Губонин Петр Ионович - предприниматель, Брянская земля.

Купец I гильдии, строитель железных дорог, промышленник и меценат.


Пётр Ионович Губонин (1825 деревня Борисово Коломенского уезда Московской губернии - 1894) - купец I гильдии, строитель железных дорог, промышленник и меценат.

Родился в семье каменщика, начинал работать каменщиком, занимался подрядами по каменным работам. Впоследствии вместе с инженером Садовски

м он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги. Затем участвовал в строительстве Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Уральскай, Горнозаводской, Балтийской и других дорог.

Принял участие в создании Волжско-Камского банка, Северного стр

ахового общества, общества «Нефть», и других. Купил он также в Крыму известное имение Гурзуф, завел там обширное виноделие и стремился сделать из него европейский курорт.

Принимал Губонин ближайшее участие и в постройке у Москве храма Христа Спасителя и многих других благотворительных проектах. С

одействовал устройству Николая Краснова.На средства Губонина было построено Комиссаровское техническое училище в Москве, которое долгое время готовило техников, ценившихся в московской промышленности.

Дворянство было ему дано «в воздаяние пожертвований с 1870-1872 года, на устройство и обеспечени

е бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе».

По характеристике министра финансов России Витте, Пётр Губонин «представлял собой толстопуза, простого русского мужика с большим здравым смыслом, но

Купец I гильдии, строитель железных дорог, промышленник, меценат.

Родился в 1825 году в деревне Борисово Московской губернии в семье каменщика. Начинал работать каменщиком, занимался подрядами по каменным работам. Впоследствии вместе с инженером Садовским он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги.

Начинал работать каменщиком, занимался подрядами по каменным работам. Впоследствии вместе с инженером Садовским он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги; затем участвовал в строительстве Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других железных дорог.

Вместе с В. А. Кокоревым создал Бакинское нефтяное общество, Северное страховое общество. Купил также в Крыму известное имение Гурзуф, завёл там обширное виноделие и стремился сделать из него европейский курорт. Губониным в Гурзуфе был построен Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Принимал Губонин ближайшее участие и в постройке в Москве храма Христа Спасителя и многих других благотворительных проектах. На средства Губонина было построено Комиссаровское техническое училище в Москве, финансировал строительство Политехнического музея.

В Твери на его средства было построено здание духовной семинарии.

Миллионер Губонин заказал художнику И. К. Макарову портрет своей жены Марины Севастьяновны, приехавшей в Петербург на зимний театральный сезон. Но, заплатив за работу, портрета не взял, сказав: «Слишком похожа на себя. Не хочу, чтобы она все время была у меня на глазах».

За труды в работе Русского технического общества Губонин получил звание коммерции советника.

Дворянство было ему дано «в воздаяние пожертвований с 1870—1872 года, на устройство и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе». На выставке Губонин возглавлял железнодорожный отдел.

После строительства Севастопольской дороги, в 1875 году, Губонин стал действительным статским советником, что дало потомственное дворянство его сыновьям — Сергею и Николаю; в 1878 году Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине».

П. И. Губонин был почётным членом педагогического совета Императорского московского технического училища, членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

По характеристике министра финансов России Витте, Пётр Губонин:

…представлял собою толстопуза, русского простого мужика с большим здравым смыслом. Губонин, как я уже говорил, начал свою карьеру с мелкого откупщика, затем сделался подрядчиком, а потом строителем железных дорог и стал железнодорожной звездой. Он производил на меня впечатление человека с большим здравым смыслом, но почти без всякого образования.

Состояние Губонина оценивалось примерно в 20 миллионов рублей. Пётр Ионович Губонин скончался 30 сентября 1894 года в Москве, похоронен согласно его завещанию в Гурзуфе.

Жена - Марина Севостьяновна.

Сыновья - Сергей Петрович 1851 г.р. купец 1-й гильдии, торговец винами (сын Алексей Сергеевич); Николай Петрович 1861-1918 надворный советник, член Попечительного совета Комиссаровского технического училища (сын Петр Николаевич 1884 - служил на крейсере Варяг, был ранен в бою у Чемульпо; дочь Ольга Николаевна - математик 1885-1975)

За свои заслуги в развитии отечественной промышленности и крупные пожертвования Петр Ионович получил чин тайного советника.

Был награжден орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 1-й степени, Св. Владимира 2-й степени.

Заслуги Губонина были признаны за границей. Он был награжден иностранными наградами: сербским орденом Белого Орла, черногорским — Князя Даниила 2-й степени, австрийским — Командорского креста Франца Иосифа, персидским — Льва и Солнца 2-й степени.

