Время и место возникновения индуизма. История возникновения Индуизма

Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья — для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов . Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга. Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек. Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или . Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Основные положения религии

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана) . Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов , минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм . Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Источники индуизма

Индуизм, как и другие ранние национальные религии, политеистичен. Первоначально - это множество богов, устойчивой иерархии между которыми еще не установлено. Наиболее часто в Ригведе упоминается о подвигах бога бури Индры, бога солнца - Сурая, бога огня - Агни и др. Считалось, что боги обитают на небесах и одно из их названий - дева ассоциируется со словами, обозначавшими небо, дневной свет. Отдельные описания богов свидетельствуют, что индуизм в значительной мере отошел от тотемических верований и представлял своих богов в человекообразном облике, но конкретного описания этого облика нет.

Наряду с деви в Ведах упоминается и другая группа богов - асуры. Это Варун - верховный бог, Митра - солнечный бог и защитник людей. Впоследствии дэвы стали у индуистов называться добрыми духами, а асуры - злыми. Со злыми духами ведет борьбу Индра и другие добрые боги.

Брахманский период в развитии индуизма

В I тысячелетии до н.э. наступает второй - брахманский период в развитии индуизма.

Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам - знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

Основным вероучительным источником этого периода является сборник гимнов - Упанишады.

Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических философских систем в древней Индии.

Самые древние и авторитетные упанишады - Брихадараньяка и Чандогья. Они представляют собой тексты-поучения, адресованные ученикам и построенные в диалогической форме. Способ изложения в упанишадах может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют, скорее, интуитивную, чем логическую последовательность, а то, что мы воспринимаем как беспорядочность, скорее, относится к особенностям языка.

Тексты упанишад служили своеобразным "учебным пособием", помогая адептам традиции восходить по пути, ведущему к истинному знанию. Диалоги моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались. Как и многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, хотя отдельные фрагменты и целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные из мудрецов-упанишад - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.

1. Понятие «индуизм». Хронологические рамки исследования. Предмет исследования


Прежде чем охарактеризовать развитие индуизма на каждом его этапе, необходимо определиться с тем, что мы будем подразумевать под этим понятием, а также очертить необходимые хронологические рамки исследования.

Большинство исследователей полагает, что под индуизмом следует понимать не отдельное вероучение, но целый комплекс верований; отмечается также, что эти верования иногда противоречат друг другу. Называя индуизм религией, мы должны иметь в виду, что он не представляет из себя единой системы. Более того, как отмечает M.W. Muesse, понимание религии как аспекта жизни, имеющего своим центром некоторые доктрины и верования и опирающегося на религиозную организацию, совершенно не описывает сущности индуизма. Восприятие его как одного из многочисленных аспектов жизни Индии неверно; он лежит в основе всех прочих аспектов жизни индуса - искусства, медицины и т. п. Другими словами, индуизм является той структурообразующей единицей, на основе которой развивается дальнейшая культурная жизнь индийского социума. Строго говоря, проф. Muesse приводит не формальное, а скорее обывательское определение религии - так, другие определения включают в себя положение о влиянии мировоззрения на тип поведения в повседневной жизни, что, может быть, немного ближе к описанию роли индуизма в общественной жизни Индии, однако этот вопрос не входит в рамки нашего исследования и касаться его отдельно мы не будем.

Следует также отметить, что термин «индуизм» по своему происхождению европейский; историческое название индуизма - «санатана дхарма», что обычно переводится как «вечный путь» или «вечное учение». Но понятие «индуизм» можно интерпретировать двояко. С одной стороны, этим термином обычно называют религию, возникшую как итог противостояния брахманизма и буддизма. С другой стороны, зарождение индуизма началось намного раньше. Необходимо, таким образом, провести границу между этими двумя понятиями об индуизме как религии Индии и индуизме в узком смысле слова. Однако, как отмечает А.Л. Дворкин, «понять, что же соединяет различные течения санатана дхармы в единый поток индуизма… нельзя, не обратившись к его истории». Таким образом, необходимость полного рассмотрения эволюции этого учения вынуждает нас не ограничиться описанием развития собственно индуизма, но и включить в рассмотрение самые ранние предпосылки его возникновения.

Кроме того, определённую проблему вызывает и разделение этапов развития индуизма на подэтапы: в различных классификациях они выделяются по-разному. Мы воспользовались наиболее общей классификацией, отмечая там, где это ввиду наличия или отсутствия данных в источниках представлялось возможным, и некоторые подэтапы в становлении культа.

