Пятая неделя Великого поста: неизвестные подробности. Пятая неделя поста…

Каждая седмица Великого поста, его воскресные дни – Недели имеют свои особенности богослужений. Мы миновали середину поста, его четвёртую седмицу, которая была посвящена Кресту Христову. На пятой седмице нас ждут другие особенности великопостных служб: в православных храмах вновь зазвучат спасительные стихи канона преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон пастыря Критского читается на протяжении Великого поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста.

Как и в первые дни поста, в каноне будут молитвенно обращаться к преподобной Марии Египетской и к святому преподобному Андрею Критскому

Как часто мы хотели бы молиться - но молитвы нет: мы хотели бы любить - но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли - а мысли разбегаются, расплываются… Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?… Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото… Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением…И нам тоже надо учится этому;надо нам учится такой тоской тосковать по Богу, так к Небу пробиваться, чтобы наконец сила Божия и милость Божия ответила на наш зов и наше отчаяние, полное непостижимой надежды….но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем о том, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, - и прожила какую дивную жизнь!…

Пятый понедельник Великого Поста -

ПОСЛЕДНЕЕ

(8:30)

Со второй недели по понедельникам Великого Поста (кроме Страстной недели) в нашем храме совершается ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ. Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство.

________________

четверг - утреннее великопостное богослужение

среда, вторник, пятница - Литургия Преждеосвященных Даров

__________________

Среда пятой недели Великого Поста -

Накануне четверга пятой седмицы Великого поста, ежегодно, в храмах Православной Церкви совершается особая утреня, называемая «Стоянием Марии Египетской». Это богослужение отлично тем, что на нем целиком прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который до этого звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской... дальше

________________

Пятница пятой недели Великого Поста в

ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (нараспев)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером ) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице - Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... дальше

________________

Суббота пятой недели Великого Поста

Великая тайна Великого Поста: Литургия Преждеосвященных Даров

_________


Великим постом каждый день - с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной вразумительной молитвой... Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место... дальше


Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост. Обязательно нужно


Блудим-то все, кто не плотью, так – умом. А большинство и тем, и этим – всецело, то есть. А вот по водам пойти или на локоть от земли подняться при молитве, так это едва ли у кого-то даже перед смертью получится. Да и не в этом дело. Не в том дело, что можно в Духе Святом мысли читать, знать Писание, не учившись, бесов опалять знамением Креста. Для начала дело в том, что блуд может быть так силен и сладок, что человек способен17 лет без всякой сытости искать разнообразия в разврате без всяких укоров совести и попыток к покаянию.

Что есть блуд в плодах своих? Энергия растрачена впустую, взгляд потух, сердце исчахло. Жизнь проходит, стыд, как тайная гниль, съедает кости. Что хотел сделать, что мог сделать хорошего

ПЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Литургия: ранняя - в 7:00 и поздняя - в 9:00

Наступило пятое воскресение Великого поста, когда поминается Преподобная Мария Египетская - великая подвижница конца V - начала VI в. И если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения.

Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... дальше

воскресение (16:00)

(читаются 18 и 19 главы от Иоанна)

По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения – Пассии, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных богослужений .

На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.... дальше

Версия для печати акафиста, читаемого на Пассиях

Поэтому утреннее богослужение четверга называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской.

В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, и святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели – возбуждения и сил, и внимания кающихся – служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.

Похвала Пресвятой Богородице
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь совершает торжественное молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Истоки праздника - в VII веке. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. В честь Божией Матери в Константинополе было воздвигнуто много храмов. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Силы противников были неравными, чтобы защитить свой город, греки обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Город обошли крестным ходом, а когда жители спустились к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме Константинополя. Спокойное море вдруг взволновалось, поднялась страшная буря и потопила вражеские корабли. Всю следующую ночь греки воспевали хвалебные песни Богородице и постановили ежегодно в этот день, в субботу пятой недели Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы. Эта служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородице».

В первое время праздник совершался лишь в Константинополе именно во Влахернском храме. Позднее это празднование было внесено в уставы монастырей, а затем сделалось общим для всей Восточной Церкви.

Акафист написан в VII веке диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, к которому позднее прибавили благодарственные молитвы в воспоминание всесильного воеводства Божией Матери.

Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть пение, во время которого нельзя сидеть. Все акафисты по своей сути- хвалебные песни, но они имеют очень четкую структуру. Каждый Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. В Акафисте Божией Матери они расположены по 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается с соответствующей ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается «Аллилуйей», каждый икос - архангельским приветствием "Радуйся...". Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасала христиан от бед и напастей. По содержанию Акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой говорится об истории воплощения и первых лет жизни Сына Божия Иисуса Христа, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах - величие Пресвятой Девы.

Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.

В сре-ду пя-той сед-ми-цы на ве-черне, от-но-ся-щей-ся к чет-вер-гу, кро-ме обыч-ных сти-хир на «Гос-по-ди, воз-звах», по-ют-ся 24 по-ка-ян-ных сти-хи-ры - тво-ре-ние свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го. Все сти-хи-ры име-ют окон-ча-ние: «Гос-по-ди! Преж-де да-же до кон-ца не по-гиб-ну, спа-си мя».

В чет-верг пя-той сед-ми-цы на утре-ни чи-та-ют весь, пол-но-стью Ве-ли-кий ка-нон свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го и (V-VI вв.) из без-дны по-ро-ка вос-шед-шей пу-тем по-ка-я-ния на та-кую вы-со-ту со-вер-шен-ства и свя-то-сти, что она упо-до-би-лась бес-плот-ным ан-ге-лам. Это бо-го-слу-же-ние по-это-му на-зы-ва-ет-ся ина-че Ма-ри-и-ным (или ре-же: Ан-дре-евым) сто-я-ни-ем. В прак-ти-ке оно со-вер-ша-ет-ся в сре-ду ве-че-ром.

В чет-верг ра-ди чте-ния Ве-ли-ко-го ка-но-на со-вер-ша-ет-ся Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров и ко-ло-коль-ный звон бы-ва-ет не ве-ли-ко-пост-ный.

Суб-бо-та пя-той сед-ми-цы на-зы-ва-ет-ся Суб-бо-той Ака-фи-ста, а са-ма служ-ба по-лу-чи-ла на-зва-ние «По-хва-лы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы». В этот день (обычно в пятницу вечером) на утре-ни чи-та-ет-ся в па-мять Ее за-ступ-ле-ния и из-бав-ле-ния Кон-стан-ти-но-по-ля в дни по-ста от на-ше-ствия ино-пле-мен-ни-ков в VII в.


Пя-тая сед-ми-ца Ве-ли-ко-го по-ста

Непре-стан-но ру-ко-вод-ствуя пра-во-слав-ных хри-сти-ан в про-дол-же-ние Че-ты-ре-де-сят-ни-цы в освя-ти-тель-ных по-дви-гах по-ста и по-ка-я-ния, Цер-ковь при бо-го-слу-же-нии в пя-тую сед-ми-цу уте-ша-ет и одоб-ря-ет по-стя-щих-ся тем, что они про-шли уже по-ло-ви-ну по-ста, и по-буж-да-ет, чтобы мы, «пре-по-ло-вив-ше свя-щен-ный по-ще-ния путь, ра-дост-но тек-ли к бу-ду-ще-му вос-кре-се-нию» . Усу-губ-ляя при кон-це пост-но-го по-при-ща по-буж-де-ния к неослаб-но-му бо-го-угод-но-му жи-тию, Цер-ковь и в пя-тую сед-ми-цу про-дол-жа-ет на-по-ми-нать нам, что мы впа-ли в гре-хи, по-доб-но впав-ше-му в раз-бой-ни-ки, и вну-ша-ет ожи-дать ми-ло-сер-дия от Гос-по-да. «Возо-пи Хри-сту Бо-гу за тя рас-пен-ше-му-ся, - го-во-рит Цер-ковь, - и ра-ны во-лею при-ем-ше-му: по-пе-кись о мне, Гос-по-ди, и спа-си мя». Свя-щен-ные пес-но-пе-ния, ныне воз-но-си-мые при бо-го-слу-же-нии пя-той сед-ми-цы, пре-да-ны Церк-ви в 7 и 8 ве-ках св. , Иоси-фом и Сту-ди-та-ми.

«Да не бу-дут лю-ди ле-ни-вы к ду-хов-ным по-дви-гам», Цер-ковь в три дня пя-той сед-ми-цы, в чет-вер-ток, суб-бо-ту и день вос-крес-ный пред-ла-га-ет осо-бен-ные для ве-ру-ю-щих по-буж-де-ния к по-дви-гам бла-го-че-стия. В чет-вер-ток на утрен-нем бо-го-слу-же-нии Цер-ковь про-из-но-сит весь Ве-ли-кий ка-нон св. Ан-дрея Крит-ско-го и жи-тие св. пре-по-доб-ныя Ма-рии Еги-пет-ской. По-се-му со-вер-ше-ние ка-но-на св. Ан-дрея Крит-ско-го в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста на-зы-ва-ет-ся ино-гда сто-я-ни-ем Ма-рии Еги-пет-ской.

Уми-ле-ния, Хри-сте мой, об-ра-зы даждь
По-ю-щим ныне ка-нон Те-бе ве-ли-кий.

