Патриарх адриан.

О жизни его до пострижения в монашество не сохранилось никаких сведений. Известность он получил, будучи доверенным лицом патриарха Иоакима и архимандритом Чудова монастыря (1678-1686 гг.).

В монастыре он прославился строительной деятельностью. По его ходатайству и под его руководством было построено несколько храмов и перестроены по новому плану все монастырские здания.

Выдающиеся личные качества архимандрита Адриана и видное положение в наиболее известном в то время Чудовом монастыре способствовали выдвижению его на архипастырский пост.

21 марта 1686 года он был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита.

О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии почти не сохранилось никаких сведений. Известно только, что в этой епархии он обогатил своими вкладами Благовещенский собор и издал книгу "О перстосложении".

После 4-х летнего управления Казанской епархией, 24 августа 1690 года, митрополит Адриан был возведен на всероссийское патриаршество. На этот высокий пост он был выдвинут как представитель старорусской (греко-русской) партии.

Новоизбранный патриарх в своей речи давал обещания вести Русскую Церковь по греко-русскому пути. Выражением этого обещания было окружное послание патриарха ко всей пастве. Это послание включало в себя 24 пункта увещеваний ко всем сословиям русского общества. Его увещевания были наполнены духом кротости и любви к пасомым. Наставления нового патриарха касались всех жизненных вопросов, не исключая мелочей.

Особые усилия направил патриарх Адриан в первую половину своего патриаршества против проникающего влияния Запада во все стороны русской жизни. Но не в характере патриарха Адриана были крутые меры. Свое негодование он выражал только в посланиях, но не предпринимал никаких практических мер ограждения русского общества от немецкого влияния.

В первые годы патриаршества он имел некоторое влияние на государственную жизнь, но в дальнейшем главное препятствие для своей борьбы с иноземными новшествами патриарх Адриан встретил в лице молодого царя Петра I, который сам перенимал немецкие обычаи и резко одернул патриарха, пытавшегося указать ему на это. Такое отношение царя сдерживало энергию первосвятителя. Царь вскоре устранил патриарха от участия во всех государственных делах в противоположность существовавшему ранее обычаю, когда и церковная и гражданская власти согласовывали свои действия. У царя с патриархом Адрианом произошло несколько столкновений, когда патриарх был явно прав, но не смог смело защитить своего мнения. Поэтому и царь и общество видели в патриархе слабовольного иерарха, не решавшегося действовать смело и решительно. Кроткий патриарх Адриан не смог противопоставить энергии царя нравственную силу и тем самым подорвал свой авторитет как в глазах царя, так и всего русского общества. Он не только не участвовал в государственных делах, но и в делах церковных полностью соглашался с указаниями царя. Как глава Русской Церкви патриарх Адриан утратил авторитет. Он прекратил свои обращения к народу. Со второй половины патриаршества Адриана не было ни окружных грамот, ни поучений и наставлений его.

Низведение патриарха до положения простого подданного шло параллельно с постепенным лишением господствующего положения Церкви в государстве.

Деятельность Петра I требовала больших средств. Военные расходы опустошили государственную казну, требовались дополнительные источники средств. И Петр I обратил свой взор на церковное и монастырское имущество. Все доходы и расходы Церкви были взяты под строгий контроль. Эти действия привели к полному упадку церковного и монастырского хозяйства. Через 20 лет церковные владения не приносили уже былых доходов и влачили жалкое существование.

Патриарх Адриан не смог навести должного порядка и в деле церковного управления. Требовалось много энергии, чтобы провести в жизнь те мероприятия, которые воодушевляли патриарха при его вступлении на престол.

Давно назрела необходимость увеличения количества епархий и улучшения архиерейского надзора за жизнью паствы, необходимо было собрать все нравственные силы на защиту от надвигавшегося на Русь иноверия, а также от внутренних врагов - раскольников и сектантов. Вставал остро вопрос и о духовном просвещении русского общества.

Все эти назревшие вопросы не были разрешены патриархом Адрианом, т. к. своей инициативы он не проявлял, а все дела решал только с участием Освященного Собора, состоявшего из вызывавшихся на чреду священнослужения епархиальных архиереев. Перелагая все дела на соборное решение, патриарх Адриан свою собственную власть делал малозаметной и маловлиятельной. Даже в делах экстренных, требовавших более административного решения, патриарх Адриан не обходился без Собора. Часто своей нерешительностью и медлительностью в разрешении некоторых вопросов, не терпевших отлагательства, он возбуждал в близких ему лицах неудовольствие и настоятельные просьбы приняться энергичнее за дело.

