Где мощи бориса и глеба. Перенесение мощей блгвв

Со всей определенностью можно сделать вывод о том, что святые князья Борис и Глеб были канонизованы при великом князе Киевском Ярославе Мудром и митрополите Киевском Иоанне I, в воскресенье 24 июля 1037 года в Киевской епархии (первый этап). Последующая судьба святых мощей братьев также представляет значительный интерес: они были перенесены еще дважды, причем оба раза в воскресенье и в мае.

По смерти великого князя Киевского Ярослава Мудрого почитание святых страстотерпцев растет. Их новое перезахоронение происходит в 1072 году, когда их племянники, князья Изяслав (в то время великий князь Киевский; † 1079), Святослав († 1076) и Всеволод († 1093) Ярославичи, а также русские иерархи во главе с митрополитом Георгием († после 1073) в воскресенье 20 мая переносят останки святых братьев в новую одноглавую церковь. Церковь эта была построена стяжанием великого князя на месте прежней пятиверхой, уже ветхой.

Князья несут на своих плечах деревянный гроб Бориса, а затем в церкви перекладывают мощи в каменный саркофаг. Затем привозят на санях каменный саркофаг с мощами Глеба. При открытии гробниц святых князей митрополит благословляет трех братьев-князей рукою святого Глеба. Затем совершается Божественная литургия, после чего устраивается пир. С того времени начинается процесс общерусского прославления святых страстотерпцев Бориса и Глеба (второй этап канонизации).

Следует отметить, что, когда сначала был открыт гроб Бориса и церковь наполнилась благоуханием от мощей (немаловажный факт при уже ранее состоявшейся канонизации), митрополит Георгий, будучи «не твердъ верою к нима», упал ниц и стал молиться и просить о прощении: «Прости мя Господи, яко съгреших неверьствовахъ къ святыма твоима».

Здесь следует пояснить, что сомнения митрополита-грека были вполне естественны. Борис и Глеб - именно страстотерпцы, причастники страстей Христовых, а не мученики за веру (канонизация князей потребовала дополнительного согласования с Константинополем).

Почитание святых Бориса и Глеба набрало силу примерно через сто лет после их смерти. Доходило даже до благочестивого соревнования между состоятельными людьми – кто лучше украсит ковчег со святыми мощами. Как сообщает календарь издательства Московской Патриархии, сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки. В свою очередь Владимир Мономах († 1125) в 1102 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но всех превзошел Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1111 году.

Центром почитания Бориса и Глеба стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде. Кроме мощей в ней хранились и другие реликвии, связанные с братьями, в том числе меч святого князя Бориса. А в Новгороде в честь святых каменный храм, если верить новгородским летописям, построил былинный Садко, он же Сотко Сытинич. Мощи святых Бориса и Глеба были утрачены во время нашествия хана Батыя в 1240 году, когда вышгородскй храм был разрушен.

Хочу отметить связь благоверных князей Бориса и Глеба со святителем Николем Чудотворцем.
"Радуйтеся, во граде Дорогобужи жену некую, в праздник святителя Николая работавшую, разрушением храмины ея и изсушением руки наказавшии; радуйтеся, по триех летех с верою притекавшей ко святым мощем вашим жене той исцеление подавшии." Икос 8, Из акафиста святым благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу во св. Крещении Роману и Давиду, Российским чудотворцам.

- Борис и Глеб

Святые благоверные князья российские и страстотерпцы Борис и Глеб - первые русские канонизированные святые, совершившие свой духовный подвиг в XI веке. На протяжении десяти столетий люди помнят о них и молятся им, обращаются к небесным покровителям за помощью и за исцелением.

На некоторых православных русских иконах изображены два брата. Один постарше, с бородкой, другой по моложе. На них княжеские плащи, шапочки с круглым верхом и собольей опушкой. Братья стоят или едут рядом на легконогих лошадках: одна вороная, черная, другая — рыжая, смотрится почти красной. Это Борис и Глеб — первые святые русской земли.

История братьев Бориса и Глеба

Братья были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославовича — того самого, которого народ прозвал «Красным Солнышком». Борис и Глеб с молодых лет слышали непростую историю их отца. Ему пришлось поднять оружие на своего старшего брата Ярополка, борьба которого за княжескую власть привела к гибели их третьего брата — Олега. Одолев дружину брата, Владимир проявил великодушие и не собирался проливать родную кровь. Однако Ярополк все же погиб от мечей варягов, и его смерть тяжелым камнем лежала на душе у князя Владимира.

