Как убивали храм (строительство и уничтожение собора Сурб Григор Лусаворич в Нор-Нахичевани). Священномученик григорий, мученицы рипсимия и гаиания

Григорий Просветитель - святой, христианский просветитель Армении, основатель Армянской Церкви. Родился в 238 или 239 гг., умер в 335 г. Происходил из парфянской царской династии Аршакуни (Аршакидов), из дома Сурен-Пахлава; Аршакидами были и армянские цари того периода, а также многие члены армянской военной и светской знати. По преданию, отец младенца Сурена (в крещении - Григория) Анак, подкупленный иранским шахом, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью; все семейство Анака было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела увезти на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен, получил имя Григорий и был воспитан в христианском духе. Вступив в брак, он скоро расстался с женой; она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим и там поступил в услужение к Тиридату (286-342), сыну погибшего царя Хосрова, желая усердной службой загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в ров, чтобы он там погиб от голода. Но Григорий сумел прожить во рве около 14 лет, пищу ему приносила некая благочестивая женщина. Затем Григорий исцелил впавшего в безумие Тиридата, а благодарный царь уверовал во Христа и в 305-306 гг. провозгласил христианство государственной религией в Великой Армении. В 314 г. Григорий был рукоположен в сан епископа св. Леонтием, епископом Кесарии Каппадокийской, и начал крестить армянский народ и представителей ряда соседних с армянами народностей. Он строил храмы по всей Армении, а главный храм возвел в г. Вагаршапат - столице царя Тирида- та. Этот храм получил название Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (Иисус Христос), а место для его строительства, по преданию, Григорию указал сам Христос. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее, но, не имея возможности поехать сам, отправил туда епископа Аристакеса, своего родного сына. Аристакес вместе с еще одним армянским посланником по имени Акритис привез в Армению установления Никейского собора. Около 318-319 гг. Григорий передал управление Армянской Церковью своему сыну, хотя официально церковная кафедра до 333 г. продолжала числиться за ним. Сам же Григорий уединился в горах, где и умер в 335 г. Тело св. Григория было перенесено в селение Тил и погребено в местном монастыре. На сегодняшний день святые мощи Григория Просветителя разделены на несколько частей и находятся в храмах разных стран. В Эчмиадзине хранится правая рука св. Григория, положенная в раку в форме руки; ею благословляют епископов при посвящении их в патриархи, а также освящают миро в процессе его приготовления. Житие св. Григория написано Агафангелом, секретарем армянского царя Тиридата III и двоюродным братом Григория, легендарным автором, написавшим также в начале IV в. историческое сочинение об обращении Армении к христианской вере.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265-266.

Григор = Гри + Гор = Бог Гри Лусаворич – арм., Грегориос Фостер или Фотистес – гречески., Григорий Парфянин, Григор Партев. Родился около 252 года - умер около 326 года – Святой Армянской Апостольской церкви, а также русской православной церкви (где известен как Григорий Армянский), и других православных церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонения царя Трдата, епископ и просветитель Армении. Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, свою очередь, был ветвью царского дома Аршикидов, имевшего парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевших также парфянское происхождение. Григорий при крещении получает имя Аристакес, и являлся апостолом Христа.

В 256 году до н.э. образовали, под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Ефратом и Индом, Каспийским и Индийскими морями. Просуществовало до 226 года н.э., когда сменилось новой персидской империей Сасанидов.

Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука.

По мнению некоторых, волхвы (или один из них), приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу (Георгию, Иоанну), были из Парфии. В моих исследованиях это подтвердилось, волхвами с дарами был Аристакес, жена и сын. Известно, что при сошествии святого Духа на апостолов (апостолом был Аристакес и его сын и Магдалина), в числе народов, находившихся при этом событии в Иерусалиме, первыми упоминаются парфяне, а за ними мидяне, еламитяне и др.

После падения Аршакидов парфяне, тем не менее, сохранили свой привилегированный статус в государстве Сасанидов. Об этом свидетельствует частое упоминание имени парфян в наскальных надписях Сасанидской эпохи.

В книге рассказывается о том, что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова (Андроника-Христа) и за это сам поплатился жизнью.

Приписка позднего редактора, как это обычно бывает: враг становится героем, а герой врагом, то же самое было и с Иудой (Аристакесом), якобы предателем Иисуса, хотя в действительности верным слугой своего царя до последнего родственником и единственным апостолом взрослым.

Все семейство Григория (Аристакеса) было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую . Там мальчик был крещён (крещение было в более зрелом возрасте) именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим (Русь, Тартарию) и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Тиридату (Трдату III , - гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Вся это история выдумана в томчесле и растование с женой. Под царем Хосровом понимается Андроник-Христос, а его сын, Георгий (Иоанн) Калита (Тридат). Его правление 1187 – 1227 годы, до 1206 года правит со своей матерью Марией Магдалиной, а после ее успения единоличный правитель Тартарии (Руси).

Рис. 86.Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме . Надпись на

армянском и латинском языках

В центре рисунка можно увидеть молодого человека, главного среди всех, сын Андроника-Христа Георгий (Иоанн) Калита (Константин Великий) с царской короной и с крестом.