Эти-ми сло-ва-ми на-чи-на-ет-ся си-нак-сарь в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы и го-во-рит: «Ве-ли-кий ка-нон уми-ле-ние неис-чет-но имущ: вся-кую бо Вет-хо-го и Но-во-го за-ве-та по-весть снис-кав и со-брав, от Ада-ма да-же до са-мо-го Хри-сто-ва воз-не-се-ния и апо-столь-ския про-по-ве-ди, на-уча-ет вся-кую ду-шу бла-гим рев-но-ва-ти и под-ра-жа-ти по си-ле: злых же от-бе-га-ти и прис-но к Бо-гу во-с-те-ка-ти по-ка-я-ни-ем, сле-за-ми, ис-по-ве-да-ни-ем и иным бла-го-уго-жде-ни-ем. Этот ка-нон то-ли-ко есть ши-ро-кий и слад-ко-глас-ный, как и са-му же-сто-чай-шую ду-шу до-во-лен умяг-чи-ти и к бод-ро-сти бла-гой воз-двиг-ну-та, аще точ-но с со-кру-шен-ным серд-цем и вни-ма-ни-ем по-ет-ся».

Ве-ли-ким ка-нон на-зы-ва-ет-ся по мыс-лям и вос-по-ми-на-ни-ям в нем со-дер-жа-щим-ся, ибо пло-до-вит тво-рец его, сло-жив его от-лич-но от про-чих ка-но-нов, ко-то-рые за-клю-ча-ют в се-бе по 30 и немно-го бо-лее тро-па-рей, а этот 250 тро-па-рей, из ко-то-рых каж-дый ис-то-ча-ет неиз-ре-чен-ную сла-дость. По-се-му этот Ве-ли-кий ка-нон, при-но-ся-щий ве-ли-кое уми-ле-ние, и про-из-но-сит-ся в ве-ли-кой Че-ты-ре-де-сят-ни-це ; и про-из-но-сит-ся два-жды на по-ве-че-ри-ях пер-вой сед-ми-цы раз-дель-но, в че-ты-ре пер-вые дня ее, а в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы на утрене весь в пол-ном его со-ста-ве со-во-куп-но с ка-но-ном это-го дня.

«Ве-ли-кий ка-нон гла-го-лем кос-но, - го-во-рит Цер-ковь, - и с со-кру-шен-ным серд-цем и гла-сом, тво-ря-ще на кийж-до тро-парь ме-та-ния (зем-ные по-кло-ны) три».

Вме-сте с Ве-ли-ким ка-но-ном для обод-ре-ния ду-хов-но труж-да-ю-щих-ся, Цер-ковь про-из-но-сит пол-ное жи-тие св. пре-по-доб-ныя Ма-рии Еги-пет-ской, по-ка-зы-вая в ней об-ра-зец ис-тин-но-го по-ка-я-ния и при-ме-ром ее на-зи-дая ве-ру-ю-щих, «це-ло-муд-рен-ны па-ки бы-ти тво-рить, и к Бо-гу воз-дви-жет, и не нис-па-да-ти ни-же от-ча-я-ти-ся ес-ли ино-гда неки-ми пре-гре-ше-нии улов-ле-ны бу-дем». По-вест-во-ва-ние о пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской по-ка-зы-ва-ет об-ра-зец ис-тин-но-го по-ка-я-ния и неиз-ре-чен-но-го че-ло-ве-ко-лю-бия Бо-жия к ис-крен-но хо-тя-щим об-ра-тить-ся от пре-гре-ше-ний сво-их .

Ма-рия Еги-пет-ская в жиз-ни сво-ей со-еди-ни-ла и яви-ла две про-ти-во-по-лож-но-сти, - без-дну гре-ха и вы-со-ту бла-го-че-стия и доб-ро-де-те-ли. В ле-тах юно-сти, увле-чен-ная со-блаз-на-ми по-ро-ка, она 17 лет про-ве-ла в без-за-ко-ни-ях, но си-лой бла-го-да-ти Бо-жи-ей, как за-блуд-шая ов-ца, опять воз-вра-ще-на Церк-ви . По гла-су ее, Ма-рия, не ве-дая бо-же-ствен-ных за-по-ве-дей, по-мра-чи-ла в се-бе об-раз Бо-жий, бо-же-ствен-ным же про-мыс-лом и бла-го-дат-но об-но-ви-лась.

