Охарактеризуйте предпосылки и течения реформации в европе. Народная Реформация и секта анабаптистов

Начало реформации в Германии

Германия находилась в состоянии феодальной раздробленности. В деревне все еще существовали крепостная зависимость и барщина. В городах цеховые уставы не позволяли расширяться мастерским, и мануфактуры все больше возникали в сельской местности.

Вследствие увеличения роли огнестрельного оружия рыцари, невостребованные в армии, занимались грабежом и разбоем. Зато католическая церковь была могущественной. Феодальные порядки и церковный гнет тормозили развитие страны. В XVI веке все слои населения Германии были недовольны католической церковью. Обладавшая крупными земельными наделами церковь собирала с населения и налог — десятину, продавала должности и индульгенции.

Расширение Римским Папой торговли «райскими квитанциями» было толчком для открытой борьбы против католической церкви. Профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер в 1517 году выступил против торговли «райскими квитанциями» индульгенциями. Сторонник Папы — император вызвал Лютера на съезд в городе Вормсе с целью его арестовать, но один из германских князей спрятал его в своем замке. Лютер не выступал против религии вообще, он заложил основу реформации — перестройку церкви. В реформации каждый видел свое: горожане боролись за уменьшение церковных налогов и за закрытие монастырей, рыцари хотели прибрать к рукам церковные земли, князья желали подчинения церкви не Папе, а князьям, бедняки хотели ликвидации как католической церкви, так и феодальных порядков. Борьба крестьян против феодального строя была истинно народной реформацией, и возглавил ее Томас Мюнцер.

Крестьянская война

Война началась в 1524 году на юге Германии, а в 1525 году охватила всю страну. В Тюрингии возглавил борьбу священник Томас Мюнцер, который призвал уничтожить феодальные порядки. Городская беднота поддерживала крестьян, помогала ей. А богатые горожане вместе со своими руководителями перешли на сторону феодалов. Крестьянам не удалось объединиться в единую армию. Против восставших в Тюрингии двинули наемное войско, которое перебило почти пять тысяч человек, в том числе убили и Мюнцера. И в других областях восстание было подавлено. После этого феодальные порядки в стране еще более ужесточились. Свободные до сих пор крестьяне тоже стали крепостными. Раздробленность Германии и феодальный гнет усилились.

Распространение реформации

Император Карл V хотел предотвратить распространение реформации в Германии, однако в 1524 году пять князей и четырнадцать городов подняли протест против этого и защитили Лютера. С тех пор сторонников Лютера стали называть «протестантами», а новая церковь стала называться “протестантской”.

В 1555 году между протестантскими и католическими князьями в Аугсбурге было достигнуто соглашение («Аугсбургское соглашение»), по которому признавалась свобода вероисповедания протестантов. Каждый князь становился главой церкви. Были отменены роскошные церемонии. Население должно было исповедовать ту религию, которую принял князь. Кто был не согласен, мог переселяться в другое место. Церковь германских протестантов стала называться «лютеранской церковью».

В Англии, Дании и Швеции короли сами провели церковную реформу и возглавили церковь.

Кальвинистская церковь

В Швейцарии церковную реформу возглавил Жан Кальвин, а потому новая церковь здесь называлась «кальвинистской церковью». Кальвин не выступал против богатства, но запрещал расточительство. Его церковь состояла из отдельных самостоятельных общин. Главы этих общин избирались из среды горожан. Как и католики, кальвинисты преследовали своих противников, сжигали их на кострах. Больше всего кальвинизм распространился в Швейцарии, Франции и Нидерландах.

С возникновением протестантской церкви католическая церковь раскололась на два лагеря. Католики потеряли часть своего имущества, авторитет Папы был утерян.

Для возвращения былого могущества Римская католическая церковь перешла в атаку на реформацию. С этой целью:

  1. Папа Римский в 1540 году создал «Общество Иисуса», или орден иезуитов, чтобы вернуть в лоно церкви «заблудших».
  2. В 1542 году была создана папская инквизиция. Отступников от католицизма жестоко наказывали и сжигали на кострах.
  3. Торжественно сжигали на кострах книги, запрещенные для чтения католикам.
  4. В области, густонаселенные протестантами, совершали набеги и истребляли их в массовом порядке.