Наконец, нельзя оставить без внимания следующую проблему. Такие учения, как буддизм, джайнизм и сикхизм, возникли на почве древнеиндийской религии, из чего может показаться, что их развитие следует также рассмотреть в рамках индуизма. Однако исследователи, труды которых были использованы нами, однозначно выделяют их в отдельные религиозные системы. Ни буддизм, ни джайнизм, ни сикхизм не считают главный сакральный текст индуизма, Веды, священным писанием. Л.С. Васильев рассматривает джайнизм и буддизм в отдельных главах, именуя их «оппозиционными учениями» по отношению к господствующему. Н.С. Трубецкой, однако, называет буддизм «логическим завершением» пути развития индуизма, тем не менее, до некоторой степени противопоставляя ему новый брахманизм, или собственно индуизм. Таким образом, следуя общепринятым канонам, мы не будем рассматривать эти учения как определённые этапы развития индийской религии, но отметим период их возникновения и их оппозиционный характер, не углубляясь, однако, в дальнейшее исследование их эволюции.


2. Основные этапы развития индуизма


Ведический период

Учёные-индологи традиционно выделяют в становлении индуизма несколько этапов. Количество их определяется различно. Самая общая периодизация, используемая Л.С. Васильевым, разделяет историю развития индуизма на три этапа - ведический (ведийский), период брахманизма («старого брахманизма») и период собственно индуизма («нового брахманизма»). Отметим, что границы между этими этапами достаточно расплывчаты.

Ведийский этап охватывает период с III-II по VIII век I тысячелетия до н.э. Однако встречается и разделение его на несколько подэтапов, и в зависимости от классификации каждый из подэтапов вписывается в различные хронологические рамки. Минимально следует обозначить два подэтапа - формативный (до I тысячелетия до н.э.) и собственно ведический (с начала I тысячелетия по VIII век до н.э.). Мы сочли возможным использовать именно эту классификацию, так как исследователи соглашаются, что в основе индуизма лежат, с одной стороны, древнейшие культы плодородия, а с другой - религия ариев, пришедших в долину реки Инд в середине II тыс. до н.э.; при этом Веды, как священный текст индуизма, берут своё начало не в протоиндийской, а в арийской культуре.

Протоиндийская культура, или Hindus Valley Civilization (также Harappan Civilization), как именуется она в западных источниках, по мнению Muesse, может быть отнесена к высокоразвитым. О ней ничего не было известно вплоть до середины XIX века. Предположительно, обилие искусственных водоёмов и бассейнов свидетельствует о присущем древним жителям Индии понятии о ритуальных омовениях. Археологические находки позволяют судить, что особенно распространённым был культ плодородия. Основными богами считались богиня-мать (её культ признаётся как наиболее древний) и «мужской бог», изображавшийся рогатым (наследие почитания репродуктивной силы животных) в йогической позе лотоса - со скрещенными ногами. Некоторые исследователи полагают, что этот бог является прообразом Шивы.

Начало нового, собственно ведического периода, было связано с пришествием на территорию Индии арийских племён (это произошло приблизительно в 2000-1500 г. до н.э.). Среди учёных нет единого мнения о характере этого пришествия. С одной стороны, некоторые исследователи напрямую называют его «завоеванием», другие, напротив, полагают, что культура ариев наследовала пришедшей в упадок протоиндийской культуре. Тем не менее, именно язык ариев лёг в основу классического санскрита, сакрального языка Вед - более того, сами Веды считаются наследием именно арийской культуры.

Не следует забывать, однако, что ведический канон формировался на протяжении долгих веков и, соответственно, отображает в своём развитии те же этапы, что и развитие религиозной традиции Индии. Древнейшей книгой Вед считается Ригведа, её возникновение относят к той эпохе, когда племена ариев пришли на территорию Индии. Прот. А. Мень отмечает, что в гимнах Ригведы можно найти отголоски древнейших верований ариев. Так, подобно многим другим народам, первоначально арии сохраняли веру в единого Бога - они называли его Дьяушпитар, то есть Светозарный Отец. Божество это не имело каких-либо антропоморфических черт, но культ его был тесно связан с древнейшим общеарийским культом неба. Первоначально гимны ариев существовали лишь в устной форме; через несколько веков после прихода ариев на индийскую землю они были собраны в книгу, называемую Самхита. Произошло это уже в эпоху упадка монотеизма. В ведический период развития индуизма от религии Дьяушпитара остались лишь отзвуки. С точки зрения А. Меня, упадку арийского единобожия способствовало переселение в Индостан.

Как пишет автор, прежде всего в культ ариев вошло поклонение богине-матери Адити - как источнику всего бытия, и постепенно её образ затмил собой Дьяушпитара. «Адити, - говорится в Риг-Веде, - это небо, Адити - это промежуточная область, Адити - это отец, и мать, и сын, Адити - все боги и пять племен, Адити - это все, что когда-либо будет рождено». Вслед за этим появился политеистический культ, который, по мнению Н.С. Трубецкого, неверно понимать как сугубо натуралистический. Божества выступают не как олицетворения явлений природы, а как отдельные сверхъестественные силы.

