Храм святой великомученицы варвары. Церковь святой варвары в кутной горе

Во время тура из Праги в город Кутна Гора, относящийся ко Всемирному наследию Юнеско, туристы традиционно посещают главную достопримечательность города - Церковь святой Варвары (его часто называют собором, но правильное название - церковь), или по чешски - Святой Барборы.

О Кутной горе мой рассказ часть 1

О Кутной горе мой рассказ часть 2

Это без преувеличения уникальное строение, которое невозможно спутать ни с каким другим. Оно не похоже ни на один другой храм ни своим внешним обликом, ни элементами внутреннего убранства. С его строительством связана трагическая и поучительная легенда о трех горняках и святой Варваре. Святая Варвара считается покровительницей шахтеров, рудокопов, горняков. Согласно легенде, в последний миг своей жизни каждый может обратиться к ней с просьбой, и она непременно исполнит ее.

Однажды, во время обвала в шахте, три горняка, чувствуя приближающуюся смерть, обратились к святой Варваре. Один попросил хотя бы еще раз увидеть солнечный свет, другой - перед смертью еще хотя бы раз увидеть своих родных, а третий - попросил дать ему время, чтобы совершить что-то хорошее, полезное для людей. Святая Варвара услышала их, произошло чудо, завал разобрали и горняков подняли из шахты. Первый умер, едва увидев свет, второй прожил еще целый день и смог увидеть перед смертью свою жену, детей и всех родных, а третий решил собрать деньги на строительство самого прекрасного храма, какой только видел мир, и посвятить его своей спасительнице. Ему удалось собрать немало денег, и строительство началось. Святой Варваре настолько понравился строившийся храм, что она подарила горняку еще много лет жизни.


Что здесь является истиной, а что вымыслом, сегодня никто не скажет, известно лишь, что строительство храма, действительно, велось на пожертвования богатых горожан. Можно назвать и более земные причины строительства такого грандиозного храма. Дело в том, что с 13 века Кутна Гора представляла собой богатейший город не только Чехии, но и Европы. После того, как здесь были открыты серебряные рудники, город получил королевские привилегии, а горожане стремились получить как можно больше самостоятельности и привилегий, в том числе и церковных.
Некоторое время Кутна Гора находилась в зависимости от расположенного рядом Седлецкого монастыря, один из монахов которого, по легенде открыл месторождение серебра. Чтобы получить независимость от монастыря, было решено возвести собственный храм, для чего требовалось разрешение папы римского. Богатство города стало веским аргументом, разрешение было получено и в 1388 году строительство началось, растянувшись на долгие пять столетий.


Стоит отметить, что кутногорцы были людьми весьма богатыми и честолюбивыми, а потому стремились показать, что их город способен не только соперничать, но и превзойти по красоте и роскоши Прагу, поэтому и их храм должен был затмить главный храм столицы и страны - Собор святого Вита. Сегодня Собор святой Варвары является вторым по своему историческому, культурному и религиозному значению храмом Чехии, превзойти Собор святого Вита ему так и не удалось, хотя в их истории есть много общего. Так, строительство двух храмов растянулось на многие века, но в отличие от Собора святого Вита, Церковь святой Варвары осталась недостроенной. Это хорошо видно на схеме храма, а также по диссонансу между фронтоном, более соответствующем стилю барокко, и его наиболее ранней частью, являющейся образцом высокой готики, напоминающей соборы Франции.


С боковой стороны можно увидеть, что храм словно обрезан посредине и обязательно должно быть продолжение. Действительно, считается, что по задумке архитектора (которым, кстати был Ян Парлерж, сын того самого знаменитого Петра Парлержа, который спроектировал собор св. Вита), храм должен был быть в два раза длиннее. Там, где сейчас находится фронтон стояла временная стена, и лишь после прихода в город иезуитов в веке здесь была поставлена капитальная стена с барочным фронтоном, а проект Парлержа так и остался нереализованным. Причина была банальна - у города просто не было средств на продолжение столь грандиозного строительства: рудники иссякли, а вместе с ним закончился и период процветания Кутной Горы.


