Хасан аль басри биография. Был ли Хасан аль-Басри суфием? Знания Хасана аль-Басри

Гонец принёс жене Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умм Саляме радостную весть: её служанка Хайра разрешилась от бремени, родив мальчика.

Радость наполнила сердце матери верующих (да будет доволен ею Аллах), озарив её благородное лицо.

Она поспешила послать людей, чтобы они привезли мать с ребёнком к ней и та провела дни послеродового кровотечения в её доме.

Умм Саляма очень дорожила Хайрой и любила её всем сердцем. Она сгорала от нетерпения, желая увидеть её первого малыша.
* * *

И спустя немного времени Хайра с ребёнком на руках переступила порог её дома. Посмотрев на новорождённого, Умм Саляма сразу же почувствовала симпатию к нему и привязалась к мальчику.

Мальчик был красив лицом и ладен телом, и глядя на него, глаз радовался, а сердце наполнялось любовью к нему.

Повернувшись к служанке, Умм Саляма спросила:

— Хайра, ты уже дала имя своему сыну?

Та ответила:

— Нет, матушка… Я оставила выбор за тобой, чтобы ты сама выбрала ему имя, какое пожелаешь.

Умм Саляма сказала:

— Тогда назовём его, с благословения Аллаха, аль-Хасаном.

После этого она воздела руки и обратилась к Аллаху с благими мольбами за новорождённого.
***

Однако появлению на свет аль-Хасана радовались не только в доме матери верующих Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах). Эту радость разделили с ними обитатели другого мединского дома.

Это дом благородного сподвижника Зейда ибн Сабита, который в своё время записывал Откровение для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Ясар, отец аль-Хасана, был его слугой. Зейд дорожил им и любил его.
***

Аль-Хасан ибн Ясар, впоследствии известный как аль-Хасан аль-Басри, провёл своё детство в одном из домов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и воспитывался под присмотром одной из жён Пророка — Хинд бинт Сухайль, известной как Умм Саляма.

Умм Саляма относилась к числу самых разумных, достойных и решительных женщин. К тому же, она принадлежала к числу тех жён благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха), которые обладали наиболее глубокими познаниями в области религии и передали от него много хадисов. Она передала от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) 387 хадисов. И, наконец, она была одной из тех немногих женщин, которые умели писать во времена невежества.

Однако связь между счастливым ребёнком и матерью верующих Умм Салямой не ограничилась этим. Хайра, мать аль-Хасана, часто выходила из дома по поручениям Умм Салямы, и младенец плакал от голода, и когда его плач усиливался, она брала его на руки и давала ему свою грудь, успокаивая его таким образом в отсутствие матери.

Она так сильно любила ребёнка, что чистое молоко бежало из её груди ему в рот. Младенец пил его и замолкал. Таким образом, Умм Саляма была для аль-Хасана матерью дважды: она была матерью верующих и его молочной матерью.
***

Матери верующих поддерживали тесную связь друг с другом, и дома их стояли рядом. И счастливый мальчик мог ходить из дома в дом, воспринимая от своих многочисленных воспитательниц благонравие и учась у них следовать прямому пути.

По его собственным воспоминаниям, он наполнял эти дома своим неутомимым движением и затейливыми играми. Прыгая в этих домах, он старался достать рукой до потолка.
***

В такой прекрасной атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой его сиянием, рос аль-Хасан. Он пил из чистых источников, которыми стали для него дома матерей верующих. Кроме того, он учился у виднейших сподвижников в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он передавал хадисы от ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Али ибн Абу Талиба, Абу Мусы аль-Аш‘ари и ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, а также ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, Анаса ибн Малика, Джабира ибн ‘Абдуллаха и многих других.

Однако больше всего он привязался к повелителю верующих ‘Али ибн Абу Талибу. Аль-Хасана привлекала твёрдость его веры, его усердное поклонение и равнодушие к благам и украшениям мира этого. На него произвели огромное впечатление красноречие ‘Али, его мудрость, умение укладывать великий смысл в несколько коротких слов и его наставления, заставляющие содрогаться сердца. И со временем он уподобился ему в богобоязненности и поклонении и обнаружил подобный дар красноречия.

Когда аль-Хасану исполнилось четырнадцать лет и он повзрослел, его семья переехала в Басру и осталась там жить. Поэтому аль-Хасана прозвали «аль-Басри» — по названию города Басра.
***

Когда аль-Хасан приехал в Басру, она была одной из величайших цитаделей знания в исламском государстве. Огромная мечеть наполнялась приезжавшими туда виднейшими сподвижниками и их достойными последователями.

Разного рода кружки, участники которых стремились к знаниям, собирались на территории мечети. Аль-Хасан очень много времени проводил в мечети, став постоянным участником кружка ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, одного из самых знающих членов общины Мухаммада. Он учился у него толкованию Корана, а также перенимал от него хадисы и способы правильного чтения Корана. С Ибн ‘Аббасом и другими аль-Хасан изучал фикх, язык, литературу и многое другое, и в конце концов стал учёным, обладавшим обширными знаниями в различных областях, факыхом и надёжным передатчиком. И люди стали собираться вокруг него, перенимая от него его огромное знание, слушая его наставления, смягчавшие чёрствые сердца и заставлявшие плакать глаза ослушников. Они стремились перенять от него его мудрость, покорявшую умы, и делали примером для себя его жизненный путь, который был благоуханнее мускуса. Слава аль-Хасана распространилась в разных областях и люди повсеместно заговорили о нём, и даже халифы и другие обладавшие властью стали спрашивать о нём, заинтересовавшись его личностью.
***

Халид ибн Сафван рассказывает: «Однажды я встретил Масляму ибн ‘Абду-ль-Малика в Хире, и он сказал мне: “Халид, расскажи мне о Хасане, который в Басре. Поистине, я имею основания думать, что ты знаешь о нём то, чего не знают другие”. Я ответил: “Да дарует Аллах благо эмиру… Я — лучший из тех, кто сможет поведать тебе о нём со знанием. Я — его сосед по дому и его собеседник на его собраниях, и знаю о нём больше всех жителей Басры”. Масляма сказал: “Поведай же мне то, что знаешь”. Я сказал: “Это человек, одинаковый внешне и внутренне, слова его совпадают с его делами. Побуждая к одобряемому, он сам претворяет его в жизнь лучше всех людей, и удерживая от порицаемого, он сам держится от него дальше всех людей. Мне он казался человеком, не нуждающимся в людях и равнодушным к принадлежащему им, тогда как люди, напротив, нуждаются в нём и стремятся обрести то, что есть у него…” Масляма сказал: “Достаточно, Халид, достаточно… Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный человек?!”»
***

Когда аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи пришёл к власти и стал проявлять несправедливость и жестокость, показав себя тираном, аль-Хасан аль-Басри был одним из тех немногих благородных мужей, которые открыто противостояли его жестокости и, не таясь, говорили людям о его скверных деяниях, дерзая говорить слово истины ему в лицо.

