_Линде Н.Д., Основы современной психотерапии. Медитация воды

Медитация в йоге

Медитация – древнейший способ духовного саморазвития человека. Она представляет собой процесс достижения определенного состояния, которое возникает при целенаправленном воздействии на сознание.

Западная культура рассматривает медитацию как акт размышления или обдумывания, но данные определения не отражают ее сути. Более правильным следует считать восточное толкование. В древних индийских письменных источниках медитация характеризуется как особый длительный процесс движения человека к просветлению и духовному росту, затрагивающий его философскую, энергетическую и субъективную сферы. При этом на уровне чакр (энергетических каналов) происходит слияние энергий человека и космоса, что способствует появлению благоприятных изменений на физиологическом, психическом и интеллектуальном уровнях. В древневосточных философских системах медитация рассматривается как один из способов самовыражения человека, позволяющий выявить и реализовать скрытые свойства своей личности, оценить свою жизненную позицию и манеру поведения, а также изменить их в соответствии с принципами высшей нравственности.

При сильном умственном и эмоциональном перенапряжении необходимо воздержаться от медитации. Лучше принять медитативную позу и расслабиться на некоторое время. Нередко при этом появляется ощущение напряжения в мышцах ног, что является следствием недостаточного освоения позы со скрещенными ногами. Проводить занятие, испытывая боль, нельзя. В обоих случаях сконцентрироваться на объекте будет трудно.

Конечной целью медитативной практики является достижение космического сознания. Любая восточная практика видит свое назначение в познании Бога и слиянии с ним. Такой точки зрения придерживаются восточные учения (индуизм, буддизм, даосизм, тантризм), в том числе и философские системы восточных единоборств (сумо, ушу, карате, дзюдо, айкидо). Древние мудрецы считали, что, познавая себя с помощью медитации, человек перемещается в нравственном отношении на более высокий уровень. Это позволяет ему постичь вечные законы жизни, истины и мира. Главным же является убежденность восточного человека в том, что, помимо самой жизни, ему предназначена определенная роль, которую надлежит исполнить.

Медитационные практики различают по способу использования конкретной методики, вызывающей у человека релаксацию и блокировку сознания. Существует множество типов медитации, но все они имеют одну общую закономерность: для вхождения в трансовое состояние необходим предмет или стимул для концентрации внимания. Традиционным считается выделение двух типов медитации – сагуна-дхъяна (медитация с формой) и ниргуна-дхъяна (медитация без формы). В первом случае сознание медитирующего работает с объектом, имеющим любую форму или образ (цветок, пламя свечи, лик святого). Во втором виде практики, считающейся по уровню выше, чем сагуна, объектом медитации являются не имеющие формы понятия – Брахмана, Великая пустота и др.

До сих пор механизм действия медитации недостаточно изучен. Если отталкиваться от составляющей, общей для всех форм медитации, то разрешение проблемы может быть заложено в объекте, выбранном для концентрации. По сути, именно он является основной характеристикой данного процесса.

Функция объекта сосредоточенного внимания сводится к тому, чтобы вызвать активную деятельность неокортекса (центральной части коры головного мозга) правого полушария и подавить активность неокортекса левого полушария. С помощью концентрации на объекте устраняется преобладание аналитического способа мышления (сознания) над интуитивным, бессознательным. Доминирование правого полушария обеспечивается разными способами: вовлечением его в монотонную деятельность (асаны, правильное дыхание, произнесение мантр) или приведением в напряженное состояние (проблемные медитации дзен-буддийского направления, физиологические медитации танцующих дервишей). При этом изменяется процесс переработки информации. Выключение из процесса сознательного, рационального мышления приводит к исключительно интуитивному познанию, которое и является основной задачей всех медитативных практик. Такое состояние называют просветлением или сверхсознанием.

Приемы медитации сопровождаются определенным алгоритмом психофизиологических актов. Данный процесс непрерывен и складывается из последовательных этапов.

I этап – совершение медитирующим сознательного усилия, направленного на улучшение собственного здоровья, поэтому важно не только действительное достижение сверхсознания, но и попытка, стремление к нему.

II этап – выработка медитирующим пониженной чувствительности к внешним раздражителям или объектам действительности и внутренним переживаниям, то есть обретение физиологической (затрудненность дыхания, релаксация), умственной (спутанность мышления) и эмоциональной расслабленности. Эти признаки человек вырабатывает самостоятельно, используя концентрацию внимания и погружение организма в сноподобное состояние.

III этап медитации предполагает наблюдение и оценку своей жизни взглядом стороннего наблюдателя. При этом развивается интуитивное восприятие происходящего: медитирующий не пытается подчинить себе реальность или приспособиться к ней, он просто мирно сосуществует с окружающей средой.

IV этап медитации (собственно результат) характеризуется духовным прозрением личности или обретением высшего сознания.

Принимая во внимание значение воды в философии и религии Индии, не удивительно, что была разработана практика медитации с помощью водной стихии.

Правила медитации

Их необходимо соблюдать независимо от того, приверженцем какой философской школы или религии является медитирующий.

Правило 1. Обстановка, в которой человек собирается медитировать, должна быть уединенной и спокойной, поэтому сначала исключают действие внешних раздражителей: городской шум, вторжение близких, телефонные звонки и др. Для устранения шумового фона пользуются берушами или ставят кассету с приятной музыкой, воспроизводящей звуки дождя, шелест листвы. Сознательное погружение в состояние сосредоточенности возможно только в том случае, если на данном этапе медитирующего никто не беспокоит или ничто не отвлекает его.

Правило 2. Помещение перед занятием проветривают. В комнате должно быть тепло, чисто и уютно. Так как во время медитации процесс кровообращения несколько замедляется, одеваться следует теплее.

Для выхода из медитации можно использовать простой счет от 1 до 10. при этом медитирующий постепенно начинает ощущать отдельные части своего тела и просветление в голове, а после пересчета пальцев на руках возвращается в реальность.

