Храм сан марко в венеции. Сан-Марко в Венеции: площадь, собор и другие достопримечательности

По праву считается одной из визитных карточек Италии. Архитектурный ансамбль площади создают Собор Сан-Марко, колонны Святого Марка и Святого Теодора, Кампанила, Дворец Дожей, часовая башня, библиотека апостола, а также Старая и Новая Прокурации, Ала Наполеоника и Лоджетта. Поскольку, приехав в Венецию, Вы наверняка отправитесь на Сан-Марко, мы решили отдельно рассказать о каждом элементе площади, чтобы Вы чувствовали себя здесь, как дома.

Площадь Сан-Марко в Венеции

Площадь Святого Марка известна не только своими достопримечательностями, но также многочисленными снятыми здесь фильмами и, конечно же, голубями.

На протяжении многих лет кормление ручных голубей на Площади было одним из главных туристических аттракционов города, корм для них продавался здесь же. Традицию прервали лишь в 2008-м году, когда, из-за эпидемии птичьего гриппа, было решено приостановить продажу корма.

Первые упоминания о площади относятся к IX веку

Первые сведения о площади датируются еще IX веком: тогда одна из главных современных достопримечательностей Венеции была просто небольшой площадкой перед входом в собор Сан-Марко. И только в XII веке (в 1177 году) ее расширили до сегодняшних размеров.

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты (расстояние от Гранд-канала до Кампанилы) и, собственно, самой Пьяццы (площади).

Колонны Святых Марка и Теодора – первое, что Вы видите, ступив на пьяцетту, примыкающую к площади Сан-Марко в Венеции. В 1125 году Венеция получила их в качестве трофея после победоносной войны против Царя Тира, которую она вела в союзе с Константинополем.

Колонны св.Марка и Теодора - первое, что видят туристы, ступив на пьяцетту

Хотя туристам показывают две колонны, на самом деле, изначально их было три. Третья колонна при разгрузке с кораблей упала в море и до сих пор лежит где-то на илистом дне Лагуны.

Собор Сан-Марко

Собор Сан-Марко известен своей необычной для католического храма византийской архитектурой. Возвели Базилику еще в 832 году с целью хранения мощей апостола, но то, что путешественники могут видеть сегодня, – это, условно, «новый» собор, который отреставрировали после случившегося в 976 году пожара.

При общем доминировании византийского стиля, различным элементам Собора также присущи романский, готический и восточный стили.

Собор Сан-Марко известен своей необычной византийской архитектурой

Внутри собора представляют интерес не только мощи Святого Марка: Золотой алтарь (Пала д`Оро), привезенный из Константинополя, Баптистерий, Капелла Святого Исидора, Сакристия и, конечно же, многочисленные мозаики.

Вход в собор Сан-Марко бесплатный, но при посещении следует избегать вызывающей одежды с открытыми коленями и плечами. Также в Соборе нельзя вести съемку.

Часовая башня

Оролоджо (башня с часами) – славится в первую очередь тем, что ее часы показывают не только время, а и текущий знак зодиака и даже фазу луны.

Пройти мимо роскошных сине-зеленых часов и не обратить на них внимания просто нельзя. Они украшены эмалью и позолотой, бронзовыми статуями и символом Венеции – львом с раскрытой книгой. Возвели Оролоджо всего за год – строительство продолжалось с 1496 по 1497 года.

Часы Оролоджо показывают время, текущий знак зодиака и фазу луны

Желающим посетить башню стоит спланировать это заранее, так как в здание туристов пускают группами по 12 человек и всего 4 раза в день. Экскурсия проходит на трех языках: английском, французском и итальянском. Приобрести билеты заблаговременно через интернет – вполне возможно. Сделать это .

Библиотека Сан-Марко

В XVI веке на месте прежнего зоопарка дожей была открыта крупнейшая библиотека Венеции. Сегодня в ее стенах находится более 13 000 древних рукописей и около 500 000 книг, среди которых и 2 списка «Илиады» V и VI вв.

Библиотека открыта каждый день с 8:00 утра до 19:00 вечера, кроме воскресенья. В субботу библиотека работает с 8:00 до 13:30.

За многие века своего существования Дворец Дожей успел послужить и резиденцией Венецианского правительства, и Сенатом, и Верховным судом, и Министерством.

Самый первый Дворец Дожей на этом месте был построен еще в 810 году. На протяжении тысячи лет здание неоднократно разрушалось, горело, страдало от катаклизмов и мятежей, пока, наконец, в XVI веке не приобрело современный вид. Сегодня трехэтажный Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции.

Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции

Старая и Новая Прокурации

Здание первой прокурации в Венеции построили еще в XII веке, а в XVI – после сильного пожара – его отреставрировали, придав современную форму.

Главной обязанностью прокураторов было управление принадлежащей государству недвижимостью. А собор Сан-Марко как раз входил в эту группу контроля, поэтому и место постройки прокурации выбрали возле собора.

В 1640 году напротив первого здания (Старой Прокурации) построили второе – Новую Прокурацию. Чтобы разобраться, где старая, а где новая Прокурация, ориентируйтесь на кафе «Флориан» – оно находится на первом этаже Новой Прокурации.

Кафе «Флориан» расположено в здании Новой Прокурации

Примечательно, что при Наполеоне его резиденция в Венеции находилась в Новой прокурации. Со временем было принято решение построить здесь бальный зал, но, поскольку здание не подходило для этих целей, пришлось возвести еще одно – Ала Наполеоника. Для этого по приказу Наполеона снесли церковь Сан-Джеминьяно. Теперь это здание соединяет две прокурации на площади Сан-Марко.

В 1540 году на площади Сан-Марко в Венеции, прямо возле Колокольни, вместо конюшни была построена Лоджетта. Здание, напоминающее триумфальную арку, на протяжении веков меняло и назначение: место торжественных встреч, караульное помещение Дворца Дожей и даже штаб-квартира городской лотереи.

Лоджетта Сансовино

В 1902 году Колокольня обрушилась и уничтожила Лоджетту. Здание, которое стоит на площади сейчас, – уже восстановленная и заново украшенная версия.

Кампанила

Первые упоминания о Кампаниле (колокольне) встречаются еще в IX веке, но ее сегодняшний облик – версия архитекторов XVI века. Впрочем, это не оригинал: как мы уже упоминали, в июле 1902 года первоначальная конструкция обрушилась.

Для того чтобы восстановить точную копию Кампанилы понадобилось 10 лет, и то, что путешественники видят сегодня на площади Сан-Марко, – здание постройки 1912 года.

Состоит 99-тиметровая башня из колокольной площадки, где размещены 5 колоколов, шахты и площадки обозрения. Кстати, в древности у каждого из колоколов было свое специальное назначение. Например, в один из них – «Мараньона» – звонили, призывая жителей идти на работу.

Высота венецианской Кампанилы - 99 метров

Огромная башня использовалась не только в качестве колокольни. Ее также успешно применяли в качестве маяка для кораблей, а иногда – даже виселицы.

Стоимостьподъема на Кампанилу – 8 Евро; для экскурсионной группы более 15 человек – 4 Евро (2018). Подняться наверх можно как ступеньками, так и лифтом.

Время работы :

  • С 5 сентября по 18 сентября: 08:30-20:15;
  • С 19 сентября по 30 сентября: 08:30-19:45;
  • С 1 октября по 9 октября: 09:30-19:00;
  • С 10 октября по 9 апреля: 09:30-17:30;
  • С 10 апреля по 12 июня: 09:00-19:00;
  • С 13 июня по 4 сентября: 08:30-21:30;
  • Колокольня закрыта: с 9 по 27 января и при плохих погодных условиях.

Как добраться до Площади Сан-Марко в Венеции

Как правило, отправной точкой для знакомства с Венецией, являются (если Вы прибываете в город поездом) либо Пьяццале Рома (если приезжаете автобусом). В шаговой доступности от обеих начальных точек находятся остановки речных трамвайчиков Вапоретто, выполняющих в Венеции функции общественного транспорта.

Для поездки на площадь Сан-Марко, следует выбрать номера №1 или №2 и следовать до остановки S.Marco Vallaresso. Билет на Вапоретто обойдется в 7,5 Евро (2018), а сами маршруты ходят довольно часто – в дневное время средний интервал составляет порядка 10 минут. Больше об этом виде транспорта и других популярных маршрутах водных трамвайчиков в Венеции можно .

Другие полезные статьи о Венеции

Photos by: Robert Montgomery, Joan Veale, Jerry Stone, Son of Groucho, denvilles_duo, brownpau, Jonybraker, allerleiten.livejournal, Michael.PortrayingLife.com


Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции. Часть 1.

Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.


Собор является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров.