Аль-Хаджжадж построил для себя дворец в Васите. Когда строительство было завершено, он велел людям собраться, чтобы полюбоваться на его хоромы и обратиться к Аллаху с мольбами, прося для него благодати. Аль-Хасан не пожелал упустить такую возможность, зная, что соберётся огромная толпа. И он отправился к месту собрания, дабы обратиться к людям с наставлением, напомнить им важные истины и призвать их равнодушно относиться к мирским благам и стремиться к тому, что у Всевышнего Аллаха.

Добравшись до места, он увидел множество людей, которые, изумлённые и восхищённые, ходили вокруг величественного дворца: столь искусными были строители, столь огромным был этот дворец и столь прекрасны и затейливы были покрывавшие его узоры и украшения…

Аль-Хасан, поднявшись, обратился к собравшимся с речью и помимо прочего сказал:

— Мы посмотрели на то, что построил сквернейший из скверных, и обнаружили, что фараон построил нечто более грандиозное и высокое, чем он. А потом Аллах погубил фараона и разрушил то, что он построил и возвёл. Пусть же аль-Хаджжадж знает, что обитатели небес возненавидели его, а обитатели земли лицемерят перед ним….

И он продолжал высказываться в таком духе до тех пор, пока один из слушателей, охваченный жалостью к нему из-за грозящего теперь аль-Хасану гнева аль-Хаджжаджа, не сказал:

— Довольно, Абу Са‘ид, довольно…

Аль-Хасан же сказал ему в ответ:

— Аллах взял завет с обладателей знания: они обязаны разъяснять его людям, а не скрывать…
***

На следующий день аль-Хаджжадж вышел к своим приближённым вне себя от ярости и обратился к присутствующим со словами:

— Пропадите вы все пропадом! Один из рабов жителей Басры поднимается и говорит о нас, что ему заблагорассудится, и никто из вас не отвечает ему и не осуждает его! Клянусь Аллахом, я напою вас его кровью, о собрание трусов!..

И он велел принести меч и кожаную подстилку для казни, затем велел позвать палача, который тотчас же явился.

После этого он послал стражников за аль-Хасаном, велев им привести его. Спустя некоторое время пришёл аль-Хасан. Все взоры тут же устремились к нему, а сердца затрепетали. Увидев меч, подстилку и палача, аль-Хасан пошевелил губами, после чего повернулся к аль-Хаджжаджу. При этом от него веяло торжественностью и величием истинного верующего, мусульманина, призывающего к религии Аллаха.

Увидев его таким, аль-Хаджжадж ощутил благоговейный страх перед ним и забормотал:

— Вот сюда, о Абу Са‘ид… Вот сюда…

И он подвинулся, освобождая ему место и продолжая повторять:

— Вот сюда…

А люди в изумлении наблюдали за ним. В конце концов, он усадил аль-Хасана рядом с собой. Когда тот сел, аль-Хаджжадж повернулся к нему и начал задавать ему вопросы, касающиеся религии, и аль-Хасан отвечал ему со стойкостью и хладнокровием, демонстрируя прекрасное владение языком и глубокие знания.

В конце концов, аль-Хаджжадж сказал:

— Ты — господин учёных, о Абу Са‘ид…

Затем он велел принести благовония, умастил ими бороду аль-Хасана и попрощался с ним. Когда аль-Хасан вышел от него, привратник аль-Хаджжаджа последовал за ним и спросил его:

— О Абу Са‘ид! Ведь аль-Хаджжадж позвал тебя не для того, что он сделал с тобой… И поистине, я видел, как ты пошевелил губами, увидев меч и подстилку. Что же ты сказал?

Аль-Хасан ответил:

— Я сказал: «О Обладатель оказанной мне милости и Тот, к Кому я обращаюсь за защитой в трудную минуту! Сделай месть его прохладой и благополучием для меня подобно тому, как Ты сделал огонь прохладой и благополучием для Ибрахима!».
***

Подобных происшествий у аль-Хасана с наместниками и предводителями было немало, и от каждого из них он выходил, сделавшись великим в глазах обладающих властью. Величественность эту даровал ему Всевышний, и Он же хранил и оберегал его.

Когда равнодушный к мирским благам халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз покинул этот бренный мир и власть перешла к Язиду ибн ‘Абду-ль-Малику, он назначил наместником Ирака ‘Умара ибн Хубайру аль-Фаззари, после чего расширил сферу его влияния, подчинив ему ещё и Хорасан.

Язид правил совсем не так, как его великий предшественник. Он посылал ‘Умару послание за посланием, требуя исполнять содержащиеся в них приказы, которые далеко не всегда были справедливыми.

И вот однажды ‘Умар ибн Хубайра вызвал к себе аль-Хасана аль-Басри и ‘Амира ибн Шурахбиля, известного как аш-Ша‘би, и сказал им:

— Поистине, Аллах сделал повелителя верующих Язида ибн ‘Абду-ль-Малика правителем для Своих рабов и сделал покорность ему обязательной для людей. И, как вы видите, он поручил мне править Ираком, после чего отдал под мою власть ещё и Фарс (Персию). И иногда он присылает мне указы, справедливость которых вызывает у меня сомнения. Можете ли вы найти для меня оправдание в религии, если я буду подчиняться ему в этом и исполнять его веления?

