Преподобный максим исповедник его жизнь и творения. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие

Значение МАКСИМ ИСПОВЕДНИК в Православной энциклопедии Древо

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Максим Исповедник (582 - 662), игумен, преподобный. Знаменитый деятель и учитель церковный , глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей энергичной борьбой против монофелитской ереси.

Родился в Константинополе в 582 году и вырос в благочестивой знатной христианской семье. В юности он получил прекрасное разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой.

Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641).

Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольский монастырь (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг (По Брокгазу - удаление прп. Максима было вызвано императорским указом, благоприятным для новой ереси (έκθεσις)). Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний Иерусалимский стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием, Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" ("Изложение веры"), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий I Константинопольский, а в 641 году император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констант II (642-668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по поручению Константа II , константинопольским патриархом Павлом - "Типос" ("Образец веры"), который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649-654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: в 659 году каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду . Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать.

Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня.

Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.

Монофелитская ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов, которые более или менее последовательно стремились к устранению из понятия о Христе Его человеческого начала, упраздняя таким образом самую сущность христианства как религии богочеловеческой. Осужденное на Халкидонском (IV вселенском) соборе (в 451 г.), это направление не утратило своей силы на Востоке — в Сирии, Армении и особенно Египте. Религиозное разделение, более или менее связанное с национальной враждой, грозило государственному единству империи; отсюда постоянное, но безуспешное стремление императоров к примирению религиозных партий посредством компромиссов: генотикон имп. Зинона в конце V в., в следующем веке старания имп. Юстиниана привлечь монофизитов через осуждение ненавистных им " трех глав ", наконец, в VII в. более глубокий компромисс монофелитский. Это новое учение, соглашаясь с православием, что в Христе пребывают два естества — божеское и человеческое, — утверждало в Нем существование только одной воли (θέλημα) и одного действования (ένέργια, operatio).

Против этого Mаксим Исповедник — единственный в то время значительный философ во всем христианском мире — доказывал, что воля и действование присущи естеству или природе: следовательно, если в Христе пребывает самостоятельное по своим свойствам человеческое естество (не поглощенное божеским), то в Нем необходимо должна пребывать и самостоятельная человеческая воля или естественное хотение, с соответствующим ему действованием. Для личного или ипостасного единства достаточно нравственного согласия или гармонического сочетания двух волений, без слияния их в один физический (и метафизический) акт.

Это православное учение восторжествовало через 18 лет после смерти прп. Максима Исповедника, на VI Вселенском Соборе в Константинополе. В общем своем миросозерцании св. Максим примыкал к идеям так наз. Дионисия Ареопагита, но с большим равновесием между мистическим и рациональным направлением умозрения. Комментариями прп. Максима на Ареопагита воспользовался впоследствии Иоанн Скот Эригена, так что прп. Максим представляет собой посредствующее звено между греко-христианской теософией и средневековой философией Запада.

Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+1021) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360).

Творения

Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова. К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве"). К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о боговоплощении и об обожении человеческой природы.

"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22).

Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви".

Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.

На русский язык переведены:

"Вопросы и ответы Фалассию" (частично - "Богословский вестник", 1916-1917 гг.),

"Мистагогия" ("Введение о таинстве" - "Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения". Вып. 1. СПб., 1855);

отрывки из "Глав о любви" и работы догматического и нравственного содержания - в III томе "Добротолюбия";

историко-экзегетический трактат "О цели установления царской власти" ("Радость христианина" 1895, ноябрь).

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/jan21.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life267.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

"самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке" по определению энциклопедии Брокгауза и Ефрона

"был сослан в страну лазов (близ Кавказа)" (Брокгауз

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАКСИМ ИСПОВЕДНИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    преподобный (582-662 гг.) один из отцов церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
    (ок. 580-662) византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, подвергнут мучениям, сослан. Комментатор "Ареопагитик". Задача человека в мистической концепции …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исповедник (греческое Махimos Homologets, латинское Maximus Confessor) (около 580, Константинополь, - 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
    знаменитый деятель и учитель церковный (582-662), самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
    (около 580 - 662), византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, в 662 подвергнут мучениям (отсечению языка и правой …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
    ? знаменитый деятель и учитель церковный (582-662), самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК в Словаре русского языка Лопатина:
    Макс`им …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК в Орфографическом словаре:
    макс`им …
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 580-662), византийский богослов, главный оппонент монофелитов. В 653 арестован, подвергнут мучениям, сослан. Комментатор «Ареопагитик». Задача человека в мистической концепции …
  • МАКСИМ в Словаре воровского жаргона:
    - 1) камеpный шут, 2) добpодушный …
  • ИСПОВЕДНИК в Словаре церковных терминов:
  • ИСПОВЕДНИК в Православных церковных терминах:
    человек, принявший мучения за исповедание православного …
  • ИСПОВЕДНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исповедник (гр. óμολογητής , лат. confessor), древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за открытое оглашение своей веры …
  • МАКСИМ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максим - митрополит Киево-Владимирский и всея Руси (1283 - 1305), родом грек; перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир (1300), …
  • МАКСИМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Максимин) Антиохийский (ум. ок. 363) христианский мученик, воин, пострадавший в гонение императора Юлиана Отступника. Память в Православной церкви 5 (18) …
  • МАКСИМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ИСПОВЕДНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (confessor) - название в древней христианской церкви тех лиц, которые во время гонений на христианство, открыто объявив себя христианами и …
  • МАКСИМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИСПОВЕДНИК в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАКСИМ в Энциклопедическом словарике:
    (Maxim) Хайрем Стивенс (1840 - 1916), американский изобретатель и промышленник в области военной техники. Изобрел способ автоматической перезарядки оружия за …
  • ИСПОВЕДНИК в Энциклопедическом словарике:
    название святого, пострадавшего от гонителей веры (в отличие от мучеников, принявших смерть за …
  • МАКСИМ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., ист., разг. Станковый пулемет системы "максим". Стрелять из максима. В роте только два …
  • ИСПОВЕДНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Священник, принимающий исповедь. 2. Тот, кто пришел на исповедь. II ж. исповедница, -ы (ко 2 знач.). …
  • МАКСИМ
    МАКС́ИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662), визант. правосл. богослов, монах, игумен, гл. оппонент монофелитов, в т.ч. патриарха Константинопольского Сергия и имп. …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556), публицист, богослов, переводчик, филолог. В 1518 прибыл в Рус. гос-во из …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МАКС́ИМ ГОРЬКИЙ" (АНТ-20), 8-моторный агитац. самолёт. Построен в 1 экз. в 1934; в то время - самый большой самолёт в …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МАКС́ИМ", первый станковый пулемёт. Изобретён X. Максимом (1883). "М." образца 1910: калибр 7,62 мм, масса со станком 62,66 кг, прицельная …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМ (Maxim) Хайрем (1840-1916), амер. конструктор и промышленник. В 80-х гг. 19 в. создал автоматич. винтовку, пушку и станковый пулемёт …
  • ИСПОВЕДНИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (confessor) ? название в древней христианской церкви тех лиц, которые во время гонений на христианство, открыто объявив себя христианами и …
  • МАКСИМ
    макси"м, макси"мы, макси"ма, макси"мов, макси"му, макси"мам, макси"м, макси"мы, макси"мом, макси"мами, макси"ме, …
  • ИСПОВЕДНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    испове"дник, испове"дники, испове"дника, испове"дников, испове"днику, испове"дникам, испове"дника, испове"дников, испове"дником, испове"дниками, испове"днике, …
  • МАКСИМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "пулеметный …
  • МАКСИМ в словаре Синонимов русского языка.
  • ИСПОВЕДНИК в словаре Синонимов русского языка:
    духовник, …
  • МАКСИМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Система станкового пулемета, стреляющего такими же патронами, как и трехлинейная винтовка; пулемет такой …