Григорий (Аристакес – «святой защитник») был правителем Армении, и первым митрополитом московским, рыцарем духовно-рыцарского ордена тамплиеров, подчинялся великому магистру правителю Руси (Тартарии) Георгию (Иоанну) Калите. Нет ничего удивительного, что первые правители страны являлись одновременно и первосвященниками. Все представители династии Комнинов по национальности были армянами, согласно официальной и общепринятой версии, поэтому нет ничего удивительного в том, что под армянским царем Трдатом имеется в виду сын Иисуса Андроника-Христа, Георгий (Иоанн) Калита. Трдат – первый христианский царь в мировой истории. Григорий Просветитель (Аристакес) принимал участие в крестовом походе вместе с Георгием (Иоанном) Калитой, который и показал место будущего Эчмиадзин а в начале XIII века. Затем армия Армении примкнула к общей армии Георгия и воевала до победы 23 апреля 1204 года, за преданность и доблесть в бою, вероятно и получил новое имя Аристакес при крещении и посвящении в рыцари. Аристакес переводится как «Святой защитник» . В октябре 1205 года состоялся Первый Никейский (Московский) Собор, на котором и был Аристакес I со своей делегацией от великой Армении одним из почетных приглашенных на Собор. Аристакес I (Григорий Просветитель) жил в Москве был в Московском Кремле, армянский народ так же, как и многие народы мира, строил Кремль. Один из храмов Москвы на Красной площади храм Василия Блаженного (опричненский Ярусалим Ивана Грозного) построен в честь победы над Казанским ханством в 1555 году. Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Строители храма, творчески истолковали задание, создав оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными церквами расположены меньшие по высоте; те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й столпообразной церкви, завершенной шатром с маленькой главкой; все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня

