Бог стрибог краткий 4 предложения о нем. За что отвечал Стрибог? Упоминания о грозном Стрибоге

- 3684

СТРИБОГ - является Богом, который управляет молниями, вихрями, ураганами, ветрами и штормами морскими на Мидгард - Земле. К нему мы обращаемся, когда в засушливый период необходима дождевая туча или наоборот, в дождливый период когда необходимо, чтобы Стрибог разогнал тучи и Ярило - Солнце согрело наполненные влагой поля, сады и огороды. Стрибог управляет также ветрами и песчаными бурями на Земле Орея (Марсе). Кроме того, Он является Богом- Покровителем Земли Стрибога (Сатурна) в системе Ярилы - Солнца. Но пуще всего наши Предки почитали Стрибога как истребителя всяческих злодеяний и разрушителя злых умыслов.

Стрибог - прямое проявление Рода Всевышнего. Дух движения жизни, с помощью котрого он вдувает жизнь во все живое и направляет движение небесных тел. Стрибог, выступая как само пространство и его упорядочиватель, связан с созвездием Близнецов, поскольку отвечает за перемены.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый; Сиверко(Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный; Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.
По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем.

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

. ..Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиан-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

«Голубиная книга» «На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»
Из русских заговоров.

Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!

Проходило совсем немного времени - налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.

Слово «стрибог» происходит от «стрег» что означает старший. Повелитель воздушного пространства участвовал во многих значимых битвах за мир прави и яви. Согласно древним легендам и летописям является повелителем всех ветров и создан из дыхания Рода - демиурга нашей вселенной, является братом Семарглаи Даждьбога.

Имеет второе имя - Стрый, также его называли «рассеивателем богатства».

Упоминание о внуках стрибога встречается в произведении «слово о полку Игореве».

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Помимо управления всеми ветрами может повелевать молниями наряду с Перуном – громовержцем.

Благодаря ветру может работать ветряная мельница, поэтому одной из главных треб была мука и изделия из нее.

Дети и внуки бога ветра

У повелителя воздушного пространства да птиц и эфирных духов ветра было много детей и внуков.

  • Посвист - бог бури известен своим грозным нравом и огромной мощью. Непредсказуемый и своенравный. Совладать с Посвистом под силу лишь сильным духом и физически людям.
  • Буревой также относится к сыновьям бога воздушной стихии.

    Погода - легкий приятный ветерок радующий своей прохладой в знойный день.

    Пдага - пустынный ветер несущий с собой засуху и иссушение, его вотчиной считается пустыня.

    Немиза - бог воздуха который также может повелевать ветрами.

    Братья северный, восточный, южный да западный ветра названные по месту зарождения на разных концах света.

    Полуденик – легкий ветерок да полуночник - ветер прохлады.

Сила бога ветров

Бог Стрибог имел огромную власть над воздушным пространством, вызвать или успокоить бурю, послать суховей или легкий ветерок, управлять молниями - всё ему под стать. Способен оборачиваться птицей Стратим. Доносит другим богам вести.

Бог ветра у славян Стрибог участвует во всех важных сражениях: сражался со Сварогом да другими Сварожичами против Черного змея, помогал Перуну и Хорсу в различных битвах против сил зла.

Место в пантеоне славянских богов

Кумир Стрибога изготавливался из дерева. Помимо капищ ставили на берегах рек да в портах.

Занимал место в славянском пантеоне главных богов:

Существовали отдельные храмы посвященные богу ветра в портах, где моряки приносили дары повелителю воздушной стихии перед отправлением в дальнее плавоние и по прибытию. Именно Стрыя моряки просили о покровительстве в море.

Наибольшей популярностью среди купцов мореходов пользовался храм на острове Березань что расположился в устье реки Днепр. Приносили они в дар богатства разные чтобы ветер попутным был.

Молитва Стрибогу на удачный поход морской.

