Место в системе наук традиционной логики. Логическое мышление - развитие логики

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства

(наименование кафедры)

________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Факультет______________ курс____________ группа_____________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине _________________________________________________

На тему __________________________________________________

(наименование темы) ________________________________________________________________

Отметка о зачёте _________________________ __________

(зачтено/не зачтено) (дата)

Руководитель __________________________________ __________________

(ф.и.о., должность, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Москва 20__ г.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

К КУРСУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА»

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

1.1.Понятие «логика», его основные значения. Место логики в системе наук о мышлении.

Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что значит "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Кроме того, данный термин применяется для обозначения любых закономерностей ("логика вещей", "логика событий").

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук - философией, физиологией, кибернетикой, лингвистикой, каждая выделяет свой аспект изучения:

Философия - изучает соотношение материи и мышления.

Социология - проводит анализ исторического развития в зависимости от социальных структур общества.

Кибернетика - изучает мышление как информационный процесс.

Психология - изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность.

Роль мышления в познании.

Человек с первых дней своей жизни включается в процесс познания окружающего его мира. Он познает отдельные призна­ки предметов и явлений, которые отражаются в ощущениях; це­лостные предметы и явления в их непосредственной данности человеку представлены в восприятии; видимые и невидимые че­ловеческому глазу связи и отношения между предметами и явле­ниями позволяет открыть мышление. В широком смысле мышление человека понимается как его активная познавательная деятельность с внутренним процессом планирования и регулирования внешней деятельности. Понять, как человек мыслит, значит понять, как он видит (представляет, отражает) окружающий его мир, себя в этом мире и свое место в нем, а также как использует знания о мире и о себе для управ­ления собственным поведением.

Познание есть построение смыслового (идеального) содержания мира в сознании людей. Окружающий мир и его свойства раскрываются в процессе познания. Практика является одним из элементов познания. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений. Познание имеет две основные ступени: чувственную и рациональную .

Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Чувственное познание имеет три основные формы: ощущение, восприятие и представление . Через ощущения и восприятия мышление непо­средственно связано с внешним миром и является его отраже­нием.Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.

Ощущение - субъективный образ объективного мира, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Всякое эмпирическое познание начинается с живого созерцания, чувственных восприятий. Формами чувственного восприятия являются отражения отдельных свойств предметов или явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов.

Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим), творческим, в том числе фантастическим. Путем чувственного восприятия человек обнаруживает явление предмета, но не его сущность. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них человек познает посредством абстрактного мышления, которое представляет мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное восприятие. Переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению представляет собой качественно иной уровень в процессе познания. Это - переход от первичного представления фактов к познанию законов.

Основными формами абстрактного, т.е. отвлеченного от непосредственно данной реальности мышления, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Пример: Все присутствующие на лекции - студенты. Оля присутствует на лекции (2 суждения). Оля - студентка (умозаключение).

Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии .

В процессе логического познания человек стремится достичь истины. Логическая истина, или истинность, есть соответствие умозаключения тем правилам мышления, которые для него установлены. Это и будет означать, что посылки и следующий из них вывод сочетаются логически "корректно", т.е. соответствуют установленному для данной логической системы критерию истинности. Задача любой логической системы - показать, каковы правила сочетания отдельных смыслов и к каким выводам это сочетание приводит. Данные выводы и будут тем, что называется логической истиной.

Существенной особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком, поскольку законы возникновения, сочетания, а также выражения языковых смыслов, тождественны функционированию смыслов логических. Это значит, что любое словосочетание, предложение или сочетание предложений имеет определенный логический смысл.

1.3. Основные этапы развития логики

Возникновению логики, как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад - сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно они складываются в более или менее стройную систему, оформляются в самостоятельную науку.

Причины возникновения логики . Во-первых, зарождение и первоначальное развитие в Древней Греции наук (VI в. до н.э.), прежде всего, математики. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаклю­чения и доказательства. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания. Логика возникла, прежде всего, как попытка выявить и объяснить требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности. Другая причина - это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой полюсной демократии.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап связан с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), который впервые дал систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют "традиционной" формальной логикой.Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Аристотель дал классификацию наиболее общих понятий - классификацию суждений, фундаментальных законов мышления - закон тождества, закон исключенного третьего. Сама логика получила дальнейшее развитие как в Греции, и других странах.

Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схола­сты. До сих пор сохраняется введенная ими ла­тинская терминология.

В эпоху Возрождения логика переживала кризис. Она расценивалась в качестве логики "искусственного мышления", которой противопоставлялось естественное мышление, базирующееся на интуиции и воображении.

Новый этап в развитии логики начинается с XVII в. Это связано с созданием в ее рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной.Потребность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон (1561-1626). Он стал родоначальником индуктивной логики, написав в противовес старому "Органону" Аристотеля "Новый Органон...".

Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Джоном Стюартом Миллем (1806-1873) в его двухтомном труде "Система логики силлогистической и индуктивной".

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650). В своем главном труде "Рассуждение о методе...", основываясь на данных, прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции.

Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд "Логика, или Искусство мыслить". Он получил известность как "Логика Пор-Рояля" и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке.

Второй этап - это появление математической (или символической) логики.

Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой - математизация самой логики как науки.

Крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646-1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики, так как именно он использовал в качестве метода исследования метод формализации. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития математическая (символическая) логика получила в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков. К этому времени математизация наук достигла значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальные проблемы ее обоснования.

Так открылся новый, современный этап в развитии логических исследований. Пожалуй, наиболее важная отличительная особенность этого этапа состоит в разработке и использовании новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение так называемого формализованного языка - языка символов, т. е. буквенных и других знаков (отсюда и наиболее общее наименование современной логики – «символическая»).

Различают два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждений, а при втором эта структура учитывается и, соответственно, символический язык обогащается, дополняется новыми знаками.

Становление диалектической логики . В свое время еще Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаментальных проблем диалектической логики - проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи и понятия о ней и т. д. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах последующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница . Однако как самостоятельная логическая наука, качественно отличная от формальной логики своим подходом к мышлению, диалектичес­кая логика начала оформляться лишь в конце XVIII - начале XIX вв.

Первым, кто попытался ввести диалектику в логику, был немецкий фило­соф И.Кант (1724-1804). Кант считал, что логика есть "наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления...".

Но в этом несомненном достоинстве логики Кант обнаружил и ее основной недостаток - ограниченные возможности как средства действительного познания и проверки его результатов. Поэтому наряду с "общей логикой", которую Кант впервые в ее истории назвал также "формальной логикой" (и это название закрепилось за ней вплоть до настоящего времени), необходима специальная, или "трансцендентальная логика". Главную задачу этой логики он усматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форм мышления, как категории: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий...». Они служат условием всякого опыта, поэтому носят априорный, доопытный характер. Таковы категории пространства и времени, количества и качества, причины и следствия, необходимости и случайности и другие диалектические категории, применение которых якобы не подчиняется требованиям законов тождества и противоречия.

Грандиозную попытку выработать целостную систему новой, диалектической логики предпринял другой немецкий философ - Г.Гегель (1770-1831). В своем основополагающем труде "Наука логики" он раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями и действительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительных высот. Средством разрешения этого противоречия и стало создание им в своеобразной, религиозно-мистической форме системы новой логики. В фокусе ее - диалектика мышления во всей его сложности и противоречивости.

Растущие потребности научно-технического прогресса обусловливают дальнейшее интенсивное развитие современной логики.

