Значение раввин акиба в словаре указателе теософских понятий к тайной доктрине, теософском словаре. История акивы

‏עֲקִיבָא ‏‎

Супруга Rachel, wife of Rabbi Akiva [d] Дети Joshua ben Karha [d]

Биография

Бедный и незнатного происхождения, Акива был, по преданию, потомок гоя , перешедшего в иудаизм (гера). Его отец Йосеф, праведный гер, происходил из потомков ханаанского полководца Сисары , воевавшего против Израиля во времена пророчицы Деворы (Рав Нисим Гаон, Брахот 27б; Рамбам).

В книгах каббалы указывается, что р. Акива был воплощением души праотца Яакова - и как Яаков пас стада своего будущего тестя Лавана, так и р. Акива пас стада своего будущего тестя Калба Савуа (Седер адорот) .

До 40 лет он служил у богача Калба Савуа и не только не изучал Тору, но и не умел читать (Авот дэраби Натан 6:2). В то время он даже ненавидел знатоков Торы (ИТ, Назир 7:1). Дочь хозяина, Рахель, заметив в нём хорошие душевные качества, захотела стать его женой. Но когда Акива полюбил Рахель, дочь своего хозяина, та поставила условие: они смогут пожениться только в том случае, если он сам станет учить Тору (Ктубот 62б) . Отец слышать не хотел о выборе своей дочери, но, несмотря на это, брак состоялся. Калба-Савуа выгнал из дома дочь и её мужа и лишил их наследства. Акива и Рахель жили в глубокой нищете. Для того, чтобы прокормить семью, Акива собирал хворост и часть его продавал. Выходя замуж, Рахель поставила Акиве условие, что он будет учить Тору. Так в возрасте 40 лет, по настоянию своей жены, он пошёл вместе со своим сыном в Хедер и начал учиться читать. Все свои силы он отдавал учёбе и вскоре превзошёл всех учителей. Заручившись разрешением Рахели, р. Акива на 24 года покинул семью и ушёл в Лод учиться в иешиву к р. Элиэзеру и р. Иехошуа .

Он начал с изучения алфавита. В Авот дэраби Натан (6:2) рассказывается, что Акива обратил внимание на сквозное отверстие, пробитое в скале водой, ниспадающей по капле с обрыва, - и он сделал вывод: можно изменить судьбу упорным, каждодневным трудом.

За годы учёбы рабби Акива достиг высшей степени раввинской учёности. Когда он, в сопровождении множества учеников вернулся домой, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве.

В дальнейшем Рабби Акива стал главой йешивы в Бней-Браке , в центральной части Иудеи . Слава о нём обошла всю землю и к нему стали стекаться ученики, число которых доходило до 24 тысяч. Почти все его ученики погибли во время эпидемии. Позднее р. Акива приблизил к себе нескольких учеников. Среди них были р. Меир, р. Шимон бар Йохай и другие мудрецы, на основании мнений которых впоследствии была записана Мишна .

Рабби Акива назван в числе четырёх мудрецов, вошедших в Пардес .

Рабби Акива был одним из руководителей Сангедрина в Явне и знал 70 языков.

Рабби Акива первый сделал попытку к составлению свода Мишны , впоследствии, окончательная редакция этого свода была сделана р. Иегудой ха-Наси .

Несмотря на преклонный возраст, Рабби Акива принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы , которого объявил царём-мессией , против императора Адриана , совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Иудеи, очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания. По подавлении восстания и взятии крепости Бейтар (в г. н. э.) Рабби Акива был казнён римлянами мучительной смертью (крюками содранная кожа) на сцене амфитеатра в Кесарии , по ряду сказаний - на 120 году от роду. Похоронен в Тиверии (современная Тверия) на берегу озера Кинерет.

