Польский вклад в уничтожение евреев. Прогулки по еврейской польше

Прогулки по еврейской польше

реальность варшавских миражей

Виктория Мочалова

Живут не только в домах, но и в памяти, в традиции, истории, культуре. А в Варшаве это важнее, чем в каком-либо другом месте на свете. Иногда трудно поверить, что этот город существует.

Малгожата Барановска. Варшава. Месяцы, годы, века (1997)

Современная Варшава – город-призрак, сохранивший лишь свое название и место на карте, свою историческую память, мартирологию и мифологию, но не улицы, не дома, не площади. Плоть довоенной Варшавы утрачена безвозвратно, ее нельзя просто увидеть из окна туристического автобуса или ощутить, прогуливаясь по улицам. Чтобы познать Варшаву, надо знать, иначе вообще ничего не увидишь. Путешествие по Варшаве – это путешествие не по земле, а по истории, литературе, живописи, куда старая Варшава перетекла, истекая кровью. Здесь больше, чем в какой-либо другой европейской столице, необходимо мобилизовать эрудицию и воображение, сквозь современный облик города прозревая прошлое – прочитанное у поэтов и мемуаристов, запечатленное художниками.

Улица Медовая в Варшаве. Каналетто. 1777 год

Одному из них сегодняшняя Варшава особо признательна – это венецианец Бернардо Беллотто по прозвищу Каналетто (1722–1780), который был придворным живописцем у последнего польского короля Станислава Августа Понятовского и оставил великолепные, детально прописанные виды Варшавы своего времени. И именно к ним обращались варшавяне – архитекторы и искусствоведы, реставраторы и строители, просто горожане, работавшие добровольцами на разборке руин, – когда восстанавливали историческую часть своего разрушенного на 85% города. Стоит обратить внимание на размещенные кое-где на улицах Варшавы большие застекленные репродукции полотен Каналетто, которые позволяют сравнить давний образец и реальность, оценить мастерство реставраторов. Результат их поразительных усилий был отмечен специальным постановлением ЮНЕСКО. Этот отлитый в бронзе текст можно прочитать на брусчатке улицы Запецек, ведущей к площади Старого рынка: «Постановлением комитета по мировому наследию варшавский Старый город признан ценностью мировой культуры. ЮНЕСКО. Сентябрь, 1980».

Разумеется, варварское уничтожение коснулось не только «польской» Варшавы, но и – в еще большей степени – некогда самого большого еврейского города Европы – Варшавы еврейской, а идише Варше. В 1916 году евреи составляли здесь 44% населения, великий еврейский поэт Ицхак Каценельсон свидетельствовал: «Варшава, была ты полна евреями - как в Судный день синагога...»

О самодостаточности варшавской еврейской жизни, ее дистанцированности от внешнего мира мы читаем, например, у Исаака Башевиса Зингера: «Предки мои поселились в Польше за шесть или семь столетий до моего рождения, однако по-польски я знал лишь несколько слов. Мы жили в Варшаве на Крохмальной улице. Этот район Варшавы можно было бы назвать еврейским гетто, хотя на самом деле евреи <…> могли жить где угодно» («Шоша»). Спустя три десятка лет последняя фраза была резко переписана историей: этот район Варшавы был назван еврейским гетто отнюдь не в сослагательной модальности, а евреи уже не могли жить где угодно…

Некогда это был город, в котором учился, работал и издал свою знаменитую книгу «доктор Эсперанто» Людвик Заменхоф, где родился Осип Мандельштам, где начал широко публиковаться Ицхак-Лейбуш Перец, один из основоположников новой идишской литературы, где выступала «мать еврейского театра» Эстер-Рохл Каминьская, где блистал в литературных кабаре самый известный польский поэт Юлиан Тувим, автор манифеста «Мы, польские евреи…», где Ицик Мангер написал и издал свою «Книгу рая», которая успела выйти в 1939 году, буквально накануне превращения «рая» в «ад».


Пружная улица

Центром еврейской жизни с XVII века служила рыночная Гжибовская площадь. Вспомним, как реб Мешулам из зингеровской «Семьи Мускат» сказал об этом месте: «Земля обетованная, а?» – когда его «экипаж свернул на Гжибовскую площадь, и внезапно все изменилось. Теперь по тротуарам сновали евреи в лапсердаках и камилавках и еврейки в накинутых на голову поверх париков шалях… Шум на улице стоял невообразимый. Уличные торговцы нараспев выкрикивали свой товар, <…> из дверей еврейских школ высыпали мальчишки», лежали коробки с талесами, тфилин, молитвенниками, ханукальными подсвечниками и амулетами для беременных, пачки газет на идише. Остановимся на Гжибовской площади и постараемся расслышать отголоски той бурной еврейской жизни, или шум массовой демонстрации 1904 года, организованной здесь Бундом в знак протеста против полицейского расстрела еврейских рабочих в Белостоке, или разговоры публики, выходящей из Еврейского театра, который теперь носит имя великой актрисы Эстер-Рохл Каминьской (1870–1925), а после войны возглавлялся ее дочерью Идой Каминьской (1899–1980).

На той же стороне площади, где стоит театр, можно увидеть сохранившиеся здания бывших еврейских магазинов, а на ее противоположной стороне – уцелевшую Пружную улицу с высокими домами конца позапрошлого века, которые заметно выделяются своим внушительным, хотя и обветшалым видом на фоне современной застройки, придавая миражу еврейского квартала эффект подлинности. Сейчас на их фасадах развешаны фотографии давних жителей – здесь предполагается устроить своего рода скансен, воссоздающий облик и дух еврейского квартала. На этой улице жил некогда богатый купец Залман Ножик, который вместе со своей женой построил рядом с домом синагогу, вмещающую шестьсот человек, в эклектичном неоромантическом стиле. Завещая общине синагогу и средства на ее содержание, Залман написал: «Синагога должна пребывать на этом месте на вечные времена и всегда носить имена супругов Залмана и Ривки Ножик». И синагога сохранилась, и теперь она – единственная действующая синагога в Варшаве (ул. Твердая, 6).

Расположенная в западной части Варшавы, на границе двух миров – еврейского и христианского, Гжибовская площадь может рассказать внимательному путешественнику о тесном соседстве двух конфессий. Напротив синагоги Ножиков над площадью возносится огромный костел Всех Святых. Раньше он стоял в окружении множества еврейских школ и синагог, располагавшихся на всех окрестных улицах: Твердой, Гнойной, Багно, Граничной, а на самой площади находились две действующие микве.

Не о религиозном соседстве, а о политическом сотрудничестве двух общин поведает нам другая площадь Варшавы, лежащая отнюдь не в еврейском квартале, а в самом центре столицы, перед королевским замком. Стоя на этой площади, мысленно перенесемся в 8 апреля 1861 года: патриотическая демонстрация, молодой католик в первом ряду несет крест, а когда он падает, сраженный пулей русских солдат, еврейский студент Михаэль Ланде подхватывает и высоко поднимает выпавший крест. Обе общины были потрясены и самим этим жестом, и тем, что Михаэль был тут же застрелен (всего погибло более ста человек), и это связало их тогда – чуть ли не буквально – кровными узами. В последовавшем восстании против российской власти приняли участие многие евреи, даже хасиды, принципиально воздерживавшиеся от участия в общественной жизни.


У Королевского замка


Мост над Холодной улицей. 1940 год

Эти поэтичные названия улиц – Панская, Сенная, Скользкая, Твердая, Хмельная, Золотая – знакомы нам по литературе и трагической истории, истории их исчезновения. Неслышный аккомпанемент Каценельсона: «Нет больше улиц Желязной, Крохмальной, Твардой – “ярмарка” завершилась».

