Еврейская ао климат. Еврейский автономный округ в России: где находится, столица, площадь и интересные факты

Отличительные особенности . Еврейская автономная область - это затерянный уголок на Дальнем Востоке. Когда-то эти земли были частью Приамурского, а затем - Дальневосточного края. Затем Сталин решил построить здесь «Землю обетованную» для евреев Советского Союза, и это было сделано не случайно.

После сворачивания НЭПа множество еврейских семей оказалось на грани разорения, и с этим нужно было что-то делать. Кроме того, нужно было спасать евреев от волны антисемитизма, нахлынувшей на европейскую часть России. И хотя были разные проекты создания еврейской национальной автономии (в Крыму, в Белоруссии), в итоге было решено выделить евреям свою область на Дальнем Востоке.

В этом был и экономический смысл: для освоения приамурских территорий была необходима предприимчивость и экономическая смекалка, присущая евреям. Так что в 1928 году было издано соответствующее постановление, и тысячи еврейских семей из всех концов России потянулись на берега Амура, чтобы создать здесь Рай земной.

Несмотря на удаленность от Центральной России, эти приамурские земли весьма привлекательны: хороший климат, плодородные почвы, богатые дичью и рыбой леса и реки, а также многочисленные залежи полезных ископаемых.

Но второго Израиля здесь не получилось. Вместо ожидаемых миллионов приехало всего 20 тысяч, и после 30-х годов количество евреев постепенно снижалось. А когда в конце ХХ века началась массовая эмиграция евреев в Израиль, так и вовсе сократилось до неприличного 1% населения.

Когда при Ельцине начался «парад суверенитетов», и всем мало-мальским национальным автономиям стали раздавать статус республики, Еврейскую АО обделили, и она теперь является единственной национальной автономной областью. Несмотря на это, статус национальной автономии все еще сохраняется за этой областью.

Сегодня экономика региона худо-бедно держится на сельском хозяйстве и производстве продуктов питания, стройматериалов и добыче полезных ископаемых.

Географическое местоположение . Еврейская автономная область входит в Дальневосточный Федеральный округ. На юге, по реке Амур, проходит граница с Китаем, а из российских регионов, область граничит на западе - с Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем. Рельеф области разнообразен: здесь есть и горные хребты на северо-западе, и широкие равнины.

Природа Еврейской автономной области - просто загляденье: таежные леса, покрывающие большую часть территории, богаты на грибы, ягоды, орехи. В Амуре водится множество прекрасной и вкусной рыбы, в том числе осетр, калуга, кета, сазан, лещ, щука. В общем, если сбежишь из города в тайгу, то с голоду не погибнешь.

Население. По численности населения Еврейская АО находится на четвертом месте с конца. Всего здесь проживает 173 тыс. человек, что в 46 раз меньше, чем население Израиля. Можно сказать, что от «еврейской» области осталось одно название. По национальному составу здесь лидируют русские (90,73%), украинцы (2,76%), и лишь на третьем месте - сами евреи (0,92%). Соотношение мужского и женского населения - 47,6% к 52,4%.

С 90-х годов численность населения неуклонно снижается. Люди покидают эти земли, переселяясь в более перспективные регионы. Но надо отметить, что смертность в области практически равна рождаемости.

Как уже говорилось, Еврейская АО уникальна тем, что это - единственная национально-территориальное образование, сформированное переселенцами на территории, которая никогда не была местом компактного проживания этого народа. А кто же тогда коренное население области? Это - тунгусские и монгольские племена. Но сейчас их на территории области практически не осталось. Согласно последней переписи населения, более-менее в области представлены лишь эвенки и нанайцы.

Криминал . Еврейская автономная область находится на 20-м месте по количеству совершаемых преступлений на 1000 человек населения. И хотя это довольно неприятный показатель, уровень криминала в области все-таки ниже, чем в некоторых других регионах Сибири и Дальнего Востока. Причины в общем-то везде одни и те же: трудная экономическая ситуация, бедность, пьянство населения.

Состав преступлений, регистрируемых в области, самый разный. Здесь и убийства на бытовой почве, и грабежи, воровство, угоны автомобилей. В общем, весь джентельменский набор. И хотя многие преступления раскрываются весьма оперативно, криминогенная обстановка в области продолжает оставаться неблагоприятной.

Уровень безработицы в Еврейской АО - один из самых высоких в России - 8,41%. В рейтинге регионов по уровню безработицы область занимает позорное 80-е место. И уровень зарплат здесь самый низкий в Дальневосточном ФО - около 25000 рублей в месяц. Может, кому-то такая сумма покажется большой по сравнению со своей получкой, но на наш взгляд - это далеко не те деньги, из-за которых стоит ехать за тысячу километров.

