Диалектические отрицания и синтезы. Диалектическое отрицание и его роль в развитии Отрицание и противоречия

Страница 1

Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.

Итак, отрицание - это такое отношение между двумя сту­пенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению нового качественного состояния.

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ние предметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание - превращение новой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват...

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.

Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

Диалектическое отрицание и его роль в развитии

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми-рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста-рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри-цанием.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады-вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представля-ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс-твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо-жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су-ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес-ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто-рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по-рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра-бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От-рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо-лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со-вершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле-ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви-тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз-дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но-вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод-вижения предметов и явлений.

Диалектическое и метафизическое понимание отрицания

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ-ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери-альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, обсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга-низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра-нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Т.о., для марксистского понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не восп-ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не ме-ханически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа-лектика требует критического отношения к прошлому опыту чело-вечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри-тически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

Разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель назвал смену одной формы бытия другой формой «отрицанием». Применение этого термина было связано с тем, что Гегель понимал бытие как мысль («идею»), которая развивается таким образом, что каждая отдельная категория обнаруживает свою неистинность и «отрицается» другой, противоположной категорией.

Маркс и Энгельс, отбросив учение Гегеля о логической природе развития, сохранили термин «отрицание», истолковав его материалистически. В марксистской диалектике под отрицанием понимается происходящая в процессе развития закономерная смена старого качества новым, возникшим из старого. Зачастую эта смена старого качества новым в процессе развития носит характер перехода вещи в свою противоположность.

Маркс писал, что «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» 13 . Отрицание старого качества новым в процессе развития представляет собой естественный результат действия закона единства и борьбы противоположностей. Ведь в каждом предмете, явлении, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций, и эта борьба приводит в итоге к «отрицанию» старого и возникновению нового. Но развитие не останавливается на том, что одно явление «отрицается» другим, идущим ему на смену. Появившееся на свет новое явление содержит в себе новые противоречия. Первоначально они могут быть еще незаметными, но с течением времени обязательно выявляются. «Борьба противоположностей» завязывается теперь на новой основе и в конце концов неизбежно приводит к новому «отрицанию». Объективный мир в целом вечен и бесконечен, но все образующие его вещи ограничены в пространстве и во времени, они преходящи, подвержены «отрицанию». Никакое «отрицание» не является последним. Развитие продолжается, и каждое последующее «отрицание» само в свою очередь «отрицается».

В материалистической диалектике речь идет не о всяком, а о диалектическом «отрицании», т. е. таком, при котором происходит дальнейшее развитие предмета, вещи, явления.

Такого рода «отрицание» надо отличать от механического «отрицания», когда в результате вмешательства извне происходит уничтожение того, что «отрицается». Если мы раздавим насекомое или размелем пшеничное зерно, то это и будет механическое «отрицание». Само по себе оно может быть не бесцельным (в данном примере - уничтожение вредных насекомых и превращение зерна в муку), но оно прекращает развитие предмета.

Диалектическое развитие от низшего к высшему

Материальный мир существует вечно. Но эта вечная жизнь материи слагается из постоянной смены ее отдельных форм. Они возникают, существуют и исчезают, сменяются другими формами.

Образуются и погибают звезды в беспредельных просторах вселенной, сменяют друг друга геологические эпохи в истории Земли, в бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих поколений возникают и исчезают виды растений и животных. Не вечны и формы общественной жизни. Они возникают, развиваются, крепнут, а затем стареют, сменяются другими общественными формами. Так, на наших глазах происходит смена капитализма социалистическим общественным строем.

Постоянное рождение все новых форм, непрестанная смена устаревших форм новыми - в этом проявляется вечное движение и развитие материи.

Разрабатывая идеалистическую диалектику Гегель назвал смену одной формы бытия другой формой «отрицанием». Применение этого термина было связано с тем, что Гегель понимал бытие как мысль («идею»), которая развивается таким образом, что каждая отдельная категория обнаруживает свою неистинность и «отрицается» другой, противоположной категорией.