Как я уже писала, строительство храма растянулось на несколько веков, что было связано с драматическими периодами в истории Чехии. Так, в период гуситских войн сам город сильно пострадал, и его жителям было не до трат на столь масштабное строительство, кроме того, многочисленные тела убитых гуситов сбрасывали в шахты, ведь добыча серебра временно сократилась. В итоге эти шахты, даже несмотря на их запасы, уже невозможно было использовать, пришлось разрабатывать новые, а на это требовалось время. Все это время храм стоял недостроенным.


Новый этап в строительстве храма связан с именами также весьма известных архитекторов, как Матеаш Рейсек, который построил известную Пороховую башню (Пражна Брана) в Праге, а также Бенедикт Райт, тоже прославившийся работой в столице - по его проекту был возведен Владиславский зал, являющийся одним из самых больших средневековых залов Европы. Райту принадлежит кружевной свод. Оба архитектора, как полагают, смогли проявить здесь свои творческие замыслы в полной мере, так как не были ограничены строгими требованиями, которые являются обычными, если заказчиком выступает церковь. Но в данном случае заказчиками были горожане, ждавшие от архитекторов одного - роскошного и неповторимого храма.


Внутренне убранство храма поражает не только своими размерами, но и некоторыми деталями, которых больше нет ни в одном другом католическом соборе или церкви. Во-первых, это сохранившиеся со времен средневековья фрески (некоторые еще от догуситской эпохи), посвященные не сценам из святого писания, как это принято в других храмах, а сценам, посвященным труду рудокопов, чеканщиков, истории создания храма, жизни города. Все здесь должно напоминать о том, кому и чему Кутна Гора была обязана своим богатством, а также, на чьи средства осуществлялось его строительство.



Об этом же должна напомнить и фигурка рудокопа в белых одеждах. Многие сначала ошибочно считают, что это монах в белых одеждах, но такие белые накидки одевали горняки перед спуском в шахту, чтобы в темноте в случае завалов их можно было увидеть. А на потолке храма изображены гербы тех богатых кутногорских семейств, которые жертвовали свои деньги на строительство. Еще раз повторю, что ничего подобного в других храмах вы не увидите.


Красотой, яркостью красок, необычными сюжетами поражают также витражи конца 19 - начала 20 века, автором которых являлся Франтишек Урбан - известный чешский художник. Богатый центральный алтарь, роскошные боковые алтари конца 17-начала 18 века в стиле барокко в капеллах, удивительно филигранная кафедра, - все это и сегодня захватывает дух.




В храме многое свидетельствует о былом богатстве города. Например, далеко не многие города могли позволить себе иметь собственного палача, так как содержать людей такой специфической профессии было очень дорого. И только несколько городов могли позволить себе такую «роскошь», как несколько палачей. В Кутной горе во времена процветания их было несколько, и для них и их семей в храме были выделены даже отдельные места.


Сбоку располагаются отдельные ряды, предназначавшиеся для самых знатных горожан и даже для короля и его свиты. Стоит отметить и о скамьях из массивного дерева с искусной резьбой в центре храма. По легенде, эти скамьи, на которых могли рассаживаться прихожане во время службы, были сначала заказаны для Собора св. Вита. Но кутногорцы, желая «утереть нос» пражанам, перехватили заказ, заплатив за скамьи двойную цену.



Нужно сказать и еще об одной части храма (в стиле барокко), называемой иезуитской. Посвящена она Игнатию Лойоле - основателю иезуитского ордена, призванного бороться с реформацией, и на одной из фресок изображена сцена его ранения, после которого он и ушел в монахи.


Крайне необычно выглядит целый ряд кабинок для исповеди. Это тоже исключительная черта Церкви святой Варвары, ведь обычно в храмах только одна, максимум - две подобные кабинки. Но, как объяснили нам, в связи с тем, что рядом с храмом находился Иезуитский колледж, многие студенты которого отличались молодостью и удалью, часто ведя себя не совсем подобающим образом, число желающих исповедоваться и очиститься от собственных грехов, всегда было велико.