Правило 3. Медитируют обычно в 4–5 часов утра и 7–8 часов вечера.

Правило 4. Нельзя медитировать сразу после еды, когда осуществляются процессы переваривания и усвоения. Последний прием пищи проводят за 2–4 часа до занятия. Нарушение данного правила устраняет всякую пользу от медитации и еды. Корме того, приступать к занятиям невозможно после курения, употребления алкоголя, соленой или острой пищи.

Правило 5. Перед занятием проводят очистительные процедуры: чистят зубы и корень языка, принимают горячий душ, держат ступни в ванночке с горячей соленой водой в течение 10 минут. Данные мероприятия необходимы для беспрепятственного выхода негативной энергии из организма.

Правило 6. Для проведения успешной медитации устраняют напряжение в мышцах. Самый лучший способ – принять удобное положение. Классическим вариантом является поза лотоса: садятся, скрестив ноги, выпрямляют спину, руки кладут на колени ладонями вверх, соединяют большие и указательные пальцы рук в форме кольца, остальные пальцы выпрямляют. Считается, что такая поза замыкает биополе человека, способствует высокой степени концентрации и уравновешивает состояние эмоций и ума, а также подготавливает к поглощению космической энергии. Иногда медитирующие кладут руки ладонями вниз.

При облегченном варианте садятся в кресло с прямой спинкой, ставят ступни на пол, кладут полуоткрытые ладони на бедра и поддерживают спину, голову и шею на одной прямой линии. Поза должна быть расслабленной, а не жесткой.

Правило 7. Время, затраченное на медитацию, контролируют с помощью будильника. Его заводят на 15–20 минут. Звонок выведет медитирующего из состояния сосредоточенности.

Правило 8. Приступают к медитации только после уяснения цели занятия и установки выхода из этого состояния. Медитирующий должен четко знать, зачем ему это необходимо. Например: «Я приступаю к медитации, чтобы вывести отрицательную энергию, восстановить хорошее самочувствие, провести омоложение организма, установить позитивные отношения с окружающим миром и др. После этого я вернусь в реальный мир, в котором меня ждет работа и близкие люди».

Правило 9. После медитации закрепляют приобретенный положительный эффект – некоторое время пребывают в тишине или читают.

Правило 10. Никогда не проводят анализ медитативного упражнения, чтобы не вызвать противоположный результат. Как правило, в подробности занятий медитацией не посвящают друзей и знакомых. В крайнем случае, делают записи в дневнике, придерживаясь нейтрального стиля.

Сложная медитация с водой

Данная медитация отличается сложностью и состоит из нескольких мини-медитаций, представля ющих собой последовательное прохождение этапов погружения в водную стихию.

Сначала медитирующий принимает удобную позу, расслабляется и закрывает глаза, затем 5 раз произносит мантру «Аум», после чего представляет пространство Вселенной, вспоминает о Боге, который сотворил все, что существует на земле и в космосе, и приступает к медитированию.

Сначала он воображает, что окунулся в холодный природный источник, внимательно рассматривает блики от солнечных лучей, чувствует колючесть воды и ощущает силу энергии, исходящей от ледяных струй. Постепенно его кожа краснеет под воздействием низкой температуры, а тело уже не чувствует холода. Медитирующий медленно, глоток за глотком, поглощает воду источника и отмечает ее превосходный вкус. Он ныряет в глубину водного потока, отметив, как закрывается воронка над его головой, и какими идеально прямыми кажутся лучи солнца под водой, затем устремляется на самое дно источника, на котором обнаруживает песок, белые и зеленые камни. После этого медленно поднимается вверх, к небу, которое находится будто бы у самой поверхности. Он разрывает сверкающую гладь воды, отражающую слияние двух стихий, и жадно глотает воздух. Медитирующий выходит на берег, садится на теплый от солнца камень и согревается в лучах солнца. Его тело горит, а мозг работает четко и ясно. Он ощущает спокойствие и удовольствие.

Следующий этап предусматривает подключение визуализации другого плана. Находясь на суше в удобной позе, медитирующий представляет себя частью воды (например, русалкой или волной). Он видит себя в объятиях этой стихии, ставшей ему родной, на морском дне, которое усыпано раковинами и кораллами, мелькающих вокруг разных невиданных морских существ и плавающие, набухшие зеленые и рыжие водоросли. Сквозь толщу воды он различает струящийся сверху свет, но не торопится на воздух. Ему хорошо в воде, он чувствует, как та постепенно проникает через нос и рот глубже и глубже, пока не заполняет все тело, ставшее вдруг пустым сосудом. Содержимое этого сосуда приобретает прозрачность, свойственную воде, и мерцает так же, как окружающие слои воды. Медитирующий ощущает, как вода заполняет глаза, а зрение приобретает несвойственную ему прежде четкость. В то же время он чувствует, как мозг впитывает эту жидкость, а вместе с ней и ее свойства преодолевать любые препятствия и проникать во все структуры, приобретая удивительную подвижностью. Затем медитирующий перевоплощается в волну, наливаясь ее энергией, силой, мощью и несокрушимостью, и обращается к воде с просьбой избавить его от негативных мыслей.

Медитативные упражнения способствуют улучшению состояния здоровья при нарушениях психики и нервном возбуждении. Они позволяют избавиться от фобий, чувства страха и тревоги, помогают выработать уверенность в себе и восстановить позитивное восприятие действительности. В качестве вспомогательного средства их рекомендуют при лечении от алкоголизма, наркомании и артериальной гипертонии.

После этого он видит себя на берегу океана, вдыхает запах соли и йода, слышит шум прибоя. Его тело постепенно наполняется бодростью, свежестью и энергией, которая заставляет приподнять голову и выпрямить плечи. Такие ощущения вызывают появление флюидов – невидимого психического тока, исходящего от тела, что привлекает к нему окружающих людей. Он размышляет о том, что и вода обладает свойством притягивать к себе живых существ.