Послание XV о понятиях естества и лица - в монографии о Марке Эфесском .

В составе 3 тома "Добротолюбия":

  1. Подвижническое слово, в вопросах ученика и ответах старца.
  2. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия.

Его отношение к учению о спасении всех, доклад Дэли, ; анализ его учения о Евхаристии, Тюнберг, ; его теории образа, Живов, . его взгляд на папский примат, Гарриг, ;

Louth, Andrew. Maximus the Confessor . London: Routledge, 1996. 240 p.

Siecienski, A. Edward. The use of Maximus the Confessor"s writing on the filioque at the Council of Ferrara-Florence (1438--1439) . Fordham University, 2006. 262 р.

Butler, Michael E. Hypostatic union and Monotheletism: The dyothelite christology of St. Maximus the Confessor . Fordham University, 1994. 292 р.

Moore, Edward. Origen of Alexandria and St. Maximus the Confessor: An Analyses and Critical Evaluation of their Eschatological Doctrines . Boca Raton, Florida, 2005. 233 pp.

Mueller-Jourdan, Pascal. Typologie spatio-temporelle de l"ecclesia byzantine. La Mystagogie de Maxime le Confesseur dans la culture philosophique de l"antiquite tardive . Leiden–Boston: Brill, 2005.

Prassas, Despina. St. Maximos the Confessor"s "Questions and Doubts": Translation and commentary . The Catholic University of America, 2003. 439 p.

Tollefsen, Torstein. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor . Oxford University Press, 2008. 254 p.

Toronen, Melchisedec. Union and Distinction in the Thought of St Maximus the Confessor . Oxford University Press, 2007. 239 pp.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) К досье Меня

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, прп. (ок.580-662), визант. подвижник, борец за Православие . Род. в семье константинопольского аристократа; получил широкое образование, включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем при имп. Ираклии. После того как правительство перед лицом арабо-иранской угрозы начало сближение с вост. нехалкидонскими церквами, приняв компромиссную христологию (монофелизм), М.И. удалился от мира и постригся в монахи. Вначале жил в одной из малоазийских обителей, но затем покинул ее, чтобы принять участие в борьбе с ересью. Вместе с иерусалимским патр. Софронием и папой Мартином I он отстаивал Православие от посягательств императора-монофелита. В 653 М.И. арестовали вместе с папой Мартином I по обвинению в государств. измене и подвергли пыткам. На допросах он говорил: «Я думаю не об единении или разделении римлян и греков, а о том, чтобы не отступить от правой веры». Сосланный во Фракию, он продолжал антимонофелитскую полемику, был вновь доставлен в Константинополь, где после пыток ему отрезали язык и руку. Скончался Исповедник в темнице на Кавказе (Мингрелия). Память М.И. Правосл. Церковь празднует 21 января и 13 августа.

М.И. был одним из выдающихся правосл. мистиков, продолжавших традицию *Дионисия Ареопагита. Основные идеи его учения связаны с тайной Боговоплощения, к-рое совершилось ради обожения человеч. природы. Бог воплотился не только потому, что человек пал, но потому, что обожение Адама входило в предвечный замысел Божеств. Домостроительства. Эти основополагающие взгляды не позволили М.И. мириться с христологией монофелитства, отступавшего от учения о Богочеловечестве.