Распри между князьями привели к великому разорению русских земель. Воспользовавшись смутой, на Русь двинулись поляки и болгары, на южных ее рубежах совершали набеги степняки-печенеги. Владимиру Святославовичу не раз пришлось водить свою дружину в походы, освобождая и собирая под свое крыло захваченные уделы. После одного из таких походов (на Херсонес) киевский князь крестил своих подданных в водах Днепра.

Новая, православная, вера была по сердцу Борису и Глебу. Старший, Борис, хорошо знал грамоту, часто читал Священное Писание и говорил с братом о жизни великих христианских подвижников и мучеников. Примеры людей, не дрогнувших перед суровыми жизненными испытаниями и не поступившихся своей верой, вдохновляли братьев. Очень скоро им самим пришлось делать в жизни трудный выбор.

В 1015 году престарелый князь Владимир Святославович тяжело заболел и не смог возглавить очередной поход против печенегов. Вместо себя он отправил своего сына Бориса, который к тому времени уже почти четверть века княжил в городе Ростове. У Владимира было несколько сыновей, но его выбор пал на Бориса не случайно. Тот был хорошим воеводой, был добр к простому люду, его любила дружина.

Борьба братьев за княжество на Руси

В том походе сражаться Борису не пришлось. Печенеги, узнав о приближении грозной рати, ушли далеко в степи, а из Киева к тому времени пришли скорбные вести — скончался князь Владимир. Однако не только это печалило Бориса. Гонцы сообщали, что киевский престол захватил его старший брат Святополк. Опасаясь, что Борис тоже станет претендовать на престол, он задумал его убить.

Возмущенная дружина Бориса шумела, предлагая идти войной на Киев, силой взять престол и скинуть с него нелюбимого ими Святополка. Однако Борис прекрасно знал, к чему приведут такие действия. Пожар старой семейной драмы вновь готов был вспыхнуть, теперь уже опаляя детей князя Владимира. Руси опять грозило разорение, сотни дружинников могли погибнуть в княжеской схватке за власть.

Смерть Бориса

Борис не хотел этого допустить. Он отпустил дружину и остался в своем шатре молиться. Он знал, что посланные Святополком убийцы уже недалеко. Они ворвались в шатер к князю утром и стали бить его копьями. Бориса пытался прикрыть своим телом его верный слуга — венгр Георгий. Не пощадили и его. Тело истекающего кровью князя завернули в ткань шатра, бросили на телегу и повезли в сторону Киева. У стен города Борис еще дышал. Довершая свое черное дело, убийцы закололи его мечами. Тело убитого князя было погребено в Вышгороде, у церкви святого Василия.

Смерть Глеба

В то время Святополк послал гонцов к Глебу, который княжил в Муроме. Гонцы сообщили Глебу, что князь Владимир тяжело заболел и зовет сына в Киев проститься перед смертью. На самом деле и Владимир, и Борис были уже мертвы. Этой хитростью Святополк пытался выманить из Мурома своего брата, чтобы расправиться и с ним. Глеб поверил гонцам и отправился в дорогу.

Неподалеку от Смоленска Глеба нашли другие вестники. Они были посланы четвертым сыном Владимира — Ярославом, который хотел сообщить брату, что отец их мертв, Борис убит, а жизнь Глеба находится в смертельной опасности. Глеб не пожелал верить этим ужасным словам. У него была возможность вернуться в Муром, окружить себя дружиной, переждать. Однако, как и его брат Борис, он не пожелал противиться злу и поехал навстречу своей гибели.

Смерть настигла Глеба на Днепре, в устье речки Медыни. Ладья убийц догнала ладью Глеба, и через несколько мгновений юный князь пал с перерезанным горлом. В летописях сказано, что тело убитого было брошено на берегу «между двумя колодами».

Проклятие Святополка Смердящего

Борис и Глеб почти добровольно приняли смерть, отказавшись от вооруженной борьбы со злокозненным братом, однако тому не суждено было долго править в Киеве. Осенью к стенам города подступила новгородская рать, возглавляемая Ярославом. Опасаясь расправы, Святополк бежал.