Петр Губонин - предприниматель и благотворитель
Кеня И.А. Слепнев И.Н.
Брянск, 2010


Брянский региональный общественный
благотворительный Фонд
имени братьев Могилевцевых

Петр Губонин - промышленник и предприниматель

Знаменитый российский строитель железных дорог, предприниматель и благотворитель Пётр Ионович Губонин прошёл необычный жизненный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX столетия. Он родился в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семье крепостных крестьян помещика Д.Г.Бибикова. Дед Губонина был умелым каменщиком, можно предположить, что освоил он это ремесло при возведении храма Святого Духа в селе Шкинь, на строительстве которого в конце XVIII века трудились мужики со всей округи «во славу Божью». Поразительное сходство храма с величественным Троицким собором Александр-невской лавры неизменно поражало всех, кто его видел. Вид неординарной церкви, словно перенесенной в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, не мог не отразиться на формировании духовных и жизненных приоритетов юного Петра Губонина. Интерес к ремеслу камнетеса и камнереза повлиял на его решение получить разрешение помещика и в возрасте 17 лет уйти в Москву для работы по найму у своего родственника Яковлева. Мастер, видя смекалку и усердие юноши, сделал его своим приказчиком. В 1848 году Петр получил в наследство от Яковлева инструменты и несколько подрядов на выполнение каменных работ. Добросовестно справляясь с заказами, он сумел собрать деньги для своего выкупа и в 1858 году получил от помещика вольную.

Петр Ионович поселился в Москве в Большой Лужниковской слободе и записался в купцы 3-й гильдии, потом перешел в 1-ю гильдию. Его первой крупной покупкой стала запущенная каменоломня графа Зотова в селе Котельники под Москвой. Приведя ее в порядок, Губонин наладил производство изделий из камня. Основной продукцией были: жернова, точила, тумбы, ступени. Петр Ионович участвовал в поставках камня для завершения строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Осуществление каменных подрядов на строительство мостов для Московско-Курской и Московско-Рязанской железных дорог стало началом его пути в качестве железнодорожного подрядчика, а затем и концессионера.

П.И. Губонин
1825 - 1894

В 1866 году вместе с инженером Т. Л. Садовским и генерал-майором А. Б. Казаковым Петр Ионович получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги протяженностью 488 верст. Это был успешный проект Губонина -он составлял четвертую часть всех железных дорог, проложенных в России в том году. За первым успехом последовали новые... При участии удачливого предпринимателя на условиях концессии были выстроены Балтийская, Московско-Брестская, Грязе-Царицынская, Лозово-Севастопольская, Уральская горнозаводская, Оренбургская и другие железные дороги.

Губонин входил в число директоров правлений ряда акционерных обществ, в том числе Оренбургской, Уральской и Фастовской железных дорог. К концу 1870-х при участии Губонина в качестве подрядчика или концессионера было построено не менее 20% всей протяженности российских железных дорог. Имя Петра Губонина не сходило со страниц ведущих российских изданий, его по праву называли «железнодорожным королем».

Круг предпринимательской деятельности П. И. Губонина был необычайно широк. В сферу его кипучей деятельности входило и развитие нефтяной промышленности. Поездам были необходимы смазочные и осветительные материалы, и поэтому в начале 70-х годов Губонин начинает заниматься бурением нефтяных скважин в 27 верстах южнее Керчи. В 1871 году он принял решение о строительстве завода «Товарищества для перегонки добытой нефти». Свою первую продукцию завод уже в следующем году представил на Политехническую выставку в Москве.

В 1874 году П. И. Губонин совместно с В. А. Кокоревым учреждает Бакинское нефтяное общество, а через 8 лет выкупает паи близкого к банкротству «Товарищества Русско-Американского нефтяного общества», владевшего Кусковским нефтеперегонным заводом, и выводит его из кризиса. Продукция завода успешно дебютировала на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Москве в 1882 году, где была удостоена бронзовой медали за высокое качество. Эта награда явилась стимулом для дальнейшего совершенствования «губонинского» нефтяного дела.

Окрыленный успехом, Петр Ионович обращается с предложением о сотрудничестве к великому химику Дмитрию Менделееву. По соглашению, заключенному на 4 года, Менделеев выступает консультантом по техническим и химическим вопросам. Именно на заводе Губонина был пущен в эксплуатацию первый в мире аппарат непрерывной безотходной перегонки нефти, изобретенный ученым. На Всемирной выставке 1885 года в Бельгии продукция завода получила серебряную медаль, а в 1889-ом в Париже ~ золотую. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году «Товарищество Русско-Американского нефтяного общества» удостоено золотой медали. В итоге к славе железнодорожного прибавилась слава «нефтяного короля».

П. И. Губонин учреждает, организует предприятия по добыче и перевозке нефти. В 1883 году был утвержден устав новой компании - Русского товарищества «Нефть» для добычи, перевозки и торговли продуктами нефти. Губонин закупает тысячу вагонов-цистерн и приобретает земельные участки в Царицыне и в районах железнодорожных станций Москвы, Санкт-Петербурга и Варшавы. В 1894 году его компания становится монополистом в транспортировке нефтепродуктов по железным дорогам России.

