Житие екатерины великомученицы читать. Чудо, явленное на вершине Синая

Святая Екатерина заслужила благосклонность Бога еще при жизни. Сегодня каждый человек в молитве может обратиться к ней со своими проблемами и получить помощь. Прежде чем выяснить, в чем помогает великомученицы Екатерины, узнаем историю жизни этой святой.

Екатерина была очень красивой и умной девушкой, да еще и дочкой правителя Александрии. Огромное количество мужчин просили ее руки, но она считала, что с ней должен быть самый лучший жених. Мать Екатерины была тайной христианкой, и она отвела дочку к святому старцу, который сказал, что жених, подходящий ее требованиям, это Иисус. Божий сын отказался от девушки, поскольку она была недостойна его. С того времени Екатерина изменила свою жизнь: хранила целомудрие, покрестилась и постоянно молилась. Однажды ночью ей пришло видение, в котором Господь ей дал кольцо, обручив ее себе. В те времена в Александрию пришел Максимилиан, который решил покорить Екатерину, но она отказала ему из-за чего была брошена в темницу и там ее подвергали разным мучениям. В итоге Екатерину казнили, и умирала она с молитвой Иисусу. Праздник великомученицы Екатерина принято отмечать седьмого декабря. В храмах в этот день проводится литургия.

В чем помогает святая великомученица Екатерина?

Екатерина еще при жизни показала себя очень умной девушкой, поэтому христиане считают ее покровительницей знаний. Именно поэтому многие университеты считают Екатерину своей покровительницей. Считается, что преподаватели и учащиеся могут обращаться к святой, чтобы она помогла достичь успеха в выбранном деле, в обретении знаний и просветлении. Студенты посылают прошения к Екатерине перед экзаменами. О небесной поддержке испрашивают люди, занимающиеся работой, которая связана с рациональным суждением, к примеру, судьи, прокуроры и т.д.

Разбираясь, в чем помогает великомученица Екатерина, стоит сказать о том, что в народе ее еще называли Женодавица, поскольку она является заступницей одиноких. Молодые девушки возносят молитвы перед образом святой, чтобы она помогла найти вторую половинку. Называют Екатерину еще заступницей брака, поскольку она оберегает , способствует сохранению чувств и спасает семьи от ссор и развода. Икона святой великомученицы Екатерины непременно должна быть в доме девушки, которая хочет забеременеть. Можно просить ее о легких родах и здоровье будущего ребенка. Икона, находящаяся в доме, позволит сохранить покой и благополучие.

О том, как прославила Господа своей земной жизнью и славной кончиной святая великомученица Екатерина, мы узнаём из весьма ограниченного количества дошедших до нас источников. Это записи её слуги и стенографа Афанасия, византийского писателя и религиозного деятеля Симеона Метафраста и, наконец, три сочинения, авторство которых не установлено. Однако её пример служения Богу столь ярок и назидателен, что она занимает одно из главных мест в сонме православных святых.

Юная Доротея

Будущая великомученица Екатерина появилась на свет в крупнейшем египетском городе Александрии в 287 году и до своего обращения во Христову веру носила языческое имя Доротея. Её родители были состоятельными людьми и смогли обеспечить дочери счастливое и беззаботное детство. Когда же настала пора приступать к учёбе, то для неё были приглашены в дом лучшие педагоги города. Девочка, отличавшаяся пытливым и острым умом, быстро усваивала знания.

В те годы была ещё цела уничтоженная впоследствии знаменитая собравшая в своих хранилищах творениях многих выдающихся мыслителей прошлого. Туда и зачастила юная девушка. В этом храме мудрости она знакомилась с сочинениями древних поэтов и философов, изучив предварительно языки, на которых они были написаны. Здесь же она постигала секреты ораторского искусства, диалектики и тайны медицины, открывавшиеся ей в трудах Гиппократа, Асклепия и Галена.

Упрямая невеста

Икона столь хорошо знакомая большинству верующих, представляет нам образ молодой и красивой девушки. Именно такой, по сохранившимся о ней сведениям, и была будущая святая. Прибавив к внешней привлекательности живой ум и редкую по тем временам образованность, нетрудно понять, каким успехом она пользовалась у лучших женихов Египта.

Родители Екатерины, пользуясь благоприятными обстоятельствами, пытались выдать дочь замуж и подыскать ей самую блестящую партию. Однако девица оказалась несговорчивой и поставила условие, что тот, кому она согласится отдать руку и сердце, не должен уступать ей ни в красоте, ни в образованности, ни в знатности и богатстве. В те времена ещё не было в ходу слово «мезальянс» - неравный брак, но и тогда красивые и состоятельные невесты знали себе цену.

