Святой иов многострадальный в чем помогает. И́ов Многострадальный

Значение ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Православной энциклопедии Древо

ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р. Х.), святой праведный.

Святой праведнй Иов жил в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии, в Книге Иова. Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама - Нахора.

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.

Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, «ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

Я знаю, - говорил праведный Иов, пораженный проказой, - знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19, 25 -27).

Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость - страх Господень и истинный разум - удаление от зла.

Святой Иоанн Златоуст говорит: Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1000.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ’ИОВ в Библейском словаре:
    — а) (Быт.46:13) — см. Иашув,а; б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Словаре воровского жаргона:
    - туз …
  • ИОВ
    (угнетенный, или враждебно преследуемый) - имя двух лиц: Быт 46:13 - третий сын Иссахара, называемый в Чис 26:24 и 1Пар …
  • ИОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и …
  • ИОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [год рождения неизвестен - умер 19(29).6.1607, Старица, ныне Калининской области], первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову …
  • ИОВ РЧ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    речка в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, левый приток р. …
  • ИОВ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИОВ в Энциклопедическом словарике:
    в Библии страдающий праведник главный персонаж книги Иова (5 - 4 веков до нашей эры?), основная тема которой испытание благочестия …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Испытавший много страданий, исполненный страданий. М. народ. Многострадальная жизнь. II сущ. много-страдальность, -и, …
  • ИОВ
    И́ОВ (в миру Иван) (?-1607), первый патриарх Московский и всея Руси (1589-1605). Сторонник избрания на царство Бориса Годунова. Основал Донской …
  • ИОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОВ, в Библии праведник (наряду с Даниилом и …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    многострада"льный, многострада"льная, многострада"льное, многострада"льные, многострада"льного, многострада"льной, многострада"льного, многострада"льных, многострада"льному, многострада"льной, многострада"льному, многострада"льным, многострада"льный, многострада"льную, многострада"льное, многострада"льные, многострада"льного, многострада"льную, многострада"льное, многострада"льных, …
  • ИОВ
    Библейский …
  • ИОВ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ
    бедный, бессчастный, жалкий, несчастливый, несчастный, …
  • ИОВ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) а) Испытавший много страданий. б) Преисполненный страданий. 2) перен. разг. Существующий, действующий в неблагоприятных условиях; старый, многократно ремонтируемый …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ
    многострад`альный; кр. ф. -лен, -льна; но: `Иов …
  • ИОВ в Словаре русского языка Лопатина:
    `Иов, -а (библ.): `Иов Многострад`альный; б`еден, как …
  • ИОВ
    Иов, (Иович, …
  • ИОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иов, -а (библ.): Иов Многострадальный; беден, как …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре:
    многострад`альный; кр. ф. -лен, -льна; но: `иов …
  • ИОВ в Орфографическом словаре:
    `иов, -а (библ.): `иов многострад`альный; б`еден, как …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    испытавший много страданий, исполненный страданий М. народ. Многострадальная …
  • ИОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и Ноем). - (?-1607) , первый русский патриарх с 1589. Сторонник Бориса Годунова. …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    многострадальная, многострадальное; многострадален, многострадальна, многострадально (книжн, ритор.). Испытавший, переживший много страданий. Сгорает многострадальная писательская душа под бременем непосильных болей. Салтыков-Щедрин. …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    многострадальный прил. 1) а) Испытавший много страданий. б) Преисполненный страданий. 2) перен. разг. Существующий, действующий в неблагоприятных условиях; старый, многократно …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Испытавший много страданий. отт. Преисполненный страданий. 2. перен. разг. Существующий, действующий в неблагоприятных условиях; старый, многократно ремонтируемый и …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ
    прил. 1. Испытавший много страданий; многое претерпевший. 2. Преисполненный …
  • МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Иов …
  • ЧЕРВИ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Исх 16:20-24, Ин 4:7, Иов 7:5, 17:14, 21:26 и др.). Червей, как известно, много видов. Св. Писание говорит о червях …
  • ИОВ УГОЛЬСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иов (Кундря) (1902 - 1985), Угольский, архимандрит, преподобный. Память 15 июля (в …
  • ИОВ ПОЧАЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иов Почаевский (+ 1651), игумен, преподобный. Память 6 мая, 28 августа в …
  • ИОВ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иов (+ 1607), первый Патриарх Московский и всея Руси, святитель. Память 5 апреля …
  • ИОВ АНЗЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иов Анзерский, в схиме Иисус (1635 - 1720), преподобный. Память 6 марта …
  • ИОВ 42 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иова. Глава 42 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ИОВ 34 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иова. Глава 34 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ИОВ 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Иова. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ИОВ (ПОТЕМКИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иов (Потемкин) (1752 - 1823), архиепископ Екатеринославский. В миру Потемкин Иаков Петрович, родился …

