Философия неотомизма утверждает. Неотомизм и его проблемы

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ

филос. школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С 1879 Н. получил офиц. признание Ватикана (энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris») . Наиболее известные представители Н.- Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция) , В. Вруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (ФРГ) , Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия) , У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия) . Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде Н. являются Высший при Лувенском университете (Бельгия) , Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католич. институт, Католич, университет в Милане, Ин-т в Пуллахе (близ Мюнхена) и др. Н.- одно из наиболее влият. течений в совр. бурж. философии, располагающее многочисл. институтами, издва-ми, журналами в ряде стран Европы и Америки.

Н. резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на , объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется в Н. на жёстко фиксированной догматич. основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божеств. откровения: неотомистская является служанкой богословия. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с этим предстаёт в Н. как сотворённый богом и иерархически расчленённый на ступеней, соотношение между которыми описывается на основе преобразованных Фомой аристотелианских моделей.

В рамках томистской классификации форм знания выделяется - . Объектом её и осн. принципом неотомисты считают чистое (esse) , которое отличается от сущего (ens) : имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести содержат. о реальном бытии и его законах и что необходимо устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счёте - между богом и сотворённым им миром, неотомисты пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании т. н. трансцендентальных понятий (единство , истина, благо , прекрасное) , которые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. Др. формой устранения этого противоречия выступает в Н. учение об аналогии сущего (или аналогии бытия) , обосновывающее познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное их природ (путём аналогии) .

В основе онтологии Н.- учение об акте и потенции, согласно которому процессы возникновения тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, потенций. Поскольку рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с т. зр. Н. может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего.

Основу натурфилософии Н. составляет гилемор-физм - восходящее к аристотелизму учение о форме и материи, согласно которому является чисто пассивным началом и приобретает определ. благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия - от неорганич. мира до высшей ступени природного бытия - человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная . Высшая (форма форм) , согласно Н., не связана с материей. Она создаёт и первичную материю, и всё многообразие форм. Этой высшей формой является .

имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение человеч. сознания - обнаружить трансцендентое в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логич., рационального познания. Границей науч. познания Н. объявляет вопросы о сущности бытия, которые относит к сфере философии и теологии. Наука постигает вторичные причины и раскрывает лишь последовательность и внеш. связь событий, тогда как конечные лричины всего существующего относятся к свсрхъес-теств. порядку бытия, т. е. к богу. Человеч. , чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божеств. интеллектом.

Личность в Н. есть незыблемая и самодеят. духовная субстанция. Атрибуты личности - , самосознание, проявления в духовном акте, творч. возможности - получают, однако, своё ценностное лишь в соотнесении с богом.

Организация "упорядоченных" отношений между различными уровнями и аспектами неотомистской картины мира осуществляется на основе архаич. и соблазнительно "ясных" аристотелианских моделей. В обстановке 20 в., когда крайний парадоксализм стал всеобщей духовной атмосферой, Н. стремится подчеркнуть свое уважение перед здравым смыслом и школьной ("схоластической") правильностью логич. ходов. С одной стороны, Н. предоставляет уму совр. зап. человека возможность переживания религ. тайны, он может импонировать ему эстетически своей архаичностью, но в то же время он обещает удовлетворить и совсем иные – в простоте, ясности, в эмпирич. толковости, даже в "научности" (и это в то время, когда целый ряд мыслителей вообще отрывает филос. от научного). Широко распространен к Н. среди естественнонауч. интеллигенции, к-рую привлекает как бы докантовская "здоровая " этой доктрины. Наряду с этим Н. имеет в своем арсенале "истины откровения" и "вечные" метафизич. положения, призванные дать окончат. ответ на все возможные вопросы о смысле жизни. Мистика и рассудочность, метафизич. и ходы мысли, построенные по аналогии с рабочими схемами точных наук, устойчивый и подчеркнутая "динамичность" в Н. дополняют друг друга, в своей совокупности создавая томистскую эйфорию (см. Н. А. Бердяев. Смысл творчества, М., 1916, с. 336) – почти гипнотич. иллюзию отовсюду замкнутого учения, способного удовлетворить самые взаимоисключающие запросы.

С. Аверинцев. Москва.