Вот улица Холодная (Chlłodna), известная по военным фотографиям: это над ней, над ее трамвайными путями, был перекинут деревянный мост, соединявший малое и большое гетто. Каценельсон: «Я убежал на мост Хлодной, ничего тебе не сказал тогда... В Малом гетто еще светило солнце, бродили коты и собаки». Уличную кладку и пути, хотя трамвая здесь больше нет, оставили как памятник. Идя по этой улице, вспомним, что в сохранившемся сецессионном доме (№ 20), так называемом «доме под часами», до конца 1941 года жил глава юденрата Варшавского гетто Адам Черняков, который предпочел самоубийство необходимости по приказу нацистов отправлять людей из гетто в газовые камеры. «Адам, ты выбрал яд, ты плохой еврей, коль решил покончить с собой: в час, когда убивают евреев – велико ли мужество убить себя, почтенный еврей?.. Ты принял яд. Умываешь руки. Сводишь счеты с судьбой? Ты завершил свой жизненный путь. Смысл великий в смерти твоей. Кто ж исполнит приказ убийц? Теперь уж не ты», – жестко написал о нем Каценельсон. А в доме № 15 до своей гибели в 1984 году жил христианский мученик, ксендз Ежи Попелюшко, зверски убитый спецслужбами за связь с «Солидарностью», антикоммунистическим профсоюзным движением.

Во дворике дома № 60 по Золотой (Złota) улице сохранилась часть стены уничтоженного гетто, есть памятная табличка и специальное место, чтобы поставить поминальную свечу. Надо отдать должное той бережности, с которой здесь относятся к исторической памяти, в том числе и еврейского народа. В современной Польше, где историческое чувство исключительно развито, принято считать, что история польского еврейства вписана в национальную историю и культуру и потому подлежит неукоснительному почитанию.

Жизнь современной варшавской еврейской общины, самой многочисленной в Польше, протекает в этом же квартале, рядом с синагогой Ножиков. Здесь находится общинный центр, кошерный ресторан, офисы различных еврейских организаций и редакции немногих выходящих в Польше еврейских изданий, например журнала «Мидраш»; есть здесь и небольшой еврейский магазин с сувенирами и кошерными продуктами. А научная еврейская жизнь концентрируется вокруг Еврейского исторического института им. Эммануэля Рингельблюма: здесь собраны и хранятся богатые архивы, работает научно-исследовательский коллектив, открыта библиотека, книжный магазин и постоянные экспозиции, отражающие историю и культуру польских евреев и события Холокоста.

Институт расположен в бывшем здании Главной еврейской библиотеки при Большой синагоге на улице Тломацке (д. № 3/5), которая до войны была значительно больше, чем сейчас. Чтобы представить себе ее прежний размер, посмотрите на проезжую часть Аллеи Солидарности у Банковской площади: старая улица Тломацке шла еще дальше того места, где стоит не тронутое историческими катаклизмами круглое строение XVIII века – теперь его назначение не вполне понятно, но старым варшавянам, прозвавшим его «Толстой Катькой», оно служило колодцем. Самой Большой («прогрессивной») синагоге на Тломацке, построенной в 1870‑ х и вмещавшей три тысячи человек, не было суждено такое долголетие: немцы взорвали ее в мае 1943‑ го в честь разгрома восставшего гетто. Теперь на ее месте возвышается безликий «голубой небоскреб», каких много в больших городах мира. Его, правда, отличает одно мистическое обстоятельство: небоскреб никак не удавалось достроить – эта стройка века продолжалась 30 лет, поскольку, согласно варшавской легенде, возведению небоскреба на месте уничтоженной синагоги препятствовало раввинское проклятие.

Идя на север в сторону еврейского района Муранов с его знаменитыми улицами – Милая (Каценельсон: «В Варшаве улица есть, улица Мила. Вырвите из клеток грудных сердца, вложите в них камни, из черепа вырвите белки плачущих глаз, ничего вы не видели, ничего не слыхали, дух жизни сотрите с лица, уши заткните, чтоб стать глухими! Об улице Мила начинаю рассказ»), Генся, Налевки, – некогда густо заселенными, полными еврейских лавок и мастерских ремесленников, мы дойдем до того страшного места, которое никогда не называют «перевалочным пунктом» или «местом пересадки», но всегда используют только, так сказать, язык оригинала: Umschlagplatz. Отсюда отправили на смерть 300 тыс. варшавских евреев. В память об этом здесь возведен мемориал. Поскольку такое количество фамилий разместить не представлялось возможным, решили оставить лишь имена – их там 350: Авраам, Борух, Хана и т. д. И здесь не могут не прийти на память строки об этом месте из «Сказания об убиенном еврейском народе» Каценельсона:

От Новолипок течет поток,

Вливается в улицу Заменхоф:

к перрону вокзала.

Рыдания горло душат.

Ждут вагоны пустые – путь их не так уж

далек,

Завтра вновь вернутся пустыми...

Великий ужас меня охватил, страх меня

с места гонит,

Вот они здесь - вагоны! Вернулись –

раскрыты настежь,

Только вчера уехали и вот уж вернулись,

стоят на «Умшлаге» – грузовом перроне,

Хищно разинув широкие жадные пасти!..

…Лишь недавно стояли, битком набитые

до удушья,

Стояли в них мертвые и живые, мертвый

к живому приник,

Стояли вплотную, но не могли упасть,

живые и мертвые души,

Понять нельзя было, кто мертвый,

кто живой, весь изошедший в крик…

Куда нас везут? Кто там читает «Видуй»

вслух в этом смертном улье? Повторяйте за ним как один: Г-споди, укрепи!..

Вагоны! До отказа набиты были вы –

пустыми вернулись, вагоны!

Где вы оставили их, евреев? Что с ними

сталось?

Десятки тысяч вы поглотили, и вот вы

вновь у перрона!

Куда вы катились, вагоны? Приоткройте

тайну…

(Пер. с идиша Е. Бауха)

Именно здесь знакомый полицейский вырвал из очереди на погрузку в вагоны Владислава Шпильмана, по чьей автобиографической книге «Пианист» Роман Полански снял свой знаменитый одноименный фильм.

Отсюда по улице Заменхофа (она так называлась еще до войны) можно пройти Дорогой Памяти мученичества и борьбы евреев, вдоль ансамбля ритмично расставленных на территории бывшего гетто черных каменных глыб, мимо бункера на улице Милой, 18, в котором, окруженные нацистами, покончили жизнь самоубийством командир повстанцев Мордехай Анелевич и десятки его соратников по подпольной еврейской боевой организации в гетто.

В годовщину восстания, 19 апреля 1946 года, пережившие Холокост варшавские евреи поставили на руинах гетто, около его уже не существующих ворот, первый скромный мемориал из красного песчаника – «В память о тех, кто погиб в беспримерной и героической борьбе за достоинство и свободу еврейского народа, за свободную Польшу и освобождение человека». Еще через два года рядом был поставлен уже монументальный, совершенно затмевающий предыдущий 11-метровый памятник с рельефным изображением героев восстания в гетто на фасаде.

Недалеко отсюда расположено огромное (250 тыс. захоронений) еврейское кладбище на Окоповой улице, являющейся западной границей Муранова. В отличие от самого района, кладбище сохранилось. Среди прочих шедевров сепулькрального искусства поражает своей монументальной красотой охель Бера Зонненберга (1764–1822), богатейшего купца, прославившегося своей благотворительностью, давшего начало роду Бергсонов (среди его потомков и французский философ Анри Бергсон). Обрамленные колоннами стены охеля украшены барельефами, на одном из которых (южном) изображены реки Вавилонские и развешанные на деревьях музыкальные инструменты из 138‑ го псалма, на другом (северном) – Варшава. Здесь надо посетить могилы журналиста, математика и педагога Хаима-Зелига Слонимского, главного раввина Варшавы Дова-Бера Майзельса, издателя Самуэля Оргельбранда, писателей Ицхака-Лейбуша Переца и Яакова Динезона, основоположника еврейской этнографии Семена Ан-ского, историка Майера Балабана и многих других, составлявших цвет восточноевропейского еврейства. На этом кладбище есть и символический памятник идущему в печи Треблинки доктору Янушу Корчаку с детьми.

Синагога Ножиков.


