Ментальный план воздействует на физический. Ментальное тело и ментальный план

Мои дополнения синим курсивом.

Давайте рассмотрим ментальный план и поговорим о создании мыслеформ и их воздействии на людей и пространство. Начнем с ментального плана.

Что такое ментал
Ментальный план - это энергетический уровень, в котором энергия несет в себе информацию. Информация, заложенная в ментальной энергии, способна изменять свойства и значения других энергий. В этом и заключается ее уникальность, и в этом же заключается ее основная функция.

С помощью ментальной энергии реализуется процесс творения. Любое существо, обладающее своим собственным Сознанием, способно создавать новое. Процесс творения происходит за счет преобразования ментальной энергии в мыслеформы, которые заключают в себе информацию о строении, форме и качествах создаваемого объекта. Это позволяет сказать, что ментальный план является планом строительства новых форм и преобразования старых.
Ментальная энергия, по сути, является носителем информации. Наличие и объемы ментальной энергии говорят о развитии существа, о его потенциале. Познание, работа с информацией, ментальная активность приводят к росту ментальной сферы и увеличению ее объема.

Обратите внимание на ментальную сферу планеты Земля. Эта сфера состоит из энергии мысли всех мыслящих на планете существ, а так же того огромного количества информации и знаний, который остался нам в наследие от предыдущих цивилизаций, от наших предков.

Среди мыслящих существ на Земле можно назвать не только людей, но и Высших(представители других цивилизаций заинтересованные в развитии человечества) , тех, кто существует в телах на ментальном плане и ведет работу по распределению энергии и информации на планете, распределяя ее между народами и государствами.

Ментальная сфера Земли представляет собой огромный банк информации о всех достижениях предыдущих и нынешних цивилизаций, а так же в ней собраны все достижения науки и техники. Есть определенные места на планете, которые выполняют функцию блоков памяти на планетарном уровне. В них как раз и хранятся ментальные информационные накопления.

Кроме этого, в ментальном плане Земли есть большое количество свободной ментальной энергии, которая может быть использована людьми как сырье для построение новых мыслеформ, для всевозможного творчества.
В тех местах, где живут люди, главным образом в крупных городах, атмосфера наполнена человеческими мыслями, которые уже несут в себе определенные значения и обладают какими-то заложенными в них характеристиками. Зачастую эти мысли далеко не позитивны, и плохо влияют на окружающую среду, на психику людей, создавая общую атмосферу напряженности, уныния, безысходности.

Средства массовой информации, передавая новости, оказывает на эту атмосферу влияние, негативные новости об убийствах, войнах, катастрофах, кризисах, собираются со всего мира, и создают целые волны негативных мыслей, волны всеобщего осуждения. И нам, людям, приходиться жить вот в такой вот атмосфере, где чистую энергию вряд ли найдешь, ее приходится притягивать буквально за уши из космоса, чтобы отчистить свое биополе от негативных наслоений, чтобы зарядить себя достаточным количеством энергии для элементарной работоспособности.

Но, тем не менее, возможности осознанного человека достаточно велики, при условии, что он является осознанным человеком и грамотен в вопросах распределения энергии ментального плана. Каждый человек в состоянии привлечь нужное количество энергии из космоса, и использовать эти энергетические потоки для отчистки пространства, в котором он живет и работает. А поэтому, не стоит отчаиваться, а брать и работать над окружающей атмосферой, практиковаться в использовании ментальных ресурсов.

Хотите чувствовать себя комфортно в условиях неблагоприятной ментальной атмосферы, тогда берите процесс под свой контроль. Один человек, используя свои ментальные ресурсы в союзе с космическими потоками способен очистить квартиру в среднем за 15-30 минут, а рабочий кабинет и вовсе можно оформить за 10-20 минут.
Очистка помещений с помощью потоков энергии и ментальных импульсов имеет еще один плюс, она очищает не только ментальный план, но и астральный. А это уже напрямую влияет на возможность появления негативных сущностей или чувств. Люди, находящиеся в чистом помещении, не будут испытывать угнетающего, раздражающего воздействия, и вряд ли у них возникнет желание произвести негативную реакцию. Как правило, люди больше негативят в местах с тяжелой энергетикой. И, соответственно, если пространство очищено, то и снижается возможность произведения негативных чувств и мыслей.

Тут не соглашусь с автором, если помещение и его хозяин «чистые», то приходящему «грязному»/неосознанному человеку с его зоопарком (подселенки, лярвы и т.п.) может, как минимум, быть дискомфортно, максимум - может начать вести себя неадекватно.

Особенности ментального плана
Ментальная энергия представляет собой особый тип энергии, который обладает способностью придавать форму и качество другим видам энергии и материи. А поэтому, ментальная энергия может быть использована для преображения условий проживания, в том числе и для преображения самого себя.
Используя силу мысли, человек способен исцелять себя от негативных образований, он может защитить себя от неблагоприятных воздействий из внешней среды. С помощью ментальной энергии человек может привлекать различные энергетические потоки в нужное ему место.

Ментальные способности человека, при определенном развитии могут дать возможность человеку воспринимать информацию на расстоянии, считывать ее из ментальной сферы окружающих людей, и даже наводить контакт с информационным полем планеты и брать нужные ему знания, сведение из Хроник Акаши. Хроники Акаши - это информационная кладовая планеты Земля.

История содержит немало случаев, когда общение между человеком и Высшим (представители других цивилизаций заинтересованные в развитии человечества), приводило к появлению оккультных, эзотерических трудов. Кстати, контактеры используют именно эту способность обмена мысли на расстоянии, чтобы входить в контакт с другими существами, в том числе и не относящихся к жителям Земли. К примеру, книга Крайон, была написана именно таким способом, методом передачи информации на ментальном плане от Крайона, Высшего существа, к человеку, который все это записывал, и, в конце концов, издал книгу.

Среди тех, кто называет себя контактером, очень много тех, кто занимается спиритизмом, медиумизмом - общением с существами астрального плана, которые в большинстве своем имеют уровень развития не выше человека. Да, действительно, неграмотность некоторых людей, занимающихся контактерскими опытами с помощью автомоторного письма или маятника порой поражает. Они не в состоянии отличить существа астрального плана от сущности ментального плана, но при этом, твердо убежденны в уникальных контактерских способностях. От того и так много неясной информации, не имеющей практической пользы для людей, записанной в книгах или статьях «контактеров-домохозяек».

Мыслеформы
Мыслеформы - это образования из ментальной энергии, которые создаются разумными существами и наделяются особыми свойствами и программой для совершения действия или влияния на какой либо объект, территорию, человека или событие.

Мыслеформы бывают различного уровня сложностей и объема. Например, эгрегор является одной из высших типов мыслеформ. Он возникает в результате создания идеи, которая усиливается ментальной энергией созидателя и его единомышленников, и постепенно, развивается до уровня сущности. Эгрегор определяют настройки первоначальной мыслеформы заложенной в него, то есть это те самые настройки, которые указывают на сущность эгрегора, каким образом он будет влиять на людей, к каким изменениям приведет, какие функции будет выполнять и т.д. и т.п.(так же эгрегор может менять свои характеристики от людей находящихся в нем, если эти люди перевешивают в своей массе изначальные настройки создателя\создателей и может обладать собственным сознанием(не сразу, естественно, у него собственное сознание формируется))

Бывают мыслеформы - сущности более мелкого масштаба, которые могут исполнять функции хранителя, помощника, защитника или союзника в каком-то деле.

А есть и более простые мыслеформы, которые представляют собой краткосрочные идеи, планы, мыслеобразы каких-то конструкций, или будущих действий. Такие мыслеформы являются наиболее распространенным продуктом ментальной жизнедеятельности человека.

Мыслеформы могут создаваться не только человеком, но и Высшими (представители др. цивилизаций). В таком случае, мыслеформы направлены на корректировку уже существующих эгрегоров, или побуждают к созданию новых эгрегоров.

Мыслеформы Высших могут влиять на ход событий, и не редко оказывают решающее воздействие на ход истории, направляя ключевых правительственных деятелей на поступки, с помощью которых удается избежать ненужных международных конфликтов и войн.

