Преподобномученик Андрей Критский: житие и икона. О преподобном андрее критском и его покаянном каноне

вятитель Андрей Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из раннего детства Святителя сохранилось известие о том, что он был немой, не мог говорить даже до семи лет. И только лишь после причащения Святых Христовых Тайн в семилетнем возрасте отверзлись его уста. И он смог не только хорошо учиться, но впоследствии своими словесными творениями принес великую славу Церкви Божией как проповедник, один из самых лучших в Византии, и как песнотворец, то есть слагатель мелодий и слов церковных песнопений, также один из самых лучших, ярких и плодотворных.

В возрасте 14 лет он был отведен родителями в Иерусалимский монастырь Братства Гроба Господня и посвящен Богу. По пострижении в монашество святой Андрей получил послушание быть экономом Братства и одновременно нотарием Иерусалимской патриархии. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, монах Андрей, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви. Старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а святой Андрей был оставлен в Константинополе, и навсегда сохранил за собой прозвище «Иерусалимита», то есть «Иерусалимлянина».

Здесь он получил послушание возглавить Орфанотрофион, или Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии. Затем он был рукоположен в сан диакона и зачислен в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя не только должную заботливость, но и обнаруживая дар вести хозяйственные дела. Так, здание сиротского дома при нем было надстроено, а Дом престарелых (Герокоми он), который так же был ему поручен, несколько раз отремонтирован.

Здесь же в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил Церковь Божию, прославил множество святых, дни великопостные и пасхальные.

После двадцатилетнего диаконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру - на остров Крит. Но в отличие от своих предшественников и тех архиереев, которые служили на Крите после него, он носил титул архиепископа, а это самое высокое древнее звание архиерея, которое носили предстоятели церквей.

На Крите святитель Андрей построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал, молитвами своими отгонял вражеские набеги прибрежных пиратов-арабов, а однажды, во время засухи, вымолил у Бога дождь, который обильно оросил поля критских христиан.

Трудился святитель Андрей и в составлении церковных песнопений, и в проповедании слова Божия.

Несколько раз святитель Андрей посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, с людьми, ему близкими. Там он выступил в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество.

В свое последнее посещение столицы святой Андрей простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел, остановился на острове Митилина в городке Ерессо, не доехав до Крита, и скончался там 4 июля 740 года. В этот день доныне совершается его память во всех Православных церквах.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, в его время этот праздник отдельно не праздновался). Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост кроме Великого канона был украшен и другими творениями святого Андрея. В рукописях сохранились каноны в Неделю Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся Четверопеснец святого Андрея, к которому потом присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. На Пасху в самую ночь пелся канон Святителя Андрея Критского. В Неделю Фомину, в Неделю Жен Мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все Недели, включая Неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея.

Многим святым Святитель написал каноны. Им же было написано множество стихир. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже преподобного Иоанна Дамаскина. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Великий канон является самым известным творением святого Андрея. Этот канон не является самым большим по объему, канон на Сретение Господне больше Великого, а канон на Рождество Предтечи почти такой же по объему, как и Великий канон. 250 тропарей,- кроме присоединенного канона преподобной Марии Египетской и тропарей самому святому Андрею, - столько содержит Великий канон в своих 9-ти Песнях, среди которых есть и вторая Песнь.

Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон, исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы», - это слова о Святом Андрее.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех Песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе , (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». [«Благоутробен» - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим жалеет ребенка и любит его]. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Меняется масштаб и соотношение восприятия ближних и всего мира. Вот такому смирению учит нас святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет делает Святитель школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, а есть и увещание душе, разсуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом, и вместе с нами смиренно и горячо молиться.

Великий канон потому еще так любим, что он единственный из всех канонов ближе всего стоит к аскетическим монашеским творениям, изложенным в виде кратких изречений. Сам дух канонной поэзии происходит из монашеского миросозерцания, наставлений, размышлений.

Форма канона совсем не простая, она требует от слушателя и читателя осмысления истории, переживания ее в важнейших событиях-символах, на которые опирается ум: это суть ирмосы, воспевающие во всех канонах праздник или память святого через осознавание события дня, через столпы-вехи древней Священной Истории. Монах-песнотворец просит у Бога утвердить его ум «на недвижимом камени заповедей» Божиих. Все колеблющееся, все мятущееся должно уступить место кристальности и твердости предстояния пред Богом, когда и ум, и сердце, и все существо человека находится в той гармонии, которая давно утеряна людьми, но по-прежнему ищется и находится монахами. «Пра ксис и феори я», - «делание и созерцание» воспеваются в четвертой Песни Великого канона. Святой Андрей как бы увлекается и забывает, что его слушают не одни только монахи, и в самых красивых и изящных строфах канона говорит о важнейшем соотношении этих двух состояний подлинного монашеского жития.

«Но облобызай покаяние!» - так восклицает святой Андрей в одном тропаре Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.