Первостепенное значение имеет культ неба. В пантеоне божеств Ригведы выделяются два бога: Варуна и Индра. Особая роль уделяется Варуне. Он выступает не как один из множества богов, а как Вседержитель и Творец, - другими словами, берёт на себя функцию Дьяушпитара. В гимнах, связанных с Варуной, прослеживаются следы веры в бессмертие души; Варуне посвящены покаянные гимны. Совсем иной образ бога Индры. В нём отражены черты земных царей Индии. Это божество - символ грубой чувственности и любви к наслаждению. В Ригведе есть гимн, содержащий в себе монолог Индры, опьяневшего от ритуального жертвенного напитка сомы. Этот образ максимально приземлён и совершенно противоположен Варуне.

Как справедливо отмечает Н.С. Трубецкой, долго существовать в одном религиозном сознании эти противоположные образы не могли. К концу ведического периода культ Варуны постепенно сошёл на нет - возможно, потому, что образ Индры, отражающий черты правителей Индии, получил развитие в связи с почитанием царя-завоевателя, роль которого в этот период возросла. Число гимнов в честь Индры возрастало, и в Атхарваведе Варуна, наконец, изображается поклоняющимся Индре. Таким образом, к эпохе «старого брахманизма» культ Индры становится господствующим. Как отмечает Н.С. Трубецкой, роль этого «выбора» между культом Варуны и культом Индры недооценивается исследователями, так как это предопределило весь дальнейший ход индийской религиозной мысли Индии. С этим соглашается и А. Мень.

Период брахманизма (старого брахманизма)

Период брахманизма, как пишет Н.С. Трубецкой, характеризуется усложнением культа, всё более и более чётким разделением социума на варны, появлением большого количества философской и богослужебной литературы. По хронологии Muesse, он начинается с VIII и заканчивается II в. до н.э. Иногда его начало относят к VII веку. Следует отметить, что некоторые исследователи выделяют поздневедический период, период «аскетической реформации» и раннеклассический период, однако ввиду больших временных расхождений у разных исследователей точная датировка этих подэтапов требует привлечение большого числа источников и в рамках реферата представляется затруднительной.

Переход от культа Варуны к культу Индры спровоцировал глубокие изменения в религиозном сознании индийцев. Всё больше распространялась мысль о том, что жертва необходима богам и что их можно подчинить себе. С одной стороны, это привело к развитию обрядовой стороны культа и, как следствие, к росту авторитета жрецов, с другой стороны, появляются люди, желающие путём аскезы достичь того же, что могут боги; древние мифы этого периода полны сказаний о борьбе таких отшельников с богами. Возможно, что именно это наследие политеизма позволило некоторым учёным классифицировать этот период как поздневедический.

Как пишет А. Мень, этот период характеризуется всплеском отшельничества. С его точки зрения, это свидетельствует о духовной неудовлетворённости адептов индийской религии. «Неудовлетворенное религиозное чувство обратилось к космической мистике бытия. С другой стороны, выход из тупика начали искать через философское мышление». Именно в этом явлении отшельничества заложен источник широко распространившегося впоследствии в индуизме института гуру. Гуру не отрицали открыто господствующего учения, но именно с опорой на их философские поиски происходило дальнейшее развитие религии Индии. Немалую роль в становлении религии брахманского периода сыграла каста воинов - кшатриев, которые тоже могли изучать Веды.

Ближе к середине VIII - началу VII века начинает формироваться новая религиозная концепция, отражённая в памятниках литературы - Упанишадах и законах Ману. Первыми следует назвать Упанишады (ок. VII в. до н.э.). Философия Упанишад разрабатывалась в основном аскетами-отшельниками. В них зарождается весьма характерная для индийской религии концепция реинкарнации, то есть перевоплощения. Также впервые вводится понятие кармы - как суммы злых и добрых дел человека, определяющих форму его перерождения. Н.С. Трубецкой выводит концепцию реинкарнации и кармы исходя из особенностей культа поздневедического этапа: если граница между богами и людьми стирается, стирается и граница между человеком и животным. Учение о карме есть, с его позиции, философское объяснение кастовой системы. Но нельзя всецело отрицать и его роль как источника морали.

Отчасти в Упанишадах и в более поздних законах Ману (II в. до н.э.) появляется идея Брахмана. Религиозное воззрение Индии принимает отвлечённо-пантеистический характер. По новому воззрению, все ведические боги - проявление одного и того же Брахмана, или Атмана; понятие «атман», первоначально обозначавшее душу, стало употребляться и для обозначения «души мира». Всё то, что воспринимается чувствами, - иллюзорно, существует лишь Атман, одна Абсолютная Реальность. Он не имеет ни признаков, ни свойств, не умирает и не рождается. Для него не существует ни добра, ни зла. Как пишет еп. Хрисанф, «он есть самый мир, взятый в отвлечённом понятии бытия». Познание Брахмана возможно лишь через созерцание - одним из элементов медитативного созерцания Атмана является повторение священного слога «аум». Идеал философии Упанишад, таким образом, - слияние с Брахманом и достижение единства с ним (мокша) - концепция, нашедшая своё отражение в появившейся позднее идее нирваны.

