Кто первый и для чего установил десятину. Ветхозаветная заповедь или принцип? По-настоящему наше – это то, что мы отдали

«Церковная десятина» в современной России. Два подхода. Мнения, заявления,взгляды. Немного о церковной десятине. «Церко́вная десяти́на - десятая часть доходов (урожая), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов.» - говорится в одной из энциклопедий. Христианская церковь впервые потребовала уплаты десятины в 585 году, опираясь на библейские тексты. В средние века католическая церковь брала десятину с урожая зерна и винограда (большая десятина), огородных и технических культур (малая десятина), скота и продуктов скотоводства (десятина крови). Треть десятины должна была идти на содержание церковного здания, треть - священнику, треть - на помощь беднякам прихода. Но фактически десятина почти целиком шла в пользу высшего духовенства. На Руси десятина была установлена в 10 веке князем Владимиром Святославичем; позже православной церкви было предоставлено право взамен десятины собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церковным судом, но в отдельных случаях практика взимания десятины церковью, но не монастырями. Во Франции десятина была отменена в 1789-1790 годах во время Великой Французской революции, а в других странах Европы - в течение 19 века. Окончательно десятина была отменена в России в конце 19 века. Практика взимания десятины в древности существовала не только в христианстве, но и у ряда народов ближнего востока. В современной Европе наиболее распространенным решением вопроса финансирования церквей является специальный церковный налог. В шести государствах ЕС государство непосредственно финансирует церковь (Греция, Чехия, Люксембург, Словакия, Чехия, Бельгия). Существует две основные модели финансирования церкви с помощью налоговой системы. Первый из них основан на введении обязательного подоходного налога для всех лиц, официально декларирующих свою принадлежность в соответствующей религиозной церкви. Наиболее известный пример это немецкая модель, которая была введена в ФРГ в 1949 году. В настоящее время ставка этого налога составляет 8 - 9%% в зависимости от количества верующих. Эта ставка может понижаться с согласия соответствующих церквей, в случае избыточного финансирования. Аналогичным образом финансируется церковь в Австрии, Швецарии и скандинавских странах. Другая форма церковного налога основана на добровольных отчислениях части налога в пользу религиозных организаций. Такая форма используется в Испании, Голландии, Италии, Венгрии. Обе формы европейские финансирования церкви, не затрагивают интересы всех налогоплательщиков, позволяет верующим финансировать религиозные организации в соответствии с их вероисповеданием. В России в различные исторические периоды русская православная церковь финансировалась разными путями. Приведу только последние исторические периоды. В советское время церковь финансировалась: за счет добровольных пожертвований, оплат треб, и приобретенных прихожанами свечей и религиозной утвари. В поздний советский период церковь финансировалась только за счет дохода от пожертвований и треб. В современной России среднестатистический приход в основном получает доход: от продажи свечей, пожертвований за требы и повиновения, пожертвований во время богослужений, торговли утварью и книгами. В целом об источниках дохода РПЦ существуют различные мнения и данные, но они в статье не рассматриваются, т.к. не являются целью статью. На протяжении нескольких лет в СМИ периодически появляются высказывания иерархов РПЦ, а так же и других лиц о введении церковного налога. В частности о введении церковного налога высказывались: патриарх Кирилл, протоиерей Всеволод Чаплин и другие. «Внесение десятины превратилось в нашу национальную традицию. Десятина отдавалась не только на строительство храмов. Она стала средством добровольного подчинения личных интересов общим целям, стала одной из форм проявления солидарности, поддержки тех, кто в этой поддержке нуждался. Солидарное общество - это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира», - заявил патриарх в своем выступлении на XIХ Всемирном русском народном соборе (сообщает информационное агентство «Политсовет»). "Если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на Церковь. Тот, кто этого не делает и при этом пытается считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором", - сказал Чаплин в эфире интернет-шоу "Минаев Live"(сообщается на сайте Питер ТВ). «В РПЦ поддерживают идею церковного налога. На днях протоиерей Всеволод Чаплин в интервью средствам массовой информации поднял тему возвращения к практике десятины - взимания с верующих десятой части доходов. Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский в субботу, 5 мая, заявил «Известиям», что считает лепту со стороны прихожан необходимым условием выживания церковной общины…» - сообщают «Известия». Существуют и другие общественные и политические деятели, которые ратуют за введение церковного налога, однако мотивы и аргументы у них другие отличные от служителей церкви. Если служители церкви апеллируют к традиции, к условиям выживания церкви, то другие аргументируют в ведение церковного налога, опираясь на свои доводы. Вот некоторые из них: · При введении налога будет точно известно, сколько православных христиан, уплата налога будет подтверждать принадлежность к конфессии, такой довод возник в противовес принятия закона «об оскорблении чувств верующих». · Когда религиозная община перейдет на самофинансирование, у прихожан появится возможность контролировать расходование своих денег. Каждый сможет потребовать отчет о расходовании той суммы, которую он перечислил на счет церкви, каждый сможет требовать зримый результат: реставрацию церкви, икон, закупку всего необходимого для служб инвентаря. · Налог стал бы препятствием на пути расходования государственных средств на нужды религиозных организаций. Если обобщить то вся идея сводится к тому, что церковь должна содержаться за счет прихожан. Кроме этого в Интернете размещена петиция о введении налога для верующих. На настоящий момент петицию подписало 647 при необходимых для рассмотрения 100000. Использованы материалы:Энциклопедия КМ Статья Григория Тинского – «Церковная десятина в Европе» _ttp://

