Можно ли читать Куръан во время хайда? Что можно читать после аль-Фатихи в намазе из сур и аятов? Ваджибы намаза Внешние правила при чтении Корана.

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Одна немусульманка спросила меня, как и почему мы молимся на языке, который не понимаем. Она также спросила, как же мы можем молиться Богу и не знать того, что именно мы Ему говорим.
В ее словах есть определенный смысл, так как большинство из нас, молодых мусульман, не знает истинного значения того, что мы читаем, и какую задачу это несет в жизни мусульманина. В нас учат читать , и мы просто продолжаем читать, так как нам сказали это делать.
Я знаю немало из сур «Я-син», «Вакиа» и «Рахман», но значения этих сур я не знаю. Почему так происходит, что мы не знаем значения большинства читаемых нами сур?
Будем ли мы наказаны за незнание их значения?
Мне было неудобно говорить, что я читаю то, смысл чего я не понимаю. Так, она спросила, что я сейчас читаю. В тот момент это была сура «Я-син», но ее перевода я не знаю. Мы регулярно молимся, но единственное, в чем я уверена в молитве, – это наличие намерения. Неужели в нашем намазе не оказывается ничего, кроме намерения?
Пожалуйста, ответьте как можно быстрее.

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Во-первых, мы бы хотели напомнить, что Священный Коран – это Речь Аллаха. Он останется таким, какой есть, и чтение или написание его на любом другом языке не будет считаться Кораном. Это можно будет назвать переводом или транслитерацией Корана, но Кораном это назвать нельзя.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Ассаламу Алейкум!

Слышала мнение, что нельзя женщине в период хайда читать суры и аяты по памяти. Есть ли далиль, подтверждающий или отрицающий это?

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлах.

Довольно много материала на эту тему, но постараюсь преподнести в сжатом, но понятном виде.

В этом вопросе есть ихтиляф еще со времён первых имамов.

Думаю нам нет необходимости рассматривать все 3 стороны, ибо это займёт много места и времени, а ограничимся лишь первые двумя, т.е обратим внимание на аргументацию стороны, что запрещала, и на аргументы той стороны, которая дозволяла (т.е. 1 и 2 стороны).

1. Мнение большинства учёных уммы на том, что женщины в периоды хайд и нифас запрещено чтение Курана. Аргументируя своё мнение, по поводу этого вопроса, первая сторона приводила множество хадисов, но ограничимся несколькими из них:

а)‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: "Человек в состоянии осквернения (джунуб) не читает Коран!”
Ибн Аби Шайба 1/97.
Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. "ат-Тальхыс” 1/1

б) ‘Али ибн Аби Талиб говорил: "Читайте Коран до тех пор, пока кто-либо из вас не будет джунубом, а если кто будет в состоянии джанабы, то пусть не читает даже одной буквы!”
‘Абдур-Раззакъ 1306, аль-Байхакъи 1/98. Имам ад-Даракъутни подтвердил достоверность.

в) Он (’Али), да будет доволен им Аллах, также рассказывал:
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и прочитал что-то из Куръана, после чего сказал:
«Это - для тех, кто не осквернен. Тот же, кто находится в большом осквернении, не может читать даже один аят».
Этот хадис передали Ахмад 1/110 и Абу Йа’ла и текст принадлежит последнему.

Единогласное мнение уммы в том, что женщина в период хайд или нифаас является джунуб (т.е в состоянии большого осквернения).

Все действия, запрещенные человеку, который находится в состоянии осквернения после полового акта или сна с семяизвержением, также запрещены и женщинам в этих двух состояниях, поскольку они рассматриваются как большое осквернение.

Таким образом понятно, что первая сторона рассматривает положение женщины в эти периоды как джунуб, и она входит под запрет, который указан в вышеприведённых хадисах.

2. Хотелось бы добавить, что первая сторона в этом вопросе приводила несколько хадисов, в которых указывалось то, что женщинам запрещено чтение Курана в такие периоды, но все они являются слабыми.

а) «Женщина, у которой месячные и у которой послеродовое кровотечение, не читают ничего из Корана». ад-Даракъутни 2/87.

Этот хадис также является слабым, поскольку в его иснаде Мухаммад ибн Фадль.