Эта философия оказала сильнейшее влияние на весь ход развития религии Индии, однако в чистом, неизменённом виде она была ясна лишь для немногих мудрецов; для людей средних понятие об Абсолюте сводились к добродетели, для низших каст всё сводилось к ритуальным предписаниям, обрядам и т.п. Это профанированное восприятие философии Упанишад и породило тот индуизм, который был распространён в последующие годы вплоть до Средневековья.

К концу тысячелетия в Индии насчитывалось шесть философских школ, находящихся в рамках ортодоксального учения. Системы вайшешика, йога и миманса возникли приблизительно около II в. до н.э., а системы сангхья, веданта и астика ньяя берут истоки в VI-VII вв. (хотя литература системы ньяя датируется II в.). Эти системы можно разделить на монистические (содержащие представление о едином высшем начале) и дуалистические (с учением о двух противоположных началах). Учение каждой системы несколько отличалось от других, однако именно в них получили развитие концепции ахимсы (не причинять вреда живому - что должно было знаменовать собой прекращение жертвоприношений), асаны (телесные упражнения), медитаций, дыхательных упражнений и т.п., а также идеи материи и Абсолюта, противоположных друг другу. В совокупности же своей эти философские системы знаменовали собой дальнейшее развитие религии от относительно единой, до представляющей из себя комплекс различных философских школ.

Помимо ортодоксальных школ (т. н. Астика), на индийской почве возникли и несколько неортодоксальных (настика), из которых важнейшими считаются джайнизм и буддизм. Мы не будем рассматривать эволюцию этих учений, так как они являются оппозиционными по (тношению к индуизму в широком смысле слова, остановимся лишь на самых основных чертах, отличающих вышеназвнные религии от брахманизма.

Джайнизм появился около VI в. до н.э. По преданию, основателями учения являются философы-аскеты Парсва (полулегендарная личность, к которому адепты джайнизма возводят начало вероучения) и Вардамана-Махавира, проповедующий в духе Парсвы. Этому учению свойствен дуализм (противопоставление живого - дживы - и неживого - адживы), отрицание существования высшего начала, авторитета Вед, кастового строя общества и гораздо более строгая, чем в философии ортодоксальных школ, аскетическая практика. Начало всех вещей они возводят к душам, «духовным атомам»; души эти вечно странствуют в мире. Учение о карме, как и в ортодоксальной индийской религии, присутствует и в джайнизме, однако адепты джайнизма полагают, что прекращение странствования души («нирвана», ничто) возможно только при уничтожении кармы, т.е. отсутствии как плохих, так и добрых дел. При этом в слиянии с пустотой не прекращается сознание, так как душа, подобно «духовному атому», нерушима. Однако как и в случае с брахманской религией, утончённая философия джайнизма не могла быть напрямую воспринята всеми, поэтому культовый элемент не исчез из неё до конца, как не исчез и мифологический элемент. Интересно, что, согласно мифологии джайнизма, существуют божества, разделяющиеся на четыре класса, и боги одного из них носят одно и то же имя, означающее «Я - Индра», что указывает на несомненную связь джайнизма с религией Индии ведического периода.

Буддизм же возник около V в. до н.э.; основателем его традиционно считается выходец из касты кшатриев Сиддхартха Гаутама, который путём аскезы и медитаций достиг состояния Будды (дословно «пробуждённый»). Учение буддизма сводится к четырём позициям (т. н. «четыре благородные истины»). 1) Любая форма бытия в мире есть страдание. Радости преходящи и всегда омрачены страданием. 2) Причина страдания кроется в любого вида привязанности. Отсутствие влечения или привязанности равнозначно прекращению страданий. В связи с этой позицией буддизм вводит понятие кармы, которое означает в широком смысле слова общую сумму всех дел и поступков живого существа, которая определяет характер его дальнейшего существования. При этом в буддизме отсутствует понятие «душа», и учение о переселении душ в этом смысле ему не присуще; существует, однако, учение о последующих жизнях, которые определяются кармой. 3) Существует состояние, свободное от страданий, называемое нирваной. В буддийской литературе оно описывается как «вечное блаженство», однако учение Будды не даёт ответа касательно сохранения или уничтожения личности в нирване. 4) Достичь нирваны может любой, следуя т. н. Восьмеричному пути - принятию учения Будды, готовность отвергнуть привязанности, праведная речь, праведные поступки, праведная жизнь в невреждении живому, усилие к уничтожению зла в самом себе, правильное памятование - размышление о природе присущих человеку чувств, праведное созерцание - медитативные и аскетические практики. Буддизм отрицает весь брахманский культ, отрицает его богословскую систему, наконец, как пишет еп. Хрисанф (Ретивцев), отрицает «не только Бога, но и природу» (в библиографии №8, С. 374). Будда ничего не говорил о первопричине бытия, он возвестил только его ничтожество и иллюзорность. Однако народный буддизм, тем не менее, имеет свою мифологию; он говорит о существовании духов, но, как и все существа, подверженных закону кармы; под влиянием индуизма появилось в нём и учение об аде, пребывание в котором не вечно, так как ничего вечного в мире нет, и т.п.

