Мир адвайты. Разве адвайта не опровергается повседневным опытом? Кто является основателем Адвайты

Буквально означая "не-дуализм", Адвайта - название старейшей

из существующих школ веданты. Адвайта основывается на упанишадах,

Брахма-сутрах и Бхагавад-гите. Адвайта утверждает, что реальная

сущность дживы, индивидуальности - ни что иное, как сам Брахман.

Это учение следует из утверждений упанишад типа "тат твам аси" и

"ахам брахмасми". В этом и есть кардинальная доктрина, которой адвайта

отличается от всех других школ веданты. Основные принципы Адвайты

были детализированы в комментариях, написанных Шри Шанкарачарьей,

известным философом, жившим в VII-VIII в. (это самая поздняя

из датировок, принятая европейскими индологами - в Индии распространены

и другие датировки - от V в до н.э. до I в. н. э. - пер.).

2. Кто является основателем Адвайты?

Нет единственного основателя Адвайты. Поскольку философия адвайты

своими корнями основывается на упанишадах, которые являются

частью вечных вед, традиция Адвайты не проводит себя от какой-то

исторической личности. Так или иначе, по причине своих обширных

трудов и основания монастырей, Шанкарачарья почитается как наиболее

важный учитель Адвайты в этой юге. До Шанкарачарьи эта традиция передавалась

главным образом при помощи устных инструкций. Даже теперь

традиционный способ обучиться адвайте - сесть к ногам знающего

гуру. Простого чтения текстов недостаточно.

3. Каковы основные положения Адвайты?

Сущностное единство Атмана и Брахмана - наиболее важное положение

Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на котором

происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями - внутреннем

управителе всех существ. Атман, истинное Я - то же самое,

что этот внутренний управитель и потому идентичен Брахману. Мокша

состоит в осознании этой идентичности, не только как предмета буквального

или интеллектуального понимания, но и чего-то такого, что

должно быть усвоено индивидуальность из его/её собственного опыта.

Йогические практики помогают на пути к такому осознанию, потому что

они помогают искателю в практике контроля чувств и направляют антахкарану

учителями Адвайты. Однако важно помнить, что мокша не является результатом

обычной ритуальной практики. Будучи идентичной Брахману,

мокша всегда существует. Ритуальные практики помогают только в плане

достижения читта-суддхи.

Адвайта - недуалистическое учение. Когда спрашивают, почему же

двойственность ощущается в мире, Адвайта даёт многоступенчатый ответ

на этот вопрос. Мир множественности может быть объяснён майей,

силой создания. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности

соответствует авидье (невежеству), по причине которого

единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность.

Это сходно с тем, как по ошибке в верёвке видят змею.

Когда верёвка узнана, змея исчезает. Аналогично, при осознании

Брахмана множественность исчезает. Это не значит, что внешний мир -

создание авидьи, невежества индивидуума. Такой взгляд, называемый

дришти-шришти вада, близок к субъективному идеализму, и не поддерживается

никем из писавших об Адвайте за исключением Пракашананда.

Большинство школ Адвайты придерживаются мнения, что это восприятие

множественности в мире вместо Единого Брахмана происходит по причине

невежества. Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания

Брахмана, т.е. мокши.

4. Каково отношение между адвайтой и буддизмом?

Не является ли адвайта просто копией буддизма?

Нет, Адвайта - не простая копия буддизма. Несколько последних

столетий Адвайта критикуется как "прачанна бауддхам" - буддизм замаскированный.

Этот критицизм проистекает в основном со стороны некоторых

вайшнавских школ Веданты, но он неуместен. Во-первых, нет

одного "буддизма", и чтобы критика имела ценность, следует указать,

какая школа буддизма имеется в виду. Шанкарачарья тратит много усилий,

критикуя в своих комментариях многие философские позиции, принятые

различными школами буддизма. Среди современных академических

исследователей адвайта-веданта чаще всего сравнивается со школами

буддизма мадхьямика и йогачара. Современное академическое сравнение

между адвайтой и мадхьямикой в основном вызвано тем фактом, что

Мандукья-какрикас, написанная Гаудападой, парама-гуру Шанкары, показывает

хорошее знакомство с этой школой буддизма.

Так или иначе, если заявляется о том, что адвайта веданта в

сущности то же самое, что мадхьямика буддизм, следует указать, что

такое мнение происходит от непонимания важных положений и адвайта

веданты, и мадхьямика буддизма. Имеется много ключевых деталей, в

которых адвайта отличается от школы буддизма мадхьямика. Что касается

йогачары, то пункты схожести происходят из факта, что и адвайта

веданта, и йогачара буддизм уделяют место йогической практике,

как делают и другие школы индийской философии.

5. Почему адвайта иногда упоминается как майавада?

Слово "майавада" служит многим целям. Поскольку адвайта поддерживает

идентичность индивидуального Атмана с Брахманом, естественно

возникает сомнение относительно происхождения разнообразной

вселенной. Видимость различия во вселенной объясняется майей. Популярно

говоря, майа значит иллюзию и маг или фокусник называются майави.

В адвайте майа имеет техническое значение, как созидательная

сила Брахмана, которая также служит преградой, по причине которой

вселенная воспринимается, как полная различий, а единство Брахмана

не познаётся. Смотри подробности об этом в предыдущем пункте. Некоторые

школы вайшнавов используют слово майавада в пренебрежительном

смысле. Так или иначе, этот критицизм интерпретирует майю только

как иллюзию и осуждает адвайту за отмену мира как иллюзии, которая

вроде сна. Такой критицизм пренебрегает философской тонкостью концепции

майи в адвайте.