09:22 2012

Святой праведный Иов Многострадальный



Святой праведный Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние а общественные дела.


Ветхий Завет, Книга Иова


1


Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
И родились у него семь сыновей и три дочери.
Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.


2


Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].
И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.


Когда Ангелы Божий вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, то хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью — проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпений, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.



Ян Лиевенс, Иов


12


И отвечал Иов и сказал:
подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость!
И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?
Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный.
Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами.
Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих.
И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;
или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?
В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.
Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?
В старцах — мудрость, и в долголетних — разум.
У Него премудрость и сила; Его совет и разум.
Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится.
Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю.
У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение.
Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми.
Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их;
князей лишает достоинства и низвергает храбрых;
отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла;
покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет;
открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;
умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их;
отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути:
ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.




Илья Ефимович Репин, Иов и его друзья, 1869


13


Вот, все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя.
Сколько знаете вы, знаю и я: не ниже я вас.
Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.
А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи.
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость.
Выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих.
Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?
Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?
Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека?
Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите.
Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?
Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши — оплоты глиняные.
Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня.
Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою?
Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его!
Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими.
Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.
Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух.
Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего:
удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня.
Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне.
Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.
Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе?
Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?
Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей,
и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, — гонишься по следам ног моих.
А он, как гниль, распадается, как одежда, изъеденная молью.


14


Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.
И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?
Кто родится чистым от нечистого? Ни один…




Уильям Блейк, Иов обвиняемый


Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом а грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих.



Job and his three friends, Holman Bible, 1890


40


И отвечал Господь Иову из бури и сказал:
препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне.
Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?
Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его;
взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их;
зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.
Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.
Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;
он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах;
тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его;
вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.
Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.



41


Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем?
Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое.
Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их.
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его?
Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас;
крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью;
один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними;
один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются.
От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари;
из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры;
из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла.
Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.
На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.
Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.
Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов.
Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса.
Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы.
Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево.
Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву.
Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется.
Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.
Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь;
оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою.
Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным;
на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.



42


И отвечал Иов Господу и сказал:
знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова.
И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
И было у него семь сыновей и три дочери.
И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух.
И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.
После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода;
и умер Иов в старости, насыщенный днями.


Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».



Евгений Макаров, Иов и его друзья, 1869 г.



Святой праведный Иов Многострадальный, святой пророк Боговидец Моисей, святой пророк царь Давид


Молитвы святому и праведному Иову Многострадальному


Молитва первая


О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.



Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, Страждущий Иов и его друзья, 1852-1860, Лейпциг


Молитва вторая


О святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Праведник, главное действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги.