На обязанность патриарха Адриана лежало высшее руководство деятельностью епархиальных архиереев, чтобы создать единое направление церковной жизни русского народа. В этом вопросе патриарх также не проявил ни решительности, ни самостоятельности. Если архиереи обращались к нему за указаниями твердых, решительных мер, направленных к упорядочению каких-либо сторон церковной жизни он обнаруживал боязнь действовать решительно, предпочитал приводить в порядок церковную жизнь постепенно, без шума, стараясь никого не обидеть своими распоряжениями. Его возвышенный склад характера не позволял ему спуститься в глубину жизни. И от пастырей он требовал такого настроения, которое было бы выше житейских дрязг. Ради церковного мира патриарх Адриан готов был поступиться самой справедливостью. Миролюбие и осторожность во всех церковных вопросах не могли удовлетворять ревнителей православия. Епархиальные архиереи, чувствуя слабость центральной церковной власти, не прислушивались к голосу патриарха.

Мягкий и незлобивый патриарх, весь ушедший в свой идеальный внутренний мир, подпал под влияние и власть более сильных и решительных окружавших его лиц.

Но нельзя характеризовать деятельность патриарха Адриана только с отрицательной стороны. Положительных результатов достиг он в деле укрепления связи России с Украиной, которая была присоединена к России лишь за четыре года до вступления Адриана на патриарший престол.

Личные высокие качества патриарха Адриана покрывали в глазах украинского духовенства его недостатки, как администратора и создали отношения доверия между малороссийской церковью и великороссийской.

Характер дружеских отношений, установившихся между патриархом Адрианом и Киевским митрополитом Варлаамом, оказал положительное влияние на многие стороны церковной жизни в Киевской митрополии. Положительную роль сыграл патриарх Адриан в деле развития образования на Украине. Сам он в этом вопросе инициативы не проявлял. Но его поддержка ходатайств Киевского митрополита Варлаама способствовала тому, что Киево-братское училище за короткое время достигло высокого уровня в деле подготовки достойных служителей церкви и отечества.

Важным моментом административной деятельности патриарха Адриана в области епархиального управления была его "Инструкция старостам поповским и благочинным смотрителям" (1698 г.). Эта инструкция охватывала ряд вопросов епархиального управления. Их перечень свидетельствовал об особенной заботе патриарха о правильном течении епархиальной жизни. Он обращал внимание на торжественность совершения богослужений, на нравственное поведение духовенства и паствы и ряд других сторон жизни епархий.

Положительные результаты имела деятельность патриарха Адриана по упорядочению приказной системы управления. Во избежание затяжки в исполнении дел он изменил порядок рассмотрения их, установив личную ответственность каждого за порученное дело. Добрую память оставил о себе патриарх Адриан и в деле церковного строительства. Он строил новые и перестраивал старые храмы, обновлял и реконструировал помещения патриаршего дворца, заботился о благоустройстве Моисеева женского монастыря в Москве. В нем чувствовался знаток и любитель строительства.

Многие слабые стороны в деятельности патриарха Адриана объяснялись с одной стороны обстановкой в стране, с другой - тяжелой параличной болезнью, которой он страдал с 1696 года. Эта болезнь не оставляла его до конца дней, временами ослабевая или усиливаясь. При таком постоянном недомогании неудивительно, что патриарху Адриану было не до энергичного управления Церковью.

Слабостью патриарха пользовались некоторые из окружавших его приближенных и делали от его имени, что хотели.

Низкий нравственный уровень всех слоев русского общества от простолюдина до правящего боярства и дворянства, общественная разруха - вот что характеризовало Россию XVII века.

В этот период почти никаких мер воспитательного порядка не предпринималось, так как архиереи, за редким исключением, мало возвышались над рядовым духовенством, а сам патриарх при всех своих высоких личных качествах не смог зажечь "огонь ревности" в сердцах своих помощников. Хотя он и писал послания и инструкции к пастырям, однако практических мер к поднятию образовательного уровня духовенства предпринимал очень мало. Единственным новшеством было вручение священнослужителям при поставлении их на приход вместе со ставленной грамотой книжки "О священстве" и печатного поучения, составленного патриархом Адрианом.

Из произведений самого патриарха известны лишь его послания, вызванные пастыреучительной или административной деятельностью. Однако, заслуга патриарха Адриана заключалась в том, что он содействовал появлению таких замечательных произведений своего времени, как "Четьи-Минеи" Димитрия Ростовского и "Исповедание веры" Палладия (Роговского).

Давняя параличная болезнь патриарха Адриана усилилась к 1700 году. В сентябре он совсем слег. За три дня до смерти паралич поразил все его тело.

