Религиозные воззрения древнего китая. Китайские религии: гармония и основа великой нравственности

Китай – одно из самых интересных и самобытных государств в мире. Основой для формирования жизненной философии и оригинальной национальной культуры этой страны стал симбиоз нескольких религиозных направлений. На протяжении тысячелетий воздействие на социальное устройство общества, духовное развитие и моральный облик китайского народа оказывали древняя народная религия Китая, возникшие на территории этой страны даосизм и конфуцианство, а также заимствованный у индусов буддизм. Позднее, в VII веке нашей эры, список религиозных конфессий пополнили ислам и христианство.

История развития и возникновения религиозных течений в Китае

Три основные религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство и буддизм) принципиально отличаются от духовных представлений народов Европы, Индии и Ближнего Востока. По сути своей они являются философскими учениями, направляющими человека на путь самопознания и развития, помогающими ему найти свое место в социуме, обрести смысл жизни. В отличие от других вероисповеданий, религия Китая не касается идеи Бога-Творца и не имеет таких понятий, как рай и ад. Чужда китайцам и борьба за чистоту веры: различные конфессии мирно уживаются друг с другом. Люди могут одновременно исповедовать и даосизм, и буддизм, в придачу ко всему искать покровительства у духов, участвовать в церемониях поклонения предкам и других древнейших ритуалах.

Древняя народная религия Китая

До возникновения и распространения среди населения даосизма, конфуцианства и буддизма на территории Китая царила политеистическая система верований. Объектами поклонения для древних китайцев служили их предки, духи и мифические существа, отождествляемые с природными явлениями божества, герои, драконы. Проявлением божественного начала также были Земля и Небо. Причем Небо главенствовало над Землей. Оно отождествлялось с высшей справедливостью: ему поклонялись, возносили молитвы, от него ждали помощи. Спустя тысячелетия традиция обожествлять небеса не утратила актуальности. Подтверждением тому служит Храм Неба, построенный в 1420 году и действующий по сей день.

Даосизм

Народная религия Китая послужила основой для возникновения даосизма – философского и религиозного направления, сформировавшегося в VI веке до нашей эры. Создателем даосского учения считается Лао-цзы – легендарная личность, существование которой ученые ставят под сомнение. Смысл даосизма заключается в познании дао (пути), достижении благополучия и здоровья, стремлении к бессмертию. Движение к этим прекрасным целям происходит благодаря соблюдению определенных моральных законов, а также использованию особых практик и дисциплин: дыхательной гимнастики (цигун), боевого искусства (ушу), гармоничного обустройства окружающего пространства (фэншуй), техники трансформации сексуальной энергии, астрологии, лечения травами. На сегодняшний день в Поднебесной проживает около 30 миллионов приверженцев этой концепции. Для последователей учения Лао-цзы, а также для всех, кого привлекает эта религия Китая, открыты двери храмов. В стране существует несколько даосских школ и действующих монастырей.

Конфуцианство

Приблизительно в то же время, что и даосизм (VI век до нашей эры), зарождается еще одна массовая религия Китая – конфуцианство. Ее основателем стал мыслитель и философ Конфуций. Он создал собственное этико-философское учение, которое спустя несколько столетий получило статус официальной религии. Несмотря на появление религиозного аспекта, конфуцианство сохранило свою изначальную суть – осталось сводом моральных норм и правил, направленных на гармонизацию отношений личности и общества. Цель последователя этой системы заключается в стремлении человека стать благородным мужем, который должен быть сострадательным, следовать чувству долга, почитать родителей, соблюдать этику и ритуалы, стремиться к знаниям. На протяжении веков конфуцианство оказывало влияние на моральный облик и психологию этого народа. Не утратило оно своего значения и сегодня: соответствовать принципам учения, следуя долгу и неустанно совершенствуя себя, стремятся миллионы современных китайцев.

Буддизм

Наряду с исконно китайскими направлениями (даосизм и конфуцианство) в тройку наиболее значимых вероисповеданий в этой стране входит буддизм. Возникшее на территории Индии в V веке до нашей эры, учение Будды дошло до Китая в I веке нашей эры. Спустя несколько столетий оно укоренилось и получило массовое распространение. Новая религия Китая, обещавшая освобождение от страданий и бесконечных перерождений, изначально привлекала преимущественно простолюдинов. Однако постепенно она покорила сердца и умы людей самых разных сословий. Сегодня миллионы китайцев придерживаются этой традиции и стараются соблюдать заповеди буддизма. Количество буддистских храмов и монастырей в Китае исчисляется тысячами, а число людей, принявших монашество, составляет около 180 тысяч.