Синагога Ножиков до реставрации. 1970-е годы

В противоположной, восточной, части города, на правом берегу Вислы находится район, именуемый Прагой, где евреи начали селиться с XVIII века. Некогда два разных города, к концу XIX века Прага и Варшава были объединены, хотя до сих пор заметно различаются по своему характеру, атмосфере, облику. Длительное раздельное существование лево- и правобережной Варшавы отразилось и в ономастике: фамилии Варшавер и Прагер указывают, что их носители происходят из разных городов. Путешественник ощущает это отличие сразу, как только перейдет мост через Вислу. Роман Полански, снимая своего «Пианиста», нашел здесь живописный межвоенный городской пейзаж – и декораций строить не понадобилось. Дело в том, что Прага в отличие от Варшавы не была разрушена немцами, ведь именно здесь в 1944 году стояли советские части: не спеша на помощь польским повстанцам, они лишь наблюдали за гибелью города с пражского берега. Кому-то неоштукатуренные предвоенные дома чуть ли не со следами снарядов покажутся непривлекательными, но зато на них почил дух истории, и, бродя по улицам Праги, вы легко погружаетесь на глубину столетий.

Ярчайшая фигура этих мест – купец, банкир, поставщик королевского двора, меценат Шмуль Зонненберг по прозвищу Збытковер (1727–1802), живший в районе, название которого – Шмуловизна, или Шмульки, – до сих пор сохранилось в пражской топонимике и отмечено на городских картах (вблизи Кавенчинской и Радзиминской улиц). Он многое сделал для пражской общины, в частности, построил здесь деревянную синагогу. Потомки Шмуля Збытковера – уже упоминавшийся Бер Зонненберг и Михал Бергсон – продолжали семейную традицию благотворительности. На Ягеллонской улице (д. № 8) на Праге сохранилась замечательная стилизация ренессансной архитектуры – здание детского дома для еврейских сирот, в котором сейчас располагается кукольный театр, но на мемориальной доске можно прочесть: «Воспитательный дом варшавской еврейской общины им. Михала Бергсона».

В 1840 году главной на Праге стала построенная Бером Зонненбергом так называемая Круглая синагога в форме ротонды, нетипичной для европейских синагог. Ее разобрали в 1961 году, и сейчас на этом месте можно увидеть холм из ее останков (под землей сохранился фундамент) и подлинную ограду. Однако за восстановление этого ценнейшего архитектурного памятника Праги борются многие историки и архитекторы и даже муниципальные власти, находятся добровольцы-профессионалы, готовые выполнить архитектурный проект бесплатно, жители улицы, готовые собрать средства на строительство. Возможно, будущий путешественник сможет уже увидеть Круглую синагогу не на гравюрах, в чертежах или макете, а в реальности.

Охель Бера Зонненберга

Еврейская община сохранила благодарную память о помощи старшего Зонненберга во время «резни Праги» в 1794 году, когда войска Суворова жестоко подавили польское восстание, в котором принимал участие и еврейский полк под предводительством полковника Берека Иоселевича, соратника Костюшко. Погибло множество повстанцев, в том числе евреев, и во всех костелах и синагогах города день 4 ноября отмечался траурными службами вплоть до второй мировой войны, и лишь ее трагедии затмили эту. Збытковер укрывал повстанцев, выкупал захваченных детей, объявил о выплате вознаграждения каждому, кто принесет ему раненого, чтобы он мог позаботиться о нем, или убитого, которого он на свои средства хоронил по еврейскому обряду. Еще в 1780 году он выкупил у королевской казны землю в районе Брудно и основал там еврейское кладбище, где впоследствии и был похоронен (могила не сохранилась), как и его жена Юдифь, частая гостья при королевском дворе, и ученый, изобретатель первого калькулятора Авраам Штерн, и многие другие.

Это кладбище было разорено немцами (Эммануэль Рингельблюм, хронист Варшавского гетто, писал: «Дьяволы не дают покоя даже покойникам»), многие мацевы вообще не сохранились – их использовали как строительный материал и во время оккупации, и в послевоенном польском строительстве, но в последние годы часть кладбища была восстановлена. В процессе реставрации кладбище окружили оградой, а по сторонам главных ворот водрузили монументальные барельефы: в память о его основателе (слева) и о жертвах Холокоста (справа). Изображение евреев, молящихся перед расстрелом, выполнено по воспоминаниям Сигизмунда Ниссенбаума, который мальчиком скрывался на этом кладбище: «Рядом с родными могилами, – написал он в своей книге, – мы чувствовали себя в относительной безопасности, хотя и там нередко ходили патрули, бывали полицейские облавы и происходили расстрелы. Именно там <…> я увидел вызывающую ужас сцену расстрела десяти человек во главе с раввином, несшим свиток Торы».

Однако этот главный вход со стороны улицы Св. Винцентия обычно закрыт, и, чтобы попасть на кладбище, надо дойти до калитки на улице Одровонжа или же искать дырку в ограде. Вид, который открывается проникшему на кладбище путешественнику (не сразу, ибо большая его часть похожа просто на заросший парк), заставляет предположить, что тут некогда произошел взрыв или землетрясение – мацевы поднялись в воздух и беспорядочно рухнули на землю. Эта драматическая живописность, или «эстетика ужаса», неоднократно привлекала внимание кинематографистов, и фрагменты кладбища на Брудно можно увидеть, например, в фильме К. Карабаша и В. Слесицкого «Там, где дьявол желает спокойной ночи» и в фильме Агнешки Холланд «Европа, Европа».

Еврейское кладбище в районе Прага

Мы бродим по правому и левому берегам Вислы, которая волей живущих здесь людей не превратилась в реку забвения, и это – главный урок, который можно вынести из нашего путешествия. Его выучили дети послевоенной Варшавы, стараясь передать свой экзистенциальный опыт другим. Одна из них – Малгожата Барановска пишет в своем «Мистическом дневнике» (1987): «Эта книжка – дневник мой и города. Всю жизнь я не делаю ничего иного, только пишу за него дневник, <…> дневник внутреннего опыта, опыта Варшавы во множестве ее эпох и слоев – слоев архитектуры, слоев памяти… Память – наиболее характерная черта этого города. Только благодаря ей он существует».

Поездка в сегодняшнюю Варшаву для еврейского путешественника – это не только туризм, не только познание новых мест, согласимся – всегда увлекательное, но и своего рода мицва: только благодаря усилию нашей памяти существует а идише Варше…

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Лодзинское гетто в Польше - одно из страшнейших мест-свидетельств человеческой жестокости. Оно было организовано нацистами в феврале 1940 года, здесь отбывали заключение преимущественно евреи и цыгане, работая на нужды вермахта. Недавно прошла презентация работ польского фотографа Генрика Росса (Henryk Ross) , который проходил службу в Департаменте статистики при Юденрате. На его снимках - жизнь Лодзинского гетто в годы нацистской оккупации.



На момент начала Второй мировой войны в Польше проживало более 3 млн евреев. Судьба большинства из них - трагична, они жили в изоляции, став рабами оккупантов, многих угоняли в концлагеря. Росс работал спортивным фотожурналистом до войны, с приходом нацистов его вместе с еще 160 тысячами евреев заключили в Лодзинское гетто. Плотность населения здесь достигала 40 тысяч человек на квадратный километр. Исторический район Лодзя нацисты превратили в промышленный комплекс, который выполнял заказы вермахта, снабжая немецкую армию.



На снимках Росса - сцены массовых депортаций евреев в лагеря смерти Хелмно и Аушвиц, редкие минуты радости в дни национальных праздников, будни заключенных. Эти фотографии были сделаны неофициально в 1940-1944 годы, надежно спрятаны во время ликвидации гетто. Автор надеялся, что в будущем эти фотографии послужат важным свидетельством нацистских зверств в Лодзе.





Росс рассказывал, что для работы в Юденрате ему выдали камеру, поэтому он получил возможность делать не только снимки, требуемые для отдела статистики, но и выходить на улицы, чтобы запечатлевать настоящее положение дел. Он прекрасно осознавал, что при выявлении этих снимков ему и его семье грозит мучительная смерть, но продолжал свое занятие из чувства гражданского долга.




Ассистентом Росса была его жена Стефания, именно она прятала фотоаппарат мужа, когда они выходили на улицу. В нужный момент она доставала камеру Россу, убедившись, что за ними никто не наблюдает. Открыто снимать было опасно, например, фотографии депортации евреев были сделаны через небольшую дыру в стене на железнодорожной станции.