Строительству главного храма города Нор-Нахичеван архиепископ Иосиф Аргутинский придавал особое значение. Он мудро решил, что храм должен способствовать объединению христиан русской и армянской церквей и поэтому должен носить имя святого, особенно почитаемого в России, - Григория Просветителя (Григория Армянского). Храм Сурб Григор Лусаворич (во имя Святого Григория Просветителя) был заложен в Нахичеване архиепископом Иосифом Аргутинским 9 сентября 1783 года. В основание собора были положены и освящены четыре камня в честь четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Строительство обещало затянуться на долгие годы. Архиепископ Иосиф предложил построить временную деревянную часовню во имя Святого Григория Просветителя, расположенную здесь же, в центре города, со стороны 26-й линии и Полицейской площади (ныне на этом месте воздвигнута церковь Сурб Арутюн). Расходы по строительству взяли на себя Даниэль Каракашьян, Микаэл Кохбетлян и Торос Тер-Партухемосян. Даниэль Тарасович Каракашьян служил в Русской царской армии в 1768-1774 годах. В 1774 году получил русское подданство. 1 декабря 1791 года императрица Екатерина II присвоила ему звание корнета. В 1796 году он был внесен в число военного дворянства. 4 августа 1811 года Правительственный сенат утвердил род Каракашьянов в дворянстве и выдал им личный фамильный герб. Умер Даниил Тарасович Каракашьян в 1829 году. Микаэл Кохбетлян был городским головой города Нор-Нахичеван с 1779 по 1788 годы. Первым настоятелем часовни был священник Гаспар. Вокруг сооруженной и освященной деревянной церкви нахичеванцы стали строить магазинчики, появились торговые ряды. При Иосифе Аргутинском были возведены во дворе часовни духовный суд, училище и школа имени святого Саака и святого Месропа, открытие коих состоялось в 1790 году. В личном дневнике (давтаре) архиепископа Иосифа (объемистой книге в кожаном переплете) сохранилась краткая история основания города Нахичевана. В частности, такая запись о закладке церкви и списка привезенных из Крыма вещей: «Сего 1783 года от рождества Христова, 1232 года армянского летоисчисления, сентября 9 числа принялись мы за основание кафедральной церкви, надсмотрщиком над которой мы назначили сына Карасбуазарца Панаса Н. Гаспара, который бы со всей предосторожностью служил стройке». За строительством храма и сам архиепископ Иосиф Аргутинский следил зорко. А в 1800 году, в свой последний приезд в Нор-Нахичеван, выделил личные средства для завершения стройки. Храм строился в основном на деньги набожного народа и пожертвования индийских армян. Активное участие в строительстве и пожертвованиях принимал и Иван Егорович Хатранов и Петрос Бабасинян. После завершения строительства, спустя 24 года, в 1807 году он был освящен. Великолепная архитектура построенного храма Сурб Григор Лусаворич придавала ему величественный облик. Это было изумительной красоты и величия здание - визитная карточка города Нор-Нахичеван. Храм был построен в стиле русского классицизма по проекту академика архитектуры И.Е. Старова (1745-1791). Композиция плана собора прямоугольная, со встроенным крестом и выступающей с востока полуперпендикулярной алтарной аспидой. Центр здания со сферическим куполом-барабаном, а к фасадному входу примыкала сферическая трехъярусная колокольня с городскими, швейцарского изготовления, часами. В архитектурном облике здания ведущая роль принадлежала различным по величине колоннам. Так, четыре огромные колонны поддерживали купол. Под небольшой жертвенник при закладке храма были вложены мощи святых из разных храмов Крыма и записи, к примеру, такого содержания: «Милостью всемогущего Бога сего 1763 года Спасителя нашего И. Хр. и армянского 1232 года 8 сентября, в праздник трехсот восемнадцати патриархов Святого Собора Ники, в Масляную субботу Святого Креста была основана церковь Святого Просветителя. Каждый встречный, помните о нас с нашими родителями». Пол храма был выложен из дорогого паркетного материала, стены украшены многочисленными иконами. Купола завершались малым и цилиндрическими объемами, их увенчали позолоченные кресты. Фасады имели декоративную основу. Перед западными дверями - небольшая алькада с иконам и в позолоченных, посеребренных рамках, развешенных на стенах и колоннах. Много икон было написано непосредственно на окрашенных масляной краской стенах, капителях, колоннах и куполе. В храме было три входа, украшенных дорическими порталами, которые выделялись трехпролетным парапетом. Аналогичные пилястры оформляли ярусы, звонницы, световой барабан. По карнизу всего здания - характерные сухарики. Фасад был оштукатурен, паперть была отделана паркетным полом. В интерьере храма использовались вывезенные из Крыма хачкары XIV и начала XVIII веков. Некоторые из хачкаров были вмурованы в стены и в пол храма. После строительства храма в его стену была замурована плита с надписью: «Школа и это училище учреждены во имя отца нашего Григория Просветителя стараниями святейшего князя Огаджана ага-Джугаеци. В год Спасителя 1790». Храм располагал большим количеством дорогого церковного облачения, коврами, золотой и серебряной утварью, предназначенной для богослужения. В библиотеке храма хранились уникальные рукописи и книги на армянском языке: старинные Библии, четьи-минеи XVIII века, где были собраны основные предания о происхождении крымских армян. Началу написания армянских миней положил в V веке Католикос Гагик, собравший житие мучеников в одну книгу, названную «Атомадирам». До Х века ее не переставали заполнять новыми переводами житий святых с греческого и сирийского языков. В храме хранились шараканы (корень слова «шэръ» - песнь) - богослужебные каноны и песни армянской церкви. В шараканах поются гимны о двух естествах Иисуса Христа. Перед лицом всего мира в Армянской церкви поют эти гимны уже на протяжении пятнадцати веков. В 1799 году в Санкт-Петербурге была издана книга архиепископа Иосифа Аргутинского «Исповедание христианской веры Армянской церкви». Она сразу же была переведена с армянского на русский язык и посвящена императору Павлу Петровичу. Русский читатель мог из нее черпать сведения об учении Армянской церкви. Она содержала такие главы, как «Таинство крещения Армянской церкви», «Чин священной и божественной литургии Армянской церкви»... Из Крыма на Дон было перевезено 325 рукописей. Самая древняя датирована 1212 годом. Большая часть рукописей хранилась в соборе Сурб Григор Лусаворич (во имя святого Григория Просветителя). По количеству средневековых армянских рукописей город Нор-Нахичеван занимал третье место в мире после Эчмиадзина и Венеции. Даже в Москве в Лазаревском институте восточных языков их было всего 224 экземпляра. В конце XIX века древние рукописные книги находились практически во всех нахичеванских церквах. Но большая часть хранилась в соборе Святого Григория Просветителя. В 1905 году глава епархии потребовал своим указом собрать их в храме Святого Григория Просветителя и создать там своего рода хранилище рукописей. В храме также хранился топуз Святого Григория - короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей. Его ставили на грудь мученически болевшему обреченному человеку, «дабы прибавить какую-либо определенность: либо выздоровление, либо смерть». Большую ценность представляли привезенные из Крыма хачкары, датированные 1624, 1626, 1692, 1738 годами. Они были вмонтированы в стену храма с западной стороны. Внутри храма и на его фасаде размещались орнаментированные хачкары, датированные 880-1415 годами. История повествует о том, что из Кафы (Феодосии) несколько быков везли надгробный камень мученика святого Петра Луйса, который в свое время был вывезен из церкви столичного города Ани, и камень Святителя, «поскольку литургию в его честь служили на этом камне, по которым и был похоронен Парон Луйс». В соборе был установлен камень в честь святого Григория Просветителя. Хранились другие реликвии, датированные 1162-1713 годами: мощи святого Григория Просветителя, помещенные в серебряную десницу с позолоченными пальцами, сложенными для крестного знамения, древо жизни, заключенное в серебряный крест. Все это тяжким трудом и ценой неимоверных страданий было доставлено переселенцами из Крыма на донскую землю, в город Нор-Нахичеван. В настоящее время эти реликвии хранятся в Эчмиадзине. В соборе находился привезенный из Ани четырехугольный камень во имя святого апостола Фаддея. В настоящее время эта реликвия хранится в Петербурге в Государственном Эрмитаже. Со временем в храме Сурб Григор Лусаворич появилась еще одна достопримечательность - великолепный хор. Тщательно, по таланту и способностям, отбирались настоятелями храма и его регентом певцы, которые должны были знать, ценить и уметь показать прихожанам всю красоту старинного армянского духовного песнопения, записанного в шараканах и армянской литургии. С конца XVlII века местоположение и архитектурный облик храма в самом центре города Нор-Нахичевана определили дальнейшее функциональное разделение обширной территории вокруг него. Поделенные на площади территории получили названия: Екатерининская, Базарная, Сенная, Полицейская, к югу - Бульварная, где в 1910 году были построены Городской армянский театр (ныне Молодежный академический театр), женская Екатерининская гимназия (ныне гимназия № 13), городское мужское училище, на углу 26-й линии и Бульварной площади размещались клубы - Коммерческий и Приказчицкий (летний, с детской эстрадой). Вокруг собора стали активно осуществлять посадку зеленых насаждений. В результате это место превратил ось в настоящий городской парк - излюбленное место отдыха горожан. Севернее собора располагался большой городской сад с фонтаном посредине.
В 1893 году 18 сентября, к столетию со дня основания города Нахичевани, перед храмом Сурб Григор Лусаворич был установлен памятник императрице Екатерине II - в центре Нахичевани по дороге в храм. Постамент был изготовлен из полированного светло-серого кварца, в одной стороне которого рельефно выделялась голова архиепископа Иосифа Аргутинского в клобуке, в другой стороне герб города и год основания, а в третьей и четвертой сторонах находились надписи золотыми буквами на русском языке: «Императрице Екатерине II благодарные армяне. В царствование Александра III в 1893 году». С октябрьским переворотом в России изменилось политическое устройство. Первые ощущения ужаса накатились на патриархальный армянский город Нахичевань в дни взятия Ростова и Нахичевани отрядами Красной Армии под предводительством Буденного. С пьедестала была сброшена статуя императрицы Екатерины II . В первую же ночь своего пребывания в Нахичевани буденновцы выгнали на мороз 60 немощных престарелых бедняков из богадельни, которая принадлежала кладбищенской церкви и находилась под непосредственным попечительством уважаемого горожанина Ходжаева (он же был одним из ее главных спонсоров). Условия проживания этих обитателей богадельни были одними из лучших на юге России. К утру дорога от богадельни была усеяна трупами замерзших стариков. В течение десяти дней отряд бойцов бесчинствовал в городе. Для устрашения населения они выводили обнаруженных в домах офицеров царской армии, солдат, принародно без суда и следствия расстреливали и оставляли тела их на центральной улице, под угрозой расстрела не давая родственникам похоронить близких. В ту же ночь буденновцы прикладами выбили филенку двери армянской семинарии, открыв себе вход вовнутрь здания. Расположившись на ночлег, решили закрыть образовавшееся отверстие во входной двери и для этой цели использовали картину И. Айвазовского «Сошествие Ноя с горы Арарат», висевшую на стене зала. После ухода буденновцев из Нахичевани помещение армянской семинарии посетил художник М.С. Сарьян, который и спас этот подарок Айвазовского горожанам. В настоящее время картина находится в запасниках Ростовского областного музея изобразительных искусств. Невзирая на происходящие революционные события в России, Нахичевано-Бессарабская армянская епархия продолжала жить своей жизнью. Место руководителя в ней было вакантным. Епархиальную консисторию в те смутные дни представляли архимандриты. Нахичеванское армянское правление было представлено протоиереем Мартыном Тер-Акопяном и Логосом Бадальяном. В Нахичевани продолжал действовать храм Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич), настоятелем которого был священник Саркис Воскерчан, протоиереем Геворк Келле-Шагинян, Рубен Бегульянц, Муше и Гигорус. С 1917-го по 1919 год, во время неоднократных попыток утверждения советской власти на Дону ожесточившиеся революционеры возвели террор в абсолют. Для устрашения населения проводились аресты, грабежи, расстрелы людей без суда и следствия. После оставления Дона Добровольческой армией в феврале 1918 года казни устраивались днем и ночью - в многочисленных «штабах», на улицах и в домах, в центре города, на виду у горожан и без свидетелей, на вокзале, на берегу Дона. Смерть многих людей была мучительной: их кололи штыками, секли саблями, топтали копытами лошадей. Поводом для расправы над человеком были не только доносы, но и показавшийся подозрительным внешний вид: «буржуй», «кадет», «доброволец». Советская власть стала осуществлять планомерные репрессии горожан через введение в действие приказов Чрезвычайной комиссии, наделенной правами следственного органа и революционного трибунала. Для этой цели Президиумом ВЦИК было принято Положение от 18 марта 1920 года. Фактически же Чрезвычайная комиссия (коллегия «тройки») по-прежнему карала без суда, заочно, требовала про ведения расстрела в течение 24 часов. После утверждения советской власти на донской земле в Нахичевани-на-Дону был вторично снесен с пьедестала памятник императрице Екатерине П. На этот раз окончательно. Он был расплавлен в печах завода «Красный Аксай», а из металла изготовили жаровни и в качестве подарка преподнесены рабочим. На освободившееся место на пьедестале водрузили гипсовую фигуру немецкого философа Карла Маркса, не имевшего никакого отношения к истории и судьбе Нахичевани и Ростова. Религию объявили вне закона, уничтожались или репрессировались священнослужители, повсеместно разрушались храмовые сооружения. Репрессии священнослужителей, притеснение верующих коснулось и армянских деревень. После установления новой власти на Дону возникла опасность утраты хранившегося в храме Сурб Григор Лусаворич бесценного исторического достояния - ее библиотеки. Ерванд Шах-Азиз вывез из Нахичевани-на-Дону в Ереван сохранившиеся древние церковные рукописи, архив нахичеванского магистрата. Всего около 5000 документов, которые были переданы в Матенадаран им. Месропа Маштоца. Обстоятельства про исходящего в то сложное политическое время, связанные с актом вывоза древних экспонатов, литературных произведений, средневековых рукописей, книг в Ереван, подробно описывает в своих воспоминаниях Мартирос Сергеевич Сарьян в книге «Из моей жизни»: «Осенью 1918 года мы вернулись в Ростов. Был период самых ожесточенных сражений гражданской войны, и я вынужден был не двигаться с места. Мариэтта Шагинян, благодаря своему фантастическому организаторскому дару сумела открыть здесь художественное училище. Мариэтта привлекла внимание общественности своим чистым, романтическим и прекрасным творчеством, а также активной общественной деятельностью. В конце 1919 года части Красной Армии вступили в район Новой Нахичевани. До этого за короткий промежуток времени власть в Ростове несколько раз переходила из рук в руки. Жизнь была очень тяжелой, а временами невыносимой, был голод, холод. Бессмысленным случайностям не было счета, как раз в это время от рук каких-то бандитов погиб художник Амаяк Арцатбанян. После прихода большевиков я стал заниматься организацией армянского краеведческого музея, для участия в котором привлек и Ерванда Шах-Азиза. В 1921 году, проездом из Москвы в Армению, Мясникян остановился в Ростове и посетил меня. Я попросил его организовать мой переезд в Ереван. Из Армении Мясникян прислал в Ростов целый вагон с подарками для бойцов Красной Армии. Этим же вагоном 1 октября 1921 года мы отправились в Ереван». После упразднения ВЧК в начале февраля 1922 года ее задачи были возложены на ГПУ, образованное при НКВД РСФСР. Таким образом, чрезвычайные революционные органы превратились в постоянные институты репрессии. Советский комендант Ростова и Нахичевани Калюжный стал активно разжигать антицерковные настроения, он публично заявил: «а мы, я скажу вам прямо, расстреливали всех попов. Мы этих длинноволосых знаем, знаем их политическую физиономию. Они, правда, в большинстве «нейтральны», а кто шел с крестом впереди юнкеров? - Попы. Кто расставлял пулеметы на колокольнях? - Попы. Так какая же пощада может быть для этих контрреволюционеров?» Священников обвиняли в «сочувствии» к кадетам, в антисоветском содержании проповедей. С ними чаще расправлялись без выяснения «вины». В 1920-е годы в Нахичевани здания церковных построек были муниципализированы. Дом, где проживал смотритель богадельни ктитор Ходжаев, был конфискован, он с семьей выселен из него и стал жить у своей сестры в одной комнате. Свои ценности, перед тем как буденновцы вошли в Нахичевань, он закопал на кладбище, местонахождение их было известно только ему и его многолетнему доверенному помощнику. Оказавшись в беде, он решил выкопать свои ценности, но их на месте уже не было. Ходжаев остался без средств к существованию. Первое время его подкармливали хорошие знакомые, друзья. Умер он от истощения и голода в одиночестве. В судьбе церквей отрицательную роль сыграл «Декрет об отделении церкви от государства (№ 62, 1918). На Дону этот декрет был опубликован в газете «Советский Дон» 28 сентября 1918 года. Проведение в жизнь этого декрета было возложено на местные власти. Согласно декрету, имущество, находящееся в ведении православных и других церквей, переходило в непосредственное ведение местных Советов рабочих и крестьянских депутатов. Декрет лишал Церковь права владения собственностью. Все недвижимое имущество, церковные здания, дома, земельные угодья были национализированы. Заведующий отделом управления села Крым (ныне Мясниковский район) издал приказ за № 13 от 5 марта 1924 года: «Впредь без моего разрешения не крестить, не венчать, не хоронить. За невыполнение сего будет привлечен к суду военного времени». В селе Чалтырь священники Тер-Абрамян и Тер-Багдасарян, нарушившие закон новой власти, предстали перед судом. 