Религии Китая в наши дни

Черная полоса для всех религиозных конфессий Китая началась в 1949 году после провозглашения Китайской Народной Республики. Все религии были объявлены пережитком феодализма и запрещены. В стране наступила эпоха атеизма. В 1966–1976 годах ситуация накалилась до предела – КНР потрясла «культурная революция». На протяжении десяти лет ярые приверженцы «перемен» уничтожали храмы и монастыри, религиозную и философскую литературу, духовные реликвии. Тысячи верующих были убиты или сосланы в исправительные лагеря. После окончания этой страшной эпохи в 1978 году была принята новая конституция КНР, в которой провозглашались права граждан на свободу вероисповедания. В середине 80-х годов прошлого столетия в стране началось массовое восстановление храмов, сопровождаемое популяризацией религии как важнейшей части национальной культуры. Политика возвращения к духовным истокам оказалась успешной. Современный Китай представляет собой мультирелигиозную страну, в которой мирно сосуществуют, гармонично дополняя друг друга, традиционные учения (даосизм, конфуцианство, буддизм), древняя народная религия Китая, сравнительно недавно пришедшие сюда ислам и христианство, а также верования национальных меньшинств (религии моз и дунба, религия Белого Камня).

С началом Средневековья в Китае получает распространение буддизм. В VI в. он становится государственной религией. Именно раннее Средневековье стало периодом утверждения буддизма, который оказан огромное влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства Буддизм впитал местные обряды и культ предков: к святым были причислены местные мудрецы и герои.

Буддизм имел больше всего сторонников среди знати, тогда как у простонародья был распространен даосизм. Это учение хранило идеи равенства и осуждало богат-ство. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. Впоследствии правящая верхушка существенно видоизменила даосизм в свою пользу.

Пагода Шицзята храма Фогунси в Инсяне. 1056 г.

Между даосизмом и буддизмом продолжалась борьба за влияние в китайском обществе. Однако обе религии не могли соревноваться с конфуцианством — основой морали, образования, государственного строя, зако-нодательства. Конфуцианство учило поклоняться императору, бить справедливым и честным, любить родителей, с уважением относиться к людям, особенно уважать старших и заботиться о младших. Именно в духе конфуцианства была разработана система обяза-тельных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения должности.

Сосуществование нескольких религий было характер-ной чертой китайского общества в раннем Средневековье. 13 XI-XTI вв. в конфуцианство начали вводить элементы даосизма и буддизма. Именно это видоизмененное конфуцианство стало новой мощной политической и культурной силой в Китае. И хотя новое, конфуцианство не вытеснило ни даосизма, ни буддизма, в конце XIV в. оно заняло господствующее положение в стране.

Китайская культура эпохи Средневековья достигла небывалых высот. С глубокой древности китайцы вла-дели иероглифическим письмом. Это пробудило к жизни особый вид искусства — каллиграфию. Людей, наделённых талантом красиво писать, искали специ-ально, особенно среди чиновников. Образованные люди отдавали искусству каллиграфии много вре-мени и сил, потому что видели в нем способ духовного совершенствования.

Государство содействовало развитию образования. Благодаря увеличению количества начальных и высших школ в Китае появились много грамотных и знающих людей. Правда, при династии Сун образованные люди стали редкостью. В период господства монголов обра-зованию собственно китайцев не уделялось внимания. Поэтому и не удивительно, что основатель династии Мин император Чжу Юаньчжан был малограмотным.

Большие сдвиги произошли в науке. В VIII в. в Китае открылась Генеральная Академия наук (Палата учёных). Особенно развивались математика, астрономия, приро-доведение. Появились также труды по разным разделам медицины. Китайская медицина славилась исследова-нием лекарственных свойств растений. Инженерные и математические знания использовали для строитель-ства городов, крепостных стен, сложных оросительных систем. Именно китайцы изобрели бумагу, фарфор, ком-пас и порох. Эти открытия имели колоссальное значение для всего человечества.

В XV в. китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине, искус-ству и т. п. Распространение научных знаний ускорилось с изобретением книгопечатания. Именно китайцы в VII в. изобрели его самую про-стую форму ксилографию. На деревянных досках вырезали иероглифы, на них наносили краску, а затем текст перепечатывали на бумагу. Китай славился своими большими библиотеками. В начале VIII в. в стране стала выходить официальная правительственная газета «Столичный вестник», которая просуществовала до XX в. При династии Сун были впервые выпущены бумажные деньги ассигнации.