«Ты бо еси тайнник покаяния преизряднейший» - поет Церковь святому Андрею Критскому. Но быть таинником покаяния она призывает и каждого священника. Потому что после его смерти, после совершения его погребения и прощания с ним, по Уставу поются ирмосы Великого канона в то время, когда гроб почившего священника обносится вокруг храма перед самым погребением. Прощальная песнь духовных чад и прихожан со своим пастырем - ирмосы Великого канона! Прихожане поют самое дорогое из того, что они могут вспомнить о священнике: символ покаяния и изменения ума: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение…» Ибо ничто не ценится больше, чем пастырская помощь священника в покаянии. Священник как бы «открывает глаза» человеку, возвращает ему «изгнанного из мира сего» Бога, святых Ангелов, Пречистую Богородицу, всех Святых Его, всю полноту ожидающего нас Царства Небесного. И тогда получается, что Великий канон приобретает значение символа всей жизни Пастыря и пасомых, Батюшки и прихожан, символ спасения человека от греха и смерти.

Пусть никогда Великий канон не делается «памятником византийской литературы», а остается самой современной книгой, необходимой каждому человеку, каждому прихожанину. Пусть не только во время Великого поста она будет читаться, а в любое время года, чтобы как можно больше и полнее воспринять нам и усвоить спасительное покаяние, о котором так прекрасно поведал великий учитель древней Церкви святитель Андрей Критский.

Житие преподобного Андрея Критского

Родиной святого Андрея Критского был древний город Дамаск. Время его рождения определяют около половины VII века и именно незадолго до покорения Дамаска мусульманами, что произошло, как известно, в 633 году по Р. Х., в царствование Византийского императора Константина Пагонато. Сведения о детстве и юности святого, сохраненные нам историей, крайне скудны. Известно, что Андрей был сын благочестивых родителей и оставался нем в течение семи лет. Чудодейственная сила святого таинства причащения Тела и Крови Христовой разверзли уста семилетнего отрока Андрея, будущего проповедника покаяния, показывая тем, как говорится в Прологе, «сколь велия есть в пречистых тайнах сила». Благочестиво настроенный с детства, святой Андрей после чудесного исцеления всей душой предался изучению отечественных писаний, чтение которых становилось любимым его занятием. Начитанный в Священном Писании и святоотеческих творениях, святой очень рано почувствовал в себе склонность к уединенной иноческой жизни. Уже на четырнадцатом году он оставил мир и удалился в иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь Андрей проводил строго подвижническую жизнь, неуклонно исполняя все высокие обеты иночества. По времени святой Андрей занял должность нотария (письмоводителя) Палестинского монастыря. В то время иерусалимский патриарший престол занимал святой Софроний, под руководством которого будущий пастырь Критской Церкви «столь добродетельное, в целомудрии, воздержании и кротости, прохождаше житие, яко и самому патриарху удивлятися о том, и бысть Богу угоден и всем полезен».

Как известно, во время правления святого Софрония иерусалимским патриаршим престолом город Иерусалим был завоеван мусульманами. После блаженной кончины патриарха Софрония правитель патриархии (патриарха тогда по причине притеснения от магометан не было) Феодор, зная строгую подвижническую жизнь инока Андрея, возложил на него должность синкелла (секретаря). Вместе с великими печалями и невзгодами, которые должна была испытывать в это время христианская Церковь от врагов внешних - мусульман, не менее огорчений и напастей приходилось ей испытывать от врага внутреннего - ереси монофелитов. Этой ересью заражены были не только народ и духовенство, но даже и сам патриарх Константинопольский Сергий. Для умиротворения волнений, произведенных во Вселенской Церкви монофелитами, потребовалось созвание Вселенского Собора. «В том соборе блаженный Андрей знатен сотворися святым отцом и самому царю, благодати ради Святаго Духа, еяже исполнен бяше, видена бо бысть ими в нем не токмо книжная премудрость и в православных церкве святых догматех искусство, но и богоугоднаго жития святыня: противу же еретиков добр воин Иисус Христов явися и много собору святых отец помогаше, крепко поборая по благочестию» (Пролог). Обнаружив столь славную деятельность на VI Вселенском Соборе (680 г.), признавшем в Господе нашем Иисусе Христе соответственно двум естествам (Божескому и человеческому) равно и две воли, святой Андрей возвратился из Константинополя в Иерусалим, дабы здесь, у Гроба Господня, окончить и самые свои иноческие подвиги. Он по-прежнему продолжал здесь усердно подвизаться в посте и молитве и с большей ревностью изучать Слово Божие и творения святых отцов. Святая жизнь и подвиги иерусалимского подвижника, давшая ему навсегда название иерусалимита, слава подвигов его в борьбе с еретиками, редкое красноречие и горячая любовь к составлению церковных песнопений, получивших всеобщую известность, были причинами того, что Константинопольский патриарх снова вызвал его в Царьград. Здесь благочестивый иерусалимский подвижник инок Андрей вскоре посвящен был в сан диакона великой Софийской церкви с поручением ему Цареградским патриархом новой должности «сиропитателя». Как нельзя более по душе явилась для кроткого и смиренного иерусалимского подвижника эта новая должность, в которой он поистине являлся всем для всех, обнимая всех своей благопечительной любовью. Отец всех угнетаемых, заступник вдов и сирот, кормитель голодных и врачеватель больных, святой Андрей «во всем тако бяше усерден, яко самому Христу работаяй» (Пролог).

