Шиизм страны. Кто такие сунниты и шииты

Шиизм — одно из основных течений ислама , по числу приверженцев занимает второе место после суннизма. По статистике, каждый десятый мусульманин является шиитом.

С арабского "шиа" переводится как "партия", "приверженцы", "группировка".

Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола и разделения мусульман на шиитов и суннитов, является признание единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков.

Это разночтение возникло во второй половине седьмого века, когда активизировалась борьба за власть в Халифате и остро встал вопрос преемнике Мухаммеда. Шииты настаивали на передаче власти Али , который был двоюродным братом и зятем Пророка. Сунниты придерживались мнения о выборности предводителя и не разделяли тезис о божественной природе Али и его потомков.

Итогом данного противостояния явилось фактическое военное поражение шиитов , в результате которого они оказались на обочине политической жизни. В середине восьмого века шиизм разделяется на два течение — крайнее и умеренное . К первому относились собственно "крайние" (гулат ) и исмаилиты , ко второму — зейдиты и имамиты . Также известны и другие, менее магистральные направления шиизма — друзы, алавиты, кайсаниты .

Последователи шиизма встречаются практически во всех исламских странах , но больше всего их в Иране, Азербайджане . Значительная часть населения является шиитами в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейн е . На территории России шиитов немного, главным образом — азербайджанцы. В Советском Союзе одним из очагов шиизма была Горно-Бадахшанская область Таджикистана.

Шиизм сыграл большую роль как знамя различных народных движений , использующих его идеи во время восстаний. Простым людям был близок постулат шиизма о непогрешимости имама , с приходом которого должно установиться царство справедливости .

Согласно шиитской легенде, последний 12-й имам исчез в возрасте 9 лет, это событие случилось не позднее 878 года. Есть версия, что он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться . Шииты называют последнего имама — "Скрытым имамом" или сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Надо отметить, что в шиизме, в отличие от того же суннизма, имам является посредником между Богом и человеком, своеобразным носителем божественной субстанции. Шииты верят, что имам непогрешим , обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями.

Сторонники шиизма придерживаются определённой иерархии религиозных деятелей, во главе которой стоит аятолла . Ему подчиняются муджтахиды , которые могут высказывать свое мнение по религиозным вопросам.

В целом, учение шиизма имеет четыре основы :

  • Таухид вера в единого Бога ,
  • Вера в Пророков и пророчества ,
  • Вера в Имамат ,
  • Вера в пришествие "Совершенного шиита".

Последние два постулата отличают шиизм от суннизма.

Важно отметить, что в последнее время предпринимаются попытки уменьшить напряженность отношений между суннитами и шиитами. Этому способствует донесение до мусульман достоверной информации о приверженцах противоположного им направления. Например, среди суннитов существует много ошибочных представлений о шиитах , якобы те имеют другой Коран, поклоняются Али как Богу (в исламе не допустимо поклонение кому-либо кроме Аллаха), не признают первых трёх халифов (правивших до Али), заменяют пять обязательных ежедневных молитв (намаз) одной, не выплачивают закят (2,5% сбережений в пользу бедных) и т.д. Легко убедиться, что эти представления не соответствуют действительности , и их развенчание позволит наладить диалог между шиитами и суннитами в рамках их общей веры ислама.

24 ноября 2017 Просм: 713

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Шии́ты (от араб. «ши‘а» — «приверженцы, партия, фракция») — второе по числу приверженцев направление ислама, хотя по сравнению с суннитами они составляют явное меньшинство. Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию Пророка Мухаммада. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом избранным лицам из числа потомков Пророка, к которым они относят ‘Али ибн Аби-Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатымы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трех халифов Абу-Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, потому что Абу-Бакр был избран небольшим числом сподвижников, ‘Умар был назначен Абу-Бакром. ‘Усман же был избран из семи претендентов, назначенных ‘Умаром с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме ‘Усмана, не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — Имама — мусульманской общины подобно избранию пророков и является прерогативой Бога. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляю щее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и хазарейцы. К исма‘илитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана — памирские народы.

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Дагестанской республике таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того, шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 65 процентов населения). Преобладают в шиизме шииты-двунадесятники или имамиты. В настоящее время отношения между двунадесятниками (а также зайдитами) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зайдиты) и крайних (исма‘илиты, алавиты, нусайриты и др.). Вместе с тем, с 70-х годов XX века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов и алавитов и исма‘илитов. Шиизм, одна из двух основных ветвей ислама, признается довольно формальной клерикальной иерархией, в противовес суннитскому исламу, который делает акцент на авторитет определенных текстовых традиций и мыслительных школ. Многие различные шиитские группы можно найти в Европе, включая сообщество Хоей (Организация Саййид Абу-аль-Касим аль-Хоей или Фонд al-Khoei) из Южной Азии (пришло через Африку), йеменских исма‘илитов и индийских бохра. Но большинство шиитов принадлежит доминирующей ветви «Двунадесятники» (исна‘ашариййа), которая находится в Иране, Ливане, арабских странах Персидского Залива и Пакистане.

Уникальным в шиизме является позиция марджа‘ ат-таклид («источник для подражания») — фигуры, рассматриваемой шиитами как живой пример воплощения принципов ислама. Одним из наиболее известным и широко почитаемым марджа недавнего времени считается Саййид Абу-аль-Касим аль-Хоей, Верховный Аятолла иракского священного города Неджеф, который умер в 1992 г. Он основал Фонд al-Khoei, который служит интересам растущей диаспоры шиитов, живущей за пределами Ближнего Востока. Базирующийся в Лондоне и имеющий офис в Нью-Йорке, фонд охватывает широкий спектр деятельности, включая организацию работы школ и шиитских мечетей в Европе, особенно в Великобритании, перевод исламских текстов на английский, обеспечение руководства в вопросах исламских практик на Западе, обеспечение услугами священнослужителей заключенных-шиитов, помощь соратникам по общине в вопросах брака, развода и похорон. В политическом отношении данный фонд противо поставлен теократическому правлению Ирана и действует в некотором смысле как противовес попыткам режима Тегерана воздействовать на шиитов в Европе. После смерти аль-Хоей фонд в целом находился под руководством другого влиятельного марджа‘ — живущего в Иране Верховного Аятоллы ‘Али Систани. После террористических атак 11 сентября 2001 г. в США и взрывов в Лондоне фонд также работал в сфере пропаганды и диалога с целью улучшить имидж ислама на Западе. Фонд также являлся советником некоторых структур британского правительства, включая Министерство Иностранных Дел и Департамент Общин и Местного самоуправления по вопросам шиизма. Руководство Фонда также тесно работало с Национальным Консультативным Советом по мечетям и имамам — недавно созданным британским правительством и направленный на продвижение хорошей административной практики в мечетях страны, а также предотвращение использования их как центров исламского экстремизма. Шииты активно проповедует свою версию ислама в современном мире и являются инициаторами проекта по сближению исламских мазхабов.