Со-фро-ний, пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский, жив-ший в на-ча-ле 7 ве-ка, со-ста-вил по-дроб-ное жиз-не-опи-са-ние пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской, сей-час чи-та-е-мое Цер-ко-вью при бо-го-слу-же-нии . А св. пре-по-доб-ный Ан-дрей Крит-ский, име-ну-е-мый и иеру-са-лим-ским по ино-че-ским по-дви-гам в Иеру-са-ли-ме, при-слан-ный от иеру-са-лим-ско-го пат-ри-ар-ха Фе-о-до-ра на ше-стой Все-лен-ский Со-бор, в 691 го-ду при-нес жиз-не-опи-са-ние пре-по-доб-ной Ма-рии вме-сте с ка-но-ном сво-им, из-вест-ным под име-нем Ве-ли-ко-го, в Кон-стан-ти-но-поль. С тех пор Пра-во-слав-ная Ка-фо-ли-че-ская Цер-ковь до сих пор со-вер-ша-ет этот ка-нон и по-ста-но-ви-ла про-из-но-сить жи-тие пре-по-доб-ной в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы, а в вос-крес-ный день этой сед-ми-цы со-вер-ша-ет по-сле-до-ва-ние в честь пре-по-доб-ной, пред-став-ляя в ней об-раз ис-тин-но-го по-ка-я-ния.

Тру-да же ра-ди бден-но-го, Цер-ковь со-вер-ша-ет в чет-вер-ток Ли-тур-гию пре-ждео-свя-щен-ных да-ров и об-лег-ча-ет пост.

В суб-бо-ту пя-той сед-ми-цы Цер-ковь со-вер-ша-ет мо-леб-ное по-сле-до-ва-ние Ака-фи-ста, или по-хва-лы «Оди-гит-рии» Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, на-чи-ная ска-за-ние на этот день сти-ха-ми:

Пес-ня-ми неусып-ны-ми бла-годар-ствен-но
Град в бра-нех бод-рую по-ет Пред-ста-тель-ни-цу.

По ска-за-нию древ-не-го пре-да-ния , по воз-не-се-нии Гос-по-да, св. еван-ге-лист Лу-ка, знав-ший ико-но-пи-са-ние, на-чер-тал об-раз Бо-жи-ей Ма-те-ри и по-ка-зал ей. Узрев-ши изо-бра-же-ние свое, она вспом-ни-ла преж-нее свое про-ре-че-ние: «от-ныне убла-жат Мя вси ро-ди» , и ска-за-ла: «бла-го-дать Моя с сею ико-ною да бу-дет» . Св. Лу-ка по-слал ико-ну в Ан-тио-хию к дер-жав-но-му Фе-о-фи-лу (), ко-то-ро-му на-пи-сал и по-слал он свое Еван-ге-лие и кни-гу Де-я-ний Апо-столь-ских. Из Ан-тио-хии, где ве-ру-ю-щие с ве-ли-ким бла-го-го-ве-ни-ем по-чи-та-ли бла-го-дат-ную ико-ну, по про-ше-ствии мно-гих лет, она пе-ре-не-се-на бы-ла в Иеру-са-лим; по-том. Ев-до-ки-ей, су-пру-гой гре-че-ско-го им-пе-ра-то-ра Фе-о-до-сия 2 (408-450), ко-то-рая пу-те-ше-ство-ва-ла на по-кло-не-ние св. ме-стам, из Иеру-са-ли-ма при-сла-на в Кон-стан-ти-но-поль, сест-ре су-пру-га ее св. Пульхе-рии, в зна-ме-ние ми-ра и люб-ви . В Кон-стан-ти-но-по-ле об-раз Вла-ды-чи-цы, с бла-го-го-ве-ни-ем и ра-дост-но при-ня-тый Пульхе-ри-ей, по-став-лен был ею во Влахерн-ской церк-ви, где хра-ни-лась и чест-ная ри-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы , и сде-лал-ся из-ве-стен под име-нем Влахерн-ско-го . Бла-го-че-сти-вая Пульхе-рия учре-ди-ла во Влахерн-ском хра-ме еже-не-дель-ное мо-ле-ние к Бо-го-ро-ди-це во втор-ник .

От св. об-ра-за Бо-го-ма-те-ри, на-пи-сан-но-го еван-ге-ли-стом Лу-кой и пре-бы-вав-ше-го в Кон-стан-ти-но-поль-ском хра-ме, со-вер-ши-лись мно-гие бла-го-дат-ные зна-ме-ния. Явясь од-на-жды двум слеп-цам, Бо-го-ма-терь при-ве-ла их во Влахерн-скую цер-ковь, к об-ра-зу Сво-е-му, и по-да-ла им со-вер-шен-ное про-зре-ние. По это-му бла-го-дат-но-му зна-ме-нию этот чу-до-твор-ный об-раз ста-ли име-но-вать «Оди-гит-риа», т. е. пу-те-во-ди-тель-ни-ца, за-ступ-ни-ца и по-мощ-ни-ца. Это на-зва-ние чу-до-твор-но-го об-ра-за Бо-го-ма-те-ри со-хра-ни-лось по-том на-все-гда и утвер-ди-лось трое-крат-ным из-бав-ле-ни-ем Кон-стан-ти-но-по-ля от силь-ных вра-гов, ко-то-рое Цер-ковь до-стой-но при-пи-сы-ва-ет неви-ди-мо-му за-ступ-ле-нию «Оди-гит-рии» .