Посещение пустынножителя

Икона великомученицы Екатерины, фото которой помещено в начале статьи и которая представлена в большинстве православных храмов, являет нам её уже принявшей истинную веру, однако этому предшествовало важное событие, ставшее поворотным в жизни девушки. Дело в том, что мать Екатерины втайне исповедовала распятого и воскресшего Христа. Её духовным отцом был сирийский монах, скрывавшийся от суетного мира в отдалённой пещере. К нему-то и привела тайная христианка свою дочь.

Часто встречается икона святой великомученицы Екатерины, где она изображена на фоне реки, за которой раскинулась гряда безжизненных холмов. Очевидно, именно их избрал местом своего пребывания сирийский отшельник, открывший юной деве веру во Христа. Он поведал ей о том, что есть на свете Юноша, во всём превосходящий её, и, прощаясь, дал икону Богородицы с Младенцем на руках, научив в молитве просить Царицу Небесную явить ей этого Юношу - Её Сына.

Обретение Христовой веры

Житие великомученицы Екатерины свидетельствует о том, что в ту же ночь в сонном видении девушке явилась Дева Богородица, но Предвечный Младенец не пожелал воззреть на неё до тех пор, пока деву не омоют воды святого крещения. Проснувшись в слезах, Екатерина вновь отправилась в заветную пещеру, где мудрый старец, наставив её в основах христианской веры, совершил над ней великое таинство, связавшее её навеки с Сыном Божьим.

Счастливая, она вернулась домой и, устав от дальнего пути, забылась лёгким сном. Едва веки девушки сомкнулись, как перед ней вновь предстала Царица Небесная, но в этот раз Её Сын, с лаской во взоре, протянул деве обручальный перстень - знак того, что отныне Он стал её Небесным Женихом. Проснувшись, Екатерина обнаружила у себя на пальце чудесный дар Иисуса.

В ожидании языческого праздника

В те давние годы Египет входил в состав восточной части Римского государства и находился под юрисдикцией императора. Периодически в крупнейшем городе- Александрии - устраивались языческие торжества, на которые прибывал сам правитель империи. Один из таких праздников ожидался вскоре после описанных выше событий.

Икона Екатерины великомученицы часто представляет её держащей в руках цветы или пальмовую ветвь. Это неслучайно. И то и другое является символом мира и любви, неотъемлемых от учения Спасителя. Их-то и хотела принести погрязшему в языческих заблуждениях венценосцу молодая христианка. Она явилась на праздник с одной целью - убедить императора в ошибочности его воззрений и явить ему свет истины.

Полемика с императором

Молодая и красивая девушка сразу привлекла к себе внимание римского правителя, а когда она обратилась к нему с философскими речами, столь несвойственными женским устам, то он смешался и не нашёлся что ей возразить. На помощь себе император призвал целую толпу придворных мудрецов, которые, вступив в полемику с девушкой, были побеждены неоспоримостью её аргументов. Недаром икона Екатерины великомученицы часто представляет святую с развёрнутым свитком в руках, подчёркивая тем самым её глубокую учёность.

Мудрецы, не оправдавшие надежд императора, были тут же отправлены на костёр. Перед смертью они во всеуслышание объявили, что, убеждённые красноречием Екатерины, сами желают принять христианство и умереть во имя истинной веры и того, кто принёс её людям. Древние авторы, поведавшие миру об этих событиях, сообщают, что когда пламя костров угасло, останки казнённых были не тронуты огнём.

Неустрашимая в мучениях

Наиболее распространённая икона св. великомученицы Екатерины в свою композицию включает изображение ставшего орудием мучения, с помощью которого языческий император пытался заставить её отречься от своих убеждений. К этому средству он был вынужден прибегнуть, когда не смог достичь желаемого ни посулами богатств и почестей, ни лестью, ни запугиванием.

Рассчитывая на то, что муки голода заставят девицу быть сговорчивей, император вверг её в темницу и повелел не давать пищи. Но Господь не оставил святую, и в течение двенадцати дней голубь приносил молодой узнице еду, поддерживая в ней телесные силы и укрепляя дух. Далее в житии святой повествуется о том, что само колесо, которое икона Екатерины великомученицы представляет как свидетельство её неустрашимости, было сметено неведомою силой, едва только осуждённую на муки подвели к нему.

Без тени страха подошла святая к плахе, на которой по повелению императора палач должен был усечь её главу. Когда казнь свершилась, то из открывшейся раны потекла не кровь, а молоко. Все присутствовавшие при этом стали свидетелями того, как ангелы Божьи подхватили безжизненное тело и вознесли его на вершину Синая.