Великий подвижник и деятель христианского милосердия, искусный творец церковных поучений и песнопений, муж высокого духовного просвещения и благочестия, деятельный иерусалимит, диакон Андрей вскоре был замечен представителями Церкви Константинопольской, которая единогласно избрала его на архиепископскую кафедру древлехристианского острова Крита. Общее и единогласное избрание Константинопольской Церкви утверждено было императором Юстинианом II. Слава прежней подвижнической жизни в Иерусалиме осиявала святого Андрея своими лучами и на епископской кафедре Крита. При том же он являлся пред своей паствой во всеоружии духовных дарований. Святой пастырь Критский своими трудами, поучениями и священными песнопениями, изливавшими истинную мудрость и исполненными возвышенных православно-христианских мыслей, изобильно питал души пасомых, оживляя, назидая и наставляя их в истинах веры и благочестия. Вместе богомудрый Андрей тщательно охранял свою паству от заразы все еще продолжавшей гнездиться в недрах Вселенской Церкви монофелитской ереси. «Он страшен бяше еретикам, яко непобедимый подвижник» (Пролог).

Усердно оберегая души пасомых, святой пастырь Критской Церкви являлся для нее теплым заступником перед Богом в годину тяжких испытаний, которым она подверглась от врагов внешних. На остров Крит, как повествуется в том же Прологе, напали сарацины «и град Друмеос нарицаемый, в немже христиане с пастырем своим святым Андреем затворившася, крепко воеваше, ничтоже успеша и со стыдом бежаша, не оружием гонимы, но сильнейшими паче всякаго оружия святителевыми молитвами, яже со слезами к Богу пролия, и теми якоже стрелами врагов уязви; много бо можаху того молитвами, теми и дождь во время бездожия и суши сведеся и напои Критскую землю и плодоносием угобзи оную». «Оставаясь православными, - говорит сам святитель в слове на Обрезание Господне, указывая на счастливое избавление от нашествия варваров острова Крита и окружных с ним островов, - мы избегли страха языков и острова прияли спасение - те острова церковные, которые были в опасности под Агарянами».

Доблестный пастырь Критский, столь много потрудившийся на благо Церкви Христовой, скончался, как о том можно предполагать с наибольшей справедливостью, в 712 г. по Р. Х.

Непродолжительно было столь благоплодное для Критской Церкви время святительского правления преблаженного Андрея. Большая часть его жизни посвящена была Церкви Иерусалимской, где и протекала в великих подвигах инока, а затем в сане диакона великой Софийской Церкви в Константинополе. Относительно же времени управления святой Критской епископской кафедрой в синаксаре святому читаем:«По мале архиепископ Критский быв, потом ко Господу отъиде». Незадолго до своей блаженной кончины Критский пастырь по нуждам своей Церкви путешествовал в Константинополь, на обратном пути откуда, неподалеку от острова Митилены, он и восприял блаженную свою кончину. «Пойде в Царьград ради церковных нужд, - читаем в житии о кончине святого Андрея, - и бысть там многим на пользу. Стекахуся к нему ищущие спасение душам своим. Имея возвратитися от Царьград восвояси, провидя кончину свою, целовав о Христе другов своих, сказа, что не имать Крита видети. Доплыв же до острова Митилена, разболеся и на месте некоем, Иерес нарицаемом, святую свою душу предаде в руце Божии, добре упас вверенных ему словесных овец стадо и вчинен есть в лице святых иерархов, предстоящих престолу Святыя Троицы». Святые мощи его видел Стефан Новгородец около 1350 г. в Царьграде в монастыре его имени. Память святого Андрея Критского совершается по Минее 4 июля (21 июля по новому стилю), а по Триоди Постной вместе с Великим каноном.

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии - нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх - Богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы - канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые "мефимоны") и полностью - в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.

О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие - 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

На русском языке издано:

1. Великий канон, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста (в пер. М. И. Богословского, впоследствии протопресвитер Большого Успенского собора Михаил) - "Христианское чтение", 1836, I, с. 129-184. То же в отдельном издании: Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого Поста (в пер. Филарета, митрополита Московского). М., 1873 в другой редакции. Перевод Великого канона был издан профессором Петербургской духовной академии Е. И. Ловягиным: "Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках в трех книгах". Кн. 3. СПб., 1856. Новый славянский перевод принадлежит епископу Августину Гуляницкому и напечатан в ж. "Душеполезное Чтение", 1882, I, с. 232-261. В начале нашего столетия вышло издание Н. И. Кедрова: "Канон великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского, чтимый в первую неделю поста". М., 1915.

2. Беседа на четверодневного Лазаря. - "Христианское чтение", 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. - Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю. - Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. - Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. - Там же, 1839, III, с. 307 слл.