Высокого развития достигла китайская поэзия. Её «золотая эпоха» приходится на VIII -ХIII вв. В этот период творили такие выдающиеся мастера поэтического слова, как Ли Бо, Ду Фу, Юань Чжень, Су Ши, талантливая поэтесса Цин-чжао и др. Их произведения были глубоко лирическими, воспевали красоту природы. Авторы проникались судьбой своей родины и страданием простого народа. В XIV в. родился жанр исторического романа («Три царствования», «Речные заводи»). Его основу, как правило, составляли трагические события жизни китайского парода. Материал с сайта

Развивается китайская архитектура и изобразительное искусство под влиянием буддизма. Об этом, в частности, свидетельствуют многоэтажные каменные соору-жения пагоды, скульптурные произведения и росписи буддийских пещерных храмов. Свой привычный силуэт пагода приобретает в период правления дина-стии Тан, когда карнизы на каждом этаже становятся изысканно выгнутыми. Уникальным является храм «Пещеры тысячи Будд». В нём насчитывалось почти 500 пещер, он был украшен художественной росписью длиной почти 25 км.

В целом китайские здания дворцы, храмы, жилища зажиточных горожан или знати, городские ворота, башни, мосты имели легкие, утончённые формы. Они сооружались как из камня или мрамора, так и из дерева или даже металла. Крыши зданий имели загнутые кверху углы. Сверху императорские дворцы или дома знати часто укрывались специальными золотыми листами. В Пекине в XIV-XV вв. был построен огромный комплекс императорских дворцов, окруженный рвом и обне-сенный стеной, Пурпурный город.

В X в. была основана Академия искусств, где художники учились и выстав-ляли свои картины. Китайские художники рисовали тушью на шелковой ткани или на тонкой бумаге. Любимая тема — пейзаж, который называли «горы и воды». Картины сохранялись веками благодаря тому, что их не вывешивали на стены. Полотно скручивали, аккуратно заворачивали в шелк и складывали в специальные шкатулки. Картины вынимали и разворачивали только для того, чтобы гости могли оценить их красоту, или тогда, когда сами хозяева хотели полюбоваться ими.

Следовательно, китайские изобретения, богатая и уникальная культура стали достоянием мировой цивилизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • религиозная жизнь китая в конце 18 столетия
  • религия средневекового китая

Кратко о культуре древнего Китая.
Китайская культура не только одна из самых древних мировых культур, но в то же время и одна из самых уникальных. Начинает она свое развитие приблизительно с 3-го века до нашей эры уже как культура древнего государства и активно развивается по сей день. Зачатки культуры древнего Китая возникли раньше, чем эта культура стала восприниматься как наследие древнего государства, примерно за 2-3 века до процесса формирования империи.
У китайцев уникальная архитектура, на территории страны исповедовали в разное время множество религий, многие из которых пронесены сквозь века и актуальны по сей день. У народа есть собственная литературная традиция, отличны от других народов музыкальные и танцевальные каноны.

Религия древнего Китая

Изначально китайская религия была неким культом фетишизма, это происходило приблизительно в 2 веке до нашей эры. Далее, уже спустя век, верования свелись к тотемистическим и были тесно связаны с мистикой и всевозможными магическими ритуалами. Все тотемы были связаны с природными явлениями, да и сами религиозные представления в первую очередь превозносили природу. Поклонялись не только горам, земле и различным явлениям, например, молнии и дождю, но и существовали разные животные-тотемы. Одним из самых могущественных анималистических покровителей считался медведь.
Существовал и культ предков – их почитали, обращались к ним с просьбами и, конечно же, главы семьи выстраивали храмы для почитания всех предков своего рода.
Ближе к нулевому году сформировались и более цивилизованные религии. В частности, возникло конфуцианство. Все религии того времени были с философским подтекстом и предполагали не следование догмам, а познание мира и уважение традиций. Конфуций был самым ярким представителем религиозной жизни того времени, и его учение предполагало в первую очередь сохранение традиций общества и получение надлежащего воспитания, а не выполнение религиозных обрядов.

Письменность и литература

Письменность в древнем Китае можно назвать оригинальной, отличной от других цивилизаций. В первую очередь при таких оценках речь идет об иероглифике, являющейся самой древней формой письменности, если не считать наскальные рисунки.
Изначально все тексты писались палочками, которые вытачивали из бамбука. Все тексты были запечатлены на деревянных дощечках. Это был первый этап развития письменности. Позднее на смену этим инструментам письма пришли другие, более прогрессивные. Они значительно повысили скорость письма, а также повысили удобство написания символов. К таковым относятся кисть и ткань, в основном шелковая. Тогда же были изобретены и чернила. Еще позже на смену полотнам ткани пришла бумага – чисто китайское изобретение. Тогда письменность и стала развиваться активнее всего.
Что же касается литературы, дошло очень много древних текстов. У китайцев были как сакральные книги, предназначенные для просвещенного в религиозных и обрядовых вопросах, так и философские и исторические труды. Популярна и так называемая «Книга песен», содержащая около трехсот песенных текстов того времени. Популярными были следующие писатели: историки Сыма Цянь и Бань Гу, считающийся первым поэтом в Китае Цюй Юань и другие.