Чудесное обретение мощей и создание гимнографии

Через триста лет у монахов, находившихся неподалёку от монастыря, было видение, повинуясь которому они поднялись на вершину горы и обрели нетленные мощи святой - её главу и правую руку, опознанную иноками по сохранившемуся на ней кольцу. Бесценную реликвию перенесли в обитель. Сегодня мощи святой покоятся в мраморной раке, установленной в главном храме построенного на Синае монастыря, носящего её имя. Находящаяся там же Икона Екатерины великомученицы снабжена мощевиком, в котором хранится её палец.

Гимнография святой Екатерины берёт своё начало в IX веке. В этот период преподобный Феофан Никейский и его ближайший сподвижник Вавил посвятили ей целый ряд созданных ими песнопений. Считается, что тогда же был написан и тропарь святой великомученице Екатерине. На Русь, принявшую крещение и ставшую в ряд христианских народов, они, как и многие иные церковные тексты, попали в переводе с греческого. Очевидно, тогда же был написан кондак святой великомученице Екатерине, в котором она именуется всемудрой, поправшей змия и укротившей разум риторов.

Поклонение святой великомученице в России

С давних пор на Руси установлено её почитание. Редко найдёшь храм, в котором среди прочих образов не представлена икона великомученицы Екатерины. В образ можно увидеть в главном соборе страны - храме Христа Спасителя. Туда в 2010 году привозили из Египта мощи святой для всеобщего поклонения. У многих верующих среди прочих образов, составляющих имеется и икона Екатерины великомученицы.

В чем помогает эта святая? Принято считать, что, поскольку в своей земной жизни она отличалась необыкновенным умом и образованностью, то, находясь в горнем мире, великомученица может оказывать покровительство всем учащимся, независимо от уровня обучения, а также людям, занятым умственным трудом. Ещё одним призванием святой, является помощь одиноким девушкам, поскольку сама она закончила жизнь, не вступив в брак.

Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твёрдо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:

— Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.

Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:

— Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.

Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.

— Знаю я, — сказал он ей, — одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, — она смутилась, изменилась в лице и спросила старца:

— Правда ли всё то, что он ей говорит?

Он отвечал, что всё это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его:

— Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

Старец ответил ей:

— Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

Екатерина спросила старца:

— Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?

— Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, — ответил ей старец, — то сподобишься узреть пресветлое Лице Его.

Екатерина сказала ему на сие:

— Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.

Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:

— Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой — Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя.

Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:

— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:

— Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

Тогда Христос отвечал:

— Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.

Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.

Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:

— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?

Господь ответил Пречистой Матери Своей:

— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Тогда Екатерина пала на землю и воскликнула:

— Недостойна я, преславный Владыка, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя с рабами Твоими.

В это время Пресвятая Богородица взяла правую руку отроковицы и сказала Сыну Своему:

— Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Своего.

Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:

— Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.

После сих слов Христа Господа, видение окончилось. Отроковица пробудилась и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе, и Его одного желала, о Нем одном поучалась наяву и во сне.

Вскоре после того, как Екатерина обратилась в христианство, прибыл в Александрию нечестивый царь Максимин, имевший ревность не по разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и бессловесным. Желая устроить в честь сих богов торжественный праздник, он разослал по окрестным странам и городам приказ собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Собралось бесчисленное множество людей, причем каждый вёл, кто что мог, для жертвоприношения: кто волов, кто овец, а кто был не в состоянии, те принесли птиц, или еще что-либо подобное. Когда наступил день мерзкого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, — князья и вельможи меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалаемых животных и смрадом от приносимых жертв; повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом. Когда сие происходило, благочестивая и прекраснейшая Екатерина, при виде такого пагубного соблазна душ человеческих, жестоко была уязвлена в сердце своем, скорбя об их погибели. Горя Божественною ревностью, она взяла с собою нескольких рабов и пошла в храм, где безумцы приносили жертвы. Когда она встала в дверях, то все устремили на нее свои взоры: ибо она блистала своею необычайною красотою, которая свидетельствовала о ее внутренней красоте душевной. Она велела известить царя, что имеет сказать ему весьма нужное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, потом сказала:

— Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя своему мудрецу Диодору , который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, но, думая, что самая вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им, как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя сим учителям своим, и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Его единым словом всё было создано и сохраняет свое бытие. Сей всесильный и преблагий Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закаланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.

Слыша сие, царь воспламенился сильным гневом и сначала долго хранил молчание. Потом же, будучи не в силах ответить на ее слова, сказал:

— Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношение, а потом мы послушаем твоих речей.

Окончив свое богопротивное торжество, нечестивый царь велел привести святую Екатерину в свои царские палаты и сказал ей:

— Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде?

