Священник мень биография. Биография александра меня

    Мень Александр Владимирович - (1935 1990), священник Русской православной церкви, проповедник, богослов. Автор книг по основам христианского вероучения, истории религии, православному богослужению (впервые опубликованы в Брюсселе; в СССР издаются с 1990): серия «В поисках… … Энциклопедический словарь

    Мень Александр Владимирович - (1935, Москва — 1990, посёлок Семхоз), православный священник, протоиерей, библеист и историк, писатель, публицист. Родился на улице Большая Молчановка, в первые полтора года семья Меней жила в Коптельском переулке, затем переехала на… … Москва (энциклопедия)

    МЕНЬ Александр Владимирович - (1935 90) русский православный священник, богослов. Автор книг по основам христианского вероучения, истории религии, православному богослужению (впервые опубликованы в Брюсселе; на родине издавался с 1990): серия В поисках пути, истины и жизни… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕНЬ Александр Владимирович - Александр Владимирович (1935–1990), правосл. священник, проповедник, богослов, получивший известность своей просветительско миссионерской деятельностью в кругах рос. интеллигенции в 60–70 х гг. Автор книг по основам христ. вероучения,… … Биографический словарь

    Мень Александр Владимирович - Александр Мень Род деятельности: Священник Русской православной церкви, богослов и проповедник Дата рождения: 22 января 1935 … Википедия

    Мень, Александр Владимирович - Род. 1935, ум. (убит) 1990. Православный священник, богослов. Произведения: "Сын человеческий" (под псевд. А. Боголюбов, 1969), "В поисках пути, истины и жизни" (под псевд. Э. Светлов, 6 кн., 1970 83), "Таинство, слово и… … Большая биографическая энциклопедия

    Александр Владимирович Мень - Священник, писатель, историк религии, христианский просветитель Александр Владимирович Мень (отец Александр Мень) родился 22 января 1935 г. в Москве, провел в ней детство и юность. Отец его работал инженером технологом на ткацкой фабрике. Мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

николай / 2.12.2016 Царство Небесне та Вічна Память хороброму МУЖУ,талановитому проповіднику!

Сергей / 17.11.2016 Не создай себе кумира...
Стоит ли только на его книгах основываться для понимания?! Может надо пару, тройку источников почитать, чтобы составить не его мыслеформы, а своё понимание?!
Удачи и всех благ!

Александр / 8.02.2016 Как можно осудить того, кто открыл глаза людям на истоки христианства? Разве он исказил факты, разве он призывает противиться Вере? Или его это правда? Эта правда Евангилий! Но находятся слуги диавола, и привносят сумятицу, пытаясь посеять смуту в народе. Слова сказанные Александром Менем, слова истины! А всем злопыхателям позор и срам! Слава Господу,Сыну Божому Иисусу Христу!

надежда / 13.12.2015 просто в шоке от гадостей льющихся на человека мне жаль людей не понимающих что хорошо, а что плохо.о.А Мень это очень хороший человек не зная его лично мне он помогает и сейчас читая его книги и его письма. Были бы все батюшки такие жить было б легче и зло бы ушло, но увы.

Петр / 4.07.2015 Герш-Лейбович (Мень) никогда не был христианином. В его книгах прославление иудаизма. На деньги зарубежных грантов Мень изнутри разлагал церковь. И, судя по отзывам, вполне успешно!

Влад / 4.07.2015 Альберт Герш-Лейбович (для гоев - о.Александр Мень) "поклонялся диаволу. Ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. Такое сознательное дьяволопоклонение было и остается уделом весьма немногих особо посвященных духовных вождей и учителей Израиля". Смерть Альберта Герш-Лейбовича - оказалась благом для крестианства.

Людмила / 6.05.2015 Зоя, Вы ведь Масленикова. Как я Вам завидую, по-доброму завидую. Вы знали отца Александра при его жизни, были прихожанкой храма, где он служил, были ему другом. Благодарю Вас за книгу, которую Вы о нем написали. Я прочла её на одном дыхании.

