Православие о гимнастике цигун. О йоге и прочих восточных практиках

Фэн-шуй - наука, религия или суеверие?

Последнее время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде.

Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй?

Где находятся корни фэн-шуй?

Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Интересно отметить, что Лиллиан Ту, популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия». Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее.

Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции». Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»; «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии».

Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй– это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение.Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими». Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание.

Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее.

Итак, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения». В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье».

Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.

Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р.Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков». Итак, последователи фэн-шуй относят к науке.

Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры».

Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: «…Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера, является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней».

Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй». Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня,– состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения».

Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые?

Нужно заметить, что наука построена на парадигме, из которой выводится научная картина мира. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук».

Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского».

Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма.

А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет.

Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен.

В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.

К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей».

А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом, а землю хранить?

Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство!

Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия (Мф.6:33), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо.

Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем. … Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите».

А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам.Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас».

Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов, но полностью неприемлемая для христианства.Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством, и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй». Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма, на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,– это не аномалия, а норма.Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм, и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию, она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила».

А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй, то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»?

Признает фэн-шуй и учение кармы, полностью несовместимое с христианством. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»?

Как пишет о нем Лиллиан Ту: «… трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр». Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются». Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи». А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет?

Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает (выделено нами. – В.П.)».

Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек.

Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае– великому кормчему Мао». Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти.

Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса».

Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано?Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и– о «чудо»– деньги появились.

Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью?

Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй– это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (1Тим.4:7).

Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

ГЙЗХО Й РПЛМПОЕОЙЕ зПУРПДХ вПЗХ йЙУХУХ иТЙУФХ ОЕ УПЧНЕУФЙНЩ.
дЕМП Ч ФПН, ЮФП ЛПТОЙ ДБООПК РТБЛФЙЛЙ ОЕ ИТЙУФЙБОУЛЙЕ. бОФТПРПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУОПЧЩ ГЙЗХО Й ИТЙУФЙБОУФЧБ ТБЪМЙЮОЩ.
дП ЛХЮЙ ГЙЗХО - ЬФП ЕЭЈ Й ДХИПЧОБС РТБЛФЙЛБ.
иПЮХ ФБЛЦЕ РТЕДХРТЕДЙФШ, ЮФП ДМЙФЕМШОЩЕ ЪБОСФЙС ГЙЗХО ПФЛТПАФ чБН ЧТБФБ Ч НЙТ РБДЫЙИ ДХИПЧ, ЛПФПТЩЕ ОБЮОХФ ЙЪДЕЧБФШУС ОБД чБНЙ Й чБЫЙН ФЕМПН. еУМЙ чБУ ЙОФЕТЕУХЕФ УРБУЕОЙЕ чБЫЕК ВЕУУНЕТФОПК ДХЫЙ, ФП ПФЛБЦЙФЕУШ ПФ ГЙЗХО. мХЮЫЕ ПВЩЮОПК ЗЙНОБУФЙЛПК ЪБКНЙФЕУШ.
иТБОЙ чБУ зПУРПДШ.

ДСДАЫЛБ тЙНХУ РЙУБМ(Б)
ЧТБФБ Ч НЙТ РБДЫЙИ ДХИПЧ

НОЕ ЧПФ ЛБЛ ТБЪ ЙОФЕТЕУОП ЛБЛЙЕ йнеооп БОФТПРПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУОПЧЩ ГЙЗХО Й РТБЧПУМБЧЙС ТБЪМЙЮОЩ. дЕМП Ч ФПН ЮФП С ЙИ РПЛБ ОЕ ОБИПЦХ. нПЦОП ЛПОЛТЕФЙЛХ?

S@nsei РЙУБМ(Б)
б, ЬФП ЧЩ ЧЙДЙНП П ОЙЦОЙИ НЙТБИ УБОУБТЩ ФБЛ, П РБДЫЙИ ДХИБИ... оЕЧЕТОП ФТБЛФХЕФЕ ОБЪЧБОЙС, ФБН УНЩУМ ДТХЗПК. вХДДЙУФЩ (ЙМЙ ДБПУЙУФЩ, С ФПЮОП ОЕ Ч ЛХТУЕ) ЧЛМБДЩЧБАФ УНЩУМ ЙОПК ЮЕН ЪЧХЮЙФШ ПФ ЧБУ.


