Церковный сталинизм: легенды и факты. Духовная шизофрения «православных» сталинистов

Повернувшись к Волге задом,
сжавши руки в кулаки,
смотрит Ленин злобным взглядом,
как шагают дураки.

Неизвестный священник.
70-е гг. 20 в.

В Церковь приходят люди с разными мнениями, в том числе с очень далекими от ее учения. Одним из таких мнений можно назвать «православный ». Казалось бы, что может быть общего между Церквью и сталинизмом, который и в теории, и на практике боролся с христианством? Откуда же взялся этот феномен и как его победить, беседуем с настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета Церковных художеств ПСТГУ и преподавателем истории Церкви протоиереем Александром Салтыковым.

Коммунисты утверждают, что в Русской Православной Церкви есть сталинисты. Как вы можете прокомментировать это мнение?

Думаю, что в Церкви, действительно, есть лица, считающие себя сторонниками Сталина, но хочу надеяться, что таковых становится меньше.

- Кто эти люди?

Среди них много людей старшего поколения, помнящих нашу страну великой державой. Также среди них есть лица среднего и молодого поколений, которые недовольны беспорядками в государстве, отсутствием у власти политической воли и нравственных устоев. Все они обычно исполнены воспоминаний о величии страны - Российской империи и Советского Союза.

Конечно, о величии Отечества следует всегда помнить. Но им кажется, что главным условием, при котором Россия могла бы вновь вернуть утраченное, стать подлинно великой державой и процветающей страной, является «железная рука» правителя. Ближайшим примером такой «руки» является . Но к сожалению, у этих людей не хватает духовного чутья, чтобы понять что «железная рука»- это далеко не все.

К тому же, они нетерпеливы. Им хочется все устроить скоро. Но это невозможно, если разрушение устоев длилось почти век. И следует понять, что Россия в лучшие времена строилась, в первую очередь, не «железными руками», а верующими, христианскими сердцами. А когда сердца ожесточились, огромное государство стало разваливаться.

Самое замечательное в православных сталинистах, что они совсем не коммунисты. Им интересен не коммунизм, а индивидуальность лидера. Сталина они представляют как «царя-героя», который спасает народ.

Православный сталинизм - довольно любопытный феномен в том смысле, что в нем можно увидеть, как реагируют современные люди на происходящее вокруг. Он показывает, как много в сознании некоторых православных людей наслоений, хаос понятий: там вместе и православие, и советская эпоха, и русский царь, и коммунизм, и капитализм…

- Кем был Сталин на самом деле, и как его представляют сталинисты?

Сталин происходил из бедной семьи, у него была глубоко религиозная мать, которая хотела видеть его священником. Он окончил четыре класса семинарии, был исключен за нападение на духовное лицо (что уже не было редкостью), но получил свидетельство, разрешающее ему быть учителем в начальном училище. Видимо, начальство семинарии не беспокоилась о качестве преподавательской деятельности такого наставника.

С этим благословением он и начал свою «учительскую» деятельность, найдя место в партии большевиков - «первый сокол Ленин, второй сокол Сталин». Он быстро становится профессиональным революционером. Организовывает боевые отряды, занимается пропагандой, участвует в «экспроприации» банков - партии, ведь нужны были деньги. Этого требует «революционная справедливость».

«Православный» плач о железной сталинской руке начался сразу после крушения красной империи в 1990-е годы, потому что начался полный беспорядок - как у нас говорят, «беспредел». Таким образом, мечты о Сталине выражают достаточно широкое недовольство бессилием властей в устройстве государства. Но, выдвигая образ Сталина, эти люди совершенно не хотят видеть, что Сталин во все годы своей власти творил невиданное насилие.

Когда им об этом говорят, они отвечают - иногда с искренней наивностью - что, видите ли, «Сталин не знал о репрессиях», которые на самом деле проводились по его приказу. «Виноваты плохие люди из его окружения, а он-де не знал». Это, как ни странно, современный вариант старой крестьянской веры в доброго царя. Известно, что в России крестьянские восстания имели простую политическую программу - выбрать доброго царя: «Сейчас царь злой и окружен злыми приказчиками. Нужен добрый царь, окруженный добрыми, хорошими людьми».

В наше время в головах некоторых людей произошла такая странная модификация этой парадигмы - «православный» сталинизм. Они, конечно, хотят «хорошего» Сталина. Но боюсь, только безумцу Сталин может показаться «добрым царем». В их патриотическом, но не очень последовательном воображении предстает некий образ «идеального» царя - могущественного и грозного, но, вместе с тем, великодушного, справедливого…

Действительно, в старом русском гимне поется: «Сильный, державный, царь православный! Царствуй на страх врагам, на благо нам». Но какое отношение имеет образ монарха в этом прекрасном гимне к властителю атеистической империи, построенной на костях всех сословий русского народа?

Деятель, которого они идеализируют, большого отношения к русской монархической идее не имеет. Он был диктатором и тираном, а это не только совсем другое, но даже и противоположное образу монарха. Усилиями Сталина и его соратников Россия превратилась из православной империи в азиатскую деспотию, слегка закамуфлированную учением о коммунизме - «под философию», так сказать. Что же касается веры в доброго царя - это признак детского сознания. Бывали святые цари, но это также совсем иное.

В юности Сталин, учась в семинарии, стал атеистом и вместе со своими друзьями они надругались над святыми иконами.

Это отвратительно и напоминает поведение некоторых крайних сект. Но, к сожалению, увлечение марксизмом было характерным для учащихся семинарий (в том числе тифлисской) перед революцией. Из семинарий вышло немало революционеров. Подумаем, как это могло быть и кто в этом виноват?

Тут как раз мы стакиваемся со странным феноменом, касающимся «православного» сталинизма - нежеланием знать подлинную историю России и Русской Православной Церкви ХХ века. Или желание знать ее крайне выборочно. Иногда они вспоминают гонения на Церковь. Но когда им хочется возвеличить свой романтический идеал, они стараются об этом не говорить.

- Зачем им нужен этот идеал?

- «Православные» сталинисты услаждаются горделивыми мечтаниями о возрождении российской мощи. Их в этом не трудно понять. Но если концепция опирается на образ великого гонителя Церкви, то она абсолютно не реальна. Идеализация Сталина - это навязчивая и нездоровая, вредная мечтательность.

Да, у них есть некое представление об идеальном царе, который «суров к врагам и милостив к друзьям». Но ничего этого совершенно не было и никак не могло быть в советской действительности: В жестокой борьбе за власть Сталин всю жизнь предавал и убивал своих друзей, соратников, коллег по партии. Народ это прекрасно понимал и выражал по-своему. Бытовала, к примеру, частушка: «Огурчики, да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике». Таково было народное восприятие отношений «там», наверху.

Михаил Богородский. “Расстрелять СССР”

Сталин был, без сомнения, ярко одаренной личностью. Благодаря своей исключительной одаренности, он справился с другими претендентами на высшую власть, - такими, как Троцкий и прочие. Справился жестоко и бесцеремонно. Но, поскольку во всем есть Промысел Божий, то можно думать, что эти другие были бы еще страшнее, чем он. Господь послал нам, по-видимому, меньшее из зол. Однако худшие варианты не оправдывают Сталина.

Ученые историки говорят о том, что в современных сталинистах присутствует тенденция к этатизму, то есть поклонению государству.

Этатизм - это политическая философия, которую исповедовали некоторые русские ученые. С «поклонением государству» все не так просто: это же можно понимать очень различно. Был например, такой мыслитель - Чичерин, он мог говорить об этатизме, но не наши доморощенные мечтатели.

- Есть какие-либо составляющие, которые входят в основу современного православного сталинизма?

В концепции православных сталинистов есть определенные эсхатологические элементы учения Церкви, только перевернутые наоборот.

Сутью этой составляющей является учение об эсхатологической роли России, ее роли в последнем этапе мировой истории. Есть распространенное представление, имеющее свои духовно-исторические основания, что судьбы мира тесно связаны с Россией, которая, конечно, должна быть для этого могучей и православной. Россия должна сдержать надвигающегося антихриста на определенный период.

В этой концепции Россия является той силой, которая может ему противостать. Но для этого Россия должна покаяться, и тогда, как достаточно чистая сила, она может стать препятствием на пути силы темной и нечистой. Она должна преодолеть безбожие, воровство, разврат. Для этого, безусловно, нужна крепкая власть, как одно из условий выполнения этих пророчеств. Но крепость власти неразрывно связана с религиозным и нравственным уровнем народа. При этом вообще неизвестно, возможно ли такое религиозно-нравственное развитие общенародного масштаба в современную эпоху.

Итак, православный царь должен противостоять антихристу. Этот «царь-герой» должен создать великое православное государство. Но каким оно должно быть? У поклонников Сталина нет никаких положительных образов, кроме образа «карающей руки» «царя - героя». Это чисто мифологическое сознание, которое примеряет к современной России некий идеализированный образ власти, но выявляет при сем глубокое незнание исторической реальности, непонимание современной реальности и отсутствие представления о реальности будущего.

