День моряка-подводника. Как начинался русский подводный флот

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.

Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.

Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.


Как коробли разговаривают между собой

Автор: Берг Д.
Издательство: Л.: Отдел военно морских сил
Год издания: 1926
Страницы: 37
Читать:
Скачать: kakkorablrzgvr1926.djvu

КНИГА О ФЛОТЄ.
Пролетарии ВСеХ СТРАН, соединяйтесь
Д. БЕРГ.

№ 8.
КАК КОРАБЛИ „РАЗГОВАРИВАЮТ"
МЕЖДУ СОБОЙ,
ПОД РЕДАКЦИЕП В. ВАЛЬ.
2-ое издание
Редакционно-Издательский Отдел Военно-Морских Сил РККО
ЛЕНИНГРАД 1926
-» l m
Ленинградский Губзіит Л? 16323. Тираж 5000нка.-3 ;і Тіш. M. Сіп Гл. Лдчи|»«лг. Sau Лі 1638.
линейный корабль.
Кик разговаривают флагами.
Если ты читал другие наши книжки, то уже многое знаешь о флоте. Ты помнишь, например, что люди уже очень давно плавают на кораблях по морю, но что они начали плавать на простом бревне. Ты знаешь, какую пользу море приносит человеку и какое значение оно имеет для нашего Советского Союза. Тебе уже об"яснили, что нам нужен военный флот и из каких кораблей он состоит. Теперь мы расскажем о том, как крраблп научились разговаривать между собой.
Море - опасный друг человека. Оно, ведь, не всегда тихо и спокойно. Много кораблей погибло в нем во время бури и непогоды. А вместе с кораблями тонули люди [і товары. Поэтому, пока моряки плавали на плохих деревянных кораблях под веслами или с небольшим парусом, они не выходили в открытое море, а плавали только вдоль берегов. Тогда они могли укрыться и спастись во время бури за каким-нибудь остро-
6
вом или в заливе. И если на корабле случалось несчастье, например-поломка или течь, то можно было сказать об этом на берег и получить помощь. А если близко находился другой корабль, то он мог еще лучше оказать помошь.
¦
В старые времена, когда корабли были очень плохие, с ними часто случались поломки и несчастья, и они постоянно нуждались в помощи. Поэтому моряки уже очень давно знали, как просить эту помощь. На самом деле, ведь, голосом бури не перекричишь. А если без толку махать руками, то не всякий поймет, что тебе надо. Да кроме того, издалека и людей-то на корабле не видать, как следует.
Поэтому уже давно придумали поднимать на длинной палке красный или другой цветной флаг, который далеко видно. Моряки тогда говорят, что на корабле делают «сигнал», и называют его «сигналОхМ о бедствий». Если на корабле имеется мачта, то флаг поднимают на самый верх ее или просто прибивают его к ней, чтобы его не сорвало ветром.
Много лет прошло с тех пор, как люди подняли первый сигнал о бедствии. За это время научились строить большие железные корабли с машинами.
Поэтому плавать по морю стало уже не так опасно. Вместо простого флага или тряпки, прибитой к мачте, теперь умеют вызывать помощь лучшими способами. Об этом мы расскажем дальше. Но до сих пор моряки на всех морях и океанах хорошо знают, что такое страшный сигнал о бедствии.
Скоро, вместо одного флага, моряки стали употреблять много разноцветных флагов и поднимать несколько флагов вместе. Теперь для каждой буквы азбуки имеется свой флаг и для каждой цифры
тоже. Есть, значит, свои букварь из флагов. Например, желтый флаг означает буку «Д», синий - букву «Г». И если кораблю надо сказать какое-нибудь слово, он поднимает много флагов друг под другом.
Но бывают длинные слова, а иногда
¦
одним словом всего не скажешь. Тогда надо поднимать очень много флагов. Это долго и неудобно. Поэтому придумали разговаривать иначе. Решили, что каждый флаг должен обозначать не только букву. Например, желтый флаг «Д» обозначает болезнь. Если поднят этот флаг, то это значит, что на корабле есть заразные больные.
Но все-таки таким нсссбом можно сказать слишком мало, потому чт всех с
7
флагов только около сорока. Поэтому обычно поднимают сигналы, которые составлены из нескольких флагов, например, из двух или трех.
На всех кораблях имеются «сигнальные книги». Это такие книги, в которых записано, что значит каждый морской сигнал. В сигнальных книгах надо уметь быстро находить, что значит каждый сигнал. Этому делу учат некоторых моряков, и они называются «сигнальщиками».
Сигнальщики находятся на таком хместе корабля, откуда лучше всего видно, и смотрят кругом. Если они видят, что где-нибудь поднят сигнал, то они берут книгу и ищут в ней, что этот сигнал обозначает. А если надо, то сигнальщики отвечают тоже флажным сигналом.
Разговор флагами или язык флагов придуман очень давно, и им до сих пор говорят все корабли военные и торговые. В каждой стране имеются свои особые сигнальные книги, написанные на своем языке, и флаги во всех странах разные. Но для разговоров кораблей разных народов между собой, имеется
одна общая книга и общие для всех народов флаги.
8
Сигнал і.щн к €разговарниа«г>-порода с г приказан w
Так, наш русский корабль может разговаривать с китайским; хотя китайского языка он и не знает, все-таки оба поймут друг друга. А делается это просто: у каждого имеется своя сигнальная книга, в которой написаны те же сигналы. Но у русского значение сигналов об"яснено по-русски, а у китайца- по-китайски.
Военные корабли плавают обычно не по одному, а по несколько вместе. На одном из кораблей всегда имеется старший начальник, которого слушаются все другие. И вот этот начальник может все время разговаривать со своими кораблями флагами. Он отдает приказание или спрашивает что-нибудь.
1 >

