Митрополия упц. Притеснения канонической православной церкви на Украине

Дата создания: 988 г. Описание:

Кафедральный город — Киев. Кафедральный собор — Трапезный храм прп. Антония и Феодосия Печерских .

Решением Синода УПЦ от 23 декабря 2010 г. (журнал № 49) в Киевской епархии викариатства: Броварское, Переяслав-Хмельницкое, Макаровское, Яготинское.

Решением Синода УПЦ от 25 сентября 2013 г. (журнал № 58) из состава Киевской епархии выделена . В составе Киевской епархии оставлены город Киев, Васильковский, Бородянский, Иванковский, Киево-Святошинский, Макаровский, Обуховский, Полесский и Фастовский районы Киевской области.

Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2017 г.)

Из доклада митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на епархиальном собрании Киевской епархии 25 декабря 2017 г.:

Объединяет приходы и монастыри на территории Киева и 7 районов Киевской области: Обуховского, Васильковского, Фастовского, Макаровского, Бородянского, Киево-Святошинского и Иванковского.

В епархии 33 благочиния ― 32 приходских (15 в Киеве и 17 в области) и монастырское.

В епархии действует 396 прихода (163 в Киеве и 233 в области).

Действуют 23 монастыря: 13 мужских (в том числе ) и 10 женских. Кроме того, в подчинении митрополита Киевского и всея Украины находится 9 ставропигиальных монастырей УПЦ (среди которых , 3 мужских и 5 женских).

На конец 2017 г. на приходах и в монастырях Киевской епархии несут служение 777 клириков: из них в Киеве ― 524 (443 священников и 81 диакон), в области ― 253 (229 священников и 24 диакона).

В монастырях, в том числе и ставропигиальных, несут монашеское послушание 1035 человек: 455 в мужских и 580 в женских.

Действуют 12 епархиальных отделов и 2 комиссии.

Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на епархиальном собрании Киевской епархии (25 декабря 2017 г.)

Страна: Украина Город: Киев Адрес: 01015, Украина, Киев, ул. Лаврская, д. 15, корп. 49 Телефон: (10-380-44) 255-12-13 Факс: 254-53-01 Web-сайт: http://mitropolia.kiev.ua E-mail: [email protected] Руководитель: Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович) Викарный архиерей: Пантелеимон, архиепископ Бучанский, викарий Киевской епархии (Бащук Виктор Романович) Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский (Лебедь Петр Дмитриевич) Николай, епископ Васильковский, викарий Киевской епархии (Почтовый Александр Георгиевич) Александр, архиепископ Городницкий, викарий Киевской епархии (Нестерчук Василий Константинович)

Последним оплотом общности двух веток русского народа — великоруской и малоросской — остается единая Русская Церковь, неотъемлемой частью которой является Украинская Православная Церковь (не зря г-н Бжезинский всегда считал главным идейным врагом Запада Русское Православие). На нее-то и намечена новая, на сей раз законодательная, атака.

Следует помнить, что согласно Уставу Русской Православной Церкви, УПЦ в составе РПЦ имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии, является крупнейшей по численности конфессией на Украине и, по состоянию на 2016 г., владела наибольшим количеством культовых сооружений на Украине.

Тем не менее 18 мая парламент Украины планирует рассмотреть законопроекты, направленные против УПЦ.

Их два. Законопроект № 4511 (среди его авторов депутаты от «Народного фронта» Д. Тымчук, С. Высоцкий, член Блока Порошенко А. Бригинец и еще человек десять «коалициантов») и законопроект № 4128 (нардеп «НФ» В. Еленский и депутаты от БПП и «Самопомощи»).

Первый документ, «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором», в ст. 5 предполагает, что назначать митрополитов и епископов такие религиозные организации смогут только по согласованию с центральными органами исполнительной власти.

Впечатление такое, что украинские законотворцы как-то «подзабыли», что по их Конституции Церковь на Украине отделена от государства.

А ст. 7 этого законопроекта — еще более экстремальна: если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами в «государстве-агрессоре», а также, если будет установлен факт «сотрудничества с представителями милитарно-террористических объединений», власть наделяется правом вообще запретить эту религиозную организацию на территории Украины.

Понятно, кто имеется в виду. Вектор этого «закона» направлен на каноническую Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.