Имам Ахмад сказал: "Хадисы его, хадисы лжецов!” См. "аль-Камиль” 6/161.

Этот хадис также является слабым, поскольку в его иснаде Мухаммад ибн Фадль, также в этом иснаде и его отец Фадль ибн ‘Атыя, который также является слабым передатчиком, хоть в отношении него и были разногласия.
См. "аль-Камиль” 6/161, "аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56, "Тахзиб ат-тахзиб” 11/161.

б) Ибн Умара передаёт, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина во время месячных и тот кто в состоянии джанаабах не должны читать что либо из Корана»
(передано ат-Тирмизи 131, Ибн Мааджах 595, Даарагутни 1:117, Аль Байхаки 1:89.)

Это слабый хадис, потому что передан через Исаиль ибн Аййаш из Хиджаза, и его сообщения известны как слабые, среди ученых по хадисам.
Шейх уль-Ислям ибн Теймия (21:460): «Это слабый хадис, по единодушному мнению ученых по хадисам.»
Насб аль Раййах 1:195, аль Таллис аль Хабир 1:183)

На основании всего выжеизложенного вторая сторона высказывалась в пользу того, что человек, который находится в половом осквернении, и также женщина в период хайд или нифаас являются джунуб, но они различаются по положению.

В основе лежит допустимость чтения Курана женщинам в эти периоды, прошу сделать акцент, что именно женщинам в эти периоды(!), пока нет доказательства обратного.
Нет доказательств утверждающих что женщине во время месячных нельзя читать Куран,о чём подробно изложено в:

1) http://fatwaonline.net/?view=question&id=2564

2) Также шейх аль-Альбани высказываясь на эту тему, заявил:

"Положение женщины, у которой хайд или нифас, не может приравниваться к положению человеку в большом осквернение, так как джаниб, т.е. находящийся в большом осквернение, в состояние очиститься. Он может очиститься для того, чтобы прочитать Куран или прикасаться к нему, если он способен. И лучше будет для него сделать так.
Однако женщина в состояние хайда или нифаса она не может очиститься…
И как можно сказать, при этом, проявляя благосклонность к такой женщине, чтобы она воздержалась от чтения Курана, как из памяти, так и из самого мусхафа"

В пользу этого мнения высказались такие учёные как Имам Малик, аш-Шаукани, Ибн Теймийа, также это одно из мнений имама Ахмада. Из современных учёных это мнение Постоянного Комитета, а также шейха аль-Альбани.

3. Также, по мнению большинства учёных уммы, запрещается прикасаться к Курану как без малого, так и большого омовения, и, это мнение:

Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, и это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия.
См. "аль-Бахру-рраикъ” 1/211, "Мауахиб аль-джалиль” 1/303, "аль-Хауи аль-кабир” 1/143, "аль-Кафи” 1/48, "Маджмууль-фатауа” 21/266.

Также это мнение разделяли учёные Постоянного Комитета, аль-Усеймин и Сайид Сабик.

4. Поскольку женщине хоть и дозволено, по мнению второй стороны, во время хайд или нифаас читать Куран, но ей по прежнему запрещено прикасаться к Курану, ввиду того, что она джунуб.

Что касается вопроса: «Можно ли трогать или переносить Коран через обложку», то относительно этого также есть известное разногласие. Большинство ученых запрещали это, если обложка является частью Корана, к которой пришиты страницы. Однако если Коран скажем в отдельной сумке или специальной коробке, то нет проблем к нему прикасаться.
См. "Фатауа Ибн Баз” 10/149.

Хотелось бы сделать акцент на том, что были учёные, которые дозволяли прикасаться к Курану через обложку (т.е. через саму обложку Курана), без омовения. Среди них был Абу Ханифа, но даже он говорил:

«Нельзя трогать места, где написаны аяты»”. См. "Шарху-Ссунна” 2/48.

В заключение.

Выходом в такой ситуации для неё, ин шаа Ллах, будет это купить хорошую плотную обложку для Курана или что-либо, что могло бы заменить её, например подставку для Курана.