оЕФ. с ОЕ УТБЧОЙЧБА ГЙЗХО Й РТБЧПУМБЧЙЕ. с УХЦХ ФПМШЛП У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РТБЧПУМБЧЙС.
нЩ ОЕ ЧЕТЙН ОЙ Ч УБОУБТХ, ОЙ Ч ЬОЕТЗЙЙ ГЙ, ОЙ Ч БХТХ, ОЙ Ч ТЕЙОЛБТОБГЙА. чУЈ ЬФП ОЕ УПЧНЕУФЙНП У ОБЫЕК ЧЕТПК Й УП УРБУЕОЙЕН ОБЫЕК ДХЫЙ.
нЙТ РБДЫЙИ ДХИПЧ - ЬФП ВЕУЩ Й ДЕНПОЩ. у ЛПФПТЩНЙ НПЦОП ОБЮБФШ ПВЭБФШУС, ЕУМЙ ЪБОЙНБФШУС ЧУЕЧПЪНПЦОЩНЙ НЕДЙФБФЙЧОЩНЙ РТБЛФЙЛБНЙ. гЙЗХО ЛБЛ ТБЪ ПДОБ ЙЪ ОЙИ. оЕЧПЪНПЦОП ЪБОЙНБФШС ГЙЗХО, ЕУМЙ ОЕ ЧЕТЙЫШ Ч ГЙ Й РТ. ВХДДЙУФУЛХА ДТЕВЕДЕОШ.

S@nsei РЙУБМ(Б)
нОЕ ЧПФ ЛБЛ ТБЪ ЙОФЕТЕУОП ЛБЛЙЕ йнеооп БОФТПРПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУОПЧЩ ГЙЗХО Й РТБЧПУМБЧЙС ТБЪМЙЮОЩ. дЕМП Ч ФПН ЮФП С ЙИ РПЛБ ОЕ ОБИПЦХ. нПЦОП ЛПОЛТЕФЙЛХ?


у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РТБЧПУМБЧЙС ЮЕМПЧЕЛ УПУФПЙФ ЙЪ ДХЫЙ, ДХИБ Й ФЕМБ. хЦЕ ТБЪМЙЮЙЕ, ЕУМЙ Ч РПДТПВОПУФЙ ОЕ ЧДБЧБФШУС.

ДСДАЫЛБ тЙНХУ РЙУБМ(Б)
оЕЧПЪНПЦОП ЪБОЙНБФШС ГЙЗХО, ЕУМЙ ОЕ ЧЕТЙЫШ Ч ГЙ Й РТ. ВХДДЙУФУЛХА ДТЕВЕДЕОШ.


лБЛ-ФП ЧЩ Л ВХДДЙЪНХ РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОП ПФОПУЙФЕУШ. чЩ ЪОБЕФЕ, ЛПЗДБ С ОБЮБМ ЪБОЙНБФШУС ГЙЗХО, С ПЮЕОШ УЛЕРФЙЮОП Л ЬФПНХ ПФОПУЙМУС, ФПЦЕ ОЕ "ЧЕТЙМ" Ч ГЙ. б РПФПН У РТБЛФЙЛПК УФБМ РТПУФП ЕЕ ЮХЧУФЧПЧБФШ, РТЙЮЕН МЕЗЛП. с Й УЕКЮБУ ЧОЕ ЕЕ ОЕ ЧЕТА, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ ЧЩ Ч УПМОГЕ ОЕ ЧЕТЙФЕ, ЧЩ ЕЗП РТПУФП ЧЙДЙФЕ ЛБЦДЩК ДЕОШ. с ОЕ ЪОБА ЛБЛ ЬФП ОБЪЩЧБЕФУС - ЛЙФБКГЩ ОБЪЧБМЙ ЬФП "ГЙ". с ВЩ ОБЪЧБМ ЬФП РТПУФП ЬОЕТЗЙЕК (ФБЛПК ЦЕ ЛБЛ ЬМЕЛФТПНБЗОЙФОЩЕ РПМС, РТБЧПУМБЧЙЕ ЦЕ ОЕ ЙУЛМАЮБЕФ ЙИ), НПЦЕФ ЬФП вПЦШС УЙМБ ЙМЙ ЮФП-ФП ЬФП ЕЭЕ. дМС УЕВС С ЬФП ПВЯСУОСА РТПУФП ЛБЛ ЙОУФТХНЕОФ У РПНПЭША ЛПФПТПЗП вПЗ ОБ ЪЕНМЕ УПЪДБМ ЗБТНПОЙА Й ЪБЛПОЩ, РП ЛПФПТЩН УХЭЕУФЧХЕФ РТЙТПДБ.