Архитектура, скульптура и живопись

Китайская архитектура с древних времен считалась прогрессивной. Когда многие народы возводили лишь примитивные жилища или строения из глины и камни в один этаж, китайская архитектура поражала – в стране было огромное количество многоэтажных зданий. Конечно же, существовала и определенная схема их построения – основой китайского дома была массивная опора из деревянных столбов. Крыши обычно покрывали черепицей, создавали ее путем обжигания глины. Самым популярным видом здания были пагоды.
Живопись в древнем Китае была тоже прогрессивна, если сравнивать ее с живописью стран, существовавших в то время. Картины обычно рисовались на шелке, а позже уже на бумаге. Для рисования использовали тушь и кисти.
Активно развивалась и скульптура, оттачивались умения народа в производстве керамики. До наших дней дошло множество ваз и небольших статуэток, делали их в основном из поделочных камней, либо слоновой кости. Посуду и украшения уже ближе к новой эре стали делать из фарфора – еще одного чисто китайского изобретения, державшегося в секрете.

Наука в древнем Китае

Наука развивалась не менее стремительно, чем другие области культуры страны. Были важные астрономические открытия, создавалась собственная медицина, отличная от других культур. Развивалась также математика, геометрия. Китайцы уже в древности знали основные свойства фигур, считали дробные числа, а еще ввели понятие об отрицательных числах. Известна была и арифметическая прогрессия.
1 век до нашей эры знаменателен в китайской науке тем, что тогда был написан величайший математический трактат, объясняющий предмет математики в двухстах главах. Эти знания были получены китайскими учеными и систематизированы.
Ученые смогли рассчитать и точную продолжительность года. Тогда весь год был разделен ими на 12 месяцев, а те в свою очередь состояли из четырех недель. Система актуальна и используется по сей день.
В древнем Китае были созданы и карты звезд и светил, описывающие их местоположение в небе, а также их движение. Но самым гениальным китайским изобретением считается компас – этого предмета не было на тот момент нигде, и именно китайцы его создали первыми.
Китайская цивилизация с древних времен была одной из самых развитых. В разных сферах культуры у этого древнего государства есть собственные уникальные изобретения и заслуги. К началу новой эры в Китае уже оформилась цивилизованная религия – Конфуцианство, популярная и по сей день. У страны есть достижения и в сфере искусства и литературе, и в науке. Оригинальна и китайская письменность. Это говорит о том, что в древности Китай был сильной цивилизацией с огромным потенциалом.

Он был одним из тех современных политических деятелей стран Азии, чье имя и деятельность навсегда связаны с борьбой развивающихся стран за национальное освобождение и прогрессивные преобразования. Однако и в его политической практике индуизм и отношение к нему не могли не играть весьма существенной роли. И это вполне понятно, ибо индуизм для Индии не столько религия, сколько культурная традиция, образ жизни страны и народа. Неру часто оперировал таким понятием, как «национальный дух», он придавал большое значение «духовным традициям» «староиндийского идеала», который оставался фундаментом Индии.

Религиозные традиции, и особенно традиции индуизма, играют огромную роль и в современной политической жизни Индии, когда противоборствующие силы на политической арене нередко апеллируют к различным сторонам национальной культуры. Наиболее реакционные силы пытаются возродить самые отсталые и консервативные стороны индуистской традиции. Более умеренные опираются на реформированный индуизм, который в различных формах неоиндуизма, модернизированного и упрощенного в своей обрядовой практике, ныне занимает видное место в современной религиозно-культурной жизни Индии.

Для полноты картины необходимо заметить, что не только индуизм, но и джайнизм, сикхизм, несколько оживившийся за последние десятилетия буддизм (множество бежавших от китайских коммунистов буддистов Тибета во главе с Далай-ламой осело в районе Гималаев), во многом сохранивший свои позиции в Индии ислам, сильно укрепившееся усилиями англичан в Индии христианство, а также другие религии, как, например, уцелевший после исламизации Ирана зороастризм (в форме религии мигрировавших в западную Индию из Ирана в VII-Х вв. парсов), составляют ныне довольно пеструю картину религиозной жизни современной Индии. Все эти религии в целом достаточно непротиворечиво вписываются в социально-культурную структуру страны, так что основные противоречия встречаются не столько в форме религиозных распрей (индо-мусульманского антагонизма), сколько в виде противостояния консервативных традиций, на которые делает ставку реакция, более прогрессивным, современным, модернизированным сторонам религиозного прошлого, поддерживаемым официальным законодательством и политической администрацией современной Индии.