В метафизику Н. наряду со ср.-век. томистским учением о категориальных определениях бытия (форма и материя, акт и потенция, существование и сущность) вошли новые элементы: в первую очередь – филос. знания, в рамках к-рой выделяется учение о чистом бытии – , понимаемая как "первая философия", изолированная от частных наук и диктующая им свои принципы. Объектом метафизики и вместе с тем ее осн. принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), к-рое отличается от сущего (ens) и разделяется на виды – конечное и , имманентное и , чувственное и умопостигаемое. Согласно Н., метафизика – в этом ее специфика и преимущества перед др. формами знания – имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. Такого рода бытие свободно от всех признаков конечных, познаваемых в опыте вещей. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести к.-л. содержат. представление о бытии и его законах, сознавая для метафизики устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счете – между богом и сотворенным им миром, нек-рые неотомисты (нем. Ф. Сладечек, И. Лоц, итал. томист К. Фабро и др.) в качестве исходного принципа томистской метафизики развивают идею бытия как полноты совершенств (das Sein als Vollkommenheitsfülle). Эта означает, что в бытии преформировано все его , все его определения. Такой подход, однако, предполагает включение в исходное метафизики эмпирич. содержания, т.е. отказ от идеи бытия как чистого беспредпосылочного понятия. Выход из этого противоречия неотомисты пытаются найти в постулировании т.н. трансцендентальных понятий (" ", "истина", " ", "прекрасное"), к-рые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. С помощью трансценденталий будто бы можно создать совершенно определенный бога. Так как бог есть субсистированное в своей бесконечной полноте бытие, он выступает как "само" "единство", "сама" "истина", "само" "благо", "само" "прекрасное" (см. W. Brugger, Philosophischer Wörterbuch, Freib., 1965, S. 335).

Наряду с учением о трансценденталиях важной формой устранения "метафизич. парадоксов" (противоречий конечного и бесконечного, имманентного и трансцендентного, чувственного и умопостигаемого, божественного и сотворенного бытия) в Н. выступает учение об аналогии сущего или аналогии бытия (analogia entis), осн. идея к-рого была высказана Фомой Аквинским и затем развита его последователями (Фома де Вио и др.). "Бог – это совсем другое бытие, чем сотворенное, но его бытие может быть понято из бытия мира" (Meyer H., Tomas von Aquin, Paderborn, 1961, S. 181) благодаря аналогии бытия. В учении об аналогии бытия метафизика перерастает в теодицею и завершается т.н. доказательствами бытия бога.

Осн. стержень онтологии Н. – учение об акте и потенции, согласно к-рому процессы "возникновения" тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку "потенция" рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с т. зр. Н. может быть понято лишь как "участие" в бесконечном бытии бога, к-рый является актуальным началом всего сущего (actus purus). Бог есть абс. бытие, в к-ром " " и "существование" совпадают. В силу того что абс. бытие есть чистое духовное , бог выступает в качестве первопричины мира, источника всего сущего.

Натурфилософия Η., в отличие от метафизики, имеющей дело с бытием вообще, имеет своим предметом телесный мир – чувств. и изменчивое бытие. Основу натурфилософии составляет – восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно к-рому материя является чисто пассивным началом и приобретает определ. вид благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю, создают все многообразие материальных способов и видов бытия – от неогранич. мира до высшей ступени природного бытия – человека, формой и сущностью к-рого является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма ("форма форм"), согласно Н., не связана с материей. Она создает и "первичную материю", и все конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является бог. Т.о., первичным, исходным и определяющим в Н. оказывается духовная по своей сущности и неизменная форма.

Отправной пункт гносеологии Н. – удвоение мира: разделение его на естественный и сверхъестественный, сотворенный и творящий. Расчленяя бытие на природное, или естественное ( naturae), интенциальное (esse intentionale) и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута лишь разумом. Смысл и назначение человеч. познания – обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического, рационального познания. Самые глубокие и сокровенные истины обретает, согласно Н., не при помощи огранич. чувств. восприятий и несовершенного человеч. разума, а путем божеств. откровения. Границей науч. познания Н. объявляет вопросы о "сущности бытия", к-рые относит к сфере компетенции философии и теологии. Наука постигает "вторичные причины" и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий, тогда как "последние причины" всего существующего относятся к сверхъестеств. порядку бытия, т.е. к богу. Учение Н. об истине выражает соответствия идеального идеальному же, поскольку человеч. интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божеств. интеллектом. "Эта адекватность, или соответствие, не имеет ничего общего с копией или материальным отпечатком..., то, что здесь обозначает, должно быть мыслью, абсолютно очищенной от видимого и осязаемого" (Maritain J., Distinguer pour unir..., P., 1932, p. 170).