Пер-вое бы-ло при им-пе-ра-то-ре Ирак-лии в 626 го-ду от пер-сов и ава-ров или ски-фов . Спу-стя 36 лет по-сле пер-во-го из-бав-ле-ния, Кон-стан-ти-но-поль вто-рич-но спа-сен был за-ступ-ле-ни-ем «Оди-гит-рии» при Кон-стан-тине По-го-на-те (668-685) от са-ра-цин, ко-то-рые семь лет оса-жда-ли Ви-зан-тию. Боль-шая часть ко-раб-лей и 30000 непри-я-те-лей, по мо-лит-вам Церк-ви и пред-ста-тель-ству Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по-гиб-ли пред сте-на-ми го-ро-да от гре-че-ско-го ог-ня и ко-раб-ле-кру-ше-ния.

На-ко-нец, в тре-тий раз Кон-стан-ти-но-поль со-хра-нен был за-ступ-ле-ни-ем Оди-гит-рии при Льве Ис-ав-ре (716-741) от са-ра-цин. В цар-ство-ва-ние Льва Ис-ав-ря-ни-на са-ра-ци-ны окру-жи-ли Кон-стан-ти-но-поль на 1800 су-дах в на-деж-де рас-хи-тить его. Жи-те-ли го-ро-да, взяв все-чест-ное дре-во Кре-ста Гос-по-да и Спа-си-те-ля и св. ико-ну «Оди-гит-рии», со-вер-ши-ли по сте-нам го-ро-да крест-ный ход со сле-за-ми уми-ло-стив-ляя Гос-по-да. Флот са-ра-ци-нов по-чти весь по-гиб от чрез-вы-чай-ной бу-ри в Эгей-ском мо-ре, и ед-ва де-сять ко-раб-лей оста-лись це-лы; тру-пы вра-гов гру-да-ми по-кры-ва-ли ост-ро-ва, бе-ре-га и вхо-ды к при-ста-ням .

Див-ную по-мощь «Оди-гит-рии», бла-го-дат-но по-дан-ную ве-ру-ю-щим, Цер-ковь вспо-ми-на-ет и про-слав-ля-ет в суб-бо-ту пя-той неде-ли Ве-ли-ко-го по-ста, по-то-му что пер-вое из-бав-ле-ние Кон-стан-ти-но-по-ля по-мо-щью «Оди-гит-рии» бы-ло око-ло это-го вре-ме-ни. При-том Ма-терь Бо-жия есть спо-спеш-ни-ца и по-ка-я-нию. Ее со-дей-стви-ем пра-во-слав-ные по-беж-да-ют вра-гов ви-ди-мых и неви-ди-мых. Ее по-мо-щью гре-ки мно-го-крат-но по-беж-да-ли неве-ру-ю-щих, а Ма-рия Еги-пет-ская, вос-по-ми-на-е-мая в чет-вер-ток пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы и в сле-ду-ю-щий вос-крес-ный день, по-бе-ди-ла грех свой.

Бо-го-слу-же-ние, со-вер-ша-е-мое в суб-бо-ту пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы в честь Бо-го-ро-ди-цы, на-зы-ва-ет-ся по-хва-лой и сто-я-ни-ем, по-то-му что хва-леб-ные пес-ни Бо-го-ро-ди-це пер-во-на-чаль-но при-не-се-ны бы-ли ве-ру-ю-щи-ми стоя, в про-дол-же-ние но-чи. От-че-го хва-леб-ное пе-ние в честь «Оди-гит-рии», до-се-ле со-вер-ша-е-мое Цер-ко-вью, на-зы-ва-ет-ся Ака-фи-стом, или сто-я-ни-ем. «Не се-даль-ный же (Ака-фист) ре-че-ся, зане про-сто сто-я-ще то-гда вси лю-дие, Ма-те-ри Сло-ва песнь вос-пе-ша» .

