Диалектический метод в философии платона. Особенности платоновского понимания диалектики

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем . Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий » и «нисходящий » пути. «Восхождение » заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим » путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон выступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно , а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи .

Теория познания

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное , каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия ». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок . Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения , и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи , и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании , отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Работы Платона относятся к классическому периоду античной философии. Их особенность – в объединении проблем и решений, которые ранее были выработаны предшественниками. За это Платона, Демокрита и Аристотеля, называют систематиками. Платон философ также являлся идейным оппонентом Демокрита и основателем объективного .

Биография

Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.

Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.

Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.

Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.

Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.

Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.

Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.

Онтология Платона

Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.

По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.

Концепция идеи кладется в основание антропологии и Платона. Душа состоит из трех частей:

  1. разумной («золотой»);
  2. волевого начала («серебряного»);
  3. вожделеющей части («медной»).

Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:

  1. правителей;
  2. стражей;
  3. кормильцев.

К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.

Особняком стоят идеи Платона о двух видах . В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.

В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.

Учение о душе

Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:

  1. Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
  2. Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
  3. Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
  4. Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.

Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».

Учение о познании

Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.

Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.

Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.

Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.

Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.

Диалектика Платона

Диалектика в трудах философа имеет второе название – «наука о сущем». Активная мысль, которая лишена чувственного восприятия, имеет два пути:

  1. восходящий;
  2. нисходящий.

Первый путь предполагает переход от одной идеи к другой до момента обнаружения высшей идеи. Коснувшись ее, человеческий разум начинает нисхождение в обратном направлении, переходя от общих идей к частным.

Диалектика затрагивает бытие и небытие, единое и многое, покой и движение, тождественное и иное. Изучение последней сферы привело Платона к выведению формулы материи и идеи.

Политико-правовое учение Платона

Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.

Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:

  1. тимократия;
  2. олигархия;
  3. тирания;
  4. демократия.

В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.

Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:

  • некомпетентность высших чиновников;
  • коррупция.

Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Софисты, Сократ и сократические школы обнаружили фактическую невозможность построить диалектику в виде логической реконструкции интуитивно-наглядно данного образа «природы». Наивно-диалектическое единство космоса в его целостности и развитии было разрушено уничтожающей критикой софистов, субъективной, а иногда и субъективистской диалектикой понятий. Отрицание стихийно-материалистической традиции, на основе которой был достигнут наивысший взлет раннегреческой диалектики, должно было привести и действительно привело поэтому к «отрицанию отрицания» - объективной диалектике понятий («идей»), к идеалистической диалектике. Основатель ее - Платон.

Кризис античной «физики», т. е. по существу главной установки доплатоновской философии, обнаружился, когда взору эллина V в. до н. э. предстало необозримое многообразие мнений философов о началах всего сущего. И чем многочисленнее и разнороднее были ответы на вопрос о том, из чего же возникли и во что с течением времени вновь обратятся все вещи, тем более подрывалось доверие к ним. Читатель и слушатель все более склонялись к тому, чтобы увидеть в философских учениях - логосах такие же «невероятные истории», какие узрел когда-то в мифе Гекатей из Милета: они многообразны и смехотворны. Их отвергают и критикуют врачи-эмпирики; над ними глумится толпа, наблюдающая софистов, осмеиваемых великим Аристофаном. Но дело не могло этим кончиться.

Главный урок, извлеченный софистикой, а затем Сократом и сократиками из развития античной диалектики в рамках «фисиологии», состоял в том, что суждения о космосе насквозь противоречивы. Но как тогда быть с самим космосом? Не иллюзия ли он, и не следует ли во-

обще отказаться от исследования его «природы», его сущности и основы? Логичный выход нашел Платон.

Как писал Аристотель, Платон смолоду сблизился с гераклитовцами, учившими о том, что чувственные вещи находятся в постоянном течении. Но ведь тогда знание о них невозможно, ибо знание есть знание постоянного, устойчивого, общего. Затем его увлек Сократ, который отказался заниматься природой, но исследовал этические вопросы, изыскивая в этой области общие определения. Платон поставил вопрос о чувственных вещах, текучих, изменчивых и индивидуальных, в отношении к общему и устойчивому, к этим общим определениям. «Платон, усвоив взгляд Сократа, по указанной причине признал, что такие (общие.-А. Б.) определения имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи, ибо нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются. Идя указанным путем, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них, [по его словам], речь всегда идет отдельно от идей и [в то же время] в соответствии с ними; ибо все множество вещей существует в силу приобщения (kata methexin) к одноименным [сущностям]» (Арист. Мет. I 6, 987Ь).



