Можно ли причащаться в страстной четверг. О таинстве святого причащения

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Епископ Обуховский Иона

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам

Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».

Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».

Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.

Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.

Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.

Люди глубоко церковные, которые сроднились духом с Евангелием и стараются всегда пребывать в молитве ко Господу, стремятся и на Страстной, и на Светлой седмице причащаться Святых Христовых Тайн, к чему призывает их Мать-Церковь. Батюшкам совсем не нужно дуться, делать хмурое лицо и отгонять от Святой Чаши чад Церкви, которые для того-то и пришли в храм, чтобы сокрыть святыню в своём сердце.

Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?

Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.

Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.

И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.

Поэтому, дорогие друзья, оставим в стороне ханжество и фарисейство, иногда имеющее место в среде священнослужителей, не будем препятствовать чадам Церкви освящаться Божественной благодатью в Таинстве Причащения, как к этому призывает нас Мать-Церковь в течение всей Светлой Седмицы.

Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».

Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.

И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».

Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.

Иерей Димитрий Туркин: Нужно сохранить себя от исповеди до причастия

Самое главное для христианина – это, конечно, встреча с Господом. И эта встреча самым лучшим образом происходит тогда, когда человек причащается Святых Христовых Тайн. Что бы он в этом ни понимал, что бы он в этом ни ожидал, всё-таки это – встреча с Богом, которую Сам Господь создаёт, предлагает нам и Сам идёт к нам навстречу.

Нам остаётся только решить: «А мы хотим с Ним встречаться?» Мы обязательно должны задать себе этот вопрос, и

тогда начнём это делать осознанно, творчески и с пользой для себя.

В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.

С Великого Четверга начинается такое время, когда человек особенно чувствует близость Неба, особенно стремится к Богу. Очень много причастников бывает в Страстной Четверг.

Кто-то из них успел исповедаться накануне, а кто-то – перед литургией. Но впереди ещё Великая Суббота и сама ночь Пасхи. И не всем удастся подойти к священнику в эти трудные для всех часы.

Даже если есть время для внутренней подготовки, у самих служителей существуют обязанности по подготовке храма к празднику. Все заняты, все очень торжественно настроены и напряжены.

Как можно причаститься в субботу или воскресение, если ты понимаешь, что на исповедь попасть трудно? Нужно взять у своего духовника – священника, которому ты постоянно исповедуешься, – благословение причаститься в четверг и субботу или в четверг и в ночь Пасхи.

Для такой просьбы нужно, во-первых, внутренне быть готовым к тому, что священник такого благословения не даст. Он может сам решить, как вам будет полезнее и удобнее это делать.

Но, если он даст такое разрешение, как нужно настроиться на внутренний духовный мир, чтобы те часы и дни, которые проходят от исповеди до причастия, не смутили вашего внутреннего духа, чтобы к Чаше вы подошли в душевном расположении к ближним, к Богу и внутреннем спокойствии?

Как этого достичь? Конечно, только практикой. Нужно научиться ещё заранее, а, если такой практики нет, то прямо сейчас кого бы то ни было не осуждать.

Возникает такая проблема: нужно сохранить себя от времени исповеди, которая иногда и в другие дни бывает с вечера до утра, когда мы причащаемся. Ведь, по меньшей мере, глупо исповедоваться вечером, потом натворить каких-то дел с тем, чтобы с утра снова идти исповедоваться. И эта проблема не единична – подобная ситуация повторяется из года в год.

Поэтому надо уже сегодня перестать осуждать кого бы то ни было. Ко всем относиться так, как будто это – самые лучшие люди, которых мы когда-либо встречали в жизни.

Конечно, такое настроение нельзя продлить на неделю или месяц – это будет сверхусилие. Но на несколько дней удержать его возможно – постоянным напоминанием себе о том, что «Не судите да не судимы будете» и кто ты такой, что судишь своего ближнего – «чужого раба», как говорит Господь.