Но смириться с потерей власти он не мог и еще дважды появлялся у стен Киева. Первый раз он привел печенегов, второй раз — поляков. Святополк хотел добиться власти любыми путями. Ярослав боролся с братоубийцей долгих четыре года. Однажды он был вынужден даже бежать в Новгород, но в 1019 году Святополк все же был окончательно побежден. Решающий бой произошел у реки Альты — той самой, на берегу которой был убит князь Борис. Святополк же бежал в Польшу, где до конца своих дней не находил себе пристанища. В народе его прозвали Смердящим.

Борис и Глеб - первые русские святые

Тело Глеба было найдено через несколько лет. Чудесным образом его не коснулся тлен. Останки мученика были захоронены рядом с братом — в Вышгороде.

Впоследствии около могилы убиенных князей был освящен первый из Борисоглебских храмов. Его построил Ярослав Мудрый, а освящение каменной пятиглавой церкви 24 июля 1026 года совершил Иоанн, митрополит Киевский, вместе с собором местного духовенства.

В 1071 году Борис и Глеб были причислены к лику святых. Они не были ни монахами, ни отшельниками. Братья не ответили на зло насилием, приняли смерть и так стали первыми русскими страстотерпцами. Их память чтится 2 мая; в этот день мощи братьев были перенесены в новую церковь в Вышгороде. Святые Борис и Глеб были и остаются на Руси «небесными молитвенниками» за всех православных христиан.

Начало почитанию святых братьев-князей Бориса и Глеба положил тоже их брат Ярослав Мудрый после того, как занял в Киеве великокняжеский престол.

Летописцы единодушно сравнивали Святополка с другим братоубийцей, библейским Каином, имя которого стало нарицательным, и утверждали, что злодею до конца его дней нигде не нашлось покоя, и даже его могила источала зловоние и смрад.

Кровь же, пролитая Глебом и его братом, словно залила пожар междоусобных раздоров, горевший на Руси, память же о братьях навсегда пережила их, ибо сказано в Святом Писании: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

Временами, в ключевые моменты истории, образы братьев являются в мир, благословляя людей на духовные подвиги.

Благословение братьев Александру Невскому

В 1240 году в устье Невы вошли шведские корабли. Когда весть о вторжении врагов долетела до Новгорода, его князь Александр, не дожидаясь подмоги соседей, выступил со своей дружиной навстречу неприятельской эскадре. Легенда рассказывает, что в ночь перед битвой на водах реки в тумане появилась ладья, на которой стояли два святых брата. Они благословили новгородцев на ратный подвиг. Шведы были разбиты, и после той славной победы .

Борис и Глеб покровители рода Рюриковичей

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями царствующего , и почитаются православной Церковью как чудотворцы-целители и страстотерпцы.


Саша Митрахович 25.01.2016 12:37


На фото: Перенесение мощей Бориса и Глеба.

В чем же состоит особенность святых Бориса и Глеба , в чем заключался их духовный подвиг, что столько веков люди помнят о нем? Если разобраться, то кажется, что ничего особенного они не совершили — они ведь даже не мученики, а страстотерпцы, то есть те, кто без сопротивления принял страдания и смерть от рук единоверцев, а не совершал мученического исповедания веры.

Борис и Глеб были сыновьями киевского князя Владимира Святославича, старшими сводными братьями им приходились Святополк, получивший прозвище Окаянный, и Ярослав Мудрый.

Владимир призвал Бориса в Киев и дал ему воинов, чтобы он сразился с печенегами. Тот выступил в поход и, не встретив врага, собирался возвращаться, и вдруг получил известие о смерти отца и о том, что Святополк хочет убить его, чтобы захватить единолично власть.

Борис не стал спасаться бегством, а встал на молитву в своем шатре - тут и напали на него подосланные Святополком убийцы. Смертельно раненный, он молился о прощении для своих врагов.

«И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: “Братья, приступивши - заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!”»

Ярослав предупредил Глеба, что Святополк хочет убить и его вслед за братом, но Глеб тоже не стал скрываться от врагов и принял страдание и смерть. Тело его бросили в пустынном месте, и долгое время пастухи видели там свет и слышали ангельское пение, но никто не знал причины, пока Ярослав Мудрый через много лет не нашел тело Глеба и не похоронил его рядом с Борисом. Тело святого оставалось нетленно, и дикие звери не тронули его.