В августе 1572 года, накануне дня Святого Варфоломея, началась бойня протестантов в Париже, вошедшая в историю как «Варфоломеевская ночь». В течение недели были убиты свыше 30 тысяч человек.

Новые реальности окружающей действительности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Родиной Реформации (от лат. «исправление») стала Германия. В 1517 г. профессор теологии Виттенбергского университета и монах ордена августинцев Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Индульгенции, т.е. грамоты об отпущении грехов, были важным источником доходов католической церкви. Лютер доказывал, что продажа индульгенции лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Вслед за Германией реформация стала быстро распространяться по Европе, нашла своих приверженцев в Швейцарии, Нидерландах, Англии, Франции, скандинавских странах. В Швейцарии возник еще один крупный центр Реформации, где со своими взглядами о необходимости реформирования церкви выступил Жан Кальвин .

Реформация начиналась как попытка мирного исправления католической церкви, освобождения ее от злоупотреблений и заблуждений в доктрине, а обернулась мощным социальным и политическим движением, в результате которого рухнуло единство католической церкви, была разрушена концепция единой христианской империи, которая составляла одну из важнейших основ европейской цивилизации Средневековья. Во многом это было обусловлено происходящими в социальной и экономической сфере изменениями, состоянием переходного времени, которые порождали особое напряжение религиозности, усиливали чувство незащищенности. Кару за пренебрежение заповедями видели в неурожаях, войнах, росте цен, эпидемиях чумы (и новой болезни – сифилисе), боялись грядущего конца света. Расцвела вера в пророчество и астрологические предсказания, массовым явлением стала «охота на ведьм». Церковная проповедь собирала толпы людей, доходивших до экзальтации. Такое духовное состояние общества объясняет, почему проповедь церковной реформы встретила столь восторженный отклик у населения. Движение за обновление церкви стало катализатором политического противоборства – движения за независимость в Нидерландах, против сохранения раздробленности в Германии, усиления королевской власти в Англии, скандинавских странах.

Реформация разрушила представления о незыблемости духовной власти церкви, ее роли посредницы между Богом и человеком. Лютером были сформулированы ряд положений, общих для всех протестантских (от слова «протест») церквей. Между Богом и человеком нет посредников. На первый план выдвигаются не церковные таинства, а личная вера. Особая роль придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом (догмат о спасении одной лишь верой) . Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. В качестве единственного источника религиозной истины является только Библия (Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый завет) и отвергаются т.н. Священные Предания – т.е. декреты римских пап, постановления церковных соборов, заявления отцов церкви. Лютер считал, что молитвы, поклонения иконам и святым мощам (т.е. церковные таинства) не имеют отношения к истинной вере. Требуя реформировать церковь, Лютер выступал за «дешевую церковь», роспуск монашеских орденов, секуляризацию церковного имущества. Швейцарский реформатор церкви Жан Кальвин учил, что в практической деятельности человека (удаче, успехах) раскрывается к нему Божье благоволение. Профессия человека – часть его религиозного долга, успех в профессии, богатстве, преуспеянии отражает Божественной призвание. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство.

Имелись и различия в догматике протестантских церквей. Лютеранская церковь подчинялась руководству светской власти князей (Лютер считал необходимым подчиняться любым властям, даже нарушающим Божьи заповеди), кальвинистская, построенная на республиканских началах, оставалась автономной (Кальвин обосновывал право сопротивления тиранской власти). Лютер с ненавистью относился к ростовщикам и банкирам, взимающим проценты, Кальвин был убежден, что пренебрежение выгодами богатства есть грех, что собственность – это дар Божий, а мирской труд – главный долг верующих. К тому же Кальвин считал, что наряду с Божьим благоволением условие праведного поведения ведет к спасению человеческой души. Поэтому кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. В Женеве были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание жителей Европы. Стали образовываться новые, протестантские (реформированные) церкви – лютеранская, кальвинистская, англиканская, не подчинявшиеся римско-католической. Возможность обогатиться за счет церковного землевладения сделала проповедь Лютера притягательной для светских князей раздробленной Германии, которые в 1529 г. выступили с протестом (отсюда название – протестантизм) против запрета лютеранства. В итоге борьбы в 1555 г. в между императором и германскими князьями был заключен религиозный мир, был принят принцип «чья власть, того и вера». В итоге в Северной и Центральной Германии победило лютеранство. Наряду со Швейцарией и Голландией, где утвердился кальвинизм, порвала с католической церковью Англия. Поводом к этому стал конфликт между римским папой и королем Генрихом VIII. Не добившись от папы разрешения на развод с первой женой, он добился от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская церковь. Во главе ее стал король, который назначал священников, проводил церковные преобразования. Были закрыты монастыри, конфискованы земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых, а также безбрачие церковнослужителей. В интересах королевской власти была проведена реформация в скандинавских странах. К кровопролитным гражданско-религиозным войнам привели попытки утверждения протестантизма во Франции («Варфоломеевская ночь», гугенотские войны второй половины XVI в.).