Наконец, на последнем этапе медитирующий встает и представляет, как из его тела постепенно уходит вода. Он чувствует, как она стекает с волос и вытекает из ушей, глаз и рта, а затем начинает глубже и «поземному» дышать. Устремляясь вниз, вода забирает с собой нехорошие мысли, обиды, тревоги и губительную привычку к самокопанию. Медитирующий чувствует, как увеличивается скорость движения жидкости, ощущает ее мощь и великую очистительную силу, отмечает легкость и ясность мыслей, а также чувствует, что вода, покинув тело и освободив от своей тяжести, наполняет его свободой, молодостью и здоровьем.

Простейшие медитативные практики с водой

Методика работы со стихией воды предусматривает проведение нескольких упражнений. Их выполняют в положении сидя со скрещенными ногами или лежа. Медитирующий закрывает глаза, расслабляется, затем 5 раз произносит мантру «Аум», после чего представляет пространство Вселенной, вспоминает о Боге, который сотворил все, что существует на земле и в космосе, и приступает к медитированию.

Медитация и лотос. В первую очередь он сосредотачивается на воде и ее свойствах, мысленно перечисляя все известные ему качества, а также воображая ее белый цвет (в йоге) и звук («вам»). Затем представляет, что находится в центре чистого источника. Охватывая внутренним взором окружающее пространство, медитирующий замечает, что оно до самого горизонта заполнено водой. Постепенно он начинает воспринимать себя в качестве лотоса, появившегося из глубин водной стихии и плывущего по ее течению. Медитирующий замечает, что из недр воды поднимаются волны, которые становятся все выше и вскоре, накатываясь, ударяются о тело. Их удары не оставляют никаких следов, они обновляют и освещают тело…

Медитацию можно остановить в любое время по собственному желанию.

Медитация и капля воды. Другой вариант медитации со стихией воды предусматривает наличие ес тественного водоема или бассейна. Выполнив предварительное упражнение на расслабление, медитирующий встает прямо, вытягивает руки перед грудью, слегка сгибает их и разводит пальцы. Затем представляет, что с большой высоты ему на голову падает капля воды, обладающая огромной энергетической силой. Он пристально следит за тем, как она медленно-медленно стекает вниз по телу. Медитирующий ощущает ее продвижение по позвоночнику, по которому разливается море энергии. Он дышит животом и чувствует, что жизненная сила распространяется по всему телу.

Медитация и погружение в воду. Выполнив такое же предварительное упражнение, как в предыдущих случаях, медитирующий погружается в водоем по шею и выполняет серию резких выпадов руками, после чего соединяет ладони перед грудью, направив пальцы вверх, а затем с открытыми глазами опускается на дно. Не меняя этого положения, он остается в воде до тех пор, пока у него не появится ощущение, что каждая частица тела пропитана водой.

Медитация и температура воды. Данный вариант концентрации предусматривает наличие сосуда, желательно стакана. Выполнив предварительное упражнение, медитирующий наполняет стакан водой, ставит его на стол и обхватывает обеими ладонями. Затем, сконцентрировавшись на жидкости, он направляет к ней свою энергию, чтобы повысить (понизить) ее температуру.

Первыми письменными источниками, содержащими сведения о медитации, считаются древние индийские Веды, в которых представлены различные медитативные индуистские и буддистские традиции. В Древнем Китае она появилась в VI веке до н. э. и оформилась как таоистское направление. В IV веке ее уже использовали христиане-отшельники.

Настрой «вы - вода» состоит из четырёх ступеней: вход в стихию; выход из стихии; поглощение эманации воды; избавление от лишних эманации и отрицательной энергетики.

Представьте, что вы окунулись в ключ, бьющий из-под земли. Вода сверкает в утренних лучах солнца. Пахнет сырой водой, мощным фонтаном, вырывающимся из-под земли. Брызги сверкают на солнце, в струях играют колючие радуги. Энергия воды охватывает ваше тело. От ледяных струй источника ваше тело разогревается, будто его натёрли жгучим перцем.

Вы глотаете воду минерального источника, и всё не можете напиться, у неё такой свежий, приятный вкус!

Вода бурлит, вырываясь могучим напором из-под земли. Новорожденная подземная вода сверкает, впервые увидев солнечный свет. Она насыщена минеральными веществами подземных пластов, её бурлящие струи массируют ваше тело.

Вы ныряете к самому дну источника, и ледяные воды смыкаются над вашей головой. Вы - в зеленоватом полумраке, сверху лезвиями идут солнечные лучи, они тянутся к самому дну, к зелёным и белым камням, к кварцевому песку, который сделал всё дно белым.

Вы медленно поднимаетесь к поверхности и смотрите на границу воды и воздуха - грань двух стихий. Вы видите серебристое, подвижное зеркало, отражающее ваше юное лицо. Рывок - и вы на поверхности, хватаете жадно ртом воздух, пахнущий водой. Ваше лицо охватывает жар. Вы выбираетесь на берег, на разогретый солнцем камень и не можете отдышаться, вас согревает тёплое утреннее солнце.

Всё ваше тело горит, охваченное жаром. Вам тепло, хорошо, спокойно. В голове светлые, радостные мысли.

Представьте себя элементалией воды, ундиной, созданием, способным дышать тонкими эманациями воды. Вы находитесь в своей родной стихии, в воде на морском дне, среди прекрасных жемчужных раковин, диковинных рыб и водорослей. В толще воды разлит голубоватый свет, вы сидите на огромной перламутровой раковине, как на троне, на вашей голове корона из разноцветных жемчужин, вам легко и спокойно в родных глубинах, вы вдыхаете эманации воды.

Приятная свежесть течёт через ваши нос и горло в лёгкие, через поры кожи просачивается в организм. Вы ощущаете, что тонкая влага наполняет всё ваше тело, как пустой сосуд. Оно становится прозрачным и начинает мерцать всеми цветами радуги. Вода проникает в ваши глаза, и они начинают лучше различать предметы вблизи, они выглядят более чёткими, цвета их кажутся свежими и нежными.

