Нет ничего подобного ему он слышащий видящий. Нет ничего подобного ему

Часть аята Благородного Корана, который раскрывает убеждения мусульман, звучит следующим образом (смысл): «Нет ничего подобного Ему» (сура 42 «Аш-Шура», аят 11).

В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. Данное утверждение означает не только признание факта, что Бога нельзя изобразить на холсте или слепить из глины, оно понимается абсолютно – Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.

Сказано: «Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож».

Данное убеждение является одним из создающих пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.

Ислам учит нас, что необходимо верить, что:

– у Бога нет тела;

– Он не занимает места;

– Он не находится в каком-либо направлении (верх, низ, право или лево);

– Он не состоит из частей, у Него нет размера и так далее.

Обобщая все это, можно утверждать, что все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, так как они являются недостатком, который чужд Богу.

Возможно, следующее рассуждение позволит лучше понять данную тему. Всё, что нас окружает, существует со своими характеристиками. Например, живое и неживое имеет цвет, и можно уточнить, какой именно цвет. Также всё вокруг имеет свои слабости, и можно установить их перечень и способ проявления. Размышляя о чем-то, мы уточняем его размер, род, возраст, характер.

Параметры, ограничения и качества, о которых можно спросить «Как?», являются характеристиками творений. Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти самые параметры. Абсолютно все характеристики творений имеют единый знаменатель: они конкретизированы и имеют предел.

Наши праведные предшественники (саляф ас-салих) были на страже исламского вероубеждения, и поэтому мы находим в книгах множество их высказываний, предостерегающих нас от неправильных и порочных убеждений.

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 гг. по хиджре), да помилует его Аллах, привел в книге «Хильят аль-Авлия» (10/291) высказывание Амра ибн Усмана аль-Макки (ум. 291 г. по хиджре):

سمعت أبا محمد بن عبد الله بن محمد بن جعفر ، يقول : سمعت أبا عبد الله عمرو بن عثمان المكي ، وأملى علي في جواب مسألة سئل عنها ، يخاطب السائل : «واعلم رحمك الله أن كل ما توهمه قلبك أو رسخ في مجاري فكرتك أو خطر في معارضات قلبك من حسن أو بهاء ، أو إشراف أو ضياء أو جمال ، أو شبح ماثل ، أو شخص متمثل ، فالله بخلاف ذلك كله بل هو تعالى أعظم وأجل وأكمل ، ألم تسمع إلى قوله تعالى : (ليس كمثله شيء) ؟ ، وقوله عز وجل : (ولم يكن له كفوا أحد) ، أي لا شبه ولا نظير ولا مساوي ولا مثل ، وقف عند خبره عن نفسه مسلما مستسلما مذعنا مصدقا بلا مباحثة التنفير ولا مفاتشة التفكير جل الله وعلا الذي ليس له نظير ولا يبلغ كنه معرفته خالص التفكير ، ولا تحويه صفة التقدير ، السماوات مطويات بيمينه والأرض جميعا قبضته يوم القيامة الظاهر على كل شيء سلطانا وقدرة ، والباطن لكل شيء علما وخبرة ، خلق الأشياء على غير مثال ، ولا عبرة ولا تردد ولا فكرة ، تعالى وتقدس أن يكون في الأرض ولا في السماء ، وجل عن ذلك علوا كبيرا ،