Реакция католической церкви, ее борьба с протестантскими вероучениями, выразилась в т.н. Контрреформации . Ее инструментом стал созданный орден иезуитов. Он строился на принципах жесткой дисциплины, безоговорочном послушании и повиновении воле римского папы. Любые действия считались оправданными, если они служат римско-католической церкви. Иезуиты проникали во власть, в протестантские общины с целью разрушение изнутри, создавали школы. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в еретических взглядах.

Т.о., и Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Несмотря на принципиальные отличия между ними (гуманизм сосредоточен на человеке - Реформация ищет знания Божественного, гуманизм рационалистичен – Реформация выше разума ставит веру, гуманизм отстаивает концепцию творческой активности человека – Реформация отрицает свободу человеческой воли), они порывали со Средневековьем, хотя и делали это по-разному.

22.Развитие политических отношений в Западной Европе в конце XV – XVII вв. Абсолютизм.

В эпоху перехода к новому времени изменилась расстановка политических сил между властью и обществом. Существенным направлением европейской государственности стало формирование абсолютизма (абсолютная монархия). Завершение процесса централизации, становление бюрократии (аппарата управления из числа чиновников), расширение функций государственного аппарата сделали неизбежным возвышение личности монарха, как центра власти, признания за ним значения носителя государственного суверенитета. Королевская власть получает самостоятельность по отношению к обществу. Сословно-представительные органы либо перестают созываться вообще, либо оказываются в полной зависимости от власти абсолютного монарха. Происходят сдвиги в соотношении сил и влияния отдельных сословий, острое соперничество, прежде всего, дворянства (в руках которого оставалась политическая власть, но утрачивается экономическое влияние) и буржуазии (которая захватывает в результате развития капиталистических отношений экономическую власть и стремиться к большему политическому влиянию, соучастию в управлении государством). Такая ситуация позволяла королевской власти выступать более независимо, проводить политику, которая не определялась интересами ни одной из сторон, лавировать между противоборствующими социальными слоями. Как правило, абсолютные монархи стремились поддерживать определенный баланс сил в обществе, равновесие феодальных и буржуазных сословий, оставаясь при этом формой политической власти дворянства.

Абсолютизму были присущи следующие черты:

· В руках наследственного монарха сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть;

· Власть короля по отношению к обществу становится неограниченной (абсолютной), жестко регламентируются служба и состояние сословий;

· Монарх единолично устанавливает налоги, государственными финансами;

· Складывается достаточно эффективная система управления, основанная на сформировавшейся бюрократии. Для такой системы характерно наличие профессионального управленческого слоя (чиновников), соподчинение органов власти в центре и на местах, регламентация деятельности бюрократии. Бюрократическая система приобретает безличный характер, исключает принципы личной преданности, знатности происхождения при продвижении по службе;

· Завершается централизация, происходит унификация и регламентирование управления, административно-территориального деления государства;

· Возникает регулярное войско, внедряется система постоянного налогообложения;

· Государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе ее;

· Разрабатываются теории, идеологически обосновывающие законность и необходимость абсолютизма.

В роли социальной опоры абсолютизма выступают дворянство, чиновничество, армия.