Глава 17 Религия в древнем Китае

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Если характерная этнопсихологическая особенность индийца – его интровертивность, ведшая в своем крайнем выражении к аскезе, йоге, монашеству строгого стиля, к стремлению индивида раствориться в Абсолюте и тем спасти свою бессмертную душу от сковывающей ее материальной оболочки, то истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не

Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда (представление о нем проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры),

и Дао»(основная категория религиозного и философского даосизма), причем Дао в его даосской трактовке (существовала и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда и не Дао, а именно Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Важнейшей особенностью древнекитайской религии была весьма незначительная роль мифологии. В отличие от всех иных ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические сказания и предания определяли весь облик духовной культуры, в Китае уже с древности место мифов заняли историзованные легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а затем культурные герои типа Хуанди и Шэньнуна, ставшие в сознании древних китайцев их первопредками и первоправителями, заменили собой многочисленных почитаемых богов. Тесно связанный со всеми этими деятелями культ этической нормы (справедливость, мудрость, добродетель, стремление к социальной гармонии и т. п.) оттеснил на второй план чисто религиозные идеи сакрального могущества, сверхъестественной мощи и мистической непознаваемости высших сил. Иными словами, в древнем Китае с весьма раннего времени шел заметный процесс демифологизации и десакрализации религиозного восприятия мира. Божества как бы спускались на землю и превращались в мудрых и справедливых деятелей, культ которых в Китае с веками все возрастал. И хотя с эпохи Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.) ситуация в этом плане стала изменяться (появилось множество новых божеств и связанных с ними мифологических преданий, причем частично это было вызвано выходом на передний план и записью народных верований и многочисленных суеверий, до того пребывавших как бы в тени или бытовавших среди включенных в состав империи национальных меньшинств), на характере китайских религий это уже мало сказалось. Этически детерминированный рационализм, обрамленный десакрализованным ритуалом, уже с древности стал основой основ китайского образа жизни. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализованная этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.

Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная и социально несущественная роль духовенства, жречества. Ничего похожего на сословие улемов или влиятельные касты брахманов китайцы никогда не знали. К буддийским и особенно даосским монахам они относились обычно с плохо скрываемым пренебрежением, без должного уважения и почтения. Что же касается конфуцианских ученых, чаще всего выполнявших важнейшие функции жрецов (во время культовых отправлений в честь Неба, важнейших божеств, духов

и предков), то именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае; однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками, так что собственно религиозные их функции всегда оставались на втором плане.

Шанцы, чжоусцы и шан-ди

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. Шанская цивилизация городского типа появилась в бассейне Хуанхэ в середине II тысячелетия до н. э., примерно в то же время, что и арии в Индии. Но, в отличие от ведических ариев, шанцы не имели пантеона влиятельных богов. Роль высших божественных сил у них выполняли умершие предки шан-ди и различного рода духи, олицетворявшие силы Природы. Предкам шан-ди

шанцы регулярно приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, о чем сообщалось в записях типа «Предку Гэну приносим в жертву триста человек из племени цян». Считалось, что сопровождавшие жертвы просьбы (их, как и извещения о жертве, обычно писали на специально подготовленных для этого бараньих лопатках и панцирях черепах) побудят обладавших сверхъестественным могуществом обожествленных предков воздействовать на духов сил природы или собственным могуществом поспособствовать людям добиться желаемого. Записи-просьбы сопровождались специальными обрядами гадания, отчего они получили в современной синологии наименование «гадательных».

Отсутствие великих богов и выход на передний план культа шан-ди сыграли в истории китайскдй цивилизации огромную роль: именно это логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая. Эти тенденция прослеживается уже в Шан. Шанских правителей-ванов, которые рассматривались в качестве прямых потомков и земных наместников шан-ди, погребали в больших гробницах с лошадьми и оружием, женами и слугами, запасами пищи и различными изделиями бытового назначения – со всем тем, что могло понадобиться человеку на том свете.