Образ Срибога

До нас дошел образ могучего седовласого старика носящего лазуревые одежды, в руках золотой лук. Живет повелитель ветров в дали ото всех на краю Прави (света), с другими богами общаться не любит.

Также его изображали плывущем по небу на ладье или корабле состоящим из воздуха. Если нужна помощь в борьбе со злом, всегда вступает в битву наравне с другими богами.

Заповеди Стрибога

З аповеди повелителя ветров учат правильной жизни по законам Прави

Атрибуты

    день недели - суббота;

    птицы, особенно Стратим;

    треба (жертва):зерно, разноцветные ленты и колокольчики, хлеб, мука.

Оберег-символ бога ветра

Оберег с символом вихрь может выполняться из любого материала.

Обережный символ Стрибога встречается на резьбе по дому, вышивке да украшениях.

Символ повелителя воздушного пространства называется стрибожичь напоминает ветрянную мельницу или вихрь - закручивающиеся потоки воздуха.

Сила оберега Стрибога:

  • защита от плохой погоды, стихийных бедствий, несчастных случаев вне дома;
  • помогает в работе;
  • дает ощущение радости.

Кроме знака «вихрь» и «стрибожич» оберегом бога ветра считается изображение птицы.

Праздники славянского бога

Поклонялись Стрибогу на у ровне с повелителями других стихий: солнца, воды и земли. Чествование проходило 4 раза в год, по 1 разу в каждый сезон.

От ветра во многом з ависит плодородие земли, принесет ли он достаточно влаги на поля или выворотит все да разметает при разгуле.

  • 5 апреля - Стрибог Вешний день весеннего ветра .
  • 22 августа день Стрибога летнего , называется ветродуй. После ветродуя в силу вступает осенний ветер.
  • 20 сентября обозначается праздник листобой - чествование осеннего Стрибога. Одновременно считался днем водянных мельниц.
  • 21 февраля - весновей - зимний праздник. В этот день Стрибожьи внуки несут вести о весеннем тепле. Считается переломным днем в смене зимнего ветра на весенний. При установлении двоеверия на эту дату приходился день Темофея Весновея.

А в заключение небольшую сказку про справедливость Стрибога, да его сына ветра восточного.

Было то в давние времена. В одну ночь налетел буйный восточный ветер на деревню. Снес с домов крыши, побил хлеба на поле, мельницу ветряную разрушил. Утром посмотрели мужики, одни убытки кругом… да что же поделаешь? Нужно убытки возмещать. Засучили рукава и пуще прежнего за работу принялись.

А Вавила - шорник местный большую обиду на ветер затаил и решил управу на него найти у главного владыки воздушного пространства.

Выковал Вавила башмаки железные у кузнеца местного, вырезал дубовую клюку от зверей защищаться, положил немного снеди в котомку дорожную и отправился в путь.

А Стрибога искать ему мельник посоветовал на свистун-горе, что на краю света расположена.

Долго ли коротко шел Вавила, все сапоги железные износил пока на гору взошел. Глядь, а на камне сидит седой старец - исполин, в золоченный рог дует а над ним орел парит. Вот и дошел до повелителя ветров шорник. Поклонился Вавила старцу да поведал про беду его деревню постигшую.

Послушал Бог Вавилу. Нахмурился и трижды в рог свой золоченный протрубил. Тут же возник перед ним великан крылатый с гуслями в руках да зеленную одежду облаченный.

Повтори свою жалобу на ветер восточный, сказал Стрибог бог. Вавила повторно рассказал о беде деревни ветром причиненной.

– Что скажешь? – грозно обратился Стрибог к обидчику.

– Разве деревни разорять я тебя учил?

Не велика вина моя, – молвит ветер восточный. – Посуди сам. Во всех селения мне славление в песнях воспевают, Ветром-Ветрилою величают, муку горстями с мельниц бросают, блины да пироги на крышах оставляют чтобы мельницы вращал. А в их деревне что? Плюют в меня. Злые наговоры по ветру пускают, скот и людей изводят, а народ меня во всем обвиняет да клянет.