Стоимость недвижимости . Жилье в Биробиджане, столице Еврейской АО стоит не очень дорого. За «однушку» в среднем просят 1,3-1,5 млн. рублей, хотя есть отдельные предложения и за 700 тысяч. «Двушка» обойдется немного дороже - в 1,7-2 млн. рублей.

Климат на территории Еврейской автономной области весьма благоприятный. Самый холодный месяц - январь, со средней температурой −24°С. Самый теплый - июль (средняя температура +20°С). Хотя зима и холодная, но снега выпадает не очень много. Снежный покров появляется уже в конце октября и держится около пяти месяцев. Но он не глубокий, так что почва промерзает на 15-20 см.

Осадков выпадает довольно много - около 800 мм в год, причем 85% из них приходится на летний период, с пиком в июле-начале августа. Лето в Еврейской АО не только дождливое, но и жаркое, температура иногда достигает максимальной отметки +40°С.

Одна из бед, омрачающих летние деньки жителей области - это наводнения. Из-за обилия осадков наводнения и паводки - это регулярное явление. Постоянно подтапливаются тысячи домов. Поэтому если вы хотите жить в Еврейской АО, то лучше избегать приобретать недвижимость в сельской местности.

Города Еврейской автономной области

Этот город с 75-тысячным населением стоит на берегах реки Биры. В советские времена, за счет помощи из центра, здесь еще как-то можно было жить. Сейчас все стало намного сложнее. Перспектив здесь нет, и те, кто порасторопнее и целеустремленнее, спешат уехать в другие города. Из плюсов стоит отметить экологию, зелень в городе, низкие цены. Несмотря на них, желающих переехать в Биробиджан практически не наблюдается, разве что те, кто участвует в государственных программах для переселенцев, едут в этот город, чтобы получить государственные «подъемные».

Еврейская автономная область в XVII в.

С незапамятных времен на территории Приамурья проживали немногочисленные независимые племена (дауры, дючеры, тунгусы). Жили они по своим родовым и племенным законам, преимущественно по речным долинам, особенно по берегам реки Амур и его притокам. С середины 17 века началось постепенное проникновение в Приамурье русских.
История заселения территории Еврейской автономной области тесно связана с историей заселения земель вдоль Амура. Началось оно с похода Василия Пояркова, который в июне 1644 года, проплыв по Амуру отрезок пути от Хингана до Тунгуски и сделав роспись рекам, сообщал, что "те землицы людны и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и те реки рыбны". Походы Ерофея Хабарова и его сподвижников закрепили русское влияние в Приамурье и положили начало присоединению этих земель и населения к России. Вскоре эти места стали заселять люди всяких сословий - беглые казаки, вольные промышленники, крестьяне, раскольники.

Еврейская автономная область в XVIII-XIX вв.

