Старообрядческая поморская община древлеправославной поморской церкви. Древлеправославная Поморская Церковь

Жизнь маленькой старообрядческой общины полна вековых запретов, но на гаджеты и скайп они не распространяются. Авторы «Заповедника» побывали у старообрядцев-поморцев и узнали, как социальные сети помогают сохранять общину и почему даже в них опасно общаться с еретиками.

В миру Сергей Мелько работает охранником, в общине он – хранитель веры. Сергей крестит, венчает, принимает на исповедь и, как и духовные отцы в других общинах, считается авторитетом в вопросах веры. Ему не нужно надевать рясу, чтобы подчеркнуть статус, – по городу ходит в кожаной куртке.

А вот бороду Сергей носит длинную, в отличие от архангелогородских хипстеров, её не подравнивает. «Богом дано – должно быть, и в натуральную величину. Раз я с бородой, другие думают, что как-то связан с верой, но с какой – многие не знают», – говорит Сергей. К безбородым в общине особое отношение – таких после смерти могут отказаться отпевать и хоронить рядом с остальными.

Поморская старообрядческая община Архангельской губернии

Из личного архива Сергея Мелько

Староверы – беспоповцы, то есть не признают современных священников. После церковного раскола дьяконы Соловецкого монастыря посчитали, что истинное священство истреблено, новые богослужебные книги содержат ересь, а в мире воцарился Антихрист. На реке Выг дьяконы основали общину для тех, кто против нововведений и, в отличие от староверов белокриницкого ( – прим. ред) согласия, выступили против принятия беглых священников из Русской церкви. После того как дьяконы умерли, наставниками стали избирать «грамотных мирян».

Так как после реформы многие храмы перешли в собственность Русской церкви, бежавшие в отдалённые районы беспоповцы создавали молебные дома. Сейчас в России только три храма, в которых идут службы староверов-поморов. На окраине Архангельска до 30-х годов тоже стояла поморская церковь – теперь это место занято под коттедж и гараж. Проезжая мимо, Сергей рассказывает, что община мечтает о храме, что его можно построить самим, только землю для строительства они не могут получить уже несколько лет.

– То документы какие-то подать не успели, то нам некогда было, то место не могут выделить. Мы пытались через одного депутата – говорит, нужно спросить разрешение у митрополита РПЦ. А нам до него фиолетово! Чё, мы к нему пойдём? Не пойдём.

Молебный дом поморских беспоповцев находится в деревне за городом. Изба как изба, ничем не отличается от тех, что стоят через дорогу. На крыше нет ни купола, ни распятия, а вот внутри, в небольшой комнатке, где проходят службы, красный угол в иконах.


Староверы поморского согласия в молебном доме

Фото: Антон Карлинер


На службу староверы-мужчины надевают азям или рубаху с поясом

Фото: Антон Карлинер


Фото: Антон Карлинер


Старовер Виктор на крыльце молебного дома

Фото: Антон Карлинер

– Фёдоровна нас тут приютила, – говорит Сергей о пожилой хозяйке дома. – Мы за ней ухаживаем, она – за домом. Здесь мы будем молиться и тогда, когда Фёдоровны не будет.

– То есть в ближайшее время у вас свой храм не появится?


– Нет, своё у нас только что кладбище. Мы арендовали землю на 40 лет, поэтому без моего разрешения там никого нельзя хоронить. По-другому никак – здесь тогда любому можно будет. У нас же нет закона о конфессиональных кладбищах, а мы совершаем обряды, витию поём.

На столе лежит хлеб, выпечка – утром в молебном доме была поминальная трапеза, вспоминали брата старообрядки Марии Драницыной, похороненного 40 дней назад. На одного человека в общине стало меньше – всего 104 старовера-поморца на весь Архангельск и ближайшие города в области.

50 религиозных организаций древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) зарегистрировано на территории России, по данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года. Без регистрации действуют более 200 общин и групп.


Наставник поморской общины староверов Сергей Мелько вместе с владелицей молебного дома в Архангельской области

Фото: Антон Карлинер

– Тем, кто не приходит, епитимьи (прим. ред. – назначения наставника, в том числе, продолжительная молитва, усиленный пост и т.д.) даю. Но я не могу дать епитимью ходить на службу. Вы о душе-то думайте, говорю. Какие наши дела перед Богом? То, что мы нищему помогли, дали три рубля – это мирское дело. Бог нас за милостыню тоже, конечно, будет спрашивать, но он и спросит: «Сколько ты молился? Сколько ты постился? Как ты жил? Правильно или неправильно?» Вот наши дела перед Богом-то. На суде будут спрашивать про жизнь по-христиански.