Rudolf von Alt (1812 - 1905), St. Mark"s Square in Venice



William Logsdail. St Mark"s Square, Venice 1883



George Goodwin Kilburne - The Pigeons of St Mark"s, Venice, Italy 1876



Как говорит легенда, евангелист - Марк возвращался из путешествия и его застигла буря. Укрыться он решил в Венецианской лагуне. Во сне к нему явился ангел и сказал ему, что в этом месте он обретёт покой. Слова ангела увековечены на знамени Венецианской республики: "Pax tibi Marce evangelista meus" - "Мир тебе, Марк, евангелист мой". После смерти Марк был погребён в Александрии.




Canaletto - The Piazza San Marco in Venice



Canaletto (1697-1768) Piazza San Marco, Venezia (1730-1734)


Находясь в Александрии, купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны.


Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия , XI век).


Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ - крылатого льва.



Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен.


Canaletto (Giovanni Antonio Canal) St Mark"s, Venice



Canaletto. The Piazza San Marco, Venice



Canaletto. Venice - Piazza di San Marco and the Colonnade of the Procuratie Nuove, c.1756



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto.Piazza San Marco, Venice, c. 1730–1735



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto


Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.


Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)


Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343-1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке - капелла Масколи и сакристия (1486-1493 годы), в 1504-1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год).


Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини


За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.


Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco



Carlo Grubacs (1810-1870) Piazzetta San Marco



Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco,between 1840 and 1850



Carlo Grubacs (1810-1870)


Нигде в мире - ни на Востоке, ни на Западе - нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.


Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (Italian, 1810-circa 1870) St. Mark"s Square


Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).


Francesco Guardi. La Fiera della Sensa in Piazza San Marco





Francesco Guardi. Venice: Piazza San Marco



Francesco Guardi. Piazza San Marco, Venice - c.1770



The Piazza San Marco, Venice − Francesco Guardi about 1775 - 1780


Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.


Giovanni Grubacs (Venice 1830 – Pola 1919) ,The Doge in the Pozzetto in Piazza San Marco



Luca Carlevarijs. The Piazza San Мarco, Venice near 1709



Richard Parkes Bonington. The Piazza, San Marco, Venice. 1826



Venice, The Piazza San Marco Looking East Towards The Basilica By Giovanni Antonio Canal (1697-1768)


Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая - дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей.


Eugenio Bonivento (1880-1956) Saint Mark"s, Venice



St Mark"s -venice by Peter Miller



Ilyas Phaizulline. Venice. San-Marco Church


Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.


St. Mark"s by Moonlight.Engraved by G.Hollis after a picture by J M W Turner



Venedig, San Marco, Lithographie, um 1850



XIX century print, Piazza San Marco, Venezia



John M Canal. Piazza San Marco, Venice



Piazzetta and St. Mark"s, Venice (1835) by John Ruskin (1819-1900)



St. Mark"s Square. Drawn and engraved by Axel Herman Haig.



Luigi Querena-The People of Venice Raise the Tricolor in Saint Mark"s Square 1888



Piazza San Marco In Venice by Raffaella Lunelli


Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом.


Алтарная часть (пресбитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьером Паоло и Якобелло далле Манезе (Pierpaolo и Jacobello dalle Masegne).


Mihаly Kovаcs. Interior of Sr Mark"s Basilica in Venice



Wyke Bayliss. Interior of St Mark"s Basilica, Venice



Wyke Bayliss. The Basilica of St Mark"s, Venice, Interior



David Dalhoff Neal (1838 – 1915) Interior of St. Marks,Venice



Carlo Grubacs (1810-1870). San Marco 1845



Венеция: Интерьер базилики Сан-Марко, Каналетто, 1755-56 гг.



Дож Альвизе Мочениго предстаёт перед народом в соборе Святого Марка (Франческо Гварди, 1763 год)


Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчена большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).


Спас Вседержитель или Пантократор


В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.



В соборе св. Марка - два амвона, сохранившиеся и поныне.


Alfred Bohm - View of the Interior of Saint Mark’s Basilica, Venice



Aleksander Gierymski. Interior of Saint Mark"s Basilica in Venice, 1899



St. Mark"s Basilica, Venice. Drypoint Etching Pencil-Signed by Axel H. Haig, 1911



Keeley Halswelle. Interior Of San Marco, Venice



Роза в базилике Сан Марко, Alexander Creswell


Северный, восьмиугольной формы, поддерживают 15 высоких колонн, он состоит из двух уровней, поставленных один на другой. Обе части XIII в. восточного происхождения. Нижняя часть представляет собой многоугольник, на который поставлена верхняя, разделенная на доли часть. Конструкция дополняется колоннами, поддерживающими маленький сферический купол. Скульптуры восходят к XII веку. Южный, такого же вида, что и нижний северный, покоится на девяти мраморных столпах.


Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции- Г. Г. Чернецов, 1846 г.



Капитель распятия (Crucifix capital), II - на плане собора. Фото 1910-1914 гг.




Почему эта часовенка называется капителью (капитель - верхняя часть колонны) в Интернете сведений не найдено.



Рядом с амвонами находятся небольшие алтари - Св. Павла и Св. Иакова.



Алтарь Св. Павла (A на плане собора) был заказан дожем Cristoforo Moro в конце XV в. Работу выполнил Antonio Rizzo, который позднее много работал для фасада внутреннего двора Дворца дожей.



Алтарь Св. Иакова, англ. James, итал. Giacomo (B на плане собора) был также заказан дожем Cristoforo Moro во время своего правления 1462-71 гг. Antonio Rizzo кроме этого алтаря и алтаря Св. Павла выполнил еще алтарь в часовне Св. Климента.



Алтарь Св. Леонарда (IX на плане собора). В 1617 г. в табернакль были помещены частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня. Алтарь изготовлен из редких пород мрамора. Рядом на темной стене на мозаичной панели изображено чудо нахождения в 1094 г. тела Св. Марка в колонне.


Молебен. Явление тела Св. Марка


Икона Божией Матери Никопея - почитаемая икона Богородицы византийского происхождения, создание первообраза приписывается апостолу Луке.


Икона Божией Матери Никопея


На иконе присутствует поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках младенца Христа. Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома.


Алтарь с иконой Богородицы Никопеи (V на плане собора)


При разграблении Константинополя в ходе четвёртого крестового похода в 1204 году чтимый список иконы был вывезен в Венецию и помещён в соборе Святого Марка. Образ, заключённый в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями, стал весьма почитаемым в Венеции. До 1618 года он размещался в ризнице собора и выставлялся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам.


Dome Skuteczky. Prayer in the St. Marks Basilica in Venice 1890s


В настоящее время икона находится в северном трансепте собора. В 1969 году была проведена реставрация иконы.


Икона Божией Матери Никопея


Алтарь Иоанна Крестителя был специально перестроен для этой иконы. Икона закрыта створками.



Мозаичный пол


Наборный мраморный пол собора создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством церкви. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера.


Рисунок Antonio Visentini, 1725-1730 гг., пол собора.


Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.



Изображения на полу создавались так, чтобы точно соответствовать мозаикам куполов и сводов. Площадь пола не менее 2099 кв. м.
Хотя пол был создан в XII веке, но за много веков отдельные его части не раз заменялись на новые, так как посетители истирали мрамор, да и наводнения тоже повреждали пол. Хранители собора для предотвращения повреждения расстилают на полу дорожки.





Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) - рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночио или группами в мраморную, шиферную или какую-либо иную доску, служащую фоном для рисунка.

Между северным трансептом и главным нефом. Пластинчатая мозаика


В мозаике "наборного" типа (лат. opus tesselatum) изображение слагается из множества небольших кубиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину.


1. Северный трансепт. Наборная мозаика
2. Южный трансепт. Наборная мозаика


Каждое изображение, животного или растения, является христианским символом. Щегол олицетворяет душу человека, также именно щегол прилетел к Христу во время его пути на Голгофу и выдернул шипы тернового венца. Павлин олицетворяет Воскресение.

Площадь Сан-Марко в Венеции условно можно разбить на две части: пьяцетту и пьяццо. Пьяцетта - небольшая территория между самой площадью Святого Марка и каналом Джудекка. Она встречает гостей входными воротами в виде двух гранитных колонн. Справа от них стоит Дворец дожей (правителей города), слева - Библиотека Марчиана, заканчивается пьяцетта Колокольней. Центром притяжения служит Собор Сан-Марко - главная достопримечательность города. Не менее интересны здания Прокураций, Часовая башня, Лоджетта. Современный вид, форму, размеры она приобрела к 1777 году. Сейчас ее длина 175 м, ширина 82 м.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Сердце и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость. Остальные называются - компо (compo), что переводится как небольшое поле. Пьяцца Сан-Марко - известный исторический и культурный центр Венеции. На протяжении многих веков она является местом притяжения миллионов людей со всего света, здесь проводятся городские церемонии, торжества и знаменитый Венецианский карнавал.