Тема 2. Язык логики

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.

2.1.Соотношение языка и мышления. Понятие о знаковых системах .

Познающее мышление, изучаемое логикой, всегда выражается в языке, поэтому логика рассматривает мысль в ее языковом выражении. Функции естественного языка многочисленны и многогранны.

Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой (у глухонемых), речью внешней (для других) или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. С помощью научного языка, в основе которого лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.

Слово и понятие. Имя . Способность познавать внешний мир посредством идей, отражающих предметы в их общих и существенных признаках, создает общезначимую логическую форму мышления – понятие . Без понятия нельзя сформулировать законы и выделить предметную сферу науки. Понятиепомогает выделить определенные классы вещей и отличить их друг от друга. Понятие выступает как результат абстрагирования, то есть мысленного выделения существенных свойств вещей и их обобщения посредством отличительных признаков.

Язык служит для выражения мыслей. Имена не только обозначают те или иные объекты, но выра­жают также ту или иную мысль. Эта мысль (точнее, форма мысли) называется понятием.

Понятие есть форма мысли, выражаемая именем.Наши бытовые и профессиональные разговоры, ре­чи, споры состоят из слов и предложений.

Среди употребляемых нами слов наиболее важ­ными являются имена, так как именно они и со­ставляют большую часть слов.

Имя - это выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность предметов, свойство или отношение.

Имена делятся на: 1) простые, сложные, описательные ; 2) собственные ;3) общие . Каждое имя имеет значение,или смысл.Значением, или смыслом имени, является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени. Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, или смысл.

В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями. Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Так называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.

Знак - это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.

Можно выделить знаки следующих трех типов: 1) знаки - индексы; 2) знаки -образцы; 3) знаки - символы.

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами или следствия с причинами.

Знаками-образцами являются те знаки, которые сами по себе даютинформацию о представляемых ими объектах (карта местности, карта-чертеж), поскольку они находятся в отношении подобия с обозначаемыми объектами.

Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представление ими объектами. Логика исследует знаки последнего вида.

К основным символам, заменяющим главные понятия логики, понятие субъекта, или предмета мысли (логическое подлежащее) и предиката, т.е. признака предмета мысли, присущего или не присущего ему (логическое сказуемое), относятся S и P . Понятия "субъект" и "предикат" используются и в философии, поэтому с самого начала необходимо установить пусть и не столь уж радикальные, но все же существующие различия между философским и логическим значениями их. В философии «субъект» - это и отдельный человек, и мыслящее человечество, общество в целом, т.е. то, что противостоит «объек­ту» - природе, миру в целом. В логике «субъект» - это предмет мысли, то, на что направлено наше сознание, наше внимание, интеллект, разум, о чем ведется рассуждение, это - логическое подлежащее суждения. Им может быть любое понятие, отражающее любой реальный или мнимый, материальный или идеальный "предмет". Предметом мысли, тем самым, может быть все, что угодно.

"Предикат" в философии и логике почти совпадают по своему значению, это любой признак, присущий или не присущий тому или иному предмету, в логике, конечно же, предмету мысли.

S - символ для обозначения субъекта суждения (предмета мысли, логического подлежащего).

P - символ предиката суждения (логического сказуемого), т.е. понятия, отражающего присущий или не присущий предмету мысли (субъекту), признак.

М - средний термин умозаключения, общее дли исходных суждений понятие.

«Есть» - «не есть» (суть - не суть и пр.) - логическая связка между субъектом и предикатом суждения, выражаемая иногда простым тире между «S» и «Р».

R - символ любого отношения.

А (а) - символ общеутвердительного су­ждения («Все студенты - учащиеся»).

Е (е) - символ общеотрицательного сужде­ния («Все студенты этой группы не являются спортсменами», или, что одно и то же, «Ни один студент этой группы не яв­ляется спортсменом»).

I (i) - символ частноутвердительного су­ждения («Некоторые студенты отличники»).

О (о) - символ частноотрицательного су­ждения («Некоторые студенты не есть отличники»).

V - символ квантора общности (всеобщности), в языке выражается словом "все", «для всякого» и т.п.

I - символ квантора существования, в языке выражается словом «некоторые», «существуют такие», "многие" и т.п.

/\ - символ, или знак соединительного логического союза «и» (конъюнкция).

V - символ (знак) разделительного логиче­ского союза «или» (дизъюнкция).

--> - символ условного логического союза «если.., то...» (импликация).

<--> - символ логического союза тождества, эквивалентности: «если и только если», «тогда и только тогда, когда» (эквиваленция).

«Не» - отрицательная частица, может быть выражена и чертой над знаком, например: В, С.

Символ для обозначения необходимости.

Символ для обозначения возможности.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.

Именами являются языковые выражения, подстановка которых в формулу "S есть Р" вместо переменных S и Р дает осмысленное предложение.

Именами являются, к примеру, "звездная ночь", "Волга", "Тамбов" и "вечерние сумерки". Подстановка данных выражений в указанную форму дает осмысленные (хотя и необязательно истинные) предложения: "Тамбов есть Волга", "Вечерние сумерки есть звездная ночь", "Звездная ночь есть Волга" и т.п.

Предложение (высказывание) - это языковое выражение, являющееся истинным или ложным.

Функтор - это языковое выражение, не являющееся, ни именем, ни высказыванием и служащее для образования новых имен или высказываний из уже имеющихся.

Тема 3. Основные законы логики

3.1. Понятие «логического закона»

Закон мышления – это внутренняя, необходимая связь между мыслями. Наиболее простые и вместе с тем необходимые связи между мыслями выражаются с помощью основных формально логических законов, подчинение которым обусловливает определенность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность мышления. Формальная логика рассматривает четыре основных закона: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы выражают наиболее общие свойства всякого правильного мышления и имеют всеобщий и необходимый характер. Без соблюдения этих законов правильное мышление вообще невозможно.

Первые три из этих законов были выявлены и сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания был сформулирован Г. Лейбницем.

Изучение этих законов необходимо и важно для понимания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осознания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и невозможности отличить истину от лжи.

3.2.Закон тождества и его логические требования к процессу мышления, а также ошибки из-за их нарушения

Закон тождества устанавливает требование определенности мышления: употребляя в процессе размышлениятермин, мы должны понимать под ним нечто определенное. Поэтому, в рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения теми же самыми по содержанию и смыслу. Это требование сохраняется, если каждое преобразование аннулируется ему обратным образом (нулевое преобразование).

Неизменность мысли в ходе рассуждения фиксируется формулой А есть А или А≡А, или не А есть не А. Объективное основание закона находится во временном равновесии, покое какого-либо тела или процесса.

Даже постоянное движение, изменение позволяет опознавать и идентифицировать объекты. Это объективное свойство вещи, события сохранять тождественность, одно и то же качество, должно быть отражено мышлением, которое должно схватить постоянство предмета. Закон тождества требует, чтобы понятия и суждения носили однозначный характер, без неопределенностей и двусмысленностей.

Из этого краткого обзора видно, что закон тождества универсален в смысле охвата всех без исключения форм мышления, всякой мысли вообще.

Требования закона тождества и логические ошибки из-за их нарушения .

Из объективно действующего в нашем мышлении закона тождества вытекают определенные требования.

Это логические нормы, установки, предписания или правила, которые формулируются самими людьми на основе закона и которые необходимо соблюдать, чтобы мышление было правильным, ведущим к истине. Их можно свести к следующим двум:

1) Каждое понятие, суждение и т. д. должно употребляться в одном и том же определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

С этим требованием связано следующее.

2) Нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тождественные мысли принимать за различные.

Требуя определенности, однозначности мысли, закон тождества в то же время направлен против всякой нечеткости, неточности, размытости наших понятий и т.д.

В тех случаях, когда требования закона тождества нарушаются, возникают многочисленные логические ошибки. Они называются по-разному: «амфиболия » (двусмысленность, т. е., употребление одного и того же слова-омонима одновременно в разных смыслах), "смешение понятий", "путаница в понятиях", "подмена одного понятия другим" (эквивокация ), "подмена тезиса" и т. д.

Значение закона тождества . Знание закона тождества и его использование в практике мышления имеет принципиальное значение, так как позволяет сознательно и четко отделять правильное рассуждение от неправильного, находить логические ошибки - двусмысленность, подмену понятий и т.д. - в рассуждениях других людей и избегать своих собственных.

В любой речи - письменной или устной - следует в соответствии с законом тождества добиваться ясности изложения, а она предполагает использование слов и выражений в одном и том же смысле, понятном для других, и в естественных сочетаниях с другими словами.

Очень важно соблюдать требования закона тождества в дискуссиях, спорах и т. д. Чтобы спор не был беспредметным, необходимо всегда точно определить предмет спора и точно выяснить ключевые понятия в нем. Для равнозначных понятий можно и нужно использовать слова-синонимы. Следует лишь помнить, что синонимия носит относительный характер (слова, являющиеся синонимами в одном отношении, не являются ими в другом). А под видом синонимов иногда употребляются совершенно разные понятия. Если же применяются слова омонимы, то требуется точно выяснить тот смысл, в котором они в данном случае берутся.

3.3. Закон непротиворечия, его конструктивная роль в логическом мышлении

Закон непротиворечия выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.

Формула закона гласит: неверно, что А и не А одновременно истинны.

Закон непротиворечия непосредственно связан с законом тождества. Если закон тождества говорит об определенном равенстве объекта мысли самому себе, то закон непротиворечия указывает, что “этот” объект мысли необходимо должен отличаться от всех других объектов. Тем самым закон непротиворечия имеет свое собственное содержание. Оно выражается в следующем: одному и тому же объекту в одно и то же время и в одном и том же смысле нельзя приписывать противоположные признаки. Если одному и тому же объекту приписываются противоположные признаки, то один из них, во всяком случае, приписан ложно.

Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист – этот человек плохой специалист.

Объективное содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности. Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность. Логическим источником противоречия являются ошибочная исходная позиция; результат недомыслия и незнания дела; неразвитое, недисциплинированное мышление; невежество и стремление сознательно запутать дело.

В то же время противоположные суждения могут быть истинными в следующих случаях:

1) если речь идет о разных признаках одного предмета;

2) если речь идет о разных предметах с одним признаком;

3) если речь идет об одном предмете, но рассматривается он в разное время и разных отношениях.

Сфера действия закона непротиворечия . Этот закон представляет собой, прежде всего обобщение практики оперирования суждениями. В нем отражается закономерное отношение между двумя суждениями - утвердительным и отрицательным, отношение несовместимости их по истинности: если одно истинно, то другое непременно ложно.

Суждения делятся на утвердительные и отрицательные, а они, в свою очередь, на истинные и ложные, то этим объясняется универсальный характер закона непротиворечия. Поскольку из простых суждений образуются сложные, то закон непротиворечия действует и здесь, если они находятся в отношении отрицания.

Этот закон распространяется также на понятия, а именно на отношения между ними. Это отношения несовместимости.

Так, если лес "хвойный", то он не может быть "лиственным" (отношение соподчинения); если человек "щедрый", то он не может быть в то же время "нещедрым" (отношение противоречия) или "скупым" (отношение противоположности).

Закон непротиворечия обнаруживается и в умозаключениях. На нем основаны, например, непосредственные умозаключения через превращение суждений. Эта операция возможна лишь потому, что предмет мысли не может одновременно принадлежать и не принадлежать к одному и тому же классу предметов. В противном случае будет логическое противоречие. В умозаключениях через отношение суждений в логическом квадрате действие закона непротиворечия сказывается в том, что если какое-либо суждение истинно, то противоречащее или противоположное ему будет ложным. Иными словами, они не могут быть одновременно истинными.

Наконец, закон противоречия действует в доказательстве. Он лежит в основе одного из правил оснований доказательства: они не должны противоречить друг другу. Без действия этого закона было бы невозможным опровержение. Доказав истинность одного тезиса, не возможно заключить ложность противоположного или противоречащего ему тезиса.

Требование непротиворечивости мысли и его нарушения в практике мышления . Действие объективного закона непротиворечия в мышлении предъявляет человеку важное требование - непротиворечивости в его рассуждениях, в связях между мыслями. Чтобы наши мысли были истинными, они должны быть последовательными, непротиворечивыми. Или: в процессе любого рассуждения нельзя противоречить себе, отвергать свои собственные высказывания, признаваемые за истинные.

С нарушением требований закона непротиворечия связаны разнообразные логические ошибки - «логические противоречия».

Значение закона непротиворечия . Особенно важно учитывать действие закона противоречия в науке, так как всякое научное рассуждение - более или менее обстоятельное, подробное, взаимоисключающие мысли могут находиться в разных его местах и их попросту трудно обнаружить. Тем более затруднительно это сделать, если рассуждения разделены во времени: то, что утверждалось в одно время, может незаметно для самого говорящего отрицаться в другое. Но от этого логические противоречия не утрачивают своего вреда. Они представляют собой интеллектуальный "шлак", засоряющий наши рассуждения и требующий постоянного очищения их, чтобы можно было успешно двигаться к истине. Вот почему в науке придается принципиальное значение предупреждению или устранению в ней логических противоречий.

Одно из важнейших условий построения научной системы - это непротиворечивость исходных данных ("непротиворечивость системы аксиом").

Другое условие - непротиворечивость вытекающих из них теоретических построений («непротиворечивость самой теоретической системы»). Если в науке обнаруживается какое-либо противоречие логического порядка, то его всячески стремятся устранить, как помеху на пути познания истины.

Логические противоречия нетерпимы и в повседневной речи. Человека перестают уважать, если он по одному и тому же поводу сегодня говорит одно, а завтра другое. Это человек без принципов.

3.4. Закон исключенного третьего и его значение для определения истинности

Закон исключенного третьего предъявляет более сильные требования к суждениям и требует не уклоняться от признания истинности одного из противоречащих высказываний и не искать между ними нечто третье.

Закон исключенного третьего обозначается формулой А есть или В, или не В. Смысл этой формулы следующий. Каков бы ни был предмет нашей мысли (А), предмет этот либо обладает известным свойством (В), либо не обладает им. Невозможно, чтобы ложным было как то, что предмет А обладает свойством В, так и то, что предмет этим свойством не обладает. Истина обязательно находится в одном из двух противоречащих суждений. Никакое третье суждение об отношении А к В и не В не может быть истинным. Следовательно, здесь имеет место дихотомия, согласно которой, если одно из двух истинно, то другое ложно, и наоборот.

Этот закон и его действие не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет. Закон альтернативен в характеристике вещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходы и определить истинный.