К экзегетич. трудам М.И. относятся его «Вопросы и ответы» (626), «Вопросы к Фалассию» (ок.630), разъясняющие «апории», отд. *трудные места Библии, «Вопросы к Феопемпту Схоластику». Кроме того, М.И. написал толкование на 59-й псалом и на *Молитву Господню. Эти толкования во многом обусловлены традицией *александрийской школы. Главным для М.И. был смысл таинственный, иносказательный. Слова Писания служили ему отправной точкой для возвышенного богословствования. Как отмечал патр.*Фотий, ответы М.И. «далеки от прямого смысла и известной истории, и даже от самих вопросов». По словам архиеп. *Филарета (Гумилевского), из творений М.И. «видно, что он знаком был как с переводами Симмаха и Феодотиона, так и с Мишною и еврейским текстом Свящ. Писания». Весьма часто М.И. прибегал к *аллегорическому методу толкования. Так, напр., он рассматривал милоть прор. Илии как образ умерщвления плоти, а прошение о хлебе насущном в Молитве Господней толковал в духовном смысле. Важно отметить учение М.И. о *богочеловеческой природе Свящ. Писания. В коммент. на «Отче наш» он писал: «Нельзя говорить, что благодать одна давала святым познание тайн: иначе пришлось бы допустить, что пророки не понимали ничего из открытого им». В Откровении «Святой Дух производит в святых познание тайн не без естественной силы познания». В трактате «Тайноводство», следуя Оригену , М. пишет: «Историческая сторона во всем Священном Писании, как Ветхого, так
и Нового Завета, составляет тело, а смысл Писаний и цель их изображает душу».

u M i g n e. PG, t.90-91; в рус. пер.: О Богословии и воплощении Сына Божия, к Фаласию, ХЧ (1830, ч.38; 1835, I, II). Вопросоответы Фаласию, БВ, 1916, № 5, 6, 1917, № 1-3, 8-12; Тайноводство, в кн.: Писания св. отцов Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения, I, СПб., 1855; Толкование на молитву «Отче наш», М., 1853; Подвижнич. слово, Четыреста глав о любви, Умозрительные и деятельные главы, - «Добротолюбие», М., 1900, т.3; Тайноводство, ЖМП, 1987, № 4, 5, 7, 8, 10;.

l Еп. А л е к с и й (Дородицын), Прп. М. И., ВиР, 1905, № 3; Е п и ф а н о в и ч С. Л., Прп. М. И. и визант. богословие, К., 1915; е г ож е, Материалы к изучению жизни и творений прп. М. И., К., 1917; свящ. К е к е л и д з е К., Сведения грузинских писателей о прп. М. И., Труды КДА, 1912, № 9, 11; О р л о в И.А.,Труды св. М. И. по раскрытию догматич. учения о двух волях во Христе, СПб., 1888; Св.М. И. житие, Пер., изд., и примеч. *Муретова М.Д., БВ, 1913-15; С и д о р о вА.И., Некоторые замечания к биографии М. И., «Визант. временник», 1986, т.47; Connaissance des P–res de l’Eglise, 1985, N 17; S h e r w o o dP., An Annotated Date - List of the Works of Maximus the Confessor, Roma, 1952; NCE, v.9 (там же приведена иностр. библиогр.); см. ст. Святоотеческая экзегеза.

Преподобный Максим Исповедник. - Основное издание Combefis (1648), невошедшие сюда сочинения издал Oehler, Anecdota graeca, y Migne 90 и 91. Срв. С. Л. Епифанович, Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исп., К. 1917 (особенно важно изследование ο "схолиях" к Ареопагитикам). "О Богословии к Фалассию," I и II, персведены в Христ. Чтении" 1830 и 1835 г.г.; "Тайноводство" в I т. "Писаний святых отцев, относящихся к истолкованию прав. Богослужения," 1855; новое издание Творений преподобного Максима в переводе М. Д. Муретова и С. Л. Епифановича едва началось в 1915 году (вышел т. I, Житие в разл. ред.). См. (М. Зефиров) Жизнь преподобного Максима Исповедника, Прав. Соб. 1857; H. Straubinger, Die Christologie des hl. Maximus Confessor, Bonn. 1906; Орлов И. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматического учения ο двух волях во Христе . СПб. 1888. 208 с.; С. Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, К. 1915; M. Viller , Aux sources de la spiritualitй de St. Maxime, Rev. d"Asc. et de Mystique, 1930; Th. Disdier ряд статей в Echos d"Orient, 1929 1930 г.г.

Православные христиане особо почитают святых, которые жили и прославлялись своими чудесами на территории их места жительства. Таких подвижников благочестия называют еще местночтимыми святыми. Однако часто случается, что из уважаемых лишь ограниченным кругом людей служители Божьи становятся известны всему христианскому миру. А бывает и наоборот: почитаемые в масштабах Церкви святые к концу жизни заслуживают особенное отношение со стороны жителей конкретной области по той или иной причине. Вот, например, особо почитаем Абхазской Церковью, так как по одной из версий был сослан на Кавказ и там же окончил свои дни. Вспоминают его верующие 3 февраля.


Детство и юность святого

Будущий подвижник благочестия Максим Исповедник родился в городе Константинополе в 580 г. Семья его принадлежала к аристократическому роду, к которому имел самое прямое отношение император Ираклий. Родители преподобного Максима Исповедника воспитали сына благочестивым человеком, в соответствии с догматами веры, будучи рьяными православными христианами. Он рано начал учиться грамоте, чему способствовала вполне спокойная в тот момент обстановка в Византийской империи.

Юношей преподобный Максим Исповедник изучал философию, риторику, грамматику, овладел богословской диалектикой. Молодой человек был весьма начитан, и внимание свое обращал не только на произведения духовного содержания, но и на светскую литературу. Преподобного Максима Исповедника отличали такие ценные для православного христианина качества, как смиренномудрие и любомудрие.

К 21-летнему возрасту будущий подвижник благочестия получил блестящее образование. Что касается работы, благородное происхождение позволило ему занять должность личного царского секретаря. Но не только это сыграло роль в определении направления профессиональной деятельности молодого человека. Пытливый ум, рассудительность, грамотность, жажда знаний, как следствие – широкий кругозор, а также умение рассуждать, излагать свои мысли четко и ясно, умение давать советы, быстро фиксировать на бумаге полученную информацию и соображать помогли будущему подвижнику благочестия оказаться в столь выгодном положении - Максима Исповедника заметил сам император Ираклий. В дальнейшем последний проникся к своему подчиненному большим уважением, созерцая изо дня в день высокое качество его работы.