6 декабря 1929 года НКВД СССР принял постановление № 118 с грифом «Совершенно секретно». В нем говорилось: «Запретить совершение так называемого трезвона, или звона во все колокола. При сокращении колокольного звона колокола должны быть сняты и переданы в государственные учреждения для использования в хозяйственных нуждах». В 1930 году был снесен купол храма Сурб Григор Лусаворич с крестом и звонницей. В таком усеченном, изуродованном виде продолжал он стоять, но был действующим до 1937 года. В 1938 году кафедральный собор был закрыт, священники арестованы, их обвинили в связях с дашнаками. (Дашнакцутюн - армянская буржуазная националистическая партия. Была основана в 1890 году. С мая 1918 года по ноябрь 1920 года - правящая партия Армянской буржуазной республики). В 1938 году первым из священников был арестован протоиерей Мкртыч Эммануилович Тер-Акопян. Его обвинили в связи с дашнаками, которую он якобы осуществлял через Католикоса всех армян Хорена I и епископа Овсепяна и с 1934 года вербовал в члены дашнакской организации жителей Нахичевани-на-Дону и армянских сел, проводил контрреволюционные проповеди во время церковной службы. Вот имена тех священнослужителей, кто был арестован и расстрелян в Нахичевани в годы сталинских репрессий: Тер-Акопян Мкртыч Эммануилович (1868), Кристостурян Николай Ованесович (1887), Бугоян Хачатур Акопович (1874), Акопян Григор Акопович (1874), Гекимян Карапет Ованесович (1861), Хумашьян Минас Хачатурович (1861), Танканьян Христофор. Священники армянских сел, расстрелянные в первые годы советской власти: Тер-Багдасарян Хачатур Мелконович (1862), Обоян Бедрос Дзеронович (1870), Мардиросьян Саркис Томасович, Тер-Абрамян (1881). Храм Сурб Григор Лусаворич у верующих был отобран. В нем была открыта Детская техническая станция. С храма не только снесли купол и крест, но и разрушили колокольню, уничтожили старинную иконопись. В официальных документах значится, что на реконструкцию здания храма Сурб Григор Лусаворич местными властями был израсходован один миллион рублей. Таких денег потребовал «труд» по закрашиванию храмовых стен, на которых были изображены лики святых. Все здание внутри было выкрашено мрачного цвета масляной краской. Управляющий Нахичеванской-на-Дону епархией архимандрит Муше писал: «...то, чего не смог добиться ни всесильный, кровожадный султан Абдул-Гамид, ни изуверы курды, то позволили себе представители советской власти». В 1942 году армянский кафедральный собор Сурб Григор Лусаворич вновь стал действующим. Его прихожане собирали немалые денежные средства, направляя их на защиту Родины. Однако в декабре 1944 года снова храм был закрыт, в нем снова открылась Детская техническая школа. 8 декабря 1945 года армянский Епархиальный духовный совет утвердил Кеворка Александровича Дарбиняна в должности второго священника армянского кафедрального собора. Это был чистый, добрый человек, которому доверяли прихожане. Из воспоминаний внучки Дарбиняна: «Жизнь после освобождения из тюрьмы мой дедушка прожил в страхе перед возможным арестом. Периодически к нему приходили люди из органов, беседовали с ним, задавали вопросы, а он им указывал на портрет И. Сталина, вывешенный в зале. На всю жизнь у него осталась привычка после еды собирать со стола крошки в ладонь и отправлять их в рот. Время, проведенное в НКВД, в тюрьме, оставило глубокий след, незаживающую рану в его сознании и сердце». 9 мая 1959 года, в День Победы в Великой Отечественной войне, над братской могилой на площади был установлен мемориал и зажжен Вечный огонь. Газеты в то время писали: «...у братской могилы ежедневно, а в революционные праздники особенно, скапливается большое количество трудящихся города и области... и нахождение в этом месте армянского собора неуместно. Кроме того, надо иметь в виду, что это помещение расположено на площади у памятника основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу». 24 ноября 1959 года комиссия в составе председателя исполкома Совета трудящихся и Армянского кафедрального собора провела прием здания Армянского кафедрального собора. Но в Советском Союзе вновь резко ухудшилось отношение коммунистов к религии, особенно в период правления страной генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым. По его приказу разрушались храмы, ликвидировались приходы. В одном из своих выступлений он пообещал советскому народу, что «последнего попа покажут народу по телевидению в 1981 году». Впрочем, справедливости ради следует заметить: храм Сурб Григор Лусаворич был взорван в Нахичевани уже при другом правителе - Л.И. Брежневе. 17 июня 1959 года Католикос всех армян Вазген I обратился с письмом к Правительству СССР с просьбой не разрушать храм Сурб Григор Лусаворич. В 1960 году прихожане храма, верующие нахичеванцы обратились к Н.С. Хрущеву, а затем к Л.И. Брежневу с напоминанием о том, что храм не только место для молитв и богослужений - само здание имеет большую архитектурную и историческую ценность. Однако 11 июля 1960 года было принято решение о сносе храма Сурб Григор Лусаворич «как мешающего посещению гражданами братской воинской могилы и в связи с тем, что оно расположено на площади у памятника основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу». Но храм власти не трогали до 1966 года, пока вновь не пришел секретный приказ о его сносе. С крыши собора были сняты колокола. Иконы, облачение, хоругви и тому подобное были переданы кладбищенской церкви во имя Иоанна Предтечи (Сурб Карапет). 18 июня 1966 года в ночное время, в целях избежания протеста прихожан, храм был безжалостно взорван саперами. Вместе с ним в воздух взлетели ларцы с мощами армянских святых, средневековые хачкары, уложенные при его строительстве в стены... Осталась незаживающая рана в сердцах истинных нахичеванцев, армян-христиан. Они потеряли храм, носящий имя святого Григория Просветителя, первым из армянских церквей построенный на донской земле нашими предками более двухсот лет назад. Это был собор, объединявший все христианские народы России. На месте, где стоял армянский храм во имя святого Григория Просветителя, разрушители построили Дом культуры завода «Красный Аксай». На его фронтоне красовались огромные маски. Они не понравились руководителям города, посчитавшим, что памятник основоположнику коммунизма Карлу Марксу не может стоять на фоне театральных масок, и потребовали немедленного их уничтожения. В конструкции здания Дома культуры была предусмотрена вращающаяся сцена. Однако механическая ее часть вскоре вышла из строя и вовсе прекратила свое вращение. Руководитель, укрывший у себя в столе приказ о временном воздержании от сноса храма, вскоре заболел и умер. Жена профсоюзного работника, ратовавшего за снос храма, заболела раком и умерла. Сам «герой события» вскоре лишился рассудка. Его нашли повесившимся в дровяном сарае, где он держал дорогой его сердцу мотоцикл с коляской. Его сын долгие годы удивлял людей чудачествами и желанием промотать родительское добро. С интересом наблюдали нахичеванцы и за тем, как складывалась судьба еще одного из руководителей района, молодого услужливого комсомольца, а затем коммуниста, который специально был срочно командирован в город Шахты за взрывчаткой и вместе с саперами лично закладывал взрывные заряды в подвальные помещения храма, при этом обнаруженные церковные вещи, ноты относил домой. Он рьяно выполнил задание своего начальства, но храм взлетел в воздух окончательно только с третьей попытки. Этот человек имел рост по службе, получил прекрасную квартиру в центре города, имел благополучную жизнь, троих детей и прекрасную жену, которую, тем не менее, вскоре бросил. Ушел к молодой, стал выпивать, менять должности, морально опускаться, умер в сравнительно молодом возрасте от рака. Проходили годы, менялись руководители советского государства, но отношение к церкви, к религии оставалось подчеркнуто прохладным. Однако по мере того как дряхлеющий лидер СССР Л.И. Брежнев благодарил за очередную Звезду Героя или же орден «Победа» в окружении таких же, как и он, единомышленников, народ все больше тянулся к многовековой мудрости, заложенной в религии, еще исповедуемой их предками. В 1970-1980-е годы все рьянее в печати и по телевидению власти убеждали людей в том, что народ и партия едины и что мы верной дорогой идем к победе коммунистического общества. А народ, разуверившись в словах, начертанных на транспарантах, шел украдкой в уцелевшие храмы, при обретал Библию, изучал Ветхий и Новый Заветы. И все же для большей части населения страны этот кладезь мудрости, плод многовековых раздумий был недоступен, так как находился под запретом официальных органов власти. Город Нор-Нахичеван прочно стал частью города Ростова-на-Дону, его Пролетарским районом, а армянское население разделило участь русского и других народов, населяющих Ростовскую область. Были закрыты армянские школы, прекратилось издание армянских газет. Единственная сохранившаяся армянская кладбищенская церковь планировалось к сносу, прекращено было захоронение на армянском кладбище вновь умерших. Готовился приказ о создании на его месте парковой зоны. В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОХРАНИЛСЯ УНИКАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ - ПИСЬМО ПРИХОЖАН АРМЯНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ВО ИМЯ СВ. ГРИГОРИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЯ НА ИМЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕ3ИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Л. И. БРЕЖНЕВА: "Согласно Конституции СССР и в соответствии с действующими в СССР законами, советские граждане имеют право свободно отправлять свои религиозные обряды, независимо от возраста, национальной принадлежности и вероисповедания. Мы - верующие-прихожане Армянского кафедрального собора в г. Ростове-на-Дону так же, как миллионы верующих других национальностей, имели в своем распоряжении здание Собора для того, чтобы молиться и удовлетворять свои религиозные потребности, как того требуют каноны Армяно-Григорианской веры. Переданное нашей религиозной общине здание собора всегда содержалось в порядке, выполнялись все законные требования административных органов, уплачивались все полагающиеся налоги. В годы Великой Отечественной войны мы, верующие прихожане собора, не раз организовывали большие сборы в пользу раненых советских воинов и на другие цели, связанные с войной, не только среди верующих, но и среди всего армянского населения г. Ростова-на-Дону. Патриотические дела армянского народа, и в том числе граждан армянской национальности г. Ростова, были высоко оценены Советским правительством и удостоены высокой благодарности от имени Верховного Главнокомандующего, ныне покойного т. Сталина И.В. Нам известно, что в Советском Союзе церковь отделена от государства, что каждый гражданин волен или не волен верить в Бога, но ни в Советской Конституции, ни в законодательных актах не дано права местным органам власти притеснять верующих, создавать препятствия в отправлении религиозных обрядов и тем более отбирать у верующих церковное здание, как это было сделано в г. Ростове-на-Дону, где у армян-верующих был отобран Собор, в котором они в течение более 200 лет молились и отправляли свои религиозные обряды. Ростовский Армянский кафедральный собор являлся не только местом молитв верующих, но и историческим ПАМЯТНИКОМ ВСЕГО АРМЯНСКОГО НАРОДА, представляющим историческую и архитектурную ценность (Собор был воздвигнут по проекту итальянских мастеров). 18 июля 1959 г. административные органы г. Ростова-на-Дону в нарушение советских законов и защищаемых этими законами прав верующих, без их согласия и ведома, по самоуправному и выходящему за пределы их компетенции заявлению бывшего священника Дарбиняна (который по состоянию здоровья не мог уже служить) и двух членов Церковного Совета, не нашедших в себе гражданского мужества протестовать против незаконных действий Дарбиняна, нарушающих интересы прихожан, отобрали Собор, в ночное время, чтобы избежать недовольства граждан-армян, сорвали крест на куполе Собора и сняли колокола. Мы, граждане армянской национальности, как верующие, так и неверующие, глубоко возмущены действиями советских и партийных органов г. Ростова-на-Дону, лишивших нас святого храма и старинного художественного архитектурного памятника... Мы, верующие, обращаемся лично к Вам с убедительной просьбой расследовать обстоятельства, сопровождавшие отбирание здания Армянского собора, и убеждены, что Президиум Верховного Совета поймет наше справедливое и законное желание и восстановит нарушенную законность. Просим Вас, товарищ Брежнев, возвратить нам здание нашего собора, а армянскому народу - старинный исторический памятник, воздвигнутый попечением армянского трудового народа 200-220 лет тому назад. Мы долго молчали, потому что надеялись на вмешательство наших духовных пастырей в лице нашего Епархиального Начальника Архимандрита Тер-Акопяна и Католикоса всех армян Вазгена I , но т.к. наши надежды и ожидания не оправдались, мы решили обратиться к Вам непосредственно, уповая на Ваше справедливое решение. 9 августа 1960 г. Ответ на настоящую жалобу просим направлять по адресу: г. Ростов-на-Дону, 14-я линия, 23, гражданке Самургашевой Т.Б.» Но никакого ответа не последовало. Больше того, ростовскими властями было инспирировано письмо «от группы рабочих завода «Красный Аксай- с просьбой предоставить им место на площади имени Карла Маркса для строительства собственного Дома культуры. (Не было для них более подходящего места, чем площадь им. К. Маркса, а находящийся здесь собор никак не гармонировал с памятникам вождю мирового пролетариата). Запланированное партийными и городскими властями уничтожение храма встретило активное сопротивление только что созданного районного отделения ВООПИиК. Но вышестоящие инстанции, вопреки всем мольбам и просьбам здравомыслящих людей, приняли чудовищное решение - закрыть, а затем и снести Армянский кафедральный собор Сурб Григор Лусаворич. Собор был взорван в 1966 году. На его месте соорудили ДК завода «Красный Аксай». Дворец культуры того самого завода, что одним из первых был (по историческим меркам очень скоро) через 30-40 лет подвергнут разорению в годы перестройки. Ныне корпуса завода находятся в запустении. Стены рушатся от времени, из разбитых окон зияет пустота. Так бесславно завершилась история завода «Красный Аксай», ставшего невольной причиной разрушения старинной, наполненной святыми реликвиями, молитвами священнослужителей и прихожан церкви. Говорят, что у каждого храма есть свой ангел-хранитель. И если жестокосердные люди разрушают храм, то его ангел, оставаясь верным ему, не покидает места, где он стоял. И этот ангел плачет непрестанно. Поэтому на местах, где прежде был храм, нельзя предаваться радости. Только печалиться... Но при всем трагизме произошедшего как не отдать должное благородству и самоотверженности нахичеванке Т.Б. Самургашевой, которая не побоялась встать на защиту собора Сурб Григор Лусаворич, написать письмо в Кремль. Хотя и знала, что за это могут пострадать близкие ей люди. Но голос совести оказался в ней сильнее! И в связи с этим ее поступком как не удивиться тому, что именно у этой смелой женщины оказалось такое крепкое и сильное физически и нравственно потомство. Её многочисленные внуки и правнуки, оставаясь истинными нахичеванцами, сегодня составляют гордость и славу России. Достаточно назвать имя лишь одного из её потомков - депутата Законодательного Собрания Ростовской области, чемпиона Европы, чемпиона мира, чемпиона Олимпийских игр Вартереса Самургашева. Георгий Багдыков. Отрывок из книги «НАША ВЕРА. Святой Григорий Армянский, моли Бога о нас».