Мыслеформы людей могут воздействовать также и на Землю в целом. Очень часто происходит так, что негативная ментальная активность в каком-нибудь городе приводит к геологической активности, пробуждению вулканов, землетрясениям, цунами, а так же может стать причиной урагана, тайфуна или другого природного катаклизма.

Таким образом, природа заботится об энергетической чистоте планеты, и когда количество негатива достигает максимально допустимой нормы, достается всем живущим в этом регионе.

Продолжение следует....

Астральный план – это то место тонкого мира куда наша душа попадает каждый день во сне и после смерти. Поскольку все то, что есть на Земле в материи и в форме имеет в тонком мире свой дубль или точную копию, то первоначально астральный план был задуман Всевышним, как отображение всего позитивного добра, порядочности и любви, всего положительного, что связано с человеком и его развитием. Так оно и было до войны на небесах. И после падения человека и отхода от совершенства и от Бога, Астральный план превратился в клоаку, в помойную, выгребную яму, человеческих раздоров, ругани, скандалов, зависти и похоти, вобщем всех тех гадостей, которые происходят между несовершенными людьми на Земле. Это самое грязное место нижних слоев Тонкого мира. Там происходит абсолютно все то же, что и между людьми на Земле, за исключение того, что у людей нет физических тел.
Но дело все в том, что после смерти характер бывшего человека и его наклонности не изменяются ни как абсолютно, и он в Тонком мире продолжает вести себя так точно, как при жизни. И борьба души в виде энергии продолжается. Учителя мудрости советуют по возможности не задерживаться на этом плане, и проходить его максимально быстро. Мы не можем себе представить какое там количество картин, разных видов жизни, диковинных существ, нагромождений, абсолютно не понятных конгломератов того, чего нельзя объяснить нашим языком, потому как слов таких не существует не только в русском, но и в любом другом языке. И любые наши бывшие и будущее сны, которые мы при пробуждении называем маразмом, и идиотизмом, т.д. мы даже не можем их внятно пересказать кому-либо и осмыслить – первое тому подтверждение – это душа ночью путешествовала по Астральному плану, и это не является разгулом нашего воображения или фантазии, как утверждают многие психиатры. И как всем давно известно, что, когда мы засыпаем, наша душа, точнее Астральное тело покидает тело физическое и по серебряной струне, уходит в Тонкий мир, и точно также, когда нас резко будят, за сотые доли секунды по этой же серебряной струне втягивается в тело. Астральный план хорошо показан в некоторых фильмах. Один был снят в начале 80ых годов, когда только появилось видео, под названием «С того света». Другой современной после 2000го года, под названием «Блубери» - голубая ягода. Также есть замечательный фильм 2005го года в котором показан и Астральный план и Ментальный «Куда приводят мечты».
Астральный план, как и все другие планы имеет много уровней, как слоеный пирог. И на какой уровень попадает душа во время сна, - зависит только от духовного развития человека, от его вибраций или длинны волны его тонкого тела (аналогия с радио приемником).
В тот уровень Астрального плана, который описан выше, во время сна попадает каждый средне статистический человек.
Астральный план – это частота времени и пространства, выше физической, но ниже Ментальной, соответствующая эмоциональному телу человека и коллективному бессознательному расы. Хранилище коллективных мысленно-чувственных клише человечества, сознательных и бессознательных.
Воистину не хватает человеческого воображения, чтобы описать все многообразия сущностей и существ Астрального плана. Несомненно, что низшие сущности надземного мира питаются эманациями гниения и особенно притягиваются магнетизмом разлагающейся крови. Оттого так много всяких лярв около кладбищ, скотобоен, мусорных свалок. на полях сражений в питейных заведениях, домах разврата, мясных лавок. Они буквально присасываются к пьяницам и обжорам, питающимся мясной пищей. Уже тут на земном плане многие люди носят на себе десятки таких не видимых вампиров.
Многие из обитателей Астрального плана обладают чудесной способностью менять свои формы с поразительной быстротой и ради развлечения наводить на того, на кого захотят практически не ограниченное наваждение и постоянно желание напугать пришельца.

Ещё одной особенностью Астрального плана является то, что способность зрения там отличная от зрения физического, и она на много шире. Всякий предмет можно видеть, как бы со всех сторон сразу, и внутренность объемной фигуры открыта зрению, так же, как и внешность. По этому новичку, этого нового мира окажется достаточно трудно понять, что же он на самом деле видит, и еще труднее перевести свое виденье на негодный для этого язык обыденной речи.
Не стоит так же забывать, что на Астральном плане существует черная ложа колдунов и магов, которая очень могущественна и во многом подражает Великому Белому Братству. Там есть практически все лжеучителя. Лже Иисус, лже Будда, лже Кут Хуми, лже Эль Мория и т. д. Они желают завлечь в свой лагерь именно тех молодых учеников, кто находится на первых ступенях Учения, но еще не силен в своем распознавании. Поэтому избегайте всяких механистических, искусственных упражнений по поднятию Кундалини или выходу тонкого тела, которые обещают аферисты за деньги так как эти практики приводят только лишь к овладению низшими формами психизма, как бы привлекательны они вам не казались. Так как нашей целью должна быть жизнь Духа, и всякого кто пренебрегает, этим высшим развитием, довольствуясь лишь достижением Астрального сознания и овладением Астральными путешествиями, ожидают бедственные последствия.
У Астрального плана есть семь подразделений, каждое из которых обладает соответствующей степенью плотности и состоянием материи.
Размеры нашего Астрального плана измерены с некоторой точностью, мы можем определить их из того факта, что наш Астральный план соприкасается с Астральным планом Луны, когда наступает полнолуние (что имеет негативное действие для жителей Земли), но не достигает его в других фазах. Астральный план располагается не только над поверхности Земли, но и в значительной степени под Землей, проникая в твердую её кору. (об этом подробно написано в книге Данила Андреева «Роза мира»)
(Перенасыщенность Астрального плана и энергоинформационного поля Земли негативной энергетикой являющейся следствием низко духовных, психических проявлений человечества, вот истинная причина будущих катаклизмов).
Безмерное разнообразие Астральных существ, как мы говорили выше делает их классификацию исключительно трудной. Возможно удобнее всего будет разделить их на три класса: существа человеческие, не человеческие и искусственные.
Человеческое население Астрального плана естественным путем распадается на две группы: на живых и мёртвых или, если говорить более точно, на тех, кто еще обладает физическим телом и тех, у кого его уже нет.
К человеческому классу можно отнести элементарное царство. Здесь, как и всегда демонстрируется семеричный характер нашей эволюции. Элементальных основных групп – семь, связанных соответственно с семью состояниями физической материи. Все эти семь подразделений относятся к человеку скорее враждебно, чем дружелюбно. Все неофиты знают, что первым впечатлением от Астрального плана бывает присутствие вокруг них огромных полчищ разнообразных призраков которые, надвигаются на тебя с угрожающим видом, но всегда отступают или рассеиваются, не причинив никакого вреда, если встретить их смело. И был сделан вывод, что самое главное их не боятся, та как никакого вреда они причинить не могут.
Астральные тела животных составляют большой класс Астрального плана.
Также следует отметить что на Астральном плане живут Духи природы всех видов, и они радикально отличаются от элементалов всех других видов.
Духи воды – Ундины, Духи воздуха – Сильфы, Духи огня – Саламандры, Духи Земли – Гномы.