В культе своих предков шан-ди, бывшем символом культа своей небольшой этнической общности, резко противостоявшей окружавшей их в бассейне Хуанхэ многочисленной периферии из неолитических племен (пленников из числа которых они обычно приносили в жертву своим обожествленным предкам), шанцы стремились почерпнуть дополнительную мощь и устойчивость. Божественная помощь, содействие потусторонних сил, которым всегда приписывалось сверхъестественное могущество, постоянное общение с покойными предками были для шанцев источником духовного комфорта, т. е. необходимым элементом их существования. Вот почему в системе шанских религиозных представлений, а затем и вообще в религиозной системе древнего Китая столь большую роль играла мантика.

Гадания и гадатели в Шан

Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был обряд гадания, который обычно сочетался с обрядом жертвоприношения. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или заботах живущих на земле их потомков и соответственно узнать их мнение на этот счет, одобрение или неодобрение, степень готовности оказать содействие и т. п. Ритуал гадания заключался в следующем. На специально подготовленную баранью лопатку или черепаший панцирь гадатель в строго определенном порядке наносил несколько углублений и выцарапывал надпись из нескольких пиктографических знаков, прообразов будущих китайских иероглифов. Надпись содержала информацию, сформулированную в таком виде, чтобы можно было получить однозначный ответ. Затем кость или панцирь прижигали в углублениях нагретой бронзовой палочкой, и по трещинам на обратной стороне гадатель судил о результатах гадания. Впоследствии эта техника, как и техника гаданий по тысячелистнику, легла в основу книги гаданий Ицзин, триграммы и гексаграммы которой, состоявшие из всевозможных сочетаний прямой и прерванной посредине линий, генетически восходят к трещинам на костях и волокнам тысячелистника.

Шанские гадатели были незаурядными людьми. В отличие от примитивных деревенских колдунов-шаманов, они приближались по своему статусу и значению в жизни общества к древнеегипетским жрецам. Во-первых, гадатели были грамотны, т. е. владели системой пиктографического письма, которую, видимо, сами и разработали. Во-вторых, они были причастны к власти, т. е. находились рядом с теми, кто руководил коллективом, и хорошо разбирались в проблемах, стоящих перед шанцами: ведь от правильной формулировки вопроса и интерпретации результатов гадания зависело очень многое. Словом, обряд гадания был делом большого государственного значения, имевшим

обстоятельно разработанную систему фиксированных показателей с объективными критериями отсчета.

Чжоусцы, Шанди и культ Неба

Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. В 1027 г. до н. э. объединившийся вокруг племени чжоусцев союз окружавших Шан народов в решающей битве при Мус разгромил шанцев, которые после поражения стали именоваться в чжоуских документах инь-цами. Династия Чжоу, распространившая после победы власть на большую территорию бассейна Хуанхэ, многое заимствовала у шанцев, включая культ предков и практику гадания. Дело в том, что полуварварское племя чжоусцев не имело своих божеств, не обожествляло своих предков и не было в сколько-нибудь серьезной и разработанной форме знакомо с практикой культа сверхъестественных сил. Когда победитель шанцев чжоуский У-ван вторгся в столицу Шан, он не нашел ничего лучшего, как принести благодарственную жертву за победу в храме шанских предков и в адрес шанских шан-ди. Вскоре после этого он умер, а руководство династией Чжоу попало в руки регента при его малолетнем сыне – знаменитого Чжоу-гуна. Именно Чжоу-хун создал основы господства династии. Он сумел, в частности, использовать шанскую культурную традицию в интересах победителей-чжоусцев. С этой целью чжоусцы начали воспринимать привычный шанский термин «шан-ди» как обозначение совокупности всех обожествленных предков, притом не только шанских. Кроме того, использовав термин шан-ди в подкорректированной форме первопредка-Шанди (в китайском языке нет понятия числа, что помогает такого рода манипуляциям), Чжоу-гун сблизил Шанди с Небом, его предполагаемым местожительством. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX в.

Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причем культу этого божества был придан не столько сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. В понятие «добродетель» (дэ) включался сакральный оттенок высшего соответствия (главным образом правителя, олицетворявшего народ) божественным установлениям, а также внутренней божественно-детерминированной силы. Только имея дэ, правитель имел право управлять; теряя его, он терял это право.

Итак, чжоуское Небо (тянь), вобрав часть функций Шанди, стало не столько даже Верховным Божеством, сколько высшим олицетворением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Выдвинув на передний план в этом культе его рациональное начало, чжоусцы еще более усилили рационалистический акцент, уже имевшийся в практике верований и культов у шанцев. Претендуя на родство с Небом, чжоуские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя – сыновьями Неба (тянь-цзы). Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай (Чжунго, «Срединное государство») и окружавшую его варварскую периферию, которая, по их представлениям, явно тяготела к центру, т. е. к Чжунго, к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление -прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами. В почтительном отношении к высшему началу обычно проявлялся отчетливо осознанный сыновний долг правителя, понимавшего необходимость отчитаться перед высшей божественной инстанцией и воздать небесному отцу, хранителю мирового порядка, необходимые почести.