Мировоззрение

В трактате Авот приведено его изречение, отражающее исключительно сложную корреляцию между Божественным Провидением и полной свободой выбора, предоставленной человеку. «Всё предопределено, - учил р. Акива, - но дано право выбора… Всё даётся под залог, и на всех живых уже наброшена сеть; лавка открыта, и Хозяин отпускает в долг; долговая книга открыта, и рука пишет; и всякий, кто желает взять взаймы, приходит и берёт. Но изо дня в день сборщики обходят каждого человека и взимают с него долги - как с ведома человека, так и без его ведома …» (Авот 3:15-16). Комментаторы поясняют смысл аллегории: «лавка» - это мир со всеми его соблазнами и возможностями (Раши), «сборщики долгов» - наказания за нечестивые дела (Рамбам), «сеть» - смерть, от которой не сумеет скрыться ни один из живущих (Раши).

Раби Акива также говорил (Авот 3:13): «Традиция - ограда Торы» (то есть устная традиция ограждает от неверного понимания письменной Торы - Раши).

Последние дни

Осознав, что самоотверженность евреев опирается на их веру, римский император Адриан издал декрет, запрещающий под страхом смерти изучение Торы и соблюдение её заповедей. Тем не менее, р. Акива по-прежнему «собирал множество людей, сидел и изучал с ними Тору» (Брахот 61б).

Вскоре после падения Бейтара р. Акива был заключён в тюрьму, а 10 тишрей, в Йом кипур, римляне подвергли его мучительной казни.

В Талмуде рассказывается, что он умер, произнося слова Торы: «Слушай, Израиль! Господь - Бог наш, Господь - един!», - "и вышла его душа на слове «един» (Брахот там же).

Талмуд свидетельствует, что в день его гибели родился р. Йеуда Анаси (см.), глава мудрецов следующего поколения и кодификатор Мишны (Кидушин 72б; Седер адорот).

Могила р. Акивы находится возле Тверии .

Считается, что рабби Акива - единственный из мудрецов Талмуда , который осознано отдал свою жизнь и был казнён ради Народа Израэля и учения Торы.

Пять учеников

В конце жизни, после того, как все его прежние ученики погибли во время эпидемии, р. Акива приблизил к себе нескольких молодых мудрецов, ставших впоследствии лидерами своего поколения. Среди них были р. Меир, р. Нехемья, р. Йеуда бен Илай и р. Шимон бар Йохай.

На основе устной традиции, переданной через этих учеников р. Акивы, впоследствии были записаны Мишна, Тосефта (сборник законов, не включённых в Мишну, который был составлен учениками Раби Йеуды Анаси) и алахические мидраши на Тору. В талмудическом трактате Санхедрин (86а) разъясняется: «Мишна основывается на мнении р. Меира, Тосефта - на мнении р. Нехемьи, мидраш Сифра - на мнении р. Йеуды, мидраш Сифри - на мнении р. Шимона, но все они опирались на то, чему научились у р. Акивы».

Из книги Вольф Мессинг. Драма жизни великого гипнотизера автора Димова Надежда

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РАВВИН Лунные беседы 10 сентября 1899 года в местечке под Варшавой под названием Гура-Кальвария в семье польских евреев родился первенец, которого решено было назвать Вольфом. Гура-Кальвария – странноватое название местности, не правда ли? А произошло оно

ЧАСТЬ ПЯТАЯ БЕН-АКИБА

Из книги Бранислав Нушич автора Жуков Дмитрий Анатольевич

ЧАСТЬ ПЯТАЯ БЕН-АКИБА Будь я министром и убеги у меня поросенок, я бы оповестил об этом все окружные управления полиции. «Министерский поросенок» Кордовский калиф Абдурахман III, желая сосчитать, сколько счастливых и радостных дней имел он за время своего

ГЛАВА ВТОРАЯ БЕН-АКИБА УСТАЕТ

Из книги Бранислав Нушич автора Жуков Дмитрий Анатольевич

ГЛАВА ВТОРАЯ БЕН-АКИБА УСТАЕТ «В этой великолепной мозаике каждый камешек имеет и свою особую ценность», - пишет крупнейший советский исследователь творчества юмориста А. Хватов о фельетонах Бен-Акибы. Действительно, мозаика великолепна. Но если приглядеться

РАВВИН-ВАЛЮТЧИК

Из книги автора

РАВВИН-ВАЛЮТЧИК Бен Иегуда был задержан как перекупщик валюты. Признавая справедливость предъявленного ему обвинения, он упорно отказывался сдать золото, спрятанное в надежном тайнике.- Я бы на вашем месте согласился, - увещевающе-бархатным «адвокатским» голосом

Раввин в аду

Из книги Свитки из пепла автора Полян Павел Маркович

Раввин в аду 1То, что в годы немецкой оккупации Польши называлось регирунгсбецирком (административным округом) Цихенау, было до этого частью исторической польской Мазовии и северной частью Варшавского воеводства (до 1920 года – частью Царства Польского, то есть России).