Обвиняют что я принес хворь-поветрие. Рыбаки сами свистят по ветру, бурю кличут. Долго терпел я обиду да не выдержал когда юнцы их муравейник палками по ветру разметали да вечером веник старый приняли жечь да искрами на ветру любоваться. Вот я и не стал терпеть обиды, разгневался. Прости, Стрибог.

Помолчал повелитель ветра и говорит.

– Слышал? Ступай обратно да перескажи ответ восточного ветра сородичам своим неразумным. Впрочем, нет: башмаки то железные ты уже износил, все ноги в пути собьешь. Сейчас тебя ветер восточный до родного края доставит, а вы уж с ним дальше поладите. Прощай!

.утром раннем косари в долине Ярилы увидали как мужик по небу летит, ну не диво ли?… присмотрелись, а это Вавила их в путь год назад ушедший, будто на ковре самолете к сельчанам спускается.

Стал Вавила на землю, поклонился незримому кому- то в пояс, а после рассказал жителям деревни о походе на Свистун-гору, да о справедливом Боге Стрибоге.

Много лет минуло с той поры, однако в деревне все крыши целы, мельница исправно работает, хлеба под ветром колосятся. И такого почета ветрам, как здесь. Вряд ли где встретить еще возможно. И по сей день уважение сохраняется.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:

Посвист - старший ветер, считается богом бури;

Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;

Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;

Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый; Сиверко(Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;

Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный; Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем.

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.

«Книга Велеса», Род 1, 2:7

Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.

«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.

«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,

Стратим-птица вострепенится,

Окиан-море восколыхнется,

Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

«Голубиная книга» «На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»

В старину, когда солнце было богом, а звёзды его сёстрами, жили на земле люди чудные, и имена у них тоже были чудные. Всё могло сказать имя за человека, кто он, каков нрав его, и дела какие воротит. И было имя живым, покуда жив был человек, и после оно не угасало, ежели делами добрыми жизнь свою украсил человек. Рождались дети, а волхвы в душу их пристально вглядывались и видели они, что
начертано тому на веку, и имя так рождалось. Так и получила своё имя Ветрена. Была она лёгкой, как пёрышко и быстрой, словно ветерок в ветвях деревьев. Никто догнать её не мог, не один мальчишка в деревне. Носилась она ветром вольным по полям, и казалось, что за спиной её, не косы длинные мечутся, а крылья, да только рыжие. Ветрена рыжей была до жути, а глаза зеленые, как у кошки. И хитрой она была, и вёрткой. В деревне её все знавали, и про лихость её и про непоседливость. Такая не будет избу подметать, да хлеб печь, не усидит на месте и минутки. Душою рвётся она в дали бескрайние, по сему и не сватался к ней никто. А кому нужна буйная девка, что луком да стрелами лучше владеет, чем сковородою?! А Ветрена и не печалилась, знала она, что судьба у неё иная. Ей в земли новые идти, да по морям дальним плавать, потому как дочь она ветреная, отца своего Стрибога. Вольная, как и ветер, который говорит с ней в час, когда все остальные по избам своим прячутся от грозы. Ветрена не мира сего, не людская доля у неё, и хоть родили её мать и отец смертные, она помечена благодатью того, кто ей колыбельные напевал зимними вьюгами. В деревне ведали все, что Ветрена иная, по сему и молчали, хотя ворчали по углам, да сетовали на её непохожесть на других деревенских девушек. Ветер-сплетник всё своей сестре доносил, а та знай только смехом звонким заливалась. Не обидно ей было и зла не держала, ибо не ведомо другим было, то что ведомо ей.