В Ветхом Завете о десятине впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, который передал десятую часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего: «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 20). Патриарх Иаков обещал отдать Богу десятину, если Он сохранит его в пути: «если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем… из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28: 20-22). Однако нет прямого подтверждения, что десятина носила регулярный или общеобязательный характер. «Православная энциклопедия» отмечает, что «наиболее раннее свидетельство о регулярной десятине – слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам. 4: 4; VIII в. до Р. Х.)» .

Под десятиной понималась десятая часть из всего, что производит своим трудом человек: «И всякая десятина на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Лев. 27: 30-32). Архимандрит Никифор (Бажанов) в своей «Библейской энциклопедии» поясняет: «Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов, несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не позволялось».

Следует отметить, что десятина шла в пользу храмовых служителей – левитов, не имевших земельных наделов, которые были положены другим жителям Иудеи, и потому нуждавшихся в средствах существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделяемую им взамен отсутствовавшего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины левиты вносили на содержание перво­священника (см.: Чис. 18: 21–32).

Но не только десятина была способом жертвы Богу – существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исх. 22: 29–30 читаем: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею и с ослом твоим: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне ». Первенцы людей посвящались Богу, а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, … десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14: 22–23). Ветхозаветный человек был убежден, что земля и ее плоды принадлежат Богу, который дал ее Израилю во владение: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23: 1). Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога»: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями» (Мал. 3: 8).

Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается. Христос обличает буквализм соотечественников: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Интересно, что десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «…даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12).

В апостольских посланиях мы не находим требований или указаний для христиан следовать системе десятин. Однако апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13-14). Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16: 2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

Десятина в истории Церкви

По сообщению «Православной энциклопедии», до начала III в. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи высказывали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки неимущих.

В качестве обязанности для каждого христианина десятина была установлена в Западной Церкви в V в. На Востоке такого распространения десятина не получила.

В Киевской Руси десятина регулярно не взималась. Первое упоминание о ней находится в древнейшем документе – Уставе князя Владимира. В нем имеется следующее указание: десятая часть княжеских доходов передается на содержание каменного собора (который в связи с этим получил название «Десятинной церкви») и всей митрополии. Доктор церковной истории прото­иерей Владислав Цыпин отмечает, что «принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньше, чем на Западе».

Впоследствии на Руси была учреждена должность «десятильник», а позднее – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. В XVIII в. эти должности были упразднены.

Следует ли вносить десятину
на храм?

На сегодняшний день в Православной Церкви нет обязательной для всех десятины, а только добровольные пожертвования, что практиковалось и во времена апостолов. Среди верующих можно встретить тех, кто, ссылаясь на библейское правило, старается жертвовать десятую часть своих доходов. Заметим, что это дело их личного благочестия.