Однако в 18 веке и в первой половине 19 века этот богатый край оставался необжитым. Освоение приамурских земель началось лишь в 1854 году. Большую роль в этом сыграла деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, удостоенного за заслуги перед Отечеством графского титула с приставкой "Амурский". В 1854 г. он организовал первый военный сплав в низовья Амура для отражения натиска англо-французских завоевателей. В сплавах участвовали регулярные войска, казаки и переселенцы, которые оседали вначале в низовьях реки, а затем расселялись вглубь дальневосточной территории. Особое место среди них занимали забайкальские казаки. На плотах и баржах их доставляли по рекам Амуру и Уссури и расселяли партиями на расстоянии 20-30 верст друг от друга для образования непрерывной линии пограничных кордонов, почтовых и пароходных станций.
В ходе третьего сплава в 1856 г. подполковником Н.В. Буссе, начальником сплава, было поставлено 4 поста, в т.ч. на территории будущей автономии - пост Хинганский при входе в Малый Хинган из 24 человек. По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева в 1856 г. была создана так называемая "Амурская линия", которая располагалась по левому берегу Амура, предназначенная для заселения казаками Забайкальского войска. В 1857 г. на левобережную территорию Амура было сплавлено 583 семьи забайкальских казаков, которые основали первые 16 поселений, из них на территории будущей области было основано село Пашково (бывш. пост Хинганский). С образованием Забайкальской, Амурской и Приморской областей "Амурская линия" была упразднена. Заселение береговой полосы р. Амур казаками до 1862 г. носило принудительный характер.
Из документа "Материал по исследованию естественно-исторических условий Биробиджана" узнаем: " … Еще весной 1856 г. все селения 2-й конной Забайкальской бригады облетела весть о вызове охотников идти переселенцами на Амур.
Но таковых не нашлось и пришло распоряжение о наборе переселенцев посредством жребия и назначения по усмотрению начальства …
В объявлении о наборе значилось: переселяющимся будут отведены места самые удобные для ведения хлебопашества, имеющие хорошие пастбища для лошадей и домашнего скота, воду и лес в достаточном количестве; переселяющиеся пользуются двухлетнею льготою от службы; они получают 15 руб. пособия и в течение двух лет провиантское довольствие, а бедные, кроме того, - бесплатное обмундирование и прочее …
Но все эти обещания нисколько не прельщали казаков, живших сравнительно в довольстве и не нуждающихся в перемене места, и всякий из них, вынувший билетик с роковой надписью "в Амур", носил вид приговоренного точно к смерти…
Само расселение по обозначенным местам не зависело от казаков. Их не спрашивали, нравится ли место, годно ли оно к землепашеству…
Старший на барже, завидев столб с дощечкой, командовал: "Прибиваться к берегу" - и, выгрузив людей, имущество, провиант, плыл дальше для той же надобности… ".
Казаки, высаженные на берег с провиантом на год, не получали помощи, поэтому первые годы поселения приносили им ряд бедствий и лишений.
В 1858 г. Айгуньский, а в 1860 г. Пекинский договоры официально закрепили пограничную линию между Россией и Китаем, приамурская территория, открытая и освоенная русскими людьми в XVII - XIX вв., стала составной частью России и получила административное наименование "Приамурский край". Будущая территория ЕАО входила в состав края.
Указом императора России от 29 октября 1858 г. было создано Амурское казачье войско, которое состояло из 2-х Амурских конных казачьих полков и Амурского пешего казачьего батальона.
В 60-е годы ХIХ в. продолжалось заселение русскими людьми приамурских земель. В результате 6-летнего переселения (1856 - 1862 гг.) на территории будущей области были образованы поселения: Венцелево, Воскресеновка, Верхне-Спасское, Головино, Дежнево, Доброе, Екатерино-Никольское, Забеловское, Квашнино, Кукелево, Луговое, Михайло-Семеновское, Нижне-Спасское, Нагибово, Пузино, Петровское, Радде, Союзное, Степановка и другие. Все они входили в состав Амурского пешего казачьего батальона. К 1893 г. в Амурском пешем казачьем батальоне значились три станичных округа: Екатерино-Никольский, Михайло-Семеновский, Раддевский.

ЕАО в первой половине ХХ в.