Кни-га Ио-ва со-сто-ит из 2 час-тей: про-за-ические по-ве-ст-во-вательные об-рам-ле-ния (про-лог - гла-вы 1-2; эпи-лог - гла-ва 42, сти-хи 7-17) и рит-ми-зи-рованных по-этических глав. В про-ло-ге опи-сы-ва-ет-ся не-по-роч-ный, че-ст-ный и бо-го-бо-яз-нен-ный жи-тель зем-ли Уц Иов, ко-то-ро-го с до-зво-ле-ния Бо-га ис-пы-ты-ва-ет са-та-на , при-шед-ший пред-стать пред Гос-по-дом ме-ж-ду «сы-на-ми Бо-жии-ми» (Иов. 1:6). Пра-вед-ный Иов об-ре-ка-ет-ся на го-ре и стра-да-ние: гиб-нут его 10 де-тей и всё иму-ще-ст-во, сам он по-ра-жён му-чи-тель-ной бо-ле-знью (1:13-2:10). При этом са-та-на вы-сту-па-ет не как про-тив-ник Бо-га, а как враг и об-ви-ни-тель че-ло-ве-ка. Он за-яв-ля-ет, что Иов чтит Бо-га не бес-ко-ры-ст-но, а лишь по-то-му, что Бог по-мо-га-ет ему (1:9-10), сто-ит от-нять у пра-вед-ни-ка иму-ще-ст-во, де-тей и здо-ро-вье, и он про-кля-нёт Бо-га (1:11, 2:5). В по-этической час-ти кни-ги пред-став-ле-ны дис-кус-сия Иова с дру-зья-ми и от-вет ему Бо-га. Иов жа-лу-ет-ся на свою участь, об-ви-ня-ет дру-зей в не-до-ста-точ-ном со-чув-ст-вии к его стра-да-ни-ям (6:14-30, 16:1-5), ут-верж-да-ет свою не-по-роч-ность (гла-вы 23, 27, 31), тре-бу-ет су-да с Бо-гом (9:29-35, 16:21-22). Он об-ви-ня-ет Гос-по-да в не-спра-вед-ли-во-сти Его кар (гла-ва 10), те-ря-ет ве-ру в воз-дая-ние за доб-ро-де-тель (гла-ва 21) и в спра-вед-ли-вость ус-та-нов-лен-но-го Бо-гом по-ряд-ка ве-щей (гла-ва 24). Дру-зья Иова ут-верж-да-ют прин-цип выс-шей спра-вед-ли-во-сти: Бог на-ка-зы-ва-ет греш-ни-ков и воз-наг-раж-да-ет пра-вед-ни-ков (4:7-9). Стра-да-ния Иова и его не-же-ла-ние при-знать свою не-пра-во-ту скло-ня-ют дру-зей к мыс-ли, что сам Иов - ве-ли-кий греш-ник (гла-ва 22). Бог, всту-пив-ший в спор, не объ-яс-ня-ет Иову при-чи-ну его бед-ст-вий, но по-ка-зы-ва-ет не-со-изме-ри-мость че-ло-ве-че-ско-го стра-да-ния и ве-ли-чия Твор-ца ми-ра, ча-стью ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся че-ло-век (гла-вы 38-41). Иов бе-рёт на-зад свой вы-зов, «от-ре-ка-ет-ся и ра-ска-и-ва-ет-ся в пра-хе и пеп-ле» (42:6). В про-за-ическом эпи-ло-ге кни-ги Бог сто-ри-цей воз-наг-ра-ж-да-ет Иова за стой-кость в стра-да-ни-ях (42:10-17) и по-ри-ца-ет его дру-зей за то, что те го-во-ри-ли о Нём «не так вер-но, как раб... Иов» (42:7). Иов упо-ми-на-ет-ся так-же в других книгах Библии (Иез. 14:14; Иак. 5:11 и др.) и в Ко-ра-не (су-ры 6:84, 21:83, 38:41-43). Имя Иова встре-ча-ет-ся в апок-ри-фический «Апо-ка-лип-си-се Пав-ла» (гла-вы 27, 49). Су-ще-ст-ву-ет так-же апо-кри-фическое «За-ве-щание Иова», на-пи-сан-ное на греческом языке.

День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной цер-к-ви - 6(19) мая, в Рим-ско-ка-то-лической цер-к-ви - 10 мая.

