Праздники и традиции в живописи (святки - славянский карнавал!).

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Колядки на Рождество. Фотография: О. Левченко / фотобанк «Лори»

С вятки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января - тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров - времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много - ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

Народные святочные гулянья в музее деревянного зодчества «Витославлицы», Великий Новгород. Фотография: С. Холявчук / ИТАР–ТАСС

Рождественские колядки в Ивановской области. Фотография: В. Смирнов / ИТАР–ТАСС

Запеченный молочный поросенок с кашей. Фотография: Н. Лисовская / фотобанк «Лори»

«В Рязанской губернии ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она-то несла кошель для пирожного сбора; она-то предводила толпу и распоряжалась дележом сбора».

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

За угощение, благодарили:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Святочные гадания. Фото: В. Прокофьев / ИТАР-ТАСС

Деревенское гадание "на курицу". "Святки в Витославлицах" прошли на территории музея деревянного зодчества под Великим Новгородом. Фото: В. Малыгина (ИТАР-ТАСС)

Рождественские народные гуляния, вновь ставшие традиционными, прошли на подворье Федоровского городка (на снимке) в Царском Селе. Фото: Ю. Белинского / ИТАР-ТАСС

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено - это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое - плохим. Если полено толстое - муж будет богатым, а тоненькое - бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью... петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну - муж будет богатым, если к воде - пьющим, к деньгам - будет заядлым игроком, а если к золе - курящим.

Обращение к теме святок-колядок, которые обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробная история праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

Михайло Мороз Колядки.

Трутовский Константин Александрович (1826-1893) Колядки в Малороссии 1864 г.

Чумаков-Орлеанский Владимир Викторович (род. 1962) Коляда.

Истоки

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Пимоненко Николай Корнильевич (1862-1912) Колядки 1880-е г.

Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

Марина Яндоленко Колядки 2008 г.

Церковь о святках

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые. 1867 г.

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые. 1872 г.

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые.

Святки

Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

Честняков (Самуилов) Ефим Васильевич (1874-1961) Коляда (фрагмент).

Зеленченко Татьяна Борисовна (Украина, род. 1951) Меланка.

Справка:
Щедрый вечер (по-украински Щедрий Вечір, по-белоруски Шчодрык, по-русски Васильев вечер) - народный праздник украинцев, белорусов и южнорусского населения, пограничного с украинцами. Это вечер в канун Старого Нового года. Празднование его происходит от древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю - это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки). Миланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василиём-Луной известить хозяев о будущих торжествах и погостить, в народе так и называется - гостины Меланки. В украинской народной традиции оба праздника объединились в Щедрый вечер, или праздник Меланки.

Колядки

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
В нашем понимании, колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку - «красным солнцем», детей их - « чистыми звездами».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Сычков Федот Васильевич (1870-1958) Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

Обычаи

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Константин Прусов Коляды. 2010 г.

Швецова Анастасия Анатольевна (род. 1982) Колядки 2010 г.

Хулиганство, освященное традицией

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Горелов Гавриил Никитич (1880-1966) Ряженые в деревне. 1906 г.

Иван Лысенко Коляда.

Традиции святок на Руси

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея. После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласила императорская грамота.
Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

Новое рождение старых традиций

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в котором он живет.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим Ореханов

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Фото: Нижегородский художественный музей

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836

Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е

Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888

Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музей

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842

Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.

В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.


Святочные гадания. Картины русских художников.

Стремление людей заглянуть в будущее уходит своими корнями глубоко в древность. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней археологические артефакты Древнего Египта, Греции, Халдеи, Древнего Рима. Даже в священном писании - Библии неоднократно упоминается о гадании. Среди славянских племен предсказание будущего всегда было в ведении жрецов, знахарей, ворожей, кудесников и колдунов. Но по народным поверьям существуют такие дни в году, в которые каждый, кто отважится вступить в контакт с потусторонними силами, может увидеть наперед свою судьбу.


К. Маковский. Святочные гадания.
На Руси в древние времена святочные гадания особо получили свое распространение в эпоху "теремного затворничества", когда длинными морозными вечерами боярыни и боярышни, сенные девки, коротая время, пытались заглянуть в судьбоносное будущее. Ожидая замужества, каждая пытались хотя бы при помощи нечистой силы узнать, кого судьба пошлет ей в мужья, и какова жизнь ожидает ее впереди с этим будущим мужем.

И как бы ни осуждала церковь эти ритуалы, настаивая на том, что гадание дело - нечистое, искоренить этот обычай было невозможно.