Применительно к диалектике это означало, что противоречия изменчивого, вечно текучего, подвижного чувственного мира не снимаются более «началом» древних фисиологов; они не уничтожаются единым и неподвижным «бытием» элеатов; они не фиксируются Гераклитовым Логосом и тем более не увековечиваются софистическим «обо всем возможны два противоположных мнения». Противоречия чувственного мира снимаются - одновременно уничтожаются и сохраняются - в понятии идеи, представляющей сущность одноименных ей вещей.

В результате диалектика как «логос эйдоса», как мыслимая структура мира была одновременно и четко. вычленена из чувственного многообразия, и резко этому многообразию противопоставлена. Но это, с одной стороны, позволило Платону резюмировать диалектику в ее всеобщей, «чистой» форме. А с другой - разрушило наивное, непроанализированное единство космоса, угаданное и выраженное фисиологами. Диалектическая мысль Платона всегда бьется вокруг этой двоякой задачи: как соотносятся Единое, т. е. Идея мира и Многое, т. е. сам мир. Два этапа прошло его понимание этой проблемы."

«Наивная» теория идей и диалектика как логика

Традиционно платонизм понимается как философия, противопоставляющая мир идей чувственному миру. С этой точки зрения диалектика оказывается не внутренним принципом и законом действительного, чувственного мира, а его внешним образом (paradeigma) и целью. Диалектика необходимо становится, следовательно, объективно-идеалистической, телеологической и - в пределе - мифологической. Ведь мир идей в его воздействии на космос и есть Ум -Мировая душа -Зевс как устроитель всего сущего (см. 59, 559). Гносеологически это означало, что в поисках неизменного и устойчивого, всеобщего как предмета истинного знания Платон соотнес его с особыми «предметами», существующими где-то в «умном месте» точно так же, как в нашем чувственном мире существуют камни и деревья, лошади и люди. Существуя в своем, особом мире, они созерцаются душами в их загробном существовании и вспоминаются тогда, когда телесное существо, разумный человек, осуществляет свое, земное познание. А наилучшим образом осуществляет это познание диалектик. Так что же такое диалектика?

Прежде всего у Платона сохраняется определение диалектики как искусства вести спор, диалог. Диалектик-тот, кто «умеет ставить вопросы и давать ответы» (Крат. 290с). По сути дела, Платон не идет здесь дальше Сократа и не создает своей теории диалога. Практика диалогического же рассуждения у него необычайно богата-диалоги Платона вошли в историю мировой культуры как памятники не только философского рассуждения, но и как блестящие литературные произведения.

Второе определение диалектики, встречающееся в диалогах всех периодов творчества Платона, есть определение ее как искусства мыслить. Причем под последним понимается не то, что имеют в виду, говоря об астрономе или геометре, математике или «физике». В диалоге «Ев-

" Исследованию этой практики посвящена «Топика» Аристотеля, где рассмотрено свыше трехсот «топов» (topos,-oi) -общих способов аргументации, используемых в дискуссии. Исследование этих «блоков» диалога сопровождается выявлением общей структуры и стратегии диалога (см. Микеладзе 3. Н. Что такое «Топика» Аристотеля. - Вопросы философии, 1979, № 8, с. 109-120).

тидем» (290с) Платон сравнивает их с охотниками или рыболовами, которые добывают дичь или рыбу, а затем передают ее поварам. Диалектик уподобляется именно повару, а диалектика выступает искусством применять готовые результаты наук в целях теоретического осознания предмета. Поэтому диалектика в этом смысле оказывается собственно философским исследованием, противостоящим фактическому знанию и умению, «умозрением» в отличие от частного знания частных вещей.