— Я царская дочь, — отвечала святая, — называюсь Екатериною. Прежде я с великою любовью занималась различными науками: изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но теперь всё сие я презираю, как занятие суетное и бесполезное, и соделалась невестою Владыки Христа, Который чрез Своего Пророка Исаию сказал:

«Мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:14).

Царь дивился ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательною красотою и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотою и смотря на нее бесстыдным взором, начал говорить соблазнительные слова. Святая же, проникая его беззаконные помыслы, сказала ему:

— Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землею и прахом; Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такою красотою, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.

Царь озлобился сими словами ее и сказал:

— Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.

Но святая возразила ему:

— Если ты желаешь хотя немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми всё ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его, или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.

Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:

— Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений, и уверуешь в наши учения.

Сказав сие, он приказал со всею строгостью стеречь святую девицу. Сам же тотчас послал по всем подвластным городам такое предписание:

— Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу , и кто призывает наставниц разуму — муз , соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд.

И вот собрались, в количестве пятидесяти человек, избранные и мудрейшие витии, отличавшиеся большою остротою ума и великою силою в слове. Царь обратился к ним с такими словами:

— Приготовьтесь со всею тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицею так, чтобы вы могли преодолеть ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите всё ваше старание и покажите вашу мудрость так, как бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона . Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд, и вместо даров вы примете мучительную смерть.

На эти слова царя один, самый славнейший и мудрейший, вития ответил:

— Не опасайся царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве, и быть вполне искусною в красноречии; повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.

Услышав эту хвастливую речь философа, царь успокоился и возвеселился, надеясь, что нечестивый и надменный язык ученых победит исполненную кротости и Божественной премудрости девицу. Он тотчас повелел привести ее к себе. Собралось также множество народа слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами. Но прежде, чем посланные успели придти к Екатерине, явился ей с небес Архангел Михаил и сказал:

— Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.

Сказав сие, Ангел отошел.

Между тем к Екатерине пришли посланные царем и, взяв ее, привели к царю и философам на зрелище всем. И тотчас тот самонадеянный философ, который прежде так похвалялся, с гордостью обратился к святой Екатерине:

— Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь богов наших?

— Я, — кротко отвечала ему святая, — но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги — ничто.

Тогда философ сказал ей:

Тропарь, глас 4:

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою.

Плутарх Херонейский - знаменитый греческий историк. Херонея - город в Средней Греции.

Гермес (Ермий) или Меркурий считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов и был одним из популярнейших языческих богов. Так, невежественное народонаселение городов Листры и Ликаонии было настолько поражено чудесами Апостолов Павла и Варнавы, что назвало Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. (Деян.14:12).

Богини, считавшиеся покровительницами наук и искусств.

Платон - известный греческий философ IV века до Р. Хр., современник и учитель известного греческого философа - Аристотеля. Платон - ученик знаменитого и славного философа Сократа. Замечательно то, что в своих философских воззрениях Платон, особенно в учении о Боге, творении мира в загробной жизни, близко подходит к христианскому учению.

Здесь разумеются Гомер, Виргилий и другие поэты. Вообще, сказания о своих богах язычники, главным образом, почерпали из поэтических произведений.

Гомер - один из ученейших и славнейших поэтов греческих, живший задолго до Р. Хр. Написал знаменитые поэмы: «Илиаду» и «Одиссею».

Зевс (или Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.

Орфей - легендарная личность, которая пользовалась особым уважением у язычников.

Аполлон или Феб, - сын Зевса и Латоны, один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего.

Особенно дико казалось язычникам, что христиане покланялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему то и Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (т. е. язычников) - безумие (1 Кор.1:23).

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди.

Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова.

Аполлоний Тианский - языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма.

Багряница - длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана.

Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей).

Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа.

Адамант (алмаз) - камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера.

И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле, и были открыты лишь спустя 200 слишком лет. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30–40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной Византийским императором Юстинианом, за 800 верст от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта возвышенность достигала до 1200 сажен; но отшельники, движимые религиозным одушевлением и вспомоществуемые благодатиею Божиею, победили все трудности пути и скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Их положить сюда только и могли Ангелы. - Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только глава ее и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой, тогда же торжественно перенесенные в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом, замечательном по своей древности, монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку. Но этот дар хранится в ризнице. «Страх от жадности мусульман, от огласки путешественников, - замечает известный епископ Порфирий, бывший на Синае, - приучил синаистов таить эту драгоценность». В настоящее время св. мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом - Христом. В раке святые части мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит толстый пласт ваты, проникнутый благоуханием святыни. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они поставляются среди храма, вместе со многими другими останками святыни, на столе, нарочито для сего приготовленном. Мощи св. Екатерины для дальнего поклонника открываются во всякое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

Память святой Екатерины чествуется во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем; весьма многие из православных и инославных христианок носят ее имя. Слава этой мученицы была велика и в древности. Павла, знаменитая римлянка, основавшая монастырь в Вифлееме в 386 году, посвятила в нем храм муч. Екатерине, о которой св. Епифаний говорил Павле, что Екатерина родилась на острове Кипре, в гор. Саламине, в его епископии, оттуда перешла в Александрию, была в св. местах в Иерусалиме, пред яслями в Вифлееме дала обет девства и получила от Христа перстень. На Западе она считается покровительницею учащегося юношества, особенно философии. Святую великомученицу почитают даже некоторые из язычников, например: монголо-буряты забайкальские.