Для начала, стоит разобраться в том, почему Стрибога зовут именно Стрибог, и откуда пришло к нам это имя? Как уже было замечено в прологе, в старину имя определяло сущность своего носителя и его характер. У нас, как всегда будет несколько версий (а как иначе, ведь жизнь вообще суровая штука).
Итак, для начала давайте ознакомимся с теорией индоевропеиста Тамаза Гамкрелидзе, который предположил, что имя Стрибога может происходить от индоевропейского «Dievas Pater», что в дословном переводе означает «небесный отец», или «небо — отец». Эту теорию так же поддерживает лингвист Вячеслав Иванов. Согласно этому суждению, со временем слова «Dievas» и «Pater» поменялись местами, а после того, как древние славяне стали тесно взаимодействовать со скифской культурой, то вместо слова «Dievas», стали употреблять слово «Baga»(аналог праславянского слова «богъ»). Затем и второе слово «Pater» претерпело изменения и стало славянским словом «стрый», что возможно означает «дядя» (подразумевается брат отца).
Согласно второй теории, автором которой является лингвист Олег Трубачёв, в имени славянского божества нет никаких индоевропейских корней. Имя Стрибог исходя из этой теории, происходит от праславянского слова «стерти», что означает распространять что-либо, простираться.

Стрибог- бог славян.

Упоминание о Стрибоге можно встретить в «Повести временных лет», согласно которой, кумир Стрибога был воздвигнут князем Владимиром в городе Киеве, вместе с кумирами других богов. Данное действие датируется 980 годом. Это уже указывает, на то, что Стрибог был весьма почитаемым божеством для древних славян, вот чем именно он занимался — это уже другой вопрос.

В другом историческом трактате («Слово о полку Игореве») можно наткнуться на описание Стрибога, согласно которому ветра его внуки и они с моря, подобно стрелам били по отважным и храбрым полкам Игоря. Здесь упоминание ветров и Стрибога не случайны, по утверждению большинства исследователей, это славянское божество управляло ветрами. Стоит более подробно рассмотреть эту теорию. Ветра в этом источнике упоминаются, как внуки Стрибога. Если вдуматься, то внуки — это лишь малая часть, всей семьи, то есть третье поколение от родоначальника. Предположительно есть ещё и дети. Тут можно судить о том, что ветра — это не единственная сила, которая подчиняется Стрибогу, ему подвластно всё воздушное пространство. Теоретически можно предположить, что Стрибог, как представитель старшего поколения Ясуней, мог повелевать атмосферными процессами в целом. Это и ветер, и дождь, и град, и гроза с молниями, то есть погода. По поверьям так же, под командованием Стрибога находилось всё воздушное воинство. Ему подчинялись все птицы и все эфирные духи.

Образ Стрибога и его родословная.

В представлении древних славян бог Стрибог был стариком с посеребрёнными полосами, но не утратившим ни силу, ни широту плеч. По преданию Стрибог носил одежду исключительно светло-голубого оттенка, что подчёркивало его принадлежность к воздушному пространству. Оружием этому божеству служили лук и стрелы, изготовленные из чистого золота. Жил Стрибог на самом краю мира Прави, мало общаясь с остальными богами. Он появлялся лишь тогда, когда это было крайне необходимо. Так, например, Стрибог помог Сварогу и другим Ясуням одолеть Чернобога в изначальной битве между силами добра и зла. Он бился вместе с богом Перуном, против ужасного Спикера-Змея. Так же, Стрибог помог богу Хорсу, когда тот сражался с Месяцем. Мы видим, что с одной стороны это божество довольно нелюдимо, но в тоже время, он является верным соратником для своих собратьев.

Теперь давайте поговорим и о родословной Стрибога, и о его семье в целом. Своё начало это божество, как и большинство
старших Ясуней берёт из искр, что были высечены из камня Алатыря, ударами божественного молота Сварога Праотца. Согласно другой теории, Стрибог был рождён из дыхания самого Великого Рода. Согласно первой версии, Стрибог приходился братом Даждьбогу и Семарглу, но так как, основа имени этого бога переводится, как «дядя», или «брат отца», то можно предположить, что вторая версия является более правдивой, и Стрибог приходился Сварогу братом.