После такого материала возникают закономерные вопросы: история ничему не учит, господа хорошие? Хочется повторения?

Оригинал взят у visualhistory в Лодзинское гетто и Лодзь. 1940-1944 / Łódź Ghetto

В 1939 г. крупнейший промышленный город Польши Лодзь был захвачен немцами и включен в состав Третьего Рейха под названием "Лицманштадт". В феврале 1940 г. здесь было создано Лодзинское гетто (Litzmannstadt Ghetto ), второе по величине в Польше. На небольшой территории в полной изоляции оказались более 200 тысяч человек.

Как сообщает в Википедия , Гетто задумывалось как временное место концентрации нежелательных элементов, но развилось в значительный промышленный центр, который работал на нужды вермахта. Благодаря высокому уровню производительности труда, который был достигнут в гетто, и тотальной системе контроля, его ликвидация произошла лишь в августе 1944 года, когда последние выжившие жители были вывезены в Освенцим .


Основную массу населения Гетто составляли евреи, кроме них туда заключали, по данным Википедии, цыган, коммунистов, представителей других этносов и партий, а также криминальных элементов.

Дети Гетто:

Лодзинское гетто управлялось преимущественно еврейской администрацией — юденратом, во главе которого стоял Хаим Румковский.
Юденрат также помогал отправлять людей на принудительные работы и одновременно организовывал создание производственных мастерских в самом гетто.



В последнем был достигнут значительный успех, уже в середине 1942 года работало 77 % населения гетто, а в сентябре того же года гетто было превращено в трудовой лагерь. При этом работали и дети, и старики, и больные, оплата была низкой, а условия работы очень тяжелыми.

Питание в гетто строго нормировалось нацистами, на человека полагалось не более 1 100—1 400 килокалорий в день. При этом белки животного происхождения (кроме 0,25 литра молока в день для маленьких детей), свежие овощи, фрукты и зелень вообще не полагались. Фактическое потребление продуктов в гетто было ниже планового из-за плохого снабжения в военное время.

В одном из дворов Гетто:


В Лодзинском гетто была организована также система образования. С сентября 1939 года по конец 1941 года работали школы. Были сделаны попытки организации колледжа (1940), профессиональной школы (1941), действовали курсы переквалификации, организованы курсы математики и идиш на отдельных фабриках. Велось неофициальное обучение детей.
Юденрату, несмотря на помехи, создаваемые нацистами, удалось создать упорядоченную систему здравоохранения, в составе которой были больницы, поликлиники, станции скорой помощи, аптеки, организованная помощь женщинам, детям, туберкулезным и диабетическим больным.

Переполненная улица Гетто:

Транспорт в Гетто:

Люди Гетто:

Balucki Rynek (Baluter Ring) - место, где располагалась немецкая администрация Гетто:

Ганс Бибов , один из руководителей немецкой администрации Гетто:


Сначала чуть не подумал, что это Оскар Шиндлер.

Тот же Ганс Бибов:

Визит Генриха Гиммлера в Лодзинское гетто:

Они охраняли Гетто:

Хаим Румковскй прибыл на вокзал ехать в Освенцим

Отправка:

За все время существования гетто там умерло более 40 000 человек от голода, тяжелейших условий труда, плохой гигиены.
Из 204 тысяч евреев, прошедших через Лодзинское гетто, выжили лишь 10 тысяч. Данных по узникам других национальностей не имеется.

А за заборами Гетто оккупированная Лодзь-Лицманштадт вела жизнь обычного центральноевропейского города тех времен, и этот разительный контраст только усиливает вопсприятие предыдущих снимков.

Центральная улица Лодзи с католическим собором Св. Духа:

По улицам ходили трамваи:


Кстати, Лодзь была первым городом в Царстве Польском, где появился электрический трамвай (1898).

Ещё один трамвай:


Извозчик:


Уличная сцена:

На фоне скученности Гетто Лицманштадт кажется полупустым:

Использованы фотографии из разных источников, для всех снимков сделана цветокоррекция.

Оригинал взят у puerrtto в Почему евреи были готовы отдать своих детей в концлагерь, чтобы спастись самим? Тяжелая тема

Гуляя по жуткому лодзенскому гетто (читатели с крепкими нервами, вам сюда ) где 4 года последовательно умирали от голода, болезней, пыток и казней 250 тысяч евреев этого города, не мог отделаться от крамольного факта: абсолютное большинство евреев, убитых нацистами во время Холокоста, сами отдали себя в руки убийц. Не только в Лодзе, а везде, от Будапешта до Львова и от Вильнюса до Парижа. Культ повиновения более сильному настолько силен в еврейской среде (по сей день), что практически без единого выстрела немцы переселяли десятки и сотни тысяч человек в гетто и те выполняли приказ, еще и самоорганизуясь для максимально быстрого и эффективного переселения. Случаи неповиновения были единичны, причем сами же евреи выдавали тех, кто пытался бороться. А уж если вспомнить восстание в Варшавском гетто, когда восставшие евреи воевали не только с гитлеровцами, но и с другими евреями из Юденрата (еврейской полиции), которые помогали немцам. Уместно также вспомнить обращение главы лодзенского гетто назначенного нацистами, Хаима Румковского к его жителям с призывом отдать своих детей немцам для отправки в концлагерь, ведь дети не могут работать, а ресурсы потребляют. Если от детей избавиться, то немцы может быть сохранят жизнь взрослым. И что вы думаете? Большинство прислушались к новому Моисею-спасителю евреев. В конечном итоге все без исключения оказались в печах Освенцима, включая самого Румковского.

Огромное еврейское кладбище в Лодзе - самое большое в Европе. И немалая часть здешних могил - это узники гетто, которых просто закапывали в землю, поскольку не было возможности устанавливать могильные плиты. А кладбище вообще-то говоря старинной, интересное -

Как вы понимаете, ухаживать за могилами некому, из 250 тысяч евреев Лодзи в живых осталось менее 900 человек -

Но очень редкие могилы выглядят относительно ухоженными. Но не думайте, что это родственники умершего больше 100 лет назад человека, а это израильские экскурсанты, по традиции ставящие свечи на ту, или иную могилу -

И если со старыми могилами все более-менее понятно, то с "новыми" могилами все очень плохо. Половину кладбища занимают таблички с именами людей. На самом деле, тел в земле нет, большей частью. Это символическая часть кладбища, поскольку людей отправили в Освенцим в 1944 году, но кого конкретно и в какой день - не знает никто. Были люди и исчезли. Представим себе, что они похоронены здесь, в этом поле -

И эти свежие могилы тоже в массе своей символичны, вот к примеру могила, поставленная внуками для бабушки, умершей в гетто в 1943 году. Им даже удалось узнать точную дату ее смерти, скорее всего от голода и болезней -

Тож самое, могилы тех, кто предположительно умер в гетто, но не был отправлен в Освенцим -

Адская, необьяснимая покорность, с которой миллионы людей сами отдали себя в руки палачей, да еще и создали собственную полицию, которая следила за порядком, дабы не сердить нацистов. Сейчас, когда мир пугают "израильской военщиной", сложно представить себе, что каких-то 70 лет назад евреи сделали все, чтобы их последовательно уничтожили. Почему так? На мой взгляд, причина тому - религия, ведь в массе своей жертвами Холокоста были люди верующие, не склонные к радикальным шагам и привыкшие следовать канонам и правилам. Инициатива не приветствовалась, все должны были идти строем, выскочки наказывались самой же общиной.

Но, блин, отдать нацистам собственных детей, чтобы выжить самим? Это не укладывается в голове, ибо за гранью добра и зла. И что самое паршивое, что очень многие так и поступили.

Покидал кладбище с абсолютно четкой мыслью, что уж если суждено умереть, то уж точно не в промерзшей квартирке гетто, моля нацистов о милости, а с оружием в руках.