Философия истории Н. телеологична. Социальная проблематика Н. определяется той ролью, к-рую в неотомистской системе играет личности. Основу социологии составляет . Для Н. характерно телеологич. общества (как такого рода связи людей, к-рая служит достижению некой общей цели), в рассмотрение семьи, нации, гос-ва в связи с неизменной человеч. природой. Согласно Η., существует три типа отношений личности к обществу (связанных с социальной организацией): индивидуализм , коллективизм и солидаризм. Поскольку индивидуализм (капитализм) и коллективизм (социализм) отвергаются Н. как ложные крайности, солидаризма, обосновываемого принципом "христ. любви к ближнему", практически выливается в проповедь "социального мира" между классами. В своем учении об обществе Н. исходит из представления об абстрактной сущности человека, рассматриваемого не в его действит. социальных связях, а в его связи с богом в качестве члена только замкнутой религ. общины. Концепция человека в Н. персоналистична (см. Персонализм); есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности – свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творч. возможности – получают, однако, свое ценностное подтверждение, согласно Н., лишь в соотнесении с богом: "Бытие личности в ее отношении с богом" (Sanz, Th., Die ontische Structur der menschlichen Person nach der Lehre Thomas von Aquin, Md., 1942, S. 139), ибо личности черпается в совершенстве бога. Этич. характеристикой личности является степень торжества бессмертной божеств. души над грешным телом: "сотворенный по образу и подобию господа, человек должен совершенствовать в себе этот образ. В образе бога человеческая личность должна видеть , к которому она должна постоянно стремиться" (Messner J., Das Naturrecht. Handbuch der Gesellschaftsethik, Staatsethik und Wirtschaftsethik, 3 Aufl., S. 2). Эстетич. учение Н. базируется на понятии искусства как средства морально-религ. педагогики. Наряду с защитой всех традиционных духовных реалий Н. отстаивает идею красоты; последняя понимается как автономная, но в то же время включенная в общую иерархическую систему ценностей.

Лит.: Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в кн.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962; Бургете А. Р., Совр. , в кн.: Совр. , М., 1963; Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; История философии, т. 6, кн. 2, М., 1965, с. 38–70; Maritain J., Antimoderne, P., 1922; его же, De Bergson à Thomas d"Aquin, P., 1947; Sertillanges Α., La philosophie de saint Thomas d"Aquin, nouv. éd., P., 1940; Manser G., Das Wesen des Thomismus, 3 Aufl., Freib. (Schw.), 1949; Steenberghen F. van, Erkenntnislehre (Epistemologie), Z.– , 1950 (Philosophia Lovaniensis, Bd 2); его же, Ontologie, Z.– , 1953 (Philosophia Lovaniensis, Bd 4); Lakebrink В., Hegels dialektische Ontologie und die thomistische Analektik, Köln, 1955; Grenet P., Le thomisme, 2 éd., P., 1956; Brunner Α., Die Grundfragen der Philosophie, 4 Aufl., Freib., 1956; Klaus G., Jesuiten, Gott., Materie. Des Jesuitenpaters Wetter Revolte wider Vernunft und Wissenschaft, В., 1957; Coreth E., Metaphysik, Münch., 1961; Meyer H., Thomas von Aquin, 2 Aufl., Paderborn, 1961; Maier H., Soziologie der Päpste, В., 1965; Wуser P., Thomas von Aquin, Bern, 1950; его же, Der Thomismus, Bern, 1951.

В. Гараджа, Л. Греков, К. Долгов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ - наиболее авторитетное течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского. После опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII “Aeterai patris” получил официальной философской доктрины Ватикана. К числу крупных центров, ориентированных на разработку и пропаганду неотомизма, относятся Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители неотомнзма - Э. Жильсоя, Ж. Марштен, Ж.-Э. Никола (Франция), Э. Корет, И. Месснер (Австрия), И.-Б. Лотц, М. Мюллер, И. Пипер, К. Ранер, И. де Фриз (Германия), Д. Мерсье, А. Дондейн, Ж. Ладрьер, Л. де Реймейкер, Ф. Ван Стеенберген (Бельгия), К. Войтыяа, М. Кромпец (Польша), Б. Мондин, Ф. Ольджати, У. Падовани, К. Фабро (Италия). Уже в 1-й пол. 20 в. наряду с тенденциям! по сохранению в неприкосновенности основоположений философии Аквината наблюдались попытки ее модернизации путем обращения к наследию Канта, новейших школ западной мысли. После II Ватиканского собора (1962-65), санкционировавшего курс на “обновление” - “аджорнаменто”, отчетливо обозначилась антропоцентрическая переориентация неотомизма, означавшая ассимляцию им инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, философской антропологах, персонализма и иных направлений. Вступая в с современным миром, теоретики неотомизма популяризируют свои воззрения в многочисленных книгах и периодических изданиях, выходящих в Европе и США.