К уте-ше-нию и обод-ре-нию по-стя-щих-ся, Пра-во-слав-ная Цер-ковь и в пя-тую неде-лю Че-ты-ре-де-сят-ни-цы на Ли-тур-гии чте-ни-ем Апо-столь-ским вну-ша-ет о спа-си-тель-ном дей-ствии крест-ной жерт-вы за нас Сы-на Бо-жия: Хри-стос же при-шед ар-хи-ерей гря-ду-щих благ ни кро-вию коз-лею, ни-же тель-чею, но сво-ею кро-вию вни-де еди-ною во свя-тая, веч-ное ис-куп-ле-ние об-ре-тый (). А чте-ни-ем Еван-ге-лия пред-ва-ри-тель-но на-по-ми-на-ет по-стя-щим-ся о при-бли-жа-ю-щей-ся ра-до-сти вос-кре-се-ния Хри-сто-ва, про-ро-че-ствен-ны-ми сло-ва-ми Иису-са Хри-ста, чи-та-е-мы-ми в Ли-тур-гий-ном Еван-ге-лии неде-ли: се вос-хо-дим во Иеру-са-лим, и Сын Че-ло-ве-че-ский пре-дан бу-дет ар-хи-ереом и книж-ни-ком: и по-ру-га-ют-ся ему, и уяз-вят его, и оплю-ют его, и убьют его, и в тре-тий день вос-креснет ().

Си-нак-сарь в суб-бо-ту пя-той сед-ми-цы Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. Ком-бе-фи-зий. Auctores incerti, т. 2, с. 805.

Си-нак-сарь на Ака-фист.

Толкование Евангелия

  • Протоиерей Александр Шаргунов.

Записи богослужений

Житие преподобной Марии

  • Святитель Димитрий Ростовский. .
  • Роман Балакшин.

Протоиерей Александр Шаргунов
Слово в Неделю 5-ю Великого поста

Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния.

В пятое воскресенье Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная - позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное. Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц, наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсах стриптиза пятнадцатилетних объявляют по телевидению и радио, и вовлечение детей в проституцию становится обычным бизнесом. Подъезжает к школе некий хлыщ на иномарке, подходит к восьмиклассницам на перемене: «Девочки, кто хочет зарабатывать после уроков? Четыре дня в неделю». Он не боится, что его задержит милиция, что ему дадут по существующей статье закона срок: их время, их власть, их стихия. Что же родители молчат? Впору им устраивать самосуд, если не защищает государство.

Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства - семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Что такое апокалиптическая блудница на красном звере? Власть демократии, наследница тоталитарного коммунизма, насаждающая растление? Или шестнадцатилетняя проститутка, как кинозвезда, дающая интервью по телевидению: «Вы от своей работы получаете удовольствие? - Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Власть денег, корень всех зол, торжество маммоны, диавола: все продается и покупается - Отечество, красота, и жизнь человеческая. Пресса регулярно дает информацию о курсе доллара и таксе на заказное убийство, которое, разумеется, при необходимости может быть сколь угодно массовым. И что страшнее - сотни раз публикуемое газетами сообщение о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией (не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» - к разврату) - или то, то что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже не воспринимают.

Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И прежде всего с этой целью ведется яростная атака на Церковь. Не удалось ее сжечь дотла, не получилось разрушить изнутри - теперь пытаются смешать ее с грязью. Что же делать Церкви в этой беде? Наш долг - возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, заявляя громкий протест власть предержащим. Неуверенность и недоговоренность здесь неуместны. Церковь должна говорить прямым и ясным языком, как это делает Библия, об угрозе человечеству. Здесь болезнь вырождения нации, которое отражается в третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь покушение на существование России, превращаемой в Содом и Гоморру, и здесь вечная смерть, широкий путь во ад, как говорит Писание.

Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире, хотя бы потому, что это касается ее собственных чад. Если бы с самого начала так называемой «перестройки» Церковь адекватно реагировала на сатанинское, организовываемое государством растление, многое сегодня бы было иным. И сегодня мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, и каждому, кто дерзает переступать порог православного храма, о как никогда актуальном Сотом правиле VI Вселенского собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений, или покупающий эти изображения (применительно к нашим дням - смотрящий их по телевидению) да будет отлучен от Церкви». Ты вне Церкви, ты лишен ее молитвы, ее заступничества, ее Божественной силы. Всякий раз, когда ты прикасаешься к ее святыням, ты делаешь это в суд себе и во осуждение: ты не можешь принести в ней даже покаяния, не оставив прежде своего мерзкого занятия. Вот о чем говорит это Сотое правило. И мы знаем еще, что грех блуда по разумению Церкви стоит рядом с убийством и идолопоклонством, и на много лет лишает причастия. Если по нынешним, ненормальным временам мы не в состоянии во всей строгости исполнить каноны святых отцов, которые никто никогда не отменял, и не может отменить, потому что они продиктованы любовью: да не опалится твоя душа, и да узнаешь ты по милости Божией, чего ты лишаешься, совершая этот грех, - все это может значить только одно: глубина покаяния и плоды покаяния должны восполнять недостаток продолжительности его.

Мы помним , как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. А этот человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его не менее ужасные грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь - буквально не может войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь.

Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе, и о всех, ради кого Господь пришел принять страдания!

Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. А в среду вечером в память о великом подвиге покаяния преподобной Марии читался Великий канон преподобного Андрея Критского, которого Церковь Православная чтит как учителя покаяния.

Великий канон, как считают некоторые ученые, впервые стал читаться на богослужении через пятьдесят лет после смерти святителя Андрея, и читался он как молитва о помощи в дни сильного бедствия. В 790 году в Константинополе случилось страшное землетрясение, от которого негде было укрыться, негде было спастись. И тогда монахини монастыря преподобного Патапия извлекли рукопись, которая давно хранилась в монастыре, и стали читать этот канон, в полном смысле слова вопия к Богу о помиловании и спасении. И в последующие века читался этот канон во время великих бедствий, а затем вошел в круг церковных богослужений как покаянный канон, читаемый на первой Неделе Великого поста по частям, а на пятой – целиком, в память о святых, явивших беспримерные подвиги покаяния.

И вот, в этом году случилось так, что в среду на этой неделе Великий канон преподобного Андрея читался не только как покаянный канон, но и как канон бедствия. Вы знаете, какие бедствия и страсти обрушились на народы братской Югославии (проповедь произнесена в 1999 году. – Прим. ред.). И может быть, Господь этим совпадением дает и нам, и сербам образ противостояния внешним бедствиям. Мы молимся и будем молиться о том, чтобы Господь смилостивился над нашими братьями во Христе и сохранил им жизнь, города, храмы, всю страну.

В среду вечером мы слушали житие преподобной Марии и ужасались и восхищались ее беспримерным подвигом покаяния. Что же сейчас можно сказать кратко о самом главном – о том уроке, который дает нам великая святая? Почему так по-особенному чтит ее Святая Церковь, отдавая ее памяти одно из воскресений Великого поста – такого важного времени в жизни православного христианина? Посмотрите, с какой решимостью осталась она в пустыне после молитвы в Храме Гроба Господня, где праздновалось Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, какой силы вера и покаяние были у этой вчерашней грешницы, которая и через много лет, проведенных в пустыне, называла себя позором всех людей. И какие испытания и искушения выдержала она в своей борьбе с грехом, семнадцать лет не отпускавшим ее душу и ее изможденную пустыней плоть.

Семнадцать лет! Она могла уйти, отказаться от взятого на себя подвига в любой день, в любое мгновение из этих семнадцати лет. Вернуться к людям, к нормальной жизни – уже новой, исполненной благочестия и покаяния, к жизни в Боге и с Богом, доступной покаявшемуся грешнику. Но она провела эти семнадцать лет в пустыне, почти ничего не вкушая, терпя ночной холод и дневной зной. Семнадцать лет! Какая сила покаяния была дана ей, какое устремление к Богу! И какова сила греха, которым опутана душа человека, если для полного освобождения от него потребовалось семнадцать лет такой борьбы. Вспомните, как падала она на землю и каталась по ней, как в отчаянном изнеможении призывала она свою Небесную Поручительницу и Путеводительницу, Которая одна только и могла облегчить ее страдания. И не думайте, что преподобная была много грешнее всякого из нас, что наши грехи не требуют такой меры покаяния. Она бы тоже могла срубить верхушку, надземную часть греха, как это часто делаем мы. И такое покаяния принял бы Милосердный Господь, как принимает наше немощное покаяние. Но для полного очищения от греха нужна сила покаяния, превышающая, попаляющая силу греха. И этому научила нас преподобная Мария: семнадцать лет жила она в грехе – и семнадцать лет боролась за возвращение чистоты своей души и тела.

И еще семнадцать лет прожила она в пустыне, но это была уже жизнь почти неземная, почти бестелесная. Мир, тишина и ведение Бога и Его Божественных установлений, дары чудотворения и прозорливости были ей небесной наградой в эти годы.

Какой удивительный подвиг, какая удивительная жизнь! И как много людей с такими же грехами могли бы так же поступить – и не поступили. А она смогла – и стала для нас ярким примером, образцом покаяния нелицемерного, борьбы с грехом бескомпромиссной, верности обету, данному Пресвятой Богородице, и силы устремления к Богу. Потому мы так чтим преподобную Марию именно Великим постом, когда Святая Церковь призывает нас к сугубому покаянию, посвящаем ей чтение Великого канона на пятой неделе и ее именем в обиходе называем службу, за которой канон читается: стояние Марии Египетской, и пятое воскресенье Великого поста посвящаем ее памяти. Мы просим у нее помощи в борьбе с нашими страстями и грехами.

Сегодняшнее евангельское чтение – о том, что Господь все уже совершил, все сказал, все объяснил и уже не требовалось дальнейшей проповеди, чтобы и его ученики – Апостолы, и все люди поняли, что пришел Сын Божий на землю для спасения всех людей. Оставалось главное дело, на которое послал Его Отец Небесный, – Крест и Воскресение.