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году. Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Отец святителя Григория, Анак, домогаясь армянского престола, убил своего родственника, царя Курсара, за что весь род Анака подвергся уничтожению. Григория спас некий родственник: он вывез младенца из Армении в Кесарию Каппадокийскую и воспитал в христианской вере. Возмужав, Григорий женился, имел двух сыновей, но вскоре овдовел. Сыновей Григорий воспитал в благочестии. Один из них - Орфан, впоследствии стал священником, а второй - Аростан принял иночество и ушел в пустыню. Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Трдата III, Григорий вступил в свиту последнего и был ему верным слугой. Царевич Трдат любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. По восшествии на армянский престол он стал принуждать святого Григория к отречению от Христа. Непреклонность святого ожесточила Трдата, и он предал своего верного служителя жестоким мукам: страдальца подвесили вниз головой с камнем на шее, несколько дней обкуривали смрадным дымом, били, издевались, принуждали ходить в железных сапогах с гвоздями. Во время этих страданий святой Григорий пел псалмы. В темнице Господь исцелил все его раны. Когда Григорий вновь предстал перед царем невредимым и радостным, тот изумился и приказал повторить пытки. Святой Григорий претерпел их, не колеблясь, с прежней решимостью и достоинством. Тогда его облили горячим оловом и бросили в ров, наполненный ядовитыми гадами(ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»). Господь же хранил Своего избранника: ядовитые твари не повредили ему. Некая благочестивая женщина питала его хлебом, тайно опуская его в ров. Святой Ангел, нисходя к мученику, ободрял его силы и укреплял дух. Так прошло 13 лет. За это время царь Трдат совершил еще одно злодеяние: он замучил святую деву Рипсимию, старицу игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей.

