Митрополит меркурий голубой. Что такое Патриаршие приходы в США, Владыко

Владыка рассказал, что думает о футболе, школьном воспитании и конфликте вокруг театра кукол

Изменить размер текста: A A

В Ростове прошла традиционная встреча с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием , который поздравил журналистов со Светлым праздником Пасхи и ответил на все интересующие вопросы.

Весь прошлый год - это время, когда наша страна очень много пережила как во внешней политике, так и во внутренней, - начал разговор Владыка. - Было много психологических стрессов. Поэтому мы обязательно должны вернуться к теме хороших новостей. И даже из плохих должны быть сделаны хорошие выводы. У каждого своя правда. Но если мы не считаемся с мнение тех людей, которые рядом с нами, то это даст плохие плоды. Сейчас, как никогда, важна консолидация нашего общества и мыслей, умение найти компромисс и правду в решении существующих проблем, не доводя человеческое сознание до перевозбуждения. Это очень важно.

О КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ И АТАМАНСКОМ ДВОРЦЕ

- Хотелось бы затронуть тему конфликта вокруг здания кукольного театра...

Скажите, кто с кем конфликтует: церковь с театром? Нет этого конфликта! Я считаю, что это надутая тема. Здесь дело не в театре. Вопрос более глубокий. Это вопрос гражданского согласия в обществе: ты верующий человек или нет, есть люди, которые пытаются столкнуть одних с другими, используя благовидные предлоги.

Наша позиция - естественная и оправданная, которая соответствует исторической правде и букве Федерального закона, о котором мы должны помнить. Если здание находилось в пользовании церкви, то оно и должно ей принадлежать. Лозунги «Детей лишают детства! Лишают кукольного театра!» беспочвенны. Никто не собирается никого выгонять. Даже, если здание и перейдет в собственность церкви, мы подпишем договор о бессрочном его использовании театром. Да, собственник меняется, но внешне никаких изменений не происходит.

- Почему церковь ставить вопрос о передачи в собственность кукольного театра?

Потому, что сейчас это здание находится в региональной собственности. И логика жизни подсказывает мне, что после строительства нового кукольного театра или перевода здания на реконструкцию, когда-нибудь оно может перейти в распоряжение местных органов власти. И мы не знаем, что это будет за власть. Может, его передадут бизнесмену под ночной клуб? Какой-нибудь чиновник возьмет и подпишет, а какой-нибудь митрополит скажет: «Ведь это же церковь, нельзя!» На что ему ответят: «Вы просвистели все сроки и возможности, которые у вас были».

Лично я считаю, что все должно быть на своем месте: театр в здании театра, а церковные учреждения там, где они были изначально, и не надо все это смешивать. Плюс мы должны понимать, что город должен развиваться и кукольный театр тоже: должны быть, как минимум, две сцены, большой холл, зал для хранения инвентаря, секционные здания, где дети могли бы обучаться театральному искусству. Не говоря уже об элементарной парковке. Это обеспечит театру посещаемость, а возможность паркинга привлечет гостей со всего города.

- Как, по-Вашему, скандал, в том числе с домом атамана Ефремова, может подорвать авторитет церкви?

Скандал раздут теми же силами и по тому же сценарию, что и с театром кукол. Многократно церковь говорила, что музей никто не собирается ликвидировать, что монастырь будет совершать молитву, а музей свою просветительскую деятельность. Но кому-то не выгодна такая позиция. Им нужна война, скандал, волнение. Авторитет церкви подорвать невозможно, так как и в этом вопросе за церковным сообществом историческая, правовая и просто человеческая правда. Что касается дома атамана Ефремова , то исторически это был комплекс монастыря, который формировался потомками атамана. Есть неоспоримые исторические доказательства, что все эти здания были переданы монастырю по завещанию Ефремова. Вы знаете лозунг казачества: «Казак без веры не казак»? И вот объявляются те, кто подписывается под текстом, который оспаривает завещание казачьего атамана. Если мы не будем считаться с завещаниями, то зачем нам нотариус, когда каждый может прийти, оспорить документ и последнюю волю усопшего? Там похоронена его семья, там территория монастыря, и там же жарили шашлыки и пели частушки. С этической точки зрения это безнравственно. Всему должно быть свое место. Но кому-то это не по душе.

