Православный собор в стамбуле. Экскурсия в Стамбуле: По христианским святыням Стамбула

Константинопольская православная церковь или Вселенский патриархат в Стамбуле - это первая автокефальная православная Церковь. В греческой литературе именуется Великой Церковью Христовой.
Христианство в Малой Азии распространялось благодаря апостолам Андрею Первозванному, Павлу, Филиппу, Иоанну Богослову и их благовестническим трудам.
Собственно история Константинопольской православной церкви начинается с 330 года, когда на ее месте сначала находилось древнее селение Византии, а затем был основан город Константинополь. Так как городу суждено было стать столицей Византийской империи, значение Константинопольской кафедры начало возрастать. Со временем она заняла первое место по чести среди остальных Православных Церквей в округе, даже, несмотря на то, что уступала по древности многим из них.
Вселенский патриархат в Стамбуле занимали великие святители и вселенские учители, среди которых были святой Григорий Богослов (389 год) и святой Иоанн Златоуст (407 год). Их творения даже сегодня все еще являются неисчерпаемым источником богословской мудрости и церковного учительства.
Юрисдикция Константинопольской православной церкви распространяется на каноническую территорию Турции, куда входят 30 духовных школ, 10 монастырей и 6 епархий, а также ряд епархий Греции, стран Западной Европы, Америки, Австралии и Новой Зеландии и Святая Гора Афон. Предстоятель - Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. Резиденция Предстоятеля располагается в Куопио.
В наше время Константинопольскую православную церковь в Стамбуле возглавляет 232-й Патриарх Константинопольский Архондонис или Варфоломей. Он родился в Турции на острове Имврос 12 марта 1940 года. 25 декабря 1973 года ему присвоили титул митрополита Филадельфийского. В течение 18 лет управлял Патриаршим кабинетом.
Его избрание Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви проходило 22 октября 1991 года. Чин интронизации был совершен 2 ноября 1991 года.
Ему был присвоен Титул Предстоятеля «Святейшего Архиепископа Константинополя».
Патриаршая резиденция находится в районе Константинополя в Фанаре.
Константинопольская православная церковь имеет сложную и весьма разветвленную структуру. Частично она находится на своей канонической территории - в Турции, а частично в Греции, но однозначно большая ее часть рассеяна за пределами страны. В Турции сегодня насчитывается около 3000 православных - в основном это греки старшего поколения.

Показать больше

Храм Христа в Хоре - один из немногих храмом в Стамбуле, где можно представить себе былое богатство внутреннего убранства православных святынь ушедшего Константинополя.

Константинополь постоянно был под угрозой вторжения, и императоры перенесли свой дворец из центра города во Влахерну, в более безопасное место. Здесь был построен новый дворец. В храме Христа Спасителя в Хоре хранились самые важные реликвии, снесенные сюда для сохранности из всех храмов города.

В первых двух десятилетиях XIV века императорский советник Феодор Метохит выделил большую сумму денег на ремонт церкви. Тогда она и приобрела нынешний вид, сохранившийся до наших дней практически без изменений. При этом с запада к храму был пристроен внешний нартекс, а с юга - галерея парэклессиона. Чиновник, поэт и астроном Метохит заказал строителям покрыть стены храма чудесными мозаиками.

Основное здание храма было построено на месте старого, в 1077–1081 годах по заказу Марии Дуканы, тещи императора Алексея I Комнина. Интересно, что такое утонченное здание было создано на закате Византийской империи, а не в пору ее расцвета.

Посетив церковь Христа Спасителя в Полях можно увидеть истоки мозаичного и иконописного искусства, которое, после гибели Византии, развивалось в России.

Фрески и мозаики XIV века, которые находятся в Церкви Христа Спасителя в Полях, считаются византийскими эталонами этого искусства. Эти настенные росписи и мозаики, завораживая туристов своим изяществом, появились в храме между 1315 и 1321 годами, когда он был реконструирован благодаря покровительству византийского поэта Феодора Метокхитеса.

Посетив эту сокровищницу византийского искусства, сможете себе представить, какое великолепие было внутри христианской святыни.

Не смотря на то, что сегодня Стамбул является одним из оживлённых центров мусульманского мира, для всех православных христиан он был и остается колыбелью православия, городом, от которого пришло на Русь православие, а после падения Византии именно Русь стала правопреемником центра православия в мире.

