Что говорят во время пасхального богослужения. Как проходит пасхальная служба в церкви? Пение и чтение тропаря: «христос воскресе»

Служба в церкви на Пасху - особенно торжественна, поскольку знаменует собой главное для христиан событие года. В спасительную ночь Светлого Христова Воскресения принято бодрствовать. С вечера в Великую Субботу в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы.

Начало праздничной службы

Начнем с вопроса, во сколько служба в церкви на Пасху начинается. Итак, если вы планируете бодрствовать в пасхальную ночь, то должны знать, что начало службы в церкви на Пасху стартует незадолго до полуночи, когда во всех храмах служат полунощницу.

В это время иерей с диаконом направляются к Плащанице, вокруг нее совершают каждение. При этом поют «Возстану бо и прославлюся», после чего поднимают Плащаницу и относят ее на алтарь.

Как проходит служба в Церкви на Пасху? Есть ряд важных моментов. Плащаницу располагают на святом Престоле, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. В эти минуты все священнослужители в полном облачении выстраиваются по чину у Престола. В храме зажигают свечи.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах (двустворчатые двери напротив Престола в алтаре, главные врата иконостаса в православном храме) священнослужители тихо поют стихиру (текст, приуроченный к стихам псалма) о воскресении Спасителя мира.

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Завесу открывают и снова уже громче поют ту же стихиру. Царские Врата открываются. Стихиру о воскресении Спасителя поют в полный голос.

Крестный ход

Еще одна важная часть пасхальной ночи - шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход проводят вокруг здания храма в сопровождении непрекращающегося трезвона.

В самом начале крестного хода несут фонарь, за ним располагается запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери. За ними, располагаясь двумя рядами, следуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами в руках, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.

Последняя пара священников (тот из пары, который располагается справа), несет Евангелие, в руках у священника, следующего слева - икона Воскресения. Замыкает Крестный ход - предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Крестный ход останавливается перед закрытыми вратами западного входа в храм. В этот момент трезвон затихает. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение. При этом священнослужители трижды пропевают: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Далее поют ряд стихов, на каждый пропевают тропарь «Христос воскресе». После этого все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», завершая словами: «И сущим во гробех живот даровав». Двери в храм открывают и участники Крестного хода заходят внутрь храма.

Сколько идет служба в церкви на Пасху? Праздничное ночное богослужение длится до 2-3 часов ночи. Учитывайте этот момент, если планируете прийти в храм с детьми. После Крестного хода начинается утреня, которая продолжается Божественной литургией.

В этот время верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы планируете приобщиться к причащению, следует заранее сходить на исповедь и получить благословение. Это необходимо потому, что перед причащением следует быть чистым и телом, и духом.

Окончание утрени

По окончании утрени вы увидите, как священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. После этого они христосуются с каждым из молящихся, если храм небольшой и это позволяет количество верующих.

Обычно в больших храмах, куда на пасхальное богослужение приходит много верующих, священник произносит от себя краткое приветствие и завершает его троекратным «Христос воскресе!», при этом осеняя Крестом на три стороны, после чего возвращается на алтарь. В краткой фразе «Христос воскресе!» заключается вся сущность веры.

Пасхальные часы и Литургия

Во многих храмах за окончанием утрени следуют пасхальные часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме. Всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв. Во время пения часов пред Литургией диакон совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение проводят несколько священников, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности. Во время чтения Евангелия с колокольни доносится «перебор», когда ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Как себя вести в храме

Входя в церковь, необходимо трижды перекреститься с поясными поклонами: тремя пальцами только правой рукой. Обязательно при этом снимите перчатки. Мужчины должны снять головной убор.

Если вы хотите обратиться к священнику, сначала нужно сказать: «Батюшка, благословите!». После этого можно задавать вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно — ладонями вверх правую на левую и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Храм, тем более в пасхальную ночь - особенное место, что происходит духовное таинство. Поэтому следует вести себя соответственно. Помните о том, что пока продолжается церковная служба, не рекомендуется поворачиваться спиной к алтарю.