7. Проповеди - В кн.: "Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы". СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. "Воскресное Чтение", 1853; "Прибавления к Церковным ведомостям", 1898, № 36.

Гимнографическое произведение архиепископа Андрея Критского , название которого отражает как широту раскрытия главной темы – покаяния, так и объем текста: согласно современной печатной Триоди, включает более 200 тропарей во всех 9 песнях (включая 2-ю, в большинстве др. канонов отсутствующую), не считая ирмосов, троичнов и богородичнов.

По содержанию Великий канон непосредственно не связан с общественными богослужениями Великого поста, вероятно, преподобный Андрей не предполагал, что Великий канон получит общецерковное употребление. Некоторые строки канона дают основание считать, что он был написан преподобным в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в др.- приводятся примеры из Свящ. Писания о грехе и покаянии. Великий канон включает все важнейшие библейские образы, как правило, в соответствии с хронологией; образам ВЗ посвящено большинство тропарей Великого канона В 8-й песни подведен итог изложению ВЗ: "Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию". Новозаветная тематика эпизодически появляется в 1-8-й песнях канона, но в основном она развивается во 2-й половине 8-й и в 9-й песнях. Метрика тропарей в каждой из песней в целом стабильна и близко следует метрике ирмоса, но число слогов в тропарях и место главного ударения может меняться. Великий канон представляет собой одно из самых ярких произведений визант. церковной поэзии.

Богослужебное употребление Великого канона впервые зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотиписисе (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 235) и др.; они предписывают петь канон в четверг 5-й седмицы Великого поста (см. ст. Мариино стояние).

Текст Великого канона встречается уже в древнейших известных греч. и слав. рукописях Триоди. В греч. Постной Триоди X в. (Sinait. gr. 734-735) канон отделен от рядового дневного последования четверга 5-й седмицы заголовком: "В тот же день седальны, поемые на Великий канон" – это, возможно, указывает на то, что он не так давно был добавлен к корпусу песнопений Триоди. В Триоди XI в. (Vatop. 315-949) Великий канон предписано петь по частям на 5-й седмице с понедельника по пятницу. Подобное разделение канона (неясно, относящееся ли к 5-й или 1-й седмице) указано соответственными пометами на полях в слав. Триоди XII-XIII вв. (РГАДА. Тип. 137). Триодь XI в. (Vat. 771) предписывает петь Великий канон в 5-е воскресенье поста. Т. о., первоначально Великий канон был привязан к 5-й седмице поста, но не обязательно к четвергу. В Великом каноне кроме собственных тропарей имеются и посвященные прп. Марии Египетской и прп. Андрею Критскому, к-рые появились в отдельных рукописях после XI в., но они нередко отсутствуют и в более поздних текстах, напр. в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241). В рукописи XII в. (ГИМ. Син. 319) перед тропарями Великого канона выписаны стихи библейских песней; если стихов не хватает, они повторяются; нек-рые приписаны др. почерком (т. н. поздней рукой), напр. в рукописи Sinait. gr. 734-735.

***

Читайте также по теме:

Великий пост:

  • О Великом посте - Патриархия.Ru
  • Этапы (календарь) Великого поста с разъяснениями - Православие.Ru
  • О Великом посте (ответы священников на вопросы) - Православие и мир
  • Великий пост: зачем? почему? как? - протоиерей Максим Козлов
  • Великий пост: путь к Пасхе - протопресвитер Александр Шмеман
  • Великий пост – это пост с большой буквы - диакон Андрей Кураев
  • Великий пост - время, когда можно изменить себя - иеромонах Дорофей Баранов
  • Можно ли в пост пить вино? - архимандрит Тихон Шевкунов
  • Перед исповедью - протоиерей Александр Авдюгин
  • Нервный пост - архимандрит Савва Мажуко
  • - Георгий Битбунов
  • - Елена Тростникова
  • Если трудно проходит пост... - Сергий Круглов

Фильмы о Великом посте:

  • Великий пост - фильм Сергея Андрюшкина
  • Время покаяния: Великий пост - фильм Антона Алексеева
  • Как вести себя во время Великого Поста? - Телеканал "Союз"
  • Великопостная покаянная молитва Ефрема Сирина - Телеканал "Союз"

Великопостное богослужение:

  • Триодь постная: историческое развитие композиции - Георгий Битбунов
  • Письма Триоди: Время веселое поста - Елена Тростникова

***

Встречаются сокращенные варианты Великого канона: так, в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241) в каждой песни приведено по 8 тропарей, не считая троичнов и богородичнов. Возможно, подобные варианты Великого канона предназначались для приходского богослужения (Кириллин. С. 91-102). В Иерусалимском уставе, используемом Церковью и в наст. время, сохраняется традиция пения Великого канона в четверг 5-й седмицы Великого поста. Кроме того, он стихословится по частям на 1-й седмице Великого поста, на великих повечериях первых 4 дней.