6. Разве адвайта не опровергается повседневным опытом?

Нет. В действительности, адвайта утверждает, что повседневный

опыт приводит к заключению о множественности, но она ставит ударение

на том, что трансцедентальный опыт брахманубхавы опровергает

опыт повседневной действительности, который основывается на чувствах.

Традиция утверждает, что неправильно делать заключения в вопросах

метафизики, базируясь только на обычном повседневном опыте.

Все школы веданты относят писания, т.е. веды к обоснованным источникам

знания. Поскольку адвайта узнаётся только из упанишад, она не

опровергается повседневным опытом. С другой стороны, знание идентичности

Брахмана опровергает обычное восприятие. Также заявляется,

что не было бы нужды в писании, если бы заключения основывали только

на повседневном опыте.

7. Какова концепция писания, согласно адвайте?

Понятие о писании в адвайте в сущности такое же, как и в пурва-мимансе,

с одним важным исключением. Таким образом: 1) Веды,

подразделяемые на Риг, Яджур, Сама и Атхарва-веду являются авторитетными

писаниями. 2) Каждая веда имеет кармаканду, состоящую из

мантр и ритуальных предписаний (видхи), и джнанаканду, состоящую из

упанишад и брахман. 3) Исключение, которое имеется в адвайте по

сравнению с пурва-мимансой, заключается в роли джнанаканды. Упанишады

Не просто артхавада, как заявляется в школе перва-мимансы.

Упанишады учат знанию Брахмана, а не имеют целью восхвалять плоды

ритуальных действий.

8. Как поклонение адвайтистов отличается от оного в других

школах веданты?

Ортодоксальная традиция адвайты близко примыкает к традиции

смарта, которая следует системе панчаятана пуджа, где поклоняются

Вишну, Шиве, Шакти, Ганапати и Сурье (иначе Сканде) как формам Сагуна

Брахмана. Поклонение производится как ежедневно, так и по особым

праздничным случаям, посвящённым одному из богов. Вопросы типа

того, кто выше, Вишну или Шива, которые очень популярны среди многих

групп индусов, не приветствуются среди адвайтистов. Как сказал

Шри Чандрасекхара Бхарати (1892-1954), полный дживанмукта, "вы не

можете видеть стоп Господа, почему же вы тратите ваше время в дебатах

о природе его лица?"

Говорится, что Вишну и Шива, великие боги индуизма, оба очень

важны в адвайтистской традиции. Санньяси ордена адвайты всегда

признают своё следование словм "ити нараньянасмаранам". В поклонении

адвайтисты не утверждают исключительной службы одному из дэвов.

Поскольку брахман в сущности не имеет формы (ниргуна), все формы

которой поклоняющийся предпочитает служить, называется ишта-дэвата.

Ишта-деваты, почитаемые адвайтистами, включают Вишну как

Кришну, Джагадгуру, и как Раму; Шиву как Дакшинамурти, гуру, учащего

в молчании, и как Чандрамаулишвару; и Матерь-богию как Парвати,

Лакшми и Сарасвати. Особенно популярны представления Вишну как Шалаграмы,

Шивы как Линги, и Шакти как Шри-Чакры. Ганапати всегда

поклоняются в начале всякого человеческого предприятия, включая

пуджу другим богам. Ежедневный ритуал сандхьяванданы адресуется

Сурье. Санньяси сампрадайи адвайты произносят и Вишну сахасранамам,

и раздел Шатарудрия из Яджур-веды как часть своего ежедневного служения.

Есть и другое примечательное различие между поклонением в традиции

адвайты и другими разновидностями индуистского поклонения.

Адвайта настаивает на том, что различие между поклоняющимся и богом,

объектом поклонения, превосходится в Самадхи. Эту позицию не

следует путать с некоторыми школами шайвов, которые назначают ритуальную

идентификацию поклоняющегося с Шивой на период службы. Эта

идентичность Атмана и Брахмана есть предмет абсолютной истины, а не

только временной ритуальной идентификации. Большинство же вайшнавских

школ веданты придерживаются мнения, что различие между поклоняющимся

и богом, объектом поклонения, сохраняется вечно.

9. Какова адвайтистская концепция освобождения?

Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется

на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений

в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные

кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют

свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже

начала приносить плоды, называется прарабдха карма. Это та карма,

которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма,

которая уже готова дать плоды, называется санчита карма. По мере

того, как цикл перерождений продолжается, больше кармы будет создано

в будущем, и это называется агамин карма. Освобождение (мокша)

видится как выход из этого бесконечного цикла.

В адвайте мокша - синоним Брахмана. Шрути говорят: "брахмавит

брахмайва бхавати" - тот, кто знает Брахман, становится самим Брахманом.

В адвайтистском понимании, "становится" говорится только метафорически.

Не так, что нечто, что не являлось Брахманом, внезапно

становится Брахманом. Скорее, "знание Брахмана" значит избавление

от невежества относительно своей собственной сущностной натуры

Брахмана. Таким образом, "знать Брахман" - это "быть Брахманом".

Тот, кто осознал единство своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой,

тем, кто освобождён, даже будучи в воплощении. Такое

осознание не должно и не может быть буквальным пониманием махавакьй

упанишад. Дживанмукта - это тот, кто пережил истинность этой идентичности

сам. Таким образом, сказано, что мокша не является результатом

ритуального действия (карма марга) или преданного служения

(бхакти марга). Эти пути ведут вперёд и отвечают "как", но не "почему"

на вопрос освобождения. По этой причине путь адвайта веданты

также называется путём знания (джнана-марга).

10. Каково значение дживанмукти?