В разработке онтологических проблем теоретики неотомизма опираются на установки, традиционные для аристотелевско-томистской традиции. Божественное бытие невыразимо при помощи категорий и запечатлевается лишь специфическими надкатегориальными определениями - трансцендеяталиями, к числу которых относятся основные его “лики” - единство, истина, благо и . Сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры также изначально наделяется ценностным измерением. В Боге имеет место его сущности и существования. В сфере сотворенного бытия сущности предшествует существование, даруемое cЯbiuie, что дает ряду представителей неотомизма говорить о своеобразном “экзистенциализме” Фомы Аквинского. Последний полагал, что в разуме Творца присутствуют сушностные образцы - формы вещей. Наследуя этот , неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами. Экзистенциальная связи божественного бытия и сотворенного мира, предпринятая еще Жильсоном и Маритеном, стала общепринятой в неотомизме. Многообразие сотворенного бытия интерпретируется при помощи идеи гилелюрфизма: каждое конкретное рассматривается как состоящее из формы и материи. Материя предстает в философии неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Иерархическая упорядоченность - важнейшая черта сотворенного бытия, его ступени: первоматерня, неорганическая , мир растений и животных, человек , царство “чистых духов” - ангелов. Неотомизм провозглашает существование аналогии Бога и его творения, позволяющее, исходя из творения, до некоторой степени судить и о самом Творце (принцип аналогии бытия - см. Аналогия сущего). Наряду с традиционными доказательствами бытия Бога стали популярными и доказательства, опирающиеся на экзистенциальный личности и идею изначальной теономичности человека.

Теория познания неотомизма различает истину онтологическую и логическую. Если первая - продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога, то вторая связана с познавательной деятельностью человека, его субъективностью. Каждый объект может рассматриваться под различными углами зрения, т. е. представать как объект, интересующий познающего субъекта. Подобное разграничение позволяет утверждать возможность взаимодополнительности обыденного, научного, религиозно-философского и богословского видения одних и тех же материальных объектов. Познание рассматривается как дематериализации содержания, полученного субъектом при постижении реальности. При этом в действие вступают различные душевные индивида. “Познавательные формы” чувственного порядка варьируются по степени обобщенности и являют собой итог функционирования совокупности внешних и внутренних чувств. Активный интеллект осуществляет обработку чувственных образов и приводит к образованию “познавательных форм” высшего порядка - понятий. Неотомисты активно обсуждают роль механизма опосредования в процессе познания. Если сторонники умеренно-непосредствештого реализма (Жильсон , Мартен и др.) отрицали возможность усвоения учения Канта и иных версий трансцендентальной философии, ищущих доопытные, априорные основания познания, экзистенциальные константы человеческого бытия, то приверженцы умеренно-опосредованного реализма (Корет , Ранер, де Фриз и др.) активно ассимилировали методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, экзистенциальной герменевтики. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая Откровению. На первой ступени познания неотомисты обычно располагают и философию природы, при этом заимствуя нередко тезисы логического позитивизма, постпозитившзма, французского неорационализма и герменевтики. Наука трактуется как дающая лишь эмпирических феноменов, в то время как притязает на мировоззренческий ее данных, опираясь на метафизику. Вторая принадлежит математике, а третья отводится метафизике, анализирующей проблемы бытия. Теология выступает как единство познавательного и практического отношения к миру. К практическому, заинтересованному познанию неотомисты относят также , искусство и гуманитарные дисциплины. Над ними возвышается религиозная , эстетика, и иные отрасли философского знания, также занимающие подчиненное положение по отношению к метафизике и теологии, а следовательно, зависимые от Откровения.

Человек трактуется в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из души и тела. Душа - формообразующий по отношению к телу принцип - предстает основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в своих деяниях направляется “естественным законом”, призывающим творить и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, культивировать которые и призвана общественная . Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, находится в центре внимания теоретиков трансцендентального неотомизма (Войтыла , Корет, Лотц, Мюллер , Ранер и др.), сочетающих традиционные томистские положения с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике Хайдеггера и Гадамера, в философской антропологии Шелера, Плеснера, Гелена, в персонализме Рикёра и др. Источник культуросозидающей деятельности человека, его непрестанного самопревосхождения - трансценденции - выводится ими из ее устремленности к божественному Абсолюту.