Маркс и Энгельс, отбросив учение Гегеля о логической природе развития, сохранили термин «отрицание», истолковав его материалистически. В марксистской диалектике под отрицанием понимается происходящая в процессе развития закономерная смена старого качества новым, возникшим из старого. Зачастую эта смена старого качества новым в процессе развития носит характер перехода вещи в свою противоположность.

Маркс писал, что «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» 13 . Отрицание старого качества новым в процессе развития представляет собой естественный результат действия закона единства и борьбы противоположностей. Ведь в каждом предмете, явлении, процессе происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций, и эта борьба приводит в итоге к «отрицанию» старого и возникновению нового. Но развитие не останавливается на том, что одно явление «отрицается» другим, идущим ему на смену. Появившееся на свет новое явление содержит в себе новые противоречия. Первоначально они могут быть еще незаметными, но с течением времени обязательно выявляются. «Борьба противоположностей» завязывается теперь на новой основе и в конце концов неизбежно приводит к новому «отрицанию». Объективный мир в целом вечен и бесконечен, но все образующие его вещи ограничены в пространстве и во времени, они преходящи, подвержены «отрицанию». Никакое «отрицание» не является последним. Развитие продолжается, и каждое последующее «отрицание» само в свою очередь «отрицается».



В материалистической диалектике речь идет не о всяком, а о диалектическом «отрицании», т. е. таком, при котором происходит дальнейшее развитие предмета, вещи, явления.

Такого рода «отрицание» надо отличать от механического «отрицания», когда в результате вмешательства извне происходит уничтожение того, что «отрицается». Если мы раздавим насекомое или размелем пшеничное зерно, то это и будет механическое «отрицание». Само по себе оно может быть не бесцельным (в данном примере - уничтожение вредных насекомых и превращение зерна в муку), но оно прекращает развитие предмета.

«В диалектике, - говорит Энгельс, - отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом» 14 .

диалектика материализм философия

Особенности диалектического отрицания. Раскрыв внутренние противоречия, свойственные вещам, познающий субъект прослеживает их развитие и выявляет, что оно осуществляется через отрицание одних качественных состояний другими, удержание всего положительного из отрицаемых, состояний и повторение пройденного на новой, более высокой основе.

Отрицание, связанное с развитием, называется диалектическим. Оно представляет собой объективный процесс уничтожения одного качественного состояния и формирования другого, нового, обусловливается борьбой внутренних противоположных сил и тенденций. Важнейшей чертой диалектического отрицания является также то, что оно представляет собой связующее звено между низшим и высшим. Эту функцию оно выполняет благодаря тому, что является не просто уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, но и созиданием нового.

Например, в процессе отрицания одних живых организмов другими, более совершенными сохраняется и развивается дальше все положительное, достигнутое в их предшествующем историческом развитии. Еще один пример. В ходе отрицания одной общественно-экономической формации другой созданные предшествующими поколениями производительные силы не уничтожаются. Наоборот, будучи основой возникновения нового экономического строя общества, они в рамках новой формации получают широкий простор для своего дальнейшего развития. Примером диалектического отрицания может служить и процесс перестройки, обновления всех сфер жизни общества, который осуществляется советским народом в настоящее время. В ходе его ставится задача решительного устранения всего, что образует механизм торможения, инерции, консерватизма, и в то же время бережного сохранения и дальнейшего развития того, что соответствует требованиям обновления социализма.

Итак, особенностью диалектического отрицания является то, что оно представляет собой всеобщую форму связи низшего с высшим, осуществляющейся путем сохранения и дальнейшего развития в возникающем новом материальном образовании положительного содержания отрицаемого.

Возникшее в процессе диалектического отрицания соотносится с отрицаемым состоянием или образованием не случайным, а необходимым образом, оно имеет в нем основание своего возникновения, является его другим. Более того, оно содержит отрицаемое в снятом виде в себе, в своей природе.