Если вы пришли с ребенком, заранее объясните ему, что здесь нужно вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться. Не пользуйтесь мобильным телефоном в храме и не позволяйте этого делать ребенку. Переключите аппарат на режим без звука. Пока проходит пасхальная служба, вы должны быть сосредоточены исключительно на этом.

Пока вы стоите в числе других верующих во время службы, и священник по время чтения осеняет вас крестом, Евангелием и образом, в этот момент нужно слегка поклониться. Крестным знаменем себя принято осенять в тот момент, когда вы слышите слова: «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу».

Покидая храм, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Самым величавым, праздничным и веселым богослужением Православной Церкви является богослужение Святой Пасхи . В сей день все верующие вспоминают о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых.

Праздничное богослужение Светлого Праздничка богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями, в каких ясно выражены глубочайшие правды веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Приблизительно в половине двенадцатого в ночь с Величавой Субботы на Воскресенье начинается последование пасхальной полунощницы , во время которой священник с диаконом заносят Плащаницу (полотно с изображением положенного во гроб тела Иисуса Христа) на собственных главах в алтарь через королевские врата, и считают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в символ сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

Священнослужители облачаются в торжественные светлые облачения. Звонят колокола - благовест возвещает о приближении величавой минутки Воскресения Христова.

Ровно в полночь священнослужители в алтаре, который знаменует Небо, при закрытых королевских воротах начинают тихо петь стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби незапятнанным сердечком Для тебя славити». Во 2-ой раз священнослужители поют эти слова громче, также в алтаре, однако уже с отдернутой заавесью королевских ворот - в символ того, что величавые судьбы населения земли открываются на Небесах до этого, чем являются на земле. Открываются Королевские Врата, и стихира, еще больше высочайшим голосом, поется выходящим из алтаря духовенством в 3-ий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание от лица всех молящихся.

Начинается трезвон. Крестный ход выходит из храма и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с запахами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, вроде бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую известие о Воскресении Христовом. Трезвон прекращается.

Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, три раза начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» - и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, совместно с духовенством три раза поет всерадостный тропарь Святой Пасхи: «». В этом тропаре содержится основная идея Праздничка, что Христос воскрес, Своею смертию попрал погибель и тем положил начало новейшей, нескончаемой жизни. Прямо за духовенством хор три раза повторяет тропарь.

Потом священник произносит стихи старого предсказания св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» , чем трогательно выражает крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение будущего Спасателя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к нескончаемой удовлетворенной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе...» вроде бы отвечает ветхозаветным праведникам, что предсказания исполнились, Христос воскрес, погибель уничтожена и праведникам дана жизнь нескончаемая.

Открываются двери храма , где пылают все осветительные приборы и лампады. Все, ликуя, поют: Священнослужители входят в алтарь в открытые королевские врата, которые не запираются во все дни Светлой седмицы - в символ того, что с Воскресением Господа Королевство Небесное открыто для всех верующих.

Следующее богослужение пасхальной заутрени состоит в основном из пения канона с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых!..» . Это величавое и праздничное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому Иоанну Дамаскину и, согласно с высочайшими идеями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, безграничной преданности и любви к Нему.

Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над гибелью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтоб в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в колебании, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!». Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасателя.

В конце утрени , во время пения стихир Пасхи, после слов: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением» , священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24, 14-35) отрадно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» - восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя правду Воскресения Христова, а иной в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» - и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

Все верующие начинают также приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», три раза целуют друг друга и обмениваются красноватыми пасхальными яичками, которые служат для христиан эмблемой Воскресения: из-под мертвой скорлупы яичка рождается жизнь, которая была скрыта, как в гробе. Красноватый цвет яичка припоминает верующим, что новенькая, нескончаемая христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

В самом конце Светлой Утрени звучит замечательное по глубине мысли и силе чувства Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех ликовать: «Богатии и убозии, вместе ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...» и возглашает нескончаемую победу Христа над гибелью и адом: «Где твое, смерте, нажимало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе».