Сказал ибн Бааз:

Если человек касается или перекладывает Куран завернутый, например в газету, то это допустимо. Но не разрешается касаться непосредственно Корана, если человек не находится в состоянии чистоты (тахир).
Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz (да помилует его Аллах), 10/150

Также Ибн Баз советовал использовать в таком случае перчатки или что-либо другое:

Шейх Салих аль Фаузан говорил:

"Мусхаф нельзя трогать, кроме как тем, кто в состоянии омовения, как сказано в хадисе: «Нельзя трогать Коран не очистившись»»
Так как не обязательно иметь омовение при чтении Курана с мобильного, то это облегчает женщине во время месячных периодов..."

Это всё, что я смог найти и изложить в краткой форме, насколько мне позволил Аллах.

Аллаху ведомо лучше и Он источник сил.

Нет похожих записей.

Если вы не можете правильно произнести дуа на арабском, то нет причины, по которой вам не следует делать дуа на родном языке, при условии что вы начнете изучать арабский. Что касается дуа не на арабском вне молитвы, то нет ничего неправильного в этом, особенно, если это позволит лучше сосредоточиться.

Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Дозволено совершать дуа на арабском и не на арабском. Аллах знает о намерении просящего и что он хочет, не важно на каком языке он говорит, потому что Он слышит все голоса на всех языках, просящих о чем угодно» (Маджму аль-Фатава, 22-488-489).

На каком бы языке вы не просили Аллаха, Он все понимает, ведь Всевышнему известны как наши слова, так и наши мысли. Самое главное при произнесении дуа – ваша искренность и богобоязненность. Вы можете обращаться к Создателю с дуа, используя любые слова, выражающие покорность, смирение и повиновение Всевышнему Аллаху, которые могут приблизить вас к Нему.

Как мы знаем, Аятуль Курси является одним из наиболее часто повторяемых и известных аятов Откровения Всевышнего. считается господином всех аятов и самым великим аятом Корана.

Обладает глубоким божественным смыслом, размышляя над значением и постигая смысл которого, человек может шагнуть далеко вперёд в своём духовном совершенствовании.

Значимости и величию этого аята посвящено множество хадисов Пророка ﷺ . Они свидетельствуют о пользе и достоинствах , и нет сомнения в том, что чтение этого аята в разных жизненных ситуациях принесёт человеку огромную пользу.

Одним из главных достоинств является то, что тот, кто читает его перед сном, будет под защитой Аллаха, и шайтан не сможет приблизиться к нему до самого утра. Известному сподвижнику Пророка ﷺ Абу Хурайре (да будет доволен им Аллах) секрет чтения Аятуль Аль-Курси перед сном раскрыл сам шайтан.

В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха поручил ему хранить собранный в Рамадане закят, и к нему пришёл какой-то человек, который принялся пригоршнями набирать себе еду. Абу Хурайра схватил его и сказал:

«». Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня много детей, и я – в крайней нужде! »

Абу Хурайра отпустил его, а утром посланник Аллаха ﷺ спросил его: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник? » Он ответил: «О Посланник Аллаха ﷺ , он жаловался на нужду и на то, что у него много детей, а я пожалел его и отпустил ». Пророк ﷺ сказал: « ».

Далее Абу Хурайра сказал: «Таким образом, я заранее узнал, что он вернётся, так как Посланник Аллаха ﷺ говорил : "Поистине, он вернётся ", – и я стал поджидать его. Через некоторое время он и в самом деле снова пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: "Поистине, я отведу тебя к Посланнику Аллаха ﷺ ! " Он сказал: "Отпусти меня, поистине, я нуждаюсь, и у меня (много) детей, и я больше не вернусь! "

И я пожалел его и отпустил, а утром Посланник Аллаха ﷺ спросил меня: "О Абу Хурайра, что делал твой пленник? " Я ответил: "О посланник Аллаха, он жаловался на нужду и на то, что у него много детей, а я пожалел его и отпустил ". На это Пророк ﷺ сказал: "Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся ".

И я стал поджидать его третьего прихода, а когда он действительно пришёл и снова принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: "Поистине, я отведу тебя к Посланнику Аллаха ﷺ , ибо ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься снова! "

Тогда он сказал: "Отпусти меня, а за это я научу тебя словам, которые Аллах сделает полезными для тебя! " Я спросил: "Что это за слова? " Он сказал: "Когда будешь ложиться спать, читай Аятуль Курси от начала и до конца, и если ты станешь делать это, с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра! ", – и я отпустил его.

