Какой церковный праздник 16 сентября. Православные посты в сентябре

* Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). * Преподобного Феоктиста (467), спостника Евфимия Великого. * Блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Ростовского чудотворца (1580).
Святой Фивы диакониссы Кенхреиской (I). Мучеников Василиссы Никомидийской (309); Зинона; Харитона; Архонтиона; Виталиана; Дасьи. Священномученика Аристиона, епископа Александрии Сирской. Святого Константина Новаго царя (VII). Святителя Иоанникия, первого Патриарха Сербскаго (1349). Новомученика Полидора (1794). Священномучеников Пимена (Беликова), епископа Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, преподобномученика Милетия (1918); священномучеников Василия, Парфения пресвитеров (1919); Андрея, Феофана пресвитеров (1920); Владимира, Михаила пресвитеров (1921); Николая пресвитера (1923); Евфимия пресвитера и с ним четырех мучеников (1924); Романа пресвитера (1929); Алексия (Зиновьева), Илии пресвитеров (1937); Петра (Сорокина) диакона (1953). Иконы Божией Матери Писидийской (Писийской) (VI).

Священномученик Анфим

Священномученик Анфим происходил из Никомидии, где и был епископом. Даже в юности, когда обычно особенно сильно действуют страсти, он был смиренным, воздержанным, негневливым, деятельным и любящим, почему и удостоен сана священника, а затем и епископа. В то время в Никомидии было особенно сильно гонение на христиан. Св. Анфим воодушевлял свою паству не страшиться мучений за веру, и многие из вельмож и царских слуг, вняв голосу пастыря, открыто объявляли себя христианами. Их замучили. Среди них были Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, Домна дева, Евфимий и многие другие. Случился пожар в царских палатах; христиан заподозрили в поджоге, и их начали истреблять целыми толпами. Св. Анфим счел необходимым скрыться, чтобы пока сохранить свою жизнь и посланиями увещевать, укреплять и утешать гонимых христиан. С одним из посланий св. Анфима был схвачен диакон Феофил и представлен к царю Максимиану. Царь требовал, чтобы Феофил сказал, где скрывается Анфим. «Я не могу предать того, кто столько делает для Церкви», - отвечал Феофил и был убит за это. Наконец, наступило и время мученической смерти святого Анфима. Место, где он скрывался, было обнаружено, и царь послал за ним 20 конных воинов. Святой, встретив воинов, позвал их к себе, обещая указать, кого они ищут. Угостив воинов, он сказал, что он и есть Анфим. Воины не знали, что делать, даже хотели оставить святого и сказать, что не нашли его. Святой же, не терпя лжи и желая пострадать за Христа, не согласился на это. Воины приняли крещение. Когда Анфим явился к царю, то царь приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? - сказал мученик царю. - Не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего. А я более всего на свете хочу перейти к Богу». Царь приказал жестоко мучить святого и потом отсечь ему голову. Скончался св. Анфим в 302 г. при Диоклетиане.

Мученица Василисса

Мученица Василисса пострадала в 309 г. в Никомидии будучи девяти лет от роду. Когда привезли ее к правителю города Александру, она бесстрашно исповедала себя христианкой, так что все удивлялись. Правитель сначала ласково склонял ее к отречению от Христа, а потом разгневался и приказал бить и сечь розгами. Юная мученица мужественно переносила страдания. Правитель велел повесить ее вниз головой, а под ней зажечь солому, серу, масло и олово, чтобы мученица задохнулась, но не достиг своей цели. Затем Василиссу посадили в разожженную печь, но она, сотворив крестное знамение, вошла в печь и осталась невредимой. Наконец, пустили на нее голодных львов, и те не коснулись ее. Тогда мучитель пал к ногам мученицы, просил у нее прощения и молитв и крестился. Василисса вскоре после того мирно скончалась, во время молитвы.