185. РАВВИН

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

185. РАВВИН Вы называете чудом, когда Бог исполняет волю вашего раввина; мы же именуем чудом, когда наш раввин исполняет волю Бога.Каган - ПреданиеРаввин, которого не хотят выдворить из города, - не раввин; но раввин, которого на самом деле выдворяют из города, - не

Раввин

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Раввин - духовный руководитель еврейской общины, к которому евреи обращаются за авторитетным решением различных галахических вопросов (см.

Раввин

Из книги Энциклопедический словарь (Р) автора Брокгауз Ф. А.

Раввин Раввин (от раб – «учитель») – духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские. Право на занятие должности P., по

Акиба

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Раввин

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Раввин из Одессы

Из книги автора

Раввин из Одессы Пройдя паспортный контроль, Сандер узнал, что его рейс отменен из-за забастовки пилотов Swiss Air и что ему придется лететь в Санкт-Петербург на самолете Украинских авиалиний. Как пассажира бизнес-класса, его пригласили в VIP-салон, где кроме него оказался еще

Раввин поторопился

Из книги Дети (май 2007) автора Русская жизнь журнал

Раввин поторопился Убийство еврейского студента в Петербурге не было «направлено на то, чтобы раздробить Россию» Когда в Петербурге двадцатью ударами ножа убили студента биофака СПбГУ и по совместительству преподавателя еврейской гимназии Дмитрия Никулинского,

Р. АКИБА

Из книги Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений автора Автор неизвестен

Р. АКИБА Венчики ТорыСказание рав Иуды со слов Рава:Когда Моисей взошел на небо, ему открылось такое видение: сидит на престоле Всевышний и украшает буквы Торы венчиками.– Господи, – вопрошает Моисей, – для чего эти венчики?Отвечает Всевышний:– Через много поколений

Раввин и мыловар

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Раввин и мыловар Шли однажды вместе раввин и мыловар.- Что толку в еврейской религии? - спросил мыловар. - Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие

Раввин не имитирует

Из книги Когда Бог смеется (сборник рассказов-медитаций) автора Мелло Энтони Де

Раввин не имитирует Когда молодой раввин сменил на посту своего отца, все стали говорить, что он совершенно на него не похож.- Совсем наоборот, - ответил молодой человек, - я в точности похож на отца. Он никого не имитировал, и я никого не имитирую.Будь самим собой!

Рабби Акива - выдающийся танай, один из величайших законоучителей и основоположников раввинистического иудаизма, систематизатор .

Биография

Бедный и незнатного происхождения, Акива был, по преданию, потомок языческого рода, перешедшего в иудаизм. До 40 лет был безграмотным и во время падения Иерусалима (70 г.) служил пастухом у богатого иерусалимского землевладельца Калба-Савуа.

Дочь хозяина влюбилась в него, но её условием для брака была учёба Акивы в иешиве. Отец, услышав о выборе своей дочери, лишил её наследства, но она осталась верна своему слову Акиве.

Акива согласился и, прожив с Рахелью недолгое время в глубокой нищете, на 24 года ушёл от жены в рабби Иоханана бен Заккая, которой в это время руководили рабби Элиэзер и рабби Иехошуа в .

За годы учёбы достиг высшей степени раввинской учёности и вернулся домой в сопровождении тысяч своих учеников. Узнав его, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве.

В дальнейшем рабби Акива стал главой академии в , а в конце жизни в , в центральной части . Число его учеников доходило до 24 тыс.

Рабби Акива первый сделал попытку к составлению свода Мишны, и по его программе окончательная редакция этого свода впоследствии была сделана рабби .