К Великому канону примыкают еще 2 цикла гимнографических произведений: 16 тропарей блаженн (ирмос (начальный тропарь): Разбойника Христе рая жителя; 1-й тропарь цикла: Маноя слышывше древле душе моя и 24 алфавитные стихиры 4-го гласа (нач. 1-го: Все житие мое со блудницами). Блаженны, видимо, были составлены вместе с каноном самим прп. Андреем Критским. В совр. богослужебных книгах они помещаются после 6-й песни Великого канона, соответствуют такому их размещению и встречающиеся в тропарях библейские образы, хорошо вписывающиеся в ряд образов 6-й и 7-й песней канона. Авторство стихир также приписывается прп. Андрею; по форме они напоминают многострофный кондак.

К Великому канону также прибавляется кондак 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа Душе моя, душе моя, восстани, хотя он прямо не связан по своему содержанию с темой канона. Кондак принадлежит перу прп. Романа Сладкопевца, полный текст известен по единственной рукописи XI в. (Patm. 213 – SC. 128. P. 233-261); основное содержание кондака – предательство Иуды и крестные страдания Спасителя. По ранним памятникам Иерусалимского устава, включая старопечатные московские издания, кондак употребляется только в четверг 5-й седмицы поста; в совр. рус. Типиконе он назначен также на все повечерия 1-й седмицы (в ранних Типиконах и Триодях приводятся 2 покаянных седальна, к-рые используются по очереди: в понедельник и среду – 1-й, во вторник и четверг – 2-й). По рукописи XI в. (Athos. Lavra. 27) известен также др. кондак Великого канона, нач.: Исповедаю Тебе, Господи, беззаконие мое. После 1204 г. прп. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон (Richard M. Le commentaire du Grand Canon d"Andre de Crete par Acace le Sabaite // 1965. T. 34. ?. 304-311). Еще один анонимный комментарий известен по рукописи XIV в. (ГИМ. Син. греч. 312), происходящей из афонского Иверского мон-ря (Владимир (Филантропов). Описание. С. 426-427).

Литература: Великий канон св. Андрея Критского в переводе на рус. яз. / пер. прот. М. И. Богословский // ХЧ. 1836. Ч. 1. С. 127-184; Ловягин Е. Богослужебные каноны на греч., слав. и рус. языках. Спб., 1861. С. 153-191; Maltzev A. Der grosse Busskanon des hl. Andreas von Kreta: Deutsch und slavisch unter Berucksichtigung der griechischen Urtexte. B., 1894; Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 18973; 1952; Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: История, поэтика, богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. 2 т.; Кириллин В. М. "Великий покаянный канон" св. Андрея Критского по древнерус. рукописи 1-й пол. XIV в. // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998.

А.А. Лукашевич

По материалам

"Православной энциклопедии". Т. 7. - М., 2007.

Святитель Андрей, архиепископ Критский

На греческом – Andreas ho Krites, Hiersolumites (ок. 660, Дамаск – 4.07.740, Эрессо, о. Лесбос), (память – 4 июля). Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений. Не следует смешивать Андрея Критского с преподобномучеником Андреем Критским (пам. 17 окт.), пострадавшим за святые иконы при императоре Константине V Копрониме (741-775).

Житие. Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности Андрея Критского является житие, составленное до 843 г. Патрикием и квестором Никитой (BHG, N 113), позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в славянские рукописные Великие Минеи Четии. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об Андрее Критском, но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. 2-м по значимости источником служит житие Андрея Критского, написанное монахом Макарием Макрисом в 1422 г. (BHG, N 114; издано В. Лаурдасом) и переведенное на новогреческий язык св. Никодимом Святогорцем в составе его "Нового сборника" (греч.- Neon Eklogion), которое свидетельствует об Андрее Критском как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие (BHG, N 114a) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета (ум. 1355) в рукописи XIV в. из монастыря Пантократора (BHG, N 114c).

Согласно житию, составленному Никитой, родителей Андрея Критского звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Святых Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте Андрей Критский поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Вселенского VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, Андрей Критский вместе с 2 монахами доставил их в Константинополь.

Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Оставшись в столице Византии, Андрей Критский был посвящен в диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Святой Софии. При Константинопольском Патриархе Кире (706-712) Андрей Критский был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (остров Крит) с титулом "архиепископа Критского". По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства (712), Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом, будущим Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему Вселенскому VI Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения императора в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Вселенского Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками Собора 712 г. На Крите Андрей Критский строил церкви, в том числе по образу Влахернской в Константинополе, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз Андрей Критский совершал поездки в Константинополь, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне церковь свт. Андрея Критского).

В греческих рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся около 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых Андрею Критскому, из которых издано около 30. Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Святом Духе. К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о "Богородице, принесенной трехлетней в храм", о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Священном Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев Андрея Критского и список инципитов гомилий Андрея Критского составлен Н. Томадакисом. Проповеди Андрея Критского написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По современному Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

Андрей Критский также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя Андрея Критского с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак. Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу императора Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завовевании Константинополя латинянами. Андрей Критский писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы святителя Германа, преподобнонго Иоанна Дамаскина, преподоного Космы Маиумского.