Святая Рипсимия вместе со своей игуменией и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с императором Диоклитианом (284 - 305), прельстившимся ее красотой. Об этом Диоклитиан сообщил армянскому царю Трдату и предложил ему или прислать Рипсимию обратно, или же самому взять ее в жены. Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимию покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. Тогда с неба раздался голос: "Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами". Посланцы в страхе удалились. Трдат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части. Игумения Гайания за то, что воодушевляла Рипсимию мужественно терпеть истязания за Христа, вместе с двумя сестрами-инокинями была предана на такие же муки, после чего они были обезглавлены. Остальных 33-х сестер изрубили мечами и бросили тела их на съедение зверям. Гнев Божий поразил царя Трдата, а также тех его приближенных и воинов, кто участвовал в истязаниях святых дев. Одержимые бесами, они уподобились диким вепрям (как некогда Навуходоносор. Дан. 4, 30), носились по лесам, разрывали на себе одежду и грызли собственное тело. По прошествии некоторого времени сестре Трдата Кусародухте было возвещено во сне: "Если не будет изведен из рва Григорий, царь Трдат не исцелится". Тогда приближенные царя подошли ко рву и спросили: "Григорий, жив ли ты?" Григорий отвечал: "Благодатию Бога моего я жив". Затем они вывели святого мученика обросшего, почерневшего и очень иссохшего. Но по-прежнему он был тверд духом.