Согласно дорожной карте, будет подписан документ о том, что музей сможет находиться там бессрочно. А церковь будет участвовать в формировании экспозиции музея. Я не понимаю, для чего раздувать эти скандалы. Я вижу, как людей иногда просто накручивают.


О ШКОЛЕ, СОБОРЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ

Сейчас во многих школах введены уроки православной культуры. Но некоторые родители возмущены тем, что детей обязывают их посещать. Каково Ваше мнение по этому поводу?

Скажу так: если бы у меня были дети, а я жил в Арабских Эмиратах и был православным, то настоял бы на том, чтобы мои дети изучили ислам, поскольку должны знать, уважать и чтить традиции того народа, среди которого живут. И, если Россия - в большинстве своем православное государство, то я ничего зазорного не вижу в том, что все дети будут знать историю православия. В школе не обучают религии, а обучают религиозной культуре. Невозможно научить религии за 34 часа. Никто детей не заставляет ни молиться, ни исповедоваться. Все мы дети большой страны, где существует большое переплетение этноса и религии. На мой взгляд, наши дети должны знать о культурах всех традиционных религий, должно быть взаимоуважение друг к другу. Самая главная задача школы и церкви - это постараться научить детей думать, быть внимательными и чуткими к другим. И это самое главное. А вера - дар Божий. Будут жить хорошо и чисто - Господь даст им веру.

- На какой стадии сейчас находится реконструкция Кафедрального собора?

Даже при всем минимальном финансировании нам удалось сделать многое, не остановить работу. Есть люди, которые продолжают трудиться и делают это качественно: сейчас детально и тщательно прорабатываются все архитектурные элементы, будут восстановлены росписи и иконы, система вентилирования и охлаждения. Конечно, важно построить в городе стадион, но не менее важно отреставрировать собор, который является символом предстоящего Чемпионата мира-2018 в Ростове. Сейчас привели в порядок Соборный переулок. А куда ведет эта дорога? Пока еще к разрушенному храму. Но, думаю, и здесь порядок наведется: восстановить проект, который был изначально, когда через рынок можно будет пройти на набережную. Я бы хотел видеть центр Ростова благоустроенным и красивым, а не только с тем, чтобы была парковка для машин.

- Какие из существующих в Ростове храмов Вам нравятся больше всего?

Не могу выделить какой-то один. Но мне нравится хорошая архитектура, вне зависимости от того, какой это стиль, если это красиво сделано. Сейчас на Дону проектируют храмы в разных традициях, в разных стилях в переложении на современные материалы. Но я против всякого уродства. Был случай, когда батюшка по своему усмотрению купола финской краской перекрасил, а после возвращал все в тот вид, в котором должно было быть.

В Ростове храмов всего ничего, но мы строим новые. Правда, для этого нужны средства и возможности. Поэтому ставим небольшой вагончик, вокруг нее нарастает община и все, что называется церковью. Если сделаем все то, что задумано, то Ростов прирастет храмами с очень достойно архитектурой.

Случались ли уже чудеса со списком Донской иконы Божией матери, которая не так давно была доставлена на Дон?

Это копия, которая за все 600 лет впервые выполнена в таком качестве. Там переданы даже все маленькие трещинки. Между службами перед списком совершаются молебны. И это хороший духовный признак. Само по себе чудо, что икона стоит в Соборе и люди туда идут. Я думаю, что не нужно чудесное исцеление извне провоцировать. О чудесах Господних люди молчать не будут. С другой стороны, Господь несколько раз на дню помогает, но мы же не всегда об этом пишем?!


О КРИТИКЕ, ФУТБОЛЕ И БУДУЩЕМ

- Как Вы относитесь к критике?