Для неотомизма характерно сочетание традиционного для христианства провиденциально-эсхатологического видения общественного развития, истории и их анализа в свете современных проблем. Общество (“град земной”) трактуется как объединение личностей и одновременно как “сверхличность”; в своей эволюции ему надлежит следовать вечным ценностно-нормативным принципам, которые могут обрести различные и звучание в зависимости от контекста социальной ситуации. С осуществлением этих принципов неотомисты связывают обеспечение в контексте различных сообществ многообразия форм собственности, примирения противоречий мехчу социальными слоями и классами, политического плюрализма и прав граждан, демократических свобод в сочетании с приматом общечеловеческих культурных ценностей. Неотомисты настойчиво проводят о важности “третьего пути” общественного развития, пролегающего между “капиталистическим индивидуализмом” и “марксистским коллективизмом”. Диалог Церкви (“града божьего”) и общества понимается как внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Неотомизм признает фундаментальную ценность “мирской” истории, наличие в ней имманентной цели, связанной с совершенствованием человечества и его культуры. Вместе с тем для современного неотомизма характерен религиозно-критический

НЕОТОМИЗМ – наиболее авторитетное течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского . После опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII «Aeterni patris» получил статус официальной философской доктрины Ватикана. К числу крупных центров, ориентированных на разработку и пропаганду неотомизма, относятся Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители неотомизма – Э.Жильсон , Ж.Маритен , Ж.-Э.Никола (Франция), Э.Корет , И.Месснер (Австрия), И.-Б.Лота, М.Мюллер, И.Пипер, К.Ранер , Й. де Фриз (Германия), Д.Мерсье, А.Дондейн, Ж.Ладрьер, Л. де Реймейкер, Ф. Ван Стеенберген (Бельгия), К.Войтыла , М.Кромпец (Польша), Б.Мондин, Ф.Ольджати, У.Падовани, К.Фабро (Италия). Уже в 1-й пол. 20 в. наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности основоположений философии Аквината наблюдались попытки ее модернизации путем обращения к наследию Канта, новейших школ западной мысли. После II Ватиканского собора (1962–65), санкционировавшего курс на «обновление» – «аджорнаменто», отчетливо обозначилась антропоцентрическая переориентация неотомизма, означавшая ассимляцию им инструментария и категориальных средств феноменологии , экзистенциальной герменевтики , философской антропологии , персонализма и иных направлений. Вступая в диалог с современным миром, теоретики неотомизма популяризируют свои воззрения в многочисленных книгах и периодических изданиях, выходящих в Европе и США.

В разработке онтологических проблем теоретики неотомизма опираются на установки, традиционные для аристотелевско-томистской традиции. Божественное бытие невыразимо при помощи категорий и запечатлевается лишь специфическими надкатегориальными определениями – трансценденталиями , к числу которых относятся основные его «лики» – единство, истина, благо и красота. Сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры также изначально наделяется ценностным измерением. В Боге имеет место тождество его сущности и существования . В сфере сотворенного бытия сущности предшествует существование, даруемое свыше, что дает основание ряду представителей неотомизма говорить о своеобразном «экзистенциализме» Фомы Аквинского. Последний полагал, что в разуме Творца присутствуют сущностные образцы – формы вещей. Наследуя этот тезис, неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами. Экзистенциальная интерпретация связи божественного бытия и сотворенного мира, предпринятая еще Жильсоном и Маритеном, стала общепринятой в неотомизме. Многообразие сотворенного бытия интерпретируется при помощи идеи гилеморфизма : каждое конкретное образование рассматривается как состоящее из формы и материи . Материя предстает в философии неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Иерархическая упорядоченность – важнейшая черта сотворенного бытия, его ступени: первоматерия, неорганическая природа, мир растений и животных, человек, царство «чистых духов» – ангелов. Неотомизм провозглашает существование аналогии Бога и его творения, позволяющее, исходя из творения, до некоторой степени судить и о самом Творце (принцип аналогии бытия – см. Аналогия сущего ). Наряду с традиционными доказательствами бытия Бога сталипо-пулярными и доказательства, опирающиеся на экзистенциальный опыт личности и идею изначальной теономичности человека.