16 октября 1700 года в 1 часу ночи патриарх Адриан скончался. Был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал.


Труды:
  • "Щит веры".
  • "Духовное завещание".
  • Две грамоты: "Ближнему боярину Алексею Семеновичу Шеину" под Азов, 1696.
  • Службы: святым Донату, Ипатию, Даниилу Московским и Даниилу Переяславскому. чудотворцу.
  • "Инструкция поповским старостам".
  • "Святительское поучение к новопоставленным священникам".
  • "О предании св. Апостол и св. Отец: како и кая персти на значение кресте слагасте".
  • "Выписка прав и правителей греко-российской церкви".
  • 7 документов, адресованных Петру I. "Странник", 1905, т. I, ч. I, стр. 732.
Литература:
  1. Скворцов Г. А. "Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-тилетие 17 века". Казань, 1913.
  2. Богоявленский М. С. прот. "Моск. Иерархия" - Патриархи., стр. 45-46.
  3. Никанор иером. "Сборн. для любит. дух. чтен.", М-1888.
  4. Попов М. С. "Святитель Димитрий Ростовский и его труды". СПБ, 1910.
  5. Поселянин Е. "Русск. Церк. и русск. подвиж. 18 века". СПБ-1905.
  6. Евгений, "Словарь писателей дух. чина", ч. I, стр. 19-20.
  7. "Обзор русской духовной литературы", стр. 364-365.
  8. Устрялов. "История царств. Петра Великого", т. I.
  9. Соловьев С. М. "История России", кн. III, стр. 1095-1096, 1100-1101, 1152, 1174, 1190, 1203, 1191-1192, 1196, 1223-1226, 1358-1359.
  10. Невоструев, "Описание славянских рукописей", т. III, стр. 2.
  11. Чтение в Общ. Истории и Древ. Рос. 1848, № 8, стр. 29-36.
  12. -"- 1876, т. II, стр. 138-143 (биография).
  13. Толстой М. В. "Рассказы из Истории РЦ".
  14. "Известия Казан. епархии", 1885, № 17, стр. 579.
  15. -"- 1892, № 11, стр. 286 (п/стр.).
  16. "Русский Паломник" 1889, № 47, стр. 557-559.
  17. -"- -"- 1900, № 43, стр. 715.
  18. -"- -"- 1914, № 4, стр. 59-60.
  19. "Православный собеседник" " 1866, январь, стр. 42-50.
  20. -"- -"- 1907, январь, стр. 106.
  21. Летопись Е. А., стр. 289, 309, 311-313, 315, 318, 323, 677, 686.
  22. "Церковный Вестник", 1891, № 7, стр. 103.
  23. "Древн. Рос. Вивлиофика", ч. XV, стр. 373.
  24. Словарь Старчевского, т. I.
  25. Письма и бумаги Петра Великого, т. I, собор. Бычковым.
  26. "Черн. Епархиальные Ведомости", 1864, часть неофи., стр. 713.
  27. "Русская Старина", 1887, июль, стр. 5, 6, 14-15.
  28. -"- -"- 1872, июнь, стр. 850, 881.
  29. -"- -"- 1910, июнь, стр. 635, 637, 639.
  30. "Исторический Вестник", 1885, март, стр. 513; сентября, стр. 593.
  31. -"- 1886, т. 25, стр. 591-599.
  32. -"- 1891, май, стр. 491.
  33. -"- 1894, май, стр. 551.
  34. -"- 1908, ноябрь, стр. 601.
  35. Булгаков, стр. 1401, 1405.
  36. Денисов, стр. 239-240, 93-95, 328-339, 423-427, 536-537, 715-717.
  37. ЖМП, 1945, № 8, стр. 71, № 10, стр. 51.
  38. -"- 1944, № 9, стр. 15-16; № 12, стр. 52.
  39. Венгеров. "Крит.-биогр. сл.", стр. 128-138.
  40. БЭС, т. I, стр. 73-74; т. II, стр. стр. 1138.
  41. БЭЛ, т. I, стр. 355; т. VII, стр. 707.
  42. ЭС, т. I, стр. 520.
  43. РБС, т. I, стр. 84.
  44. "Русский Архив", 1889, кн. 2-я, № , стр. 304.
  45. -"- -"- 1893, кн. 1-я, № , стр. 447-448.
  46. -"- -"- кн. 3-я, № , стр. 12.
  47. -"- -"- 1903, кн. 2-я, № 7, стр. 466.
  48. -"- -"- 1904, кн. 2-я, № 5, стр. 47.
  49. Н.Д., стр. 12, 49.