Когда человек говорит, что любит критику, то в этом есть определенная доля лукавства. Я человек тщеславный (смеется). Может, это связано с возрастом или усталостью, но я стал спокойнее относиться к критике, меня это не задевает. Более того, за конструктивную критику я благодарен. Это говорит о том, что люди сопереживают, они неравнодушны к той проблеме, о которой говорят. Поэтому, если работать вместе, то можно внести конструктивное зерно в общий процесс. Хотя критика может быть и деструктивна. Мне бы очень не хотелось, чтобы мои слова как-то интерпретировались. Я готов отвечать за свои слова, но не надо интерпретировать их так, как кому-то этого хочется. Домысливать за меня не надо.

- Священникам можно болеть за футбол?

Четко выраженной позиции по этому вопросу не существует. Во-первых, церковь не должна освящать человеческие страсти. Давайте говорить правду: футбол - это коммерционализированная форма спорта. Мы знаем совершенно точно, сколько стоит футболист, сколько получает судья, что делаются ставки на футбольные команды, которые выиграют или проиграют. И что, по-Вашему, церковь должна это освящать?

- Ну, а если, скажем, футбольное поле?

Я что - шаман? Может, еще и шарфик футбольный надеть? Нет, и священникам на это я благословения не дам. Я всегда говорю: у меня много болезней, но футбольной я не страдаю. Захотят игроки прийти помолиться, пусть приходят к иконе. Кстати, был у меня прихожанин, который спросил: можно ли ему заказать молебен за футбольную команду. Я ответил: заказать-то, конечно, можно, но если матч будет в записи, то не факт, что подействует.


«Встреча тысячелетия» Папы и Патриарха в Гаване ничего не изменила в геополитической раскладке сил «Россия - Запад», но все условия для пожара внутри Русской Православной Церкви создала. И не малые! Поднеси только спичку - мы будем свидетелями глубокого и трудно врачуемого раскола. И уже не на уставной почве, как было в XVII веке, а по вопросам еще более важным - экклезиологическим.

Смущения и брожения умов в среде верующих и духовенства Русской Церкви много. Простительно, если среди рядовых клириков и мирян, шокированных аэропортными объятиями и поцелуями 12 февраля сего года, порой раздаются резкие голоса и непродуманные высказывания в свете этого события. Но от архипастыря РПЦ мы вправе ожидать взвешенной церковной позиции, а не рейтинговых и популистских речёвок. Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на канале «Россия 24. Дон» вызывает простой вопрос: это импровизированная глупость или продуманный курс наших синодалов?

Если второе, тогда в самой Патриархии нет единого мнения в оценке прошедшей встречи Патриарха и Папы. Слабая попытка, предпринятая Патриархом Кириллом по успокоению взбудораженного православного народа, подчеркнуть сугубо политический характер «гаванской декларации» сходит на нет в свете позорных меркурьевских заявлений о «божественном и равноапостольском» достоинстве подписанного на Кубе документа. А как иначе понимать слова митрополита:

«Это декларация единства. По своей силе, по силе слова, по силе эмоций, по силе убеждения, по силе правды, которая заложена в этой декларации, её можно поставить наравне с Апостольскими посланиями . Такого за последние тысячу лет не было свидетельства. Декларация единства была высказана Христом, это подтверждение этой декларации».


Насколько можно понять архиерейские аллюзии, под первой «декларацией» он имеет в виду, скорее всего, Первосвященническую молитву Христа «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Неужели Господь в Гефсимании молился не о своих учениках, а «декларировал» экуменизм, «подтверждал» Гавану? И боговдохновенность Священного Писания теперь распространяется на дипломатические документы? Не собирается ли митрополит Меркурий подобным же образом «канонизировать», например, исходящую документацию подотчетного ему Отдела по религиозному образованию и катехизации? Не лишним будет вспомнить, что даже у католиков энциклики римских понтификов не приравниваются к Новому Завету в плане авторитетности. Если же процитированные слова - лишь эмоционально-риторическая фигура речи, то следует признать, что подобный сравнительный оборот неуместен даже в устах экзальтированной барышни, не то, что архиерея Русской Церкви.