Теория познания неотомизма различает истину онтологическую и логическую. Если первая – продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога, то вторая связана с познавательной деятельностью человека, его субъективностью. Каждый материальный объект может рассматриваться под различными углами зрения, т.е. представать как формальный объект, интересующий познающего субъекта. Подобное разграничение позволяет утверждать возможность взаимодополнительности обыденного, научного, религиозно-философского и богословского видения одних и тех же материальных объектов. Познание рассматривается как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при постижении реальности. При этом в действие вступают различные душевные способности индивида. «Познавательные формы» чувственного порядка варьируются по степени обобщенности и являют собой итог функционирования совокупности внешних и внутренних чувств. Активный интеллект осуществляет обработку чувственных образов и приводит к образованию «познавательных форм» высшего порядка – понятий. Неотомисты активно обсуждают роль механизма опосредования в процессе познания. Если сторонники умеренно-непосредственного реализма (Жильсон, Маритен и др.) отрицали возможность усвоения учения Канта и иных версий трансцендентальной философии, ищущих доопытные, априорные основания познания, экзистенциальные константы человеческого бытия, то приверженцы умеренно-опосредованного реализма (Корет, Ранер, де Фриз и др.) активно ассимилировали методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, экзистенциальной герменевтики. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая Откровению. На первой ступени познания неотомисты обычно располагают естествознание и философию природы, при этом заимствуя нередко тезисы логического позитивизма , постпозитивизма , французского неорационализма и герменевтики. Наука трактуется как дающая лишь объяснение эмпирических феноменов, в то время как философия природы притязает на мировоззренческий синтез ее данных, опираясь на метафизику. Вторая ступень принадлежит математике, а третья отводится метафизике, анализирующей проблемы бытия . Теология выступает как единство познавательного и практического отношения к миру. К практическому, заинтересованному познанию неотомисты относят также мораль, искусство и гуманитарные дисциплины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философия истории и иные отрасли философского знания, также занимающие подчиненное положение по отношению к метафизике и теологии, а следовательно, зависимые от Откровения.

Человек трактуется в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из души и тела. Душа – формообразующий по отношению к телу принцип – предстает основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в своих деяниях направляется «естественным законом», призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, культивировать которые и призвана общественная жизнь. Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, находится в центре внимания теоретиков трансцендентального неотомизма (Войтыла, Корет, Лотц, Мюллер, Ранер и др.), сочетающих традиционные томистские положения с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике Хайдеггера и Гадамера , в философской антропологии Шелера , Плеснера , Гелена , в персонализме Рикёра и др. Источник культуросозидающей деятельности человека, его непрестанного самопревосхождения – трансценденции – выводится ими из ее устремленности к божественному Абсолюту.

Для неотомизма характерно сочетание традиционного для христианства провиденциально-эсхатологического видения общественного развития, истории и их анализа в свете современных проблем. Общество («град земной») трактуется как объединение личностей и одновременно как «сверхличность»; в своей эволюции ему надлежит следовать вечным ценностно-нормативным принципам, которые могут обрести различные толкование и звучание в зависимости от контекста социальной ситуации. С осуществлением этих принципов неотомисты связывают обеспечение в контексте различных сообществ многообразия форм собственности, примирения противоречий между социальными слоями и классами, политического плюрализма и прав граждан, демократических свобод в сочетании с приматом общечеловеческих культурных ценностей. Неотомисты настойчиво проводят мысль о важности «третьего пути» общественного развития, пролегающего между «капиталистическим индивидуализмом» и «марксистским коллективизмом». Диалог Церкви («града божьего») и общества понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Неотомизм признает фундаментальную ценность «мирской» истории, наличие в ней имманентной цели, связанной с совершенствованием человечества и его культуры. Вместе с тем для современного неотомизма характерен религиозно-критический пафос утверждения несовместимости абсолютного гуманизма христианства с любыми вариантами светского гуманизма. В качестве действенных средств смягчения противоречий современности неотомисты рассматривают евангелизацию культуры и экуменическое сближение религий.

Предмет и метод истории политических и правовых учений

Согласно Аристотелю человек как политическое существо может существовать только в

-: империи Александра Македонского

Представление о политике как прежде всего борьбе за власть ввел

-: Аристотель

+: Н. Макиавелли

-: Т. Гоббс

Аспекты политико-правового содержания учений (два правильных ответа)

+: конкретно-исторический

+: общетеоретический

-: практический

-: общенаучный

Доктрина неотомизма называется в честь

+: Ф. Аквинского

-: Св. Фомы

-: Т. Беккета

Укажите в хронологическом порядке появление политико-правовой теории в истории общества:

1: легистское учение;

2: теория общественного договора;

3: учение о правовом государстве;

4: нормативистская теория права

Последовательность в хронологическом порядке появление школ права в Западной Европе

1: глоссаторов

2: комментаторов

3: гуманистическая

4: историческая

Последовательность в хронологическом порядке появления произведения

1: «Государство» Платона

2: «Сумма теологии» Ф. Аквинского

3: «Левиафан» Т. Гоббса

4: «Капитал» К. Маркса

Соответствие между теорией происхождения государства и исторической эпохой ее появления