Адриан. Портрет работы Виктора Шилова.

Адриан (в миру Андрей) (1627-1700) - патриарх Московский и Всея Руси с 1690 года. В конце 70-х годов - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Содействовал церковного строительству. С 1686 года - митрополит Казанский и Свияжский. Доверенное лицо патриарха Иоакима . Поддерживая реформы Петра I , одновременно выступал против нарушения отечественных культурных и бытовых традиций (бритья бород, заморской одежды и пр.). Принимал участие в богословской полемике. По поручению царя вел работу по подготовке нового Соборного уложения. Незадолго до смерти Адриана было введено новое летосчисление (от Рождества Христова). После смерти Адриана Перт I запретил проводить новые выборы и назначил местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского , а с 1721 года упразднил патриаршество.

+ + +

Адриан (в миру - Андрей) (1627-1700) - патриарх всея Руси с 1690 года. С 1678 года - архимандрит Чудова монастыря. По поручению патриарха Иоакима в 1682 году ездил к царям Петру Алексеевичу и Ивану Алексеевичу с ходатайством о прощении стрельцов. С 1686 года - митрополит казанский и свияжский. Активный защитник независимости церкви от царской власти. После смерти Адриана патриаршество было ликвидировано Петром I.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: Адриан, "ЧОИДР", 1848, год 3, No 8 (отд. 4); РБС, т. 1, СПБ., 1896.

Адриан, в миру Андрей (2.10.1637 или 1639, Москва - 16.10.1700, Москва) - десятый, последний в досинодальный период патриарх Московский и всея Руси (24 августа). Архим. Чудова монастыря (1678–1686). Доверенное лицо патр. Иоакима, поставившего его митр. Казанским и Свияжским (1686). Как представитель старорусской (греко-русской) партии 24 августа 1690 возведен на всероссийское патриаршество. Резко критиковал усиливавшееся влияние Запада на русскую жизнь. Главным противником в борьбе А. с иноземными новшествами стал Петр I. Царь отстранил патриарха от участия в государственных делах, считая его слабовольным иерархом, не способным на решительные действия. А. как глава Русской церкви утратил авторитет, полностью соглашаясь с указаниями царя. Все вопросы решал только с участием Освященного Собора. Своей нерешительностью и медлительностью А. вызывал недовольство даже среди близких ему лиц. Мягкий и незлобивый А. подпал под влияние людей из своего окружения, сведя к минимуму собственную власть. Все это способствовало лишению Церкви господствующего положения в государстве. Ее доходы были взяты под строгий контроль, что привело к полному упадку церковного и монастырского хозяйства. В то же время А. внес серьезный вклад в укрепление связей России с Украиной. Дружеские отношения между А. и митр. Варлаамом положительно сказались на жизни Киевского митрополита, способствовали развитию образования на Украине. А. содействовал упорядочению приказной системы управления, изменив порядок рассмотрения дел и установив личную ответственность исполнителей. Он строил новые и перестраивал старые храмы, обновлял и реконструировал помещения патриаршего дворца, заботился о благоустройстве Моисеева женского монастыря в Москве. В 1696 был разбит параличом, что существенно ограничило, а с сентября 1700 полностью лишило его возможности реально руководить Церковью. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

А. В. Сметанникова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 165.