Осмотр храма может занимать очень много времени. Здесь есть даже специальные стенды для студентов - архитекторов, где подробно изображаются схемы строительства готических храмов. Есть и музейная экспозиция, посвященная истории города и истории строительства храма. Еще одной достопримечательностью храма является орган в стиле барокко, который создавался в 18 веке в мастерской Яна Тучека. Его звук превращает храм в совершенно неземное место.


Храм расположен на улице Барборской (на карте ниже объект № 9), и увидеть три его башни можно почти из любой точки города. Кутна Гора - небольшой город, поэтому к церкви можно пройти пешком, полюбовавшись старинными средневековыми домами, либо же доехать общественным транспортом от авто- или ж/д вокзала. Вход в храм платный, билет стоит 60 крон, есть льготы для школьников и студентов. Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 18.00 в летний период (с апреля по октябрь) и с 10.00 до 16.00 в зимний период (с ноября по март).

Мини-путеводитель по Китай-городу

При этом архитектор использовал фундамент и подклет более древнего храма, построенного еще в 1514 году Алевизом Фрязиным Новым. А его, скорее всего, поставили на месте деревянного храма.

Интересно, что на прежний храм деньги пожертвовали также купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. Тогда Варваринский храм получился ладным и крепким, но не соответствовал статусу места. Вот и решили в XIX веке перестроить церковь в стиле классицизм.

Легенда о Святой Варваре очень напоминает греческий миф о Данае и сказку о Рапунцель.

Что есть что в церкви

Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Ее красота и богатство отца сделали ее самой желанной невестой в среде египетской аристократии, но Варвара была верна христианской вере и дала обет безбрачия. Чтобы оградить дочь от домогательств женихов, отец заточил ее в высокую башню.

При этом Варвара уговорила строителей вместо двух окон в башне сделать три - во славу Святой Троицы. Ее отец сообщил об этом префекту Египта, и тот подверг Варвару жестоким пыткам. После этого отец собственноручно отрубил дочери голову, но тут же сам оказался пораженным молнией.

Святая Варвара стала одной из немногих святых, почитаемых одновременно и католиками, и православными. В VI веке ее мощи перенесли в Константинополь. А в XII веке дочь византийского императора царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их во Владимирский собор Киева. Там они покоятся и сейчас. Но 3 частицы мощей великомученицы Варвары хранились и в Москве - в храме на . Да и в устройстве самой церкви есть намек на легенду - в башенке над главным куполом храма три окна.

Конечно, купцы неспроста почитали Святую Варвару. Считалось, что она защищает от внезапной смерти без причащения. А купцы ежедневно рисковали погибнуть от стихийных бедствий или разбойничьего ножа, так и не успев причаститься. Кстати, некоторое время рядом с церковью святой Варвары находился судебный приказ, откуда пошла поговорка «К Варваре на расправу».

В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Из-за этого здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.

После революции купеческое сословие рассеяли, приходская жизнь заглохла, и в 1930-х церковь закрыли. Тогда же сломали верх колокольни и сбили главу с крестом.

В храме разместились склады и конторы. Но старожилы вспоминали еще об устроенной прямо в здании бывшей церкви Святой Варвары частной закусочной. Подавали там только подогретую вареную колбасу и свиные уши. А места было так мало, что для того, чтобы кому-то выйти, всем обедающим приходилось вставать. Из-за этого закусочную прозвали «Автобусом у дяди Васи». Дядей Васей звали того повара, который варил уши с колбасой. Он же, кстати, был хозяином этого кафе.

От входной площадки (она же кухня) ответвлялся некий аппендикс: два метра в длину и метр в ширину. К стенке аппендикса прилажен был стол шириною полметра, а параллельно столу - скамья и вовсе узкая. Вот на этой скамье и сидели, тесно прижавшись друг к другу, едоки горячей колбасы (до революции такое варево называлось «колбасою по-извозчичьи») и таковых же свиных ушей. А если кто намеревался уйти, должны были вставать все посетители. За такое построение стола закусочная именовалась «автобус»... На грубом столе стояла керосинка, а на ней подогревались поочередно две кастрюли. В одной кипятилась нарезанная толстыми ломтями вареная колбаса, во второй же кастрюле плавали - опять-таки в кипятке - свиные уши… Хозяин заведения сам присматривал за варевом, сам отвешивал на всех порции колбасы и ушей, сам выдавал посетителям круглые булочки... А более никаких яств и питий не было.

