Собор на невском проспекте как называется. Не православные храмы Невского проспекта

Невский проспект Санкт-Петербурга знает не только каждый житель нашего города, но и каждый турист, ведь знакомство с Северной столицей начинается, как правило, именно с Невского проспекта.Но спросите туристов, что больше всего запомнилось на Невском проспекте? И получите очень похожие ответы - Казанский собор, Дом книги, Аничков Мост с конями Клодта, сквер с памятником Екатерины Второй. Кто-то назовет еще несколько достопримечательностей - Пассаж, Гостиный двор, Елисеевский гастроном с Театром Комедии имени Акимова над ним. А вот сколько храмов на Невском проспекте, кроме Казанского собора, и какие это храмы? Судя потому, что во время моего "путешествия" по соборам Невского проспекта, там было совсем мало посетителей, экскурсии туда не водят. Я вообще люблю посещать храмы разных конфессий, это в основном очень старинные сооружения, у них интересная судьба, и под их сводами особая благотворная аура.

Весенние погожие дни располагают к прогулкам, и я отправилась осматривать храмы, относящиеся к другим, не православным, ветвям христианства. Все они размещаются на четной стороне Невского проспекта, на небольшом его отрезке от Мойки до Садовой улицы.

Между Большой и Малой Конюшенными улицами, находится очень старая немецкая Лютеранская церковь Святого Петра (дома 22-24), принадлежащая немецкой общине, часто называемая еще Петрикирхе (Petrikirche).


Еще в 1728 – 1730 годах под руководством архитектора Доменико Трезини была построена по просьбе немецкой общины первая церковь Святого Петра – «кирха на першпективе». Существующее до настоящего времени здание храма было возведено в 30-е годы XIX века на месте старой церкви по проекту Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. Карл Брюллов написал для кирхи картину «Распятие».

В 1938 году лютеранская кирха, как и многие другие, была закрыта. Сначала в ней размещались склад и овощехранилище. Позже, в 1956 году, в храме организовали плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. Ценности и святыни церкви были вывезены в Эрмитаж и другие музеи.
В 1992 году церковь Святого Петра была возвращена во владение немецкой лютеранской общине. Нужна была огромная работа по реставрации, по возрождению храма. С осени 1997 года, после торжественного освящения, он имеет статус главного кафедрального собора Евангелическо-лютеранской церкви России, там по субботам и воскресеньям проводятся регулярные богослужения. Собор является главным центром немецкой диаспоры Санкт-Петербурга, там также обосновался "Русско-Немецкий Центр встреч при Петрикирхе", работают курсы по изучению немецкого языка.
В 1999 году рядом с храмом, во дворе установлен бюст И.В. Гете работы скульптора Левона Лазарева. Конечно, работы по восстановлению внутренних интерьеров собора еще не завершены, можно представить себе объем работ после того, что почти 40 лет в здании размещался плавательный бассейн.

Совсем немного надо пройти по проспекту от Петрикирхе, и там, где постоянно стоят с картинами художники, увидим католический костел Святой Екатерины Александрийской, один из старейших католических храмов России (Невский, д. 32-34).


Начали его строить по проекту архитектора П. Трезини в 1751 году, но в связи с отъездом Трезини на родину, в Италию, работы прекратились. Затем строительство продолжалось под руководством Ж.Валлен-Деламота, и тоже не было доведено до конца. Только в 1782 году строительство храма было закончено, уже под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.
1938 год и для этого храма оказался трагическим, 15 августа службы прекратились, а через три года здание отдано под склад Публичной библиотеки. В 1947 году случился пожар, нанесший большой ущерб зданию. Многострадальный храм! В 1964 костел решили переделать под антирелигиозный лекторий, в 1976 – под органный зал филармонии (орган в соборе сохранился). Была начата реставрация, но в начале 1984 года новый пожар вновь повредил интерьер. Через пять лет реставрация возобновилась, а в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма католической общине. Костел, конечно, находился в ужасном состоянии. Уже на первом этапе был установлен временный алтарь, в храм потянулись верующие. Осенью 1998 года была открыта часовня Благовещения, а в апреле 2000 года освящена алтарная часть храма. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор. Я захожу в этот собор регулярно, и вижу, как постепенно преображается он внутри.

Удивительно красивый бело-голубой Армянский апостольский храм Святой Екатерины (Невский пр., д.40-42) стоит почти напротив Гостиного двора, ближе к Пассажу.


Армянская апостольская религия - одна из древнейших христианских церквей, отличающаяся в теории и обрядах и от византийского православия, и от римского католицизма. Армянская диаспора в Петербурге всегда была многочисленной, она росла вместе со строительством Петербурга, и неудивительно, что неоднократно люди обращались к царям с просьбой о разрешении на строительство церкви. Но только Екатерина Вторая 1770 году удовлетворила прошение главы армянской общины купца Ивана Лазарева и предоставила место под строительство. Храм был построен в 1771-1780 годах по проекту архитектора Ю.Фельтена. Строительство финансировала армянская община, в частности, глава общины, Иван Лазарев (Ованес Лазарян), выделил на строительство часть денег, вырученных от продажи Екатерине II знаменитого алмаза "Орлов".
18 февраля 1780 армянский архиепископ Иосиф совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины. Церковь, построенная в стиле раннего классицизма, красива и снаружи, и внутри. Главный фасад, в центре которого расположен небольшой, украшенный барельефом, портик, обращен на Невский проспект.

