Икона крещение господне 17 18 век. Иконы крещения господня

История праздника

Крещение Господа Иисуса Христа, повествование о котором весьма кратко изложено у всех четырех евангелистов (Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-23; Ин. I, 33-34), является важнейшим событием евангельской истории, знаменуя собой начало публичной деятельности Христа. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне предстало тем событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами.

Как повествуется в Евангелии, до явления Иисуса Христа людям, в иудейской пустыни крестил народ и проповедовал скорое пришествие Мессии Предтеча Господень Иоанн, предвозвещенный пророком Исаией в образе «гласа вопиющего в пустыни»: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Мф. III, 3). Крещение, совершавшееся Иоанном Предтечей над народом, являлось крещением покаяния и исповедания своих грехов, согласно его вдохновенному призыву: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. III, 2).

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом и вся страна иудейская ждала Его пришествия, благодаря чему многие евреи приняли Иоанна за Спасителя мира как человека чистой жизни, жившего в пустыне, носившего одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней (Мф. III, 4). Однако Иоанн сам им свидетельствовал о том, что он не Христос и крещает только водою, но что после него придет Муж, Которому он не достоин понести сапог. Он и есть Спаситель мира, Который крестит людей «Духом Святым и огнем» (Мф. III, 11).

В самый день Крещения, как говорится в евангельском рассказе, «приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от Него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Ты есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. III, 17). Таким образом, Господь ясно указал Иоанну Крестителю и народу, о том, что перед ними Спаситель мира Христос, по свидетельству самого Предтечи: «но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.I, 33-34).

Сразу после события Крещения Господня, ставшего и первым явлением Христа народу, последовало присоединение ко Христу нескольких Его учеников, апостолов Андрея и Симона (Петра), Филиппа и Нафанаила (Ин. I, 35-51). Также в евангелиях от Матфея и Луки (Мф. IV, 1-11; IV, 1-15) повествуется о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и Его преодолении дьявольских искушений, что явилось духовным укреплением Христа перед началом Его проповеди.

Установление праздника

Начало празднования Крещения Господня, как и Рождества Христова относится еще к временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других - до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Важным побуждением при установлении этого праздника явилось желание пастырей раннехристианской Церкви, по словам свт. Иннокентия Херсонского, «оградить верующих от заблуждения некоторых еретиков, отвергавших троичность Божества»

(1). Событие Крещения Господня, по их мысли, представляло собой неоспоримое свидетельство троичности Божества. Свое название Богоявления праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Св.Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца»(2)

В древности праздник Крещения являлся также и торжественным днем крещения новообращенных, отчего и назывался иногда праздником светов, святыми светами. Эти наименования указывают на действие крещения, которое состоит в просвещении и очищении греховного естества человеческого. В связи с обычаем крещения в этот день оглашенных отличительной особенностью праздника стало освящение вод. Позже, с исчезновением института оглашенных, это обыкновение осталось неприкосновенным в воспоминание события самого праздника: «Паки та же вода, - как пишется в Новой Скрижали, - в день Богоявления Господня, кроме крещающихся, освящаема была и для воспоминания крещения Христова».

Духовный смысл праздника

Крещение Господне в смысле духовного осмысления этого праздника является «сотворением мира наново, подобно Рождеству Христову». «В этом празднике, - пишет инок Григорий Круг, - сотленный мир таинственно сотворяется заново, и, как и при сотворении мира, Бог касается и очищает и животворит водное естество. Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их <…>»(3)

Подобно тому, как Дух Божий при сотворении мира витал над водой, в таинстве водоосвящения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в таинстве крещения, быть водой «приснотекущей в жизнь вечную»(4)

Сам образ Крещения Христа Спасителя стал предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без крещения (Мф. 28, 19-20). Трикратное погружение в церковном таинстве крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению. Крестившись от Иоанна, согласно евангельским словам, Христос исполнил «всякую правду», то есть верность и послушание Отцу Небесному. Этим Он дал пример христианам послушания воле Божией и смирения, которыми они должны уподобиться Христу, восприняв благодать таинства крещения.

Иконография

Истоки иконографии праздника Крещения Господня восходят к раннехристианским временам. В памятниках IV-V вв. таких, как ампулы Монцы, мозаика свода арианского баптистерия в Равенне, плакетка трона архиепископа Максимилиана, крещаемый Предтечей Христос изображается молодым безбородым юношей. В более поздних памятниках, в соответствии с церковным преданием распространение получает изображение Спасителя во взрослом возрасте.