Супругой бога Стрибога называют Немизу — богиню ветров (по некоторым источникам, Немиза являлась одной из личин богини Мары, которая повелевала зимними ветрами), её ещё называли Немигой, или Варма-авой. У этой четы богов было несколько детей: Погода — тёплый и ласковый ветер, божество хорошей погоды; Подага — жаркий и иссушающий ветер, обитающий в пустыне; Посвист — самый сильный ветер, имеющий власть над бурями; Сиверко — ветер с северным и холодным нравом, не ведающий пощады; Южный ветер — игривый ветер; Восточный ветер — коварный и внезапный ветер; Западный ветер — сухой и суровый, но всё же наделённый добрым нравом; Полуденик и Полуночник — легкие ветерки, что резвятся соответственно, днём и ночью.

Поклонение Стрибогу.

Древние славяне почитали Стрибога наравне с другими богами. Если вдуматься, то это в первую очередь было обусловлено спецификой деятельности самого божества. В первую очередь, Стрибогу поклонялись земледельцы. По их представлениям, дождевые тучи сгущались над полями только по воле Стрибога, который подобно пастуху перегонял облака по небу. Естественно, что земледельцы поклонялись ему и приносили требы.
Особыми почитателями Стрибога были моряки, именно от воли этого славянского божества зависел успех любого плаванья. Если вдуматься, то в этом нет ничего, что позволило бы усомниться в этом утверждении. Представьте, что вы моряк, который бороздит морские просторы без всякого двигателя, навигатора и прочих современных атрибутов. Всё, что у вас есть — это ваша собственная сила в руках, которая позволяет управлять кораблём, звёзды над головой, которые подсказывают дорогу и ветер. А если ветер не будет попутным, то все ваши усилия пойдут насмарку, вас отбросит течением и ветром достаточно далеко, и вы собьётесь с пути. Теперь наверно, вас стало ясно почему Стрибог пользовался особым почётом у древних славянских моряков. Здесь так же стоит упомянуть, что в давние времена, морские плавания носили целью не только завоевание новых земель, но и торговлю. Ещё одной профессиональной кастой, почитавшей Стрибога, были купцы. Обычно капища в честь бога Стрибога строились на берегах крупных рек и морей, одним словом там, где проходили наиболее важные торговые пути. Купцы обычно преподносили очень богатые требы, надеясь этим заслужить расположение божества, что сулило успешным плаванием для их торгового корабля. Самым известным храмом бога Стрибога, считался храм, воздвигнутый на острове Березань, у устья Днепра.

Богу Стрибогу поклонялись так же и волхвы. Всё это было связано с тем, что в представлении древних славян ветер являлся проводником духовной энергии. Волхвы почитали Стрибога, как хранителя равновесия природных сил, так как его ветра могли пролить и дожди, принося земле живительную влагу, но также могли, разбушевавшись, снести всё на своём пути. Стрибог словно был воплощением единства мудрости и эмоциональной стороны. Волхвы верили, что ветра были способны наделить их мудростью и знаниями, так, как они являлись своего рода странниками между измерений разных миров.

Кстати, остаточное поклонение богу Стрибогу, можно было встретить ещё в девятнадцатом столетии, среди донских мельников, только называли они бога немного иначе — Стрыбом. Даже сохранился фрагмент ритуальной песни: «Повей Стрыбу, нам из неба, треба нам назавтра хлеба». Твердили, что стоило только напеть эту песню, как тут же поднимался довольно сильный ветер, который словно играючи, вертел крыльями ветряных мельниц.