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше – торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

“Люди, которые именуют себя православными христианами, – это довольно большое количество людей в России – вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь”, – заявил он в ходе “.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

“Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором”, – заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

“Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы”, – убежден священник.

Комментирует , проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»

Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную » (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда – то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше – это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина – это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы – христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник – совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви – не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое – это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община – это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви – право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней – от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых “свободных церквей” (этот термин возник в Западной Европе – это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются “свободными”, у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав – в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Даде же и десятины в соборную церковь Пречистыя Богородица изо всего своего княжениа, и от всякого суда десятое, а ис торгу десятую неделю во всех градех, и от всякого стада на всякое лето десятая, и от всякого жита на всякое лето десятое, Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу, и Пречистой Его Матери Богородице, и отцем своим митрополитом Киевским и всея Руси». (16, 65)

Противоречие можно объяснить предположением о том, что церковная десятина с Киева и киевской округи поступала Анастасу, а митрополит Леонт управлял церковным имуществом по всей стране. Первоначально рассказ был связан с Анастасом и восходил к летописанию Десятинной церкви. Но позднее книжники вступились за незаслуженно замолчанного митрополита Леонта и сделали его главным действующим лицом повествования.

Св. Иоаким Корсунянин основал в Новгороде Десятинный монастырь. По аналогии с Киевом, можно сделать вывод о том, что в этот монастырь поступала десятина с доходов, собираемых наместником Новгородской земли. Такой же порядок сбора средств должен был существовать в иных землях. Действительно, далее в Никоновской летописи сообщается о построении соборных церквей во всех епархиях, ставших центрами сбора десятины:

«Се же и по всей земле Русской во всех княжениах соборныа церкви епископам сотвори , по прежним греческим номоканоном , и вся суды церковныа , и вся оправданиа церковнаа даде по прежним греческим номоканоном святей церкви Пречистыа Богородици и отцем своим митрополитом .

И заповеда никакоже сих претворити, ни от рода его, ни от бояр его, и от прочих всех, до скончания мира никакоже д(е)знути на церковнаа и святительская. И положи, написав клятву в святей божественней церкви, ту стоящу Леонту митрополиту Киевскому и всея Руси, и епископам Фотеа патриарха, и русским епископом, и презвитером и иноком, и его князем и бояром, сице глаголя: «Аще кто посудит сего моего установлениа, яже уставих по преже нас бывших греческих номоканонах , да будет проклят». (16, 65)

Митрополит выступает в качестве соратника великого князя по устроению Русской церкви. При этом использовались какие-то греческие сборники законов - «прежние номоканоны» , уже не действовавшие в эпоху летописцев. Десятина была введена в составе церковного устава, в котором перечислялись подлежащие церковному суду преступления.

Распространение православия было связано с большими расходами на строительство храмов и их подворий, содержание священников и церковно-приходских школ, богаделен, мастерских и иных заведений. Для удовлетворения церковных нужд была введена десятина - отчисление десятой части государственных доходов. Ее составляли судебные и торговые сборы, а также часть урожая и приплода скота. В распоряжении церкви оставлялись пошлины за церковные суды. Это был единственный вид доходов, поступавший не от великокняжеских сборщиков податей, а напрямую.

Сходное обеспечение церкви существовало спустя полтора века. В рассказе из Никоновской летописи о построении св. Андреем Боголюбским Успенского собора во Владимире-Залесском читаем:

«Дав ей (церкви. - В. Г.) много имениа, и слободы купленыя и с данми , и села лучшая, и десятое в стадех своих , и торг десятый ». (16, 211)

«И даде Господу Богу и Пречистей Богородице и святей церкви еа Успению соборней , еяже предивно украси, много стяжаниа, и имениа, и в(о)ласти и слободы купленыа и з данми, и села лучшаа и з данми , и в торгех десятыа недели , и в житех , и в стадех и во всем десятое . Хотя бо зде не точию (не только. - В. Г.) великого княжениа, но и священныа и божественыа митрополии , и оправданиа, и пошлины святительскиа по греческим святым уставом и по блаженнаго и святаго установлению великаго князя Владимера утвердити . Да будут уставленая и утверженая Господем Богом, и святыми апостолы Его, и святыми отци, и благочестивыми православными цари, и святым и блаженным великим князем Владимером освященнаа и возложеннаа Господу Богу и Пречистой Его Матере Богородице во век века непоколеблема и непретворима». (16, 221)