О бесстрашных моряках, которых не пугают не штиль, ни штормы, знают все. Но не все догадываются, что даже эти суровые парни, ходящие в море не смотря на метровые волны, тоже верят в приметы и многие очень суеверны. Сегодня мы хотим рассказать вам о семи самых популярных приметах и суевериях на море.

1) Никола Морской

У моряков, как и у многих верующих есть свой святой, которому они молиться за успех плавания – Никола Морской. Морская братия считает, что все остальные святые смогут помочь только с разрешения Бога, а Никола Морской разрешения не спрашивает и помогает. А в странствиях по морям иногда бывает дорога каждая секунда, поэтому моряки предпочитают просить о помощи Николу Морского.

2) Бутылка шампанского

Давным давно викинги для того, что бы их плавание было удачным окропляли свои корабли кровью пленников. Примета эта сохранилась и после исчезновения викингов, православные моряки заменили кровь на красное вино, в память о Тайной вечерне, на которой Христос подавая вино своим апостолам сказал: “Пейте вино это кровь моя”. После Французской революции многие моряки даже стали атеистами, но веру в примету все же сохранили, правда заменили бутылку вина на шампанское.

3) Последний раз

Никогда не стоит спрашивать у моряка, когда он последний раз был в море. Лучше заменить слово “последний” на “крайний”. Иначе можете нарваться на недовольство морского волка. И, да: моряки не плавают в море, они – ходят.

4) Купание на экваторе

У моряков есть традиция, согласно которой человек впервые пересекающий экватор должен обязательно искупаться. Кроме этой традиции существует еще приметы запрещающие при пересечении экватора бриться, садиться на кнехты и плеваться за борт.

5) Свист на корабле

У русских моряков была пословица: “Не посвистишь, ветра не будет”. Но просто так свистеть на судне нельзя (так как это приведет к бедам). Для призывания ветра у боцмана или у капитана был специальный свисток, который использовали только в крайних случаях. Высвистывали ветер мелодичным свистом, повернувшись в ту сторону, откуда ветер ждали. Количеством свиста определялась продолжительность ветра и его сила.

6) Татуировка настоящего моряка

Почти каждый настоящий моряк имеет татуировку, а некоторые несколько. Считается, что тату не только приносит удачу, но и “обратный билет” домой. Одно из популярных татуировок у моряков – звезда между большим и указательным пальцами рук. Так же были популярны татуировки на религиозные темы и портреты любимых девушек, которые ждали моряков на берегу. В давние времена некоторые наиболее умные моряки делали на спине татуировку с распятием, полагая, что в случае наказания боцман не будет их бить по спине “двенадцатихвостовой” кошкой.

7) Серьга в ухе у моряка

Хоть и носить серьгу в ухе это английская традиция, но русские моряки плавали на разных судах, разных стран и переняли эту привычку. Тогда считалось, что моряк может надеть серьгу только после того, как обогнул Мыс Горн (там почти всегда были штормы). После этого моряки имели право в портовых кабаках на бесплатную кружку алкоголя, а некоторых местах им даже разрешали класть ноги на стол.

Кроме этих суеверий на море еще много других. Например, моряки не любят наниматься на корабли, которые сменили свое имя, так как неудачи будут преследовать эти корабли. Так же не желательно выходить в море в пятницу или проходить по месту, где было кораблекрушение (духи утонувшего корабля могут напасть). Нельзя ступать на палубу левой ногой, а число залпов в салюте на корабле всегда нечетное.