Сталин же исторически выступает больше как разрушитель, а не созидатель, вопреки убеждениям его поклонников. Ведь именно при нем, на рубеже 30-х годов были «изобретены» массовые беснования воинствующих безбожников, «комсомольские пасхи» и тому подобные оргии, нападения на храмы, их наиболее массовое закрытие и физическое уничтожение духовенства. Сталин, как гонитель Церкви, сам являет собой очередной в истории «промежуточный», так сказать, образ антихриста.

Время для этого, по сути, упущено. Суд, конечно, мог бы стать яркой акцией, но вряд ли возможно такое сейчас подготовить. И кто стал бы этим сейчас заниматься? Теперь выросло новое поколение людей, которые не представляют, что происходило в советские времена. Двадцатый век для молодежи - далекая история. К тому же и власти сейчас во многом утаивают реальную историю или пытаются ее перетолковать.

В школах история советского периода почти не освещается, и молодежь, покидает школу не только с плохим знанием русского языка и литературы, но и почти без знаний по собственной истории. Всей правды не говорят, недостаточно занимаются исследованием новейшей истории, не издаются многие архивные материалы. Огромное количество таких материалов до сих пор засекречено. Отчасти это делается, исходя из ложно понятых престижных побуждений.

- Какова логика этих побуждений?

Она состоит в том, что, будто бы, если скрыть - или хотя бы уменьшить - преступления 20 века, то Россия будет выглядеть лучше в глазах огромного числа людей, которые должны видеть только величие нашей страны, а также в глазах тех, чьи родственники пострадали от репрессий. Но ведь если скрыть преступление, оно никуда не исчезнет, и будет вредно влиять на духовность общества. Не говоря о том, что оно будет пребывать пред очами Божиими до Страшного суда.

Единственный путь как-то загладить преступление - это покаяние, а для того, чтобы покаяться, надо ясно видеть его. Это честный путь, достойный христианина. Но в основном скрывают правду и не открывают архивы просто потому, что так легче манипулировать сознанием.

Но ведь был осужден Гитлер и партия нацистов, и никому в здравом уме не придет в голову объявлять себя последователем Гитлера, а вот у Сталина есть открытые поклонники и даже в Церкви.

Нужно говорить объективно. и его сторонников судили сразу по горячим следам после ожесточенной войны, которую он развязал. Со сталинизмом же дело обстоит совершенно иначе. Мы привыкли сопоставлять этих деятелей, в основном, на уровне публицистики; но все же они - разные.

Следует помнить, что Гитлер был настоящим язычником. У нацистов был определенный культ неких «могуществ» - темных мистических сил, которым они сознательно поклонялись. Там было много самой мрачной мистики. У Сталина и его большевиков этого не было. Они отрицали всякий религиозный культ и основывали свою власть в большой степени на стихийном материализме, к тому времени уже распространившемся по всей России.

Кроме того, Гитлер развивал расистскую теорию, то есть делил людей и целые народы на высших и низших. Всякий подобный расизм античеловечен. Коммунисты ограничиваются рамками «классовой борьбы» под лозунгом «справедливости». Это демагогия, но она гораздо проще, доступнее, привлекательнее, чем расизм. Многие вполне приличные люди принимали это учение, думая, что на его основе в самом деле можно построить справедливое общество. Конечно, чем ложь привлекательнее, тем она опаснее.

- Однако, Вы сами только что упомянули культ Сталина.

Да. И следует помнить о том, что при жизни Сталина православные люди сравнивали его с антихристом, потому что он претендовал на мировую власть, был лукавым и злобным гонителем христиан, а также развивал свой собственный культ, имевший явные признаки человекобожия.

Газеты, плакаты, стены учреждений пестрели лозунгами типа: «Сталин - гений всех времен и народов», «Сталин - корифей всех наук», «весь мир приветствует товарища Сталина», и т. д. «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!» - звучало особенно замечательно при режиме, когда дети отвечали за преступления (чаще всего мнимые) своих родителей. Согласитесь, это не слабые заявления. Сейчас трудно в такое поверить. И смешно, и страшно.

Весь народ должен был петь песни о Сталине (и о , конечно). Их теперь никто, разумеется, не знает. Например: «Сталин - наша слава боевая, Сталин - нашей юности полет, с песнями борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет». «О Сталине мудром, родном и любимом, прекрасную песню слагает народ».

Да что говорить! В государственном гимне, слова которого забыты, но мелодия которого сохранена, звучало на весь мир: «…Ленин великий нам путь озарил, нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Это - настоящий прижизненный культ, но не святого подвижника, а совсем иначе. Все приписывалось Сталину. Интересная странность; современники видели в нем антихриста, а иные из нынешних православных держат его за образ православного спасителя отечества.

События Отечественной войны породили ряд легенд о покаянии и даже воскресшей религиозности Сталина. В отличие от Гитлера, Сталин все же имел некую христианскую основу. Это, как-никак, факт. Между прочим, первым патриархом восстановленной Грузинской Церкви он сделал своего семинарского наставника (кажется, его звали Калистрат). Но ведь и Ирод любил слушать святого Иоанна Предтечу.

Нам известно, что в 1937 году была объявлена «пятилетка безбожия», в результате чего последние храмы должны были быть закрыты к 1942 году. Однако Бог этого не позволил. Сталин умел мгновенно менять позицию, и в свою первую речь в начале войны он вставил обращение: «Братья и сестры!». Но он был не первый: в день нападения немцев выступил , будущий патриарх. Это разрешили, потому что испугались.

Однако храмы начали открывать у нас во время войны потому, что раньше Сталина это начал делать Гитлер на оккупированных территориях, желая привлечь население на свою сторону. Хотя бы частичное открытие храмов и укрепление церковного управления, перед этим почти разрушенного, и было, можно считать, духовной причиной победы в 1945 году над врагом, который открыто поклонялся темным силам. Но это «малое возрождение» Церкви, которое Сталин допустил, было лишь политической реакцией на гитлеровскую акцию по открытию церквей на временно захваченных русских землях.

Многие ожидали дальнейших шагов к духовному возрождению, но этого не произошло. Сталин не спешил, и за время войны он открыл в три раза меньше храмов, чем гитлеровцы на захваченных русских землях. Он тонко рассчитал, что и минимальное количество храмов вызовет энтузиазм и усилит веру в «вождя». Зато Сталин понял, что он может использовать Церковь в политических целях как инструмент в противостоянии с Западом. И все. Он лицемерно приостановил гонение лишь отчасти, но держал святую Церковь по-прежнему в кандалах и никакой свободы ей не давал. Преследования верующих продолжались.

Поэтому когда говорят, что Сталин в конце жизни якобы «покаялся» и «возрождал Церковь», это, к сожалению, недоказуемо. Культ Сталина оставался и поддерживался им самим до конца его дней. Продолжая сопоставление с Гитлером, отметим, что Гитлер покончил жизнь самоубийством (вместе с Евой Браун), а перед этим затопил берлинское метро, сознательно погубив огромное количество ни в чем не повинных мирных жителей, которые там спасались от войны в городе.

Сталин в последние годы страдал манией преследования и, возможно, был отравлен. Но если со смертью Гитлера окончился и гитлеризм как политическое движение, то двойственная личность Сталина породила продолжение режима еще на полвека. Не следует забывать, что государственный атеизм и насильственное навязывание нашему народу - и даже всем народам! - коммунистической идеологии все время и до конца оставались официальной доктриной советской власти.

- Давайте перечислим преступления Сталина.

Я бы хотел все же говорить не о преступлениях, а о злодеяниях. У нас-то ведь вовсе не суд, а только размышление. Но при этом следует оговориться, что, как бы ни были страшны эти злодеяния, мы, христиане, должны рассматривать их как наказание Божие. За что же наказывает нас Бог? За отступление от веры в Него. Помня об этом, попробуем назвать хотя бы основное в делах Сталина, которыми нас наказал Господь.

Главное в том, что он, будучи одним из лидеров, а затем главой партии большевиков, был одним из организаторов гонений на религию и полноценного геноцида русского народа. Он совершал свои действия по слому Российской империи вместе и вслед за Лениным, вместе с Троцким, Каменевым, Зиновьевым, Рыковым, и прочей «железной когортой», и вместе с ними разделяет ответственность.

Устранив соперников, он полностью взял на себя всю ответственность за продолжение и развитие этих злодеяний. Сталин и иже с ним были те самые «кровавые правители», о которых предупреждали св. Иоанн Кронштадтский, митр. Макарий (Невский) и другие праведники перед революцией. Их не слушали. И он был послан как в некотором роде бич Божий за грехи народа. К сожалению, все это мы заслужили, еще ранее потеряв веру в Спасителя.

Он нанес колоссальный удар по народной нравственности, которую развращал насаждением безбожия и верой в коммунизм, и никакие ссылки на его слуг и помощников, что это они-де «во всем виноваты», а сам Сталин «белый и пушистый», не убедительны. И не только потому, что масштаб преступлений и отвратительных злодейств был чрезвычайно велик, а потому, что геноцид осуществлялся по плану и систематично. Говорить о том, будто «наверху» об этом не знали, это или обман или крайняя наивность.