Как же могут какие-либо существа населять твердую, скальную породу или Земную кору? Речь идет конечно же о Гномах – Духах Земли. Дело все в том, что поскольку природные Духи состоят из Астральной материи, то вещество камня не составляет препятствия их передвижению или зрению. В просторечии они известны под многими именами – Феи, Эльфы, Домовые, Пери, Джины, Тролли, Сатиры, Фавны, Кобальды, Гоблины, Импы, Добрый народец т. д. Их формы очень многочисленны и разнообразны, но чаще всего они встречаются в человеческом образе, но в несколько уменьшенном виде и соответственно не видимы для нашего зрения. Они способны при желании, путем материализации сделается видимым людям, если захотят. Но большинство из них негативно относятся к людям, так как они знают, что человек уничтожает природу, вырубает леса, загрязняет озера и моря, все асфальтирует и бетонирует, а главное (как для них) срывает живые цветы, для своих дурацких букетов. И тем менее в истории полно случаев, описанных многими авторами, когда Духи природы, становились друзьями человека и предлагали ему свою помощь, которая была в их силах. В целом они шкодливы, озорливы и шаловливы, и редко бывают злобными, если их не спровоцировать.
Далее – Дэвы или Ангелы. Высшая эволюционная система, связанная с нашей Землей, фактически это царство, стоящее над человеческим. Хотя Ангелы и связанны с нашей Землей, они вовсе ею не ограничены. Их ряды до сих пор пополнялись во основном из других человечеств солнечной системы, которые были как ниже, так и выше нашего, однако лишь малая часть нашего человечества достигла того уровня, на котором возможно к ним присоединится. Можно сказать, что цель нашей человеческой эволюции состоит в достижении к концу седьмого круга, успешной частью человечества, некоторой степени оккультного развития – цель эволюции Ангелов – за соответствующий период поднять свои передовые ряды на куда более высокий уровень.
Искусственные сущности – это самый большой класс Астральных сущностей, будучи всецело порождением человека и связанным с ним теснейшими кармическими узами. Это огромная сырая масса полу разумных существ, столь же различающихся между собой, как и человеческие мысли и практически неподдающиеся какому-либо упорядочению или классификации. Вот основное население Астрального плана.

Ментальный план

Это место, где и происходит небесная жизнь, оно является третьим из пяти великих планов с которыми в настоящее время связано все человечество. В этой под главе, мы намерены взяться за еще более трудную задачу – дать представление о плане, находящимся не посредственно выше Астрального (выше, это в смысле с более высокой вибрацией) т. е. о плане Ментальном, или небесном мире. Ментальный план проникает в Астральный, и простирается в пространстве значительно дальше его. Фактически это истинный и постоянный дом того «Я» которое перевоплощается, то есть человеческой души.
Здесь не только материя, которою мы должны попытаться описать отличается от первичной тем еще больше, чем Астральная, но и сознание этого плана в огромной степени шире всего того, что мы можем себе здесь вообразить. На Ментальном плане время и пространство как бы и не существует во все, потому, что события, на Ментальном плане в отличии от физического видятся происходящими одновременно и в одной точке.
Полнота счастья – такова первая и главная идея, которая должна служить основанием для всех наших представлений о Ментальном плане и небесной жизни. Это мир, где всякое существо, благодаря уже самому факту присутствия там испивает самое высокое духовное блаженство, какое оно только способно воспринять. Здесь мы впервые начинаем в чем-то понимать истинную природу Великого Источника Жизни и видеть, чем должен быть Логос и чем по Его замыслу должны быть МЫ. Здесь истинна и красота, превосходящая все грезы поэтов, в сверкании их непревзойденной славы. Здесь не только отсутствие всякого зла и всякой дисгармонии, но еще и постоянное и непреодолимое ощущение все объемлющей радости – является первым и самым поразительным, которое испытывает человек вступая в небесный мир.
Ничто земное на это даже близко не похоже и не может дать хоть приблизительное описание этого. Попадающий сюда больше не должен слышать, видеть и осязать посредством своих органов, как он это делает в нашем мире. Вместо этого он чувствует в себе присутствие какой-то странной, новой, способности, которая не является ничем из предыдущих, но тем ни менее заключает в себе их все, но значительно превосходит их. Она позволяет ему, когда перед ним предстает какой-нибудь человек или предмет не только его видеть, слышать, общаться телепатически, но еще мгновенно его познавать изнутри, снаружи, его причины, следствия и возможности. Здесь можно увидеть любое интересующее вас событие мира, любой степени древности, изучать их с абсолютной уверенностью, что вы ведите всю истину и ничего кроме истинны. А на вышних уровнях Ментального плана перед вами откроется вся длинная череда и последовательность всех ваших воплощений, и кармические причины, сделавшие вас теми, кто вы есть.
Все что мы описываем выше относится к низшему Ментальному плану, потому, что он, как и Астральный состоит также из семи подразделений.
Обитателей Ментального плана следует, как и в предыдущей главе разделить на три класса. На существ человеческих, не человеческих и искусственных. Человеческих следует разделить на две группы: на тех, кто имеет физическое тело и тех, кто его не имеет. По-нашему на живых и мёртвых, как их обычно, но совершенно ошибочно называют.
Воплощенные – это человеческие существа, являющиеся адептами и их ученики еще имеющие физическое тело, но находящиеся в полной активности и в полном сознании на Ментальном плане, и уже имеющие высокоразвитое «Я». Это план где злые перестают вредить, а усталые обретают покой.
Не воплощенные – это состояние между инкарнациями и соответственно не имеющие физического тела.
По мере своего развития человек становится все более сознательным и с каждым разом время, проводимое на этом плане, становится все дольше и дольше. Так, как фактически, но верно сознание медленно поднимается через различные планы системы. Что бы в тонком мире попасть на Ментальный план, что очень желательно. Кто об этом знает, то жизненным кредом его, при физической жизни, должна быть доброта, бескорыстность и любовь.
Чем более душа развита в духовном отношении, тем полнее она может выразится на Ментальном плане в формах, которые обеспечивают ей любовь её друзей. А такое более полное выражение позволяет ей получать все больше и больше пользы через эти мыслеобразы. Обучение в небесном мире очень эффективно, так как оно предаст вашему «Я» склонность к широкому философском взгляду в будущих воплощениях, что бесспорно ускоряет эволюцию нашего «Я» так как это живые истинны Могущественных Учителей.
На этом плане мы находим всех величавших композиторов Моцарта, Бетховена, Баха, Вагнера т. д. распространяющих через небесный мир еще более чудесные гармонии, чем их самые величайшие произведения создание на Земле. Художники и скульпторы, которые проявляют свое искусство в благородных целях не перестают создавать здесь и выражать все виды восхитительных форм на радость своим собратьям.
Стоит также учитывать, что устройство загробной жизни, установленное природой, является единственным, предоставляющим ей (жизни) возможность дать каждому человеку столько счастья, сколько он только способен испытать. Человек практически сам определяет характер срок своей небесной жизни теми причинами, которые он закладывает в своей земной жизни; он неминуемо получает в точности то, что заслужил, и именно тот вид счастья, который лучше всего соответствует его склонностям. Фактически, существующее устройство небесной жизни, несравненно превосходит любой Рай воображаемый человеком, так как эти идеи Бога к сожалению, мало известны человечеству.
С этого высшего уровня Ментального мира исходит большая часть влияний, распространяемых Учителями Мудрости, работающими для эволюции человечества. Они действуют непосредственно на души людей, изливая на них энергии вдохновения, стимулирующие их духовный рост, просветляющие ум и отчищающие чувства. Отсюда гений черпает свое озарение, здесь все возвышенные усилия получают водительство.

Дано в сокращении
для ознакомления.
Изучайте предмет с первоисточника
Чарльз Ледбитер
«Астральный и Ментальный планы»

Астральное тело.

В то время как эфирное тело рассматривается многими авторами как часть физического мира, астральное тело лежит за пределами физического мира. Так, согласно А. Безант [Безант, Анни. Человек и его тела.], местом локализации его является астральный план – сфера бытия, не являющаяся частью физического мира и лишь частично в него проникающая. Если эфирное тело представляет собой точную копию тела физического, то астральное тело представляет собой облако подвижной материи, цвет которой отражает эмоциональное состояние субъекта.

Основной характеристикой астрального тела является принадлежность астральной материи эмоциональных образований. Говоря об астральном теле, исследователи иногда используют понятие «тело эмоций» в качестве его синонима.