Адвайта придерживается положения, что осознание Брахмана возможно

прямо на этой Земле. Высоко развитый искатель, который обращается

к изучению веданты с очищенным умом и сильной тенденцией мумукшутвы,

годится для того, чтобы реально ощутить Брахман. Тот, кто

в действительности осознал Брахман, - дживанмукта, он освобождён в

то время, пока ещё живёт. Он продолжает жить в материальном теле,

по причине инерции прарабдха кармы, которая уже начала приносить

плоды. Но он не собирает дальнейшей кармы, потому что вся агамин

карма и санчита карма "сжигаются" в знании брахмаджнаны. Когда прарабдха

карма исчерпывает себя, тело умирает и говорится, что дживанмукта

достигает видехамукти. Согласно шрути, "на са пунаравартате"

Он больше не входит в цикл перевоплощений.

11. Каковы некоторые из ведущих школ Адвайты?

Самые ранние школы, писания которых доступны сегодня - это Гаудапада

(V-VI вв. - Мандукья карика) и Шанкарачарья (VII-VIII вв. -

Брахмасутра Бхашья, Бхагавадгита Бхашья и бхашьи к различным упанишадам).

В традиции известны четыре ученика Шанкарачарьи - Сурешвара,

Падмапада, Тотака и Хастамалака. Современником Шанкарачарьи был

и Мандана Мишра, который традиционно идентифицируется с Сурешварой.

В позднейший послешанкарский период, некоторми из ведущих представителей

школы были Вачаспати Мишра (IX в.), Джнанагхана и Сарваджнатман

(IX-X в.), Пракашатман (XI в.), Шрихарша (XII в.), Анандагири,

Бхарати Тиртха, Видьяранья и Шанкарананда (XIII-XIV в.), Мадхусудана

Сарасвати (XV в.), Аппайя Дикшита (XVI в.), Садашива Брахмендра

и Упанишад Брахмендра (XVIII в.) и Чандрашекхара Бхарати и

Саччиданандендра Сарасвати (XX в.). Кроме этих, имеется много других

столь же знаменитых представителей школы, которые не имеют

письменных трудов, но учили своих учеников при помощи устных инструкций.

12. Какие есть адвайтистские учреждения теперь?

Все современные адвайтисты прослеживают свою гуру-парампару от

четырёх учеников Шри Шанкарачарьи. Эти ученики были первыми руководителями

четырёх амная матх (монастырей) в Пури, Шрингери, Двараке

и Джьётирматхе. Все четыре матхи функционируют и сейчас. Кроме этого,

в Индии имеется некоторое количество учреждений, которые также

активны в распространении адвайтистской философии и религии. Они

включают различные дашанами акхады по всей северной Индии, Канкхал

ашрам в Хардваре и Бомбее, Адвайта Ашрама, Раманашрамам в Тируваннамалае,

адвайта матхи в Калади, Бангалоре, Кудали, Уджжайне, Ремесвараме,

Канчипураме, Варанаси и других местах, также как и филиалы

этих учреждений в Индии и за границей. В дополнение к этим, учреждения

такие как Миссия Рамакришны основаны Свами Вивеканандой,

Товарищество Самоосознания парамахамсы Йогананды и другие, тоже

имеющие адвайту в качестве своей основной философии.

Это учение следует из утверждений упанишад типа "тат твам аси" и "ахам брахмасми". В этом и есть кардинальная доктрина, которой адвайта отличается от всех других школ веданты. Основные принципы Адвайты были детализированы в комментариях, написанных Шри Шанкарачарьей, известным философом, жившим в VII-VIII в. (это самая поздняя из датировок, принятая европейскими индологами - в Индии распространены и другие датировки - от V в до н.э. до I в. н. э. - пер.).

2. Кто является основателем Адвайты?

Нет единственного основателя Адвайты. Поскольку философия адвайты своими корнями основывается на упанишадах, которые являются частью вечных вед, традиция Адвайты не проводит себя от какой-то исторической личности. Так или иначе, по причине своих обширных трудов и основания монастырей, Шанкарачарья почитается как наиболее важный учитель Адвайты в этой юге. До Шанкарачарьи эта традиция передавалась главным образом при помощи устных инструкций. Даже теперь традиционный способ обучиться адвайте - сесть к ногам знающего гуру. Простого чтения текстов недостаточно.

3. Каковы основные положения Адвайты?

Сущностное единство Атмана и Брахмана - наиболее важное положение Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями - внутреннем управителе всех существ. Атман, истинное Я - то же самое, что этот внутренний управитель и потому идентичен Брахману. Мокша состоит в осознании этой идентичности, не только как предмета буквального или интеллектуального понимания, но и чего-то такого, что должно быть усвоено индивидуальность из его/её собственного опыта. Йогические практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они помогают искателю в практике контроля чувств и направляют антахкарану внутрь. Практика аштанга-йоги рекомендуется стремящимся учителями Адвайты. Однако важно помнить, что мокша не является результатом обычной ритуальной практики. Будучи идентичной Брахману, мокша всегда существует. Ритуальные практики помогают только в плане достижения читта-суддхи.

Адвайта - недуалистическое учение. Когда спрашивают, почему же двойственность ощущается в мире, Адвайта даёт многоступенчатый ответ на этот вопрос. Мир множественности может быть объяснён майей, силой создания. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность. Это сходно с тем, как по ошибке в верёвке видят змею. Когда верёвка узнана, змея исчезает. Аналогично, при осознании Брахмана множественность исчезает. Это не значит, что внешний мир - создание авидьи, невежества индивидуума. Такой взгляд , называемый дришти-шришти вада, близок к субъективному идеализму, и не поддерживается никем из писавших об Адвайте за исключением Пракашананда. Большинство школ Адвайты придерживаются мнения, что это восприятие множественности в мире вместо Единого Брахмана происходит по причине невежества. Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания Брахмана, т.е. мокши.