Про обряды: держи чашку, шапку и брюки не носи

Седьмой день недели у всех староверов праздничный: община посвящает этот день Богу, поэтому работать и заниматься бытовыми делами запрещено. Это время молебна, телевизоры и компьютеры выключены. В воскресенье в домах тишина и горят лампады. Если дорога до молебного дома занимает много времени, староверы могут провести утреннюю в квартире.

– Строгого устава на домашнюю молитву нет – лишь бы только всё шло оттуда, от сердца. Ну, может, это и лень наша, – рассказывает Мария Драницына.


– Ну вот, вот так мы общину и разрушаем! – Вступает в разговор Анна, дочь Марии.


– Она всё – что я разрушаю общину! – Драницына разводит руками. – Наоборот, сохраняем. Зачем мы будем напрягать кого-то, если можем сами? И у Ельки-то (сестра – прим. ред.) проблема какая – у неё мужик лежит, и если ехать, она потеряет три-четыре часа. А если приедет ко мне, то только два. Помолились, пообедали, и она ушла.


Церковь РПЦ у дома Марии Драницыной в Новодвинске

Фото: Антон Карлинер


Новодвинск

Фото: Антон Карлинер

В советские годы Мария работала мастером на целлюлозно-бумажном комбинате. Когда её повысили до начальника отдела, отвечала за состав бензина, масла. Чтобы «ползать по цистернам», на комбинате приходилось носить брюки. И сейчас, работая кондуктором, по привычке юбку Мария надевает редко. Анна говорит, что это неправильно, и даже для езды на велосипеде старообрядка не должна надевать брюки.

У обеих женщин длинные волосы, собранные в хвост или в шишку. Краситься и стричься запрещено. Во времена советов были исключения. Например, наставник Василий Федотович Марии разрешал иногда даже завивать волосы. Взамен взял обещание: после ухода с работы не обрезать ни одной волосины.

– Всё то, что мне отцы духовные скажут, – я под козырек, и пошла выполнять. За всю жизнь красилась только раз на свадьбе у знакомого. Я должна была речи произносить, невесту с хлебом и солью встречать – и мне предложили. Так меня так намалевали, что даже жених сказал: «Не красься, тебе не идёт».


Старообрядки всегда должны ходить с покрытой головой, но шапки носить запрещено.

– Один раз на экскурсию я надела павлопосадский дорогой, хороший платок. Мальчик один мне с издёвкой сказал: «А что у вас на голове за тряпочка надета?» На следующую экскурсию я уже пришла в берете. Я исповедаюсь, даю обещание не носить, но иногда всё же шапку надеваю. Так нельзя! Если несчастье и смерть – ничего тогда не исправить.


Мы заходим на кухню, где под иконой и крестом стоит накрытый стол. Для нас подготовлены кружки и тарелки из другого шкафа. Староверам-беспоповцам запрещено есть из одной посуды с иноверцами, так как произойдёт мирщение – «соединение с еретиками, принадлежащими к падшему миру». С особой строгостью правило соблюдали старообрядцы, живущие общинами в глубинках, что было связано и с боязнью заразиться чем-нибудь от проходящих путников.

– Приходишь на работу – там эти корпоративы: «Аня, ты почему не с нами? – Да я дома поела. – Аня, пошли чай пить? – Да я не хочу». Сейчас я перестала на все банкеты ходить. И чувствуешь, что когда ты со всеми, с начальством ходишь, к тебе лучше отношение. А когда ты стороночкой держишься, отношение к тебе немножечко другое… С подружкой одной общаемся по телефону – она не наша. Редко к ней в гости приезжаю, у неё не ем, не пью. Она это понимает.


Старообрядка Мария Драницына в своей квартире

Фото: Антон Карлинер

– Так ты возьми свою чашку да ходи, – говорит Мария.

– Нельзя! Нельзя этого делать. Ты села за стол – и всё равно замирщилась. Ты же сидишь с ними за одним столом под бесовские песни!

– А я хожу со своей чашкой на все пьянки.


– Видите, у мамы пережитки советского времени. У неё появилось много друзей. А у меня уже столько друзей не будет, потому что ограждаю себя вот от этого замирщения.


– Я беседовала с Василием Федотовичем на эту тему, – объясняет Мария. – Мы с одной подругой вырастили детей вместе, мы в кино всё время вместе ходили, по очереди сидели с детьми. Так вот как я сейчас могу сказать: «Иди ты отсюда, я с тобой не буду чай пить вместе!» Не по-человечески это, правда?