В десятину по-прежнему входили средства от церковных судов. Если в начале водворения православия церковные суды охватывали только часть населения, то со временем этот источник церковных доходов увеличился. Этим можно объяснить постепенное исключение из десятины средств от общегражданских судов.

Десятина шла от торговых пошлин, приплода скота из стад князя, с урожая купленных им волостей и слобод. Повинности в пользу церкви налагались и на какие-то иные сельские поселения.

В послании патриарха Луки Хрисоверга к св. Андрею Боголюбскому в составе десятины упоминаются «и с пуды и весы и мерила» . (16, 223) Правильность употребления торговых мер и весов и связанные с этим сборы постепенно становились заботой церкви. Такое положение дел было закреплено в Уставе Владимира в конце XII века. (22, 31) Фраза в письме Луки, возможно, вставлена позднее, но она отражает реальные процессы изменения состава десятины.

При св. Андрее Боголюбском десятина во Владимире-Залесском состояла из доходов от церковных судов, части государственных сборов, отчислений из личных доходов князя. Образцом служила десятина Владимира Святого, на установления которого ссылается летописец.

Для своего времени Андреевская десятина, скорее всего, была анахронизмом. Ее появление связано с попыткой реформы местной церкви. За счет щедрого финансирования намечалось ввести во Владимире-Залесском митрополию. Св. Андрей, имевший большое личное богатство, мог себе позволить возврат к заветам пращура. В других княжествах составляющие десятину виды доходов были уже значительно урезаны.

В начале своего введения десятина включала те же статьи от государственных поступлений, что и при св. Андрее, с добавлением доходов с общегражданских судов. Кроме того, Владимир Святой, как и его потомок, передал в пользу церкви часть личного имущества.

Десятина не коснулась простого населения, так как была связана не с введением новых сборов, а перераспределением уже существующих. При христианизации Польши и Венгрии с населения взимали прямые церковные налоги. По мере укрепления церкви этот налоговый гнет возрастал. В результате в первой половине XI века обе страны были потрясены мощными языческими восстаниями, в ходе которых большая часть священников и церквей были уничтожены. На Руси религиозных войн не произошло. Языческие возмущения затрагивали только отдельные местности.

В эпоху Владимира Святого языческая реакция выразилась в усилении разбоев:

«И живяше Володимер в страсе Божьи, и умножишася зело разбоеве , и реша епископы Володимиру : «Се умножишася разбоиницы, почто не казнишь их?». Он же рече им: «Боюся греха». Они же реша ему: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Достоит ти казнити разбоиника , но со испытанием». Володимер же от первыи веры и нача казнити разбоиники, и реша епископы и старци : «Рать многа. Оже вира, то на оружьи и на конех буди ». И рече В(л)одимир: «Тако буди». И живяше Володимер по устроенью дедню и отню ». (18, 57)

Беспокойство по поводу усилившихся разбоев выразили епископы. Это значит, что главными объектами нападения лихих людей стали священники и перешедшие в православие миряне. Борьба за веру предков сопровождалась разграблением имущества христиан.

Фраза «от первыи веры» вызвала у летописцев затруднения. Здесь пропущено какое-то слово. В Московско-Академическом списке Радзивиловской летописи начало фразы заменено на слово «отвердивыи» , что можно понять как передачу мысли об утверждении веры. В Лаврентьевской летописи вся фраза заменена на фразу «отверг виры» . Здесь проводится мысль об ужесточении наказаний - замене денежных штрафов на смертную казнь. Фраза не соответствует дальнейшему тексту. Виры не были отвергнуты. Их использовали для военных целей. Учитывая старшинство текста Радзивиловской летописи можно восстановить испорченный текст: «отверг первыи веры» .