По Платону, существуют два вида диалектического мышления. В «Федре» (255de) он говорит, что первый из них - «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения... Второй вид-это, наоборот, способность разделять всё на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них...». Это и есть знаменитые «соединение» (synagoge) и «разделение» (diairesis) Платона.

Платоновская «диереза» - формально-логическая операция деления понятия, состоящая в том, чтобы «различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной-за тот же самый» (Софист, 253). Иными словами, в логическом смысле речь идет здесь о совместимости и несовместимости понятий, а в реальном - о том, какие вещи могут взаимодействовать, а какие нет. Платон дает массу примеров деления понятий, и главный прием тут-дихотомия. Вот, например, деление понятия «искусства подчинения себе», имеющее целью подвести к определению софиста (Софист; 225а-226а):

Диереза обладает, следовательно, той чертой, что в ходе ее осуществляется нарастание конкретности понятия. В родовом понятии выделяются два вида, и в одном из них обнаруживается искомое понятие; отбрасывая второй вид, мы делим первый на подвиды и, обнаружив в одном из них искомое понятие, отбрасываем второй и т. д. до тех пор, пока не будет обнаружено искомое определение. В результате происходит методическое, последовательное, выявление признаков искомого понятия. Однако эта методичность достаточно неопределенна. Не сохраняется исходное основание деления, а само выделение в данном роде именно этого вида, а в виде-подвида не обосновывается. Для успеха диерезы «мы должны ясно себе представлять то конечное определение, к которому мы должны прийти. И поэтому дихотомия в «Софисте» является не столько методом исследования, сколько методом изложения» (75, 2, 573).

Эти недостатки связаны с тем, что Платон не знает еще в эксплицитной форме логических законов, применение которых обязательно при делении понятий. Правда, он подчеркивает, что истинным должно считаться то, что согласуется с «надежным», т. е. удостоверенным, понятием, а ложным-то, что с ним не согласно (см. Федон, 100а). Платон близко подходит к формулировке закона (исключенного) противоречия, когда он в «Государстве» (X 602е) утверждает, что «одно и то же начало не может одновременно иметь противоположные суждения об одном и том же предмете». Однако, включенные в расплывчатый контекст диалогического рассуждения, такого рода формулировки не содержат строгого различения противоположных (противных, контрарных) и противоречащих (контрадикторных) предложений и отношений между ними. Тем более не идет у него речи о количественной определенности субъекта и предиката суждений, также накладывающей свои ограничения на возможность совмещения суждений. Все это было открыто лишь Аристотелем, не случайно он стал основателем формальной логики. Но без этого строгое понимание деления понятий невозможно.

Еще большие трудности встают перед Платоном в понимании «соединения» понятий, составляющего, собственно, способ образования понятий. Описывая его, Платон достигает вершин красноречия. Рассуждая, диалектик, «минуя ощущения, посредством одного лишь ра-

зума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого» (Гос. 532ab). В «Пире» Платон описывает, как восхождение к общему понятию прекрасного осуществляется под водительством Эроса. «Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступеням, подниматься... от одного прекрасного тела к двум, от двух-ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, что и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе... только и может жить человек, его увидевший» (Пир, 21 led).

Но как осуществить это восхождение? Платон достаточно убедительно показал в «Гиппии Большем», что к прекрасному самому по себе невозможно подняться от отдельных прекрасных предметов. Ибо оно-то самое, благодаря чему «все остальное украшается и представляется прекрасным,-как только эта идея присоединяется к чему-либо, это становится прекрасной девушкой, кобылицей либо лирой» (289d). Иными словами, прекрасные предметы не могут существовать и мыслиться без прекрасного самого по себе (идеи прекрасного), тогда как последнее без прекрасных предметов вполне мыслимо.

В указанном диалоге Гиппии опрометчиво согласился в этом с Сократом, приняв тезис, что прекрасные вещи прекрасны в силу их причастности прекрасному как таковому. После этого неумолимая логика диалога ведет собеседников в нужном Платону направлении. Но верен ли сам тезис? Нет! В окружающем нас мире неразрывно связаны единичное, особенное и всеобщее, и лишь посредством абстракции мы можем отделить одно от другого. Нет прекрасного вообще без прекрасной девушки, прекрасной кобылицы, прекрасной лиры и т. д., но прекрасное и не сводится ни к одному из этих прекрасных предметов. «...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь при-

близительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (3, 29, 318). Вырванное из этой диалектической связи, всеобщее и становится «идеей», отдельной от единичного и особенного.