">


К. Маковский. Святочные гадания. (Фрагмент).
Все таинства гадания проводились под покровом ночи, ближе к полуночи. И наиболее вещим оно считалось в святочные вечера, в ночь под Новый год и под Крещение. Тысячи лет гадали девушки и женщины на будущее, на суженых, на урожай, на исход дел, используя при этом различные магические предметы и разные способы, передавали из поколения в поколение этот ритуальный обычай. Святки являлись наиболее переломным, наиболее опасным периодом, когда нечисть особенно была сильна.


Художник Константин Трутовский. Святочные гуляния.
Святочные вечера на Руси начинались сразу после Рождества и продолжались до самого Крещения, отмечавшегося 19 января по новому стилю. И хотя они расположены между двумя великими христианскими праздниками, их история возникновения своими корнями уходит далеко в языческое прошлое славянского народа. В период зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь и самый короткий день в году, издревле праздновался древними славянами как день рождения солнца.


Коляда
А солеце всегда считалось светилом, управляющим божьим днем, от которого полностью зависел и будущий урожай, и приплод скота, и плодородие земли-матушки, а значит - благосостояние людей.

В эти дни считалось самое время подумать о будущем - и не только урожае, но и о личной жизни. Для привлечения удачи были заведены традиционные гулянья, веселые розыгрыши, игры, пляски и сборища. С течением времени все святочные сюжетные игры и песни, первоначально имевшие в своей основании магический смысл, стали лишь развлечением.


Художник Константин Коровин. Святочные гуляния.

Страшные гадания на Руси
Издавна считалось, что святые дни - святки, делятся на два периода: с 7 по 13 января - святые вечера, а с 14 по 19 января - страшные.

Страшным таинство гадания считалось по причине того, что в процессе был задействован потусторонний мир, и у нечистой силы появлялась реальная возможность забрать гадающего на тот свет. Такие гадания, уходящие корнями в языческую древность, были широко распространены в России еще столетие тому назад. Проводились они, когда старый год заканчивался и начинался новый, то есть в "переходной период", где новое еще не вступило, а старое еще не сдало свои полномочия.

Для проведения таких ритуалов, как правило, подбирались и соответствующие места - это и перекресток дорог, и прорубь, и баня, и овин. Одним словом, там где скапливалась нечисть. Исходя из этого, в таких ритуалах участвовали лишь отважные и решительные девушки. И отправляясь в такие места обязательно брали с собой металлические предметы - нож, кочергу, сковороду, считавшимися оберегом от нечистой силы.


Художник Ю.Сергеев. У гадалки. Святки.
Как правило, такие гадания проводились под присмотром старшей опытной женщины, которая и вызывала на контакт нечистую силу с таким призывом: "Отступитесь, ангелы! Приступитесь дьяволы! Собирайтесь черти, большие и малые, изо всех болот и омутов и расскажите как год проживет...",- и называла имя девицы, на которую ворожили.


Художник Ю.Сергеев. Гадание на картах. Святки.
Кроме того эта женщина должна была присматривать за девушками, чтобы вовремя принять меры по их защите, а также ввести и вывести из состояния прострации.


Художник А.Новоскольцев. Светлана.
Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок


Художник К.Брюллов. Гадающая Светлана.
А еще было гадание основанное на слушании, когда девица в полночь шла к проруби или на перекресток и прислушивалась к звукам, разносящимся по деревне. Звон колокольчика или праздничное пение было предвестником скорого замужества. Лай собаки, также предвещающий брак, рассматривался еще и в разных аспектах: из какого края деревни будет жених, какой у него будет характер и какого он будет возраста. А вот самым плохими предзнаменованием считался стук топора и звук хлопающих досок, что было к смерти.


Художник Ю.Сергеев. Гадание на суженого. Святки.
Отчаянные девицы ходили в одиночку в баню и, гадая на суженого, должны были ощутить чье-то прикосновение. Если таково случалось, значит быть в этом году девице замужем, а нет - сидеть в девках еще год. К тому же, если по ощущению рука была гладкой, то жених будет бедняком, ежели мохнатой - богатым.


Художник Ю.Сергеев. Ночное гадание. Святки.
Иногда при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть нечистую силу, появившуюся в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка сильно сжимала птицу и та издавала крик.


Художник О.Кипренский.Святки.
Рождественские и святочные гадания перед Крещением остаются популярным обычаем и в наши дни. Незамужние девушки по- прежнему хотят заглянуть в будущее и узнать о своем суженом, используя при этом, возможно не такие экстримальные методы гадания нежели раньше. В ход идут кофейная гуща и карты таро, воск и кольца, спички и башмаки, а так же спиритические сеансы.


Художник С.Кодин. Святочное гадание.

Loading...Loading...