А утром Посланник Аллаха ﷺ , спросил меня: "Что делал вчера твой пленник? " Я ответил: "О Посланник Аллаха ﷺ он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его ". Пророк ﷺ спросил: "Что же это за слова? " Я ответил: "Он сказал мне: "Когда будешь ложиться спать, прочитай Аятуль Курси от начала и до конца ". И ещё он сказал мне: "С тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе до самого утра! "

Выслушав меня, Пророк ﷺ сказал: "Он действительно сказал тебе правду, несмотря на то, что он – отъявленный лжец! Известно ли тебе, кто говорил с тобой эти три ночи, о Абу Хурайра? " Я сказал: "Нет ". Пророк ﷺ сказал: "Это был шайтан "». (Бухари , 2311)

Сомнений в важности постоянного ни у кого не возникает. Причина проста: помимо того, что является самым ценным аятом Корана, здесь очень часто упоминаются имена Всевышнего Аллаха и присущие только Ему высшие качества. В нём содержится описание всеобъемлющего величия и безграничности качеств Всевышнего Аллаха.

07:13 2017

Минимум, который должен читать человек в намазе из Корана - это сура аль-Фатиха. И если он прочитал ее и ограничился ею, то его намаз действителен и этого достаточно. Однако, если человек добавил что-либо из Корана и после суры аль-Фатихи, то это лучше и желательно по мнению всех ученых. Абу Хурайра говорил: "В каждой молитве следует читать Коран. И кто прочитал суру мать Писания (аль-Фатиха), то это ему достаточно, а кто добавил что-то, то это лучше". аль-Бухари 738, Муслим 396.

Имам ан-Науауи сказал в отношении этих слов Абу Хурайры: "В них указание на желательность чтения суры после Фатихи, и относительно этого все ученые единогласны, как чтение (дополнительных сур) в утренних молитвах, пятничных, и в первых двух рака"атах каждой молитвы. Это является Сунной по мнению всех ученых, но Къады "Ийяд передал от некоторых маликитов, что чтение суры после аль-Фатиха является обязательным, однако это отклоненное мнение и отвергаемое". См. "Шарх Сахих Муслим" 4/105.

Что же касается того, что является минимальным для чтения из Корана после суры аль-Фатиха, то это может быть любой аят, но имам Ахмад считал желательным, чтобы этот аят не был коротким. Къады Абу Я"ля говорил: "Достаточно прочитать любой аят, однако Ахмад считал, что желательно чтобы аят был длинным, как аят о долге 2 - 282 или аят аль-Курси" 2- 255 . См. "Шарх аль-Мунтаха" 1/191.

И если человек желает читать отдельный аят Корана после суры аль-Фатиха, то следует читать такой аят, чтобы его смысл не оставался недоконченным, как например, аят: "Горе молящимся", без продолжения следующего аята, разъясняющего смысл: "которые небрежны к своим намазам" (аль-Ма"ун 107: 4-5 аяты). См. "Кашаф аль-къана"" 1/342.Аллаху а"лям.

В книге шейха аль-Альбани "Сыфату-с-Саля..." приводится хадис: «Иногда после ""Аль-Фатихи"" он читал в первом рак‘ате следующий аят:

2 - (136) Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму [Аврааму], Исмаилу [Измаилу], Исхаку [Исааку], Йакубу [Иакову] и коленам [двенадцати сыновьям Йакуба], что было даровано Мусе [Моисею] и Исе [Иисусу] и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся».

А во втором рак‘ате он читал:

3 - (64) Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы - мусульмане».

Хадис приводят Муслим, Ибн Хузайма и аль-Хаким.

Ваджибы намаза

Ваджиб отличается от фарда меньшей силой доказательства его обязательности и тем, что отрицающий ваджиб не становится неверующим (кяфиром) в отличие от отрицающего фард.

С практической же точки зрения, отличия между ваджибом и фардом следующие:

  • Невыполнение фарда (будь то рукн или шарт) нельзя ничем исправить, оно делает намаз недействительным.
  • Невыполнение ваджиба по забывчивости можно исправить совершением саджда ас-сахву в конце намаза (про нее разговор будет дальше, иншаАллах); если же человек не выполнил его намеренно, то тем самым он совершил грех и этот намаз необходимо восполнить до конца его времени. Если же он не восполнит его до окончания его времени, то намаз будет считаться действительным, восполнять его не нужно, но на человека ложится грех.