Обратно, в силу этой же диалектики единичного, особенного и всеобщего последнее может быть не только постигнуто восхождением от единичного к общему, но и ухвачено в одном единичном, когда оно взято в чистом виде, в удачном эксперименте и т. д. Что же до Платона, то он также угадал эту гениальную способность человека

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо-в чашечке цветка

(У. Блейк)

Однако он мистифицировал эту способность, оторвав ее от той сферы человеческой культуры, которая и обусловливает саму возможность мышления общими понятиями, формирующимися в контексте целостной культуры и «работающими» в ней. У нас, к сожалению, нет возможности проследить, как рождается в контексте древнегреческой культуры идеализм Платона. Но рассмотрим дальнейшие характеристики «соединения» понятий и понятийных определений.

Из высокопарных и образных описаний восхождения к всеобщему можно почерпнуть лишь, что Платон понимал его как непосредственное усмотрение умом высшей идеи. Частные и единичные предметы представляются при этом источником заблуждения и помутнения ума, в лучшем случае-фоном, на котором выступает всеобщее. «Кто, наставляемый на путь любви,-пишет Платон,- будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное... нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное. .. а само по себе; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает» (Пир, 210е-211а).

Иначе говоря, для того чтобы подняться к всеобщему, его уже нужно заранее знать. Не может тут помочь и формальная логика. Если с ее помощью объяснимо деление понятий (выше мы видели, что не полностью!), то восхождение («сюнагоге») - нет. В позднеантичное время неоплатоник Порфирий разработал схему, получившую название «древо Порфирия»,-иерархию понятий от индивидуальных (Сократ, Платон и т. д.) до наиболее общего понятия «первой сущности» (существа вообще). Схема эта воплощает формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятий. Индивидуальное понятие имеет минимальный объем, обозначая одного человека, и в то же время максимальное содержание, выражая все признаки этого человека; высшее имеет максимальный объем (все существа) и в то же время минимальное содержание. Платона не могла удовлетворить такая интерпретация пути познания.

Если, по Порфирию, высшее понятие-самое бедное2, то высшее понятие Платона должно быть гораздо богаче всего нижестоящего. Об этом говорит его определение как блага. Восхождение к такому понятию было бы восхождением от абстрактного к конкретному, а не наоборот. Но такое понимание процесса познания было выработано только в XIX в. Гегелем и Марксом (см. 1, 46, ч. I, 36-45). Не будучи еще в состоянии поставить эту проблему, Платон ограничился постулированием «умозрения» (theoria), которое должно так же точно доставить нам идею, как зрение доставляет образ отдельного предмета. В «Государстве» (508а-с) он прямо говорит, что солнце (свет) в отношении к зрению и зримым вещам то же самое, что благо само по себе в отношении к уму и умопостигаемому.

Другой аспект того же вопроса о смысле восхождения к высшему понятию - необходимость беспредпосылочного знания. Когда душа устремлена к умопостигаемому, она вначале «бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах» (Гос. VI 511 а). Эта способность-рассудок

2 Порфирий считал, однако, что родовое понятие лишь актуально беднее видового и индивидуального, но потенциально богаче Это различение могло быть произведено после того, как Аристотель ввел соответствующие понятия (см. 78, 120).

(dianoia) - в ходе движения к подлинномузнанию имеет лишь ограниченное значение именно в силу того, что опирается на некоторые предположения, заимствованныеиз рассмотрения вещей чувственного, земного мира. При всей несостоятельности обоснования этого разделения последнее сыграло свою роль в развитии диалектики как основание для сопоставления рассудка и разума, т. е. формальной логики и диалектики. К этим двум видам познания Платон добавляет два других: веру и уподобление (аналогию). Разум и рассудок составляют науку (episteme), а вера и аналогия-мнение (doxa). Таким образом, перед нами целая иерархия знаний, но не единый диалектический процесс.