Святой повелел собрать останки замученных дев; их с честью похоронили, а на месте погребения построили церковь. В эту церковь святой Григорий привел бесноватого царя и велел ему молиться святым мученицам. Трдат исцелился, раскаявшись в своих преступлениях против Бога, и принял со всем своим домом святое Крещение. Следуя примеру царя, крестился и весь армянский народ. Заботами святого Григория был воздвигнут в 301 году Эчмиадзинский собор (что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма), в честь Сошествия Святого Духа. В 305 году святитель Григорий направился в Кесарию Каппадокий-скую и там был поставлен архиепископом Леонтием во епископа Армении. За свои апостольские труды он получил наименование Просветителя Армении. Святитель Григорий обратил ко Христу также многих людей из соседних стран - Персии и Ассирии. Устроив Армянскую Церковь, святитель Григорий призвал к епископскому служению своего сына, Аростана-пустынножителя, а сам удалился в пустыню. Святитель Аростан в 325 году был участником I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария. Святитель Григорий, удалившись в пустыню, преставился в 335 году. Десница и часть его святых мощей покоятся ныне в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении. По традиции Армянской Апостольской Церкви, сохраняющейся поныне, этой десницей Верховный Католикос-Патриарх всех армян благословляет святое миро во время мироварения.