Масштабы деятельности Губонина не могут не поражать воображение, поскольку его предпринимательский талант успешно находил приложение в самых различных сферах экономики. Его можно назвать одним из основоположников городского рельсового транспорта в России. В 1862 году в Санкт-Петербурге вместе с предпринимателем С. Башма-ковым он основал Первое Товарищество конно-железной дороги, построил линии на Невском проспекте и до Васильевского острова, - и в столице появилась конка. А в 1871 году губонинской конкой стали пользоваться жители Москвы. Петр Губонин внес весомый вклад в развитие угольной промышленности. Участие его Марьевской шахты (Донецкий бассейн) во Всероссийской выставке было отмечено высшей наградой - правом изображения государственного герба.

В 1870 году Губонин участвовал в учреждении Русского общества механических и горных заводов, владевшего Невским судостроительным и механическим заводом в Петербурге, в 1871-ом - акционерного Коломенского машиностроительного завода общества совместно с братьями Струве, в 1873 году - акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода совместно с В.Ф. Голубевым и В. Н. Тенишевым. Показал себя Петр в банковской и страховой сферах, состоял в числе учредителей Волжско-Камского банка, Северного общества страхования и других финансовых структур.

П. И. Губонин входил в число учредителей Пермского Товарищества по торговле солью, владел солеваренным и помольным производством в Царицыне, а также лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губерниях. Губонину и его сыну Сергею в Москве принадлежала торговля пеньковыми изделиями и мельничными принадлежностями, а также винная торговля в Москве и Санкт-Петербурге. В результате своей учредительской деятельности Губонин приобрел многомиллионное состояние.

За свои заслуги в развитии отечественной промышленности и крупные пожертвования Петр Ионович получил чин тайного советника, был награжден орденами Св. Станислава I ст., Св. Анны I ст., Св. Владимира II ст.

Неординарным направлением деятельности Губонина стало развитие русского курортного дела. В 1881 году он купил у наследников сенатора Фундуклея и князя Барятинского имение Гурзуф в Крыму за 250 тыс.руб. и превратил его в курорт мирового уровня. Он построил водопровод, семь гостиниц и ресторан «Венеция», курортный комплекс с грязелечебницей, обустроил набережную, развил в коммерческих масштабах виноделие. Главной достопримечательностью Гурзуфа стал парк, в котором был создан великолепный ансамбль: беседки в восточном стиле, оранжерея, фонтаны. Самый известный из них - фонтан «Богиня ночи» (копия работы немецкого скульптора Бергера), привезенный по заказу Губонина в 1889 году со Всемирной выставки в Вене. И местом своего упокоения Губонин завещал сделать Гурзуф, где и был похоронен в 1894 году в построенной им церкви Успения Богородицы.

Общественная и благотворительная деятельность П.И. Губонина

Во второй половине XIX столетия в российском обществе имя Губонина неизменно упоминалось в связи с его активной общественной деятельностью и многими благотворительными акциями как в Москве, так и в других городах России. Он был гласным Московской городской Думы, присяжным поверенным Московского коммерческого суда, выборным от купеческого общества, казначеем и почетным членом Совета 1-го Арбатского отделения Дамского Попечительства о бедных в Москве, членом и жертвователем Благотворительного общества попечения о раненых и больных воинах, почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских Приютов и Покровской общины сестер милосердия, членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Одним из первых его благотворительных дел стало основание в 1860 году Детского приюта Петра Губонина в Петербурге, на содержание которого он ежегодно вносил 4 тыс.рублей. В 1868 году передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Для Петра Ионовича было характерно сочувствие и гуманное отношение к нуждающимся. Он часто соглашался быть крестным отцом детей небогатых людей по-христиански осознавая, что должен в первую очередь позаботиться об их образовании, а крестницам обеспечить приданое.

Будучи истинно православным человеком, Губонин построил немало церквей, участвовал в ремонте и реконструкции соборов. По просьбе императрицы Марии Александровны на свои средства устроил внутреннее убранство храма святого Владимира в Херсонесе, где по преданию принял крещение великий князь киевский Владимир Красное Солнышко. Был церковным старостой церкви Параскевы Пятницы в Москве и Петропавловского собора в Петербурге, которые реконструировал на свои средства. В Петропавловском соборе установил надгробие Александру II из монолита алтайской волнистой яшмы, а Марии Александровне - из уральского розового орлица.

Значительную часть своих доходов Петр Ионович тратил на благотворительную помощь, финансировал строительство школ, училищ, музеев, учреждал стипендии. Совместно с X. X. Мейеном в 1865 году основал Комиссаровское техническое училище в Москве, построил при нем церковь, был пожизненным почетным попечителем училища. В 1880 году газета «Сенатские ведомости» сообщила о пожертвовании Губониным 2,5 тыс. руб. для учреждения в училище на проценты с этой суммы двух стипендий и его обязательстве пожизненно вносить еще по 2,5 тысячи на содержания десяти бедных мальчиков. На средства Губонина было учреждено Техническое училище в Борисоглебске Тамбовской губернии. Предметом своей особой заботы он считал Императорское Московское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана), был почётным членом его педагогического Совета.