Пан Тымчук никогда не скрывал, что его инициатива касается УПЦ: «Идея в том, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в государстве-агрессоре, заключали с Украиной меморандум. И в нем обязались не заниматься подрывной деятельностью против Украины. На примере Московского Патриархата с начала АТО видим, что по всей стране церкви остаются агитаторскими пунктами против украинской государственности. Антиукраинскую литературу продают даже в центре столицы — в Киево-Печерской лавре».

«Законотворцы тымчуки» не берут в расчет вещи очевидные: центр Украинской Православной Церкви находится не «за пределами», а в Киеве, а ее учредителем выступает Собор Украинской Православной Церкви.

Правозащитник общественной организации «Украина православная» О. Денисов утверждает: «Пытаясь фактически легализовать схему политического давления на такие религиозные организации, авторы законопроекта составили нелогичный и ошибочный коктейль из юридических норм, применение которых является невозможным на практике».

В Главном научно-экспертном управлении Аппарата ВР Украины, как отмечает ресурс «Страна.ua», выступили с жесткой критикой этого документа. Юристы, давшие экспертное заключение, убеждены, что следует отклонить законопроект № 4511, поскольку предоставление особого статуса для отдельных религиозных организаций не отвечает требованиям Конституции Украины и нарушает принцип равенства, установленный ст. 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», где указано, что все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Также данная законодательная инициатива грубо нарушает конституционный принцип невмешательства и отделения Церкви от государства, который закреплен в ст. 35 Конституции Украины и гарантированное этой же статьей Конституции право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

Ровно таков же вывод сформулирован в ежегодном докладе Уполномоченного Верховного Совета Украины.

И глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов считает, что нормы указанного законопроекта являются дискриминационными.

Законопроект № 4511 грубо вмешивается в порядок избрания епископов и митрополитов предполагает подчинить иерархов и клир властям.

Он написан, в сущности, для УПЦ — чтобы растворить ее в расколе, в религиозном смысле «объединить» с раскольническим, не признанным ни одной поместной Церковью мира т.н. «киевским патриархатом».

Аналогичные выводы касаются и второго законопроекта, № 4128, согласно которому предлагается внести в ст. 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» положения, регулирующие принадлежность лица к религиозной общине. Законопроект предлагает принадлежность к религиозной общине определять на основе «самоидентификации».

Многие эксперты этот проект называют «законом о церковном рейдерстве».

На его основании так называемый «киевский патриархат» начнет отбирать приходы у канонической Церкви. Народный депутат и крупный церковный меценат В. Новинский указывает, что механизм отъема прост: будут приводить в церковь специально собранных людей, которые на месте «самоидентифицируют» себя с данной церковной общиной и сразу же проголосуют за переход храма в подчинение «КП», выставив верующих на улицу. Естественно, это приведет к колоссальному росту религиозной напряженности по всей стране.

С 2014 г. православные храмы Украины подвергаются циничным захватам, нещадным ограблениям, постоянному давлению «патриотов», предлагающих перейти под управление «Филарета».

В Тернопольской, Ровенской и других областях наблюдаются десятки фактов такого рода рейдерских церковных захватов, с силовой поддержкой праворадикалов.

Эти законопроекты уже вбрасывались в Верховную Раду в октябре минувшего года, однако Администрации президента удалось сорвать их принятие. Такое вот раздвоение украинского сознания: одно полушарие «порошенковцев» готовит с единомышленниками в парламенте взрывоопасную законодательную инициативу, а второе — в АП — пытается ее сорвать.

Некоторые эксперты полагают, что и сейчас шансы на принятие невелики, однако группе инициаторов-«законодателей» нужен скандал. Для чего? Чтобы отвлечь народ от мыслей о текущей катастрофической ситуации?

Если вспомнить размах всеукраинского Крестного хода в июле минувшего года, на празднование Крещения Руси, можно уверенно предположить, что такие законопроекты «могут спровоцировать колоссальное гражданское противостояние, вплоть до кровопролития и религиозной войны».

Остро ощущая грядущий вызов и понимая все последствия творимого «помраченными» и неразумными, свои голоса возвысили иерархи канонической Церкви.