Про-за-ические и по-этические час-ти Кни-ги Ио-ва пред-став-ля-ют со-бой, по за-клю-че-нию современных ис-сле-до-ва-те-лей, не-за-ви-си-мые, но ин-кор-по-ри-ро-ван-ные од-но в дру-гое, литературные про-из-ве-де-ния. Осо-бен-но-стью кни-ги яв-ля-ют-ся сло-ва (свыше 100), встре-чаю-щие-ся толь-ко в ней. С од-ной сто-ро-ны, язык кни-ги (осо-бен-но в диа-ло-гическом дис-кур-се) де-мон-ст-ри-ру-ет зна-чительное влия-ние ара-мей-ско-го языка, что по-зво-ля-ет го-во-рить о со-став-ле-нии по-ве-ст-во-ва-ния на се-ве-ре Па-ле-сти-ны или да-же о его пе-ре-вод-ном ха-рак-те-ре. С дру-гой сто-ро-ны, име-на дру-зей Иова, от-ра-жаю-щие их про-ис-хож-де-ние, - Ели-фаз Фе-ма-ни-тя-нин, Вил-дад Сав-хея-нин, Со-фар На-ами-тя-нин - мо-гут ука-зы-вать на связь по-этической сю-жет-ной ос-но-вы с Эдо-мом (тер-ри-то-рия к югу, юго-во-сто-ку от Мёрт-вого моря). Зем-ля Уц отож-де-ст-в-ля-ет-ся с Эдо-мом так-же в Пла-че Иере-мии (4:21). Клю-че-вые сю-жет-ные зве-нья Кни-ги Ио-ва де-мон-ст-ри-ру-ют влия-ние древ-не-пер-сид-ской (сю-жет о са-та-не), а так-же древ-не-еги-пет-ской и ва-ви-лон-ской литературной тра-ди-ций (фи-гу-ра пра-вед-ни-ка, сю-жет ис-пы-та-ния пра-вед-ни-ка). Боль-шин-ст-во современных ис-сле-до-ва-те-лей да-ти-ру-ет про-за-иче-скую часть Кни-ги Ио-ва вре-ме-нем до VI века до нашей эры, по-этический текст - меж-ду VI-IV веками до нашей эры. Гла-вы 28 и 32-37, воз-мож-но, яв-ля-ют-ся позд-ней-ши-ми встав-ка-ми.

Кни-гу Иова ком-мен-ти-ро-ва-ли и ис-сле-до-ва-ли ещё в древ-но-сти; к ней об-ра-щались бо-го-сло-вы, фи-ло-со-фы, пи-са-те-ли (Еф-рем Си-рин, Гри-го-рий I Ве-ли-кий , Ав-гу-стин Бла-жен-ный, И.В. Гёте, А.С. Пуш-кин, С. Кьер-ке-гор, Н.А. Бер-дя-ев , М. Бу-бер и др.). На-счи-ты-ва-ют свыше 30 ин-тер-пре-та-ций толь-ко основные те-мы этой кни-ги, сре-ди ко-то-рых: судь-ба Иова - при-мер тер-пе-ния для всех стра-даю-щих, осо-бен-но не-вин-но; стра-да-ние пра-вед-ни-ка яв-ля-ет-ся сред-ст-вом очи-ще-ния ду-ши; пра-вед-ник стра-да-ет за кол-лек-тив-ный грех все-го на-ро-да; оп-рав-да-ние Бо-га (тео-ди-цея); ука-за-ние на то, что Бог сто-и́т вы-ше лю-бой эти-ки; Бог ис-пы-ты-ва-ет лю-дей, что-бы дать воз-мож-ность им про-явить се-бя, а за-тем воз-дать им; ут-верж-де-ние су-ще-ст-во-ва-ния про-ви-де-ния и пред-оп-ре-де-ле-ния; опи-са-ние ду-хов-ной эво-лю-ции че-рез фи-зи-че-ское и ин-тел-лек-ту-аль-ное стра-да-ние в но-вую иден-тич-ность лич-но-сти; ал-ле-го-рия стра-да-ний еврейского на-ро-да в еги-пет-ском пле-ну; судьба Иова как прообраз страданий и воскресения Иисуса Христа и т.д.