Во всяком случае даже такие науки, как геометрия, пользующиеся рассудком, не дают истины: «...им всего лишь снится бытие, а наяву им невозможно его увидеть» (там же, 533с). Само же достижение высшего бытия Платон описывает как «высвобождение» души, «словно из какой-то варварской грязи» (там же, 533d). He удивительно, что итог учения Платона о восхождении к высшему понятию - религиозно окрашенный идеализм.

Но этим дело не заканчивается. Философ не смог представить путь к высшему как восхождение от абстрактного к конкретному. Однако он попытался представить это высшее понятие как конкретное, подвижное, диалектическое. Только теперь развертывается действительное содержание диалектики Платона в ином смысле-как учения о противоречии «в самой сущности предметов», «в идее». Умение различать роды и виды в синтетическом единстве со способностью охватывать общим взглядом и возводить все сущее к идее необходимо приводит к тому, что следует признать взаимодействие, «общение» не только вещей чувственного мира, но и понятий, идей, родов. «...Одни роды склонны взаимодействовать, другие же нет, и... некоторые - лишь с немногими, другие-со многими, третьи же, наконец, во всех случаях беспрепятственно взаимодействуют со всеми; теперь мы должны идти дальше в нашей беседе, так чтобы... избрать лишь те, которые считаются главнейшими, и прежде всего рассмотреть, каков каждый из них, а затем как обстоит дело с их способностью взаимодействовать» (Софист, 254с).

Но это уже новая онтологическая позиция. Взаимодействуют, оказывается, не только чувственные вещи, но

и сами идеи. Этому их взаимодействию или общению (koinonia) посвящены такие диалоги Платона, как «Филеб», «Софист» и «Парменид». Естественно, что в качестве их основной теоретической установки не может Солее выступать «наивная» теория идей-неподвижных, вечных сущностей.

Платон воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai - беседую), а также главное философское направление - идеализм.

По Диогену Лаэртскому, Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий - диалектический и тем завершил становление философии. Правда, диалектика скорее относится к методу, а этика и физика - к содержанию рассуждений. В одном из диалогов Платона диалектиком называют того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».

Главным достижением Платона все же является, однако, то, что он разработал концепцию, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п., существует еще мир сверхчувственный - мир идей (греческое слово idea означает «образ», а также «вид», «род»). Понятия, которыми пользуются, когда говорят: дерево, дом, человек и т.д., - есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. То есть существуют не только отдельные дома, но и дом как таковой, «идея дома».

Мир идей

Мир идей можно сравнить с таблицей умножения, которую мы тоже не видим и не слышим, но которой пользуемся при расчетах, когда, например, строим дом и т.д. Идеи есть как бы реально существующие вне нас отпечатки наших понятий, но Платон, наоборот, именно понятия, возникающие в мозгу человека, считал отпечатками мира идей, который представлялся ему более реальным, чем мир, подвластный нашим чувствам. Платон сравнивал людей, живущих на Земле, с обитателями пещеры, которым видны через отверстие, ведущее наружу, лишь тени проходящих по поверхности существ.

В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение отца и матери, а возникающее от этого брака детище есть любая реальная вещь» 1 . Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле. Для того чтобы лучше понять связь между идеей и идеалом, представим круг. Каждый реально изображенный круг есть большее или

Лосев A.A. Античная философия истории, с. 199.

меньшее приближение к некоему одному, существующему в нашем воображении идеально круглому кругу, который и есть его идея. Платон соглашается с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги.

Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем материале предшествовавшей философии. Помимо взглядов Гераклита и Сократа он использовал представление Демокрита о том, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов (Демокрит обозначал их также словом «идея»); учение Пифагора о том, что в основе вещей лежат числа; учение Анаксагора о гомеомериях (идеи подобны вещам, хотя нечувственны и идеальны в том смысле, что являются «образцами» вещей). Тем самым Платон осуществил глубокий и всесторонний синтез древнегреческой философии.