АДРИАН (в миру Андрей) - архиепископ Московский, с 1690 патриарх «всея Росии». Родился 2 октября 1627 в Москве. В 1678 упоминался в качестве архимандрита Чудова монастыря в Кремле. Содействовал строительству монастырских церквей: Митрополита Алексея и Апостола Андрея. Ходатайствовал перед правительством Софьи Алексеевны за стрельцов во время московского восстания (1682). С 1686 митрополит Казанский и Свияжский. Стал доверенным лицом патриарха Иоакима, во многом следовал его взглядам, усугубляя их антикатолическую направленность. Сохранилась «память» (4 июля 1691) из Патриаршего разрядного приказа в Сибирский приказ об отсылке туда монгольского посланника, принявшего православие: «…по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по приказу великого господина святейшаго Кир Адриана, архиепископа Московского и всеа Росии и всех северных стран патриарха, боярину князю Ивану Борисовичю Репнину с товарыщи. В нынешнем во 199 году апреля в 4-м числе в указе великих государей… из Сибирского приказу в Патриарш розряд к окольничему к Михаилу Ивановичю Глебову да духовных дел к приказному иеромонаху Ефрему, да к дьяком к Ивану Арбеневу, к Василью Лукину, к Ивану Тугаринову писано. - Велено, доложа великого господина святейшаго Кир Адриана… мунгальского посланца Бодоя Зайсанова по ево челобитью крестить в православную христианскую веру. А как он в православную христианскую веру крещен будет и по правилом святым во исправлении урочные дни ему отойдут, и ево для отпуску в Сибирь ис Патриарша розряду прислать в Сибирской приказ к тебе, боярину, ко князю Ивану Борисовичю, с товарыщи. И по тому великих государей и святейшаго патриарха указом тот посланец Бодой Зайсанов, быв в подначальстве в Чюдове монастыре, по правилом и в православную христианскую веру крещен июня в 14-м числе, а во святом крещении наречено ему имя Василием, а восприемником у него был стольник князь Тимофей княж Иванов сын Шаховской. И ис Патриарша розряду тот новокрещен Василей в Сибирской приказ к тебе, боярину, ко князю Ивану Борисовичю, с товарыщи послан с подьячим сЫваном Шпагиным…». А. способствовал отстранению от руководства и преподавания в Славяно-греко-латинской академии братьев Лихудов (1694), после чего Академия стала хиреть, а её 150 учеников - бедствовать. Поддерживая петровские реформы, выступал, однако, против брадобрития, курения, иноземной одежды, вообще ассамблей. В беседе с уже больным А. (4 октября 1699) Пётр I после возвращения из Керченского похода, рассказывая о своей программе распространения просвещения в государстве, обратил внимание патриарха на невежество священников, которые даже «грамоте мало умеют». Отдав должное совершенствованию церковного образования, которое «паче всего в жизни сей надобно», царь высказался за то, чтобы «из школы… во всякие потребы люди, благоразумно учася, происходили в церковную службу и в гражданскую воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство», сделав особый упор на то, что о создании подобных школ «надобно и прирадеть тщательно зело». А. принимал активное участие в богословской полемике, являлся автором «Поучения священникам », служб святым Даниилу Александровичу, Даниилу Переяславскому, посланий, в т. ч. Петру I, по поручению которого собирал материалы для нового Уложения. Вынужден был согласиться на введение летоисчисления от Рождества Христова. Умер 15 октября 1700 в Перервинском монастыре под Москвой. Первый из российских патриархов, на погребении которого не присутствовал государь. После смерти А. новых выборов патриарха не проводилось, и Стефан Яворский был объявлен лишь местоблюстителем патриаршего престола.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Далее читайте:

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Литература:

Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991 [репр. изд. Париж, 1959]. Т. 2. С. 255–264.

Преемником Патриарха Иоакима стал митрополит Казанский Адриан, строгий и убежденный ревнитель православного благочестия и традиций старины. Патриарх Адриан, в миру Андрей, родился в Москве 2 октября 1627 года (по некоторым данным -1639 года). О жизни его до пострижения в монашество достоверных сведений не сохранилось. Очевидно только, что своим благочестием и добродетелями он был известен самому Патриарху Иоакиму, который в 1678 году назначил его архимандритом Чудова монастыря (1678-1686). Архимандрит Адриан «много споспешествовал устроению» этой обители. Под его наблюдением был сооружен соборный храм во имя святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Весь монастырь с палатами, прилегающими к храмам, трапезной и монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на его средства. Положение архимандрита Адриана в иерархии того времени было настолько видным, а личные качества настолько выдающимися, что в 1686 году Патриарх Иоаким поставил его митрополитом Казанским и Свияжским. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно только, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати».

В последние дни жизни Патриарха Иоакима митрополит Казанский Адриан был его правой рукой, а после его смерти управлял Московской епархией, оставаясь митрополитом Казанским и Свияжским. При выборе Патриарха высшие власти указывали на Маркелла, митрополита Псковского, человека ученого и образованного, но низшее духовенство указывало на Адриана. Царь Петр поддерживал архиереев и хотел избрания Маркелла, но царица Наталья Кирилловна с архимандритами, игуменами и низшим духовенством стояла за Адриана. Врагам Маркелла не нравилась его обширная ученость, они говорили, что ученый Патриарх будет благоприятствовать иноверцам. Противники Маркелла пересилили, и Адриан 24 августа 1690 года был возведен на Всероссийский Патриарший престол. В своем слове на интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. Он продолжал дело своего предшественника, только не так энергично и не всегда так обдуманно, как Патриарх Иоаким. Подобно Иоакиму, он предостерегал правительство от иноверной пропаганды в Москве , очищал (часто до крайности) московскую заиконоспасскую духовную школу от подозреваемого в ней чуждого православию влияния; отстаивал неприкосновенность церковного суда от стремлений правительства ограничить его и с этой целью велел составить «статьи о святительских судах». Для упорядочения церковной жизни Патриарх Адриан издал «Инструкции к старостам поповским» с более точным распределением дел по приказам, а также «Святительское поучение к новопоставленным священникам». В своих указах он предписывал снабжать храмы исправными печатными книгами и церковными принадлежностями, требовал наблюдения за тем, чтобы не принимались священники без письменных грамот, чтобы бродячие священники не отбивали у приходских треб и т.п. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве Патриарх преподал каждому из сословий духовно полезные наставления.