Оригинал взят у puerrtto в Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать

Когда мой хороший приятель, а по совместительству следователь в г.Москве, гуляя по парку показывал мне, где, кого и каким образом убил маньяк Пичужкин (Битцевский маньяк), мне было довольно некомфортно. Но мне интересно, тем более, что зло в итоге наказано. Однако то, что испытал гуляя по польскому городу Лодзь, иначе как жестью не назвать. Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать. Вас всех вырезать как баранов, пустить реки крови по этим улицам. Вам не на кого надеяться, вас никто не спасет, а живые будут завидовать мертвым. Все эти дома видели страдания и смерть и они стоят вот уже более 70 лет в том виде, в котором их оставили их жители. Есть много версий того, почему немалая часть третьего по величие города Польши по сей день выглядит столь кошмарно. Многие местные говорят, что в этих квартирах плохая аура, жить тут никто не желает. Факт остается фактом - в этом городе в 1939-1944 годах случился натуральный ад, какой может присниться лишь в самом кошмарном сне.

До войны Лодзь был самым развитым и богатым городом Польши, здесь был один из крупнейших индустриальных центров страны, а также третий по важности (после Варшавы и Кракова) как культурный и политический. Всему этому был положен конец в один миг, 1 сентября 1939 года, когда германская армия напала на Польшу и спустя несколько дней солдаты Вермахта маршем вошли в Лодзь. Плохо пришлось всем, но в особенности местным евреям, которых было в Лодзе порядка 250 тысяч человек, или примерно 30% населения города. Уже 18 сентября немцы отобрали весь бизнес принадлежащий евреям, включая немалую часть городских мануфактур, магагазинов, гостиниц, доходных домов. С этого же дня евреям запретили снимать свои средства со счетов в банках. Собственно, с этого момента стало понятно, что евреев ждет незавидная участь и некоторая их часть покинула оккупированную немцами часть Польши и бежала; кто в ту часть Польшу, что оттяпал Советской Союз (как мы помним, двухсторонняя оккупация Польши стала результатом пакта Риббентроп - Молотов), кто в тогда еще свободную Чехословакию.

Те же, кто не успели бежать в течении первого месяца после прихода немцев - подписали себе смертный приговор, поскольку 28 октября 1939 года евреям было запрещено появляться в центре города и был введен комендантский час. Любой, кто был пойман на улице после семи вечера - расстреливался на месте. Дальше пошло по нарастающей: в феврале 1940 года началось насильственное выселение евреев из их квартир и переселение в северную часть города, где активно огораживался каменными стенами новый район, куда переселяли всех евреев. Излишне говорить про адские условия жизни в гетто: ни отопления, ни воды, ничего. Все было отключено. Полная антисанитария и голод. Собственно, для этого гетто и создавалось, чтобы люди не пережили зиму. Тем не менее, гетто просуществовало четыре года, прежде чем немцы приняли решение об его полной ликцидации и отправке оставшихся в живых евреев в концлагеря. К этому моменту, от живших там 230 тысяч человек, от голода и болезней умерла примерно треть. Но это было в гетто, за высокими стенами.

А в других частях Лодзя, у поляков, жизнь все же как-то теплилась. Люди ходили на работу, покупали продукты в магазине (правда к 1943 голод начался и у поляков), рожали детей и даже могли выезжать из города. Собственно, с тех пор город мало поменялся -

Но за стеной все было совсем иначе. Сегодня в Лодзе нет даже намека не стены гетто. Только вот такие штуковины в земле, указывающие, где стена проходила. Мы с вами идем туда, откуда каких-то 70 лет назад можно было выйти только одними способом - в виде трупа.

Примечательно, что эта церковь на фото оказалась внутри гетто. Почему? Во многом это показывает отношение немцев к религии в целом. Еще до создания гетто, немцы превратили действующую церковь в полицейский участок. Здесь заседало Гестапо. Но вскоре они перевели Гестапо в другое место (его я вам покажу чуть далее), а здесь разместили еврейскую полицию. Да-да, немцы создали еврейскую полицию в гетто, так называемый "Юденрат", который отвечал за поддержание порядка в гетто. Немцы предпочитали вообще без необходимости внутрь периметра не заходить. За порядком следили сами евреи, предотвращая любые попытки поднять восстание, или даже просто высказывать недовольство. Это отдельная и весьма печальная страница еврейской истории и об этом можно почитать в интернете, введите в поиск "юденрат".

Этот большой дом справа какое-то время пустовал и это было странно, с учетом того, в какой кошмарной тесноте жили люди в гетто. Вы только представьте себе: 230 тысяч человек на территории размером 3 на 2 километра. Так вот, в итоге в этот и пару соседних зданий заселили несколько тысяч(!) пригнанных сюда евреев из Чехословакии. Люди ютились по 7-10 человек в каждой комнате -

Что-то захотелось мне купить водички. Зашел в этот супермаркет сети "Tesco" и только потом прочитал, что в этом белом здании, где до войны был кинотеатр, немцы заселили пригнанных евреев из Гамбурга. Сколько, на глазок, людей может жить в этом здании? Вы удивитесь, но очень много -

Все эти убогие дома были битком набиты людьми, спали везде, даже в туалете и на чердаке. Зимой это был вопрос выживания, при минусовых температурах только пребывания в закрытой комнате впритык друг к другу могло спасти от обморожений. Все эти деревья посажены уже после войны. В холодные зимы умирающие люди вырубили абсолютно все деревья, чтобы хоть как-то согреться, топя печки -

Обратите внимание на этот дом и улицу -

А теперь взгляните на фотографию 1940 года. Поскольку сквозь гетто проходила трамвайная линия, а пользоваться трамваями евреям не полагалось, то улицу для евреев закрыли, связав две части гетто несколькоми мостами. Один из них находился прямо возле этого здания -

А вот и здание, вызывавшее ужас у узников гетто. Оно называлось "Красный дом", или "Крипо". Последнее расшифровывается как криминальная полиция, фактически Гестапо. Сюда попадали все те, кто был пойман при попытке побега, незаконной торговле (попытка обменять у поляков часы на булку хлеба вела к расстрелу), любой форме неповиновения. Подчеркну, что основная часть убитых здесь евреев попадали в это здание посредством еврейской полиции, Юденрата, которые выполняли за немцев немалую часть черной работы по контролю над гетто -

Еще одно здание с мрачной историей. До 1941 года это был рынок, но потом немцы его закрыли и превратили в место для массовых расстрелов -

О-о, а работе в этом здании позавидует любой сотрудник российского УФМС! Это паспортно-статистическое управление лодзинского гетто. Здесь вели учет живущих, умерших, родившихся, приехавших, уехавших. В последнем случае, как вы понимаете, уехать можно было только в Освенцим. Представляете, как бы тетушки из паспортных столов хотели бы нас с вами отправить в газовые камеры, чтобы не морочили им головы со своими загранпаспортами. А тогда было легко работать: родился младенец, не сообщили (надеясь, что дите выживет и если о нем не узнают) - расстрел! Мечта паспортистки, она бы и ваше имущество присвоила. Какая досада, блин, времена не те, думают чиновники. Люди в этих конторах не меняются, в этом я уверен -

Главное управление еврейской полиции и здесь же заседал главный комиссар, Леон Розенблат. Достойный был человек, честный, правильный. Тысячи людей отправил на убой в концлагеря, надеясь, что отобранное у них имущество сможет присвоить себе. Не вышло. Его в 1944 отправили вслед за другими евреями -

Вот он, главный еврейский полицейский гетто, справа -

Впрочем, Розенблатт был далеко не главным палачом собственного народа. Руководил гетто другой человек, Хаим Румковский, который вначале командовал Юденратом и лишь потом стал фактически "мэром" гетто. Как и все руководители юденратов, Румковский лавировал между попытками сохранить еврейское население гетто и выполнением приказов нацистов. Безусловно, что он не забывал и о себе любимом. В Израиле личность Румковского является крайне спорной, поскольку он активно сотрудничал с нацистами и сдал им немало еврейских подпольщиков, а кроме того по сути отбирал у жителей гетто и присваивал себе их жилье, имущество.

Румковский считал, что прилежный труд евреев в пользу оккупационных властей позволит избежать уничтожения гетто и всячески привлекал людей к каторжному труду взамен на еду. По сути, евреи работали на предприятиях, снабжавших германскую армию одеждой, обувью, запчастями для танков и так далее.