Конечно, мы не можем перестать грешить. Нужно только перестать осуждать, сконцентрироваться на этом своём недостатке, но быть не напряжённым, а просто внимательным к себе, к своим чувствам и переживаниям. Не в том смысле, что переживать их изо всех сил, а просто не обращать на них внимание. Внимательным к своим помыслам. А на недостатки ближних никакого внимания не обращать.

Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема.

В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься.

По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день.

Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать.

Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная.

Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься?

Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию.

Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный.

Протоиерей Алексий Уминский: Дать возможность исповедоваться тем, кто не сделал этого в пост

Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.

Поэтому бывает такое время, когда во время Страстной недели таким людям, может быть, стоит уступить место в очереди на исповеди тем, кто пришел к концу поста, как «работники одиннадцатого часа», которые по каким-то причинам, нам мало видным, – может быть, потому что они только-только очнулись к концу поста, может быть, что-то в них родилось к концу поста настоящее, – и вдруг решили подойти к Пасхе по-настоящему, по-христиански.

А служб очень много, священники часто перегружены. Поэтому перед службой особенно Великого Четверга вся церковь стремится приобщиться Святых Христовых Тайн.

Поэтому, мне кажется, христиане, которые действительно весь пост достаточно серьезно относились к своей душе, могут сейчас смиренно немножечко отойти в сторону и дать возможность на Страстной неделе исповедоваться тем, кто за время поста этого не сделал, чтобы у священника была возможность по-настоящему, глубоко каждого выслушать.

В этом мой совет для практикующих христиан.

Записали: Дарья Менделеева, Тамара Амелина

Видео: Виктор Аромштам

Епископ Обуховский Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря: Правильное мнение – это мнение Вашего духовника

Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.

Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.

Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.

Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.

В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.

Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.

На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.

По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к Таинству причастия.

Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению . Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.

Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице . Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно . Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.

Я подчеркиваю, что это мое мнение.

Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.

Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.

Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца

Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.

Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.

А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.

Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.

Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам

Причастие в Великий пост — это освящение и вкушение хлеба и вина, которое есть Тело и Кровь Господа.

Наверняка каждый православный христианин помнит Тайную вечерю, на которой перед своим распятием Иисус Христос праздновал Пасху со своими учениками. В тот день, преломляя хлеб, он сказал, что это тело его, а наливая вино, назвал его своею кровью. Затем Сын Божий призвал учеников принимать эти дары постоянно, чтобы всегда оставаться с Господом. С того времени на каждом церковном богослужении в молитве освящается хлеб и вино.

Зачем необходимо причастие?

Причастие позволяет человеку наследовать Царствие Божие, а значит, даёт возможность попасть после смерти в рай.

Причастие в Великий пост, как и в другое время, необходимо для укрепления души. Оно помогает не озлобляться в житейских буднях, оставаться чувствительным к людям, поддерживает веру и помогает соблюдать равновесие даже в самых сложных ситуациях, надеясь на Бога.

Таинство причащения очищает грехи. Ежедневно человек сталкивается с осуждением, завистью, недовольством и другими негативными чувствами. Он ощущает, как этот негатив льётся из него самого, а также видит его в других людях. Находясь в такой атмосфере, постепенно душа черствеет, отдаляясь от Бога и всецело погружаясь в житейские заботы. Постоянное недовольство отравляет жизнь, а невозможность добиться своих целей порой показывает ее просто бессмысленной. Но эти мысли не посещают людей, в сердце которых есть Бог. Вера и надежда на Бога позволяет найти правильные пути и радоваться жизни. Поэтому каждому человеку необходимо причастие, которое омывает душу и приобщает к Богу.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 11 марта по 27 апреля в 2019 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скоромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

Как нужно поститься, чтобы причаститься в Великий пост?

В первую очередь нужно помнить, что пост заключается не в одном только воздержании от пищи. Главное – это смирить свое сердце, избавить его от ненависти, злости, наполнить добротой и любовью. Постарайтесь не ссориться с близкими, не входить в конфликты, решая все вопросы смиренно и с любовью. В Великий пост следует воздержаться от просмотра телевидения, особенно фильмов с кровавыми и эротическими сценами. В тоже время следует уделять больше времени на чтение духовной литературы, ведь, взирая на подвиги святых людей и творимые ими чудеса, душа начинает оживать и стремиться к лучшему.