С 1901 по 1909 год между реками Тунгуской и Амуром, согласно утвержденным царским правительством 22 июня 1900 г. Временным правилам для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях, было выделено 10 переселенческих участков. На пяти участках были образованы селения Дежневка, Самаро-Орловка, Волочаевка, Даниловка. Территория Малой Биры и Бирского Опытного Поля начала осваиваться с 1909 года. Переселенцы-крестьяне на этих землях в 1910 г. образовали села: Русская Поляна, Беловодское, Александровка, Алексеевка, в 1911 г. - Назарово, Михайло-Архангельское, в 1912-1913 гг. - Почаевка, Казанка, Романовское, Угловое, Степное. К 1915 г. на участки Бирского Опытного Поля было водворено - 432 семьи, 1087 душ. Однако наводнения и начавшаяся в 1914 г. первая мировая война обусловили большой отсев крестьян-переселенцев. Осенью 1915 г. 293 хозяйства от числа водворенных снимаются со своих мест и уезжают на места прежнего места жительства. Исчезает ряд населенных пунктов, дальнейшее развитие территории на время приостанавливается.
Путь на Амур при отсутствии железной дороги был долгим и трудным. Крестьяне ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб, земледельческие орудия и семена. Ехали до Томска, затем на телегах и в фургонах до Читы или Сретенска, на плотах сплавлялись до Благовещенска. Дорожные расходы были значительными. Бывали случаи, когда переселенцы добирались до Амура 2-3 года и более.
Строительство дороги было окончено в 1909 г., между Благовещенском и Хабаровском был открыт сквозной почтовый тракт.
На заселение дальневосточной окраины существенное влияние оказало строительство Амурской железной дороги (1908 - 1916 гг.). На ее строительстве также использовался труд каторжан (с 1911 г. было занято 8,0 тыс. чел.), а также труд рабочих, прибывших из центральных губерний России (в 1912 г. прибыло 80,8 тыс. чел.).
В 1913 - 1915 гг. были сданы во временную эксплуатацию отдельные участки магистрали, а в 1916 г. (с окончанием постройки железнодорожного моста у г. Хабаровска) завершилась прокладка сквозной магистрали до Владивостока.
В ходе строительства Амурской железной дороги на территории будущей области были образованы новые населенные пункты: Аур, Бира, Ин, Икура, Лондоко, Облучье, Ольгохта, Тихонькая и другие, в которых жили строители и обслуживающий персонал железной дороги.
События 1917 г. перевернули новую страницу в истории Дальнего Востока. В начале 1920-х годов стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их компактного проживания. Для рассмотрения этого вопроса была создана комиссия Политбюро ЦК под председательством заместителя председателя СНК и СТО СССР А.Д. Цурюпы.
14 июня 1924 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило предложения комиссии Политбюро ЦК:
"1. Признать целесообразным образование при Совете Национальностей ЦИК СССР Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). 2. На Комитет возложить обязанность определить районы землеустройства и предоставить ему права ведения переговоров с иностранными организациями и учреждениями на предмет привлечения средств для осуществления поставленной задачи. Предложить ЦИК СССР определить состав Комитета, с обязательным включением в него представителей СНК Союзных республик".
КОМЗЕТом рассматривался вопрос о землеустройстве трудящихся евреев в Крыму, Приазовских плавнях и на Алтае.
8 июля 1926 г. Политбюро ЦК приняло решение:
"1. Параллельно с практической работой по северному Крыму и по плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию".
В монографии Г.В. Костырченко "Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм" указывается: "… То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется, прежде всего, тем, что еще весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане".
В 1927 г. был определен район будущей колонизации - Биробиджанский. В августе того же года его посетила экспедиция в составе ученых-аграриев, а также представителей КОМЗЕТа и ОЗЕТа (Общество содействия землеустройству трудящихся евреев). Комиссия в целом положительно оценила перспективы района будущей колонизации.
Материалы экспедиции были подытожены, и КОМЗЕТ принял решение "просить Президиум ЦИК СССР закрепить за КОМЗЕТом Бирско-Биджанский район и начать там работу по земельному устройству трудящихся евреев". Постановление СНК СССР от 28 марта 1928 г. удовлетворило подготовленное КОМЗЕТом ходатайство о закреплении за ним примерно 4,5 млн. га приамурских земель Дальневосточного края и санкционировало начало массового переселения еврейского населения на приамурскую полосу.
К 1940 году в области уже было развитое сельское хозяйство и промышленность (стройматериалов, легкая, пищевая и др.).
Ведущими отраслями промышленности области являются: промышленность строительных материалов, её доля в общем объеме промышленного производства составляет 28 процентов, лесная, деревообрабатывающая промышленность - 18 процентов, электроэнергетика - 16 процентов, машиностроение и металлообработка - 14 процентов, легкая промышленность - 10 процентов.
На машиностроительных предприятиях производятся силовые трансформаторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, запасные части к ним, нестандартное оборудование по заказам предприятий и населения, осуществляется ремонт строительной и дорожной техники.
Сельское хозяйство специализируется на мясомолочном скотоводстве, свиноводстве. В долине реки Амур культивируют сою, зерновые культуры (ячмень, пшеницу, овес). На востоке, в долине реки Бира, выращивают овощи и картофель.

Еврейская автономная область в годы великой отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны все предприятия области перешли на выпуск военной продукции. Двенадцать тысяч жителей области ушли на фронт - семь тысяч из них погибли. Несмотря на потери, первые послевоенные годы стали расцветом экономики и культуры области. Когда Центральная Россия поднималась из руин, новый промышленный скачок начался за счет восточных областей страны. В их числе была и Еврейская автономная область. Туда вновь потянулся поток переселенцев.
Но в конце 1940-х гг. начался разгром. После войны удар был направлен, в первую, очередь против еврейской интеллигенции. В Москве были арестованы руководители Еврейского антифашистского комитета и закрыт Московский еврейский театр. Вскоре закрыт Биробиджанский Еврейский театр, уничтожен отдел еврейской истории в местном музее, изъяты из библиотеки и сожжены книги на еврейском языке. Только смерть И. В. Сталина остановила дальнейшее уничтожение еврейской национальной культуры.

ЕАО во второй половине ХХ в.