В 1698 году Патриарх Адриан благословил причислить к лику святых Евфросинию Суздальскую , мощи которой были обретены еще в XVI веке, и совершать ей память 25 сентября. Перу Патриарха Адриана принадлежат службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому , несколько поучений, письма разным лицам (в том числе Петру I) и несколько грамот. В своем духовном завещании, составленном за три с половиной года до кончины, Патриарх призывал свою паству беречь «веру православно-кафолическую», «чествовать Церковь Святую и Апостольскую, защищати ее от всяких ересей и соблазненных наветов».

Новое направление русской жизни пришлось Патриарху Адриану не по нраву, он резко высказывался в старом духе против иноземных обычаев и новшеств - брадобрития, курения, отмены русской национальной одежды и других бытовых нововведений Петра I , а в особенности против его сумасбродных «потех». Это обострило его отношения с царем. Когда совершались страшные казни стрельцов, взбунтовавшихся в 1698 году во время заграничной поездки Петра I , Патриарх, по древнему обычаю печалования, с иконой Богоматери отправился к царю в Преображенское, моля его о пощаде преступникам. Петр гневно воскликнул: «К чему эта икона? Разве твое дело приходить сюда? Убирайся скорее и поставь икону на свое место. Быть может, я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Его Матерь. Я исполняю свою обязанность и делаю богоугодное дело, когда защищаю народ и казню злодеев, против него умышлявших». Сознавая свое бессилие бороться и влиять на решения царя, Патриарх Адриан принужден был замолчать и даже вовсе уехал из Москвы и жил в своем любимом подмосковном Перервинском монастыре. Он не мешал реформам, но царю Петру этого было мало, нужно было, чтобы Патриарх ему содействовал: безучастное положение первосвятителя было тем же отрицанием новых порядков, только безмолвным. 15 октября 1700 года Патриарх Адриан скончался в Перервинском монастыре «от рождения своего имеше семьдесят третье лето», был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Петр I не назначил предполагавшихся выборов нового Патриарха, временно возложив обязанности управления Церковью на митрополита Рязанского Стефана (Яворского) в звании Местоблюстителя Патриаршего престола. Так фактически начался новый период в истории Русской Православной Церкви, получивший название Синодального после учреждения в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода, при котором был приставлен императором обер-прокурор.

16.10.1700 (29.10). – Кончина последнего (до восстановления патриаршества в России в 1917 г.) Патриарха Московского и Всея Руси Адриана

(2.10.1636–16.10.1700) десятый и последний в досинодальный период Патриарх Московский.

Будучи еще архимандритом Чудова монастыря, Адриан обратил на себя внимание Патриарха Иоакима, поставившего его в 1686 г. митрополитом Казанским и Свияжским. Во время последней болезни Патриарха в марте 1690 г. митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке Царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на патриарший престол Адриан обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака. Другое окружное послание Патриарха Адриана также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю.

Десятилетняя деятельность Адриана, заключившая собой патриаршеский период Русской Церкви, выпала на трудное время реформ . Адриан, расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы, тем не менее должен был осознать необходимость указаний Петра на неустройства в церковном управлении. Такова выпущенная Патриархом в 1697 г. инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и чёрные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мiрские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах. Патрарх Андриан установил также сферы компетенции епархиального и патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей. В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены "Статьи о святительских судах" с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве. Исследователи отмечают мягкость судебных решений Патриарха Адриана, его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы.

В патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева, принявшего католичество и утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными. В правление Адриана происходила также полемика братьев-греков Лихудов и прокатолически настроенного Сильвестра Медведева о времени пресуществления Святых даров во время евхаристии. Патриарх, разделявший православное учение братьев, передал этот спор на разрешение восточным Патриархам, и оно было признано правильным.

Несмотря на то что Адриан позволял себе иногда возражать Государю, он благословлял Петра в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после , в 1698 г., по возвращении Петра из . На средства Патриаршей казны по приказу Петра были выстроены два корабля (1698). В 1700 г. без сопротивления Патриарха . Непротивление Патриарха Адриана усиливавшейся антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (например, ).