04.04.2016 7200

Адаптация на берегу: как наладить отношения с мужем-моряком?

Письмо в редакцию:

«Мой муж – моряк, сейчас занимает руководящую должность. В последнее время его приезды с рейса – сплошные скандалы. Он начинает командовать дома, будто мы его подчиненные, часто повышает голос на сына (ему 7 лет), может даже дать ему сильный подзатыльник, если ребенок не слушается. Меня постоянно критикует, что не так готовлю, не так убираю, не так веду хозяйство. Хотя раньше такого деспотичного поведения с выплесками агрессии не было. Я, конечно, понимаю, что у него тяжелая работа, что он месяцами родного берега не видит, но как сохранить брак, когда муж делает все, чтобы наши отношения пошли ко дну?!»

Отвечает Олег Константинович Зубашев, сертифицированный практикующий семейный психотерапевт, специалист в области детской и юношеской психотерапии

Почему долгий рейс так негативно влияет на многих мужчин?

Моряки, периодически попадающие в длительные рейсы (4-6 месяцев), действительно зачастую испытывают дискомфорт при возвращении на сушу. На это влияет три важных очевидных фактора, сопутствующих длительному пребыванию на работе в море:

· изоляция: общение в рейсе ограничено экипажем, территория передвижения ограничена размерами судна, поведение диктуется должностной инструкцией и служебными отношениями. Диапазон эмоционального реагирования сужен. Можно даже сказать, что моряк видит мир в черно-белом цвете – однообразным и скучным, без каких-либо ярких положительных переживаний;

· утрата: на судне мужчина действует согласно своей единственной роли – роли моряка в определенной должности. За несколько месяцев он утрачивает навык поведения в других социальных ролях, которые обрушиваются на него в момент возвращения с рейса, ведь дома он уже не матрос, не старший механик и не капитан, дома он, прежде всего, муж, отец, сын, брат и так далее. Жене в этот момент нужно проявить чуткость и понимание и помочь мужу постепенно вернуться к своей прежней жизни;

· отвыкание: действия на судне, как говорилось выше, ограничены должностной инструкцией и служебными отношениями, поэтому привычные для обычного человека ежедневные заботы, как купить продукты в магазине, заплатить за коммунальные услуги на почте, запросить справку из ЖЭКа, отнести документы в налоговую и так далее, кажутся для моряка забытым навыком, который нужно шаг за шагом восстанавливать.

Эти основные причины, как правило, являются источником агрессии и протеста со стороны моряка, который, вернувшись с рейса, должен снова учиться жить сухопутной жизнью. Поэтому большинство из них первые дни на суше хотят провести в привычной для них атмосфере – среди друзей-моряков, где можно выпить, расслабиться и поговорить на понятные темы – вновь и вновь о море.

Капитан на судне, дома – командир

Если моряк начинает подниматься по карьерной лестнице, занимает руководящую должность и получает в подчинение несколько человек, ему довольно сложно перестроиться в быту. На работе он отдает приказы и ждет беспрекословного подчинения. Там жизнь течет по своим законам: нужно быть категоричным, жестким, критичным. В семейной жизни, напротив, нужно применять больше маневренности, гибкости и стараться использовать разные инструменты, которые побудят прислушаться к твоему мнению. Если человек самостоятельно не может сделать эту перенастройку и продолжает действовать дома по принципу начальствования, то, возможно, понадобится помощь специалиста, который сможет создать цепочку нейронных связей, чтобы в будущем адаптация проходила быстро и с наименьшим стрессом. Тем более не всегда агрессивность связана со сменой места пребывания. Иногда за резким поведением кроются другие причины, например, когда человек испытал стресс в море, но не избавился от негативных эмоциональных переживаний. Тогда проблему решить может только психотерапевт.

Быть женой моряка – это работа

Если женщина хочет сохранить брак, то она может использовать некоторые методы, которые позволят избежать накала страстей, уйти от конфликта и создать в доме мирное настроение. Она должна понимать, какие чувства испытывает ее муж при возвращении домой, даже если он не говорит о них. Для того, чтобы та эмоциональная связь, созданная парой за время знакомства и совместной жизни, не ослабела, нужно поддерживать ее на расстоянии. Если есть возможность писать электронные письма мужу, пока он в рейсе, нужно использовать этот шанс. Однако не стоит ограничиваться словами «У нас все хорошо. Люблю. Скучаю. Целую». Наоборот, нужно посвящать мужа в каждое мелкое событие, произошедшее за его отсутствие, чтобы он не испытывал дефицита информации и чувствовал свою причастность к происходящему. Расскажите, что произошло у вас, у детей, у ваших друзей и знакомых, как изменился дом (может быть, появился новый шкаф или диван, вы сделали ремонт или решили поменять шторы в гостиной), поделитесь, какой магазин открылся недалеко от вас и что вы там покупаете, какие новости вы услышали и что вы думаете по этому поводу и так далее. Моряк должен жить жизнью своей семьи, даже будучи на корабле за тысячи километров от дома.