Ориентировочно в 1947 г. в ЕАО проживало наибольшее количество евреев — около 30 тыс. (точных данных нет).
В январе 1946 г. Совнарком РСФСР принял постановление о развитии Еврейской АО.
В Биробиджане был основан музей с экспонатами еврейской истории и быта, работал театр, в нескольких классах области преподавали идиш, начала функционировать синагога.
Готовился к открытию еврейский университет.
С 1948 г. начался активный отъезд евреев из края — примерно 1500 человек покидало ЕАО ежегодно.
В середине 1970-х гг. «железный занавес» над Еврейской АО приподнялся. Область экономически окрепла, оживилась еврейская культурная жизнь.
Вновь открылась небольшая синагога. Одновременно стало окончательно ясно, что большевистская идея сделать Биробиджан центром притяжения евреев Советского Союза и мира была обречена на неудачу.
В годы перестройки евреи стали уезжать из ЕАО уже не только в другие города страны, но и в Израиль, Америку и другие страны. Еврейская автономная область постепенно теряла национальное своеобразие. В то же время, с 1990-х гг. начинается новый этап в ее развитии. Проводятся рыночные преобразования, развивается бизнес, идет приватизация и земельная реформа. Укрепились внешнеэкономические связи области, особенно с соседним Китаем. Развитию способствуют выгодное географическое положение области и наличие разнообразных природных ресурсов.
В Еврейской автономной области развиты все виды транспорта. По ее территории проходит 530-ти километровый участок Транссиба. Через судоходный Амур область имеет выход к Тихому океану. Все населенные пункты связаны между собой и с областным центром железными, автомобильными или речными судоходными путями сообщения.
Автомобильный транспорт играет значительную роль в экономике области. Общая протяженность автодорог - 1,9 тыс. км, из них - с твердым покрытием 1,6 тыс. км. Основная трасса, которая проходит через область - автомагистраль “Амур”. Ее путь сейчас лежит прямо через Биробиджан. После окончания строительство поток автомашин грозит стать серьезной нагрузкой для этого небольшого города. Поэтому уже сейчас вокруг города ведется строительство 33-х километрового обхода.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

Еврейская автономия и её столица Биробиджан по слухам и анекдотам - что-то вроде дальневосточной Одессы. Говорят, каждый второй житель области - еврей, а еврейство здесь так популярно, что в Биробиджане можно встретить людей, которые носят пейсы и чёрную шляпу с широкими полями. А ещё поговаривают, что Биробиджан - это где-то в Азербайджане. DV выяснил у коренных биробиджанцев, какие стереотипы имеют под собой почву, а какие - нет

Справка

Еврейская АО - единственная в России автономная область. Помимо Израиля регион считается единственным в мире еврейским административно-территориальным образованием с официальным юридическим статусом. На юге граничит с Китаем по фарватеру Амура. В области живёт 166 тысяч человек. Столица ЕАО - город Биробиджан с населением 75 500 человек.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Выглядит очень логично. Но официальная статистика национального состава региона каждый раз это мнение опровергает. Евреи в общем рейтинге национальностей стоят на третьей позиции после русских и украинцев.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года евреи составляют менее 1% от населения области - 1 628 человек. Однако название и статус автономной области сохраняются.

Дальневосточники знают, что в Биробиджане еврея сейчас не встретить. Этот миф распространён, скорее, среди жителей центральной России, Европы и в странах востока. Туристы из Китая и Японии часто задают вопросы о национальном составе региона. Так откуда взялся этот стереотип?

Еврейская автономия стала проектом советского правительства по созданию национальной республики для евреев на Дальнем Востоке. Но было и ещё две цели: заселение почти пустых земель и создание опоры советской власти среди враждебного большевикам казачьего населения. Изначально предполагалось за 10 лет переселить в регион 300 тысяч евреев. Планы эти не осуществились.

Справка

По информации переписи населения, достигнув пика в 20 тысяч человек в 1937 году, дальше численность и доля евреев в ЕАО неуклонно снижалась: в 1939 году - 17 695 человек (16,2 % от общего населения), в 1959 году - 14 269 человек (8,8 % от общего населения), в 1970 году - 11 452 человек (6,6 % от общего населения), в 1979 году - 10 163 человек (5,4 % от общего населения), в 1989 году - 8887 человек (4,1 % от общего населения), в 2002 году - 2327 человек (1,2 % от общего населения), в 2010 году - 1628 человек (1,0 % от общего населения).

Первые евреи-переселенцы приехали на станцию Тихонькая (будущий Биробиджан) в 1928 году. К концу 1933 года за 5 лет колонизации в ЕАО переехало всего 8 тысяч евреев. При этом многие уезжали обратно. Так, в период с 1928 по 1933 года в ЕАО приехало свыше 18 тысяч евреев, из них около 10 тысяч впоследствии покинули регион.

Никогда еврейское население в области не было преобладающим, - рассказал Валерий Гуревич, руководитель общественной организации «Историческое и культурное наследие ЕАО», член ДВО РАН. - К тому же сразу после переселения начались ассимиляция и смешение. Если мама или папа были другой национальности, предположим русскими, то в паспорте у ребёнка в пятой графе тоже указывали «русский». Так делало большинство евреев, чтобы избежать национальные притеснения, бытовой и государственный антисемитизм. Например, в советские времена существовало ограничение на поступление в университеты - не более 5-7% студентов-евреев.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Спорный вопрос. С одной стороны, культура не живёт без носителя. А идиш и иврит в области не востребованы и почти не используются.