Акива принимал активное участие в , которого объявил мессией, против императора Адриана, совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Палестины и дошёл даже до Галлии, очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания.

По подавлении восстания и взятии крепости Бейтар (в 135 г. н. э.) Акива был казнён римлянами мучительной смертью, по ряду сказаний - на 120 году от роду.

Похоронен в Тиверии (современная ).

Перемены

Бедный и незнатного происхождения, Акива был, по преданию, потомок языческого рода, перешедшего в иудаизм. До 40 лет Акива ничем не отличался от остальных людей своего поколения. Плывя по течению жизни, он не мог себе даже представить, что в один прекрасный день вся его жизнь совершенно изменится.

До наступления перелома в своей жизни рабби Акива был пастухом у известного иерусалимского богача Калба Савуа. Неожиданно, в возрасте 40 лет, в нем пробудилось совершенно непреодолимое желание постичь смысл жизни и познать законы духовного мира . В тот же период у него завязались отношения с дочерью Калба Савуа, Рахелью. Вскоре они поженились, вопреки воле ее отца.

Именно Рахель побудила рабби Акиву оставить родной дом и поехать в Лод изучать каббалу . В ее сердце не было и тени сомнения в том, что там ее муж найдет ответы на свои вопросы. Она взяла с него слово, что он не вернется домой, пока не постигнет законы Высшего мира. Так, при поддержке жены, начался духовный путь рабби Акивы.

Он учился у многих известных каббалистов того времени, постепенно превзошел своих учителей и вскоре стал самым выдающимся каббалистом поколения.

Школа, которую открыл рабби Акива, приобрела огромную популярность. В ней занимались 24 000 учеников, прибывших со всех концов страны.

Общий закон мироздания

В разных источниках рассказывается, что среди учеников рабби Акивы царила атмосфера братской любви, и причина этого крылась в его уникальном учении. Природа (числовое значение этого слова на иврите равно числовому значению слова «Всевышний») действует согласно единственному закону - закону любви . Если человек живет в соответствии с ним, то находится в равновесии с природой, ощущая совершенство и вечность, подобно самой природе. В мере своего несоответствия закону любви, когда, вместо любви к ближнему им движет эгоистическая любовь к себе, человек страдает . На него обрушиваются беды и невзгоды.

Рабби Акива раскрыл, что закон природы, закон любви, является постоянным и неизменным. Он обнаружил, что когда человек изменяет свое отношение к ближнему, то начинает ощущать, как изменяется вокруг вся действительность. Таким образом, причина всех несчастий в мире - эгоистические отношения между людьми.

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Тора, глава «Ваикра» 19,18

Мы не ощущаем, что именно эгоизм заточил нас в рамки ограниченной реальности и не позволяет вырваться на простор вечной жизни . Единственный способ почувствовать это - изменить отношение человека к обществу. Свое открытие рабби Акива сформулировал в известном выражении: «Возлюбить ближнего своего, как самого себя - это великое правило Торы»

Восстание Бар Кохбы

В 132-м году новой эры Иудейское царство одержало победу в восстании, которое было начато под предводительством Шимона Бар Кохбы. Римляне, потерпевшие поражение на этом этапе войны, отступили и были вынуждены вызвать подкрепление. Когда оно прибыло, ход войны совершенно изменился. Римляне разрушали все, что попадалось им на пути. В результате Иудейское царство было вновь завоевано, десятки тысяч евреев уничтожены, а захваченные в плен проданы в рабство.

Подавление восстания положило начало одному из самых тяжелых периодов в истории еврейского народа. Смертные указы издавались тысячами, на руинах Иерусалима был воздвигнут языческий город Элиа Капитолина, а осмеливавшихся продолжать изучение каббалы нещадно казнили.

Тяжкая участь постигла и рабби Акиву. Продолжавший изучение и распространение каббалы, он был схвачен римскими властями, заключен в тюрьму в Кейсарии и по приказу римского правителя подвергнут жестокой казни.

Взрыв человеческого эго во времена рабби Акивы

С начала своей истории человечество прошло несколько этапов, характеризующихся всплеском человеческого эгоизма. И каждый раз все начиналось заново. Не успев наполнить новые желания, люди желали большего.