В сентябре 1942 года, когда нацисты приказали выдать еврейских детей для отправки их в лагерь смерти (детей и стариков убивали первыми, ведь они не могли работать), Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь с рефреном с требованием отдать детей по-хорошему, угрожая в противном случае привлечь Гестапо. Он пытаяся убедить людей, что ценой жизни детей можно будет спасти жизни многих других узников гетто. Примечательно, что Румковский был отправлен в итоге в Освенцим вместе с другими узниками.

Приятный парк, называется Пиастовский. Сегодня тут приятно прогуляться, посидеть на лавочке. Лучше всего сидеть вот на тех лавочках, что видны на фото. Сидя на них, вы могли бы наблюдать за казнями. Прямо тут, откуда я фотографирую, стояли виселицы и ежедневно на них вздергивали очередных несчастных. Вот прямо тут, да, где только что прошла тетенька с девочкой -

Это следственный изолятор гетто, тут еврейская полиция держала задержанных. Собственно, редко кому удавалось выйти из этого здания живым. Пишут, что некоторым удавалось откупаться. Но большинство отсюда отправлялись к немцам, а далее путь один - в концлагерь. А здание так ничего, крепкое, вон, даже люди живут в нем и спутниковую антенну поставили, чтобы смотреть много иностранных каналов -

Гетто состояло из нескольких сот подобных домов -

Раньше тут был госпиталь, а что сейчас - я не в курсе.

Заметили, что улицы мощеные? Еще с тех времен -

Это здание с удивительным граффити ужасно для цыган -

Дело в том, что это и несколько других зданий гетто немцы выделили для цыган. От еврейской части цыганскую часть гетто отделяла каменная стена. Здесь жили около 5000 цыган и все они были отправлены в концлагерь, где погибли -

Когда я остановился напротив этого мрачного здания, ко мне неожиданно подошел пожилой дядечка и спросил, не журналист ли я. Ответил, что нет, но интересуюсь. И он мне сказал, что это место проклято. По его словам, в 1941 году здесь был магазин. Ну, сами понимаете, что такое магазин в гетто, где народ умирал от голода. Хлеб по карточкам. Так вот, тут всегда была очередь, днем и ночью. И однажды сюда приехали немцы выбрали из толпы 20 человек и расстреляли их прямо тут, перед входом. Это за то, что какой-то еврей сумел сбежать из гетто. Так немцы приучали людей к дисциплине и порядку, чтобы на будущее не вздумали молчать, если кто-то соберется бежать.

С тех пор, про словам дядечки, тут открывались и закрывались многочисленные магазины, конторы. Но место проклято, ничего тут не функционировало и в итоге решили его просто замуровать -

Друзья, а вы не в курсе, что это за железяки на стене здания? Таких очень много на старых домах -

Поразительно, но подъезды абсолютно не поменялись со времен войны -

Я не впечатлителен, но мне было не по себе. Вы правильно догадались, я полез в то самое проклятое здание, в котором расстреляли людей. Здесь, меж тем, живут люди. Пара квартир заселены бомжами -

А тут вообще такое ощущение, что сделано все, чтобы сохранить до мелочей память об ужасах. В этом здании содержались польские дети, чьи родители были расстреляны за партизанщину. Немцы отправляли таких детей сюда, в гетто, причем держали детей отдельно от евреев, за забором. Но если вы думаете, что дети выжили, то ошибаетесь. Большинство из них использовались для выкачки крови, которая требовалась раненным солдатам Вермахта, прибывающим с восточного фронта.

Ирония жизни и судьбы состоит в том, что теперь в этом жутком месте, где из детей откачивали кровь, размещается гостиница для собак -

Большинство туристов... хотя, Лодзь далеко не туристический город, а уж гулять по мрачной разрухе в бывшем гетто - и вовсе представляет интерес для абсолютных маньяков, вроде меня. Так вот, большинство туристов везут сюда, в место под названием "Радегаст" на окраине города. Принято считать, что это самое страшное место в в Лодзи, ибо это название железнодорожной станции, откуда в последний путь уезжали выжившие узники гетто -

Место страшное, это вне всяких сомнений. Но не менее страшна и жизнь в гетто, где еще до отправки в крематории люди умирали от голода, болезней, расстрелов, пыток. Многие уезжали в концлагерь будучи сломленными настолько, что даже ощущали некое освобождение в виде скорой смерти -

Последний гудок и в путь. В последний путь -

А это уже мемориал на станции -

Рядом со станцией расположено огромное кладбище, между прочим самое большое в Европе еврейское кладбище. В нем почти 150 тысяч могил, большая часть которых разбита нацистами, но немало и сохранилось. Про кладбище расскажу отдельной статьей, а пока обратите внимание на этот мавзолей и замните фамилию - Познанский. Человека звали Исраэль Познанский и о нем я тоже расскажу отдельно -

В Кракове мы немного погуляли по Казимежу — району, который раньше являлся отдельным городом на юге королевской столицы, эдакий город-бастион, окруженный городской стеной, имевшей четыре башни. На центральной площади Казимежа располагалась городская ратуша, которую видно на заглавной фотографии. Сейчас здесь находится этнографический музей.

В 1495 году был издан указ, запрещавший евреям проживать и владеть недвижимой собственностью в королевских городах. В свою очередь, в некоторых еврейских кварталах польских и литовских городов действовало аналогичное правило, запрещавшее христианам посещать места еврейского проживания.

Евреи, жившие в западной части Кракова, были вынуждены покинуть Краков и стали заселять северо-восточную часть Казимежа. Фактически, целью привилея было исключение торговой конкуренции между коренными жителями и евреями. Еврейский квартал был отделён от христианской части города каменной стеной, просуществовавшей до 1800 года.

Со временем еврейский квартал Казимежа стал важным центром еврейской жизни в Польше. В нём было построено многочисленные синагоги (семь из которых сохранились до нашего времени), несколько еврейских школ и кладбищ.

На старом еврейском кладбище мне не довелось побывать, только сфотографировал через окошко в заборе. Уже было закрыто.

Колбаса в банке в магазине по продаже продуктов, сделанных монахами. Хотя возможно они просто используются как торговый бренд:).

Костёл Тела Господня. Основателем костела был сам король Казимир Великий.

Во время Северной войны Казимеж был значительно разрушен шведскими войсками, а затем присоединён к Кракову и стал одним из его районов.

Дом Ландау или Дом Йорданов. Во внутреннем дворике сохранились оригинальные деревянные веранды XIX века.

«Краковия» — польский футбольный клуб из города Краков. Рассказывают, что раньше в городе были часты столкновения фанатов, но потом правительство стало развозить их на автобусах после матчей и стало потише.

Улица Шерока — центр старинного еврейского квартала.

Вывески еврейских магазинов, внутри бары, хотя выглядит очень аутентично. В общем, на текущий момент, район Казимеж — это своего рода декорация, ведь евреев тут живет всего около 200 человек.

Но, несмотря на это, в Казимеже, который в течение многих столетий был центром еврейской культуры Южной Польши, каждый год проводится фестиваль еврейской культуры.

Замечательное граффити.

В этом месте Казимежа снимали одну из сцен фильма «Список Шиндлера» по роману «Ковчег Шиндлера» Томаса Кенилли, написанному под впечатлениями от жизни Леопольда Пфефферберга, который пережил Холокост. «Список Шиндлера» — самый дорогой (на 2009 год) черно-белый фильм. Его бюджет — $25 миллионов. И самый коммерчески выгодный проект. Мировые сборы составили $321 миллион.

Спилберг отказался от гонорара за фильм. По его словам, это были бы «кровавые деньги». Вместо этого, на деньги, заработанные фильмом, он основал «Фонд Шоа» («Шоа» на иврите означает «Катастрофа»). Деятельность фонда Шоа состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе Холокоста.

Памятник Яну Карскому, участнику польского движения Сопротивления.