С другой стороны, еврейская культура в области поддерживается. Работают хореографические коллективы «Мазлтов» и «Сюрприз», которые включают в программу танцевальные номера с еврейской тематикой. С 1989 года в ЕАО проходит еврейский фестиваль еврейской культуры и искусств. Фестиваль международный, в Биробиджан приезжают гости из Израиля, Европы, США.

Каждую неделю в городе выходит газета «Биробиджанер Штерн» со страничкой на идише. Дома на центральных улицах Биробиджана отмечены табличками на русском и идише. В центре на пешеходном Арбате установлена статуя Шолом-Алейхема. Привокзальный фонтан украшает менора. В городе работает крупная еврейская община «Фрейд».

Есть и парадоксы. От крупнейшей городской синагоги до крупнейшего православного храма - 500 метров, при этом стоят они на улице Ленина. На одной стороне площади возле областной филармонии установлены скульптуры греческих муз, на другой - клезмер со скрипкой.

Валерий Гуревич считает титульной культурой ЕАО еврейскую. Светлана Скворцова, заместитель директора Краеведческого музея ЕАО по научной работе, утверждает, что еврейская культура развивалась в области по волнообразной дуге.

Справка

В 2010 году 97 человек указали, что владеют идишем (6 % от еврейского населения области), ивритом - 312 человек (19 % от еврейского населения области), еврейским языком без уточнения - 54 человека. Официальный язык Израиля - иврит, его использует полстраны. Но в ЕАО всегда говорили на идише. Это связано с тем, что переселенцы прибывали сюда в основном из центральной России и восточной Европы, а не с ближнего востока.

В период переселения евреев в 30-е годы прошлого века область переживала культурный подъем. Ведь ехали сюда не только первостроители, но и творческие люди, интеллигенция, - говорит Светлана Скворцова. - Создание еврейской автономии вызвало целый фурор во всём мире. Для евреев выделяли целую территорию, создавали почти что свою страну. Развернулась государственная агитация: был снят фильм «Искатели счастья», в эскадрильи Максима Горького появился самолёт «Биробиджанец». Многие захотели своими глазами посмотреть на то, что здесь происходит. Так сюда приехали крупные писатели - Эммануил Казакевич, Любовь Вассерман. В области создали государственный еврейский театр с соответствующим репертуаром.

Во время Великой Отечественной войны культура пошла в патриотическом направлении. Но настоящий удар по еврейской культуре пришёлся на 1949-53 годы, когда в Советском союзе разворачивалась борьба с космополитизмом. Книги на идише тогда сжигали на кострах прямо во дворе библиотеки. Еврейский отдел музея был закрыт. Объяснили это тем, что краеведческий музей не может заниматься вопросами религии и, в частности, еврейской тематикой.

В 30-х годах многие правительственные документы выпускали на идише и русском - так в ЕАО пытались внедрить идиш как второй официальный язык. После войны речи об этом быть не могло. Тогда и начали в графе «происхождение» писать «русский». На бумаге еврейское население области резко падает, на улицах перестал звучать идиш.

Еврейская культура снова пошла в гору во времена израильской иммиграции в конце 80-х и 90-х годов, - рассказывает Светлана Скворцова. - Начинается фестивальное движение. В городе создаётся масса еврейских общин. В них изучают иврит и законодательство Израиля. Общины стали стартовыми площадками для отъезда. Странно звучит, но отъезд дал толчок местной еврейской культуре. Ещё два-три десятка лет назад идиш можно было услышать на лавочках, во дворах и скверах. Сейчас язык остаётся неким символом, но носителей, которые говорят на нём свободно, почти нет.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Это не так. Слух тоже культивировался за Уралом России и в Европе. Возник он из-за определённой информационной закрытости региона во времена СССР. Стереотип поддерживается до сих пор. Вот, например, выдержка из материала Марека Альтера во французской газете Paris Match (перевод ИноСМИ), публикация 2012 года:

«Сталину начало казаться, что его еврейские друзья слишком заметны. И чересчур активны. Тогда у председателя Президиума Верховного совета Михаила Калинина появилась идея. Почему бы не выделить евреям республику или автономную область, как всем остальным народам Советского Союза? Это означало бы утверждение их прав и позволило бы властям убрать их со многих ответственных постов без риска обвинений в антисемитизме».

На самом деле в приказном порядке сюда отправляли только областных руководителей. Решающим фактором была не национальность, а профессиональные качества.