Упоминание первой веры, то есть язычества, и законодательства языческих предков великого князя, говорит о неудавшейся попытке использовать традиционное право для борьбы с языческой военной вольницей. Для обуздания смуты пришлось за отдельные преступления установить ранее не применявшуюся в этих случаях смертную казнь. Вводился новый порядок, который был жестче предыдущего.

Смертная казнь за преступления против государства и за иноверие практиковалась в Византийской империи. Примером могла служить и соседняя Польша. Титмар так описал законы, царившие в ней при Болеславе I:

«Всякого, о ком узнают, что он в 70-дневный пост ел мясо , тяжко наказывают, вырывая зубы . Ведь закон Божий, недавно появившись в тех краях, лучше укрепляется такой властью , чем постом, назначенным епископом . Есть там также обычаи, еще более худшие , чем эти, которые неугодны ни Богу, ни людям и используются только для устрашения ». (27, 165)

Вырывание зубов за употребление мяса в пост и более суровые наказания служили целям устрашения язычников. Кровавые княжеские расправы были, по мнению Титмара, более действенными, нежели церковные наказания католических епископов. Столь жестокому обращению с сородичами поляки научились у немцев, безжалостно истреблявших соседних язычников-славян.

Введение десятины сократило финансирование армии и великокняжеской администрации. Действительно, после крещения Руси военные походы на соседей прекратились. Исключение составляет война с волжскими булгарами, да военная помощь Византии.

В Никоновской летописи поход на Булгарию датирован 6505 годом:

«В лето 6505. Ходи Володимер на Болгары волжскиа и камские, и, одолев, плени их ». (16, 66)

Следующие две статьи имеют даты, омоложенные на два года по сравнению с аналогичными известиями старших летописей, то есть, датированы по «эре 5510 года». Предшествующие две статьи также датированы этой эрой. Основание Белгорода (994 года) помечено 6504 годом, печенежская война (993 год) - 6503 годом. Следовательно, сообщение о булгарской войне включено в текст, имеющий «эру 5510 года» и датировано 995 годом.

Но ранее по тексту имеется еще одно сообщение об этой войне:

«В лето 6502. Ходи Володимер на Болгары , и много ратовав их победи , и в(о)звратися с радостию в Киев». (16, 65)

Оно помещено между рассказами о строительстве Десятинной церкви и возвращении из хорватского похода и печенежской войне. Участок составлен на основании разных источников с разными эрами. Рассказ о Десятинной церкви относится к 993 году по «эре 5508 года», печенежская война - к тому же 993 году, но датирована по «эре 5510 года». Аналогичное сообщение у Татищева помещено между описанием печенежской войны 993 года и завершения строительства Десятинной церкви в 997 году. Участок текста в целом датирован по «эре 5508 года». Сравнение известий говорит о том, что поход на булгар следует отнести на 994 год.

Волжские булгары в начале X века приняли мусульманство. Через них проходил торговый путь из Балтики на Каспий и далее в южные страны. Благодаря выгодному географическому положению и торговым связям с мусульманским миром возникло сильное булгарское государство. Торговое соперничество и борьба за политическое влияние над народами Поволжья привели к вооруженному столкновению двух стран. Позднее был достигнут взаимовыгодный компромисс. Татищев:

«6514 (1006). Прислали болгоры (волские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городех по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил . И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, и руские купцы с печатьми от наместников в Болгоры с торгом ездили без опасения. А болгорам все их товары продавать во градех купцом и от них купить, что потребно. А по селом не ездить , тиуном, вирником, огневшине и смерди не продавать и от них не купить». (25, 69)

Вторая половина известия восходит к русско-булгарского договору. Это означает, что письменные договора русы заключали не только с византийцами. Договор содержал перечисление служилых и податных категорий населения Владимировой эпохи: наместники, тиуны, вирники, купцы, огнищане, смерды. Известие помещено между событиями 1004 и 1007 годов, датированных по «эре 5508 года», что вроде бы позволяет отнести его на 1006 год. Но в ранней редакции сочинения этого известия не было. Татищев отыскал его в каком-то не дошедшем до нас источнике и пополнил им свой текст. Учитывая, что в использованном Татищевым источнике известие опиралось на датировку договора, мы можем принять основную для этой эпохи «эру 5506 года» и приурочить булгарское посольство к 1008 году.