Ико-но-гра-фия. Наи-бо-лее ран-ние изо-бра-же-ния Иова встре-ча-ют-ся в рос-пи-сях си-на-го-ги в Ду-ра-Ев-ро-пос (245-256 годы). В даль-ней-шем ис-то-рия Иова, про-воз-ве-ст-ни-ка вос-кре-се-ния, слу-жив-ше-го об-раз-цом ве-ры и тер-пе-ния, ил-лю-ст-ри-ро-ва-лась во всех ви-дах хри-сти-ан-ско-го изо-бра-зительного искусства: в скульп-ту-ре (сар-ко-фаг Юния Бас-са, 359 год, му-зеи Ва-ти-ка-на; фа-сад северного тран-сеп-та со-бо-ра в Шар-тре, начало XIII века), в ми-ниа-тю-ре (Еван-ге-лие Рав-ву-лы, 586 год, Базилика Лау-рен-циа-на, Фло-рен-ция; «Сло-во Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 880-883 годы, Национальная базилика, Па-риж; «Иов и уте-ши-те-ли», ми-ниа-тю-ра «Ча-со-сло-ва Эть-е-на Ше-ва-лье» Ж. Фу-ке, 1452-1460 годы), в мо-ну-мен-таль-ной жи-во-пи-си (фре-ска Ни-ко-ло-Дво-ри-щен-ско-го со-бо-ра в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де, 1125 год, вит-ра-жи ка-пел-лы Сент-Ша-пель в Па-ри-же, 1239-1248 годы, и Ру-ан-ско-го со-бо-ра, XIII век). Обыч-но Иова из-об-ра-жа-ют си-дя-щим на гнои-ще, с об-на-жён-ным те-лом, по-кры-тым яз-ва-ми, в ок-ру-же-нии тро-их дру-зей, уп-ре-каю-щих его. Сце-ны из жиз-ни Иова вклю-ча-лись в вет-хо-за-вет-ные цик-лы рос-пи-сей (фре-ски Бар-то-ло ди Фре-ди в Кол-лед-жа-та, Сан-Джи-минь-я-но, 1367 год).

Ис-то-рия Иова пред-став-ле-на Т. Гад-ди в пи-зан-ском Кам-по-сан-то (середина XIV века). Ико-на Иова на-чи-ная с XVII века встре-ча-ет-ся в пра-оте-че-ском ря-ду русских вы-со-ких ико-носта-сов (ико-но-стас Тро-иц-ко-го со-бо-ра Ипать-ев-ско-го монастыря, 1652 год). Со-глас-но ико-но-пис-но-му под-лин-ни-ку XVII века, Иов был «сед, бра-да Ни-ко-ли-на. На гла-ве шап-ка… а шу-ба на нём кня-же-ска». Жи-тий-ные ико-ны Иова край-не ред-ки («Жи-тие пра-вед-но-го Ио-ва», XIX век., ГИМ). В эпо-ху Воз-ро-ж-де-ния Иов сре-ди других свя-тых пред-сто-ит Бо-го-ма-те-ри [ал-тарь ц. Сан-Джоб-бе Джо-ван-ни Бел-ли-ни (смотри Бел-ли-ни, се-мья), около 1480 года, га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ма-дон-на с Мла-ден-цем и пред-стоя-щи-ми Святого Ио-ан-ном Кре-сти-те-лем и Ио-вом» Фран-ча-бид-жо, 1516 год, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция]. В XV-XVI веках Иов по-чи-тал-ся в Западной Ев-ро-пе и как по-кро-ви-тель му-зы-ки и изо-бра-жал-ся в ком-па-нии му-зы-кан-тов, уте-шаю-щих его сво-ей иг-рой («Ал-тарь Ио-ва» А. Дю-ре-ра, 1504 год, Ште-де-лев-ский ху-дожественный институт, Франк-фурт-на-Май-не, Му-зей Валь-раф-Ри-хард-Люд-виг, Кёльн); со-глас-но ле-ген-де, он рас-пла-тил-ся с ни-ми ку-соч-ком сво-ей ко-жи, ко-то-рый чу-дес-ным об-ра-зом пре-вра-тил-ся в зо-ло-тую мо-не-ту (ми-ниа-тю-ра, ил-лю-ст-ри-рую-щая по-эму «Де-вять чте-ний из Ио-ва» П. Нес-со-на, XV век, Национальная базилика, Па-риж). В XVII веке сю-же-ты из жиз-ни Иова бы-ли по-пу-ляр-ны в жи-во-пи-си ба-рок-ко: кар-ти-ны «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов» Х. Се-гер-са (1-я половина XVII века, Нац. га-ле-рея, Пра-га); «Же-на, на-сме-хаю-щая-ся над Ио-вом» (Ж. де Ла-ту-ра, около 1635 года, Де-пар-та-мент-ский му-зей Во-ге-зов, Эпи-наль) и др. Ро-ман-тическим па-фо-сом про-ник-ну-ты ил-лю-ст-ра-ции к Кни-ге Ио-ва У. Блей-ка (1818-1825 годы, ак-ва-рель).