В торжественном отпусте: который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» - Святая Церковь вновь коротко, однако торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

По многолетнах совершаются пасхальные часы и Литургия по чину святого Иоанна Златоустого .

По исходном литургийном возгласе: «Благословено Королевство...» - священнослужители поют: «Христос воскресе...» - и стихи: «Да воскреснет Бог...», возвещая этим веселым песнопением, что Литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной погибели и Воскресения из мертвых Христа Спасателя, сейчас отдельно прославляет само событие Воскресения Христова. При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

В пении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (Пс. 65), «Боже, ущедри ны и благослови ны...» (Пс. 66), также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога...» - Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» читается Апостол из книжки Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам. Дальше наступает праздничное чтение Евангелия , благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ин. 1, 1-17): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог...». В огромных храмах Евангелие читается на разных языках: еврейском, греческом и римском, на которых была изготовлена надпись на Кресте Христовом, также и на новых языках мира, благовествующих правду веры Христовой в символ радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. Чтение Евангелия сопровождается гулом колокола и завершается коротким трезвоном, вроде бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высочайшей светлой пасхальной радости. К особенностям службы следует отнести неоднократное удовлетворенное повторение в направление службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию погибель поправ и сущим во гробех животик даровав! »

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и заболевания, о даровании здравия вкушающим святой артос. Артос остается в храме на аналое в направление всей Светлой седмицы в воспоминание тех расчудесных явлений Воскресшего Господа, очевидцами и свидетелями которых были апостолы, также в символ невидимого присутствия посреди верующих Воскресшего Господа.

В заключение пасхальной литургии священник поет первую половину тропаря «Христос воскресе...», а хор кончает: «И сущим во гробех...» Дальше священник произносит торжественный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых...», и кончает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (три раза): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Хор поет (три раза): «Христос воскресе из мертвых...» (резвым напевом) - и кончает: «И нам дарова животик нескончаемый; покланяемся Его тридневному Воскресению».

Под праздничный колокольный гул верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном экстазе приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Первоисточники:

  • paskha.ru - коротко о пасхальном богослужении
  • liturgica.ru - статья о пасхальном богослужении из Журнальчика Столичной Патриархии
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое Пасха?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Как отмечают Пасху в различных странах мира?
  • Как отмечают Рождество в различных странах мира?
  • Как выкрасить пасхальные яичка?
  • Д орогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    П еред Вами аудиозапись Пасхального Богослужения, записанная в Сретенском монастыре в Пасхальную ночь.

    Т ем из Вас, кто не может посетить сию торжественную и благодатную службу, предлагаем приобщиться к молящимся прихожанам Сретенского монастыря:

    Ниже приведен весь текст Пасхальной службы

    СВЕТЛАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ

    О часе утреннем параекклисиарх, взем благословение у настоятеля, исходит и ударяет в великое, и клеплет довольно. И, вшед во храм, вжигает свещи вся и кандила: устрояет же сосуды два со углием горящим и влагает в них фимиама много благовоннаго, и поставляет един сосуд среди церкве, другий же во святом алтаре, яко да исполнится церковь вся благовония. Таже настоятель, вшед во святый алтарь со иереи и диаконы, облачатся в весь светлейший сан. И раздает свещи братии, и вземлет Честный Крест: кадило же вземлет диакон: иерей же святое Евангелие, ин иерей образ Воскресения Христова: и ставятся лицем на запад. И затворят врата церковная, яже к западу. Исходит настоятель со иереи в притвор, северными дверьми, предыдущим пред ним диаконом со двема свещами, и оба лика поюще стихиру, глас 6:

    Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

    Т аже ударяют во вся кампаны и тяжкая, и клеплют довольно. И, вшедше в притвор, станут со Евангелием и со образом, лицем на запад, якоже указася прежде. Таже настоятель вземлет у диакона кадило в правую руку, Крест же в левую и кадит образы и клиросы, и братию по обычаю. Диакону же предносящу пред ним свещу горящу. Братия же вси стоят держаще свещи своя, со вниманием молящеся в себе, и благодаряще нас ради пострадавшаго и воскресшаго Христа Бога нашего. По скончании же каждения, приходит настоятель пред великия врата церкве и покадит диакона, предстояшаго ему со свещею. Тогда взем кадило диакон от руку настоятеля, и покадит самого настоятеля. И паки восприим настоятель кадило, став пред церковными дверьми, зря на восток, и назнаменает великия врата церкве, (затвореная суща), кадилом крестообразно, трижды, держа в левой руце Честный Крест, и светильником стоящим со обою страну.

    И велегласно возгласит:

    Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице: всегда, ныне и присно, и во веки веков.

    И нам отвещающим: Аминь.

    Н ачинает настоятель, с прочими служители, велегласно настоящий тропарь, во глас 5:

    Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

    И мы тойжде поем подобне, со сладкопением. Поется же сей тропарь трижды от настоятеля, и трижды от нас.

    Т аже настоятель глаголет стихи:

    Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его.

    И на кийждо стих мы поем тропарь : Христос воскресе: весь по единожды.

    В торый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе: единожды.

    Т ретий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Христос воскресе: единожды.

    Ч етвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Христос воскресе: единожды.

    Слава: Христос воскресе: единожды.

    И ныне: Христос воскресе: единожды.

    Т аже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И отверзает врата.

    Входит настоятель с Честным Крестом, предыдущим ему со двема лампадами, и братиям поющим: И сущим во гробех живот даровав. Таже ударяют во вся кампаны и клеплют довольно, три звоны.

    Вшед же настоятель со иереи во святый алтарь. И диакон глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава:

    И начинает предстоятель канон, творение господина Иоанна Дамаскина. Глас 1. Ирмос: Воскресения день: Ирмосы на 4: и тропари на 12, с припевы: Христос воскресе из мертвых. И паки последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе катавасиа, ирмос тойже: Воскресения день: И по нем Xристос воскресе: весь трижды. Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель, десной или левой стране случившейся начати. И кадит в начале канона святыя иконы и оба лики, и братию по чину. И по коейждо песни бывает ектениа малая вне олтаря, якоже рехом, во святый сей день. Возглас внутрь олтаря от иереа. По 1-й песни поет десная страна. По 3-й же поет левая. Сице поем и по прочих песнех.

    КАНОН, Глас 1

    Песнь 1

    Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.

    Припев: Христос воскресе из мертвых.

    Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышим, победную поюще.

    Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

    Таже ектениа, и возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Песнь 3

    Ирмос : Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

    Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается.

    Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера. Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

    Таже ектениа, и возглас: Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

    Ипакои, глас 4:

    П редварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

    И чтение в Григории Богослове, егоже начало: На стражи моей стану:
    По чтении же паки вжигают свещи братия.

    Песнь 4.

    Ирмос: На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

    Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся.

    Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

    Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

    Ектениа, и возглас: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

    Песнь 5

    Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

    Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

    Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко жениху, и спразднуем любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

    Ектениа, и возглас: Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Песнь 6

    Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

    Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери.

    Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привел Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

    Ектениа, и возглас: Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

    Таже кондак, глас 8:

    Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

    Икос: Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

    Воскресная песнь

    Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. [Трижды.]

    Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. [Трижды.]

    Песнь 7

    Ирмос: Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

    Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже, яко мертва, со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

    Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечнаго, начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

    Яко воистинну священная и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

    Ектениа, и возглас: Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославленна, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Песнь 8

    Ирмос: Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.

    Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

    Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки.

    Троичен: Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во Ипостасех Естество, Пресущественне и Пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.

    Таже ектениа, и возглас: Яко благословися имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Припевы на 9-й песни

    Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца.