Аш-Ша‘би дал ответ, в котором прозвучало лояльное отношение к халифу и желание облегчить трудное положение, в котором оказался его наместник. А Аль-Хасан молчал.

‘Умар ибн Хубайра посмотрел на аль-Хасана и спросил:

— А ты что скажешь, о Абу Са‘ид?

Тот ответил:

— О Ибн Хубайра! Бойся Аллаха в своём отношении к Язиду и не бойся Язида, когда дело касается Аллаха. И знай, что Всевышний Аллах защищает тебя от Язида, а Язид не сможет защитить тебя от Аллаха… О Ибн Хубайра! Близится то время, когда низойдёт к тебе ангел грубый и сильный, который не ослушивается Аллаха в том, что Он велит ему, и заберёт тебя с этого ложа и перенесёт тебя из простора дворца твоего в тесноту могилы. И там ты не найдёшь подле себя Язида, а обнаружишь только свои деяния, совершая которые, ты противоречил Господу Язида… О Ибн Хубайра! Поистине, если ты пребудешь с Всевышним Аллахом и в покорности Ему, то Он избавит тебя от вреда, который может нанести тебе Язид ибн ‘Абду-ль-Малик в этом мире и в мире вечном. А если ты будешь ослушиваться Всевышнего Аллаха вместе с Язидом, то Аллах поручит тебя Язиду. И знай, о Ибн Хубайра, что не должно быть покорности творению, кем бы оно ни было, в том, что является ослушанием Всевышнего Творца!

И ‘Умар ибн Хубайра заплакал так, что борода его стала мокрой от слёз, и от аш-Ша‘би склонился к аль-Хасану, возвеличив его и почтив.

Когда они вышли от наместника и направились к мечети, люди собрались вокруг них и стали спрашивать, как прошла их встреча с правителем «двух Ираков» (Куфы и Басры).

Аш-Ша‘би посмотрел на них и сказал:

— О люди! Кто из вас сможет предпочесть Всевышнего Аллаха Его творениям в любом положении, пусть так и сделает, ибо клянусь Аллахом, аль-Хасан не сказал ‘Умару ибн Хубайре ничего такого, чего бы я не знал, однако я, говоря, стремился к лику Ибн Хубайры, а он, говоря, стремился к Лику Аллаха. И Аллах отдалил меня от Ибн Хубайры и приблизил аль-Хасана к нему, внушив ему любовь к нему…
***

Аль-Хасан аль-Басри прожил около восьмидесяти лет, наполняя мир знанием, мудростью и пониманием религии. И к самому ценному из наследия, оставленного им будущим поколениям, относились его высказывания, призванные смягчить сердца и ставшие весной для сердец, и его наставления, которые по сей день заставляют сердца трепетать, а глаза — проливать слёзы, указывают заблудившимся путь к Аллаху и раскрывают перед обольщёнными и беспечными сущность мира этого и истинную природу связи людей с ним.

Например, он сказал человеку, который спросил его о мире этом и его положении:

— Ты спрашиваешь меня о мире этом и мире вечном! Поистине, мир этот и мир вечный — словно восток и запад: приближаясь к одному, ты непременно отдаляешься от другого… И ты говоришь мне: мол, опиши мне эту обитель. А что здесь описывать, если начало её — страдание, а конец её — исчезновение, и за дозволенное в ней будет расчёт, а за запретное — наказание? Разбогатевший в ней впадает в обольщение, а обедневший печалится…

А другому человеку, который спросил о его положении и о положении людей, аль-Хасан сказал:

— Горе нам, что мы сделали со своими душами! Мы истощили нашу религию и откормили нашу земную жизнь. Мы износили до предела наше благонравие, но обновляем обстановку своих домов и свою одежду. Один из нас опирается на левую руку и ест из имущества, которое не принадлежит ему. Еда его приобретена нечестным путём, и слуги его бегают неустанно. Он велит принести себе сладкого после кислого, и холодного после горячего, и свежего после сушёного… А когда его начинает распирать от обжорства и у него появляется отрыжка от переедания, он говорит: эй, слуга, принеси мне лекарство от несварения… Глупец! Клянусь Аллахом, не переваришь ты ничего, кроме собственной религии. А где же твой нуждающийся сосед? Где же голодный сирота из числа твоих соплеменников? Где же бедняк, который смотрит на тебя? Где же то, что наказал тебе Всевышний Аллах? Если бы ты только знал, что ты — это определённое число дней, отпущенных тебе, и число это уменьшается с каждым заходом солнца, и каждый уходящий день забирает с собой часть тебя…
***

В ночь пятницы в первые дни месяца раджаб 110 года от хиджры аль-Хасан аль-Басри внял призыву Господа своего, покинув этот бренный мир.

Утром облетевшая город весть о его кончине стала потрясением для людей. Его тело омыли, завернули в саван и совершили погребальную молитву после пятничной молитвы в мечети, под сводами которой он провёл большую часть своей жизни, побыв и учеником, и учителем, и призывающим к религии Аллаха.

После этого все люди пошли провожать его погребальные носилки. В тот день в мечети Басры не совершалась предвечерняя молитва (‘аср), потому что некому было совершать её там. И не было такого дня, в который бы в этой мечети не была совершена какая-то молитва — с тех пор, как мусульмане построили её, и до сегодняшнего дня — кроме того дня, в который аль-Хасан аль-Басри покинул этот мир, отправившись к Господу своему.
[‘Абду-р-Рахман Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников]

Как может заблудиться народ, в котором проживает Хасан аль-Басри.
(Маслама ибн Абдулмалик)

К жене посланника Аллаха Умм Саляме прибыл гонец с радостной вестью о том, что ее служанка Хайра разрешилась от бремени и родила мальчика. Счастье переполняло сердце матери правоверных, да будет доволен ею Аллах, и радость буквально растекалась по ее благородному и величественному лицу. Она поспешила отправить к ним посланца, чтобы он привел к ней счастливую мать с младенцем, дабы она оправилась от родов проведя некоторое время в ее доме. Хайра была очень дорога и любима сердцу Умм Салямы. Она истомилась от ожидания, страстно желая увидеть новорожденного.