«Я слышал Абу Мухаммада бин Абдуллаха бин Мухаммада бин Джафара, который говорил: «Я слышал, как Абу Абдуллах Амр ибн Усман аль-Макки говорил: «…Знай, да помилует тебя Всевышний, что Аллах отличен от всего, что вообразит твое сердце, или укоренится в твоем сознании, или представилось в воображении из прекрасного или благовидного, или сияния света и красоты, или воплощенной формы, или олицетворенной личности. Более того, Он превыше всего этого, величественнее, могущественнее и полноценнее. Разве ты не слышал слова Аллаха «Нет ничего подобного Ему…» и «И не был Ему равным ни один»? Имеется ввиду, что нет сходного с Ним, и нет равного Ему, и нет подобного и тождественному Ему. Прими Его слова о Себе с покорностью и признанием, подтверждая и повинуясь, без споров непринятия и изысканий разума. Велик Аллах и Возвышен, Которому нет равного, и к познанию сущности Которого не приведут одни лишь размышления. Не охватывают Его границы, а небеса будут свернуты Его «десницей» и Земля будет лишь Его «пригоршней» в Судный День. Он – Явный над всякой вещью Своей властью и могуществом, Скрытый Своим знанием и осведомленностью, Он создал сущее без примера, назидания от кого-либо, сомнения и раздумий. Аллах превыше того, чтобы быть на земле или на небе».

Имам Абуль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, в своей книге «Рисалят» (стр. 23) привёл высказывание Зун-Нуна аль-Мисри (179-245 гг. по хиджре):

سمعت أبا حاتم السجستاني يقول: سمعت أبا نصر الطوسيِّ السرَّاجي يحكى عن يوسف بن الحسين، قال: قام رجل بين يدي ذي النون المصري، فقال: أخبرني عن التوحيد: ما هو؟ فقال هو: أن تعلم قدرة الله تعالى في الأشياء بلا مزاج، وصنعه للأشياء بلا علاج، وعلَّة كل شيء صنعه، ولا علَّة لصنعه. وليس في السموات العلا، ولا في الأرضين السفلى مدبِّر غير الله،
وكل ما تصوّر في وهمك فالله بخلاف ذلك.

«Я слышал, как Абу Хатим ас-Сиджистани сказал: «Я слышал, как Абу Наср ат-Туси ас-Сарраджи передал от Юсуфа бни Хусайна: «Некий человек встал перед Зун-Нуном аль-Мисри и сказал: «Расскажи мне о Единобожии. Что это такое?». Тот ответил: «Единобожие заключается в том, чтобы ты знал:

– никто не является соучастником Аллаха в Его управлении всеми явлениями;

– после того, как Он создал творение, оно [совершенно, и] не нуждается в исправлении;

– причина бытия каждой вещи – Его творение, но Его творение не нуждается в причинах;

– нет в выси небесной и тверди земной повелителя, кроме Аллаха;

– чтобы ты ни представил себе в отношении Аллаха, Он отличен от этого».

Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани (336-430 гг. по хиджре) передал в книге «Хильятуль авлия» случай, произошедший с Яхьей ибн Муаз ар-Рази (ум. 258 г. по хиджре):

أخبرنا عبد الواحد بن بكر ، حدثني أحمد بن محمد بن علي البردعي ، ثنا طاهر بن إسماعيل الرازي قال : قيل ليحيى بن معاذ: أخبرني عن الله ما هو ؟ قال : إله واحد ، قال : كيف هو ؟ قال : ملك قادر ؟ قال : أين هو ؟ قال : بالمرصاد ، قال : ليس عن هذا أسألك. قال يحيى : فذاك صفة المخلوق فأما صفة الخالق فقد أخبرتك.

Абдул-Вахид ибн Бакр сообщил нам, что Ахмад ибн Мухаммад ибн Али аль-Барда’и ему передал, что Тахир ибн Исмаил ар-Рази передал нам следующее: «Было сказано Яхье ибн Му’азу: «Поведай мне об Аллахе. Каков Он?». Яхья ответил: «Он Един». Тогда он спросил: «Каков Он? «, – он ему ответил: «Владыка Могущественный». Тот спросил: «Где Он? «, – он ответил: «В засаде», – на что собеседник сказал: «Не об этом я тебя спрашиваю!». Яхья же сказал: «Так то, о чем ты хотел спросить – это качества сотворённых, что же касается Качеств Творца, то я уже поведал тебе»».

Имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да помилует его Аллах, привел в своей книге «Рисалят» (стр. 27) высказывание Абу Али ар-Рузбари (ум. 322 г. по хиджре):

وأخبرنا الشيخ أبو عبد الرحمن السلمي، رحمه الله تعالى، قال: سمعت عبد الواحد بن بكر، يقول: سمعت هلال بن أحمد يقول: سئل أبو علي الروذباري عن التوحيد، فقال: التوحيد: إستقامة القلب بإثبات مفارقة التعطيل، وإنكار التشبيه، والتوحيد في كلمة واحدة: كل ما صوَّره الأوهام والأفكار فالله سبحانه بخلافه، لقوله تعالى: » ليس كمثله شيء، وهو السميع البصير . «

Шейх Абу Абдуррахман ас-Сулями, да смилуется над ним Аллах, сообщил нам, что он слышал, как Абдуль-Вахид ибн Бакр услышал от Хиляля ибн Ахмада о том, что когда Абу Али ар-Рузбари спросили о Единобожии, то он сказал: «Единобожие – это нахождение сердца на прямом пути, предполагающее оставление опустошения атрибутов (та’тыль) и отрицание уподобления атрибутов (ташбих). Одним словом, всё, что вообразят твои разум и фантазия, Аллах отличен от этого, ибо сказал Всевышний: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий»».

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Нет более ревностного , чем Аллах (Бог, Господь)! И поэтому Он запретил [людям и джиннам] все скверное (аморальное) [совершение чего может пробуди­ть Его гнев]. И нет более любящего похвалу (восхваление) [наполненные благодарностью], чем Он [Господь миров, Творец всего и вся]» . Сторониться явно запретного и восхвалять Аллаха (Бога, Господа) не так сложно, и такой стиль жизни открывает перед человеком необъятные просторы земного и вечного великолепия во все большем многообразии красок, вкусов и звуков.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь), когда сотворил все, предписал Себе: поистине, Моя милость побеждает Мой гнев [опережает его, преобладает над ним]» . Дисциплинированно делая от себя зависящее, следует ориентироваться на милость Творца, а не на проявление Его гнева. И важно помнить, что каждое правильное усилие вознаграждается многократно большим благом, причем в обоих мирах.

Пророком передаются слова Господа со следующим смыслом: «Я [говорит Творец всего сущего, - Своей безграничной силой, щедростью, милостью, прощением] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне. Я рядом с ним, когда он обо Мне вспоминает (упоминает) [устами ли своими или сердцем; плохое думая обо Мне или хорошее]. Когда он [верующий человек, в ком вера опустилась в сердце ] упоминает обо Мне про себя [восхваляя или благодаря, например], я также вспоминаю о нем про Себя [одаривая его Божественной милостью и щедрым воздаянием]. Если он упоминает обо мне в обществе [в кругу тех или иных людей], то Я упоминаю о нем в лучшем [более высоком, элитном] обществе [ангелов]. Если он приблизится ко Мне [образно говоря] на пядь, Я приближусь к нему на локоть . Если приблизится на локоть, то Я – на маховую сажень (расстояние между пальцев вытянутых в стороны рук). Если он пойдет ко Мне [завершает свое повествование Господь миров], Я побегу к нему!» . Считаю уместным напомнить, что Аллах (Бог, Господь) трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем, невообразим человеческим сознанием.

В Коране сказано:

«Нет ничего подобного Ему» ().

Упомянутый хадис необъятен по своему смыслу, показывает нематериальную близость Бога к каждому из людей и неоценимую щедрость ко всем!

Имам аль-Бухари назвал тему, в которой объединил эти три хадиса, «Аллах (Бог, Господь) вас предупреждает (предостерегает) касательно Себя» () , «Ты [Господи] знаешь, что в моих мыслях (что во мне), я же не знаю о том, что в Твоих (что в Тебе)» () . Великий имам поставил в названии два коранических аята с очень глубоким смыслом.