Т. е. Августу, жену Максимина.

Что касается службы великомученице и церковных песнопений, в честь ее составленных, то они относятся к глубокой древности. В IX веке Феофан Никейский, известный христианский песнопевец, и неизвестный монах Вавил написали многие песни в честь великомученицы Екатерины, которые ныне православною Церковью и поются 24 ноября, в день ее преставления. Преподобный Феофан написал в честь св. великомученицы канон, краестрочие которого заключает следующую мысль: «Екатерину приснопамятную песньми пою».

Святая великомученица Екатерина была образованнейшей девушкой своего времени. Она родилась во второй половине III столетия, была дочерью правителя Александрии Египетской. К своим 18 годам он уже хорошо изучила римскую и греческую литературу, врачебное искусство, кроме того святая была удивительно красива, что, сочеталось с ее светлым умом. Все это привлекало множество юношей – женихов. Однако никто из них не получил утвердительного ответа.

Екатерина заявила, что ее мужем станет тот, кто превзошел бы ее в уме и красоте, но таких не находилось…

Отец девушки был язычником, но мать тайно приняла христианскую веру. Она и познакомила святую со старцем священником. Тот открыл девице, что есть такой Жених, слава, богатство и премудрость, которого во много раз превосходят ее достоинства. Вручив икону мученице, он посоветовал ей молиться, чтобы увидеть того замечательного Жениха.

Ночью дева узрела Небесную Царицу, окруженную сонмом ангелов и держащую в своих руках Отрока, от которого исходил настолько яркий свет, что Екатерина не могла не удивиться чуду. Отрок, однако, не дал взглянуть ей на Свое лицо, он отвернулся, но снисходя на просьбы Пречистой Матери, послал девицу к старцу, чтобы узнать, как ей удостоиться лицезрения Спасителя.

Наутро старец по усиленным мольбам девушки крестил ее. Ночью же во время молитвы Екатерина вновь узрела Божественного Отрока, но теперь Его лицо было открыто ее обновленному крещением взору. Благосклонно и милостиво смотрел Отрок на деву. Пресвятая Матерь взяла руку Екатерины, и Ее Сын Сам одел кольцо на безымянный палец правой руки Своей невесты. «Не знай жениха земного», – произнес Пресвятой Отрок, и с этого времени Екатерина знала, что обручена Самому Богу.

Святая великомученица жила во время правления беззаконного язычника – императора Максимиана. В одно из неистовых идольских праздников, Екатерина сама явилась Максемилиану и обличила его нечестие. Поскольку девушка была очень умна, то ни император, ни его приближенные не могли уступить ей в споре об истине. Разгневанный император не терял надежды разубедить святую. Он предлагал ей соцарствовать с ним, получить все блага мира, но все это было напрасно. Екатерина во время отъезда Максимилиана умудрилась обратить к вере супругу царя, который возвратившись, сменил милость на гнев, и приказал мучить Христову невесту. Хотя уверовали философы, спорившие с Екатериной, и Августа – супруга царя, император пребывал в заблуждении.

Святую били по голому телу воловьими жилами в течении двух часов, затем морили голодом в темнице, но Бог исцелил ее. Даже страшные оружия казни – колеса – развалились, когда мученица подошла к ним. Разъяренный мучитель повелел усечь непокорную мечом. 200 воинов вместе с мучеником Порфирием пострадали вместе с Екатериной.

Когда воин отсек честную главу Екатерины, то из раны вместо крови истекло молоко. И это видело все множество людей, присутствующих на месте казни. При этом ее честные останки тут же были сокрыты Ангелами, и пребывали в неизвестности почти 200 с лишним лет.

Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30-40 годах VI столетия, братия Синайской обители, расположенной за многие сотни километров от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины нетленно почивают рядом с их обителью. При этом братия получила повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта гора была весьма возвышенной; но отшельники, с помощью Божией, скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Положить их на вершину этой горы могли только Ангелы.

Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только ее честная глава и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой тогда же торжественно были перенесены в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом древнем монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины серебряную кованую раку.