В мае 1930 года церковь был закрыта, разделена перекрытиями, перегородками и отдана под различные учреждения. Во время войны там находился штаб Противо-воздушной обороны(ПВО), а после войны мастерская декораций Театра музыкальной комедии, который находится поблизости.
И лишь в 90-е годы ХХ века храм вернули армянской общине, начались реставрационные работы. Были полностью восстановлены алтарь и крест, венчающий купол, отреставрированы стены и потолки, восстановлено внутреннее убранство. А 12 июля 2000 года Патриарх-Католикос Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II осуществил полное освящение церкви. Я в этот день совершенно случайно оказалась на Невском и, как и многие прохожие, стала свидетелем шествия таких важных священников в сопровождении многих служителей и верующих от гостиницы "Европейской" к храму. Меня поразило, что шли они неспешно, пешком, и особой охраны я не видела.
Территория около Армянской церкви очень ухоженная, сравнительно недавно там построили красивый фонтан, вокруг которого стоят скамейки.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: miroworld.ru
.

Европа способна подарить прогрессивные идеи любому, кто отправился в путешествие по ней. Яркий пример тому поездка российского императора Павла I в Италию, где тот удостоился личной встречи с Папой Римским и так вдохновился красотами Ватикана, что наказал в Петербурге возвести его копию. И его наказ был выполнен.


Свой собственный Ватикан

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: travel-ru.ru
.

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Казанский собор Санкт-Петербурга./ Фото: aeslib.ru
.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Внутреннее убранство Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Открытка «Казанский собор Санкт-Петербурга»./ Фото: kolpakovs.ru
.

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Казанский собор на карте Санкт-Петербурга./ Фото: kolpakovs.ru
.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Первоначальный план Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Вид на Казанский собор со стороны канала Грибоедова./ Фото: kolpakovs.ru
.

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года XIX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
.

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Памятник Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: infourok.ru
.

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.


Памятник фельдмаршалу Кутузову М. И. возле Казанского собора./ Фото: kolpakovs.ru
.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.
.

Музей истории религии и атеизма

Брошюра «Музей истории религии и атеизма»./ Фото: tvereparhia.ru
.

Казанский собор — украшение Невского проспекта. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. История строительства собора и много других интересных фактов в этой статье

В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина. В 1813 году в собор были помещены трофейные штандарты и ключи от взятых городов. В 1837 году около храма были установлены памятники М.Б. Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову.

Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.

История Казанского собора

История Казанского собора уходит корнями в наше славное историческое прошлое. Главная святыня храма - почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне и была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей государства российского. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны была освящена церковь Рождества Богородицы, ставшая отныне местом хранения чудотворного образа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году — в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.
Но вернемся к истории строительства собора. Объявленный императором Павлом I конкурс на создание проекта Казанского собора не дал результата. Стройки такого рода не могли обойти стороной самые знаменитые архитекторы. На конкурс съехалась практически вся архитектурная элита, которая была допущена ко двору. Надо сказать, что все проекты не удовлетворяли ни градостроительной задаче, ни амбициям Павла но, скрепя сердцем был утвержден проект «европейского гранда классицизма» — Чарльза Камерона. Но, к счастью для Казанского собора и Петербурга в целом, через полгода неудовлетворенный Павел отверг иноземный проект, и отдал предпочтение не просто русскому новичку, не просто малоизвестному архитектору, а бывшему холопу и крепостному.

Надо сказать, что получить «вольную» в России было не просто, но Воронихин обрел свободу именно за свой талант архитектора. Более того, за три года до описываемых событий крайне консервативная Академия Наук присвоила Воронихину звание академика. Но Воронихин представлял свой проект не просто так, инициатором проекта был бывший барин, а ныне высокий покровитель архитектора — граф Строганов.
Помимо русского архитектора граф предлагал на строительстве Казанского собора использовать исключительно русских мастеров и отечественные материалы. В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Закладка трёхпридельного храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии Александра I. Возведение храма заняло целых десять лет, а окончательная стоимость проекта – 4,7 миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. 15 (17) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Особенности архитектуры Перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Размеры собора – 72,5 на 57 метров, высота – 71,6 метра. При создании купола, имеющего диаметр семнадцать метров, Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и применена металлическая конструкция. Интересно, что Воронихин смог решить проблему, с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте. По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной. В проекции здание выглядит как четырехконечный латинский крест, вытянутый по оси запад-восток. Его средокрестие венчает изящный купол. Главный вход при этом расположен на западной стороне - не с Невского, а с боковой Казанской улицы. Алтарь, как и положено, ориентирован на восток, поэтому крест на куполе собора повернут к Невскому ребром. Еще одна особенность Казанского собора - скульптурные изображения святых. Православная традиция не поддерживала поклонение статуям, но Воронихин строил храм в традиции итальянского Возрождения.