4. Каково отношение между адвайтой и буддизмом?
Не является ли адвайта просто копией буддизма?

Нет, Адвайта - не простая копия буддизма. Несколько последних столетий Адвайта критикуется как "прачанна бауддхам" - буддизм замаскированный. Этот критицизм проистекает в основном со стороны некоторых вайшнавских школ Веданты, но он неуместен. Во-первых, нет одного "буддизма", и чтобы критика имела ценность, следует указать, какая школа буддизма имеется в виду. Шанкарачарья тратит много усилий, критикуя в своих комментариях многие философские позиции, принятые различными школами буддизма. Среди современных академических исследователей адвайта-веданта чаще всего сравнивается со школами буддизма мадхьямика и йогачара. Современное академическое сравнение между адвайтой и мадхьямикой в основном вызвано тем фактом, что Мандукья-какрикас, написанная Гаудападой, парама-гуру Шанкары, показывает хорошее знакомство с этой школой буддизма.

Так или иначе, если заявляется о том, что адвайта веданта в сущности то же самое, что мадхьямика буддизм, следует указать, что такое мнение происходит от непонимания важных положений и адвайта веданты, и мадхьямика буддизма. Имеется много ключевых деталей, в которых адвайта отличается от школы буддизма мадхьямика. Что касается йогачары, то пункты схожести происходят из факта, что и адвайта веданта, и йогачара буддизм уделяют место йогической практике, как делают и другие школы индийской философии.

5. Почему адвайта иногда упоминается как майавада?

Слово "майавада" служит многим целям. Поскольку адвайта поддерживает идентичность индивидуального Атмана с Брахманом, естественно возникает сомнение относительно происхождения разнообразной вселенной. Видимость различия во вселенной объясняется майей. Популярно говоря, майа значит иллюзию и маг или фокусник называются майави. В адвайте майа имеет техническое значение, как созидательная сила Брахмана, которая также служит преградой, по причине которой вселенная воспринимается, как полная различий, а единство Брахмана не познаётся. Смотри подробности об этом в предыдущем пункте. Некоторые школы вайшнавов используют слово майавада в пренебрежительном смысле. Так или иначе, этот критицизм интерпретирует майю только как иллюзию и осуждает адвайту за отмену мира как иллюзии , которая вроде сна. Такой критицизм пренебрегает философской тонкостью концепции майи в адвайте.

6. Разве адвайта не опровергается повседневным опытом?

Нет. В действительности, адвайта утверждает, что повседневный опыт приводит к заключению о множественности, но она ставит ударение на том, что трансцедентальный опыт брахманубхавы опровергает опыт повседневной действительности, который основывается на чувствах. Традиция утверждает, что неправильно делать заключения в вопросах метафизики, базируясь только на обычном повседневном опыте. Все школы веданты относят писания, т.е. веды к обоснованным источникам знания. Поскольку адвайта узнаётся только из упанишад, она не опровергается повседневным опытом. С другой стороны, знание идентичности Брахмана опровергает обычное восприятие. Также заявляется, что не было бы нужды в писании, если бы заключения основывали только на повседневном опыте.

7. Какова концепция писания, согласно адвайте?

Понятие о писании в адвайте в сущности такое же, как и в пурва-мимансе, с одним важным исключением. Таким образом: 1) Веды, подразделяемые на Риг, Яджур, Сама и Атхарва-веду являются авторитетными писаниями. 2) Каждая веда имеет кармаканду, состоящую из мантр и ритуальных предписаний (видхи), и джнанаканду, состоящую из упанишад и брахман. 3) Исключение, которое имеется в адвайте по сравнению с пурва-мимансой, заключается в роли джнанаканды. Упанишады - не просто артхавада, как заявляется в школе перва-мимансы. Упанишады учат знанию Брахмана, а не имеют целью восхвалять плоды ритуальных действий.

8. Как поклонение адвайтистов отличается от оного в других школах веданты?

Ортодоксальная традиция адвайты близко примыкает к традиции смарта, которая следует системе панчаятана пуджа, где поклоняются Вишну, Шиве, Шакти, Ганапати и Сурье (иначе Сканде) как формам Сагуна Брахмана. Поклонение производится как ежедневно, так и по особым праздничным случаям, посвящённым одному из богов. Вопросы типа того, кто выше, Вишну или Шива, которые очень популярны среди многих групп индусов, не приветствуются среди адвайтистов. Как сказал Шри Чандрасекхара Бхарати (1892-1954), полный дживанмукта, "вы не можете видеть стоп Господа, почему же вы тратите ваше время в дебатах о природе его лица?"

Говорится, что Вишну и Шива, великие боги индуизма, оба очень важны в адвайтистской традиции. Санньяси ордена адвайты всегда признают своё следование словм "ити нараньянасмаранам". В поклонении адвайтисты не утверждают исключительной службы одному из дэвов. Поскольку брахман в сущности не имеет формы (ниргуна), все формы (гуны) можно считать одинаково принадлежащими ему. Конкретная форма, которой поклоняющийся предпочитает служить, называется ишта-дэвата. Ишта-деваты, почитаемые адвайтистами, включают Вишну как Кришну, Джагадгуру, и как Раму; Шиву как Дакшинамурти, гуру, учащего в молчании, и как Чандрамаулишвару; и Матерь-богию как Парвати, Лакшми и Сарасвати. Особенно популярны представления Вишну как Шалаграмы, Шивы как Линги, и Шакти как Шри-Чакры. Ганапати всегда поклоняются в начале всякого человеческого предприятия, включая пуджу другим богам. Ежедневный ритуал сандхьяванданы адресуется Сурье. Санньяси сампрадайи адвайты произносят и Вишну сахасранамам, и раздел Шатарудрия из Яджур-веды как часть своего ежедневного служения.