Астральная субстанция, будучи индикатором эмоционального состояния своего носителя, отличается большой изменчивостью цвета, однако в её структуре можно выделить сгустки энергии, отражающие эмоциональные состояния, в наибольшей степени присущие владельцу тела. Данные сгустки отражают предрасположенность к переживанию того или иного вида эмоций. Находясь в латентном состоянии, под действием гомологичного импульса, энергетические сгустки могут активизироваться, и определять характер ведущего эмоционального состояния. Таким образом, сгустки астральной энергии отражают типичные способы реагирования субъекта на внешние стимулы.

Отличительной характеристикой астрального тела человека, отличающей его от эмоционального субстрата животных, является тесное переплетение его с ментальным телом, или телом мысли, о котором подробно будет сказано выше. Так, рассматривая функции астрального тела, Рамачарака [Рамачарака. Путь миросозерцания индийских йогов. ] говорит о так называемом инстинктивном уме, являющемся вместилищем страстей и эмоций, и в то же время находящегося в тесном соприкосновении с разумом. Результатом соприкосновения разума и инстинктивного ума является формирование в последнем автоматических реакций – навыков, реализация которых происходит без участия контроля со стороны разума. Изначально освоение нового действия происходит с участием ментального тела, рассматриваемого Рамачаракой как интеллект. Затем вырабатывается автоматическая реакция, и контроль поведенческого акта осуществляется астральным телом.

Рассматривая сгустки астральной энергии как субстрат типичных способов реагирования субъекта на определённый круг ситуаций, необходимо упомянуть теорию установки Д. Н. Узнадзе [Ярошевский, М. Г. История психологии]. Узнадзе, рассматривая поведение личности, выделяет в нём два уровня. Астральному плану соответствует импульсивный уровень поведения, регулируемый установкой, возникающей при возникновении определённого типа потребности в некоторой ситуации. Вышележащий уровень, или уровень объективации, предполагающий осознание субъектом ситуации и вознесение над ней, сопоставим, на наш взгляд, с ментальным планом.

«Опосредованность» астрального тела ментальными образованиями играет важную роль при построении так называемой «ментальной защиты» от взаимодействий, реализуемых на уровне астрального плана. Характеризуя методы психологической защиты от астральных нападений, В Данченко [Данченко. Принципы современной психической защиты] рассматривает в качестве универсального средства защиты внутреннюю убеждённость в неспособности агрессора нанести вред.

Также, рассматривая функции и проявления астрального проводника ряд авторов [Ледбитер, астр. план, Безант] отмечает, что астральное тело отделяется во время сна от тела физического. Опираясь на данный тезис, мы можем говорить о сновидениях как о феноменах астрального плана и экстраполировать на астральный план феномены, описанные в рамках психоаналитической традиции. Согласно З. Фрейду [Фрейд, З. О психоанализе.], психологической функцией сновидений является удовлетворение желаний в символической форме при отсутствии возможности его удовлетворения наяву.

Продолжая рассматривать психоаналитические феномены как проявления астральной субстанции, мы можем рассмотреть динамическую концепцию З. Фрейда Согласно данной концепции, основой активности субъекта является совокупность инстинктивных побуждений, локализованных в области бессознательного. Одной из характеристик инстинкта является стимул – количество энергии, необходимое для его удовлетворения. К феноменам, связанным с энергетическими процессами, относятся катексис, или фиксация энергии на каком-либо объекте, а также катарсис – разрядка энергии. Фиксацию энергии на каком-либо объекте можно рассматривать, на наш взгляд, как образование астрального сгустка либо мыслеформы, астральным компонентом которой является энергетический разряд. На астральную природу бессознательных структур, описываемых Фрейдом указывает также Шри Ауробиндо, сопоставляя их с подсознательным уровнем низшего витала [Ауробиндо, Шри. Основы йоги]

Важную роль в психодинамической концепции играет феномен сублимации. Рассматриваемый в энергетическом аспекте, данный феномен представляет собой смещение энергии с одного объекта на другой. Более подробное рассмотрение данного феномена требует включения в сферу рассмотрения ментальных структур, о чём пойдёт речь в следующей главе.

Ментальное тело.
Ментальное тело, или тело разума, представляет собой светящуюся субстанцию ярко-жёлтого цвета [Безант, Анни. Человек и его тела]. Основной функцией ментального тела является процесс мышления, рассматриваемый как движение энергий внутри ментального тела .

Так же как и в астральном теле, в теле ментальном можно обнаружить энергетические сгустки, получившие название мыслеформ. Под мыслеформами в теософской литературе понимаются энергетические образования, отражающие убеждения и устойчивые мысли субъекта .

Важно отметить, что характеристики мыслеформ, регистрируемые при помощи ясновидения, отражают свойства смысловых образований, соответствующих мыслеформам. Так, качество мысли соответствует цвету мыслеформы, природа мысли – форме, а определённость мысли – ясности её очертания. [Ледбитер, Ч., Безант, А. Мыслеформы].

Соответствие ясности мыслеформы с одной стороны и её определённости с другой позволяет нам ещё раз рассмотреть вопрос о соотношении сознания и бессознательного на астроментальном уровне. «Фокус сознания», или центральная его часть, представляет собой область ментального тела, включающую в себя мыслеформы, имеющие наиболее очерченный вид, в от время как «периферия сознания», содержания которой менее отчетливы, представляет собой область с менее очерченными и более аморфными мыслеобразами.

Рассмотрение мыслеформы как астроментальной структуры, астральным компонентом которой является сгусток энергии желания, позволяет нам говорить о феномене сублимации как о взаимодействии астральных и ментальных структур.

Ж. Лакан [Реале, Антисери. Западная философия от истоков до наших дней] в рамках структурного психоанализа говорит о психоаналитических символах как о продуктах символизации бессознательных потребностей. Воплощение бессознательного содержания предполагает, по Лакану, его кодификацию в грамматической структуре, понимаемой как порядок культуры, внеположенный по отношению к субъекту. Процесс воплощения бессознательного содержания в сновидениях сравнивается Лаканом с составлением иероглифического текста, кодификация и дешифровка которого осуществляются в соответствии со специфическими логическими принципами.

Рассматривая подход Лакана, мы можем сопоставить сферу биологических потребностей с астральным планом, а культурно обусловленные символические системы - с планом ментальным. При этом феномен сублимации может быть рассмотрен нами как передача энергетического импульса от одной мыслеформы к другой, сопровождающаяся на ментальном уровне процессом метафорического переноса.

Понятие мыслеформы, употребляемое в контексте описания ментального плана, сопоставимо, на наш взгляд, с понятием когниции. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера [Фестингер, Л. Введение в теорию диссонанса.] под когницией понимается любое знание субъекта относительно себя, своего поведения или свойств окружающего мира.

Согласно Фестингеру, между релевантными когнициями возможно существование двух типов взаимоотношений. Логическим соответствием, или консонансом, называются отношения , при которых из когниции X следует когниция Y; тип отношений, при котором из когниции X следует не-Y, называется когнитивным диссонансом.

Установление между когнициями логических отношений позволяет нам рассматривать в качестве функции ментального тела мышление абстрактно-логическое, т.е. форму мышления, предполагающую целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком свойств вещей. Единицей такого мышления является понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и явлений.

Оперирование понятиями в процессе абстрактно-логического мышления предполагает совершение над ними логических операций. К логическим операциям относятся операции анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, обобщения и некоторые другие . [ЧаВо, ¿Подводный?] рассматривают процесс функционирования ментального тела человека при совершении логических операций. Анализ рассматривается как разделение крупной мыслеформы на более мелкие, синтез же, напротив, представляет собой объединение мыслеформ в более крупные. При этом логические операции осуществляются при помощи других мыслеформ ментального тела, отражающих правила, в соответствии с которыми осуществляются логические операции. Таким образом, определение понятия можно считать релевантным определению мыслеформы.

Некоторые авторы отмечают, что мыслеформы, являясь образованиями ментального плана, могут одновременно принадлежать плану астральному. Как отмечают Ч. Ледбитер и А Безант, формы, порождаемые колебаниями, сопровождающими процесс мышления, представляют собой сгустки «астральной или ментальной материи, оживлённые монадической сущностью на стадии одного из элементальных царств». При этом к мыслеформам относятся как оформленные ментальные конструкции (например, образ картины, создаваемый художником), так и структуры, представляющие собой порождения эмоционального характера.