Когда Ираком стал править Хаджадж ибн Юсуф Ас-Сакафи (ум. 95 г. по хиджре – Прим. ред.), и сразу же обратил на себя внимание тем, что перешел все границы дозволенного, чиня произвол и насилие, ученый Хасан из Басры был одним из тех малочисленных смельчаков, которые выступили против его тирании. Он бесстрашно обличал перед людьми его злодеяния и открыто отстаивал слово истины. Так, например, известно, что когда Хаджадж построил для себя дворец в Васите (город между Басрой и Куфой в Ираке) он призвал людей прийти поглядеть на него и совершить молитву призывая на него благодать. Хасан аль-Басри не желал упускать такую возможность стечения столь огромной массы людей. Он также отправился к ним, чтобы наставить и увещать их, удержать их от неуемного стремления к украшениям этого мира и побудить их к тем благам, что у Аллаха, Славен Он и Велик. Когда он прибыл на место, то увидел толпы людей, которые обходили высоченный дворец охваченные восхищением, дивившихся просторными залами и поражавшиеся красотой его отделки. Он остановился посреди них и обратился к ним с проповедью. Среди прочего из того, что он сказал, было и следующее:
— Прежде мы уже взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона и уничтожил то, что он воздвиг. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лживой лестью! И так он продолжал в том же духе пока один из слушающих его людей не пожалел его опасаясь мести Хаджаджа и сказал ему:
— Довольно! О, Абу Саид, хватит!
На что Хасан ответил ему:
— Аллах взял обет с ученых мужей в том, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них.
На следующий день Хаджадж вошел в Совет, с признаками особенной ярости и обратился к заседающим:
— Смерть вам и погибель! Явился один из рабов басрийских и сказал здесь то что вздумал сказать и затем не нашлось среди вас ни кого, кто бы смог остановить его и воспрепятствовать ему в этом. Клянусь Аллахом я орошу вас его кровью. О, сообщество трусов!
Затем он приказал принести меч и кожаный коврик (стандартный набор провинившегося приговоренного к казни) и ему подали их. Потом он позвал палача и он тут как тут предстал перед ним. И после этого он направил нескольких полицейских за Хасаном приказав им чтобы они привели его.
Прошло совсем немного времени как явился Хасан. Взоры присутствующих обратились к нему и их сердца затрепетали в ожидании ужасного действа. Когда Хасан увидал приготовленный для казни палас и палача его губы что-то прошептали. Затем, он предстал перед тираном спокойно и достойно, как и подобает настоящему верующему мусульманину и стойкому проповеднику.
Когда Хаджадж увидел его в таком состоянии им охватило сильное волнение и страх. Он сказал ему:
— Сюда, о, Абу Саид! Прошу сюда! Он долго повторял это, пока не усадил его на свое место и люди взирали на тирана в полной растерянности и удивлении от такого поворота событий. Когда наконец Хасан уселся в его кресло Хаджадж повернулся к нему и начал расспрашивать его о некоторых религиозных проблемах. И тот отвечал ему на каждый вопрос утверждающе твердо, привлекательно ясно и исчерпывающе полно. И сказал Хаджадж ему:
– Ты господин ученых о, Абу Саид! После чего он попросил чтоб ему принесли благовония умастил ими бороду Хасана, а затем проводил его.
Когда же он вышел от него, к Хасану подошел привратник Хаджаджа и сказал:
— О Абу Саид поистине не для этого позвал тебя Хаджадж. Я смотрел за тобой когда ты подошел и увидел приготовленные меч и коврик для казни. Ты что-то прошептал в тот момент. Что же ты говорил?!
— Я сказал - О мой Владыка, я прошу твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима - ответил Хасан.

Известно много других историй повествующих об отношениях Хасана с власть имущими и правителями. И всегда в глазах облеченных властью он выходил из этих перипетий величественным, укрепленным Аллахом и Им убереженным. Из их числа и следующая история. После того как халиф-аскет Умар ибн Абдель Азиз переселился к своему Господу и власть перешла к Язиду ибн Абдулмалику он назначил правителем Ирака Умара ибн Хубейру Аль-Фазари. После чего он облек его еще большими полномочиями и передал ему в правление также и Аль-Хурасан. Халиф был известен среди людей образом жизни далеким от образа жизни своего праведного предшественника. Он посылал к Умару ибн Хубейре депешу за депешей приказывая исполнить все, что в них содержалось даже если придется иногда жестоко попирать чьи-то права.
И тогда Умар ибн Хубейра позвал к себе Хасана Басри и Амира ибн Шурахбиля более известного как Аш-Шааби (это произошло в 103 году по хиджре – Прим. ред.) и сказал им:
— Поистине, по воле Аллаха повелителем правоверных стал Язид ибн Абдулмалик, которому обязаны подчинятся его подданные. Он назначил меня как вы знаете правителем Ирака, наделив меня полномочиями править еще и персами. Время от времени он посылает мне письма, в которых приказывает мне исполнить то, что не согласуется со справедливостью. Не нашли бы вы для меня выход из этой ситуации согласно нашей религии. Аш-Шааби стал отвечать ему, и в его ответе ощущалась благожелательность к халифу и сочувствие к Умару. Хасан же молчал. И тут Умар ибн Хубейра повернулся к Хасану и сказал: - что ты скажешь о, Абу Саид?
— О, ибн Хубейра! Бойся Аллаха в том что касается Язида, и не бойся Язида в том, что касается Аллаха. Знай, что Аллах, Славен Он и Велик, защитит тебя от Язида, но ты не защитишь его от Аллаха. О, ибн Хубейра! Поистине ты близок к тому дню, когда к тебе спустится ангел смерти сильный, грубый который не ослушается в том, что приказывает ему Аллах. Тот, который вырвет тебя из этой постели и перенесет тебя из обширных просторов твоего дворца в теснину твоей могилы. Перенесет тебя туда, где ты не найдешь Язида, туда где ты обнаружишь лишь свои дела, которые поместит в нее Господь Язида. О, ибн Хубейра! Поистине если тебе ближе Всевышний Аллах и послушание Ему, то Он избавит тебя от его мук в этой жизни и в последней. Если же тебе ближе Язид в твоем ослушании Всевышнему Аллаху, то Он вверит тебя Язиду. И знай о, ибн Хубейра, что нет послушания сотворенному который ослушивается Творца, Славен Он и Велик.
И тут Умар ибн Хубейра заплакал, так что от его слез намокла его борода. А аш-Шааби склонился к Хасану и стал превозносить его, говоря о его величии и благородстве. Когда они вышли от него, то направились в мечеть, где вокруг них столпились люди и начали расспрашивать их о разговоре с правителем города Куфы и Басры. Аш-Шааби повернулся к ним и сказал:
— О, люди! Кто может из вас предпочесть Аллаха Его творениям в любом положении пусть делает это. Клянусь тем, в чьей длани моя душа, не сказал Хасан Умару ибн Хубейре ничего унижающего его достоинство. Однако я пожелал сказать нечто, стремясь угодить ибн Хубейре, а Хасан пожелал сказать нечто, стремясь к лику Аллаха. И Аллах отдалил меня от ибн Хубейры и приблизил к нему и внушил ему любовь к Хасану.