Классический вариант формирования абсолютизма представлен Францией (начало XVI – XVIII вв.: король Генрих IV (1589 – 1610 гг.), правительство кардинала Ришелье (1624 – 1642 гг.) и особенно Людовик XIV (1643 – 1715 гг.), отчасти Англией (конец XV – середина XVII вв.: стимулирование развития мануфактур и торговли здесь сочеталось с попытками сохранения экономического значения и благосостояния крестьянства . Существенные отличия были характерны для социальной основы складывания абсолютизма в Испании, Пруссии, Швеции, России, в основе которого лежало господство дворянского сословия, стимулирование развития промышленности и торговли было весьма слабо выражено, сохранялось господство феодальных отношений, весьма существенными причинами складывания абсолютизма выступали внешние причины.


Рента – часть прибавочного продукта, который производили крестьяне, присваиваемого землевладельцем.

Коммуна с лат. – «общий, всеобщий».

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ в. 10 – 11 кл. Пособие для общеобразоват.учеб.заведений – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С.147.


Похожая информация.


Была одной из самых богатых и могущественных организаций в Европе. Но эта сила была только кажущейся: среди прихожан и простых, и знатных, все больше зрело недовольство всевластием духовенства, которое, в конце концов, вылилось в движение за перестройку церкви - Реформацию.

К концу XV века во многих странах Европы сформировалась сильная королевская власть. Короли, опиравшиеся на армию и бюрократический аппарат, были недовольны вмешательством Пап в их дела. Их ценные указания монархам были не нужны. Не давало покоя королям и богатство которая была одним из крупнейших землевладельцев в Европе. Да если бы только это! На десятине, плате за богослужения и продаже индульгенций духовенство зарабатывало немаленькие деньги, которые «уплывали» в далекий Рим. А это монархам, само собой, не нравилось.

Простых людей не устраивало в церковных порядках другое. Во-первых, дороговизна обрядов и различные поборы. Во-вторых, язык богослужения - далеко не все понимали, что там говорит священник на своей латыни. Но еще больше не устраивало то, что церковь освящала существующее неравенство. Получалось, что человек незнатного происхождения должен был всю жизнь оставаться никем, даже если и выбился в люди, разбогатев. Или терпеть издевательства над собой со стороны власть имущих только потому, что так, мол, предсказано свыше.

Начало Реформации

Наибольшее недовольство католическая церковь вызывала в раздробленной Германии. Поэтому именно с нее и началась Реформация в Европе. В 1517 г. молодой профессор богословия Мартин Лютер вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов - свои взгляды на церковные порядки. Причиной стала безудержная торговля индульгенциями. Эти документы представляли собой, говоря современным языком, справки об отпущении грехов. Они продавались монахами, разъезжавшими по Германии. За счет индульгенций Папа планировал перестроить церковь св. Петра в Риме. Лютер осуждал все эти порядки. Он считал, что Папа никаких прав издавать индульгенции. Также Лютер выступал против пышных обрядов, монашества и даваемого священниками. Чтобы Библия была понятнее для простых немцев, не знавших латыни, он перевел ее на родной язык.

Смелые проповеди Лютера заставили Льва X забеспокоиться. Он призывал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, объявил его еретиком и отлучил от церкви. Но Лютера это не испугало - наоборот, получив папскую буллу, он порвал ее в клочья. У вчерашнего профессора появилась масса сторонников, в том числе и довольно влиятельных. Один из германских князей спрятал его в своем замке, где Лютер писал богословские труды. Тем временем Реформация в Европе развивалась все активнее. У Лютера появились последователи, которые предлагали пойти еще дальше, установив всеобщее равенство. Их предводитель Томас Мюнцер возглавил восстание, переросшее в крестьянскую войну. Германские князья быстро разбили плохо вооруженных повстанцев, не владевших военным делом. Восстание было жестоко подавлено. После этого Реформация в Германии окончательно перешла в руки светской знати.

Борьба между двумя церквями

Правда, далеко не вся аристократия восприняла идеи Лютера положительно. Между католиками и протестантами (так стали называть приверженцев нового учения) завязалась вооруженная борьба. Длилась она довольно долго и завершилась установившим, что каждый князь сам имеет право определять, какой будет религия в его владениях. Идея перестроить церковь оказалась заразительной, и вскоре Реформация в Европе распространилась на юг Германии, Швейцарию, Францию, В Нидерландах местные протестанты вообще подняли восстание против испанского господства и добились независимости.