    И ирмос: Светися: И вторый лик поет тойже припев и ирмос. Таже первый лик поет вторый припев:

    Величит душа моя волею страдавша и погребена, и воскресшаго тридневно от гроба.

    И ирмос: Светися: И вторый лик поет тойже припев, и ирмос. Таже первый лик поет третий припев:

    Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

    И стих. И вторый лик поет тойже припев и стих. Таже первый лик поет четвертый припев:

    Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дева, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

    И стих. И вторый лик поет тойже припев и стих.

    И прочих осмь припевов припевают по единожды ко стихом:

    Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый яко от Иуды лев.

    Магдалина Мариа притече ко гробу и, Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше.

    Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе.

    Христос воскресе, смерть поправый и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

    Днесь всяка тварь веселится и радуется: яко Христос воскресе и ад пленися.

    Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя.

    Величит душа моя Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу.

    Радуйся, Дево, радуйся, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная: Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба.

    Последи же первый лик поет паки первый припев и ирмос.

    Таже оба лика, сошедшеся вкупе, поют ирмос и тропарь: Христос воскресе: трижды.

    Песнь 9

    Ирмос: С ветися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

    О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Егоже, вернии, утверждение надежди имуще, радуемся.

    О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего.

    Ектениа, и возглас: Яко Тя хвалят вся силы небесныя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Тебе славу возсылают, ныне и присно, и во веки веков.

    Ексапостиларий

    Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. [Трижды.]

    На хвалитех, Всякое дыхание: на глас 1. Поставим стихи 4, и поем стихиры воскресны, глас 1:

    Стих: Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

    Поем Твою, Христе, спасительную страсть и славим Твое Воскресение.

    Стих: Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

    Крест претерпевый и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко Един Всесилен.

    Стих: Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

    Ада пленивый и человека воскресивый Воскресением Твоим, Христе, сподоби ны чистым сердцем Тебе пети и славити.

    Стих: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания, всякое дыхание да хвалит Господа.

    Боголепное Твое снизхождение славяще, поем Тя, Христе: родился еси от Девы и неразлучен был еси от Отца: пострадал еси яко человек и волею претерпел еси Крест, воскресл еси от гроба, яко от чертога произшед, да спасеши мир, Господи, слава Тебе.

    Стихиры Пасхи. Глас 5

    Стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

    Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха, двери райския нам отверзающая: Пасха, всех освящающая верных.

    Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

    Приидите от видения, жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

    Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

    Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его.

    Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

    Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

    Слава, и ныне, глас 5:

    Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

    Таже Христос воскресе: трижды. И поем сие многажды, дондеже целуют братия друг друга.

    Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

    А ще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый, плени ада, Сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле: огорчися, ибо упразднися: огорчися, ибо поруган бысть: огорчися, ибо умертвися: огорчися, ибо низложися: огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися: прият землю, и срете небо: прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

    Таже глаголется тропарь святаго. Глас 8:

    У ст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиреномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

    Посем диакон глаголет ектении: Помилуй нас, Боже: и Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.

    И по возгласе, диакон: Премудрость. Мы же: Благослови. Настоятель: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Утверди, Боже: Посем настоятель, держа Крест, вместо: Слава Тебе, Христе Боже: поет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И мы поем: И сущим во гробех живот даровав. И абие настоятель глаголет отпуст: Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый: истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Таже, Крест возвышая, глаголет: Христос воскресе. Трижды. Мы же отвещаем: Воистину воскресе. Трижды. Таже поем конечное: Христос воскресе: трижды, весь тропарь. И по нем пением кончим: И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению. Посем многолетны, и целуем Честный Крест, держимый в руку настоятеля.

    О часех Святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы.

    Подобает ведати, яко от сего дне святыя и великия Недели Пасхи даже до субботы, часы сице поются.

    Наченшу иерею: Благословен Бог наш: Лик: Аминь. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. трижды.

    Таже глаголем трижды:

    Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

    Таже ипакои, глас 4, единощи:

    Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть: яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

    Таже кондак, глас 8, единощи:

    Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

    Таже и сей тропарь единощи:

    Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.

    Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

    И ныне, Богородичен:

    Вышняго освященное Божественное селение, радуйся. Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

    Таже Господи, помилуй, 40. Слава, и ныне: Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец наших: Мы же речем: Аминь. И паки глаголем подобне: Христос воскресе: трижды. Слава, и ныне: Господи, помилуй. Трижды. Благослови. И отпуст перваго часа.

    Последование Литургии, бывает порану.

    Наченшу диакону: Благослови владыко. Настоятелю же возгласившу: Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Настоятель поет с прочими служители во святом олтаре: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Трижды. И лики тойжде, трижды.

    Настоятель глаголет припевы: 1-й. Да воскреснет Бог: Лик: Христос воскресе: единожды. 2-й. Яко исчезает дым: Христос воскресе: единожды. 3-й. Тако да погибнут грешницы: Христос воскресе: единожды. 4-й. Сей день: Христос воскресе: единожды. Слава: Христос воскресе: единожды. И ныне: Христос воскресе: единожды. Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Мы же: И сущим во гробех живот даровав.

    Посем глаголет диакон ектению великую.

    По ектении же и по возгласе

    Антифон 1, псалом 65, глас 2.

    Стих 1: Воскликните Господеви вся земля. Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

    И другий лик тойжде стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

    Стих 2: Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

    Стих 3: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

    Слава, и ныне: Купно оба лика вышшим гласом: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

    Таже, ектениа малая.

    Антифон вторый, псалом 66, глас тойже.

    Стих 1: Боже ущедри ны и благослови ны. Припев: Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа. единожды.

    Другая страна, тойже стих: Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Спаси ны Сыне Божий:

    Стих 2: Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Спаси ны Сыне Божий:

    Стих 3: Да исповедятся Тебе людие Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Спаси ны Сыне Божий:

    Слава, и ныне: вкупе два лика: Единородный Сыне:

    Таже, ектениа.

    Антифон 3-й, псалом 67, глас 5.

    Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Тропарь: Христос воскресе из мертвых:

    Другая страна, той же стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Христос воскресе:

    Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе:

    Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом. Христос воскресе:

    И бывает вход. И возглашает диакон, аще есть, аще же ни, иерей: Премудрость, прости. Мы же входное: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. И поем тропарь: Христос воскресе: ипакои: Предварившия утро: Слава, и ныне: кондак: Аще и во гроб снизшел еси:

    Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: аллилуиа.

    Подобает ведати, яко сие начало Литургии, и антифоны, и Елицы во Христа крестистеся: поем во всю седмицу Светлую, даже до Недели новыя: такожде и причастный.

    Прокимен, глас 8: Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

    Апостол, Деяний чтение, зачало 1. [Деян. 1, 1 – 8.]

    Первое убо слово сотворих о всех, о, Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
    Даже до дне, в оньже, заповедав Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся: До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
    Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о Царствии Божии: Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
    С нимиже и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
    Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
    Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево? Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
    Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти: Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
    Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

    Аллилуиа, глас 4: Ты воскрес ущедриши Сиона. Стих: Господь с Небесе на землю призре.

    Евангелие от Иоанна, зачало 1. [Ин. 1, 1 – 17.]

    В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
    Сей бе искони к Богу: Оно было в начале у Бога.
    Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. Все чрез Него на’чало быть, и без Него ничто не на’чало быть, что на’чало быть.
    В Том живот бе, и живот бе свет человеком: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
    И свет во тме светится, и тма его не объят. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
    Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
    Сей прииде во свидетелство, да свидетелствует о Свете, да вси веру имут ему. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
    Не бе той свет, но да свидетелствует о Свете: Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
    Бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
    В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна: В мире был, и мир чрез Него на’чал быть, и мир Его не познал.
    Во своя прииде, и свои Его не прияша. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
    Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
    Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
    И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
    Иоанн свидетелствует о Нем и воззва глагола: Сей бе, Егоже рех, Иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
    И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать воз благодать: И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
    Яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