Начало духовной деятельности

Преподобный Максим Исповедник мог бы всю жизнь провести, наслаждаясь блеском императорского двора и почестями, вполне заслуженными к тому же, вот только такой порядок его не устраивал и даже тяготил. Душа юноши просила уединения, тишины и духовного созерцания. Не смея противиться зову сердца, преподобный Максим Исповедник отправился около 614 года в монастырь св. Филиппика в Хрисополе, без сожаления оставив царскую службу. В обители он принял монашеский постриг и стал жить в смирении, строгости, практически аскетизме.


Этим своим образом жизни и мыслей византийский монах очень быстро завоевал доверие и любовь братии, которая избрала позже преподобного Максима Исповедника после отхода в Царствие Небесное настоятеля обители ее игуменом. Не помешало исполниться решению монахов даже то, что у подвижника благочестия не было соответствующего священнического сана.

В 633 году произошли резкие перемены в укладе жизни преподобного Максима Исповедника. К нему обратился будущий Иерусалимский Патриарх Софроний – тогда святитель – с просьбой оставить прежнюю должность и переехать в его вотчину. Так византийский монах очутился в Карфагене (Африка).

Борьба с еретичеством

Святой Софроний по всей видимости, неспроста изъявил желание видеть в своем монастыре смиренномудрого подвижника. Святитель видел в данной личности возможного единомышленника, способного помочь ему в его борьбе в еретичеством. Софроний являлся непримиримым противником монофелитского лжеучения. Приверженцы этой ереси указывали в Сыне Божьем лишь на одну, Божественную природу, человеческую же отрицали, и находили многочисленных сторонников в Египте, Армении, Сирии. Их необходимо было остановить.


Вот это обстоятельство и повлияло на выбор преподобного Максима Исповедника, откликнувшегося на просьбу св. Софрония: из монаха-отшельника подвижник благочестия превратился в проповедника, ратующего за чистоту христианского вероучения.

Со своей миссией преподобный Максим Исповедник отправился в Александрию, где провел шесть лет. Его речи имели колоссальный успех, причем как среди представителей простого клира, епископов, так и среди светских начальников. В 638 г. отошел ко Господу способствовавший по одной из версий развитию еретичества Патриарх Сергий, а вслед за ним в 641 г. попавший под влияние последнего император Ираклий. Место царя занял жестокий Констанс II, отстаивающий интересы монофелитов. И при нем, разумеется, положение православных усугубилось.

Преподобному Максиму Исповеднику не оставалось ничего другого, как удалиться в Карфаген. Там он прожил, проповедуя, пять лет. В 645 г. монаху нанес визит преемник Сергия Пирр, и между ними произошел диспут. В ходе диалога новый владыка доказывал правильность лжеучения монофелитов, а благочестивый проповедник настаивал на обратном, приводя весомые аргументы.

В результате победил Максим Исповедник, Пирр же всенародно признал собственное поражение и покаялся в заблуждениях.

Преподобный Максим продолжил проповедническую миссию в Карфагене. Положение Православия в тех краях становилось все более плачевным. В отчаянии преподобный воззвал к папе Мартину, написав тому письмо с просьбой организовать Собор и решить данную проблему. Осенью 649 г. на Латеранском соборе, где присутствовали как католические, так и православные епископы, монофелитство было осуждено, а его защитников Патриархи Константинопольские отлучили от Церкви.


Императору Констансу II не понравилось такое решение. Он отдал приказ бросить в тюрьму преподобного Максима Исповедника и папу Мартина. Правда, привести в исполнение царскую волю удалось лишь спустя пять лет, в 654 году. Преподобный Максим Исповедник был схвачен и обвинен в госизмене. Его заточили в Константинопольскую тюрьму, через 23 года перевели во Фракию, а потом – вновь вернули в столичную темницу. И преподобного Максима Исповедника, и двух его учеников жестоко пытали: отрубили правую руку, отрезали языки. Однако по милости Божьей случилось чудо – узники продолжали говорить и писать. Максим Исповедник получил особый дар: он увидел дату своей смерти и огласил ее.

Преподобный скончался 13 августа 662 г., как и предсказывал. Над его могилой появились ниоткуда три горящих светильника, по молитвам верующих стали происходить многочисленные чудеса. Кроме того, сохранилось большое количество богословских трудов, написанных святым. Жизнь преподобного Максима Исповедника, полная страданий и несправедливости людской, не прошла даром – это очевидно. Его имя останется всегда на устах и в сердцах верующих.


3 февраля (21 января ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Максима Грека - одного из самых известных святых в старообрядческой среде. Житие преподобного Максима стоит как бы особняком по сравнению с другими житийными повестями: здесь, в отличие от традиционного сказания об аскетических подвигах русских иноков-отшельников и пустынножителей, видим описание непреклонной нравственной борьбы, а также сугубый подвиг терпения в изгнании и суровых лишениях, ради исповедания истины.

Житие преподобного Максима Грека

Преподобный Максим (в миру Михаил Триволис) родился в 1470 году в греческом городе Арте, он был сыном богатого сановника и получил блестящее образование. В юности много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Венеции, во Флоренции, где испытал сильнейшее впечатление от проповедей доминиканского монаха и настоятеля монастыря Сан-Марко во Флоренции Джироламо Савонаролы, впоследствии жестоко казненного католическими инквизиторами. Светская суета и мирские соблазны не прельщали боголюбивую душу преподобного, после возвращения на родину он, предположительно в 1505 году, уехал на Афон и принял иноческий постриг в Ватопедской обители.

