Белые и черные монахи разница. Духовенство белое и черное

Выбор веры сегодня - личное дело каждого. Сейчас церковь полностью отделена от государства, но совершенно иная ситуация складывалась в средние века. В те времена именно от церкви зависело благополучие как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Еще тогда были сформированы группы людей, которые знали больше остальных, могли убедить и повести за собой. Они растолковывали волю Божью, именно поэтому их уважали и обращались за советом. Духовенство - это что? Каким было духовенство Средневековья, и какова была его иерархия?

Как зарождалось духовенство в период Средневековья?

В христианстве первыми духовными лидерами были апостолы, которые через таинство рукоположения передавали своим наследникам благодать, и этот процесс не прекращался на протяжении веков как в православии, так и в католицизме. Даже современные священники являются прямыми наследниками апостолов. Таким образом в Европе происходил процесс зарождения духовенства.

Каким было духовенство в Европе?

Общество в те времена делилось на три группы:

  • рыцари-феодалы - те люди, которые сражались;
  • крестьяне - те, которые работали;
  • духовенство - те, которые молились.

На то время духовенство - это единственное образованное сословие. При монастырях были библиотеки, где монахи хранили книги и переписывали их, именно там сосредотачивалась наука до появления университетов. Бароны и графы писать не умели, поэтому пользовались печатями, о крестьянах даже не стоит вести речь. Иными словами, духовенство - это определение это люди, которые способны быть посредниками между Богом и простым народом и занимаются проведением В духовенство разделяют на «белое» и «черное».

Белое и черное духовенство

К белому духовенству относятся священники, дьяконы, обслуживающие храмы, - это низшие священнослужители. Они не дают обет безбрачия, могут заводить семью и иметь детей. Самым высоким саном белого духовенства является протопресвитер.

Черное духовенство подразумевает монахов, которые всю свою жизнь посвящают служению Господу. Монахи дают послушания и добровольной нищеты (нестяжания). Епископ, архиепископ, митрополит, патриарх - это высшее духовенство. Переход из белого в черное духовенство возможен, например, если у приходского священника умерла жена - он может постричься в монахи и уйти в монастырь.

В (а у католиков и по сей день) обет безбрачия давали все духовные представители, естественным путем сословие не могло пополняться. Как в таком случае можно было стать духовным лицом?

Как становились представителями духовенства?

В те времена в монастырь могли уйти младшие сыновья феодалов, которые не могли унаследовать состояние отца. Если бедная крестьянская семья была не в состоянии прокормить ребенка, его тоже могли отдать в монастырь. В семьях королей старший сын занимал трон, а младший становился епископом.

На Руси духовенство возникло после Наше белое духовенство - это люди, которые как не давали, так и не дают до сих пор обет безбрачия, что послужило причиной возникновения наследственных священников.

Благодать, которая была дарована человеку во время возведения его в священный сан, не зависела от его личностных качеств, поэтому будет неправильно считать такого человека идеальным и требовать от него невозможного. Он во что бы то ни было остается человеком со всеми достоинствами и недостатками, но это не отменяет благодати.

Церковная иерархия

Священство, которое сложилось во втором веке и действует до нынешнего времени, разделено на 3 ступени:

  • Низшую ступень занимают дьяконы. Они могут участвовать в совершениях таинств, помогать высшему чину проводить обряды в храмах, но самостоятельно вести службу они не имеют права.
  • Вторая ступень, которую занимает духовенство церкви, - это иереи, или священники. Эти люди могут самостоятельно вести службы, проводить все обряды за исключением рукоположения (таинства, в процессе которого человек обретает благодать и сам становится служителем церкви).
  • Третью, самую высокую ступень занимают архиереи, или епископы. Достичь этого сана могут лишь монахи. Эти люди вправе совершать все таинства, включая рукоположение, кроме того, они могут руководить епархией. Архиепископы управляли более крупными епархиями, митрополиты, в свою очередь, управляли областью, которая включала несколько епархий.

Насколько легко сегодня быть священнослужителем? Духовенство - это те люди, которые ежедневно выслушивают во время исповедей множество жалоб на жизнь, признаний в грехах, видят огромное количество смертей и часто общаются с убитыми горем прихожанами. Каждый священнослужитель должен тщательно продумывать каждую свою проповедь, кроме этого, нужно суметь донести людям святые истины.

Сложность работы каждого священника состоит в том, что он не вправе, как врач, учитель или судья, отработать положенное время и забыть о своих обязанностях - его долг каждую минуту с ним. Давайте будем благодарны всем священнослужителям, ведь у каждого, даже самого далекого от церкви человека может наступить тот момент, когда помощь батюшки будет неоценима.

К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета - целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор - жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат - дают обет безбрачия.

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи - иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства - это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству - иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах - в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены - настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх.

November 4th, 2013 , 11:49 pm

Оригинал взят у mamlas в Чёрно-белый дух

Чем белое духовенство отличается от чёрного?