Первый скачок эгоизма произошел в Вавилонский период, во времена Авраама , второй - во времена Моше , а третий - самый большой - относится к периоду жизни рабби Акивы.

Любовь, царившая между его учениками, сменилась беспричинной ненавистью . И это явилось причиной их падения с уровня духовного мира на уровень ощущений этого мира.

Беспричинная ненависть привела к гибели почти всех 24 000 учеников рабби Акивы. Только пятерым из них удалось сохранить между собой отношения, соответствовавшие закону любви. Поэтому они и выжили. Наиболее выдающимися из них были рабби

Обращаю внимание всех, изучающих Священное Писание, на замечательный труд "Две Библии - два пути". Книгу можно пока найти в сети.
Предлагаю к прочтению одну из глав этой книги.

Тора и Талмуд: фальсификация пророчеств о Христе
Авторы обезображенных текстов

Иисус Христос говорил иудеям: Испытайте писания, яко вы

мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Ин. 5, 39, 46).

Действительно, современный греческий текст преизобилует пророчествами о Христе, тогда как еврейский текст «очищен» от них. Исходя из того, что историческая хронология доказала - как видно из вышеизложенного - правоту Септуагинты и опровергла масоретскую хронологию, мы с уверенностью утверждаем, что все современные разночтения двух текстов - плод преднамеренной правки новых иудейских мудрецов.

Но где и как и кем конкретно совершилось это поругание Библии?

Когда полководец Веспасиан во главе римских легионов подошел к Иерусалиму и окружил его, всем книжникам и фарисеям, сведущим в законе и счислении лет, стало понятно, что они будут свидетелями окончательного исполнения Даниилова пророчества: Град же и святое рассыплется, со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе (Дан. 9, 26) . Глядя с крепостных стен на тысячи сверкающих на солнце шлемов, копий и щитов римских воинов, жителям было совершенно ясно: Иерусалиму не остаться в живых. Но вместе с его падением рушилась и традиция ожидания Машиаха как всемирного земного царя. И если спасти Иерусалим было невозможно, то для спасения этой традиции чрез искажение библейских текстов созрели все условия. Мудрецы Израилевы подыскали себе новый центр, чтобы оттуда управлять народом и беспрепятственно совершать работу по исправлению священных текстов.

Еврейский историк Кастейн писал: «Группа учителей, ученых и воспитателей переправилась в Ямнию, возложив на свои плечи судьбу целого народа и приняв ответственность за него в последующие века… В Ямнии были созданы центральные органы управления еврейского народа».

Вдохновителем и одним из интеллектуальных лидеров фарисейства в то время был ученый раввин Иоханан бен Заккай. Он предвидел грозившую евреям катастрофу и «был буквально одержим стремлением основать еврейскую духовную академию. Осажденный Иерусалим представлял собой чудовищную картину. Люди тысячами умирали от голода и эпидемий. Выход из города был запрещен под страхом смертной казни. Чтобы обмануть зилотов, Иоханан бен Заккай прибег к хитрости. Ученики его со стенаниями провозгласили, что их великий рабби стал жертвой заразной болезни. Городские власти разрешили похоронить ученого раввина за стенами города. Ученики понесли на плечах заколоченный гроб с живым рабби прочь из города, прямо к шатру Веспасиана. Там они открыли гроб, и Иоханан бен Заккай выбрался наружу. Он изложил великому полководцу свою просьбу: если Веспасиан станет императором, пусть он разрешит ему и нескольким его ученикам основать в каком-нибудь городе Палестины небольшую школу». И Веспасиан обещал. Действительно, в 69-м году Веспасиан занял римский трон и сдержал свое обещание. Иоха-нан основал первую академию в городе Ямнии, недалеко от Средиземного моря.

Центр книжной учености переходит из Иерусалима в Ямнию. Здесь же, после разрушения Иерусалима, обосновывается и Великий синедрион. Осуществляется соответствующая подготовка учителей-рабби, после которой они могут становиться «пастырями» своих «овец». Одновременно возрождается и развивается идея ожидания прихода Машиаха.