Тихо и безмятежно проводя благочестивое отшельническое житие, преподобный Максим в течение нескольких лет с увлечением изучал древние афонские рукописи, которые оставили после себя принявшие иночество греческими императоры Андроник Палеолог и Иоанн Кантакузен. Но по прошествии некоторого времени в его жизни произошла решительная перемена, навсегда оторвавшая преподобного от родного края и безмолвного пустынножительства.

В 1515 году великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Поначалу выбор пал на афонского инока Саву из той же Ватопедской обители, однако последний был настолько стар, что вместо него решили отправить энергичного и относительно еще молодого Максима Грека.

В 1518 году преподобный прибыл на новое место и был встречен с большою честью. Поселили ученого монаха в знаменитом Чудовом монастыре. Первой большой работой Максима был перевод Толковой Псалтыри вместе с русскими переводчиками и писцами Дмитрием Герасимовым и Власом Игнатовым, который был одобрен русским духовенством и великим князем. Однако уже тогда Максим попросил разрешения возвратиться обратно, в любимую свою обитель. Но великий князь Василий III отклонил его просьбу, и Максим должен был продолжать трудиться над книгами. Он писал также письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкование на книгу Деяний Апостолов, толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, написал несколько собственных сочинений.

Говоря о церковно-богословских трудах преподобного Максима, нельзя обойти стороной и самого близкого друга и единомышленника его - князя-инока Вассиана Патрикеева. Ученые иноки-сподвижники имели между собою тесное сотрудничество и полное единодушие по многим непростым и злободневным для русского общества вопросам. Вместе работали они над исправлением церковных книг, оба были готовы на то, чтобы, не взирая на лица, обличать людскую неправду, за что и были преданы, каждый в свое время, неправедному суду и суровому заточению.

Митрополит Московский Варлаам (1511-1521), который изначально встретил ученого афонского монаха, высоко ценил его деятельность. Когда же, согласно воле великого князя, он был вынужден оставить кафедру и удалиться на покой, а Московский престол занял митрополит Даниил Рязанец (1522-1539), положение резко изменилось. Причина к общему неудовольствию имела как бы весьма незначительный повод: новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита, но он решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Это дало повод для митрополита, чтобы упрекать его в «непослушании», однако настоящие противоречия были намного глубже и касались, прежде всего, дискуссионного церковного вопроса относительно монастырского землевладения.

Преподобный Максим был убежденным последователем течения «нестяжателей», духовным лидером которого был в то время князь-инок Вассиан Патрикеев. Опыт Афона имел для идеологов «нестяжания» особое значение. «Вси бо монастыри без имениих, рекше без сел живут, одными своими рукоделии и непрестанными труды и в поте лица своего добывают себе вся житейская», - так писал прп. Максим об уставных порядках афонских иноков. Сопоставив с греческим оригиналом славянский текст Номоканона, Максим обнаружил, что упоминание монастырских сёл появилось на каком-то этапе славянской традиции, в оригинальном греческом тексте оно отсутствовало. По твердому убеждению преподобного, монастыри могли иметь только небольшие участки земли для пропитания собственным трудом, но ни в коем случае не принимать в собственность крестьянские поселения, ибо это было неизбежно связанно с большой мирской суетой и хлопотами к расстройству всего иноческого чина.

Общее идейное направление «нестяжателей» наиболее четко излагается в «Слове ответном», которое принадлежит перу старца Вассиана:

«Господь повелевает: «И даждь я нищим». Мы же единаче сребролю­бием и несытостию побежденыи, живущаа братиа наша убогиа в селех наших различным образом оскорбляем их, истязанми неправедными обидяще их, и лесть на лесть и лихву на лихву на них налагающе, ми­лость же нигде же к ним показуем, их же егда не возмогуть отдати лихвы, от имений их обнажихом без милости, коровку их и лошадку отъемше, самех же с женами и детми далече от своих предел, аки скверных, отгнахом; неких же и княжеской власти предаете, истреблению конеч­ному подложихом. И иже повелены есме и свое нищим роздати, даже съвръшении в добродетели будем, мы же, акы своа душа возненавидяще и аки противу заповедей господьских ополчающеся, обидим и грабим, про­ даваем христианий, наших братии, и бичем их истязуем без милости, аки звери дивии на телеса их скакающе».

Митрополит Даниил, любимый ученик прп. Иосифа Волоцкого, был, напротив, убежденным последователем своего учителя, который много писал в защиту богатых монастырских уделов. Удивительны некоторые факты его биографии. Точная дата его рождения неизвестна, наиболее авторитетные источники указывают на 1492 год. В 1513-14 гг. он был принят в Иосифо-Волоколамский монастырь, и уже в 1515 году, т.е. двадцатитрехлетним юношей, заступил на место почившего прп. Иосифа, по настоянию самого великого князя и согласно завещанию своего учителя. Через семь лет, то есть на тридцатом году своей жизни (по другой версии в тридцать семь лет), Даниил становится всесильным митрополитом московским и правой рукой великого князя, на которого тот мог полностью опереться во всех сложных церковно-нравственных проблемах того времени.

Современники недолюбливали нового митрополита, считая его излишне угодливым перед светскими властями. Так, вопреки церковным правилам и заповедям христианской морали, он согласился выдать подложную «охранную митрополичью грамоту» давнишнему недругу великого князя - Василию Шемячичу, который, однако, по приезде в Москву был тут же схвачен и посажен в тюрьму, где и окончил свои дни. Вся эта история произвела бурю негодования в русском обществе. Следующий случай был еще более показательным относительно нравственных качеств молодого митрополита, который в скором времени стал главным судьей-обвинителем преподобного Максима Грека.