Именно поэтому в Стамбуле с уважением чтят православные святыни, бережно относятся к их истории. Мы с удовольствием приглашаем Вас на экскурсию по православным святыням Стамбула.

Множество церквей, которыми славилась Византийская империя, украшают землю и сегодня, хотя многие из них стали с тех пор мечетями.

Яркий тому пример – Собор Святой Софии в Стамбуле, который изначально был построен как православный храм, а после стал мечетью сегодня Собор Святой Софии – это музей, который входит в число самых потрясающих шедевров средневекового зодчества. Софийские храмы в Новгороде и Киеве строились по образцу этого величественного собора.

После того, как Константинополь пал перед султаном Мехмедом Вторым, Святая София стала мечетью, и в эту главную мечеть Османской столицы почти пять веков подряд стекались со всех уголков государства верующие.

Еще одна православная святыня Стамбула – это церковь Святой Ирины, которая была построена еще в четвертом веке на месте храма Афродиты. Примечательно это место тем, что Первый в истории мира Вселенский Собор прошел именно здесь. Здание церкви сохранилось до сих пор, причём практически в том же самом виде, в каком и было построено. Это уникальное архитектурное сооружение, аналогов которому в мире нет.

В современном Стамбуле действует церковь Влахернской Богородицы, построенная в пятом веке – знаковое для всех православных христиан сооружение. Дело в том, что церковь была возведена над источником, который обладал уникальными целебными свойствами. Кроме того, именно в этой церкви хранились часть пояса Пресвятой Богородицы, риза и головное покрывало.

Это всего лишь часть того православного наследия, которое досталось Стамбулу от Константинополя. Приглашаем Вас увидеть воочию эти святые места.

  • Стоимость сопровождения гида во время экскурсии для группы до 4-х человек — 150$
  • Входные билеты, еда и напитки оплачиваются ОТДЕЛЬНО
  • Стоимость для групп побольше(поменьше) просим уточнять отдельно

Стамбул – это место, откуда берет свои истоки мировое христианство. Более того, именно отсюда пошло по земле православие, и на территории Стамбула есть очень много святых для любого православного христианина мест. Одной из таких святынь можно назвать и церковь Балыклы,…

Стамбул познакомился с христианством в IV веке. До этого в городе доминировал паганизм. Первые христианские церкви в Стамбуле- Хаварию, Айя - София и церковь Святой Ирины. До покорения города османами в Стамбуле были построены церкви относящиеся к разным конфессиями и течениям: несторианское, монофизитское, католическое, православное, сирийское, грегорианское, кельтское, доминиканское и францисканское. Кроме того, многие народы имели свои церкви - греки, армяне, латиняне, генуэзцы.