Б ЮФП ЛБУБЕФУС

ДСДАЫЛБ тЙНХУ РЙУБМ(Б)
у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РТБЧПУМБЧЙС ЮЕМПЧЕЛ УПУФПЙФ ЙЪ ДХЫЙ, ДХИБ Й ФЕМБ. хЦЕ ТБЪМЙЮЙЕ, ЕУМЙ Ч РПДТПВОПУФЙ ОЕ ЧДБЧБФШУС.

ФП ЗДЕ ФХФ У ГЙЗХОПН ТБЪОЙГБ???

РТПКДЙФЕУШ РП НПОБУФЩТСН, РПУРТБЫЙЧБКФЕ ВЩЧЫЙИ ВХДДЙУФПЧ Й "ГЙЗХОЙУФПЧ" (ФБН ЙИ ДПЧПМШОП НОПЗП), РПЮЕНХ ПОЙ РТЙЫМЙ Ч РТБЧПУМБЧЙЕ Й РМБЮХФ П РТПЫМПН, ТБЪ ФБН ФБЛ ЧУЕ ВЩМП ЪБНЕЮБФЕМШОП Й РПЮФЙ ОЙЛБЛЙИ ПФМЙЮЙК! :)

Б МХЮЫЕ ЧУЕЗП - "ЪБКНЙФЕУШ" УБНЙ РТБЧПУМБЧЙЕН. у ЧБЫЙНЙ УРПУПВОПУФСНЙ Й ХРПТУФЧПН ЧБН ВХДЕФ РТПЭЕ РПУФЙЮШ ОБЫЙ ФБКОЩ Й ФБЙОУФЧБ, Й РТЙВМЙЪЙФШУС Л уБНПНХ вПЗХ, Б ОЕ РТПУФП УБНПЮЙООП РПДУНПФТЕФШ Ч ЪБНПЮОХА УЛЧБЦЙОХ "ДТХЗЙИ НЙТПЧ". рПМОПФБ ЧПЪНПЦОБ ФПМШЛП Ч РТБЧПУМБЧЙЙ. фБЛ ЪБЮЕН ЧБН ДПЧПМШУФЧПЧБФШУС НБМПК ЮБУФША, ЕУМЙ ЧБН уБН зПУРПДШ РТЕДМБЗБЕФ ГЕМПЕ гБТУФЧП ОЕВЕУОПЕ, Й ЕЭЕ Ч ЬФПК ЦЙЪОЙ ДБТЩ дХИБ уЧСФБЗП?

Б ЧЩ ЪОБЕФЕ ЛПОЛТЕФОП ЬФЙИ ВЩЧЫЙИ ВХДДЙУФПЧ Й ГЙЗХОЙУФПЧ? л ЛПНХ ПВТБФЙФШУС? б ЛБЛ ЧЩ ФПЗДБ РТПЛПННЕОФЙТХЕФЕ НПУЛПЧУЛПЗП ВБФАЫЛХ, РТБЛФЙЛХАЭЕЗП ГЙЗХО? нПЕ ЪОБЛПНУФЧП У ОЙН ВЩМП НЙНПМЕФОЩН, НЩ ОЕ ХУРЕМЙ РПВЕУЕДПЧБФШ, ОП ЖБЛФ ПУФБЕФУС ЖБЛФПН.