Содействие развитию отечественной науки и техники находилось в числе жизненных приоритетов Петра Ионовича. В 1870 году его избрали членом Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, он также принимал активное участие в деятельности Императорского Русского технического общества.

В 1872 году Александр II подписал Высочайшее повеление об учреждении Комитета по устройству Музея прикладных знаний в Москве. Губонин вошел в его состав и финансировал строительство здания Политехнического музея.

В этом же году в Москве проходила масштабная Политехническая выставка, на которой Губонин был председателем железнодорожного отдела. Его экспозиция вызывала особый интерес посетителей - здесь на средства Петра Ионовича был построен настоящий вокзал со сквером. На рельсах установили специальный вагон для перевозки живой рыбы. Чтобы доказать возможность перевозки рыбы с Волги в таком вагоне, было задумано тут же ее продавать. Кроме этого, демонстрировались паровозы, вагоны, были показаны мосты, к строительству которых также имел отношение Губонин. Чтобы привлечь внимание посетителей, в отделе установили императорскую палатку, эстраду для музыкантов и даже фонтан. За лето выставку посетили 750 тысяч человек. Именно здесь, в экспозиции железнодорожного отдела выставки, произошла встреча бывшего крепостного

с царем-освободителем Александром II. За пожертвования на устройство выставки и участие в её организации Губонин получил личное дворянство и был удостоен чина статского советника за «стремление своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе».

В январе 1875 года в Зимнем дворце Петра Губонина принимал император, поблагодарив его за строительство Севастопольской железной дороги. В том же году Губонин получил чин действительного статского советника, то есть первый «генеральский» гражданский чин, обеспечивавший право на потомственное дворянство. Это событие ярко отразил в своей эпиграмме русский поэт П. Мартьянов:

Черноземная сила, мужик с головой В генералы - с лопатой пришел и с киркой.

Император Александр II относился к Петру Ионовичу с уважением, и они нередко беседовали на разные темы. В одну из встреч П. И. Губонин поднес царю серебряную чернильницу с изображением народов России с надписью: «От бывшего крестьянина, ныне твоею милостью действительного статского советника Петра Губонина». Подарок этот украсил царский стол: видимо, понравился царю. В 1885 году император Александр III произвел Губонина в тайные советники, и теперь к нему следовало обращаться «ваше превосходительство».

Заботился Петр Ионович и о развитии русской культуры, принимал активное участие в культурной жизни Москвы, оказывал финансовую поддержку драматургу А. Н. Островскому в его усилиях по созданию народного театра. Губонин был почетным членом основанного Островским Московского артистического кружка, в который входили также М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Тургенев. За участие в строительстве здания Большого театра Губонин был награжден золотой медалью. Губонин оказывал помощь и П. М. Третьякову в формировании коллекции русской живописи.

Всех добрых дел Петра Ионовича перечислить невозможно, да он никогда и не ждал благодарности. Он никогда не забывал, откуда вышел «в люди», поэтому всегда заботился о тех, кто нуждался в его помощи.

Современник Губонина К. А. Скальковский отзывался о нем: «Глядя на Губонина, с его красивой, чисто русской наружностью, красивыми оборотами речи и мягкими манерами, мне становилось ясно как бояре и дьяки московской Руси без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг византийских церковных писателей, решали с успехом важнейшие государственные дела, искусно вели дипломатические переговоры и лицом в грязь не ударяли при утонченном дворе Людовика XV».

Заслуги П. И. Губонина в предпринимательской и общественной деятельности были признаны за границей. Он был награжден иностранными наградами: сербским орденом Белого Орла, черногорским - Князя Даниила II ст., австрийским - Командорского креста Франца Иосифа, персидским - Льва и Солнца П степени.

Основатель Бежицы

Среди множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы, пароходы и прочую продукцию из металла.

Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваться Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьма у разорившегося помещика Астахова, Губонин основал распилочный шпальный завод. В марте 1867 года Александр II утвердил положения Комитета о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, обязав Орловское земство в течение трех месяцев создать общество по строительству дороги от Орла до Витебска, главным подрядчиком которой стал Губонин и его компаньоны из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А. Б. Казаков и инженер-подполковник Т. Л. Садовский. За год дорога была построена и принесла подрядчикам 19 млн. руб. прибыли. Губонин вместе с инженером В. Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Идея строительства принадлежала Голубеву с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы Демидова и Мальцева. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В. Н. Тенишева, который непосредственно руководил строительством завода.

Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские. В 1876 году правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс. руб., через пять лет вырос втрое. Кроме рельсов заводом были изготовлены конструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Аму-Дарью, балки для Киевского вокзала в Москве и Варшавского в Санкт-Петербурге.