В настоящее время святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре главного храма Синайской обители во имя Преображения Господня. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо, в память обручения святой Екатерины ее Небесному Жениху. В память о поклонении мощам, монахи дарят серебряное кольцо с эмблемой обители, изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина). Тоненькие колечки напоминают о том, что всякая душа призвана быть невестой Христовой.

Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. Также, весьма многие и многие женщины по всему миру носят это богопрославленное, через святую великомученицу Екатерину, древнее греческое имя, которое переводится как “всегда чистая”.

К великомученице Екатерине прибегают за помощью в учении, во всяких недугах, но в особенности в семейных нуждах и болезнях чадорождения. Еще ее считают покровительницей беременных.

Святые мощи великомученицы Екатерины находятся:

–Египет,Синайский полуостров, монастырь святой Екатерины

Престол и икона великомученицы Екатерины:

– в храме Ризоположения на Донской (Южный округ)

Камень и колечко с руки великомученицы Екатерины:

– в храме Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Западный округ Москвы)

Молитва
святой великомученице Екатерине

Дева прекраснейшая, мудрая, пречудная, святая великомученица Екатерина! Всю эллинскую мудрость совершенно изучивши, ораторское искусство и философию, и врачебную науку хорошо узнав, просвещения большего ты возжелала, уверовав же во Христа, в видении узрела Предвечного младенца на руках Его Пречистой Матери, даровавшего тебе перстень бессмертного обручения с ним. Лютые затем муки претерпев, тяжкие удары и жестокие раны, и мрак темничный, и членов раздробление на колесах, силою Христовою ты от всего этого исцелена была. На казнь же идя, так молилась ты, великомученица преславная: «Господи, Иисусе Христе! Тех, елицы призовут мною всесвятое имя Твое, исполнит во благих прощение всего, еже на потребу им, да от всех воспевается величие Твое во веки». Женам, мучимым болезнями рождения и на помощь тебя призывающим, заступление являя ты, Екатерина святая; поэтому и иные с любовью и благоговением молящихся тебе, и с верою теплою, и слезами от всего сердца прибегающих к тебе жен, не отринь, поспеши им на помощь и освободи их от трудных родов, чтобы родивши детей, оне в страхе Божием воспитывали их, благодаря тебя, Екатерина преславная, за помощь, явленную им, и славя за тебя Бога, со всем домом их.
Аминь

Несмотря на то что икону святой великомученицы Екатерины можно увидеть почти в каждом православном храме, сведений о ее земной жизни сохранилось крайне мало. Их наиболее полным и достоверным источником являются воспоминания слуги и личного стенографа - Афанасия. Кроме того, угодница Божья упоминается в сочинении византийского религиозного деятеля и писателя Симеона Метаффраста, а также в трудах нескольких средневековых авторов, имена которых не установлены. Тем не менее ввиду значимости и педагогической назидательности своего примера она входит в число наиболее почитаемых христианских святых.

Юная египтянка Доротея

В наши дни, вознося молитвы перед иконой великомученицы Екатерины и воспринимая ее как неотъемлемую часть российского православия, мы подчас забываем о том, что изображенная на ней святая является наследием древнехристианского Египта, а точнее, того периода в истории этого государства, когда все исповедовавшие учение Спасителя подвергались жесточайшим гонениям. Однако это именно так.

Родиной будущей святой стал город Александрия, а ее появление на свет совпало с периодом царствования римского императора Максимина, правившего с 235 по 238 год. Более точной даты установить не удалось. Известно, что при рождении она была наречена Доротеей, имя же, означенное на иконе великомученицы, - Екатерина - ей было дано лишь после принятия святого крещения.

Несговорчивая невеста

Известно, что детство юной Доротеи, выросшей в семье богатых и уважаемых язычников, было счастливым и по-настоящему безоблачным. Родители старались ни в чем ей не отказывать и потакать малейшим капризам. Когда же девочка подросла, и настала пора учебы, к ней были приглашены лучшие педагоги, отмечавшие впоследствии ее незаурядный ум и способность усваивать пройденный материал.

Острый ум и прекрасная память сочетались в девушке с незаурядной красотой, что подчас можно заметить и на иконах великомученицы Екатерины, столь знакомых большинству верующих. Эта ее особенность, весьма выгодно сочетавшаяся с богатством родителей, а следовательно, и будущим приданым, привлекала к Доротее самых завидных женихов. Невеста же, знавшая себе цену, всем отказывала под тем простым предлогом, что не видит среди них достойного избранника.

Постижение азов христианства

Иконы святой великомученицы Екатерины, фото которых представлены в статье, являют нам образ непреклонной последовательницы Христова учения, однако столь высокому духовному возрастанию юной девы предшествовал определенный период. Его началом стало посещение Доротеей сирийского монаха-пустынножителя, скрывавшегося от своих гонителей-язычников в одной из отдаленных пещер.