Ваш разум обретает проницательность - это свойство воды просачиваться в малейшие щели и отверстия. Ваш ум полон эманации воды, это делает его подвижным и живым. Он легко проникает в самую суть явлений, находит выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Ваш разум учится у воды огибать препятствия, находить кратчайшие пути, успешно размывать преграды из несокрушимых камней, рушить гранитные скалы.

Вы - волна, обрушивающаяся на утёс, он кажется таким крепким, таким несокрушимым, он только кажется таким. С каждым вашим ударом он теряет частичку своей мощи, то песчинку, то камешек, а вы остаетесь при всем своём потенциале.

Придет время, и от утёса не останется и следа, ну а волна по-прежнему будет неуязвима. Разум перенимает у воды логику и рациональность мышления, способность нестись к цели с огромной скоростью, сметая все преграды на пути, а также пребывать в кажущемся бездействии, видимой неподвижности, которая есть лишь еще одной формой движения - в медитации.

Дайте воде вымыть из вашей головы все мысли, обычно толпящиеся в ней. Пусть она отдохнёт от них. А вы просто лежите и наслаждайтесь, ощущая, как поток воды мягко обтекает ваше тело.

Вы выходите из глубокого сна. До вашего слуха доносится шум прибоя. Вы лежите на берегу Океана. Вы вдыхаете свежий запах его волн. Этот солёный аромат наполняет вас бодростью. Сон покидает ваше тело, бодрость вливается в отяжелевшие руки, ноги, тело. Вы открываете глаза и видите себя на берегу Океана. На песчаном пляже, усыпанном раковинами, некоторые из них огромны и полупрозрачны. Некоторые - открыты, в них лежат огромные жемчужины. Небо необычайной синевы, пляж залит солнцем.

Вы излучаете флюиды, которые влекут к вам окружающих. Они замечают, что вы необыкновенно притягательны в последнее время. Им хорошо с вами, как у ручья в жаркий день, потому что вы привлекательны, как оазис в пустыне. Такова вода - она привлекает всех живых существ в мире.

Воспоминания о кинофильмах, все время муссируемые. Это именно то, что составляет наш обычный внутренний диалог. Наш набор затертых пластинок, которые крутятся всякий раз, когда мы остаёмся без занятия, наша занудная мысленная жвачка, к которой мозг привык так, что считает её нормальной. Заметьте, стоит человеку побыть наедине со своими мыслями и пообщаться с самим собой, так у него, как правило, портится настроение, будто он сам и оказался для себя наинеприятнейшим собеседником. Эта привычка «тереть» с самим собой в сто раз вреднее курения, мысли всегда должны быть приятными и целенаправленными.

Представьте, как огромным фонтаном из вашего тела изверглась вода. Она хлещет и хлещет из вас во все стороны и водопадом срывается вниз в какую-то пропасть, в небытие.

Предстаете, что вместе с водой из вашего мозга навсегда уплывает мысленная грязь. Голова становится лёгкой и светлой.

Вода покидает ваше тело, выливаясь через поры кожи, покидает внутренние органы, она стекает с ваших рук и ног. Вы чувствуете, как тяжесть покидает ваше тело, оно становится лёгким, как перышко, и невесомым. Вы наслаждаетесь этим ощущением свободы и лёгкости, чувствуете, что ваше тело стало молодым и здоровым.

Медитация, с которой мы начнем, относится к стихии вода. Вода - это безграничная и вездесущая стихия, на нашей планете наверное нет места, где нет воды в физическом ее проявлении. Она может пройти сквозь любые преграды, по капле будет собирать...

Медитация, с которой мы начнем, относится к стихии вода. Вода — это безграничная и вездесущая стихия, на нашей планете наверное нет места, где нет воды в физическом ее проявлении. Она может пройти сквозь любые преграды, по капле будет собирать море и в любых условиях вода останется водой. Вода может изменять свое состояние — из жидкого переходит в твердое или газообразное, но никогда не меняет своей сути. Медитация стихии вода подходит для северного, восточного и юго-восточного секторов. Положительно влияет на почки и мочевой пузырь. Что же, теперь нам осталось выбрать один из трех секторов, расположиться там в удобной нам позе и начать медитацию. Читаем текст и включаем свое воображение, оно нам понадобится!

Вы стоите на морском берегу. Спокойное море дышит прохладой и свежестью. Посмотрите, как волны плавно омывают песок. Почувствуйте, как они нежно касаются ступней ваших ног, освежают их, снимая боль и усталость. Вдохните полной грудью свежий морской воздух, шагните навстречу волнам. Ощутите, как они окатывают ваши ноги все выше и выше, касаются колен, поднимаются до пояса. А вы идете, все дальше и дальше навстречу морю. Волны уже плещутся выше груди. Почувствуйте, как вода поддерживает вас, как она плавно раскачивает ваше тело. Возникает ощущение легкого полета, невесомости. Посмотрите на свои руки, они медленно всплывают — их выталкивает вода. Ощущение полета,

невесомости усиливается. Медленными плавными движениями рук ощутите упругость воды. Вода несет, поддерживает вас. Доверьтесь ей, освободитесь от ваших страхов и сомнений. Представьте, что потоки воды проходят сквозь ваше тело, промывая каждую клетку, каждую частицу вашего организма. Волны уносят все ваши тревоги, сомнения, болезни и наполняют тело здоровьем и силой. С каждым вдохом вы накапливаете покой и умиротворение, с каждым выдохом выбрасываете болезни, страхи и напряжение. Ваше тело становится прозрачным как хрусталь, вы сливаетесь с морем, растворяетесь в его безграничных просторах. Вы и море — единое целое. Почувствуйте, как вы сильны и могущественны. Ощутите, как ваши волны омывают прибрежные скалы. Водная гладь бесконечна, ваши берега уходят вдаль и скрываются за горизонтом. Время для вас не существует, вас не страшат обиды и горечь потерь, не пугают боль и разрушение, вам неведома усталость. Выплеснитесь волной на берег, почувствуйте, как вы растекаетесь по песку. Взлетите ввысь гребнем волны, рассмотрите свои просторы, полюбуйтесь бесконечной гладью воды. Опуститесь на морские глубины, распугайте стайки рыб, поиграйте с ними, порезвитесь среди водорослей и камней. Снова поднимитесь ввысь и снова опуститесь в пучину. Наслаждайтесь свободой, восхищайтесь своим великолепием. Как ярко сияют в лучах солнца ваши волны, пена отрывается от их гребней, взлетает в небо и плавно опускается на берег…

Постепенно ваше тело уплотняется и отделяется от морских волн. Вы чувствуете силу и упругость своих мышц, ощущаете песок под ногами. Вы опять стоите на морском берегу и смотрите вдаль. Сохраните все, что подарила вам вода — силу и гибкость вашему телу, настойчивость разуму и безграничность душе.