Период собственно индуизма

Последний, третий этап развития индийской религии, занимает, по самым общим оценкам, период от II в. до н.э. до настоящего времени. Эта периодизация, однако, не отражает качественных изменений религиозных воззрений, произошедших в исламскую эпоху. Кроме того, как отмечалось выше, современные течения, восходящие к индуизму, далеко не всегда являются его чистыми преемниками. Таким образом, следует отдельно выделить этап исламизации (1000е - 1750е гг. н.э.) и современный период (с 1750х гг. по настоящее время).

Доктрина индуизма структурно сходна с буддизмом, однако ориентирована на социальные нормы, характерные для брахманизма, что обеспечило ему колоссальный успех на территории Индии. Вынужденное соперничество с оппозиционными учениями привело брахманскую религию к упрощению, что в конечном итоге означало его возрождение в виде индуизма. Система эта, являясь конечным итогом религиозно-философских поисков индийцев, тем не менее, представляет собой достаточно аморфное явление, включающее в себя не только древнейшие культы, но и даже элементы оппозиционных и неиндуистских учений. В некотором смысле он подобен позднему идейному синкретизму Китая. Для абсолютного большинства школ индуизма характерен институт гуру - учителя-проповедника, высшего авторитета для своих последователей.

Древневедический пантеон божеств, не теряющий своей роли в верованиях простого населения, претерпел значительное изменение; из всех божеств остались лишь три самых главных - Брахма, Вишну и Шива, т. н. Тримурти. Бог Брахма несёт на себе творческую функцию и восходит к концепции Атмана-Брахмана, представляя собой её упрощение. Являясь первопричиной всего сущего, он ничем более не примечателен. Вопреки концепции о слиянии всего с Вечным Абсолютом, Брахма-творец «трансформировал Единство Высшей Реальности в многообразие живого и преходящего», поэтому культ его не имеет широкого распространения. Культ Шивы, разрушающего начала, соотносится с аскетизмом, ставящим целью разрушение тела и воссоединение с Абсолютом; но гораздо более связан с древнейшими культами плодородия. Вишну, олицетворяющий сохраняющую мир функцию, наиболее любим в образе одной из аватар - Кришны. Учение об аватарах есть не что иное, как трансформировавшаяся концепция о том, что все божества суть проявления одного и того же Абсолюта; Кришна же по своему происхождению - один из древнейший индийских богов.

Ввиду того, что различные божества Тримурти почитались по-разному, к середине второго тысячелетия сформировались четыре господствующих направления. Смартизм - брахманская ортодоксия, сохраняющая идею Абсолюта и испытавшая сильное влияние брахманской школы веданта; практикуется поклонение различным формам Брахмана - богам индуистского пантеона; духовная практика заключается в следовании традициям Вед и медитациях.

Вишнуизм представляет собой весьма разнородное сочетание различных философских концепций; верховное божество - Вишну, персонифицированный Абсолют, другие боги суть его аватары; существует понятие души как нечто отдельного от божества. Широко развито учение об аватарах, из которых наиболее почитаются Рама и Кришна; основатель буддизма также включён в эту систему как одна из аватар Вишну. Также большую роль играет учение о бхакти - личной преданности богу. Наконец, как свидетельство влияния оппозиционных традиционной религии учений, отношение к кастовой системе в вишнуизме неоднозначно.

Шиваизм испытал на себе сильное влияние некоторых течений буддизма; суть его заключается в почитании Шивы как Абсолюта, злого и благого, созидающего и разрушающего. Боги пантеона являются его проявлениями, творениями или детьми; душа имеет с Шивой единую природу, и цель бытия - достичь с ним единения. В связи с разрушающей функцией Шивы распространена практика аскетизма и йоги; популярен культ плодородия в виде поклонения лингаму и йони, символам творческой силы Шивы и его жены Шакти. Традиционную кастовую систему общества шиваиты, как правило, не отвергают.

Шактизм представляет из себя культ жены Шивы Шакти (Дэви). В разных своих проявлениях она выступает и как благое, и как всесокрушающее божество. Распространено поклонение символу Шакти - йони. Тело для шактиста - не бренная оболочка, а инструмент для достижения мокши - слияния с Абсолютом; широко распространены практики ритуального вступления в интимные связи - что достаточно далеко отстоит от традиционных правил брахманизма. Жрецы Дэви, как правило, являются выходцами из нижних сословий.