В частности, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука призвал верующих Украины к посту и сугубой молитве с 14 по 18 мая, чтобы антицерковные законопроекты не были приняты. Ведь речь идет о том, подчеркивается в обращении, что людей будут выгонять из храма, в который они ходили всю жизнь, а представители гражданских властей — зачастую неверующие и враждебно настроенные к канонической Церкви людей — будут назначать священнослужителей.

Киевский же публицист Мирослава Бердник опубликовала такую реплику в Фейсбуке: «Сатанинские проделки с антицерковными законами против УПЦ МП, которые хотят поставить на голосование 18 мая в ВР, к сожалению, если не сейчас, то позже могут сбыться. Поэтому для начала дерзну дать владыке совет, прежде чем делать обращение к пастве, следует вспомнить, как он отправил год назад под запрет священника Андрея Пирогова за ношение Георгиевской ленточки на 9 мая. Скажите кто-нибудь владыке, что такие и подобные запреты приводят к антицерковным законам меньше чем через год».

Пристальные миряне вспомнили и о том, что в недавнем прошлом митрополит Лука как член Синодальной комиссии по канонизации святых УПЦ выступил со странным предложением о введении в Украинской Православной Церкви празднования соборной памяти «всех святых, в земле Украинской просиявших».

Алексей Селиванов подчеркивает в Фейсбуке, что сначала архипастырь ратует «за выделение отдельных “украинских святых”, а потом возмущается, что украинство выступает против Церкви. Однако бессмысленно одной рукой поддерживать укронационализм, а другой бороться с его последствиями».

Однако никто не забыл, как архиепископ Лука 13 апреля 2014 г. спасал «300 запорожцев» от украинских ультрас, нацистов, окруживших их и готовых буквально разорвать.

Приняла обращение в связи с запланированным голосованием в Верховной Раде по антицерковным законопроектам №№ 4511 и 4528 и Одесская епархия Украинской Православной Церкви.

Как подчеркивают в епархии, если указанные документы станут законами, они поставят под полный государственный контроль всю внутреннюю жизнь Церкви и дела каждой приходской общины.

«Призываю вас поставить свою подпись под обращением к вашему народному депутату, избранному в вашем мажоритарном округе, которому в четверг, 18 мая, придется голосовать в Верховной Раде по этим законопроектам. Это наше право как избирателей — просить избранников защитить наши интересы. Подпись каждого из вас — это голос христианина в защиту Украинской Православной Церкви», — отмечает митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Владыка также подчеркнул, что пресловутые законопроекты грубо нарушают ст. 35 Конституции Украины, противоречат закону о свободе совести и религии.

Упомянутые архипастыри благословили отцам-благочинным и настоятелям организовать сбор подписей прихожан под Архиерейским обращением, а списки в кратчайшие сроки направить в приемные народных депутатов Украины.

Законопроект не оставил равнодушными многих известных украинских политологов и экспертов.

Так, Дмитрий Скворцов (Киев) считает, что данные законопроекты направлены на ликвидацию единственной официальной институции, которая цивилизационно связывает Украину и Российскую Федерацию. Тем не менее, публицист допускает, что фракция Блока Петра Порошенко (БПП) будет саботировать продвижение и голосование скандальных законопроектов. Дело в том, что принятие подобных законов еще более подмочит репутацию Украины среди международных правозащитных организаций, а самое главное — в православном мире: Болгарии, Белоруссии, Греции, Грузии, Румынии, России и других стран.

В годы гонений Церковь только укреплялась, а ее гонители сгинули. Так будет и теперь. Об этом, комментируя одиозные законопроекты, напомнил украинский политолог Михаил Павлив, отмечая в социальной сети, что депутаты несут Украине настоящую религиозную катастрофу, и напоминая, что за всю человеческую историю наибольшее количество людей погибло именно в религиозных войнах, и уже в наши дни, за последние десятилетия, количество жертв религиозных войн по всему миру исчисляется миллионами. Теперь эту катастрофу хотят принести на Украину. «Мера безответственности негодяев, выступающих с подобными инициативами, ошеломляет, — отмечает политолог. — Власть барыг и ничтожеств с готовностью вбрасывает в общество очередную, как они считают, “свето-шумовую информационную гранату”, чтобы ослепить миллионы украинцев гневом, горем, возмущением, злобным торжеством и ненавистью. И под прикрытием этого света и шума провести очередные свои махинации, продолжая строить свою личную власть на крови».