Но в 1960-х годах церковь Святой Варвары отреставрировали. Сейчас храм действует.

Церковь Святой Варвары расположена в самом центре Москвы, в двух шагах от Красной Площади, рядом со станцией Метрополитена «Китай-город». Улица, на которой находится церковь, получила название в честь возведенного храма — Варварка.

Место для строительства было выбрано не случайно. Великомученица Варвара считалась покровительницей торгового люда, а Китай-город с давних времен считался важным «бизнес-центром» Москвы. Здесь селились мастера, ремесленники и купцы, располагались торговые ряды. Практически с момента строительства и до наших времен Храм Святой Варвары считался одним из самых почитаемых в Москве.

История церкви

Церковь Святой Варвары была возведена в 1514 году, во время правления князя Василия Иоанновича. Средства выделили купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост, а автором архитектурного проекта был знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Именно этот мастер строил и Кремлевский Архангельский Собор.

Во времена Иоанна Грозного церковь великомученицы Варвары стала важным местом паломничества москвичей и людей, приезжавших из других городов. В Храме хранилась чудотворная икона Святой Варвары.

В 1730 году пожар сильно повредил храм, по указанию императрицы Анны Иоанновны церковь Великомученицы Варвары полностью восстановили. Но уже к концу восемнадцатого столетия власти сочли, что старая церковь не соответствует великолепию Китай-города. К этому времени был отстроен Английский двор, Гостиный двор, появились благоустроенные крытые торговые ряды.

Митрополит Платон объявил церковь недостаточно красивой, его инициативу о строительстве нового Храма поддержали знаменитые московские купцы Барышников и Самгин. Именно они и выделили на это средства. Жены предпринимателей чудесным образом исцелились, благодаря чудотворному образу и, в конце концов, было принято решение о сносе здание и возведении на Варварке более современного храма.

Так в Москве появилось новое изящное строение в стиле классицизма. Автором проекта был Родион Казаков. Здание, действительно, получилось настолько красивым, что многие русские зодчие при строительстве храмов брали церковь Святой Варвары за эталон.

В 20-х годах почти все постройки Китай-города снесли, улицы переименовали. Так, Варварка стала называться улицей Степана Разина. Когда-то предводителя повстанцев по этой улице везли на казнь на Красную площадь.

Церковь уцелела, но с Храма снесли кресты, разрушили колокольню, а в помещениях сначала устроили склад, а позднее отдали под нужды Общества Охраны памятников.

Церковь вернули верующим в 1991 году.

Сейчас Храм восстановлен, в нем проводятся Богослужения. Церковь входит в комплекс Подворья Патриарха Московского в Зарядье.

Не так давно археологи в подклете обнаружили элементы белокаменных сводов, возведенных еще Фрязиным. Это свидетельство истории Москвы скоро увидят все желающие.

Святая Покровительница Храма

Храм освящен в честь Святой Великомученицы Варвары. Эта женщина жила на рубеже третьих–четвертых столетий и была дочерью знатного финикийца Диоскора. Это были времена гонений на Учеников Христа, но Варвара искренне уверовала и приняла Крещение. Об этом узнал ее отец и заключил ее под стражу, пытаясь добиться, чтобы дочь отреклась от Веры. Но Варвара была непреклонна. Тога Диоскор выдал дочь городским властям. По приказу правителя Мартиана, Варвару жестоко пытали. Однако к девушке явился Сам Спаситель, он исцелил ее раны и велел ей ничего не боятся.

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина - именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III - IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название - «Китай-город» - произошло от связок - жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские - а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства - именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости - т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков - Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» - где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, - там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков - Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали - это считалось святотатством, - а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это - «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор - далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время - ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) - одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин - их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII - XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много - 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» - оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка - «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило - устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи - на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета - жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже - с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики - зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» - прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» - так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках - для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров - знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен - сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Loading...Loading...