Приведенные три хадиса приближают к нам понимание Бога, мы осознаем, сколь Он близок и что нет необходимости в посредничестве между нами и Им. Следует лишь правильно думать, мыслить, говорить и поступать; делать выбор в пользу благого, а не греховного.

Помимо того что мы можем непринужденно вспоминать о Боге и упоминать Его в своих речах, что еще приближает нас к Нему, Господу миров?

Через заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) переданы слова Господа миров, смысл которых таков: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям , почтительное отношение к жене (мужу) и должное воспитание детей; самодисциплина в благом и праведном ; строгое выполнение (в меру сил и возможностей) взятых на себя обязательств пред Богом или людьми , честность и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти. [Человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел. Ему будет легко слышать, видеть, чувствовать главное и сосредоточиваться на нем, не отвлекаясь на второстепенное.]

И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я [продолжает Господь миров] обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль» .

Итак, нет ничего подобного Ему, Богу, но при этом Он ближе к нам, чем наша собственная сонная артерия, и Он хорошо осведомлен о том, что шепчут нам наши души, о нашем внутреннем диалоге .

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст فَاطِرُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَعَلَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَمِنَ الْأَنْعَامِ أَزْوَاجًا يَذْرَؤُكُمْ فِيهِ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ Транслит Fāţir u A s-Samāwā ti Wa A l-"Arđi ۚ Ja`ala Lakum Min "An fusikum "Azwājāan Wa Mina A l-"An`ām "Azwājāan ۖ Yadh ra"uukum Fī hi ۚ Laysa Kamith lihi Sh ay"un ۖ Wa Huwa A s-Samī `u A l-Başī r u Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Так Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий. Творец небес и земли [Аллах создал небеса и землю по Своей воле, Своему могуществу и по Своей мудрости]! Он сделал вам из вас самих же супруг (чтобы обретать спокойствие вместе с ними) и из скота – пары. Он распространяет вас (увеличивает вашу численность) этим. Нет (никого и) ничего подобного Ему (ни в сущности, ни в именах, ни в особенностях, ни в деяниях) ! И Он – Всеслышащий, Всевидящий! Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Так Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий. [[Аллах создал небеса и землю по собственной воле и в соответствии со своим предопределением и своей мудростью. Он создал для вас супруг для того, чтобы вы нашли в них покой и умиротворение и завели от них потомков, которые принесут вам огромную пользу. Даже животных Он сотворил супружескими парами. Это относится ко всем животным, которых Аллах создал самцами и самками, чтобы они плодились и размножались на земле во благо людям. В этом аяте Аллах подчеркнул, что сотворение людей и животных парами было во благо человеку. Нет ни одного творения, которое было бы подобно Аллаху или хотя бы похоже на Него. Ни сущность, ни качества, ни деяния Господа не похожи на сущность, качества и деяния Его созданий, потому что все Его имена прекрасны, а качества величественны и совершенны. Одним из Его божественных деяний было сотворение многих великих созданий без помощников и соучастников. Нет никого подобного Ему, потому что Он один совершенен во всех своих качествах. Он слышит голоса и речи всех творений, на каком бы языке они не говорили и о чем бы они Его не просили. Он видит даже черного муравья, ползущего по темной скале во мгле ночи, даже частичку пищи, движущуюся по телу крошечного насекомого, и даже капельку воды, текущую внутри тоненькой веточки. Этот и другие, похожие аяты являются веским аргументом в пользу учения истинных последователей Сунны и сторонников единой мусульманской общины, которые веруют в качества Аллаха и отрицают Его сходство с творениями. Слова «Нет никого подобного Ему» опровергают воззрения тех, кто уподобляет Аллаха Его созданиям. А слова «Он - Слышащий, Видящий» опровергают воззрения тех, кто не признает качеств Всемогущего Господа.]] Ибн Касир