Экс-министр юстиции в правительстве Н. Азарова Елена Лукаш называет готовящиеся законопроекты «законами о религиозном фашизме».

«Выгоды “Священной патриотической Войны” для власти понятны, — комментирует эксперт, — во-первых, разжигание религиозного противостояния успешно отвлечет от вопроса продажи земли, пенсионной реформы, убитой экономики и прочих механизмов уничтожения украинцев, а во-вторых, будут «побеждены» и разорены назначенные врагами и идеологическими оппонентами священники УПЦ МП. Бонус — имущество УПЦ МП и крики об очередной победе «патриотов». Это — обыкновенный фашизм... Современные фашисты уверено разожгут религиозную вражду и убедительно расскажут нам про «патриотическое христианство» и «патриотический патриархат». Религиозные войны — дело страшное. И под их прикрытием «правильным христианам» можно будет делать все что угодно. “Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение — христианское”, — заявлял Гитлер. И мы хорошо помним, чем закончилось это “христианское” движение для мира и его вождя. И в Украине будет тоже самое. Но очень бы хотелось этого избежать. Управь, Господи!» - уповает она.

Такому выводу вторит и М. Бердник: «Знакомые мне священники и богословы сравнивают эти законопроекты об управлении Православием с институтом уполномоченных в советское время. Они заблуждаются. Этот законопроект — калька с фашистской конституции ОУН (запрещена в России - ред.) Сциборского».

В документе Сциборского разрешаются исключительно автокефалы и униаты, а про каноническую Церковь (т.е. РПЦ) нет ни слова.

Следует также отметить, что тема украинских скандальных законопроектов прозвучала на днях и в Вашингтоне — в рамках Всемирного саммита по вопросам защиты гонимых христиан, который собрал 600 делегатов из 130 стран мира.

В своем выступлении замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич затронул разные аспекты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. В рамках одной из сессий о. Николай среди прочих фактов упомянул о дискриминационных законопроектах № 4511 и 4128, отметив парадоксальность украинской ситуации, которая заключается в том, что дискриминационные действия происходят в стране с подавляющим большинством христианского населения и направлены против самого большого религиозного сообщества.

В свою очередь участники саммита во время обсуждений указывали, что в большинстве случаев гонения и притеснения христиан возникают по политическим мотивам, а также вследствие государственной пропаганды и попыток государства тотально контролировать религиозную сферу. И это при том, что в конституциях большинства таких стран прописано право на свободное исповедание любой религии. Также участниками форума было отмечено, что одной из причин гонений на христиан является националистический шовинизм.

Увы, не вызывает сомнений правота некоторых аналитиков, утверждающих, что гонения на канонических православных на Украине будут продолжаться до тех пор, пока у власти в стране находятся русофобские и экстремистские силы.

Ведь не секрет, что многие ведущие деятели киевского режима являются адептами нетрадиционных религий и сект, и не скрывают своей ненависти к православию. И вот теперь Рада решила реанимировать прошлогодние законопроекты по ликвидации «московской церкви».

Какова обстановка на Украине сегодня?

В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины.

18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию.

Сколько православных юрисдикций на Украине?

На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Глава “Киевского патриархата” Филарет (Денисенко) с бойцами “Правого сектора” Фото с сайта ruspit.ru

Что такое «Киевский патриархат»?

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» – церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% – Украинской греко-католической церкви.

Как захватчики храмов оправдывают свои действия?

Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма.


Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию?

При захватах храмов на Украине происходит , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари), самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины.

Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?

Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ. По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе.

Фото с сайта ruspravda.ru

Как относятся к нападениям на церкви местные власти?

Украинские власти придерживаются политики принципиального невмешательства в конфликт между «Киевским патриархатом» и УПЦ МП.

Год назад глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк дал пресекать попытки захвата храмов на Украине, а власти Ровенской области захваты храмов. Однако конкретных мер против экстремистов принято не было.

Что касается правоохранительных органов, то, по словам очевидцев, во время нападений на храм в селе Катериновка и селе Птичье, полиция вставала на сторону захватчиков.

Есть ли угроза захвата Киево-Печерской Лавры?