Простые люди сюда ехали добровольно во многом благодаря советской агитационной работе. Я сам знаю это не из книжек, людям постарше о переселении рассказывали ещё их бабушки и дедушки, - говорит Валерий Гуревич. - Отношение это изменилось только в последние 20 лет. Сильно повлияла открытость области, проведение международных фестивалей.

В области пытались создавать комфортные условия для евреев. На раннем этапе развития в ЕАО существовали школы, где изучали идиш, еврейские колхозы и еврейские сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в регионе. При этом нужно сказать, что агитация была не всегда честной. Немецкий коммунист, еврей Отто Хеллер в 1931 году писал:

«В Биробиджане вы найдёте автомобили, поезда и пароходы. Из труб мощных фабрик будет идти дым, дети поколения свободных еврейских рабочих и крестьян будут играть в цветущих садах. Биробиджан будет социалистической страной, землёй международного пролетариата, чудом социалистического строительства в СССР».

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Ну или в другой точке ближнего и среднего востока... Так думают даже некоторые дальневосточники. Причина простая - созвучно.

Подавляющее большинство биробиджанцев убеждены, что название города произошло путём слияния двух корней, от слов Бира и Биджан (это местные реки). Названия им дали эвенки - племена, жившие на Дальнем Востоке испокон веков.

Сам город стоит на Бире, а где находится Биджан - никто из биробиджанцев толком не знает. На самом деле эта река течёт в 100 километрах от города.

Название «Биробиджан» пошло от «Бирско-Биджанского переселенческого района», - говорит Валерий Гуревич. - В начале века на месте автономии существовал этот район, куда в том числе приглашали евреев. Позже, в 1930 году, он был преобразован в «Бирско-Биджанский национальный район», или «Бире-Биджанский» (первая часть стоит в дательном падеже). Но на идише нельзя сказать «Биребиджан», а «Биробиджан» - можно. На современное звучание повлияла фонетическая причина.

Административный центр - город Биробиджан. Образование Еврейской автономной области случилось 7-го мая 1934 года. Граничит с Китаем по реке Амур, с Амурской областью и с Хабаровским краем. Почему она названа «еврейская» и до сих пор таковой является — не очень понятно, ведь согласно данных переписи преобладающая часть населения русские.

Общие характеристики

По своим природным условиям указанная автономная область принадлежит к одному из благоприятных уголков Дальнего Востока. В рельефе присутствует и горная и равнинная местность. Горные области занимает примерно половину всей области (южные отроги Хингано-Буреинской горной системы). Гора Студенческая (1421 м) считается высшей точкой в этой местности. Равнинная часть является западной окраиной Средне-Амурской низменности.

Территория Еврейской автономной области покрыта густыми лесами. Флора области насчитывает около 1400 видов растений, в том числе много лекарственных. Ягод, грибов и орехов — как на картинке. Огромные площади кедровых лесов, ель, пихта, дубы. Короче, ценные породы деревьев произрастают в Еврейской автономной.

В лесах проживают бурый и гималайские медведи, тигр (те самые — амурские), непальская куница, лисица, соболь, колонок, лось, кабан, изюбр, фазан, различные породы уток. Порыбачить также есть где и на кого рыбы много.

Для сохранения естественной природы создан государственный природный заповедник «Бастак», который расположен на территории Облученского, Биробиджанского и Смидовичского районов Еврейской автономной области.

Природа

В Еврейской автономной области много озер малого и среднего размера. Статистика говорит, что всего их около 3-х тысяч. Озера пресные. Самые крупные озера Еврейской автономной области:

  • Лебединое,
  • Карасиное,
  • Забеловское,
  • Большое,
  • Круглое,
  • Длинное.

Располагаются указанные озера вдоль реки Амур в южной части Еврейской автономной области.

Реликтовых уголки природы являются желанными для исследователей и путешественников. Самые известные:

  • Черепаший залив,
  • древняя кедровая роща,
  • скала Монах.

Как и во многих регионах России здесь существует озеро с названием Лебединое. Отличие Лебединого озера, расположенного в Еврейской автономной области, — темно-розовые лотосы, покрывающие его поверхность. Вокруг озера проложены экологические тропы, оборудованы прекрасные смотровые площадки, с которых открываются панорамные виды.

Хорошим маршрутом является многодневный тур по , вдоль которой расположены колоритные памятники природы: Казачий сад и Гора Гомель, Медвежий утес с уникальной скальной растительностью. Пишут, что в заказнике Дичун можно увидеть сказочные кедровники.

Для экстремальных туристов в Еврейской автономной области есть карстовые пещеры. Наиболее любопытная и самая крупная — пещера Ледовая.

Можно сплавиться по реке. Есть два наиболее популярные маршрута:

  • с Биробиджана через село Двуречье, к месту слияния рек Сутара и Кульдур.
  • на резиновых лодках к рыбразводному заводу, далее природному памятнику Биджанское обнажение, карстовой пещере Старый Медведь с вековыми льдами, которые не тают даже летом.