Реликвии Казанского собора

Святые образа Казанского собора были написаны такими прославленными мастерами живописи, как А.Иванов, С. Щукин, О. Кипренский. Ныне самой примечательной святыней Казанского собора является список с Казанской иконы Божией Матери. Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
— Икона Спасителя в иконостасе.
— Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
— Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
— Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

От церквушки до собора

Первое здание на месте будущего Казанского собора было построено еще в начале XVIII века. Небольшую часовенку неподалеку от госпиталя вскоре сменила деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Икона, подарившая название храму, была обретена в Казани в 1579-м. В тот год город едва не сгорел дотла от пожара. Особенно пострадал дом стрельца Онучина.

На месте Казанского собора располагалась Рождественская церковь

По легенде, к его дочери Матрене пришла во сне Божья Матерь и сказала, что под развалинами дома спрятана чудотворная икона. Девочка своими руками нашла икону, которая выглядела, словно новая. Вскоре проявились ее чудодейственные свойства. На месте сгоревшего дома стрельца Онучина построили монастырь. В Казанском соборе сегодня находится список с этой иконы.

Казанский собор, 1830-е годы

В 1733-м на месте деревянной церкви заложили каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектор Михаил Земцов предложил проект в стиле барокко с деревянным куполом и многоярусной колокольней. Освятили храм уже 4 года спустя в присутствии Анны Иоанновны. Вскоре в церковь перенесли Казанскую икону — так Рождественская церковь стала Казанской. Вскоре каменный храм получил статус собора и стал главным храмом Петербурга.

Брат-близнец собора Святого Петра

К концу века собор настолько обветшал, что власти приняли решение его снести, а на свободном месте построить новое здание. В 1799 Павел I объявил конкурс на проект нового храма. Сам император мечтал возвести в столице брата-близнеца собора Святого Петра в Риме. За право стать архитектором собора на Невском боролись известные зодчие, но в конце концов ни один проект не пришелся по душе монарху.


Тогда граф Строганов, чей дворец располагался неподалеку от будущего храма, предложил идею молодого архитектора Воронихина, своего бывшего крепостного. Он разработал проект, который учитывал пожелания императора и предполагал определенное сходство между петербургским и римским соборами, но в то же время оставлял место для индивидуальной трактовки.

В Казанском соборе захоронен фельдмаршал Кутузов

Но за следование традициям архитектуры классицизма Воронихина не раз ругали. Например, известный русский мемуарист и товарищ Пушкина Филипп Вигель писал: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело». Но в начале XX века работа Воронихина была вновь оценена по достоинству.


Интерьер Казанского собора

От собора до музея

Павлу I не удалось увидеть оконченным Казанский собор. Храм достроили лишь к 1811 году. Правда, далеко не все задумки Воронихина удалось воплотить в жизнь: например, от второй колоннады, обращенной на юг, пришлось отказаться. Работы по дополнительной отделке и реставрации проходили в течение всего столетия. К украшению храма приложил руку и Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.

Павел I мечтал построить копию собора Святого Петра

Многие воспринимали его как символ победы над Наполеоном в войне 1812 года. После окончания войны в соборе выставили трофеи, а вскоре в нем похоронили фельдмаршала Кутузова. В 1837 у собора воздвигли памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского.


К торжеству освящения собора перед ним поставили деревянный обелиск

Судьба собора была по-настоящему удивительной. Перед его стенами не раз проводились демонстрации — как народников и «Земли и воли», так и протестующих студентов. Возле Казанского баррикадировались люди во время Кровавого воскресенья. Но самый неожиданный поворот был впереди: в 1932 в одной из главных святынь города открыли Музей истории религии и атеизма. Полное освящение собора произошло лишь в 1998 — до этого некоторое время функционировали только два придела храма.

Казанский собор Петербурга - одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге.

Как всегда, начнем с истории Казанского собора. 6 сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века. В 1747-1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ “Рождества Богородицы”.


В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.


В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.


В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.


Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал преседателем попечительского совета при строительстве собора.


Закладка нового храма произошла 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени.

15 сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение Казанского собора. В том же году была разобрана старая церковь.


Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844-1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, - в 1862-65 годах.


В 1834-1836 годах иконостас главного придела был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.


В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б.И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне - манифест 1815 года о Священном союзе.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.


Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора - 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 годах - фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.


Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был возвращён статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.


Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и храмы - на западе - вход, на востоке - алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную часть собора парадной. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Закрепив концы коллонады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.


Северные врата Казанского собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых “райских дверей” XV века во флорентийском баптистерии.


Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.


Из барельефов в интерьере уцелели всего два: “Несение креста” Ф. Ф. Щедрина и “Взятие под стражу” Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Loading...Loading...