В 1525 году великий князь, ввиду неплодства первой совей супруги - Саломонии Сабуровой, решился на расторжение этого брака с тем, чтобы жениться вторично на молодой красавице - литовской княжне Елене Глинской, будущей матери царя Иоанна Грозного. Митрополит Даниил, вопреки мнению всех прочих патриархов, дал свое благословение на развод и повторное венчание. Тогда отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Великий князь не стерпел столь резких обличений и велел собрать Поместный собор, чтобы подробно исследовать церковные писания преподобного Максима. Главным поводом для осуждения в «ереси» явились некоторые неточности первых его переводов, связанных в то время с еще недостаточным знанием русского языка. Никакие аргументы и возражения к оправданию не принимались, Максима признали виновным и сослали в монастырскую темницу Иосифо-Волоколамского монастыря. Шесть лет провел там страдалец в невероятно тяжелых условиях: его заперли в сырой, тесной и смрадной келье, где он претерпел многочисленные мучения от дыма, холода и голода. Это были самые трудные годы в его жизни. Его отлучили от церковной службы и причащения, запретили иметь какие-либо контакты и писать книги. Но Сам Господь не оставлял невинного страдальца: однажды к нему явился светоносный Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». Заключенный в темничной келье, преподобный старец написал здесь углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»

В 1531 году был созван вторичный собор для осуждения «нестяжателей». На этот раз более суровое наказание получил старец Вассиан Патрикеев: его также признали виновным в некоторых ересях и отправили в монастырскую темницу, на место преподобного Максима. Но сам преподобный, благодаря заступничеству восточных патриархов, получил некоторую ослабу: его отправили в Тверской Отроч монастырь под надзор Тверского епископа Акакия, который весьма уважал его и предоставил возможность читать и писать. Тем не менее церковное прещение оставалось в прежней силе. Тщетно умолял преподобный старец (в то время Максиму шел уже седьмой десяток лет) простить его невольные ошибки и отпустить обратно на Афон, или хотя бы снять отлучение от причастия. Последовавшая в 1534 году смерть великого князя нисколько не изменила его положения, поскольку митрополит Даниил оставался непреклонен в своем решении. В это время преподобный составил автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Здесь он писал в частности: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…»

В 1538 году внезапно скончалась высокая покровительница митрополита Даниила - тридцатилетняя вдова великого князя Елена Глинская, и в 1539 году он был низложен князьями Шуйскими и удален в Иосифо-Волоколамский монастырь, где провел последние свои годы в полной безвестности. Характеризуя в целом деятельность митрополита Даниила, профессор Е. Голубинский, писал следующее:

«Митрополит Даниил как нравственная личность представляет из себя далеко не светлого человека. Но тот же митрополит Даниил занимает совершенно выдающееся положение среди других наших митрополитов в качестве учителя не делом, а письменным словом. Он написал не два-три поучения, как другие митрополиты, а целую большую книгу учительных слов и такую же книгу учительных посланий». Известно, в частности, что он переработал ряд входивших в древнерусскую литературную традицию текстов философского и филологического характера, в том числе Пролог Иоанна экзарха, Определение философии Константина-Кирила, а также «Точное изложение православной веры», или Богословие Иоанна Дамаскина.

В 1551 или 1547 году, после неоднократных обращений восточных патриархов и митрополита Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь и сняли с него церковное запрещение. Святитель Макарий, еще при жизни глубоко почитавший святого старца, внёс часть его поучений в Великие Четьи-Минеи. Преподобный Максим Грек оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные; кроме того от Максима сохранились послания и письма к частным лицам. Уже начиная с XVI века его труды распространяются в многочисленных рукописных списках, некоторые из них хранятся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры; всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов.

В XVII веке, в период Церковной реформы, вокруг богословских писаний Максима Грека разгорелись споры между сторонниками и противниками нововведений: в целях очернения древних чинов, реформаторы объявили подложными два сочинения преподобного, где он писал о двоеперстии и сугубой аллилуии. Историки Голубинский и Каптерев доказательно опровергли эту точку зрения, но в дореволюционные в печатные издания по цензурным соображениям эти два сочинения Максима не включали.

Чудеса и почитание преподобного Максима Грека

Преставился преподобный Максим Грек в день памяти своего небесного покровителя - преподобного Максима Исповедника. Был погребён в Троицком монастыре, у северо-западной стены храма во имя сошествия Святого Духа на апостолов (Свято-Духовского). В 1561 году у гробницы преподобного свершились первые чудеса - духовное прозрение некоего богомольца и келейника соборного старца Вассиана Иоанна. Оно вошло в предания Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано также и еще немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему. Преподобный Максим Грек почитается святым также в Константинопольской и Элладской Церквях. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

У старообрядцев прп. Максим Грек всегда пользовался широким авторитетом, как ученый инок, богословски утверждающий истинность древлеправославных обрядов: двоеперстие, сугубую аллилуию и пр. На его труды указывают, в частности, такие выдающиеся деятели старообрядчества, как св. свщмч. Аввакум и знаменитый писатель-апологет («апостол белокриницкой иерархии») Ф. Е. Мельников. Местное почитание преподобного последовало практически сразу же за его преставлением. Святые мощи его прославлены нетлением и чудесами и ныне открыты для поклонения в Успенском соборе Свято-Троицкой Лавры.


Преподобный Максим Грек. Иконография

В многочисленных списках сочинений и переводов Максима Грека XVI, XVII и XVIII вв. нередко встречаются его изображения. Обычно это миниатюры, представляющие пожилого человека в монашеской одежде, с широкой и длинной бородой, чаще всего в профиль оплечно, иногда по пояс, впрямь, иногда же и в рост, порою с письменными принадлежно­стями, за перепиской книг. Однако эти условные «портреты» Максима Грек не остались единственными его изображениями. Трудно назвать какого-либо другого деятеля древнерусской письменности и литературы, изображению которого было бы уделено столько же внимания в XVI - XVIII вв. Здесь и миниатюры в рукописных книгах, и многочисленные иконы, отличающиеся разнообразием иконографических прототипов, и, наконец, фрески, украшающие стены соборов и церквей. При всем богатстве этого материала легко заметить различие между теми изображениями Максима Грека, в которых он представлен как писа­тель, публицист, мыслитель, и другими, в которых ему придавали значение святого, подчеркивая это не только нимбом вокруг его головы, но и надписью «Преподобный Максим Грек».