В период исламского владычества индуизм стал претерпевать кризис, связанный с тем, что ислам, проповедовавший равенство, был притягателен для людей, долгое время существовавших в рамках кастовой системы. Тем не менее, ислам не стал однозначно господствующей религией, он вынужден был считаться с индуизмом, и последний включил в себя некоторые его элементы. Так, особое развитие получила концепция бхакти. На рубеже XV-XVI вв. гуру Нанак выступил с проповедью объединения ислама и индуизма, став, таким образом, основателем сикхизма. Для этого учения характерно осознание всеобщего равенства перед Богом и, как следствие, уничтожение кастовых различий. Цель жизни видится в слиянии с всеблагим божеством Абсолютом (мукти) под руководством гуру, что, однако, не мешает концепции бхакти - почитанию личного божества. У сикхов есть свои правила касательно внешнего облика и системы запретов (не стричься, носить тюрбан, ритуальный кинжал и т.п.), однако аскетизм они считают бесполезным.

Наконец, неоиндуизм возник в связи с идеей возрождения древней традиции, однако на самом деле далек от классического индуизма. На раннем этапе (XVIII - нач. XIX вв.) он, с одной стороны, пытался оградиться от европейского влияния, а с другой - активно развивал свои идеи на Западе, что подразумевало включение европейцев в кастовую систему. В XX веке появились тенденции к объяснению основных концепций индуизма терминами западной философии, что сопровождалось появлением огромного количества школ и сект, более подробное описание учения которых в рамках реферата не представляется возможным.


Заключение


Итак, мы проанализировали развитие индуизма на его основных этапах и можем сделать следующие выводы:

1.В основе верований индийцев лежат древние культы плодородия протоиндийской цивилизации и древнеарийский культ неба; смешение арийского населения с неарийским привело к развитию политеистического культа;

2.Ведический период характеризуется постепенным переходом от почитания богини-матери к культу неба-Варуны с последующим угасанием и укреплением политеистического культа Индры;

.Период брахманизма открывается кризисом религиозной системы, что приводит, с одной стороны, к угасанию культа Индры и развитию концепции Брахмана, а также основных понятий индуизма, а с другой стороны - к появлению религиозно-философских школ, как ортодоксальных, так и оппозиционных;

.Начало индуизма можно охарактеризовать как попытку преодоления кризиса в противостоянии с оппозиционными учениями, что привело к упрощении концепции Брахмана и появления концепции Тримурти; последующее развитие индуизма представляет собой разделение единого культа на несколько различных направлений, а также продолжающееся взаимодействие с иными религиями и философскими системами, такими, как ислам (XVII в.), христианство и новая западная философия (XIX-XX в.)


Список литературы

индуизм религиозный санатана дхарма

1.Религии мира: история, культура, вероучение / Под ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

2.Васильев Л.С. Религии Древней Индии / Л.С. Васильев // История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 124-178.

3.Дворкин А.Л. Современный индуизм и гуруистские секты / А.Л. Дворкин // Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд., испр. и доп. - Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002 г. - С. 166-191.

.Фаликов Б.З. Индуизм / Б.З. Фаликов // Христианство и другие религии. Сб.статей. [Интернет-ресурс]. Режим доступа: #"justify">5.Мень А.В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. - М.: СП «Слово», 1991.

6.Мень А.В. История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. - М.: СП «Слово», 1991.

7.Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство. Сб. статей. - М.: Лепта - Пресс, 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

главная религия Индии , которая имеет очень богатую историю и традиции. Считается, что индуизму более 4 000 лет. Часто его называют не просто отдельно взятой религией, а совокупностью различных индийский верований и традиций. Так как все традиции и философские учения, которые сплотились под общим названием «индуизм», возникли именно в Индии, все они очень схожи и являются родственными, имеющими одну общую прародительскую основу. Основа эта относится к древнейшим представлениям людей о мироздании и, возможно, является одной из самых первых верований на земле.

На санскрите индуизм звучит, как Санатана-Дхарма. В буквальном переводе означает как «Вечная религия», «вечный путь», «вечный закон». Как понятно из названия, индийцы чествуют свою религию как единственно верную, вечную, самую крепкую и нерушимую. Сам же термин «индуизм» возник от санскритского слова «хинду» — так на персидском языке называли людей, живущих за рекой Инд. К индуизму причисляются и такие религиозные течения, как буддизм, сикхизм, джайнизм.

Вероятнее всего, у индуизма, в отличие от многих других религий, которые мы можем наблюдать сегодня, не было основателя . По аналогии со славянскими языческими верованиями и язычеством многих других народов, индуизм является древним языческим верованием, который зародился в народной мудрости по естественным причинам. Здесь нет родоначальников и ярких пророков, с которых начинается отсчёт времени религии. Однако здесь есть свои Боги, свои святые, священные книги, писания и учения. Также в индуизме, в отличие от многих других религий, нет организованной центральной власти, которая бы управляла всеми общинами и организациями.