* * *
Горный рельеф характерен для северо-запада автономии. Он представлен южной частью обширной Хингано-Буреинской горной системы. Горы заходят на территорию области несколь-кими почти параллельными хребтами северо-восточного простирания: Малым Хинганом, Сутар-ским, Помпеевским, Шухи-Поктоем и другими. В основном эти хребты низкие, отличаются сгла-женными формами и представляют собой скопления множества крупных холмов. Наиболее высо-кие участки расположены на севере автономии. Их крутые склоны глубоко рассечены долинами горных притоков реки Большая Бира. Наивысшая точка автономии высотой 1 421 метр - Снежная голова - расположена на крайнем севере ЕАО. Другие значительные высоты - Чербукондя (1 360 м), Быдыр (1 207 м), Царь (1013 м).
Так называемые островные горы, протянувшиеся через центральные равнины области, представлены горными массивами Ульдуры, Большие Чурки, Даур, сопками Петровскими, Венцелевскими, Волочаевской и другими высотами, порой даже не нарушающими равнинного характера местности.
Самая крупная карстовая пещера - «Ледяная». Она находится в верховьях реки Большая Самара. Этот гигантский подземный холодильник имеет длину около 325 м, глубину до 34 м, объем - 18,5 тыс. куб. м.
Самая глубокая пещера - «Глубокая» представляет собой естественную шахту глубиной 75 м. Расположена она в одном из юго-западных отрогов Сутарского хребта, в 25 км к юго-востоку от поселка Биракан.
Равнины, простирающиеся на юге и востоке автономии, представлены западной окраиной Средне-Амурской (Амуро-Сунгарийской) низменности. Равнина в области поделена на два района. Первый, занимающий основную часть бассейна реки Биджана, отличается пологой поверхностью. Равнина похожа на блюдце, наклоненное дно которого занято поймой реки и ее многочисленными притоками. Второй участок равнины, заключенный в треугольнике между Амуром, Ульдуро-Биджанской цепью гор и рекой Урми, представляет собой плос¬кую поверх-ность.

Валерий Фоменко
Здесь, возле синих гор…
И снова ухожу я к синим горам… Они здесь повсюду. Куда бы ты ни направлял свой путь, насколько бы ни уходил в глубь равнины, то справа, то слева, то удаляясь, то наплывая вновь, бу-дут зеленеть и синеть здесь сопки. Они - знамение дальних дорог и символ нашего дальнего края…
Я останавливаюсь, стою, и мне дано почувствовать, как «…из-за синих сопок Азия долго смотрит на меня».
У нас на Дальнем Востоке встретились и воедино слились черты Севера и краски Юга. Точно так же неразделимо сосуществуют в наших краях степь и горы - равнины, опоясанные го-рами, и горы, омытые зеленым океаном равнин. Нерукотворными курганами поднимаются сопки по берегам рек, сиреневыми лентами тянутся по горизонту, расползаются цепями отрогов и вдруг сходят на нет, давая простор полям и лугам. Наши сопки - верные хранители вод и лесов наших, и не счесть их безымянных вершин.
Но география - это еще и история. В верховьях Биджана среди нехоженых марей высится гора Царь - самая приметная в здешней округе. Добраться до неё непросто. «Царь»… Кто приду-мал это название? Может, те кандальники-каторжане, что мостили ямской тракт к дальнему морю-океану? «До Бога - высоко, до царя - далеко»… Не из этой ли горькой пословицы взято мрачноватое имя сопки?
Даурские сопки… Они за тысячи вёрст от «настоящей» Даурии, земли Прибайкалья. Это казаки-сибирцы окрестили их так в память об оставленной ими родине. Когда это было?
Июнь-Корань. Сопка у станции Волочаевка-Первая. Она стала вершиной подвига тех, кто поднялся на защиту свободы и выстоял в суровом бою… Тихо шумят дубравы на склонах Июнь-Корани, схоронив под своими корнями следы штурмового дня. И далеко окрест видны памятник павшим героям-народоармейцам и красный стяг над ним…
Гудят под ветром стальные оттяжки телевизионных вышек-антенн. От сопки к сопке тянутся линии высоковольтных электропередач. В своем стремительном течении время делает новые шаги, покоряя пространства дальневосточного края. И словно вехи самой истории, пьедесталами новых побед навечно стоят на земле нашей сопки.
…И снова уходят люди к синим горам - геологи, строители, изыскатели, горняки, хлеборо-бы - преобразователи родной земли, творцы её завтрашнего светлого дня.

Loading...Loading...