"Их (ваджибов) восемнадцать:

1. Чтение суры «Аль-Фатиха»".

Чтение суры «Аль-Фатиха» – ваджиб во всех ракаатах желательных намазов и витра, а также в первых двух ракаатах фард-намазов. Чтение «Фатихи» в третьем и четвертом ракаатах пяти обязательных намазов - это сунна.

"2. Присоединение (к ней) суры или трех аятов в двух ракаатах фарда и во всех ракаатах витра и нафль-намазов".

После суры «Аль-Фатиха» молящийся читает другую суру - это ваджиб в тех же местах, что и чтение «Фатихи». Можно читать любую суру целиком, однако минимум, который достаточно исполнить для выполнения ваджиба, - это чтение короткой суры, или трех аятов, суммарно равных по длине самой короткой суре из Корана (это, как известно, «Аль-Каусар»), или же одного длинного аята, равного по длине трем коротким.

"3. Чтение (суры «Аль-Фатиха» и еще суры) именно в двух первых ракаатах."

Чтение суры «Аль-Фатиха» и другой суры (или аятов) именно в первых двух ракаатах обязательных намазов - это отдельный ваджиб.

"4. Чтение сначала суры «Аль-Фатиха», а затем (другой) суры."

Также ваджибом в намазе является порядок чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры. Если молящийся по ошибке прочтет сначала другую суру, а потом «Фатиху», то ему нужно прочитать снова «Фатиху», потом другую суру и в конце намаза совершить саджда ас-сахву.

"5. Совершение суджуда на нос вместе со лбом.

6. Совершение второго суджуда в каждом ракаате до перехода к другим (действиям намаза)."

Как мы сказали, оба суджуда являются фардом намаза. Но совершение второго непосредственно за первым - это ваджиб. Таким образом, если молящийся забыл выполнить второй суджуд, то ему нужно выполнить его сразу, как он вспомнит об этом, даже если это произойдет после последнего сидения или даже после саляма (при условии, что между салямом и восполнением пропущенного суджуда прошло не слишком много времени и молящийся не делал ничего из того, что нарушает намаз). Порядок действий при этом должен быть такой (он приводится в «Хашия ат-Тахтави»):

  • молящийся восполняет пропущенный суджуд;
  • затем последнее сидение с чтением ташаххуда;
  • дает один салям;
  • совершает сажда ас-сахву;
  • снова сидит и читает ташаххуд;
  • дает салям.

"7. Неторопливое выполнение рукнов."

Также ваджибом намаза является «таʼдиль аль-аркан» - то есть остановка, замирание всего тела молящегося в положении рукна минимум на время произнесения «СубханАллах». Имам Абу Юсуф считал это фардом. По одной из передач от имама Абу Ханифы, это сунна. Однако, согласно сильному мнению мазхаба, это ваджиб. У известного ханафитского ученого Муллы Али аль-Кори есть отдельная работа с доказательствами этого.

"8. Первое сидение."

Для всех намазов, кроме двухракаатных, ваджибом является сидение после второго ракаата и чтение ташаххуда в нем. Тот, кто встанет на третий ракаат, пропустив первое сидение, должен совершить саджда ас-сахву, если пропустил его ненамеренно.

"9. Чтение ташаххуда в нем, по сильному мнению."

Часть ученых решила, что первое сидение и чтение ташаххуда в нем - это сунна, однако сильное мнение мазхаба - что это ваджиб.

"10. Его чтение в последнем (сидении)."

Чтение ташаххуда в последнем сидении (в последнем ракаате намаза) - также ваджиб, в то время как само по себе последние сидение - это рукн намаза.

"11. Переход к третьему ракаату без промедления после ташаххуда."

После первого сидения в конце второго ракаата и чтения в нем ташаххуда молящийся должен сразу встать, не задерживаясь и не читая салават. Если он замешкается и просидит после завершения чтения ташаххуда столько времени, сколько нужно для выполнения рукна (длина произнесения тасбиха три раза), и более - ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.