Мир идей нужен был Платону для обоснования возможности познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку). Платон соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита. Выделив чувственный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму - подлинного существования. «Прежде всего, по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится и никогда не существует» 1 . Платон сделал это, чтобы решить спор между Гераклитом и Парменидом без отрицания одной из реальностей - путем построения иерархии, в которой один мир - умопостигаемый - предстал более истинным и первичным, а второй - произведением первого. Получилась стройная система, первая в истории философии. Аналог чувственного и умопостигаемого - соответственно люди и боги. Первые смертны и изменчивы, вторые неизменны и вечны. Очевидны параллели Платона и индийской мудрости. Мир идей, как и Единое древних индийцев, не только потусторонен, но представляет собой - как мир идеальных образцов - совершенную реальность.

Синтез Платона показал, что предшествующие философы не только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах рождается истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые вдохновлены именно поисками истины как высшего блага, а не стремлением одержать победу над противником и прославиться.

Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям - ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец,

Платон. Тимей. - 27 (любое изд.).

есть еще одна причина, вызывающая необходимость мира идей.| Платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и стремление сделать действительность насколько возможно полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью, пытаясь создать идеальное государство).

Душа

Души, по Платону, до соединения с телом человека созерцают вечные идеи. Они обрекаются на существование на 10 000 лет и после смерти тела каждый раз попадают в Аид, ведя там жизнь, зависящую от поведения человека на земле. Этим же определяется и то, в кого она снова воплотится. «Кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству... перейдет, вероятно, в породу ослов или иных подобных животных» 1 . Это происходит на тысячном году пребывания души в потустороннем мире, и, таким образом, общее количество воплощений души, по Платону, равно 10. Учение о переселении душ известно нам по философии Древней Индии, а к Платону оно попало от пифагорейцев.

Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о своем пребывании в нем, и благодаря этому идеи становятся доступны человеку. Представление о знании как воспоминании конкретизирует сократовский метод майовтики. Прежде чем истина появится на свет, она уже существует в душе, и остается только помочь ей «родиться».

Мысли Платона могут показаться нынешнему читателю необычными, однако безотносительно к представлению о душе наличие врожденного знания (существующего в виде инстинкта) подтверждает современная генетика.

Душа, по Платону, состоит из разумной, страстной и вожделенной частей. Она подобна колеснице, управляемой возничим - разумом и запряженной двумя крылатыми конями - страстью и вожделением. Государство также должно состоять из трех частей: классов правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Трем частям души и трем классам общества - каждому присуща своя из трех добродетелей: мудрость, мужество и умеренность. Гармонию всех трех устанавливает четвертая добродетель - справедливость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве - это единство и гармония, а наибольшее зло - раздор.

В своих этических воззрениях Платон исходил из предположения Сократа, что добродетель как положительное нравственное качество и знание тождественны и, чтобы правильно вести себя, достаточно знать, что хорошо и что плохо. Считая, вслед за Со-

Платон. Федон. - 81, е.

кратом, что высшая добродетель - мудрость, Платон ставит рядом и другие добродетели и дает классификацию четырех основных добродетелей, которые он нашел в народном сознании. Вводя добродетели, относящиеся к сфере чувств, Платон обогащает этику Мотивами поведения человека, но еще ограничивает себя по методам нравственного совершенствования, замыкаясь в сфере разума. Впоследствии Аристотель разовьет эти мысли.

Платон представлял главную линию учеников Сократа, и он существенно расширил и обосновал основные положения философии своего учителя. Но от Сократа берут начало и школы (прежде всего этические), которые развивали какое-либо одно из положений учителя, часто абсолютизируя и доводя его до абсурда. Одна из проблем, которую пытались решить эти школы, - проблема счастья. В чем оно? Удовольствие не может иметь абсолютной ценности, так как рождает все новые желания - и так до бесконечности. Стремление к удовольствиям должно подчиняться разуму и добродетели. Платон дает такую формулу счастья: гармония знания и наслаждения по правилам меры, истины и красоты.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем . Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий » и «нисходящий » пути. «Восхождение » заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим » путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон выступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно , а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи .

Теория познания

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное , каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия ». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок . Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения , и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи , и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании , отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Loading...Loading...