Отношения Царя и Патриарха обострились после отказа последнего насильно постричь в монахини первую супругу Петра I Царицу Евдокию Лопухину (1698). Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698–1699 гг. Патриарх Адриан выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная Патриархом Адрианом перед благодарственным молебном в по поводу , в которой первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан и казни продолжались.

С 1696 г. Патриарх Адриан был одержим "параличной болезнью", из-за этого часто жил в Перервинском монастыре под Москвой. В последние годы жизни Адриана назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования с Патриархом. В марте 1697 г. Патриарх Адриан составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Царя пребывать в родительском благочестии. Патриарх Адриан скончался 15 октября 1700 г. и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, Царь на погребении не присутствовал.

Патриархом Адрианом написано было несколько проповедей и богословских толкований, из которых некоторые были изданы: представленная в Палату об уложении "Записка о святительских судах", "Грамота о бороде" и др. Сохранилась (частично опубликована) переписка Патриарха Адриана с Петром, а также грамоты первосвятителя, записанные его секретарем иеромонахом Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и другим.

Личное дело

Адриан (в миру Андрей, 1637 - 1700) родился в Москве. О детстве и юности будущего патриарха ничего не известно. Впервые он упоминается лишь в 1678 году как архимандрит московского Чудова монастыря. Ввел в обители строгие правила для монахов и прихожан: на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы, по понедельникам, средам и пятницам ворота монастыря не открывались. Во время стрелецкого бунта в мае 1682 года (Хованщины) Адриан по настоянию стрельцов насильно постриг в монахи Кирилла Нарышкина, отца царицы Натальи.

21 марта 1686 года Адриан стал митрополитом Казанским и Свияжским. В 1690 году во время болезни патриарха Иоакима находился в Москве, управляя делами церкви. После смерти Иоакима был 22 августа 1690 года избран патриархом. Он провозгласил своей целью противостояние расколу и влиянию католичества. В окружном послании к пастве патриарх Адриан повторил фрагмент речи патриарха Никона к Собору 1654 года о священстве и царстве («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также брадобритие, ношение европейской одежды и курение табака. В другом послании он даже призывал священников не допускать к причастию тех, кто бреет бороды. Однако Адриан и сам не исполнял это предписание, например, в отношении царя Петра.

Он благословил Петра перед началом азовского похода, после взятия Азова и по возвращении из «Великого посольства».

В 1698 году патриарх Адриан написал наказ поповским старостам с подробным практическим руководством для приходских священников по богослужению, по исполнению прихожанами христианских обязанностей, по подбору священнослужителей. В этом же наказе рассматривалось разграничение компетенции духовного и светского суда, говорилось о неподсудности духовенства воеводам, о церковных сборах и о духовных завещаниях. Строго предписывалось проводить богослужение по новоисправленным книгам.

Отношения Адриана и Петра значительно ухудшились после того, как Адриан отказался постричь в монахини первую жену Петра Евдокию. В 1699 году патриарх с иконой Богородицы пришел в резиденцию Петра в селе Преображенском, чтобы попросить милости для приговоренных к смерти участников стрелецкого бунта. Но царь публично оскорбил патриарха, сказав: «К чему эта икона? Разве твое дело приходить сюда? Убирайся скорее и поставь икону на место» - и патриарх был вынужден удалиться.

В патриаршество Адриана состоялись два собора, оба в 1698 году. На одном из них рассматривалось дело диакона Петра Артемьева, принявшего и распространявшего католичество. Он был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, а потом в Соловецкий монастырь, где умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева, дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи священником, совершал крещения, венчания и отпевания. Собор объявил эти обряды недействительными.

В феврале 1696 года патриарх Адриан тяжело заболел. Как тогда говорили, у него началась «параличная болезнь». В отдельные периоды ему становилось лучше, и он снова начинал совершать богослужения. Но большую часть времени недужный Адриан проводил в подмосковном Николо-Перервинском монастыре. В последние пару лет жизни он почти полностью отошел от дел.

Чем знаменит

Патриарх Адриан. Парсуна XVIII в.