И сказал Господь Своим ученикам: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на , и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33–34). И после этого откровения великой тайны Искупления подошли к Нему Апостолы Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, и просили у Господа, чтобы Он посадил их справа и слева от Себя, когда будет во славе Своей.

По другому евангелисту, это мать их просила об этом Господа. А кто такая их мать – Саломия Зеведеева? Это близкая родственница Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, и Пресвятой Богородицы. И уж если в наше время принято везде всех своих родственников устраивать, то материнскую заботу Саломии о своих сыновьях можно понять и не осуждать. Так проста и откровенна эта ее забота: «Господи, я верю, что Ты – Господь. Ну так устрой же моих сыновей, чтобы они были справа и слева от Тебя». По-человечески она так понятна и трогательна в своей заботе, как и ее сыновья, еще не просвещенные Духом Святым, еще не понимавшие великих слов Спасителя и всей безмерности предстоявшего Ему подвига, мысливших по-земному и по-земному стремившихся к славе.

Но что сказал им Господь? Он сказал: «Лишь в этом мире тот, кто хочет быть большим, ищет силы, и первенства, и власти. А у Бога не так: у Него тот, кто хочет быть больше всех, тот должен быть всем слугой. Кто хочет быть первым из вас, тот пусть будет всем раб». И тут же, сразу сказал о Себе: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). И вот это должно быть для нас всегда главным ориентиром в жизни, когда мы вдруг поймаем себя на том, что стремимся к чему-то почетному, важному. Пусть в этот момент вспомнятся нам эти слова Господа нашего Иисуса Христа и попалят в наших душах неправедное желание не заслуженной истинным подвигом славы и почета. Будем помнить, что человек смиренный, считающий себя последним, рабом неключимым, – ближе всех к Богу, «первее» всех остальных, даже и тех, кто восседает на троне. И русский народ принял в сердце этот завет Христов. Вот почему так почитал он всегда юродивых и блаженных, которые на земле действительно последние из всех людей, но на Небе могут стать первыми.

Господь сказал братьям Зеведеевым: …а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 40). А кому – уготовано? Мы не знаем до сего дня, и Господь об этом открыто никому не сказал. Но по церковному установлению в иконостасах справа от Господа Иисуса Христа изображается Пресвятая Богородица, а слева – Иоанн Предтеча. Ибо кто на земле превыше Пречистой Матери Господа нашего и того, кого Он Сам назвал большим из всех рожденных женами (Мф. 11, 11)?

И пошел Господь с учениками – в одном Евангелии сказано: обходя селения стороной (см.: Мк. 9, 30). Мимо селений шел Господь, чтобы набраться сил и внутреннего стремления закончить служение Свое среди людей, как заповедал Ему Отец Небесный. И шел Он сначала по Галилее, потом по пустынной Иудее. И вот, на этой неделе Церковь Святая заканчивает как бы общее приготовление к посту и теперь вступает в конкретное соответствие с последовательностью времени перед крестными страданиями Господа. И предстоящая неделя – особая. Называется она в церковном календаре седмицей ваий, то есть седмицей ветвей.

Каждый день этой недели нам сохранили апостолы. Святой Иоанн Богослов описывает, как подошли они к Вифании и там остановились на целый день. Господь не шел в селение – Он ждал, пока умрет Лазарь, чтобы явить в его воскрешении Свою Божественную силу. Все это будет вспоминаться в церкви буквально по дням, и когда в среду вечером мы с вами соберемся на соборование, в тот день и Лазарь умрет, и сестры его будут плакать и горевать, что Учитель не пришел исцелить Своего любимого друга. И в субботу придет Господь в Вифанию, чтобы воскресить четверодневного Лазаря. И все это в дивных песнопениях вспоминается на церковных службах, и мы, присутствуя в храме, в то же время как бы сшествуем Христу, приближаясь к великим дням страданий и Воскресения Господа. У Церкви Божией есть удивительное свойство: тем, кто любит Бога, кто чтит Его, дается такая благодать и сила – присутствовать при всем, что было с Господом Иисусом Христом. Слушая пение, чтение молитв, апостольские и евангельские чтения, человек, стоящий в храме, благодатью Божией, можно сказать, поставляется на грани времени и вечности, вне времени и пространства, и присутствует при всех событиях истории нашего спасения. Это центр нашей жизни, главное, что есть в ней. И дай нам Бог прожить и пережить эти великие дни вместе со Христом, оставив житейские попечения и всю суету мира сего, потому что это самые главные дни для христианина, для его будущей, вечной жизни. Аминь.

Loading...Loading...