УМЕРЕННЫЕ ШИИТЫ

К умеренным шиитам относятся шииты-двунадесятники и зайдиты. Шииты-двунадесятники (имамиты). Являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленным и в других странах. Двенадцать имамов семейства Пророка, которых признают шииты, перечислены ниже. ‘Али ибн Аби-Талиб (ум. в 661), названный шиитами еще «Муртада», четвертый праведный халиф, двоюродный брат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Был убит в Куфе хариджитом ‘Абдуррахманом ибн Мульджимом.

1) Хасан ибн ‘Али ибн Аби-Талиб, или Абу-Мухаммад, названный «Муджтаба» (ум. в 669).

2) Хусайн ибн ‘Али ибн Аби-Талиб, или Абу-‘Абдаллах, названный «Шахидом», каковым он и является на самом деле (ум. в 680).

3) ‘Али ибн Хусайн ибн Аби-Талиб, или Абу-Мухаммад, названный «Саджжад» или «Зайн аль-‘Абидин» (ум. в 713).

4) Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусайн, или АбуДжа‘фар, названный «Бакыр» (ум. в 733).

5) Джа‘фар ибн Мухаммад ибн ‘Али или Абу-‘Абдаллах, названный «Ас-Садик» (ум. в 765) (он же основатель школы исламского права джафаритов — мазхаб джафари).

6) Муса ибн Джа‘фар ас-Садик или Абу-Ибрахим, названный «Казым» (ум. в 799).

7) ‘Али ибн Муса ибн Джа‘фар ас-Садик или Абу-Хасан (также Имам Реза), названный «Рида» (ум. в 818).

8) Мухаммад ибн ‘Али ибн Муса или Абу-Джа‘фар, названный «Такы» или «Джавад» (ум. в 835).

9) ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Али или Абу-Хасан, названный «Накы» или «Хади» (ум. в 865).

10) Хасан ибн ‘Али ибн Мухаммад или Абу-Мухаммад, названный «Заки» или «‘Аскари» (ум. в 873). 11) Мухаммад ибн Хасан аль-‘Аскари или Абу-Касым, названный «Махди» или «Худжжатуль-Каим Аль-Мунтазыр».

По утверждению шиитов, он родился в 256 году хиджры, а в 260 он впервые был вознесен на небо, после чего, уже в 329 году он вошел в подземный ход в доме своего отца и до сих пор не появился. Махди в исламе — это Мессия, который в возрасте пяти лет ушел в сокрытие. Это сокрытие, по убеждению шиитов-имамитов, продолжается и поныне. Но перед Судным днем он вернется и наполнит мир справедливостью. Имамиты просят скорейшего пришествия Махди. Сунниты тоже верят в пришествие Махди, но не считают его 12-м имамом, и ожидают его из числа потомков семьи Пророка. Шиитское вероучение базируется на следующих пяти основных столпах (усуль ад-дин). 1) Вера в Единого Бога (Таухид). 2) Вера в Справедливость Бога (‘Адль) 3) Вера в Пророков и Пророчества (Нубувват). 4) Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов). 5) Загробный мир (Ма‘ад). Умеренные имамитские богословы утверждают, что первый, третий и пятый столпы являются общими для всех мусульман. Второй же и особенно четвертый столп являются признаками шиитского мазхаба. Большинство шиитов в фикхе следует мазхабу имама Джа‘фара. Джа‘фаритский мазхаб — один из мазхабов в исламе, основателем которого является шестой Имам шиитов-двунадесятников и исма‘илитов Джа‘фар ас-Садик ибн Мухаммад аль-Бакыр. Источниками права у них являются Священный Коран и Ахбар, иджма‘ и ‘акль (разум). Ахбар то же, что и сунна, но шииты используют другие тексты — это сборник хадисов от аль-Куляйни, также Бихар аль-Анвар, Нахдж аль-Баляга и др. Мазхаб имеет несколько основных принципов, которые отличают его от всех других мазхабов. Это — открытые врата иджтихада и дозволенный временный брак. Использовать врата иджтихада и выносить фетвы могут весьма обученные ‘уляма, которых называют «мараджи‘» (мн. ч. от ед. ч. «марджа‘»). Мазхаб делится на две группы — Усули (усулиййа) и Ахбари (ахбариййа). Усули следуют мараджи‘ в иджитахаде, тогда как ахбари более ограниченно приступают к иджтихаду и мараджи‘ не имеют. Ахбары в основном обитатели крайне южного Ирака и Бахрейна, а остальные шииты-двунадесятники в Иране, Ираке, Ливане, Азербайджане, Афганистане, Пакистане и т.д. являются усули. Усулиты намного умереннее ахбаритов, которые практикуют буквалистский подход. Мазхаб признан одним из законных (канонических) правовых толков ислама другими мазхабами. Фетвой 6 июля 1959 ученым Махмудом Шальтутом, Президентом Исламской академии аль-Азхар в Египте это еще раз было подтверждено. Зайдиты (зайдиййа/зейдиййа). Основателем секты стал внук имама Хусайна — Зайд ибн ‘Али. Зайдиты получили широкое распространение в Иране, Ираке и Хиджазе, сформировав зайдитские государства: Идрисидов в Северной Африке в 789 г. (просуществовало до 926 г.), в Табаристане в 863 г. (просуществовало до 928 г.), Йемене в 901 г. Ветвь зайдитов — нуктавиты — распространены в Иране. Зайдиты установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962. Составляют значительную часть населения Йемена. В богословии зайдиты следуют му‘тазилитам. Зайдиты, в противоположность остальным шиитам, не признают учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры (такыйя), отвергают антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. Их численность на конец XX в. — 7 миллионов человек. В настоящее время лидером зайдитов является шейх Хусайн аль-Хути. Выделение зайдизма из общего русла шиитского движения произошло в 30-е годы VIII в., когда часть шиитов поддержала стремление Зайда — сына ‘Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммеда — мечом доказать свое право на имамат. В вопросах догматики зайдиты заняли позицию, наиболее лояльную к суннитскому исламу. Так, признавая, что имам (глава общины) должен быть из рода ‘Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой Алид, открыто выступивший с оружием в руках. Они также допускали одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах. Они также в целях подавления смуты допускали правление халифов Абу-Бакра и ‘Умара, хотя считали, что ‘Али более достойный претендент.

У зайдитов существует свой особый мазхаб фикха. Распространены зайдиты в южном Йемене, где уже давно соседствуют с суннитами, в основном представителями шафи‘итского мазхаба. Йеменский богослов и имам аш-Шаукани, автор важных работ по богословию, по происхождению был зайдитом.

КРАЙНИЕ ШИИТЫ

К крайним шиитам относятся: исма‘илиты, алавиты и кайсаниты .

Исма‘илиты являются приверженцами мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в середине VIII века и названной по имени старшего сына шиитского имама Джа‘фара ас-Садика — Исма‘ила.