L1: патриархальная

L2: теологическая

L3: договорная

L4: материалистическая

R1: древний мир

R2: средневековье

R3: эпоха Просвещения

R4: новое время

Соответствие между произведением и его автором

L1: Аристотель

L2: Н. Макиавелли

L3: Ш. Монтескье

L4: В. Ленин

R1: «Политика»

R2: «Государь»

R3: «О духе законов»

R4: «Государство и революция»

Соответствие между мыслителем и страной его проживания

L1: Аристотель

L2: Конфуций

L3: Цицерон

L4: Заратустра

R1: Греция

R3: Древний Рим

Один из подходов к пониманию права-«запретительный» звучит: «Запрещено, все, что не ***»

+: разрешено

Основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – «воздаяние равным за ***»

-: выборности монархов

-: предопределения

Последовательность в хронологическом порядке появления правовых школ в истории общества

1: глоссаторов

2: легистов

3: естественного права

4: историческая школа права

Последовательность в хронологическом порядке деятельности юристов

1: Ульпиан

2: Монтескье

4: Кельзен

L1: Кельзен

L3: Ш. Монтескье

L4: Прудон

R1: теория правового нормативизма

R2: теория раннего либерализма

R3: разделения властей

R4: анархизма

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией происхождения государства

L1: Энгельс

L3: Ш. Монтескье

L4: Гумплович

R1: материалистическая

R2: договорная

R3: теократическая

R4: теория насилия

К числу католических мыслителей не принадлежит

-: Ф. Аквинский

-: Ж. Маритен

+: Т. Гоббс

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией

L1: И. Бентам

L2: Дж. Остин

L3: Л. Дюги

L4: О. Бланки

R1: английский либерализм

R2: юридический позитивизм

R3: солидаризм

R4: революционно-утопический коммунизм

Соответствие между мыслителем и источником права

L1: Гегель

L4: Ф. Аквинский

R1: абсолютный дух

R2: национальный дух

R3: воля экономически господствующего класса

R4: воля Бога

Политическим теоретиками из числа русских царей были (2 правильных ответа)

+: Екатерина II

-: Николай

-: Михаил Романов

Святым католической церкви не является

-: Ф. Аквинский

-: Августин Аврелий

-: Ж. Маритен

Высокопоставленным православным церковным деятелем не является

+: Н. Сорский

-: Илларион

-: И. Волоцкий

-: Ф. Прокопович

«Матерью всех парламентов» называют

+: Вестмистер

-: кортесы

-: Генеральные штаты

-: альтинг

В древнем мире наиболее стабильной формой правления является

+: монархия

-: демократия

-: аристократия

-: тирания

В современном мире наиболее стабильной формой правления является

-: олигархия

+: демократия

-: аристократия

-: тирания

Неотчуждаемые права получают феодалы в соответствии с (два правильных ответа)

+: Великой хартией вольностей

+: Жалованной грамотой дворянству

-: Habeas Corpus Асt

Священным писанием не является

+: Артхашастра

-: Ветхий Завет

-: Новый Завет

Соответствие между мыслителем и родом его занятий

L1: Платон

L3: Полибий

R1: философ

R2: социолог

R3: историк

Крепостное право первым в Европе на общегосударственном уровне было отменено

+: Болонская республика

-: Венецианская республика

-: Франция

Крепостное право последним в Европе на общегосударственном уровне было отменено

-: Австро-Венгрия

-: Испания

Старейшей из ныне действующих конституций мира является конституция

-: Великобритании

-: Франции

Основатель Священной Римской империи

-: Октавиан Август

-: Юлий Цезарь

+: Карл Великий

-: Карл Мартелл

Абсолютная монархия установилась в (два правильных ответа )

+: Франции

-: Голландии

Крупнейшим центром мусульманского образования является университет «ал-Азхар», находящийся в

-: Дамаске

-: Стамбуле

-: Багдаде

Последовательность в хронологическом порядке создания университетов

1: Болонский

2: Парижский

3: Гарвардский

Укажите имя философа, идеи которого развивают представители неотомизма

Ответы к тесту
1. (а, в)
2. (а, б, в)
3. (б, в)
4. (а, б, в)
5. (1: а, в, д; 2: б, г, е)
6. (а, б, в)
7. (а, в, г)
8. (в)
9. (Г. Лейбниц, Парменид, Николай Кузанский, Л. Фейербах)
10. (Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас)
11. (в, д)
12. (б, г)
13. (в, г, е)
14. (б, д, е)
15. (г)
16. (б)
17. (в, г, ж)
18. (а)
19. (б, в)
20. (1: г; 2: а, б, в)
21. (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун)

1. Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии:
а) классика; г) протофилософия;
б) неоклассика; д) постфилософия.
в) неклассика (постклассика);
2. Назовите предпосылки кризиса классического философствования:
а) кризис рационалистического мировоззрения;
б) революция в естествознании;
в) фрагментация проблемного поля философии;
г) появление новых философских концепций.
3. Определите черты, отличающие постклассику от классической философии:
а) критика созерцательности предшествующей философии;
б) отрицание познаваемости мира.
4. Назовите черты философского знания, характерные как
для философской классики, так и для постклассической философии:
а) логическая строгость выводов; в) рефлексивность;
б) интерес к человеку; г) противостояние материализма и
идеализма.
5. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:
1. Классика а) культ разума;
б) обращенность к иррационализму;
в) понимание истины как достоверного знания;
г) усиливавшийся интерес к человеку;
2. Постклассика д) противостояние материализма и идеализма;
е) фрагментация проблемного поля
философии.
6. Выделите основные стратегии постклассического философствования:
а) феноменологическая; г) социально-критическая;
б) аналитическая; д) эвристическая.
в) психологическая;
7. Из приведенного перечня выделите основные направления развития постклассической философии:
а) неотомизм; г) постпозитивизм;
б) неоплатонизм; д) постмарксизм;
в) экзистенциализм; е) патристика.
8. Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия:
а) философия науки; г) философия права;
б) философская герменевтика; в) постструктурализм.
9. Выделите философов классической эпохи:
Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Лейбниц, Парменид, К. Ясперс,
Николай Кузанский, Л. Фейербах, К. Поппер, Т. Кун.
10. Назовите философов постклассической эпохи:
Аристотель, Э. Гуссерль, Дж. Локк, Р. Декарт, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас, И. Кант, Фома Аквинский.
11. Определите содержание термина «иррационализм»:
а) отказ от познания мира;
б) отрицание возможности познания мира человеком;
в) отрицание познавательных возможностей разума;
г) сомнение в возможностях научного познания;
д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.
12. Определите, какие из указанных философских концепций могут быть отнесены к современным школам религиозной
философии:
а) неомарксизм; в) неопозитивизм;
б) неотомизм; г) неопротестантизм.
13. Назовите проблемы, характерные для современной
теологической философии:
а) бытия и небытия; д) познаваемость мира;
б) происхождение мира; е) бытие человека как
в) бытие Бога как творца; высшего творения.
г) взаимоотношение
человека и природы;
14. Укажите основные установки, из которых исходит философия неотомизма:
а) механицизм; г) гносеологический дуализм;
б) креационизм; д) теодицея;
в) эволюционизм; е) провиденциализм.
15. Укажите имя философа, идеи которого развивают
представители неотомизма:
а) Аристотель; г) Фома Аквинский;
б) Платон; д) У. Оккам.
в) Августин Блаженный;
16. Определите главный принцип, лежащий в основе неотомизма:
а) первичность материи, вторичность сознания;
б) гармонии веры и разума;
в) признание природы причиной самой себя.
17. Выделите философов-неотомистов ХХ в.:
а) С. Кьеркегор; г) Ж. Маритен;
б) М. Хайдеггер; д) М. Мерло-Понти;
в) Э. Жильсон; ж) К. Войтыла.
18. Назовите имя религиозного философа, в учении которого предпринята попытка соединения комплекса конкретных
наук и теологической философии:
а) Тейяр де Шарден; в) Н.К. Рерих.
б) В.И. Вернадский;
19. Укажите основные принципы неопозитивизма:
а) принцип развития; в) принцип конвенциализма;
б) принцип верификации; г) принцип всеобщей связи
явлений.
20. Установите соответствия, позволяющие охарактеризовать различие в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:
1. Неопозитивизма) а) проблема структуры научного знания;
б) проблема социокультурной обусловленности научного познания;
2. Постпозитивизм в) проблема роста научного знания;
г) проблема логического анализа языка науки.
21. Назовите представителей постпозитивистской философии науки:
К. Поппер, Б. Рассел, И. Лакатос, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, Р. Карнап, Т. Кун.

Неотомизм — современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),
И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия — служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель — интеллектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.

Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира.

Бог обусловливает единство мира . С точки зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.

Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что человеческое бытие отличается неполнотой благодаря тому, что деятельность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и формулирует религиозный смысл бытия индивида. Человеку богом дарована свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой, или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор.

Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.

Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам
Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиозной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внимания уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности.

Loading...Loading...