Есть и другое примечательное различие между поклонением в традиции адвайты и другими разновидностями индуистского поклонения. Адвайта настаивает на том, что различие между поклоняющимся и богом, объектом поклонения, превосходится в Самадхи. Эту позицию не следует путать с некоторыми школами шайвов, которые назначают ритуальную идентификацию поклоняющегося с Шивой на период службы. Эта идентичность Атмана и Брахмана есть предмет абсолютной истины, а не только временной ритуальной идентификации. Большинство же вайшнавских школ веданты придерживаются мнения, что различие между поклоняющимся и богом, объектом поклонения, сохраняется вечно.

9. Какова адвайтистская концепция освобождения?

Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, больше кармы будет создано в будущем, и это называется агамин карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.

В адвайте мокша - синоним Брахмана. Шрути говорят: "брахмавит брахмайва бхавати" - тот, кто знает Брахман, становится самим Брахманом. В адвайтистском понимании, "становится" говорится только метафорически. Не так, что нечто, что не являлось Брахманом, внезапно становится Брахманом. Скорее, "знание Брахмана" значит избавление от невежества относительно своей собственной сущностной натуры Брахмана. Таким образом, "знать Брахман" - это "быть Брахманом". Тот, кто осознал единство своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой, тем, кто освобождён, даже будучи в воплощении. Такое осознание не должно и не может быть буквальным пониманием махавакьй упанишад. Дживанмукта - это тот, кто пережил истинность этой идентичности сам. Таким образом, сказано, что мокша не является результатом ритуального действия (карма марга) или преданного служения (бхакти марга). Эти пути ведут вперёд и отвечают "как", но не "почему" на вопрос освобождения. По этой причине путь адвайта веданты также называется путём знания (джнана-марга).

10. Каково значение дживанмукти?

Адвайта придерживается положения, что осознание Брахмана возможно прямо на этой Земле. Высоко развитый искатель, который обращается к изучению веданты с очищенным умом и сильной тенденцией мумукшутвы, годится для того, чтобы реально ощутить Брахман. Тот, кто в действительности осознал Брахман, - дживанмукта, он освобождён в то время, пока ещё живёт. Он продолжает жить в материальном теле, по причине инерции прарабдха кармы, которая уже начала приносить плоды. Но он не собирает дальнейшей кармы, потому что вся агамин карма и санчита карма "сжигаются" в знании брахмаджнаны. Когда прарабдха карма исчерпывает себя, тело умирает и говорится, что дживанмукта достигает видехамукти. Согласно шрути, "на са пунаравартате" - он больше не входит в цикл перевоплощений.

11. Каковы некоторые из ведущих школ Адвайты?

Самые ранние школы, писания которых доступны сегодня - это Гаудапада (V-VI вв. - Мандукья карика) и Шанкарачарья (VII-VIII вв. - Брахмасутра Бхашья, Бхагавадгита Бхашья и бхашьи к различным упанишадам). В традиции известны четыре ученика Шанкарачарьи - Сурешвара, Падмапада, Тотака и Хастамалака. Современником Шанкарачарьи был и Мандана Мишра, который традиционно идентифицируется с Сурешварой. В позднейший послешанкарский период, некоторми из ведущих представителей школы были Вачаспати Мишра (IX в.), Джнанагхана и Сарваджнатман (IX-X в.), Пракашатман (XI в.), Шрихарша (XII в.), Анандагири, Бхарати Тиртха, Видьяранья и Шанкарананда (XIII-XIV в.), Мадхусудана Сарасвати (XV в.), Аппайя Дикшита (XVI в.), Садашива Брахмендра и Упанишад Брахмендра (XVIII в.) и Чандрашекхара Бхарати и Саччиданандендра Сарасвати (XX в.). Кроме этих, имеется много других столь же знаменитых представителей школы, которые не имеют письменных трудов, но учили своих учеников при помощи устных инструкций.

12. Какие есть адвайтистские учреждения теперь?

Все современные адвайтисты прослеживают свою гуру-парампару от четырёх учеников Шри Шанкарачарьи. Эти ученики были первыми руководителями четырёх амная матх (монастырей) в Пури, Шрингери, Двараке и Джьётирматхе. Все четыре матхи функционируют и сейчас. Кроме этого, в Индии имеется некоторое количество учреждений, которые также активны в распространении адвайтистской философии и религии. Они включают различные дашанами акхады по всей северной Индии, Канкхал ашрам в Хардваре и Бомбее, Адвайта Ашрама, Раманашрамам в Тируваннамалае, адвайта матхи в Калади, Бангалоре, Кудали, Уджжайне, Ремесвараме, Канчипураме, Варанаси и других местах, также как и филиалы этих учреждений в Индии и за границей. В дополнение к этим, учреждения такие как Миссия Рамакришны основаны Свами Вивеканандой, Товарищество Самоосознания парамахамсы Йогананды и другие, тоже имеющие адвайту в качестве своей основной философии.

Статьи о йоге

Главная | Статьи | Что такое Неоадвайта?

Статьи о йоге, обмене опытом по используемым практикам, Учению можно разместить через личный кабинет после регистрации и одобрения администратором.

Что такое неоадвайта?