– А чай пить, по-большому счёту, грех. Когда шел Исус Христос по этому…ну, там, из какого-то города в другой, все травы ему низко поклонились, а табак и чайный куст с кофейным деревом не поклонились, – рассказывает Анна.

«Замирщиться» можно и через запрещённые продукты, к которым верующие, помимо чая и кофе, относят конину и даже картофель. Если среди белокриницких старообрядцев чай укрепили купцы, то беспоповцы до сих пор относятся к напитку настороженно и заменяют его сбитнем. Многие запреты связаны с верой беспоповцев в апокрифы. Например, о том, как Христос назвал лошадь «скверной и поганой», за то, что она ела сено, в котором он прятался от иудеев.

Староверы пишут Исус с одной буквой «и» по правилам славянского написания имени: ср.укр. - Ісус Христос, белор. - Ісус Хрыстос, серб. - Исус, русин. - Ісус Хрістос, макед. - Исус Христос, босн. - Isus, хорв.- Isus


Снеток или гольян, как и другая рыба, запрещены в Великий пост у староверов-поморцев

Фото: Антон Карлинер

Также беспоповцы считают, что человек должен принимать пищу только два раза в день – «молитва на набитый желудок не идёт». Такого же мнения придерживается Анна, но не Мария.

– Наша слабость – 15 раз в день! – смеётся Мария, доставая с полки синюю пластиковую коробочку, в которой лежат маленькие сушёные рыбки, похожие на насекомых. – Это гольян, с которым Ломоносов шёл в Москву. Я на этой рыбе выросла. Сейчас мужички берут её к пиву. И зять вот половину взял.


– А как же вы в пост себя сдерживаете, если так любите эту рыбу?


– В Великий пост, да, рыбы, масла – ничего нельзя, – строго говорит Анна.


– Рыба у меня – самый большой грех. В Поморском уставе можно найти прослабления, вот и балуемся. Мяса, яиц, конечно, не едим. На комбинате как-то случай был. Там мужчина был, знаете, атеист. Сидим мы как-то с одной верующей женщиной, он к нам в Великий пост подходит с мороженым и говорит: «Смотрите, девки, я ем, а вам нельзя!» Через пять лет я встретила его в рясе. Это был шок! «Женя, что с тобой?!» А он: «У меня был стресс».


– Бабушка у нас раньше суп в унитаз выливала мясной. Она приедет, если у мамы суп наварен – она его в унитаз, и всё, – улыбается Анна.

– Бабушка у нас строгая.

– Бабушка у нас молодец, она нас всех... построила, – шутит Мария. – Когда я третью дочь рожала, двоих отправила к ней. Возвращаюсь, а они говорят: «Давай будем пост держать». Пока я кормила молоком, не держала, потом начала. Маленькой отдельно варила суп. Так она у меня в три года взбунтовалась: «Почему ты им суп наливаешь из этой кастрюли, а мне из этой?» Так я стала объяснять, что есть пост, есть постный суп. Думаю: поймёт или не поймёт? Поняла. Но в моём доме больше мясного супа в пост не было. Ну а что касается посуды, если попал в волчье стадо…

– Все эти прослабления – это оправдание, – резко останавливает её Анна.

– Анна у меня, знаете, чересчур хочет в эту историю войти.


– Да не в историю. Я пытаюсь исправлять всё то, что положено исправить старообрядцу.


Поморский крест-голбец на могилах поморских староверов делается с кровлей, чтобы защитить его от снега и дождя. "Если человек не намолил себе креста праведной жизнью", как пишет архитектор Игорь Шургин, голбец на его могилу могут не поставить.

Фото: Антон Карлинер


Поклонный крест у дома семьи Мелько

Фото: Антон Карлинер

Про браки: верь, крестись, рожай детей

Староверы-беспоповцы делятся на тех, кто заключает браки, и тех, кто сомневается в их законности: «после церковной реформы Никона священства обряда разрушено». В поморских общинах молодых людей раньше благословляли на «брачное житие», не читая при этом молитв, а с 19 века венчание разрешили, утвердив свод правил.

Главное из них – оба брачующихся должны быть староверами поморского согласия. Если же один из них принадлежит к другой вере, в том числе к другой общине староверов, наставник проводит обряд крещения. Не перекрещивает, а крестит заново тройным погружением в воду. Для этого надо брать отпуск, так как в течение восьми дней после обряда нужно носить крестильную рубашку.