Иллюстрации:

«Иов Мно-го-ст-ра-даль-ный». Ми-ни-а-тю-ра из Ки-ев-ской Псал-ти-ри. 1397. Рос-сий-ская на-цио-наль-ная биб-ли-о-те-ка (С.-Пе-тер-бург). Архив БРЭ;

Х. Се-герс. «Мно-го-ст-ра-даль-ный Иов».1-я пол. 17 в. На-цио-наль-ная га-ле-рея (Пра-га). Архив БРЭ.

Архимандрит Тихон (Агриков)

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял

(Иов. 1, 21).


На всем свете нет человека, который больше бы перенес неправды, чем Иов многострадальный. Напраслина, нищета, страшные удары потерь, злая ненависть от близких, ропот, уныние, отчаяние - вот цепь ужасных мук, перенесенных праведным и неповинным человеком.

Будучи непорочным перед Богом и людьми, Иов страдал исключительно по зависти бесовской. Сатана не стерпел его добродетелей и праведной жизни. И вот, по Божию попущению, он навел на Иова ужасные бедствия.

Праведный Иов был богат и знаменит. У него было семь сыновей и три дочери. Было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, а также весьма много прислуги.

В один злополучный день Иов все это потерял. Детей, когда они все были вместе, раздавил упавший дом, в котором они находились. Его весь скот угнали иноплеменники. Имение разграбили разбойники. Слуг и дворовых побили.

Когда Иов услышал обо всем этом, он разодрал свои одежды в знак великого горя, упал на землю и сказал: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял… Буди имя Господне благословенно!” (Иов. 1, 21).

Но диавол на этом не успокоился. Он поразил Иова лютой проказой от подошвы ног по самое темя его. Иов вышел из селения, потому что нельзя было ему находиться там по причине зловония, исходящего от него. Он сел на пепел вне селения и черепком соскабливал гной со своих ран. Это были физические страдания. Но кроме них есть страдания более тяжкие - нравственные, душевные.

Сатана, видя что и проказа не сломила дух Иова, навел на него душевные страдания. Жена Иова - самый близкий человек - стала его укорять и злословить. Она пришла на гноище Иова и сказала ему:

Доколе ты будешь терпеть? Вот подожду еще немного и уйду от тебя. Дети мои все погибли, имение тоже, все болезни и труды мои, коими я трудилась, все напрасно. Сам ты сидишь и смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место… До каких пор все это будет? Скажи некое слово к Богу и умри.

Но Иов сказал жене своей:

Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2, 10).

Но вот к Иову пришли три его знатных друга. Они хотели утешить его, но вместо этого еще более причинили ему страданий. Друзья стали укорять Иова за то, что он страдает за свои тайные, злые дела. Скрыв от людей какие-то грехи, Иов не мог скрыть их от Всевидящего Бога, Который вот теперь, дескать, и наказывает его этими страданиями.

Для честного и невиновного человека больнее всего та боль, когда в чем-либо его обвиняют, а он в этом совершенно не виноват и чист. Эта душевная мука мучительнее всякого физического страдания.

Услышав от близких своих неправедное обвинение себе и видя, что они его совершенно не понимают, Иов почувствовал всю тяжесть своего одиночества. Горечь и слезы наполняли его бедную душу и он воскликнул:

Погибни день, в который я родился, и ночь, в которой зачался человек! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева… Теперь бы лежал я и почивал, спал, и мне было бы спокойно… Или, как выкидыш сокрытый, я погиб бы, как младенцы, не увидевшие света… На что страдальцу дан свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее… На что дан свет человеку, путь которого закрыт и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода… Нет мне мира, нет покоя, нет отрады (Иов. 3, 26). Опротивели душе моей жизнь моя, предамся печали моей, буду говорить в горести души моей. Скажу Богу: не обвиняй меня, объяви мне, за что Ты со мною борешься? Хорошо для Тебя, что Ты угнетаешь, что оставляешь дело рук Твоих (Иов. 10, 1–3).

И вот Господь отвечал Иову из бури:

Где ты был, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь… Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышедши как бы из чрева?.. Давал ли ты когда в жизни указания утру и указывал ли заре место ее? Нисходил ли ты в глубину моря и входил ли в исследование бездны? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?.. (Иов. 38, 4-33).