В IX веке исма‘илиты раскололись на фатимидских исма‘илитов, признававших скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В XI веке фатимидские исма‘илиты разделились на низаритов и муста‘литов, а уже в конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины. В XVIII веке персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Исма‘илизм (араб. «al-Ismā‘īliyya», перс. «Esmâ‘īliyân») — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исма‘илитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исма‘илитов имамом является Ага-хан IV. Исма‘илитов всех направлений сейчас более 15 миллионов. Возникновение исма‘илитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году. В 760 году Джа‘фар ас-Садик, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исма‘ила права законного наследования имамата. Ряд специалистов полагает, что истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исма‘ил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же вокруг Исма‘ила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исма‘ила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин. Количество приверженцев Исма‘ила увеличивалось, что вызывало тревогу и у шиитской феодальной знати, и у самого Джа‘фара ас-Садика. Вскоре Исма‘ил умер. Имелись основания полагать, что смерть Исма‘ила стала следствием организованного против него заговора правящих кругов шиитов. Джа‘фар ас-Садик широко обнародовал факт смерти сына и якобы даже распорядился выставить труп Исма‘ила на обозрение в одной из мечетей. Тем не менее, смерть Исма‘ила не остановила развернувшееся движение его приверженцев. Первоначально они утверждали, что Исма‘ил не убит, а скрывается от врагов, а после определенного периода объявили Исма‘ила седьмым «скрытым имамом», который в нужный момент объявится как мессия-махди и, по сути, после него не стоит ожидать появления новых имамов. Исма‘илиты, как стали именовать приверженцев нового учения, утверждали, что Исма‘ил по воле Аллаха перешел в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» («гаиб») — «отсутствие». Некоторые приверженцы Исма‘ила считали, что Исма‘ил и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда Примечателен тот факт, что с течением времени основная часть исма‘илитов стала верить в седьмого имама Мухаммеда, сына Исма‘ила. По этой причине секта стала носить название «семеричников». Со временем исма‘илитское движение настолько укрепилось и разрослось, что у него появились признаки самостоятельного религиозного течения. Исма‘илиты развернули на территориях Ливана, Сирии, Ирака, Персии, Северной Африки и Средней Азии хорошо законспирированную разветвленную сеть проповедников нового учения. На этом первоначальном этапе развития движение исма‘илитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения, свою весьма сложную философско-теологическую догматику с элементами, напоминающими гностические учения зороастризма, иудаизма, христианства и мелкие культы, распространенные на территориях средневекового исламско-христианского мира. Постепенно исма‘илиты набирали силу и влияние. В X веке в Северной Африке ими был основан Фатимидский халифат. Именно к периоду фатимидов относится распространение исма‘илитского влияния на земли Северной Африки, Египта, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман городов Мекки и Медины. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исма‘илитов считали крайними сектантами и часто жестоко преследовали. В конце XI века исма‘илиты разделились на низаритов , считавших, что «скрытым имамом» является старший сын халифа аль-Мустансыра Низар, и муста‘литов , признававших Муста‘ли, младшего сына халифа. Организация исма‘илитов неоднократно менялась в ходе развития. На наиболее известном этапе в ней было девять степеней посвящения, каждая из которых давала посвященному определенный доступ к информации и ее пониманию. Переход в следующую степень посвящения сопровождался мистическими ритуалами. Продвижение по иерархической лестнице исма‘илитов было, прежде всего, связано со степенью посвящения. С очередным периодом посвящения перед исма‘илитом открывались новые «истины», которые с каждой ступенью были все более далеки от изначальных догм Корана. В частности, на 5 ступени посвященному объясняли, что текст Корана стоит понимать не в прямом, а в аллегоричном смысле. Следующая ступень посвящения раскрывала обрядовую суть исламской религии, которая также сводилась к довольно аллегоричному пониманию обрядов. На последней степени посвящения фактически отвергались все исламские догмы, затрагивалось даже учение о божественном пришествии и т.п. Хорошая организованность, жесткая иерархическая дисциплина позволяли лидерам исма‘илитской секты управлять огромной по тем временам организацией. Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исма‘илиты, гласила, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натыков» (букв. «проповедник» или «изрекающий»): Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Исма‘илиты утверждали, что Аллах ниспослал в наш мир седьмого пророка-натыка — Мухаммеда, сына Исма‘ила. Каждого из ниспосланных пророков-натыков всегда сопровождал так называемый «самит» (букв. «молчальник»). Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натыка. При Моисее самитом был Аарон, при Иисусе — Пётр, при Мухаммеде — ‘Али ибн Аби-Талиб. С каждым появлением пророка-натыка Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исма‘илитов, в мир должно прийти семь пророков-натыков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натыка — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам. Для религиозной доктрины исма‘илитов, по всей видимости, характерна концепция неограниченной свободы воли, отказ от детерминизма и признания самостоятельного существования атрибутов Бога, характерного для доминирующих направлений в исламе.

Список известных исма‘илитов :

‘Абдаллах ибн Маймун аль-Каддах, Насир Хосров, Фирдоуси, ‘Убайдулла, Хассан ибн Саббах, аль-Хаким би-Амриллях, Рудаки. Алавиты (‘алявиййа, алявиты) получили своё название по имени имама ‘Али. Также они называются нусайритами — по имени Ибн-Нусайра, считающегося основателем секты. Распространены в Турции и Сирии. Являлись основным населением Государства Алавитов. К алавитам по происхождению принадлежит президент Сирии Башар Асад1 . Турецкие алавиты отличаются от сирийских арабских (нусайритов). 1. Однако Башар Асад, как и его отец, являются суннитами, по крайне мере внешне. Отец официально отказался от шиизма, а не только от нусайризма, в пользу суннизма. Покойный Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты прочитал заупокойную молитву Хафизу Асаду. Сунниты не читают молитву джиназа алавитам. Башар совершает молитву в суннитских мечетях по суннитскому обряду. Внешние признаки достаточны для мусульман, чтобы считать его суннитом. Знание о том, что он истинный суннит или не истинный, принадлежит Аллаху. Мусульмане же делают суждения на основе внешних признаков.

Алавиты являются крайними шиитами (гулят ашши‘а), как и исма‘илиты. Сунниты не признают их за мусульман по причине серьезных отклонений в области ‘акыды. Главная претензия — это обожествление ‘Али. Существует мнение, что сирийские алавиты на своем конгрессе 1938 года отказались от своих крайних воззрений в пользу умеренного шиизма, учения имамитов-джа‘фаритов.

Кайсаниты — исчезнувшая ветвь крайних шиитов. Сформировались в конце VII века. Они провозгласили имамом сына ‘Али — Мухаммада ибн аль-Ханафиййи, но поскольку тот не был сыном дочери Пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии, своё название они получили по прозвищу аль-Мухтара ибн Аби-‘Убайда ас-Сакафи — Кайсан, руководившего восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав Ибн-аль-Ханафиййи и отмщения за кровь имама Хусайна. По другой версии — от имени начальника гвардии аль-Мухтара Абу-‘Амра Кайсана. Течение кайсанитов распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX века.