Поправить свое материальное положение можно с помощью действенной медитации на воду. Благодаря этой несложной практике каждый сможет направить внутреннюю энергию на обретение финансовой независимости и привлечь благополучие.

Медитативные практики набирают все большую популярность. Простые техники, основанные на получении желаемого с помощью собственных сил и энергии Вселенной, не отнимают много времени и требуют лишь сосредоточенности и уверенности в собственных силах. Используйте предложенную денежную медитацию для того, чтобы решить свои финансовые трудности.

Денежная медитация с купюрой

Перед началом медитации приготовьте прозрачный сосуд с водой и денежную купюру. Освободите свой разум от посторонних мыслей и сосредоточьтесь на основном желании обрести финансовую независимость. Медитацию необходимо проводить в одиночестве, вдали от постороннего шума. Можете использовать расслабляющую музыку и ароматические масла , которые привлекают в жизнь богатство. Привлекать финансовый успех нужно с утра, чтобы восходящее Солнце приумножало ваши желания и способствовало привлечению денежного изобилия.

Сядьте в удобную позу, расположите сосуд рядом с собой. В руках держите приготовленные деньги и представляйте, как они заполняют ваш кошелек. Ваша жизнь больше никогда не будет бедной, у вас всегда найдутся деньги на приобретение самого необходимого и даже сверх этого. Создайте у себя в воображении картину того, что вы приобретаете все, что хотите. Добейтесь того, чтобы картина была полной и четкой. Создайте у себя в мыслях шар, который наполняется денежными средствами и начинает сиять от переполняющей его денежной энергетики. Мысленно перенесите его в сосуд с водой.

Воду по окончанию медитации необходимо выпить, чтобы энергетика, вами созданная, воплотилась в реальность и подтолкнула вас на путь к богатству и процветанию. Также вы можете перед медитацией посадить растение, привлекающее деньги в ваш дом , и полить водой, заряженной на приумножение финансов.

Чтобы открыть финансовые потоки, начните работать со своими чакрами . С их помощью вы сможете заручиться поддержкой Вселенной и ускорить осуществление желаний. Верьте в свои силы и воспитывайте в себе твердость характера. Это поможет вам не пасовать перед трудностями и добиваться желаемого буквально силой мысли. Желаем вам процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и

25.05.2017 04:16

Для каждой зодиакальной стихии можно подобрать свою, особую медитацию. Она поможет восполнить жизненные силы и...

Все, что окружает человека, обладает особой энергетикой, и деньги - не исключение. Чтобы открыть денежные...

тельство и ведовство, особые способности и т.д.). Его модель психики во многом напоминает представления великих мистических традиций.

Особое значение С. Гроф придает внутриутробным переживаниям индивида. Он выделяет четыре базовые перинатальные матрицы, являющиеся как бы кристаллизацией внутриутробного опыта, приобретенного в течение беременности. Психологические травмы, полученные ребенком в этот период, могут стать основой для будущих психических заболеваний вплоть до шизофрении, вторичное проживание этого опыта ведет к исцелению.

Основные элементы холотропной терапии - интенсивноедыхание (неимеетзначения«стиль»дыхания,главное-

это избыток кислорода), использование музыкии работа с телом

(внешнее проявление и усиление симптома). В измененном состоянии психика индивида проявляет спонтанную целительскую деятельность, терапевт только поддерживает процесс проживания пациентом своего опыта, не пытаясь его изменить, даже если он не понимает его.

Сеанс холотропного дыхания начинается обычно с небольшой медитации и релаксации. На п е р в о й с т а д и и участникам предлагается сосредоточиться на дыхании, почувствовать его ритм, не пытаясь его изменить, полезно представить дыхание как облако света и мысленным взглядом прослеживать его движение по телу от головы до ног, а потом снизу вверх. Можно представить, что оно создает открытое пространство, наполняющее каждую клетку светом.

На в т о р о й с т а д и и предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее. Детали процесса (дыхание ртом или носом, глубина и частота...) не имеют значения, принципиально только количество вдыхаемого воздуха. Рядом с каждым дышащим, который лежит, находится сидящий помощник. Роль помощника сводится к мягкому поощрению интенсивного дыхания и поддержке в случае сильных реакций дышащего.

Когда дыхание становится достаточно быстрым, ведущий готовит участников к появлению музыки, предлагая отдаться ее потоку, музыка включается.

В большинстве случаев переживания участника можно описать кривой, сходной с оргаистической, - постепенное нарастание эмоций и физических проявлений, кульминации, затем более или менее внезапное разрешение. Наиболее продуктивны те переживания, в которых участник все делает сам.

Подобные эффекты наблюдались и на сеансах с ЛСД, и на гипнотических и медитативных сеансах.

Пациентка обратилась к Джоан Грант и Деннису Келси (психотерапевты, использующие аутогипноз и регрессивный гипноз. - Н.Л.) после многих лет безуспешного лечения сильной фобии (она боялась птиц и даже птичьих перьев). Деннис загипнотизировал ее и попросил отправиться настолько далеко, насколько это было необходимо для обнаружения корней этой проблемы и ее значения. Через некоторое время пациентка сообщила, что у нее сильное мускулистое тело, несомненно мужское. Она ощутила себя солдатом какой-то древней армии. Далее начала разворачиваться драматическая история.