С Ч ГЙЗХО РТЙЫЕМ ОЕ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПДУНБФТЙЧБФШ Ч ЪБНПЮОХА УЛЧБЦЙОХ "ДТХЗЙИ НЙТПЧ", Б ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПРТБЧЙФШ УЧПЕ ЪДПТПЧШЕ. оЕ ВХДЕН МХЛБЧЙФШ: ЪБОЙНБФШУС ДХИПЧОЩН ЗПТБЪДП РТПДХЛФЙЧОЕЕ, ЛПЗДБ НБФЕТЙБМШОПЕ (ЛПОЛТЕФОП ОБЫЕ ФЕМП) ЪДПТПЧП Й ОЕ ПФЧМЕЛБЕФ. л УПЦБМЕОЙА, Ч РТБЧПУМБЧЙЙ С ОЕ ЪОБА ОЙЮЕЗП, ЮФП РПЪЧПМСМП ВЩ ТБВПФБФШ УП УЧПЙН ФЕМПН. гЙЗХО Ч ЬФПН Й ДПРПМОСЕФ НПЕ РТБЧПУМБЧЙЕ.

ЪОБА, ОЕЛПФПТЩИ ДП УЙИ РПТ ЛПТЕЦЙФ... :(фБЛЦЕ ЪОБА Й ПДОПЗП РТБЧПУМБЧОПЗП, ЛПФПТЩК ОБЮБМ РТБЛФЙЛПЧБФШ ГЙЗХО ДМС ПЪДПТПЧМЕОЙС. оП ПО Й ОЕ УЛТЩЧБЕФ, ЮФП Ч РТЕМЕУФЙ ОБИПДЙФУС, ТБВПФБЕФ ОБД УПВПК. рПУНПФТЙН ЛБЛЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ВХДХФ...
б ЧППВЭЕ - ЙДЙФЕ УЧПЙН РХФЕН, ЛБЦДЩК Л вПЗХ РТЙИПДЙФ РП-ТБЪОПНХ. фПМШЛП РПНОЙФЕ, ЮФП вПЗ - ЬФП МЙЮОПУФШ Й пО ГБТУФЧХЕФ ЧП ЧУЕИ НЙТБИ, ОЙЛБЛПК ДЕНПЛТБФЙЙ Й ВЕЪМЙЛЙИ "ЬОЕТЗЙК", ОЕ РПДЮЙОСАЭЙИУС вПЗХ, ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ.

"оЕ ВХДЕН МХЛБЧЙФШ: ЪБОЙНБФШУС ДХИПЧОЩН ЗПТБЪДП РТПДХЛФЙЧОЕЕ, ЛПЗДБ НБФЕТЙБМШОПЕ (ЛПОЛТЕФОП ОБЫЕ ФЕМП) ЪДПТПЧП Й ОЕ ПФЧМЕЛБЕФ."
фБЛ ОЕ МХЛБЧШФЕ. ьФП ЧБЫБ РПЪЙГЙС, Б ПФОАДШ ОЕ РТБЧПУМБЧОБС. зПУРПДШ УЛБЪБМ "...УЙМБ нПС УПЧЕТЫБЕФУС Ч ОЕНПЭЙ". йУРЩФЩЧБС УПВУФЧЕООХА ОЕНПЭШ, ЮЕМПЧЕЛ РПМОЕЕ ЮХЧУФЧХЕФ Й ПУПЪОБЕФ Ч УЕВЕ УЙМХ вПЦЙА, ЧИПДСЭХА Ч ОЕЗП, ЛБЛ ДБТ УЧЩЫЕ." http://www.nachala.ru/docs/209.htm
п ФЕМЕ ОХЦОП ЪБВПФЙФШУС, ОП ФПМШЛП ЮФПВЩ ЬФБ ЪБВПФБ ОЕ РТЕЧЩУЙМБ ЪБВПФХ П ДХЫЕ.