Суннитская критика шиизма

Есть несколько положений, которые, по мнению суннитских богословов, демонстрируют всю ложность и несостоятельность шиитских убеждений относительно сподвижников (да будет доволен всеми ими Аллах). Как говорит шейх Са‘ид Фуда, иорданский специалист в области суннитского каляма, можно выделить следующие важнейшие положения по этому вопросу. Сами шииты приводят в своих книгах сообщения, повествующие о том, что авторитет суннитов халиф ‘Умар ибн Хаттаб был женат на дочери имама ‘Али, которая при этом не была дочерью его супруги Фатымы, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах. Это со всей очевидностью указывает на то, что имам ‘Али, вопреки тому, что говорят шииты, не выносил такфир ‘Умару или Абу-Бакру, но, напротив, помогал им и был их верным братом. Лишь глупец может утверждать, что имам ‘Али боялся или был принуждён к этому, ведь храбрость имама ‘Али зафиксирована и подтверждена хадисами мутаватир, в достоверности которых нет сомнений. Как можно говорить, что ‘Али страшился силы и власти ‘Умара, если нет никаких свидетельств, что он вообще чего-то боялся?! Если же предположить, что он молчал и не высказывал своё мнение открыто из-за каких-то неизвестных нам обстоятельств, то почему же сами шииты не молчат об этом? Если вы верите, что имамы безгрешны и никогда не ошибаются, то как объяснить то, что имам Хасан отказался от права на хиляфа (халифат) в пользу Му‘авии ибн Аби-Суфьяна? Один из крупнейших шиитских учёных своего времени аль-Маджлиси попытался прокомментировать это в книге «Бихар аль-Анвар». На протяжении нескольких томов он придирается ко всему и бранится так, как не следует разумному человеку. Он не в состоянии убедить даже самого себя в том, что все действия имама Хасана в той ситуации были правильными, не говоря уже о том, чтобы убедить других! Можно ли утверждать, что имам Хасан ошибся? Если вы даёте утвердительный ответ, то это значит, что ваш мазхаб (согласно которому все имамы безгрешны и никогда не ошибаются) ошибочен. Утверждая, что Хасан был прав, вы опять же ошибётесь. А ведь можно сказать, что Хасан является великим сподвижником из потомства благородного Посланника, однако, несмотря на это, он человек и, как любой человек, мог ошибиться и мог оказаться правым, не будучи безгрешным (ма‘сум) и не обладая знанием сокровенного. Можно также сказать, что он делал всё это из чисто политических соображений, но тогда вам придётся признать, что это вводит в заблуждение следующие поколения мусульман и скрывает истину, в то время как ма‘сум обязан выявлять её, а не прятать. Всевышний Аллах сказал: «Покорись тому, что тебе приказано, и отстранись от невежд. Поистине, Мы избавили тебя от издевающихся».

И ещё Всевышний Аллах сказал: «Аллах защищает тебя от людей». Здесь не уместно подробно рассказывать о том, что произошло между сподвижниками в той фитне (смуте), однако нужно заметить, что, согласно ‘акыде Ахлю-с-сунна валь джама‘а, имам ‘Али, каррамаллаху ваджхаху, был прав, а Му‘авия ибн Аби-Суфьян ошибся. Затем шейхи Ахлю-с-Сунна разошлись во мнениях относительно Му‘авии. Существует множество комментариев и изложений, к которым можно обратиться. Мнение шиитов относительно Благородного Корана со всей ясностью показывает нам, что они, шииты, явно отклонились от пути истины и глубоко заблуждаются с точки зрения суннитов. Подавляющее большинство их учёных (джумхур) считают, что Священный Коран искажён, поскольку некоторые суры и аяты были изъяты (а не добавлены). Лишь некоторые (немногие) шииты отрицают, что Коран был искажён как путём изъятия, так и путём добавления сур и аятов. Эти слова касаются именно мнения подавляющего большинства (джумхур), например, аль-Куляйни, аль-Маджлиси (автора книги «Бихар аль-Анвар», состоящей из более сотни томов), Ни‘матуллаха аль-Джазаири и прочих шиитских учёных, которые открыто заявляют, что к обязательным положениям их мазхаба относится убеждение, что Коран был искажён путём изъятия сур и аятов. Некоторые из них даже указали на примеры искажения, как это сделал аль-Бихрани, приведя в своём тафсире «Аль-Бурхан» примеры искажения Священного Корана. Ещё раз повторю, что мои слова относятся сейчас лишь к этим людям. Нет никакого сомнения, что они из-за своих высказываний об искажённости Корана вышли из исламской религии (миллят аль-ислям), одним из величайших знамений которой является Священный Коран, который Сам Всевышний Аллах хранит от искажений. Об этом говорится в следующих словах Всевышнего: «Поистине, Мы ниспослали напоминание, и Мы являемся его хранителями». Также Всевышний сказал: «Ложь не подойдёт к нему (к Корану) ни спереди, ни сзади. Он является ниспосланием от Мудрого, Славного». Таким образом, всякий, кто считает, что Коран был искажён путём изъятия или добавления сур и аятов, является кяфиром, по единодушному мнению всех мусульманских групп и течений, кроме шиитов, которые не перестают защищать своих имамов, говорящих об искажении Книги. Некоторые шииты нынче заявляют, что лично они не исповедуют, что Коран был искажён, что в этом вопросе якобы имеются разногласия и что наиболее правильным является отрицать искажение (тахриф). Однако такое оправдание, как считает Са‘ид Фуда, ещё более мерзко, чем сам грех, поскольку в этом вопросе среди мусульман нет разногласий и нельзя их предполагать. Необходимо отвергнуть идеи тех, кто дискредитирует Ислам такими высказываниями. Нельзя утверждать, что шииты такого не говорили. Те шииты, имена которых были указаны выше, открыто заявляли, что Священный Коран подвергся искажению. Их книги изданы и достаточно известны. В свое время Муса Бигиев тоже указал на это в труде «аль-Ваши‘а фи накд ‘акаид ашши‘а» («Челнок раскрутки в критике шиитских догматов»), изучив известные шиитские источники.

С другой стороны Са‘ид Фуда обращает внимание мусульман на следующее: «Известно, что некоторые ревнители истинной ‘акыды Ахлю-с-Сунны пытаются опровергать шиитов, приписывая им слова, которые они не говорили. Они обвиняют их в убеждениях, за которые сами шииты выносят такфир. Речь идёт, например, о мнении, что ангел Джибриль, аляйхи ас-салям, совершил ошибку при передаче Откровения, о мнении, что имам ‘Али находится на облаках и что раскаты грома — это его голос, и о прочих мнениях, которые высказывают исма‘илиты, друзы, ан-нусайрия, являющиеся, согласно иджме мусульман, кяфирами. Неправильно приписывать шиитам то, чего нет в их книгах. Нам следует опровергать лишь те мнения шиитов, которые они высказывают, дабы не впасть в ложь и клевету». Вышесказанное мнение выражают многие представители суннизма. Однако в последнее время появились шиитские ученые, отвергающие некоторые обвинения суннитов (особенно по поводу Корана), связывая их с ахбаритами и слабыми преданиями внутри шиитских источников. Сами шииты, имамиты, таким образом, имеют разные точки зрения, и среди них есть умеренные, идущие на улаживание конфликтных моментов между двумя группами, запрещающие ругать сподвижников Пророка и его жен. Как есть и крайние имамиты, которые даже сами себя называют рафидитами, заявляющие в открытом эфире по каналам спутника о неверии первых трех халифов, двух жен Пророка ‘Аишу и Хафсу и других сподвижников.