В Русской православной церкви существует определённая церковная иерархия и структура. Прежде всего, духовенство делится на две категории — белое и чёрное. Чем они отличаются друг от друга? К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский .

Средневековый человек был глубоко убежден, что главное в его жизни — от-ношения с Богом, а забота о спасении душ христиан как раз и возлагалась на ду-ховенство. Потому исключительно важным, намного весомее, чем выполнение любых других обязанностей, была угодная Богу принадлежность человека к духов-ному сану.

Христианское духовенство разделялось на белое и чёрное. К белому духовенству принадлежали еписко-пы и священники, которые обеспечивали религиозные потребности мирян: правили мессу , осуществляли цер-ковные таинства (крещение, причастие, венчание, ис-поведь и т. п.). Ядром повседневной церковной жизни в Западной Европе была парафия , объединявшая жи-телей нескольких сёл или городских кварталов. Парафией руководил священник (парох ). Его помощниками могли быть духовные лица низшего ранга (диаконы, иподияконы). Парафия подчинялась епархии во главе с епископом. Несколько епархий объединялись в ар-хиепископство . На церковь и потребности духовенства верующие платили десятую часть доходов - десятину .

Христианская церковь имела определённую иерар-хическую структуру. На вер-шине церковной пирамиды был Папа Римский. Вторую, после папы, ступень в цер-ковной иерархии занимали архиепископы. За ними — епи-скопы, ступенькой ниже — аб-баты, а ещё ниже — священ-ники (парохи).

К чёрному духовенству принадлежали монахи или отшельники (с греч. — одиночки, затворники). Первые отшельники появились в III ст. в Египте, а идейным вдохновителем монашеской жизни считается святой Антоний (ок. 250 355). Монахи жили в пустынях и пе-щерах. Они строго ограничивали себя в еде, отказыва-лись от богатой одежды, избегали человеческое обще-ство. Таким способом затворники будто отрекались от всего мирского, посвящая свою жизнь служению Богу. Со временем жизнь монахов несколько изменилась. Появлялись первые монастыри — мужские и женские. Слово «монастырь» в переводе с греческого означает «уединённое жилье». Однако монахи жили уже не толь-ко уединённо, но и общинами.

Монахи и монахини за работой и молитвой. Средневековые миниатюры

VI в. Из устава св. Бенедикта о монашеской жизни

Особо решительно нужно с корнем вырвать из монастыря жажду собственности, чтобы никто не имел права нечего ни дать, ни взять, не иметь ничего собственного, ни вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, ровно ничего: потому что никто из братьев уже не имеет в своей собственности ни тела своего, ни воли своей.

Считаю, что достаточно будет предлагать два кушанья на всех трапезах, а если удаст-ся раздобыть фрукты или овощи, то подавать и это третье кушанье. От мяса четве-роногих все должны воздерживаться, кроме больных.

Монастырь нужно организовать так, чтобы всё необходимое: вода, мельница, сад, пекарня, разные мастерские, — были на монастырской территории, чтобы монахи не имели необходимости выходить за его стены, потому что это не очень полезно для их душ.

Монастырь был хозяйством с замкнутым циклом, полностью себя обеспечивающим. Монахи сами возделывали землю, растили сады и виноградники, строили мельницы, изготовляли орудия труда. Их достижения использовали в своих хо-зяйствах феодалы, крестьяне. Монастыри быстро богатели за счет щедрых даров и пожертвований набожных людей. Потому на протяжении VIII -X вв. немало монастырей превратилось в своеобразные феодальные сеньории, обслуживаемые зависимыми крестьянами. Материал с сайта

В скриптории. Миниатюра. 1025 г.

Однако жизнь в монастыре не была такой спокойной и благочестивой, как мо-жет показаться на первый взгляд. Здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. В монастырях могли также найти пристанище люди, преследуемые властью, искатели приключений, нищие, калеки.

Монастыри внесли существенный вклад в развитие средневекового образования и науки. Много способных монахов поменяло плуг и мотыгу на стилет и стилос. На рубеже VI-VII вв. при монастырях возникли скриптории специальные мас-терские для переписывания, оформления и создания книг. Ведь в средневековом обществе книга считалась огромной ценностью. Книги хранились как настоящие драгоценности в монастырских библиотеках. Кое-где при монастырях открыва-ли школы. Часто монастыри были пристанищем талантливых, мыслящих людей, в своих помыслах и действиях опережавших привычный ход истории.

Аббат (аббатиса) — настоятель (настоятельница) монастыря; происходит от древнееврейского слова «абба», то есть «отец».

Епархия — территориальная единица, находящаяся под церковным управлением епископа. Католики употребляется латинский термин — диоцеза .

Епископ (от греч. — надзиратель) — христианский церковнослужитель наивысшего священного чина, как правило, глава епархии (диоцезы). Епископ имел духовную власть над священниками и мирянами своей епархии.