Доподлинно мало что известно о праздниках в честь бога Стрибога. В некоторых источниках, можно найти информацию, якобы праздник этого божества отмечался двадцать первого августа по новому стилю. Увы нет никаких детальных описаний самого праздника, отрывочно присутствует информация о том, какие именно требы приносились богу Стрибогу и это: ленты, разные цветные лоскуты, мука, измельчённые кусочки хлеба, зёрна и даже каша. Всё это развевалось с ветром над полем.

Существует так же утверждение, что у бога Стрибога было сразу четыре праздника, в соответствии каждому из четырёх времён года. В апреле праздновался Вешний Стрибогов День — день самых первых, тёплых ветров. В конце лета, праздновали Ветрогон — день ветров, которые предвещали приближение осенней поры. В конце сентября наступала пора праздновать Листобой — праздник, который знаменовал приход первых зимних ветров. Четвёртым и самым последним праздником был Весновей, который праздновался в феврале, на исходе зимы, и который знаменовал скорое приближение весны.

Заповеди бога Стрибога.

С возрождением старых верований в современной России, вместе с новыми направлениями родноверия, возникли и новые учения. Так, теперь на просторах всемирной сети, можно найти заповеди бога Стрибога. Они являются новым учением Инглиизма. Позвольте автору этой статьи пересказать вам эти заповеди.

1. Брак, который будет заключён в храме, будет благословлён и богами, и всеми стихиями.
2. Каждый мужчина обязан продлить свой род и родить детей, воспитать их должным образом и поставить на праведный путь.
3. Всегда нужно жить по своему разуму и совести, нельзя примерять на себя чужие учения, и жить по чужой указке. Нужно оставаться такими, какими были наши предки, не старясь изменить себя под кого-то.
4. Нельзя осквернять землю, закапывая в неё мертвецов. Тела умерших должны предаваться очищающему огню на погребальных кострах.
5. Уход каждого близкого человека должен быть осуществлён через огонь, чтобы душа умершего смогла покинуть этот мир и отправиться к предкам в Пречистую Сваргу.
6. Нужно почитать своих предков бескровными подношениями, в приготовление которых вкладывается душа, и именно это получат души предков в потустороннем мире — часть души живых, и тогда связь поколений будет непрерывной.
7. Нельзя непрестанно гоняться лишь за земными и материальными благами, потому, что все это тлен. Любое богатство можно потерять, его кто-то может украсть, и лишь духовность никто не в силах будет отнять. Духовное богатство нажитое в этом мире — единственное, что имеет смысл.
8. Нужно чтить своих предков и богов и выполнять их заповеди, ибо только отдавая, можно получить что-то взамен.
9. Вражда должна завершиться братским союзом, потому как споры и война, делают всех слабее.
10. До того, как человек достигнет и духовной, и физической зрелости, чтобы создать свою собственную семью, он должен уважать и подчиняться родительской воле.
11. Стоит всегда следовать пути совести, своих предков, потому, что это единственный способ дойти до конца и обрести покой для собственной души.
12. Стоит уважать и любить родителей и пожилых людей, потому как они хранители мудрости и учителя.
13. Нельзя допускать, чтобы в голове поселились нечестивые мысли и сомнения. Нельзя кричать, говорить с горяча и не обдумав. Нельзя затаивать в сердце злобу.
14. Нужно вкладываться в воспитание своих детей, позволить им узнать мудрость, добро и почувствовать любовь.
15. В жизни любого человека есть четыре самых важных основ — это любовь, вера, воля и совесть. Без этих основ не будет и правильной жизни.
16. Нужно делать лишь то, что желанно всем сердцем и душой, только так можно будет получить что-то прекрасное и по-настоящему стоящее. В праведном и слушающем сердце не будет кривды, и желания его будут самыми чистыми и благородными.

Символика бога Стрибога.

Символом Стрибога считались и лук, и стрелы. Это не удивительно, ведь согласно преданиям, именно лук со стрелами являлся главным орудием бога Стрибога, да и в «Слове о полку Игореве», ветра Стрибога, были сравнены со стрелами.