Чтобы ребенок не отвыкал от отца и не чувствовал себя ущемленным перед своими сверстниками в детском саду или школе, чаще повторяйте ему, какой у него замечательный папа, как он храбро в данный момент бороздит морские просторы, создавайте у своего чада несокрушимый образ родителя, чтобы в нем росло чувство привязанности и почитания. Тогда даже при долгой разлуке ребенок не растеряется, сможет адекватно относиться к вернувшемуся с рейса отцу, отдать ему свою детскую любовь и уважение.

Когда мужчина возвращается с рейса, не стоит сразу нагружать его какими-то мужскими обязанностями, которые за время его отсутствия приходилось выполнять самой. Сначала помогите ему обвыкнуться с обстановкой: организуйте какие-то совместные действия, например, прогулку по тем местам, где ему скоро предстоит побывать – продуктовый магазин, куда нужно будет каждый день ходить за покупками, детский садик, откуда нужно по вечерам забирать сына, спортивную секцию, куда ходит дочка. Совершите небольшое путешествие всей семьей, сделайте легкий косметический ремонт квартиры вместе с супругом – вариантов масса. Также эмоционально сблизить супружескую пару помогут обсуждения какой-либо новости, которую вы услышали по телевизору или прочитали в интернете, книги, которую вы вместе прочли, или фильма, на который вы вчера ходили в кинотеатр, возможно, это будут темы воспитания ребенка, планирование каких-то семейных мероприятий – все то, что можно обсуждать с обоюдным интересом и желанием. Женщине нужно проявлять мудрость и гибкость – не давить на мужчину, а помогать ему стать просто любимым мужем и заботливым отцом.

Маленькие хитрости

Чувство юмора – отличный способ избежать конфликта. Например, если мужчина, вернувшийся с рейса, первые дни командует домочадцами направо и налево, отдавая приказы, можно превратить это поведение в игру. Например, получив очередное распоряжение от мужа, ответить ему: «Будет сделано, мой капитан!», «Так точно!», «Слушаюсь!». Такая ситуация вполне может перерасти в семейную шутку.

Также отличный способ, рекомендуемый многими психологами, - это присоединение. Например, муж начинает вас критиковать, агрессивно высказывать свое недовольство по поводу и без (не вымыта посуда, не те продукты куплены, совершены лишние траты, неправильно приготовлен ужин и так далее), а вы, вопреки его ожиданиям, начинаете соглашаться с ним: «Да, скорее всего, ты прав, дорогой!». Таким образом вы отступаете, уходите, уворачиваетесь от скандала, и через некоторое время, когда муж выскажется и успокоится, вы сможете поговорить с ним по душам. Возможно, причиной его поведения окажется не озвучиваемая ранее проблема, а нечто другое, что он сможет рассказать вам позже, когда волна агрессии спадет.

Если ссора все-таки произошла, или вы чувствуете накал в отношениях, можете попробовать еще один способ, который практикуется многими психологами для решения конфликтов у семейных пар. Стоит вернуться к эпистолярному жанру и написать то, что волнует, на бумаге. Почему такой способ? Часто при разговоре мы можем сказать лишнее, придать своим нейтральным словам негативную эмоциональную окраску, что неминуемо приведет к разжиганию ссоры, а отнюдь не к разрешению конфликта. В письме же мы обдумываем каждое слово, а интонацией его награждает уже тот, кто получает послание. Это может быть прекрасным шансом высказать друг другу слова любви и нежности, которые порой сложно произнести, когда в душе зреет обида.

Многим парам удается решить свои проблемы самостоятельно. Однако если вы чувствуете, что вам тяжело, и не удается найти выход из комка недомолвок и разочарований, обратитесь к семейному психотерапевту. Хороший специалист поможет вам наладить отношения в семье, чтобы в доме вновь была любовь и взаимопонимание.

Если у вас есть проблема, и вы хотите получить квалифицированную полезную рекомендацию, пишите на нашу почту [email protected] или звоните в редакцию +7 921 103 27 89. Конфиденциальность гарантируем!!!


Loading...Loading...