Русь сосредоточилась на обороне своих границ от печенегов, заключив мир с сильными западными соседями и доказав свое военное превосходство булгарам. Выходцам из военного сословия для поправки своего благосостояния предоставлялась возможность поступать наемниками в византийскую армию.

Выделение средств церкви ущемляло интересы правящего слоя, и сопротивление введению десятины следовало ожидать со стороны знати. Но на Руси для такой экономической реформы имелись благоприятные условия.

Владимир Святой правил единодержавно, а сыновья его были еще малолетними. Возможная оппозиция не смогла бы найти авторитетного вождя среди родственников великого князя. Исключение могло составить только могущественное семейство его дяди Добрыни. Военная знать, из которой формировалась великокняжеская администрация, обогатилась в заграничных походах. Она могла примириться с временным сокращением государственных выплат. Поступление воинственной молодежи на службу в Византию в высокооплачиваемый заграничный корпус напрямую зависело от лояльности центральной власти.

Великий князь мог надеяться на расцвет ремесел и торговли в просвещенной им стране, что позволило бы с лихвой компенсировать временное сокращение средств на нужды управления и обороны. Время показало мудрость этого решения.

Тем не менее, служилые люди проявили свое недовольство ущемлением своих интересов в пользу церкви. Летописец облек это в рассказ о ворчании подвыпивших на великокняжеском пиру бузотеров. Последующие законодательные реформы говорят о серьезности конфликта и значительности усилий властей по выходу из создавшегося кризиса:

«Се же паки творяше людем своим, по вся неделя устави на дворе в гридници пир творити : приходит бояром своим, и людем , и сотником , и десятским , и нарочитым князем , и людем нарочитым , при князе и без князя. И бываше множество от мяс, и от скота, и от зверины, и бяше по изобилию от всего. И егда подпьяху , и начата роптати на князя, глаголющее: «Зло есть нашим головам ясти деревяными л(о)жицами, а не серебряными». Се же слышав, Володимир повелел ковати л(о)жици сребреныя, и ясти дружине, рек сице, яко: «Сребром и златом не имам налести (добыть. - В. Г.) дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко дед мои и отец мои доискался с дружиною злата и сребра». Бе бо Володимир любя дружину, и с ними думая о устрои земнем , и о ратех , и о уставе земнем ». (18, 56-57)

Анекдотическая окраска рассказа подпитием бунтарей и незначительностью повода - желанием есть не деревянными, а серебряными ложками - прикрывает реальное недовольство знати. Оно привело к большим изменениям.

Собранием епископов и городской старшины было принято решение направлять судебные виры на войско. Большая часть этих вир была связана с разбойными посягательствами на церковнослужителей и церковное имущество. Под давлением обстоятельств пришлось частично отказаться от предыдущих установлений и передать разбойные дела по преступлениям против церкви и связанные с этим доходы гражданским властям. С целью укрепления внутреннего порядка и обороноспособности страны десятина от гражданских судов также была ликвидирована.

Отказ от виры в пользу войска поощрял борьбу крестоносцев с мятежными язычниками. Кроме того, вира воспринималась как изъятие из имущества рода наказанного разбойника. К ее выплате могли привлекаться родственники преступника. Поэтому взимание виры в пользу великого князя на традиционные нужды воспринималось менее болезненно, нежели ее взимание в пользу ненавистной для пострадавшего рода христианской церкви. Церковь согласилась с сокращением своих доходов для обуздания народных волнений.

Изменения церковного законодательства были не единственными. Владимир Святой осуществил общую реформу гражданского законодательства, затронувшую земельные и военные отношения. Для сглаживания конфликта пришлось частично вернуться к обычаям прошлого времени, а посредством реформ изыскать недостающие средства для содержания церкви и служилого сословия. Как показывает пример Коровьей слободы, выход был найден во внутренней колонизации редконаселенных северных земель.