На многих иконах данного праздника, в подражание античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины, основывающиеся на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

Хотя в Евангелии нет упоминания о присутствии при Господнем Крещении ангелов, их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, как правило, занимая правую часть композиции. Чаще всего здесь пишутся три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Встречаются и варианты, когда ангелы слетают ко Христу с небес, как это представлено в миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI в. ГИМ).

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь - символ Святого Духа и лучи божественного света. В мозаике, находящейся в одном из тромпов, поддерживающих купол главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.), так же, как и во многих книжных миниатюрах и иконах, изображается благословляющая десница Всевышнего, символизирующая глас с небес. Похожее изображения Богоявления присутствует и в мозаичном убранстве Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век).

Наряду с лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена и более обогащенная различными дополнительными деталями. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) на берегу Иордана представлен ожидающий крещения народ. Один из них снимает рубаху, а другой человек изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток - символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение Господне» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.

В Национальном музее Сербии (г. Белград) находится икона XIV века, обладающая большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях - у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева - сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии от Матфея (Мф. III, 16), ангелов и Христа Эммануила в небе.

Исследователь Л.И. Лифшиц отмечает, что в изображениях Крещения художники различными способами вводили мотивы, напоминающие о погребении Спасителя и Его Сошествии во ад. Так, с погребением ассоциировались изображения Христа, погруженного под воду с головой, а с Сошествием во ад - изображения Спасителя стоящего в Крещении на подножии, напоминающем, как, например, во фресках сербского монастыря Грачаница (1321 г.), попираемые врата ада.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, возлагющего десницу на главу Христа. Этот жест перешел в искусство из церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» (тропарь водоосвящения). Поза Христа бывает различна. Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг, что соответствует евангельскому тексту, где сказано, что, крестившись, Иисус «взыде абие от воды» (Мф. III, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (XIV в. Троицкий собор г. Александрова), иконах-таблетках из Сергиево-Посадского музея и Софийского собора (XV век).

Тропарь, глас 4

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя: / и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: / явлейся, Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, // свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна // в водах Иорданских.

Примечания:

  1. (Свт. Иннокентий Херсонский О великих Господских и Богородичных праздниках. СПб. 2005).
  2. Христианство, Т.1, 1993. С.290.
  3. Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. С. 55-56.
  4. Там же. С. 56

Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.

Символизм икон

Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.

Крещение Господне, древняя мозаика

Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.


Греческая икона, XVII век

В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.

Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.


Крещение Господне, современная русская икона

Первые иконы

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.


Фреска римских катакомб III века

Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.

Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.


Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев

Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).

Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.


Равенская Мозаика

Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.

Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.


Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век

Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

Русские иконы

Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.


«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.


Икона работы Андрея Рублёва

Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.

Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.

Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе.


Минологий императора Василия II, X век

Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.


Новгородская икона собора Святой Софии

Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...

Существует множество икон в православии, которые посвящены различным событиям, праздникам. Одной из них является «Богоявление». Этот образ посвящен празднику Крещения Господнего.

Это один из величайших образов, поскольку он посвящен, пожалуй, самому важному празднику после Пасхи — Крещению . Такая икона просто обязана быть у вас дома, если вам хочется, чтобы в семье всегда были гармония и счастье.

История иконы «Богоявление»

Эту икону также называют «Крещение Господне», поскольку это альтернативное название праздника. В данном случае, по мнению многих церковнослужителей, икона написана была в честь события, а не праздника, установленного почти сразу после библейских событий. Это один из самых древних праздников, поэтому и икона данная создавалась почти сразу после распятия Христа.

И все-таки довольно много остается приверженцев теории о том, что икона связана с праздником, ведь Богоявление — это праздник, который в те времена включал в себя Рождество Христово, Крещение и поклонение волхвов. Богоявление связано с подтверждением божественной сущности Христа, с его становлением как Бога, но посредством обычая людского.

Описание иконы «Богоявление»

На иконе всегда изображаются Иисус Христос в полный рост и Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем. Именно он и крестил Христа, хотя сначала отказался, говоря о том, что недостоин такой чести. Иисус переубедил его, сказав, что пророчество должно исполниться в любом случае. На иконе святой пророк Иоанн тянется к Сыну Божьему, пытаясь окропить его лоб святой водой Иордана. На это действо взирает Отец Бог, от которого исходит Святой Дух, изображенный как голубь. От голубя исходят три луча света, символизирующие Святую Троицу. Часто Иоанн Креститель стоит в окружении ангелов, но есть вариант иконы, где изображены только Предтеча и Христос.