Своеобразно развивалась Реформация в Англии. Король Генрих VIII потребовал от Папы, чтобы тот разрешил ему развестись с очередной женой. Тот отказался, и монарх объявил, что английская церковь больше не зависит от Рима. Так, в 1534 г. главой духовенства в этой стране, а заодно и хозяином всего церковного имущества, стал король. Понятно, что отказ Папы был для него лишь поводом прибрать к рукам все, что принадлежало церкви. И это очень быстро было сделано. В остальном англиканская церковь, как ее теперь стали называть, еще долго была похожа на католическую.

Впрочем, уже к середине XVI века католическое духовенство пришло в себя, и Реформация в Европе начала встречать серьезное сопротивление. Авангардом борьбы против протестантов стал основанный в 1540 г. Его последователи создали в европейских странах сеть школ, дававших отличное образование и прививавших учащимся верность католической церкви. Иезуиты не гнушались и шпионажем, опутав своей агентурой все королевские дворы. Эти меры во многом позволили остановить Реформацию. Но прежнего могущества католическая церковь уже не имела.

Реформация (от лат. reformatio - преобразование) - широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждая из сил, принимавших в ней участие, истолковывала ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда исключительное разнообразие понимания Реформации - то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящее до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток наложила на Реформацию и специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, а позже в Нидерландах Реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы; в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась «сверху»; во Франции, Венгрии, Польше за Реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти; в Швейцарии ее поборниками были почти исключительно горожане. Всюду, где Реформация утверждала новые церковные порядки, во владение мирян переходили огромные земельные богатства и другое имущество католической церкви. Благодаря этому укреплялись позиции светской власти, дворянства, бюргерства. В целом, в европейском масштабе, Реформация нанесла сильный удар по римско-католической церкви как одному из главных устоев феодальной системы, сломила монополию католицизма в духовной жизни общества, оказала большое воздействие на развитие культуры, образования, политико-правовой мысли.

Основные причины Реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств с сильной королевской властью резко ограничило политическую роль папства. Развитие гуманизма, научных знаний, светской культуры подорвало духовный контроль церкви над обществом. Она, однако, не отказалась от своих претензий и привилегий, по-прежнему оставалась крупнейшим феодальным землевладельцем и в то же время умело усовершенствовала систему своих денежных поборов. Особое возмущение политика церкви вызывала в раздробленной Германии, где опорой папства были духовные княжества. Именно эта страна стала главным средоточием антиримского движения.

В октябре 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) в 95 тезисах против индульгенций подверг резкой критике церковную торговлю «отпущением грехов» и ее догматические основы. Выступление Лютера получила широкий общественный отклик, стало началом Реформации. Важнейшую роль в развитии реформационного движения сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католической догме, спасение души человека невозможно без посредничества церкви между ним и Богом; отсюда особый статус духовенства, отличный от положения мирян, и значение «добрых дел» человека, его «заслуг» перед Богом, к числу которых церковь относила послушное выполнение всех установленных ею обрядов. Главный принцип Лютера иной - «спасение верой», она же даруется человеку не по его «заслугам», а лишь милостью Божьей. Утверждая глубоко личное отношение человека к Богу, не требующее никаких посредников, Лютер отвергал тем самым существование всей гигантской иерархии католической церкви, равно как и ее пышный и дорогостоящий культ. Обосновывая свое учение о «спасении верой» текстами Священного писания, Лютер настаивал, что оно является единственным авторитетом в делах веры, и тем самым перечеркивал обязательный для католиков второй авторитет - «священного предания», т. е. многовековых установлений пап и соборов, на которых основывались привилегии церкви и особый вид права, регулировавшего ее деятельность.

Пересмотрев церковное учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь два из них - крещение и причащение. Он развивал идеи секуляризации церковных имуществ, роспуска монашеских орденов, отказа от культа святых, икон, мощей и реликвий, от богослужения на непонятном народу латинском языке, от паломничеств к святым местам. Четко разграничивая внутреннюю, духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка, Лютер считал последний сферой действия светской власти и требовал от верующих покорности ей.