    Времене же приспевшу чтения святаго Евангелиа, начальный диакон, хотяй Евангелие чести, глаголет: Благослови владыко благовестителя: Таже настоятель глаголет: Бог молитвами святаго славнаго: и прочая, якоже указася в литургиарии. И исходит диакон, и на обычном месте прямо царских врат, на восток лицем станет, настоятелю прежде возгласившу пред престолом: Премудрость прости услышим святаго Евангелиа. Тожде и вси иереи, елицы суть служащии, по сих же и диакони глаголют, на различных местех ставше, от святаго престола, и до западных врат церковных, един по единому. Посреди же всех стоит архидиакон, и чтут вси по настоятели, един по единому по статиям, якоже настоятель расположит. И предначинает настоятель: От Иоанна святаго Евангелиа чтение. Прочии тожде. Настоятель: Вонмем. Прочии тожде. Настоятель стоя пред престолом на восток лицем, чтет: В начале бе Слово: и прочая. Прочии тожде. И на всяком возгласе, или статии Евангелиа, ударяют в церкви по единощи в кандию. Параекклисиарх же вне церкве в великое било, и в великий кампан: на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны, и в великое било, и бывает по чину Божественная Литургиа Златоустаго.

    Вместо же Достойно: поем:

    Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

    Таже ирмос: Светися, светися новый Иерусалиме:

    Причастный: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите, аллилуиа. трижды.

    Егда же настоятель глаголет: Со страхом Божиим и верою приступите. Мы вместо, Благословен грядый во имя Господне: поем: Христос воскресе: единожды. Настоятель глаголет: Спаси Боже люди Твоя: И мы: Христос воскресе: единожды. Егда же изглаголет иерей: Всегда ныне и присно: И мы: Христос воскресе: единожды. Посем ектениа. Вместо же, Буди имя Господне: и вместо псалма, Благословлю Господа: поем: Христос воскресе: дванадесять, и множае: дондеже анафора от игумена раздастся. Таже настоятель, Благословение Господне на вас: Лик: Аминь. Посем настоятель вместо, Слава Тебе Христе Боже: поет: Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ. И лик: И сущим во гробех живот даровав. Посем настоятель глаголет отпуст со Крестом по обычаю, якоже указася на Утрени .

    Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

    Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

    Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
    Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
    Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

    Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
    Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
    Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
    Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
    Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
    Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
    Затем священнослужители поют стихи:
    “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
    “Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
    “Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
    “Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
    .

    На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
    Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
    Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
    Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

    За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

    Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

    В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

    Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

    Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

    Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

    В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

    ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

    Что такое пасхальный канон?

    Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
    Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
    На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

    О Пасхальных часах и Литургии

    Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
    Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
    Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
    Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
    Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

    Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

    Часы пасхальные

    Трижды )
    Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

    Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

    Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

    Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

    Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

    И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

    Господи, помилуй. (40 раз )

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

    О семидневном праздновании Пасхи

    Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
    С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
    Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
    Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
    В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
    Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
    Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .



    Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, а также другие важные аспекты богослужения в этот праздничный день, рассмотрим в этом материале. Пасха является важнейшим праздничком православной церкви, и подготовка к ней начинается заранее, еще во время Великого поста.

    Обряды до наступления Пасхи

    Если говорить о правильных обрядах и традициях, то нужно отметить, что в храмах праздничные службы наступают еще за неделю до самого праздника. В эти дни Страстной недели люди активно ходят в церковь, а священники все чаще появляются в праздничных одеждах. За несколько дней до Пасхи двери храма перестают закрываться, чтобы каждый человек в любое время мог прийти в церковь.

    Конечно, самым важным днем Страстной недели является Великая суббота. Именно в ночь с субботы на воскресенье Великий пост заканчивается, а значит, наступает Пасха. Именно в субботу в храмах, не только ночью, но даже с самого утра, проводится обряд освящения еды. Верующие приходят в храм с куличами и крашеными яйцами, чтобы окропить еду святой водой. В это время в храмах можно ставить свечи за упокой.