В 1072 году мощи братьев были торжественно перенесены в новый собор в Вышгороде - с тех пор 15 мая считается днем их прославления. В течение ста лет у гроба святых совершались чудеса исцеления, поэтому они были прославлены как целители.

Во всех изображениях — и на иконах, и в литературных памятниках — подчеркиваются смирение и кротость братьев, их добрые, мягкие лица. Именно в этом и заключается их святость - в принятии страданий без сопротивления, в прощении и любви.

Народ хранит память о святых в названиях церквей, монастырей и городов - в России есть город Борисоглебск в Воронежской области, Романов-Борисоглебск (Тутаев) в Ярославской области, город Даугавпилс в Литве тоже носил раньше имя Борисоглебск, и это не говоря о множестве Борисоглебских церквей.

В Москве известный храм Бориса и Глеба, уничтоженный в 1930-е годы, находился у Арбатских ворот - о нем вспоминает Борис Пастернак в стихотворении «Вакханалия»:

Город. Зимнее небо.
Тьма. Пролеты ворот.
У Бориса и Глеба Свет, и служба идет.
Лбы молящихся,
ризы И старух
шушуны Свечек
пламенем снизу
Слабо озарены...


Плач Бориса по умершему отцу находит отклик в сердцах читателей даже через тысячу лет:

«Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать твои прекрасные седины. Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль?»


Саша Митрахович 07.11.2018 18:16

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были мужчинами знатного происхождения, которые унаследовали титулы князей, веровали в Господа Бога и при жизни сделали много полезных деяний. Почитают их память торжественным богослужением. Праздничные дни в православном календаре: 15 (2) мая, 6 августа (24 июля) и 18 (5) сентября.

Святые пережили смутную эпоху христианских гонений и язычничества, а потому их мощи нашлись с трудом. Могилу убиенного князя Бориса нашли около города Вышгорода, находящегося близ Киева. А через некоторое время стало известно, где был погребён и благоверный Глеб. Его мощи нашли в нескольких километрах от Смоленска – в городке Смядыни. Получив разрешение от местного руководства на извлечение их мощей, архиепископы перевезли их по реке Днепр в Киев. Там, в честь князей, в 1026 году была основана и освящена пятиглавая церковь, куда и по сей день съезжаются верующие для молитвы святым. Прихожане верят в чудодейственную силу данного места, так как здесь было замечено большое количество исцелений и очищений грешных личностей. Сюда приводили огромное количество людей с вредными привычками или печальным прошлым. Они проводили несколько дней в окружении служителей Вышгородского Борисоглебского собора и ощущали значительное облегчение. Большая часть из них бросали курить или употреблять алкоголь, а разуверившиеся – ценить каждый миг жизни и верить в светлое будущее.

В историческом контексте Вышгородская церковь была довольно популярной среди семейства Ярославичей, которые ежегодно приходили на службу, посвященную памяти Бориса и Глеба. После объединения своих княжеств они приняли решение установить ежегодное празднование в честь святителей – 2 (15) мая. На первом богослужении присутствовали такое выдающиеся личности, как митрополит Георгий Киевский и Неофит Черниговский. Сюда же съехались епископы, игумены и духовенство с самых дальних уголков Киевской Руси. Интересно то, что Святослав Ярославич намеревался отреставрировать храм, соорудив вокруг него каменное обрамление. Когда начались работы, Святославу во сне явился архангел Гавриил, который строго запретил мужчине возводить вокруг церкви каменную кладку, но он не принял во внимание вещее виденье и продолжал свою работу. Через месяц он умер от неизвестной болезни, так и не закончив своё дело. В 1093 году князь Всеволод решил закончить кладку из камня, но достроил её, она обрушилась в ту же ночь.

Почитание страстотерпцев было наиболее развито во время правления внуков Ярослава, но не привело к позитивным последствиям, ведь являлось неким соревнованием между братьями. Каждый из них хотел всё больше угодить Богу и святым материальными благами, но мужчины забывали и о чистоте души, которая достигается посредством покаяния и молитв. К примеру, Святополк велел своим мастерам написать иконы в честь страстотерпцев, выполненные из серебра, а его брат на следующий день отдал приказ на изготовление золотых икон и образов Борису и Глебу.