В советское время правила нарушались – поморы-беспоповцы жили в гражданских браках с людьми другой веры. «Муж был даже не никонианин, – рассказывает Мария Драницына. – Он говорил: я ни в Бога, ни в кого другого не это самое… Ты веришь – верь, я тебе не мешаю. А где, где в нашей округе можно было выйти замуж за старообрядца и нарожать детей? Никого не было. У меня и у мамы один муж был никонианин, но понимающий старообрядчество, принимающий все эти обряды. Потом мама вышла замуж второй раз – за моряка. Он уже – ни в кого. Он всё время в море ходил, так что мама нас крестила, а батька-то, наверное, и не знал, что мы крещёные были».


Родители Марии Драницыной

Фото: Антон Карлинер

Другое правило староверов – венчание заключается для продолжения рода. В общине бывали случаи, когда бездетным староверам церковь предлагала расстаться. Здесь мнения могут расходиться даже в одной семье. Если Анна Драницына говорит, что брак исцеляет от блуда и дети для сохранения семьи необязательны, то её мама считает, что «от безделья пойдет взгляд налево» и дети должны быть у всех староверов.

– Всё решается до свадьбы и желательно – в письменном виде, чтобы потом можно было показать: извини, ты так говорил. Если один из супругов не принимает крещение, он должен подтвердить, что не будет препятствовать исповеди детей. В семье всё должно быть правильно – либо надо к никонианам идти. История семьи должна сохраняться. И люди – одного поля ягоды.

Про воспитание: стой, молись, не бегай


Марина и Таисия – подруги-одноклассницы. Свободное время после уроков они проводят вместе, но в выходные встречи редкие: Тася ходит в воскресную православную школу, Марина ездит с мамой на службу к бабушке или в молебный дом.


– Тася зовёт Марину с собой в воскреску, но ей строго запрещено туда ходить. Я объясняю, например, что есть наша вера, есть пост. Бывает, и Тася придёт к нам и скажет: «У нас дома пост, мне конфеты нельзя». Марина: «А у нас тоже пост!», – рассказывает Анна. – Я поддерживаю их дружбу. У Таси семья хорошая, строгая, папа строгий, только они ходят в ту церковь, а мы в другую. Мне нравится, что они могут о вере поговорить. Помню, что мы с подружками в детстве в школьном туалете крестики друг другу показывали, чтобы нас никто не увидел. Сейчас можно быть уверенным, что матерей не посадят за это. А раньше могли.

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ)

Современное официальное наименование Христианской Православной Церкви. По вероисповедальной принадлежности придерживается Российского Православия, существующего до отступнических реформ патриарха Никона в сер. 17 века. Другие названия бывшие в 17 - 20 вв.: Восточная Соборная Церковь, Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др.
Древлеправославная Поморская Церковь (безпоповская) - является преемницей по Символу Веры "Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви" Христовой, исповедающей Святую Троицу и Спасителя мира Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафолической Церкви и находившаяся в едином Церковном лоне Русского Православия до реформ Никона в середине 17 века. Не отвергающая священства, но лишившаяся его по условиям Последнего времени и пребывающая под Божественной Благодатью.
Таким образом, ДПЦ сохраняет все догматы и обряды дораскольной Древле-Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства. ДПЦ является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии. Преемственно сохраняются и совершаются избранными мирянами - духовными наставниками, таинства крещения и покаяния, проводятся богослужения и требоисполнения.
Основами вероучения являются: Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых вселенских и поместных Соборов, Святых отцов).
В своей церковной деятельности ДПЦ руководствуется каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями поместных Соборов Православной Церкви в России, принятыми до сер. 17 века, постановлениями Всероссийских Соборов Поморской Церкви 1909 и 1912 годов.
Большую роль в сохранении Православной веры во время Никоновских реформ, сыграл Соловецкий монастырь, а также Выгорецкое общежительство находящиеся в Поморье в память о котором Церковь стала называться Поморской..
В настоящее время существует шесть поместных объединений ДПЦ, координационным органом является Единый Совет ДПЦ. На территории России имеется более 200 общин с числом прихожан от 10-15 до нескольких тысяч человек. Значительная часть общин не зарегистрирована. В Белоруссии действует 37 общин, на Украине - 45 общин, в Эстонии - 11, Латвии - 67, Литве - 27, Польше - 4, кроме этого в США - 4 общины, в Казахстане - 18, Киргизии - 3, в Молдове одна община. Есть сведения о группах Христиан-Поморцев в таких странах как: Румыния, Финляндия, Швеция, Германия, Франция, Бразилия, Аргентина. О других общинах и группах информации в настоящее время не имеется.
Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Ежегодно издается Церковный календарь ДПЦ и два раза в год Извещение РС ДПЦ.