Хасан аль-Басри прожил около восьмидесяти лет жизнь полную знаний, мудрости и глубокого понимания религии. Его наставления которые не переставали содрогать сердца и вызывать слезы, указывать блуждающим путь к Аллаху и раскрывать для обольщенных и беспечных сущность этого мира. Из их числа, его слова, сказанные некоему человеку, спросившему его об этом мире и его значении.
— Ты спрашиваешь меня о ближней жизни и о жизни последней. Поистине ад-дунья и аль-ахира подобны восходу и закату. Когда увеличивается близость к одной из них, возрастает и отдаленность от другой. Он сказал - опиши мне эту ближнюю обитель.
— Как мне описать тебе обитель началом, которой является тяжелый труд, а завершением исчезновение, где за всем дозволенным последует спрос, а за всем запретным - наказание. Обители, в которой всякий богатый обольщен, а всякий бедный опечален.
Из этого же числа и то, что он сказал спросившему о его собственном состоянии и положении людей. На что он ответил:
Горе нам, что мы сделали для своих душ?! … Мы небрежны по отношению к нашей религии и в изобилии украшаем свою мирскую жизнь … Наши нравы изношены, тогда как наши наряды постоянно обновляются … Мы хотим опереться на кого-то и питаться за чужой счет … Таким образом пропитание становится незаслуженным, а служба – угнетением. Это формирует у человека негативные инстинкты – когда он забывает вкус кислого, помня только сладкое, привыкает к теплоте забыв о холоде, всегда утолен забыв о жажде. В итоге он приобретает брюзжащий вид, исторгающий отрыжки.
Затем он сказал:
— О, юноша! Я тебе скажу ровно столько, сколько ты сможешь усвоить.
— О, глупец! Помни о том, чтобы не попрать права религии:
— Где твой нуждающийся сосед?!
— Где голодный сирота?!
— Где бедняк, который смотрел на тебя?!
— Где все они, которыми Аллах, Славен Он и Велик, наставляет тебя?
— Помни, что твоя жизнь это набор определенного количества дней. И всякий раз, когда заходит солнце, уменьшается число твоих дней, а вместе с ними уходит и часть тебя.
В ночь на пятницу в начале месяца раджаб, сто десятого года по хиджре Хасан аль-Басри ответил на приглашение своего Господа. И когда люди проснулись и узнали о его смерти, Басра затряслась в тот миг, отвечая на его кончину. После пятничного намаза его омыли, завернули в кафан и совершили над ним погребальную молитву в соборной мечети, в которой прошла значительная часть его жизни - ученого, учителя и проповедника, призывающего к Аллаху. После чего все люди отправились хоронить его, и в этот день в соборной мечети Басры не проводился послеобеденный намаз, ибо город буквально опустел.

Доктор Абдурахман Рафат Баша: "Картинки из жизни табиинов" Перевод: Абдурашид Самурский

Один из семи избранных

Хасан бин Ясар родился в Медине во время правления второго праведного халифа Умар бин Хаттаба.

Его отец был персом, который попал в плен во время походов мусульман в Персию. Далее он попал в рабство к Зайд бин Сабиту, известному сподвижнику и секретарю Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который записывал Коран. Зайд знал персидский язык, и вскоре они стали с Ясаром очень близки.

Приняв Ислам, Ясар женился на Хайре, служанке одной из жён Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и матери правоверных Умм Саламы. И в 21-м году по Хиджре у них родился сын.

Через некоторое время Хайра отнесла сына к Умм Саламе, чтобы она нарекла его именем, и Умм Салама выбрала для него имя Хасан. Хасан рос в доме Умм Саламы, и ребёнок был очень дорог её сердцу. Умм Салама была известна своими знаниями, и посредством её было передано множество хадисов. Ещё во временя джахилии она умела писать, что было даже для мужчин редкостью в то время, не говоря о женщинах.

Несомненно, воспитываясь в доме у матери правоверных, Хасан получил огромную благодать и знания. Ребёнком Умм Салама приводила его к известным сподвижникам, и они обращались к Аллаху с мольбой за него.

Рассказывают, что маленького Хасана принесли к халифу Умару, и он взял его на руки и сказал: «О Аллах, даруй ему понимание в религии и сделай так, чтобы люди полюбили его». И действительно, Хасан стал одним из наиболее знающих учёных из числа табиинов и был любим людьми. Он приобретал знания у таких известных учёных, как Усман бин Афан, Али бин Абу Талиб, Абу Муса аль-Ашари, Абдулла бин Умар, Абдулла ибн Аббас, Малик бин Анас, и у многих и многих других.

Хасан рассказывал, что ему было около четырнадцати лет, когда он заходил к матери правоверных Умм Саламе и мог дотянуться рукой до потолка её дома. Такими низкими и маленькими были дома лучших из людей в то прекрасное время. Неудивительно, что, воспитываясь в такой обстановке, где царили богобоязненность и аскетизм, Хасан стал одним из самых известных праведников своего времени.