Вячеслав / 20.09.2014 Удивительно мудрые книги. Читаю каждый день.

зоя / 14.03.2014 У отца Александра Меня лицо как у пророка.На фотографиях видно стремительность,устремленность его взгляда.Книги его для меня как живая вода.

Зоя / 26.01.2014 Я хочу собрать все книги отца Александра Меня,сделать библиотеку,чтобы читали отца мои внуки и правнуки.Таких священников мало.Боже как я его люблю!

Зоя / 26.01.2014 Благодаря книгам отца Александра я узнала о Христе,о христианстве.Его книги говорят о сложном,доступным языком.Очень печально,его книги не продаются в свечных ящиках в Церквях Православных,мне это непонятно.Ведь очевидно,что отвергая книги отца Александра Меня наше Православие себя ущемляет,наносит себе непоправивый вред.Его книга"Сын человеческий",Когда читаешь ее,происходит встреча с Христом,а это самое важное для христианина.Вот какая это сильная книга.

Светлана / 13.04.2013 Благодарю создателей сайта за столь щедрое предложение чудесных книг! Всех вам благ!

Священник Роман г. Харьков / 26.09.2012 Александр Мень для меня является примером!

nihil / 14.09.2012 Дорогой наш Отец Александр! К сожалению нет возможности Вам услышать меня. Но все наивно пишут авторам в этих отзывах. Ну и напишу в Пространство, а вдруг долетит:D. И хотя вы с настороженностью относились к Теософии, - многое, из Вами сказанного, ею пропитано. И Вы несли основную идею Т. О. - Братство людей - через христианство. Думаю, знание истории религий - более глубокое чем у иных христиан - привело Вас к единству Источника. Самое большое, что печалит, Вы смотрели на Т. О. в целом. А ведь, после ухода Основателей оно сделало большой крен, как и все человеческие начинания, и попытка А. Безант сделать из Кришнамурти нового Христа - лишь безумие, осуждённое Е. Рерих в её письмах. Опять же - очевидно непонимание Безант самого слова Христос. Блаватская никогда не говорила, что Христос это человек! Но лишь то, что Иисус имел человеческую природу. Но и церковь этого не отрицает. Что касается разрушения храмов, то не читала об этом никогда. И ведь даже это сказано Вами в такой мягкой форме недоумения, что сомневаетесь, что такое могло быть, тем более исходить из таких высоких Источников. Всё же спасибо за то, что Вы были. И недавно прочла, что время очистит Истину от всех заблуждений. И мы увидим Свет.

В последние годы существования СССР имя Александра Меня было на слуху у даже людей, далеких от религии. Он был духовным наставником многих диссидентов советской эпохи, а его самого обвиняли в ереси. Трагическая гибель о. Александра до сих пор остается загадкой.


Родители одного из наиболее известных современных православных богословов были воспитаны в традициях иудаизма. Его отец, Владимир Георгиевич (Вольф Герш-Лейбович), родился в Киеве и получил начальное религиозное образование, однако всю последующую жизнь был далек от религии. Он окончил два высших учебных заведения и одно время был главным инженером Орехово-Зуевской ткацкой фабрики. Мать Александра Меня, Елена Семеновна Цуперфейн, происходила из интеллигентной семьи, родилась в Берне и в детстве долго жила за границей. Однако, еще будучи ученицей гимназии, она проявляла интерес к православию и даже посещала уроки Закона Божьего. Александр Мень появился на свет в Москве, 22 января 1935 года. Когда мальчику исполнилось полгода, мать вместе с ним приняла крещение в Истинно-Православной (Катакомбной) церкви, не признавшей главенства Московского патриархата и находившейся на нелегальном положении. Елена Мень неукоснительно выполняла православные обряды, хотя в те времена это могло привести к печальным последствиям. Впрочем, избежать репрессий семье не удалось – в 1941 году Вольф Мень был арестован, а затем отправлен работать на Урал.