При Сталине проводилось массовое уничтожение предполагаемых «врагов народа» или без суда и следствия, или по сфабрикованному делу с уже готовым решением, по так называемому классовому признаку, причем широко применялись пытки. «Вина» людей состояла уже в том, что они принадлежали к «плохому» классу «угнетателей». Такими «плохими» классами были и дворянство, и духовенство, и буржуазия, и зажиточное крестьянство… То есть, едва ли не весь народ подпадал под знаменитое определение - «враги народа»!

Жизнь человеческая ничего не стоила. «Хорошими» классами были только пролетариат и безлошадное крестьянство. Причем существовала принятая формула: «уничтожить, как класс», - иначе говоря, ставились задачи уничтожать целые сословия. Может, поклонники Сталина скажут, что этого не было? К сожалению, все это было, и выполнялось в полном объеме. Или вновь скажут, что он «не знал»? Но если руководитель страны не знает о злодеяниях в масштабе всего государства, то что это за руководитель? За что же тогда вы его превозносите?

Нет, он хорошо знал, что происходило и… был доволен. Кстати, организационный уровень был весьма высок. В газетах постоянно освещались крупные процессы - против так называемых троцкистов, «левых» и «правых» уклонистов, «Шахтинское дело» - против технической интеллигенции, бесконечных «шпионов» - знаменитая 58-я статья - и множество других. Процессы шли непрерывно. На «врагов» через тогдашние СМИ непрерывно натравливали народ. Были и скрытые процессы и расправы. Аресты происходили тайно, по ночам.

Детей учили ненавидеть «классовых врагов» и доносить на собственных родителей. Вся страна прославляла замечательного мальчика - Павлика Морозова, который предал собственного отца. Полагаю, что православные поклонники Сталина об всем этом просто ничего не знают. А надо знать. Такова наша история. А разве такая политика принимались не на самом высшем уровне - на заседаниях Политбюро? Эта политика, направляемая «железной рукой» «батьки усатого», и была геноцидом русского народа.

Это организация системы концлагерей, полная карта расположения которых на территории России до сих пор не опубликована, потому что публиковать ее страшно. Во главе их стояли всякие Ягоды, Берии, Ежовы, вершившие нигде и никогда не слыханное уничтожение десятков миллионов людей собственного народа. Бутово и Коммунарка под Москвой - это просто капли в общей адской картине уничтожения.

Тухачевский применял боевые газы против своего народа, но и сам был уничтожен. Истребление духовенства и религиозных ценностей - разрушение десятков тысяч храмов, уничтожение культурных ценностей - икон, картин, библиотек, архитектурных памятников, накопленных за тысячелетие Церковью и народом. Культурные потери никто не подсчитывал. Ко всему этому добавим и то, что Сталин был крайне развратен.

Устройство голода на Украине и не только на ней. На Кубани и в других местах был этот же самый голод. Современные российские власти сделали бы умнее, если бы выразили солидарность с украинцами, которые говорят о голодоморе, а не прятались бы трусливо от этих законных обвинений. Это и есть ложное понимание престижа.

Говорят (и справедливо) что в России сейчас процветает воровство, но в СССР грабеж шел в гораздо большем масштабе, это был всеобщий грабеж. Все началось с лозунгов во время революции типа: «грабь награбленное!», «экспроприировать экспроприаторов!». Современные расхитители национальных богатств имеют там своих прямых предшественников.

Нынешние либералы возмущаются, что им запрещают ругать президента, и говорят, что сейчас «1937 год». Они, видимо, плохо знают историю. Во времена Сталина, когда действительно был 1937 год, сажали в тюрьму за анекдот, по доносу соседа, за происхождение, Чудовищно, но существовали запланированные нормы арестов, а в лагерях - расправ, которые спускались «сверху» и чекисты обязаны были их выполнять, хватая людей буквально на улице.

Но многие говорят, что Сталин восстановил и укрепил государство, поднял образование, организовал науку, развил технику…

Следует признать, что революция произошла потому, что царское правительство совершило немало ошибок, которые подготовили революцию. Так, за двести лет империи оно не сумело (да и не хотело) создать полноценную систему народного образования для всех. Крепостное право было удобнее. А большевики ввели «всеобуч» и за десять лет преодолели, в основном, народную безграмотность.

Они создали «рабфаки» (рабочие факультеты), куда хлынула молодежь, которая была им благодарна и знать не знала и не хотела никого другого. Отсюда вышли мощные кадры, сооружавшие монолит сталинского режима. Эта новая техническая партийная интеллигенция не хотела замечать, что рядом гибнут миллионы соплеменников - ни в чем не повинных «врагов народа».

Людской резерв казался неисчерпаемым. Лозунг «светлого будущего» и ореол «великого вождя» действовали завораживающе. Что там судьба каких-нибудь отдельных «винтиков»… До этого наши «рабфаковцы» знали только свою убогую деревню, а тут при их участии создавалась мощь СССР, которая идентифицировалась с личностью вождя. Что, конечно, ложно, потому что коммунисты только использовали ту энергию и ресурсы, которые были ранее накоплены трудом русского народа, верующего в Бога, а они ее бездарно и преступно растратили.

По демографическим расчетам конца 19 века в России через столетие (к концу 20 века) должно было бы проживать до 400 миллионов человек (я об этом где-то уже говорил). Огромные технические проекты, идеи освоения Казахстана и Сибири - все это задумывалось задолго до революции. Но при Сталине и его преемниках в образовании, науке и технике развивалось только то, что способствовало военной мощи. И обратите внимание, что все техническое развитие, которому действительно уделялось первостепенное внимание, а также и научное развитие шло в сопровождении мощной коммунистической и атеистической пропаганды.

«Коммунизм - это молодость мира…» и так далее. Пропаганда усиленно прославляла «величие человеческого разума», который не нуждается в Боге и, мол, скоро будет устроен мир всеобщего благоденствия - коммунистический рай на земле. «Великие стройки коммунизма» олицетворяли «победы» над природой, в экономике, в развитии общества, во всем. Всюду - на Беломорканале, на канале Москва-Волга и по всей системе в стране работали армии заключенных, но это тщательно скрывалось и, в общем, скрывается до сих пор.

И что же теперь мы видим? Все эти начинания, развиваемые не просто без религии, но именно вопреки вере в Бога, в постоянном и дерзком противостоянии Богу - все эти начинания разрушены: и само государство в его прежнем составе, и армия, и высокие технологии, и космическая техника, и народонаселение, и культура (в большом масштабе), и образование, и природа, и прочее. Все, что не имеет благословения Божия, обречено. И если сейчас что-то начинает восстанавливаться, то на новых основах, и, заметьте, при несомненном возрождении религиозности в нашем обществе. Теперь все нужно воссоздавать заново.

А что касается гуманитарных наук и искусств, то здесь никакого или почти никакого развития и не было. Наоборот, при зорком партийном контроле произошел в целом очень значительный регресс, который пока далеко не преодолен. А именно эти направления формируют личность. Вот почему мы 20 лет стоим у разбитого корыта и не знаем, что делать.

- Некоторые поклонники Сталина пишут его иконы. Что вы можете сказать по этому поводу?

Мало ли что делают совершенно невежественные люди. Это нелепость.

Поклонение Сталину является ли грехом, несовместимым с нахождением в Церкви, попадают ли сталинисты под анафему советской власти патриарха Тихона?

Что Вы подразумеваете под словом «поклонение»? Думаю, что ошибочные мечтательные образы не являются таким большим смертным грехом, чтобы человека предать анафеме. Но с этим хаосом в сознании, конечно, нужно бороться.

- Как?

Просвещением молодежи. С молодыми людьми можно и нужно работать, чтобы они не затуманивали свое сознание ложными и безумными учениями. А это возможно только в свете христианства. Нужна постоянная просветительская работа по разъяснению и самой природы зла, и по историческим событиям в нашем отечестве, особенно за последние сто-полтораста лет.

Слова Спасителя, многократно сказанные книжникам и фарисеям, здесь применимы, как и во многих других случаях, когда говорится о людях, самоуверенных и самодостаточных, но еще и претендующих на учительство: «Горе вам, безумные и слепые» . Не имея понимания о духовных основах власти, некоторые пытаются активно продвигать образ тирана и диктатора в качестве положительной силы. Возносить Сталина на какой-либо трон, конечно, не следует.

В красивейшем месте Кавказа, на озере Рица Сталин построил себе дворец. После смерти хозяина никто не воспользовался его роскошью. Нет там ни детского лагеря, ни санатория. Нет даже дачи для чиновников. Так и стоят заросшие развалины, никому не нужные, никому не принесшие пользы. Никто не решился использовать наследие злого гения. Лишь редкий турист приближается к зловещему месту. И это символично.

Истина в том, что хоть и много будет приходить антихристов, чтобы соблазнить даже и верных (Мф. 21:8), то есть христиан, но Христос есть, и Он победит. Думая же о нашем государстве, следует понять, что смысл его существования изначально, со времен святого Владимира, был в том, чтобы приводить своих граждан к вере во Христа.