Хасан вырос среди общества, которое отличалось высоким нравом; сердца были наполнены любовью к Аллаху. Но с годами он видел, как общество меняется и люди отходят от пути праведных сподвижников.

Спустя множество лет Хасан в одной из своих проповедей говорил: «О, горе тебе, сын Адама! Разве обладаешь ты силами, чтобы противостоять Всевышнему?! Клянусь, я видел людей, для которых этот мир и всё мирское было менее ценно, чем земля под их ногами. Я видел людей, у которых, когда наступал вечер, не было пропитания, кроме как достаточное на ужин, и каждый из них говорил: «Я не буду есть всё это», – и отдавал часть из этого на пути Аллаха. И чаще бывало, что он был более нуждающимся, чем тот, с кем он делился своей едой».

Также он говорил: «Я видел семьдесят участников битвы при Бадре. Если бы вы увидели их, то посчитали бы их сумасшедшими. Если бы они увидели лучших из вас, то сказали бы, что не обладают эти ничем, а если увидели бы худших из вас, то сказали бы – эти люди не верят в Судный день».

В 37-м году по Хиджре семья Хасана переселилась в Басру, и с тех пор он стал известен как Хасан аль-Басри.

Целитель душ

Хасан аль-Басри видел, что знания в религии приносят мало пользы, если нет в сердце богобоязненности, любви к Аллаху, сострадания, стыда и других восхваляемых качеств. Он видел, что люди, которые разбираются в Шариате и читают Коран, совершают поступки, не подобающие мусульманам. Поэтому наряду с распространением наук Шариата он придавал огромное значение науке излечения сердец. Его считают основоположником науки суфизма, и к нему восходит цепочка многих суфийских учителей последующих веков. Он не придумал ничего нового, он всего лишь призывал людей к искренности и чистоте, которая была среди мусульман первого поколения, среди которых он вырос.

Несмотря на то, что обилие мирского всё больше и больше удаляло мусульман от пути Аллаха, всё же век, в котором проповедовал Хасан аль-Басри, был веком чистоты, люди знали цену истинным учёным и относились к ним с почтением. Мы же живём в удивительное время, когда учёным может прослыть и нечестивец, который выучил некоторые вопросы Шариата, а к тому, к чему призывают истинные учёные, сердца многих людей остаются глухи. Сколько сегодня можно увидеть слепцов, которых не волнует ничего, кроме споров, и которые налево и направо разбрасываются обвинениями в адрес истинных учёных, но сами взамен не могут предложить ничего, дабы помочь людям очистить сердца! Неужели в наше время мы менее нуждаемся в лечении сердец, чем во времена Хасана аль-Басри? И кто же тогда эти учёные, взявшие на себя эту ношу, как и Хасан аль-Басри в своё время, как не суфийские шейхи?

Хасан аль-Басри обращался к людям с проповедями, которые были прекрасны и оказывали на людей удивительное воздействие.

Люди, которые посещали его собрания, признавались, что не могли найти уже более в своей жизни подобных собраний.

Передают, что один из посетителей его собраний сказал: «Когда говорил Хасан, то речь его была подобна жемчугу, и после него, слушая речи других, казалось, что из уст их исходит рвота».

В чём же секрет Хасана аль-Басри? Почему его проповеди, в отличие от других, оказывали на людей такое воздействие? Причина была в его искренности, совершенстве веры и в том, что, прежде чем призывать других к чему-либо, он сам следовал этому.

Один из его современников так описал Хасана аль-Басри во время проповеди: «Хасан был подобен человеку, который побывал на том свете и, возвратившись оттуда, рассказывает об увиденном собственными глазами».

Джахфар ас-Садик говорил про него: «Его речи подобны речи пророков».

Знания Хасана аль-Басри

Хасан обладал обширными знаниями в различных областях наук. В мечети Басры вокруг него собиралось множество людей в надежде перенять от него знания.

Люди посещали его собрания, и каждый находил рядом с ним то, чего желало его сердце. Кто-то приходил ради хадисов, и он находил рядом с Хасаном то, что искал; кто-то приходил ради толкования Корана и тоже уходил удовлетворённый; кто-то приходил, чтобы научиться у него красноречию, и в этом не было подобных ему; а кто-то приходил ради обретения искренности и знания о состоянии сердец и находил рядом с ним решение своих проблем. Люди, посещавшие его собрания, восхищались глубиной его познаний.

Раби бин Анас говорил: «Я посещал Хасана около десяти лет, и не было дня, чтобы я не слышал от него чего-либо, чего я никогда раньше не слышал».

Один из его слушателей говорил: «Я не видел человека, более знающего о Райских путях, чем Хасан».

Кроме собрания в мечети было ещё одно собрание, которое устраивал Хасан. Но на этом собрании он уже не касался вопросов Шариата, а обсуждал лишь вопросы, связанные с искренностью и состояниями души. Эти собрания он проводил у себя дома. И если кто-то приходил и задавал вопрос по Шариату, Хасану это не нравилось, и он говорил, что для этого есть собрание в мечети.

Нрав Хасана и поклонение Аллаху

Несмотря на то, что лучшие из сподвижников просили Аллаха за него и люди считали его наилучшим из табиинов, тем не менее сердце Хасана переполнял страх.

Один из его учеников рассказывает, что он приходил к Хасану домой и слышал его плач. Иногда он видел, как тот совершает молитву и слёзы льются из его глаз. Он спросил Хасана о причине столь частых слёз. Хасан ответил: «Сын мой! Что же делать мусульманину, как не плакать?! Сын мой, воистину слёзы призывают на мусульманина милость Аллаха. Если сможешь провести жизнь в слезах, сделай это, и, возможно, Аллах смилостивится над тобой. До нас дошло, что плачущие из-за страха перед Аллахом из их глаз не выйдет и слезинки, пока они не будут освобождены от Ада».

Язид бин Хушаб передаёт, что не видел более богобоязненных людей, чем Хасан аль-Басри и Умар бин Абдулазиз. Они выглядели так, как будто Ад создан лишь для них.