Мифология и религия .Сегодня мы можем судить о древнекитайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н. э. По своему содержанию эти мифы подразделяются на несколько групп, или циклов.Среди космогонических мифов, трактующих о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции - деление и превращение. Согласно первой из них, неодушевленные вещи и живые существа возникали в результате деления хаоса на два первоэлемента - светлое (мужское) начало ян и темное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Так, человек был создан из глины богиней по имени Нюй Ва. По другой версии того же мифа, сама Нюй Ва превратилась в предметы и существа, наполняющие мир.Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Чаще всего фигурируют два рода бедствий - наводнения и засухи. В некоторых мифах наводнение предстает как некое первоначальное состояние, в других наводнение послано Небом в наказание людям. Засуха оказывается результатом появления одновременно десяти солнц, испепелявших посевы и угрожавших гибелью людям. От наводнения людей спас Великий ЮЙ, от засухи - Стрелок И, сбивший из лука все лишние солнца.Мифы о древнейших героях отражают стремление древних китайцев найти персонифицированных «авторов» важнейших технических достижений глубокой древности. Среди них те, кто научил людей добывать огонь путем трения; впервые построил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовил первые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу хлебные злаки; открыл способ варить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этих культурных героев изображались древними китайцами в виде полулюдей-полуживотных: с телом змеи, с головой быка и пр., что несомненно является отражением древних тотемистических представлений.

Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия - прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Эти детали мифов о первопредках тесно связаны с имевшими широкое распространение представлениями о том, что некогда «люди знали лишь мать и не знали отца» - пережиточное отражение в сознании людей первоначальной матрилинейной филиации.Представления иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего на земле. Подобно тому как в Поднебесной верховная власть принадлежит вану, полагали иньцы, так на небе все и вся подчиняется Верховному божеству <Ди). Ди всемогущ - это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависит дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди. составляют усопшие предки вана, являющиеся его «слугами». Предки вана выполняют различные поручения Ди, они же передают ему просьбы вана о ниспослании благоволения и помощи. Поэтому, принося жертвы своим предкам, ван мог умилостивить их и благодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции вана как верховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлять общение со своими предками, являвшимися посредниками между миром людей и миром богов.В раннечжоуское время эта система религиозных представлений не претерпела еще сколько-нибудь значительных изменений. Позднее происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков от мира богов, что приводит к обособлению культа предков от культа Верховного божества. Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу или жрице - лицу, обладающему способностью обращаться с духами и богами.Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало, с одной стороны, усилению культа предков, с другой - трансформации представлений о Ди в культ Неба. После превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию трактовка им значения этих культов стала каноном.Наряду с этим в ханьское время развиваются народные верования, обнаруживающие значительную даосскую окраску. Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. По преданию, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади; в память об этом около Лояна был построен сохранившийся до настоящего времени буддийский «Храм Белой Лошади». Перевод сутр на китайский язык и распространение буддизма з Китае относятся уже к IV-VI вв.

Письменность Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности - иньские гадательные надписи XIV-XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть" отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. С типологической точки зрения между иньской письменностью и современной иероглификой нет принципиальных различий. Подобно современным китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Подавляющее большинство иньских знаков представляло собой идеограммы - изображения предметов или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже использовались знаки другого типа, абсолютно преобладающие в современной китайской иеро-глифике: один элемент такого знака указывал на чтение, другой - на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков типологически близка к тем древнеегипетским иероглифам, которые, фиксируя звучание слова, имели дополнительный смысловой детерминатив.Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части. Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.Благодаря заимствованию иньской письменности чжоусцами развитие ее не прервалось и в I тысячелетии до н. э. Существенные изменения происходят в ней лишь во II-I вв. до н. э., когда после унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Иероглифы этого времени уже полностью утратили связь со своими первоначальными начертаниями. Письменность ханьского времени в принципе почти не отличается от современной.Трансформация написания знаков была в значительной мере обусловлена эволюцией материалов, использовавшихся для письма. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом (отсюда происходит обшее название письменных принадлежностей - «нож и кисть»). Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шелке (образцы таких «шелковых» книг найдены в ханьских погребениях). На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках новой эры бумага вытесняет все старые материалы для письма.

Литература . Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на"бронзовых сосудах XI-VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».