Пациентка обнаружила себя участником битвы в Древней Персии. Внезапно она почувствовала острую боль в груди: в нее попала стрела. Она лежала на земле, умирая в пыли посреди жаркого дня. В голубом небе она заметила круживших над ней грифов. Они спустились на землю и уселись, ожидая ее смерти. Она была еще жива, но некоторые из них начали клевать ее, пытаясь оторвать куски мяса. С яростным криком она вступила в свою последнюю битву. Наконец она уступила птицам и умерла. Вернувшись в обычное состояние сознания, она освободилась от фобии, которая мучила ее в течение долгого времени .

Холотропная терапия может приводить к драматическим переживаниям, сопровождающимся сильным эмоциональным и физическим стрессом, поэтому она противопоказана людям с больным сердцем, беременным и в ряде других случаев.

МЕДИТАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Медитация (от лат.meditatio - размышление) -это метод работы со своим психическим миром, активно развивавшийся в восточных системах совершенствования человека (йоги и буддизма), но свойственный всем людям. Последнее время наметилось большое сближение между современной психотерапией и восточными концепциями психической жизни человека. Те или иные медитативные техники используются в самых разных школах психотерапии: гештальттерапии, НЛП, психосинтезе, в некоторых направлениях телесной терапии, даже знаменитую технику свободных ассоциаций З.Фрейда вполне допустимо трактовать как определенный тип медитации. Но в то же время можно говорить и о самостоятельном медитативном направлении психотерапии.

Основные идеи

Чрезвычайно легко и в то же время трудно дать определение медитации, легко - потому что таких определений множество, трудно - потому что все они не отражают этого понятия в его

полноте. Обычно медитация понимается как сосредоточение, особая концентрация на одной мысли, образе или предмете, либо как очищение сознания от всяких мыслей и образов, либо как внутренняя психическая работа над своими переживаниями. Верно и то, и другое, и третье, но главная задача медитации -привести человека к самому себе, к центру собственной самокоррекции и личностного роста, где, собственно, и начинается исцеление, откуда приходят неожиданные творческие решения проблем.

Яснее это понятие может стать после сравнения его с другими базовыми понятиями психологии: поведением, деятельностью и общением. Если поведение - это реакция субъекта (S) на воздействие того или иного объекта(О) на него, то деятельность - это всегда целенаправленное воздействие субъекта(S) на объект(О), где вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) порождается и регулируется самим субъектом, в результате деятельности получается преобразованный объект(О). В случае общения происходит взаимодействие субъекта(S) с равноправным ему субъектом(S) и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам. Ни одна из сторон не может рассматриваться как пассивный объект воздействия, в противном случае общение редуцируется до деятельности одного субъекта над другим, что в научной литературе именуется манипулированием.

В случаежемедитациинет второйстороны, нет деятельности и нетобщения,субъектнерефлексирует,воздействуянасебяилибеседуя с самим собой, он просто собой становится, что мы обозначили символом «S»(см. таблицу 1). В этом состоянии внутреннего бытия собой происходит спонтанное решение проблем и наиболее тесный контакт с бессознательным. Медитация может быть различной глубины, может сопровождать процесс деятельности или общения, но суть ее состоит именно в обращении к самому себе, поиску некоторого ответа изнутри, который приходит обычно не как результат долгих логических построений, а как спонтанное понимание, озарение, инсайт.

В таблице приведены схемы всех основных видов человеческой активности и результаты этой активности.

Таблица 1

Инсайт всегда сопровождается яркой эмоциональной реакцией: лицо всегда освещается радостной улыбкой, человек восклицает что-нибудь в восхищении перед открывшимся ему пониманием, так Архимед закричал: «Эврика!», открыв свой великий закон. Логично предположить, что он по сути медитировал, расслабившись в ванне (расслабление является чрезвычайно важным фактором эффективной медитации). Знаменитый физик Нильс Бор, по свидетельству очевидцев, приходил к своим изящным решениям, впадая в странное трансовое состояние.

Однако отсюда также понятно, что любой человек, когда-либо занимавшийся углубленным размышлением, решавший творческую задачу, испытавший инсайт, т.е. новое понимание, обязательно при этом непроизвольно занимался медитацией. То есть

медитация не есть что-то чуждое, привнесенное к нам с Востока, но свойственная всем людям способность, открывающая пути к творчеству.

В этом смысле медитация является просто одним из видов человеческой активности, основой творческого решения, впрочем она доступна уже человекообразным обезьянам. Знаменитый немецкий психолог Келлер, исследовавший интеллект обезьян, отмечал, что при решении творческой задачи обезьяна сначала глубоко задумывалась (медитировала), затем ее лицо озарялось яркой улыбкой (инсайт), и она прямиком бежала к палке, чтобы сбить банан.

Когда человек понимает что-то в себе, открывает какой-то внутренний нравственный закон, то происходит то, что на Востоке называютпросветлением (этонравственный инсайт): человеку становится ясно, из-за чего он раньше страдал и как теперь ему жить, заблуждение и соответствующее ему страдание исчезают, сознание становится светлым и радостным. В этом смысле медитация чаще всего использовалась в религиозных целях.

В чань-буддизме медитация осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке. Это сосредоточение сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния. Сосредоточенность сознания в данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В ходе практики медитирующий вырабатывает в себе способность к непроизвольной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет, как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью и полнотой.

Медитация в буддистской традиции понимается как такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не возмущают

его спокойствия. Это можно сравнить с тем, как будто на бурлящее море обыденного сознания вылили масло, и волны успокаиваются - остается лишь гладкое блестящее зеркало. И именно в этом зеркале сознания мириады отражений появляются и исчезают, никак не нарушая его спокойствия.