На пресс-конференции в Вашингтоне в 1982 году Карский сказал: «Бог выбрал меня, чтобы Запад узнал о трагедии в Польше. Тогда мне казалось, что эта информация поможет спасти миллионы людей. Это не помогло, я ошибался. В 1942 году, в Варшавском гетто и в Избице Любельской я стал польским евреем… Семья моей жены (все они погибли в гетто и в лагерях смерти), все замученные евреи Польши стали моей семьей. При этом я остаюсь католиком. Я католический еврей. Моя вера говорит мне: второй первородный грех, которое человечество совершило в отношении евреев в годы Второй мировой войны в Европе, будет преследовать его до конца времен…»

На улице находится кафе вот с такими замечательными столиками.

А на стенах зайцы.

Вот на таких машинках возят туристов по улицам Кракова.

Во время Второй мировой войны евреи были согнаны в Краковское гетто, которое располагалось на противоположном берегу Вислы. Вокруг гетто, руками самих же евреев, возвели высокую стену. На площади Згоды (сейчас это площадь Героев Гетто) собирали людей перед отправкой в трудовые или концлагеря. Стулья символизируют мебель, выброшенную из домов бывших владельцев. Большинство краковских евреев были убиты во время ликвидации гетто или в концентрационных лагерях.

Кто-то возможно скажет, что на этих стульях нельзя сидеть, ведь это памятники. Но, мне кажется, в этом нет ничего зазорного, ведь жизнь продолжается и нужно жить, и быть счастливым, и лишь помнить о том, что происходило, и делать всё, чтобы война не повторилась.

В этом районе находится старинная аптека "Под орлом", принадлежащая семье Панкевичей. Когда создавалось гетто, немецкие власти предложили Тадеушу Панкевичу перевести аптеку в «арийские районы». Он категорически отказался, мотивируя это тем, что потерпит от переезда большие убытки. Здание его аптеки оказалось на самом краю гетто, фасадом оно выходило на «арийскую сторону», на старый Малый рынок, а задней частью - в гетто.

Всё время существования гетто, с 1939 по март 1943, Тадеуш Панкевич помогал евреям выжить. Через его аптеку передавали в гетто продукты и лекарства. Через неё выводили детей во время облав, а тех, кто сбегал, чтобы спрятаться на «арийской стороне», он снабжал перекисью водорода, при помощи которой они осветляли волосы, чтобы меньше отличаться от поляков. Некоторых узников гетто он прятал в помещении аптеки. Если бы немцы разоблачили его, узнав, что он помогает евреям, приговор был бы один: смерть.

Все, что происходило на площади, было хорошо видно из окон аптеки. Панкевич, собственно, жил в аптеке, в одной из ее задних комнат. После войны Тадэуш Панкевич написал книгу «Аптека в Краковском гетто». За спасение жизней Тадеуш Панкевич в 1968 году получил титул "праведника мира".

История этого квартала — это кровь и боль. Недалеко от площади располагается фабрика Оскара Шиндлера, на которой мы также побывали.
Продолжение следует...

Польша.
Польша.
Польша. .
Польша. Краков.
Польша.

Когда мой хороший приятель, а по совместительству следователь в г.Москве, гуляя по парку показывал мне, где, кого и каким образом убил маньяк Пичужкин (Битцевский маньяк), мне было довольно некомфортно. Но мне интересно, тем более, что зло в итоге наказано. Однако то, что испытал гуляя по польскому городу Лодзь, иначе как жестью не назвать. Представьте себе целую армию битцевских маньяков, которая вошла в ваш город с одной целью - убивать. Вас всех вырезать как баранов, пустить реки крови по этим улицам. Вам не на кого надеяться, вас никто не спасет, а живые будут завидовать мертвым. Все эти дома видели страдания и смерть и они стоят вот уже более 70 лет в том виде, в котором их оставили их жители. Есть много версий того, почему немалая часть третьего по величие города Польши по сей день выглядит столь кошмарно. Многие местные говорят, что в этих квартирах плохая аура, жить тут никто не желает. Факт остается фактом - в этом городе в 1939-1944 годах случился натуральный ад, какой может присниться лишь в самом кошмарном сне.

До войны Лодзь был самым развитым и богатым городом Польши, здесь был один из крупнейших индустриальных центров страны, а также третий по важности (после Варшавы и Кракова) как культурный и политический. Всему этому был положен конец в один миг, 1 сентября 1939 года, когда германская армия напала на Польшу и спустя несколько дней солдаты Вермахта маршем вошли в Лодзь. Плохо пришлось всем, но в особенности местным евреям, которых было в Лодзе порядка 250 тысяч человек, или примерно 30% населения города. Уже 18 сентября немцы отобрали весь бизнес принадлежащий евреям, включая немалую часть городских мануфактур, магагазинов, гостиниц, доходных домов. С этого же дня евреям запретили снимать свои средства со счетов в банках. Собственно, с этого момента стало понятно, что евреев ждет незавидная участь и некоторая их часть покинула оккупированную немцами часть Польши и бежала; кто в ту часть Польшу, что оттяпал Советской Союз (как мы помним, двухсторонняя оккупация Польши стала результатом пакта Риббентроп - Молотов), кто в тогда еще свободную Чехословакию.

Те же, кто не успели бежать в течении первого месяца после прихода немцев - подписали себе смертный приговор, поскольку 28 октября 1939 года евреям было запрещено появляться в центре города и был введен комендантский час. Любой, кто был пойман на улице после семи вечера - расстреливался на месте. Дальше пошло по нарастающей: в феврале 1940 года началось насильственное выселение евреев из их квартир и переселение в северную часть города, где активно огораживался каменными стенами новый район, куда переселяли всех евреев. Излишне говорить про адские условия жизни в гетто: ни отопления, ни воды, ничего. Все было отключено. Полная антисанитария и голод. Собственно, для этого гетто и создавалось, чтобы люди не пережили зиму. Тем не менее, гетто просуществовало четыре года, прежде чем немцы приняли решение об его полной ликцидации и отправке оставшихся в живых евреев в концлагеря. К этому моменту, от живших там 230 тысяч человек, от голода и болезней умерла примерно треть. Но это было в гетто, за высокими стенами.

А в других частях Лодзя, у поляков, жизнь все же как-то теплилась. Люди ходили на работу, покупали продукты в магазине (правда к 1943 голод начался и у поляков), рожали детей и даже могли выезжать из города. Собственно, с тех пор город мало поменялся -

Но за стеной все было совсем иначе. Сегодня в Лодзе нет даже намека не стены гетто. Только вот такие штуковины в земле, указывающие, где стена проходила. Мы с вами идем туда, откуда каких-то 70 лет назад можно было выйти только одними способом - в виде трупа.

Примечательно, что эта церковь на фото оказалась внутри гетто. Почему? Во многом это показывает отношение немцев к религии в целом. Еще до создания гетто, немцы превратили действующую церковь в полицейский участок. Здесь заседало Гестапо. Но вскоре они перевели Гестапо в другое место (его я вам покажу чуть далее), а здесь разместили еврейскую полицию. Да-да, немцы создали еврейскую полицию в гетто, так называемый "Юденрат", который отвечал за поддержание порядка в гетто. Немцы предпочитали вообще без необходимости внутрь периметра не заходить. За порядком следили сами евреи, предотвращая любые попытки поднять восстание, или даже просто высказывать недовольство. Это отдельная и весьма печальная страница еврейской истории и об этом можно почитать в интернете, введите в поиск "юденрат".