«Шицзин» - подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды».«Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых - служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».

Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них - Сыма Сян-жу - были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.

Искусство . Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову «колокол». Характер аккомпанемента определял поэтические особенности и других жанров. Музыка, поэзия, танец - в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать» - так определялась древними китайцами социальная функция музыки.Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной «изысканной» музыки. Наряду с ним в I-II вв. в Китае распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты, главным образом заимствованные у соседних народов. Многие из них попали в Китай из Средней Азии.В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре ханьской эпохи.Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может - это представление нашло отражение в многочисленных метафорах и сравнениях, встречающихся в древнекитайских письменных памятниках («Вы для царства Чжэн - словно балка в крыше,-говорит сановник этого царства одному из придворных,-если балка рухнет, то и слеги рассыплются»).Здание возводилось на приподнято? платформе, отсюда типичные для древне-китайского языка выражения «подняться во дворец», «спуститься из дворца» и т. д. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II - I вв. до н. э). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства.Образцом ханьского градостроительства была столица империи - Чанъань, один из крупнейших городов древнего мира. Его окружала стена с двенадцатью воротами. Самыми, высокими зданиями были императорские дворцы. Дворцовые помещения не были сосредоточены в одном месте, а располагались в разных концах столицы. Соединяли их крытые переходы и подвесные галереи, по которым император и его свита могли переходить из одного дворца в другой, не боясь досужих взоров простолюдинов. Вблизи дворцов помещались выкрашенные в желтый цвет здания административных учреждений (в ханьское время красный цвет был символом императора, желтый - официального присутственного места). Не только эти здания, но и дома многих богатых горожан были двухэтажными.«Собак и лошадей изображать трудно, потому что люди постоянно видят и хорошо знают их, так что нарушение сходства сразу может быть обнаружено. Духов изображать гораздо легче. Духи не имеют определенной формы, их нельзя увидеть ч поэтому легко рисовать»,-утверждал один из китайских философов. Его современники достаточно часто изображали и собак с лошадьми и духов - об этом Свидетельствуют многочисленные фрески и барельефы, известные нам благодаря раскопкам погребений. Эти произведения изобразительного искусства относятся, правда, к несколько более позднему времени, но основываются на традиции, сложившейся в период Чжаньго.

Особенно следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее время произведений этого жанра принадлежит фреска, открытая в 1957 г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображен драматический эпизод междоусобной борьбы конца III в. до н. э, когда будущий основатель хань-ской династии попал в ловушку, подстроенную его соперником, и остался жив благодаря находчивости своих соратников. Неизвестный художник мастерски передал индивидуальные черты участников пира. Интересно вспомнить, что писал по поводу одного из них автор «Исторических записок»: «Судя по его поступкам, я считал, что он должен быть рослым и мужественным на вид. Что же предстало моим глазам, когда я увидел его изображение? По внешнему облику и чертам лица он был похож на очаровательную женщину!»О том, что в ханьское время существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые помещения, говорят многочисленные свидетельства источников; сохранились и имена некоторых знаменитых в свое время художников. Об одном из них рассказывали, что он владел искусством портрета в такой степени, что мог передавать не только красоту лица, но и возраст человека. Как-то император приказал ему написать портреты наложниц из своего гарема и удостаивал своим вниманием лишь тех из них, которые выглядели под кистью художника наиболее привлекательными. Многие наложницы подкупали художника, чтобы он несколько приукрасил их; только Чжао-цзюнь не захотела пойти на обман, и поэтому император так и не видел ее. Когда же пришлось отправить невесту сюннускому шаньгою, император решил выбрать для этого Чжао-цзюнь. Перед отъездом свадебного поезда Чжао-цзюнь была принята императором, который вдруг обнаружил, что в действительности она самая красивая из всех его наложниц. Разгневанный император приказал казнить художника, приукрасившего посредственность и тем самым оставившего в тени истинную красоту.

Естественно-научные знания Показателем общего подъема культуры Древнего Китая эпохи Чжаньго было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером.

Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» подобно «Началам» Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. «Математика а девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. Для исследователя истории Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения ценна тем, что в ней нашли отра-. жение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д.С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. В «Исторических записках» Сыма Цыня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения земледельческой техники.Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-III вв. до н. э. стали применять, метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине,--иглоукалывание. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и т. д.). Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, содержащими в общей.сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями упоминаются и некоторые магические приемы. Например, для исцеления от опухолей предлагалось в один из дней в конце месяца провести по опухоли семь раз старым веником, а затем бросить веник в колодец. Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

Loading...Loading...