Закон исключенного третьего и закон непротиворечия связаны между собой. Оба они не допускают существования противоречивых мыслей. Но между ними есть и различия. Закон не противоречия выражает отношение между противоположными суждениями. Например: «Эта бумага белая». – «Эта бумага черная». Закон исключенного третьего выражает отношение между противоречащими суждениями. Например: «Эта бумага белая». – «Эта бумага не белая». В силу этого, в случае действия закона не противоречия, оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными, а истинным будет третье суждение - “Эта бумага красная”. В случае действия закона исключенного третьего оба суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них будет необходимо истинной, другое – ложным, и невозможно никакое третье, среднее суждение. Если же противоречащие по форме суждения относятся не к единичному предмету, а к классу предметов, когда, что-либо утверждается или отрицается относительно каждого предмета данного класса и это же отрицается относительно каждого предмета данного класса, то отношения истинности между ними устанавливаются по правилам “логического квадрата”. Когда одно из суждений что-либо утверждает относительно всего класса предметов или явлений, а другое суждение это же отрицает относительно части предметов или явлений этого же класса, тогда одно из таких суждений будет обязательно истинно, другое будет ложным, а третьего не дано. Например: “Все рыбы дышат жабрами” и “Некоторые рыбы не дышат жабрами”. Оба эти суждение не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.

Требования закона исключенного третьего и их нарушения . На основе этого закона можно сформулировать определенные требования к мышлению. Перед человеком нередко встает дилемма: выбирать не из одинаковых, а из взаимоотрицающих высказываний. Закон исключенного третьего как раз и предъявляет требование выбора - одного из двух - по принципу «или - или», tetrium non datur (третьего не дано). Он означает, что при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа; нельзя искать что-то промежуточное, среднее, третье.

Значение закона исключенного третьего . Этот закон не может точно указать, какое именно, из двух противоречащих, суждений истинно. Но его значение состоит в том, что он устанавливает для нас вполне определенные интеллектуальные границы, в которых возможен поиск истины. Эта истина заключена в одном из двух отрицающих друг друга высказываний. За этими пределами искать ее не имеет смысла. Сам же выбор одного из суждений в качестве истинного обеспечивается средствами той или иной науки и практики.

  • III. Образовательный процесс. 29. Общеобразовательное учреждение осуществляет образователь­ный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
  • III. Образовательный процесс. 3.1. Гимназия реализует общеобразовательные программы основно­го общего, среднего (полного) общего образования
  • III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • III. Уровни языка и разделы науки о современном русском литературном языке

  • Термин «логика» происходит от греч. Logos – «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, для обозначения всякой объективной закономерности во взаимосвязи явлений, например «логика фактов», «логика вещей», «логика истории» и т. д. Во-вторых, для обозначения закономерности в развитии мысли, например «логика рассуждений», «логика мышления» и т. д. В-третьих, логикой называют науку о законах мышления.

    Мышление изучается многими науками: психологией, кибернетикой, физиологией и др. Особенностью логики является то, что ее предметом являются формы и способы правильного мышления. Логика как наука включает в себя такие разделы, как формальная логика, диалектическая, символическая, модальная и др.

    Итак, логика это наука о способах и формах правильного мышления. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. Поясним на примере значение понятия «форма мышления». Возьмем два предложения: «Все люди смертны» и «Все реки впадают в море». Одно из них верное, другое нет. Но по форме они одинаковы. В каждом из них утверждается что-то о другом предмете. Если мы обозначим предмет, о котором говорится, буквой S, а то, что говорится, буквой Р, то получим форму мысли: все S есть Р; в нее можно вставить разное содержание. В формальной логике рассматриваются основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение, а также законы их взаимосвязи, соблюдая которые можно получать правильные выводы при условии, что исходные положения истинны. Логическая форма, или форма мышления, – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

    В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.

    Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, оно помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

    Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.

    Настоятельно необходимо знание логики представителям СМИ и медицинским работникам, деятельность которых может повлиять на судьбы людей.

    Решение суда может быть правильным, если не только его юридические основания верны, но и ход рассуждения, логика правильны. Логика имеет большое значение для решения всего спектра юридических задач, регулирования трудовых, имущественных и иных отношений, социальной и правовой защиты граждан и т. п.

    №2 основные формы познания. Чувственные познания и абстрактное мышление их взаиомосвязь. Особенности абстрактного мышления

    Логика занимает особое место в системе наук. Особенность положения определяется тем, что логика, как и философия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (общечеловеческих) формах и методах мышления.

    В отечественной литературе методология понимается двояко.

    Во-первых, как совокупность методов, используемых и той или иной науке. В этом смысле правомерно говорить о методологии физики, химии, биологии и других наук, поскольку каждая наука пользуется той или иной совокупностью методов, не имея в своем содержании специального учения о них. Методы этих наук основываются на тех простейших, которые логикой-то и исследуются, хотя могут формироваться и как комбинации из них; приспособленные же к специфическому предмету своих наук они приобретают своеобразие и видимость независимости от логических.

    Во-вторых, как учение о методах. В этом смысле методологией обладают только философия и логика, ибо философия исследует универсальный метод практической и теоретической деятельности человека, а логика исследует основные общечеловеческие и общенаучные интеллектуальные методы. Поскольку метод есть система правил, система нормативных положений, то методологическое в этом смысле - не только имеющее отношение к методам, но и определяющее, указующее, нормативное, метрическое, т.е. сходное с методами. Именно такую роль для всех наук и выполняет логическое учение о формах и методах мышления.

    В чем полезность, практическая ценность логики? Конечно, логика может пониматься как определенный интеллектуальный инструментарий, владеть которым полезно при мыслительной деятельности. Но она может пониматься и как конечный результат исследования форм мысли, с которым как с наработанным человечеством опытом полезно познакомиться. Однако, логика не есть ни просто инструмент, ни просто результат. Она содержательно богаче того и другого, она требует полного овладения собой и только тогда дает свободу действий, приносит практическую пользу, демонстрирует методологическую свою ценность. Овладение наукой сложно, интеллектуально трудоемко. Многие же относятся к ней как к некому продукту, результату, инструментарию, который стоит только взять в руки и им уже можно эффективно пользоваться и получать ощутимые плоды. Но это далеко не так. Наука требует большего, но только после этого она может дать своим хозяевам свободу действий, т.е. практическую полезность и ощущение ценности полученных знаний.

    Между тем, основная масса молодых людей формируется у нас, все-таки, не как теоретики, не как мыслители, а скорее как практики, экспериментаторы; в теории они в большинстве своем выступают начетниками, умеющими находить из известных источников ответы на заранее сформулированные вопросы. Такая учебная практика мыслителей не формирует. Они появляются в этих условиях лишь в виде исключения, как случайность, иногда же в силу индивидуальных черт характера, заставляющих индивида противопоставлять себя распространенной практике. Большинство боится науки, ибо крепок "гранит" ее для усвоения. Другие, наоборот, не боятся ее, ибо не знают ее и поэтому пренебрежительно относятся к ней, полагая, что стоит только за нее взяться, так она и поддастся. С наукой такого не бывает. За нее следует браться в свое время и не порывать с ней всю жизнь, потому что только в этом случае динамичные ее внутренние изменения не пройдут незамеченными. Иного способа овладения наукой, как только в процессе многолетнего, постоянного, настойчивого и интенсивного интеллектуального труда, нет. Вот поэтому, «школьное» прохождение университетского или вузовского образования дает более значимые, заметные результаты по овладению логикой, чем спонтанные, (наскоковые или атаковые) самодеятельные попытки овладения ею. Поскольку логика есть наука, то дилетантского отношения к себе вряд ли простит. Своим учением об основных формах и методах мышления она методологична как по отношению к другим наукам, так и по отношению ко всем мыслящим.