Возможности получить высшее образование для сына репрессированного были не слишком высоки. Александр посещал детский биологический кружок, а затем поступил на охотоведческий факультет Московского пушно-мехового института. Там он познакомился со студ

енткой товароведческого факультета Натальей Григоренко, которая впоследствии стала его женой и надежной помощницей во всех делах. По воспоминаниям Натальи Федоровны, Алик Мень и внешне, и по поведению очень отличался от всех студентов. Он носил сапоги, галифе и широкополую шляпу, отрастил густую черную бороду, а в неизмененной сумке через плечо всегда лежала Библия (о чем знали немногие). Семья Григоренко не была религиозной, (хотя мать девушки пела в церковном хоре, за что не раз попадала в неприятности), однако воззрения Александра и его планы стать священником были ими восприняты с пониманием. В 1956 году состоялась свадьба, а в 1958 году, за несколько месяцев до выпуска, Александра исключили из института за религиозные убеждения.

После исключения Мень был рукоположен в диаконы и поступил на заочное отделение Ленинградской духовной семинарии. После окончания он служил священником в подмосковных храмах, затем поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии, которое окончил в 1965 году. Несмотря на негативное отношение к верующим в те годы, семья Александра, которая проживала в подмосковном поселке Семхоз, была открыта для общения с людьми, терпима к другим взглядам и конфессиям. Вне храма они носили обычную одежду, а Наталья Федоровна - даже вызывающий для того времени брючный костюм. В доме Меня часто бывали видные представители интеллигенции, и многие их

их под влиянием отца Александра приняли крещение. В 1969 году Александр Мень защитил кандидатскую диссертацию по исследованию монотеизма в дохристианских верованиях.

Мировоззрение отца Александра складывалось под влиянием таких авторитетов православной мысли, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, О.П. Флоренский и других. Он глубоко изучал и труды католических богословов, особенно ценил Пьера Тейяра де Шардена. Еще со времен обучения в духовной семинарии Александр Мень публиковался в "Журнале Московской Патриархии", принимал участие в переводе и подготовке к изданию трудов Франциска Сальского. Однако первые литературные труды Меня появлялись на свет в традициях популярного в те времена самиздата, а впоследствии печатались за рубежом. В 1969 году вышла в свет первая книга отца Александра "Сын Человеческий", в которой рассматривалась история становления единобожия в дохристианских культах. В 1970 году начал издаваться его фундаментальный труд – семитомная "История религии". Среди других трудов Александра Меня – "Библиологический словарь", "Исагогика", толкование Апокалипсиса и другие труды. Многие из них вызвали острую критику видных деятелей православной церкви. Особенно большое осуждение вызвали воззрения Александра Меня на общность истоков христианства, мусульманства и иудаизма, его отношение к идеям экуменизма, теории эволюции и многому другому. Отца Александра напрямую обвин

ли в ереси, заигрывании с оккультизмом, католическом прозелитизме и даже перечисляли основания для его отлучения от церкви. Схожие обвинения звучали в адрес Меня и со стороны католической церкви.

В начале восьмидесятых годов Александр Мень получил возможность открыто публиковать свои труды и выступать перед широкой аудиторией. Он принял участие в создании журнала "Мир Библии", основал Общедоступный Православный университет и Российское библейское общество, благотворительный фонд "Группа милосердия" при детской клинической больнице, выступал в студенческих клубах и даже в обществе экстрасенсов, навлекая на себя очередные волны критики. Трудно сказать, от кого исходили угрозы, которые священник начал регулярно получать. Однако 9 сентября 1990 года, по пути из своего дома на утреннюю службу, отец Александр подвергся нападению двух неизвестных, один из которых нанес ему смертельные раны. Для расследования дела была создана специальная группа, которую возглавил наиболее авторитетный генерал-лейтенант Панин, однако до сегодняшнего дня оно остается нераскрытым. Наталья Федоровна Мень-Григоренко в настоящее время является старостой одного из подмосковных храмов и основательницей благотворительного фонда имени Александра Меня. Дочь отца Александра, Елена, занимается иконописью, его сын Михаил является видным политиком, в настоящее время занимает пост министра строительства и ЖКХ РФ