Слова Аллаха: ﴾ فَاطِرُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلأَرْضِ ﴿ «Творец небес и земли!», - т.е. Кто создал их и все, что между ними, ﴾ جَعَلَ لَكُمْ مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا ﴿ «создал для вас супруг из вас самих», из вашего рода (вида) и по вашему подобию. По Своей милости и благоволению к вам Аллах сделал вас мужчиной и женщиной. ﴾ وَمِنَ ٱلأَنْعَٰمِ أَزْوٰجاً ﴿ «А также скот парами», т.е. Он сотворил для вас восемь пар (видов) скота.

Краткое слово о дороге праведных предков

Предисловие

Хвала Аллаху! Мы восхваляем Его, к Нему обращаемся за помощью, у Него просим прощения и к Нему прибегаем от зла наших душ и зла наших дел. Кого Аллах наставил на прямой путь, никто не сможет ввести в заблуждение, а того, кого Он вводит в заблуждение, никто не поведет прямо. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварищей. Я свидетельствую, что Мухаммед- Его раб и Его Посланник.

Написать эту статью, в которой дается разъяснение о дороге праведных предков- салафов, меня побудило множество вопросов на эту тему, которые задают мне люди в связи с разногласиями между их направлениями и течениями. Многим людям трудно понять сущность праведного мусульманского вероубеждения, т.к. они находятся под влиянием тех, кто много говорит на данную тему и не раскрывает ее в истинном свете. А сами люди не считают себя обязанными самим обращаться к трудам ученых- обладателей Сунны, ахль ас-Сунна ва аль-джаммаах, которые объективно рассмотрели этот вопрос. Они всесторонне раскрыли этот вопрос и не оставили возможности для каких-либо добавлений. Поэтому каждый, кто обсуждает вопросы, касающиеся вероубеждения, обязан обращаться к известным трудам, написанным на эту тему ее приверженцами. Он должен обстоятельно изучить их и быть справедливым. Поэтому я обратился к Всевышнему Аллаху с просьбой указать мне верный путь в подготовке этой небольшой статьи. В ней я опирался на труды нескольких ученых о вероубеждении праведных предков, которые были признанны как ранними, так и поздними мусульманскими учеными. Я не добавил от себя ничего, кроме того, что счел необходимым для разъяснения некоторых скрытых вопросов, вытекающих из приведенных мною цитат.

Источники, на которые я опирался при подготовке этой статьи, я перечислил на последних страницах.

Я прошу у Аллаха сделать эту статью полезной для всех мусульман и обращаю свой труд к Его благородному Лику. И, в заключении,- хвала Аллаху, Господу миров!

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Всевышний Аллах сказал: « Всякому из вас Мы устроили Шариат и путь». Это значит закон и ясную дорогу. Всевышний Аллах для каждой Уммы устроил свой Шариат, т.е. закон, и дорогу, т.е. минхадж. Он даровал Шариат обладателям Библии и обладателям Евангелия. От также даровал его людям Корана. Хотя все они (т.е. Шариаты) и различаются в своих законах, все они сходны в единобожии и поклонении одному Аллаху, Велик Он и Могуч. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Я ближе всех людей к Исе бин Марьям как в этом мире, так и мире ином. Все Пророки являются братьями: их матери разные, а религия одна. Между мной и Исой не было Пророков». Этот хадис приводится у аль-Бухари и Муслима.

Смысл данного хадиса в том, что они были едины в вопросах единобожия и поклонения Одному лишь Аллаху, однако в вопросах законоведения между ними была разница.

Всевышний Аллах в Коране сказал: « Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» Он также сказал: « Мы отправили к каждому народу Посланника с повелением: « Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!»

Это является единобожием Аллаха, хотя Шариаты Пророков и Посланников отличались в поселениях и запретах.