Также медитация может быть сопоставлена с такими базовыми терминами, как «транс» и «гипноз». Состояния, испытываемые субъектом во всех трех случаях, весьма сходны, всегда происходит концентрация внимания на внутреннем мире. Однако медитация всегда предполагает активность самого субъекта, его свободу, пробуждение его творчества и инсайт как результат медитации. В случае же транса и гипноза это не главная цель, целью скорее является воздействие одного субъекта на другого, при гипнозе оно более прямолинейно (директивно), чем при трансе, и неконтролируемо субъектом, на которого это действие оказывается. Гипноз в этом смысле представляется менее предпочтительным, но

медитация обычно требует значительной самостоятельной работы клиента,его внутренней квалификации. Необходимо отметить, что трансовое состояние в процессе психотерапии в той или иной степени происходит всегда, без него достижение успеха практически невозможно. Транс делает психический мир клиента достаточнопластичными,главное,даетвозможностьобщатьсясегобессознательным.Транс основан на доверии к терапевту и позволяет последнему «плавно вести» клиента.

Итак, медитация может быть как концентрацией на той или иной мысли, образе или процессе, так и культивированием состояния чистого сознания без помех со стороны мыслей, образов или чувств. Но во всех случаях, как уже было сказано выше, медитация приводит человека к самому себе, к своему самокорректирующему и саморазвивающему центру. Прежде всего на этом основан терапевтический эффект медитаций, на том, что они приводят к инсайту, т.е. к решению проблем изнутри, творческим образом.

Приведем п р и м е р ы медитативных техник, направленных на снятие напряжения и успокоение сознания:

1. Одна из известнейших медитаций состоит в том, чтобы внимательно следить за процессом своего дыхания, как воздух проходит туда и обратно через нос. Эффект усиливается, если концентрироваться на точке первичного соприкосновения воздуха с носовыми ходами.

2. Другой из возможных вариантов медитации над дыханием состоит в том, чтобы сопровождать каждый выдох мысленным произнесением слова «один» или «оум» (абсолют).

3. Чрезвычайно эффективна медитация над дыханием по методу тибетской релаксационной системы Кум-Нье. Суть ее состоит в том, чтобы, медленно дыша через нос и рот (рот слегка приоткрыт), мысленно направлять поток воздуха одновременно в голову и в сердце (или область груди). Сидеть лучше в медитативной позе со скрещенными ногами, руки положив на колени, ладонями вниз, с прямой спиной, взгляд направив вдоль линии носа на пол. Дыхание не должно быть глубоким, но мягким и медленным. Упражнение можно выполнять 20 - 30 минут.

4. Медитация для очищения сознания от мешающих мыслей. Сидите в спокойной позе, закрыв глаза, и следите за любыми мыслями, появляющимися в сознании, никак не привязываясь и не прогоняя ни одну из них. Через некоторое время вы испытаете чувство необычайного покоя при абсолютно ясном сознании.

в абсолютно безопасном и комфортном месте.

6. Одна из динамических медитаций Ошо Раджниша - мандала медитация. Каждая стадия этой сильно действующей и энергичной медитации длится 15 минут.

A. Бегайте на месте с открытыми глазами, поднимая колени как можно выше. Дышите глубоко и ровно. Это пробуждает энергию внутри.

Б. Сядьте с закрытыми глазами, рот не напряжен и открыт. Мягко покачивайтесь. Ваша разбуженная энергия попадает в нужный центр.

B. Лягте на спину и вращайте открытыми глазами по часовой стрелке, делайте полный оборот глазами, но делайте это как можно быстрее. Ваш рот должен быть открыт и расслаблен, голова же совершенно неподвижна, дыхание легкое, спокойное. Тогда концентрированная энергия направится к «третьему глазу». Вы ощутите свою силу и расширение потенциальных возможностей вашей личности.

Ю. Л. Каптен в книге «Основы медитации» приводит такие виды медитаций: медитация над звуками, над мантрами (заклинаниями или молитвами), над дыханием, над «ментальным небом», над музыкой, над янтрой (священным графическим объектом), над чакрами (психическими центрами) и т.д. Часть медитаций имеют эзотерический смысл и не могут быть рекомендованы для начинающих.

Медитация «звуки тела». Сосредоточьтесь на собственном теле и попробуйте услышать, как звучат те или иные органы вашего тела. Это кажется сложным и странным заданием, но большинству людей не составляет трудности, например, представить, какому звуку соответствует предъяв-

ляемый темно-синий цвет. Вы можете следовать любой программе и прослушивать в любом порядке, как звучат ваши пальцы, рука, сердце, голова, живот, ноги и т.д. и т.п. Если вы услышите, что тот или иной орган тела звучит как-то резко, неприятно, слишком громко и т.д., то вы можете аккуратно подправить это звучание каким-то внутренним способом, при этом состояние прослушиваемого органа улучшается (проходят напряжение, болевые ощущения и т.д.), снимается психологическая проблема, отражающаяся в негативном состоянии того или иного органа тела.

Медитативные техники позволяют не только привести клиента к позитивным изменениям, но и помочь в обнаружении глубоко скрытой в подсознании психологической проблемы. Обычно проблема в медитативном состоянии начинает проявлять себя очень ярко в форме навязчивых мыслей и состояний, ярких негативных образов, болевых ощущений и других симптомов, в сопротивлении клиента медитативным упражнениям (вполне простым и абсолютно безопасным). Ценность этих техник еще и в том, что с их помощью клиент может непосредственно в чувственной форме столкнуться со своей проблемой, а не только косвенно судить о ней.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково исходное понимание структуры личности в психосинтезе?

2. Что такое субличность?

3. Что такое холотропное сознание?

4. В чем суть метода холотропного дыхания?

5. В чем отличие медитации от других форм человеческой активности?

6. В чем состоит терапевтический эффект медитативных упражнений?

Литература

1. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. - М., 1994.

2. Богданович В. Медитативный массаж. - СПб., 1995.

3. Гроф С. Запределамимозга. - М., 1993.

4. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.

5.ГрофС. Областичеловеческогобессознательного.-М.,1994.

6. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - Киев, 1996.