Иов отвечал Господу:

Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле… (Иов. 42, 1–2, 6).

Иов многострадальный страшно терзался своей душой, видя как нечестные благоденствуют и умножают свое беззаконие и насилие над слабыми. Он уже почти сомневался, стоит ли стремиться жить по правде и делать по совести? Коли нечестивые грешат, беззаконничают, живут безнаказанно в роскоши и славе, тогда какой же смысл делать добро и жить по правде?

Но Господь сказал Иову, что Бог так велик, так мудр и добр, что пути Его непроницаемы. И все, что Он делает с человеком, делает по Своей благости и любви. И если страдает человек несправедливо, он и награду получит за это великую. Но страдая, человек не должен пытаться узнать пути Божии, творимые с ним. Он должен доверять Богу во всем, что бы ми делал Господь с человеком. И в этом доверии Богу вся красота покорности человека своему Создателю и весь смысл спасительного смирения.

Испытав терпение праведника, Бог посрамил этим сатану, который более не дерзал клеветать на рабов Божиих. Затем Господь наградил Иова еще большим богатством, чем было у него до этого. И снова было у Иова семь сыновей и три дочери.

Праведный Иов жил еще много лет. Он видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода и умер в старости, насыщенный днями (Иов. 42, 17).

Так награждается Богом терпение людей, их страдания, их муки, если принимаются они не как случайные бедствия, а как посланные от Бога для нашей пользы.

Как близок Иов многострадальный ко многим современным людям, которые терпят тяжелые бедствия от близких, родных! Они лишаются своих домов, детей, имущества, высокого положения. И как часто они, бедные, готовы роптать на Бога, всех и каждого, видя как несправедливо их притесняют, поносят, унижают, готовы стереть их имена с лица земли. И вот такие страдальцы пусть помнят всегда Иова многострадального, который по зависти и злобе других все потерял, а потом получил еще здесь, на земле, вдвое, втрое больше, чем имел до этого.

Да если люди до пришествия Христова могли так терпеть, то как мы должны быть теперь терпеливыми, когда перед своим взором имеем страдания Самого Господа нашего Иисуса Христа и Его великое терпение за нас грешных.

Святой праведный Иов Многострадальный - это почитаемый христианами богоугодный человек, живший на земле примерно за 2000-1500 лет до начала новой эры. Иначе его называют Иовом бедным, за те испытания, которые ему послал Бог. Практически единственный источник, рассказывающий о нем - это Библии. История Иова - основная тема нашей статьи.

Кто такой Иов?

Жил он в Северной Аравии. Предполагается, что Иов Многострадальный приходится племянником Аврааму, то есть является сыном его брата Нахора. Был он человеком правдивым и доброжелательным. Но верующие прославляют его как глубоко верующего и богобоязненного праведника. Иов не творил злых дел и не имел в своих мыслях зависти и осуждения.

Был он счастливым отцом 7 сыновей и 3 дочери. Имел много друзей, слуг и несметные богатства по тем временам. Стада Иова приумножались, поля давали хороший урожай, а сам он был в уважении и почете у соплеменников.

Начало испытаний

Тяжела и мучительна была история бедного Иова. В Библии рассказывается, что однажды возле Божьего престола собрались ангелы, чтобы передать Всевышнему людские молитвы и попросить послать благ роду человеческому. Среди них был и Сатана, который явился очернить грешников и питал надежды, что Бог разрешит ему покарать их.

Господь поинтересовался у него о том, где он был и что видел. На это Сатана ответил, что обошел всю землю и узрел много грешников. Затем Господь спросил о том, видел ли враг рода человеческого Иова, который единственный на земле прославился своей справедливостью, был беспорочен и богобоязнен. Сатана ответил утвердительно, но подверг сомнению искренность праведника.

Господь разрешил испытать Иова. Сатана отнесся к этому с особым рвением и погубил все стада праведника, сжег его поля, лишил богатства и слуг. Но на этом испытания не закончились, погибли и дети его. История Иова повествует, что праведник со смирением принял страдания, смирился с ними, но продолжал и дальше восхвалять Господа.