Посланник Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи являются праведными предками, салафами, нашей общины. Каждый, кто призывает к тому, что совершал Посланник Аллаха, его сподвижники и их благочестивые последователи, следуют по дороге праведных предков. Каждый мусульманин обязан следовать Благородному Корану и очищенной Сунне, обращаясь к тому, как их понимали праведные предки, да будет Аллах доволен всеми ими. Они заслуживают следования по их дороге, потому что были верными в своей вере, стойкими в вероубеждениях и искренними в поклонении.

Имамом праведных предков является Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняться которому нам повелел Аллах. Он сказал: « Что дал вам Посланник, то берите, а от чего удержал вас, от того удержитесь». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является хорошим и праведным примером для мусульман. Всевышний сказал: « Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха, желает Последнего Дня и много поминает Аллаха».

Он говорил только то, что было откровением с небес. Всевышний сказал: « Он не говорит по пристрастию. Это- только ниспосылаемое откровение». Всевышний повелел нам сделать его судьей во всех делах, сказав: « Но нет- клянусь твоим Господом- не уверуют они, пока не поставят тебя судьей в том, что запутано между ними, и потом не найдут в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью!» Он, хвала Ему, запретил нам также противиться ему, сказав: « Тогда пусть берегутся те, которые противятся повелению его, дабы не постигла их смута или не постигло бы их наказание мучительное!»

Когда праведные предки препирались в чем-либо, они обращались к Книге Всемогущего и Великого Аллаха, а также Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: « Если же вы препираетесь в чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Его Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний День. Это- лучше и прекраснее по исходу!»

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передал людям послание своего Господа и разъяснил его им. Аллах сказал: « Мы послали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано».

В одном хадисе сказано: « Придерживайтесь моей Сунны и Сунны моих праведных халифов. Хватайтесь за нее зубами и остерегайтесь нововведений, ибо каждое нововведение является заблуждением». Приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд и ибн Маджа. Достоверный хадис.

Самыми лучшими людьми после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, являются его сподвижники, которые с правдивостью- сидк, искренней преданностью- ихлас, переняли от него свою религию. Всевышний Аллах так охарактеризовал их в своей Книге: « Среди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чем заключили с Аллахом завет, и такие, которые уже кончили поприще своей жизни, и такие, что еще пережидают и еще не переменили ничего». Они творили благие дела, о которых Аллах упомянул в Своей Книге: « А благочестивы те, кто уверовал в Аллаха, в Последний День, ангелов, в Писание и Пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим и на рабов, и выстаивал молитву, платил закат и исполнял свои заветы, когда их заключит, и был терпелив в несчастии, бедствии и во время беды. Это те, которые были правдивы, и они- богобоязненные!»

Этот аят называется аятом искреннего исповедания. Этими качествами Аллах охарактеризовал сподвижников Пророка, да будет Аллах доволен всеми ими. Их законом и уставом были Книга Аллаха и Сунна Его Пророка. Сунна- самое благословенное, самое лучшее, самое полезное знание как в вопросах религии, так и в мирских делах после Корана- Книги Великого и Всемогущего Аллаха. Это- цветущий сад, в котором ты можешь найти наипрекраснейшие блага и добродетель. После Сунны следует придерживаться единогласного мнения праведных предков и великих ученых из общины Пророка.

Праведные предки- это лучшее поколение людей, о котором Посланник Аллаха сказал: « Лучшие люди в моей общине- это мое поклонение, а затем следующее за ним, а затем следующее за ним. А после них появятся люди, которые будут свидетельствовать и не приводить свидетелей, будут совершать предательства из-за чего им не будут доверять, будут давать обеты и не выполнять их ». Приводят Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и др.