Патриархия официально заявляет, что никакого экуменизма нет, унии нет, догматические расхождения между православными и католиками как были, так и остались; народ Божий пытается этому верить и беречься от раскола со своим Предстоятелем; а митрополит Меркурий по телевидению декларирует такое «единство», о котором даже в самой Декларации не прописано. Так документ сей дипломатический или все же экуменический? Или может быть даже вероучительный , раз он в устах митрополита Меркурия приравнивается к Апостольским посланиям?

Следуя этой логике митрополита Меркурия, Папу Франциска и Патриарха Кирилла тогда следует срочно причислить к лику святых Апостолов! Или уж, на худой конец, к равноапостольным мужам.

Митрополит Меркурий решил, вероятно, «поддержать» Патриарха Кирилла, но сделал это топорно и глупо: обычная чиновничья немощь - угодить начальнику и сделать это с перевыполнением плана. Как диссидентство не есть свободолюбивый героизм, так и подобное «верноподданничество» крайне мало общего имеет с подлинным единством внутри Церкви. Не надо делать из Русского Патриарха Римского Папу. Глупо и вредно косвенно приписывать Патриарху и каким-то декларациям «непогрешимость» и «божественность». Нелепые перлы синодального чиновника лишний раз убеждают в том, что Святейший Патриарх может найти реальную опору, молитвенную поддержку и честную оценку своих трудов только в православном народе.

* * *

P.S. 2 и 3 декабря 2009 года возглавляемый священником Георгием Кочетковым Свято-Филаретовский институт (СФИ) подводил итоги уходящего года. Благословение и поздравления Патриарха Кирилла обновленческому лидеру и всем собравшимся передал епископ Зарайский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Случай беспрецедентный! Это событие тогда вызвало немалое смущение вызвало у православной общественности и многих священнослужителей стольного града Москвы. В обращении московских священнослужителей на епархиальном собрании г. Москвы 2009 года к Святейшему Патриарху Кириллу говорилось:

«Открытая поддержка о. Кочеткова и его института, одобрение его реформаторской деятельности по переводу и “русификации” православных богослужебных текстов дискредитируют и Патриарха, и всю нашу Русскую Церковь. Неправославное содержание учения священника Кочеткова и вполне сектантский характер его “aгап”-хлебопреломлений неоднократно отмечались в различных публикациях. Этому вопросу были посвящены несколько Богословских конференций с участием преподавателей МДАиС, ПСТГУ, многих православных пастырей (в том числе монашествующих). Антицерковный характер деятельности о. Кочеткова и его “братства” был подтвержден в результате работы двух специальных Богословских Комиссий. Одна из них, Московская, возглавлялась протоиереем Сергием Правдолюбовым, другая, Синодальная - митрополитом Минским и Белорусским Филаретом. Результат обеих Комиссий однозначен: “Катехизисы” Кочеткова и другие его богословские трактаты грубо искажают Православное вероучение.

16 мая 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на Всероссийском форуме «Россия многодетная».

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые участники высокого форума! Для меня большая честь передать вам сегодня приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелать успехов в работе.

Семья - это богоустановленный институт, священная традиция, не сводимая к сожительству партнеров, совместно воспитывающих детей. Это основополагающее понятие имеет в первую очередь нравственное измерение, упразднение которого есть разрушение фундамента государственного суверенитета и общественного согласия.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Семья есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом». И если мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о многодетной семье как о проблеме, а не как о проявлении Божией милости к людям и счастье, как это было всегда в России, значит, кризис затронул самые глубинные составляющие нашего национального сознания.

Обращая свое Первосвятительское слово к участникам первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи - это залог выживания нашего общества».

Сегодня же треть жителей России, более 40,5 млн семей - бездетные. Около 68% семей с детьми имеют только одного ребенка; 27% - двоих детей, и только примерно 7% - троих и более.

От Русской Православной Церкви сердечно приветствую представителей этих героических семи процентов, которые решились в наше непростое время на благородный подвиг соработничества в таинстве Божественной любви - рожать и воспитывать много детей!

Дорогие мои! Церковь молится о вашем благополучии, готова помогать вам и защищать, в сотрудничестве с государством содействовать всем, кто хочет последовать вашему примеру.