7. Каптен Ю.Л. Исцеление через медитацию. - СПб., 1994.

8. Каптен Ю.Л. Основы медитации. - СПб., 1991.

9. Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. - М., 1994.

10. Ошо. Оранжевая книга: Измерение неведомого. - М., 1991.

11. Руффлер М. Игры внутри нас. - М., 1998.

12. Судзуки Д., Кацуки С. Дзэн-буддизм. - Бишкек, 1993.

13. Харт У.,Левин С. Искусство жизни: Постепенное пробуждение. - СПб., 1994.

Глава 16. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ

Как говорил еще К. Юнг, образы служат языком бессознательного, и это очень понятно, ведь образы возникли много раньше, чем слова. К. Юнг первый применил метод активного воображения, заложив основы данного направления терапии. Во всех направлениях психотерапии огромное внимание всегда уделялось образам, продуцируемым пациентом. Но из всех направлений можно выделить те, которые сосредоточили основную работу не на толковании образов, но на их трансформации в ходе специальных процедур, что позволяет непосредственно влиять на подсознание индивида. Сюда относятся метод кататимно-имагинативной терапии X. Лейнера (символдрама), а также ряд сходных методов: метод эмоционально-образной терапии Н.Линде , холодинамика В.Вульфа , метод Саймонтонов , метод развития образной сферы человека А. Гостева и другие методики.

КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Х.ЛЕИНЕРА

Название метода происходит от греческих слов ката - «соответствующий», «зависящий» итимос - одно из обозначений души (в данном случае имеется в виду эмоциональность). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально-обус- ловленное переживание образов . Также этот метод известен под названиемсимволдрамы и может быть назван психоанализом в образах. Может, более удачным с точки зрения русского языка было бы название «эмоционально-образная терапия».

Основные идеи

Теоретической основой кататимно-имагинативной психотерапии был и остается психоанализ как в классической, так и в его современной форме. Одновременно этот метод имеет много общего с теорией архетипов К. Юнга и его методом активного воображения. В основе его лежит подтверждаемое практикой допущение, что трансформация образов фантазий в позитивную форму приводит к аналогичному изменению бессознательных комплек-

сов, выраженных в этих образах. Однако это не может быть произвольной трансформацией по заданному шаблону, клиент должен менять образы самостоятельно (терапевт лишь направляет его) и на основе большой душевной работы, только тогда произойдет реальное изменение в его внутреннем мире.

Клиент лежит на терапевтической кушетке или сидит в удобном кресле, терапевт применяет сначала ту или иную технику для его расслабления. После достижения им состояния расслабления емупредлагаетсяпредставитьобразыназаданнуютерапевтомтему.

Причем клиент рассказывает терапевту о спонтанно представляемых им образах и возникающих при этом переживаниях, а терапевт как бы мягко сопровождает его в этом путешествии и направляет, если это необходимо, его воображение в нужную для достижения терапевтического эффекта сторону. По сути дела, он в нужные моменты времени делает замечания типа «да», «угу», «вот как!» и т.п., повторяет те или иные описания пациента, задает вопросы на уточнение: «Дерево большое?» и т.д.

Длительность сеанса в среднем составляет 20 минут, но не больше 35 - 40 минут. Весь курс терапии состоит из 8-15 сеансов, в сложных случаях до 30 - 50 сеансов.

Кататимно-имагинативная терапия имеет три с т у п е н и (основную, среднюю и высшую), которые различаются прежде всего используемыми темами (мотивами), но и некоторыми особенностями терапевтических техник.

Стандартныемотивыосновнойступени:

1) мотив луга, который можно использовать как начало сновидения наяву;

2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья;

3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;

4) мотив дома, который осматривается;

5) мотив опушки леса, где, находясь на лугу, надо заглянуть в темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура выйдет из леса.

Стандартныемотивысреднейступени:

1) представление значимого лица;

2) исследование установки по отношению к сексуальности (для женщин - поездка на повозке или машине, для мужчины - куст роз на краю луга);

3) исследование установки по отношению к агрессии (представляется дикая кошка - лев или тигр);

4) определение идеала Я (выбрать себе имя того же пола, потом представить себе этого человека).

Стандартные мотивы высшей ступени: пещера, вулкан и фолиант.

В конкретной работе с пациентом можно использовать образы различных ступеней, но начинается терапия с мотивов основного уровня. Кроме перечисленных мотивов могут использоваться и многие другие: встреча с семьей животных (с целью получить представление о проблемах в семье ребенка), получение во владение надела земли и т.д. Могут также представляться какаянибудь значимая ситуация из реальной жизни, сцена из сновидения, представление значимого предмета, например любимой игрушки.

Для пациентов с психосоматическими проблемами эффективным может быть просмотр органов тела изнутри (пациент представляет себя маленьким человечком, путешествующим по телу).

Каждая из тем соответствует определенной психологической проблематике. Например, мотив ручья символизирует оральные проблемы и отношения с матерью, а также выражает процесс текущего психического развития. То, как клиент воображает себе ручей, может иметь диагностическое значение: признаками нарушений, указывающими на существование внутреннего конфликта, может быть то, что вода кажется ему грязной или ледяной, так что ее нельзя пить или опустить в нее ноги, если исток ручья еле сочится из песка и т.д. В ходе нескольких сеансов образ ручья может спонтанно меняться в более позитивную форму, что сопровождается исчезновением той или иной симптоматики.

Девятилетняя девочка больше года страдала рецидивирующей крапивницей. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представлением сцен купания и была обсуждена выявленная тем самым конфликтная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболевание исчезло полностью, и в течение 3 лет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы .

Весьма важным представляется также мотив подъема в гору. Гора может выражать проблемы конкурентных отношений с родителями, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки клиента. У невротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом или даже кучей песка, при завышенном уровне - очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками. Важны и путь до вершины, и панорама, открывающаяся с нее, и многое другое, опытный терапевт умеет «читать» возникающие у клиента образы.

Loading...Loading...