Стоит отметить, что святые были одними из первых русских мужей, которых канонизировали как в России, так и в Византии. Священники византийских церквей вели ежегодную службу в их честь, а инициатором действа стал преподобный Иоанн I (митрополит 1008-1035 годов). Этот факт способны подтвердить летописи, находящиеся в городе Минея. Это свидетельствует об особом почитании и уважении страстотерпцев не только в Киевской Руси, но и в других государствах. Их мощи являются национальной гордостью и символом православной религии.

May 15th, 2016 , 02:43 am


Памятник Борису и Глебу в городе Дмитров

Канонизация Бориса и Глеба в лике святых, произошла при перенесении их мощей в новую каменную церковь. Эта торжественная церемония была совершена 20 мая 1072 года при участии детей Ярослава Мудрого князей Изяслава , Святослава и Всеволода , киевского митрополита Георгия , ряда других архиерев и киевского монашества. При этом братьям сразу было установлено не местное, а общецерковное почитание, сделавшее их патронами Русской земли. Это перенесения мощей и отмечается Церковью 15 мая .

Братья были канонизированы как страстотерпцы , что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Б ратья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, приписываемых их мощам ( князь Святослав , также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны ).

Борис и Глеб канонизированы в лике святых и Католической Церковью, но там они известны под именами которыми были крещены и Католическая Церковь святых князей именует Роман Русский и Давид Польский.

В Православной Церкви святые больше вспоминаются именами которые были у князей до крещения Борис и Глеб, так как нард на Руси своих князей знал и почитал именно по первыми языческими именами и ни кто не называл Бориса и Глеба Романом и Давидом, как ни кто не называл князя Владимира, Василием - это имя было у него в крещении, как и Александр Невский в схиме для Православной Церкви имел имя Ярослав. Прежде всего первоночальные имена князей, те которые давались до крещения или до монашества в которые князья вступали прославлялись в сражениях и битвах ещё до смены имён и военные подвиги делали именам славу ещё до того как князь принимал крещение или монашество.

Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители , а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников.

Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в 1115 году . В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями. Среди них был меч Бориса, вывезенный в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским . Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата.

В 1070-е годы были построены деревянные храмы и на местах убийства братьев. Вскоре их заменили на каменные: в 1117 году на реке Альте (место убийства Бориса), а в 1145 году на Смядыни (место убийства Глеба). Уже при деревянных церквях образовались монастыри (на Альте — ранее 1073 , Борисоглебский монастырь на Смядыни — не позднее 1138 года).

В честь святых братьев Бориса и Глеба возникло много церквей и обителей в разных городах России. До середины XVI века летописец приводит более 20 случаев построения церквей в их честь. К древнейшим из них относятся: собор в Чернигове, церкви в Полоцке, Новгороде, Кидекше (под Суздалем) , Гродно. В четырёх из них (кроме Новгорода), мне удалось побывать. Монастыри Бориса и Глеба стоят в Торжке, Переславле-Залесском, Ростове..

В честь Бориса и Глеба был назван ряд населённых пунктов: Борисполь, Борисоглебск, Борисоглебов, Борисоглебово...

Бла-го-вер-ные Бо-рис и Глеб вме-сте с рав-ноап-о-столь-ны-ми кня-ги-ней Оль-гой и кня-зем Вла-ди-ми-ром ста-ли пер-вы-ми свя-ты-ми на Ру-си. Уда-лось ли за ты-ся-чу лет со-хра-нить их мо-щи и где они сей-час на-хо-дят-ся?