    Еще по теме § 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИКИ:

    1. 2. 3. МЕСТО ЛОГИКИ СТОИКОВ В ИСТОРИИ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ: ОТНОШЕНИЕ К ЛОГИКЕ МЕГАРЦЕВ, АРИСТОТЕЛЯ И К СОВРЕМЕННОЙ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ

    Особенности современной логики

    Непосредственным результатом революции, произошедшей в логике в конце XIX – начале XX вв., было возникновение логической теории, получившей со временем название «классическая логика». У ее истоков стоят ирландский логик Д. Буль, американский философ и логик Ч. Пирс и немецкий логик Г. Фреге. В их работах была реализована идея переноса в логику тех методов, которые обычно применяются в математике. Классическая логика по-прежнему остается ядром современной логики, сохраняющим как теоретическую, так и практическую значимость. Таким образом, классическая логика продолжает традиции аристотелевского направления в развитии логики, используя при этом современный математический и категориальный аппарат.

    Однако в начале XX в. началась критика классической логики. В результате возникло множество новых направлений, которые получили название неклассической логики.

    В отличие от классической неклассическая логика не сформировалась как единое целое, а представляет собой разнородные направления.

    Интуиционистская логика

    В 1908 г. голландский математик и логик Л. Брауэр подверг сомнению неограниченную приложимость в математических рассуждениях классических законов исключенного третьего (который гласит, что либо само утверждение, либо его отрицание истинно), двойного отрицания, косвенного доказательства. В результате данного анализа в 1930 г. возникла интуиционистская логика, которая не содержала данных законов. Закон исключенного третьего, считал Брауэр, возник в рассуждениях о конечном множестве объектов. Затем он был распространен и на бесконечные множества. Когда множество конечно, мы можем решить, все ли объекты, входящие в него, обладают некоторым свойством, проверив один за другим все объекты данного множества. Для бесконечных множеств такая проверка невозможна.

    По выражению немецкого математика Г. Вейля, доказательство существования, опирающееся на закон исключенного третьего, извещает мир о существовании сокровища, при этом не указывая местонахождения и не давая возможности им воспользоваться.

    Выдвигая на первый план математическую интуицию, интуиционисты не придавали большого значения систематизации логических правил. Только в 1930 г. ученик Брауэра А. Рейтинг опубликовал работу с изложением особой интуиционистской логики.

    В дальнейшем идеи, касающиеся ограниченной приложимости закона исключенного третьего и близких ему способов математического доказательства, были развиты русскими учеными А. Н. Колмогоровым, В. А. Гливенко, А. А. Марковым и другими.

    Многозначная логика

    В 20-е гг. начало складываться новое направление – многозначная логика. Особенностью классической логики является принцип, согласно которому каждое высказывание либо истинно, либо ложно. Это так называемый принцип двузначности. Ему противопоставляют многозначные системы. В них, наряду с истинными и ложными суждениями, допускаются неопределенные суждения, учет которых меняет всю картину рассуждения.

    Принцип двузначности был известен еще Аристотелю, который не считал его, однако, универсальным и не распространял его действия на высказывания о будущем. Аристотелю казалось, что высказывания о будущих случайных событиях, наступление которых зависит от человека, не являются ни истинными, ни ложными. Они не подчиняются принципу двузначности. Прошлое и настоящее определены однозначно и не подвержены изменению. Будущее же в определенной мере свободно для изменения и выбора.

    Подход Аристотеля уже в древности вызывал ожесточенные споры. Его высоко оценивал Эпикур, который допускал существование случайных событий. Другой древнегреческий логик Хрисипп, категорически отрицавший случайное, с Аристотелем не соглашался. Он считал принцип двузначности одним из основных положений не только всей логики, но и философии.

    В более позднее время положение, что всякое высказывание либо истинно, либо ложно, оспаривалось многими логиками и по множеству причин. В частности, указывалось на неприменимость данного принципа к высказываниям о неустойчивых, переходных состояниях, о несуществующих объектах, об объектах, недоступных наблюдению.

    Но только в современной логике оказалось возможным реализовать сомнения в универсальности принципа двузначности в форме логических систем. Первые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и американский логик Э. Пост в 1921 г.

    Лукасевичем была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и неопределенными. К последним были отнесены высказывания наподобие: «Студенты летом поедут в отпуск». Событие, описываемое данным высказыванием, сейчас никак не определено – ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно.

    Все законы трехзначной логики Лукасевича оказались также и законами классической логики, однако обратное утверждение смысла не имело. Ряд классических законов в трехзначной логике отсутствовал. Среди них были закон противоречия, закон исключенного третьего, закон косвенного доказательства и ряд других.

    В отличие от Лукасевича Э. Пост подходил к построению многозначной логики чисто формально. Допустим, 1 обозначает истину, а 0 – ложь. Естественно допустить, что числа между единицей и нулем обозначает степени истины.

    В то же время, чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система – сугубо формальной конструкцией, необходимо придать символам данной системы определенный логически смысл и содержательно-ясную интерпретацию. Вопрос о такой интерпретации – самая сложная и спорная проблема многозначных логик. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежуточное, встает вопрос: что означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ни к ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи.

    Было много попыток содержательно обосновать многозначные логические системы, однако удовлетворительного объяснения до сих пор нет.

    Релевантная логика

    Классическая логика подвергалась критике за то, что не дает корректного описания логического следования. Основная задача логики – систематизация правил, позволяющих из принятых утверждений выводить новые. Логическое следование – это отношение, существующее между утверждениями и обоснованно выводимыми из них заключениями. Задача логики – уточнить интуитивное представление о следовании и сформулировать на этой основе однозначно определенное понятие следования. Логическое следование должно вести от истинных положений только к истинным. Классическая логика удовлетворяет данным требованиям, однако многие ее положения плохо согласуются с нашими привычными представлениями. В частности, классическая логика говорит, что из противоречивого суждения «Студент Иванов – отличник», и «Студент Иванов не является отличником» следуют такие утверждения: «Студенты не хотят учиться». Но между исходным утверждением и этими якобы вытекающими из него утверждениями нет никакой содержательной связи. Здесь прослеживается отход от обычного представления о следовании. Следствие, которое выводится, должно быть как-то связано с тем, из чего оно выводится. Классическая логика пренебрегает этим очевидным обстоятельством.

    На эти так называемые «парадоксы импликации» еще в 1912 г. обратил внимание американский логик К. И. Льюис. Он разработал неклассическую теорию логического следования, в основе которой лежало понятие строгой импликации. Наиболее полное развитие данная концепция получила в релевантной логике, разработанной американскими логиками А. Р. Андерсоном и Н. Д. Белнапом.

    Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

    Глава 1. Особенности научного познания и его роль в современной

    Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

    Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке С развитием науки меняется стратегия теоретического поиска. В частности, в современной физике теория создаётся иными путями, чем в классической. Построение современных физических теорий

    Из книги Манифест персонализма автора Мунье Эмманюэль

    6.3. Особенности и основные проблемы современной семьи Современная семья характеризуется следующими особенностями.Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники, например родители супругов, входившие ранее

    Из книги Основы христианской культуры автора Ильин Иван Александрович

    Особенности нашей деятельности Мы называем персоналистским всякое учение, всякую цивилизацию, утверждающие примат человеческой личности над материальной необходимостью и коллективными механизмами, которые служат опорой в ее развитии.Объединяя посредством идеи

    Из книги Философские начала цельного знания автора Соловьев Владимир Сергеевич

    1. Кризис современной культуры Все, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской

    Из книги Удар Русских Богов автора Истархов Владимир Алексеевич

    Из книги Философия экзистенциализма автора Больнов Отто Фридрих

    Сексуальные особенности евреев У древних евреев были очень распространены педерастия, скотоложство, кровосмешение и другие формы сексуальных извращений.Гомосексуализм присутствует, в той или иной степени, у всех народов, нравится это или нет. Но у всех народов

    Из книги Адепт Бурдье на Кавказе: Эскизы к биографии в миросистемной перспективе автора Дерлугьян Георгий

    ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА Стратегия перевода философского произведения сегодня во многом обуславливается ситуацией. Набрасывание «топографии» оригинала в переводе, обнародование «протоколов» языковой работы, иначе говоря, приведение оригинального оглавления, серий

    Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

    Национальные особенности Прибалтика, Молдавия, Западная Украина и Закавказье были именно теми регионами, где националистические проблемы выявились с особой силой в годы перестройки. Причинная связь между «гражданскими обществами» образованных элитных семей и

    Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

    Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

    Особенности морали Мораль характеризует человека в перспективе его стремления к идеально совершенному состоянию. Она выражает не его представления о таком состоянии, а практические действия, воплощающие их. Мораль является характеристикой поведения человека,

    Из книги Избранное автора Доброхотов Александр Львович

    21. Особенности ума Особенности ума действующего лица наряду с его темпераментом также оказывают на войне огромное влияние. Одного приходится ждать от ума фантастического, экзальтированного, незрелого, другого - от ума холодного и

    Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

    1. Особенности проблемы Гностический элемент в современной культуре стал объектом не только академического внимания, но и культурно-пристрастной, полемически-заинтересованной, публицистически-наступательной критической мысли. «Гностицизм» оказался в философской

    Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

    VI. ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Чем же это идейное движение отличается и в чем сходится с движением индивидуалистическим?На первый взгляд, нас поражают черты сходства: гуманность поставлена очень высоко; некоторые интересы морального и идеального порядка, например,

    Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

    Из книги автора

    Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

    Классификация способов аргументации 2. Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение и мнение могут конечно вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности но и путем внушения на основе веры и т. То утверждение которое обосновывается называется тезисом аргументации.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    PAGE \* MERGEFORMAT 2

    Введение. Специфика логики, как науки

    1. Аргументация и ее основные формы

    1.1.Абсолютное и сравнительное обоснование

    1.2. Классификация способов аргументации

    2. Практическая часть

    2.1. Пример №1

    2.2. Пример №2

    2.3. Пример №3

    2.4. Пример №4

    2.5. Пример №5

    Заключение

    Список литературы

    Введение. Специфика логики как науки.

    Свое название логика получила от древнегреческого слова «logos», означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой- мысль, смысл, разум.

    Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии, более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля, впервые показала, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина.

    Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии- в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

    В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве- практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство»- искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор»- совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину»- средство оздоровления рассудка.

    Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но-лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука- и притом весьма развитая и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, следовательно, обретать разнообразные «лики». Какое же место занимает логика в системе наук?

    Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно делятся прежде всего на науки о природе- естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе- общественные науки (история, социология, юридические науки).

    По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление. Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения не одной лишь логики, но и ряда других наук -философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики...

    В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

    Философия, важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

    Психология изучает мышление, как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними; мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мысли-тельной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

    Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

    Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве, следователь-но, и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

    Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их единство и различие, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

    Своеобразие же логики, как науки о мышлении, как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

    Поэтому логика - это наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. Правильное мышление - мышление, при помощи которого достигается истина.

    1.Аргументация и ее основные формы.

    Аргументация – один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.д.). Утверждения могут обосновываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики. Во втором случае обоснование тоже осуществляется путем обращения к действительности, но непосредственно, а опосредованного.

    Аргументация – это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в хороших (правильных) аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайне мере, они подтверждают его.

    Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение – полная уверенность в истинности, мнение – тоже уверенность, но не полная. Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности, но и путем внушения, на основе веры и т.д.

    Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т.д.) с использованием других утверждений.

    То утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами, или основаниями. Логическую структуру аргументации, т.е. способ логического обоснования тезиса посредством аргументов, называются формой аргументации.

    Частным случаем аргументации является доказательство.

    Доказательство – это аргументация, в которой аргументы являются утверждениями, истинность которых установлена, а формой является демонстративное рассуждение (рассуждение, обеспечивающее получение истинного заключения при истинных посылках). Аргументацию можно разделить на доказательную и недоказательную.

    Недоказательные (правильные) аргументации бывают трех типов:

    1) аргументы являются не достоверными, а лишь правдоподобными утверждениями, а форма – демонстративным рассуждением. Тезис в такой аргументации лишь правдоподобен из-за недостоверности аргументов.

    2) аргументации, в которых аргументы – достоверные утверждения, а форма – недемонстративное рассуждение. В этих аргументациях тезис является только правдоподобным утверждением из-за недемонстративности формы.

    3) В недоказательных аргументациях третьего типа аргументы являются полностью обоснованными утверждениями, а форма – недемонстративным рассуждением.

    По другому основанию можно выделить (правильные) аргументации двух типов – прямой и косвенный виды аргументации. В прямой аргументации рассуждение идет от аргументов к тезису. При косвенной аргументации требуется обосновать некоторое утверждение (тезис). Косвенные аргументации могут быть доказательными и недоказательными.

    1.1.Абсолютное и сравнительное обоснование.

    Структура абсолютного и сравнительного обоснования. В самом общем смысле обосновать некоторое утверждение- значит привести те убедительные или достаточные основания, в силу которых оно должно быть принято.

    Абсолютное обоснование- это приведение убедительных доводов, в силу которых обосновываемое положение должно быть принято. Это обоснование относится к отдельному утверждению и представляет собой совокупность доводов в его поддержку.

    Сравнительное обоснование- это система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему положение. Оно касается пары связанных между собой утверждений и является системой доводов в поддержку того, что должно быть принято одно из утверждений, а не другое.

    Основанием обоснования называют совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения.

    Приемы аргументации могут быть и почти всегда являются более богатыми и более острыми, чем приемы обоснования. Но все приемы аргументации, выходящие за сферу приемов обоснования, заведомо менее универсальны и в большинстве аудиторий менее убедительны, чем приемы обоснования.

    1.2.Классификация способов аргументации.

    Универсальная и контекстуальная аргументация.

    В качестве основания классификации предлагается использовать характер аудитории, на которую распространяется воздействие аргументации. Тогда все способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.

    Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К универсальным способам аргументации относятся прямое (эмпирическое) подтверждение, косвенное эмпирическое подтверждение (в частности, подтверждение следствий), многообразные способы теоретической аргументации: дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическая аргументация и др.

    Контекстуальная аргументация эффективна лишь в определенной аудитории. Контекстуальные способы аргументации охватывают аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и др.

    Граница между универсальной и контекстуальной аргументацией относительная. Способы аргументации, на первый взгляд универсально приложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И наоборот, некоторые контекстуальные аргументы, подобные аргументам к традиции или интуиции, могут оказаться убедительными едва ли не в любой аудитории.

    Универсальная аргументация иногда характеризуется как «рациональная», а контекстуальная- как «нерациональная» или даже как «иррациональная». Такое различение не является, как будет ясно из дальнейшего, оправданным. Оно резко сужает сферу «рационального», исключая из нее большую часть гуманитарных и практических рассуждений, немыслимых без использования «классики» (авторитетов), продолжения традиции, апелляции к здравому смыслу, вкусу и т.п.