История

История возникновения этого удивительного места уходит корнями в 829 год. Венецианские купцы, имевшие торговые дела в египетской Александрии, ухитрились тайком вывезти мощи великого христианского святого, апостола Иисуса Христа - евангелиста Марка, спрятав их в саркофаг среди свиных шкур. Видимо они заметили, что мусульмане никогда не прикасаются к «нечистому» грузу. План удался, таможенный досмотр обошел их стороной, и мощи благополучно прибыли в Венецию.

Для их размещения построили базилику Сан-Марко, соответственно и площадь перед ней назвали также. В 976 году во время пожара здание сильно пострадало. Вместо него был построен величественный собор. Площадь постепенно расширялась, стала центром города, на ней проходили все политические мероприятия, народные праздники и даже казни.

Архитектурные достопримечательности

Знакомство с достопримечательностями начинается для туристов сразу же, как только они выходят из вапоретто (морские такси). На Piazza San Marco сосредоточен целый ряд исторических зданий и сооружений.

Колонны Святого Марка и Теодора

Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году. Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона. Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны - бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев - библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции. Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней. До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

Собор Сан-Марко

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле. И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием. Базилика, построенная в 829 году, сильно пострадала от пожара 976 года, поэтому на ее месте решили построить новое здание. Современный вид собор приобрел в 1094 году.

В тот период было велико влияние на Венецию Константинополя. Поэтому здание возведено в византийском помпезном стиле, с роскошью, нехарактерной для храмовых сооружений Западной Европы. Мраморный фасад украшен многочисленными колоннами, башнями, барельефами, скульптурами. Необычайно красивы мозаичные композиции со сценами «Страшного суда» и «Похищения мощей Святого Марка».

У собора пять входных порталов. Над главным - установлена величественная бронзовая квадрига (четыре коня). Скульптуры относят к работе древнегреческого мастера 4 века до н.э. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, а потом арку Трояна. Венецианцам достались в качестве военного трофея. Венчают храм пять куполов, облицованных серебристыми прямоугольными пластинами.

Не менее завораживает внутреннее убранство. Из-за обилия золота Собор Сан-Марко нередко называют «Золотой Собор». Своды, стены, купола покрыты мозаикой из разноцветного муранского стекла. Купол расписан сценами «Сотворения мира». Но главная драгоценность находится под алтарем: это рака с мощами Святого Марка.

Золотой Алтарь - великое произведение готического искусства выполнен в 1345 году. Его размеры - 3,50*1,4м. На нем изображены эпизоды из Священного Писания, жизни Святого Марка. В драгоценный оклад вставлены эмали и 2500 камней: аметисты, изумруды, сапфиры, рубины. Иконостас изготовлен из серебра, покрыт слоем золота, украшен множеством эмалевых пластин, драгоценных камней.

Часовая башня

Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент - сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний. Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем - изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом. Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи - небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие. Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут. Это символ уходящего вперед времени.

Библиотека Сан-Марко

Библиотека находится на северной стороне пьяцетты. Длина здания 80 м. Оно построено в 1537-1545 г.г. по проекту архитектора Сансовино. Первоначально библиотека предназначалась для хранения старинных греческих, латинских первопечатных книг и манускриптов (рукописных свитков), преподнесенных городу кардиналом Брессаноне.

В последующие годы пополнялась за счет военных трофеев, монастырских и семейных коллекций. Сейчас библиотека Сан-Марко (Marciana) насчитывает около 40 тыс. уникальных экземпляров. Беломраморный фасад очень наряден, украшен балюстрадой из статуй, колонн. Внутреннее убранство не менее изыскано: на стенах - портреты знаменитых мыслителей и философов, в позолоченном зале хранятся рукописи в изысканных переплетах.

Дворец Дожей

Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом - к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи.

Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений:

  • Частные апартаменты дожа (правителя Венеции). Там они жили и правили
  • Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии
  • Гражданский и церковный Суд
  • Трибуна - с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции
  • Тюрьма

В залах магистратуры обсуждались законы, решались политические, церковные вопросы, принимались послы и дипломатические миссии. В зале Сената вершился суд, и до наших дней сохранилась судебная трибуна 18 века. Интерьер дворца поражает своей роскошью. Стены и потолок облицованы мрамором, гобеленами, кожей с золотой отделкой.