Индуизм исповедуют более 1 миллиарда человек в мире , что делает эту религию третьей по количеству последователей сразу после христианства и ислама. Большая часть индуистов проживает в Индии, Индонезии, Шри-Ланке, многих восточных странах, а также Великобритании, США, некоторых европейских странах. Совсем малая доля последователей, но всё же имеющая место быть, принадлежит и России. Индуизм, как религия, вера, философия, миропонимание стал международным только во второй половине XX века. До этого об индуизме за пределами Индии и некоторых близлежащих стран, мало кто имел представление. После того, как индуизм стал общедоступным, мир просто поглотили идеи, понятия и восприятия мира, характерные для Индии. Такие вещи, как карма, йога, вегетарианство и другие аспекты стали очень популярными и сейчас понимаются нами как само собой разумеющиеся, как всегда присутствовавшие в нашей жизни, однако до середины XX века людям за пределами Индии они были просто неизвестны.

Как уже говорилось выше, индуизм является семейством учений и традиций. Несмотря на это, он удивительным образом сохраняет целостность, общие черты и формы. Для лучшего понимания этого явления, носители религии предлагают для аллегории баньяновое дерево , которое постоянно пускает новые корни и ветви. Каждая ветвь, каждый корешок имеет свои отличительные черты, однако в основе их всё же стоит баньяновое дерево и по своей структуре, своей природе все они являются родственными. Также это явление можно сравнить и со славянским язычеством. В древности язычество также было очень разнообразным, и язычество одного племени могло отличаться от язычества другого племени, однако в основе было традиционное верование предков и все ответвления в стороны имели лишь поверхностный характер, одинаково содержащие в своей основе общие черты, единую ось, общее древо.

Индологи разделяют историю индуизма на три важные эпохи: ведизм, брахманизм и индуизм. Ведизм появился, по некоторым предположениям исследователей 5500 г. до н.э. и закончился 2600 г. до н.э. Ведизм — это эпоха становления индуизма, период написания главных Вед. Древнейшей ведой считается Ригведа. Кроме того, древнейшими писаниями считаются Махабхарата и . Также считается, что данные веды существовали задолго до их написания и многие века передавались от поколения к поколению в устной форме.

Исследователи индуизма рассматривают шесть видов этой религии: древнейшая форма (языческая, многобожество), ведийский (основанный на Ведах), ведантический (основанный на Упанишадах), йога, дхармический (следование определённым моральным устоям и индуистским представлениям, самый широко распространённый вид среди обычного населения Индии) и Бхакти (преданное служение Богу, чаще всего встречается как вайшнавизм). Также Индуизм делят на четыре главных направления: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм и Смартизм.

Четыре направления индуизма различаются тем, какому Богу или Богам служат последователи того или иного течения.

Вайшнавизм — поклонение Вишну и его аватарам (воплощениям Бога на земле) — Кришне и Раме. Вайшнавизм, как самая древняя форма из всех, получила и самое большое распространение. У индуизма вайшнавизма больше последователей, чем у других направлений. Также считается, что представление об индуизме в странах запада и странах, где индуизм не так сильно распространён, больше всего исходит из вайшнавизма. Многие последователи вайшнавизма или вишнуизма равное Вишне отдают предпочтение и Лакшми — женской ипостаси высшего Бога.

Шиваизм — поклонение Шиве. Наравне в вайшнавизмом, здесь есть и поклонение женской форме высшего Бога — Парвати. Согласно исследованиям, истории шиваизма насчитывается более 3500 лет.

Шактизм — поклонение Шакти или Деви (изначальная Богиня-Матерь).

Смартизм — название происходит от «смрити» священных индуистских писаний. Поклонение многим Богам. Основной школой смартизма является адвайта-веданта.

Кроме этих направлений, считающихся главными, существуют и менее популярные формы индуизма: Ганапатья (поклонение Ганеше), Саура (поклонение Сурье — Богу Солнца), «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, Адвайта, Кришнаизм, Бхакти, Сикхизм и другие.

Несмотря на некоторые различия форм, видов и направлений индуизма, как уже говорилось выше, в их структуре всегда прослеживается чёткая основа. Чаще всего эта основа держится на определённых понятиях , которые в наше время известны очень многим. Среди таких основополагающих понятий: Дхарма (морально-нравственный долг, жизненные обязательства), Сансара (круговорот перевоплощений душ), Карма (зависимость качества жизни, качества новых перевоплощений от совершаемых или совершённых в прошлых жизнях поступках), Мокша (освобождение от Сансары), Йога и другие.

Индуизм — это вера, которая очень разнообразна и многопланова. Здесь есть и многобожие, и единобожие, причём, это сочетание часто идёт рука об руку в понятиях индуиста. Это объясняется особым миропониманием индийцев и можно объяснить тем, что индуисты верят в одного Бога, который проявляет себя в различных ипостасях, в различных Богах, аватарах, проявлениях и даже вещах. При этом каждый индуист вправе выбрать то проявление Бога, которое ему наиболее близко и понятно. Сделав выбор, он не должен конфликтовать или относится предосудительно к другим формам индуизма, так как в других направлениях люди верят в того же Бога, что и он сам, только в другом своём проявлении. Этим и объясняется, почему на протяжении многих и многих столетий в индуизме сохраняются различные формы поклонения разным Божествам и при этом они мирно соседствуют и практически никогда не враждуют.