Cегодня 16 сентября (3 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). * Преподобного Феоктиста (467), спостника Евфимия Великого. * Блаженного Иоанна Власатого Милостивого, Ростовского чудотворца (1580).
Святой Фивы диакониссы Кенхреиской (I). Мучеников Василиссы Никомидийской (309); Зинона; Харитона; Архонтиона; Виталиана; Дасьи. Священномученика Аристиона, епископа Александрии Сирской. Святого Константина Новаго царя (VII). Святителя Иоанникия, первого Патриарха Сербскаго (1349). Новомученика Полидора (1794). Священномучеников Пимена (Беликова), епископа Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, преподобномученика Милетия (1918); священномучеников Василия, Парфения пресвитеров (1919); Андрея, Феофана пресвитеров (1920); Владимира, Михаила пресвитеров (1921); Николая пресвитера (1923); Евфимия пресвитера и с ним четырех мучеников (1924); Романа пресвитера (1929); Алексия (Зиновьева), Илии пресвитеров (1937); Петра (Сорокина) диакона (1953). Иконы Божией Матери Писидийской (Писийской) (VI).

Священномученик Анфим

Священномученик Анфим происходил из Никомидии, где и был епископом. Даже в юности, когда обычно особенно сильно действуют страсти, он был смиренным, воздержанным, негневливым, деятельным и любящим, почему и удостоен сана священника, а затем и епископа. В то время в Никомидии было особенно сильно гонение на христиан. Св. Анфим воодушевлял свою паству не страшиться мучений за веру, и многие из вельмож и царских слуг, вняв голосу пастыря, открыто объявляли себя христианами. Их замучили. Среди них были Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, Домна дева, Евфимий и многие другие. Случился пожар в царских палатах; христиан заподозрили в поджоге, и их начали истреблять целыми толпами. Св. Анфим счел необходимым скрыться, чтобы пока сохранить свою жизнь и посланиями увещевать, укреплять и утешать гонимых христиан. С одним из посланий св. Анфима был схвачен диакон Феофил и представлен к царю Максимиану. Царь требовал, чтобы Феофил сказал, где скрывается Анфим. «Я не могу предать того, кто столько делает для Церкви», - отвечал Феофил и был убит за это. Наконец, наступило и время мученической смерти святого Анфима. Место, где он скрывался, было обнаружено, и царь послал за ним 20 конных воинов. Святой, встретив воинов, позвал их к себе, обещая указать, кого они ищут. Угостив воинов, он сказал, что он и есть Анфим. Воины не знали, что делать, даже хотели оставить святого и сказать, что не нашли его. Святой же, не терпя лжи и желая пострадать за Христа, не согласился на это. Воины приняли крещение. Когда Анфим явился к царю, то царь приказал принести орудия казни и положить перед ним. «Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? - сказал мученик царю. - Не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего. А я более всего на свете хочу перейти к Богу». Царь приказал жестоко мучить святого и потом отсечь ему голову. Скончался св. Анфим в 302 г. при Диоклетиане.

Мученица Василисса

Мученица Василисса пострадала в 309 г. в Никомидии будучи девяти лет от роду. Когда привезли ее к правителю города Александру, она бесстрашно исповедала себя христианкой, так что все удивлялись. Правитель сначала ласково склонял ее к отречению от Христа, а потом разгневался и приказал бить и сечь розгами. Юная мученица мужественно переносила страдания. Правитель велел повесить ее вниз головой, а под ней зажечь солому, серу, масло и олово, чтобы мученица задохнулась, но не достиг своей цели. Затем Василиссу посадили в разожженную печь, но она, сотворив крестное знамение, вошла в печь и осталась невредимой. Наконец, пустили на нее голодных львов, и те не коснулись ее. Тогда мучитель пал к ногам мученицы, просил у нее прощения и молитв и крестился. Василисса вскоре после того мирно скончалась, во время молитвы.

Преподобный Феоктист был сподвижником св. Евфимия Великого (память 20 января) и начальником его обители близ Иерусалима. Жил в V в.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
17.03.2019 -
18.03.2019 -
19.03.2019 -

16 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 16 сентября

Священномучеников Анфима, епископа Никомидийского, и с ним Феофила, диакона, мучеников Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, мученицы Домны девы и мученика Евфимия

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (284-305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие – сожжены, засыпаны землей или утоплены в море. Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен.

Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены. Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима.

Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя.

Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним.

«Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни? — спросил святитель. — Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего».

Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать (+ 302).

Преподобного Феоктиста Палестинского, спостника Евфимия Великого

Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями.

Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель.

Обычно после праздника Богоявления они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от Иерихона). Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука.

Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию:

«Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного».

Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд.

«Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами».

Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь.

В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и впоследствии был епископом среди арабов.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.

Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее Богослужение.

Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.

Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников – армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия.

Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: «Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!». Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться.

«Послушание, — сказал святой Евфимий, — великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти».

Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил:

«Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов».

В 431 году в Ефесе состоялся III Вселенский Собор, направленный против ереси Нестория. Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория.

В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество – Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое (так называемая ересь монофизитов).

Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия приняли исповедание Халкидонского Собора.

За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто, кто приступает достойно, а кто во осуждение себе.

Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва (будущий Савва Освященный, память 5 декабря), тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии.

Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру.

Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию:

«Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, – непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение.

Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте».

Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века.

Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет.

На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими Патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий.

Блаженный Дометиан не отходил от гроба учителя 6 суток. На 7-й день он увидел своего авву, радостно возвестившего любимому ученику:

«Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною».

Поведав братии о видении, святой Дометиан пришел в церковь и в радости предал дух свой Господу. Он был погребен рядом со святым Евфимием. Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине, в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил.

Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца

Блаженный Иоанн жил в городе Ростове Великом во дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа-ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове и к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру.

Во дни его находился в Ростове и беседовал с ним, как и с знаменитым Борисоглебским подвижником святым Иринархом, блаженный юродивый Иоанн, по прозванию Большой Колпак, ушедший потом в Москву и погребенный здесь у Покрова на рву.

Блаженный Иоанн Ростовский всегда носил с собою и читал пергаментную книгу – Псалтирь на латинском языке. Неизвестно, когда и где он изучил сей язык.

Кончина блаженного Иоанна последовала 3 сентября 1580 года. Тело его, заботами упомянутой благочестивой вдовы и духовного отца его священника Петра, погребено было подле церкви святого Власия за алтарем.

Погребение сопровождалось знамениями: поднялась сильная буря, засверкали молнии и загремел гром.

По преставлении блаженного, многие стали приходить ко гробу его, пели в церкви молебны Господу Богу, Пресвятой Богородице и Предтече Иоанну, просили святить, воду и пили ее, смешивая с песком от гробницы блаженного Иоанна, иные мазали ею свое болящее тело и по своей вере получали исцеление от различных болезней.

Слыша о чудесах при гробе блаженного Иоанна, Ростовский митрополит Кирилл, удрученный старостью и пораженный тяжкою болезнью, не владея рукою и ногою, повелел нести себя во Власьевскую церковь к образу святого Иоанна и ко гробу блаженного Иоанна Власатого.

Во время молебна, при чтении святого Евангелия, больной святитель сразу почувствовал исцеление от болезни, стал владеть рукою, так что получил возможность вновь священнодействовать и править Ростовскою митрополиею, и прожил еще год и пять месяцев.

При гробе блаженного Иоанна совершалось много чудесных исцелений с верою притекавших больных. Чудеса сии записывались и о них сообщалось царю Михаилу Федоровичу.

Одним благочестивым купцом, видевшим над собою и над домом своим милость Божию и многие исцеления, над гробом блаженного поставлена была церковь.

В настоящее время мощи блаженного Иоанна почивают под спудом за левым клиросом в каменной церкви Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя святого Иоанна Предтечи и священномученика Власия, построенной в 18 столетии.

При гробнице издавна находится большой кипарисный крест блаженного и пергаментная рукопись, писанная красивым готическим письмом.

В одной из записей в рукописи значится, что святитель Димитрий Ростовский, обозревая по вступлении на Ростовскую митрополию в 1702 году Ростовские храмы, остановил свое внимание на сей псалтири, заметил ее ветхость, повелел вновь переплести и хранить по прежнему на гробе блаженного.

Другая запись на латинском языке гласит: «с величайшим почтением держал я эту книгу в своей руке и целовал. Нил, архиепископ Ярославский. Мая 14 дня, 1856 года».

16 сентября (3 сентября по старому стилю)

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302).

Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним другие мученики пострадали во время гонения на христиан при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (284-305). Преследования христиан особенно обострились после того, как в Никомидийском императорском дворце случился пожар. Язычники обвинили христиан в умышленном поджоге и проявили по отношению к ним неслыханную жестокость. Так, в одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до двадцати тысяч молящихся. Однако эти бесчеловечные действия не устрашили христиан: они твердо исповедовали свою веру и принимали мученическую смерть за Христа. Так, страдальчески скончались в то время святые Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис и Горгоний. Одни из них были усечены мечом, другие - сожжены, засыпаны землей или утоплены в море. Зинон, воин, за смелые обличения императора Максимиана был побит камнями, а затем обезглавлен. Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица, святая дева Домна, и святой Евфимий, которые заботились о том, чтобы тела святых мучеников были погребены.
Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Оттуда он обращался к христианам с посланиями, в которых убеждал их твердо держаться святой веры и не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану.
Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима.
Через некоторое время Максимиану все же удалось узнать, где находится святой Анфим, и он послал за ним отряд воинов. На пути повстречался сам епископ. Воины не узнали святого, но он позвал их к себе, угостил обедом, а затем открыл, что он и есть тот, кого они ищут. Воины не знали, что делать, хотели оставить святого и сказать императору, что не нашли его. Епископ Анфим не терпел лжи и не согласился на это. Воины уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Но при этом святитель все же заставил их исполнить приказание правителя. Когда епископ Анфим явился к царю, тот приказал принести орудия казни и положить перед ним. "Неужели ты, царь, думаешь устрашить меня орудиями казни?- спросил святитель. - Нет, не устрашишь того, кто сам желает умереть за Христа! Казнь устрашает только малодушных, для которых временная жизнь дороже всего". Тогда царь распорядился жестоко мучить святого и усечь мечом. Епископ Анфим до последнего вздоха радостно славил Бога, за Которого сподобился пострадать († 302).


Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца
(1580).

Блаженный Иоанн Ростовский Милостивый (Власатый) подвизался в Ростове в подвиге юродства, терпя нужды и скорби.
Он не имел постоянного пристанища и лишь изредка отдыхал в доме своего духовника, священника Всехсвятской церкви, или у одной престарелой вдовицы. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13 января). После долгих подвигов он скончался 3 сентября 1580 года и погребен, по завещанию, подле церкви святого Власия, за алтарем.
Он имел "власы на главе велики", почему и назывался "Власатым". Наименование "Милостивый" блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также в память святого Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в., память 12 ноября), имя которого он носил.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467).

Новосщмч. Пимена (Белоликова), еп. Верненского и Семиреченского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия (1918).
Сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров
(1919).
Сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров
(1920).
Сщмчч. Владимира, Михаила пресвотеров
(1921).
Сщмч. Николая пресвитера
(1923).
Сщмч. Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников
(1924).
Сщмч. Романа пресвитера
(1929).
Сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров
(1937).
Сщмч. Петра диакона
(1953).
Св. Фивы диакониссы Кенхрейской
(I).
Мц. Василиссы Никомидийской
(309).
Сщмч. Аристона, еп. Александрийского.
Свт. Иоанникия, патриарха Сербского
(1349).
Писидийской иконы Божией Матери
(608).

|

Представляем праздники 16 сентября в России и Украине, церковные, православные, праздничные события и памятные даты шестнадцатого сентябрьского дня первого осеннего месяца. На этой странице вы узнаете - какие праздники будут 16 сентября, с чем они связаны, с какими событиями, а также народные приметы, пословицы и поговорки об этом осеннем дне.

Также, в конце страницы вы сможете узнать (кратко) о других праздниках и празднетствах сентября месяца, обычаях, традициях, народных приметах и прочее. Но вначале узнайте, что же такое праздник, его определение.

Праздник - это определенный отрезок времени (обычно один день), выделенный в календаре на предстоящий год в честь какого-то знаменательного события, чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (мифическое, небытовое) значение и непосредственно связанный с культурной или религиозной традицией в какой-то стране (регионе).

Слово праздник употребляется и в других, близких по смыслу, значениях, как например:

Праздник противоположность будням - является официальный день отдыха, установленный в связи с каким-то календарным событием;

Праздник - это веслое препровождение свободного времени, развлекательные мероприятия (массовые), день какого-либо личного или общественного радостного события;

Общее состояние душевного подъема (приподнятое настроение), (бывает в словосочетаниях: "праздник жизни" и прочее).