Неоадвайта - одна из современных линий развития , которая, в свою очередь, разделяется на несколько школ. Каждая из таких школ опирается на опыт того или иного просветленного современного Мастера.

Иногда под неоадвайтой понимают легкомысленное и поверхностное мировоззрение, которое формируется как модное течение среди продвинутой молодежи, у которой нет времени и особого желания на глубокое изучение положений Адвайты. Подобный менталитет правильнее было бы назвать не нео-адвайтой, а чем-либо иным например "духовным материализмом" в одних случаях, "нигилизмом" в других, "поверхностным подходом пчелы" и т.д.

Под термином "нео-адвайта" далее будем понимать некий существующий мегатренд, "мейнстрим" в коллективном менталитете современных западных "адвайтистов". Неоадвайта, таким образом, здесь условный термин, определенная обучающая модель, на которой мы проясняем воззрение, осознавание и действие, не связанная с какими либо конкретными личностями, течениями и т.д.

Как термин "нео-адвайта" часто используется для описания различных уважаемых духовных течений, возникших в 20 веке, отдельных мастеров, и подходов. Иногда может возникнуть представление, будто приверженцы Адвайты настроены неодобрительно по отношению к нео-адвайте как феномену в целом. Это вовсе не так. Здесь мы лишь разбираем конкретные духовные ошибки конкретных духовных искателей, которые причисляют себя к нео-адвайте.

Отличия Неоадвайты и Адвайты иногда настолько тонкие, что их сложно заметить.

Философская база нео-адвайты, как и Адвайты, основана на древних источниках и традициях различных авторитетных школ йоги, большинство из которых находится в Индии. Поэтому с первого взгляда может показаться, что философия неоадвайты неотличима от философии классической Адвайты. Однако детальный анализ показывает, что это не так.

Признаки неоадвайты таковы:

Практика вне парампары(линии передачи) и гуру на основе книг и изученных самостоятельно материалов по Адвайте;
-непризнание духовных авторитетов, предание большого значения своим оценкам и идеям даже на стадии начинающего;
-отсутствие любой интенсивной практики кроме изучения текстов и дебатов;
-переоценка воззрения (по типу Я уже Будда, мне больше нет нужды знать и делать что-либо) и недооценка медитации и поведения;
-переоценка мудрости и недооценка методов;
-поверхностное толкование учения в духе "следует расслабиться и быть осознавая здесь и сейчас, радуясь жизни";
-отсутствие ступеней продвижения, ориентиров, рубежей на пути;
-отсутствие понимания важности принципов йоги, самодисциплины, отрешения, контроля мирских желаний и т.д. хотя бы в начале духовного пути;
-отбрасывание , преданности, чистого видения и т.д., фундаментальных понятий ведической традиции;
-недооценка важности отбрасывания эгоизма, очищения клеш, воспитания в себе чистых йогических качеств и т.д.

Присутствует изощренное интеллектуальное воззрение основанное на текстах и книгах, но нет садханы и переживания самадхи? -Это неоадвайта.

Есть опыт некого медитативного переживания но нет ни желания ни умения привносить это в повседневную жизнь? -Это неоадвайта.

Ум не служит тому великому, что вне его, а забавляется в своих ясностях и капризах, ум переживает внимательность к этому миру но не расширяется и не включает в себя сон со сновидениями, сон без сновидений? Это неоадвайта.

Неглубокое недвойственное воззрение бессильно в относительном мире и не дает шакти, не меняет поведение, не устраняет клеши и привязанности? Это неоадвайта.

В угоду эго капризы ума считаются лилой без понимания того, что лилу не может делать эго, ее может вести только Бхагаван? -Это неоадвайта.

Неоадвайта утверждает:
«…есть запредельное недвойственное воззрение, оно доступно прямо сейчас, не нужно медлить, входи в него, и в нем оставайся и утверждайся…»

Если неоадвайтист остановился на тенденции авьякты и не реализовал ничего, а значит, не накопил достаточно духовной силы, то при встрече существами другого мира ему нечего им противопоставить. В Бардо его высшие тонкие тела отключатся и он, ничего не вспомнив, будет направлен в соответствии с накопленными заслугами.

Это совсем не та реализация, о которой говорили сиддхи. И остановиться, растворить свою санкальпу, свое намерение, свое развитие, просто потеряв действие в осознавании, во взгляде - это трагическая ошибка на духовном пути, о которой предупреждали сиддхи. Очень досадно: иметь такие высшие цели и потерпеть неудачу из-за того, что не было правильного руководства, и ты рассеял свою санкальпу, потеряв действие во взгляде, действие в осознавании.

Это подобно тому, как если бы все решили бежать на марафонском забеге к одной цели, но несколько человек свернули не на ту тропу, и вместо марафона и достижения цели забежали в пустыню, там заблудились и начали умирать от жажды. Тот, кто не понимает этих тонкостей, все проглатывает и принимает за чистую монету и успешно где-то зависает.

Классическая Адвайта придерживается традиций древней адвайты риши. Вся традиция сиддхов основана на традиции риши. Это Адвайта духовной силы, духовной мощи, та, которая уделяет внимание принципам развития относительного измерения, шакти.

Если мы прочитаем биографии святых, то мы увидим, что они обладали потрясающей реализацией, продолжая действовать в относительном мире. Они становились творцами миров. Они не говорили: «Коль Абсолют через меня действует и хочет быть в тамасе - пусть он будет в тамасе». Они обладали большими творческими силами. Они выполняли тапас и не потерялись на пути, имея правильное руководство. Не потеряли действия во взгляде, осознавании. У них была непрерывно здоровая действующая санкальпа и садхана, которую они наращивали, основываясь на взгляде.