Имам Ибн Абидин аш-Шами пишет, что если молящийся по забывчивости начнет читать салават и прочитает: «Аллахумма солии ʼаля...» - и больше, то ему нужно будет совершить саджда ас-сахву; если прочтет меньше этого и, опомнившись, встанет, то сажда ас-сахву совершать не нужно.

"12. Произнесение слова «ас-салям» без «ʼаляйкум»."

Последний рукн намаза, напомним, - это последнее сидение. Выход из намаза с помощью саляма - это ваджиб. Минимально достаточный салям для выхода из намаза - произнести слово «ас-салям» дважды (повернув голову сначала направо, потом налево). Сказать «ассаляму алейкум ва рахматуллах» - это сунна.

"13. Кунут в (намазе) витр."

Дуа-кунут мы читаем в третьем ракаате намаза витр после суры «Аль-Фатиха» и второй суры, но до рукуʼ. Также произнести такбир перед чтением дуа-кунут - ваджиб, согласно одному из мнений.

"14. Такбиры в двух праздничных намазах."

Каждый из такбиров в праздничных намазах - ваджиб, и пропуск одного из них делает обязательным совершение саджда ас-сахву. Однако ученые (в частности, Ибн Абидин) говорят о том, что совершать саджда ас-сахву из-за этого не нужно, поскольку на праздничные намазы обычно приходят толпы мусульман, и саджда ас-сахву может вызвать среди людей путаницу.

"15. Форма такбира в начале каждого намаза, кроме праздничных."

Ваджиб открывать каждый намаз, кроме обоих праздничных, именно словами «Аллаху Акбар» (соблюдая условия их произнесения), а не другой формой такбира. Если молящийся по забывчивости откроет намаз словами «Аллаху Архам» или другой формой восхваления Всевышнего, то, если он поймет ошибку в начале намаза, ему нужно начать намаз заново, произнеся: «Аллаху Акбар». Если же он поймет ошибку не сразу, то намаз надо продолжить и совершить в конце его саджда ас-сахву.

"16. Такбир для рукуʼ во втором ракаате праздничных намазов."

Этот такбир связан (и считается вместе) с такбирами праздничного намаза, поэтому он также является ваджибом. Этим он отличается от такбира для перехода в рукуʼ в первом ракаате, который желателен.

"17. Громкое чтение имама в утреннем намазе, двух первых (ракаатах) вечернего и ночного намазов (даже при восполнении), в пятничном намазе, в праздничных намазах, таравихе, витре в Рамадан."

"18. Тихое чтение в дневном (зухр) и предвечернем (ʼаср) намазах, в ракаатах после второго (ракаата) вечернего и ночного намазов и в желательных намазах днем."

В перечисленных намазах имам должен (ваджиб) читать тихо - то есть так, чтобы слышать самого себя. Громкое чтение в месте тихого - и наоборот - делает обязательным совершение саджда ас-сахву.

"Совершающий (фард-намаз) в одиночку выбирает читать громко (или тихо), как и тот, кто совершает желательные намазы ночью."

Правила для тихого и громкого чтения не распространяются на совершающего фард в одиночку - он может выбрать между этими способами чтения.

То же касается и совершающего добровольные (нафль) намазы ночью. Однако, как указывает автор в шархе, лучше всего ему читать с небольшой громкостью: не слишком громко, чтобы не разбудить спящих и не привлечь к себе внимание, но и не слишком тихо, чтобы не начало клонить в сон.

"Кто не прочитал (вторую) суру в первых двух ракаатах ночного намаза, читает ее в последних вместе с сурой «Аль-Фатиха» вслух. Кто не прочитал суру «Аль-Фатиха», тот не повторяет ее в последних ракаатах."

Это правило относится ко всем обязательным намазам, не только к ночному. Тот, кто забыл прочитать вторую суру (или аяты) в первом или втором ракаате, должен прочитать ее в третьем или четвертом, причем сначала ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха», а потом другую суру. Кто забыл прочитать в первом или втором ракаате «Фатиху», не читает ее в третьем или четвертом ракаате, поскольку ее чтение во второй половине намаза является желательным действием, которое не может заменить пропущенный ваджиб. Вместо этого ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.

Можно ли нарушать порядок чтения сур в намазе?