Новая академия в Ямнии являлась хранительницей преданий Израиля, и патриарх управлял народом. Этот патриарх и академия, долженствовавшие сделаться политическим и религиозным центром еврейского народа, состояли из главы, совета книжников фарисейской секты, единственной оставшейся сплоченной среди общего разложения государственного организма.

Патриарх и верхушка мудрецов по-прежнему посылали своих гонцов во все еврейские колонии и взимали налог дидрахмы, вносившийся исправно, несмотря на то, что императоры немедленно по разрушении храма потребовали уплаты его в пользу казны. Патриарх имел право надзора за синагогами всего мира, решал все вопросы, касавшиеся вероучения, испрашивая лишь мнение синедриона, назначал или сменял старейшин народа. Его судебная власть была весьма обширна; он не только имел право судить лично или через своих судей, разбирать тяжбы, но и ведал делами уголовными, что давало ему право приговаривать к штрафам, тюремному заключению и ко всем видам телесного наказания, за исключением смертной казни.

Взяв соплеменников цепко в свои руки, секта фарисеев занялась совершенствованием свода своих законов и распространением их на всех евреев, что и нашло свое выражение в составлении основ Талмуда и создании сети синагог, являвшихся центром религиозного, политического и экономического управления рассеянными по всему миру евреями.

Римляне, подавив восстание и разрушив Иерусалим, мало обращали внимания на почти неизвестную им секту, поддерживающую связь с рассеянными по всему свету евреями. И академия в Ямнии пользовалась относительной свободой. Верховная фарисейская власть не была явной и, следовательно, легко уязвимой, а наоборот, тщательно замаскированной и известной лишь исключительно верхам раввинского ордена, старейшинам общин Израиля. (По ходу исторических событий тайное иудейское правительство находилось последовательно в Ямнии, Тивериаде и Вавилоне, а затем было переведено в Константинополь и в Салоники.)

Спустя некоторое время после обоснования в Ямнии место председателя Великого Синедриона наси Иоханан бен Заккай передает Гамлиэлю Второму, после чего сам всецело отдается работе по внесению изменений в тексты и систематизации устной Торы и, соответственно, созданию новых правил, обрядов, преданий, проистекающих из нового текста. Когда эта работа была в своем «скелете» закончена в 100 году н. э., 5608 году от Адама, Синедрион, возглавляемый Гамлиэлем Вторым, провел канонизацию не только нового текста, но и отбросил целый ряд книг как несозвучных с новыми представлениями о Машиахе и могущих пролить свет на искажения в хронологии. В частности, не включил в состав священных книг исторические книги Маккавеев, повествующие о восстании Маккавеев в 165 году до н. э., а следовательно, явно уличающие новую хронологию в неточности. Их признали апокрифами - не священными.

Книжники-масореты - неутомимые труженики новой академии, хранители традиции, изъяли из всех синагог во всем мире списки священных книг и заменили их собственными, переписанными строго, точно и многократно проверенными - по буквам - самими масоретами.

В дальнейшем ни одна книга Священного Писания не могла быть дана в синагогу под страхом херема, то есть проклятия, без того, чтобы двенадцать книжников не сверили ее по букве с текстами, предварительно исправленными и «очищенными» от неугодных мест.

Одним из самых известных книжников, подъявших великий труд в этом отношении, был раввин Акиба бен Иосиф, ученик Иоханана бен Заккая.

Еврейская энциклопедия и другие еврейские книги свидетельствуют о том, что Акиба был неевреем по происхождению, родившимся в семье простолюдина-прозелита и не получившим в детстве и юности никакого образования. Начав в сорокалетнем возрасте изучение Торы и Закона, Акиба затем создал новую, талмудическую Библию - не только для палестинских евреев, но и для евреев рассеяния, говоривших на греческом языке.

Но как это произошло?

Именно раби Акиба впервые взялся за классификацию и собрал воедино устные предания, которые до сих пор ходили среди евреев в виде разрозненных сведений и тайных свитков.