    Эмпирическая и теоретическая аргументация. Все многообразные способы универсальной аргументации можно разделить на эмпирические и теоретические.

    Эмпирическая аргументация- аргументация, неотъемлемым элементом которой является ссылка на опыт, на эмпирические данные.

    Теоретическая аргументация- аргументация, опирающаяся на рассуждение и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт.

    Различие между эмпирической и теоретической аргументацией относительно, как относительна сама граница между эмпирическим и теоретическим знанием. Нередки случаи, когда в одном и том же процессе аргументации соединяются и ссылки на опыт, и теоретические рассуждения.

    Общая классификация. Из разных способов теоретической аргументации особо важное значение имеют:

    *дедуктивная аргументация (выведение обосновываемого утверждения из других, ранее принятых утверждений),

    *системная аргументация (обоснование утверждения путем включения его в хорошо проверенную систему утверждений, или теорию),

    *принципиальная проверяемость и принципиальная опровержимость (демонстрация принципиальной возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения обосновываемого утверждения),

    *условие совместимости (показ того, что обосновываемое положение находится в хорошем согласии с законами, принципами и теориями, относящимися к исследуемой области явлений),

    *методологическая аргументация (обоснование утверждения путем ссылки на тот надежный метод, с помощью которого оно получено).

    Все упомянутые способы универсальной (эмпирической и теоретической) и контекстуальной аргументации составляют основу всех способов аргументации, но, конечно, ими не исчерпывается множество возможных приемов убеждения.

    Прямое подтверждение- это непосредственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в обосновываемом утверждении.

    При косвенном подтверждении речь идет о подтверждении логических следствий обосновываемого утверждения, а не о прямом подтверждении самого утверждения.

    Дедукция и индукция. В науке, и не только в ней, непосредственное наблюдение того, о чем говорится в проверяемом утверждении, редкость. Обычно эмпирическое подтверждение является индуктивным подтверждением, а эмпирическая аргументация имеет форму индуктивного умозаключения.

    В зависимости от того, имеется ли в умозаключении связь логического следования между его посылками и заключением, различаются два вида умозаключений: дедуктивные и индуктивные.

    В дедуктивном умозаключении связь посылок заключения опирается на закон логики, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает (логически следует) из посылок. Такое умозаключение всегда ведет от истинных посылок к истинному заключению.

    В индуктивном умозаключении посылки и заключение не связаны между собой законом логики и заключение не следует логически из посылок. Достоверность посылок не гарантирует достоверности выводимого из них индуктивно заключения. Оно вытекает из посылок не с необходимостью, а лишь с некоторой вероятностью. Понятие дедукции (дедуктивного умозаключения) не является, как будет показано в дальнейшем, вполне ясным. Индукция (индуктивное умозаключение) определяется, в сущности, как «недедукция» и представляет собой еще менее ясное понятие. Можно тем не менее указать относительно определенное «ядро» индуктивных способов рассуждения. В него входят, в частности, неполная индукция, индуктивные методы установления причинных связей, аналогия, так называемые перевернутые законы логики и др.

    Убедительность индуктивных обобщений зависит от числа приводимых в подтверждение случаев. Чем обширнее база индукции, тем более правдоподобно индуктивное заключение. Но иногда и при достаточно большом числе подтверждений индуктивное обобщение оказывается все-таки ошибочным.

    Верификация и фальсификация. Особого внимания требует проблема критики выдвигаемых гипотез и теорий. Если критика, направленная на их опровержение, опирается на эмпирические данные, то, можно сказать, она имеет прямое отношение к теме их эмпирическою обоснования.

    Фальсификация, или эмпирическое опровержение, проявляется через процедуру установления ложности или логической проверки.

    Согласно современной логике, две взаимосвязанные операции- подтверждение и опровержение -- существенно неравноправны. Достаточно одного противоречащего факта, чтобы окончательно опровергнуть общее утверждение, и вместе с тем сколь угодно большое число подтверждающих примеров не способно раз и навсегда подтвердить такое утверждение, превратить его в истину.

    Принцип фальсификации является законом классической логики, сформировавшейся в конце XIX- начале XX в. его совершенно не коснулась критика в адрес логики, начавшаяся в 20-е и ставшая особенно активной в 50-е гг. XX в. Этот закон принимается во всех известных неклассических логических системах, претендующих на более адекватное описание отношения логического следования.

    Фальсификация как процедура включает два этапа:

    * установление истинности условной связи «если А, то В», где В является эмпирически проверяемым следствием;

    * установление истинности «неверно В », т.е. ложности В. Неуспех фальсификации означает неудачу в установлении ложности В. Итог этой неудачи-вероятностное суждение «Возможно, что является истинным А, т.е. В». Таким образом, неуспех фальсификации представляет собой индуктивное рассуждение, имеющее схему:

    «если верно, что если А, то В, и неверно не-В, то А» («если верно, что если А, то В, и В, то А»)

    Эта схема совпадает со схемой косвенной верификации. Неуспех фальсификации является, однако, ослабленной верификацией: в случае. обычной косвенной верификации предполагается, что посылка В есть истинное утверждение; при неудавшейся фальсификации эта посылка представляет собой только правдоподобное утверждение. Итак, решительная, но не достигшая успеха критика, которую высоко оценивает Поппер и которую он противопоставляет в качестве самостоятельного метода верификации, является на самом деле только ослабленным вариантом верификации.

    Позитивное обоснование- это обычная косвенная эмпирическая верификация, являющаяся разновидностью абсолютного обоснования. Ее результат: «Утверждение А, следствие которого получило подтверждение, обоснованно». Критическое обоснование- это обоснование путем критики; его результат: «Утверждение А приемлемее противопоставляемого ему утверждения В, поскольку А выдержало более резкую критику, чем В». Критическое обоснование- это сравнительное обоснование: то, что утверждение А является более устойчивым к критике и, значит, более обоснованным, чем утверждение В, не означает, что А истинно или хотя бы правдоподобно.

    2.Практическая часть.

    2.1. Пример №1.

    1)Тип совместимости: равнозначность (тождество) – различаются по своему содержанию, но объемы совпадают.

    Аванс (А) – денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

    Задаток (В) – денежная сумма, выдаваемая одной из сторон договора другой стороне в счет причитающихся платежей.

    2) Тип совместимости: перекрещивание – объемы частично совпадают, т.е. содержат общие элементы.

    Директор (А) – руководитель учреждения, предприятия, учебного заведения.

    Бухгалтер (В) – специалист по бухгалтерии; работник бухгалтерии (на малых предприятиях обязанности бухгалтера может выполнять директор).

    3) Тип совместимости: подчинение (субординация) – объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его.

    Налог (А) – обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актов законодательных органов субъектов РФ.

    Налог на добавленную стоимость (В) – разновидность налога с оборота. Объект налогообложения – разница между выручкой, полученной при реализации товара или оказании услуг, и стоимостью покупок у различных поставщиков.

    4) Тип несовместимости: соподчинение (координация) – это отношение двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию.

    Платежное поручение (А) – расчетный документ, содержащий письменное поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя.

    Платежное требование (В) – расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

    Расчетные документы (С) – оформление в письменном виде требования или поручения объединений, предприятий, организаций на перечисление денежных средств в безналичном порядке.

    5) Тип несовместимости: противоположность (контрастность) – объемы двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и при том одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими.