Да, «Киевский патриархат» действительно претендует на захват Лавры. 7 декабря на сайте Киевской городской рады была размещена петиция о переводе Лавры из УПЦ МП в юрисдикцию «филаретовцев». Петиция набрала необходимые 10 тыс. голосов. Авторы документа обвинили духовенство УПЦ МП в «антиукраинской, меркантильной, порой враждебной Украине позиции» и попросили депутатов содействовать передаче Лавры УПЦ КП. Киевский мэр Виталий Кличко уже поручил рассмотреть эту петицию комиссию по местному самоуправлению.

Представители УПЦ МП говорят о подтасовке интернет-голосов, поданных за петицию. Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир в своем открытом письме назвал инициативу с петицией провокацией с целью разжигания межконфессиональной розни. По его словам, «передача духовной колыбели православного монашества на Руси – Киево-Печерской лавры – раскольникам означает закрытие ее для мирового православия».

Раскольники под стенами Лавры

Какие предпринимаются меры воздействия на «Киевский патриархат»?

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда 20 декабря к властям Украины незамедлительно остановить представителей УПЦ КП, которые вступили в конфликт с общиной храма в селе Птичье. Глава СИНФО потребовал, чтобы «религиозные радикалы и боевики, которые препятствуют реализации данного решения, должны быть жестко остановлены бездействующими в настоящий момент правоохранительными органами».

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные.

Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».

Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания».

Фото с сайта rusprav.tv

Какова реакция международного сообщества на происходящее?

В ООН факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию».

Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января - 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.

«Агитаторскими пунктами против украинской государственности» назвал храмы Украинской православной церкви Московского патриархата депутат Верховной рады Дмитрий Тымчук, инициировавший законопроект о выдворении из страны «сепаратистов от православия» – УПЦ (МП). При этом настоящими сепаратистами впору называть прокиевских раскольников митрополита Филарета (Денисенко), которые теперь могут отхватить небывалый куш, ведь именно в их руки попадёт вся собственность изгнанных православных «москалей». Получат свои дивиденды и украинские власти, носящиеся с идеей создания «единой поместной церкви», оторванной от Москвы. А вот для патриарха Кирилла происходящее может закончиться внезапным «уходом на пенсию». И как знать, какие ещё последствия повлечёт за собой изгнание с Украины УПЦ (МП)?

Вадим Новинский, народный депутат Украины, спонсор УПЦ (МП)

– Попытки протащить в Раде законы № 4511 и № 4128 я считаю и антицерковными, и антигосударственными, и антиукраинскими. Эти законы способны вызвать гражданскую войну на религиозной почве. Они позволяют власти проводить рейдерские захваты церковной собственности и запрещать неугодные конфессии. А, как мы знаем из истории, самые беспощадные и кровопролитные войны возникали как раз на религиозной почве. За последние три года было захвачено более 45 храмов и передано под юрисдикцию Киевского патриархата. Это делается незаконно, мы видели, как избивают священников, грабят приходы. Но это были единичные конфликты, а теперь их будет сотни, тысячи.

Бежавший из Киева российско-украинский политолог Рости­слав Ищенко назвал попытку запрета УПЦ (МП) «свидетельством перехода конфликта на Украине в новую, более ожесточённую фазу гражданской войны» и «превращение её в войну религиозную». Но скорее всего эксперт надувает щёки, а на самом деле ничего особенного не случится. И камлания на тему того, что-де прихожан УПЦ (МП) в стране – большинство и уж они-то не потерпят издевательств над своей церковью, – пустые словеса. К слову, не было ещё ни единого случая, чтобы прихожане УПЦ (МП) отбили бы своими силами храм, захватываемый раскольниками или автокефальщиками. Кроткие агнцы, а не прихожане. Бегут на заклание впереди забойщиков.