В последние годы Ближний Восток не покидает заголовков новостей мировых информационных агентств. Регион лихорадит, события, происходящие здесь, во многом определяют глобальную геополитическую повестку дня. В этом месте переплелись интересы крупнейших игроков мировой арены: США, Европы, России и Китая.

Чтобы лучше понять процессы, происходящие сегодня в Ираке и Сирии, необходимо посмотреть в прошлое. Противоречия, приведшие к кровавому хаосу в регионе, связаны с особенностями ислама и историей мусульманского мира, который сегодня переживает настоящий пассионарный взрыв. С каждым днем события в Сирии все отчетливее напоминают религиозную войну, бескомпромиссную и беспощадную. Подобное уже случалось в истории: европейская Реформация привела к столетиям кровавых конфликтов между католиками и протестантами.

И если непосредственно после событий «арабской весны» конфликт в Сирии напоминал обычное вооруженное восстание народа против авторитарного режима, то сегодня противоборствующие стороны можно четко разделить по религиозным признакам: президента Асада в Сирии поддерживают алавиты и шииты, а большинство его противников являются суннитами (обе эти ветви признаны незаконными на территории РФ ). Из суннитов - причем самого радикального толка - состоят и отряды Исламского государства (ИГИЛ) – главной «страшилки» любого западного обывателя.

Кто же такие сунниты и шииты? Чем они отличаются? И почему именно сейчас разница между суннитами и шиитами привела к вооруженному противостоянию между этими религиозными группами?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нам придется совершить путешествие во времени и возвратиться на тринадцать столетий назад, в период, когда ислам был молодой религией на этапе становления. Однако перед этим немного общей информации, которая поможет лучше разобраться в вопросе.

Течения ислама

Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.

Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.

История и суть конфликта

Раскол ислама на шиитов и суннитов произошел вскоре после возникновения этой религии, во второй половине VII столетия. При этом его причины касались не столько догматов веры, сколько чистой политики, а если говорить еще точнее, к расколу привела банальная борьба за власть.

После смерти Али, последнего из четырех Праведных халифов, началась борьба за его место. Мнения о будущем наследнике разделились. Часть мусульман считала, что руководить халифатом может только прямой потомок рода Пророка, к которому должны перейти все его духовные качества.

Другая же часть верующих полагала, что лидером может стать любой достойный и авторитетный человек, которого изберет община.

Халиф Али был двоюродным братом и зятем пророка, поэтому значительная часть верующих считала, что будущий правитель должен быть выбран из его рода. Более того, Али родился в Каабе, он был первым мужчиной и ребенком, принявшим ислам.

Верующие, которые считали, что править мусульманами должны люди из рода Али, образовали религиозное течение ислама, получившее название «шиизм», соответственно, его последователей стали называть шиитами. В переводе с арабского это слово означает «приверженцы, последователи (Али)». Другая часть верующих, которая считала исключительность этого рода сомнительной, образовали течение суннитов. Это название появилось потому, что сунниты подтверждали свою позицию цитатами из сунны – второго по важности после Корана источника в исламе.

Кстати, шииты считают Коран, признаваемый суннитами, частично фальсифицированным. По их мнению, из него были убраны сведения о необходимости назначения Али приемником Мухаммеда.

Это и есть главное и основное различие между суннитами и шиитами. Оно стало причиной первой гражданской войны, которая случилась в Арабском халифате.

Однако следует отметить, что дальнейшая история взаимоотношений между двумя ветвями ислама хоть и не была слишком радужной, но серьезных конфликтов на религиозной почве мусульманам удавалось избегать. Суннитов всегда было больше, подобная ситуация сохраняется и сегодня. Именно представителями этой ветви ислама были основаны такие могучие в прошлом государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя, которая в период своего расцвета была настоящей грозой Европы.

В Средние века шиитская Персия постоянно враждовала с суннитской Османской империей, что во многом помешало последней полностью покорить Европу. Несмотря на то, что эти конфликты имели скорее политическую подоплеку, религиозные разногласия также сыграли в них не последнюю роль.

На новый виток противоречия между суннитами и шиитами вышли после Исламской революции в Иране (1979 год), после чего к власти в стране пришел теократический режим. Эти события положили конец нормальных отношений Ирана с Западом и государствами-соседями, где у власти в основном находились сунниты. Новая иранская власть начала проводить активную внешнюю политику, что было расценено странами региона, как начало шиитской экспансии. В 1980 году началась война с Ираком, подавляющую часть руководства которого занимали сунниты.

На новый уровень конфронтации сунниты и шииты вышли после череды революций (известных как «арабская весна»), прокатившейся по региону. Конфликт в Сирии четко разделил враждующие стороны по конфессиональному признаку: сирийского президента-алавита защищает иранский Корпус исламских стражей и шиитская «Хезболла» из Ливана, а противостоят ему отряды боевиков-суннитов, которых поддерживают разные государства региона.

Чем еще отличаются сунниты и шииты

Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али - друг Аллаха».

Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:

  • Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
  • Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
  • Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
  • Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
  • Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.

Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов - имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.

Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.

Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.

Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.

Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.

Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.

Численность и места проживания суннитов и шиитов

Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.

Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.

Сунниты составляют большинство в Турции, Саудовской Аравии, Кувейте, Афганистане и остальных странах Центральной Азии, Индонезии и в странах Северной Африки: в Египте, Марокко и Тунисе. Кроме того, к суннитскому направлению ислама относится большинство мусульман Индии и Китая. Российские мусульмане также относятся к суннитам.

Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.

Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.

Алавиты

В завершение хотелось бы сказать несколько слов о религиозной группе алавитов, к которой относится нынешний союзник России на Ближнем Востоке – президент Сирии Башар Асад.

Алавиты – это течение (секта) шиитского ислама, с которым его объединяет почитание двоюродного брата Пророка, халифа Али. Алавизм зародился в IX веке на территории Ближнего Востока. Это религиозное течение вобрало в себя черты исмаилизма и гностического христианства, и в итоге получилась «гремучая смесь» из ислама, христианства и различных домусульманских верований, которые существовали на этих территориях.

Сегодня алавиты составляют 10-15% населения Сирии, их общая численность – 2-2,5 млн человек.

Несмотря на то, что алавизм возник на основе шиизма, он весьма сильно отличается от него. Алавиты отмечают некоторые христианские праздники, такие как Пасха и Рождество, совершают всего лишь два намаза в день, не посещают мечетей и могут употреблять алкоголь. Алавиты почитают Иисуса Христа (Иса), христианских апостолов, на их богослужениях читают Евангелие, они не признают шариат.