Кроме главных Богов, значительную роль в религиях индуизма занимают Боги «рангом» ниже главных — полубоги, существа, демоны, духи и так далее. Статуи Божеств в индуизме называются Мрути. Наподобие языческих идолов, мрути являются способом или посредником общения между Богами и людьми. Это проявления Бога на земле, хотя некоторые индуисты и даже целые течения отвергают мрути, считая, что Бога невозможно представить в зрительном человекообразном или звероподобном образе. Кроме статуй мрути, индуисты используют «иконы» — изображения Божеств и многочисленные символы.

Что касается священных для индуизма писаний, то в Индии их очень большое количество. Тексты разделяются на Веды, Упанишады, Пураны и Агамы . Самыми главными для Индии текстами, всё равно как для христиан библия, являются такие философско-литературные произведения, как Рамаяна, Махабхарата, Бхагават-Гита и некоторые другие. Каждой из этих книг несколько тысячелетий. До сих пор не утихают споры касательно того, что там описано и того, кто их написал. Самими индусами — носителями древней веры, Веды и другие древние тексты называются настоящими откровениями.

Главным достижением любой души, по мнению индуистов, является полное самоосознание и освобождение от Сансары и бесконечного перевоплощения. При этом, в индуизме есть и понятия ада и рая, хоть выглядят они не так, как в некоторых других религиях. Часто такие места описываются как райские или адские планеты, либо тонкие сферы бытия, где душа либо поощряется, либо наказывается. Достижение самоосознания достигается различными путями, свойственными для индуизма, но всё же главными являются — служение Богу, традиционные ритуалы, аскетическое существование, медитация, йога.

Индуисты регулярно, а порой даже несколько раз в день, совершают ритуалы обращения к Богам в целях собственного совершенствования и почитания высших существ и предков: Пуджа (жертва в виде зажженного светильника, благовоний или еды на восходе солнца), чтение священных писаний, Киртан и Бхаджан (молитвы, мантры, песни), медитации и многое другое. Кроме того, в индуизме множество характерных праздников, посвящённых божествам и которые становятся популярны во всём мире, как широкомасштабные фестивали: праздник Холи, Кумбха-мела, Маха-Шиваратри, Наваратри, Дивали, Кришна-джанмаштами, Рама-навами. Характерны для индуистов и паломничества к святым местам: Киртан, Пури, Тирупати, Катра, Рамешварам, Дварака, Бадринатх и другие.

Одним из самых известных, а для некоторых даже шокирующих, обрядов, считается кремация умерших. Кремация или сожжения тела, производится вовсе не в крематории (хотя в современной Индии это тоже присутствует), а прямо на открытом воздухе и у всех на виду. Для этого тело умершего оборачивают в саван и сжигают на большом костре. Такой способ прощания с телом умершего существовал практически во всех традициях древних народов, включая, конечно, и нашу — языческую традицию. В индуизме, как в славянском язычестве и других верованиях прошлого, очень сильно развит культ предков.

Стоит рассказать и про понятия ашрамов в индуизме. В Индии жизнь человека делится на четыре ашрама. Первый ашрам — Брахмачарья, то есть период обучения. Второй, Грисатха — семейная и рабочая жизнь. Ванапрастха — уход от бытовых и мирских дел, время, когда человек начинает посвящать себя духовным поискам, паломничеству по святым местам, ритуалам и так далее. Санньяса — полное посвящение себя духовным практикам, отречение от материального мира.

Характерным для индуизма является разделение на сословия . Так все люди, по мнению индуистов, делятся на четыре «варны»: Брахманы (священники, учителя), Кшатрии (воины, правители, высокопоставленные люди), Вайшьи (торговцы, земледельцы, купцы) и Шудры (слуги, рабочие, люди низшего сословия). Принадлежность человека от рождения к тому или иному сословию считается наследием кармы, то есть заслугами в прошлых жизнях.

В современном мире индуистские формы верований принимают не только коренные жители Индии, но и люди из других стран. Индусы вовсе не против этого и охотно принимают в свои ряды иностранных граждан, которые желают приобщиться к древней вере в Индийских Богов, следовать учениям Вед, и идти по пути самосовершенствования.

часто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков. Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей. Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках "Индуизма" ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы...Приблизительно в 1500 до н.э., когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем "синкритизации" и "брахманизации", и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет. А теперь и в каждой части мира.


Индуизм - это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге - их много, все равной важности - или на словах одного или многих пророков. Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств. Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , смартизм и шактизм. Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.


Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе. Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути - это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были "услышаны" мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников. К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга - руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.


Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, "душа мира").

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий - ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

Loading...Loading...