Не забывали основатели завода и о социальной сфере. Одновременно с домами для администрации и служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих.

Первыми общественными учреждениями в центре села Губонино стали больница на 50 коек и начальное училище, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. В 1883 году построили Преображенскую церковь, которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова «прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это время доходила до 12 тысяч человек. Дальнейшие же преобразования в Бежице связаны с именем княгини М. К.Тенишевой, приехавшей сюда в 1892 году.

Губонины в истории России

В Петре Губонине воплотились лучшие качества русского народа. Его главным жизненным девизом были слова «Не себе, а Родине!», начертанные рукой императора Александра II в 1878 году при утверждении дворянского герба Губониных.

Герб Губонина

По мнению Витте Губонин оставался «простым русским мужиком с большим здравым смыслом». Его толковый и прямой ум, без всякой подготовки и учения схватывал все - от сложных технических вопросов до замысловатых финансовых комбинаций. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство. В необычной судьбе крестьянского сына промыслом Божьим приняли участие помещики отец и сын Бибиковы, переведшие своих подмосковных крепостных на оброк.

Именно с Петра Ионовича семья Губониных вошла в историю России. Его родители: Иона Михайлович и Ирина Гавриловна были крепостными. Старший брат Григорий (1823-1874 гг.) участвовал во многих проектах Петра Ионовича, стал миллионером, но известностью младшего брата не обладал. Сыновья П.И.Губонина Сергей и Николай были купцами 1 гильдии, а благодаря отцу стали потомственными дворянами. Они также как и Петр Ионович поддерживали культуру и театральное искусство. Племянник Иван Семенович также был купцом 1 гильдии, занимался подрядами, имел доходные дома в Москве. Другой племянник Николай Семенович (1879-1945 гг.) учился в Императорском Московском техническом училище бесплатно в память о больших заслугах перед заведением его знаменитого родственника. Занимался строительством шоссейных дорог Сибири, потом в Крыму и Закавказье. Племянник Иван Григорьевич своим размахом содеянного сопоставим со своим дядей Петром Ионовичем. Как главный подрядчик строитель он построил: Исторический музей на Красной площади, здание МГУ на Моховой, музей изящных искусств имени Александра III, памятник Александру II в Кремле.

Внук Губонина - Петр Николаевич (1884-1933 гг.) закончив Морской кадетский корпус, служил мичманом на крейсере «Варяг», участвовал в знаменитом сражении при Чемульпо в 1904 году, награжден орденом Св. Георгия IV степени.

Внучка Губонина Ольга Цубербиллер (1885-1975 гг.) - выдающийся педагог-математик, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Московского государственного университета. Автор многих учебников и задачников по геометрии, суммарный тираж ее книг составлял несколько миллионов экземпляров.

Двоюродный внук Губонина Михаил Ефимович (1907-1971 гг.) церковный историк, талантливый художник-график занимался росписью храмов. Главным делом его жизни стало создание архива документов о жизни и служении Богу и России Святейшего патриарха Тихона.

Несомненно, история семьи Губониных заслуживает отдельного серьезного исследования. Но в династии Губониных мы явно видим общие черты мощного русского характера, глубокой православной веры и стремления строить и созидать.

Созданные им железные дороги и заводы и в наше время успешно работают на благо России и стран ближнего зарубежья. Даже краткий рассказ о свершениях П.И.Губонина занял бы очень много места. Но существенная часть его деятельности нередко выпадает из поля зрения пишущих о нём. Это его неустанные труды на благо русской православной церкви. За свою долгую жизнь он сам построил немало церквей, а количество храмов и соборов в строительстве, ремонте и реконструкции которых он участвовал, не поддаётся учёту. Везде, где Губонин строил железные дороги, заводы, шахты, он строил и храмы Божьи. Об этой стороне деятельности Петра Ионовича и хотелось бы кратко рассказать читателям

Одним из первых известных деяний во славу Божию стало участие Петра Ионовича в завершении строительства Исаакиевского (во имя Исаакия Долматского) собора в Санкт-Петербурге, который был освящён в 1858 году. Молодой промышленник поставил гранит для облицовки цоколя. В этот год он выкупился из крепостной зависимости у помещика Бибикова, записался в третью гильдию московского купечества и получил первое широкое признание общественности.

Значительную часть своих доходов Пётр Ионович и его сыновья тратили на помощь сирым, больным, обездоленным, увечным. Строили школы, училища, музеи. Устраивали промышленные выставки, заботились о развитии науки и культуры. Так, в немалой степени на деньги Губонина была построена первая очередь Политехнического музея. Губонин с сыновьями оказывали большую помощь великому драматургу А.Н.Островскому в его попытках создать в Москве общедоступный русский драматический театр. Но особой заботой всё-таки были церкви.