И если радикальные сунниты из числа бойцов Исламского государства (ИГИЛ) не слишком хорошо относятся к шиитам, считая их «неправильными» мусульманами, то алавитов они вообще называют опасными еретиками, которые должны быть уничтожены. Отношение к алавитам намного хуже, чем к христианам или иудеям, сунниты полагают, что алавиты оскорбляют ислам одним фактом своего существования.

О религиозных традициях алавитов известно не слишком много, поскольку эта группа активно использует практику такия, позволяющую верующим исполнять обряды других религий, сохраняя при этом свою веру.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Большинство религий зарождаются как единые концепции, которые под влиянием исторических событий и развития изначальных представлений могут разветвляться на несколько течений. Так произошло и в одной из самых молодых мировых религий мира - Исламе.

Например, мусульмане шииты и сунниты, разница между их вероучений создана искусственно, с целью заложить мину замедленного действия между народами, исповедующих заветы Пророка.

Да, самым популярным направлением в нём является суннизм, но существуют и такие течения, как шиизм, суфизм, хариджизм, ваххабизм и др. Попробуем рассказать сколько течений в Исламе, и какие принципиальные разногласия существуют между суннитами и шиитами.


Главное различие между суннитами и шиитами состоит в том, что проповедование Ислама пророк Мухаммед начал в 610 году и за 22 года обратил в веру столько сторонников, что после его смерти они создали Праведный халифат. И уже на столь раннем этапе истории, происходят брожения в среде мусульман.

Причиной спора стал вопрос верховной власти в новом государстве.

Следует ли передать власть зятю Мухаммеда Али ибн Абу Талибу или же халифов следует избрать.

Сторонники Али, которые в дальнейшем и составили основу шиитов, утверждали, что руководить общиной имеет право лишь имам, который к тому же должен быть членом семьи пророка. Противники же, в дальнейшем - сунниты, апеллировали тем, что ни в Коране, ни в Сунне подобных требований нет.

Шииты настаивали на её вольном толковании, хотя лишь со стороны избранных. Сунниты это отрицают и настаивают, что Сунну необходимо воспринимать в том виде, в котором она есть. В итоге правителем Праведного халифата был избран Абу Бакр.

В дальнейшем спор развернулся вокруг толкований Сунны.

Стоит отметить, что шииты и христиане всегда сосуществовали мирно, в отличии от воинственных суннитов.

История шиитов и суннитов

В общем-то, это было лишь началом многовекового, если и не конфликта, то спора и порой ярого противостояния суннитов и шиитов. Наиболее значимые события представлены ниже:

Год Событие Описание
630-656 гг. Правление четырёх «праведных халифов» Спор между шиитами и суннитами по вопросу наследника пророка привёл к последовательному избранию 4 халифов, т.е. фактической победе суннитов
656 г. Избрание пятым халифом Али ибн Абу Талиба Лидер шиитов таки стал главой праведного халифата спустя 26 лет. Однако противники обвинили его в причастности к убийству предыдущего халифа. Началась Гражданская война
661 г. Али был убит в мечети в г. Куфа Между лидером суннитов Муавией и сыном Али Хасаном был заключён мир. Муавия становился халифом, но после смерти должен был завещать правление Хасану
680 г. Смерть Муавии Своим наследником халиф объявил вовсе не Хасана, а своего сына Язида. Вместе с тем, Хасан умер задолго до этого, а обещание Муавии вовсе не распространялось на потомков Хасана. Сын Хасана Хусейн не признаёт власти Язида. Начинается очередная Гражданская война
680 г. Смерть Хусейна Война продлилась недолго. Войска халифа взяли город, где находился Хусейн, убили его, двух его сыновей, многих сторонников. Произошедшая резня в Кербеле сделала Хусейна мучеником для шиитов. Сын Хусейна Зайн аль Абидин признал власть Язида
873 г. Смерть Хасана аль Аскари Род Али прервался. Всего правило 11 имамов, которые были прямыми потомками Али

В дальнейшем шиитской общиной продолжать руководить имам, однако, в большей степени как духовный лидер. Политическая же власть сохранялась за суннитскими правителями.

Кто такие сунниты

Сунниты от шиитов отличаются тем, что являются последователями самого крупного течения в исламе (порядка 80-90% или около 1 550 млн. человек). Они составляют большинство в арабских странах Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а также Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других стран.

В мусульманских странах (за исключением Ирана) большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты, количество которых не влияет на внутреннюю политику.

Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации.


В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Примерами тому могут служить движения «Талибан», ИГИЛ.

Кто такие шииты

Чтобы понять непримиримость вероучений, к которым относятся сунниты и шииты, в чем разница противоречий у правоверных, следует знать, что представителями второго по численности течения в исламе (порядка 10%) опровергаются значение Сунны в Исламе.

Общины существуют во множестве стран, хотя большинство мусульман они составляют лишь в Иране. Также шииты проживают в Азербайджане, Афганистане, Бахрейне, Ираке, Йемене, Ливане, Турции и некоторых других странах.

На территории РФ общины шиитов встречается в Дагестане.

Название происходит от арабского слова, которое можно перевести как последователь или приверженец (однако, слово «шиа» может быть переведено и как «партия»). Со времён смерти Мухаммеда шиитов возглавляли имамы, которым в рамках этого течения отдаётся особое уважение.

Даже после смерти Хусейна в 680 году, имамы продолжили быть руководителями шиитской общины, хотя де-юре не имели политической власти.


Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху

Однако имамы обладали и обладают колоссальным духовным влиянием на шиитов. Особенно у них почитают 11 первых имамов, а также 12-го, т. н. скрытого имама. Считается, что у Хасана (сына Али) был сын Мухаммад, который в пятилетнем возрасте был скрыт богом и появится на Земле в необходимый момент. Прийти на Землю «скрытый имам» должен как мессия.

Во многом сущность шиизма сводится к культу мученичества.

По сути, это было заложено в первые годы образования течения. Этой отличительной чертой течения в частности воспользовалась организация «Хезболла», которая первой стала использовать террористов-смертников в 1980-е, вербуя именно шиитов.

Основные различия между суннитами и шиитами

Несмотря на длительную историю раскола, основных отличий между суннитами и шиитами не так много.