Зато впору задать вопрос: а как же так вышло, что прихожане «московской церкви» на Украине так разобщены и безвольны? И чья в том вина – уж не патриарха ли Кирилла? Кто, как не он, призывал свою украинскую паству к смирению? Вот и утираются они теперь, подставляя щёки под оплеухи. Меж тем внесённый в Раду законопроект № 4511 с примечательным названием «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой агрессором» позволяет начать беспрецедентный «дерибан» церковной собственности УПЦ (МП). Три лавры, 183 монастыря, 12 тыс. приходов, 20 учебных заведений плюс вся крымская церковная собственность. Да-да, она до сих пор на балансе УПЦ (МП), а отнюдь не Русской православной церкви, как принято считать. Поистине лакомый кусок! И на него уже облизываются раскольники Филарета (Денисенко) и их попутчики из автокефальной церкви. Так или иначе, львиная доля достанется именно им, ведь именно на базе этих двух церквей на Украине усилиями Петра Порошенко и его майданщиков создаётся единая поместная церковь. Планы на неё у Порошенко далеко идущие – именно она, по всей видимости, должна будет провозгласить «священную войну» с Россией. Вслед за раскольниками Денисенко – они уже призывали к «священной войне», да авторитет у них не тот.

Пока рассмотрение законопроекта временно отложили – недостаточно голосов для принятия. Но через неделю-другую к голосованию непременно вернутся: у спикера Рады записного русофоба Андрея Парубия такая тактика. Не хватило голосов сегодня – хватит завтра. Так что изгнание из Украины УПЦ (МП) – дело почти решённое. Вот только каковы будут последствия этого изгнания?

Версия 1

Киев получит собственную церковь, отдельную от Москвы

Единственная причина, по которой украинские власти не жаловали раскольников Денисенко (а заодно и автокефальщиков), – это непризнание их архиепископом Константинопольским Варфоломеем. Украинская православная церковь Московского патриархата, составная часть Русской православной церкви, – единственная каноническая церковь Украины, признанная Вселенским патриархатом. Как ни интриговали схизматики, требуя отменить акт 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, реакции из Константинополя не было. Но последовал тонкий намёк: создавайте в стране поместную церковь, собирайте воедино всех православных, и мы вас признаем. Раскольничья и автокефальная церкви мигом на это согласились, но слишком никчёмной оказалась их группа поддержки. Вот если бы увести верующих у УПЦ (МП) – тогда другое дело! Официальный запрет «москальской церкви» – исторический шанс для тех, кто грезит о поместной церкви на Украине. Пётр Порошенко – один из таких мечтателей. Добился безвизового режима с Европой – добьётся и поместной церкви, ведь его планам, по сути, никто не противится.

Версия 2

Прихожан УПЦ (МП) ждут гонения, а храмы – погромы

«Украинской православной церкви Московского патриархата на Украине в конечном счёте не будет», – цитирует телеканал RT «источник в администрации президента Украины». А что же будет? А будут погромы, убеждён викарий патриарха Московского и всея Руси митрополит Волоколамский Иларион: «Будут фактически узаконены рейдерские захваты храмов Украинской православной церкви, против которой ведётся полномасштабная война. Более 40 храмов уже захвачены. Если раньше каноническая община подавала иск в суд и выигрывала судебное разбирательство, то теперь любая группа людей может объявить себя принадлежащей к той или иной раскольничьей общине и захватить храм». Ну а если «отжать» храм по суду всё-таки не удастся, его можно будет запросто разгромить, без всякого риска угодить за решётку. «Храмы захватывались и раньше, священников избивали, убивали, вынуждали эмигрировать, – разъясняет Ростислав Ищенко, – но это трактовалось как эксцессы. А голосование за запрет УПЦ (МП) легализует погромщиков. Вот и повод повоевать».

Версия 3

Патриарх Кирилл покинет пост предстоятеля РПЦ (МП)

Полтора года назад уволенный с поста главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин напророчил, что патриарху Кириллу придётся уйти в том числе в связи с украинскими событиями. Осенью прошлого года о досрочном уходе Кирилла вновь заговорили – правда, не из-за Украины, а в связи со скандалом, в котором фигурировал церковный банк «Пересвет». Но именно тогда патриарху впервые припомнили его позицию по воссоединению с Крымом – Кирилл отсутствовал в Георгиевском зале Кремля во время знаменитой «крымской речи» Владимира Путина. И вот теперь противники сближения с Римской курией внутри РПЦ вновь требуют смещения патриарха – за то, что тот бросил на произвол судьбы украинских мирян. Проблема в том, что делать резкие движения Кириллу поздно, Киев он, похоже, уже сдал. Остаётся уйти – либо сейчас и добровольно, либо чуть позже, но уже принудительно.

Loading...Loading...