    Дебитор (А) – юридическое или физическое лицо, имеющее денежную или имущественную задолженность предприятию, организации или учреждению.

    Кредитор (В) – юридическое или физическое лицо, перед которым данное предприятие имеет задолженность.

    2.2. Пример №2

    Чек (А) – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нем суммы.

    Счет (В) – документ с указанием денежной суммы, причитающейся к оплате за проданный товар или оказанную услугу.

    Финансовый документ (С) – деловая бумага, юридически подтверждающая определенные права ее обладателя.

    2.3. Пример №3

    Аудит – финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые независимыми службами квалифицированных специалистов (аудиторскими службами, аудиторами).

    Произведем обобщение и ограничение понятия аудит в таблице 1.

    Таблица №1.

    Аудит.

    Обобщение

    Ограничение

    Финансовый анализ

    Обязательный аудит

    Бухгалтерский контроль

    Инициативный аудит

    Ревизия финансово - хозяйственной деятельности предприятия

    Аудит автоматизированных систем учета

    Аудит на соответствие

    Операционный аудит

    2.4. Пример №4.

    А – Ни один предприниматель не может не платить налоги (истинное),

    Е – Предприниматель может не платить налоги (ложь),

    I – Некоторые предприниматели не могут не платить налоги (истинное),

    О – Некоторые предприниматели могут не платить налоги (ложь).

    Отношение логического подчинения: А и I, Е и О – истинность общего суждения определяется истинностью частного, подчиненного суждения. Но ложность общего суждения оставляет частное суждение неопределенным.

    Отношение частичного совпадения (субконтрастности): I и О – имеют одинаковые субъекты и одинаковые предикаты, но различаются по качеству.

    Отношение противоположности (контрастности): А и Е.

    Отношение противоречия (контрадикторности): А и О, Е и I – два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными.

    2.5. Пример №5.

    Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил, вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них.

    Заключение.

    Используя рассуждения, подобные рассуждениям А. А. Макарова, легко сделать вывод что, разные трактовки должны быть не только у логики, но и у других наук (ведь логика лежит в основе каждой из них). Так, например, из одной точки на плоскости можно провести неограниченное число перпендикуляров на одну прямую, а параллельные прямые могут пересекаться; исключение подтверждает правило, даже если под ворохом исключений правилу не остается места и т. д.

    Гетманова и тысячи ученых иже с ней, не признают того простого факта, на каждый конкретный вопрос имеет конкретный ответ (истина всегда конкретна). Человек либо знает его, либо нет. Третьего не дано (хотя сказать можно и восьмидесятое). И то, что постижение истины (истин) бесконечно, вовсе не означает что, конкретное знание может иметь бесконечную градацию. Каждый установленный факт отмечается значением истинности и, накопление таких фактов ведет к увеличению числа конкретных истин, но не качественному изменению некой «абстрактной истины».

    Количество безумий в мире велико и, у каждого безумца своя логика, своя физика, своя эстетика, нравственность, мораль, понятие о совести и чести… истинности, полезности, справедливости. Свое понятие прогресса. Зачем тогда вообще какие-либо понятия, если они для каждого различны и диалог строится на их подмене? Какая-то безграничнолектика и борьба многоложностей.

    Список литературы.

    1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. Учебник. – М.: Инфра – М, 2000. Рек.

    2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник. – М.: Владос – Пресс, 2001. Рек.

    3. Гетманова А.Д. Логика. Учебник. – М.: Омега – Л, 2002. Рек.

    4.Иванов Е.А. Логика. Учебник. – М.: БЕК, 2001

    5. Ивлев Ю.В. Логика. Учебник. – М.: Логос, 1998, 2001. Рек

    6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М., 2000. Рек.

    7. Логика / А. А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2004. – 304 с.

    8. Логика: Учебник / Рузавин Г. И. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 256 с.

    9.Огородников В.П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. – СПб.: Питер, 2004. Рек.

    10. Учебник логики. Со сборником задач / А. Д. Гетманова. – 6-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2006. – 448 с.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    8890. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ. ЯЗЫК ЛОГИКИ 21.87 KB
    Предмет формальной логики. Алфавиты символов языка логики высказываний и логики предикатов. Умозаключение – форма мышления в которой из одного или нескольких суждений называемых посылками умозаключения на основании определенных правил логики получается новое суждение следствие заключение.
    16505. Влияние капитализации на воспроизводство науки: проблемы развития российской науки в условиях дефицита финансирования научных исследований 28.24 KB
    Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг., обновил споры о проблемах перехода на интенсивный тип экономического роста, на усиление роли научно-технологического и культурно-образовательного потенциала народного хозяйства. Ключевым пунктом этих дискуссий является вопрос о том, при каких условий российская наука станет играть роль ведущей силы экономического развития инновационного типа.
    17888. Типы логики 25.95 KB
    Многие положения гипотезы и выводы логики далеко не так легко воспринимаются как скажем описания раннего утра или картинки из жизни народов. Целью работы является рассмотреть типы логики. Из цели можно выявить следующие задачи: - изучить историю появления логики; - рассмотреть индуктивную дедуктивную и диалектическую логики в экономической теории. Основная часть История возникновения логики В качестве самостоятельной науки логики была разработана более двух тысяч лет назад в IV в.
    13729. Элементы алгебры логики 26.07 KB
    В цифровой технике для передачи информации используются кодовые слова, состоящие из набора логических «0» и «1», которые поступают на вход каждого узла ЭВМ, а на выходе при этом образуется новое кодовое слово, представляющее собой результат обработки входных слов.
    9022. ФУНКЦИИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ 113.63 KB
    Теория функциональных систем занимается изучением функций, описывающих работу дискретных преобразователей. К важнейшим классам функций относятся булевы функции, функции -значной логики, автоматные и вычислимые функции. С каждым из этих классов связываются операции
    7128. Элементы математической логики 3.98 MB
    Не всякое предложение является высказыванием. В частности все вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, а также предложения, являющиеся определением чего-то
    21770. Основные законы логики 23.67 KB
    Логические законы составляют основу человеческого мышления. Без логического закона нельзя понять что такое логическое следование а тем самым – и что такое доказательство. Правильное или как обычно говорят логичное мышление – это мышление по законам логики по тем абстрактным схемам которые фиксируются ими.
    2009. Введение в основы нечеткой логики 864.09 KB
    Определение нечеткого множества Нечеткое множество представляет собой совокупность элементов произвольной природы относительно которых нельзя с полной определенностью утверждать принадлежит ли тот или иной элемент рассматриваемой совокупности данному множеству или нет. Другими словами нечеткое множество отличается от обычного множества тем что для всех или части его элементов не существует однозначного ответа на вопрос: Принадлежит или не принадлежит тот или иной элемент рассматриваемому нечеткому множеству Можно этот вопрос задать и...
    3757. Основные понятия алгебры логики 68.13 KB
    Алгебра логики – определенная часть математической логики, называемая исчислением высказываний. Высказывание – утверждение, которое может быть истинным («да») или ложным («нет»). Одно и то же высказывание не может быть одновременно истинным и ложным.
    4472. Настройка ПИД-регулятора на основе нечеткой логики 58.66 KB
    Изучение принципов расчета начальных значений параметров ПИД-регулятора. Изучение принципов функционирования и правил настройки параметров ПИД-регулятора на основе нечеткой логики. Использование SCADA-системы TRACE MODE 6 для моделирования системы управления с ПИД-регулятором.
    Loading...Loading...