Диалектическое отрицание представляет собой не внешнее вмешательство в естественный процесс, а форму его внутреннего развертывания.

Оно есть результат взаимодействия внутренних противоречивых тенденций, по природе свойственных объекту. В результате осуществляется не только перерыв в существовании того или иного качества (образования), но отрицаемое качество (образование) связывается с другим, возникающим, благодаря чему имеет место не простое уничтожение чего-то, но развитие -- отрицание с удержанием положительного.

Здесь уместно привести слова В. И. Ленина, раскрывающие специфическую сущность диалектического отрицания: «Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике,-- которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент,-- нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т. е. без всяких колебаний, без всякой эклектики» ".

Против объективности диалектического отрицания и закона отрицания выступали, например, такие западные философы, как М. Бунге и П. Раймон. Они объявляли эти положения неясными, путанными. Отрицание, по их мнению, оперирует с утверждениями и их отрицаниями, а не с борьбой онтологических (объективных) противоположностей. Понятие «диалектическое отрицание» туманно; диалектический тезис, провозглашающий «спиральный» характер всякого развития, будь то в природе, обществе или мышлении, неясен из-за неопределенности выражения «диалектическое отрицание».

В марксистской литературе выражение «вещь отрицает себя» означает, что отрицание объекта происходит на основе его внутренних законов, в результате развития присущих ему внутренних противоречивых тенденций, а не вследствие воздействия каких-либо внешних сил. Отрицание -- объективный процесс, действительное изменение, качественное преобразование одной вещи в другую, а не результат некоего решения субъекта. Ф. Энгельс подчеркивает: «Истинное -- естественное, историческое и диалектическое -- отрицание как раз и есть... движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени.-- Бесплодным же отрицанием является отрицание чисто субъективное, индивидуальное, представляющее собой не стадию развития самого предмета привнесенное извне мнение» ".Ив другом месте: отрицание отрицания -- «весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления...» 2. Аналогичные по смыслу высказывания имеются и в работах В. И. Ленина.

В процессе изучения законов диалектики, как правило, возникает затруднение в уяснении различия между скачком, диалектическим отрицанием и процессом разрешения противоречия. И это не случайно, ибо понятия «диалектическое отрицание», «скачок» и «разрешение противоречия» касаются одного и того же процесса -- именно процесса превращения одного материального образования в другое материальное образование. Но они отражают в нем различные стороны. Понятие разрешения противоречия отражает то, что превращение одной вещи в другую происходит в результате борьбы противоположностей, перехода их друг в друга и ликвидации данного противоречивого единства. Понятие скачка выражает ту закономерность, что этот процесс осуществляется путем перехода количественных изменений в качественные, преобразования данного качественного состояния, прорыва его дальнейшего существования. Понятие диалектического отрицания отражает тот факт, что преобразование одной вещи в другую осуществляется через уничтожение того в данной вещи, что не соответствует изменившемуся состоянию и условиям существования, сохранение и дальнейшее развитие в новом, возникающем на основе отрицания старого материальном образовании всего положительного, соответствующего новым условиям и тенденциям развития.

В отличие от понятия «разрешение противоречия», которое, фиксируя ликвидацию того или иного противоречивого единства, обращает внимание на конечность бытия, понятие «диалектическое отрицание», фиксируя уничтожение того или иного материального образования, обращает внимание на бесконечность бытия. Далее, в отличие от понятия «скачок», фиксирующего момент прерывности в существовании материального образования, понятие «диалектическое отрицание» фиксирует момент непрерывности бытия, момент связи между отрицаемым и отрицающим, преемственности в развитии.

Суть закона отрицания отрицания. В ходе диалектического отрицания одних материальных образований или качественных состояний другими наступает такой момент, когда вновь возникающие образования или состояния повторяют ту или иную уже пройденную ступень. Это повторение не полное, а частичное, не по существу, а скорее по форме. Происходит не действительное возвращение назад, а якобы возвращение. Вновь возникающее повторяет пройденное на новой, более высокой основе.