Это выражено в знаменитом сказании о выборе веры, когда святой князь Владимир, рассмотрев основные религии, выбрал православие. Это было поистине благодатное и судьбоносное решение на все века. Без глубоко понятого и сердцем принятого православия никакие «железные руки» ничего доброго не сделают. Об этом и надо помнить, прежде всего, всем, кто задумывается о судьбах Церкви и России в земной истории. Тут может помочь только Бог.

P.S. Я расскажу историю из юности. В советское время, будучи работником музея имени Андрея Рублева, я занимался собиранием музейных экспонатов. Мы ездили по России, искали иконы. Однажды мы пришли в поселок, где нам встретился один старый священник, который много лет просидел в концлагере. Он охотно разговорился с молодыми людьми. Мы спросили, за что он, этот хороший человек, был посажен?

Батюшка рассказал, что в молодости, когда всех насильно посылали на демонстрации, однажды ему тоже пришлось идти на демонстрацию. Это было еще до войны. Проходя с «колонной трудящихся» мимо статуи Ленина, он сочинил стишок: «Повернувшись к Волге задом, сжавши руки в кулаки, смотрит Ленин злобным взглядом, как шагают дураки». Стишок легко запоминался, и шедшие с ним в унылой колонне «трудящиеся» тут же стали весело повторять забавный и острый экспромт. Едва он вернулся домой, его тут же арестовали и посадили.

Одной из самых ярких страниц прошедшей в Якутске церковно-исторической конференции явился приезд знаменитого философа и богослова диакона Андрея Кураева. Нам удалось задать ему вопрос специально для читателей «Логоса». Отец Андрей любезно согласился ответить и, мы надеемся, не в последний раз.

- У нас в Мирном поставили памятник Сталину. В Якутске на 9 мая о Сталине только и говорили все, начиная от президента, кончая школьником. Это возмущает очень многих людей и настораживает. Но я бы хотела спросить о другом. Сейчас пытаются запустить миф о том, что Сталин был верующий, что к нему из Греции митрополит приезжал, и Иосиф Виссарионович чуть ли не указания Богородицы выполнял. Другие душещипательные истории рассказывают о православности этого тирана и душегуба, угробившего миллионы своих же сограждан. Что здесь правда, а что миф? И как Вы сами, отец Андрей, относитесь к попыткам реанимировать культ Сталина?

В связи с памятником, честно говоря, я себя оскорблённой стороной не чувствую хотя бы по той причине, что с одним и тем же именем у разных людей возникают разные ассоциации. Для кого-то, скажем, Иосиф Волоцкий - это душегуб эпохи средневековья, для православных же он - образец милосердия и любви, а отнюдь не идеолог репрессий и сожжения людей. Мир человеческий очень пёстр, и разные люди разные грани того или иного события или человека вспоминают. Я думаю, вряд ли у тех, кто поставил памятник Сталину в Мирном, в сознании было то, что они ставят памятник хозяину Гулага. Скорее, они ставили памятник государственному деятелю, который в этом измерении, действительно, был человеком незаурядным.

Однако у нас очень часто всё колеблется из крайности в крайность: от безусловного поругания к безусловному обелению, превознесению и даже канонизации. Как известно, Россия - это страна с непредсказуемым прошлым. При каждом новом правителе историю нашу мы узнаём заново и ставим новые оценки. С одной стороны, я рад, что к Сталину стало более сдержанное отношение и более вдумчивое, чем в эпоху перестройки, когда пробовали на это имя навесить все грехи советской власти. С другой стороны, меня пугает, когда я слышу термин «православный сталинизм», когда я вижу, что начинают складываться легенды о Сталине, как о православном человеке.

Одна из этих легенд гласит, что в начале войны, осенью, Митрополит гор Ливанских Антиохийской Патриархии Илия Караим молился Божией Матери, и Она ему явилась в ответ на трёхдневный пост и молитву и сказала: «Ты должен написать Сталину, что Москву нельзя сдавать, Сталинград нельзя сдавать, надо открыть семинарии, храмы, монастыри и т.д.» И митрополит Илия осенью написал об этом Сталину. Иосиф Виссарионович вразумился, поменял свою религиозную политику, а после войны пригласил Илию Караима в Москву, вручил Сталинскую премию, от которой митрополит отказался, и попросил: «200 000 долларов детям-сиротам, пожалуйста, отдайте». И прочая, прочая, прочая.

Я считаю, что с этим мифом вполне можно полемизировать по многим параметрам. Во-первых, глубокой осенью 1941 года, когда всё это якобы происходило (наши легенды обычно рассказывают, что в ноябре видение было митрополиту Илие), немцы уже особо к Москве не рвались, уже начались первые контрудары, к 6 декабря переросшие в мощное повсеместное наступление Красной армии. С другой стороны, понятное дело, что о Сталинграде тогда речи быть не могло, и никто тогда его не собирался ни брать, ни сдавать.

Далее. Поворот в области сталинской религиозной политики датируется отнюдь не осенью 1941 года, а осенью 1943 года. То есть сначала война была выиграна, уже Курская дуга осталась позади, и только 5 сентября 1943 года Сталин встретился с митрополитами. Но интересно, кого он ставит во главе совета по делам Русской Православной Церкви. Это полковник Карпов. Он был офицером госбезопасности, но дело не в этом, а в том, чем он занимался до того времени. А занимался полковник связью с партизанскими отрядами на Украине. Это очень важно. И как раз утром 5 сентября, до встречи с митрополитами, Сталин, Берия и Маленков встречались с Карповым и заслушали его сообщение о религиозной ситуации на оккупированных территориях Украины. А там происходило многое. Обычно недобросовестная пропаганда сталинистской православизации говорит, что за годы войны было открыто 10 000 храмов. Но это не совсем так. Было открыто порядка 7 000 храмов, причём - на оккупированной территории. И вовсе не Сталиным. Их люди открывали, когда освобождались от большевиков за линией фронта. Первые же 15 храмов на нашей советской территории с разрешения Сталина были открыты в феврале 1944 года. Более того, в своей докладной записке, датированной ноябрём 1945 года, тот же Карпов говорит, что за 1944-1945 годы правительством были удовлетворены только 9,8 процента прошений православных граждан об открытии храмов. То есть Сталин скорее сдерживал церковное возрождение, нежели его инициировал. Подчёркиваю: менее 10 процентов прошений общин об открытии храмов в Советском Союзе были удовлетворены за 1944-1945 годы.

Так что же произошло в 1943 году на самом деле? Осенью 1943 года Красная Армия вышла к границам Украины. Предыдущие два года показали, что далеко не все украинцы стремятся к вхождению в Советский Союз. Им, конечно, и немцы не любы, но и москали, и «жидокомиссары» - не милы. Было очевидно, что украинская партизанщина может повернуться и против красных (как это уже бывало в годы гражданской войны). Чтобы националистическое движение не приняло религиозные черты, Сталину было важно взять под свой контроль возродившуюся религиозную жизнь в районах оккупации. А для этого необходима была структура, находящаяся в Москве, которая должна была быть лояльна власти и проверена. Поэтому после доклада полковника Карпова следует встреча Сталина с митрополитом Сергием.

Никакой мистики. Ни малейшей. Стенограмма беседы Сталина и митрополита Сергия сохранилась. В записях этой беседы никаких упоминаний об арабских митрополитах, о видениях и т.д. и близко нет. Обсуждаются конкретные политические вопросы. Известен и другой мотив этой встречи: предполагался визит английской правительственной делегации. На повестке дня было открытие второго фронта, но поскольку в Великобритании Англиканская Церковь является государственной, в состав делегации входил архиепископ Кентерберийский, глава Англиканской Церкви. Необходимо было найти аналогичного чиновника в Советском Союзе, поэтому и понадобилось срочное избрание Патриарха.

Говорят, что Сталин спросил митрополита Сергия: «Сколько нужно времени, чтобы собрать собор?» Митрополит Сергий ответил, что примерно месяца три-четыре: пока найдёшь всех епископов по лагерям, по тюрьмам, привезёшь их в Москву (что в условиях военного времени очень непросто), да и организация собора, подготовка помещения требуют времени… Три-четыре месяца. На что товарищ Сталин сказал: «А если большевистскими темпами? Три дня». В итоге уже 8 сентября состоялся собор, избравший митрополита Сергия Патриархом.