Основа религии, которой придерживались и к которой призывали первые поколения мусульман, мусульманские ученые и праведные предки, состоит в том, что каждый человек обязан целиком и полностью верить в Книгу Аллаха и Сунну, свидетельствовать о единстве Аллаха и о пророческой миссии Мухаммеда, познавать Аллаха через Его атрибуты, которые описаны в ниспосланном Им Откровении или которые назвал Посланник Аллаха в достоверных хадисах, переданными справедливыми и правдивыми мусульманами. Необходимо верить во все имена и атрибуты Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя в Коране Сам, либо в Суне языком Своего Посланника без всякого уподобления их качествам творений, без описания, без отрицания и без изменения их смысла.

Всевышний сказал: « Нет ничего подобного Ему, и Он- Слышащий, Видящий».

Имам аз-Зухри сказал: « От Аллаха- разъяснение, на Посланнике- извещение, а на нас- подчинение». Имам Суфьян ибн Уйейна сказал: « Раскрыть смысл всего, чем охарактеризовал Себя Аллах в Его Книге можно только прочитав его и умолчав о толковании». Имам аш-Шафии сказал: « Я уверовал в Аллаха и во все сообщения об Аллахе с их истинным смыслом, изложенным Аллахом, и я уверовал в Посланника Аллаха и во все сообщения о Посланнике Аллаха с их истинным смыслом, изложенным Посланником Аллаха».

На этом знании выросли праведные предки, салафы, и ученые- имамы мусульманской общины. Все они единодушно признавали и утверждали атрибуты Аллаха Всевышнего, которыми Он охарактеризован в Его Книге и Сунне Его Посланника, и не пытались искать их толкования. Нам же велено следовать за их путем и руководствоваться светом их знания.

Посланник Аллаха предостерег нас от нововведений в религии и сообщил, что они являются заблуждением, сказав: « Придерживайтесь моей Сунны и сунны моих праведных халифов. Хватайтесь за нее зубами и остерегайтесь нововведений, ибо всякая ересь- это заблуждение». Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: « Следуйте по дороге Посланника Аллаха и не вводите новшества, ибо того, с чем он пришел достаточно». Умар ибн Абдуль-Азиз, да смилуется над ним Аллах, сказал: « Остановись на том, на чем остановились сподвижники Пророка, ибо они остановились благодаря своему знанию и довольствовались благодаря своему проницательному взгляду». Имам аль-Авзаи, да смилуется над ним Аллах, сказал: « Следуй по стопам праведных предков, даже если люди откажутся от тебя, и остерегайся их мнения, даже если они приукрасят их своими словами».

К вероубеждениям праведных предков относится то, что вера состоит из признания воззрений в речи, совершении необходимых деяний, убежденности в сердце. Вера усиливается при подчинении Аллаху и ослабевает при ослушании Его. К их вероубеждению относится также то, что добро и зло постигают человека по предопределению Аллаха. Однако Аллах не повелел нам творить злые дела, на что ссылаются некоторые, говоря: « Все происходит по воле Аллаха». Всевышний Аллах повелел творить только благие дела и запретил совершать мерзости. Но человек не принужден совершать что-либо, он сам выбирает свои поступки, как и свои воззрения. Поэтому в зависимости от своего выбора он заслуживает либо наказания, либо вознаграждения. Каждый человек имеет право подчиниться или отказаться. Всевышний сказал: « Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».

К вероубеждениям праведных предков относится также то, что они не считают неверующими ни одного из мусульман за их грехи, даже если он совершил один из величайших грехов. Они считают неверующим только того, кто отрицает какое-либо из обязательных положений религии, которое известно каждому, утверждено в Коране и Сунне и признано всеми учеными мусульманской общины.

К вероубеждениям праведных предков относится также и то, что они поклоняются только Аллаху Всевышнему и не приобщают к Нему сотоварища. Они обращаются с мольбой только к одному Ему, взывают, молят о помощи и уповают только на Него. Они ищут приближения к Аллаху через повиновение, поклонение, совершение праведных деяний, потому что Всевышний сказал: « О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему!» Это обозначает приближаться к Нему через подчинение и поклонение.


Похожая информация.


Loading...Loading...