Кроме Великого канона Андрею Критскому принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники, большинство из них включено в состав современных богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, сятой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди (например, трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресвятой Богородицы, по Евергетидскому Уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в славянских списках (ГИМ. Хлуд. N 156, кон. XIII – нач. XIV в., Хлуд. N 160, нач. XIV в.). Известно около 70 канонов, приписываемых Андрею Критскому.

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

На грузинский язык в X-XII вв. были переведены многие гомилетические произведения Андрея Критского, а покаянный Великий был переведен трижды: Евфимием Мтацминдели (ум. 1028), Георгием Ивером Святогорцем (ум. 1066) и Арсением Икалтойским по поручению грузинского царя Давида IV Строителя (1073-1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения "Песнопения о покаянии".

В византийских календарях память Андрея Критского указывается 29 апреля, 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апреля она зафиксирована в Евангелиях XI-XII вв. константинопольского происхождения (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня – в Синаксаре Константинопольской церкви X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 304-305); под 4 июля – в большинстве греческих календарей: Типиконе Великой церкви X в. (Mateos. Typicon. P. 330-331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130).

Почитание Андрея Критского на Руси

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI – нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 273).

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. (РГАДА. Син. тип. 122. Л. 15 об.- 19). В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список: БАН 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 34). В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.- в Апостоле (ГИМ. Хлуд. N 35. Л. 178, кон. XIII – нач. XIV в.) и 4 июня – в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. N 284. Л. 95 об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский (Л. 321 об.- 322 об.).

Святитель Андрей Критиский. Икона, 1846 год. Невьянск, Россия

Большое распространение в русской письменности XI-XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII-XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. 319. Л. 223 об. – 250), гомилия "О четверодневном Лазаре" в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. (Л. 222 об.- 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. N 330 и РНБ. Соф. N 1136.) предписывает читать слова А. из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247-256).

А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского (ср. изображение на печати – Лихачев Н. П. С. 47-48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 135). Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348-1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в константинопольском монастыре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов "Повести о папе Григории", "Сказания Иеронима о Иуде-предателе" возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, – Повесть об Андрее Критском (древнейший список: БАН УССР. ДА / II. 581, рубеж XVI-XVII вв.; опубл.: Гудзий. С. 22-34). В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является Великий покаянный канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

Гимнография

В славянских Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в Русской Православной Церкви, указана служба 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) – Андрея Критского и Марфы, матери святого Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, отмечено, что в некрых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба свт.Андрея Критского.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, с акростихом "Humnois krotomen andrikois ton Andrean" (греч.- Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходит ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир свт.Андрея, помещенный в греческих печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак "Вострубив ясно божественная сладкопения", помещенный в современных греческой и славянской Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI-XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син.гр. 437. Л. 208).

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен перед троичном, помещено по одному тропарю свт.Андрею.
Сочинения: каноны: PG. 97. Col. 805-1444; Триодь Постная. Т. 1-2; Триодь Цветная; AHG. T. 13. P. 339-340; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 1. P. 253-254; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 454, 490; Т. 2. С. 199; Follieri E. Un canone inedito di S. Andrea di Creta per l"Annunciazione // Collectanea Vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. Vat., 1962. P. 337-357; Paolini G. Andrea di Creta: Canone per S. Giorgio // Follieri E. Un Theotocario Marciano del sec. XIV. R., 1961. P. 231-261; Maisano R. Un inno inedito di S. Andrea di Creta per la domenica delle palme // Rev. di storia e letteratura religiosa. 1970. Vol. 6. P. 519-572; Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanons d. Andreas v. Kreta // JOB. 1955. Bd. 4. S. 1-11; Пасхальный канон свт. Андрея Критского / Публ., описание и пер. прот. Сергия Правдолюбова. М., 1996; слова: Из слова на Воздвижение честного Креста // ВЧ. 1851/1852. Т. 15. N 23. С. 217-218; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Там же. 1853/1854. Т. 17. N 21. С. 193-196.

Источники: BHG, N 113-114c; Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415-417; Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169-179; ЖСв. Июль. С. 69-72; Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345-348; Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136-137; Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. N 1; Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248-261; Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270-274, 640-641; Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215-220.

Литература: Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859; Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875; Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. N 6. С. 231-237; Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891; Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765-769; Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505-514; Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378-387; М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. N 4. С. 143-149; N 5. С. 181-187; N 6. С. 221-226; N 7. С. 276-279; N 8. С. 299-302; N 9. С. 330-334; Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447-472. Июнь. С. 1136-1141; Филарет. Песнопевцы. С. 195-200; Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034-2041; Колокольников М., свящ. Великий "канон" св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. N 2. С. 192-206; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98-107; Mercenier E. A propos d"Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d"Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170-178; Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1-11; Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. N 6; Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298; Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335; Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15-16. S. 113-138; Richard M. Le commentaire du Grand Canon d" Andre de Crete par Acace le Sabaite // EEBS. 1965. T. 34. S. 304-311; Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. N 2. С. 65-72; Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. N 3. С. 71-76; Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. ?ei.; Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6-10; Древнерусское шитье XV-XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980; Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46-61; она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI-XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27-39; НКС. Т. 3. С. 512-513; Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1-2 [Библиогр. и список соч.]; Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29; Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Сергий Правдолюбов , протоиерей,
А.Ю. Никифорова, О. В. Лосева,
Е.В. Романенко

Иконография

Известны 2 типа изображения свт.Андрея Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) свт.Андрея представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,- с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan. Salvad. 27. Fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника церкви св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: "Еще приносим Ти словесную сию…". Также в настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе церкви вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери "Благодатное небо", 40-е гг. XVII в. (церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении Богородице; иконе "Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский", кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: "Господи призри с небесе…".

Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв. – с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV в.); на вологодской иконе "Минея на июль", кон. XVI в.; на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.), помещенной перед "Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон" – свт.Андрей в белом клобуке; иконе "Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери", 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Реклингхаузене); иконе "Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие", 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке "Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский", 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.

"Ерминия" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., дважды упоминает свт.Андрея как "старца с седою бородою": среди святителей, говорящего "Вонми, Господи Иисусе Христе…" (Ч. 3. § 8. N 13), и среди гимнографов, с надписью: "Помощник и Покровитель бысть мне во спасение" (Ч. 3. § 15. N 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. сказано: "Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом".

В 1883 г. во имя свт.Андрея Критского был устроен придел в колокольне ц. Харитона Исповедника XVII в. (в Огородниках) в Москве.

Частицы мощей свт.Андрея Критского были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК); панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Литература: Ерминия ДФ. С. 160, 175; Detzel. Bd. 2. S. 64; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112; Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2; Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. N 266; Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373; Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215; Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993; Сорок сороков. Т. 2. C. 483, N 87; Евсеева. Афонская книга. С. 315, N 167; Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206-220. Ил. 208; Христианские реликвии. С. 30, 134-136, 177-180.

- святитель Андрей Критский

Краткое житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя-той Ан-дрей был ро-дом из Да-мас-ка (в Си-рии). Бу-дучи немым до се-ми-лет-не-го воз-рас-та, он по-лу-чил дар сло-ва по-сле при-об-ще-ния Свя-тых Тайн. На-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние он по-лу-чил в Да-мас-ке, по-зна-ко-мив-шись с ло-ги-кой, ри-то-ри-кой и древ-ней фило-со-фи-ей. На 14 го-ду, же-лая слу-жить Бо-гу, он уда-лил-ся для по-движ-ни-че-ской жиз-ни в Иеру-са-лим-скую оби-тель свя-то-го Сав-вы Освя-щен-но-го. Здесь он стал из-ве-стен сво-ей кро-то-стью, умом и стро-гой жиз-нью. Из оби-те-ли свя-то-го Сав-вы он был взят в Иеру-са-лим-скую пат-ри-ар-хию на долж-ность пись-мо-во-ди-те-ля.

В 679 го-ду он пу-те-ше-ство-вал в ка-че-стве ме-сто-блю-сти-те-ля пат-ри-ар-ше-го пре-сто-ла в Кон-стан-ти-но-поль на VI Все-лен-ский Со-бор. Вско-ре по-сле со-бо-ра он был по-свя-щен в диа-ко-ны при ве-ли-кой Со-фий-ской церк-ви и ка-кое-то вре-мя ру-ко-во-дил опе-кой си-рот и пре-ста-ре-лых. При им-пе-ра-то-ре Юс-ти-ни-ане II свя-той Ан-дрей был ру-ко-по-ло-жен в ар-хи-епи-ско-па Крит-ско-го. Скон-чал-ся свя-ти-тель Ан-дрей Крит-ский в 712 го-ду.

Свя-той Ан-дрей из-ве-стен как про-по-вед-ник и цер-ков-ный по-эт. Он со-ста-вил мно-гие вдох-но-вен-ные мо-лит-вы и пес-но-пе-ния и на-пи-сал Ве-ли-кий По-ка-ян-ный ка-нон, чи-та-е-мый в хра-ме Ве-ли-ким по-стом («Ан-дре-ево сто-я-ние»). На-пи-сал он так-же ка-нон на Рож-де-ство Хри-сто-во и дру-гие празд-ни-ки, три-пес-не-цы (ка-но-ны, со-сто-я-щие из трех пес-ней) на по-ве-че-рие Верб-но-го вос-кре-се-ния и на пер-вые дни Страст-ной сед-ми-цы, сти-хи-ры на Сре-те-ние Гос-подне и дру-гие мо-лит-вы.

Полное житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя-ти-тель Ан-дрей, ар-хи-епи-скоп Крит-ский, ро-дил-ся в го-ро-де Да-мас-ке в се-мье бла-го-че-сти-вых хри-сти-ан. До се-ми-лет-не-го воз-рас-та маль-чик был нем. За-тем од-на-жды по при-ча-ще-нии Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин он об-рел дар ре-чи и на-чал го-во-рить. С то-го вре-ме-ни от-рок на-чал уси-лен-но изу-чать Свя-щен-ное Пи-са-ние и Бо-го-слов-ские на-у-ки.