    О начале пасхальной службы

    Итак, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, рассматриваем далее. Тут нужно отметить, что православная Пасха в текущем году выпадает на первый майский день. Так что, пасхальная служба начинается ровно в полночь с Великой субботы 30 апреля на Пасху 1 мая.




    Самая масштабная и многочисленная по количеству прихожан служба в честь Пасхи проходит, конечно, в Москве в Храме Христа Спасителя. Патриарх выходит к прихожанам, надев свои лучшие одежды, и он проводит всю службу: от начала и до самого конца. Отличные способы, .

    В эту ночь в храмах, а, особенно, в Храме Христа Спасителя, людей очень много. Проводятся также телетрансляции службы, чтобы каждый желающий смог хоть как-то принять участие в богослужении. Пасхальная служба проводится, согласно православным традициям, до наступления рассвета самого дня Воскресения Христова.

    Важные этапы пасхальной службы:
    От 23.00 до полуночи в Великую субботу проводится вынос плащаницы.
    Затем идет пение стихиры в алтаре.
    Потом вокруг храма совершается крестный ход.
    Далее начинается светлая утреня, когда используется кадила и специальный крест.
    После этого проводится заутреня, выносится специально заготовленный праздничный хлеб.
    Колокольный звон, традиционно, завершает пасхальную службу. Люди уже могут обмениваться праздничными приветствиями: «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес».

    Следует понимать, чтобы каждый этап праздничной службы является крайне важным и его не игнорируют. Потому что, все пения и сам крестный ход имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, о которой каждый верующий человек и вспоминает в день светлой Пасхи. История эта и традиции того, как именно ее чтить, формировалась годами.




    Во всех православных храмах и даже небольших церквях обязательно проводится пасхальная служба. Даже несмотря на то, что дата Пасхи каждый год разная и специально вычисляется, согласно лунному и солнечному календарю, а во внимание обязательно берется также еврейская Пасха (православная Пасха не должна быть в течение конкретного года раньше, чем Пасха еврейская).

    Важно! Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается. Начинается пасхальная служба, как правило, в полночь. Но в храм рекомендуется приходить где-то за час, чтобы занять там себе место и точно попасть на службу.

    Что касается освящения праздничной еды, то оно проводится, конечно, после пасхальной службы. Но лучше позаботиться об этом заранее, в храмах еду начинают освящать еще утром в Великую субботу. Потому что, долгую пасхальную службу сложно отстоять с корзинкой в руках, плюс к этому, не всегда из-за большого количества людей получается сразу после службы быстро освятить еду и вернуться домой.

    Первые этапы пасхальной службы

    Конечно, каждый человек, который внимательно читал этот материал до настоящего момента, уже понял, насколько пасхальная служба является важной. Также это важное мероприятие для каждого священнослужителя: они даже надевают специальные нарядные одежды, чтобы подчеркнуть особенность праздника.

    За полчаса до наступления полуночи, то есть, до наступления Воскресения Христова, из царских врат выносится плащаница. После этого мероприятия торжественное пасхальное богослужение является официально открытым: верующие, которые пришли в храм, могут зажигать свечи, в храме создается в этот момент волшебная и чарующая обстановка.




    В течение службы можно услышать звон колоколов, которые возвещают о том, что наступила Пасха. Также проводится пение стихир три раза, с каждым разом священник должен повышать голос на один тон. Во время пения третьей стихиры священник перемещается в центр храма, отходя от алтаря. Прихожане могут петь вместе со священником. Далее идет крестный ход, когда под звонкое пение священнослужителей все движутся вокруг храма за праздничной колонной. Можно ли в Пасху .

    В нашем материале на тему, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, остается осветить только последний пункт. Когда же служба в храме заканчивается. Как правило, это происходит утром в 2-3 часа ночи. После этого пост уже считается оконченным и дома можно сразу после прихода из храма разговляться освященной едой. Уже можно кушать мясо, молочные продукты, яйца. Но сам пасхальный день начинается, конечно, утром, когда взойдет солнце.

    Loading...Loading...