Дата публикации: 2004-06-18 (17878 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела Древлеправославная Поморская Церковь

  • Решения по вопросам, обсуждаемым на Первом Всероссийском слёте молодёжи Древлеправославной Поморской Церкви.
  • Безпоповщина. Поморцы. October 25th, 2013

    Для начала, стоило бы уточнить- что понятие "помор" и "поморцы", ето две большие разницы. Поморы- ето коренные жители северо-запада Руси, поморцы же -приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). Название дано в связи с географическим местом нахождения при её возникновении. Как и Феодосеевцы, Поморцы развивались параллельно с началом обустройства "Выговской обители" (р.Выг). Расхождение произошло в связи с принятием браков и сотрудничестве с властями.
    В конечном итоге, многие феодосеевские общины, практически вся Прибалтика и Польша, перешли к поморцам. Половой вопрос- победил "чистое житие"! Раз семейные отношения утряслись, возникли наследственные вопросы, появился стимул к накопительству благ земных, то пришлось и со властью анчихриста договариваться... в итоге- стали и за амператора молиться.
    Как бы то ни было, но поморцы- ето огромный слой в культуре и истории России. Даже по внешнему виду,поморцев ни с кем не перепутаешь. Хочу выложить фотографии, которые еще не успели "забаянить" в сети.

    Псков. Кузнецы-старообрядцы (поморского согласия) Кирилл Васильевич Васильев и Петр Андреевич Ефимов. 60-е.

    Когда Курженская обитель была сожжена по приказанию Новгородского митрополита Питирима, заступившего место митрополита Макария и введшего новшества. Соловецкий монастырь, наконец, был взят приступом , казалось что пали последние оплоты Православия. Народ начал утекать, кто за границу, кто в Сибирь...на реке Выг начали селиться -"старцы" Соловецкого и других северных и внутреннемосковских монастырей.
    По непосредственному благословению знаменитого пустынника, 124-летнего старца Корнилия, подвизавшегося в то время, уже около полутора десятка лет на реке Выг.Вдохновителем строительства "общежития" был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителями — Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий.

    «Прииде же к ним и отец Корнилий и с ними помолившеся Богу и положиша начало и сложишася во обще жити с Захарием, в лето от мироздания 7203 году, во осень после Покрова Богородицы. И собравшеся вси на место, где ныне часовня и столовая, и помолившеся Богу, и пеша молебен на месте, и начаша бревен сещи валнягу, около того места близ, и начаша столовую строити, тут же к столовой и хлебню присовокупиша и построиша в одной связи скоро (именно так начинал строиться и Соловецкий монастырь. - Б.К.), и собирахуся на богомоление в одну столовую, во одной половине братия, а в другой половине сестры... А братия построиша келию и живяху самым нужным пустынным житием, и уже собрася всех до сорока человек».
    Инок Корнилий умирает через год после начала строительства обители, в 1695 году, в возрасте 125 лет, как бы исполнив полностью свою миссию в этой жизни.

    Петр I относился к выговцам снисходительно и разрешил им молиться по старым книгам в связи с тем, что они согласились работать на его Повенецких железных заводах, воинственному императору надо было развивать металлургию. В Олонецком крае стали возникать один за другим заводы, шли усердные поиски железных руд, но рабочих рук не хватало. Тут-то и вспомнили о выговских пустынниках, и на Выг пришел указ, чтобы выговские насельники «в работы к Повенецким заводам были послушны и чинили бы всякое споможение по возможности своей». За эту услугу государству царь обещал пустынникам свободно «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы своя Богу отправляти». А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и экономической. Выговцы, в свою очередь, располагали к себе царскую власть тем, что посылали ко дворцу разные подарки: лучших оленей, заводских лошадей, быков, разную птицу и пр.

    Выговская "медница"- производило и иконное литье. Его можно встретить по всей стране.

    на этом мысу была пристань главного торгового порта уникальной страрообрядческой "республики" Выгореция.

    В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
    Над родником старинный голубец
    С лубочной почерневшею иконкой,
    А в роднике березовый корец.

    Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
    Тысячелетней рабской нищеты,
    Но этот крест, но этот ковшик белый -
    Смиренные, родимые черты!»
    И. А. Бунин

    У поморцев,сохранились традиции- погребения в домовине,надмогильных -"голубцов" и резных икон.

    Поморская Церковь-распространилась практически по всей России, но основные места- Север-запад, Псков, Новгород, Прибалтика, Польша, Н-Новгород, Алтай...
    кстати,мои предки,тоже были-поморского согласия и уехали на Алтай еще по своей воли. Потом уж, кады поповцы обрели свою трехчинную иерархию, перешли к Белокриницким. Мой прадед- Лев Михайлович Панкратов, Елена Ивановна, дочь- Пана.