Характеристика
Отношение к имаму Руководитель мечети, религиозный деятель и представитель духовенства. Уважения заслуживает лишь добившийся этого имам Является посредником между Аллахом и человеком. Высказывания имамов столь же важны наряду с Кораном и Сунной
Наследники Мухаммеда Четыре «праведных халифа» Али и его наследники, т. е. потомки Мухаммеда
Ашура и Шахсей-вахсей Пост в день Ашуры в дань памяти Мусе, спасшемуся от войск фараона 10-дневный траур по имаму Хусейну. В Ашуру некоторые шииты участвуют в шествии в ходе которого избивают себя цепями. Самобичевание с кровопусканием считается почётным и праведным
Сунна Изучают весь текст Сунны Изучают текст Сунны, касающийся описания жизни Мухаммеда и членов его семьи
Особенности намаза Совершается 5 раз в сутки (по 5 молитв в ходе одного намаза) Совершается 3 раза в сутки (также по 5 молитв)
Пять основных столпов Благотворительность, вера, молитва, паломничество, пост Божественное правосудие, божественное лидерство, вера в пророков, вера в судный день, монотеизм
Развод Не признают временного супружества, развод с момента его провозглашения супругом Признают временные браки, не признают, что момент развода с его провозглашения супругом

Расселение шиитов, суннитов и алавитов

В настоящее время большинство всех мусульман (62%) проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе (это связано с большой численностью населения Индонезии, Пакистана, Бангладеша). Потому-то на Ближнем Востоке соотношении суннитов к шиитам можно определить как 6 к 4. Хотя и здесь соотношение достигнута за счёт шиитского населения Ирана.

Крупные шиитские общины численностью свыше 5 млн человек проживают только в Азербайджане, Индии, Ираке, Йемене, Пакистане и Турции. В Саудовской Аравии проживает порядка 2-4 млн шиитов. На следующей карте можно наглядно ознакомиться с соотношением суннитов (зелёный) и шиитов (фиолетовый) в различных регионах.


Детальная же карта распространения различных течений на Ближнем Востоке представлена ниже.


Другие течения ислама

Как видно, значительное количество общин придерживается иных течений ислама. Хотя их доля в общей массе мусульман не так велика, каждое течение имеет свои отличия и особенности, на которых и следует остановиться. В первую очередь остановимся на течениях, разделенных по мазхабам (особенностям шариатского права).

Ханифиты

Течение ханифитов (ханафитов) было основано иранским учёным Абу Ханифом (VII в.) и отличается наличием истисхана. Истисхан означает предпочтение.

И предполагает возможность для мусульманина следовать традициям и религиозным обычаям той местности, на которой проживает.

На вопрос: «Можно ли мусульманину употреблять ГМО-продукцию?», ханифит ответит, что следует ориентироваться на то, употребляют ли такую продукцию окружающие и действовать исходя из их порядков. Ханифиты чаще всего проживают в странах Европы, Южной и Западной Азии.


Маликиты

Незначительно от ханифитов отличаются маликиты, только вместо истисхана они используют истислах (дословно: удобство).

Маликиты следуют арабским обычаям.

Однако, могут не выполнять те или иные обряды, если для того имеются существенные препятствия и особенности быта в регионе.

На вопрос о том, следует ли мусульманину употреблять ГМО-продукцию, маликит ответит, что следует ориентироваться на то, как поступают в Мекке, но если там нет однозначного ответа на этот вопрос, то поступать следует по совести.

Критерием для исполнения или неисполнения служит религиозно-нравственная совесть отдельного верующего. Маликиты проживают в Северной Африке, в зоне Сахара, а также в отдельных общинах Персидского залива.

Шафииты

Шафииты придерживаются рационального стиля в области шариатского права. Если ответа на нестандартную ситуацию нет в Коране, Сунне, то искать его следует в прецедентах истории. Подобный принцип называется истисхаб (увязка).

Соответственно, на вопрос по ГМО-продукции, шафиит будет искать прецеденты в истории, разбираться в составе продукции и т. п. Большая часть шафиитов проживает на территории Юго-Восточной Азии, в Йемене, Восточной Африке, часто встречаются среди курдов.

Ханбалиты

Ханбалиты строжайше следуют Сунне и занимаются её тщательным анализом для ответа на бытовые вопросы. По сути, данное течение является наиболее консервативным, если не сказать реакционным.

Ханбалиты строжайше следуют Сунне.

На вопрос о ГМО-продукции, ханбалит, скорее всего, ответит, что ни в Сунне, ни в Коране не сказано о том, что такую пищу употреблять можно, потому и употреблять её не следует. Это течение является официальным на территории Саудовской Аравии, также встречается в ряде других стран.

Алавиты

Подробнее следует уделить внимание тому, кто такие алавиты, шииты и сунниты, различия которых в Исламе толкуется на все лады западными историками религии. Однозначного мнения о том, относить ли алавитов к шиитам или же их следует выделить как отдельную этническую и религиозную группу или причислить к суннитам, нет. Алавиты считают Али (зятя Мухаммеда) воплощением бога.

Потому и помимо Корана, священным писанием является и книга Али - Китаб аль-Маджму.

В этой связи, большинство прочих мусульман считают алавитов сектантами или кафирами, т. е. неверными, отрицающими важнейшие догматы ислама.

Большинство мусульман считают алавитов сектантами или кафирами.

В алавизме заметно множество влияний и из других религий. Так, присутствует представление о реинкарнации, по которому каждый мужчина проживает 7 перерождений (переселений души, в том числе в тело животного), после чего попадает в загробный мир. В зависимости от образа жизни человек может попасть как небесную, так и бесовскую сферу.

В мире насчитывается около 3 миллионов алавитов, большая часть проживает в Сирии, а также Турции, Ливане и Египте. Действующий президент Сирии является алавитом.


Несмотря на различия, шииты и сунниты не являются непримиримыми врагами. Так, например, большинство мечетей не только разрешают совместные молитвы суннитов и шиитов, но и настаивают на подобном. Пусть первопричинами образования шиизма было желание видеть Али наследником Мухаммеда, а верховной властью наделить имамов, но исторический процесс позволяет взглянуть на это и с другой стороны.

Чтобы понять, кто такие шииты и сунниты, в чем различие течений среди мусульман, необходимо знать, что Ислам распространился на значительной территории за достаточно короткий период времени, при этом, временами, распространение носило крайне агрессивный характер. Потому многие местные принимали ислам шиитского толка, на деле привнося в него множество из своих верований.

Подобная тенденция - остаться частью исламского мира, обозначить в чем различие между суннитами и шиитами, но при этом и обособить себя, сохранялась и в дальнейшем. Тот же Иран (Персия) официально принял шиизм лишь в XVI веке, дабы обособить себя от Османской Империи. При этом шиизм вновь претерпел некоторые изменения в угоду правящей династии Сефевидов. В частности, Али Шариати отмечал, что до XVI века шиизм носил мученический характер (красный шиизм), а впоследствии стал траурным (чёрный шиизм). Шииты это утверждение воспринимают за справедливое мнение.