По-чи-та-ние свя-тых Бо-ри-са и Гле-ба на-бра-ло си-лу при-мер-но через сто лет по-сле их смер-ти. До-хо-ди-ло да-же до бла-го-че-сти-во-го со-рев-но-ва-ния меж-ду со-сто-я-тель-ны-ми людь-ми - кто луч-ше укра-сит ков-чег со свя-ты-ми мо-ща-ми. Как со-об-ща-ет ка-лен-дарь из-да-тель-ства Мос-ков-ской Пат-ри-ар-хии, сын Изя-с-ла-ва Свя-то-полк († 1113) устро-ил свя-тым се-реб-ря-ные ра-ки. В свою оче-редь Вла-ди-мир Мо-но-мах († 1125) в 1002 г. тай-но, но-чью при-слал ма-сте-ров и око-вал се-реб-ря-ные ра-ки ли-ста-ми зо-ло-та. Но всех пре-взо-шел Олег (1115), зна-ме-ни-тый «Го-ри-сла-вич», упо-ми-на-е-мый в «Сло-ве о пол-ку Иго-ре-ве». Он «умыс-лил воз-двиг-нуть со-кру-шив-шу-ю-ся ка-мен-ную (цер-ковь) и, при-ве-дя стро-и-те-лей, дал в оби-лии все-го, что нуж-но». Цер-ковь бы-ла го-то-ва в 1011 го-ду.

Цен-тром по-чи-та-ния Бо-ри-са и Гле-ба ста-ла цер-ковь в их честь, по-стро-ен-ная в Вы-ш-го-ро-де. Кро-ме мо-щей в ней хра-ни-лись и дру-гие ре-лик-вии, свя-зан-ные с бра-тья-ми, в том чис-ле меч свя-то-го кня-зя Бо-ри-са. А в Нов-го-ро-де в честь свя-тых ка-мен-ный храм, ес-ли ве-рить нов-го-род-ским ле-то-пи-сям, по-стро-ил бы-лин-ный Сад-ко, он же Сот-ко Сы-ти-нич.

Мо-щи свя-тых Бо-ри-са и Гле-ба бы-ли утра-че-ны во вре-мя на-ше-ствия ха-на Ба-тыя в 1240 го-ду, ко-гда вы-ш-го-род-скй храм был раз-ру-шен. Вме-сте с мо-ща-ми свя-тых бра-тьев во вре-мя на-ше-ствия бы-ли утра-че-ны мо-щи и дру-гих древ-ней-ших свя-тых рус-ской зем-ли - рав-ноап-о-столь-ных кня-зя Вла-ди-ми-ра и кня-ги-ни Оль-ги. По сча-стью, в XVII ве-ке мо-щи бы-ли сно-ва най-де-ны.

Око-ло 999 го-да свя-той Рав-ноап-о-столь-ный князь Вла-ди-мир при-ка-зал пе-ре-не-сти те-ло сво-ей ба-буш-ки кня-ги-ни Оль-ги в пер-вый ка-мен-ный храм древ-ней Ру-си - храм Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в Ки-е-ве. Во вре-мя пе-ре-не-се-ния лю-ди уви-де-ли, что мо-щи со-хра-ня-ют-ся нетлен-ны-ми, так про-изо-шло пер-вое в рус-ской ис-то-рии об-ре-те-ние нетлен-ных мо-щей. Свя-тые мо-щи бы-ли по-ло-же-ны в ка-мен-ный гроб и уста-нов-ле-ны в успен-ском хра-ме, на-зы-ва-е-мом так же Де-ся-тин-ным. На-зва-ние воз-мож-но свя-за-но с цер-ков-но-адми-ни-стра-тив-ной ре-фор-мой кня-зя Вла-ди-ми-ра, уста-но-вив-ше-го цер-ков-ную де-ся-ти-ну. Слу-чи-лось так, что мо-щи раз-де-ли-ли судь-бу хра-ма, в ко-то-ром на-хо-ди-лись.

Во вре-мя на-ше-ствия та-тар на Ки-ев в 1240 го-ду Де-ся-тин-ная цер-ковь бы-ла раз-ру-ше-на, а мо-щи ока-за-лись со-кры-ты под спу-дом, вме-сте с мо-ща-ми свя-то-го кня-зя Вла-ди-ми-ра. В XVII ве-ке, со-глас-но цер-ков-но-му пре-да-нию, мо-щи бы-ли най-де-ны ки-ев-ским мит-ро-по-ли-том Пет-ром Мо-ги-лой, про-во-див-шим рас-коп-ки Де-ся-тин-ной церк-ви. В на-ча-ле XVIII ве-ка мо-щи вновь, по неиз-вест-ной при-чине, бы-ли окон-ча-тель-но утра-че-ны. До недав-не-го вре-ме-ни.