Как известно, существуют суры Мекканские и Мединские. Это говорит о том, что суры, ниспосылаемые в Мекканский период, были первыми. Они адресовались для людей (мусульман) в начальной стадии познания Аллаха и принятия его веры. Далее пошли аяты и суры Мединские, с новыми и более конкретными по отдельным вопросам предписаниями. И эта методология сохранилась и в последующем ниспослании.

В этом смысле Коран надо рассматривать не только как ниспослание знание, но и как учебник этого ниспослания. Коран был явлением совершенно новым и необычным как для Посланника (Да благословит его Аллах и да приветствует), так и для его общины. К нему надо было привыкнуть. Его содержание должно было быть усвоенным. Его текст надо было усвоить и знать наизусть. Ибо возможности издания Корана тогда не было. Именно по этой причине Аллах говорит своему посланнику о том, что он поможет ему в запоминании Корана. Говорит так: «Мы дадим тебе возможность читать (Коран). И ты не забудешь ничего (из него), кроме того, что пожелает Аллах. Он поистине, знает явное и скрытое» (87/6-7).

К слову, Коран знало наизусть и всё ближайшее окружение Посланника (Да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижники.

По теме, можно привести несколько хадисов из жизни Посланника (Да благословит его Аллах и да приветствует) . Передает Ибн Масуд: «У Посланника (Да благословит его Аллах и да приветствует) спросили о человеке, который читает в намазе суры Корана задом на перед? Он: «У того человека сердце расположено задом на перед». Этот хадис от Ибн Масуда приводится в следующих источниках: (см.: Abdurrezzâk, Musannef, c: 4, s: 323, hadis no: 7947; İbn Ebi Şeybe, Musannef, c: 10, s: 564, hadis no: 30938; Tâberanî, Mucemu’l-Kebir, c: 9, s: 170, hadis no: 8846; Heysemî, Mecmâu’z-Zevâid, c: 7, s: 348, hadis no: 11686).

Ибн Хузейфе: «Однажды я встал на ночную молитву за Посланником (Да благословит его Аллах и да приветствует). Но Посланник (Да благословит его Аллах и да приветствует) не знал об этом. Он начал читать с суры Бакара. После того, как он прочитал сто аятов, я подумал, что он теперь совершит поясной поклон (руку), но он продолжил чтение. После суры Бакары он следом начал читать суру Ниса, после окончания этой суры он начал читать суру Али-Имран. Но читал он эти суры внятно и разборчиво…» (см.: Müslim, Sâlatü’l-Müsafirîn, 203 (772).

Приведенные примеры позволяют ответить и на вопрос о том, как или в какой последовательности читать Коран? И можно ли читать его в обратной последовательности?.. Опыт Посланника (Да благословит его Аллах и да приветствует), как кажется, отвечает на этот вопрос. И Это теперь зависит от целей чтения. Можно читать его начиная с начала (от первой суры до последней), а можно читать и в обратном порядке, от конца. К слову, этот способ чтения Корана в наибольшей степени соответствует его историческому ниспосланию, когда первыми были ниспосланы наиболее короткие суры, которые по мере ниспослания стали возрастать как по числу аятов, так и по привлекаемым ими темам… Наконец, Коран можно читать и фрагментами, выборочно, т.е. по темам, аятам и сурам, которые интересуют людей в данном конкретном случае. Так мы поступаем и по отношению ко всем книгам, которые имеются у нас или которыми мы пользуемся.

«Имам Бухари в своей книге «аль-Джамиус-Сахих», выделив тему «Чтение Усманом (Да будет доволен им Аллах) сур одной раньше другой, против основного порядка Корана», сказал, что в намазе так поступать можно (джаиз) и привел этому обоснование. «Однажды, будучи с поколения табиинов Ахнеф бин Кайс (Да будет доволен им Аллах), на утренней молитве в первом ракаате прочитал суру Кахф, а во втором суру Юсуф или Юнус. И в тот момент в намазе присутствовал Умар (Да будет доволен им Аллах)» (как известно сура Кахф, по очередности, идет после сур Юнус и Юсуф) (см.: Buhari, Ezan, 106).

Как видим, из хадисов, чтение Корана в намазе не по порядку, не является нарушением.

Loading...Loading...