И, наконец, после войны перед Церковью была поставлена уже вполне сознательно чёткая политическая задача. Началась холодная война, в которой Ватикан безусловно выступал на стороне Запада. В этих условиях Сталину пришла в голову вполне разумная мысль: нам нужен свой, «православный Ватикан», чтобы в очередной раз создать зеркальную ситуацию: у вас - ядерные ракеты и у нас - ядерные ракеты, у вас - Ватикан и у нас - «Ватикан». И Москва должна была стать таким «православным Ватиканом». Предпосылки для этого были: советские танки стояли почти во всей православной Европе. Сербская Патриархия, Албанская церковь, Болгарская и Румынская были под коммунистами, чешские и польские православные - также. Израиль тогда был союзником Советского Союза, поэтому Иерусалимский Патриарх был доступен московскому влиянию. Арабские патриархаты - Антиохийский и Александрийский - малочисленные и потому традиционно чувствительные к материальным подаркам, также готовы были голосовать как надо (на ЦЕНУ этого вопроса, кстати, постоянно намекал митрополит Илия Караим в беседах с Московской Патриархией). В Греции шла гражданская война, и была надежда, что вот-вот коммунисты победят, поэтому Греческая Церковь тоже, скорее всего, была бы с Советским Союзом. Единственная проблема оставалась с Турецким Патриархатом, который называется Константинопольским Вселенским. И вот именно это, в конце концов, не сработало. В Москве в 1948 году предполагался созыв 8-го Вселенского Собора. И епископы Константинопольского Патриархата приехали на этот собор, но они отказывались принимать в нём участие. Они сказали, что приехали на празднование юбилея Русской Церкви (500 лет автокефалии): «Это мы будем праздновать - автокефалия получена от нас, вы наша дочерняя церковь», но даже не заходили в зал собора. На службы ходили, на банкеты ходили, на церковные заседания собора не заходили. Поэтому собор не состоялся. Пришлось назвать его архиерейским совещанием, конференцией и не более того. И Сталин понял, что с церковно-политической точки зрения это провал. После этого он резко охладел к церковной тематике.

И вот православные сталинисты предпочитают забывать, что был не один, а два поворота в церковной политике Сталина: был поворот 1943 года в добрую сторону, и был отворот в 1948 году. Как раз после провального собора, архиерейского совещания 1948 года возобновляются аресты духовенства. Например, в 1949 году арестовывается священномученик, исповедник архиепископ Афанасий (Сахаров), начинается новое закрытие храмов, монастырей. С 1948 по 1953 год, в последние годы жизни Сталина, была закрыта половина православных монастырей в Советском Союзе, которые открылись в период с 1944 по 1948 год. Причём численность монашества осталась неизменной. То есть монастыри закрывались механическим путём, сливая монашеские общины.

Затем вспомним, на те же годы приходится удар ждановской компании по Анне Ахматовой, по росткам русской православной культуры в Советском Союзе и т.д. и т.п.

Так что сказать, что Сталин был православно ориентированным вождём хотя бы в последние годы своей жизни, мы не можем. Такой возможности нам реальная сталинская история не оставляет. Это был сложный человек, прагматик. И иногда хотелось бы, чтобы подобные прагматики были сегодня у нас во власти, но считать, что это был покаявшийся грешник, который стал следовать православной системе ценностей, историческая правда не позволяет.

Подготовила Ирина ДМИТРИЕВА

В новой книге опубликованы записки, постановления, статьи, публичные выступления вождей революции и прочие документы, которые зачастую изобличают их гораздо убедительнее, чем это можем сделать мы по прошествии десятилетий. Вот, например, одно из поручений : «Затянуть процесс раскола цер кви, дать основательно разодраться попам и тем окончательно дискредитировать себя в глазах населения» . Вот слова, как-то оброненные вождем: . Вот другие: <…> <…> Каждый знает, что дьявол - коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор» .

Издательство Символик совместно с Российским Институтом стратегических исследований представляют сборник ««Православный» сталинизм: вопросы и ответы», открывающий серию изданий, посвященных 100-летию Октябрьской революции.

.

Как православный человек должен относиться к коммунизму?

Можно ли назвать завершенной эпоху большевизма в России?

Книга отвечает на эти и многие другие судьбоносные вопросы. Истории, представленные в сборнике, основаны на сухих и, вместе с тем, страшных исторических фактах, реалиях.

Иосиф Сталин: «Дьявол, разумеется, на моей стороне»

«Оклеветан Сталин, оболган! Если он и перегнул палку с репрессиями – так зато страну поднял, Гитлера победил!» – с такой, с позволения сказать, точкой зрения все чаще приходится сталкиваться. И ладно бы эти слова произносили восьмидесятилетние бабушки, чьим семьям счастливо удалось избежать в сталинскую эпоху расстрелов, лагерей, насильственной коллективизации, чьи родные не погибли от искусственно спровоцированного советской властью голода и не были отправлены в ссылку без шансов на возвращение. (Есть ли, впрочем, в России такие семьи?) Так нет же, возрождают те, кому недалеко за тридцать. И, что особенно поразительно, эти люди еще называют себя православными.

Главный редактор сайта «Русская народная линия» Анатолий Степанов не стесняясь призывает «отказаться от антисоветизма и антисталинизма. Раскаяться в грехе антисоветизма». Есть, по Степанову, такой грех – «антисоветизм», «и суть его состоит в нежелании принимать суд Божий над Россией, свершившийся в 1917 г.».

Весьма в мягких (чтобы не сказать – сочувственных) тонах выставляют фигуру Сталина организаторы действующей на ВДНХ с конца 2015 г. выставки «Россия – моя история», среди которых есть и известные представители духовенства…

В какую сторону качнулся маятник общественных настроений, совершенно ясно: вопрос о переименовании московской станции метро «Войковская» так и не решен, зато в Орле (один из редких российских царей, которому сталинские историки воздавали честь). Это при том, что государство трогательно заботится о «чувствах верующих» и при всяком удобном случае демонстрирует приверженность православию и вообще «традиционным ценностям».

Поэтому как нельзя более своевременной кажется книга «Православный» сталинизм: вопросы и ответы», которую готовит к выпуску издательство «Символик» в партнерстве с Российским институтом стратегических исследований (РИСИ).

Это сборник статей и интервью, авторы которых – сотрудники РИСИ, философы, священники, публицисты – убедительно показывают, что не может быть никакого «православного сталинизма», равно как и «православного коммунизма», что бы и кто нам ни говорил. Множество фактов, которые приводят авторы сборника, должны убедить любого добросовестного человека, в руках которого окажется эта книга: все «положительные» результаты сталинской эпохи сводятся исключительно к созданию «железной» империи, безграничная власть в которой принадлежала одной персоне, утратившей подобие человека, а живые люди выступали только «материалом» для страшных экспериментов.

Говорите, Сталин выиграл войну? Всякий, кто прочтет книгу, убедится, что это не так. Что война была выиграна не благодаря, а вопреки «вождю народов», который за какие-нибудь три месяца допустил гитлеровскую армию почти под самую Москву (удивительный контраст с Первой мировой, большую часть которой Россия вела за пределами собственных границ – до тех пор, пока не случилась революция!).

Говорите, Сталин восстановил отношения с Церковью? Как бы не так! В начале 1930-х гг., когда ему понадобилось сломить хребет русскому крестьянству, он провозгласил «пятилетку безбожия» с взрывами храмов, арестами и массовыми убийствами священников и верующих, напоминают авторы сборника. К 1941 г. на свободе оставалось всего четыре православных митрополита – остальных либо расстреляли, либо держали в тюрьмах и лагерях. Послабления в отношении Церкви стали исключительно тактическим ходом, который понадобился коммунистической власти, когда стало очевидно, что умирать за нее люди не готовы. А после войны идеологический и политический прессинг возобновился, священнослужители вновь попали под репрессии.

Да и что это были за послабления: открыть разрешили одну-единственную Троице-Сергиеву лавру, причем восстанавливала ее сама Церковь, попутно расселяя за свой счет семьи, заселенные в монашеские корпуса в 1920–1930-е гг., указывает доктор исторических наук Андрей Кострюков. Добиваться открытия храмов было, мягко говоря, непросто, подавляющее большинство таких просьб власти отклоняли. Разрешая открыть несколько храмов на Вологодчине, глава Совета по делам РПЦ Карпов сделал показательную приписку для начальства: «Потом закроем».