Несомненно, самыми ранними из всех дошедших до нас его изображений являются три рисунка в списках его сочинений Соловецкого собрания. Обычно их датируют концом XVI - началом XVII в. Если это и не прижизненные изображения Максима Грека, то во всяком случае они восходят к какому-то неизвестному устойчивому прототипу, который пере­дает не только вообще монашеский облик Максима Грека, в профиль, с бородой, в клобуке, но и индивидуальные его черты: загнутый книзу крючковатый нос, резкие складки на щеках, пониже скул, пышно расту­щую бороду.

О том же, что современники Максима Грека смотрели на него прежде всего как на писателя и мыслителя, позволяет судить уже упоминавшееся изображение его на фресках 1564 г., всего лишь через 8 лет после его смерти, в галерее Благовещенского собора московского Кремля. Таким образом, первый этап в истории изображения Максима Грека составляют его условные «портреты» как автора многочисленных сочинений и перево­дов, созданных им во время его почти сорокалетнего (1518-1556) пребы­вания на Руси.

Чрезвычайно интересно, что мно­гие из его требований, выраженных им в различных литературных произ­ведениях, были приняты еще на Стоглавом Соборе. Все это рисует нам Максима Грека как умного, смелого и резкого в суждениях писателя и публициста, который с твердым убеждением отстаивал свои взгляды, слагавшиеся в борьбе «нестяжателей» и «иосифлян». Обладая недюжин­ным темпераментом публициста, Максим Грек представлял собой яркую, хотя и несколько трагичную фигуру в русской культуре XVI в.

Нравственные поучения преподобного Максима Грека

Зачем, любезная моя душа, неприлично предаем забвению славу и блаженство небесных венцов, которыми Христос, всех Царь, обещает увенчать тех, кои мужественно сопротивляются бесплотным врагам? Почему не содержим в уме той божественной цели, ради которой мы были созданы Богом по образу Его, но как животные, чуждые разума, препровождаем все время нашей жизни в угождении чреву? Почему, будучи созданы для наследования небесных благ, бессмысленно, о, душа, держимся земных? Я - образ Божий: соответственно сему мы должны и мудрствовать, чтобы приобрести первообразную доброту. Но знай, что ты тогда поступаешь сообразно своему Первообразу, с которым надлежит тебе иметь и действительное сходство, когда прилежно, даже до последнего своего издыхания, направляешь свою жизнь по его Божественным заповедям; когда далеко устранишь себя от подчинения страстным пожеланиям плоти; когда всякую ложь, и льстивый нрав и губительную зависть с корнем исторгнешь из своего сердца; возлюбим же во всем истину, правый разум, святое незлобие и святолепное житие. В противном случае никто пусть не называет себя образом Божиим, если не приобрел в себе всех красот Первообраза.

Мы созданы на земле, чтобы быть радетелями бессмертной красоты и участниками тайных Божиих бесед. Познаем же, душа, высоту своей славы и не уподобим бессмысленно себя бессловесным животным. Не один и тот же конец будет нам и им, о душа, равно как и образ не один и тот же у обоих. Им свойственно всегда наклоняться к низу и постоянно наполнять свои утробы земными произрастаниями; у нас же, душа, и самый вид тела прекрасно устроен прямо премудрым Художником. О прочих же боговидных красотах твоих, которыми ты весьма боголепно украшена, я не буду говорить: они достаточно убеждают нас в том, что отечество наше есть небо, и что мы можем хвалиться, что Отцом имеем самого Вышнего Бога. Поэтому и будем стараться всегда устремлять ум горе, где наш Отец и наше жительство. Вышний называет нас Своими сынами: то почему же мы, как человеки, бесчестно изгоняемся из этой (божественной) жизни (Пс.81:6–7)? Вышнего прославим на земле, чтобы и Он украсил нас венцами небесными. Прославим Вышнего от всего сердца правым и непорочным хранением Его заповедей; возьмемся крепко за вечную жизнь. Возненавидим от всего сердца все низкое и отбросим от себя ярмо порабощения страстям. Станем на тверди высокой свободы, на тверди свободы богоподобной, которою ты обогащена была прежде того, как попала во власть губительного беса, когда, лишившись бессмертной своей славы, уподобилась скотам бессмысленным (Пс.48:21). Ты лицом к лицу с дерзновением наслаждалась божественных бесед своего Создателя: в эту славу старайся опять войти боголепными нравами истинного благоверия (Слово 1-е, весьма душеполезное для внимающих ему. Беседует ум к душе; здесь же и против лихоимства).

Святые и преподобные Отцы составили много различных молитв, и все они имеют одно содержание и одну цель: ими мы исповедуемся Владыке всех в преждесодеянных нами грехах и просим в них прощения себе и, чтобы нам отстать от них, и на будущее время утвердиться страхом Господним, и жить благоугодно пред Ним, по Его святым заповедям, а которые достигли совершенства, и пришли в меру возраста Христова, как говорит Апостол: «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13), - те просят получить силу и просвещение Божественного разума. Да будет же известно нам, благочестивым, что пока мы пребываем во грехе, то есть в преступлении божественных заповедей Христа-Бога, то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, - мы этим ничего не достигли. Ибо Сам Владыка Христос, как бы укоряя нас и поношая, говорит нам: «что же Мя зовете, Господи Господи, и не творите, яже глаголю?» (Лк. 6:46), то есть: пока живете в преступлении Моих заповедей, до тех пор вы напрасно призываете Меня многими и продолжительными молитвами. Одна только есть благоприятная Ему и благоугодная молитва, это молитва деятельная, заключающаяся в том, чтобы всею душою отстать навсегда от всякого нарушенья святых Его заповедей и утверждаться затем в страхе Его, творя всякую правду, с радостию духовною и нелицемерною любовью (Слово 10, к тем, которые живут во грехах неисправимо, но ежедневно исполняют каноны и молитвы, установленные святыми отцами, и этим надеются спастись).