    Как ни странно, были общины и среди казаков.
    Белгородская обл. 70-е

    Так или иначе, но на мой взгляд, поморцев можно назвать, на современный лад- "безпоповщина-лайт". Браки хоть просто и благословляются наставником, внешне напоминают наши поповския. Да и к наставникам обращаются- о. Иоанн, а иногда и попами кличут.)))

    Вот как раз,жаних кладет земные поклоны.

    Кстати, до свадьбы, девки носят-одну косу (можно и без платка), во время свадьбы- её расплетают, заплетают две и потом их вместе соединяют. Потом одевается- кичка (пожизненно))), а сверху уже платок.

    Поморское согласие- очень активное, строятся новые храмы, создаются общины (недавно в Англии появилась),есть детские лагеря для детей...

    Установили недавно часовню в Пустозерске, на месте где сожгли св.Аввакума.

    в Москве они находятся на Преображенке,по соседству с феодосеевцами.

    Краткая история Церкви

    Практически сразу после разделения старообрядчества на поповщину и беспоповщину (произошедшее из-за вопроса о положении новых священников) беспоповщинские организации стали автономными общинами, мало связанными одна с другой, в каждой из них складывались свои обычаи и своя идеология. Из-за этого беспоповство столь склонно к раздробленности и регионализму. Самым старым и на сегодня самым крупным толком беспоповского старообрядчества считается Поморский толк, более умеренное течение в беспоповщине. Начало ему было положе в 1694 году, когда была основана община на реке Выг - Выговская обитель, ставшая идеологическим центром и резервуаром наставников для поморского согласия. В 1699 году из поморского согласия выделается согласие федосеевское . В 1706 рядом с ним было основано женская Леснинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением "Поморских ответов", на поставленные православными вопросы, которые фактически стали основой религиозного учения. В 1738 поморцы принимают молитву за царя, что провоцирует с их среде раскол (не признавшие образуют филипповское согласие). Местные общины поморцев становятся в начале XIX века важными экономическими центрами, и разгром Выговской обители (проходивший с 1836 по 1855 года). Новым источником наставников стал монастырь в Данилове (Ярославская губерния). В начале 30-ых годов произошел раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Особенностью новопоморцев было введение формальной брачной книги. Благодаря этому нововведению, позволившему официально передавать имущество по наследству, с середины XIX века новопоморские общины начали активно распространяться, поглощая старопоморцев и федосеевцев (в свою очередь, немногочисленные старопоморцы, не принявшие брака, окончательно растворяются в среде федосеевцев). В частности в Прибалтике, к середине XX века практически все общины, бывшие до этого федосеевскими , стали поморскими, а поморский толк стал самым централизованным, многочисленным и влиятельным среди беспоповцев. Манифест 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповедания придал толчок поморческой организации. 1-10 мая 1909 года в Москве проходил I Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев под председательством Льва Феоктистовича Печугина, на II Всероссийском соборе в 1912 председательствовал Терентий Акимович Худошин. По разным оценкам, до Первой мировой войны численность поморцев в Российской империи составляла от 1,5 до 2 миллионов человек. После революции 1917 года в Советском Союзе поповцы, как и другие религиозные общины, терпели немалые лишения и притеснения. Однако оказавшиеся за границей - в Прибалтике (Литве , Латвии и Эстонии) и Польше - организовали национальные церкви и успешно развивались. После присоединения этих земель к СССР почти все духовные и административные центры поморцев были упразднены, единственным действующим, и практически распространяющим свою духовную опеку не только на СССР но и поморцев всего мира, остался Высший Старообрядческий Совет в Вильнюсе . Только с 1988 года возобновилась более-менее свободная деятельность, и вскоре восстановлены национальные центры. В 1992 году был создан "Международный Совет ДПЦ", в 2001 преобразованный в "Единый Совет ДПЦ", который объединил независимые национальные поморские организации из разных стран. Сейчас в России действует около 250 поморских общин, также Российский Совет ДПЦ окормляет и не имеющие централизованной органицации общины - в Казахстане 18 общин, в Киргизии - 3 общины, в Молдавии 1 (имеется одна община в Румынии), до 2010 года окормлялись украинские общины . все они находятся под опекой Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. После распада СССР в ставших самостоятельыми Латвии и Эстонии были восстановлены органы церковонго управления (В Литве и Польше они действовали и ранее). Чуть позже самоорганизовались приходы в Белоруссии . Конференция поморских общин в США объединяет четыре прихода. Есть небольшие поморские общины в Германии, Великобритании, Франции, Бразилии, Канаде, Аргентине, Австрии.