Язид бин Хушаб также передаёт, что Хасан говорил: «О сын Адама! Клянусь Аллахом, если ты прочитал Коран и уверовал в него, то продлится скорбь твоя в этом мире и усилится страх твой и увеличится твой плач».

Однажды Хасан увидел юношу, который смеялся, и обратился к нему: «Сын мой, разве ты перебрался через Сират?» «Нет», – ответил тот. «Разве ты узнал, в Рай ты попадёшь или в Ад?» «Нет», – ответил тот. «Тогда отчего же ты смеёшься, когда предстоящее столь страшно?!» Говорят, после этого случая никогда не видели этого юношу смеющимся.

Обет, взятый с учёных

Хасан говорил, что Всевышний взял обет с учёных мужей в том, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них. Ничто в мире не могло удержать Хасана от исполнения этого великого обета. Несмотря ни на какие обстоятельства он всегда говорил истину и призывал людей к истине. Ни порицание людей, ни даже опасность для жизни не могли заставить его промолчать, видя отступление от пути Аллаха и несправедливость.

Одним из самых жестоких правителей исламского мира являлся Хаджадж бин Юсуф. За мельчающую провинность он мог казнить человека. Но это не останавливало Хасана в разъяснении истины.

Когда Хаджадж стал править Ираком, он построил себе в городе Васите, который находится недалеко от Басры, величественный дворец и призвал людей посмотреть на него.

Хасан тоже отправился туда, но целью его в отличие от других было предостеречь людей от мирских соблазнов. Когда Хасан увидел толпы людей, обходивших дворец, восхищённых его величием, он обратился к ним с проповедью. Из того, что он сказал, были и такие слова: «Прежде мы взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными, и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лестью!..» И так он продолжал, пока один из слушавших, опасаясь за него, не сказал: «Довольно! О Абу Саид, хватит!» Хасан ответил ему: «Аллах взял обет с учёных мужей, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них».

Когда до Хаджаджа дошла весть об этой проповеди, он был взбешён. Он кричал на своих приближённых: «К вам явился один из басрийских рабов и сказал всё, что вздумал сказать, и ни один из вас не воспрепятствовал ему в этом! Клянусь Аллахом, я орошу вас его кровью, о сообщество трусов!»

Затем он отправил полицейских за Хасаном, позвал палача и приготовил меч и плаху. Когда Хасан вошёл и увидел палача и приготовления для его казни, то губы его что-то прошептали. Он с достоинством предстал перед Хаджаджем. И вот тут произошло поразительное. Хаджадж, который жаждал его смерти, заволновался, привстал и начал просить Хасана, чтобы тот уселся на его место, а сам сел перед ним и начал расспрашивать его о некоторых религиозных вопросах. Хасан с достоинством, подобающим учёному, ответил на все его вопросы. После этого Хаджадж сказал: «Ты господин учёных, о Абу Саид!» Затем проводил его, оказав всё возможное почтение.

Когда Хасан выходил, один из привратников Хаджаджа подошёл к нему и сказал: «Я видел, что твои губы прошептали что-то, когда ты увидел приготовленный для твоей казни меч. Что же ты говорил?»

Хасан ответил: «Я сказал: “О мой Владыка, я прошу Твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима”».

Последний путь

Один человек пришёл к известному толкователю снов Ибн Сирину и сказал, что видел во сне, что птица влетела в мечеть и забрала самый лучший из камешков. Ибн Сирин сказал: «Если сон твой правдив, то тогда скоро умрёт Хасан аль-Басри.

В ночь на пятницу в начале месяца Раджаб, в 110-м году по Хиджре, в возрасте 89 лет Хасан аль-Басри покинул этот мир. После пятничной молитвы в соборной мечети Басры, где прошла значительная часть его жизни, над ним совершили погребальную молитву. Затем люди отправились хоронить его, в этот день в соборной мечети Басры не совершили послеобеденной молитвы, и это было единственный раз за всю историю этой мечети, так как все жители вышли провожать Хасана в последний путь, и город опустел.

Кадада сказал: «Говорят, на земле есть семеро, посредством которых Аллах ниспосылает дождь и посредством которых отводит от обитателей земли беды. И я надеюсь, что Хасан является одним из этих семерых».

  • 3398 просмотров

Это великий Имам, муджтаhид, Х афиз – достоверный, благочестивый, знаток Исламских наук своего времени, глава ученых Аль-Басры, один из самых лучших таби`ин, который известен своей храбростью и смелостью.

Его полное имя Абу Са‘ид Аль-Х асан Ибн Абуль Х асан Йасар Ибн Мутаhhир Ибн Гадира Ибн Фархад. Его отца звали Абуль Х асан Йасар, он был рабом, который жил в Ираке между Басрой и Васыдом. Его привезли в Медину, где он обрел свободу. Абуль Х асан Йасар остался в Медине и женился во время правления Халифа ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба. За два года до смерти Халифа у него родился сын, который был назван Х асаном. При его рождении Халиф ‘Умар провел фиником по деснам ребенка - сделал тах ник. Мать Х асана звали Хойра. Сказано, что она была рабыней у `Умм Саляма – жены Пророка Мух аммада, мир Ему. Когда она отправлялась по поручениям `Умм Салямы, то жена Пророка присматривала за маленьким Х асаном. Бывало, что она водила его к сподвижникам Пророка Мух аммада, мир Ему, которые читали ребенку Ду‘а`. Однажды она привела его к Халифу ‘Умару, чтобы, тот читал Ду‘а`. Халиф обратился к Аллаhу с просьбой, чтобы Он одарил Хасана знаниями по религии и чтобы люди полюбили его. При правлении Халифа ‘Усмана Х асан присутствовал на Джуму‘а Намазе. Имам Аль-Х асан стал великим ученым, обладающем высоким уровнем знаний, прекрасной, стройной фигурой, красивым лицом, люди говорили, что он самый красивый юноша в г. Басра. Он вызывал уважение у окружающих. Он был храбрым как лев, обладал большой силой. Аль-Асма‘и передал от своего отца: «Я не видел более широкого запястья, чем у Хасана Аль-Басрий» .