ЛПОЛТЕФОП УНПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ ЪБЮЕН чБН ЙНЕООП ГЙЗХО?
фПМШЛП ЛПОЛТЕФОП. оБРПДПВЙЕ "ИПЮХ Ч ВПЫЛХ ДБФШ ОЕЗПДСА" ЙМЙ "ЮФПВЩ ДЕЧХЫЛЙ ХМЩВБМЙУШ" ЙМЙ "ФЙРБ С ФБЛ УБНПТЕБМЙЪХАУШ".
фПМШЛП РТПЫХ ПЮЕОШ ПРТЕДЕМЕООП ПФЧЕФЙФШ. вЕЪ УПЧТЕНЕООПЗП ЦХТОБМШОПЗП УМПЧПВМХДЙС.

Б ЧПФ ФХФ, П ВПМЕЪОСИ ФЕМБ, УМЕДХЕФ ДПВБЧЙФШ УМПЧБ уРБУЙФЕМС, ЛПФПТЩНЙ пО НПМЙМУС ОБ зЕЖУЙНБОУЛПК ЗПТЕ, РЕТЕД ЧПМШОЩН РТЕДБОЙЕН уЕВС ОБ ЛТЕУФОЩЕ УФТБДБОЙС "...ДБ НЙОХЕФ нЕОС ЮБЫБ УЙС; ЧРТПЮЕН ОЕ ЛБЛ с ИПЮХ, ОП ЛБЛ фЩ"

ЮЕЗП? пФЛХДБ ЧЩ ЧЪСМЙ, ЮФП зПУРПДШ П ВПМЕЪОСИ ФЕМБ НПМЙМУС?
фПМЛПЧБОЙС УНПФТЙФЕ УРЕТЧБ, Й еЧБОЗЕМЙЕ ГЕМЙЛПН ЮЙФБКФЕ. чЕУШ ЛПОФЕЛУФ зЕЖУЙНБОУЛПЗП УПВЩФЙС ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП НПМЙФЧБ УПЧУЕН ОЕ П ВПМЕЪОСИ ФЕМБ ВЩМБ.
фЕН ВПМЕЕ йЙУХУ иТЙУФПУ - ЬФП чФПТБС йРПУФБУШ вПЗБ фТПЙГЩ, Ф.Е. пО ЕУФШ уБН вПЗ. б вПЗ ЧППВЭЕ-ФП ОЕФМЕООЩК, ЮФПВЩ ЕНХ ВПМЕФШ.

ФП МЙ С ФБЛПК ЛПУОПСЪЩЮОЩК, ФП МЙ ЧЩ Л НПЕК РЙУБОЙОЕ РТЕДЧЪСФП ПФОПУЙФЕУШ... :)
с ПФЧЕЮБМ ОБ "иПЮХ ВЩФШ ЪДПТПЧЩН". рТБЧПУМБЧОЩН ТЕЛПНЕОДХЕФУС ОБ ЧУСЛПЕ УЧПЕ "ИПЮХ" ЙУРТБЫЙЧБФШ ЧПМА вПЦЙА, УМПЧБНЙ йЙУХУБ Ч зЕЖУЙНБОЙЙ (ЬФП ЧПЧУЕ ОЕ ЪОБЮЙФ, ЮФП пО НПМЙМУС П ЮЕН-ФП ДТХЗПН, ЛТПНЕ УЧПЕК юБЫЙ). фБЛ ЛБЛ ЕУМЙ ЧПМЙ вПЦЙЕК ОЕФ - ФП ИПФШ ПВГЙЗХОШУС, ИПФШ ПВМЕЮЙУШ - ЪДПТПЧЩН ОЕ ВХДЕЫШ.