И дело тут не в какой-то ошибке. Не было никакой изначальной прекрасной идеи, которую Сталин изуродовал бы, – так все и задумывалось идеологами большевизма с самого начала. Власть большевиков сразу взяла курс на то, чтобы занять место Бога, построить земное вместо небесного – и методы выбрала соответствующие: наглую ложь, террор и насилие. «Новая власть обязана была, если не хотела погибнуть уже через несколько лет, дать «религиозное» обоснование своих действий, – пишет один из авторов сборника, директор РИСИ Леонид Решетников. – Конечно, речь не могла идти о Боге, о Царствии Небесном, об аде, о грехе перед Всевышним. Всё это, с одной стороны, отменялось, самым беспощадным образом вытравливалось из сознания людей, а с другой опускалось на землю. Вместо Бога - вождь, вместо Царствия Небесного - счастливое будущее, коммунизм, который все обязаны са-моотверженно строить, вместо ада - концлагеря, ну а за «грехи» (ошибки и отклонения от линии партии, а позднее и соцморали) - ответ перед ЧК, парткомом или, кому повезло, профкомом. В общем, дьявольская подмена». На смену мощам святых явились «лжемощи» – тело Ленина, размещенное в самом центре Москвы, в мавзолее. На смену крестинам – «звездины»: младенцев прикладывали к пятиконечной звезде и давали им соответствующие имена: Октябрина, Трактор, Авангард, Вилор (Владимир Ильич Ленин - организатор революции), Даздраперма (Да здравствует Первое мая), и т. п. Старинные города переименовывались в честь большевистских главарей – новых «святых»…

Немало страниц в книге отведено и фигуре первого из этих анти-святых – Ленина, на которого авторы сборника возлагают основную ответственность за запуск и раскручивание кровавого маховика. Все диктаторы XX в. были учениками Ленина, но уступали ему по «идеологической маниакальности, одержимости разрушением, абсолют-ному цинизму и беспринципности», по «звериной жестокости», доказывает, приводя множество фактов, философ и публицист Виктор Аксючиц. Ленин впервые в истории «разработал теорию и внедрил в практику систему тотального государственного террора»; внедрил концлагеря и регулярный массовый расстрел заложников, то есть людей заведомо невиновных; «инициировал массовый голод для расправы над непокорным населением своей страны»; впервые в истории применил химическое оружие для истребления граждан своей страны. Не секрет, что и кровавая расправа над свергнутым императором Николаем II, его семьей и слугами была произведена по прямому указанию «Ильича». «Сталин уничтожил людей несравненно больше, <…> но как верный ученик толь¬ко использовал и совершенствовал авторскую методологию Ленина», пишет Аксючиц.

«Сегодня нередко можно услышать, что жертвы сталинизма были оправданны, так как террор, репрессии помогли спасти государство, победить в Великой Отечественной войне. Но мы, верующие люди, <…> должны прекрасно понимать, что грош цена такому государству, которое, чтобы уцелеть, пожирает своих детей. Важно не то, что оно выжило, а то, на кой ляд оно такое нужно», – резюмирует Л.Решетников.

«Что сегодня движет «православными» сталинистами? – задается вопросом еще один автор книги – священник Николай Лызлов. – Сталина нет, советская власть давно рухнула. Что же заставляет «православных» «засоветчиков» оправды¬вать их преступления? Стремление угодить власти нынешней? Убедить её, что для православных патриотов могущество государства - самая большая ценность? Что оно важнее свободы Церкви и веры в Бога? А вот святой мученик Михаил Новосёлов полагал: «Насколько душа выше и драгоценнее тела, настолько Церковь выше и дороже государства».

Можно долго спорить о том, насколько плох Сталин, а можно … дать слово ему самому. Записки, постановления, статьи, публичные выступления вождей революции и прочие документы (во множестве представленные в книге) зачастую изобличают их гораздо убедительнее, чем это можем сделать мы по прошествии десятилетий. Вот, например, одно из поручений Сталина: «Затянуть процесс раскола церкви, дать основательно разодраться попам и тем окончательно дискредитировать себя в глазах населения». Вот слова, как-то оброненные вождем: «Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне ещё ликвидировано» . Вот другие: «Посмеяться над попом хорошо, только надо уметь так это сделать, чтобы вызвать из-за насмешек над попом не озлобление среди крестьян, а хохот. <…> Насмешка - дело хорошее, только надо уметь» . И еще одно весьма красноречивое высказывание вождя советского государства: «Дьявол, разумеется, на моей стороне <…> Каждый знает, что дьявол - коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор».

Игорь Цуканов

оригинал на сайте "Сила и Слава" : http://www.virtus-et-gloria.com/Menu.aspx?book=texts/Stalinism.html

Один из читателей нашего сайта передал в редакцию «Силы и Славы» напечатанную в национал-большевицкой газете «Завтра» статью К. Душенова «В милосердии неумолим», посвященную кумиру Душенова тов. Сталину, и попросил как-то прокомментировать это сочинение. Трудно комментировать откровенно шизофренические размышления, тем более что среди членов нашей редакции нет ни одного специалиста в области психиатрии. Но верные своему принципу не оставлять ни одну красно-сергианскую ложь без ответа, мы все же выскажем свое мнение как о самом г-не Душенове, так и о его последнем опусе.

В печатном же варианте она выглядит так:

Судя по дате публикации, «исповедь православного сталиниста» — это едва ли не первое, что сочинил Душенов по выходе на волю.

Вопреки русской пословице «тюрьма, да сума дадут ума», умнее за время трехлетней отсидки Душенов не стал, напротив, свой «православный» сталинизм он успел дополнить ещё более идиотским «православным» путинизмом, увидев в Путине радетеля об Отечестве, а в богопроклятой путинской РФ — «страну, поднимающуюся с колен».

За что, по всей видимости, и был досрочно освобожден из заключения, как «твердо вставший на путь исправления», говоря казенным ментовским языком.

Ранее г-н Душенов восхвалял тов. Сталина главным образом за две вещи: за расправу с «ленинской гвардией», состоявшей почти сплошь из жидов, коих Душенов терпеть не может, и за создание красной лже-церкви РПЦ-МП, «верным чадом» которой почитает себя Душенов, несмотря на то, что вот уже лет двадцать сия «церковь» полностью контролируется и управляется этими же самими жидами.

Ныне Душенов в своем воспевании Сталина вышел на качественно новый уровень.
«Отец народов» превратился у него в фигуру всемирно-исторического масштаба, в которой воплотилась сама суть Русского Духа, в олицетворение тысячелетней России и квинтэссенцию ее исторической судьбы и даже в орудие Промысла Божья, несущего через зло и зверское насилие всеконечное добро и неизреченную милость измученному русскому народу.

Буквально Душенов выражается так:


«Колоссальная фигура Сталина, со всей его жестокостью, со всем его коварством, марксизмом и безбожием — единственная, после революции 1917 года, соответствует по своему масштабу грандиозному характеру Русской истории, Русской жизни, Русской судьбы. И пока Господь не дарует России нового державного Вождя, который затмит своим величием и славой, своей христианской добродетелью сурового аскета и язычника Сталина, сияющий Генералиссимус будет возвышаться над нашим историческим горизонтом, как египетские пирамиды возвышаются над африканской пустыней…»

Прямо скажем, написано в лучших традициях сталинских панегириков эпохи «культа личности». Душенов почти приблизился к непревзойденным образцам тех времен, вроде знаменитой «Краткой биографии» вождя, где о нем выражались так:

«Все знают непреодолимую сокрушительную силу сталинской логики, кристальную ясность его ума, стальную волю, преданность партии, горячую веру в народ и любовь к народу. Всем известна его скромность, простота, чуткость к людям и беспощадность к врагам народа. Всем известна его нетерпимость к шумихе, к фразёрам и болтунам, к нытикам и паникёрам. Сталин мудр, нетороплив в решении сложных политических вопросов, там, где требуется всесторонний учёт всех плюсов и минусов. И вместе с тем Сталин — величайший мастер смелых революционных решений и крутых поворотов…

На многочисленных языках слагают народы Советского Союза песни о Сталине. В этих песнях отражена величайшая любовь и безграничная преданность народов Советского Союза к своему великому вождю, учителю, другу и полководцу…

В Сталине народы СССР видят воплощение своего героизма, своей любви к родине, своего патриотизма… Имя Сталина — символ мужества, символ славы советского народа, призыв к новым героическим делам на благо нашей великой Родины.

Имя Сталина является символом морального и политического единства советского общества. С именем Сталина всё прогрессивное человечество, все свободолюбивые демократические народы связывают свои надежды на длительный прочный мир и безопасность…»

и т.д. и т.п. до бесконечности.

Спору нет, «суровый аскет и язычник Сталин» и в самом деле «фигура колоссальная». Вопрос лишь в происхождении этой «колоссальной фигуры». Откуда она, собственно говоря, взялась-то?

Вариантов ответов у нас немного. Власть бывает происходящей от Бога, власть бывает происходящей от диавола, который дает ее всем, кто поклонится ему (Лк. 4:7), и, наконец, власть бывает, как говаривал Царь Иоанн Васильевич Грозный, от «многомятежного человеческого хотения». Итак, откуда же появился тов. Сталин «со всем его коварством, марксизмом и безбожием»?
От Бога, из преисподней, или же в результате народного волеизъявления?

Последний вариант не проходит. Власть Сталина, как и власть его предшественника Ленина была установлена сугубо насильственным путем. Большевистская партия, вождем которой был Сталин, вообще никогда не интересовалась тем, хочет ли Русский народ советской власти или не хочет ее, а просто «массовыми казнями и страшными лагерями» (как выражается Душенов), загоняла его в коммунистический «рай».

Посему остается только два варианта: власть Сталина произошла либо от Бога, либо от дьявола.

«Православные» сергиане, «верующие» совки из РПЦ-МП, к числу которых принадлежит и Душенов, давным-давно решили этот вопрос в положительном смысле. «Наша Патриаршая Церковь доселе неизменно признает советскую власть богоустановленной в СССР»,- так заявил сталинский холуй и будущий советский лже-патриарх Сергий (Страгородский) в своем Послании от 22 сентября 1942 г. В том же духе неоднократно высказывался и его преемник лже-патриарх Алексий (Симанский), постоянно называвший Сталина «богодарованным Вождем» (см., например, «Журнал Московской патриархии» за 1944 год, № 2, стр. 12).