Последний российский патриарх в досинодальный период, Адриан был последовательным, но бессильным оппонентом петровских реформ. Он критиковал усиливающееся влияние иноземцев на Руси, осуждал многие новые обычаи. Но активно противодействовать Петру он не мог. При Адриане авторитет и реальная власть патриарха значительно уменьшились. Постепенно государство стало брать под контроль церковные доходы, вмешиваться в назначения священников и даже епископов. Например, по настоянию Петра митрополитом Крутицким стал митрополит Нижегородский Трифиллий (Инихов), в то время как Адриан желал видеть на этой кафедре архиепископа Афанасия (Любимова). Также патриарх был вынужден согласиться с требованием Петра не учреждать новых монастырей без царского разрешения. Болезнь патриарха и его отход от дел в последние годы жизни подготовили почву для полной отмены Петром патриаршества. После смерти Адриана Петр I запретил проводить новые выборы и назначил местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского, а с 1721 года упразднил патриаршество, учредив Святейший Синод. Следующий патриарх Московский и всея Руси был избран только в 1917 году.

О чем надо знать

Одним из эпизодов противостояния Петра и патриарха Адриана стало дело Григория Талицкого, в котором оказался замешан митрополит Тамбовский Игнатий. В 1699 году московский переписчик книг Григорий Талицкий распространял в народе письма о том, что царь Петр — антихрист, а Москва — Вавилон и поэтому нужно избрать другого царя («Поведение владетеля и его свиты нехристиянское, Москва превратилась во второй Вавилон, а Петър восмой царь после Ивана ІV», восьмой царь, по словам Талицкого, должен был стать Антихристом). Митрополит Игнатий одобрил Талицкого, а Талицкий надеялся через Игнатия повлиять на патриарха Адриана. 28 июня 1700 года Талицкий был схвачен и под пыткой сообщил о своих контактах с Игнатием. Царь требовало лишить митрополита сана и выдать его на расправу. Патриарх, не отвечая решительным отказом, вместе с тем тянул время созыва собора, где можно было снять сан с митрополита. Только после смерти патриарха, в октябре 1700 года митрополита Игнатия в присутствии архиереев лишили сана и в качестве расстриги Ивашки Шангина сослали в Соловецкий монастырь, приказав держать его там «до кончины живота его неисходно».

Прямая речь

«Консерватор, глубоко враждебный новому европейскому духу, он пользовался покровительством благочестивой старой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери юного Петра, и ею же, главным образом, продвинут был, по смерти Иоакима, для занятия патриаршего трона, вопреки желанию юного Петра. Если Иоаким был самоучкой, то Адриан в сравнении с ним был просто неучем. Внутренне горячий и вдохновенный в своем старорусском благочестии, Адриан внешне был малоактивен и почти не от мира сего. Своего отрицания нового духа в правительстве, в школе и в литературе он не скрывал и в нужных случаях его формулировал, но не был создан для активных выступлений».

А. В. Карташев «Очерки по истории Русской Церкви. Том 2»

«Подрыв авторитета высшего духовенства и самого патриарха привел к тяжелым последствиям. Так, кандидат на Рязанскую митрополию Стефан Яворский, желая стать Киевским митрополитом, не явился на наречение его Рязанским митрополитом, предпочитая звание украинского архиерея митрополичьей кафедре под главенством Московского патриарха. Тобольский митрополит Игнатий, «вельми безчестными словесами поругая, поносил нелепными укоризны» патриарха Адриана, и тот вынужден был просить защиты у царя. По улицам Москвы бродил юродивый Ивашка (Парамон) Нагой и осуждал патриарха за то, что тот не обличает неправедность светской власти».

Д. Ф. Полознев «Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан»

«Адриан как глава Русской церкви утратил авторитет, полностью соглашаясь с указаниями царя. Все вопросы решал только с участием Освященного Собора. Своей нерешительностью и медлительностью Адриан вызывал недовольство даже среди близких ему лиц. Мягкий и незлобивый Адриан подпал под влияние людей из своего окружения, сведя к минимуму собственную власть. Все это способствовало лишению Церкви господствующего положения в государстве. Ее доходы были взяты под строгий контроль, что привело к полному упадку церковного и монастырского хозяйства».

А. В. Сметанникова

7 фактов о патриархе Адриане

  • Точный год рождения Адриана неизвестен, кроме 1637, называют также 1627 и 1639 годы.
  • В Казани Адриан написал направленное против старообрядцев сочинение: «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати».
  • Полный титул патриарха Адриана звучал так: «Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх».
  • На средства патриаршей казны по приказу Петра I в 1698 году были выстроены два корабля.
  • Сохранилась переписка патриарха с Петром I, а также грамоты, записанные секретарем патриарха Карионом Истоминым и адресованные воеводам Б. Шереметеву, А. Шеину, Б. Голицыну, гетману И. Мазепе.
  • Адриан был автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому. Также он оказывал поддержку Дмитрию Ростовскому в составлении Четьих-Миней.
  • Адриан был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.

Материалы о патриархе Адриане

Loading...Loading...