Не тужи, не скорби, не тоскуй, любезная душа моя, о том, что страдаешь без вины от тех, от которых следовало бы тебе принять все блага, так как ты питала их духовною трапезою, исполненною дарований Святого Духа, то есть святоотеческими толкованиями боговдохновенных песнопений Давыда, переведенными тобою с греческого на славный русский язык! Также и другие многие душеполезные книги, из которых одни переведены тобою, а другие, в которые вкралось много неправильных чужих слов, надлежащим образом исправлены. Напротив, благодари Владыку твоего, хвали и славь Его сознательно, что Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, какие ты была Ему должна. Смотри же, не считай это время - временем сетования, а напротив - временем божественной радости, чтобы тебе, окаянной, не потерпеть двойного лишения, страдая от неблагодарности. Напротив, веселись и радуйся благоразумно, стараясь проводить всегда жизнь смиренную, с благодарением, с благою надеждою и честностью, чем удобно восхищается Царство Небесное, с которым не может сравниться ничто из существующего. Если так будешь всегда себя располагать и таким образом будешь стараться вселить в себя Владыку своего, то радуйся и веселись, как повелевает Господь твой, ибо мзда твоя многа на небесах (Слово 49-е, исписанное составителем этой книги на утешение себе и утверждение в терпении, когда был заключен в темницу и находился в скорби).

Году и вырос в благочестивой знатной христианской семье. В юности он получил прекрасное разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой.

Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641).

Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольский монастырь (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг . По Брокгазу, удаление прп. Максима было вызвано императорским указом, благоприятным для новой ереси (έκθεσις). Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Софрония , преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию .

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит , где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория . В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" ("Изложение веры"), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.

В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь ; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня . По другому мнению, как и в случае святого Афанасия Александрийского , "перенос памяти преподобного Максима на 21 января объясняется, по-видимому, желанием поставить его в один ряд с великими учителями и исповедниками, поминаемыми в течение января" перед памятью Шестого Вселенского Собора . Л. Г. Епифанович считал, что, возможно, празднование "перенесения мощей прп. Максима" 13 августа имеет в виду перенесение мощей не в Константинополь, а в церковь монастыря св. Арсения при крепости Мури . По предположению епископа Стефана (Калаиджишвили) , с "большой степенью вероятности, возможно, это упоминание о "переложении мощей св. Максима в Константинополь" связано с отсеченной правой рукой, которая после казни была спрятана или потеряна, а потом обнаружена и положена в одном из храмов Константинополя" .

Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений .

Правая рука прп. Максима Исповедника хранится на Афоне в монастыре Святого Павла .

Молитвословия

Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма,/ науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней,/ е́же сла́вити Христа́,/ во дву естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща,/ в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще:// ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры.

Свет трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне,/ явля́юща Боже́ственная конце́м,/ неудобопости́жных разуме́ний ты сказу́яй, блаже́нне,/ и Тро́ицу всем, Макси́ме, воспропове́дуяй я́сно,// Пресу́щную Безнача́льну.

Учение

На русский язык переведены:

  • "Вопросы и ответы Фалассию" (частично - "Богословский вестник", 1916-1917 гг.),
  • "Мистагогия" ("Введение о таинстве" - "Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения". Вып. 1. СПб., 1855);
  • отрывки из "Глав о любви" и работы догматического и нравственного содержания - в III томе "Добротолюбия";
  • историко-экзегетический трактат "О цели установления царской власти" ("Радость христианина" 1895, ноябрь).
  • экзегетическое сочинение "Quaestiones et Dubia" ("Вопросы и недоумения"), М., Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2010.

Литература

  • Епифанович С.Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. - Киев, 1917. С. 1 - 25.
  • Житие прп. Максима Исповедника / Публ., вступит. ст. и прим.: А.И.Сидоров // Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. - Вып. 1.
  • Сидоров А. И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество. - Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. 1, М, 1993
  • Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 564 с. (Византийская философия. Т. 1: Smaragdos Philocalias):
    • http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/prp-maksim-ispov...om/ "Азбука веры" )
  • Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 5: От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров - М.: Сибирская Благозвонница, 2017:
    • http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/svjatootecheskoe-n...19/ (электронная версия на сайте Православной энциклопедии "Азбука веры" )

Использованные материалы

  • "Преподобный Максим Исповедник", страница календаря на портале Православие.Ru :
    • (материал использован частично)http://ikee.lib.auth.gr/record/131693/files/GRI-2013-10374.pdf . По Брокгаузу, "был сослан в страну лазов (близ Кавказа)".

      Письмо Анастасия Феодосию (ПАФ 5). Чудо с зажжением светильников над могилой святого наблюдал "комит Мистриан, который, неся дозор со своими воинами, видел их не раз и не два, но многократно…" (καυτὸς ὁ τοῦ αὐτοῦ κάστρου Σχημάρεως κώμης Μιστριάνος, ὁ καὶ βιγλεύων μετὰ τῶν ἑαυτοῦ στρατιωτῶν… οὐχ᾽ ἅπαξ, οὐ δίς). Цитата из "Воспоминания Феодора Спудея". См. Виноградов А. Ю., "Еще раз к вопросу о месте ссылки, смерти и погребения прп. Максима Исповедника" // Богословские Труды, Выпуск 45, 2013, с. 223.

Loading...Loading...