Акиба создал свой собственный Мидраш, при помощи которого насильно внес традицию в самый текст Св. Писания. Здесь, по словам Еврейской энциклопедии, «мы видим не столько желание добиться истинного смысла библейского текста, сколько попытку во что бы то ни стало подтвердить авторитетом Св. Писания тот или иной установившийся в религиозной практике обычай, то или иное представление автора, то или иное правило или поучение. Все это послужило причиной того, что в своем толковании Мидраш удалялся все более и более от естественного понимания и здравого смысла библейских текстов.

Библия теперь толковалась совсем не с целью исследовать действительный смысл ее. Это противоречие между толкованием Библии и ее действительным смыслом хорошо понимали и чувствовали сами талмудисты. Так, раби Исмаил бен Элиша возразил однажды раби Элиезеру бен Гиркан: «Воистину, ты говоришь Писанию: молчи, а я буду толковать!»

В целом творчество Акибы должно признать результатом столкновения искаженного мессианского учения иудейских старейшин и христианской веры».

Без сомнения, Акиба пришел к убеждению, что после разрушения еврейского государства необходимо всеми способами укрепить власть касты книжников и фарисеев («посвященных») над иудейским народом. Сама Еврейская энциклопедия отмечает: «Акиба был убежден в необходимости для иудаизма наличие центрального авторитета и, стремясь упрочить за патриархом главенство над евреями, являлся преданным приверженцем и другом Гамлиэля Второго».

Сделать эту связь между евреями централизованной и подчиненной единой системе мысли, единому мировоззрению, как ничто лучше могло лишь новое иудейское учение. Книжники видели, что Св. Писание не только не может помочь осуществить замыслы новых иудейских мудрецов, но и прямо препятствует им, уводя правоверного еврея к Божественному откровению и непреложной Божией истине, дающей человеку внутреннюю свободу. И именно это послужило основанием для талмудического перевода Библии, сделанного раби Акибой совместно с его учеником Аквилой. И этот вариант Библии должен был, по мысли Акибы, сделаться достоянием всего еврейского народа.

Начиная с первой четверти II века нашей эры, христианство все больше и больше распространялось среди эллинского еврейства, среди иудеев, говоривших по-гречески. Сильным орудием в борьбе христианства с искаженными новоиудейскими представлениями о Мессии была именно Септуагинта, которая с логической непреложностью разъясняла евреям все обстоятельства жизни Мессии и признаки Его пришествия и Его благодатного царства. Имея перед собой этот богодухновенный перевод древних пророков, новые мудрецы и книжники оказывались бессильными перед лицом истины. Вот почему «нужен был новый греческий перевод Писания, который вполне соответствовал бы новоеврейскому талмудическому пониманию священных книг и исключал бы всякую возможность их христологического истолкования» (Еврейская энциклопедия).

Нужен был новый перевод, ибо, как не скрывая, признаются сами еврейские историки, «прежний греческий перевод, составленный в эпоху Птоломеев, не соответствовал более требованиям новейшей интерпретации». Необходимо было «освободить» евреев диаспоры от владычества богодухновенного перевода семидесяти толковников и заменить его текстом, который более соответствовал бы талмудическому толкованию каждого библейского слова.

И ту, и другую потребность и стремились удовлетворить раби Акиба и трудившийся под его руководством переводчик Аквила.

Исторические свидетельства (и христианские, и еврейские) утверждают, что Аквила так же, как и Акиба, был прозелитом, родом из Понта в Малой Азии, язычником по изначальной вере, принявшим позже христианство. И только потом Акиба, отлученный от Церкви за усиленные занятия астрологией, перешел в иудаизм.

Став иудаистом, прозелит Аквила учился у раби Элиезера и раби Акибы и перевел Писание по указаниям (или, по словам Талмуда, «из уст») своих учителей. Так, он перевел слово «альма» у Исаии (7, 14), которое семьдесят толковников перевели словом «Дева», как «молодая женщина» (Еврейская энциклопедия).

Таким образом Аквила и Акиба «дали говорящим по-гречески евреям талмудическую Библию», и побуждением к тому было желание «обезоружить христиан и, главным образом, христиан из иудеев, которые извлекали из Писания доказательства об истинности христианского учения. Этот же мотив руководил Акибой и в его стремлении освободить евреев диаспоры от владычества Септуагинты» (Еврейская энциклопедия).