Потерявшие действие во взгляде, с тенденцией авьякты никогда не познают относительный аспект. Рано или поздно, в этой или в следующей жизни им придется познавать и работать с относительным аспектом, с энергией.

Еще одно из отличий Адвайты риши в том, что она придает значение не только пратьякше (личному опыту или суждениям, как одному из способов познания), но также и агаме (священному писанию, тексту). Принцип нео-адвайты - это такая поверхностная пратьякша и самоосвобождение. Принцип адвайты риши - это не только пратьякша (прямое переживание), а прямое переживание, опирающееся на агаму - мудрость текстов, мудрость передач. Можно даже не сводить агаму к текстам, а - к передаче, поскольку такая передача считается нечеловеческая (апурушейя). Если мы соединяем пратьякшу - живой опыт непосредственного интуитивного созерцания, агаму - текст, мы никогда не сделаем ошибки.

У древних риши Брахман всегда имеет две стороны: он деятельный, имеющий язык, имеющий мандалу, имеющий иллюзорные тела, играющий, распространяющий свою божественную силу (прану) в виде текстов, мандал, чистых стран, божеств. Это Пурна Брахман. Идеал Адвайты риши - это Великое Божество, реализовавшее недвойственность и реализовавшее энергию в относительном измерении, такое, как , или Это такое Божество, которое абсолютную энергию сумело развить в относительном измерении до Непостижимого. Это Божество, силой намерения создавшее мандалу, целую вселенную, распространившее энергии своего тела, свои энергии через понимание. Это не заблудившийся, не потерявшийся в воззрении человек, который наполовину растворил свое «я», наполовину растерял свою волю, умение работать с энергией и идентификацию. В этом принципиальное отличие.

Тенденций авьякты следует опасаться практику - начинающему и опытному, и даже сверхопытному, потому что авьякта выражает великую непроявленность, великий нуль. Если вы вовремя не получите правильное воспитание, то подойдя к этому великому нулю, как к черной дыре, вы можете раствориться в нем, не устояв, а ведь это - одна из ловушек, называемая пустота. Пустота - это черная дыра, которая может вас затянуть, если вы не имеете правильного ведического духовного образования, где на несколько кальп, потеряв действие в осознавании, зависнуть с мыслью: «Как хорошо здесь! Здесь нет тревог, нет материальной формы, нет тела, лучше бы здесь остаться. Не нужно ни служение делать, ни храмы строить, ни посуду мыть, нет других, которые бы вам докучали, нет болезней - просто это здорово остановиться, зависнуть, пребывать. Такое вечное, нескончаемое блаженство Ничего».

Но когда пройдет некоторое время, и забудутся все ограничения, то возникнет вопрос: «А может, мне нужна динамика? А может нужно еще как-то проявиться, я могу глубже низойти в материю?» Как только этот вопрос возникнет, появится сияние трех фундаментальных энергий, трех гун, и сознанию станет очень любопытно, а что же это за энергии. Внезапно оно почувствует, что несется с огромной скоростью вниз, и оно не может этому противостоять. Тут возникает уже свет, блики, энергии, образы. После того спокойного, статичного состояния пустоты - это будет очень динамично. И такой человек захочет вернуться обратно - лучше в спокойствие, но уже не сможет этого сделать, но и распорядиться правильно этими энергиями тоже не сможет: они будут хаотичными. Он потеряет свою статику, свой приятный покой, и потом очнется в каком-нибудь неожиданном месте.

Ему придется заново проходить эти невыученные уроки. Но если бы он преодолел тенденцию авьякты, этого бы не было. Он мог бы отправить иллюзорное тело, если бы захотел, в любой из миров; он мог бы играть тремя гунами, вращая их на своем пальце. Из трех гун он создал бы вселенную силой просто своей санкальпы и Махабхавы - великого обладания духом Абсолюта.

Фактически можно было бы сказать что неоадвайта это поверхностная Адвайта, наивно-стихийная вера в Адвайту, ("Все-Брахман","Я - уже Будда", и т.д.), возникшая благодаря доступности священных текстов или под влиянием некоторых современных учителей.

К сожалению, распространившийся в наше время идеал неоадвайты в стиле нью-эйдж создал очень легковесное отношение к духовной жизни. Иногда полуправда хуже, чем ложь. Полуправда похожа на правду, поэтому ее часто путают с правдой, но именно поэтому она приносит вред. Например, человек впитывает некоторые поверхностные идеи Адвайты, начинает легковесно относиться к духовной жизни, к своим духовным идеалам, тогда он не достигает того результата, который должно ему дать Учение.

Адвайта-веданта (санскр.) — индийская философская система, основной тезис которой — "Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же ". Основные моменты веданты и её направлений — это соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары. Все школы веданты считают веды обоснованными источниками знания. Первой школой веданты является адвайта (недвойственная) веданта.

Адвайта буквально означает "недвойственность ", это недуалистическое учение. И если возникает вопрос, почему двойственность ощущается в мире, Адвайта даёт следующий ответ на этот вопрос, — мир множественности может быть объяснён силой создания, майей. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность. Избавление от авидьи есть синоним осознания Брахмана. Адвайта основывается на упанишадах , Брахма-сутрах .

Брахман есть Абсолют — неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над понятиями добра и зла. Брахман есть то, что рассматривается как основное, хотя он ни в каком смысле не является субстанцией. Он не находится ни в одной точке пространства, хотя можно сказать, что он пребывает везде, так как все вещи заключаются в нём и зависят от него. Поскольку он не является вещью, он не может находиться в пространственных отношениях к чему-либо другому, и, таким образом, он нигде не пребывает. Его природа невыразима, так как, если мы говорим что-либо о нём, мы превращаем его в отдельный предмет. Мы, конечно, можем о нём высказаться, но мы не способны описать его адекватно или иметь о нём какое-либо логическое знание. Если конечный человек может постигнуть Брахмана, тогда либо наше понимание должно стать бесконечным, либо Брахман — конечным. Брахман не обладает никакими качествами, не действует и не относится ни к чему другому.