А. Г. Свияш [Свияш, А. Г. Разумный мир] пишет, что если отношение к объекту имеет тенденцию проявляться в виде эмоций, то соответствующая ему мыслеформа имеет презентацию как на астральном, так и на ментальном планах. Если же убеждения не сопровождаются эмоциями, то соответствующие им мыслеформы полностью принадлежат плану ментальному.

Рассмотрение ментального тела как системы понятий позволяет нам говорить о взаимодействии астрального и ментального тел как об опосредовании астрального тела ментальным. Л. С. Выготский [Выготский, Л. С. Проблемы развития ВПФ], рассматривая соотношение натуральных, или непосредственных психических функций, и высших функций, отмечает, что последние носят опосредованный характер, произвольны по функционированию и социальны по происхождению. Процесс формирования высших психических функций связывается Л. С. Выготским с усвоением субъектом системы значений в процессе общественно-исторического развития. Рассматривая соотношение мышления и речи, Л. С Выготский отмечает, что на определённом этапе онтогенеза происходит переплетение линий развития и мыслительные операции становятся опосредованными системами значений [Выготский Л. С. Мышление и речь]. При этом объединение функций мышления и речи через значение приводит к трансформации всех психических функций и поведенческих актов, приобретающих произвольный и опосредованный характер [Выготский Л. С. Проблемы развития ВПФ].

Сопоставление данных подходов позволяет нам говорить о том, что спецификой астрального тела человека является его тесное переплетение с телом ментальным. При этом высшие психические функции представляют собой сложные образования, имеющие астральный компонент, сопоставимый с содержанием натуральной функции, и компонент ментальный, представляющий собой продукт интериоризации системы значений, опосредующий натуральные функции.

Рассматривая астральное тело как субстрат натуральных психических функций, опосредованный ментальными структурами, мы можем поставить вопрос о соответствии различных видов мышления иноматериальным структурам. Традиционно [?Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления] в психологии выделяется три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенным мышлением, называется форма мыслительного процесса, опирающаяся на образы восприятия, и сопровождающееся непосредственным взаимодействием с предметом мышления. Данный вид мышлениия представляет собой первую стадию развития мышления, предполагающую решение задач исключительно при воздействии объекта мышления на органы восприятия и сопровождающуюся манипулированием с объектами.

Наглядно-действенное мышление, предполагающее непосредственное манипулирование с объектом, можно рассматривать, на наш взгляд, как функцию астрального тела. Основанием для приписывания астральному телу данной функции может служить описанный выше подход, предлагаемый Рамачаракой. Рассматривая астральное тело как инстинктивный ум, обеспечивающий осуществление автоматических реакций, мы можем говорить об астральном теле как о субстрате данного вида мышления.

Наглядно-образное мышление представляет собой следующую стадию развития мыслительного процесса. Особенностью наглядно-образного мышления является его способность оперировать с объектами, не находящимися в зоне восприятия. Опорой для наглядно-образного мышления служат образы восприятия и представления. Решение интеллектуальной задачи сопровождается манипулированием с образами представления, и может не сопровождаться действиями во внешнем мире.

Рассматривая наглядно-образное мышление животных как натуральную психическую функцию, мы можем говорить о его соответствии астральному плану, рассматриваемому как область визуализаций. Однако рассматривая вопрос об отнесённости наглядно-образного мышления к иноматериальным структурам, следует отметить его тесную взаимосвязь с другими видами мышления. Так, Р. Арнхейм [Арнхейм, Р. Визуальное мышление] отмечает, что решение интеллектуальных задач, предполагающих оперирование с отвлечёнными признаками объектов, может осуществляться посредством оперирования со зрительными образами. В качестве примера автор приводит решение интеллектуальной задачи, требующей прибавить полчаса к текущему времени. Данная задача может быть решена двумя способами: путём совершения арифметических операций или посредством визуализации циферблата.

Данный пример показывает, что наглядно-образное мышление может осуществляться как в форме непосредственного оперирования с наглядно воспринимаемыми свойствами предметов, так и в форме визуальной презентации свойств объектов. Если рассматривать в качестве области визуализаций астральный план, мы можем рассматривать наглядно-образное оперирование с понятиями как форму взаимодействия астрального и ментального тел. Астральный план как область визуализаций в данном случае опосредуется системой значений, представленной на ментальном уровне.

Вместе с тем следует отметить, что мышление на ментальном плане также может осуществляться в наглядно-образной форме. А. Безант указывает, что на ментальном плане возможна коммуникация посредством световых импульсов. На цветовую коммуникацию указывает также Д. Андреев [Роза мира], описывая общение духов в затомисах – высших небесных слоях метакультур.

Наконец, словесно-логическое мышление , представляющее собой форму мышления, осуществляемую при помощи логического оперирования с понятиями, является функцией ментального тела.

Рассмотрение ментального тела как системы значений, опосредующей астральный план, позволяет нам говорить о психосемантическом подходе к описанию иноматериальных структур. Рассматривая астральный план вслед за как область визуализаций, мы можем провести параллель между положением о ментальной опосредованности астрального плана и концепцией образа мира, предложенной А. Н. Леонтьевым [Леонтьев, А. Н. Образ мира]. Рассматривая структуру образа мира, А.Н. Леонтьев говорит о системе значений как о пятом квазиизмерении, пронизывающем пространственно-временной континуум.

Реализация психосемантического подхода предполагает постановку вопроса о формах значений, соответствующих различным иноматериальным структурам. В рамках данного подхода мы для начала рассмотрим смысловые структуры, выделяемые Д. А. Леонтьевым в рамках психологии смысла.

Д. А. Леонтьев говорит о личностном смысле как о смысловом образовании, презентующем жизненный смысл отражаемого объекта с помощью эмоциональной окраски образов, а также их трансформаций. Рассматривая трансформации образа мира, обусловленные личностным смыслом, Д. А. Леонтьев выделяет четыре их вида. Трансформация пространственных измерений проявляется в искажении пространственных характеристик действительности под влиянием личностного смысла. Трансформация временных параметров проявляется в зависимости оценки длительности временного интервала от видов деятельности, осуществляемых на этом интервале. Примером трансформации каузальных отношений может служить, например, феномен каузальной атрибуции, описанный Хеккаузеном. Наконец, трансформация вероятностных характеристик действительности проявляется в том, что значимым событиям приписывается бо’льшая вероятность.

Рассматривая феномен личностного смысла с точки зрения его соотнесённости с астральным и ментальным планами, мы можем говорить о том, что личностный смысл представляет собой астроментальное образование, проявляющееся в астральном плане в форме субъективных искажений картины мира или эмоционального окрашивания объектов. Формами проявления личностного смысла в ментальном плане являются искажения процесса мышления, следствием которых, в свою очередь, являются искажения вероятностных характеристик отражаемых явлений, а также искаженное восприятие причинно-следственных связей.

Рассматривая другие смысловые образования, выделяемые Д. А. Леонтьевым, мы также можем говорить об их астроментальном характере. Смысловые установки, проявляющиеся в предрасположенности субъекта к выполнению какой-либо деятельности, представляют собой смысловые структуры, о большей степени принадлежащие плану астральному.

Смысловые диспозиции, представляющие собой отношения к объектам, значимым независимо от выполняемой деятельности, включают когнитивный компонент, отражающий знание об объекте, и компонент аффективный, отражающий эмоциональное отношение. Подобная структура позволяет рассматривать их как астроментальные структуры.

Рассматривая вопрос о локализации мотивационных образований, необходимо коснуться определения мотива в концепции А. Н. Леонтьева. А. Н. Леонтьев [Потребности, мотивы, эмоции] говорит о мотиве как об опредмеченной потребности. По Леонтьеву, потребность становится мотивом тогда, когда находит удовлетворение в некотором предмете, определяемом социальной средой субъекта. Данный подход позволяет говорить о мотивах как о структурах, имеющих изначально астральную природу, но приобретающих в социальной среде астроментальный характер.