Многим и многим храмам России помогал Пётр Ионович. Поэтому не случайно, что панихиды в память о нём служили во многих церквах и соборах. Как это было, например, в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря. Сей величественный храм был освящён незадолго до кончины Петра Ионовича. А сам Губонин заложил первый камень в основание 77-метрового собора. Конечно, одним камешком не обошлось.

Одним из множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах на голом месте Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы и прочую продукцию из металла. Даже броню для броненосца «Князь Потёмкин Таврический». Завод был построен на месте заболоченного леса. Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем стало именоваться Бежица, в советское время называлось Орджоникидзеград. Сейчас это крупнейший район Брянска – Бежицкий, который в этом году будет отмечать своё 140-летие. На территории завода кроме цехов и других необходимых заведений было и много чего другого. Например: больница из пяти павильонов на 75 кроватей с аптекой и амбулаторией, мужская школа на 400 человек, женская на 170 человек, церковно-приходская на 125 человек, ремесленное училище на 100 человек, два парка, пруд, птицеферма, народная столовая на 500 человек, заводской продовольственный магазин с паровой мельницей и бойней, детский сад на 60 детей. Когда двух школ не стало хватать, открыли третью, платную, для детей более зажиточных работников завода. Годовая стоимость обучения составляла 6 рублей с ученика. Были и 300 усадеб с огородами, коровниками, ледниками. Служащих завода с чадами и домочадцами было около 15 тысяч. Конечно, в социальную сферу немало сил вкладывала Мария Клавдиевна Тенишева, супруга совладельца завода князя В.Н.Тенишева. Но вряд ли её труды шли вразрез с политикой Губонина. Когда же читаешь, что эксплуатация рабочих на Брянском машиностроительном заводе Губонина бала самой бессовестной, то трудно понять, почему страну сотрясали революции. Ведь на других заводах, надо понимать, было ещё лучше. Какое современное предприятие может сейчас похвастать такой «социалкой»? Были на территории завода и две церкви вместимостью на 4000 человек. Вероятно для одной из них, церкви Преображения Господня, в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас.

Немало средств тратил Губонин и на развитие образования, от начального до высшего. Им созданы технические училища в Москве, Коломне, Борисоглебске. Построено здание духовной семинарии в Твери. Несть числа стипендий, учреждённых Петром Ионовичем. Особыми заботами он окружал Императорское московское техническое училище. Училищем оно только называлось, а было одним из крупнейших ВУЗов страны, известное затем как МВТУ им. Баумана. Губонин был Почётным членом Совета училища, много помогал материально, особенно в устройстве институтской церкви Марии Магдалины, пострадавшей при пожаре. Не только сейчас, но и в советское время, в училище с почтением относились к памяти великого благотворителя.

Какую роль в развитии Гурзуфа сыграл российский промышленник Петр Ионович Губонин, многим местным жителям хорошо известно. Именно он преобразовал небольшой прибрежный поселок в первоклассный курорт, причем сделал это со свойственной ему основательностью и упорством.

Но почему он решил покинуть обжитое место, свою малую родину, и обосноваться в Крыму? На этот счет высказываются две версии. Первая сводится к тому, что, будучи человеком практичным, Губонин решил, что гостиницы на берегу Черного моря в ближайшем будущем принесут немалый доход, оттого и поспешил застолбить место. Но странно, однако, что он начал строиться в Гурзуфе, куда в конце XIX века и дорога-то сносная не была проведена, не говоря уже о прочей инфраструктуре. Вторая версия вроде бы все объясняет: Губонину по душе пришлось именно это место — Гурзуф, а для человека, проложившего пять тысяч верст железных дорог и построившего несколько металлургических заводов, обеспечить поселок электричеством, водопроводом и канализацией не составляло особого труда.

Так кем все же был Петр Губонин — прожженным дельцом или романтиком, готовым бросить все и уехать на край света?

Петр Ионович Губонин был человеком явно незаурядным. Он родился в 1828 году в крепостной крестьянской семье в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии. Окончив три класса приходской школы, он, как и его отец, начал работать камнерезом. Работа эта крайне тяжелая, требующая большой физической силы, но Петр (в переводе с древнегреческого это имя означает «камень»), судя по всему, неплохо с ней справлялся. В 1845 году он уже был принят десятником к купцу Русанову, работавшему на сооружении Брестского шоссе.

В отличие от других десятников, которые щедро раздавали рабочим зуботычины, Губонин, шутя ломающий подковы, на рабочих даже не повышал голос, а потому пользовался немалым авторитетом. Известно, что в качестве подрядчика он принял участие в облицовке гранитом цоколя Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и в возведении московских набережных. Денег, которые он заработал, хватило на то, чтобы в 1858 году выкупиться у помещика Бибикова из крепостной зависимости и записаться в третью гильдию московского купечества.