К сожалению, многодетные семьи в современной России испытывают ряд серьезных проблем, и часто появление ребенка становится тяжелым испытанием, хотя должно приносить только радость.

За последнее десятилетие доля населения, испытывающего серьезные материальные затруднения, в России снижается. Но среди многодетных семей динамика обратная: половина таких семей испытывает значительные трудности с жилищем, треть - вынуждены ограничивать себя в самых необходимых повседневных нуждах. Часто дети из многодетных семей не успевают окончить школу, так как вынуждены пойти работать.

К сожалению, в сознании многих людей, в том числе определяющих информационную политику, семья, материнство и детство не являются приоритетными. Многодетность в информационном потоке нередко представляется как препятствие активной общественной жизни родителей, ограничение в личностном развитии детей.

Такое отношение к многодетности создает серьезную угрозу целостности семьи с тремя и более детьми - предполагает возможность неправомерного вмешательства органов опеки и попечительства во взаимоотношения между детьми и родителями.

Защитники внедрения ювенальных технологий нередко пытаются оспорить право родителей на воспитание своих детей в соответствии с принятыми в нашем народе национальными, религиозными и культурными традициями. Очень часто неблагополучными пытаются объявить те семьи, которые имеют скромный прожиточный минимум, а именно к этой категории в большинстве своем и относятся многодетные семьи.

В документе Архиерейского Собора 2013 года «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» говорится: «Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней».

Однако на этом фоне есть и позитивные тенденции. Многочисленные исследования показывают, что семья является главным приоритетом для россиян. Традиционная семья и брак сохраняются как ценность для большинства наших сограждан. Более половины семей хотели бы иметь двоих детей, а более 25% - троих. Эти слабые пока проявления здорового национального и религиозного самосознания нуждаются во всяческом стимулировании и всесторонней поддержке.

Создание специальных жилищных проектов, поощрение работодателей, предоставляющих специальные пособия многодетным сотрудникам, государственные награды многодетным матерям и отцам, особые программы медицинского страхования - вот лишь те немногие формы возможной и уже реализуемой государственной поддержки многодетных семей, в которой готова участвовать не только Русская Православная Церковь, но и все традиционные религиозные конфессии России. Надеюсь, что этими словами выражаю общее мнение всех верующих людей, заинтересованных в духовном и экономическом процветании нашей Родины.

Благодаря сочувственному отношению большинства православных к сохранению и культивированию многодетности ежегодно открываются новые церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, церковные приюты для беременных и матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаются православные детские сады и школы.

Главная задача этих конфессиональных образовательных центров - выработать у людей иммунитет к продуктам современной субкультуры, направленным на десакрализацию семьи, разрушение традиционных общественных устоев. Поэтому так важно, начиная уже с самого раннего, младенческого возраста, с детского сада, воспитывать детей в соответствии с традиционными нравственными ценностями.

Закладывая основы нравственности, уважения к родителям, прививая любовь и почтение к своей семье, к старшим, мы закладываем прочный фундамент для создания полноценной и прочной семьи в будущем. Человек, не руководствующийся нравственными законами, эгоцентричен, он не способен на жертвенную любовь к другим, которая является основополагающей в семейных отношениях. Воспитывать молодое поколение для создания семьи после совершеннолетия уже поздно… Именно поэтому Церковь настаивает на том, чтобы гарантии традиционного нравственного воспитания были зафиксированы в Законе об образовании, подзаконных актах, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Позитивная тенденция воспитания детей в соответствии с традиционными нравственными нормами наметилась и в светской общеобразовательной школе. Говорю о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса, в рамках которого дети и их родители могут выбрать для освоения либо одну из традиционных для России религиозных культур, либо гражданскую этику, и постараться научиться слышать и правильно понимать голос совести и Бога. Конечно, пока это лишь начало пути, первые полшага. О серьезном воспитании можно будет говорить лишь при условии расширения этого курса по всем ступеням и годам обучения в общеобразовательной школе.