Где находится икона

Эта икона есть в огромном количестве храмов, поэтому нет смысла перечислять их все. Этот образ очень важен для христиан, так что нужно постараться, чтобы найти церковь, в которой нет этой иконы. Главные места, где можно поклониться иконе «Богоявление»: церковь Николая Чудотворца в Кронштадте, Никольский собор там же, церковь Георгия победоносца в Москве, церковь Богоявления в Коломне.

В чем помогает икона

Не столько помогает сама икона, сколько молитвы перед нею, ведь на ней изображено великое событие из жизни Христа. Это момент, когда в Христе соединилось два начала: человеческое и божественное.

Икона помогает исцелять болезни, замаливать грехи, искать вдохновение для своей веры. Это величайший образ, от которого исходит особая энергия.

Молитва перед иконой «Богоявление»

Если вы будете молиться перед этой иконой, то на Крещение 19 января нужно будет прочитать тропарь:

«В святом Иордане крестился ты, Господь наш Иисус Христос, когда Святая Троица стала единой. Отца голос говорил Тебе, называя Тебя Сыном своим возлюбленным, а Дух Святой в виде голубя подтверждал сии слова. Явись миру, Христос, чтобы освятить этот мир своим пребыванием в нем».

Дата празднования

19 января — день иконы «Богоявление». Это великий день, в который можно сделать себе подарок, купив такую икону, чтобы она оберегала вас и ваш дом от врагов и от бед. Когда будете молиться перед иконой, можно читать любые молитвы, включая «Отче наш», «Верую», «Живые помощи».

Никогда не забывайте о том, что каждая икона имеет свою историю и свой смысл. Вам не обязательно покупать все иконы для каждого праздника в христианском календаре. Достаточно просто выбрать те из них, которые вам ближе всего по смыслу. В этом нет ничего плохого, даже если у вас дома будет всего одна. Если вы решите ее приобрести или подарить кому-то его первую икону, то лучше, чтобы это был образ «Богоявление». Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.01.2018 05:13

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...

Сейчас эта икона неизменно присутствует в каждом храме и занимает центральное положение в алтарной композиции. Ведь сюжет иконы Крещение Господне представляет одно из наиболее знаменательных событий земного пути Спасителя: Иоанн Креститель крестит Христа в водах реки Иордан. При этом в этот знаменательный день Христос не просто принял крещение, но также проявили себя все компоненты Святой Троицы, то есть сам Христос, Всевышний Господь и Святой дух.

Равно как многие другие иконописные сюжеты, этот может иметь некоторые отличия в зависимости от времени создания иконы и других факторов. Содержание менялось в течение эпох, но, так или иначе, тут всегда присутствовало две основных фигуры:

  • Иоанн Креститель;
  • Святая Троица.

Именно так следует осознавать икону Крещения Господне, ведь видение только Иоанна Предтечи и Христа является немного ограниченным. На самом деле на изображении перед нами в символической форме предстает Всевышний Господь как Святая Троица:

  • Христос – ипостась земная;
  • голубь – символ Святого духа;
  • Господь – в незримой форме.

Таким образом формируется Троица. Сам Господь не изображается, так как никто из людей не может узреть его. При этом те, кто понимает содержание иконы, понимают, знают — там присутствует и третья ипостась Троицы в незримой форме.

В композиции, как правило, Христос располагается по центру, стоящим в водах реки Иордан, которую он предварительно освятил, дабы и другие люди могли смывать с себя грехи. С одной стороны стоит Иоанн Предтеча, иногда с крестом в одной руке, а другой рукой он указывает на Христа. По другую сторону присутствуют ангелы или апостолы, ангелы тут прислуживают Святому Иоанну, как прислуживают дьяконы священникам в церкви.

В верхней части овалом символически изображается небесная твердь, откуда спускается голубь (Святой дух). Сверху по сторонам высокие горы у Иордана, которые несут символическое значение и часто выглядят похожими на лестницу – они олицетворяют собой духовное восхождение.

Сакральный смысл иконы на крещение Господне

В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.

Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.

Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.

Одной из сохранившихся христианских реликвий является та самая рука Иоанна Крестителя, которой он прикоснулся к Господу. Десница Святого Иоанна осталась нетленной по сей день.

На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.

Также интересна символика двух берегов Иордана:

  • там где стоит Иоанн – называется «тот» берег;
  • там, где ангелы – «этот» берег.

Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.

Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.

Безусловно, речь идет не о географических величинах, но о пути духовном, который Христос открывает для каждого.

Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.

Молитва иконе Крещение Господне

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прокимен

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Нажмите на изображение для просмотра галереи:

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Иконы Богоявления

Loading...Loading...