В славянском руническом ряду есть руна Ветер. Существует утверждение, то это руна напрямую связана с богом Стрибогом. Визуально она напоминает стрелу, устремлённое в небо. Собой она олицетворяет Дух, его восхождение к просветлению и мудрости. Руна Ветер — это знак воли и одухотворения. В магической трактовке, эта руна обозначает творческие порывы.


Также, существует оберег, который называется Стрибожичем. Визуально этот оберег очень напоминает свастику, но имеет более плавные очертания. С другой стороны, Стрибожич, очень похож на крылья ветряной мельницы. Этот оберег являлся стихийным, то есть он был призван защищать как самих людей от буйства природы, так и всё их хозяйство.

Стрибог - это название в мифологии востояно-славянских племен является именем бога ветров. Этимологический анализ имени приводит к старославянскому корню «стрег». Перевести его можно как «старший». Это значение и было реализовано в «Слове о полку Игореве». В этом произведении многочисленные ветры - участники исторического действия - названы «стрибожьими внуками».

Согласно славянским легендам, Стрибог является сыном главы пантеона - . Появился он из дыхания своего отца. Под властью Стрибога - все существующее на свете ветры. Именно он в гневе вызывает бурю, но ему же под силу и укротить ее. При необходимости он превращается в свою помощницу — птицу славянской мифологии Стратим.

Внешне бог Стрибог выглядел как седовласый старик. По легенде, он обитал на самом краю света, например, в самой глуши леса или на расположенном посреди моря одиноком острове. Иногда он изображался летящим над землей на корабле из воздуха либо на ладье, которая не спеша плывет по Небесным Хлябям. Бог сообщает о своем приближении, трубя в рог, а вооружен он копьем. Существуют и другие этнографические описания, в которых Стрибог предстает в виде Лучника, готового поразить врагов. Его вооружением является лук и стрелы.

Поклонение славян Стрибогу было очень велико. Ведь он повелевает стихиями, может послать на поля облака и влагу, которая дарит жизнь. Чтобы сделать землю плодородной, Стрибог посылает на землю свои стрелы-ветры. Но в его же власти и наслать на поля засуху или ураган, которые могут погубить всходы. Почитание бога было основано и на том, что древние славяне издавна были мореплавателями, поэтому ветер был им нужен, чтобы передвигаться по рекам и морям.

У славян было 4 праздника в году, посвященные поклонению только Стрибогу. В апреле правил Вешний. Его задачей было посылать с ветрами первое тепло на луга. В августе приходил Ветрогон или Летний, приносящий собой первые новости о скорой осени. Сентябрь был ознаменован действием Листобоя или Осеннего Стрибога, с которым приходили первые холода. Наконец, в феврале отмечали день Весновея (Зимнего Стрибога), который приносил долгожданные вести о наступающей весне.

Славянский бог Стрибог имел четырех детей. Это были ветра с разных сторон света. В черной одежде ходил Посвист-Хладовей — северный ветер, который леденил душу и тело. Красный наряд был у Догоды-Тепловея — теплого южного ветра. Западный Сумрачный считался посланцем смерти и носил белоснежную одежду. Наконец, в зеленом платье щеголял предвестник рассвета — Восточный Светокрылый.

Поклонение Стрибогу было столь велико, что его кумир стоял в Киеве среди 7 важнейших . Впрочем, о существовании праздника только в его честь этнографических материалов не сохранилось. Историки считают, что он удостаивался такого же поклонения, как и боги Солнца и Дождя, потому что вкупе с ними влиял на плодородие земель.

Храмы для поклонения Стрибогу обычно строили у устья реки, на островах в море — то есть там, где часто останавливались корабли купцов. Один из известнейших храмов стоял в Березани — это остров в самом устье Днепра. Перед тем как отправиться в открытое море, русы обязательно останавливали свои ладьи и проводили обряд жертвоприношения и дарения даров богу ветра Стрибогу.

Loading...Loading...