Че-тыр-на-дца-ти лет он уда-лил-ся в Иеру-са-лим и там при-нял по-стри-же-ние в оби-те-ли пре-по-доб-но-го Сав-вы Освя-щен-но-го. Свя-той Ан-дрей про-во-дил стро-гую, це-ло-муд-рен-ную жизнь, был кро-ток, воз-дер-жан, так что все удив-ля-лись его доб-ро-де-те-ли и ра-зу-му. Как че-ло-век ода-рен-ный и из-вест-ный доб-ро-де-тель-ной жиз-нью, он по про-ше-ствии вре-ме-ни был при-чис-лен к иеру-са-лим-ско-му кли-ру и на-зна-чен сек-ре-та-рем пат-ри-ар-хии - но-та-ри-ем. В 680 го-ду ме-сто-блю-сти-тель Иеру-са-лим-ской пат-ри-ар-шей ка-фед-ры Фе-о-дор вклю-чил ар-хи-ди-а-ко-на Ан-дрея в чис-ло пред-ста-ви-те-лей Свя-то-го Гра-да на IV Все-лен-ском Со-бо-ре, где он про-ти-во-бор-ство-вал ере-ти-че-ским уче-ни-ям, опи-ра-ясь на глу-бо-кие зна-ния пра-во-слав-ных дог-ма-тов. Вско-ре по-сле Со-бо-ра он был ото-зван из Иеру-са-ли-ма в Кон-стан-ти-но-поль и опре-де-лен ар-хи-ди-а-ко-ном к хра-му Свя-той Со-фии Пре-муд-ро-сти Бо-жи-ей. В прав-ле-ние им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на II (685-695) свя-той Ан-дрей был ру-ко-по-ло-жен в ар-хи-епи-ско-па го-ро-да Гор-ти-ны на ост-ро-ве Крит. На но-вом по-при-ще он про-си-ял как ис-тин-ный све-тиль-ник Церк-ви, ве-ли-кий иерарх - бо-го-слов, учи-тель и гим-но-тво-рец.

Свя-ти-тель Ан-дрей на-пи-сал мно-го бо-го-слу-жеб-ных пес-но-пе-ний. Он стал ос-но-ва-те-лем но-вой ли-тур-ги-че-ской фор-мы - ка-но-на. Из со-став-лен-ных им ка-но-нов бо-лее все-го из-ве-стен Ве-ли-кий По-ка-ян-ный ка-нон, за-клю-ча-ю-щий в сво-их 9 пес-нях 250 тро-па-рей и чи-та-е-мый Ве-ли-ким по-стом. В первую сед-ми-цу По-ста на по-ве-че-рии он чи-та-ет-ся по ча-стям (так на-зы-ва-е-мые "ме-фи-мо-ны") и пол-но-стью - в чет-верг на утре-ни пя-той сед-ми-цы.

Свя-ти-тель Ан-дрей Крит-ский про-сла-вил мно-ги-ми по-хва-ла-ми Пре-чи-стую Де-ву Ма-рию. Ему так-же при-над-ле-жат: ка-нон на Рож-де-ство Хри-сто-во, три-песн-цы на по-ве-че-рии Неде-ли Ва-ий и на пер-вые че-ты-ре дня Страст-ной сед-ми-цы, сти-хи-ры на Сре-те-ние Гос-подне и мно-гие дру-гие пес-но-пе-ния. Про-дол-жа-те-ля-ми его гим-но-гра-фи-че-ской тра-ди-ции бы-ли ве-ли-кие цер-ков-ные пес-но-пев-цы по-сле-ду-ю-щих ве-ков: свя-тые , Иосиф Пес-но-пе-вец, Фе-о-фан На-чер-тан-ный. Со-хра-ни-лись так-же на-зи-да-тель-ные сло-ва свя-ти-те-ля Ан-дрея Крит-ско-го на неко-то-рые цер-ков-ные празд-ни-ки.

О вре-ме-ни кон-чи-ны свя-ти-те-ля сре-ди цер-ков-ных ис-то-ри-ков нет еди-но-го мне-ния. Од-ни на-зы-ва-ют 712, дру-гие - 726 год. Он скон-чал-ся на ост-ро-ве Ми-ли-ти-на, воз-вра-ща-ясь на Крит из Кон-стан-ти-но-по-ля, где был по де-лам Церк-ви. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль. В 1350 го-ду бла-го-че-сти-вый рус-ский па-лом-ник Сте-фан Нов-го-ро-дец ви-дел их в Кон-стан-ти-но-поль-ском мо-на-сты-ре во имя свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го.

Ин тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Андре́е,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом , учителем явила тебя стаду твоему непреложная . Потому ты приобрел - высокое, нищетою - богатство. Отче Андрей, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со А́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Андрею, архиепископу Критскому

Вели́кий архиере́е, те́плый на́ш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Услы́ши смире́нную моли́тву раба́ твоего́ (и́мя) . Приклони́ милосе́рдие Бо́жие ко мне́ и помози́ ми́ в ско́рби мое́й (содержа́ние проше́ния) . Да изба́вит Всеми́лостивый Госпо́дь на́с от бе́д и напа́стей и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Loading...Loading...