Например, установление социалистической общественной собственности в ходе революции есть в известном смысле повторение того, что было при первобытнообщинном строе. В первобытном обществе господствовала именно общественная собственность. Являясь как бы повторением того, что было в первобытном обществе, социалистическая собственность самым существенным образом отличается от первобытнообщинной. Это различие вытекает из того, что последняя является следствием низкого уровня развития производительных сил общества, исключающего возможность добывать необходимые для жизни людей средства в одиночку. Социалистическая же собственность устанавливается тогда, когда производительные силы перерастают рамки всякой формы частной собственности и для своего дальнейшего развития требуют замены ее общественной собственностью.

Превратившись в свою противоположность, явление (сторона, свойство) в ходе дальнейшего развития снова превращается в противоположность и тем самым как бы возвращается в свое первоначальное состояние, повторяет пройденное, но непременно на новой, более высокой основе. Возникает вопрос: сколько отрицаний необходимо для того, чтобы развивающееся явление повторило пройденную ступень?

В простейших случаях возвращение назад, повторение исходного качественного состояния осуществляется через два отрицания. Например, через два отрицания достигается повторение первоначального состояния в развитии зерна: зерно отрицается растением, растение -- снова зерном. Однако повторение пройденного может осуществляться и через большее число отрицаний. Это обусловливается тем, что превращение развивающегося материального образования в свою противоположность происходит не в каждом отрицании. Часто в ходе отрицания вещь превращается не в свою противоположность, а в свое иное, то есть в какое-либо другое качественное состояние, отличное от исходного, но не противоположное ему. Превращение же в противоположность осуществляется лишь в конечном счете. Например, превращение частной собственности в общественную социалистическую собственность, как об этом свидетельствует история человеческого общества, осуществляется через три отрицания: первое -- рабовладельческая частная собственность отрицается феодальной частной собственностью; второе -- феодальная отрицается буржуазной; третье -- буржуазная отрицается социалистической общественной собственностью, являющейся противопо-

ложностью частной собственности. Через шесть отрицаний осуществляется переход от лития -- химического элемента, обладающего ярко выраженными металлическими свойствами,-- к фтору -- элементу с ярко выраженными неметаллическими свойствами (через отрицание лития бериллием, бериллия -- бором, бора -- углеродом, углерода -- азотом, азота -- кислородом и, наконец, кислорода -- фтором). Имеются случаи, когда повторение осуществляется через 18 отрицаний (переход от калия к рубидию), через 32 (переход от цезия к францию).

Характерной чертой закона отрицания отрицания, таким образом, является не двойное отрицание, как думают некоторые авторы, не трехступенчатость развития (исходное состояние -- его отрицание--отрицание отрицания), а повторение пройденного на новой основе, возврат якобы к старому. Именно эту закономерность отметил В. И. Ленин. Отрицание отрицания есть «развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе...» ".

Специфическим выражением принципа диалектического отрицания применительно к развитию научных теорий является сформулированный в 1913 году Н. Бором принцип соответствия, согласно которому теории, объясняющие ту или иную область явлений, с возникновением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но включаются в новую теорию как ее предельный или частный случай и сохраняют свое значение для прежней области. Принцип соответствия обязывает при разработке новой теории обращать внимание не только на ее отличие от старой, но и на ее связь с нею, на выявление определенного содержания старой теории в содержании новой. Последующее развитие физических теорий подтвердило правильность данного положения, являющегося, по существу, принципом диалектического отрицания, и он стал одним из основных принципов современного научного исследования.

Если возвращение назад, повторение пройденного на новой основе является всеобщей закономерностью развития, то развитие не может идти по прямой линии, оно осуществляется по спирали, имеет спиралеобразный характер.

Loading...Loading...