Праздники 16 сентября - даты и события

День Домны Доброродной

День независимости Мексики

День специалиста по управлению персоналом

День завитушек, кудряшек, локонов, волют и вензелей

Международный день охраны озонового слоя

День независимости - Мексика

Праздник нелегального пития

Праздники 16 сентября церковные (православные) - День Василисы Домны Доброродной

День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю. Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам. Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

Василиса - со льнами торопися.
- Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.
- На Домну прибирают бабы всякую рухлядь в доме.

Говорили, что, если Василиса пришла, то желательно поторопиться с льном – его собирали и подготавливали для последующей работы. Кроме того,16 сентября принято было наводить в домах порядок, избавляться от различного хлама, накопившегося в течение лета.

Весь собранный мусор и ненужные вещи сжигали вместе с картофельными очистками, поскольку это предвещало счастье на весь год. 16 сентября начинались холода, и крестьяне спешили переселиться в дом из летних веранд.

В церкви 16 сентября почитается память святой Домны Никодимийской, которая жила во время царствования императора Максимилиана. Изначально Домна была языческой жрицей, но впоследствии приняла христианство.

Во время гонений на христиан, организованных Максимилианом, Домна пострадала за свою веру и с тех пор почитается в ранге мученицы. Интересно, что 16 сентября принято было не только сжигать мусор и всяческий хлам, но также, например, развешивать вокруг огорода, на столбы, крыши домов различную рухлядь.

Полагали, что это защитит скотину, урожай, дом и двор от сглаза и несчастья. Поговаривали, что если злой человек увидит большое количество лаптей, то станет их пересчитывать и уже не сможет использовать свою энергетику для того чтобы кого-то сглазить.

В этот день также промывали и развешивали для просушки мешки, в которые ранее собирали картофель. 16 сентября начиналась уборка льна, и с ней следовало поторопиться, поскольку в ближайшие дни начнутся холода и дожди. Кроме того, 16 сентября собирали урожай поздней малины и яблок.

Праздники 16 сентябр я - День независимости Мексики

Пышный и красивый мексиканский праздник отмечается с большим размахом. С этим днем связано несколько событий - день святого Порфирия и день рождения президента Порфирио Диаса.

Праздник начинается очень красиво. Вечером президент выходит на балкон и произносит знаменательную фразу - «Долгой жизни Республике!», народ отвечает ему «Вива!». Президент звонит в колокол, который стоит уже там более 100 лет.

Независимость Мексики от Испании добывалась долго, но когда страна была передана правительству Наполеона после его побед в Испании, мексиканцы взбунтовались. Впервые в 1810 году в колокол зазвонил Отец Идальго - знаменитый борец за права Мексики.

Праздники 16 сентябр я - День охраны озонового сло я

16 сентября 1987 года 36 стран подписали международный протокол по защите озонового слоя. А в 1994 году Генеральная Ассамблея ООН предложила придать этому дню статус международного дня по защите озонового слоя.

Страны участники протокола обязуются не выпускать озоно-разрушающие продукты. 16 сентября проводятся мероприятия пропагандирующие защиту озонового слоя – настоящей газовой защиты земли, не пропускающей солнечную радиацию, способствующую поддержанию жизни на планете.

Озоновая дыра в области Атлантиды насторожила общественность мира. Человеку по силам сберечь озоновый слон, и просто необходимо сделать для этого все необходимое.

Праздники сентября - народные приметы, поговорки, суеверия...

День Андрея Стратилата-тепляка и Феклы-свекольницы. Андрей Стратилат и Фекла. Заметное потепление. Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел - овес дошел. На Феклу копай свеклу. Ветер теплый, южный - к хорошему урожаю овса.

Самойлин день. День пророка Самуила, свекольница. Самуил-пророк сам бога о мужике молит. Наступает пора дергать свеклу и морковь. Свекольница - девкам невольница.

В православии 2 сентября Самойлин день - известен как день памяти пророка Самуила, считавшегося защитником и покровителем всех крестьян и обездоленных людей.