Этот большой дом справа какое-то время пустовал и это было странно, с учетом того, в какой кошмарной тесноте жили люди в гетто. Вы только представьте себе: 230 тысяч человек на территории размером 3 на 2 километра. Так вот, в итоге в этот и пару соседних зданий заселили несколько тысяч(!) пригнанных сюда евреев из Чехословакии. Люди ютились по 7-10 человек в каждой комнате -

Что-то захотелось мне купить водички. Зашел в этот супермаркет сети "Tesco" и только потом прочитал, что в этом белом здании, где до войны был кинотеатр, немцы заселили пригнанных евреев из Гамбурга. Сколько, на глазок, людей может жить в этом здании? Вы удивитесь, но очень много -

Все эти убогие дома были битком набиты людьми, спали везде, даже в туалете и на чердаке. Зимой это был вопрос выживания, при минусовых температурах только пребывания в закрытой комнате впритык друг к другу могло спасти от обморожений. Все эти деревья посажены уже после войны. В холодные зимы умирающие люди вырубили абсолютно все деревья, чтобы хоть как-то согреться, топя печки -

Обратите внимание на этот дом и улицу -

А теперь взгляните на фотографию 1940 года. Поскольку сквозь гетто проходила трамвайная линия, а пользоваться трамваями евреям не полагалось, то улицу для евреев закрыли, связав две части гетто несколькоми мостами. Один из них находился прямо возле этого здания -

А вот и здание, вызывавшее ужас у узников гетто. Оно называлось "Красный дом", или "Крипо". Последнее расшифровывается как криминальная полиция, фактически Гестапо. Сюда попадали все те, кто был пойман при попытке побега, незаконной торговле (попытка обменять у поляков часы на булку хлеба вела к расстрелу), любой форме неповиновения. Подчеркну, что основная часть убитых здесь евреев попадали в это здание посредством еврейской полиции, Юденрата, которые выполняли за немцев немалую часть черной работы по контролю над гетто -

Еще одно здание с мрачной историей. До 1941 года это был рынок, но потом немцы его закрыли и превратили в место для массовых расстрелов -

О-о, а работе в этом здании позавидует любой сотрудник российского УФМС! Это паспортно-статистическое управление лодзинского гетто. Здесь вели учет живущих, умерших, родившихся, приехавших, уехавших. В последнем случае, как вы понимаете, уехать можно было только в Освенцим. Представляете, как бы тетушки из паспортных столов хотели бы нас с вами отправить в газовые камеры, чтобы не морочили им головы со своими загранпаспортами. А тогда было легко работать: родился младенец, не сообщили (надеясь, что дите выживет и если о нем не узнают) - расстрел! Мечта паспортистки, она бы и ваше имущество присвоила. Какая досада, блин, времена не те, думают чиновники. Люди в этих конторах не меняются, в этом я уверен -

Главное управление еврейской полиции и здесь же заседал главный комиссар, Леон Розенблат. Достойный был человек, честный, правильный. Тысячи людей отправил на убой в концлагеря, надеясь, что отобранное у них имущество сможет присвоить себе. Не вышло. Его в 1944 отправили вслед за другими евреями -

Вот он, главный еврейский полицейский гетто, справа -

Впрочем, Розенблатт был далеко не главным палачом собственного народа. Руководил гетто другой человек, Хаим Румковский, который вначале командовал Юденратом и лишь потом стал фактически "мэром" гетто. Как и все руководители юденратов, Румковский лавировал между попытками сохранить еврейское население гетто и выполнением приказов нацистов. Безусловно, что он не забывал и о себе любимом. В Израиле личность Румковского является крайне спорной, поскольку он активно сотрудничал с нацистами и сдал им немало еврейских подпольщиков, а кроме того по сути отбирал у жителей гетто и присваивал себе их жилье, имущество.

Румковский считал, что прилежный труд евреев в пользу оккупационных властей позволит избежать уничтожения гетто и всячески привлекал людей к каторжному труду взамен на еду. По сути, евреи работали на предприятиях, снабжавших германскую армию одеждой, обувью, запчастями для танков и так далее.

В сентябре 1942 года, когда нацисты приказали выдать еврейских детей для отправки их в лагерь смерти (детей и стариков убивали первыми, ведь они не могли работать), Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь с рефреном с требованием отдать детей по-хорошему, угрожая в противном случае привлечь Гестапо. Он пытаяся убедить людей, что ценой жизни детей можно будет спасти жизни многих других узников гетто. Примечательно, что Румковский был отправлен в итоге в Освенцим вместе с другими узниками.

Приятный парк, называется Пиастовский. Сегодня тут приятно прогуляться, посидеть на лавочке. Лучше всего сидеть вот на тех лавочках, что видны на фото. Сидя на них, вы могли бы наблюдать за казнями. Прямо тут, откуда я фотографирую, стояли виселицы и ежедневно на них вздергивали очередных несчастных. Вот прямо тут, да, где только что прошла тетенька с девочкой -

Это следственный изолятор гетто, тут еврейская полиция держала задержанных. Собственно, редко кому удавалось выйти из этого здания живым. Пишут, что некоторым удавалось откупаться. Но большинство отсюда отправлялись к немцам, а далее путь один - в концлагерь. А здание так ничего, крепкое, вон, даже люди живут в нем и спутниковую антенну поставили, чтобы смотреть много иностранных каналов -

Гетто состояло из нескольких сот подобных домов -

Раньше тут был госпиталь, а что сейчас - я не в курсе.

Заметили, что улицы мощеные? Еще с тех времен -

Это здание с удивительным граффити ужасно для цыган -

Дело в том, что это и несколько других зданий гетто немцы выделили для цыган. От еврейской части цыганскую часть гетто отделяла каменная стена. Здесь жили около 5000 цыган и все они были отправлены в концлагерь, где погибли -

Когда я остановился напротив этого мрачного здания, ко мне неожиданно подошел пожилой дядечка и спросил, не журналист ли я. Ответил, что нет, но интересуюсь. И он мне сказал, что это место проклято. По его словам, в 1941 году здесь был магазин. Ну, сами понимаете, что такое магазин в гетто, где народ умирал от голода. Хлеб по карточкам. Так вот, тут всегда была очередь, днем и ночью. И однажды сюда приехали немцы выбрали из толпы 20 человек и расстреляли их прямо тут, перед входом. Это за то, что какой-то еврей сумел сбежать из гетто. Так немцы приучали людей к дисциплине и порядку, чтобы на будущее не вздумали молчать, если кто-то соберется бежать.

С тех пор, про словам дядечки, тут открывались и закрывались многочисленные магазины, конторы. Но место проклято, ничего тут не функционировало и в итоге решили его просто замуровать -

Друзья, а вы не в курсе, что это за железяки на стене здания? Таких очень много на старых домах -

Поразительно, но подъезды абсолютно не поменялись со времен войны -

Я не впечатлителен, но мне было не по себе. Вы правильно догадались, я полез в то самое проклятое здание, в котором расстреляли людей. Здесь, меж тем, живут люди. Пара квартир заселены бомжами -

А тут вообще такое ощущение, что сделано все, чтобы сохранить до мелочей память об ужасах. В этом здании содержались польские дети, чьи родители были расстреляны за партизанщину. Немцы отправляли таких детей сюда, в гетто, причем держали детей отдельно от евреев, за забором. Но если вы думаете, что дети выжили, то ошибаетесь. Большинство из них использовались для выкачки крови, которая требовалась раненным солдатам Вермахта, прибывающим с восточного фронта.

Ирония жизни и судьбы состоит в том, что теперь в этом жутком месте, где из детей откачивали кровь, размещается гостиница для собак -

Большинство туристов... хотя, Лодзь далеко не туристический город, а уж гулять по мрачной разрухе в бывшем гетто - и вовсе представляет интерес для абсолютных маньяков, вроде меня. Так вот, большинство туристов везут сюда, в место под названием "Радегаст" на окраине города. Принято считать, что это самое страшное место в в Лодзи, ибо это название железнодорожной станции, откуда в последний путь уезжали выжившие узники гетто -

Место страшное, это вне всяких сомнений. Но не менее страшна и жизнь в гетто, где еще до отправки в крематории люди умирали от голода, болезней, расстрелов, пыток. Многие уезжали в концлагерь будучи сломленными настолько, что даже ощущали некое освобождение в виде скорой смерти -

Последний гудок и в путь. В последний путь -

А это уже мемориал на станции -

Рядом со станцией расположено огромное кладбище, между прочим самое большое в Европе еврейское кладбище. В нем почти 150 тысяч могил, большая часть которых разбита нацистами, но немало и сохранилось. Про кладбище расскажу отдельной статьей, а пока обратите внимание на этот мавзолей и замните фамилию - Познанский. Человека звали Исраэль Познанский и о нем я тоже расскажу отдельно -

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

Loading...Loading...