Украшением служат полотна гениальных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Порденоне, фрески Паоло Веронезе. На одних изображены сцены, прославляющие Венецию: победоносные битвы, построение флота, морские сражения. На других - эпизоды из Священного Писания, боги античного мира. Особого внимания достойно уникальное собрание оружия: боевого, декоративного, трофейного. Всего экспозиция насчитывает 2031 предмет, в их числе доспехи французского короля Генриха IV, рыцарей-крестоносцев, турецкий штандарт, сабли, мушкеты.

Старая и Новая Прокурации

Прокурации были построены для размещения высших чиновников исполнительной власти - прокураторов. В их обязанности входило исполнение постановлений дожа и Сената в финансовой, юридической, имущественной, политической и других сферах. Первую Прокурацию - Старую - построили на северной стороне площади в 1532 году. Это длинное трехэтажное здание с арками, лоджиями, колоннами. Из-за разрастающегося бюрократического аппарата одного здания оказалось недостаточно.

В 1586 году напротив него были построены Новые Прокурации. А в 1810 году по указу Наполеона на западе площади построили еще одно здание - Ала Наполеоника (крыло Наполеона), соединяющее обе Прокурации. Все здания построены в едином стиле эпохи Возрождения. Сейчас на верхних этажах располагаются музеи, нижние отданы под кафе.

Лоджетта Сансовино

Лоджетта - небольшое изысканное здание, созданное по проекту архитектора Сансовино в стиле барокко, примыкающее к колокольне. Время постройки: 1537-1540 годы. Фасад выполнен из белого и цветного мрамора, украшен колоннами, барельефами со сценами из античной мифологии, статуями богов. Долгое время Лоджетта служила местом встреч знатных патриций. Позже в ней разместилась стража Дворца дожей. Сейчас через Лоджетту входят на смотровую площадку колокольни.

Кампанила

Кампанила - смотровая площадка и колокольня собора Сан-Марко. У основания имеет форму квадрата со стороной 12 м, высотой 98,6 м. Она выстроена из кирпича, увенчана мраморной звонницей с пятью колоколами, украшена статуями богинь Правосудия, Венеры, Минервы, фигурой крылатого льва. Завершается колокольня шпилем в форме пирамиды, на вершине которого установлен флюгер с золотым архангелом высотой 2 м.

Первая башня на этом месте была построена в IX веке, служила смотровой площадкой и маяком. В начале XVI века построили новый вариант колокольни. Она простояла почти 400 лет и в 1902 рухнула. Десять лет шли работы, и первоначальный вид был восстановлен полностью.

Сан Марко – площадь голубей

Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц.

Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

Время работы и цены на билеты

Время работы достопримечательностей на пьяццо Сан-Марко разнится по сезонам. Высоким сезоном считается апрель–октябрь, низким: октябрь–апрель.

Собор Сан-Марко (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Сан-Марко - это, пожалуй, самый посещаемый храм Венеции и одна из популярнейших достопримечательностей у туристов. Он расположен в центре города - на площади Святого Марка поблизости с Дворцом дожей. Собор Сан-Марко известен не только благодаря своей потрясающей архитектуре в византийском стиле, но еще и потому, что именно в этом храме находятся мощи апостола Марка. Кроме того, здесь можно увидеть многие предметы искусства, привезенные из Константинополя еще во времена крестовых походов.

Архитекторы использовали для постройки собора Сан-Марко несколько десятков тысяч свай из лиственницы. Дело в том, что это дерево при соприкосновении с водой становится очень прочным, что как нельзя лучше подходит для строительства зданий в Венеции.

История собора Сан-Марко началась в 828 году. Два венецианских купца Буоно и Рустико, находясь в Александрии, решили во что бы то ни стало спасти мощи апостола Марка и доставить их в свой родной город. Дело в том, что итальянцам стало известно о готовящихся постройках мечетей на месте христианских храмов. Когда купцы поняли, что от церквей просто-напросто ничего не останется, они решились на столь серьезный шаг. Стоит отметить, что Буоно и Рустико разработали хитрый план. Они спрятали тело Марка в корзине под свиными тушами и таким образом перенесли мощи на свой корабль. После того как тело евангелиста было привезено в Венецию, святой Марк стал покровителем города, а символом Венеции - крылатый лев.

Храм построен в форме греческого креста. Высота собора - 43 метра, площадь - 4000 квадратных метров.

Строительство церкви началось в 829 году. На возведение собора Сан-Марко ушло всего лишь три года. К сожалению, первоначальный вид здания не сохранился - постройка сильно пострадала во время пожара. Современный же храм был построен в 1063 году. В последующие годы собор становился все больше и красивее. Архитекторы использовали для постройки базилики несколько десятков тысяч свай из лиственницы. Дело в том, что это дерево при соприкосновении с водой становится очень прочным, что как нельзя лучше подходит для строительства зданий в Венеции.