Александр Владимирович Мень (22 января 1935 - 9 сентября 1990) - священник Русской Православной Церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию и истории христианства и других религий.

Биография
Родился в Москве, в семье еврейского происхождения: как по матери, так и по отцу. Отец в детстве учился в религиозной еврейской школе; мать с юности тянулась к христианству.
В возрасте шести месяцев он был крещён вместе с матерью. Крещение было совершено тайно священником Катакомбной церкви отцом Серафимом. Учился в Московском пушно-меховом институте (1953-1954), затем в Иркутском сельхозинституте (1955-1958), откуда исключён за религиозные убеждения. Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположен в дьяконы, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - в священники. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.
Служил в ряде подмосковных приходов. Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и глубокой церковной укоренённости, выдвинули Меня в число ведущих христианских проповедников.
Главный труд отца Александра - книга об Иисусе «Сын Человеческий», а также серия «В поисках пути, истины и жизни», в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.
Отец Александр также автор книг «Таинство, слово, образ», «Откуда явилось всё это?», «Как читать Библию?» и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.
Отец Александр Мень - один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей (под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов). Мень был духовным наставником, а часто и крестным отцом для многих «диссидентов» 1970-х и 80-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.
С середины 1980-х годов отец Александр Мень - один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного Православного Университета, журнала «Мир Библии». Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.
Некоторые представители православных и околоправославных кругов оценивали деятельность отца Александра как «неправославную».
Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами.
«5 мая 1998 г. по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона из библиотеки и у студентов епархиального Духовного училища были изъяты книги известных православных богословов XX века протопресвитеров Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня, и сожжены во дворе училища. После этого трем священникам епархии было предложено проклясть “ереси” вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и Евангелием».
Отец Александр был убит 9 сентября 1990 года. В то утро он торопился в церковь: надо было вовремя поспеть к литургии. К нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил ещё один человек и с силой ударил его сзади топором. Обливаясь кровью, священник направился к станции. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому. Он сумел доползти до калитки.

«Кто вас, отец Александр?» - спросила женщина. «Да нет, никто, я сам!», - ответил Мень: он не захотел или не смог назвать своих убийц.
Несмотря на личные распоряжения президентов СССР и России, убийство осталось нераскрытым.

XX в. был тяжелым временем для русского православия. Последовательная богоборческая политика большевиков загнала Церковь чуть ли не в подполье.

Но даже в это трудное время были люди, готовые усердно нести Слово Божье.

Таким человеком был Александр Владимирович Мень.

Будущий миссионер родился в Москве в еврейской семье

в этот год родился Александр Мень

Биография у Меня, как и других значимых людей, весьма интересна.

Отец Александра, Владимир Григорьевич Мень, был инженером на фабрике в Орехове-Зуеве. Его жена, Елена Семеновна Цуперфейн, была чертежницей. Они поженились в 1934 г., а 22 января 1935 г. у них родился первенец, которого назвали Александром.

Крестил Сашу настоятель храма св. Кира и Иоанна на Солянке, архимандрит Серафим. Он стал духовником и наставником маленького Александра. Перед смертью в 1942 г. он предсказал, что Александр станет великим человеком в православной церкви.

В школе Александр увлекался природой и живописью

Марк Твен

Писатель

Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию

Энтузиазма к учебе в школе Саша не проявлял. Вместо этого он много занимался сам. Читал труды Отцов церкви, занимался астрономией и биологией. Постоянно ходил в походы. Занимался в кружке рисования у художника-анималиста В.А. Ватагина в Зоологическом музее. Рисовал животных, писал иконы.