Щедрыми земельными пожалованиями власть вознаграждала ветеранов за многолетнюю службу и одновременно создавала опорные центры для христианизации и дальнейшего экономического освоения территории. Закрепление за церковью земель и угодий компенсировало уменьшение получаемой десятины. Родоплеменной характер владения землей сменялся феодальным.

Крупные расходы на церковные нужды начались из-за повсеместного строительство церквей и устроения церковных приходов. Так, с приездом греческих мастеров началось возведение дорогостоящих каменных зданий. Поэтому законодательное введение церковной десятины следует приурочить к 993 году.

Следующая законодательная реформа описана в статье 6504 года. В ней соединены реалии как 997 года (нападение печенегов) так и 999 года (венгерское посольство). Общая законодательная реформа включена в участок текста, приуроченного к 999 году. Далее следует рассказ о передаче вир на военные нужды и ужесточения наказаний за разбои. Эти частные узаконения по времени должны были предшествовать общим. Получается, что рассказ о событиях 999 года разрезал на две части более ранний рассказ о событиях 997 года.

Военные нужды увеличились как раз в 997 году, когда после ряда мирных лет с переменным успехом шла война с печенегами. Так что повод для передачи вир от церкви войску имелся. Восстановим изначальную последовательность событий.

Под воздействием печенежских нападений, языческой реакции и недовольства служилого сословия в 997 году часть церковной десятины была возвращена дружине. Мера эта носила временный характер, так как позднее средства от гражданских судов участвовали в формировании церковной десятины, а духовенство, ссылаясь на древние узаконения, активно на них претендовало. (22, 24-26) Эта частичная реформа законодательства носила компромиссный характер. Византийский по своей сути церковный устав в части дел по церковным преступлениям был потеснен нормами обычного русского права, а обычное русское право в части посягательств на интересы церкви было ужесточено за счет византийских норм.

По времени эта реформа была приурочена к особо торжественному празднованию в 997 году воскресного Успения Богородицы. На праздник собрались все русские епископы и столичная знать. На этом собрании, аналоге византийского синклита и позднейшей боярской думы, были приняты новые узаконения.

В 999 году воскресным был Второй Спас или Преображение. На Преображение 999 года в Киеве должны были торжественно отметить память крещения русских земель. По этому поводу в Киев съехалась провинциальная знать.

На праздничном пиру летописец упоминает служилых людей вплоть до десятников - низшего управленческого звена. Высшие чины представлены боярами, нарочитыми князьями, нарочитыми людьми двух категорий - при князе и без князя. Бояре входят в первую группу, которую составляют бояре, сотники, десятники. Это жители столицы. Нарочитые князья - наместники земель, облаченные княжескими полномочиями только на время и только для исполнения служебных обязанностей. Нарочитые люди - уполномоченные управители более низких рангов.

Перед нами съезд представителей всех земель, аналог позднейших земских соборов. Это собрание приняло ряд законов, названных в летописи устроениями земляными и ратными, уставом земным. Земной устав, по всей видимости, дошел до нашего времени в составе Русской правды. Земельное и военное законодательство не сохранились.

На Преображение 997 года произошло чудесное избавление Владимира Святого от печенежской опасности, вскоре за которым на съезде светской и духовной знати были приняты новые законы. На Преображение 999 года состоялся съезд провинциальных служилых людей, и произошла общая реформа законодательства. Одноименность праздников и сходство деяний облегчили слияние двух разновременных рассказов в одно повествование.

Позднее Русская церковь, помимо государственных пожалований, обзавелась дополнительными источниками доходов, составившихся из добровольных пожертвований знати и населения. Зависимость от государственной казны ослабевала, и помощь от властей стала выражаться преимущественно в форме налоговых льгот и разовых благотворительных деяний. Поэтому состав и величина десятины во времени трансформировались и в целом сокращались.

Владимир Святой проводил гибкую экономическую политику, которая позволила избежать серьезных социальных потрясений в ходе христианизации страны. Ему удалось убедить военно-административную элиту и церковное руководство в необходимости взаимных экономических уступок. Для проведения реформ он не жалел и личного имущества, подавая в этом пример своим подданным.

Loading...Loading...