Кстати, прототипом храма считается церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. Базилика играла важную роль в жизни Венеции. В соборе короновали дожей, отправляли в дальние странствия известных мореходов, здесь собирались жители города в праздники и дни народных бедствий.

Собор Сан-Марко действует и по сей день - как и в любом храме, здесь проходят богослужения. В базилике хранится одна из главных венецианских святынь - золотой алтарь, или Pala D`Oro. Он представляет собой 80 небольших икон, богато украшенных золотом и камнями. Алтарь уникален - на его создание ушло почти 500 лет.

Собор Сан-Марко богато украшен мозаикой, статуями святых, колоннами, многочисленными декоративными элементами и мрамором.

Практическая информация

Осмотр собора Сан-Марко длится около 10 минут. Посетители должны быть соответствующе одеты - не стоит посещать храм в вызывающих нарядах. Фото- и видеосъемка запрещены. Вход в базилику бесплатный.

Время работы с ноября по апрель: 9:30-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00. Время работы музея: 9:45-16:45, стоимость билета - 5 EUR. Время работы Pala D`Oro: 9:45-16:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00, стоимость билета - 2 EUR. Время работы сокровищницы: 9:45-16:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00, стоимость билета - 3 EUR.

Время работы с апреля по ноябрь: базилика: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00. Музей: 9:45-16:45, Pala D`Oro: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00. Время работы сокровищницы: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00.

Время работы колокольни: октябрь - 9:00-19:00, ноябрь - апрель: 9:30-15:45, апрель - июнь: 9:00-19:00, 13 июня - сентябрь: 8:30-21:30. Стоимость билета - 8 EUR.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Собор Святого Марка – архитектурная жемчужина Венеции и Италии, уникальное творение, признанное во всем мире классикой византийского церковного зодчества. Он поражает величественностью, уникальностью архитектуры, искусностью декора фасадов, роскошью внутреннего оформления и захватывающей многовековой историей.

История собора Святого Марка

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности собора

Прообразом собора Святого Марка стал храм Двенадцати апостолов. В основу его архитектурной конструкции взят греческий крест, завершенный объемным куполом в центре пересечения и четырьмя куполами над сторонами креста. Храм площадью 4 тысячи квадратных метров устремляется ввысь на 43 метра.

Многочисленные реконструкции базилики гармонично соединили в себе несколько архитектурных стилей.

В фасадах гармонично совместились детали из восточного мрамора с барельефами романского и греческого стилей. Ионические и коринфские колонны, готические капители и множество статуй придают божественную величавость храму.

На центральном западном фасаде привлекают внимание 5 порталов, украшенных мозаичными тимпанами XVIII столетия, скульптурными шедеврами от античных до средневековых эпох. Верх главного фасада оформлен тонкими башенками, добавленными 6 столетий назад, а по центру над входом возвышается статуя Святого Марка, окруженная фигурами ангелов. Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.

Южный фасад интересен парой колонн V столетия с резьбой, выполненной в византийской манере. У внешнего угла казначейства притягивают взор изваяния четырех тетрархов-правителей IV века, завезенных из Константинополя. Изысканная романская резьба, сохранившаяся с XIII столетия, служит украшением большей части внешних стен храма. На протяжении веков здание достроили – притвором (XII век), баптистерием (XIV век) и сакристией (XV век).

Роскошь внутреннего убранства

Убранство внутри собора Святого Марка, выполненное в традиционном венецианском стиле, вызывает восторг и небывалый духовный подъем. Фото внутри изумляют огромной площадью и красотой мозаичных картин, покрывающих своды, поверхность стен, куполов и арок. Их создание было начато в 1071 году и продлилось почти 8 веков.

Мозаики нартекса

Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают:

  • Купол о сотворении мира, оформленный золотыми чешуйками и привлекающий внимание изображением 6 дней сотворения мира из книги Бытия.
  • Арки дверей, открывающих вход в храм, привлекают внимание циклом мозаик о жизнеописании прародителей, их детей, событиями всемирного потопа и некоторыми библейскими сценами.
  • Три купола Иосифа в северной стороне притвора знакомят с 29 эпизодами из библейского жизнеописания Иосифа Прекрасного. На парусах куполов предстают фигуры пророков со свитками, где написаны пророчества о явлении Спасителя.
  • Купол Моисея расписан мозаикой 8 сюжетов деяний, совершенных пророком Моисеем.