Армянская патриархия
Армянская патриархия в Стамбуле - это один из четырех иерархических центров армянской церкви (другие три находятся в Ереване, Бейруте и Иерусалиме). Первый стамбульский патриарх Иоахим I занимал высший священный пост во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. С 1641 года центральная церковь Святой Девы Марии и деревянное здание патриархии находятся в порту Констанкалион, что в наши дни относится к району Кумкапы.
Патриархия расположена в 20 минутах ходьбы от храма Айя-Софии, мечети Султана Ахмеда и дворца Толкапы. В 2001 году все армяне мира и Стамбула отмечали 450 годовщину основания Армянской Патриархии.
Католическая церковь Святого Антония из Падуи
Церковь Святого Антония, находящаяся на проспекте Истикляль в Бейоглу, является творением рук архитектора Джулио Монгери. Строительство церкви длилось шесть лет и закончилось в 191 2 году.
Церковь, являющаяся одной из самых крупных в Стамбуле, имеет самый обширный католический приход. Церковь, построенная из красного кирпича, является ярким примером неоготического архитектурного стиля.
Церковь Святого Георгия Греческой православной Патриархии
Греческая православная Патриархия находится во дворе церкви, расположенной в районе Фенер. Патриархия былапереведена в церковьСв.Георгия, ранее использовавшуюся, как монастырь, в 1602 году.
Церковь сильно пострадала время пожара в 1941 году и еще неоднократно в последующие годы. Последние реставрационные работы закончились в 1991году. Церковь известна своими бесценными реликвиями: Патриарший трон, предположительно датированный V веком; тримозаичные иконы, практически не имеющие аналогов в мире; колонна, к которой, по поверью, был привязан Иисус подвергшийся истязаниям; гробы трех святых – это лишь немногое, чем славится церковь.
Синагога Неве Шалом
Синагога Неве Шалом, название которой в переводе с иврита означает «Оазис Мира», сходится на проспекте Вьюк Хендек, в Бейоглу -Куледиби. Под синагогу был переделан спортивный зал ной из еврейских начальных школ. Однако, поскольку не были получены необходимые разрешения, синагога оставалась недействующей до 1949 года.Проект синагоги был подготовлен двумя евреями, выпускниками Стамбульского технического университета Элио Вентураи и Бернардом Мотола. Синагога была открыта для служб в 1951 году. Наиболее впечатляющими деталями внутреннего убранства являются, подвешенная к куполу, восьмитонная люстра, витражи из стекла, специально привезенного из Англии и мраморные разделяющие перегородки.
Армянская Православная церковь Сурп Киркор Лусарович
Церковь, расположенная по адресу улица Сакызджылар, № 3 в Каракёй, является самой старой армянской церковью города (построенав 1431 году). Киркор Лусарович, одна из нескольких церквей, построенных в Республиканский период, со своим куполом конической формы, занимает особое место среди Армянских церквей города. В Стамбуле очень мало церквей, имеющих купол подобной формы. Колокольня, построенная у входа церковь, отражает классический армянский архитектурный стиль. Интерьер украшен плиткой, оставшейся от древней разрушенной церкви. Также в декорациях использованы несколько картин. Внутреннее освещение, как принято в армянских церквях, слабое и поддерживается несколькими узкими окошками.
Церковь Святого Стефана - «Железная Церковь»
Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотого Рога морским путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять. Церковь является творением известного архитектора того времени - Азнавура. Церковь была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, расположенной на Ц холмах Балат, и, по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени и расположением на берегу бухты Золотого Рога.
Собор Сакызагаджы Сурп Асдвазазин
Армянская церковь, расположенная в районе Бешикташ - Сакызагаджи, была построена в 1866 году. Помимо основного алтаря, посвященного Святой Деве Марии, в церкви имеются еще четыре алтаря, расписанных римскими мастерами. Несмотря на то, что приделы церкви сильно пострадали во время большого пожара Перы в 1870 году, главное здание практически не понесло ущерба.
Церковь Ортакёй Сурп Киркор Лусарович
Строительство армянской католической церкви было начато в 1837 году и закончено в 1838 году и обошлось в 961 золотую лиру. Архитектура церкви частично напоминает римские базилики. Церковь состоит из одной центральной секции и двух коридоров. Высокие и украшенные потолки поддерживаются восьмью колоннами, расположенными по центру. На главном алтаре изображение Святого Киркора Лусаровича, крестящего армянского короля Диртата II. Помимо главного, в церкви находятся еще четыре алтаря.
Церковь Святого Пьера
Доминиканским священникам пришлось перенести свою церковь на ее нынешнее место Галатской башней, поскольку, первоначальная церковь была переделана в мечеть. Нынешнее здание было построено в 1841 году братьями Фоссати, архитекторами итало- швейцарского происхождения, известными участием в реставрационных работах Айя-Софии. Задняя часть церкви встроена в древние генуэзские городские стены.
Основными прихожанами, до недавнего времени, являлись члены небольшой мальтийской общины в Стамбуле. Главная реликвия церкви- икона Святой Девы Марии, покровительницы Византии, хранящаяся в серебренной чаще. На заднем дворе расположены пристройки и здание монастыря, выполненные как и церковь, в итальянском стиле. На улице, позади церкви можно увидеть две башни генуэзских стен. Для того чтобы попасть в церковь, необходимо было пройти через внутренний двор, поскольку по Османским законам фасад здания не мог выходить на улицу. Все посетители должны были позвонить в колокольчик, чтобы попасть вовнутрь.
Церковь построена в стиле базилики с четырехсторонним алтарём. Купол, небесного цвета, находящийся над хоровой сценой, украшен позолотой.
Церковь Святой Ирины
Церковь Святой Ирины или «Священная Церковь Мира», находящаяся в первом авлу дворца Топкапы, была построена в IV веке и является самой старой церковью Стамбула. За 740 лет своего существования церковь приобрела свой нынешний вид. Во времена Османской Империи церковь использовалась в качестве склада оружия и боеприпасов. После реставрации в церкви проводятся культурные мероприятия и выставки.

December 9th, 2013

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Loading...Loading...