К мыслеформам, участвующим в совершении логических операций, могут быть отнесены, на наш взгляд, личностные конструкты. Конструкты представляют собой категориальные шкалы, оценивающие объект по какому либо параметру, следствием чего является приписывание оцененному объекту личностного смысла [Леонтьев, Д. А. Психология смысла]. Такие логические операции, как, например, сравнение или обобщения предполагают выделение существенных признаков объекта, для чего необходима его категоризация по определённому параметру.

Поскольку ментальное тело находится в тесном взаимодействии с другими структурами метаорганизма, процесс логического мышления может отражать формы значений, принадлежащие супраментальным структурам. Р. Штайнер [Штайнер, Р. Теософия] рассматривает ментальные образования как «преходящие формы проявления вечной Истины».

Рассмотрению высших форм значений, принадлежащих супраментальным структурам, будут посвящены последующие разделы.

1. Андреев, Д. Роза мира.

2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление

3. Ауробиндо, Шри. Основы йоги

4. Безант, Анни. Человек и его тела

5. Выготский, Л. С. Проблемы развития ВПФ

6. Выготский Л. С. Мышление и речь

7. Гроф, С. Области человеческого бессознательного.

8. Данченко. Принципы современной психической защиты

9. Ледбитер, Ч. Астральный план.

10. Ледбитер, Ч., Безант, А. Мыслеформы.

11. Леонтьев, А. Н. Образ мира

12. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции.

13. Леонтьев, Д. А. Психология смысла

14. Рамачарака. Путь миросозерцания индийских йогов

15. Реале, Антисери. Западная философия от истоков до наших дней

16. Свияш, А. Г. Разумный мир

17. Фрейд, З. О психоанализе

18. Штайнер, Р. Теософия.

19. Ярошевский, М. Г. История психологии

Ментальный план , как указывала Е.П.Б., это обширнейший из всех планов, имеющих к нам отношение. Это ключевой план Солнечной системы. Это ось, вокруг которой поворачивается великое Колесо. Это место встречи трёх линий эволюции, и именно поэтому он эзотерически именуется «совещательной палатой Трех Божеств ». На этом плане три Лица логической Троицы встречаются в совместной работе. Ниже можно наблюдать соединение двух Лиц, выше функционирует другая двойственность, но только на этом плане все Трое образуют единство.

Все Логосы различных схем выражают Себя на этом плане. В системе есть несколько схем, находящих на этом плане своё низшее проявление - у них нет физического тела, как у Земли и прочих плотных планет. Они существуют в газообразной материи, и их сферы проявления составлены просто из четырёх космических эфиров и космической газообразной материи. Но все великие Жизни Солнечной системы обязательно обладают телами из нашей системной ментальной материи, поэтому на этом плане становится возможным общение между всеми этими Сущностями. Этот факт есть основа оккультной реализации и истинная почва для единения. Материя абстрактных уровней ментального плана входит в состав проводников всех этих великих Существований, и через посредство этой энергетизированной субстанции они могут устанавливать контакт друг с другом вне зависимости от индивидуальной цели Их достижения. Следовательно, и единицы в Их телах тоже могут соприкасаться со всеми другими Эго и группами, уже достигшими сознания ментального плана (каузального сознания) и знающими различные групповые «ключи», групповые тона и цвета.

Поэтому тем, кто изучает предмет внимательно, станет очевидно, что этот факт даёт основу для истинных отношений между различными группами Эго, независимо от их степени эволюции, Луча или схемы. Эту фундаментальную истину можно усвоить лучше, если разобраться в следующих оккультных фразах:

«В Зале Неведения господствует кама-манас. Человек, обуреваемый неправильным желанием, ищет объект внимания своего сердца в мрачных залах самой плотной майи. Он находит его, но умирает, прежде чем пожинает все желаемые плоды. Змея жалит его, и желанная радость ускользает. Все, кто так ищет эгоистических плодов кармы, должны презирать друг друга, и потому этот Зал полон раздора и алчности, злонамеренности и ненависти, смерти и воздаяния, наработки кармы и поражающего возмездия.

В Зале Учения властвует интеллект, которым и старается руководствоваться стремящийся. Желание высшего порядка, плод манаса и его использования вытесняет низший камический позыв. Человек взвешивает и уравновешивает, стремясь к плодам знания в сумеречных Залах Интеллекта. Он находит их только затем, чтобы осознать, что знание - ещё не все. Он умирает в открытом поле знания и, умирая, слышит крик, стучащий ему в уши: «Знай, что знающий - больше знания; Тот, кто ищет, больше искомого».

В Зале Мудрости властвует Дух; Единый внутри меньших обретает верховный контроль. Смерть неведома в этих залах, ибо двое её великих врат пройдены. Разногласие и раздор исчезают. Царит гармония. Знающие видят себя Единством; они распознают то поле, где возрастает знание, как брахмический диссонанс и дифференциацию. Они видят знание как метод, как используемый всеми инструмент для достижения цели, как всего лишь зародыш конечного распознавания. В этом зале объединение всех со всеми, сочетание всех и каждого, и единство действия, цели и мастерства отмечают каждое высокое устремление».

Если вы поразмыслите над этими словами, то поймёте, что истинное единство возникает после осознания того, что бóльшая жизнь всегда включает меньшую и что каждое расширение сознания подводит человека ближе к осознаванию Единства.

Вам хорошо известно, что на ментальном плане находятся три аспекта ума, или три фокуса ментального восприятия и активности:

  1. Низший конкретный ум , который выражает себя наиболее полно через пятый Луч Конкретной Науки, отражая низшую фазу волевого аспекта божественности и суммируя в себе всё знание, а равно и эгоическую память. Низший конкретный ум связан с лепестками знания эгоического лотоса и способен к явному душевному просветлению, оказываясь в конце концов прожектором души. Контроль над ним устанавливается в процессах концентрации. Он имеет преходящий характер во времени и пространстве. В результате сознательной творческой работы его можно соединить с постоянным манасическим атомом или абстрактным умом.
  2. Сын Ума. Это сама душа, управляемая вторым аспектом всех семи Лучей, - и я прошу вас твёрдо усвоить это. Он отражает низшую фазу божественного аспекта любви и суммирует в себе результаты всего накопленного знания, которое есть мудрость, озаряемая светом интуиции. Иначе его можно описать как любовь, располагающую опытом и знанием. Наиболее полно Сын Ума проявляется через лепестки любви, присущей его бытию. Благодаря преданному, самоотверженному служению он приводит в действие божественный План в трёх мирах человеческой активности. Таким образом, он связан со вторым аспектом Духовной Триады и приводится в функциональную активность в результате медитации. Тогда он берёт под свой контроль и начинает использовать в собственных духовных целях преданную личность через упомянутый выше просветлённый ум. Он вечен во времени и пространстве.
  3. Абстрактный ум , который раскрывается исключительно под влиянием Первого Луча Воли или Могущества, отражая высший аспект божественной воли, или атмического принципа. При полном развитии, он суммирует в себе цель Божества и принимает ответственность за выявление Плана. Он энергетизирует лепестки воли до тех пор, пока вечная жизнь души не абсорбируется в то, что ни преходяще, ни вечно, но беспредельно, безгранично и неведомо. Его сознательное функционирование начинается с построением антахкараны. Этот «сияющий радужный мост» соединяет просветлённую личность, фокусирующуюся в умственном теле и мотивируемую любовью души, с Монадой, или Единой Жизнью, что позволяет божественно проявляющемуся Сыну Божьему выражать значение слов: Бог есть Любовь и Бог есть Огонь поядающий. Этот огонь, энергетизируемый любовью, сжёг все личностные качества, оставив лишь очищенный инструмент, несущий в себе характерные черты Луча души и более не нуждающийся в существовании душевного тела. К тому времени личность целиком вбирает душу, или, точнее, душа и личность соединяются и сливаются в единый инструмент, которым пользуется Единая Жизнь.