Позиция Лютера, которая предполагала переустройство церкви на новых основаниях, не совместимых с ее прежними порядками, не затрагивала существующие политические и социальные структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего большинства бюргерства. Представления наиболее радикальной части крестьянства и плебейских масс выразил другой деятель Реформации - крупнейший из немецких идеологов ее народного течения Томас Мюнцер (см. Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.). Он верил в возможность мирного преобразования существующих порядков в царство равенства и справедливости, но под влиянием событий Крестьянской войны и преследования властями инакомыслящих обратился к пропаганде свержения силой господ и тиранов, перехода полновластия к простому народу. Лютер, напротив, резко осудил повстанцев и Мюнцера как мятежников, закрепив свой союз с князьями и городскими магистратами.

К концу 1520-х гг. лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 г. навязать восстановление католического порядка привела к сплочению и коллективному протесту сторонников реформированной церкви. За ними закрепилось название «протестанты», позже распространенное и на поборников других направлений Реформации. В 1555 г. в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось добиться по Аугсбургскому миру официального признания своих прав на основе принципа «чья власть, того и вера».

Второй крупный центр Реформации образовался в Швейцарии. Здесь выразителем еще одной разновидности бюргерской Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484-1531). В отличие от Лютера он был решительным сторонником республиканских идеалов, обличителем «тирании» монархов и князей. Цюрихская община стала сама выбирать своих пасторов так же, как и магистрат. Цвинглианство распространилось в ряде городских округов Швейцарии и до гибели Цвингли в военном конфликте с католиками успешно соперничало с лютеранством во влиянии на города Южной Германии.

Систематизацию опыта Реформации на основе собственного учения провел в своем главном труде «Наставление в христианской вере» француз Жан Кальвин (1509-1564), обосновавшийся в Женеве. Одно из главных мест в его теологии занимало учение «О двойном предопределении». Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира Бог заранее предначертал каждому его участь: одним - вечное проклятие, другим, избранным, - вечное блаженство. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях, это Божий знак, что он верно исполняет свое «призвание». Кальвин, таким образом, обосновывал религиозно-нравственные стимулы активности человека, что способствовало развитию личности нового типа, готовой к энергичной жизненной борьбе, в том числе к предпринимательству. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Еще резче, чем Цвингли, он отстаивал право общины на сопротивление тирании, наилучшим строем считал олигархическую республику. Для судеб Реформации большое значение имело введенное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличное от католической иерархии. Община избирала и контролировала своих руководителей, обязанности которых - пастырские и хозяйственные - были четко обозначены Кальвином.

К этому времени Реформация уже добилась значительных успехов не только в Германии и Швейцарии. В 1536 г. Реформация на лютеранский лад, с конфискацией земель церкви и монастырей, была проведена в Дании королем, который стал главой реформированной церкви и назначил угодную ему новую церковную администрацию. Затем «Реформация по-датски» была проведена в Норвегии, где ее навязали населению, довершив подчинение страны датчанам. То же произошло и в Исландии. В 1527-1544 гг. Реформация победила в Швеции, где сохранились епископы, но высшим из них был объявлен король, остальные должны были давать отныне присягу ему, а не папе. В Финляндии, входившей в Шведское королевство, Реформация тоже была проведена «сверху».

Подчинение церкви верховенству короля произошло по специальному акту в 1534 г. в Англии. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным и чиновному дворянству. Культ и догматика в новой церкви, названной англиканской, остались прежними, но назначал епископов король, с зависимостью от папства было покончено. В дальнейшей истории страны все более важную роль играл кальвинизм в его различных разновидностях. Под его идейными знаменами в 17 в. свершилась Английская революция.

В Нидерландах кальвинизм вдохновлял сторонников независимости страны, восемь десятилетий сражавшихся против испанского ига и создавших республику Соединенных провинций, победившую в этой борьбе.

Реформационное движение сыграло также важную роль во Франции, особенно в период гражданских войн 16 в., в Чехии, Венгрии, Польше, даже в Италии, цитадели католицизма, но во всех этих странах в конечном счете восторжествовали силы контрреформации. Противоречия между государствами, принявшими протестантизм, и теми, которые сохраняли верность католицизму, стали одной из причин Тридцатилетней войны.

Loading...Loading...