День Фаддея. Если этот день ясный - стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель. Кто Фаддей - тот своим счастьем владей!

День Агафона-огуменника. Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

День святого Луппа Солунского. Лупы-брусничника. Первые заморозки. На святого Лупа овес морозом лупит. Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнитвом овса. Если журавли летят низко и молча - к ненастью.

День Евтихия. Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

День Тита и Варфоломея. Тит, пошел молотить! Листопадиик-Тит последний гриб растит. Тащит Тит в корзине последний гриб - самый ядреный, без червоточинки.

День Андриана и Натальи Овсяницы. День Павла-Рябинника. Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины. Не вырастет овес - наглотаешься слез. Холодный утренник на Наталью - к ранней и холод­ной зиме. К Наталье не выкосишь овес - намотаешься до слез.

День памяти Анфисы и Пимена. День Анфисы, рябинник. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

День Анны и Саввы Скирдников. Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай. У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле­жебоки - скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

День Ивана Постного, Ивана Пролетнего. День Ивана Постного (День усекновения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного. Под запретом все круглое - то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и прочее), ножи в руки не берут. Строгий пост.

День князя Александра Невского. Тепло и звездно - к хорошему будущему урожаю. Крестьяне старались 12 сентября накрыть богатый стол и устроить пир.

Куприянов день. День Куприяна. Пора убирать морковь, копать картофель. Картошка - хлебу присошка. Всяк корешок к своей поре.

Семен Летопроводец. День Симеона Столпника, в народном календаре - Семен-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду.

День Мамонта-Овчарника, день Федота и Руфина. День Мамонта-овчарника. Во избежание несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны - босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

День Домны Доброродной. День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю. Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам. Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

День иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Луков день. Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

День Елизаветы-предсказательницы. День считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа. Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

Михайлов день. Похолодание - «Михайловские морозцы». Заморозком Михаил землю прихватил. В этот день крестьяне не работали в поле - грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

День мученика Созонта. «Луковый» день, день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Рождество Пресвятой Богородицы. Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы. В мудрости и молитве день провести - счастье обрести. Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

"Никола осенний". Прекращаются выезды в ночное время: Никола весенний лошадь откормит, а осенний - на двор загонит. Кто путает и рвет ветки - змей в дом приглашает. Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз - можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя - змеиные цари будут мстить весь год.

День осеннего равноденствия. День Петра и Павла - рябинников. Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью. Рябина гроздна - зима морозна. Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет.

День памяти преподобного Силуана Афонского. День Федора - замочи хвосты. Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти. Под Федору лето кончается, осень начинается. Не каждое лето до Федоры дотянет.

День Артамона. По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя - змея зазе­вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм - те навлекают на дом зло.

День Корнилия. Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню: Корнилий святой - из земли корневища долой! Корнильев день на дворе - всяк корешок в своей норе. С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение, третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба.

Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз - с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

День памяти святого великомученика Никиты. Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится - его нужно за­добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет. Пора собирать репу и начинать стрижку овец. Репа - мясо, режь да ешь!

День Ефимии. Сухая и теплая погода 29 сентября – будет поздняя зима, а сильных морозов, скорее всего, можно не ожидать. Именно 29 сентября сейчас начинали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок.

Также в этот день продолжали заготавливать капусту на зиму. Обычно делали это сообща, устраивая так называемые капустные вечеринки.

День Софии. День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Читают заговоры на память и разумение.

В этот день проводились девичьи посиделки. Сухая погода – зима наступит нескоро Солнечно и тепло 30 сентября – по приметам, можно отправляться на рыбалку и рассчитывать на хороший улов.

Праздники 16 сентября 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов... - церковные и государственные, знаменательные даты и памятные события, приметы...

Праздники 16 сентября 2015 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2016 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2017 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2018 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2019 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2020 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2021 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2022 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2023 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2024 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2025 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2026 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2027 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2028 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2029 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2030 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2031 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2032 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2033 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2034 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2035 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2036 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2037 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2038 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2039 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2040 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2041 - церковные, события, даты, какой день

Праздники 16 сентября 2042 - церковные, события, даты, какой день

Loading...Loading...