Эта картина, или символическое описание, нужны лишь для передачи общей цели материальной и духовной эволюции, которая близится к своему завершению - в текущем мировом цикле - благодаря развитию трёх аспектов ума на ментальном плане. Описанное имеет и космический смысл, но задерживаться на нём нам не стоит. В ходе этого процесса на сцене мировой жизни и на физическом плане появляются три основных аспекта божественного проявления. Это Человечество, Иерархия и Шамбала.

Хочу подчеркнуть, что лишь когда стремящийся прочно закрепляется на ментальном плане и сохраняет там «фокус осознания», для него становится возможным реальный прогресс в божественной работе построения моста, работе призыва и приведения в сознательное сопряжение Триады, души и личности. Сознательное построение антахкараны длится от заключительной стадии Пути Испытаний до третьего посвящения.

При разборе данного процесса необходимо затронуть три аспекта ума, которые выражаются на ментальном плане и составляют на нём основу различных состояний сознания. Интересно отметить, что на более совершенной стадии своего развития (интегрированной, устремлённой, ориентированной и преданной) человек твёрдо вступает на низшие уровни ментального плана и оказывается перед семью его подпланами и их соответствующими состояниями сознания. Это значит, что для него начинается новый цикл, где - на этот раз обладая полным самосознанием - он должен развить семь состояний ментальной осведомлённости. Все они свойственны или присущи ему, и все (при овладении) приводят к какому-либо из семи главных посвящений. Вот эти семь состояний сознания, начиная с первого, или низшего:

Ментальный план 1. Низшая ментальная осведомлённость. Развитие истинно ментального понимания.
2. Душевная осведомлённость, или душевное восприятие. Это не восприятие души личностью, но регистрация того, что воспринимает душа самой душой. Позднее то же регистрирует и низший ум. Таким образом, это душевное восприятие сменяет обычный умственный подход.
3. Высшая абстрактная осведомлённость. Раскрытие интуиции и осознание интуитивных процессов низшим умом.
Буддхический план 4. Постоянная духовная осведомлённость. Это полное сознание буддхического, или интуитивного, уровня. Такое воспринимающее сознание характеризует Иерархию. Жизненный фокус человека смещается на буддхический план. Это четвёртое, или промежуточное, состояние сознания.
Атмический план 5. Сознание духовной воли, которая выражается и переживается на атмических уровнях, или на третьем плане божественного проявления. Я почти ничего не могу сказать о такой осведомлённости, ибо это состояние нирванического осознания непостижимо для среднего ученика.
Монадический план 6. Вмещающая осведомлённость Монады на её собственном плане, втором плане нашей планетарной и солнечной жизни.
Логоический план 7. Божественное сознание. Это осведомлённость целого на наивысшем плане нашего планетарного проявления. Это также аспект солнечной осведомлённости на том же плане.

Стремясь хоть как-то понять суть работы по построению антахкараны, в качестве предварительного шага стоит рассмотреть природу субстанции, из которой сознательный стремящийся должен построить «мост из сияющего умственного вещества». На востоке это «умственное вещество» называется читтой . Существует она в виде субстанции трёх типов, которые имеют общую основу, но обусловлены разными качествами.

Ментальный план идет следующим. Правильное использование интеллекта - это выдающееся достижение на нем. Он также характеризуется тремя стадиями:

  • а) стадия, на которой ум является приёмником впечатлений из внешнего мира через пять чувств и мозг. Это негативное состояние, в нем «видоизменения мыслящего принципа» вызываются посредством импульсов внешнего мира и реакций астрального мира;
  • б) стадия, на которой ум инициирует собственную активность и интеллект становится доминирующим фактором. Хотя он побуждается к активности вышеперечисленными факторами, он отзывается также и на мысленные потоки ментального плана и чрезвычайно активизируется в результате обоих этих касаний. Эти касания порождают третий вид активности, когда рассудочный принцип действует сообразно полученной обоими путями информации, направляет собственные потоки мыслей и формирует собственные мыслеформы, а также регистрирует мыслеформы других;
  • в) стадия, на которой душе благодаря сосредоточению и медитации удается наложить свои идеи и впечатления на ум, который удерживается «устойчиво в свете», что позволяет ментальному телу отзываться на впечатления и касания, эманирующие из субъективных и духовных миров.

Дэвы низших ментальных уровней работают с человеком через ментальную единицу и разделены, грубо говоря, на четыре группы, будучи в действительности первой конденсацией троичного низшего тела человека. Они образуют часть его лунного тела. Они напрямую связаны с высшими духовными сущностями и представляют собой самое низшее проявление силы, эманирующей с Космического ментального плана и устанавливающей связь с человеческой Иерархией через ментальные единицы. Они - газообразные дэвы логоического физического тела. В данный момент мы не будем разбирать их более подробно, так как при изучении пятого принципа некоторые положения станут яснее, а их работа в связи с человеком может быть раскрыта дальше по ходу нашего рассмотрения. Сейчас обилие подробностей только усложнит предмет.

Давайте выясним, что же мы рассматриваем. Это:

  1. Пятое состояние сознания, называемое ментальным планом.
  2. Субстанция этого плана, существующая в двух аспектах: рупа и арупа.
  3. Жизни, одушевляющие эту материю, особенно в их отношении к человеку.
  4. Эго, или самосознательные единицы, образующие среднюю точку проявления.
  5. Строительство каузального тела, открытие эгоического Лотоса и создание групп, которые мы называем эгоическими группами.
  6. Индивидуальность тех Существований, которые мы называем:
    • а) Агнишваттами;
    • б) Манасадэвами;
    • в) Огненными дхиани;
    • г) Солнечными Ангелами, или Солнечными Питри;
    • д) Асурами;

и многими другими именами, упоминаемыми в оккультных книгах.

В умах учащихся существует большая путаница относительно различия между Агнишваттами, которые воплотились в качестве человека, и теми, кто просто отвечал за внедрение манасической, или ментальной, искры в животного человека. Это открывает для нас тему самой индивидуализации и воплощения некоторых духовных существований, о которых, когда они находятся в телесной форме, говорят как об Аватарах, Буддах Действия или прямых проявлениях Логоса. Вся эта тайна скрыта в отношениях между индивидуальными Монадами, образующими различные центры в теле Планетарного Логоса, и самосознательной Индивидуальностью Самого Планетарного Логоса. Здесь учащийся должен учитывать тот факт, что ментальный план есть первый аспект плотного физического тела Планетарного Логоса, а буддхический план - это космический эфирный план, тот, на котором находятся эфирные центры Небесного Человека.

С буддхического плана (в планетарном или солнечном смысле) приходит жизненность и импульс, гальванизирующий плотный физический проводник для целенаправленного и согласованного действия; поэтому именно на ментальном плане этот импульс ощущается в первую очередь и контакт между двумя планами осознаётся. Здесь содержится намёк, который, если над ним подумать, послужит своей цели. Учащемуся необходимо осмыслить место и назначение ментального плана и то, как этот план соотносится с Планетарным Логосом и Солнечным Логосом. По мере все более глубокого исследования природы своего собственного эфирного тела, он должен распространить это знание на высшие уровни и стараться понять состав той большей сферы, частью которой он является. Когда им будет лучше понята природа его собственных центров и эффективность их воздействия на его плотное физическое тело, он придет к более полной оценке соответствующего процесса в теле Логоса.

Именно на ментальном плане (отражении в трёх мирах третьего и пятого состояний Плеромы ) ощущается полная сила самой эфирной жизненности. Намек на значение этого факта можно обнаружить в том, что эфирное тело человека принимает и передает прану непосредственно в физическое тело и что жизненность физического каркаса определяется, главным образом, состоянием и работой сердца. Сердце распределяет жизненность по мириадам клеток, составляющих плотную физическую оболочку. Нечто аналогичное видно в утверждении о том, что огненные дэвы - это «Сердце в теле Дхиан Чохана», поскольку их энергия поступает из Духовного Солнца, так же как энергия пранических дэв эфирного тела поступает из физического Солнца. Эта энергия Агнишватт проявляется на ментальном плане, газообразном подплане Космического физического плана, также как энергия эфирных центров, расположенных на четвертом эфирном подплане, в первую очередь и наиболее мощно воздействует на газообразную материю физического тела. Вот почему Сыны Мудрости, воплощающие буддхический принцип, жизненную силу, или аспект любви, тем не менее известны на пятом плане как самосознательные принципы; буддхи использует манас в качестве своего проводника, и оккультные авторы зачастую говорят в терминах этого проводника. Эго, или самосознательная Индивидуальность, в сути своей - поистине Любовь-Мудрость, но проявляется оно в первую очередь как мыслящее сознание.