Кроме того, прозелит Онкелос, которого некоторые отождествляют с Аквилой, сделал перевод нового текста на арамейский язык - Таргум.

Таким образом, как, не скрывая, свидетельствует Еврейская энциклопедия, «иудаизирование Св. Писания было произведено в противовес христианству».

Далее в Еврейской энциклопедии читаем: «Но этой меры было недостаточно; можно было опасаться, что евреи все же попадут под влияние христианства, которое все больше и больше утверждалось среди народов обширной империи. Акиба пришел к выводу, что необходимо создать какой-нибудь противовес духовному влиянию со стороны христианского мира. В связи с этим Акиба объявил доктрину, согласно которой в языке Писания нет ничего, что было бы только формой, что из всего в тексте Писания можно извлечь скрытый смысл. Нет ничего излишнего - ни слова, ни слога, ни даже буквы. Важнейшее значение должно признать за каждой частицей, каждым значком. В отдельных словах и знаках Писания Акиба, таким образом, увидел подробные и конкретные указания на обрядовую сторону религиозной жизни».

Таким образом, словеса Божии, несущие глубокий смысл о природе человеческой души, о тайной сокровенной жизни сердца человека и его связи со своим Творцом, о Божественной природе Мессии и Его всеобщем духовном царстве, о неизреченном милосердии Божием, создавшем все творение и ради избытка Своей любви обещавшем Искупителя для спасения человеческого рода, об обновлении человека и возведении его в достоинство первозданного Адама и о многих других Божественных тайнах, питающих и оживляющих дух человека, ибо Бог есть Дух, - все эти великие изречения Божественного Ума целой школой книжников были низведены со своей высоты лишь до указаний на множество важных обрядовых норм, законодательных положений и этических поучений. Из Св. Писания - великого творения Божественного Ума был изгнан дух и осталась лишь буква.

Читаем вновь Еврейскую энциклопедию: «Первые масореты установили орфографию, произношение и кантилля-цию, ввели квадратное начертание букв. Им же следует приписать и счисление букв, слов и стихов, замену некоторых слов другими, удаление некоторых выражений по отношению к Богу и прибавление лишних слов. Таннаи упоминают некоторые места из Библии, откуда с несомненностью вытекает то, что древний текст отличался от нашего, и видим прямое признание, что «библейский текст носит на себе следы древней корректуры».

Итак, новая Библия с новым составом книг (не 50, а 39) на трех языках (еврейском, греческом и арамейском) начала свою войну против древних, не- уничтоженных еврейских текстов и текста Септуагинты. После того, как в основу еврейской Библии и новых переводов ее был заложен антихристианский фундамент, работа над ее шлифовкой не закончилась. Она продолжалась вплоть до X века.

Особенно тщательная работа по «оттачиванию» самого яркого орудия борьбы со Христом, или, как говорят масоре-ты, «самого древнего и неиспорченного, восходящего к самому Моисею», текста Библии, падает на VII-X века. Именно в это время масореты не только «доводят до совершенства» противохристианское истолкование священных текстов, а и вводят новую систему особых значков для огласовки еврейской письменности (сейчас основу письменного текста составляют буквы, передающие лишь согласные звуки, а гласные добавляются и произносятся согласно особым правилам).

Поскольку до Кумранских находок (в 1947 г. н. э.) наиболее древними из существующих ныне библейских рукописей, содержащих масоретскую традицию, являлись две рукописи из коллекции Фирковича, хранящиеся в Санкт-Петербургской Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (одна содержит свод книг пророков и датируется 916 г. н. э., а другая - весь текст Ветхого Завета и датируется 1008 г. н. э.), а также одна рукопись Британского музея - Каирский пергамент Кодекса книг пророков (895 г. н. э.), то ученые пришли к выводу, что работу над кодификаций своей Библии масореты закончили в X веке. Именно тогда, поскольку нет ни одной другой более ранней рукописи, произошло «заметание следов» - уничтожение всех других текстов, хоть в чем-то отличных от принятого образца.

Loading...Loading...