Тем временем Россия переживала перемены: печально окончившаяся для страны Крымская кампания продемонстрировала отставание огромной империи во многих отраслях, в первую очередь в протяженности железных дорог. Для решения этой задачи потребовались люди особого склада — предприимчивые, но преданные интересам дела. Губонин как раз был одним из них. Все началось с того, что он получил подряд на строительство каменных мостов и обустройство некоторых участков Южной железной дороги . Качество выполненных работ было отменным, а потому Губонина и его компаньонов привлекли к обустройству Московско-Рязанской и Орловско-Витебской железных дорог. Вскоре выяснилось, что многие подрядчики безбожно экономили на строительстве железных дорог, из-за чего их размывало после первого дождя. Пришлось Губонину взять на себя не только обустройство дорог и строительство мостов, но и прокладку железнодорожного полотна.

В 1868 году он построил Грязе-Царицынскую железную дорогу, в 1870 году — Балтийскую, в 1870-1875 годах — Лозово-Севастопольскую, в 1875-1878-х — Уральскую горнозаводскую дорогу. В ходе прокладки уральской магистрали проектировщики допустили ошибки, однако Губонин не остановил строительство, хотя вынужден был работать себе в ущерб — фактические затраты оказались гораздо выше расчетных.

Однако строительством железных дорог Губонин не ограничивался. Он, например, был учредителем нескольких крупных заводов. Так, в 1873 году в партнерстве с князем Тенишевым и инженером Голубевым он учредил «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Так в городе Бежица появилось одно из крупнейших в России машиностроительных предприятий, ныне это Брянский машиностроительный завод. А в 1887 году Губонин основал в Екатеринославской губернии Южно-Российский железопрокатный завод, известный ныне как Днепропетровский металлургический завод. И это далеко не полный перечень предприятий, в учреждении которых Губонин принял участие.

Историк и публицист Константин Скальковский так отзывался об этом предпринимателе:

Глядя на Губонина с его чисто русской наружностью, красивыми оборотами речи и мягкими манерами, мне становилось ясно, как бояре и дьяки московской Руси без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг византийских церковных писателей, решали с успехом важнейшие государственные дела, искусно вели дипломатические переговоры и лицом в грязь не ударяли при утонченном дворе Людовика XV.
Понятно, что столь впечатляющие достижения Петра Губонина, рост его капиталов, которые он, впрочем, немедленно пускал в дело или жертвовал на благотворительность, не могли остаться без внимания. О миллионах Губонина по всей Москве ходили самые невероятные слухи. Владимир Гиляровский рассказывал, что появление Губонина в Суконных банях вызывало среди банщиков радостный переполох. Они, побросав других клиентов, со всех ног бросались встречать дорогого гостя — а как же иначе, ведь, как объяснил Гиляровскому один из банщиков, «они через день ходят к нам в эти часы и по рублевке каждому парильщику „на калач“ дают».

Конечно, рубль — это для миллионера Губонина были не деньги, но люди, хорошо его знавшие, утверждали, что в быту он был очень скромным. Кроме того, будучи человеком набожным, строго соблюдал посты. А вот его закадычный друг и компаньон Василий Кокорев действительно любил пустить пыль в глаза, не упуская случая продемонстрировать свои якобы баснословные богатства.

До поры до времени все ограничивалось сплетнями, однако, после того как в 1870 году приятели создали «Волжско-Камский банк» — первое в России финансово-кредитное учреждение без участия иностранного капитала, а в 1874 году учредили «Бакинское нефтяное общество», слухи и сплетни начали принимать характер организованной травли. Если Кокорева это лишь забавляло — он любил быть в центре внимания, то Губонин очень расстраивался. Император Александр II, который весьма ценил Петра Ионовича, старался его поддержать. В 1872 году Губонину было пожаловано дворянство, а в 1875 году ему был присвоен чин действительного статского советника. В ответ Губонин преподнес императору серебряную чернильницу с изображением народов России и надписью: «От бывшего крестьянина, ныне твоею милостью действительного статского советника Петра Губонина». Видимо, императору подарок пришелся по душе, так как он неизменно держал эту чернильницу на столе. Что касается Губонина, то он чинами и регалиями не кичился, продолжая ходить в картузе и долгополом сюртуке.

После гибели Александра II в российском обществе произошли перемены — к купцам и промышленникам, благодаря которым Россия на глазах начала превращаться в индустриальную державу, отношение стало весьма пренебрежительным. «На купца смотрели, — писал журналист Сергей Терпигорев, — не то чтоб с презрением, а как-то чудно. Где, дескать, тебе до нас. Такой же ты мужик, как и все, только вот синий сюртук носишь да и пообтесался немного между господами, а посадить с собою обедать вместе никак нельзя — в салфетку сморкаешься. Не знаю, понимали ли или, лучше сказать, чувствовали ли купцы, что на них так „господа“ смотрят, но если и понимали, они этого все-таки не показывали. Они делали свое дело, покупали и продавали, садились на ближайший стул от двери, вставали с него каждую минуту, улыбались, потели, утирались...»

