение. Каждый, встречая его, знал, что к нему можно прийти всегда. Филарет никому не сказал: «Это не моё дело» или «Это твои проблемы». Он верил, что для христианина не бывает чужих проблем или чужих людей. Ведь их нет и для Бога, а «в нас должны быть те же чувства, что и во Христе Иисусе».

Человек и на земле, и на Небе больше всего нуждается в любви. Однажды, когда мне было тяжело и грустно, а рядом никого, я вышел на улицу и обнял свою собаку. Она не прогнала и не оттолкнула меня, и мне стало немного легче. А ведь многим и многим даже в больших городах некого обнять, кроме собаки. И это при всём многолюдстве рядом. «Утешайте, утешайте люди Моя», – говорит Господь в Ветхом Завете. Это очень важная заповедь, которая позднее прозвучит как «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Одним только этим. Впрочем, именно в этом – всё. Дать другому чувство неоставленности и нужности, явить ему этим полноту жизни – Божественные дела, которые Он поручает людям. Блаженны, кто делает это, ибо утешающие будут утешены.

Торжество счастливого конца

Жизнь святого Филарета говорит о том, что и наша жизнь похожа на сказку, в которой непременно будет хороший конец для всех добрых. Только этот конец, как и в сказке, не наступает в середине истории. Каждый добрый проходит испытания, но они делают его ещё прекраснее и добрее. Давно умерли те люди, которым помогал святой. Когда-то умрём и мы и умрут все, кому мы помогали. Но в мире навсегда останутся наши дела, ибо, по слову старшей Эдды: «Смерти не знает громкая слава деяний достойных». Каждое наше доброе дело будет греть ещё многих и многих, кто придёт в свой срок за нами, как и нас греют добродетели предков. А когда мы окончим путь, то нас встретит Тот, Кто неложно сказал: «Какою мерою мерите, такою отмерится вам». И так будет хотя бы потому, что каждый, кому мы помогли, будет просить, чтобы радость пришла и в нашу жизнь, как когда-то по мере сил мы дарили её любимым, встречавшимся нам на земле…

Артем Перлик

Праведный Филарет Милостивый , сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва, была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоанн и дочери - Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием. Однажды израильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь".

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. В то время византийская императрица Ирина (797-802) искала невесту для сына - будущего соправителя Константина Багрянородного (780-797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии все для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: "Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов". Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго - лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги. Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Иконописный подлинник

Греция. XX.

Св. Филарет Милостивый. Икона. Греция. Конец XX в.

Россия. XVII-XIX.

Св. Филарет Милостивый. Рисунок из лицевого иконописного подлиника. Россия. XVII-XIX века. РНБ, Собр. Вяземского. Q 154.

3 Мф. 25:10. - Все сделанное человеком в земной жизни для ближних или последователей Христовых Господь относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему Самому.

4 Т. е. ветхозаветному библейскому патриарху Аврааму. В своей жизни Авраам представляет нам образец весьма многих и самых поучительных добродетелей, как например: человеколюбия, кротости, правоты, терпения, миролюбия, великодушия, бескорыстия, гостеприимства, и особенно - благочестия, твёрдой и непоколебимой веры и упования на Бога, глубочайшего смирения и благоговения пред Ним, совершенной покорности Ему и всецелой преданности в волю Его. - См. кн. Бытия гл. 11 и далее.

5 Иов - ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере в добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени.

6 Под Измаильтянами (т. е. потомками Измаила) здесь разумеются Арабы - магометане, могущество которых в VIII столетии по Р. Хр. было в полном расцвете. Быстрый и необычайный рост магометанского могущества был несчастием для Византии. Магометане вели с Греками непрестанные и опустошительные войны. Знаменитый халиф Арабский - Гарун-аль-Рашид восемь раз предпринимал опустошительные походы против Византии; от этих набегов прежде всего страдали всегда области Малой Азии, где жил праведный Филарет. При приближении свирепых врагов, жители спешили укрыться в горные ущелья, в леса, оставляя на произвол судьбы свои дома и хозяйство. Нередко, по уходе врагов, цветущие области обращались в пустыни. Так это именно и было во времена праведного Филарета.

7 "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими " (Иов 2:10) - т. е. не произнес никакой хулы па Бога.

8 По поводу сих слов Спасителя святой Иоанн Златоуст говорит: "Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему.

9 Императрица Ирина - супруга императора Льва 4-го Хазара, иконоборца. За свое ревностное иконопочитание она потерпела гонение от своего мужа. После его смерти, Ирина вступила на престол вместе с малолетним сыном Константином (780 г.). При ней было восстановлено иконопочитание и, по ее настоянию, созван был VII Вселенский собор, на котором провозглашена истина иконопочитания и осуждено иконоборство. [Собор происходил в Никее в 787 г.] Сын Ирины и Льва 4-го Константин царствовал под именем Императора Константина VI, Порфирородного - до 797 года. Ирина царствовала и после сына- до 802 года.

10 Титул патрициев принадлежал первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по латыни рангеа. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое было даруемо высшим чиновникам, но не переходило по наследству.

11 Лонгобарды - один из народов Германского племени.

утвердить с ним мирные отношение.

12 Спафарий - оруженосец, царский телохранитель.

13 Литра - фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам; в серебре стоила до 42 руб, а в золоте до 606 руб. Эту меру нужно отличать от литра - меры сыпучих и жидких тел.

14 В этом стихе псалма Давид свидетельствует пред Богом, что он ни сердца высокомерного, ни очей надменных не имел, но как был смирен сердцем, так и очами показывал смирение. - Ходить в великих и дивных означает тоже, что хвалиться великими и славными делами. Псалмопевец смиренно признается, что он, стоя на высокой степени достоинства, утверждался более на смирении, нежели на гордости; и потому ни словами, ни делами не превозносился выше себя.

15 Святой Филарет жил после брака внучки, бывшего в 788 г., четыре года, - следовательно скончался в 792 году.

Loading...Loading...