Месса — главная ежедневная служба в католической церкви.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • средневековый монастырь сочинение
  • краткое сочинение - жизнь монахов в средневековье
  • духовенство средневековья
  • белое духовенство и черное духовенство таблица
  • появились духовенство черное и белое

Христианское духовенство делится на белое и черное. Белым духовенством, или клиром, называют дьяконов, священников, епископов и архиепископов, патриархов. Белое духовенство должно нести службу среди людей - в миру. Дьяконы помогают священникам в церковной службе. Священники обязаны заботиться о душах жителей определенного прихода. В приход, как правило, входят несколько деревень или же городских кварталов. В своем приходе священник проводит службы, выполняет церковные обряды, исповедует, прихожан, назначает им наказания за прегрешения, помогает бедным. На содержание церкви прихожане должны были платить особый налог - десятину.
Из самого названия ясно, что десятина - десятая часть доходов. Сначала десятину платили только с урожая, но постепенно церковь стала брать долю и со скота, а позже и с доходов горожан-ремесленников. Сравнительно небольшая часть десятины оставалась в приходе и расходовалась:
а) на строительство, ремонт и украшение приходской церкви;
б) на помощь бедным, странникам, богомольцам, калекам;
в) на содержание местного духовенства.
Остальное шло епископам, архиепископам, на другие церковные нужды.
Несколько приходов объединялись в епископство с епископом во главе. Несколько епископств - в архиепископство. На Востоке крупные архиепископства стали называть митрополиями во главе с митрополитами.
Самым главным из епископов на Западе со временем стал епископ города Рима - римский папа. Первым епископом Рима считался апостол Петр - один из ближайших учеников Иисуса Христа. Поэтому папы стали называть себя преемниками апостола Петра.
Два скрещенных ключа апостола Петра - серебряный и золотой - стали знаками папской власти. Другой символ папского могущества - тиара, появившаяся, правда, довольно поздно, в XIV в. Тиара - это торжественный головной убор римского папы. Основой тиары является митра - особая высокая шапка, отличавшая всех епископов и архиепископов. Но у папы на митру надеты три короны - одна над другой. Три короны должны означать, что папа - главный судья, главный законодатель и главный священнослужитель всего католического мира. Другими отличиями епископов помимо митры были перстень и особая часть церковного облачения - паллий. Знаком пастырского служения у епископов и аббатов служил особый посох.
На Востоке возникло четыре крупных патриархата с центрами в Константинополе, Антиохии, Иерусалиме и Александрии. Каждый патриархат объединял много митрополий. Наибольшее значение со временем приобрел патриарх Константинопольский, именовавшийся «вселенским патриархом». Между ним и римским папой постоянно шло соперничество за влияние на христиан.
Если на Западе церковь пыталась как бы заменить собой разваливавшиеся органы государственного управления, то на Востоке церковь была частью хорошо налаженного государственного механизма. Монашество
Епископам, а также патриархам и папе подчиняется и черное духовенство, т. е. монашество (от греческого слова «монахос» - «одиночка»). Чтобы мирская суета не мешала молиться и размышлять, монахи удаляются от мира, селятся в уединенных местах, например, в пустыне, глухом лесу или в горах. Если же монахам приходится устраиваться, скажем, в городе, они отгораживают свою обитель от бойкой городской жизни высокой стеной. Монахи живут либо в одиночку, либо совместно, общинами - монастырями. Св. Антоний Великий
Монашество родилось в III в. на Востоке - в Египте. Основоположником монашества считается св. Антоний (ок. 250-356). Св. Антоний стал в 21 год отшельником. Однажды он шел по египетской пустыне. Вдруг видит: сидит кто-то, похожий на него, и работает, затем встает для молитвы и снова принимается за работу. Это был, как гласит предание, ангел Божий. «Вот так поступай и ты - и спасешься», - сказал Антонию ангел. Неустанная работа и горячая молитва стали главными законами отшельнической жизни. Христиане, наслышанные о святости Антония, селились рядом с ним. Так возникла одна из первых монашеских общин. На Востоке монастыри именовались киновиями и лаврами. Св. Бенедикт и его устав
Основателем западного монашества считается св. Бенедикт, живший в первой половине VI в. По примеру восточных монахов он создал первые на Западе правила монашеской жизни - устав. «Молись и трудись!» - этими словами св. Бенедикта можно коротко выразить суть его устава. На Западе крупные монастыри получили название аббатств. Во главе их находились настоятели - аббаты.
При многих монастырях стали появляться школы, мастерские по переписке книг - скриптории. Часто время, потраченное монахом на переписку древних рукописей, засчитывалось ему за время молитвы. Монастыри стали важными центрами образования и культуры в раннее средневековье. Вопросы
1. Попробуйте объяснить, почему обсуждение отвлеченных богословских вопросов принимало порой ожесточенный характер и вызывало самый широкий интерес? Почему не только ученые монахи и клирики, но даже простолюдины готовы были на улицах или городских рынках спорить до хрипоты о том, кто прав: Арий или же его противники?
2. Почему между Восточной и Западной церквами с самого начала существовали различия и почему со временем они продолжали накапливаться?
3. Как вы думаете, почему в Западной Европе именно в монастырях сохранились многие элементы античного образования и античной культуры?
Loading...Loading...