Активно интересовался литературой. С 8 лет писал стихи, позже начал писать очерки о природе и истории.

Любовь к природе Мень сохранил на всю жизнь. «Бог дал нам две книги: Библию и природу», ‒ позже говорил он.

В конце 40-х Мень решил стать священником

1943 г. стал переломным годом для всех советских людей. Фашистские войска были разгромлены под Сталинградом и на Курской дуге.

Для православных случилось другое важное для них событие. Сталин разрешил выбрать патриарха. Верующие воспряли духом.

В этот год Александр Мень приобщился к церкви

В 40-х годах в Москве тайный Борис Александрович Васильев организовал подпольный кружок. В своей квартире он устраивал лекции по культуре и религии, обсуждал вместе с единомышленниками Священное Писание. В кружок входила мать Александра, Елена Семеновна. Она привела к Васильеву и сына.

В 1948 г. Александр решил стать священником. Он начал прислуживать в алтаре церкви Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.

В институте Александр готовится к служению Богу

год поступления Александра на охотоведческий факультет Московского Пушно-мехового института

Несмотря на подготовку и желание поступить в Духовную академию, Александр решил получить мирскую специальность. В 1953 г. он поступил на охотоведческий факультет Московского Пушно-мехового института.

Годы учебы в университете Мень вспоминал с удовольствием. В процессе учебы он плотно осваивал философию, читал Спинозу, Декарта, Лейбница. Читал православных философов: Флоренского, Булгакова, Бердяева, Лосского. Главным авторитетом для Александра стал философ Владимир Соловьев.

В это же время Мень начинает свою сознательную писательскую деятельность. Он пишет две книги по истории церкви: первый том ‒ «Древнюю церковь» он закончит в 1956 г., второй ‒ «Средние века» ‒ в 1957 г.

В институте Мень женился на Наталье Федоровне Григоренко.

Увлечение студента православием не осталось незамеченным, тем более, что в конце 50-х начался новый виток богоборчества. В 1958 г. Александра прямо перед госэкзаменами отчислили из университета.

После рукоположения Мень продолжил писать книги

год когда Александр Мень начинает священническую жизнь

Отчисление из университета вернуло Александра на предназначенный ему путь. 1 июня 1958 г. его посвятили в дьяконы, а 1 сентября 1960 г., после окончания заочного отделения Ленинградской духовной семинарии епископ Стефан рукоположил Меня в священники.

После рукоположения взгляды Меня окончательно сформировались. Он встал на позиции экуменизма и придерживался этих взглядов всю свою жизнь.

Экуменизм

учение о единстве христианских церквей, которого придерживался Александр Мень

1959 г. стал знаменательным как для самого Александра, так и для теоретического богословия. Он дописал один из своих важнейших трудов, книгу о Христе «Сын человеческий». В марте 1959 г. ее начали публиковать в «Журнале Московской патриархии».

После рукоположения Александра отправляют в село Алабино, в 50 км от Москвы. Здесь он пробудет до 1964 г.


В 1960 г. он начинает писать «Историю религий». Написал тома «Истоки Религии», «Магизм и единобожие» «У врат молчания». При этом не прекращает и публицистическую деятельность, активно пишет статьи для «Журнала».

В 1964 г. его переводят в Тарасовку, где он пишет 4-й том и перерабатывает три первых. Пишет книгу о православном богослужении, получившую название «Таинство, слово и образ». В это же время он попал под колпак КГБ.

С 1969 г. в Брюсселе началась публикация «Истории религий». По СССР его книги издавались самостоятельно.

В 60-е годы организует подпольные кружки

Покорение космоса дало новый толчок антирелигиозной пропаганде. Верующим запретили собрания. В ответ Мень начал организовывать кружки христиан, где они могли бы изучать Писание, молиться, укрепляться в вере. Кружки получили название «малых групп».