И. К. Айвазовский Крещение армянского народа. Григор-Просветитель (IV в.), 1892 (Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского)

Монастырь Хор Вирап- постороенный над местом заточения святого Григоря Просветителя, основоположника Армянской Апостольской церкви.

Григорий Просветитель (арм. ?????? ??????????, Григор Лусаворич, греч. ????????? ?????? или????????, Грегориос Фостер или Фотистес; Григорий Парфянин, Григор Партев; ок. 252-326) - святой Армянской Апостольской Церкви, а также Русской Православной (где известен как Григорий Армянский) и других Православных Церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей, первый, после гонений царя Трдата, епископ и просветитель Армении. Был членом парфянского знатного рода Сурен-Пахлавов, который, в свою очередь, был ветвью царского дома Аршакидов имевщее парфянское происхождение. Таким образом, он был родственником армянских монархов, имевщих также парфянское происхождение.

Житие св. Григория описано Агафангелом, писателем IV века, легендарным автором истории обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»).

В книге рассказывается что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещён с именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой: она поступила в монастырь, а Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Тиридату (Трдату III, 287-330 гг.), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где был в заточении около 15 лет, прикармливаемый благочестивой женщиной. Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 г. крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 г. Григорий был рукоположен в епископы от епископа Леонтия Каппадокийского в Кесарии, после чего строит храм в городе Вагаршапате - столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Ииисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В 325 г. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 г.), и был похоронен в Эчмиадзине. Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория.

Святитель Григорий Армянский, Икона XIV в., Греция

Статуя св. Григория в стене собора св. Петра в Риме. Надпись на армянском и латинском языках.Почти тысячу лет могила св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 г. были переданы Католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. На месте узилища святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине, у самой государственной границы с Турцией. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма» (арм. ??? ?????).

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минеи (память 30 сент.). Канонизирован Римско-Католической Церковью в 1837 при участии папы Григория XVI; память 1-го октября (festa pro aliquibus locis).

Сыновья

св. Вртанес I (его сын - св. Григорис)

св. Аристакес I

Loading...Loading...