К нему привела Доротею ее мать, втайне исповедовавшая Христово учение. Поскольку на иконах св. великомученица Екатерина обычно изображается на фоне холмистого и безжизненного пейзажа пустыни, можно предположить, что именно так и выглядела местность, в окружении которой происходило ее духовное возрастание. Подобный пример приведен выше.

Отшельник преподал юной деве азы истинного учения и поведал, что на свете существует лишь один жених - Иисус Христос, которому подобает открыть свое сердце. Прощаясь, он подарил своей ученице икону с изображением Царицы Небесной и научил молитвенно испрашивать заступничества у Ее Предвечного Сына.

Святое крещение

В одну из ближайших ночей Доротея сподобилась узреть дивное видение: едва тонкий сон затуманил очи юной девы, как ее согрел ласковый взор Царицы Небесной, но Младенец Иисус, находившийся на руках Матери, отвернулся от нее и отказался явить ей Свой Пречистый лик до тех пор, пока она не омоет свои грехи в крещенской купели.

Наутро дева поспешила вновь увидеть своего учителя и, поведав ему о ночном видении, просила немедленно совершить над ней обряд крещения. Тот охотно согласился и во святом таинстве дал ей имя Екатерины. Икона святой великомученицы являет нам ее уже омытой в купели и вступившей в лоно Христовой Церкви.

Дар Небесного Жениха

Возвратившись домой и почувствовав усталость от дальнего перехода, Екатерина опустилась на ложе и едва сомкнула очи, как вновь ей предстала Царица Небесная со Своим Предвечным Сыном. Но на этот раз, обратив к ней Свой лик, Иисус с ласковой улыбкой протянул деве кольцо, а точнее, обручальный перстень, символизирующий, что отныне она является его невестой. Каковы же были ее изумление и радость, когда, очнувшись ото сна, Екатерина увидела на своей руке осязаемый дар Небесного Жениха.

Благочестивый замысел

В те давние языческие времена, предшествовавшие установлению христианства в качестве государственной религии Римской империи, Египет входил в ее состав на правах одной из многочисленных провинций. Согласно существовавшей традиции, ежегодно в его крупнейших городах, среди которых была и Александрия, проводились религиозные празднества с участием самого императора.

В ожидании одного из них новообращенная христианка исполнилась желанием заговорить с венценосцем и, открыв ему истинное Христово учение, убедить в пагубности языческих заблуждений. На большинстве икон великомученица Екатерина изображена держащей в руках пальмовую ветвь или цветы, и это не случайно - как одно, так и другое является символом любви и мира, на которых основано учение Спасителя. Их-то и намеревалась поднести в дар императору-язычнику юная христианка.

Мудрая дева

Когда Екатерина попыталась осуществить задуманное и обратилась к императору, тот был несколько озадачен высокофилософским смыслом ее слов и, не имея привычки дискутировать на подобные темы, прибег к помощи сопровождавших его жрецов. Однако как те ни пытались опровергать высказывания своей оппонентки, они были повержены весомостью приводимых ей аргументов. Характерно, что на некоторых иконах великомученица Екатерина (фото представлено в статье) изображается держащей в руках развернутый свиток, традиционно являющийся символом мудрости.

Новообращенные мученики-христиане

Став свидетелем фиаско, которое потерпели его мудрецы, император весьма разгневался и тут же повелел отправить их на костер (в те времена, хоть и не увольняли по статье «о неполном служебном соответствии», но работу среди «персонала» проводили весьма серьезную). Кстати, из записей слуги Екатерины - Афанасия, о котором упоминалось в начале статьи, известно, что, стоя на пороге смерти, оскандалившиеся жрецы духовно прозрели и, объявив во всеуслышание, что убеждены в истинности учения Христа, выразили желание умереть за него. Разумеется, палачей не пришлось долго уговаривать.

Отмечается, в частности, и такая подробность: когда костры угасли, то все присутствовавшие были поражены тем, что мертвые тела новообращенных христиан не были тронуты огнем, а лица выражали неземное блаженство. В дальнейшем места их погребения стали центрами всеобщего паломничества, на которых свершилось немало чудес.

Темница как последний аргумент в споре

Как известно, во все времена правители, не находя словесных аргументов, прибегали к помощи грубой силы. Так случилось и на этот раз. Император повелел отправить бесстрашную деву в темницу и с помощью опытного палача заставить отречься от своих убеждений. Значение иконы великомученицы Екатерины, на которой она представлена рядом с зубчатым колесом, ставшим одним из орудий ее мучений, заключается как раз в воспевании ее духовной твердости и готовности к страданиям ради Небесного Жениха, который неотступно поддерживал ее в те трагические дни.