Мух аммад Ибн Са‘ад сказал о нем: «Был Х асан Аль-Басрий, который обладал большим количеством похвальных качеств: он был известным ученым, обладающим красноречием, знал Фикh, был честным, поклоняющимся своему Создателю. По уровню интелекта его сравнивали с ‘Умаром Ибн Аль-Хаттабом». Аль-Х асан был знатоком во многих областях Ислама: Фикh, Х адис , Тафсир, знание К ур`ана, язык, литература, суфизм, красноречие (риторика). Он был одним из великих Имамов своего времени. Он передал изречения Пророка Мух аммада, мир Ему, от сах абов: `Имрана Ибн Аль Му`инa, Аль-Мугиры Ибн Шу‘аба, Абу Бакра Ас-Сакафи, Ан-Нум‘ана Ибн Башира, Абдуллаha Ибн ‘Аббасa, `Анасa Ибн Маликa. Он встречался с Халифом ‘Усманом Ибн ‘Аффаном и услышал от него несколько проповедей Джуму‘а`. Также он общался с многими другими сах аба. От Х асана Аль-Басрий получили знания многие из таби`ин: Сабит Аль - Банании, Малик Ибн Динар и другие. У него были ученики, которые специализировались на Фикhе, на Х адис ах, другие стремились подражать ему в аскетизме. Аль-Х асан Басрий всегда стремился приобрести как можно больше знаний. Один человек пожелал, чтобы у него был аскетизм как у Аль-Х асана и Богобоязненность как у Ибн Сирина и поклонение как у ‘Амира Ибн ‘Абд Кайса, знания Фикhа как у Са‘ида Аль-Мусаяба. Потом он увидел, что всеми этими качествами обладает Аль-Х асан аль-Басрий. Катада сказал: «Аль-Хасан был самым знающим из людей по вопросам того, что разрешено и что запрещено (х аляль и х арам). Когда он говорил, то казалось, будто бы от него сыпались жемчужины. Когда он говорил, то его слова затрагивали сердца людей и наставления влияли на них». Он был самым известным проповедником своего времени. Его слова подтверждают его высокий интелектуальный уровень и высокие знания. Ар-Раби‘а Ибн `Анас сказал: «Я 10 лет посещал Аль-Х асана, но каждый день я слышал что-то новое, то, чего я раньше не слышал» . Он обладал хорошей памятью. `Анас Ибн Малик говорил: «Спрашивайте у Аль-Х асана. Он запомнил, а мы забыли». Все это свидетельствует о больших достоинствах и высокой степени знаний этого человека. Аль-Х асан обладал чистым сердцем, что отражалось на его внешности. Если он призывал к чему-либо, то в первую очередь и сам следовал этому, а если предупреждал о вреде чего-либо, то первым избегал это делать. Он был Богобоязненным человеком, искренне поклоняющимся своему Создателю. Смеялся он очень редко и большую часть времени пребывал в печали, как будто у него случилось горе. Известно, что он не смеялся тридцать лет, и сорок лет не шутил Рассказывают, что однажды он попросил воды. Ему принесли стакан воды и Аль-Х асан сразу же потерял сознание. Когда он пришел в себя, то его спросили, что с ним случилось. Он ответил, что вспомнил один Аят из К ур`ана (Сура «Аль-Каhф», Аят 29): Это означает: «Когда (обитатели Ада) попросят что-либо для спасения, то на них будет пролит кипяток, который обожжет их лица» . Когда люди приходили к нему учится, то видели, что его знания отражаются на его действиях. Это подтверждали его наставления, взгляды, аскетический образ жизни. Помимо всего этого он принимал участие в битвах, защищая Ислам. Он давал полезные советы, всегда был чистым и имел опрятный внешний вид, седые волосы на бороде красил хной. Аль-Х асан умер в месяц Раджаб в 110 г.h., в возрасте 88 лет. На его похороны собралось много людей, которые после пятничного Намаза прочитали за него Намаз «Джаназа». Когда они зашли к Ибн Сирину, чтобы сообщить о смерти Х асана Аль-Басрий, то он сразу прочитал Ду‘а`, его лицо стало грустным и до захода солнца он не проронил ни слова.

Когда аль-Хасан ибн Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: «Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!». (См. Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», событие Сыффина). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отозвался об аль-Хасане с похвалой: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Он сказал это об аль-Хасане, но не об Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как Али сражался.

Что же касается Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахраване, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.

Покончив с хариджитами в битве при Нахраване, Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

Абу Бакрата передаёт: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: “Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман”». «Сахих» аль-Бухари,№ 3746.

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал его и аль-Хасана и говорил: «О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!». «Сахих» аль-Бухари, № 3735.

Укба ибн аль-Харис передаёт: «Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал: ― Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на Али! И Али улыбался». «Сахих» аль-Бухари, №№ 3542, 3750.

Аль-Хасан ибн Али скончался в эпоху Муавийи в 49 году от хиджры.

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа’да бинт аль-Аш’ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это. Аз-Захаби сказал: «Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?». Аз-Захаби, «Тарих аль-ислам», книга «Эпоха Муавийи», стр. 40.

Ибн Касир сказал: «Я считаю, что это недостоверные сведения». Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/44).

После убийства Али, дабудет доволен им Аллах, жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу Али до самой его смерти.

Договор с Му‘авией и прекращение разногласий между мусульманами

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца Али от сражения с жителями Шама. А бдур-Раззакъ, «аль-Мусаннаф», (5/462).

Одним из доказательств того что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са’да ибн Убаду и поручил командование Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн Али отправился к Муавийи в сопровождении своего войска, Амр ибн аль-Ас сказал Муавийи: «Я вижу войска, которые не прекрашают сражаться пока не истреблят друг друга».

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил проповедь, пришёл аль-Хасан, и посланник Аллаха сказал: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Аз-Зухри передаёт, что Муавийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: «Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе». Амр ибн аль-Ас сказал: «Нет, мы должны сражаться с ним!» Муавийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: «Успокойся, о Абу Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама… А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным».

Аль-Хасан и Муавийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муавийи. Муавийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.

Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде, и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде, — две награды».


Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х." Подготовил: www.sawab.info http://www.sawab.info/pravlenie-hasana-ibn-ali/
Loading...Loading...