В Новой деревне Александр сложился как пастырь

В 1970 г. Меня переводят в Сретенский храм г. Пушкина. Здесь он продолжает дописывать «Историю религий», пишет учебник для Духовной академии: «Опыт изложения основ ветхозаветной исагогики в свете работ русской библейско-исторической школы и новейших исследований», составляет «Словарь по библиологии» ‒ труд о людях, посвятивших себя изучению Священного Писания.

Ведет просветительскую работу: к нему на службы ходят с соседних приходов, послушать его проповеди приезжают из разных городов.

К середине 1980-х годов Александр Мень имел широкую славу автора книг, проповедника и богослова. Его книги разбирали на цитаты.

Вместе с этим росли опасения, что за него всерьез примутся работники «органов». Напряжение росло. Неизвестно, чем бы все закончилось, но в 1985 г. грянула перестройка.

Первая публичная лекция по христианству принадлежит Александру Меню

1988 ‒ Мень прочитал лекцию в Московском институте стали и сплавов

Горбачев ослабил контроль за церковью. Проповедовать стало можно открыто. Иерархи православной церкви выдали Меню карт-бланш на любую миссионерскую деятельность.

Мень прочитал первую публичную лекцию. Стена, отгораживающая людей от православия, была пробита

До своей смерти, за два года он прочитал более двухсот лекций на самые разные темы. Отец Александр умел найти язык с любой аудиторией.

Священника убили на пути в храм. Убийц так и не нашли


Активная миссионерская деятельность вызвала недовольство в разных кругах. На отца Александра посыпались угрозы.

Утром 9 сентября 1990 г. отец Александр спешил на службу в храм в поселке Семхоз. Но прихожане не дождались своего пастыря.

На пути на Александра напали сзади и несколько раз ударили топором. Истекая кровью, он смог дойти до дома. Около калитки упал и больше не поднялся.

Александр Мень был убит неизвестными

Убийство видного деятеля Православной церкви наделало много шуму. Следствие по делу было взято под самый высокий контроль, однако убийц так и не нашли.

Наиболее популярной версией считается, что к смерти Меня причастен КГБ.

Богословы оценивают взгляды Меня неоднозначно

Оценщики деятельности Александра Меня разделились на два лагеря.

Первый лагерь исходит из общей пользы миссионерской деятельности и направления людей на путь христианства. В этом лагере был патриарх Алексий II.

Второй лагерь анализирует саму суть того учения, которое нес как священник Александр. Дьякон Андрей Кураев в статье «Александр Мень: потерявшийся миссионер». писал, что Мень, стремясь подстроиться под аудиторию, сам не заметил, как стал нести не то, что нужно, а то, что хотят услышать конкретные слушатели: целители, оккультисты и т.п.:

Даниил Сысоев

Вообще мне не встречался человек, которого Мень привел бы к истинному Христу, каким Его знает Церковь.

Одно из теоретических положений манихейства ‒ соучастие дьявола в сотворении мира

Несмотря на широкую критику, Александр Мень не был отлучен от церкви. Высказывания о том, что отец Александр ‒ еретик, хоть и отличались резкостью, подтверждения на официальном уровне не нашли.

Синкретизм - объединение нескольких учений в одно.

Вопрос о его «ереси» встал только после его смерти, в середине девяностых-начале нулевых. К этому времени церковь уже окрепла. Во время общего кризиса православной веры проповедники нужны были всякие, и на их своеобразные взгляды можно было закрыть в глаза. Когда церковь стала на ноги, такие, как Мень, стали не нужны. Ему и припомнили все его «грехи», благо ответить на обвинения он все равно уже не мог.

Сейчас существует Фонд протоиерея Александра Меня. Он хранит и распространяет наследие выдающегося православного миссионера XX столетия.

Loading...Loading...