Наиболее важное положение Адвайты — единство Атмана и Брахмана . В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана Атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть Атман, и только завеса майи , иллюзорного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество.

Брахман — это основание, на котором происходят все ощущаемые феномены. Атман, истинное Я — то же самое, что внутренний управитель и идентичен Брахману. Учение адвайты придерживается положения, что реально ощутить Брахман возможно прямо здесь на этой Земле. Тот, кто осознал Брахман, — дживанмукта , он освобождён и продолжает жить в материальном теле, по причине инерции прарабдха кармы .

Для Брахмана все отношения времени не имеют никакого значения. У него никогда нет недостатка в бытии, так как он ни от чего не зависит в сохранении своего бытия. Он не раскрывается, не проявляется, не развивается, не обнаруживается, не растёт и не изменяется, так как он полностью тождествен самому себе. Атман и Брахман обладают одними и теми же характерными чертами — бытием, сознанием, вездесущностью и блаженством.

Шанкара, крупный поэт, философ и теолог древней Индии (VI-VII вв. н.э.) выступает против того, чтобы постигнуть в мышлении абсолют. Атман есть универсальная основа, заключённая во всех индивидах, всех вещах, охватывает все творения. Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и психическое начала отождествляются с человеческим "я". Невозможно отрицать существование Атмана, поскольку любая мысль о нём (включая его отрицание) и есть Атман.

Мир иллюзорен, реален только Брахман. Выделяют три уровня реальности : парамартхика (истинная реальность), (условная реальность) и пратибхасика (призрачная реальность). Истинная реальность только Брахман. Условная реальность — материальный мир, множественность субъектов. К призрачной реальности относят сновидения, миражи.

Жизнь человека и поведение согласно анализу адвайты, объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Каждое действие создаёт свои собственные кармические осадки , называемые васанами . Карма , которая ответственна за наше нынешнее рождение и уже начала приносить плоды, называется прарабдха карма . Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита карма . Цикл перерождений продолжается, больше кармы создаётся в будущем, — это называется агамин карма . Выход из этого бесконечного цикла видится как мокша (освобождение).

Ум человека очень хорошо умеет создавать хаос. Человек думает об одних вещах отдельно от других. Человек существует, — и Вселенная — это лишь проявление его неограниченной способности перевоплощаться. "Я теку вместе с жизнью с верой без сопротивления ", — говорит Учитель Адвайты, Нисаргадатта Махарадж . Когда вы соглашаетесь быть ведомым изнутри, жизнь становится захватывающим путешествием в неизвестное, а раздражение и беспокойство исчезают.

Буквально означая "не-дуализм", Адвайта - название старейшей из существующих школ веданты. Адвайта основывается на Упанишадах, Брахма-сутрах и Бхагавад-гите. Адвайта утверждает, что реальная сущность души, индивидуальности - ни что иное, как сам Брахман (Бог). Это учение основывается на утверждениях Упанишад: "Тат Твам Аси" (Я Есть То) и "Ахам Брахмасми" (Я Есть Брахман). В этом и есть кардинальная доктрина, которой Адвайта отличается от всех других школ веданты. Основные принципы Адвайты были детализированы в комментариях, написанных Шри Шанкарачарьей, известным философом, жившим в VII-VIII в. (в Индии распространены и другие датировки - от V в до н.э. до I в. н. э.). До Шанкарачарьи эта традиция передавалась главным образом при помощи устных инструкций. Даже теперь традиционный способ обучиться Адвайте - сесть к ногам знающего Гуру. Простого чтения текстов недостаточно.

Основные положения адвайты

Сущностное единство Атмана и Брахмана - наиболее важное положение Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями - внутреннем управителе всех существ. Атман, истинное Я - то же самое, что этот внутренний управитель и потому идентичен Брахману. Мокша (освобождение) состоит в осознании этой идентичности, не только как предмета буквального или интеллектуального понимания, но и того, что должно быть усвоено на собственном опыте.

Йогические практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они помогают искателю в практике контроля чувств и направляют антахкарану (инструмент восприятия и поиска) внутрь.

Адвайта - недуалистическое учение, многоступенчато объясняющее видимый мир множественности. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность. Это сходно с тем, как по ошибке в верёвке видят змею. Когда верёвка узнана, змея исчезает. Аналогично, при осознании Брахмана множественность исчезает. Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания Брахмана, т.е. мокши.

Концепция освобождения

Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха-карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита-карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, карма создается на будущее, и это называется агами-карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.

В адвайте мокша - синоним Брахмана. Шрути говорят: "Брахмавит Брахмайва Бхавати" - тот, кто знает Брахман, становится самим Брахманом».

В адвайтистском понимании, "становится" не значит что нечто, что не являлось Брахманом, внезапно становится Брахманом. Скорее, "знание Брахмана" приводит к избавлению от невежества относительно своей собственной природы - Брахмана. Таким образом, "знать Брахман" - это "быть Брахманом".

Тот, кто осознал единство своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой, тем, кто освобождён при жизни, в физическом теле. Такое осознание не является умственным пониманием махавакьй (великих изречений) Упанишад. Дживанмукта - это тот, кто пережил истинность этой идентичности сам.

Loading...Loading...