В хра-ме свт. Ни-ко-лая в Пы-жах (Боль-шая Ор-дын-ка д. 27а/8, ст. м. Тре-тья-ков-ская) хра-нит-ся неболь-шая ико-на свя-той Оль-ги с ча-стич-кой мо-щей. Как рас-ска-за-ли нам в хра-ме, ико-на бы-ла по-жерт-во-ва-на од-ной из при-хо-жа-нок. В се-мье этот об-раз с бла-го-го-ве-ни-ем пе-ре-да-ва-ли из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние. По се-мей-но-му пре-да-нию, ча-стич-ка мо-щей при-над-ле-жит св. рав-но-ап. кня-гине Оль-ге. По буд-ням свя-ты-ня вы-став-ле-на в тра-пез-ной ча-сти хра-ма, и к ней сво-бод-но мож-но при-ло-жить-ся.

Так-же несколь-ко лет на-зад на Укра-ине за-яви-ла о се-бе неко-то-рая се-мья, на-зы-ва-ю-щая се-бя «по-том-ка-ми» рав-ноап-о-столь-ной кня-ги-ни и яко-бы со-хра-нив-шая мо-щи кня-ги-ни Оль-ги. Се-мья, на-сколь-ко мож-но су-дить по со-об-ще-ни-ям в СМИ, пла-ни-ру-ет по-стро-ить свой соб-ствен-ный храм.

По-сле на-ше-ствия та-тар, мо-щи свя-то-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, как и мо-щи свя-той кня-ги-ни Оль-ги, ока-за-лись под раз-ва-ли-на-ми Де-ся-тин-ной церк-ви. В 1635 го-ду ки-ев-ский мит-ро-по-лит Петр Мо-ги-ла об-на-ру-жил два сар-ко-фа-га, в од-ном из ко-то-рых, по его пред-по-ло-же-нию, на-хо-ди-лись мо-щи свя-то-го Вла-ди-ми-ра. «В вос-по-ми-на-ние бу-ду-щим ро-дам» свя-ти-тель до-стал из гро-ба гла-ву (че-реп и ниж-нюю че-люсть) и кисть пра-вой ру-ки, эти свя-ты-ни хра-ни-лись в Ки-е-ве до са-мой ре-во-лю-ции.

В со-вет-ское вре-мя мо-щи ока-за-лись в лавр-ском Му-зее куль-тов и бы-та. Пе-ред вой-ной скуль-птор-ан-тро-по-лог Ми-ха-ил Ге-ра-си-мов увез мо-щи для вос-со-зда-ния ис-то-ри-че-ско-го об-ли-ка кня-зя Вла-ди-ми-ра в Ле-нин-град, где они во вре-мя вой-ны бес-след-но ис-чез-ли. Так бы все и за-кон-чи-лось, ес-ли бы мит-ро-по-лит Петр Мо-ги-ла в свое вре-мя не по-да-рил часть гла-вы (а имен-но - че-люсть) ца-рю Ми-ха-и-лу Фе-до-ро-ви-чу. Царь по-ме-стил свя-ты-ню в Успен-ский со-бор Мос-ков-ско-го Крем-ля

По-сле ре-во-лю-ции эта часть мо-щей хра-ни-лась в кремлев-ских в му-зе-ях. По слу-чаю ты-ся-че-ле-тия кре-ще-ния Ру-си в 1989 го-ду Церк-ви бы-ли пе-ре-да-ны несколь-ко мо-ще-ви-ков, один из них был с мо-ща-ми свя-то-го кня-зя. В 2005 го-ду, по прось-бе пред-сто-я-те-ля Укра-ин-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви мит-ро-по-ли-та Вла-ди-ми-ра, мо-щи кре-сти-те-ля Ру-си бы-ли воз-вра-ще-ны в го-род, с ко-то-ро-го все на-ча-лось - Ки-ев. В свя-зи с празд-но-ва-ни-ем 1025-ле-тия Кре-ще-ния Ру-си ков-чег с мо-ща-ми во-зят по го-ро-дам, по-сле че-го он вер-нет-ся об-рат-но в Ки-е-во-Пе-чер-скую Лав-ру.

Под-го-то-вил Ки-рилл Ми-ло-ви-дов

Loading...Loading...