    Киновиархи Выговской обители (1694-1855)

    Данила Выгулин (1694-1702)
    Андрей Денисович Мышецкий (1702 - 1730)
    Симеон Денисович Мышецкий (1730 - 25 сентября 1741)
    Иван Филиппов (1741-1744)
    Мануил Петров (1744-1759)
    Никифор Семенов (1759-1774)
    Алексей Тимофеевич Кисилев (1774-1780)
    Андрей Борисов (1780 - 19 февраля 1791)
    Архип Дементьев (1791 -1809)
    Кирилл Михайлов (1809-1825)
    Петр Иванов (1825-1830) Федор Петрович Бабушкин (1830-1842)
    Стефан Иванович (1842?-1855)

    Совет Всероссийских соборов и съездов поморцев (-1923) Высший Духовный Совет Старообрядческой Поморской Церкви (1923- 1927), Высший духовный совет центральной области в Москве (1927- (СССР)

    Лев Феоктистович Пичугин (18 мая 1909 - сентябрь 1912)
    Терентий Акимович Худошин (сентябрь 1912 - 1927)

    Олег Иванович Розанов (1992 - 2001)
    Иван Миролюбов (1992-2001)

    Олег Иванович Розанов (2001 -

    Олег Иванович Розанов (1989 - 6 декабря 2017)
    Владимир Викторович Шамарин (23 января 2018 -

    Поморское согласие

    (или толк) - старообрядческая доктрина, возникшая вскоре после образования раскола среди населения Поморья (см.), от которого она и получила свое название. Основные пункты П. согласия сложились под влиянием тех условий, в которые было поставлено население Поморья. Разбросанные небольшими кучками, жители пустынного севера давно уже привыкли обходиться без иерархии, сами крестили младенцев, хоронили усопших и вступали в брачное сожитие без благословения священников, нередко сами же отправляли службы в часовнях. Это способствовало образованию первого основного пункта П. согласия, перенятого впоследствии и другими беспоповщинскими толками. В тесной связи с ним возникло деление таинств на "нужно-потребные" для спасения (крещение, покаяние и причащение) и просто "потребные" (остальные четыре), без которых, однако, спасение возможно. Таинства могут быть совершаемы и мирянином (что было дозволено еще Аввакумом). Эти пункты учения, возникшие и распространившиеся в силу необходимости, в трудах учителей П. согласия были приведены в систему и обставлены доказательствами теоретического, церковно-исторического и канонического характера, причем для оправдания мысли о ненужности иерархии и некоторых таинств оказалось весьма удобным давно уже возникшее мнение о наступлении царства антихриста в русской церкви; это мнение было включено в число коренных догматов П. согласия, а отсюда перешло и в другие секты беспоповщины. Основателями секты были: Павел, бывший епископ Коломенский (см.), Досифей, игумен тихвинского Никольского монастыря, выходцы из Соловецкого монастыря: иноки Епифаний, Герман и Иосиф, дьякон Игнатий, инок Корнилий, и крестьянин из Повенца Емельян. Гонимые, они укрылись (в конце XVII в.) в олонецких лесах, откуда выходили в смежные монастыри и деревни. С течением времени к ним в леса стали стекаться раскольники из разных местностей. Всему этому люду дали организацию Даниил Викулин, бывший дьячок, Петр Прокофьев и особенно братья Денисовы, основавшие на реке Выге общежительство, известное под именем Выговской пустыни. Когда, с воцарением Петра I, сыскивание и преследование раскольников воинскими командами прекратилось, Выговский монастырь, а также Лексинский женский, находившийся в 20 вер. от Выговского, быстро пришли в цветущее состояние благодаря уму и энергии Денисовых, и скоро Выговский монастырь сделался митрополией беспоповщинского раскола всей России (см. Выгорецкий монастырь, Денисовы, Поморские ответы). Учение П. состоит из "догматов", общих с другими беспоповщинскими сектами, и догматов, специально свойственных секте П. Наряду со всеми беспоповцами П. требуют от своих последователей полного разрыва с церковью и всех обращающихся к ним от церкви "греко-российской" перекрещивают. Отчужденность религиозная ведет к обособленности в гражданском отношении, идеал жизни П. - в прошлом, в строе XVI и XVIII в. В 1738 г. поморцы отказались от "немоления за царей", которого вообще держатся беспоповцы, постановили на соборе, чтобы поминать Императорское Величество везде, где значится по книгам, и приняли тропарь "Спаси Господи" в том виде, как он значится по этим книгам. Впоследствии в защиту моления за царей у поморян явился ряд сочинений. Однако, это "моление за царя" ими понимается более как дело внешней необходимости, и в нынешнем столетии (напр., в 1836 г.) гражданские власти не раз "принуждали" поморцев к молению за царя. Тех, которые доселе молятся за царя по полному, неизменному тексту тропаря "Спаси Господи", называют тропарщиками. Их много между современными поморцами, но их учение не есть общее учение этой секты. Важное значение в истории поморской секты имеет учение о браке. Так как это таинство могут совершать только священники, а священников у поморцев нет, то сначала они совершенно отвергали супружество; все у них обязаны были жить "девственно", и приходивших к ним мужа и жену они, по "перекрещении", разводили. Развившийся вследствие этого разврат побудил лучших из поморян подумать о какой-либо форме открытого и дозволенного брачного сожительства. Иван Алексеев, в сочинении о "Тайне брака" (1762), учил, что раскольники должны венчаться в церкви православной; так возникла партия так назыв. "новоженов", вступавших в брак с благословения православных священников, лишь по обрядам старым, дониконовским. Поморские настоятели не признавали этих браков законными, но оказывали им терпимость и крестили у них детей. Затем между поморцами вошло в обычай брачное сожительство без венчания в церкви, по одному взаимному согласию молодых. Наконец, в настоящее время между поморцами известны полубрачники , которые учат, что все должны вести безбрачную жизнь, но если кто женится без священнического благословения, тому общество его единоверцев не судья; каждый сам отвечает за себя перед Богом. Такие "полубрачные даниловцы" встречаются в губерниях Архангельской, Олонецкой, Ярославской, Костромской и в СПб. П. требуют надписания на крестах: "Царь славы Ic Хс сын Божий", как, будто бы, делалось до Никона. Пищу, покупаемую на рынке, вопреки мнению многих раскольников, П. не считают за оскверненную. Не имея, как и вообще беспоповцы, литургии, П. имеют, однако, свои богослужения, отправляемые в часовнях, - а именно те, которые могут быть совершаемы, по церковному уставу, и не священниками. В Выговской пустыни составлен ряд новых "чинов" этих служб: "Чин всем богослужениям непосвященных мужей и жен", "Устав поморской службы церковной и келейной", "Чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния", "Чин очищения жены родившей", "Чин для поставления пастырей словесных овец". Этот последний, состоящий из благословения избираемого наставниками в собрании народа и семипоклонного "начала", с краткими молитвами и славословиями, имеет значение "посвящения". Посвященный таким образом называется уже "благословенным отцом", а не просто "отцом". Основание для этого посвящения находят в том, что будто бы еще Павел Коломенский "дал благословение нерукоположенным на совершение таинств". На первых порах П. согласия у него существовало учение, что нужно быть готовым на самосожжение за "истинную веру"; но впоследствии этого догмата в формулированном учении поморцев не встречается.