Так, что не совсем понятно, почему Душенов боится прямо назвать безбожника Сталина избранником Господним, это будет совершенно в духе его сергианской «матери-церкви».

Ну, а новомученики и исповедники Российские, кровь которых Душенов называет «порукой великого Русского возрождения, православного расцвета, имперского ренессанса», дали на этот вопрос ответ прямо противоположный!

Они всегда признавали советскую власть происходящей от диавола, они анафематствовали эту власть и «воинство ея», а также живущую с этой властью общими «радостями» сергианскую лже-церковь. Лично же Сталина они признавали предтечей Антихриста и молились о его скорейшей погибели.

Посему, лжет Душенов, когда отвращение и ненависть к Сталину связывает с жидо-либеральной «русскоязычной интеллигенцией».

Ещё задолго до появления на свет Божий этой публики все русские мученики и святые ХХ столетия, все русские монархисты и националисты неизменно считали Сталина тираном, богоборцем, негодяем и преступником, называли его гонителем Христа и палачом Русского народа.

И цитируемый Душеновым свт. Иоанн Шанхайский, и архиеп. Аверкий (Таушев), и архим. Константин (Зайцев), и Иван Ильин, и Иван Солоневич, и генерал Петр Николаевич Краснов, и миллионы совсем безвестных православных русских людей, понимавших в отличие от Душенова и ему подобных, что не может глава богоборческого государства быть «избранником Божьим», и не может человек, называющий себя «православным монархистом», испытывать хоть малейшую симпатию к носителям власти, которая убила Царя и объявила Православную Церковь своим главным и смертельным врагом.

Поэтому любить Сталина и называть себя «православным монархистом» это есть самая настоящая шизофрения, и человек совмещающий поклонение Сталину с почитанием Царя есть шизофреник. Духовный шизофреник.

Да и как иначе охарактеризовать человека, который кликушествует «о возвращении Помазанника Божия, о возрождении Русского Православного Самодержавия», о том, что:

«грядущий Русский Царь изымет израненную, истерзанную Россию из рук нынешних временщиков, чтобы предоставить её Христу Господу славной, сияющей, радостной, обильно омытой Русской кровью, богатою святой верой и непоколебимой верностью Богу своему…»

и одновременно восхваляет богоборца-большевика, который о «царизме» высказывался так:

«Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнет для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве. Царизм намеренно заселил лучшие уголки окраин колонизаторскими элементами для того, чтобы оттеснить местные национальные массы в худшие районы и усилить национальную рознь. Царизм стеснял, а иногда просто упразднял местную школу, театр, просветительные учреждения для того, чтобы держать массы в темноте. Царизм пресекал всякую инициативу лучших людей местного населения. Наконец, царизм убивал всякую активность народных масс окраин. Всем этим царизм породил среди местных национальных масс глубочайшее недоверие, переходящее иногда во враждебные отношения, ко всему русскому».

(И. Сталин. «Политика Советской власти по национальному вопросу в России»)

Как иначе, как не шизофреником, можно назвать человека, который договорился до того, что возвел одного из главных разрушителей России в ранг ее спасителей:

«Мы в лице предков своих оскорбили Святыню Божию преступным равнодушием и маловерием. И благодать отступила от нас, и Православная Империя рухнула, и Помазанник Божий со всей семьёй был ритуально растерзан сатанистами-богоборцами, и Земля Русская захлебнулась слезами и кровью. Стоит ли роптать, что благодать Духа в качестве пристойного врачёвства этого страшного недуга избрала нам грозного Сталина, восстановившего на месте рухнувшей Белой Империи свою, Красную, с её массовыми казнями и страшными лагерями?»

«Суровый Красный император — Иосиф Сталин — не дал осиротевшей российской державе сгинуть в водоворотах братоубийственных войн и хазарских интриг, железом и кровью спаяв распадавшуюся Россию в невиданную дотоле социалистическую Империю».

Еще раз повторим то, что мы сказали в самом начале — любой шизоидный бред очень трудно комментировать, ибо у людей с духовными и психическими отклонениями логика своя, особенная.

У людей же с нормальной логикой само собой возникает следующий вопрос. Неужто Душенов подзабыл, что «сатанисты-богоборцы», руками которых «был ритуально растерзан Помазанник Божий со всей семьёй», состояли членами и действовали по приказу той самой партии, в которую «грозный Сталин» вступил еще на заре ее существования и которую сам потом возглавлял на протяжении тридцати лет?! И что в преступные планы этой партии изначально входило свержение Самодержавия и казнь «тирана» и «коронованнаго палача» (как они называли Помазанника Божия)?

Разве Душенову неизвестно, что «Православная Империя рухнула» все же не сама по себе, а вследствие предательства одних, преступного равнодушия других и разрушительной деятельности третьих? Фундамент Империи десятилетиями планомерно и целенаправленно разрушали всевозможные богохульники, крамольники, цареубийцы, заговорщики, подпольщики, террористы, нигилисты, бомбисты и прочие профессиональные революционеры и общественные подонки.

Среди этих революционеров и подонков, ненавидевших Бога, Царя и Отечество и навечно проклятых Церковью в 11-ом анафематизме Недели Торжества Православия , тов. Сталин занимал одно из первых мест . О его роли в разрушении Царской России очень доходчиво и понятно рассказывает всё та же «Краткая биография И.В. Сталина»:

«Царизм чувствовал, что в лице Сталина он имеет дело с крупнейшим революционным деятелем, и всячески стремился лишить Сталина возможности вести революционную работу. Аресты, тюрьма и ссылка следовали друг за другом. С 1902 до 1913 года Сталин арестовывался семь раз, был в ссылке шесть раз, бежал из ссылки пять раз. Не успевали царские опричники водворить Сталина на новое место ссылки, как он вновь бежит и снова на «воле» куёт революционную энергию масс».

Православному христианину, да и просто нормальному, психически здоровому человеку даже и в голову не придет восхвалять одного из разрушителей Православной Империи за то, что на ее месте он устроил свою собственную «социалистическую Империю», существование которой можно поддерживать только «массовыми казнями и страшными лагерями».

Русскому народу не нужны такие, с позволения сказать, «благодетели», которые уничтожают его Отечество, убивают его Царя, глумятся над его Верой, превращают его страну в развалины, заливают ее океанами крови и слез, чтобы потом «осчастливить» оставшихся в живых продовольственным пайком, «единственно верным учением» и неким «Красным императором Иосифом Сталиным», который иначе как «железом и кровью» управлять своими подданными не может.

Но Душенов, однако, идет гораздо дальше обычных для «православных» и неправославных сталинистов восхвалений революционера и богоборца Джугашвили. Сталин оказывается у него исполнителем некой духовной миссии, предстает спасителем Русского народа от буржуазного обмирщения, мещанской сытости и душепагубной комфортной жизни. Дескать, русский и вообще христианский идеал, он — жертвенный, аскетический, а потому Сталин, доведший народ до нищеты и голода и без колебаний жертвовавший миллионами человеческих жизней, полностью соответствует этому идеалу. Он «близок русскому сердцу своей безмерностью, своим мессианством, своей безоглядностью, презрением к мирскому, преходящему, временному».

Под свои непотребства Душенов ухитрился подвести целый богословский фундамент с цитатами из Писания и Святых Отцов. Восхваление кремлевского диктатора, пожалуй, впервые в истории «православного» сталинизма возведено им на уровень своего рода теодицеи. Добро, учит наш богослов, это то,

«что приближает нас к Богу. Например, страдания и скорби. И тот, кто наносит нам такие раны — истинный благодетель наш и лучший друг!»

А зло, что такое?

«Зло — это то, что отдаляет нас от Бога. И только то, что удаляет нас от Него, есть истинное зло. Например, благополучие и покой. И тот, кто убаюкивает нас ими, худший враг наш и злодей».

Иными словами, концлагеря и колхозы, пытки и расстрелы, депортации и коллективизации, террор и людоедский голод, изнурительные войны и разорительные «стройки коммунизма», короче говоря, устроенный Сталиным геноцид Русского народа пошел русским только на пользу, послужил им ко спасению, сделал их духовно обогащенными, не в пример «гнилому Западу», который «жирел и пух, как на дрожжах, стремительно повышая своё “качество жизни”, жизни плотской, телесной, безбожной».

Странно, однако, что эту же самую логику Душенов отчего-то не хочет применить к либеральным реформаторам ельцинской эпохи, доведшим страну до окончательного разорения и тотального воровства. Ведь эти воры и разорители, причинившие миллионам людей «страдания и скорби», должны согласно душеновскому «богословию» почитаться нашими «истинными благодетелями и лучшими друзьями».

Не совсем понятно и то, отчего сам Душенов, вместо того, чтобы сидеть за зоне полный срок и «духовно обогащаться» кайлом и баландой, поспешил подать на условно-досрочное? На волю захотелось, к «сытому благополучию»? А при товарище Сталине его «духовное обогащение» закончилось бы и еще быстрее и закончилось бы пулей в затылок, ибо, как доходчиво разъяснил нам в свое время «Отец народов»,

«В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью».