Страдания Иова

И снова предстал Сатана перед престолом Всевышнего. В этот раз он сказал, что праведник не отрекается от Бога, потому что страдания его недостаточно сильны и коснулись только имущества, не задев плоти. Господь разрешил Сатане наслать на Иова болезни, но запретил лишать разума и посягать на его свободу воли.

Тело праведника покрылось проказой, и он вынужден был уйти от людей, дабы не заразить их. От страдальца отвернулись все друзья, даже жена перестала сострадать ему. Однажды она пришла к Иову и устыдила его, сказав, что по глупости своей он лишился всего и испытывает теперь неимоверные мучения. Женщина укоряла страдальца в том, что он до сих пор любит Бога и почитает его. Если Господь так жесток и немилостив, то нужно отречься от него и умереть с хулой на устах, таким было ее мнение.

Мысли жены Иова понять нетрудно. По ее мнению, если послал Бог благо, надо восхвалить его, а если подверг мучениям, то осудить. История Иова Многострадального повествует, что страдалец устыдил жену свою и не пожелал ее дальше слушать. Ибо от Бога нужно одинаково со смирением принимать и блага, и страдания. Таким образом, праведник и в этот раз не отверг Господа и не согрешил перед ним.

Друзья страдальца

Слухи о страданиях праведника дошли до трех друзей его, которые жили вдалеке. Они решили отправиться к Иову и утешить. Увидевши его, они ужаснулись, так страшно болезнь изменила тело страдальца. Друзья сели на землю и безмолвствовали семь дней, потому что не смогли найти слов, чтобы выразить свое сострадание. Иов заговорил первый. Он выразил скорбь о том, что родился на свет и был подвергнут ужасным страданиям.

Тогда друзья Иова начали разговаривать с ним, высказывая свои мысли и убеждения. Они искренне верили, что Господь посылает праведникам добро, а грешникам - зло. Поэтому считали, что у страдальца есть скрытые грехи, о которых он не хочет рассказывать. И предложили друзья покаяться Иову перед Богом. На это страдалец ответил, что речи их еще больше отравляют его страдания, ибо воля Господа непостижима и только одному ему известно, почему одним он посылает блага, а другим - тяжелые испытания. И нам, грешным людям, не дано знать помыслы Всевышнего.

Разговор с Богом

Праведник обратился к Господу в своей искренней молитве и попросил его быть свидетелем в его безгрешности. Бог явился страдальцу в бурном вихре и укорил его за рассуждения о высшем промысле. История Бедного Иова повествует, что Господь объяснил праведнику, что только ему известно, почему происходят те или иные события, и люди никогда не смогут осознать божий промысел. Поэтому человеку нельзя судить Всевышнего и требовать от него какого-либо отчета.

После этого Бог через праведника обратился к друзьям Иова и повелел им принести жертву руками страдальца, ибо только так он готов простить их за осуждение праведника и неверные размышления о воле Господа. Друзья привели семь овнов и столько же тельцов к праведнику. Иов помолился за них и принес жертву. Видя, что праведник, несмотря на свои тяжкие страдания, искренне просит за друзей своих, Бог простил их.

Награда

За крепость веры Господь вознаградил страдальца великими благословениями: исцелил его немощное тело и дал богатств в два раза больше, чем было раньше. Родственники и бывшие друзья, которые отвернулись от Иова, услышав о чуде исцеления, пришли порадоваться с праведником и принесли ему богатые дары. Но на этом не окончились благословения Бога, он послал Иову новое потомство: семь сыновей и три дочери.

Окончание жизни праведника

История Иова Многострадального повествует, что награжден был он Господом за то, что даже в горестях не забывал Бога и любил его больше, чем себя и имущество свое. Даже великие страдания не заставили праведника отречься от Бога и осудить его промысел. После испытаний Иов провел на земле еще 140 лет, а всего он жил 248. Видел праведник свое потомство до четвертого колена и умер глубоким старцем.

История Иова учит христиан тому, что Господь посылает праведникам не только вознаграждение за дела их, но и несчастья, дабы они утвердились в вере, посрамили Сатану и прославляли Бога. Кроме этого, праведника раскрывает нам истину, что земное счастье не всегда может соответствовать добродетели человека. Также история Иова учит сострадательности к болящим и несчастным людям.

Loading...Loading...