ОБУЮЕФ йЙУХУБ ЧЩ ФПЦЕ ОЕФПЮОЩ. пО вПЗП-юЕМПЧЕЛ, Ф.Е. ЙУФЙООЩК вПЗ Й ЙУФЙООЩК юЕМПЧЕЛ. йОБЮЕ ЧЩ ТЙУЛХЕФЕ ПЛБЪБФШУС ЕТЕФЙЛПН-НПОПЖЙЪЙФПН. пОЙ ФПЦЕ ХФЧЕТЦДБМЙ ЮФП пО ФПМШЛП вПЗ Й ЧПЧУЕ ОЕ УФТБДБМ ОБ ЛТЕУФЕ Й ОЕ ФЕТРЕМ ЗПМПД Й ЦБЦДХ. б ОБУЮЕФ ФМЕОЙС ЧППВЭЕ ТБЪЗПЧПТБ ОЕ ВЩМП.

К сожалению, не нашел интересующую меня информацию от первоисточника в Католической Церкви. Поэтому анализирую ответ на этот вопрос, данным православным священником. На сайте "правмир.ру" он дан.

Итак, изначально вопрос дан так:
"Здравствуйте, у меня появилось несколько вопросов. Как относится РПЦ к Будде? И как РПЦ относится к практике энергии ЦИ (одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как «пневма», «эфир», «воздух» «дыхание», «энергия» «жизненная сила»). Ну и вообще православие как ко всему этому относится? И если негативно, зачем тогда Бог дал эту энергию (чаще всего этой энергией лечат)? Анатолий "

"У Русской Православной Церкви нет специально выраженного мнения по отношению к Будде. Можно лишь сказать, что Церковь не считает Будду Богом, пророком или великим учителем"

Мой коммент : я тоже не считаю Будду Богом. Наверное, и буддисты его Богом не считают. А вот на статус "великого учителя" он, полагаю, вполне может претендовать. Уж очень он много мудрых вещей сказал.

"К разного рода энергиям, описанным вами, Церковь относится с большой настороженностью. В Священном Писании вполне подробно и конкретно сказано, что необходимо для спасения души, и ничего не сказано о каких-либо энергиях ."

Мой коммент : но в Священном Писании и об электричестве тоже ничего не сказано, верно? Но оно есть, оно - энергия , и мы им пользуемся. Может, пора выкинуть компьютеры (о них тоже, кстати, ничего не сказано в Писании), выключить свет и пересесть с метро на лошадей? Я не понимаю, при чем тут энергия и спасение души? Это тоже самое, что сказать: "я люблю Бога больше чем метро", разве нет? Как вы можете сопоставить несопоставимое: яблоко и автомобиль?

"Поэтому совершенно несовместимо верить в Будду, энергии, заниматься медитацией и быть христианином"

Мой коммент : Скажите, а если я верю, что был такой ЧЕЛОВЕК - Будда - то я перестаю быть христианином от этого?
Если я верю в энергию электричества, то я еретик?
И еще вопрос: предполагает ли батюшка, сказавший "нельзя заниматься медитацией", что существуют абсолютно разные способы это делать? Можно петь мантры и открывать чакры, и это, бесспорно, для христианина непотребно. А можно с помощью медитации сбрасывать нервное напряжение, избавляться от нежелательных моделей поведения, вырабатывать уверенность. Можно даже менять себя на нейронном уровне! Но проще, конечно, повесить на всё, что не понимаешь, ярлык "это дьявольщина!". Каждому своё...

"Либо мы христиане, либо нет."

Мой коммент : Мы христиане. Мы верим в Символ Веры. Но это не мешает нам включать электрический свет по вечерам, пользоваться услугами метро и ветряными мельницами, энергией воды в ГЭС, атомной энергией, своей нервно-психической энергией, хотя ни об одной из них не сказано в Священном Писании! И не надо смешивать Бога (высшую духовную цель) и энергию (приземленную материальную вещь)!