Хотя во время четвертого посвящения происходит «разрушение храма Соломона», составлявшие его качества усваиваются проводниками, которые посвященный использует для всех Своих контактов в трех мирах. Теперь Он становится самой сутью всех Своих тел. Нужно иметь в виду - в том, что касается Его, и с технической точки зрения, - что весь ментальный план есть один из трех планов, образующих плотный космический физический план. Это часто забывается изучающими, которые почти всегда помещают тело души и постоянный ментальный атом за пределы формы и того, что они называют тремя мирами. Но в техническом плане и с высших точек зрения это не так, что соответственно меняет и обусловливает мышление и работу посвященного четвертой и более высоких степеней. Этим же объясняется и необходимость устранения эгоического тела.

Звук заполняет четыре высших подплана космического физического плана, которые являются высшим соответствиям четырех эфирных уровней физического плана в трех мирах - трех плотных физических и четырех эфирных планов. Поэтому нужно помнить, что наши столь знакомые нам планы относятся к космическому физическому плану, а тот, который мы знаем лучше всего, - самый плотный из семи, с чем в основном и связаны вся наша борьба и трудности.

Основой раздела служат теософические взгляды. Реальное существование описываемых явлений, а также отношение к ним официальной науки неизвестно

Также называется: план дэвачана или сукхавати, небесный мир
Ментальный план проникает астральный, но простирается в пространство значительно дальше него.

Это план, на котором человек проводит большую часть времени в течение процесса своей эволюции (физическая жизнь по своей продолжительности редко превышает 1/20 часть жизни небесной, а в случае людей вполне добропорядочных - и 1/30 часть. Фактически, это истинный и постоянный дом того "я", которое перевоплощается, то есть человеческой души. Пребывание человека на высших уровнях в процессе эволюции увеличивается

Время и пространство как бы не существуют, потому что события видятся происходящими одновременно и в одном и том же пункте. Но есть предположения, что время и пространство существуют, но их действие ускользают от наблюдателя из-за огромной скорости

Наблюдатель оказывается посреди того, что ему представляется целой вселенной света, цветов и звуков, постоянно меняющихся. Это выражение мыслей в материи ментального плана и в его элементальной сущности, или эссенции. Ведь эта материя обладает той же природой, как и та, из которой состоит само ментальное тело. В действительности ментальный мир не имеет никакой обстановки, кроме той, которую каждый решает создать для себя своей мыслью, если не считать того факта, что бесчисленные существа, находящиеся постоянно в движении перед наблюдателем, сами по себе зачастую представляют собой зрелище высочайшей красоты

Первые впечатления: сильнейшее блаженство, неописуемая жизненность, необычайный прилив сил, и приходящая с ними совершенная уверенность Всякое существо, благодаря уже самому факту присутствия там, испытывает самое высокое духовное блаженство

Наблюдатель больше не должен слышать, видеть и осязать посредством органов, отделённых друг от друга и ограниченных в своих способностях. Вместо этого он чувствует в себе присутствие какой-то странной новой способности, которая не является ничем из предыдущих, но тем не менее заключает в себе их все и значительно их превосходит. Она позволяет ему, когда перед ним предстаёт какой-нибудь человек или предмет, не только его видеть и слышать, но ещё и мгновенно его познавать, изнутри и снаружи - его причины, его последствия, его возможности, по меньшей мере в том, что касается ментального плана и всех других планов, лежащих ниже его. Он обнаруживает, что думать для него - означает постигать и осознавать, и в непосредственном действии этого высшего чувства нет места никакому сомнению, колебанию или задержке. Думает ли он о каком-либо месте - он уже находится там, о каком-либо друге - его друг уже перед ним. Для него более не существует возможности недоразумений, и он уже не может быть обманут или введён в заблуждение какими-либо внешними видимостями, ибо каждая мысль и чувство его друга открываются перед ним на этом плане, подобно книге.

Имеется возможность видеть прошлое. Только ясновидящий, обладающий ментальным зрением, может дать надежные картины прошлого. На высших уровнях можно знать о своих прошлых жизнях, карме и кармических причинах, а значит, знать о цели эволюции

Возможности видеть будущее нет, это возможность высших планов, но предвидение возможно

Между воплощениями человек проводит время на низших уровнях ("рупа"). Высшие уровни ("арупа") составляют высший небесный мир, в котором действует перевоплощающееся "я" - это истинный дом человеческой души. Проводник на низших уровнях - ментальное тело, на высших - каузальное тело. Другая огромная разница между этими двумя уровнями состоит в том, что в четырёх низших подразделениях может до некоторого предела существовать иллюзия - конечно не для лица, которое вступило сюда при жизни в полном сознании, но только для человека малоразвитого, приведённого сюда переменой существования, называемой смертью На низших уровнях человек живёт полностью в мире своих собственных мыслей и продолжает полностью отождествлять себя с личностью, которая ему принадлежала во время его последней жизни; на высших - он просто душа или перевоплощающееся "я"

Мысли, видимые на этом плане, не все обращены к другим людям - многие просто выброшены в материю плана и плавают в ней. Их формы и цвета бесконечно разнообразны. Три принципа, на которых основывается создание мыслеформ, порождённых умственным действием:

  • свойство мысли определяет её цвет
  • природа мысли определяет её форму
  • точность мысли определяет ясность очертания
Редко, но возможно обыкновенным лицам во время сна, или лицам психически развитым в состоянии транса проникнуть на этот план. Чистая жизнь и чистые намерения представляют непременные условия, но даже если эти лица достигнут ментального плана, они будут далеки от настоящей сознательности, и смогут воспринять лишь некоторые впечатления.

Подпланы (представляют различные способности и состояния ума):

  • 7-й (низшее небо) Характеристика - бескорыстная привязанность к своим близким
  • 6-й (2-е небо) . Характеристика - религиозная антропоморфическая набожность
  • 5-й (3-е небо) . Характеристика - преданное служение, выражающееся в активной работе"
  • 4-й (4-е небо) . Характеристики - бескорыстное стремление к духовным познаниям; высокая философская или научная мысль; литературные или художественные таланты, применяемые бескорыстно; служение ради служения
  • 3-й (5-е небо) . Самый населённый, т. к. здесь находятся почти все 60 млрд. душ, которые участвуют в нынешней человеческой эволюции (здесь все, кроме тех, которые способны действовать на 2 и 1 подпланах). Души, связанные с физическим телом, можно отличить от душ, наслаждающихся развоплощённым состоянием, по разнице вибраций на поверхности шаров
  • 2-й (6-е небо) . Обитатели этого уровня, будучи способны обозревать своё прошлое, осведомлены о назначении и методе эволюции. Здесь живут лишь души, настойчиво стремящиеся к духовному росту; а потому они весьма восприимчивы к влияниям с высших планов
  • 1-й (7-е небо) . Здесь обитают только Учителя Мудрости и Сострадания, а также их посвящённые ученики
Обитатели (в отличие от астрального плана здесь нет продуктов злых страстей человека):
  • Человеческое население
    • Воплощённые (связаны с человеческим телом, но действуют сознательно - адепты или посвященные ученики)
    • Существа, находящиеся во сне или в трансе
    • Невоплощённые
  • Нечеловеческое население
    • Элементальная сущность
    • Элементальные царства
    • Животное царство
    • Дэвы или ангелы
  • Искусственно созданное население
Качества, необходимые для достижения небесной жизни : бескорыстие и альтруистическая любовь к своему семейству или своим друзьям, альтруистическая религиозность, отсутствие эгоизма личности
Loading...Loading...