Лжет Душенов, когда уравнивает жертвенный характер святоотеческого Православия с кровавыми жертвоприношениями Сталина, а примеры суровых расправ из Священной и русской истории — со сталинскими казнями, пытками и репрессиями.

Православное христианство не к принудительным жертвам призывает, а только к добровольным, ибо Спаситель и Господь наш Иисус Христос пострадать за нас изволил добровольно, и свою Искупительную Жертву Он принес по Любви к человечеству, а не из ненависти, злобы и страха, которые испытывал к своим жертвам Сталин. Да, православное христианство это не сентиментальность и не толстовство, оно бывает и суровым, оно допускает и смертную казнь.

Но казнить и убивать оно дозволяет лишь восстающих на Веру, Царя и Отечество, а не защитников Веры, Царя и Отечества, которых миллионами казнил и убивал Сталин.

Лжет Душенов и когда противопоставляет «духовность» сталинской Совдепии материализму «гнилого» Запада. Не на «духовности» стоял богомерзкий СССР, а на самом пошлейшем «диалектическом» и «историческом» материализме, на убогом и примитивном марксизме-ленинизме, который ничего не хотел знать, кроме самозарождающейся материи, обезьяньего происхождения человека, политэкономии, «базиса», «надстройки», «производительных сил и производственных отношений» и бытия, которое «определяет сознание».

До такого бесстыдного материализма, доведенного до полного отрицания бытия Божия, потустороннего мира, ангелов и духов, души и ее бессмертия, нравственности и христианских традиций не доходила, да и до сих пор не дошла ни одна из стран столь ненавистного Душенову Запада.

Наконец, лжет Душенов и когда упрекает «современных антисталинистов» за то, что они якобы считают «жизнь нашего смрадного туловища … самой «высшей ценностью», посягательство на которую никак нельзя простить злодею Сталину».

Ужас Сталина, как злодея и предтечи Антихриста, вовсе не в том, что он посягал на туловища, головы и другие части человеческого тела попавших под его власть людей, хотя и это было преступлением. Сталин ужасен, прежде всего, тем, что он посягал на человеческие души, что он был преступником против Духа.

Он создал систему, которая убивала образ Божий в человеке, убивала активным богоборчеством и поддельным лже-православием, организованной государственной ложью и антихристовой «классовой» моралью.

Эта система вытравливала из человеческих душ все божественное, заменяя его сатанинскими представлениями о мире и жизни; она разрушала в сознании людей христианские понятия о добре и красоте и насаждала вместо них пошлости из «Краткого курса» и передовиц «Правды»; она растлевала их страхом, недоверием, взаимным доносительством, «проработками» и «самокритикой»; она заставляла их отрекаться от родителей, родственников и друзей, говорить не то, что думаешь, а делать, не то, что говоришь, публично восхвалять негодяев, преступников и русофобов, и осуждать праведников, героев и святых; она принуждала людей жить двойной жизнью, лицемерить, подличать, богохульствовать, предавать свои святыни, поклоняться трупу «вечно живого» и сатанинским пентаграммам; она превращала одних в стукачей, других в палачей, третьих в безвольных трусов, а всех вместе — в бездушные винтики тоталитарной машины, у которых нет ни совести, ни чести, ни верности, ни одной собственной мысли, а вместо сердца — «пламенный мотор».

И когда человек упорно не желал превращаться в такой винтик, а продолжал несмотря ни на что оставаться человеком и христианином, вот тогда эта система убивала его физически, как непригодного для переделки в «нового советского человека ».

Сталин и его система вырастили целый новый народ — советский, который с Русским народом не имеет ничего общего (кроме разве что славянской внешности), хуже того, идеалы и жизненные принципы этого народа сформированы путем последовательного отрицания идеалов и жизненных принципов народа Русского. Характерным признаком советского народа является закоренелая русофобия, которая настолько глубоко проникла в плоть и кровь этого народа, что большинством его представителей она даже не осознается. Эта русофобия в ряде случаев может быть прикрыта высокопарными рассуждениями о «России», «Родине», «Державе», «Отечестве» и даже о «Боге», «Царе» и «Православии», но в большинстве случаев она являет себя совершенно открыто.

Скажем, наконец, прямо: то, что пишет Душенов о «собирателе Империи» Сталине, о его благодетельной роли в русской истории, о его «одухотворяющих» насилиях над Русским народом и т.д., может писать только законченный русофоб.

Ничего удивительного в сказанном нами нет, ибо Душенов и ему подобные извращенцы принадлежат не к Русскому, а именно к советскому народу, к пресловутым «совкам», которые (повторим это еще раз) выращивались и воспитывались всевозможными сталиными на богоборческих и русофобских принципах, постепенно заменяя собою истребляемый этими же сталиными православный Русский народ.

Ныне от этой «социалистической Империи» осталась в качестве наследницы смердящая и разлагающаяся заживо РФ и огромная масса именующих себя «русскими» совков, несущих на себе печать полной богоотверженности. В результате двадцати лет всевозможных духовных и идеологических мутаций в общей массе этих совков появились различные семейства, роды, виды и подвиды, среди которых имеется и подвид «православных сталинистов-монархистов», ярким представителем которого является тов. Душенов.

Отцом этих людей является товарищ Сталин, а матерью — пресловутая «Советская Родина», духовное же их рождение совершилось в лоне сергианской лже-церкви, которая в свою очередь появилась на свет Божий в результате блуда митр. Сергия (Страгородскаго) с ОГПУ-НКВД. Поэтому беспрерывное восхваление Сталина, Совдепии, красной лже-патриархии и Лубянки является у этих людей просто естественным выражением их любви к своим родителям и воспитателям.

Когда эти люди говорят о Царе, о грядущей монархии, о скором расцвете Православной Империи и т.д., то понимают они под этим примерно то же самое, что понимают и жиды, когда говорят о своем грядущем мошиахе.

Но если в самом деле произойдет чудо Божие, и России будет дарован Православный Белый Царь, то первое, с чего он начнет свою деятельность в качестве правителя, это с очищения Русской земли от всевозможных душеновых и прочих русскоязычных «совков», не желающих раскаиваться в своем сатанизме, и делать он это будет с той самой суровой беспощадностью Православия, о которой говорит сам Душенов. Вот тогда по слову известного пророчества «уже никого в Сибирь не пошлют, а всех непременно казнят, … но эта кровь будет последняя, очистительная».

В заключение хочется сказать ещё вот о чем. Удивляться тому, что идеология вырожденцев, подобных Душенову, пользуется огромной популярностью в сергианских кругах, а также в среде совковых и нео-совковых «патриотов», уже давно не приходится. Эта идеология востребована именно этой средой, ею она порождается, и ею же, в конечном счете, потребляется, образуя своего рода замкнутый цикл, при каждом повторении которого степень сатанизма этой идеологии только возрастает.

Но тот факт, что Душенов, несмотря на все свое махровое сергианство и врожденную русофобию (лишь прикрытую демагогией о Царе) продолжает, тем не менее, пользоваться поддержкой, уважением и даже восхищением у людей, вроде бы отрицающих и Совок, и сергианство, и Сталина, это воистину является удивительным.

Еще как-то можно объяснить, почему подставной «антисемит» и провокатор Назаров, который буквально начинает брызгать слюной на людей, рискнувших высказаться одобрительно о Гитлере, совсем по другому ведет себя по отношению к воинствующему сталинисту Душенову, подчеркнуто называя его «уважаемым Константином Юрьевичем», а его сталинистские богохульства и кощунства — «ошибочным мнением».

В конце концов, «антисемит» Назаров сам наполовину «совок», а таковым Сталин всегда был гораздо милее Гитлера, репутацию которого в их глазах не может спасти даже его решительная борьба с еврейством.

Но когда систематически восхвалять сталиниста Душенова начинает редактор сайта «Мысли о России» П.Н. Будзилович, отец которого ушел с немцами от Сталина и во власовском Комитете Освобождения Народов России представлял Белоруссию, то этому воистину не находится разумных объяснений. Русское Освободительное Движение Второй Мировой войны втянуло в свою орбиту людей самых разных взглядов и убеждений, от консервативных монархистов до антисоветских марксистов. Но общим для всех этих людей была яростная ненависть к Сталину, который олицетворял собою все зло жидо-большевицкой системы, терзавшей и убивавшей нашу Родину-Россию. И когда сын убежденного «власовца» поднимает на щит тех, кого исторические «власовцы» поднимали на штыки, то воистину даже и не знаешь, что на это сказать.

Вот почему мы считаем своим долгом еще раз предостеречь всех Русских людей от заигрывания с душеновщиной и прочими разновидностями красного сатанизма и вновь напомнить, что главным врагом Русского национального сопротивления являлись и являются «совки» — позорная антихристова карикатура на исторический Русский народ.

По просьбе редакции сайта «Сила и Слава»

Loading...Loading...