Почему я заинтересовался энергией Ци: услышал, что какой-то умный дядька (всемирно известный инструктор) дает уроки, как применять цигун в повседневной жизни. Поскольку я еще мало чего знаю об этом, решил навести справки: а как Церковь относится к данной теме? РПЦ, естественно, негативно, я даже не удивлен. Хотя, если говорить языком этого православного священника ("в Священном Писании нет упоминания об энергиях"), то я бы мог его спросить: "Батюшка, а где в Символе Веры сказано, что нельзя заниматься оздоровлением организма с помощью медитации и цигуна?"
Для справки (об энергии Ци): китайцы утверждают, что это жизненная энергия, которая циркулирует в теле человека, и нарушение ее циркуляции вызывает болезни. Вот я хотел бы проверить достоверность этой древней инфы.

Привожу выдержки:

Неоднократно в Сети мне доводилось читать ответы священнослужителей Русской Православной Церкви на вопросы интересующихся в части совместимости занятий цигуном и православной веры. На подобные вопросы абсолютное большинство священников отвечали однозначно отрицательно — православным заниматься этой гимнастикой категорически нельзя. Мотивировалось обычно так — вначале безобидная гимнастика с ростом мастерства и работой с биоэнергией становится ловушкой для человека, затягивая его душу в мир тьмы. Сверхспособности, которые появляются в ходе тренинга, якобы исключительно бесовской, демонической природы. А здоровье, долголетие, радость жизни — не более чем прельщения, для заманивания человека в сатанинские сети. Безобидными считаются лишь телодвижения, а вот работу с энергией и медитацию церковь считает первым шагом к тьме. Да, чуть не забыл, подобное относится не только к цигуну, но и ко всем другим схожим системам — тай-чи, йога, дзен и т.п.
Трудно, до невозможного трудно давать оценку подобным высказываниям. Как человек верующий, я не могу не прислушаться к авторитетному мнению святых отцов. Как человек здравомыслящий — не могу согласиться из-за целого букета нестыковок и непоняток.
Во-первых, цигун появился-таки раньше христианства, и поэтому некорректно обвинять китайцев в неправильности пути. Путь этот просто другой, не больше не меньше, плюс и истоки его намного длиннее. Цигун появился не как религия. Сказать по правде, ничего общего с верой и религией в нем, собственно нет. Ни объекта поклонения, ни обрядов, ни служителей культа — ничего. И если представители церкви считают, что древние восточные практики это умело замаскированное служение тьме и скрытое заманивание во тьму, то против этого есть аргументы, в виде особых сформированных правил поведения для последователей древних учений. Правила эти исключительно положительных свойств, направленных на добро и созидание, эти нормы являются основой всех занятий, без которых невозможен путь и гармония. Какими же будут адепты цигуна, если базируется он на добром фундаменте, дает счастье и здоровье и ведет только к позитивному? Такими же и будут, примеров — масса, почитайте в Сети. А как гласит христианская мудрость — вы его узнаете по плодам, от доброго дерева и плоды добрые.
Выскажу свое мнение, что подобное негативное отношение РПЦ к восточным практикам есть ее малообоснованное собственное толкование понятий о допустимости занятий чем-либо еще для православного. По логике порицание распространяется на все восточные практики — от чайной церемонии до карате, потому как подготовка внутреннего мира человека, медитативные техники применяются там практически везде. Включая любимое Президентом дзюдо. И на удивление странно в наше злое время выискивать демонов в старом и мудром восточном учении. Наверное, неплохо бы со своими нынешними разобраться для начала.

Если Вы, Татьяна, стараетесь жить по вере, то надо учиться различать христианство от его суррогатов, а тем более от антихристианства и оккультизма, в первую очередь.

Давайте вместе прочитаем всего несколько фраз из вводной информации, которую я скачал с первого попавшего?цигунского? сайта. Даже из-за самой поверхностной рекламы видны рожки, хвостик и прочие атрибуты не безызвестного персонажа.

?Цигун? наука об энергии и ее движении во вселенной?.