Под покровом Небесного Жениха

Литературные памятники и в первую очередь житие, составленное после канонизации святой, повествуют о том, что, желая голодом сломить силы Екатерины, тюремщики в течение 25 дней не давали ей пищи, но каждую ночь голубь - посланник Господа, приносил узнице еду. Не оставлял ее Небесный Жених и во дни, когда палачи пытались прибегнуть к иным приемам своего мрачного «искусства». Падая от усталости и сменяя друг друга, они были не в силах поколебать волю хрупкой девушки, хранимой от мучений Божественной благодатью. Даже когда ее подвели к тому самому колесу, которое изображено на иконе, оно внезапно опрокинулось и рассыпалось во прах, поверженное неведомой силой.

Потеряв надежду заставить Екатерину отречься от христианства, император приказал отсечь ей голову, но и склонившись над плахой, великая подвижница оставалась тверда. Когда же палач исполнил приказ, то ко всеобщему изумлению и страху, из отверзшейся раны потекла не кровь, а молоко. И в то же мгновение с небес спустились два ангела и на глазах у всех вознесли безжизненное тело на вершину горы Синай.

Чудо, явленное на вершине Синая

Обретение нетленных мощей великомученицы Екатерины совершилось через 300 лет. Настоятелю монастыря, находившегося у подножия горы, на которую ангелы вознесли когда-то тело Божьей угодницы, неведомый голос повелел вместе с братией подняться на вершину, где покоится святыня. Не мешкая, монахи отправились в путь и, поднявшись наверх среди облаков, обнаружили тело великомученицы, не тронутое тлением за весь период, прошедший со дня казни. Опознать его не составило труда по кольцу, сохранившемуся на руке.

Спустившись вниз, иноки перенесли обретенные ими мощи в свою обитель. Сегодня они покоятся в мраморной раке Синайского монастыря, основанного и названного в ее честь (фото приведено выше). Там же паломники могут поклониться и главной иконе великомученицы Екатерины Александрийской, в которую вмонтирован мощевик (специальная капсула для хранения мощей святых) с ее пальцем.

Чудотворная икона из московского храма

Когда на Руси воссиял свет христианства, то установился обычай поклонения всем святым, унаследованным от византийской церкви. В их числе оказалась и великомученица Екатерина. В Москве икона этой угодницы Божьей, почитавшаяся чудотворной, традиционно хранилась в храме Христа Спасителя, хотя ее изводы - иные образцы, выполненные в соответствии с установленным каноном, можно было встретить весьма часто. И в наши дни их можно увидеть не только в церквях, но и в домашних иконостасах большинства верующих.

Святые ходатаи перед Богом

В 2009 году в храм Христа Спасителя, некогда разрушенный и восстановленный в 90-х годах минувшего века, из Синайского монастыря привозили для всеобщего поклонения мощи святой. Это, несомненно, послужило ее дальнейшей популяризации в народе, едва преодолевшем полосу безбожия, навязанного в годы коммунистического правления. И сегодня миллионы верующих возносят молитвы перед иконой великомученицы Екатерины. О чем просить эту святую, и в каких случаях ее помощь может оказаться наиболее эффективной?

Известно, что сами по себе святые не могут влиять на жизнь людей, но Господь даровал им право ходатайствовать перед Ним о тех, кто еще совершает свой земной путь. Особо же чутко Он приклоняет слух к просьбам, касающимся тех областей жизни, в которых тот или иной святой сам некогда преуспевал. Таким образом, в житие любого святого можно получить ответ на вопрос о том, исполнение каких наших прошений по молитвам к нему наиболее вероятно.

В чем помогает икона великомученицы Екатерины?

Так, учитывая необычайную способность великомученицы Екатерины к усвоению знаний, верующие вправе ожидать от нее успешного ходатайства перед Богом о помощи в учебе. Кроме того, мудрость, присущая ей во дни земной жизни, служит убедительным поводом для молитв в тех случаях, когда требуется принять какое-либо важное решение.

Далее, следует отметить, что святая Екатерина считается одной из покровительниц брака, поскольку своей невестой ее избрал лучший на свете жених - Господь наш Иисус Христос. Поэтому перед ее образом принято возносить молитвы о предстоящем замужестве, а те, кто уже обрел это счастье, просят о его сохранении на долгие годы. И, наконец, именно к посредничеству этой великомученицы Екатерины прибегают, испрашивая у Господа силы и мужества для преодоления житейских тягот и невзгод, поскольку сама она была обильно преисполнена этими добродетелями.

Loading...Loading...