Важно понять, что во время поста не настолько грешно съесть кусочек мяса, как обидеть человека. Хотя воздержание в пище также является важным.

Как подготовиться к причастию?

Желая причаститься на Великом посту, подготовку нужно начать за 3-4 дня. В это время оградите тебя от всякой суеты, постарайтесь уделить время своему духовному развитию.

По церковному уставу есть четыре канона Ко причастию (Покаянный Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко причащению), их можно найти в молитвословах или распечатать из Интернета. Для того чтобы сильно не утомляться, можно осознанно прочитывать по одному канону в день. Также важно читать в это время Евангелие. Священники советуют каждому христианину в Великий пост полностью прочитывать Евангелие. Но если это сложно, то одной главы в день также будет достаточно.

С 12 ночи перед причастием запрещается употреблять любую пищу. В этот день нужно успеть к началу службы, исповедаться и после литургии причаститься Святых Христовых Тайн, которые очистят душу и приблизят её к Богу!

Каждый из семи дней этой недели, которая у православных также называется Чистой неделей, имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем, поэтому, подчеркивая особенность, важность каждого дня к его названию добавляется слово «великий».

Великий понедельник

Начинается неделя с Великого понедельника, знаменующего собой начало подготовки к празднованию Пасхи.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Во время богослужения вспоминают также бесплодную смоковницу, иссохшую до корня ‑ как образ человека, погибающего в нераскаянии.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения совершается только раз в году и только на Страстной седмице. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения. Миро ‑ это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после крещения), а также при освящении новых престолов в храме.

В храмах в понедельник Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий понедельник начинается самый строгий пост – можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.

Великий вторник

Во второй день Страстной седмицы ‑ Великий вторник Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Во время богослужения в Великий вторник Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.

В день Великого вторника в пищу можно употреблять сырую пищу, без растительного масла.

Великая среда

В третий день Страстной недели, Великую среду, Церковь воспоминает жену‑грешницу, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании в доме Симона прокаженного. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются. Отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

В этот день постящиеся употребляют сырую пищу без масла.

Великий четверг

В четвертый день Страстной недели ‑ в Великий четверг начинаются собственно приготовления к Пасхе. Непосредственно примыкая к главным дням церковного года ‑ Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, Великий четверг приближается к ним и по своей значимости.

По Церковному Уставу «последование святых страстей» должно начинаться в 8 часов вечера в Великий четверг. По своей литургической форме это утреня Великой пятницы, или служба 12‑ти Евангелий, как обычно называют это богослужение, во время которой читаются «12 Евангелий», то есть 12 частей из четырех Евангелий, где описываются земные страдания Иисуса Христа. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой пятницы (до вечера).

Богослужение в Чистый четверг еще называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое‑где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12‑ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.

В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого.

В Великий четверг обычно все православные христиане причащаются. В России до 1917 г. большинство православных причащалось только в Великий четверг ‑ один раз в год; сейчас причащаются чаще, но причащение в Великий четверг все же остается совершено особенным. После богослужения все подходят к распятию и сделав три земных поклона, целуют его и уходят из церкви.

Великий четверг называют еще Чистым четвергом. В этот день верующие не только очищают свою душу исповедью и причастием, но стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

Традиционным в Великий четверг является ставить на стол хлеб и освященную соль.

Великая пятница

Великая пятница ‑ самый скорбный день в Православной церкви. Служба Великой пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и кончая Его погребением. В Великую пятницу литургии не бывает, а совершаются царские часы. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.

Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. После выноса плащаницы в центр храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе.

Великая суббота

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества.

Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.

Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.

После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня.

День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.

В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь. Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи.

Великая суббота посвящена воспоминанию о погребении Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой субботы совершается Святая Литургия Сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении: «Христос воскрес, воистину воскрес». В этот вечер заканчивается пост. И на следующий день в Воскресенье все православные празднуют самый важный праздник в христианском мире – Пасху Христову .

Loading...Loading...