Православного человека должны сразу насторожить слова ?энергия и ее движение во вселенной? - это типичные, излюбленные термины всяких экстрасенсов, магов и прочих оккультных целителей. Никакой свободной, ничейной энергии во вселенной не существует. Есть энергия Бога? божественная благодать, и есть энергия диавола и падших ангелов, точнее остатки той энергии, которой наделил их Бог при сотворении невидимого мира. И если люди, желающие получить благую энергию, идут не через церковную дверь, ? Христос сказал: ?Аз есмь дверь? (Ин 10:9), ? а перелазят?инуде?, тогда они получают энергию совсем из другого источника. Не трудно догадаться откуда.

?Прежде, чем начать какие-либо упражнения цигун, необходимо подготовить к этому тело и сознание?.

Подготовить сознание? ? стоп, сознание для христианина? это область, куда кроме Бога никто и ничто постороннее не допускается. Если какая-либо методика предлагает или только предполагает работу с сознанием? бегите от нее без оглядки.

Техника регулирования сознания включает в себя умственный даоинь (управление и возбуждение). Задача человека состоит в том, чтобы суметь сконцентрировать свои мысли на одном объекте, на конкретном органе своего тела, приводя кору головного мозга в особое заторможенное состояние. Это называется?внутренним поддержанием умственного состояния?.

?Регулирования сознания? ? сознание сначала подготовили, затем начинают регулировать. Очень часто после такой?регулировки? происходят необратимые процессы. Сознание людей, которые всерьез занимались восточными практиками, даже спустя много лет после обращения в христианство, остается поврежденным. В этом я не раз имел возможность убедиться. А что говорить о людях нецерковных? Редкие из них на своем жизненном пути обойдут психбольницу.

Помимо ежедневных занятий цигун необходимо так же уделять время медитации. Во время медитации обостряется наше восприятие, а упражнения помогают ощущать жизненную энергию. В итоге человек полностью физически и психически очищается, чувствует себя более энергичным и свободным от негативных эмоций?.

?Медитация? ? вот еще словечко, услышав которое, не лишне перекреститься со словами: ?Боже, упаси!? Если Вас попытаются убедить, что это сродни молитве? не верьте, ничего общего. Эта практика совершенно чуждая православной аскетике. Более того, прямо запрещенная. Святы Отцы учат, что во время молитвы не должно возникать никаких видимых и чувственных образов, никаких картин, воспоминаний (даже приятных), никаких сладостных ощущений ни в душе, ни в теле. Недопустимо и?очищение?, ?угасание? и?торможение? сознания. В молитве человек обращается к личному Богу, а медитация может быть сконцентрирована на чем угодно, на каком-нибудь органе, например, как в цигуне.

?Негативные эмоции? ? вот жупел для восточных религий. Такие основополагающие христианские понятия как?покаяние?, ?плачь о грехах?, ?память смертная? и др. являются для них?негативными эмоциями?. Однако без долгих упражнений в этих?негативных эмоциях? невозможно исполнить повеление Апостола Павла: ?всегда радуйтесь? (1Фесс. 5:16).

В переводе с китайского, ?ци? - это внутренняя энергия тела. В Китае её исследуют уже более трех тысяч лет. Цигун - это комплекс упражнений, направленный на улучшение функций внутренних органов и на развитие внутренней энергии?.

?Внутренняя энергия тела? ? если это не калории и джоули, значит эта энергия духовная. Остается выяснить: от Бога она или от диавола. Как я уже говорил, никакой посторонней, ничейной энергии не бывает.

Далее на этом сайте идет сложная классификация разновидностей энергии?ци?. Не хочу морочить читателям головы? чистейший оккультизм. Вот для примера фраза: ?Изначальная ци означает фундаментальную субстанцию и движущую силу, которая обеспечивает физиологические функции тканей и органов тела. Она также образуется во время внутриутробного развития плода и хранится в почках?.

Откуда взялись эти знания: когда?ци? образуется и где хранится? Почему в почках, а не в печени? Типичный оккультный произвол: нагородят? не перелезешь.

Loading...Loading...