Сюжеты мозаик соборного интерьера

Мозаики собора продолжают мозаичные повествования нартекса, связанные с ожиданием явления мессии. Они иллюстрируют прижизненные деяния Иисуса Христа, жития Пресвятой Богородицы и евангелиста Марка:

  • С купола на центральном нефе (вытянутом помещении собора) смотрит Богородица в окружении пророков. Теме исполнения пророчеств посвящены 10 настенных мозаичных картин и 4 сюжета над иконостасом, выполненные по эскизам знаменитого Тинторетто в XIV столетии.
  • Мозаики поперечного нефа (трансепта), повествующие о событиях, описанных в Новом Завете и благодеяниях Иисуса, стали украшением стены и сводов.
  • На живописных полотнах арок над центральным куполом показаны картины мучений, испытавших Христом, от распятия до Воскресения. По центру купола перед прихожанами предстает картина Вознесения Спасителя на небо.
  • В ризнице украшением верха стен и сводов стал ряд мозаик XVI столетия, выполненных по эскизам Тициана.
  • Произведением искусства выглядит пол из разноцветных мраморных плиток, сложенных в геометрических и растительных рисунках, изображающих обитателей земной фауны.

Бесценной реликвией собора Святого Марка и Венеции считается «золотой алтарь» – Pala D`Oro, создававшийся около 500 лет. Высота уникального культового творения – более 2,5 метра, а длина – примерно 3,5 метра. Алтарь приковывает внимание 80 иконами в золотом обрамлении, декорированных множеством драгоценных камней. Он потрясает воображение 250 эмалевыми миниатюрами, созданными с помощью уникальной техники.

Центр алтаря отведен Пантократору – небесному царю, восседающему на троне. С боков он окружен круглыми медальонами с ликами апостолов-евангелистов. Над его головой размещены медальоны с архангелами и херувимами. На верхних рядах иконостаса представлены иконы с евангельскими сюжетами, с икон на нижних рядах смотрят праотцы, великомученики и пророки. По бокам алтаря вертикально следуют изображения жизнеописаний святого Марка. К сокровищам алтаря открыт свободный доступ, что дает возможность рассмотреть все детали и насладиться божественной красотой.

Вблизи собора Святого Марка возвышается Кампанила – соборная колокольня в виде квадратной башни. Ее завершает звонница, увенчанная шпилем, на котором установлена медная фигура Архангела Михаила. Общая высота колокольни достигает 99 метров. Жители Венеции любя называют колокольню Святого Марка «хозяйкой дома». На протяжении своей длительной истории, уходящей в 12 век, она успела послужить сторожевой башней, маяком, обсерваторией, звонницей и великолепной обзорной площадкой.

Осенью 1902 года здание колокольни внезапно обрушилось, после чего уцелели лишь угловая часть и балкон 16 столетия с мраморным и бронзовым декором. Властями города было принято решение восстановить Кампанилу в первозданном облике. Обновленную колокольню открыли в 1912 году с 5 колоколами, один из которых сохранился оригинальный, а четыре были подарены Папой Пием Х. С колокольни открывается изумительная панорама Венеции с близлежащими островками.

Интересные факты про собор Святого Марка

  • На масштабное сооружение церкви Сан-Марко пошло около сотни тысяч бревен из лиственницы, становившейся от влияния воды только прочнее.
  • Мозаичными изображениями на золотом фоне покрыто более 8000 кв. м сводов, стен и купола храма.
  • «Золотой алтарь» украшен 1300 жемчужинами, 300 изумрудами, 300 сапфирами, 400 гранатами, 90 аметистами, 50 рубинами, 4 топазами и 2 камеями. Под ним в раке лежат мощи Святого Марка.
  • Эмалевые медальоны и миниатюры, украсившие алтарь, отобраны крестоносцами в константинопольском монастыре Пантократор при четвертом походе и подарены храму.
  • Сокровищница собора экспонирует собрание христианских реликвий, подарки от римских пап и около 300 предметов, добытых венецианцами при разгроме Константинополя в начале XIII столетия.
  • Квадрига бронзовых коней, отлитых в IV веке до нашей эры греческими скульпторами, сберегается в сокровищнице базилики. Наверху фасада предстает их искусная копия.
  • Частью базилики является капелла святого Исидора, чтимого венецианцами. В ней под алтарем покоятся останки праведника.


Loading...Loading...