В контексте образования не могу не упомянуть и о православных негосударственных школах и гимназиях, большей частью сориентированных на многодетные и социально-незащищенные семьи. В основе организации учебного процесса в них изначально лежат принципы нравственного воспитания в соответствии с христианским мировоззрением. Этот драгоценный опыт нуждается в неменьшей, а, может быть, даже и в большей государственной поддержке и внимании.

Кроме улучшения материального положения многодетных семей, нужна и информационная поддержка. На центральных телеканалах должно быть выделено время для программ, прямо и привлекательно пропагандирующих семейные ценности. В сфере кино- и телеиндустрии нужна осознанная государственная политика, направленная на поддержку семейных ценностей и многодетности.

В современном российском законодательстве необходимы дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей в соответствии с традиционными нравственными установками, включая право на определение мировоззрения ребенка, его религиозной практики, способов проведения им досуга, видов соразмерного его силам домашнего труда, пределов доступа к информации, способов удерживания от опасных поступков и так далее.

Церковь приветствует создание сильных родительских общественных организаций, которые были бы способны на деле защитить интересы крепкой счастливой многодетной семьи. Говоря об этом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Помощь семье - это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья - это действительно залог нашего будущего».

Говоря о том, что необходимо сделать на государственном уровне, Русская Православная Церковь приступила и к осуществлению собственных многочисленных проектов, направленных на оказание помощи многодетным и нуждающимся семьям. Цитируя Святейшего Патриарха, скажу, что задачей Церкви стало «поставить тему многодетной семьи в центр нашей приходской жизни». Ежегодно открывается несколько новых церковных приютов для беременных и матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаются церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, священнослужители ведут предабортное консультирование в женских консультациях, для многодетных и нуждающихся семей работают досуговые центры, кружки и секции при приходах, реализуются экспериментальные обучающие программы в 10-11 классах «Нравственные основы семейной жизни», разрабатывается детальная программа церковной помощи многодетным семьям и многое другое. Определенно можно сказать, что при условии государственной поддержки развитие этих видов церковной деятельности сможет принести более значительный вклад в общее дело поддержки материнства и многодетной семьи.

Очень надеюсь, что с Божией помощью, совместными усилиями нам удастся преодолеть существующие трудности и вернуть многодетным семьям не только достойное материальное положение, но и заслуженное общественное признание и уважение. Благодарю за внимание.

В 1981 году окончил среднюю школу.

С 1981 года по 1982 год - медбрат в районной больнице.

С 1982 года по 1989 год - студент Ленинградского педиатрического медицинского института. Получил специальность врача-педиатра.

С 3 апреля 1990 года - настоятель Казанской церкви в посёлке Янтарном (Калининградская область).

С 13 января 1991 года - настоятель Серафимовской церкви города Светлогорска (Калинградская область).

С 5 мая 1996 года назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

Постановлением Патриарха и Священного Синода от 28 декабря 1999 года игумену Меркурию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, Управляющим Патриаршими приходами в США.

5 февраля 2000 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве было совершено наречение архимандрита Меркурия во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

6 февраля 2000 года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, назначен управляющим Патриаршими приходами в США. Хиротонию, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве, совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию.

31 марта 2009 года освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

С апреля 2009 года - настоятель Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

Награды

  • Медаль «1020-летие Крещения Руси» (РПЦ, 2008 год)
  • Грамота Синода Православной Церкви в Америке, 2005 г.;
  • Орден «1020-летие Крещения Руси» (УПЦ МП, 2008 год)
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени (УПЦ МП, 2003 год)
  • Орден святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (РПЦЗ, 2009 год)
  • Грамота Архиерейского Синода РПЦЗ (2009 год)
  • 2 ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (Православная Церковь в Америке, 2003 и 2009 годы)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (РПЦ, 2006 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (РПЦ, 2003 год) - во внимание к миссионерским трудам и в связи со 100-летием Свято-Николаевского Патриаршего Кафедрального собора в Нью-Йорке

Труды

  • Меркурий (Иванов), епископ. Труды блаж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник. Санкт-Петербургская Духовная академия, кафедра Церковно-практических дисциплин, 2007 год (Кандидатская диссертация)
Loading...Loading...