    П. согласие представляет собой наиболее древнюю и наиболее полную из систем беспоповщины; большинство остальных толков вышло из недр этого согласия. О внутренней организации общин П. согласия см. Выгорецкая пустынь. В настоящее время П. согласие имеет последователей в губ. Архангельской, Олонецкой, Костромской и др., а также в СПб. и Москве. Оплотом П. согласия в Москве некоторое время служила Покровская часовня, построенная около 1771 г. и существовавшая до 80-х гг. текущего столетия. Один из наставников часовни, Емельянов, ввел здесь венчание браков и, отделившись от общения с выговцами, положил основание согласию приемлющих браки.


    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

    Смотреть что такое "Поморское согласие" в других словарях:

      Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии, то есть богослужения; принятые у … Википедия

      Поморское согласие - (или толк) – старообрядческое учение, возникшее после образования раскола среди населения Поморья. Население Поморья, разбросанное небольшими кучками по пустынному северу России, давно привыкло обходиться без иерархии: сами крестили… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

      Одно из наиболее умеренных беспоповских направлений старообрядчества. Основатель Данила Викулин, который в 1695 г. основал на реке Выге первую общину. Через четыре года после основания общины к ней присоединились братья Андрей и Семен Денисовы,… … Религиозные термины

      СОГЛАСИЕ, согласия, ср. 1. только ед. Утвердительный ответ на что нибудь на просьбу что нибудь. Сделать или на просьбу разрешить что нибудь. Сделать, разрешение. Дать согласие на что нибудь. Изъявить согласие что нибудь сделать. «Молчание знак… … Толковый словарь Ушакова - (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев поморского, вероучение к рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд.… … Православная энциклопедия

      Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет … Википедия

      БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

      Не следует путать с Русской Древлеправославной Церковью. Содержание 1 Поморское согласие 2 История церкви … Википедия

    Loading...Loading...