Шииты

приверженцы различных религиозных течений в Исламе, которые считают Али ибн Абу Талиба и его потомков (Алидов) единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками. Первоначально шиитское движение выступало с политическими требованиями. Параллельно с этим, шло постепенное доктринальное закрепление шиитских идей. Доктринальный спектр шиитских групп самый разнообразный, начиная от ультрарадикальных и «крайних» (гулат), которых представители ортодоксального Ислама мусульманами не считают (в частности из-за обожествления Али и других имамов), до умеренных. В настоящее время большинство шиитского населения проживает в Иране, где шиизм-иснаашаризм является государственной религией. Много последователей шиизма разных толков живет в Ираке, Ливане, Пакистане, Индии и других странах. Но, в целом, они составляют меньшинство верующих-мусульман. Современный шиизм, в основном представлен двумя умеренными течениями - иснаашаритами и зейдитами. Имеется также достаточно много последователей исмаилизма. Группы «крайних» шиитов (гулат) живут в Турции, Сирии и других странах. История шиизма восходит к самому раннему периоду истории Ислама. После смерти пророка Мухаммада, его мединские сподвижники выдвинули в качестве его преемника кандидатуру ансара Саада ибн Убады. Однако мекканские сподвижники пророка (мухаджиры) - Абу Бакр, Омар и Абу Убайда прибыли на место собрания мединцев и убедили их избрать халифом Абу Бакра. Его кандидатура была поддержана подавляющим большинством мусульман и Абу Бакр, в 11/632 году, стал первым Праведным халифом. Часть мусульман же, в числе которых были и достаточно влиятельные люди (например, Абу Зарр Гифари, Салман аль-Фариси) считала, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Их предпочтение основывалось на хороших личных качествах Али, его заслугах в деле распространения Ислама, и на близком родстве с покойным пророком. Но сам Али, и его сторонники также признали законность халифата Абу Бакра. После смерти Абу Бакра, Али, вместе со всеми мусульманами, признал следующих халифов - Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Он присягнул и добросовестно помогал им в управлении Халифатом. После трагической смерти халифа Османа большинство мусульман присягнуло Али. Он стал 4-м халифом (34/656-39/661 гг.). Но нестабильная внутриполитическая ситуация в Халифате, вызванная мятежами в различных провинциях и деятельностью хариджитских групп, доставляла ему массу проблем (См. Али ибн Абу Талиб). После трагической гибели Али от рук хариджитского террориста Ибн Мулджама в 39/661 году, радикально настроенные сторонники Али призывали его сына Хасана ибн Али возглавить Халифат, и начать военную конфронтацию с правителем Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном, который к тому времени оказался единственным реальным кандидатом на власть (См. Омейяды). Но Хасан понял, что не имеет возможности и сил продолжать противостояние и занял реалистическую позицию. Он отказался от власти в пользу Муавии. Сам Хасан умер вскоре после этих событий. Но сторонники халифата наследников Али, продолжили борьбу против династии Омейядов, которую основал Муавия. Очередной всплеск антиомейяадских настроений начался после трагической гибели Хусайна - второго сына Али Ибн Абу Талиба. После смерти Муавии в Куфе (Ирак) вспыхнуло восстание против его наследника Йазида. Восставшие требовали отстранения Омейядов от власти и передачи власти в Халифате потомкам Али ибн Абу Талиба, наиболее известным из которых был Хусайн. Поэтому они пригласили Хусайна в Куфу для того, чтобы он возглавил восставших. Хусайн выехал к ним, но уже на полпути получил известие о том, что восстание подавлено, а большинство куфийцев перешло на сторону халифского наместника Куфы Убайдуллы ибн Зияда. Тем не менее, он продолжил свой путь туда в сопровождении маленького отряда, насчитывающего несколько десятков человек, включая и женщин, хотя не имел ни малейших шансов на успех. Убайдулла ибн Зияд же выставил на всех дорогах к Куфе военные отряды. В 58/680 году, с одним из этих отрядов встретился Хусайн в местечке Нинава, на месте которого позднее возник город Кербела. Халифские войска взяли в окружение маленький отряд Хусайна и начали переговоры с ними. Но, вскоре между сторонами произошло столкновение, в результате которого внук пророка Мухаммада был убит и обезглавлен. Погибли еще десятки его родственников, друзей и приближенных. Немалую роль в этих трагических событиях сыграло предательство, которое совершили куфийцы против Хусайна. Вначале они позвали его в город, а затем перешли на сторону халифского наместника. Смерть Хусайна ибн Али стала началом массовых волнений в Халифате. Мусульмане были возмущены жестокой расправой над потомками пророка Мухаммада. Естественно, что это недовольство сразу стали использоваться сторонниками Алидов в политических целях. Но главной действующей фигурой в антиомейядском восстании стал Абдулла ибн Зубайр - сын знаменитого сподвижника пророка Мухаммада. В ходе противостояния с силами Омейядов в Медине и других регионах Халифата произошли жесточайшие столкновения и погромы, осуществленные омейядскими командирами. Несмотря на все усилия Абдуллы ибн Зубайра Омейядам удалось сохранить власть. Правда, после этого власть перешла к представителям побочной ветви этой династии Марванитам, которые сменили Суфьянитов. Закрепление власти Омейядов сопровождалось жесточайшими репрессиями против политической оппозиции. Эти репрессии продолжились и после их свержения Аббасидами, которые рассматривали Алидов в качестве своих политических соперников. За этот период шииты подняли несколько восстаний, которые не привели к результатам и были потоплены в крови. После всех этих процессов, в среде различных шиитских групп начал формироваться культ мучеников, сложились мистические представления о верховной власти в Халифате. У имамитов также было окончательно оформлено учение о сокрытом и ожидаемом имаме (аль-Каим). Одновременно с процессом постепенного догматического закрепления учения шиитских групп, уже со II/VIII века, они начали распадаться множество сект и течений, каждая из которых действовала против властей своими методами. Поводом для противоречий были недоразумения между шиитами по вопросу о новом лидере-имаме после смерти старого. С протяжением времени это дробление еще более увеличилось. Крупный догматический раскол в имамитском шиизме произошел в середине II/VIII века. После смерти 6-го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль-Казима. Однако часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила, а после него его сына Мухаммада ибн Исмаила. Они стали называться исмаилитами. После смерти Мухаммада, исмаилиты стали объявлять «сокрытыми» имамами (аль-Каим) всех его потомков. Связь «сокрытых» имамов с общиной осуществляли так называемые «уполномоченные», которые получали приказы «сокрытого» имама. Исмаилитам удалось создать в Египте и Северной Африке крупное государство - Фатимидский халифат. Помимо исмаилитов, различные государства образовывали и другие течения шиитов. Например, зейдиты приходили к власти в Табаристане (Иран) в III/IX веке, и на севере Йемена, где и сегодня живет основная масса последователей этого течения. Представители другой, хасанидской, ветви Алидов сумели создать государство Идрисидов в Северной Африке. Шиитами-иснаашаритами же были Бувайхиды (Буиды), которые создали обширную империю и контролировали деятельность Аббасидских халифов в 334/946-467/1075 годах. А в X/XVI веке к власти в Иране пришла шиитская династия Сефевидов. Но спустя 2 века Сефевиды были низложены. Политическая активность шиитов-иснаашаритов возобновилась в Иране только после революции 1978-79 годов, в результате которой они установили контроль над страной. Относительно особенностей религиозной доктрины основных шиитских сект см. Джафаритский мазхаб , Друзы , Зейдитский мазхаб , Имамиты , Исмаилиты , Иснаашариты , Нусайриты , Кайсаниты , Карматы , Курабиты , Сабаиты , Хакимиты .

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Loading...Loading...