Вдобавок оживились те, кто распространял о Губонине и Кокореве грязные сплетни. Лекарь-шарлатан Бадмаев позже в своей книжке «Мудрость в русском народе» пересказал одну из них:

Губонин, являясь в министерство в больших смазных сапогах, в кафтане, с мешком серебра, здоровался в швейцарской со швейцарами и курьерами, вынимал из мешка серебро и щедро всех наделял, низко кланялся, чтобы они не забывали своего Петра Ионовича. Затем входил в разные департаменты и отделения, где оставлял каждому чиновнику запечатанный конверт — каждому по достоинству, называя всех по имени и также кланяясь. С превосходительными особами здоровался и целовался, называл их благодетелями русского народа и был быстро допускаем к самому высокопревосходительству. После ухода Петра Ионовича из министерства все ликовали. Это был настоящий праздник, могущий сравниться только с рождественским или пасхальным днем.
Вряд ли здесь есть хоть слово правды, хотя бы потому, что по кабинетам столоначальников всегда ходил Кокорев, который знал все ходы и выходы, а Губонин в этом тандеме занимался практическим делом. Но ведь не расскажешь об этом всем и каждому, тем более что люди всегда охотнее верят самым невероятным слухам, чем чистой правде.

В 1972 году поэт Иосиф Бродский написал замечательное стихотворение «Письма римскому другу», в котором есть такие строки:

Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой
провинции у моря.

О каком море идет речь? О Черном, конечно. Вот к Черному морю в свое время отправился и Петр Ионович Губонин, устав слушать сплетни и наветы. И выбрал для пристанища укромный уголок с романтичным названием Гурзуф.


В 1881 году он за 250 тыс. руб. купил имение, построенное в начале века знаменитым герцогом Арманом Эммануэлем дю Плесси Ришелье. После смерти прославленного генерал-губернатора Новороссии и одного из основателей Одессы его имение сменило немало владельцев, но до начала 80-х годов Гурзуф оставался местом тихим и уединенным. Не исключено, что поначалу Губонин хотел спрятаться там от всего мира, но его деятельная натура не позволила это сделать.


За несколько лет имение Ришелье, прилегающий к нему небольшой татарский поселок, а также соседнее имение князя Барятинского, приобретенное Петром Ионовичем в 1882 году, преобразились. Беспокойная речка Авунда была усмирена и направлена в новое русло, рядом с ней появился великолепный архитектурный ансамбль из семи гостиниц, в каждой из которых были ванны и души с пресной и морской, теплой и холодной водой. Неподалеку от Гурзуфа, на мысе Суук-Су («холодная вода»), Губонин открыл грязелечебницу. В центре курортного комплекса был возведен фешенебельный ресторан, а чтобы клиенты круглый год могли наслаждаться его гастрономическими изысками, в Гурзуфе построили рыбный завод, пекарни, разбили сад и огород. Обновленный и существенно расширенный парк имения Ришелье был украшен скульптурами и фонтанами, один из которых — фонтан «Ночь» — Губонин привез с Венской выставки.


Утверждение, что Петр Губонин хотел заработать на этом, не соответствует действительности, иначе с какой стати он благоустроил не только свое имение, но и весь поселок, открыл общедоступную аптеку (местному населению лекарства отпускались по льготному тарифу), фельдшерский пункт, почту, телеграф, сберегательную кассу, библиотеку, магазины. Он создавал свой особый мир, в котором всем было бы комфортно жить, где не было бы места взаимной вражде. Так, стараниями Губонина в Гурзуфе были построены мечеть и православный храм. Интересно, что территория имения не была отгорожена от поселка забором — местные жители, люди низкого звания могли гулять по парку вместе с отдыхающими.


Петр Губонин подолгу жил в Гурзуфе и, наверное, был совершенно счастлив, но дела заставляли его время от времени наведываться в Москву. В ходе одной из таких поездок в сентябре 1894 года он скончался. Петр Ионович завещал похоронить себя в склепе, который был сделан под мраморным алтарем гурзуфской церкви. Так и поступили.

В 1902 году сын Петра Губонина — Сергей вынужден был продать гостиничный комплекс «Акционерному обществу курорта Гурзуф». Но и новые хозяева не справились с дорогостоящим хозяйством: переходя из одних рук в другие, оно разорялось и чахло. В январе 1921 года курорт был национализирован и передан в ведение крымского курортного управления, а через год санаторий отошел Наркомвоенмору.

В 1932 году гурзуфская церковь была разрушена, а останки великого промышленника и его жены выброшены на свалку. Местные жители похоронили их, но за давностью лет уже никто не может сказать, где именно. Еще через два года была разрушена гурзуфская мечеть, будто кто-то старался стереть из памяти жителей Крыма все, что напоминало им о Петре Ионовиче Губонине.

Loading...Loading...